Главная · Запор · Фармацевтическая отрасль. Фармацевтическое производство: особенности, тенденции, инвестирование Характеристика фармацевтической промышленности

Фармацевтическая отрасль. Фармацевтическое производство: особенности, тенденции, инвестирование Характеристика фармацевтической промышленности

Объем российского фармацевтического рынка в конечных ценах в 2015 г. - 1,12 трлн руб. (+10,34% к 2014 г.).

Объем производства лекарственных средств за 2015 г. в ценах производителя – 231,0 млрд руб. (+26,3% к 2014 г.). В сравнении с 2009 г. (96 млрд руб.) объем производства вырос более чем в 2 раза.

Доля отечественных лекарственных препаратов в общем объеме закупок по программе «7 нозологий» с 2011 года выросла с 4,5% до 35,4% в денежном выражении.

Доля отечественных лекарственных препаратов по номенклатуре перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов составляет 72,4% (со стадии производства готовой лекарственной формы), что превышает плановый показатель в 69% (по данным Государственного реестра лекарственных средств).

Доля лекарственных средств отечественного производства в денежном выражении в конечных ценах в 2015 г. в общем объеме рынка – 27,2% (в 2014 г. – 24%).

Доля отечественных лекарственных препаратов в объеме рынка (5,5 млрд упаковок ) в натуральном выражении в 2015 г. составляет 58% .

Доля отечественных лекарственных препаратов в общем объеме государственных закупок составила 25% в денежном выражении и 69% в натуральном выражении.

За последние 5 лет фармацевтическая отрасль привлекла свыше 120 млрд руб. частных инвестиций иностранных и отечественных компаний при объеме средств федерального бюджета в размере 35 млрд руб .

В 2015 г. открыто 6 фармацевтических заводов. Всего с 2013 г. открыто 19 фармацевтических производственных площадок, в том числе 7 с участием иностранного капитала.

Производство медицинских изделий в 2015 году составило 39,1 млрд руб. (+9,08% к 2014 г.).

Экспорт медицинских изделий, произведенных на территории Российской Федерации, в 2015 году составил 3,2 млрд руб. (+13,7 % к 2014 г.)

С 2011 года объем фактически понесенных затрат при реализации проектов в области медицинской промышленности составляет 29,6 млрд руб. , из них: собственных средств 14,4 млрд руб. ; бюджетных средств 15,2 млрд руб .

Фондом развития промышленности за 2015 год в области фармацевтической промышленности одобрены для финансирования 5 проектов с общим размером займов 2,1 млрд руб. :

  • ЗАО «Генериум» - производство препарата для терапии ревматоидного артрита;
  • ООО «Герофарм» - производство фармсубстанций для выпуска пептидных и белковых препаратов;
  • 2 проекта ЗАО «Р-Фарм» - производство лекарственных препаратов для лечения рассеянного склероза в шприцах; производство фармсубстанции и лекарства для лечения онкологических заболеваний;
  • ОАО «Фармасинтез» - производство фармсубстанций для лекарств от туберкулеза и рака.

Фондом развития промышленности путем предоставления займов поддержано 8 проектов медицинской промышленности на общую сумму 1,8 млрд руб. :

  1. Эндопротезы суставов и других имплантируемых медицинских изделий из титановых сплавов для ортопедии и травматологии». Исполнитель ООО «Ильком.
  2. Эндопротезы тазобедренного сустава». Исполнитель ЗАО «НЭВЗ-КЕРАМИКС».
  3. Выпуск малогабаритных дефибрилляторов трёх типов для использования в общественных местах, машинах скорой помощи и реанимобилях, медицинских учреждениях». Исполнитель ООО «Альтомедика».
  4. Создание импортозамещающего производства инновационных детских мочеприёмников для сбора анализов». Исполнитель ООО «Паритет».
  5. Выпуск медицинского оборудования для комплексного оснащения многопрофильных операционных залов, палат интенсивной терапии и отделений реанимации». Исполнитель ООО «Современные медициснкие технологии».
  6. Производство медицинских инфузионных фильтров на базе трековой мембраны для использования в педиатрии и неонатологии, при анестезии и химиотерапии». Исполнитель ООО «Нано Каскад».
  7. Впитывающие средства для ухода за больными и пожилыми людьми». Исполнитель ООО «Гигиена-Сервис мед».
  8. Создание комплексного высокотехнологичного производства перевязочных материалов на тканой основе, соответствующих требованиям российских и европейских стандартов». Исполнитель ООО «ХБК «Навтекс».

В 2015 году профинансированы 26 проектов по организации производства медицинских изделий из средств федерального бюджета на общую сумму 137,4 млн руб.

На реализацию проектов по организации производства субстанций из средств федерального бюджета было выделено 199,8 млн руб. на 2015–2017 годы (противоопухолевые средства, аутоиммунные заболевания).

В Перечень организаций, оказывающих существенное влияние на отрасли промышленности и торговли, включено 29 организаций медицинской промышленности. Из них в рамках постановления Правительства Российской Федерации – субсидирование процентной ставки по кредитам на пополнение оборотных средств, поддержка в размере 78,39 млн руб. была оказана 7 предприятиям.

Принято постановление Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 № 102 «Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Принято постановление Правительства Российской Федерации от 01.10.2015 № 1045 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение части затрат на реализацию проектов по организации и проведению клинических исследований лекарственных препаратов в рамках подпрограммы «Развитие производства лекарственных средств».

Принято постановление Правительства Российской Федерации от 01.10.2015 № 1046 «Об утверждении Правил предоставления субсидий российским организациям на компенсацию части затрат на реализацию проектов по организации и проведению клинических испытаний имплантируемых медицинских изделий».

Принято постановление Правительства Российской Федерации от 01.10.2015 № 1047 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат, понесенных при реализации проектов по организации лекарственных средств и (или) производства фармацевтических субстанций, в рамках подпрограммы «Развитие производства лекарственных средств» государственной программы Российской Федерации «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» на 2013–2020 годы».

Принято постановление Правительства Российской Федерации от 01.10.2015 № 1048 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение части затрат на реализацию проектов по организации производства медицинских изделий».

Принято постановление Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 № 1289 «Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Принято постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 № 1518 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» на 2013–2020 годы»; новой редакцией Программы предусмотрены субсидии на возмещение части затрат российских организаций на реализацию проектов по организации производства лекарственных средств и организации и проведению клинических исследований лекарственных препаратов.

Принято постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 № 1503 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение части затрат на реализацию проектов по разработке схожих по фармакотерапевтическому действию и улучшенных аналогов инновационных лекарственных препаратов».

По состоянию на 1 января 2016 года в рамках Госпрограммы разработано и выведено на рынок 29 лекарственных препаратов. Объемы производства лекарственных препаратов, разработанных в рамках Программы, в 2015 году превысили 5 млрд рублей . В 2015 году были зарегистрированы:

  • Натамицин (противогрибковый антибиотик, показан при вагинитах, вульвитах, вульвовагинитах, вызванных грибками рода Candida);
  • Валганцикловир (противовирусное средство, показан при ЦМВ-ретините у пациентов, больных СПИДом, а также для профилактики ЦМВ-инфекции после трансплантации солидных органов у пациентов из группы риска);
  • Ацетазоламид (диуретическое средство, применяется при отечном синдроме, приступках глаукомы и др.);
  • Метилпреднизолона ацепонат (для лечения воспалительных заболеваний кожи: атопического дерматита, экземы, детской экземы, простого контактного дерматита и др.);
  • Норэпинефрин (острое снижение АД при травмах, хирургических вмешательствах, отравлениях, кардиогенном шоке средней тяжести);
  • Салметерол+Флутиказон (бронходилатирующее средство комбинированное, показан для регулярного лечения бронхиальной астмы, для поддерживающей терапии при хронической обструктивной болезни легких);
  • Трастузумаб (Диссеминированный рак молочной железы);
  • Бевацизумаб (Метастатический колоректальный рак).

По состоянию на 1 января 2016 года в рамках ФЦП зарегистрировано 17 медицинских изделий (в том числе 5 медицинских изделий прошло добровольную регистрацию):

  • автомат окраски мазков с возможностью реализации методики обработки препаратов по Папаниколау с набором красителей и реагентов;
  • аппарат для гистологической обработки тканей;
  • аппарат для гипо-гиперокситерапии;
  • аппарат искусственной вентиляции легких с адаптацией параметров ИВЛ по сигналам биологической обратной связи;
  • средство гемостатическое Гемофлекс Про;
  • средство гемостатическое Гемофлекс Комбат стерильное;
  • протез клапана сердца полимерный «ЕвРос-МИ»;
  • протез клапана сердца биологический «МЕДИНЖ-БИО»;
  • полнопроточные протезы клапанов сердца «МЕДИНЖ-СТ» из пироуглерода с присоединяемой манжетой, с принадлежностями;
  • криохирургический аппарат и набора криоинструментов для абдоминальной хирургии;
  • модельный ряд моторизованных и автоматизированных микротомов;
  • вакуумные пробирки для взятия венозной крови;
  • автоматизированный диагностический ПЦР-комплекс;
  • эндопротез биологический «Герниоплант»;
  • матрикс остеопластический «Bio-Оst»;
  • модельный ряд термостатов для гистологии;
  • физиотерапевтический аппарат комбинированного воздействия.

Сравнительный анализ данных по фармацевтической отрасли за период с 2011 по 2015 годы

2011
(начало
реализации
Госпрограммы)**
2015
Объем фармацевтического рынка Российской федерации, млрд руб. 680 1 122
25 27,2
Объем государственных закупок лекарственных средств, млрд руб. 186,9 309
Доля отечественных лекарственных средств, % 21,8 25
Объем производства лекарственных средств, % 143 231
Доля отечественных лекарственных препаратов по номенклатуре перечня ЖНВЛП*, % 62,1 72,4
Доля отечественных лекарственных препаратов в программе «Семь нозологий» в денежном выражении, % 4,5 35,3
Объем экспорта фармацевтической продукции, млрд дол. 0,42 0,53
Объем импорта фармацевтической продукции, млрд дол. 13,1 8,8

* жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты
** государственная программа Российской Федерации «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» на 2013-2020 годы.

История развития.

Формирование фармацевтического рынка в России началось с 1992 года и проходило в весьма специфических условиях, которые определяются преобразованием централизованной государственной системы здравоохранения, дававшей гражданам большой набор социальных гарантий, к новой системе здравоохранения, построенной на принципах страховой медицины и рыночных отношений. В условиях централизованной государственной системы здравоохранения производство лекарственных средств, оптовая сеть в сфере лекарственного обеспечения населения и учреждений здравоохранения принадлежали государству. С организационной точки зрения особенностью деятельности фармацевтической отрасли в СССР являлось то, что значительная часть мощностей фармацевтической промышленности предназначалась для производства субстанций - компонентов лекарственных средств. Технический парк отечественных производителей изначально ориентировался на выпуск несложных, в первую очередь жизненно важных средств и препаратов, обеспечивающих первоочередные потребности населения. Производство основной массы готовых лекарственных средств осуществлялось на заводах Венгрии, Польши, ГДР, Чехословакии. Прекращение деятельности Совета Экономической Взаимопомощи и переход к взаимоотношениям между государствами бывшего социалистического лагеря на принципах международной рыночной торговли поставили СССР в крайне тяжелое положение с обеспечением здравоохранения лекарственными средствами. Ситуация резко обострилась с распадом СССР, несмотря на то, что на территории России остались 45 из 77 фармацевтических заводов, обеспечить эффективное их функционирование оказалось невозможно. Разрыв хозяйственных связей, возникновение таможенных барьеров и нескоординированные правила взаимоотношений предприятий с традиционными смежниками в новых государствах оказали негативное влияние, а последовавший после распада СССР экономический кризис привел к тому, что из эксплуатации была выведена значительная часть мощностей по производству субстанций. Крупные российские фармацевтические производства не сумели сохранить устойчивость ввиду, с одной стороны, сокращения спроса на их продукцию, с другой - резкого роста себестоимости. Это было связано с рядом факторов, среди которых несбалансированный рост цен на потребляемые ресурсы (сырье, электроэнергию, транспортные перевозки). Кроме того, серьезное негативное влияние на функционирование ряда предприятий отрасли оказала остановка многих производств химического сырья для фармацевтической промышленности и, как следствие, утрата в значительной степени базы для производства ряда субстанций. В итоге отечественная фарминдустрия не могла удовлетворить потребности здравоохранения.

В результате процесса приватизации, а также создания новых хозяйствующих субъектов на рынке появилось значительное число фирм, занимающихся куплей-продажей лекарственных средств. Однако с начала 90-х годов на российском рынке фармацевтической продукции стали активно функционировать зарубежные компании-производители. К 1997 году соотношение отечественных и импортных лекарственных средств на российском рынке оценивалось как 3:7, в то время как в 1990 году 6:4()

Рис. 1. Соотношение импортных и отечественных лекарственных средств

Кризис 1998 г. и связанная с ним девальвация рубля повлияли на дальнейший процесс развития российского рынка фармацевтической продукции, в частности, значительно сократился спрос на импортные препараты, а также объем выпуска российских дженериков (копий фирменных лекарственных препаратов последнего поколения).

Начиная с 2003 года российский фармацевтический рынок стал одним из наиболее динамичных и быстрорастущих в мире. С 2003 года объем российского рынка (в рублях) увеличивался ежегодно на 10 -- 12%. Вместе с тем рост российского фармацевтического рынка в последние годы сопровождался постоянным увеличением объемов импорта и сокращением доли российских производителей. Отрасль по-прежнему находится в прямой зависимости от импорта субстанций. Внутреннее производство обеспечивает не более 22% потребности российской фармацевтической промышленности в субстанциях (в натуральном выражении). Образующийся дефицит закрывается за счет импорта. Хотя в 2006 -- 2010 гг. наблюдался рост производства лекарственных средств, данная тенденция еще не стала устойчивой.

Состояние отрасли.

Российский рынок фармацевтической продукции является одним из наиболее динамичных в мире. По прогнозам специалистов, в ближайшие годы он продолжит быстро расти и может войти в тройку крупнейших рынков Европы. За 2005-2012 годы объем российского фармацевтического рынка вырос с 4,3 млрд до 17 млрд долл. (в среднем на 32% в год), а его доля в общемировом рынке лекарственных средств увеличилась с 1 до 2,2%.. Высокий потенциал роста определяется тем, что в потреблении лекарств на душу населения Россия отстает от среднемирового уровня в три раза (соответственно, 53 и 160 долл.).

Однако в нашей стране нет собственных крупных фармацевтических компаний. А те, которые есть, вытесняются с рынка иностранными производителями. Так, доля отечественных производителей на российском фармацевтическом рынке сократилась с 28% в 2005 году до 20% в 2012 году, а доля импорта, соответственно, возросла с 72 до 80%.

Российские компании практически не экспортируют лекарственные препараты: в 2010 году экспорт фармацевтической продукции из страны составил 0,04% общемирового объема продаж. Для сравнения, объем экспорта Индии (чей рынок меньше российского) составил 0,6% общемирового объема продаж, т.е. в 15 раз превысил российский экспорт.

Российские компании занимаются в основном производством продукции с низкой добавленной стоимостью. В структуре потребления инновационных лекарственных препаратов фармацевтического рынка России на отечественное производство приходится лишь 3%, а 97% составляет импорт. И лишь в потреблении небрендированных дженериков удельный вес отечественной продукции достигает 52%.

Развитию российской фармакологии препятствует ряд серьезных проблем. Если их не решить, Россия может окончательно утратить национальную фармацевтическую промышленность. Прежде всего, речь идет о неэффективности государственной политики по отношению к отрасли. Сохранявшийся в течение долгого времени низкий приоритет отрасли привел к отсутствию системной государственной поддержки отечественной фарминдустрии, в отличие от положения в конкурирующих странах, особенно развивающихся. Отсутствует налоговое стимулирование развития отрасли (в том числе экспорта и расходов на НИОКР).

Низкая конкурентоспособность отечественных предприятий по сравнению с зарубежными (как на внешнем, так и на внутреннем рынке) определяется, прежде всего, мелкими объемами производства. Так, у крупнейшей российской фармацевтической компании «Фармстандарт» объемы продаж составляют менее 0,6 млрд. долл., в то время как у крупнейшей глобальной швейцарской корпорации Novartis - 53 млрд. долл.

Рис. 2. Объемы продаж крупнейших российских фармацевтических компаний


фармацевтический отраслевой импортный инновационный

Бюджеты же расходов на НИОКР вообще не сопоставимы: расходы крупнейших пяти российских компаний на эти цели составляют в совокупности 15-20 млн. долл., в то время как у Novartis - 7 млрд. долл.

Зависимость от лекарственного импорта ставит под угрозу качество жизни, здоровье народа и безопасность страны: иностранцы поставляют не только сложные современные препараты, но и ключевые вакцины, и антибиотики - основу фармакологической безопасности.

В связи с катастрофическим положением в отрасли фармацевтика была включена в число приоритетных проектов - наряду с ядерной энергетикой, энергосбережением, аэрокосмической отраслью. В октябре 2010 года была утверждена Концепция развития фармацевтической отрасли до 2020 года. В ней много правильных намерений: активный трансферт современных технологий и создание развитой отраслевой инфраструктуры, производство дженериков и брендированных дженериков, в том числе по истекающим в последние годы зарубежным патентам, благоприятный режим для инвестиций в производство. Включая налоговые льготы и ставки по кредитам, упрощение регулятивных процедур, поддержка экспорта и импортозамещения с повышением импортных пошлин, благоприятный налоговый инвестиционный режим в исследования и клинические испытания, а также решение кадровых проблем российской фармацевтической промышленности.

Численность персонала.

Согласно стратегии «Фарма 2020» потребность в высококвалифицированных кадрах, необходимых для реализации инновационного сценария развития фармацевтической отрасли, покрыта только на 10%.

И в период до 2015 г. необходимо подготовить и привлечь для работы в инновационной сфере 10-11 тыс. специалистов 3500 исследователей - химиков и биологов, 1,550 тыс. специалистов по доклиническим и клиническим испытаниям.

2 тыс. технологов, 3,950 тыс. менеджеров инновационной и научной сферы, в т.ч. 450 - имеющих опыт работы в индустриальной науке на международном уровне.

В принятой федеральной целевой программе (ФЦП) в качестве одного из показателей социально-экономической эффективности ее реализации фигурирует создание 10 тыс. новых высокотехнологичных рабочих мест. Что согласуется с оценкой потребности в кадрах, фигурирующей в стратегии.

В стратегии «Фарма 2020» указывается на то, что в фармацевтической промышленности в настоящее время работает 65 тыс. человек. Иногда называются и более значительные цифры - до 100 тыс. Дефицит кадров на уже действующих предприятиях с учетом сферы R&D различными экспертами оценивается в диапазоне от 10 до 30 тыс. человек.

Согласно данным Минпромторга РФ, в 2009 г. доля фармацевтической промышленности в общем объеме производства химической промышленности соответствовала 9%. Среднегодовая численность работников химической промышленности, по данным Росстата, в том же году составляла 441 тыс. человек. Если исходить из предположения, что производительность труда в фармацевтической промышленности такая же, как в среднем во всей химической промышленности, это означает, что там работает примерно 40 тыс. человек, из числа которых персонал с профильной подготовкой составляет примерно половину.

В период до 2020 г. кадровый состав промышленности должен быть обновлен как минимум на 50%. Тогда вместе с дополнительными человеческими ресурсами, которые необходимо привлечь в сферу исследований и разработок, кадровый заказ отрасли в десятилетней перспективе можно оценить примерно в 20-25 тыс. человек.

Значение фармацевтической промышленности в экономике России.

Современную фармацевтическую отрасль можно отнести к наиболее высокотехнологичным и наукоёмким секторам экономики. На современном этапе развития экономики при определённых условиях именно она может стать локомотивом реального инновационного развития страны. Однако следует отметить, что данная отрасль больше других зависима от политики государства, её развитие невозможно как без существенного прогресса в экономике и науке, так и без активной социальной политики. Это значит, что именно по уровню развития фармацевтической отрасли можно судить о «социальной инновационности» страны в целом.

Современное состояние фармацевтической отрасли характеризуется неудовлетворительными показателями. В 2011 году индекс производства фармацевтической продукции составил 91,7% к соответствующему периоду предыдущего года против 96,1% в 2010 году. Средняя рентабельность по отрасли составила 17 %. Степень износа основных фондов составила 60 %, а загрузка производственных мощностей -- 78 %.

Это связано со следующими проблемами российской фармацевтики: устаревание производственных мощностей; низкий уровень инноваций и технологий, используемых при разработке лекарственных средств; более сложный допуск отечественной продукции на рынок в сравнении с зарубежными аналогами; дефицит высококвалифицированных кадров для фармацевтической отрасли; отсутствие эффективных механизмов финансирования разработок лекарств.

Развитие фармацевтической промышленности по инновационному сценарию должно опираться на всю инновационную цепочку - от научных разработок до распространения полученных лекарственных средств. Поэтому без детальной проработки механизмов взаимодействия с Министерством образования и науки, другими ведомствами и профильными государственными институтами развития данная стратегия будет не полноценной. Отсутствуют общенациональные приоритеты развития медицины и фармацевтики. Утверждение главных областей медицины, для которых необходимы инновационные препараты - это задача, без которой эффективное и надёжное развитие фарминдустрии крайне затруднительно. Столь же важно установление приоритетов в области создания многофункциональных методик и универсальных платформ для получения новых молекул, субстанций и препаратов.

Таким образом, чтобы процесс развития российской фармацевтической промышленности по инновационному пути был эффективным, необходимо: обеспечить реальное взаимодействие между профильными, смежными ведомствами, между государственными организациями и бизнесом. Чётко определить условия по правам на интеллектуальную собственность и нематериальные активы в сфере фармакологии; решить вопрос с критериями оценки действий ведомств, системой отчётности по выполнению проектов федеральных целевых программ. Также инновационный процесс развития фармацевтической промышленности не будет эффективным без создания внутреннего рынка на результаты деятельности малых компаний. В России нет таких крупных фармацевтических компаний, способных купить готовую разработку за сумму сто или более миллионов долларов.

Государство должно создать такую систему, при которой права на разработку лекарственных препаратов принадлежали российским фармацевтическим фирмам. Одним из механизмов могло бы стать объединение ряда малых инновационных бизнесов в крупную компанию, где капитализировались бы не основные средства, а права на разрабатываемую интеллектуальную собственность.

При устранении данных недостатков фармацевтическая отрасль сможет развиваться быстрыми темпами и сыграть одну из главных ролей в инновационном развитии российской экономики.

Источником большинства лекарственных средств, поступающих в аптеку, является медицинская промышленность. Различают следующие самостоятельные отрасли медицинской промышленности: химико-фармацевтическую, галено-фармацевтическую и промышленность антибиотиков, органопрепаратов и витаминов. К химико-фармацевтической промышленности относится производство синтетических веществ и фармакологически активных веществ, выделяемых в чистом виде из природного сырья. К компетенции галено-фармацевтической промышленности относится производство галеновых и новогаленовых препаратов, а также разнообразных готовых лекарств. Производство антибиотиков и витаминов сосредоточено в особых отраслях медицинской промышленности.

Структура управления фармацевтической промышленностью неоднократно изменялась в соответствии с ее развитием и новыми задачами. Опуская описание пройденных организационных форм, что относится больше к истории фармации, остановимся лишь на конечном важнейшем этапе развития медицинской промышленности - ее концентрации в специальном союзном министерстве. В ведение Министерства медицинской промышленности (ММП) перешли все предприятия, вырабатывающие химико-фармацевтические и важнейшие галеновые препараты, антибиотики, витамины, готовые лекарственные формы, медицинский инструментарий, медицинское оборудование, медицинское стекло, а также совхозы, выращивающие лекарственные растения, и некоторые организации, ведающие заготовкой дикорастущего лекарственного растительного сырья. В других ведомствах были оставлены производства лишь специфических лекарственных средств, таких, как органопрепараты и препараты ферментов.

В 1976 г. ММП перешло на новую более совершенную схему управления медицинской промышленностью, в основе которой лежит трехзвенный принцип: министерство - всесоюзное промышленное объединение (комбинат), предприятие. Образованы следующие Всесоюзные промышленные объединения (ВПО) по производству: «Союзлексинтез» - синтетических лекарственных средств, «Союзантибиотики» - антибиотиков, кровезаменителей и органопрепаратов, «Союзвитамины» - витаминов, «Союзлексредства» - готовых лекарственных средств, «Союзмедполимерстекло» - медицинских изделий из стекла, фарфора и полимерных материалов, «Союзпроммедтехника» - изделий медицинской техники, «Союзлекраспром» - по производству, заготовке и переработке лекарственных растений.

ВПО действуют на основе хозяйственного расчета и несут полную ответственность за результаты производственно-хозяйственной деятельности объединения в целом и каждого предприятия, за выполнение государственного плана и договоров на поставку продукции.

Проведена организация и производственных объединений. Так, в системе ВПО «Союзлексредства» такие объединения образованы в Москве (промышленное объединение «Мосхимфармпрепараты»), Ленинграде (промышленное объединение «Октябрь»), объединившие хим-фармзаводы этих городов, вырабатывающие готовые лекарственные средства, в Харькове (промышленное объединение «Здоровье») и др.

Создание крупных производственно-хозяйственных комплексов будет способствовать организации высокоэффективного производства лекарств, внедрению новой техники, повышению качества выпущенной продукции. О степени концентрации производства можно судить хотя бы по тому, что Ленинградское производственное объединение «Октябрь» стало ежегодно выпускать до 450 млн. ампул и 400 млн. упаковок готовых лекарственных средств (свыше 10% всей ежегодной продукции ВПО «Союзлексредства»).

Наряду с фармацевтической промышленностью союзного значения широкая инициатива была предоставлена также аптечным управлениям для развития местной фармацевтической промышленности. Предприятиями ее являются фармацевтические фабрики, находящиеся в ведении главных аптечных управлений министерств здравоохранения союзных республик. Они имеются в каждом областном, краевом (а в Москве и Ленинграде - городском) аптечном управлении и призваны обеспечить лекарственной продукцией свою область, край, автономную республику. Фармацевтические фабрики и фармацевтические производства выпускают галеновые препараты, для производства которых требуется относительно несложное оборудование, лекарственные формы по наиболее часто встречающимся прописям, и занимаются их расфасовкой. В некоторых аптечных управлениях (московское и ленинградское) эти предприятия очень крупные и подобно фармацевтическим заводам в состоянии вырабатывать галеновые препараты типа сухих экстрактов, новогаленовые препараты и такие лекарственные дозированные формы, как растворы в ампулах.

Фармацевтические заводы были построены по цеховому принципу. Если эти заводы не узко специализированы, то обычно они имеют четыре основных цеха: 1) галеновый; 2) таблеточный; 3) ампульный; 4) фасовочный.

В галеновом цехе сосредоточено производство экстрактов и настоек, а также новогаленовых препаратов, биогенных стимуляторов и т.д. В этом цехе производится экстрагирование растительного сырья различными методами (мацерация, перколяция, циркуляция и др.), операции то разделению жидкой и твердой фаз (отстаивание, фильтрование, центрифугирование, прессование), отгонка спирта и других экстрагентов, выпаривание, сушка под вакуумом, растворение, смешение и т.д.

В таблеточном цехе изготовляются таблетки, представляющие собой спрессованные порошкообразные смеси. Основные производственные операции в этом цехе – измельчение исходных веществ, смешение, гранулирование (зернение) массы и таблетирование.

В ампульном цехе изготовляются растворы в ампулах для инъекций. Здесь производственный цикл складывается из растворения исходных веществ, фильтрования растворов, изготовления ампул, подготовки их к наполнению (мойка и другие операции), наполнения, запайки, стерилизации и этикетировки.

В фасовочном цехе фасуется продукция, вырабатываемая заводом.

Работа в цехах проводится по отделениям (производственные участки), вырабатывающим определенные виды продукции или выполняющим операции. Совсем недавно на фармацевтических заводах союзного значения были еще мазевые цехи, но вследствие передачи производства основной номенклатуры мазей фармацевтическим фабрикам они превратились в отделения (участки) галенового цеха. На заводах специализированного профиля могут быть такие цеха, как пластырный, винторезный, суппозиторный и др. Заводы узкого профиля могут быть одноцеховые, например завод, выпускающий горчичники.

На каждом фармацевтическом заводе, кроме основных цехов, имеются подсобные цехи и отделения, которые участвуют в выполнении производственной программы путем обслуживания основных цехов. Сюда нужно отнести ремонтный цех, котельные отделения, картонажную мастерскую, складское хозяйство, заводской транспорт, тарную мастерскую и т. д. Особое место занимает на заводе экспериментальная лаборатория, которая решает вопросы, связанные с совершенствованием производства, и отдел технического контроля (ОТК), осуществляющий контроль на всех участках производства и санкционирующий выпуск готовой продукции с завода.

Предприятия местной фармацевтической промышленности, как правило, построены по тому же принципу, что и фармацевтические заводы, и чем они крупнее, тем ближе к заводам в организационном отношении. Большей частью такие предприятия имеют цехи: 1) галеновый, 2) мазевый, 3) таблеточный и 4) фасовочный. Амлульные цехи есть только на наиболее крупных фабриках. Особенность фармацевтического производства аптечного управления состоит в том, что оно является мелкосерийным. Для мелкосерийного производства естественно применение на отдельных операциях ручного труда.

Фармацевтические заводы союзного подчинения относятся ок категории крупносерийных производств, по мере специализации и профилизации перерастающих в массовые производства. Для них характерны применение поточного метода, максимальная механизация производственного процесса и в ряде случаев полная автоматизация производства.

Медицинские заводы – большая группа предприятий, выпускающих медицинскую технику и продукцию медицинского назначения. Медицинская промышленность призвана обеспечить все условия для оказания качественной, высокотехнологичной медпомощи гражданам России, и с этой точки зрения ее можно назвать одной из ключевых промышленных отраслей государства, определяющих уровень его социального развития.

Все предприятия, выпускающую продукцию для нужд медицины, можно разделить на две группы:

1) Предприятия, выпускающие сложную медицинскую технику, инструменты и изделия медицинского назначения:

  • заводы медицинской техники;
  • заводы медицинского оборудования;
  • заводы медицинской аппаратуры;
  • заводы медицинских инструментов.

2) Предприятия, осуществляющие выпуск химико-фармацевтических и медико-биологических препаратов и субстанций:

  • заводы медицинских препаратов;
  • фармацевтические заводы;
  • фармацевтические фабрики.

Производство медицинской техники и иной продукции медицинского назначения является одним из наиболее наукоемких. Ряд инновационных технологий, разработанных для применения в военных целях, в результате конверсии становятся доступными для гражданского применения и реализуются при создании современного медицинского оборудования.

Наиболее востребованные сегменты рынка продукции медицинского назначения на российском рыке представлены:

  • оборудованием и изделиями с высокой степенью визуализации (рентгенодиагностическое оборудование, аппараты для ультразвуковой диагностики);
  • оборудованием и изделиями для сердечнососудистой хирургии;
  • оборудованием и изделиями для урологии и нефрологии.

52% от всей продукции медицинского назначения, выпускаемой в стране, приходится на Москву и Санкт-Петербург. Второе место по объемам производства медицинского оборудования в стране удерживают предприятия Татарстана и Нижегородской области (Приволжский федеральный округ).

По данным 2010 г., на долю российского рынка медоборудования приходилось примерно 1,13% мирового рынка продукции медицинского назначения. Тем не менее, объемы экспорта медицинских изделий и оборудования, выпускаемых российскими предприятиями, стабильно увеличиваются. Продукция медицинских заводов России поставляется не только ближайшим соседям – Казахстану, Украине, Узбекистану, но и в страны дальнего зарубежья – Германию и США.

На внутреннем рынке главными потребителями российской медтехники являются учреждения здравоохранения, работающие в государственном секторе.

В России насчитывается более 600 заводов, выпускающих фармацевтическую и медико-биологическую продукцию. Более половины всех производимых в стране лекарств изготавливаются на 20 крупнейших предприятиях. Уровень развития фармацевтической отрасли весьма высок, что позволяет осуществлять выпуск всех известных на сегодняшний день готовых форм лекарственных средств.

Фармацевтические предприятия активно переходят на стандарты GMP, отвечающие международным требованиям, благодаря чему конкурентоспособность российской фармацевтической продукции на отечественном и зарубежном рынках постепенно возрастает.

Одна из основных тенденций последних лет – открытие крупными зарубежными фармацевтическими корпорациями заводов на территории России. Тем не менее, со стороны отечественных производителей наметилось стремление к возобновлению производства ранее выпускаемых субстанций, созданию новых оригинальных высокотехнологичных субстанций и расширению номенклатуры выпускаемых препаратов.

Спецификой фармацевтического производства является выпуск продукта, направленного на улучшение или сохранение здоровья человека. Это обусловливает стратегическую роль фармацевтической промышленности для страны и важность государственного регулирования процесса производства лекарственных. В современном мире от состояния национальной системы здравоохранения зависит будущее нации. И фармацевтическая индустрия играет в общей системе здравоохранения одну из ведущих ролей.

Динамика развития мирового здравоохранения на всем протяжении его развития наглядно демонстрирует, что применение средств лекарственной терапии постоянно расширяется. В настоящее время продукция отрасли доступна в виде таблеток, растворов для инъекций, ингаляционных препаратов, мазей, гелей и прочих готовых форм, содержащих одну или несколько активных фармацевтических субстанций. Высокая эффективность при лечении многих заболеваний, скорость, удобство и простота применения, неинвазивныйНеинвазивный - (noninvasive) - Термин используется для характеристики методов исследования или лечения, во время которых на кожу не оказывается никакого воздействия с помощью игл или различных хирургических инструментов характер лечения, снижение зависимости от конкретного места прохождения лечения - преимущества, которые предоставляют современные средства лекарственной терапии по сравнению с другими видами лечения. Спектр использования продукции современной фармацевтики чрезвычайно широк, и при этом постоянно охватывает все новые области терапевтических индикаций. При помощи химико-фармацевтических препаратов можно вылечивать большинство инфекционных заболеваний, многие сердечнососудистые патологии, некоторые виды злокачественных опухолей. Современные лекарства способны существенно облегчать состояние пациентов с заболеваниями центральной нервной системы (ЦНС), снижать наркотическую и алкогольную зависимость, снимать болевые и воспалительные синдромы.

Без подобных препаратов сегодня невозможно представить жизнь современного человека и общества в целом. Постоянная доступность определенного набора лекарственных препаратов является ключевым звеном в системе обеспечения национальной безопасности. Фармацевтическую индустрию следует рассматривать как одну из ключевых отраслей национальной промышленности, влияние которой, прямо или косвенно, простирается на все сферы жизнедеятельности современного общества и государства.

Фармацевтическая индустрия - это сложный комплекс взаимосвязанных элементов, и эффективная работа всей этой системы зависит от гармоничного взаимодействия всех ее частей. Наиболее важные из них: научно-исследовательские работы по созданию новых препаратов; разработка технологических подходов к промышленному получению лекарственных субстанций, включая химические и биотехнологические подходы; масштабное производство субстанций и готовых лекарственных форм; организация системы сбыта лекарственных препаратов; реализация эффективной маркетинговой деятельности; организация эффективной системы подготовки кадров; налаживание и совершенствование механизмов финансирования разработок; эффективная деятельность регуляторных государственных организаций. Также, заслуживает отдельного упоминания система управления этим сложнейшим механизмом, требующая привлечения специалистов высшей квалификации, и передовых технологий менеджмента.

Современное состояние российского фармацевтического рынка

Современную фармацевтическую отрасль можно отнести к наиболее высокотехнологичным и наукоемким секторам мировой экономики, и в наибольшей степени это относится к разработке новых лекарственных препаратов. И в этом видится еще одна важная роль фармацевтической индустрии на современном этапе существования Российского государства: при определенных условиях именно она может стать двигателем реального инновационного развития страны

Российский фармацевтический рынок является одним из самых перспективных среди стран Центральной и Восточной Европы благодаря своим размерам, продолжающемуся экономическому росту и улучшениями в сфере охраны прав на интеллектуальную собственность. Размер рынка является самым большим в указанном регионе и останется таковым в обозримом будущем. По данным Информационно-аналитического портала www.remedium.ru

Таблица 1

Емкость рынка

изменение 2007 г. по отношению к 2006 г. в %

изменение 2008 г. по отношению к 2007 г. в %

При этом весьма значительным является потенциал роста российского рынка, хотя для полной реализации этого потенциала требуются существенные усилия. В 2006 г. емкость рынка в абсолютных величинах достигла уровня 12,2 млрд. долл. По данным компании DSM Group В 2007 г. интенсивный рост продолжился, и емкость рынка составила 14,3 млрд. долларов (на 117,21% больше предыдущего года). За прошедший 2008 год емкость рынка составила 18,4 млрд. долларов, что на 128,68% больше, чем в 2007 году. По разным прогнозам, рост рынка продолжится в 2009-2011 гг. со средним темпом 10-12% в год в национальной валюте и еще более высоким темпом в долларовом исчислении. В результате его объем (конечная стоимость для потребителей) достигнет отметки в 20 млрд. долл. уже в 2011 г., а к 2020 г. по разным оценкам, 25-35 млрд. долл. Рост будет, прежде всего, обеспечен увеличением доходов населения и связанным с этим увеличением объема рынка частного медицинского страхования.

Рассмотрим в таблице 2 долю импорта в общем объеме продаж.

Таблица 2

Удельная доля импорта в общем объема

Рис.1

Удельная доля импорта в общем объёме продаж в последние годы увеличивается, в основном за счет импорта дорогих лекарственных препаратов. Объем импорта лекарственных средств (ЛС) в 2006 году - 8,93 млрд. долл., или 3,19 млрд. упаковок. В 2007 году достигнул 10,2 млрд. долл. США, или 3,36 млрд. упаковок. Объем импорта медикаментов по итогам 2008 г. составил 13,09 млрд. долл. США, или 3,44 млрд. упаковок. В стоимостном выражении ввоз медикаментов вырос на треть, в натуральных показателях -- прирост 102,2%. Согласно данным Федеральной таможенной службы импорт медикаментов в РФ в I полугодии 2009 года снизился на 6.1% до $3.19 млрд. с $3.397 млрд. за аналогичный период прошлого года. Основной объем медикаментов на $3.181 млрд., как и в прошлом году, был закуплен в странах дальнего зарубежья.

Потребление готовых лекарственных средств (ГЛС) на душу населения удвоилось за последние 4 года, однако этот показатель все же значительно ниже, чем в странах ЕС и США По данным Информационно-аналитического портала www.remedium.ru. Это свидетельствует о существовании значительного отложенного спроса, а также о высоком потенциале роста рынка по мере улучшения экономических показателей.

Современное состояние фармацевтической промышленности и производства

Согласно данным Министерства промышленности и энергетики РФ на 2008 год российская фармацевтической промышленность представлена 525 предприятиями, на которых занято 65,1 тыс. человек. Эти предприятия производят товарной продукции на 62 млрд. руб. Средняя рентабельность по отрасли составляет 17%. Степень износа основных фондов составляет 60%, а загрузка производственных мощностей - 78%.

В последние годы произошел значительный рост производства в отечественной фармацевтической индустрии. Вследствие развития внутрироссийских продаж, внутри российского фармацевтического сектора в последние годы активизировались процессы слияний и поглощений, лицензирования лидирующих продуктов. Затраты компаний на научно-исследовательские и опытно конструкторские работы (НИОКР) и продвижение продукции значительно увеличились.

Фармацевтическое производство - один из наиболее стабильных сегментов российской промышленности. Ориентирована фармацевтическая отрасль, главным образом, на внутренний рынок, а значит, в отличие от экспортно-ориентированных отраслей, менее чувствительна к колебаниям валютных курсов. Спрос на фармацевтическую продукцию слабо зависит от фазы экономического цикла, что положительно влияет на развитие отрасли в целом. Даже в период спада производства в середине 90-х годов уменьшение объемов в фармацевтике не было таким значительным, как в других отраслях. Достаточно отметить, что доля убыточных предприятий этого сегмента рынка на начало 2000 года составляла 12,6%, в то время как в целом по промышленности -- около 50% По представленным данным на сайте www.marketing.spb.ru/mr/healthcare/farm.

Иностранные производители активно инвестируют свои средства в развитие российского. За последние годы образовалось несколько групп компаний, объединивших крупнейшие фармацевтические заводы России. Рынок России постепенно начал европеизироваться и напоминать рынки развитых государств. Россия также стала привлекательна в плане выхода на рынки сопредельных государств (страны СНГ и Азии).

Важнейшая характеристика фармацевтического рынка России - это контролирующая роль государства, которая осуществляется через достаточно жесткое лицензирование и сертифицирование, законодательные ограничения рекламы лекарственных средств (ЛС), организации продаж препаратов. По сравнению с другими странами в России более значима доля государственных закупок фармацевтических препаратов.

В целом российское фармацевтическое производство имеет серьезную инвестиционную привлекательность. Причем такого положения в отрасли отечественные фармацевтические производители добились, исключительно опираясь на свои силы и не имея особого доступа к внешним инвестициям. Они сумели переломить негативные тенденции и перейти к качественному и количественному росту. По данным центра маркетинговых исследований «Фармэксперт»

Проблемы фармацевтической индустрии

Следует отметить две системных проблемы российской фармацевтической промышленности. Во-первых, это низкий уровень обеспеченности населения РФ доступными и качественными лекарственными препаратами отечественного производства, что является угрозой национальной безопасности. Во-вторых, низкий уровень инноваций и технологий, используемых при разработке и производстве лекарственных средств. Эта общая проблема российской экономики в полной мере характерна и для ее фармацевтического сектора. Составляющими факторами системных проблем являются:

1. Отсутствие национальной концепции развития фармацевтической промышленности.

2. Отсутствие механизмов финансирования разработок лекарств.

3. Множество разрывов в критических цепочках взаимодействий, обеспечивающих создание новых отечественных инновационных брендов.

4. Отсутствие крупных национальных фармацевтических компаний, способных определять стратегическое развитие отрасли и выполнять заказы государства по обеспечению лекарственной безопасности.

5. Регуляторные барьеры на пути к созданию новых препаратов, недостаточная предсказуемость фармацевтического рынка.

6. Недостаточный уровень российского патентного законодательства и законоприменительной практики относительно международных стандартов.

7. Непрерывно истощающийся кадровый потенциал отечественной науки и производства.

Анализ конкурентной ситуации на российском фармацевтическом рынке

Фармацевтическая отрасль России имеет стратегическое значение как для текущего обеспечения населения лекарственными средствами (ЛС) и, соответственно, поддержания уровня здоровья на приемлемом уровне, так и для долгосрочного обеспечения экономической и политической безопасности государства. Традиционно фармация обладает такими характеристиками, как инновационность, наукоемкость, низкая ценовая эластичность, высокие барьеры входа, монопольная власть на уникальные патентованные препараты.

Российской фармацевтической отрасли присущи высокие диспропорции между экспортом и импортом, высокая доля контрафактной, некачественной продукции, угрожающей здоровью потребителей, избыточная «регулируемость». Основными потребителями фармацевтической промышленности являются наименее социально защищенные слои населения.

По мнению профессора фармацевтических наук, заместителя директора НИИ Фармации по научной работе И.А. Самылина, одним из путей улучшения ситуации здесь видится всестороннее, комплексное развитие конкуренции.

Глобальные изменения, произошедшие за последние десятилетия на фармацевтическом рынке России, сопровождавшиеся разгосударствлением собственности, ростом числа субъектов фармацевтического рынка (особенно в оптовой и мелкорозничной сети), либерализацией цен, увеличением ассортимента реализуемых фармацевтическими предприятиями товаров и услуг, привели к необходимости приобретения новых знаний в области выживания в условиях конкуренции.

Увеличение числа аптечных учреждений явилось одной из причин обострения конкуренции на фармацевтическом рынке. Если раньше основными игроками рынка были просто крупные аптеки, то сейчас происходит стремительный процесс объединения единичных аптек в сети (слияния и поглощения). В Санкт-Петербурге очевидным лидером является аптечная сеть «Первая Помощь», на конец 2009 года, она была представлена в 3 регионах России (Санкт-Петербург, Москва, Екатеринбург) и насчитывает около 200 аптек. По данным сети аптек «Первая помощь»

Кроме того, ассортимент продаваемых товаров значительно расширился. Появились нетрадиционные группы товаров, продаваемых в аптеке (БАД, гомеопатия, валео-фармакологические препараты), а также стала более разнообразной традиционная для аптек товарная группа - медикаменты. Ассортимент лекарственных препаратов возрос почти в 3 раза, причем во многом за счет введения в ассортиментный перечень препаратов-синонимов различных фирм-производителей. По данным www.labex.ru

Ведущие специалисты, такие как доктора фармацевтических наук С.В. Первушкин, и М.Н. Ивашев считают, что в настоящее время ведущей в управлении предприятием должна стать стратегия конкурентной рациональности, представляющая целенаправленный действия по поиску устойчивого преимущества перед конкурентами путем удовлетворения нужд потребителей. Именно эту стратегию считают современной концепцией маркетинга.

Стратегия развития фармацевтической промышленности

На основании Приказа Минпромторга России № 965 от 23.10.2009 г. "Стратегия развития фармацевтической промышленности на период до 2020 года" основной целью государственной политики Российской Федерации является создание условий для ее перехода на инновационную модель развития, что должно привести к росту обеспеченности населения, учреждений здравоохранения и Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, лекарственными средствами отечественного производства, при общем увеличении обеспеченности нуждающихся лекарствами до среднеевропейского уровня, как по количественным, так и по качественным показателям.

Основными задачами Стратегии являются:

1. Увеличение обеспеченности населения, учреждений системы здравоохранения и Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, жизненно необходимыми и важнейшими лекарственным средствами отечественного производства, а также лекарственными средствами для лечения редких заболеваний;

2. Повышение конкурентоспособности отечественной фармацевтической промышленности путем гармонизации российских стандартов по разработке и производству лекарственных средств с международными требованиями;

3. Стимулирование разработки и производства инновационных лекарственных средств;

4. Защита внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции и выравнивание условий доступа на рынок для отечественных и зарубежных производителей;

5. Осуществление технологического перевооружения российской фармацевтической отрасли;

6. Совершенствование системы подтверждения соответствия качества лекарственных средств, включая меры по устранению избыточных административных барьеров по регистрации отечественных лекарств;

7. Подготовка специалистов для разработки и производства фармацевтической продукции в соответствии с международными стандартами.

Стратегия развития национальной фармацевтической промышленности основывается на следующих приоритетах:

Приоритет инновационной модели развития отрасли;

Приоритет качества, эффективности и безопасности лекарственных средств;

Приоритет национальной фармацевтической отрасли в реализации государственных программ в области обеспечения лекарственными средствами;

Приоритет производства высокотехнологичных фармацевтических

субстанций на территории РФ;

Приоритет развития экспортоспособных производств и новых разработок;

Приоритет замещения импортных лекарственных средств отечественными, полный цикл производства которых находится на территории РФ;

Приоритет фармацевтической продукции, произведенной на территории РФ, в закупках по перечню жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, а также при осуществлении поставок лекарств для Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба.

Ожидаемым результатом реализации Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года должно стать:

Увеличение доли продукции отечественного производства в общем объеме

потребления на внутреннем рынке до 50% в стоимостном выражении к 2020 году;

Изменение номенклатуры производства лекарственных препаратов, произведенных на территории Российской Федерации, в том числе увеличение доли инновационных препаратов в портфелях локальных производителей до 60% в стоимостном выражении;

Увеличение экспорта фармацевтической продукции в 8 раз по сравнению с 2008 годом;

Обеспечение лекарственной безопасности Российской Федерации согласно номенклатуре стратегически важных лекарственных средств и вакцин.

Стимулирование организации производства фармацевтических субстанций на территории Российской Федерации в размере, необходимом для обеспечения выпуска 50% готовых лекарственных форм в денежном выражении, включая не менее 85% по номенклатуре из списка стратегических ЛС.