Главная · Запор · Древнегреческий философ фалес милетский - биография, достижения и интересные факты. Фалес: биография жизнь идеи философия: фалеса из милета

Древнегреческий философ фалес милетский - биография, достижения и интересные факты. Фалес: биография жизнь идеи философия: фалеса из милета

Фалес (Thales) (ок. 640 — ок. 546) — древнегреческий философ, неизменно возглавлявший список "семи мудрецов". Его считают отцом античной философии, созданная им милетская (ионийская) школа стала точкой отсчета для истории европейской науки. Аристотель начинает с Фалеса историю метафизики, Евдем — историю астрономии и геометрии.

Краткая биография

Исторических данных о жизни Фалеса практически не сохранилось. Имеется лишь ряд разрозненных и, порой, противоречивых упоминаний в трудах более поздних античных авторов. Единственная точная дата, которую можно отнести к жизни греческого философа, это дата затмения, которое он предсказал — 585 г. до н. э. Все остальное, в том числе и даты рождения и смерти, весьма приблизительно.

Известно, что Фалес происходил из знатного рода, имел хорошее образование. Жил в Милете*. По некоторым источникам являлся финикийцем либо имел финикийские корни. Будучи торговцем, много путешествовал. Живя в Фивах в Египте, Мемфисе, много общался со жрецами, обучаясь их премудростям. Принято считать, что в Египте им были почерпнуты геометрические знания, с которыми он затем познакомил соотечественников. По возвращении на родину создал философскую Милетскую школу, самыми известными последователями которой называются Анаксимен и Анаксимандр.

В античности ему были приписаны сочинения в прозе: «О началах», «О солнцестоянии», «О равноденствии», «Морская астрология». Сами эти названия говорят о Фалесе как об ученом и философе, искавшем физическое начало мироздания. К сожалению, от этих трудов дошли до нас только их названия.

* Милет — древнегреческий город в Карии на западном побережье Малой Азии, находившийся к югу от устья реки Меандр.

Вот некоторые факты из жизни Фалеса:

Фалес принимал живое участие в политике, советуя ионийским полисам объединиться против внешних врагов: вначале против Лидии, а затем — Персии. Но советам милетского философа не вняли.

Во время борьбе Лидии с Персией Фалес понимал, что Персия для греков опасные лидийцев и поэтому содействовал последним. Будучи военным инженером на службе у царя Лидии Крёза, Фалес, чтобы облегчить переправу войска, пустил реку Галис по новому руслу. Неподалеку от г. Мител он спроектировал плотину и водоотводный канал и сам руководил их постройкой. Это сооружение значительно понизило уровень воды в Галисе и сделало возможной переправу войск. Этот эпизод имел место во время войны Крёза (царя Лидии) с персами.

Сохранились сведения, что Фалес дружил с Фрасибулом, милетским тираном, имел какое-то отношение к храму Аполлона Дидимского.

Показательные истории, связанные с именем Фалеса:

Однажды гружённый солью мул, переходя вброд речку, внезапно поскользнулся. Содержимое тюков растворилось, а животное, поднявшись налегке, сообразило в чём дело, и с тех пор при переправе мул намеренно окунал мешки в воду, наклоняясь в обе стороны. Прослышав об этом, Фалес велел наполнить мешки вместо соли шерстью и губками. Гружённый ими мул попытался проделать старый трюк, но добился обратного результата: поклажа стала значительно тяжелее. Говорят, что впредь он переходил реку так осторожно, что ни разу не замочил груз даже нечаянно.

Когда Фалеса, по причине его бедности, укоряли в бесполезности философии, он, сделав по наблюдению звезд вывод о грядущем урожае маслин, ещё зимой нанял все маслодавильни в Милете и на Хиосе. Нанял он их за бесценок (потому что никто не давал больше), а когда оказалось что маслин уродилось очень много, спрос на маслодавильни тутже возрос и Фалес начал сдавать их по высоким ценам. Собрав таким образом много денег, он показал, что философы при желании легко могут разбогатеть, но это не то, о чём они заботятся. Аристотель, из записей которого до нас и дошел этот факт, подчеркивает: урожай Фалес предсказал «по наблюдению звезд», то есть благодаря знаниям.

Фалес как ученый

Считается, что Фалес «открыл» для греков созвездие Малой Медведицы как путеводный инструмент; ранее этим созвездием пользовались финикийцы.

Считается, что Фалес первым открыл наклон эклиптики к экватору и провёл на небесной сфере пять кругов: арктический круг, летний тропик, небесный экватор, зимний тропик, антарктический круг. Он научился вычислять время солнцестояний и равноденствий, установил неравность промежутков между ними.

Фалес первым указал, что Луна светит отражённым светом; что затмения Солнца происходят тогда, когда его закрывает Луна.

Фалес первым определил угловой размер Луны и Солнца; он нашёл, что размер Солнца составляет 1/720 часть от его кругового пути, а размер Луны — такую же часть от лунного пути. Можно утверждать, что Фалес создал «математический метод» в изучении движения небесных тел.

Фалес ввёл календарь по египетскому образцу (в котором год состоял из 365 дней, делился на 12 месяцев по 30 дней. и пять дней оставались выпадающими).

Именем Фалеса названа геометрическая теорема.

Считается, что Фалес первым сформулировал и доказал несколько геометрических теорем, а именно:

вертикальные углы равны;

имеет место равенство треугольников по одной стороне и двум прилегающим к ней углам;

углы при основании равнобедренного треугольника равны;

диаметр делит круг на две равные части;

вписанный угол, опирающийся на диаметр, является прямым.

Фалес научился определять расстояние от берега до корабля, для чего использовал подобие треугольников. В основе этого способа лежит теорема, названная впоследствии теоремой Фалеса: если параллельные прямые, пересекающие стороны угла, отсекают равные отрезки на одной его стороне, то они отсекают равные отрезки и на другой его стороне.

Легенда рассказывает о том, что Фалес, будучи в Египте, поразил фараона Амасиса тем, что сумел точно установить высоту пирамиды, дождавшись момента, когда длина тени палки становится равной её высоте, и тогда измерил длину тени пирамиды.

Философия Фалеса

Фалес полагал, что всё возникает из воды и в неё превращается. Начало элементов, сущих вещей - вода; начало и конец Вселенной - вода. Всё образуется из воды путём её затвердевания/замерзания, а также испарения; при сгущении вода становится землёй, при испарении становится воздухом. Причина образования/движения — дух, «гнездящийся» в воде.

Фалесу приписываются следующие утверждения:

1.Земля плавает в воде (как кусок дерева, корабль или какое-нибудь другое [тело], которому по природе свойственно держаться на плаву в воде); землетрясения, вихри и движения звезд происходят оттого, что все качается на волнах по причине подвижности воды.

2.Земля плавает в воде, а Солнце и другие небесные тела питаются испарениями этой воды.

3.Звезды состоят из земли, но при этом раскалены; Солнце — землистого состава [состоит из земли]; Луна — землистого состава [состоит из земли].

4.Земля находится в центре Вселенной; при уничтожении Земли рухнет весь мир.

5.Жизнь предполагает питание и дыхание, в каких функциях выступают вода и божественное начало — душа.

Милетская школа

Фалес основал Милетскую школу — первую древнегреческую научно-философскую школу, которая находилась в городе Милет, древнегреческой колонии в Малой Азии в первой половине VI в. до н. э. Представителями этой школы являлись Фалес, Анаксимандр, Анаксимен — больше никаких имен не сохранилось, возможно их и не было. Иногда Милетскую школу включают в состав "ионийской философии". К ионийским философам относились ученики Фалеса и ученики его учеников: Анаксимен, Анаксимандр, Анаксагор, Архелай.

Фалес Милетский - древнегреческий философ и математик, его именем названа теорема, которую изучают до сих пор на уроках геометрии. Он считается родоначальником греческой и европейкой философии и открывает список всемирно известных философов. Хотя его научные труды не сохранились, по словам Аристотеля именно Фалес заложил основы греческой государственности.

Фалес из Милета и в 5 веке до нашей эры считался отцом философии, а сегодня он общепризнанный основоположник данной науки.

Родиной философа считается город Милет, причем название города стало для него именем нарицательным, и до сих пор иначе, чем Фалес Милетский, его не называют. Точная дата рождения неизвестна, предположительно, это произошло в 640/624 г.

Происходил основатель философии из знатного богатого рода, благодаря чему смог получить хорошее образование. Есть сведения, что Фалес занимался торговлей и любил путешествовать по миру, побывал в Египте, Фивах и Мемфисе. Древний философ постигал знания у известных жрецов, много внимания уделяя проблемам человечества, к примеру, изучал причины наводнений и искал способы их предотвращения. Именно Фалес Милетский познакомил современников с такой наукой, как геометрия. А впоследствии его последователи основали милетскую школу в честь своего наставника.

По преданию, Фалес был не только ученым, кроме научных знаний он владел ораторским искусством и являлся активным политическим деятелем и дипломатом; слыл патриотом своего государства - Ионии и призывал народ объединиться против могущественного врага - Лидии (а затем против Персии).

Личная жизнь философа до настоящего времени остается загадкой, сведения о его семье не сохранились. Существует несколько предположений. Согласно одним источникам, Фалес подошел к рубежу жизни, не обзаведясь ни женой, ни детьми. Другие повествуют о том, что жена у ученого была, и у них родился сын Кибист. А третьи заявляют, что ученый на протяжении жизни оставался холостяком и усыновил ребенка своей сестры. Если верить последнему источнику - у Фалеса была сестра. Но никакими документами это предположение не подкреплено, поскольку о семье и родителях ученого ничего доподлинно неизвестно.

К сожалению, мудрецы так же смертны, как и обычные люди. Дата смерти философа не установлена. Как неизвестна точная дата рождения, так и о времени смерти ничего нельзя сказать конкретно. Предположительно, это произошло в период с 548 по 545 годы. Сообщается, что смерть настигла Фалеса в момент, когда он наблюдал за спортивными соревнованиями во время одной из олимпиад, а причиной послужили жара и давка. Тем не менее, умер философ в почтенном возрасте, когда ему было уже более 70 лет.

Научные работы Фалеса, к сожалению, до нашего времени не дошли. Принято считать, что известность исследователю принесли два сочинения - одно называется «О солнцеворотах», а второе «О равноденствиях». Их примерное содержание передали ученые-биографы, изучавшие жизнь и творчество философа. Сообщается, что кроме науки он увлекался поэзией и написал 200 стихов гекзаметром. Впрочем, возможно, это и не соответствует действительности.

Фалес оставил след как в геометрии, так и в астрономии. Именно он познакомил греков с созвездием Малой Медведицы и научил соотечественников использовать его как путеводный инструмент в своих целях. Довольно успешно ученый предсказал солнечное затмение в 585 г. до н.э. и объяснил, почему это происходит - по его словам, когда Луна закрывает собой Солнце, тогда на город опускается тьма. Как водится, поначалу словам мыслителя никто не поверил, к тому же на день затмения было назначено сражение с войском Лидии, хотя Фалес выступал против этой войны. Случайно или нет, но затмение, которое так точно предсказал философ, разрушило все планы противника - его войска побросали снаряжение и бежали с поля боя. А жители Милета собрали брошенный инвентарь и взяли в плен несколько десятков противников, не успевших скрыться. После этого случая ученый приобрел большую популярность, и земляки стали приходить к нему за советом.

В числе прочих важнейших достижений Фалеса Милетского изобретенный им календарь, согласно которому в году насчитывается 365 дней - 12 месяцев по 30 дней каждый, а еще 5 дней являются чередующимися. Полезное открытие стало возможным благодаря личным наблюдениям и скрупулезным расчетам автора.

Но всемирную известность Фалесу принесла теорема, которую по сей день изучают в школе, опирается она на взаимосвязь углов. Именно знаменитому математику и философу принадлежат высказывания, что:

Вертикальные углы равны.
Треугольники равны по одной стороне и двум углам, прилегающим к ней.
У основания равнобедренного треугольника углы равны.
Диаметр делит круг на две равные части.

Не исключено, что какие-то из вышеназванных фактов были известны ранее, еще до Фалеса, но именно он обобщил все известные ему данные и превратил гипотезы в доказанные теоремы. Именно он показал современникам, что необязательно слепо верить древним мудрецам, их слова можно и нужно проверять, проводить испытания, а каждое научное открытие можно повторить.

Больших успехов добился Фалес в философии. Он считал, что все живое происходит от воды, основой бытия он называл «влажную природу». Вселенная в представлении ученого из Милета является жидкой массой, которая со временем обрела форму чаши, причем, перевернутой. Вогнутая часть этой чаши - небо, а звезды - это боги, наблюдающие за жизнью на Земле. В представлении Фалеса - все, что нас окружает, является одушевленным. И Космос, и вода, и природа - все обладает душой. Душа представлялась философу тонкой материей.

Не сохранилось никаких данных об учителях и наставниках мыслителя, ни о том, какими источниками сведений он пользовался, и невозможно сказать определенно, был ли Фалес чьим-то последователем или нет. Создается впечатление, что всего в жизни Фалес добился сам, свои предположения он строил на собственных наблюдениях и представлениях, а потом проверял их опытным путем.

Об учениках самого Фалеса также ничего неизвестно. С одной оговоркой - что приверженцы ученого открыли школу с именем знаменитого наставника, но никаких имен или точных дат, связанных с этим событием, увы, не сохранилось. Младший современник - Гераклит лично знал Фалеса и описывал его как талантливого ученого и астронома. Но Гераклит не являлся его последователем. Аристотель комплиментарно упомянул деятеля из Милета в своем научном труде, именуемом «Метафизика», заявив, что Фалес является родоначальником философии. Но и Аристотель не был учеником Фалеса. Таким образом, о прямых последователях ученого нам сегодня фактически ничего неизвестно.

Итак, Фалес Милетский сумел стать значимой фигурой своего времени и, пользуясь уважением современников - представителей власти и простых горожан - много сделал для развития философии, астрономии и геометрии. Его вклад в науку не потерял актуальности, открытиями Фалеса человечество пользуется до сих пор. Теорема Фалеса входит в обязательную школьную программу и в вопросы экзаменов, активно используется для решения задач по геометрии. Календарь, который предложил мыслитель, сегодня считается общепринятым в мире. А когда речь заходит о солнечном затмении, мы принимаем объяснение (что Луна закрывает собой Солнце), оставленное Фалесом Милетским - ученым, имя которого известно всем.

(625-547 гг. до н. э.) древнегреческий математик и философ

Фалеса Милетского называют одним из семи мудрецов Древней Греции. Он много путешествовал, и торговые дела привели его в Египет, где у него появилась редкая возможность познакомиться с египетскими учеными, их работами.

В родном Милете Фалес был очень известен, его дом был всегда полон гостей: математики и философы, астрономы и политики хотели встретиться с мыслителем, который объездил полмира. Так возникла Ионийская школа геометров и философов. Ее основателем стал Фалес.

Слава Фалеса-математика разнеслась далеко. Он доказал, что диаметр делит круг пополам, доказал теорему, которая отныне называется вторым признаком равенства треугольников по стороне и двум прилегающим углам. Фалес Милетский доказал, что в равнобедренном треугольнике углы при основании равны, что вертикальные углы равны, что вписанный угол, который опирается на диаметр окружности, является прямым углом.

Однажды Фалес, прогуливаясь по набережной с друзьями-математиками, сказал, указывая на корабль, бросивший якорь в гавани Милета, что он может определить расстояние до корабля. И сделал это. При этом он использовал собственное доказательство второго признака равенства треугольников.

Фалес Милетский заложил основы греческой математики. Легенды гласят, что он, путешествуя по Египту, научил египетских математиков измерять высоту пирамид по тени, которую отбрасывает пирамида в яркий солнечный день. Фалес продемонстрировал египетским мудрецам, как это можно сделать: тень от пирамиды равна высоте пирамиды в тот момент, когда тень от вертикального шеста равна его длине.

Рационализм, независимость характера были характерны для Фалеса Милетского. Восток с его преклонением перед сверхъестественным был неприемлем для него. Он не признавал божественного начала, считал, что звезды, Луна и Солнце являются материальными телами. Математик полагал, что вода - основа всего, основа жизни, из воды все происходит и все в конце концов в воду превращается. Фалес Милетский понимал почти буквально, что все течет и все изменяется.

Знаменитый мудрец создал Ионийскую школу, представители которой при математических рассуждениях стали доказывать теоремы.

Математика Фалеса Милетского собирала разрозненные научные знания, строила науку в виде логической цепочки, была методологией, самой теоретической наукой того времени.

Слава его как астронома возросла неимоверно, когда он предсказал солнечное затмение 23 мая 585 года до н. э.

Жизнь старого ученого закончилась, когда он, наблюдая Олимпийские игры, получил солнечный удар. На его могиле высечено на камне: «Насколько мала эта гробница, настолько велика слава этого царя астрономов в области звезд».

Фалес - древнегреческий философ, открывавший список семи мудрецов. Его считают отцом античной философии, созданная им милетская (ионийская) школа стала точкой отсчета для истории европейской науки. Еще в V веке до н. э. имя Фалеса было тождественно слову «мудрец», причем его мудрость трактовали и как абстрагированную созерцательность, и как практическую сметку. Именно с Фалеса, как считал Аристотель , началась история метафизики, а Евдем открывал его достижениями историю геометрии и астрономии.

Биографии Фалеса как таковой не существует - есть единичные сведения, зачастую противоречащие друг другу и носящие характер преданий. Историки могут назвать лишь единственную точную дату, имеющую отношение к его жизни: в 585 г. до н. э. произошло солнечное затмение, предсказанное философом. Что касается времени жизни, то за основу принята точка зрения, согласно которой он родился в 640-624 гг. до н. э., а промежуток, в который он мог умереть, - 548-545 гг. до н. э.

Известно, что Фалес был продолжателем знатного рода, обладателем хорошего образования, полученного у себя на родине. Впрочем, происхождение философа из Милета довольно сомнительно. Есть сведения, что он жил там не как коренной житель, а имел финикийские корни. Легенда гласит, что мудрец, будучи торговцем, предпринял за свою жизнь большое количество путешествий. Живя в Фивах в Египте, Мемфисе, он тесно общался со жрецами, обучаясь их премудростям. Принято считать, что в Египте им были почерпаны геометрические знания, с которыми он затем познакомил соотечественников.

По возвращении на родину у него появились собственные ученики, и для них он создал прославившуюся школу, названную Милетской. Самыми известными учениками считаются Анаксимен и Анаксимандр. Легенды описывают Фалеса личностью разносторонней. Так, он был не только философом, но и служил у Креза, царя Лидии, военным инженером. Им были созданы водоотводный канал, плотина, благодаря которым река Галес потекла в другом направлении. Сохранились сведения, что Фалесу принадлежала монополия на продажу оливкового масла. Проявил он себя и как дипломат, выступавший сторонником сплочения ионийских полисов перед лицом опасности со стороны сначала Лидии, затем Персии. С другой стороны, он был против того, чтобы жители Милета стали союзниками Креза, и это спасло город.

Сохранились сведения, что Фалес дружил с Фрасибулом, милетским тираном, имел какое-то отношение к храму Аполлона Дидимского. Впрочем, есть источники, которые говорят, что Фалес, любивший уединение, не стремился участвовать в государственных делах. О личной жизни сведения так же противоречивы: вместе с утверждениями о том, что мудрец был женат и имел сына, встречается информация, что он так и не обзавелся семьей , а усыновил племянника.

Ни одно из сочинений не дошло до нашего времени. Считается, что их было два - «О равноденствиях» и «О солнцеворотах», содержание которых нам известно лишь благодаря пересказу авторов, живших позднее. Есть информация, что после него осталось 200 стихотворений. Не исключено, что в письменном виде труды Фалеса вообще не существуют, и лишь из других источников складывается представление о его учении.

Как бы там ни было, именно Фалесу принадлежит заслуга формулировки двух главных проблем натурфилософии – начала и всеобщего. Философ считал, что все существующие в мире вещи и явления имеют единую основу – воду, без деления на живое и неживое, физическое и психическое и др. Как человек науки, Фалес установил продолжительность года, определил время равноденствий и солнцестояний, объяснил, что Солнце движется по отношению к звездам. Как утверждает Прокл, именно Фалесу принадлежит заслуга первооткрывателя в доказывании геометрических теорем.

Отец античной философии скончался, будучи зрителем на соревнованиях гимнастов: сказалась жара и, вероятней всего, возникшая давка.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Московский Государственный Технический Университет имени Н.Э. Баумана

по дисциплине: «Философия»

Фалес Милетский

Выполнил:

студентка группы РК9-62

Ануфриева Е.Ю.

Биография

Фалес жил в самом конце 7-первой половине 6 в. до н. э. Он был первым математиком и физиком, а также философом в Ионии (Милет - Малая Азия). В Милете он был записан в число граждан, когда явился туда вместе с Нелеем, изгнанным из Финикии. Впрочем, большинство утверждает, что он был коренным жителем Милета, и притом из знатного рода.

Отойдя от государственных дел, он обратился к умозрению природы. По одному мнению, от него не осталось ни единого сочинения, -- ибо приписываемая ему "Судоводная астрономия" принадлежит, говорят, Фоку Самосскому. (А Каллимаху он был известен как открыватель Малой Медведицы, что видно из таких стихов в «Ямбах»: В небесной колеснице он открыл звезды, По коим финикийцы правят путь в море.).

По другому же мнению, он написал только две книги: "О солнцестоянии" и "О равноденствии", считая остальное непостижимым.

Некоторые полагают, что он первый стал заниматься астрономией, предсказывая затмения и солнцестояния (так утверждает Евдем в "Истории астрономии", и за это им восторгаются Ксенофан и Геродот; о том же свидетельствуют Гераклит и Демокрит). Некоторые же утверждают также, что он первый объявил душу бессмертной (в их числе поэт Херил). Он первый нашел путь солнца от солнцестояния до солнцестояния; он первый (по мнению некоторых) объявил, что размер солнца составляет одну семьсот двадцатую часть [солнечного кругового пути, а размер луны -- такую же часть] лунного пути. Он первый назвал последний день месяца «тридесятым». Он первый, как говорят иные, стал вести беседы о природе.

Аристотель и Гиппий утверждают, что он приписывал душу даже неодушевленным телам, ссылаясь на магнит и на янтарь. Памфила говорит, что он, научившись у египтян геометрии, первый вписал прямоугольный треугольник в круг и за это принес в жертву быка. Впрочем, иные, в том числе Аполлодор Исчислитель, приписывают это Пифагору; Пифагор же ввел в употребление по большей части и то, что Каллимах в «Ямбах» считает открытием Евфорба Фригийского, -- например, разносторонние фигуры, треугольники и все, что относится к науке о линиях.

Можно думать, что и в государственных делах он был наилучшим советчиком. Так, когда Крез пригласил милетян к союзу, Фалес этому воспротивился и тем самым спас город после победы Кира. Впрочем, в повествовании Гераклида он сам говорит, что жил в уединении простым гражданином. Некоторые полагают, что он был женат и имел сына Кибисфа, некоторые же -- что он оставался неженатым, а усыновил сына своей сестры; когда его спросили, почему он не заводит детей, он ответил: "Потому что люблю их"; когда мать заставляла его жениться, он, говорят, ответил: "Слишком рано!", а когда она подступила к нему повзрослевшему, то ответил: "Слишком поздно!" А Иероним Родосский (во II книге "Разрозненных заметок") сообщает, будто, желая показать, что разбогатеть совсем не трудно, он однажды в предвиденьи большого урожая оливок взял в наем все маслодавильни и этим нажил много денег.

Началом всего он полагал воду, а мир считал одушевленным и полным божеств. Говорят, он открыл продолжительность года и разделил его на триста шестьдесят пять дней.

Учителей он не имел, если не считать того, что он ездил в Египет и жил там у жрецов. Иероним говорит, будто он измерил высоту пирамид по их тени, дождавшись часа, когда наша тень одной длины с нами. Жил он и у Фрасибула, милетского тирана (как сообщает Миний).

Известны следующие изречения:

1. Древнее всего сущего -- бог, ибо он не рожден. Прекраснее всего -- мир, ибо он творение бога. Больше всего -- пространство, ибо оно объемлет все. Быстрее всего -- ум, ибо он обегает все. Сильнее всего -- неизбежность, ибо она властвует всем. Мудрее всего -- время, ибо оно раскрывает все.

2. Он сказал, что между жизнью и смертью нет разницы. -- "Почему же ты не умрешь?" -- спросили его. "Именно поэтому", -- сказал Фалес. На вопрос, что возникло раньше, ночь или день, он ответил: "Ночь -- раньше на один день". Кто-то его спросил, можно ли скрыть от богов дурное дело. "Ни даже дурное помышление!" -- сказал Фалес.

3. Один прелюбодей спросил его: "Не поклясться ли мне, что я никогда не блудил?" Фалес ответил: "Прелюбодеяние не лучше клятвопреступления".

4. Его спросили, что на свете трудно? -- "Познать себя". Что легко? -- "Советовать другому". Что приятнее всего? -- «Удача». Что божественно? -- "То, что не имеет ни начала, ни конца". Что он видел небывалого? -- "Тирана в старости". Когда легче всего сносить несчастье? -- "Когда видишь, что врагам еще хуже". Какая жизнь самая лучшая и справедливая? -- "Когда мы не делаем сами того, что осуждаем в других". Кто счастлив? -- "Тот, кто здоров телом, восприимчив душою и податлив на воспитание".

5. Он говорил, что о друзьях нужно памятовать очно и заочно; что надобно не с виду быть пригожим, а с норову хорошим. "Не богатей дурными средствами, -- говорил он, -- и пусть никакие толки не отвратят тебя от тех, кто тебе доверился". "Чем поддержал ты своих родителей, -- говорил он, -- такой поддержки жди и от детей". А разливы Нила, сказал он, бывают оттого, что пассатные ветры встречным напором преграждают ему течение.

Основные идеи:

Фалес научился определять расстояние от берега до корабля, для чего использовал подобие треугольников. В основе этого способа лежит теорема, названная впоследствии теоремой Фалеса: если параллельные прямые, пересекающие стороны угла, отсекают равные отрезки на одной его стороне, то они отсекают равные отрезки и на другой его стороне.

Легенда рассказывает о том, что Фалес, будучи в Египте, поразил фараона Амасиса тем, что сумел точно установить высоту пирамиды, дождавшись момента, когда длина тени палки становится равной её высоте, и тогда измерил длину тени пирамиды.

Первоначало - вода:

Основной идеей Фалеса было то, что вода - это первоначало всего.

"Первоначало", архе -- очень типичная и в то же время необычная для древней мысли конструкция. Это своего рода понятие-кентавр. С одной стороны, первоначало греки ищут и находят в чем-то достаточно определенном, более или менее конкретном. И это определенное на первых порах слито с какой-либо природной стихией. Аристотель, излагая "мнения философов", о Фалесе пишет: „Фалес Милетский утверждал, что начало сущих [вещей] -- вода... Все из воды, говорит он, и в воду все разлагается. Заключает он [об этом], во-первых, из того, что начало (архе) всех животных -- сперма, а она влажная; так и все [вещи], вероятно, берут [свое] начало из влаги. Во-вторых, из того, что все растения влагой питаются и [от влаги] плодоносят, а лишенные [ее] засыхают. В-третьих, из того, что и сам огонь Солнца и звезд питается водными испарениями, равно как и сам космос. Суть рассуждения Фалеса в том, что вода действительно толкуется как первооснова (первоначало).

Рассмотрение первоначала как материальной, природной стихии -- естественный ход человеческой мысли на той стадии, когда она начинает воспарять в высоты абстракции, но по-настоящему абстрактной еще не стала. Вот почему в истории философии по поводу "воды" Фалеса велись и ведутся споры. Одни говорят: избрание воды в качестве первоначала навеяно самыми конкретными и реальными наблюдениями. Таково, например, суждение Симпликия: „Они полагали (речь идет о Фалесе и его последователях. -- Н.М.), что начало -- вода, причем на это их навело чувственное восприятие". Другие (например, Гегель) утверждают: „вода", как ее понимает Фалес, имеет косвенное отношение ко всему конкретному. Само слово "вода" употребляется иносказательно. Но все-таки остается вопрос, почему Фалес избирает именно воду? На него пытались дать ответ многие историки философии:

1. Фалес избирает воду в качестве первоначала, прежде всего под влиянием мифологии. Океан -- это очень популярное мифологическое начало.

2. Греция -- морская страна. Поэтому жизненное значение воды грекам не нужно было особо доказывать. Их жизнь была тесно связана с морем. Морская стихия представлялась им чем-то очень обширным: выплыли из одного моря -- попали в другое... Что там дальше, за известными морями? Греки предполагали, что, скорее всего, тоже океан -- река.

3. Водная стихия жизненно важна и универсально плодотворна, живительна. Аристотель вслед за другими доксографами приводит мнение Фалеса о значении воды в жизни всех организмов, включая и человека. Мнение это одновременно апеллирует и к здравому смыслу, и к первым научным (физическим) наблюдениям. С увлажнением или высыханием тела связывается изменение его размеров, т.е. увеличение или уменьшение.

Представление мироздания:

Фалес полагал, что существующее мироздание (Космос) - едино. Начало элементов, сущих вещей - вода; начало и конец Вселенной - вода. Всё образуется из воды путем её затвердевания или замерзания, а также испарения; при сгущении вода становится землей, при испарении становится воздухом. Причина движения - дух, «гнездящийся» в воде. Вода и все, что из неё произошло, не являются мертвыми, но одушевлены; Космос одушевлен и полон божественных сил. Душа, как активная сила и носитель разумности, причастна божественному строю вещей. Природа, как живая, так и неживая, обладает движущим началом (душой). Фалес представляет душу в виде тонкого эфирного вещества (эфира).

Как теоретическое отличается от практического?:

Фалес знал способ измерения высоты пирамид и расстояний на море. Создается впечатление, что он был ученым-геометром. Он предсказал солнечное затмение 26 мая 585 г., повергнув в удивление своих соотечественников, и это создает впечатление, что он был ученым-астрономом. Однако расчеты, которые были им, выполнены, произведены скорее техническим, чем научным способом: он рассчитывал и предсказывал явления, не умея обосновать свои расчеты, не зная причин явлений. Подобным образом осуществлялись измерения в Египте, а в Вавилоне -- астрономические предсказания. Вполне возможно, что именно оттуда Фалес привез свои умения. Его нельзя считать, однако, создателем математических и астрономических наук, поскольку их возникновение относится к более поздним временам. Фалес обладал недюжинными навыками и умениями в этих областях, но не научным знанием.

Чем наука отличается от умения? Во-первых, отдельное удачное наблюдение и отдельное истинное утверждение не являются еще наукой. Такого рода наблюдений и утверждений до Фалеса было множество. Для того чтобы стать наукой, они должны быть связаны с другими наблюдениями и утверждениями и упорядочены. Во-вторых, не создает науку общее осознание того, что вещи должны быть такими, а не иными. Это осознание должно быть проанализировано и выражено в виде утверждений при помощи понятий. Наконец, недостаточно что-то знать, необходимо еще обосновать или доказать, что это именно так. Еще до появления первого математика каждый, кто строил себе шалаш из двух одинаковых палок, знал, что они должны быть наклонены одинаково, но это знание еще не давало ему возможности понятийно сформулировать теоремы о равнобедренных треугольниках и тем более, разумеется, не давало возможности доказать эти теоремы. Следовательно, для того, чтобы достигнутые знания могли быть признаны как научные, они должны быть упорядочены, проанализированы и доказаны. Без этого даже наиболее сложные умения не являются наукой. Обобщая, можно сказать, что наука требует не только умения, но и понимания.

Наука также отличается от навыков. Целью науки является достижение истин, которые интересны сами по себе. Что касается навыков, то речь идет лишь о практически ценных истинах. Умения и навыки нарабатывались для практических целей и для этих целей были вполне достаточными. А когда начали интересоваться истинами самими по себе, тогда и появилась новая цель и новый способ ее постижения, присущие науке. Фалес занимался математикой и астрономией в практических целях и практическими способами. Но после этого, если верить преданиям, он пытался получить истину в такой области, где не могло быть и речи о практических целях -- в философии. Если Фалес и был ученым, то он был философом. И нет ничего удивительного в том, что первой наукой, которая появилась на свет, была философия: с точки зрения общности своего предмета она имела наименьшее практическое значение, но была наиболее доступна теоретически.

Этот переход от практических навыков к теоретической науке произошел в Греции между VII и VI вв. Совершил ли его Фалес? Всякий раз греческие философы, разыскивая своих предшественников, приходили к Фалесу, не находя никого ранее него. Значит, в таком случае достаточно правдоподобно, что его философская теория была первой научной теорией, которая появилась в Европе, а может быть и в мире.

Влияние Фалеса на других философов:

Примеры и доказательство всеобщей одушевленности Фалес видел в свойствах магнита и янтаря: так как они способны приводить тела в движение, то, следовательно, имеют душу. Эта его идея получила свое развитие в работах многих философов. Для ее обозначения в философии используются термин «гилозоизм».

Гилозоизм учение о всеобщей одушевленности природы, учение утверждающее, что материи присущи сознание, всечувствительность.

Анаксимандр (610-546 до н. э.) - ученик Фалеса. Мысли, идеи Анаксимандра логично вытекают из того, что было сказано Фалесом, и переливаются в то, что будет сказано уже его последователями, например, Анаксименом или Гераклитом. Анаксимандр считает, что началом является воздух.

Первоосновой (архе) мира с его точки зрения является апейрон - это вечное, бесконечное и находящееся в непрерывном движении единое материальное первоначало. Апейрон - это некое вещество, не имеющее определенных качеств и являющееся источником всех конкретных вещей и явлений. Это - вещество с нейтральными качествами. Вещи, предметы возникают из-за постоянного движения апейрона, в процессе чего из него выделяются различные противоположности: холодное и теплое, сухое и влажное. Благодаря вечному движению апейрона и образованию противоположностей во Вселенной происходит бесконечный круговорот миров.

Анаксимен - ученик Анаксимандра. Он считал, что первоосновой (архе) мира является «воздух». Все происходит из воздуха и обратно в эту первоматерию возвращается. Воздух вечен, бесконечен. По своей природе «воздух» - род пара или темного облака. Сгущаясь, воздух образует сначала облака, затем воду и, наконец, землю и камни, разрежаясь, превращается в огонь.

Гераклит (544-480 до н. э.) Родился в городе Эфесе, который, как и Милет, находился на западном побережье Малой Азии. Его основной труд назывался «О природе». Из этой книги сохранилось около 130 небольших фрагментов.

Первоосновой (архе) мира Гераклит считал огонь. Мир произошел естественным путем: он не создан никем из богов, а всегда был, есть и будет. Всё, что есть в мире, возникает в связи с изменениями огня, переходит из одного состояния в другое.

фалес милетский мироздание первоначало

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Основные факты биографии Фалеса Милетского - древнегреческого философа и математика, представителя ионической натурфилософии и основателя ионийской школы, с которой начинается история европейской науки. Открытия ученого в астрономии, геометрии, физике.

    презентация , добавлен 24.02.2014

    Основные этапы, идеи и особенности либерализма в России. Развитие идей либерализма в философской мысли. Основные идеи либерализма в социально-экономической и политической мысли. Либерализм в деятельности различных политических партий и правительства.

    дипломная работа , добавлен 17.06.2012

    Французские просветители: характерные черты исторических взглядов и творчества. Буленвилье, Дюбо и оформление германо-романской проблемы. Принцип общественных теорий философов-материалистов. Историко-социологические взгляды Руссо, основные идеи Мабли.

    курсовая работа , добавлен 22.10.2011

    Особенности развития исторической мысли в России в XVIII веке, совершенствование источниковедческих приемов. Рационалистические идеи в дворянской историографии и этапы просветительства. Зарождение революционного течения в русской исторической мысли.

    реферат , добавлен 22.10.2011

    Идеологи поместного дворянства И.С. Пересветов и Ермолай-Еразм как выдающиеся представители русской общественной мысли XVI в., их взгляд на экономическое состояние государства XIII–XV вв. Основные идеи и направления экономической мысли того времени.

    контрольная работа , добавлен 04.09.2009

    Идеи организации местного управления в московском централизованном государстве. О методах управления частным хозяйством в "Домострое". Важнейшие факторы развития управленческой мысли в России XVII в. Реформы Петра I как этап развития управленческой мысли.

    курсовая работа , добавлен 19.11.2014

    Эволюция представлений о власти на Руси с XI-XV вв. Ключевые идеи византийской политической мысли. Разработка идей власти в церковных текстах Древней Руси. "Слово" Иллариона как памятник древнерусской литературы. Влияние византийских идей на общество.

    контрольная работа , добавлен 03.09.2016

    История британского рабочего движения, влияние на его развитие "великой депрессии". Сущность и основные идеи чартистского движения. Формирование рабочего движения в середине XIX века. Возникновение социалистических партий в конце XIX – начале XX веков.

    реферат , добавлен 24.08.2015

    Римский общественный строй древнейшего периода. Предпосылки возникновения государства в Древнем Риме. Особенности государственного устройства, управленческие идеи и право Древнего Рима в царский период. Известные личности в истории управленческой мысли.

    реферат , добавлен 20.10.2015

    Эпоха Просвещения как одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. Развитие науки и техники. Основные достижения деятелей науки. Историческое значение развития науки и техники.