Главная · Запор · Италия базилика николай чудотворец. В крипте святителя николая в бари

Италия базилика николай чудотворец. В крипте святителя николая в бари

В 2014 году мы летали отдыхать на Адриатическое побережье Италии . Выбор пал на не раскрученное у нас направление – – из-за красивых морских пейзажей и множества достопримечательностей в округе. Еще осенью забронировали дешевые билеты на самолет из Варшавы в город , о котором и будет рассказ.

(итал. Bari) – город-порт в Италии , столица региона Апулия , по своей сути не курортный город, хотя расположен на побережье Адриатического моря.

Прилетели мы в субботу, и нам нужно было из добраться до железнодорожного вокзала, чтобы отправиться на отдых в небольшой городок на берегу Адриатического моря – Монополи .

Чтобы совместить приятное с полезным, мы заранее заказали через интернет экскурсию по . Нас встретила Ольга Малич , уроженка Питера, но уже много лет проживающая в Италии , и повезла смотреть достопримечательности.

Как и положено, экскурсию начали с главного места поломничества – Базилики Святого Николая Мирликийского , в которой хранятся его мощи.

И первая удача, мы увидели свадебную церемонию (к слову, такая же удача нас преследовала и в Монополи и в Полиньяно-а-Маре ).

Так друзья жениха встречают свадебный бусик с молодыми. Ветер мешает развернуть полотно с надписью «Самый прекрасный подарок, который жизнь могла позволить мне любить – это ты» (как мы поняли эту надпись).

Базилика Св. Николая Чудотворца (итал. Basilica di San Nicola) в Бари – очень популярное место проведения свадебных торжеств, как у самих итальянцев, так и у молодоженов из других стран.

Николай Угодник почитается и католиками, и православными, и протестантами.

Св. Николай считается покровителем, моряков, путешественников и детей. Ещё при жизни своей святитель Николай прославился как умиротворитель враждующих, защитник невинно осуждённых и избавитель от напрасной смерти.

Статуя Св. Николая работы Зураба Церетели была преподнесена в дар от России итальянскому городу Бари в 2003 году. Бронзовая статуя установлена на площади перед базиликой. Фигура высотой 2,7 метра расположена на пьедестале, изготовленном из местного камня.

Итак, главная достопримечательность в – Базилика Николая Чудотворца . Сюда стремятся как католические, так и православные паломники, чтобы приложится к мощам святого.

Скульптуры львов и быков за века так истерлись, что сложно с первого взгляда определить что это за животное.


Внутри храм выглядит еще больше и величественней, чем снаружи.

Богатство свода, с позолотой и росписью контрастирует с простотой каменных стен.

Сокровищница Базилики с портретами настоятелей Базилики св. Николая.

Здесь же, в базилике, похоронена Бона Сфорца - миланская принцесса, королева польская и великая княгиня литовская. Бона стала второй женой пятидесятилетнего польского короля Сигизмунда I . Подарила ему четыре дочери и долгожданного сына. По сути, при престарелом муже сама правила корлевством.

Бона научила польскую шляхту пользоваться вилками. Итальянка привезла в Краков новую моду - дамы вслед за ней примерили платья с глубоким декольте. И попробовали апельсины, лимоны, инжир, оливки и другие южные фрукты. Все это, с подачи Боны Сфорцы, стали выращивать в оранжереях при княжеских дворцах в Речи Посполитой.

Бона Сфорца в подарок от мужа получила Кобринское и Пинское княжества. Одна из резиденций Сфорцы была в Мотоле . Здесь был построен дворец, руины которого можно было видеть еще в начале ХХ века. Сейчас Мотоль – деревня, а в XVI веке это был свободный город.

Чтобы увеличить количество используемых для земледелия участков пыталась осушать болота. По ее распоряжению был выкопан канал, прообраз мелиоративного, от Пинского замка до деревни Стытычево. Канал существует до сих пор и назван в ее честь.

Гродно обязан Боне Сфорце появлением водопровода, первыми мощеными улицами и часами на Ратуше. Эти часы работают до сих пор, правда, теперь они отсчитывают минуты на башне Кафедрального костела и являются самыми древними в Восточной Европе действующими башенными часами.

В старости Бона вернулась в Италию и умерла в .

Рака с мощами Святителя Николая хранится в нижнем храме – крипте с конца ХI века . Тут же проходят православные службы. Но скамеечки здесь смотрятся непривычно, как в костеле.

Гробница Николая Чудотворца имеет строгую аскетическую форму. В передней части гробницы устроено полукруглое отверстие, через которое раз в год достают миро.

Мощи Николая Угодника относятся к числу мироточивых. Это было обнаружено еще в Мирах. Когда барийские моряки вскрыли гробницу, чтобы извлечь и перенести в Италию святые мощи, оказалось, что честные глава и кости Святителя почти плавают в неизвестной таинственной жидкости. Взяв мощи, моряки постарались взять с собой в сосудах и священную жидкость. Впоследствии ее называют по-разному: православные – «елеем» или «мирой», современные католики – «манной святого Николая».

В лавке рядом с храмом можно приобрести бутылочку с мирой.

На стенах картины со сценами из жизни Св. Николая

На одном из полотен изображено рождение Святого Николая. Ребёнок стоит в лохани, поддерживаемый кормилицей, и молится. На него спокойно и умиротворённо смотрит мать.

Пространство церкви поддерживается 26 колоннами, две из которых - редкого нумидийского мрамора, две из кораллового щебня, одна из карского мрамора, а остальные – из греческого. Одна колонна, расположенная в углу у подножия лестницы за железной решеткой, считается чудотворной. Верующие, прикладываясь к ней, получают исцеления от различных болезней. А девушки, желающие выйти замуж, должны обойти коллону 3 раза с молитвой Св. Николаю. Не смотря на то, что сейчас колонна стоит в углу, девушки умудряются протискиваться между стеной и решеткой, чтобы найти суженного.

Согласно древней легенде, чудотворная колонна происходит из Кафедрального собора в Мирах Ликийских, куда она попала из Рима. Колонна сама чудесным образом приплыла из Малой Азии вслед за мощами Святителя Николая. В ночь перед освящением храма люди видели, как сам Святитель своими руками с помощью двух ангелов водружал на место эту колонну.

Еще одна достопримечателность Бари – (Святого Себастьяна) (Cattedrale San Sabino) , епископа из Канозы, жившего в VI веке, второго покровителя Бари. Своим внешним обликом собор очень напоминает базилику Св. Николая .

Заглянули в собор.


Обязательно стоит пройти по «макаронной» улице и посмотреть как итальянские бабушки лепят вручную и сушат на столах местную пасту. Можно и прикупить их тут же.

По этой улице вышли к окраине Старого города Città vecchia »), где стоит замок Castello Normanno Svevo (Швабский замок) . Первый его хозяин, норман Роджер Гвискар – «хитрый», не планировал превращать замок в тяжелую военную крепость; после него это сделал Фридрих II. Он отстроил полуразрушенную цитадель и снабдил ее всеми обязательными атрибутами для защиты как с суши, так и с моря. В Лечче находится замок, построенный в таком же стиле.

За Апулию в древние времена воевали все кому не лень – греки, арабы, византийцы, норманны, соседи-лангобады. С упадком династии Бурбонов замок превратился в пустующую каменную громаду, которую позже стали использовать как здание тюрьмы. В настоящее время замок используется для проведения культурных мероприятий.

В столице Апулии находятся четыре университета, театры Петруцелли и Пиччини, Aудиториум, посвященный маэстро Нино Рота, и семь библиотек.

Театр Пиччини (Teatro Piccinni) – старейший театр в Бари (на 600 мест) . Был построен в 1884 году, через год получил свое название в честь композитора Николло Пиччини, уроженца Бари.

Современная скульптура, в шутку названная нашим гидом «конь в пальто». Это памятник коню одного из правителей Апулии Фредерика II Гогенштауфена (XIII в.), установленый на улице Витторио Эммануэле II, которая разделяет старую и новую часть города. Официально скульптура работы итальянского мастера Марио Чероли называется Конь в чепраке (Cavallo con gualdrappa):

Театр «Маргерита» , стоящий на сваях над морской водой в старом городском порту. Здание было построено в 1912-1914 гг. Городская администрация попыталась соблюсти договор, заключенный с семьей Петруццелли, по которому действовало обязательство не выдавать разрешения на строительство частных театров на землях города (а на воде получается можно).

Театр в настоящее время реставрируется и в дальнейшем предполагается, что в нем будет открыт музей.

Бюст черногорского короля Николы I Петровича. Выдал свою дочь Елену за наследника итальянского престола Витторио Эммануэле III Савойского. Елена Савойская 46 лет была королевой Италии.


Площадь Пьяцца Феррарезе.

Площадь Пьяцца Меркантиле с сохранившейся на ней Колонной Правосудия.

Бари – крупнейший пассажирский порт на Адриатическом море. Самый известный и доступный пляж в городе – Pane e Pomodoro (дословно – «Хлеб и помидор»). Приобрел такое название, потому что небогатые жители города приходили отдохнуть на этот пляж и перекусить самыми доступными продуктами – хлебом с помидорами. Вода на пляже не самая чистая, но для городского пляжа она очень даже супер. Здесь советуют присматривать за вещами, так как сюда приезжают разного рода воришки.

Популярные сообщения


Базилика святого Николая для многих наших туристов, направляющихся в Бари, является главной достопримечательностью и целью визита.

На входе в базилику посетителя встречают два безрогих быка, которые поддерживают колонны портала.

Быки сыграли свою роль, потому и увековечены у входа в базилику. Изначально мощи св. Николая распорядились разместить в главном кафедральном соборе Бари, но впряженные в повозку с мощами святителя быки (которые не имели рогов) остановились практически на том самом месте, где сейчас стоит базилика, и ни в какую не хотели трогаться дальше. Жители Бари увидели в этом знак свыше, и было принято решение строить специальный храм, где чудотворные мощи св. Николая займут достойное место.

Сами мощи покоятся в крипте, а в главном зале храма можно увидеть скульптуру Николая Чудотворца, выполненную в полный рост из чистого серебра.

Базилика довольно просторна внутри, имеет три нефа общей длиной 39 метров и украшена скульптурным декором, часть которого (рельефы, капители, карнизы) была заимствована от более древних византийских построек.

Потолки базилики покрыты великолепными расписными позолоченными фресками работы Карло Роза ди Битонто, которые он выполнил в XVII веке. Фрески воспроизводят сцены из жизни св. Николая.

Шедевром базилики является алтарь и киворий над ним в виде каменного балдахина, выполненные в XII веке. На капителях кивория располагаются красивые фигурки ангелов, которые держат предметы церковной утвари, что символизирует церковные таинства.

Базилика имеет подземную церковь – крипту. Вход в нее находится правее от алтаря.

Именно здесь были погребены мощи много веков, пока саркофаг не был найден во время большой реставрации храма в 1951 году.

Сейчас рака с мощами находится в самом центре крипты, отгороженной от публичного пространства высокой железной решеткой.

Открывают раку с мощами 1 раз в год – в мае. При вскрытии ее вытекает примерно полстакана многоцелебного мира. Святое миро, исходящее от мощей, можно приобрести в церковной лавке.

Священное Писание около саркофага с мощами.

Напротив саркофага, в противоположной стороне, можно увидеть икону св. Николая, подаренную храму в XII веке сербским царем.

C 1969 года, с благословения Ватикана, в знак дружбы, уважения и глубокого союза с православием, православным священникам предоставляется право служить в крипте базилики вместе с католиками. Также раз в неделю, по четвергам, в основном помещении храма совершается богослужение «по византийско-русскому обряду».

Ежегодно базилику святого Николая посещают десятки тысяч паломников и простых туристов, значительная часть которых – русские.

Именно поэтому и в самой базилике, и на окрестных старых улочках можно встретить множество надписей на русском языке, услышать русскую речь от итальянцев и встретить обитальяневших соотечественников…

В Бари всегда было много паломников. Для тех, кто приехал из России, первая остановка — не католическая базилика, где хранятся мощи, а православное патриаршее подворье. Там говорят по-русски, и если бы не типично итальянская улица за окном, вполне может показаться, что ты не в Апулии, а где-нибудь в Ярославле.

Православное подворье в Бари

Построили подворье в начале XX века, хотя паломники шли поклониться мощам святого Николая задолго до этого. Считается, что первое паломничество было совершено во второй половине XV века ростовским монахом Варлаамом. В XVII веке записей о дальних походах русских на итальянскую землю становится больше: одну группу путешественников итальянцы называют moschoviti — «московиты». Известно, что Бари посещали граф Шереметев и царевич Алексей Петрович, а впоследствии — Николай, последний из династии Романовых.

Тогда путешествие на юг Италии было трудным, путники терпели тяготы и лишения. Многие переживали, что в Бари нет православной церкви и негде помолиться и отдохнуть после долгой дороги.

Изначально православное подворье хотели построить в городе Мира, где жил святой Николай и куда также следовали паломники. В итоге идею оставили, во многом из-за того, что против строительства были турки, и деньги на подворье «перебросили» в Италию. Архитектором стал А.В. Щусев.

Советские годы стали для русского подворья тяжелыми: поток паломников прекратился, и церковь попала в ведомство муниципалитета города Бари. Только в 2008 году ее вернули России.

Мощи и базилика

Католическая базилика, где хранятся мощи святого, конечно же, намного старше православного подворья. Строительство ее началось в 1087 году — тогда же из Миры в Бари привезли мощи святого, точнее, их часть. Вопреки распространенному мнению, что жители Бари выкрали мощи у мусульман, это не совсем так.

Мира в конфедерации Ликии была христианским городом, который в те годы страдал от набегов иноземцев. За сохранность мощей беспокоился византийский император, который приказал окружить церковь, где покоился саркофаг святого, высокой стеной. Барийцы же хотели вернуть себе славу значимого христианского города. Они рассудили, что раз уж в Миру пришли сарацины, никто не осудит их за кражу. Западные христиане считали, что на Востоке так или иначе святыни обречены на поругание и уничтожение. Возможно, выбор на Николая Чудотворца пал не только из-за личности святого, но и из-за относительно легкой «доставки» мощей в Бари.

Мощи охраняли четверо монахов, которые сначала с удовольствием показали гостям саркофаг. По преданию, святой Николай поддержал перенос мощей. Во время переговоров со сторожами сосуд с миром от мощей упал на мраморный пол, но не разбился. Жители Бари усмотрели в этом добрый знак. В итоге они все-таки раскрыли свой замысел монахам, охранявшим мощи, но переговоры к успеху не привели. Барийцы связали сторожей и выкрали Николая Чудотворца.

В спешке итальянцы взяли только часть мощей святителя. Жители Миры перепрятали оставшееся, но спустя девять лет и эти фрагменты были похищены — на этот раз венецианцами. Сейчас мощи Николая Чудотворца разнесены по всему миру: большая часть находится в Бари, оставшиеся фрагменты мощей — в Венеции и других городах. В Россию доставили левое ребро святителя — оно пробудет в Храме Христа Спасителя до 12 июля. С 13 по 28 июля мощам можно будет поклониться в Александро-Невской лавре в Петербурге. Мощи покинули Бари впервые за 930 лет.

В Бари мощи хранятся в крипте храма. Вход и в сам храм, и в крипту — бесплатный. Православная служба у мощей начинается в 10:30. По вторникам и четвергам служится литургия. Расписание богослужений в базилике и православной церкви в Бари можно посмотреть . Там же — карта с расположением церквей и часы работы.

Прийти в крипту можно и просто так, не привязываясь к службе. Сама базилика открыта до 20:30 с понедельника по субботу, в воскресенье — до 22:00. Однако, как правило, решетку, за которой находятся мощи, открывают сразу после службы по вторникам и четвергам, а затем закрывают. Расписание католических месс доступно на официальном сайте базилики. Чтобы прийти вовремя, лучше сначала уточнить детали в русском храме — там с удовольствием помогают путешественникам.

Чем заняться в Апулии

Хотя паломников в Бари много, не нужно думать, что сюда едут только поклониться мощам святого Николая. Это симпатичный портовый город, по-итальянски очаровательный и гостеприимный. Набережная, рестораны с морепродуктами, тесные узкие улицы — по вечерам жизнь кипит в Старом городе, в непосредственной близости от храма. Помимо базилики, путешественников манит Кастелло Свево — Швабский замок, построенный в XII веке сицилийским королем, художественная галерея, занимающая изящный палаццо, и театр Петруцелли. Есть в Бари и общественный пляж. Правда, гораздо лучше отъехать несколько километров от города и выбрать симпатичную чистую бухту.

В Новом городе стоит посвятить время шопингу: магазины находятся на оживленной Виа Спарано. На осмотр достопримечательностей и прогулки хватит дня два-три. Бари — удобная точка для начала большого путешествия по каблуку итальянского сапога. Взяв машину напрокат, из города легко добраться до барочного Лечче, «города трулло» Альберобелло, Отранто и уютного Локоротондо. Везде в Апулии — отличная южная кухня и прекрасное вино.

Русский народ всегда нуждался в постоянной молитве у мощей святителя Николая, именно поэтому в начале XX в. Церковь, русская православная общественность и сам император озаботились возведением в Бари храма и странноприимного дома для духовного окормления русских паломников, для внимания к их повседневным нуждам. На собранные по всей России народные деньги (в течение нескольких лет все сборы в храмах Русской Православной Церкви в дни Свт.Николая шли в фонд строительства), силами Императорского Православного Палестинского Общества, по проекту лучших российских зодчих с использованием последних достижений инженерной мысли, архитектурный комплекс был в целом возведен к 20-м гг. XX в. и до 1917 г. успел принять несколько сотен русских паломников, которые прибывали в Бари даже в сложных условиях I мировой войны. Русскому храму Свт.Николая в Бари были переданы значительные вклады в виде икон и церковной утвари как от простых жертвователей, так и от представителей царствующей фамилии. Барградское Подворье Русской Православной Церкви с удобными помещениями для приема паломников, красивым храмом, прекрасным большим садом обещало стать со временем духовным оазисом для всех русских богомольцев у мощей Святителя.
Тогда этим надеждам, по попущению Божию, не суждено было сбыться. Трагические события революции 1917 г., тяжелым катком прокатившейся по судьбам миллионов людей и обрекшей Русскую Церковь и народ Божий на тяжелейшие испытания, жертвы и мученичество, отозвались и в далеком Барграде. Русские люди, по тем или иным причинам оказавшиеся в эмиграции, оказались невольными хранителями русской церковной недвижимости за рубежами Родины. Барградское Подворье оказалось заброшенным, лишенным всяких средств к существованию, паломничество к мощам Свт.Николая прекратилось.
Единственной миссией русской эмиграции в Бари должно было бы стать всемерное сохранение Подворья для будущей возрожденной России. Однако, к сожалению, управление Подворьем в 20-е гг. самонадеянно взяли на себя люди, потерявшие веру в Россию, отчаявшиеся и потому утратившие надежду на ее избавление в будущем от ига безбожной власти. Один из них - князь Николай Давидович Жевахов, представлявший тогда эмиграционное Палестинское Общество, в 1937 г. своевольно и самочинно продал городским властям всю русскую церковную недвижимость в Бари, построенную на народные пожертвования. С тех пор Барградское Подворье перестало быть собственностью России и Русской Православной Церкви.
С тех пор храм лишился практически всего имущества – из нескольких десятков икон старого письма остались немногие единицы, бесследно исчезли ценные подарки, старинная утварь, прекрасная библиотека и т.п.
В этих условиях, после подписания соглашения в ноябре 1998 г. между Русской Православной Церковью в лице Председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла и мэром г.Бари г-ном С.Ди Каньо Аббреша в Бари при храме Свт.Николая Чудотворца было открыто Подворье Московского Патриархата, которое имеет своей целью развитие всесторонних духовных связей с Италией и с г.Бари в частности, а также занимается духовным окормлением русских паломников, во множестве притекающих к мощам Великого Угодника Божия. К 2000 г. было во многом воссоздано убранство храма Свт.Николая, возобновлены регулярные богослужения и восстановлены основы нормальной приходской жизни.

В Италии много городов, которые существуют тысячу, а то и две тысячи лет. К ним относится и Бари - столица региона Апулия. Трудно сказать, сколько веков существует город, но еще в III веке до нашей эры им владели римляне. В те далекие времена город назывался Бариум. Его рыбацкая гавань упоминается в документах в 181 году до нашей эры. Большое значение в развитии города сыграла Траянова дорога, которая сокращала торговый путь на Рим.

Кому только не принадлежал город за долгие годы своего существования. В IX веке сюда пришли сарацины, создав Барийский эмират. Они начали строить крепость, которая досталась византийцам, вытеснившим сарацинов. Византийцев, в свою очередь, в конце XI века, вытеснили норманны под предводительством Роберта Гвискара.



Как и многие другие древние города, Бари на протяжении всей своей истории имел периоды экономического роста и процветания, но были также и периоды упадка.

Бари - христианский город. В 1098 году Папа Урбан II созвал здесь Собор, на котором обсуждался вопрос раскола между католиками и православными.

А из городского порта отправлялись на Святую землю корабли с крестоносцами.

В наше время Бари - процветающий город. Это один из самых развитых городов южной Италии. Крупный морской порт связывает Италию с Хорватией, Грецией, Черногорией и Албанией.

Апулия - сельскохозяйственный регион. Выращенные в рощах оливки превращают в отличное масло, а из винограда - вино. Это основные продукты экспорта региона.
Немалый вклад в экономику Бари вносит туризм. Правда, обычных туристов здесь не очень много. В основном сюда едут паломники из православных государств, чтобы поклониться мощам одного из самых почитаемых святых - Николая Чудотворца.

В Бари есть Старый город, в котором расположены основные достопримечательности. Здесь можно побродить по уникальным итальянским узким улочкам и увидеть древнюю гавань, из которой отправлялись в Святую землю крестоносцы.

Главной достопримечательностью Бари является базилика Святого Николая, возведенная в 1087-1197 годах. В ней хранятся мощи Святого Николая. Как гласит легенда, он посещал Бари во время своего путешествия в Рим. Город произвел на него неизгладимое впечатление, и он хотел быть здесь похороненным. Трудно сказать, правда это или нет, но мощи хранятся здесь. Правда, сначала он был похоронен в Мире. Но в 1087 году останки были тайно вывезены в Бари, а для их хранения и была построена базилика.



Много замечательного есть внутри. Это и кафедра, сделанная для Элиаса - первого епископа Бари, и драгоценные мозаики. Мозаикой украшен и самый старый в регионе цибориум, который поддерживают четыре колонны, отделанные мифологическими фигурами и изображениями животных. Мощи Святого Николая хранятся в крипте. Здесь же проходят православные службы.

В 1913 году для нужд паломников, желающих поклониться святым мощам, в городе было решено устроить подворье. Впоследствии здесь была возведена церковь Святителя Николая Чудотворца, автором проекта которой стал архитектор Алексей Щусев.

Кроме знаменитой базилики Святого Николая в Бари есть еще несколько древних церквей. В X-XI веках была возведена небольшая церковь Святого Григория, в которой проходят греческие православные службы. Заслуживает внимания и собор Святого Сабина, который является образцом романской архитектуры. Построен в 1170-1178 годах. В крипте собора хранятся мощи святого.

Недалеко от главных городских ворот находится замок, возведенный по распоряжению Фридриха II в 1233-1240 годах. Сначала в замке располагалась королевская резиденция, в XIX веке он стал тюрьмой, а потом казармами. В наши дни здесь музей.

Фото: Berthold Werner (CC BY-SA 3.0)

В начале ХХ века в городе был открыт театр Петруццелли - крупнейший среди частных театров Европы. В нем свободно может разместиться 1500 зрителей. Но в 1991 году здание театра подожгли вандалы, и только в 2009 году он был полностью восстановлен.
Детально ознакомиться с историей и культурой Бари можно в Археологическом музее, основанном в 1875 году.