Главная · Запор · Медицинская эстетика ее структура. Лекция «эстетика в ортопедической стоматологии. Кафедра ортопедической стоматологии

Медицинская эстетика ее структура. Лекция «эстетика в ортопедической стоматологии. Кафедра ортопедической стоматологии

Ортопедическая стоматология, в первую
очередь, ставит перед собой задачу полного
восстановления жевательной функции у
пациентов. Однако, не менее важным для
врача стоматолога-ортопеда является и
эстетический аспект протезирования, в
частности, когда речь идет о реставрации
передних зубов.

В последнее время значительно возросли требования
пациентов к эстетической стороне протезирования.
Поэтому так важно сегодня врачу-ортопеду иметь
необходимые знания по эстетике, художественный
вкус и навыки скульптора и художника. Необходимо
остановиться на вопросах эстетики в
ортопедической стоматологии.
Эстетика – наука о закономерностях
эстетического освоения человеком мира, о сущности
и формах творчества по законам красоты. Как наука
эстетика изучает сейчас все сферы эстетического
освоения деятельности, касается любой творческой
деятельности людей.

Эстетика протезирования
Сейчас проблема эстетики протезирования является
одной из главных в ортопедической стоматологии.
Она включает:
1) исследование типов лица, формы, размеров и цвета
зубов, зубных рядов и их
взаимоотношение с окружающими тканями,
обеспечивает эстетичный оптимум (эстетика лица);
2) эстетику протеза за счет использования
современных технологий изготовления и материалов;
3) изучение типичных индивидуальных изменений,
возникающих с возрастом, в случае аномалий,
разрушение зубных рядов и другой патологии;
4) разработку методов устранения нарушений
эстетических норм лица;

Для стоматолога- ортопеда каноном является ортогнатический
прикус и все его признаки – зубные, мышечные, суставные,
включая и конфигурацию лица в фас и в профиль, характерную для
ортогнатического прикуса. Знание признаков ортогнатического
прикуса помогает создать «идеальную», а вернее, среднюю,
наиболее часто встречающуюся форму зубочелюстной системы. Но
этого мало, необходимо также найти признаки, присущие только
данному человеку, т.е. воспроизвести индивидуальное.
Восстановление индивидуальных черт лица помогает изучение
фотографий, сделанных до потери зубов; измерения на лице с
использованием относительно постоянных анатомических
ориентиров на костях и мягких тканях лица.
Важным, определяющим эффективность протезов в эстетическом и
в не меньшей степени фонетическом отношении, являются
моделирование, изготовление, подбор и постановка фронтальных
зубов.

Общие положения о эстетической гармонии формы, лежащей в
основе постановки зубов.
1. В основе постановки зубов должен лежать принцип
гармоничного сочетания формы отдельных элементов
зубочелюстной системы и эффективного гармоничного
функционирования.
2. Гармоничные формы зубов не отвлекают внимания и не портят
общего впечатления от лица, а находятся в соответствии с его
характером, конфигурацией и чертами.
3. Отсутствие гармонии означает прежде всего нарушение
соответствия протезов анатомическим пропорциям лица и головы
в целом, а также невозможность нормального функционирования
зубочелюстной системы.
Общие положения о гармонии формы и функции могут быть
использованы не только при выборе и постановке искусственных
зубов, но и при изготовлении других конструкций несъемных
зубных протезов.

Для более качественного изготовления протезов с точки зрения
эстетики существуют определенные анатомические ориентиры, знание
которых облегчат врачу-ортопеду задачу изготовления полноценных
протезов.
1. Ширина рта в покое соответствует ширине зубной дуги 6 передних
верхних зубов.
2. Высота верхней губы соответствует высоте зубоальвеолярного
комплекса верхней челюсти
3. Высота нижней губа соответствует высоте зубоальвеолярного
комплекса нижней челюсти.
4. Длина крыла носа в два раза меньше высоты лба; в два раза меньше
высоты носа и в два раза меньше нижней трети лица
5. Длина крыла носа в два раза меньше ширины рта и в два раза меньше
высоты уха.
6. Длина крыла носа равна длине глаза и в четыре раза меньше
наибольшей ширины лба.
7. Длина глаза равна ширине зубной дуги 4 верхних резцов и высоте
верхней губы в покое.
8. Длина глаза равна ширине уха и в два раза меньше высоты уха.
9. Высота уха равна высоте верхней и средней трети лица.
10. Высота уха равна нижней трети лица и укладывается в высоте лица
три раза.
11. Высота уха равна ширине рта и в два раза меньше наибольшей
лобной ширины.

В гармоничном лице можно распознать определенные
линии, которые обеспечивают правильную геометрию
лица. Зрачковая линия проходит через центры зрачков и,
если она параллельна горизонтальной плоскости,
является наиболее подходящим ориентиром для
построения окклюзионной плоскости в области резцов.
Как правило, ей параллельны следующие линии:
надбровная (офриальная), резцовая (проходящая по
нижнему краю верхних резцов), межуголковая
(соединяющая углы рта). Срединная линия - проходит
через глабеллу, кончик носа, фильтрум и кончик
подбородка. Средняя линия обычно перпендикулярна
межзрачковой линии, она также определяет наличие
или отсутствие симметрии между правой и левой
стороной лица.

Фронтальный анализ лица,
взаиморасположение
горизонтальных и вертикальных
линий лица, обеспечивающих
его правильную геометрию:
А - срединная линия;
В - межзрачковая линия;
С1 - граница волосистой части
головы;
С2 - надбровная линия;
С3 - под-носовая линия;
С4 - подбородочная линия;
D - линия резцов. Фото
предоставлено автором

Выделяют три разновидности улыбки:

Для резцового (A) типа улыбки
характерно обнажение только
режущего края передних верхних
зубов. Это так называемая закрытая
улыбка. Она позволяет разместить
вне зоны видимости кламмеры или
искусственную десну съемного
протеза.
При сосочковом (B) типе улыбки
обнажается вся коронка переднего
зуба, уголки рта приподняты. При
таком типе улыбки нежелательно
применение кламмер-ной системы
фиксации.
Самым неблагоприятным является
альвеолярный тип улыбки (C), так как
при этом вообще затруднено
эстетическое протезирование.

Немаловажное значение для эстетики лица имеет так
называемое щечное пространство - затемняющееся
вглубь пространство от середины клыка до угла рта.
Это темное пространство между щечной
поверхностью боковых зубов, слизистой оболочкой щек
и углами рта помогает достичь эффекта градации
при меняющемся освещении зубов. В то время как
щечное пространство уменьшает восприятие деталей,
возрастает иллюзия расстояния и глубины

ЛИЦО – типы по Бауэру.
На тип лица оказывает влияние развитость мозгового черепа, дыхательного и
жевательного аппарата или костно-мышечной системы.
Церебральный тип характеризуется сильным развитием головного мозга и
соответственно мозгового черепа. Высокий и широкий лобный отдел лица
резко преобладает над остальными, вследствие чего лицо приобретает
пирамидальную форму с основанием, направленным кверху. Мимика
церебрального типа концентрируется обычно в лобном отделе, вокруг
больших и живых глаз.
Респираторный тип характеризуется преобладающим развитием
дыхательного аппарата, в зависимости от чего лицевая часть головы, шея и
туловище приобретают ряд характерных особенностей. Благодаря сильному
развитию полости носа и ее придатков средний отдел лица сильно развит;
верхнечелюстные пазухи велики, скулы немного выступают. Лицо имеет
ромбовидную форму, нос сильно развит в длину, его спинка нередко выпукла.

Дигестивный тип характеризуется преобладающим развитием нижнего
отдела лица (жевательный тип). Верхняя и нижняя челюсти чрезмерно
развиты. Расстояние между углами нижней челюсти велико. Ветвь
нижней челюсти очень широка, массивна, ее венечный отросток короток
и широк, жевательные мышцы очень развиты. Рот окаймлен толстыми
губами. Подбородок широк и высок. Вследствие сильного развития
нижнего отдела лица при относительной узости лобной части лицо
приобретает иногда характерную форму трапеции (обратноконическое).
Мимика концентрируется преимущественно в нижнем отделе лица.
Мышечный тип - верхний и нижний отделы лица приблизительно
равны, граница волос обычно прямая, лицо квадратной формы. Хотя
исследования показывают, что строго очерченных типов лица нет и чаще
всего один тип сочетается с другим, а развитие устанавливается только
на основании преобладания в том или ином случае различных признаков,
определяющих тип лица, тем не менее в восстановительных целях
очертание лица человека может быть определено как квадратное,
коническое и обратноконическое.

Еще в 1907 г. Вильяме, исследуя черепа людей и обобщив свои наблюдения, выделил три типа зубов. Типичные признаки их чаще всего проявляются в о

Ко второму типу относятся зубы, имеющие коническую форму или форму треугольника. Линии, образующие контактные поверхности резко конвергир

К третьему типу относятся зубы, внешние контуры которых имеют овальную форму. Контактные поверхности двояковыпуклы, а все поверхности бол

Замечено, что красивая и здоровая улыбка оказывает
благоприятное влияние не только на общее здоровье пациента, но
и на его настроение, психологический статус, успешность, как в
личной, так и общественной жизни. Восстановление функции –
жевания, дикции - далеко не все, что сегодня является
потребностью пациентов. Эстетический аспект лечения все чаще
становится главной характеристикой, требуемой пациентами, и
отличает качественное стоматологическое лечение от
посредственного.
Виниры, вкладки, коронки, выполненные с применением
керамических материалов и современных компьютерных систем
проектирования, позволяют получать эстетически неотличимые
от естественных зубов результаты.

Современная ортопедическая стоматология позволяет
получить положительные результаты там, где другие
методы лечения неэффективны или приводят к
недолговечным или нестабильным результатам. Пример –
восстановление, коррекция формы, изменение цвета с
применением пломбировочного материала при разрушении
зуба более чем на 40%. В этом случае без услуг ортопеда не
обойтись: риски разрушения терапевтического
восстановления зубов слишком значительны.
Коронки, вкладки, съемное и несъемное протезирование,
использование искусственных корней – имплантатов – весь
этот широкий спектр стоматологических аппаратов позволяет
стоматологам - ортопедам получать качественные, эстетически
безупречные работы почти во всех случаях.

n эстетика - это философская наука об общих принципах творчества по законам красоты. Предмет медицинской эстетики охватывает закономерности строения человеческого тела, пространственную организацию частей тела, их соразмерность в покое и динамике, цветовую гармонию, вопросы симметрии, возрастные изменения и т. д.

Оценка формы и размеров головы, лица и зубов n Фронтальное и боковое обследования, включающие анализ расположения глаз, носа, подбородка и губ, позволяют определить референтные точки, которые очень важны в эстетической реабилитации. Внешний осмотр начинают с оценки формы лица. Для определения соотношения участков черепа предложены индексы, по величине которых различают типы головы и лица. Форму головы можно определить по формуле: n Широкая часть головы ÷ Длинная часть головы × 100.

между лбом и носом; prn проназале, наиболее выступающая вперед точка носа; sn - подносо-вая точка; st - стомион, точка пересечения линии смыкания губ со срединно-сагиттальной плоскостью; gn - гнатион, наиболее выступающая точка подбородка

Считается, что при показателе: n до 75, 9 - голова долихоцефалическая; n от 76 до 80, 9 - мезоцефалическая; n от 81 до 85, 4 - брахицефалическая; n от 85, 5 и более - гипербрахиоцефалическая.

Архитектоника лица человека зависит от следующих моментов: n высоты лица (удлиненный, средний, укороченный тип); n ориентации челюстей в пространстве; n величины угла нижней челюсти.

n В зависимости от этого выделяют синдром удлиненного лица. У пациентов этой группы высота лица увеличена, развернут угол нижней челюсти, увеличен угол между основанием челюстей и основанием черепа. Взаимоотношение зубных рядов может быть различным. Зубное пространство в состоянии покоя минимально или равно нулю. Вторая группа больных представляет синдром укороченного лица. Высота лица у них уменьшена, угол наклона нижней челюсти приближается к 90°, основания челюстей и основание черепа параллельны. Межзубной промежуток равен 6 мм и более. Третью группу составляют пациенты с правильным лицом. Все антропометрические и телерентгенографические данные у них средние.

Для определения соотношения участков черепа Гарсон (1910) предложил индексы, по величине которых различают типы головы и лица. Морфологический индекс формы лица можно определить по формуле: Морфологическая высота лица ÷ Наибольшая скуловая ширина × 100. По морфологическому индексу лица изначально выделяют 5 его типов: n до 78, 9 - очень широкое лицо; n 79, 0 -83, 9 - широкое лицо; n 84, 0 -87, 9 - среднее лицо; n 88, 0 -92, 9 - узкое лицо; n 93, 0 и выше - очень узкое лицо.

Степень развития мозгового черепа, жевательного и дыхательного аппарата, костно-мышечной системы формирует лицо человека, и соответственно этому Бауер выделил четыре формы лица: церебральную, респираторную, дигестив-ную (пищеварительную) и мышечную. Первые научно обоснованные описания формы лица, в связи с эстетикой зубного протезирования, встречаются в работах Вильямса (1913). Изучив большое количество черепов различных расовых групп, он установил четыре формы лица: n квадратный тип - когда боковые линии лица параллельны или почти параллельны; n треугольный тип - при более или менее остро сходящихся к нижней части лица боковых линиях; n овальный тип - с закругленными боковыми линиями; n овоидный тип - когда лицо имеет более широкие размеры под глазами, чем над ними.

Энгль (1908) ввел для оценки эстетики лица по фотографиям "линию гармонии", соединяющую наиболее выступающие точки лба глабелла (gl) и подбородка - погониум (pg). Изучая профиль лица, положение губ и носа, автор пришел к выводу, что наиболее гармоничным является лицо, когда эта линия проходит через крыло носа (рис. 5 -3, а). Кампион брал за основу мягкие ткани лба, кончик носа и подбородка (рис. 5 -3, б). Однако сегодня появились современные и точные методы определения профиля лица по профильным телерентгенограммам.

Виды профиля лица по Lowery, где n а - выпуклый; б прямой; в - вогнутый

Фронтальный анализ лица, взаиморасположение горизонтальных и вертикальных линий лица, обеспечивающих его правильную геометрию: n А - срединная линия; В межзрачковая линия; С 1 граница волосистой части головы; С 2 - надбровная линия; С 3 - под-носовая линия; С 4 - подбородочная линия; D - линия резцов. Фото предоставлено автором

n Выделяют три разновидности улыбки: резцовую, сосочковую и альвеолярную (рис. 5 -6). Для резцового типа улыбки характерно обнажение только режущего края передних верхних зубов. Это так называемая закрытая улыбка. n Она позволяет разместить вне зоны видимости кламмеры или искусственную десну съемного протеза. При со-сочковом типе улыбки обнажается вся коронка переднего зуба, уголки рта приподняты. При таком типе улыбки нежелательно применение кламмер-ной системы фиксации. Самым неблагоприятным является альвеолярный тип улыбки, так как при этом вообще затруднено эстетическое протезирование.

n Существует три типа линии улыбки - низкая, средняя и высокая ("десневая улыбка"). Немаловажное значение для эстетики лица имеет так называемое щечное пространство затемняющееся вглубь пространство от середины клыка до угла рта. Это темное пространство между щечной поверхностью боковых зубов, слизистой оболочкой щек и углами рта помогает достичь эффекта градации при меняющемся освещении зубов. В то время как щечное пространство уменьшает восприятие деталей, возрастает иллюзия расстояния и глубины (рис. 5 -7).

n Компоненты улыбки n Соответствие общих размеров зубов человека его конституционному типу и общим размерам головы. Обычно для высоких людей астеничного типа характерны длинные и узкие прямоугольные зубы; для нормостеника - зубы любой формы с незначительным преобладанием высоты над шириной; для гиперстеника - широкие зубы, чаще с признаками овальности. n Соответствие формы верхних резцов форме лица. n Ширина рта в покое и при улыбке. Если в покое расстояние между углами рта меньше расстояния между зрачками, то ширина рта считается нормальной, и при улыбке углы рта будут располагаться на одной вертикали со зрачком. При протезировании пациента необходимо учитывать видимость обнажаемых зубов при улыбке. При широкой улыбке могут быть видны кламмеры на премолярах и молярах, а также металлические зубные протезы в боковых отделах зубных рядов.

n Симметрия улыбки. n Соответствие ширины верхних передних зубов ширине рта. n Степень обнажения передних зубов. В норме нижние зубы обнажаются не более чем на 1/3 их высоты. Верхние зубы обнажаются различно. Степень обнажения зубов влияет на эстетику протезирования. Выбор метода фиксации протеза, постановки передних искусственных зубов в съемном протезе определяется степенью обнажения передних зубов. Существует четыре степени обнажения: n - коронки верхних центральных резцов обнажаются в пределах режущей трети; n - коронки этих же зубов обнажаются в пределах средней трети; n - зубы обнажаются в пределах пришеечной трети; n - обнажается альвеолярный отросток.

n Отношение верхнего зубного ряда к краю нижней губы. Наиболее красивым является такое соотношение, когда зубной ряд повторяет изгиб нижней губы. n Равномерность обнажения верхних зубов от одного угла рта к другому. n Плоскость, проходящая между верхними и нижними резцами, должна совпадать со срединной линией (эстетическим центром лица). n Ширина носа у женщин соответствует расстоянию между буграми клыков, а у мужчин - всей ширине шести верхних передних зубов. n Ширина фильтрума равна ширине двух верхних центральных резцов. n Осевой наклон передних зубов. Наилучший эстетический эффект наблюдается при величине угла 5° для 4 верхних резцов.

Компоненты "красивой улыбки" n Большое значение в формировании нормальной улыбки имеет параллельность резцовой поверхности нижнему краю красной каймы верхней губы и линии, соединяющей углы рта (рис. 5 -8). Окклюзионная плоскость в норме при сомкнутых губах расположена на уровне разреза губ и соответствует режущему краю нижних резцов.

n Моделирование формы и величины искусственных зубов не представляет больших трудностей, если имеются зубы противоположной стороны челюсти (антагонисты). Однако отсутствие всех передних зубов, наличие диастемы и трем, аномалии развития челюстей и другое делают этот процесс сложным. Для достижения хорошей эстетики с пациентом обсуждают цвет, форму, величину искусственных зубов. При согласовании эти форма и величина переносятся на постоянные зубные протезы. Величина беззубых альвеолярных отростков диктует величину искусственных зубов. Не всегда это обеспечивает гармонию лица. Для решения этой задачи применяются выразительные средства, которые должны создавать иллюзию.

n n При моделировании искусственных зубов и коронок на верхней челюсти с диастемой контактные поверхности делают более выпуклыми, увеличивают наклон зубов к средней линии, применяют более темную окраску зубов. Если пациент с широким разрезом рта и узкой верхней челюстью, то для придания иллюзии ширины челюсти оси верхних передних зубов следует расположить вертикально. Другим приемом иллюзии является наложение боковых резцов на центральные. Этим достигаются уменьшение площади обзора центральных зубов и увеличение площади более мелких боковых резцов. Прямолинейные зубы кажутся больше, овальные - меньше

n При выборе опорных зубов и вида фиксации протеза следует помнить об эстетике. Видимые при улыбке кламмеры не делают внешний вид пациентов привлекательным. Эстетическим целям лучше отвечают бескламмерные системы крепления (магнитные фиксаторы, телескопические коронки, аттачмены) или специально планируемая "косметическая" ретенция кламмеров в визуально недоступных зонах, которую можно осуществить на этапе изготовления (бюгельных) коронок.

В идеальной пропорции резцов, где форма и положение зубов оптимальны, межзубные промежутки располагаются все более апикально от средней линии до клыков. Практически все исследователи оптимальных пропорций зуба пришли к выводу, что ширина у резца составляет приблизительно 75 -80 % длины (рис. 5 -9).

n В сложных клинических ситуациях для реализации плана эстетического лечения необходимо проведение диагностического воскового моделирования. Это, в свою очередь, позволяет наглядно продемонстрировать планируемое восстановительное лечение, что особенно важно при наличии трем, диастем, скученного расположения передних зубов, рецессиях десны и т. д. Восковое моделирование позволяет определить необходимость дополнительной ортодонтической, хирургической подготовки, избирательного пришлифовывания бугров, коррекции десневого прикрепления, а также наметить схему препарирования зубов под ортопедические конструкции и выявить особенности временных коронок (рис. 5 -10).

Рис. 5 -10. Восковое моделирование зубного ряда на диагностической модели верхней челюсти (а). Пластмассовый аналог восковой композиции, полученный с помощью силиконового ключа (б)

n Характеристика зубных протезов по мере убывания их эстетических качеств: n керамические виниры; n цельнокерамические коронки из прессованной керамики; n цельнокерамические коронки с безметалловым каркасом из оксида алюминия или циркония; n металлокерамические коронки с керамическим краем (плечом) без гирлянды; n металлокерамические коронки с гирляндой.

n ОСОБЕННОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЦВЕТА ЗУБОВ n Одним из факторов, определяющих успех протезирования керамическими и металлокерамическими конструкциями, служит правильное, точное определение цвета зубов. Между тем эта процедура требует определенных знаний и навыков. Определение цвета зубов с помощью стандартной расцветки (эталона) не всегда дает реальную картину, потому что зубы, как и любое другое творение природы, очень многоцветны (мультихромны).

Виды расцветок для определения цвета зубов n Существует несколько видов расцветок - Vita, Chromascop, Vitapan 3 D Master и др. , но ни одна из них в полной мере не отображает всего многообразия цветов в живом зубе. n Возьмем за основу расцветку Vita Lumin Vacuum, Vitapan Classical фирмы "Vita" (Германия). В настоящее время она является самой распространенной. Рассмотрим ее подробнее. В вопросе определения цвета всегда нужно учитывать следующие характеристики: n окраска или тон - название цвета или сочетание цветов; n насыщенность - определяется количеством пигментов данной окраски (чем их больше, тем выше степень насыщенности); n яркость - определяется количеством серого оттенка.

n Расцветка Vita имеет четыре диапазона тонов: А, В, С, Д. При этом: А оранжево-коричневый, В - желто-оранжевый, С - серо-коричневый, Д оранжево-серый. В реальной жизни один из цветов может преобладать над другими, например А 3 с преобладанием оранжевого. Шейка натурального зуба, как правило, окрашена более интенсивно, потому что там самый тонкий слой эмали. И при определении цвета это обязательно нужно учитывать. Иногда окраска шейки зуба может находиться в тоне, отличающемся от основного. Например, основной тон может быть А, но шейка зуба может быть желтой с заходом в гамму В. n К расцветке Vita прилагается вкладыш, где цвета расцветки расставлены по степени яркости: В 1, А 1, В 2, Д 2, А 2, С 1, С 2, Д 4, А 3, Д 3, В 3, А 3. 5, В 4, С 3, А 4, С 4. Часто можно видеть зубы, имеющие тон А или В, но при этом по яркости вполне соответствующие гамме С. Другими словами, если приложить один из зубов расцветки группы С к такому зубу со сниженной яркостью, то можно увидеть, что он (зуб из расцветки) почти выделяться не будет. По яркости зубы будут идентичны, и различие лишь в окраске. Ошибка в степени яркости моментально выделяет протез в полости рта. Разница в цвете или насыщенности иногда бывает не так заметна, как ошибка в яркости.

n Эта шкала расцветок соответствует: n керамическим материалам из Вита Омега/Омега-800, Вита VMK 68/95, Вита Тиманкерамик, Вита Хай-Керам, Витадур Альфа; n искусственным пластмассовым и фарфоровым зубам Витапан. n Универсальная расцветка Chromascop фирмы Ivoclar Vivadent (Лихтенштейн) состоит из 20 цветов, которые подразделяются на 5 наглядных, съемных цветовых групп ("белый", "желтый", "светлокоричневый", "серый", "темно-коричневый"). По окончании определения основного оттенка дальнейшие операции определения цвета осуществляются лишь в рамках соответствующей группы (рис. 511).

Расцветка Vitapan 3 D Master фирмы Vita (Германия) состоит из 26 цветов, скомпонованных по яркости, насыщенности и оттенку (рис. 5 -12).

Процедура определения цвета зубов n Определяя цвет, необходимо разделить коронку зуба на 3 условные взаимно перпендикулярные горизонтальные и вертикальные плоскости. Горизонтальные плоскости следует разделить: n на пришеечную; n срединную (экваторную); n режуще-окклюзионную.

Оптимальные условия для определения цвета n Эрнст А. Хегенбарт (1993) считает, что для оптимального восприятия цвета зубов предпочтителен нейтральный дневной свет, падающий с северной стороны, он принят за стандарт. Причем уровень освещенности зуба не должен превышать 1500 лк. В соответствии с этим стандартом разработаны искусственные источники освещения для рабочих мест врача-стоматолога и зубного техника. Установлено, что гигиенический минимум естественной освещенности для помещений с длительным пребыванием людей составляет 200 лк. На определение цвета зубов также влияет цвет стен, потолка, пола и штор, мебели и т. д.

n электронные приборы для измерения цвета зубов можно разделить на спектрофотомеры, колориметры и цифровые камеры. Эти приборы отличаются размерами участка измерения, конструкцией, чувствительностью к воздействию различных факторов во время работы, устойчивостью к нежелательным воздействиям, дизайном, а также ценой.

Кафедра терапевтической стоматологии

Егоров К.А.

Введение

Эстетическая стоматология совершила свой прорыв на рынок медицинских услуг в конце ХХ века. А история зубоврачевания началась несколько тысячелетий назад. В чем причина пристального внимания современных людей к красоте лица и зубов? Существовало ли это внимание раньше? Каковы эталоны красоты в пропорциональности, принятые в эстетике лица? Изменяются ли они за человеческую историю? Попытаемся ответить на эти вопросы.

Но сначала договоримся о терминах.

Эстетика (от греч. aistheticos - чувствующий, чувственный) - философская наука, изучающая область художественной деятельности людей, а также ценностного отношения между человеком и миром. Как особая дисциплина вычленилась в Х VIII в. А.Баумгартеном, как наука «о чувственном знании»(1,5).

Стоматология - наука об органах полости рта, их строении, развитии, заболеваниях, лечении и профилактике заболеваний.

Эстетическая стоматология - область стоматологической науки, изучающая эстетику челюстно-лицевой области, ее нормы; аномалии и деформации, методы их устранения и профилактики (2). То есть, синтез отраслей стоматологии, работающих во имя красоты человеческого лица - прекраснейшего из творений природы.

II . История возникновение стоматологической эстетики

2.1. Древний мир

Понятия красоты и нормы многократно менялись за человеческую историю, да и сейчас различаются у народов, находящихся на разных ступенях развития. А вот к эстетическим манипуляциям человек тяготел, видимо всегда.

И первой такой манипуляцией было косметическое контурирование зубов, известное нам по сохранившимся останкам черепов древнейших людей. Поскольку такой инструмент, как напильник, известен человечеству с давних времен, то можно представить себе процедуру сглаживания им острых краев сломанных зубов для создания более гладкой поверхности (3)

( Рис.1 Косметическое контурирование зубов, 1 век до н.э. )

Цель этой процедуры была сугубо практическая. У народа майя, жившего 2000 лет назад зубам придавалась заостренная форма, в зубы вставлялись драгоценные камни с косметической целью.

На острове Бали женщины при достижении зрелости сошлифовывали эмаль передних зубов - так считалось красивее.

А в племени вавира в Африке мужчины заостряли зубы, повышая, по их мнению, свою привлекательность в глазах женщин (3).

2.2. Античность

В различные исторические периоды понятие о красоте менялось. Создавались новые, или совершенствовались старые каноны. Известны принципы их построения, когда за единицу измерения принимался отрезок тела от сустава до сустава или произвольно взятый сегмент (6).

По наблюдениям древних египтян в высоте человеческого тела укладывается 19 раз высота среднего Рис.2 пальца руки, из них на голову и шею приходится 3 (рис.2).

По древнегреческому скульптору Поликлету высота лица укладывается 10 раз в высоту тела. Поликлету стоматологи обязаны определением физиономической высоты лица , как расстояния от волосистой части головы до подбородка (2,6).

2.3. Эпоха Возрождения

Особенно бурный расцвет в области познания эстетики человеческого тела был характерен для эпохи Возрождения. Именно художники Ренессанса привнесли свой вклад в развитие нормальной и пластической анатомии. Работы Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Дюрера, Тициана отразили человеческое тело во всех его эстетических канонах (6).

Микеланджело открыл очень важный для стоматологии закон равенства 3-х отделов лица - лобного, носового и ротоподбородочного (рис.3).

И так, художники Возрождения дали медицине искомые пропорции тела, что особо важно для нас, стоматологов - лица.

Рис.3

Но, по-видимому, обошли стороной в своих исследованиях зубы. Судя по картинам мастеров живописи, улыбаться в то время, было не принято.

Рис.4 Рис.5 Рис.6

Средневековые красавицы никогда не улыбаются…

Да и зубоврачевание делало лишь первые шаги по исправлению эстетических недостатков. Попробуй поулыбаться, если у тебя во рту съемные протезы на пружинах Фошара!

Таким образом, практическая медицина не успевала за потребностями в эстетике.

2.4. Новое время

XIX век ознаменовался в стоматологии началом изучения норм, аномалий и деформации строения зубных рядов. В 1836 году выходит работа Кнейзеля, посвященная нарушениям прикуса. А с руководства Энгля «Аномалии окклюзии зубов» начинается эра систематизированного изучения эстетики зубов и прикуса (4).

III . ПРОПОРЦИИ ЧЛО

1. По Переверзеву В.А.

В настоящее время изучено и определено множество параметров пропорционального соотношения частей лица и элементов зубочелюстной системы. Пропорции, приведенные ниже, рекомендованы для гармоничного построения размеров коронок фронтальных зубов, что немаловажно для моделирования зубного ряда при ортопедическом и терапевтическом лечении (6,7,8).

2. Принцип «Золотого сечения»

В XIII веке итальянский математик Фибоначчи открыл правило «золотого сечения» или соотношения 1 к 1,618, магия этих чисел заключалась в том, что

0,618: 1 = 1: (1 + 0,618)

Или 1,618 х 0,618 = 1

1,618 - 0,618 = 1

С тех пор правило «золотого сечения» неоднократно применялось в исследованиях по нормальной анатомии человека. В 60-х годах прошлого века Рикеттс обнаружил, что и в стоматологии существуют «золотые пропорции» (2).

Рис.7 Пропорции золотого сечения по Фибоначчи и Рикеттсу.

Соотношение 1:1,618 прослеживается во многих параметрах зубов и зубных дуг:

1) Ширина верхнего центрального резца к ширине нижнего.

2) Последовательно (во фронтальной проекции): ширина двух нижних резцов, ширина двух верхних резцов, ширина четырех верхних резцов, расстояние между премолярами.

3) Расстояние между дистальными поверхностями нижних клыков и щечными фиссурами моляров.

4) Ширина четырех резцов нижней челюсти и 6-ти фронтальных зубов верхней.

3.1. Принципы дизайна улыбки

Развитие эстетической стоматологии заставило уделить еще более пристальное внимание дизайну зубочелюстной системы. Оказалось недостаточным знать пропорции зубов относительно элементов лица и других зубов. При реставрации зубного ряда необходимо учитывать (2,8,9):

Возраст пациента;

Пол;

Национальность, расу.

И даже можно придать реставрации черты характера пациента. Отправной точкой в дизайне улыбки являются центральные резцы верхней челюсти. Это те зубы, на которые в первую очередь бросается взгляд. Критическими факторами для них являются ширина, длина, отношение к косметическому центру и соотношение с боковыми резцами (2). Для определения их идеальной ширины и высоты можно пользоваться правилом «1 к 16».

1) Идеальная высота центрального резца составляет 1/16 от расстояния между прямой линией, соединяющей зрачки до основания подбородка.

2) Идеальная ширина 1/16 расстояния между косметическим центром лица и выступом скуловой кости.

Фирма Дентсплай предложила прибор « Tooth size indicator », с помощью которого можно определить идеальный размер центральных резцов для данного лица (2).

При определении оптимального положения резцов необходимо принимать во внимание такие факторы, как фонетика, линия улыбки и ориентацию зубов относительно верхней губы.

3.2. Дизайн возрастных элементов

Как известно, с течением времени зубы у человека претерпевают возрастные изменения (8,9). Таким образом, необходимо учитывать и возрастную специфику.

Так, улыбка у молодых индивидуумов характеризуется длинными центральными резцами, которые намного длиннее, чем соседствующие с ними латеральные резцы. Это придает им форму прямоугольника, где ширина составляет 60 и меньше процентов от длины. Характерен неровный режущий край с маммелонами, а также закругления медиального и дистального углов. Благодаря этим закруглениям интерпроксимальная контактная точка между резцами смещается к десне от середины зуба. Цвет зубов у молодого человека всегда светлее, чем в последующие фазы его жизни.


Рис.8 Рис.9 Рис.10

Зубы пожилого человека. Зубы человека среднего возраста Зубы ребенка.

Две основные приметы процесса старения в зубочелюстной системе - снашиваемость и стираемость твердых тканей зубов, которые проявляются укорочением центральных резцов, истончением слоя эмали на зубах, приводящим к потемнению цвета зубов. Укорочение центральных зубов приводит к выравниванию их длины с латеральными резцами, изменению соотношения длина к ширине до 1:1. Изнашивание притупляет режущий край, стирает маммелоны и создает острые мезио-дистальные углы (2,8,9).

3.3. Дизайн элементов пола

Рис.11

Многие исследователи морфологии зубов отмечают (2,6,8,9), что зубы человека имеют «половой диморфизм», который наиболее выражен у латерального резца верхней челюсти. У женщин этот зуб сужаются к шейке, а боковые стороны дивергируют к закругленному режущему краю. Сам зуб значительно уже, чем центральный резец.

Мужской латеральный резец шире у шейки, менее дивергирует и имеет форму квадрата. Режущий край у него плоский, а размер по ширине приближается к ширине центрального резца (8,9).

3.4Дизайн элементов характера

Исторически сложилось так, что длинные заостренные клыки используются как атрибут агрессивности в кинематографе и различных рисунках. Выработанный стереотип приходится учитывать стоматологам. С точки зрения дизайна выраженный рвущий бугор клыка придает агрессивную характеризацию, мужественность. Наоборот, малозаметный «пассивный» клык придает лицу пациента добродушное выражение (2).

IV . ЗНАЧЕНИЕ ЭСТЕТИКИ ЧЛО

Человек задумывался о красоте всегда. Изменялись лишь каноны красоты. В процессе развития социального начала в человеке, значение того, как индивидуум выглядит в глазах окружающих, приобретает первостепенную роль.


Рис.12 Рис.13 Рис.14

Идеал красоты сегодняшнего дня невозможно представить без белозубой улыбки!

Психология общения людей учит, что мы составляем мнение друг о друге в первые 30 секунд зрительного контакта (1). Если человек уверен в своей привлекательности, демонстрирует приятную улыбку, ему легче добиться успеха в жизни. Поэтому так высок спрос на услуги эстетической стоматологии и пластической хирургии.

V . ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЭСТЕТИКИ ЧЛО

Но вернемся к понятию «эстетика», как чувственному отношению индивидуума к окружающему миру и к себе в этом мире (1,5). Не трудно догадаться, что отношение к прекрасному, чувственный мир людей весьма разнится. Человек не хочет терять индивидуальность, а часто, наоборот, мечтает выделиться из толпы. Не редко в процессе презентации стоматологом будущего результата лечения, по его мнению, наиболее приемлемого эстетически, он встречает сопротивление пациента по каким-либо причинам. Что бывает наиболее часто:

- «Такая красота мне не по карману» (эстетические услуги бесспорно дороги);

- «Это слишком, даже не естественно красиво»;

- «Мои старые золотые (или железные) коронки вполне, меня устраивают».

Профессионализм врача-стоматолога заключается в том, чтобы в повседневной работе достигать максимально возможного, наряду с функциональным, и эстетического результата.

Да, эстетическая стоматология, особенно в нашей стране не каждому по средствам. И часто приходится идти на компромисс, ради изготовления «низко бюджетной конструкции».

Но иногда пациенты сами обращаются с пожеланиями «нанести ущерб» красоте своих зубов и протезов. Говоря о протезах, имеется в виду плакировка - вваривание в съемный пластинчатый протез металлических зубов и коронок (рис.15 - Полные съемные протезы с плакировкой верхних резцов).

Рис.15

Аргументация пациентов такая: «В моем возрасте не может быть идеальных зубов без коронок - без них протез неестественно красив». А иногда можно встретить и аргумент: «С желтыми зубами будет красивее».

А как можно с позиций эстетики лица расценивать возродившуюся моду на приклеивание украшений на зубы? Бесспорно, это атавизм уходящий своими корнями и традициями древнего народа Майя.

Рис.16

Зубы, украшенные драгоценными камнями, Майя, 1 век н.э.

Молодые люди часто хотят выразить свою индивидуальность скайсами на зубах, так же как пирсингом или татуажем. Стоматологам приходится поддерживать это веянье моды на благо своего кармана. Но во благо ли красоты и здоровья своих пациентов? (Рис.17 - Украшенный скайсом зуб 24 )

VI . РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКИХ КАНОНОВ ЧЛО

На сегодняшний день точно определены каноны красоты ЧЛО, пропорции лица и зубов. Но это каноны современного человека, пропорции, полученные в процессе филогенеза вида Homo sapiens .

Смею предположить, что и каноны красоты изменятся. Как уже упоминалось, согласно Поликлету высота лица должна укладываться в росте 10 раз, позже другой древнегреческий скульптор Лисипп провозгласил новый канон - 9 раз. Критерий роста человека по Микеланджело - 8 размеров головы, а по антропологу Рише - 7,5. Возможно, пропорции тела человека менялись из столетия в столетие. А может быть у разных исследователей было различное представление об идеальном, и они канонизировали каждый свой идеал, или идеал своей эпохи?

Что касается зубочелюстной системы, то и она подвержена изменениям, которые связаны, прежде всего, с характером питания человека. Тенденция к редукции числа зубов и размеров челюстей, бесспорно, изменит каноны в данной области лица.

VII . ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время стоматологи получили на вооружение не только разработки в области канонов эстетики, но и новейшие достижения в области химии и физики. Композиты, керамические массы, адгезивные системы последних поколений вкупе со знанием пропорций челюстно-лицевой области и технической подготовкой врача - это тот синтез, который дает прекрасный эстетический эффект стоматологии сегодняшнего дня.

VIII . СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Борев Ю.Б. Эстетика. Москва, 2002 г.

2. Гольдштейн Р. Эстетическая стоматология, том I ., М.: « Stbook », 2003, 355 с. ил.

3. Джохансон Д., Иди М. Люси: истоки рода человеческого: пер. с англ. - М.: Мир, - 1984. - 295с., ил.

4. Калвелис Д.А. Ортодонтия, 1961. АОЗТ «Эсен», 137 с.

5. Овсянникова М.Ф. Словарь по эстетике. М.: Политиздат, 1990 г, 540 с.

6. Переверзев В.А. Красота лица и как ее измерить. Волгоград, 1979 г. 215 с.

7. Переверзев В.А. Медицинская эстетика. - Волгоград: изд. «Зацарицинский вестник», 1994, - 208 стр.

8. Переверзев В.А. Архитектоника лица. Возрастные аспекты. - Волгоград: изд. «Зацарицинский вестник», 1994, 215стр.

9. Самусев Р.П., Дмитриенко С.В., Краюшкин А.И. Основы клинической морфологии зубов. - М.: ООО «Оникс 21 век», 2002 г. - 368 с. ил.

www.volgostom . ru

9235 0

В настоящее время все большее количество людей предъявляют повышенные критерии к качеству изготовленных протезов. Они хотят не только восстановить жевательную функцию, но предъявляют требования к эстетике. В широком смысле, эстетика является феноменом интеллекта. Очень часто при протезировании пациентов, у которых имеются зубы, мы не всегда можем добиться высокого эстетического эффекта: или из-за отсутствия платежеспособности, или из-за того, что наши конструкции не всегда могут хорошо вписаться и подстроиться под конкретные условия в полости рта. Решается это или длительным ортодонтическим лечением, или даже хирургическими вмешательствами, что требует большого срока лечения и значительных затрат. При полном отсутствии зубов мы имеем хорошую возможность добиться быстрого и эстетичного протезирования. Однако очень часто врачи, изготавливая полные съемные протезы, не думают об эстетике, стараясь возместить лишь утрату зубов.

Эстетический эффект области рта определяется соотношением между постоянными, статическими (зубы, десны) и динамическими факторами (губы и непосредственно примыкающие мышцы), а также многочисленными изменениями этого соотношения в процессе функционирования.

Эстетическую оценку протезирования полным съемным протезом , конечно же, при отсутствии ошибки в определении высоты нижнего отдела лица, возможно проводить, в основном начиная со стомато-лицевой композиции. С расстояния, на котором возможно наблюдение стомато-лицевой композиции, проявляется возрастающая важность параллельности между зрачковой и окклюзионной (соединяющей вершины клыков) линиями. Однако при протезировании пациентов при полном отсутствии зубов зрачки могут быть на разном уровне, и поэтому приходится проводить воображаемую линию, параллельную окклюзионной.

Различают лицевую и стоматологическую средние линии, так как их совпадение не является 100 % закономерностью.

Статистические исследования, где использовали уздечку губы как ориентир, показали, что верхнечелюстная средняя линия совпадает со средней лицевой линией в 70 % случаев, и что эстетике не повредит незначительное отклонение от центральной средней линии. Это определенно означает, что средняя линия нижней челюсти не должна расцениваться как ориентир для расположения верхнечелюстной средней линии при постановке зубов фронтальной области.

Если при постановке зубов на базисе полного съемного протеза учтены все эстетические принципы, то на этапе примерки может быть воспроизведена совершенная улыбка, которая характеризуется следующим образом: передние зубы верхней челюсти обнажены на 2/3 длины, концы клыков едва дотрагиваются до нижней губы, изгиб режущих краев верхних зубов параллелен внутреннему изгибу нижней губы, видны 6 фронтальных верхних зубов и премоляры.

Видимость резцов верхней челюсти является важным параметром эстетической оценки, потому что это уменьшает восприятие раннего старения людей. В некоторых клинических ситуациях, в которых утрата снижен тургора кожей лица зашла далеко и техника тренировки мускулатуры становится нереальной, при постановке зубов во фронтальном отделе, их положение специально может быть удлинено на верхней челюсти и укорочено на нижней для достижения эффекта омоложения. Однако этот подход возможен только в том случае, когда он не вступает в конфликт с функциональными параметрами (длиной резцового пути, углом переднего ската ямки ВНЧС, значительной атрофией фронтальных отделов челюстей и др.). В 60 лет поддержание здорового расположения зубов не обеспечивает эстетичный внешний вид стоматологической лицевой композиции, если тонус мускулатуры лица не поддерживался годами.

У лиц пожилого возраста (70 лет) при отсутствии патологий полости рта провисание кожи лица может так выражено, что на восстановление эстетичного внешнего вида доступные приемы протезирования и мышечной тренировки значительного влияния не оказывают.

Таким образом, фронтальная группа зубов, в большей степени верхней челюсти, кроме своих непосредственных функций (направление движения нижней челюсти и др.), играет ведущую роль в достижении эстетической гармонии в области рта.

В 1914 г. Уильямсом (Williams) разнообразие форм контуров зубов было классифицировано как квадратная, яйцеобразная, коническая и смешанная. Уильямс также установил соотношение, которое, предположительно, существует между контуром лица и контуром верхнечелюстного резца. В дальнейшем получила развитие теория о гармоничном взаимоотношении между формой лица, формой стоматологической дуги и формой зубов, или триада Нельсона (Nelson), которая поддерживается многими ортопедами. Это утверждение было принято большинством стоматологов, хотя до сих пор подвергается критике различными исследователями. Соотношение параметров верхних центральных резцов является своего рода краеугольным камнем в дизайне улыбки. Длина и ширина фронтальных зубов очень сильно влияют на восприятие всей лицевой композиции. Цветовая гамма искусственных зубов полного съемного протеза также является одним из определяющих критериев эстетичности. Цвет зубов следует подбирать с учетом возраста и даже цвета кожи человека. Более светлый цвет зубов визуально уменьшает возраст.

Однако, несмотря на то, что фирмами-производителями предлагается достаточное многообразие цветовых оттенков гарнитуров зубов, небольшие отличия в оттенках внутри одного гарнитура или воспроизведение на некоторых зубах меловидного пятна или трещины вообще представляется большой редкостью.

В связи с таким положением некоторыми практиками была предложена и достаточно успешно апробирована технология, названная «макияж гарнитурных зубов». Если проблему тонального отличия клыков можно решить, взяв аналогичные от другого, более желтого по тону гарнитуры, то дополнительно индивидуализировать остальные зубы для их более гармоничной интеграции в полость рта в случае полной адентии только одной из челюстей или по ряду других эстетических показаний возможно только с помощью дополнительной технологии. Выпускающиеся многими фирмами красители для керамических и композитных материалов позволяют с успехом применять их для индивидуализации стандартных гарнитуров зубов и повышения эстетического эффекта протезирования полными съемными протезам.

Десна, образующая статическую рамку для зубов, при нормальных физиологических условиях имеет бледный оттенок и простирается примерно до цементно-эмалевого соединения.

Воспроизведение эстетики десны в съемных конструкциях имеет свои тенденции и подразделяется на воспроизведение цвета и формы (наружных контуров). В настоящее время имеется достаточное количество исследований, касающихся внутри- и межрасовых различий цветовой гаммы десневых тканей. Многими фирмами производителями предлагается до 20 различных оттенков базисных пластмасс, имитирующих, кроме этого, за счет специального наполнителя подслизистую капиллярную сеть. При желании можно имитировать несколько оттенков. Что же касается наиболее эстетичного и естественного воспроизведения поверхности искусственной десны на базисе, то для достижения этой цели существует довольно много приемов. Осуществление имитации общего наружного рельефа десны достигается гравировкой по воску.

Для воспроизведения десневого валика над шейкой зуба рекомендуется слегка поддеть с оральной стороны моделировочным шпателем и аккуратно, не разрушая воск, поочередно извлечь зубы фронтальной группы. Затем модель с восковым базисом необходимо поддержать вертикально над пламенем горелки, чтобы края восковых лунок искусственных зубов и межзубные сосочки слегка подплавились и сжались. Теперь остается только аккуратно вставить каждый зуб в соответствующую альвеолу. При этом мягкий воск в области шейки и межзубных промежутков слегка деформируется, образуя маргинальный десневой валик и межзубный сосочек натурального вида. Эта процедура требует от зубного техника достаточной осторожности, чтобы не передержать модель над горелкой и не допустить расплавления воска. Натуральный эффект общей десневой поверхности на базисе достигается после осуществления постановки зубов и гладкого оформления поверхности воска, при очень кратковременном внесении модели в пламя горелки и быстром последующим промакивании наружной поверхности воскового базиса пористой губкой. Те же самые манипуляции можно проводить и с использованием щетки. При этом на его поверхности очень натурально воспроизводится эффект «апельсиновой кожуры».

После полимеризации и полирования поверхность такого протеза выглядит практически натурально по сравнению с изготовленной традиционным способом. Аспекты воспроизведения маргинальной десны и общей десневой поверхности при стоматологических вмешательствах играют важную роль в эстетичности достигаемых результатов и, несомненно, ставят специалиста-практика, придерживающегося этих принципов, на более высокую профессиональную ступень.

Кроме перечисленных манипуляций, можно применить так называемую «косметическую постановку» передних зубов. Верхние центральные резцы ставятся под углом друг к другу «домиком». Один угол режущего края покрывает угол другого резца. Для того чтобы зубы не сильно выступали, у одного спиливают угол с вестибулярной поверхности, а у другого — с язычной. Вторые резцы и клыки с мезиальной поверхности несколько развертываются в губном направлении.

Нижние фронтальные зубы устанавливают под углом друг к другу. Края протеза должны быть объемными 2—3 мм. На нёбной поверхности должны быть воспроизведены «Ruge palatinum» усредненные или индивидуальные.

А.П. Воронов, И.А. Воронов, Д.А. Воронов
ГОУ ВПО «МГМСУ»


ЛЕКЦИЯ

^ «ЭСТЕТИКА В ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ»

В специальной литературе и в обиходе среди врачей ортопедов-стоматологов встре­чаются термины „эстетика" и „косметика", обозначающие свойство искусственных протезов. Что правильно? Дословно косметика означает искусство украшать. Врачебная косметика (декоративная) скрывает или делает менее заметными дефекты внешности.

Слово „эстетика" переводится с греческого как „чувствующий, чувственный".^ широком смысле эстетика - это философская наука об общих принципах творчества по законам красоты, о генезе, закономерностях развития и функционирования эстетиче­ского сознания, в том числе и искусства как специфической формы отражения действи­тельности. Предмет медицинской, эстетики охватывает закономерности строения челове­ческого тела, пространственную организацию частей тела, их соразмерность в покое и динамике, цветовую гармонию, вопросы симметрии, речь, возрастные изменения и т. д.

Разделом медицинской эстетики, особенно в ортопедической стоматологии, являет­ся теория художественного моделирования. Это относится ко всем видам протезов.

Универсальными признаками красоты считаются мера, гармония, пропорция, сим­метрия.

Количественными методами в медицинской эстетике являются антропометрический, биометрический, кинофотостатический и телерентгенографический.

В ортопедической стоматологии предметом изучения является лицо человека. Архитектоника лица человека зависит от следующих моментов:


  1. высоты лица (удлиненный, средний, укороченный тип),

  2. ориентации челюстей в пространстве,

  3. угла нижней челюсти.
Различают три типа лица в зависимости от строения зубочелюстной системы. Выде­ляют синдром удлиненного лица. У пациентов этой группы высота лица увеличена, раз­вернут угол нижней челюсти, увеличен угол между основанием челюстей и основанием черепа. Взаимоотношение зубных рядов может быть различным. Свободное межокклю- зиониое пространство минимально или ровно О. Вторая группа больных представляет синдром укороченного лица. Высота лица у них уменьшена, угол нижней челюсти прибли­жается к 90°, основания челюстей и основание черепа параллельны. Свободное межок- клюзионное расстояние равно 6 и более мм. Третью группу пациентов составляют люди с правильным лицом. Все антропометрические и телерентгенографические данные у них средние. Пространственная организация лица или другими словами его форма также представляет интерес для исследователей. Вильямс (1913) установил 4 формы лица:

  1. Квадратное лицо.

  2. Треугольное лицо.

  3. Овальное лицо.

  4. Овоидное лицо (более широкие размеры под глазами).
Бауэр выделил церебральный, респираторный, дигестивный и мышечный тип лица. В профиль в зависимости от угла выпуклости лица В. Н. Трезубое выделяет выпуклое лицо, прямое и вогнутое. Форма лица человека имеет прямую связь с формой его зубов. Форма зубов может быть прямоугольной, квадратной, клиновидной, овальной.

По Переверзеву прямоугольная форма характеризуется тем, что высота коронки превосходит ее ширину, контактные поверхности параллельны. Квадратная форма зубов


  • равные значения ширины и высоты, контактные поверхности параллельны. Треугольная форма - узкая шейка зуба, конвергенция контактных поверхностей. Овальная форма встречается у 66,9% женщин.
Зубы играют важную роль в красоте лица. Поскольку они являются опорой для губ, то даже в покое от положения зубов и их взаимоотношений зависит тонус, взаимоположе- ние и профиль губ. Они могут выглядеть напряженными или свободнопокоящимися, выступать или западать, находиться на одном уровне. Все это отражается на выражении лица, его индивидуальной красоте.

Еще больше возрастает их значимость при динамическом соотоянии лица во время разговора, улыбки, смеха. Обнажаясь, зубные ряды и сами зубы своими признаками активно формируют облик лица, дополняя лицевую гармонию, либо ее разрушая. Их цвет, форма, размеры, положение, рельеф, целостность, взаимное расположение в зубном ряду относительно свободных краев губ и других частей лица, пропорциональность между собой, всем лицом и многое другое формируют красоту улыбки.

^ Компоненты улыбки


  1. Соответствие общих размеров зубов человека его конституционному типу и общим размером головы. Обычно для высоких людей астенического типа характерны длинные и узкие прямоугольные зубы, для нормостеника - зубы любой формы с незна­чительным преобладанием высоты над шириной, для гипертоника - широкие зубы, чаще с признаками овальности.

  2. Соответствие формы верхних резцов с формой лица. Переверзев различает 3 основные формы лица и зубов: прямоугольную, квадратную и треугольную. Дополнитель­ная форма - овальная.

  3. Ширина рта в покое и улыбке. Если в покое расстояние между углами рта меньше расстояния между зрачками, то ширина рта считается нормальной и при улыбке углы рта будут располагаться на одной вертикали со зрачками. Неприятное впечатление" создает широкий и узкий рот. При протезировании пациента необходимо учитывать видимость обнажаемых зубов при улыбке. При широкой улыбке могут быть видны кламмеры на пре- молярах и молярах и цельнолитые мостовидные протезы в боковых отделах зубных рядов.

  4. Симметрия улыбки.

  5. Соответствие ширины верхних передних зубов с шириной рта.

  6. Степень обнажения передних зубов. В норме нижние зубы обнажаются не более чем на 1/3 их высоты. Верхние зубы обнажаются различно. Существует 4 степени обна-

  • .жжения: 1 . коронки верхних центральных резцов обнажаются в пределах режущей трети,

  1. коронки этих зубов обнажаются в пределах средней трети, 3. зубы обнажаются в пре­делах пришеечной трети, 4. обнажается альвеолярный отросток.
Степень обнажения зубов влияет на эстетику протезирования. Выбор фиксации протеза, постановки передних искусственных зубов в съемном протезе и др. определя­ются степенью обнажения передних зубов. Например, при протезировании двусторонних концевых дефектов верхнего зубного ряда, ограниченных рыками, если обнажение Ш-1У степени, то для хорошей эстетики фиксацию протеза следует осуществлять с помощью атачменоа

  1. Отношение верхнего зубного ряда к краю нижней губы. Наиболее красивым яв­ляется такое отношение, когда зубной ряд повторяет изгиб нижней губы.

  2. Равномерность обнажения верхних зубов от одного угла рта к другому.

  3. Плоскость, проходящая между верхними и нижними центральными резцами, должна совпадать с эстетическим центром лица.

  4. Правильное пространственное взаимоположение частей лица. Соответствие ширины 4 верхних резцов с межглазничной шириной.

  5. Ширина носа у женщин соответствует расстоянию между буграми клыков, а у мужчин всей ширине 6 верхних передних зубов.

  6. Ширина фильтрума равна ширине двух верхних центральных резцов.

  7. Соответствие углов изгиба верхней резцовой линии, угла изгиба верхней губы, и горизонтального наклона глазных щелей, в норме их величина равна 160-170°.

  8. Осевой наклон передних зубов. Наилучший эстетический эффект наблюдается при угле 5° для верхних 4 резцов.

  1. Соответствие расположения верхних зубов основанию носа.

  2. Высокая корреляция установлена между шириной основания носа и шириной четырех верхних резцов.
Важное значение имеет в формировании нормальной улыбки параллельность окклю­зионной поверхности зубных рядов. Окклюзионная плоскость в норме при сомкнутых губах расположена нв уровне разреза губ. Изучение лица в профиль в обычных условиях устанавливает соответствие углов наклона верхней губы, лицевого угла и наклона верхнего центрального резца (угол равен 95°).

Выразительные средства в медицинской эстетике (ортопедической стоматологии)


  1. Цвет. 2. Рельеф. 3. Композиционное равновесие лица. 4. Величина, форма и положение зубов.
Цвет искусственных зубов и коронок должен не отличаться от естественных. Проб­лемы цвета искусственных коронок в настоящее время решены применением фарфоро­вых, металлокерамических или металлопластмассовых коронок и мостовидных проте­зов. Возможность подкрашивания коронок во время обжига или полимеризации делает возможным точное воспроизведение цвета соседних зубов. Применение напыления на коронки нитрид-титана следует расценивать как грубейшее нарушение эстетики. Блеск „самоварного золота" в полости рта говорит об отсутствии эстетического воспитания у ортопёда-стоматолога и пациента. Цвет зубов подбирается пациенту с помощью расцве­ток и при определенных условиях:

  1. Комната должна быть хорошо освещена не прямыми солнечными лучами, окрашена в
мягкие тона.

  1. Пациенты должны быть в одежде спокойных тонов.

  2. Нагрудник и искусственное освещение не применяются.

  3. Расцветка прикладывается к зубу под прямым углом.
Подбор цвета искусственных зубов у пациентов с полной потерей зубов проводится в соответствии с его возрастом и цветом кожи, у женщин, пользующихся косметикой - с цветовой гаммой лица.

Моделирование формы и величины искусственных несъемных протезов не представ­ляет больших трудностей, если имеются зубы противоположной стороны челюсти. Однако отсутствие всех передних зубов, наличие диастемы и трем, аномалии развития челюстей и др. делают этот процесс сложным. Для достижения хорошей эстетики и несъемных протезов протезирование должно проводиться в два этапа. Первый этап - протезирова­ние больного временными пластмассовыми коронками и мостовидными протезами; второй - металлокерамическими, металлопластмассовыми или фарфоровыми протеза­ми. На первом этапе с пациентом обсуждается цвет, форма и величина искусственных временных коронок. При согласии пациента эта форма и величина переносится на пос­тоянные протезы. Величина беззубых альвеолярных отростков диктует величину искусст­венных зубов. Не всегда это обеспечивает гармонию лица. Для решения этой задачи при­меняются выразительные средства, которые должны создавать иллюзию. При моделиро­вании искусственных зубов и коронок на верхней челюсти с диастемой контактные поверхности делают более выпуклыми, увеличивается наклон зубов к средней линии, применяется более темная окраска. Если пациент с широким разрезом рта и узкой верх­ней челюстью, то для придания иллюзии ширины челюсти оси верхних передних зубов следует расположить вертикальна Другим приемом иллюзии является наложение бо­ковых резцов на центральные. Этим достигается:


  1. уменьшение площади обзора центральных зубов и увеличение площади мелких боковых резцов.

  2. пространственная ситуация, привлекая к себе внимание, в свою очередь отвлекает от восприятия нежелательных больших размеров соседних зубов.
Более выпуклые формы зубов создают иллюзию узости, плоские зубы - ширины. Прямо­линейные зубы кажутся больше, овальные - меньше. Если изменить форму зубов или их несколько развернуть, то можно получить видимость изменения их пропорций и цвета. Во-первых, это объясняется уменьшением площади обзора, во-вторых, свойством осве­щенности поверхности в зависимости от угла наклона. Динамизм искусственным зубным рядам можно придать следующим образом:

  1. Трансверзальным наклоном зубов.

  2. Сагиттальным наклоном зубов.

  3. Поворотом зубов по оси.

  4. С помощью цветовых тонов зубов. Более светлые» зубы кажутся шире, более темные - уже.

  5. Различный цвет отдельных частей зуба.

  6. Создание сложной формы и рельефа зубов.
Большие возможности в усилении динамизма и ритма лица заложены в цвете. Раз­личные цветовые сочетания глаз, кожи, волос, зубов оживляют лицо и разрушают моно­тонность.

При необходимости создать иллюзию широкого зубного ряда следует боковые зубы подобрать светлее. Для создания иллюзии сужения»’ зубного ряда в центре располагают более светлые зубы. Эстетика съемных протезов зависит от выбора и постановки искус­ственных зубов, цвета и моделировки искусственной десны и видимости фиксирующих элементов протеза. Если обойтись без искусственной десны нельзя, то ее поверхность должна быть отмоделирована в соответствии с естественной десной. Прозрачная искус­ственная десна воспринимает цвет слизистой оболочки и делается незаметной. При выборе опорных зубов и вида фиксации протеза следует помнить об эстетике. Видные при улыбке кламмеры не делают внешний вид пациентов привлекательным. Эстетическим целям лучше отвечают балочные системы и атачмены.

У многих пациентов при высоких требованиях эстетики врач вынужден идти на компромисс - улучшай внешний вид съемного протеза - уменьшать фиксацию протеза. Для восприятия формы зубов человека врач ортопед-стоматолог должен вылепить или вырезать полные зубные ряды.

^ ЛЕКЦИЯ

Ортопедическое лечение заболеваний височно-нижнечелюстного сустава"

По данным различных авторов частота поражения ВНЧС составляет от 20 до 43,3% (И. И. Ужумецкене. Ю. А. Петросов, В. А. Хватова) чаще страдают женщины. Из 622 паци­ентов с заболеванием ВНЧС 78,8% составили женщины (Ю. А. Петросов, 1982). Заболе­ваний ВНЧС существует множество, так же как и много их классификаций.

I Всесоюзный съезд ревматологов (1971) предложил следующую классификацию заболеваний суставов.


  1. Воспалительные заболевания суставов (артриты).

  2. Дегенеративные (артрозы).

  3. Особые формы (опухоли, психогенные артропатии).

  4. Артриты и артрозы, связанные с другими заболеваниями.

  5. Травматические артриты.

  6. Внесуставные заболевания мягких тканей опорно-двигательного аппарата.

Классификация В. А. Хватовой (1982).


  1. Артриты (острые и хронические).

  2. Артрозы (склерозирующие и деформирующие, в хронической стадии и стадии обост­рения).

  3. Мышечно-суставные дисфункции.

  4. Анкилозы.

  5. Опухоли.
Стоматоневрологические симптомы, вывихи и подвывихи нижней челюсти и диска В. А. Хватова рассматривает как возможные осложнения всех названных заболеваний.

Классификация Ю. А. Петросова (1982).

I Дисфункциональные синдромы:

а) нейромускулярный синдром,

б) окклюзионно-артикуляционный синдром,

в) привычные вывихи в суставе (челюсти, мениска),

II Артриты

а) острые инфекционные (специфические и неспецифические) и аллергические,

б) острые травматические,

в) хронические системные (ревматические, ревматоидные) и инфекционно-аллер­гические,

III. Артрозы:

а) постинфекционные (неоартрозы),

б) посттравматические (деформирующие) остеоартрозы,

в) миогенные остеоартрозы,

г) обменные артрозы, анкилозы (фиброзные, костные).

IV . Сочетанные формы.

V. Новообразования (доброкачественные, злокачественные и диспластические (опухо­левидные) процессы. Ортопедическому лечению подлежат пациенты с дисфункциональ­ным синдромом и артрозами.