Главная · Запор · Аутогенная тренировка против стресса. Использование АТ для самовнушения. Сон и самовнушение.Аутогенная тренировка и самовоспитание.Аутогенная тренировка как метод преодоления усталости и повышения работоспособности Аутотренинг и его управление на работосп

Аутогенная тренировка против стресса. Использование АТ для самовнушения. Сон и самовнушение.Аутогенная тренировка и самовоспитание.Аутогенная тренировка как метод преодоления усталости и повышения работоспособности Аутотренинг и его управление на работосп

Аутогенная тренировка (АТ) , или кратко - представляет собой систему упражнений, направленных человеком на себя и предназначенных для саморегуляции психических и физических состояний.

Основы аутотренинга заложены в работах немецкого врача И.Шульца, который, исследуя влияние гимнастики йогов на организм человека, обнаружил, что глубокое мышечное расслабление (релаксация) влечёт за собой устранение эмоциональной напряжённости, улучшение функционального состоянии ЦНС и работы внутренних органов.

Американский физиолог Э. Джейкобсон установил, что каждому виду эмоционального возбуждения соответствует напряжение той или иной мышечной группы, что хорошо иллюстрируется известными выражениями типа «окаменевшее лицо», «сдавленный голос» и т.д.

Справедливо и обратное: если человек придаёт своему лицу и позе выражение, свойственное тому или иному эмоциональному состоянию, то это состояние через некоторое время и наступает. Исследованиями И.Шульца установлено, что если глубокая мышечная релаксация сопровождается ощущениями тяжести и тепла (возникающими как следствие расслабления мышц и расширения кровеносных сосудов), то это справедливо и в другую сторону.

Таким образом, возникла идея метода достижения состояния релаксации.

А именно, используя словесные формулы, направленные на возникновение ощущений тепла и тяжести, можно сознательно добиться снижения мышечного тонуса и затем, на этом фоне, путём самовнушения, направленно воздействовать на различные функции организма.

Словесные формулы, используемые в аутотренинге, описывают характер ощущений, подлежащих воспроизведению, и область тела, где их воспроизведение желательно.

Наряду с этим была обнаружена большая роль чувственных образов, мысленных представлений, их глубокая связь с физиологическими функциями.

Аутотренинг полезен в тех видах деятельности, которые вызывают у человека повышение эмоциональной напряженности, в том числе в педагогической работе, так как в общении педагога с детьми и с их родителями нередко возникают ситуации, которые называют трудными, и которые требуют эмоционально - волевой саморегуляции.

Использование приемов аутотренинга позволяет человеку целенаправленно изменять настроение и самочувствие, положительно сказывается на его работоспособности и состоянии здоровья.

Те люди, кто систематически занимается аутотренингом, получают возможность рационально распределять и экономно использовать свои силы в повседневной жизни, а в нужные моменты предельно их мобилизовать.

Аутотренинг основан на сознательном применении человеком разнообразных средств психологического воздействия на собственный организм и нервную систему с целью их релаксации или, напротив, тонизирования.

Соответствующие средства воздействия включают специальные упражнения, предназначенные для изменения тонуса скелетных мышц и мышц внутренних органов.

Активную роль при этом играют словесное самовнушение, представления и чувственные образы, вызываемые волевым путем.

Все эти средства психологического воздействия человека на собственный организм в аутотренинге используются комплексно, в определенной последовательности: релаксация, представление, самовнушение.

Практическая отработка техники аутотренинга проводится в той же последовательности.

Аутотренинг включает упражнения, направленные на управление вниманием, произвольное оперирование чувственными образами, словесные самоинструкции, волевое регулирование тонуса мышц, управление ритмикой дыхания.

Система управления вниманием предполагает выработку способности концентрироваться и длительно удерживать внимание, на каком - либо предмете, объекте, событии, факте.

От сравнительно простых и привычных представлений в аутотренинге постепенно переходят к более сложным.

Например, к представлениям силы тяжести, тепла, распространяющегося от одной части тела к другой, картин природы и т.д.

При помощи специальных слов и выражений, произносимых с разной громкостью, в плане внешней речи и речи про себя отрабатываются навыки словесного самовнушения.

Такое самовнушение, если оно используется человеком умело, ускоряет наступление у него нужного психологического или физиологического состояния.

Словесные самовнушения в аутотренинге сочетаются с определенной ритмикой дыхания.

Все эти упражнения отрабатываются в трех основных положениях: лежа, сидя и стоя.

Упражнения, связанные с произвольной регуляцией мышечного тонуса, также отрабатываются в определенной системе и последовательности.

Сначала учатся расслаблять и напрягать мышцы.

Легче всего поддаются контролю мышцы рук и ног, затем переходят к мышцам, которые труднее произвольно управлять (мышцы шеи, головы, спины, живота), и, наконец, обращаются к специальным упражнениям, направленным на регуляцию тонуса мышц внутренних органов.

Особенно сложными и важными упражнениями, входящими в аутотренинг, являются те, которые направлены на регулирование состояния кровеносных сосудов головы и тела человека, их расширение с целью достижения состояния релаксации и успокоения или сужение с целью повышения тонуса и активизации организма.

В этих упражнениях используется естественное тепло ладони руки человека и образные представления тепла или холода волевым путем.

Описанная система аутогенной тренировки полезна педагогам, имеющим большую нагрузку и сталкивающимся в жизни с индивидуальными проблемами, касающимися их психофизиологического состояния, работоспособности и здоровья.

Учитель или воспитатель, занимающийся аутогенной тренировкой, может больше дать своим ученикам и воспитанникам, чем тот, кто ею не занимается.

Аутогенная тренировка, улучшает состояние здоровья педагога, повышая его работоспособность, тем самым увеличивает и его педагогическую отдачу.

При желании каждый учитель и воспитатель могут овладеть методами аутогенной тренировки и научиться пользоваться ими самостоятельно, в отличие от психокоррекционной практики, которая требует совместной групповой работы и участия в ней профессионально подготовленных психологов.

Педагогические настрои, которые могут помочь учителю лучше выполнять свою профессиональную деятельность.

Настрой на дорогу.
Здравствуй, дорога, ведущая меня к моим делам.
Неспешно и с удовольствием я пройду каждый свой шаг, наслаждаясь движением и возможностью дышать полной грудью.
Я приветствую это небо, я приветствую это солнце, я приветствую эти деревья, я приветствую всю природу, которая окружает меня.
Я мысленно приветствую всех людей, которых встречаю на своем пути.
Толчея в транспорте не будет раздражать меня.
Я защищен от нее прочной оболочкой спокойствия и доброжелательности.
Я приду на работу в школу свежим и бодрым.

Настрой на приход в школу.
Я подхожу к моей школе и чувствую, как я внутренне преображаюсь.
Я отодвигаю от себя все свои личные проблемы и заботы, я мысленно настраиваюсь на хорошее расположение к каждому ребенку, которого сейчас встречу.
Мое лицо излучает свет, тепло и благожелательность.
Мне приятно увидеть моих коллег по школе, которых, как и меня, объединяет любовь к детям и истине.

Настрой на урок.
Сейчас я должен быстро настроиться на предстоящий урок.
Мысленным взором я охватываю класс и всех детей, находящихся в нем.
Я хорошо чувствую атмосферу класса и настроение моих детей.
Я могу видеть их всех вместе и каждого в отдельности и знаю, что надо сказать каждому.
Я четко представляю себе план урока и что я должен на нем сегодня сделать.
Проверка домашних заданий, опрос, объяснение нового материала, контрольные вопросы, задание на дом — все это я свободно держу в голове.
Я готов к непредвиденным ситуациям, и у меня есть на них некоторый резерв времени.
Во время урока я буду обязательно выкраивать несколько секунд времени для передышки и расслабления от делового напряжения.
Я внутренне собран и освещен улыбкой.

Настрой на серьезный разговор.
Сейчас мне предстоит трудный и важный разговор.
От его исхода зависит судьба дела, которому я служу.
Я сосредоточиваюсь, собираюсь с мыслями, активизирую все свои внутренние возможности и весь свой профессиональный опыт.
Я готов к неожиданным вопросам и знаю, как надо на них отвечать.
Все свои сильные аргументы я отчетливо вижу и держу перед собой.
Я готов пустить их в ход, и знаю, как и когда это нужно сделать
Я верю в свои силы и возможности.
Я знаю, я верю, я все преодолею.

Настрой на сон.

Сегодня я прожил большой и интересный день.
Перед отходом ко сну я постараюсь прокрутить его события в обратном порядке. Психологи говорят, что это полезно для развития самосознания.
Я сделал почти все, что было намечено.
Мое тело приятно расслабляется, мысли перестраиваются на приятные сны.
Мне дышится легко и свободно.
Я не чувствую за собой никакой вины и ни на кого не держу обиды.
Я простил всех.
Я буду спать до утра.
Я люблю всех.
Мир и покой во мне.
Мир и покой вокруг.

Древние не зря говорили, что самым сильным человеком надо признать того, кто умеет управлять собой.

Аутогенная тренировка есть тот самый ключ, который поможет каждому человеку открыть в самом себе резервы этой силы.

Перед тем как перейти к выполнению аутотренинга, необходимо освоить подготовительные упражнения для выработки навыков концентрации внимания, визуализации и регуляции мышечного тонуса.

Подготовительные упражнения

Структура всех известных и вариантов аутотренинга включает в себя 4 базовых элемента: концентрацию внимания, мышечную релаксацию, самовнушение и выход из аутотренинга.

Упражнения направлены на формирование навыков, лежащих в основе любых техник управления психофизиологическим состоянием.
Деление упражнений на блоки довольно условно, имеется в виду скорее конечная цель, чем используемые для этого средства.
Сами же средства обычно тесно взаимосвязаны.
Например, регуляция тонуса мышц обычно достигается с помощью визуализации и самовнушения, а самовнушение происходит на фоне общей релаксации и обычно сопровождается визуализацией.

Предлагаемые упражнения могут выполняться, за редким исключением, как в группе, так и индивидуально.
При этом важно иметь в виду следующие детали:

1. При групповой работе обычно достигается более выраженный эффект.
Ведущий должен периодически подчеркивать ее значение и поддерживать веру участников в свои силы.

2. После выполнения каждого упражнения участники рассказывают о своих ощущениях. Эта процедура одинаково важна как для самих участников, так и для ведущего, она позволяет ему объективно контролировать индивидуальный процесс и вносить нужные коррективы.

Упражнения на концентрацию внимания
Основная цель - повышение чувствительности к кинестетическому восприятию, развитие способности к произвольной концентрации на слабых раздражителях.
Эти навыки необходимы для дифференцированной самодиагностики, которая является исходной точкой на пути к достижению оптимального состояния.

Упражнения на концентрацию внимания необходимо делать на свежую голову, желательно через 2-3 часа после приема пищи.
При любом дискомфорте - головная боль, ухудшение эмоционального состояния - выполнение упражнений прекратить.

Упражнение

1. На белом листе бумаги нарисовать тушью кружок диаметром 1-1,5 см и повесить на стену.
Сесть напротив, на расстоянии 1,5 м, и постараться сконцентрировать на нем внимание. При усталости - моргнуть несколько раз и продолжить концентрацию.

2. Наблюдая кружок, одновременно нужно следить, чтобы не только взгляд, но и мысли не «растекались» в разные стороны.
Попробовать мысленно «ощупать» кружок, почувствовать его границы, насыщенность цвета.
Продолжительность выполнения упражнения постепенно нарастает от 1 до 5 минут. Проанализировать динамику ощущений.

Упражнения на регуляцию мышечного тонуса

Выработка навыков расслабления является совершенно необходимым этапом во всех без исключения методиках саморегуляции состояния.

Особое внимание следует обратить на мышцы лица и кистей рук, поскольку именно эти части тела наиболее богато иннервированы (представлены) в коре больших полушарий головного мозга и, добившись их расслабления, можно значительно приблизиться к понижению общего мышечного тонуса.

Упражнение 1

Суть этого упражнения - в чередовании напряжения и расслабления различных мышечных групп, с тем чтобы по контрасту с напряжением ощутить и запомнить состояние расслабления (создать его внутреннюю модель).

Например, для мышц предплечья: кисть медленно сжимается в кулак, затем, после достижения максимального усилия, следует резкое расслабление.
Необходимо уловить разницу в ощущениях.
Подобные упражнения следует проделать для мышц лица, шеи, стопы, бедра, груди и т.д.

Упражнение 2
Закрыть глаза, на внутреннем экране просмотреть тело, найти максимально нагруженную мышечную группу. Например, мышцы плеча, бедра или икры.

Сконцентрировав на ней внимание, попытаться расширить зону расслабления на соседние объемы.
Используя визуализацию, можно представить себе, как горячая и тяжелая жидкость приятного цвета, вытекает из очага расслабления, медленно заполняет все тело.

Упражнение 3
Прикрыть глаза.
Внимание на левой кисти.
Представить, как она погружается в горячую воду, постепенно краснеет, становится тяжелее. «Лучик внимания» переходит на запястье, медленно движется к локтю. Мышцы предплечья, а затем плеча расслабляются, становятся «ватными», тяжелыми, горячими.

Методика выполнения аутотренинга

Перед занятием сесть в кресло и, приняв удобную позу, закрыть глаза.
Мысленно осмотреть тело, устранить неудобства, причиняемые одеждой или обувью. Затем сделать несколько дыхательных циклов с коротким вдохом и как можно более длинным выдохом, постепенно снижая длину вдоха.

Медленно, вживаясь в произносимый текст, повторить про себя:

«Мне удобно и хорошо.
Я совершенно спокоен.
Все тело постепенно расслабляется.
Расслабляются мышцы правой (левой) руки.
Расслабляются мышцы предплечья и плеча.
Рука наливается приятной тяжестью.
Рука большая, тяжелая, теплая, полностью расслабленная.
Волна тепла проходит по руке.
Тепло пульсирует в кончиках пальцев.
Расслаблены мышцы правой (левой) ноги.
Мышцы бедра полностью расслаблены.
Мышцы голени полностью расслаблены.
Стопа расслаблена.
Нога тяжелая, большая, непод4вижная, полностью расслаблена, приятное тепло проходит по ноге.
Плечи опущены.
Мышцы спины расслаблены.
Расслаблены мышцы живота.
Приятное тепло во всём теле.
Расслабляются мышцы лица.
Мышцы лица расслаблены.
Веки опущены.
Расслаблены мышцы рта.
Нижняя челюсть слегка опущена.
Расслаблены мышцы щек.
Приятная прохлада овевает лоб.
Все тело полностью расслаблено.
Я отдыхаю.
Я чувствую себя легко и свободно.
Сердце бьется спокойно и ровно.
Я совершенно спокоен.
Все мое тело отдыхает, мне легко, спокойно и свободно».


После проговаривания словесных формул необходимо в течение 1,5-2 мин прочувствовать состояние покоя и отдыха, после чего перейти к последней фазе - выходу из аутотренинга.

Повторить про себя

«Я хорошо отдохнул.
Мой организм полон сил.
Все мои органы работают прекрасно.
Мышцы стали легкими и упругими.
Моя голова отдохнувшая и ясная.
Прекрасное настроение.
Во всем теле бодрость и свежесть.
Я полон сил и энергии.
Я все могу.
Я готов действовать.
Открывая глаза.
Встаю».

Затем сделать медленный, глубокий вдох и быстрый выдох.
Повторить дыхательный цикл три раза.

В течение 5-6 занятий вполне достаточно добиться расслабления мышц правой и левой руки, а затем приступить к выходу из аутотренинга.
На последующих занятиях постепенно присоединить формулы для ног и туловища и только после успешного выполнения этой части переходить к полному набору формул.

Приведенные словесные формулы являются одним из множества вариантов вербального самовнушения.

Обычно после некоторой практики занимающиеся начинают использовать собственные тексты, более соответствующие их индивидуальным особенностям.

При их составлении должны быть учтены следующие моменты:
1) тексты должны носить совершенно определенный, директивный характер;
2) не должна употребляться частица «НЕ», например, вместо утверждения « рука не напряжена», нужно говорить « рука расслаблена»;
3) утверждения не должны вызывать неприятных ассоциаций, возникающие внутренние образы должны быть достаточно комфортными.
Произнося текст, не следует торопиться, но пауза между словами и соответствующей им физиологической реакцией должна быть минимальной.

Наряду с формулами, содержащими внушение ощущений тепла и тяжести, следует возможно шире использовать визуализацию различных образных представлений.

Например, для облегчения релаксации можно представить себе медленный поток воды, который движется по всему телу сверху вниз, очищая организм от мышечного напряжения.

Вода стекает по шее, плечам, по груди, рукам, животу, спине, бедрам, коленям, икроножным мышцам, ступням, медленно вытекает из больших пальцев ног.

Можно представить себя в виде ледяной статуи, медленно тающей под лучами весеннего солнца, одновременно ощущая расслабление «растаявших» участков тела или глыбой соли, растворяющейся в набегающих морских волнах и т. д.

После успешного овладения техникой расслабления, которое составит 15-20 занятий, можно на фоне общей релаксации приступить к целенаправленным сюжетным представлениям, связанным с конкретными проблемными ситуациями, доставляющими беспокойство.

Например, воссоздав на «внутреннем экране» возможную конфликтную ситуацию в отношениях с близкими или товарищами по работе, можно оптимальным образом разрешить ее, одновременно программируя свое поведение на будущее.

Созданная в результате такого мысленного эксперимента психологическая установка будет работать при возникновении подобной ситуации в действительности, приближая реальное поведение к желаемому.

Сюжеты представлений могут быть самыми разнообразными в зависимости от целей и задач занимающихся.

Это создает большие возможности для коррекции психических и социальных черт личности, гармонизации ее отношений с окружающей средой

Использование АТ для самовнушения

Одним из первых самовнушение использовал великий русский врач Я.А.Боткин. В 1877 году он излечил себя при помощи самовнушения от болей в ногах и повышенной утомляемости, которыми он страдал после перенесенного тифа.

Особая роль в изучении самогипноза принадлежит В.М.Бехтереву. В 1890 году он описал метод самовнушения и конкретные случаи, в которых его применение давало наилучший результат.

Классический эксперимент, показывающий реальное действие самовнушения, который может провести над собой каждый, состоит в том, что следует представить (как можно ярче), как вы берете большой и сочный, ярко-желтый лимон и начинаете резать его ножом, затем как один из отрезанных ломтиков вы медленно кладете себе в рот. Обычно, одних этих представлений достаточно для того, чтобы началось слюноотделение и во рту появилось ощущение кислоты, словно ломтик лимона действительно находится там.

Давно отмечено, что, представляя что-то, человек часто произносит про себя слова, соответствующие тем мыслям, которые возникают при ощущениях, сопровождающих данные представления.

Чем ярче образы, которые использует человек для воспроизведения того или иного состояния, чем точнее слова, соответствующие его ощущениям в этом состоянии, тем с большей эффективностью человеку удается добиться желаемого результата.

Исследователями доказано, что самовнушение наиболее эффективно действует на мозг, погруженный в дремотное состояние. Входя в состояние аутогенного погружения, человек получает возможность с помощью мысленных приказов или с помощью необходимых образов, воздействовать на свой организм.

Самовнушение предполагает развитие состояний, похожих на те, которые возникают у людей в состоянии гипноза, когда сознательный контроль становится настолько малым, что слово гипнотизера непосредственно вызывает у человека необходимые ощущения или зрительные образы. С помощью гипноза удавалось даже добиться «ожога» - покраснения кожи и образования волдыря после того, как человеку было внушено, что к его телу приложена раскаленная монета, хотя реально она была холодной.

Для эффективного самовнушения важно научиться вызывать такое состояние, когда мышцы тела перестают подчиняться сознательному контролю. Следует поверить этим ощущениям, используя для помощи вспомогательные образы и формулировки:

«Веки тяжелые, они такие тяжелые, что их невозможно открыть, они наливаются тяжестью». «Тело неподвижное, все тело наливается огромной тяжестью, невозможно пошевелить ни рукой, ни ногой.»

Для повышения сосредоточенности при вхождении в состояние аутогенного погружения рекомендуется при закрытых глазах мысленно фиксировать взгляд на кончике носа или на воображаемой точке посреди лба. Это способствует возникновению состоянию расслабленности и покоя.

При упражнениях на самовнушение приемы вхождения в состояние аутогенного погружения используют в свернутой форме. Основным условием успешного самовнушения является полная концентрация внимания на выполняемых упражнениях и достаточное число повторений.

Самовнушение не обязательно должно быть прямым. Так, для улучшения кровоснабжения коронарных сосудов сердца не обязательно непосредственно апеллировать к работе сердца или к сосудам, обеспечивающим сердце кровью. Самовнушенные положительные эмоциональные состояния и самовнушение тепла в левой руке способствует решению этой задачи и вызывает соответствующие изменения работы сердца.

При таком нарушении речи, как заикание, основное внимание обращают на снижение эмоционального напряжения и на расслабление и потепление мышц лица, шеи и плечевого пояса. При этом в дополнение к основным формулам аутогенной тренировки могут использоваться следующие формулы:

«Я спокоен, мои действия уверенны и точны...» «Моя речь свободная, льется сама...»

Для того, чтобы формулы самовнушения были эффективными, они должны учитывать те изменения, которые происходят в организме при тех или иных недомоганиях.

Аутогенная тренировка как метод преодоления усталости и повышения работоспособности

Чувство усталости и снижение работоспособности у человека обычно только частично является следствием физического переутомления. Часто усталость бывает субъективной, «психологической», не связанной с реальным физическим состоянием организма. Расслабление мышц тела и активизация механизмов саморегуляции, наступающие в состоянии аутогенного погружения, а также использование вспомогательных образов и формулировок, стимулирующих процессы восстановления, будут способствовать преодолению чувства усталости и повышению работоспособности.

Для эффективного отдыха и повышения работоспособности можно провести занятие по следующей схеме:

1. Принять одну из основных поз для занятия аутогенной тренировки.
2. Дыхание ровное и спокойное. Короткий, неглубокий вдох и длинный спокойный выдох. Дышится легко и спокойно. С каждым выдохом нарастает пассивное состояние и приятная вялость во всем теле. С каждым выдохом удаляются, становятся все слабее все посторонние, не связанные с занятием звуки и мысли.
3. Все тело расслабленное, вялое, неподвижное. С каждым выдохом ступни становятся все тяжелее и тяжелее. Тяжесть разливается по левой и правой руке от плеч к кистям рук. Ступни ног все заметнее тяжелеют, с каждым выдохом все заметнее. Ступни левой и правой ноги совсем тяжелые. Ступни ног тяжелые, как чугунные гири. Чувство тяжести все больше и больше наполняет обе ноги. Расслабленность, покой, пассивность и созерцательность.
4. Мысленно представить ситуацию, способствующую восстановлению работоспособности (отдых на берегу реки, на берегу моря, в лесу и др.). Важно при этом удерживать состояние аутогенного погружения, увязывая восстановительные процессы с ритмом дыхания: вдох наполняет расслаблением, покоем, делает ярче используемые в занятии образы, а с каждым выдохом по телу разливается расслабление, с каждым выдохом из тела уходит усталость, отрицательные эмоции.

Эта стадия занятия продолжается от 5 до 30 минут. Важной частью аутогенной тренировки является то, что в конце себе дается установка, определяющая в общих контурах то состояние, которое желательно иметь после окончания занятия (свежесть, бодрость, готовность действовать энергично и др.)

Активация по стандартной схеме. Упражнение занимает около 10-40 минут.

Образы и формулировки, которые облегчают вхождение в аутогенное погружение:
1. Покой и умиротворение заполняют меня.
2. Спокойствие окутывает меня, как мягкое покрывало.
3. Все, не связанное с этим отдыхом, становится для меня несущественным, безразличным.
4. Наполняющее меня внутреннее спокойствие благотворно действует на мое тело, на мою душу,
5. Я теряю представление о времени, мне некуда спешить.
6. Я погружаюсь в себя.
7. Все происходит как бы само собой.
8. Приятное внутреннее спокойствие наполняет меня.
9. Кисти рук и ступни ног тяжелые и неподвижные, словно чугунные гири.
10. Прозрачный купол отделяет меня от внешнего мира, создавая вокруг меня зону безопасности, приглушая посторонние звуки.
11. Все меньше импульсов поступает от расслабленных мышц в мозг, все труднее определить положение рук, ног.

Аутотренинг привлекает многих людей ввиду того, что жизнь становится все более примитивной и происходит утрата основных ценностей. Люди интуитивно чувствуют, что этот метод может стать для них физической и психической помощью и поддержкой, однако зачастую имеют неправильные представления о нем. Лишь немногие знают, что речь идет о научном методе, своего рода мягком самогипнозе, с помощью которого сила представлений переносится на тело. Образное представление тяжести, например, вызывает чувство действительной тяжести, которое вскоре исчезает, сменяясь расслаблением мышц. Перенос психических образов на физическое тело возможен лишь потому, что тело и душа составляют единство. Человек - это "одушевленный организм".
Таким образом, сила представлений оказывает влияние на тело. Как подчеркивает основоположник данного метода врач-невропатолог И.Г.Шульц, это происходит в результате "концентрического саморасслабления", о котором речь пойдет в следующей главе.
За исключением маленьких детей, освоить аутотренинг может практически каждый человек, если будет концентрироваться на ощущении спокойствия и расслабления. Тот, кто с помощью аутотренинга сможет освободиться от своих забот и проблем, сможет и разорвать заколдованный круг современных болезней. Он придет к успеху. Многие из участников курсов путем аутотренинга избавились от многолетних заболеваний собственными силами. Они сами преодолели боли и слабости, страх и робость, а также многие другие недуги, которые прежде заставляли их ходить от одного врача к другому.
Аутогенная тренировка - активный метод психотерапии, психогигиены и психопрофилактики, который повышает возможности организма.
AT разработана в 1932 году немецким врачом И. Г. Шульцем, на основе его наблюдений за своими пациентами, которых он лечил при помощи гипноза. Шульц И. Г. заметил, что пациенты без его помощи могут входить в то состояние покоя, расслабленности, частичного и полного сна, которое он вызывал у них обычно при помощи гипноза. Метод AT основан на активном самовнушении, на фоне мышечного расслабления.
В настоящее время существуют различные варианты аутотренинга, применяемые для различных целей. Классическая система занятий аутотренингом состоит из двух ступеней: первой - низшей и второй - высшей.
Аутотренинг не дает осложнений. Нельзя заниматься аутотренингом только на фоне остро развивающихся заболеваний - сосудистых, инфекционных, психических.
Главная задача начинающего заниматься аутотренингом - это научиться расслабляться, вызывать ощущение тяжести и тепла в теле. Если вы сможете добиться состояния полного расслабления, то в таком состоянии формулы, произносимые вами мысленно, начинают срабатывать. Ваш мозг, несмотря на полнейшее расслабление тела, так же хорошо работает. Вы все слышите и понимаете, что происходит вокруг вас. Просто ваше тело как бы не существует в данный момент. Это и есть тот самый, нужный вам, рабочий фон. Вы можете во время сеанса аутогенного погружения внушить себе, что угодно: дать установку на выполнение с удовольствием какой - либо опостылевшей вам работы, поставить себе сверхзадачу, активизировать психические и физические функции.
Аутогенной тренировкой можно заниматься самостоятельно. Иногда, в самом начале тренировок возникают пугающие ощущения - "аутогенные разряды". Эти аутогенные разряды могут проявляться в том, что в момент погружения в состояние расслабленности занимающийся вдруг "видит" в зрительном анализаторе мириады цветовых пятен, искры", даже целые картины, "слышит" необычные звуки и голоса, испытывает чувство падения в бездну или просто чувство полета, ощущает вкус каких то продуктов, ощущает запах и т.д. Эти явления часто пугают человека и отбивают у него охоту заниматься аутотренингом. Эти неприятные ощущения не представляют никакой опасности для занимающегося и, как правило, проходят через несколько занятий аутотренингом.
Аутогенная тренировка состоит из двух ступеней: первой - низшей и высшей - низшей.
Первая ступень включает в себя шесть классических упражнений условные названия, которых: "тяжесть", "тепло", "дыхание", "сердце", "тепло в области солнечного сплетения", "прохлада в области лба". Человек, овладевший первой ступенью AT может влиять на свое настроение, вызывать у себя колоссальное желание заниматься любым неинтересным, но нужным делом влиять на работоспособность и самочувствие организма, развивать свои способности и многое другое (нужны только применять соответствующие формулы). Самовнушения при AT носят "неодолимый" характер, если они были выполнены правильно.
Типичные ошибки при занятиях аутотренингом.
Выделим главное. Именно на это обычно не обращают внимания начинающие заниматься AT самостоятельно.
Все формулы работают эффективно только в том случае, если достигнуто "состояние АТ", то есть, если занимающийся привел себя в состояние расслабленности до такой степени, что даже может потерять ощущение присутствия тела. Вот только тогда все слова формулы, которые произносит про себя занимающийся, равносильны приказам гипнотизера при воздействии его на гипнотизируемого. Единственное отличие в том, что при занятиях AT, человек находящийся в "трансе", сам себе дает установки и соответствующие настрои, сохраняя при этом полную ясность ума.
Начинающие, как правило, считают самым главным повторение формул, а на второй план ставят расслабление, вызывание чувства тяжести, т. е. самое главное, остается на втором плане. Эта типичная ошибка приводит к отсутствию результата, вызывает у них чувство разочарования.
Также обратите внимание на следующее:
Нельзя резко выходить из состояния аутогенного погружения. Если вы вызывали у себя ощущение тяжести, то перед выходом из аутогенного состояния вы должны обязательно убрать это состояние тяжести при помощи специальных мобилизирующих формул типа: - Тяжесть покидает мое тело. - Отдохнул каждый мускул моего тела. - Отдохнула каждая клеточка моего организма. - Свежесть и бодрость наполняет все мое тело. - С каждым вдохом свежесть и бодрость вливаются в мой организм. - Я собран и внимателен. - Я заряжен бодростью. - Я заряжен энергией. - Моя воля собрана как пружина. - Я готов к работе (поднимите над головой сжатые в кулак руки, резко выдохните с одновременным движением рук вниз, откроете глаза). Рассмотрим упражнения первой и второй ступени AT.
Первая ступень Аутотренинга. Первую ступень Аутотренинга проще осваивать через комбинацию стандартных упражнений. Здесь дана комбинация первых четырех стандартных упражнений. Цель этой комбинации добиться максимального расслабления мышц. Как правило, до того как приступить к выполнению этого упражнения аутотренингом нужно принять удобную позу, закрыть глаза и дать себе установку: "Я успокаиваюсь и расслабляюсь", Затем конкретно, по частям, производится расслабление тела с направлением внимания на те части тела, которые расслабляются. Проговариваем про себя: "Расслабляются мышцы лба, глаз, расслабляются мышцы затылка и шеи." (При этом нужно прочувствовать то, о чем проговаривалось.) Мое внимание переходит на руки. Расслабляются пальцы и кисти рук. Расслабляются предплечья. Расслабляются плечи. Мои руки расслабляются. Мое внимание переходит на лицо. Мышцы лица расслабляются еще сильнее. Мое внимание переходит на ноги. Расслабляются пальцы ног и голеностопы. Расслабляются икроножные мышцы. Расслабляются мышцы бедра. Мои ноги расслаблены. Мое внимание переходит на лицо. Лицо полностью расслаблено. Мое внимание переходит на туловище. Расслабляются мышцы груди. Дыхание спокойное и легкое. Сердце работает хорошо и ритмично. Расслабляются мышцы живота. Расслабляются мышцы спины. Все мое туловище расслабляется. Я полностью расслабляюсь. Я расслаблен. (затем вызывается чувство тяжести и тепла). Приятная теплая тяжесть наполняет мои руки. Приятная теплая тяжесть наполняет мои ноги. Приятная теплая тяжесть наполняет мое туловище. Все мое тело тяжелое и теплое. Я полностью расслаблен.
При первых тренировках можно проговаривать 2 3 раза каждую формулу, причем не слишком быстро, чтобы успевать прочувствовать вызываемые формулой ощущения. При проговаривании формул нужно образно представлять реальное чувство тяжести и тепла в руках, ногах, туловище. Теперь созданы условия - "рабочий фон, "при котором будут действовать и формулы внушения. (Не забудьте при выходе из этого состояния убрать чувство тяжести.) Выполняем пятое классическое упражнение - "тепло в области солнечного сплетения" Цель упражнения - научиться вызывать ощущение тепла в брюшной полости. Формула, применяемая в этом упражнении аутотренингом может выглядеть так:
"Мой живот согревается приятным, глубинным теплом Мой живот согрет приятным теплом.
Солнечное сплетение излучает тепло".
Шестое упражнение - "прохлада в области лба" выполняется с целью вызвать ощущение прохлады в области лба и висков. Это упражнение способствует снятию головных болей. Формула: "Мой лоб приятно прохладен Я чувствую приятную прохладу в области лба".
Классическая высшая ступень аутотренинга.
Иоган Шульц считал вторую ступень аутотренинга наиболее важной для овладения психическими процессами, создания нужного эмоционального фона. Классическая высшая ступень аутотренинга состоит из семи основных упражнений каждое из которых можно осваивать независимо друг от друга. Освоивший высшую ступень аутотренинга. овладевает возможностью вызывать и удерживать перец своим мысленным взором образы и картины, абстрактно интуитивно мыслить, многократно увеличивает свои творческие возможности. Он становится способным к мысленному бессловесному гипнозу, навязыванию образов, лечению на расстоянии.
Упражнение N 1. Цель - научиться вызывать различные световые пятна и удерживать внимание, на каждом из них. Занимающийся выполняет это и последующие упражнений в состоянии аутогенного погружения.
Упражнение N 2. Цель - "увидеть" заранее заданный цветовой фон. Занимающийся скоро почувствует, что созерцание красного, оранжевого и желтого фона ассоциируется с теплом, (это создает эмоциональный подъем), зеленый и голубой - с состоянием покоя, синий и фиолетовый вызывают ощущение холода, черный и темно красный - мрачное настроение, депрессию. Обычно на отработку этого упражнения уходит до 4 х месяцев. В результате тренировки занимающийся приобретает способность легко вызывать нужный эмоциональный настрой при помощи вызываемого цветового фона.
Упражнение N 3. Цель - выработать устойчивое внимание, позволяющее "видеть" конкретные предметы длительное время. Считается, что упражнение освоено, когда на фоне различных предметов непроизвольно возникнет образ самого себя. На отработку упражнения уходит около года.
Упражнение N 4. Цель - отработать способность придавать каким либо абстрактным понятием конкретное содержание. Тренирующийся должен научиться легко зрительно представлять объекты, ассоциирующиеся с такими абстрактными понятиями как "красота", "счастье", "свобода", "радость". Каждый ассоциирует эти понятия с образами, которые ему ближе. Тренироваться нужно ежедневно, удерживая внимание (до 60 мин.) на абстрактных понятиях и тех конкретных зрительных представлениях, которые навеяны у вас ассоциативно.
Упражнение N5. Цель - научиться изменять свое эмоциональное состояние путем зрительного представления ассоциативных образов (из упражнения 4) и видеть себя в центре представляемой картины. Занимающийся должен научиться вызывать также и динамические картины со своим непосредственным участием. Он должен при этом эмоционально реагировать на развивающиеся события и переживать их.
Упражнение N 6. Цель - научиться вызывать мысленно я удерживать перед своим мысленным взором других людей чувствовать свое присутствие и участие в их делах.
Упражнение N 7. И. Шульц считал его самым главным. Цель его - научиться видеть ряд картин, отвечающих на вопросы психологического порядка, относящегося к себе лично.
Например: "Чего я хочу?" "Кто я?". Это упражнение выполняется в состоянии "пассивной концентрации внимания". После правильно выполненного упражнения происходит "катарсис" - самоочищение, гасятся психотравмирующие факторы, вызывающие заболевания.
Для того чтобы добиться существенного результата, получить отдачу от занятий AT, необходимо заниматься аутотренингом ежедневно хотя бы в течение 30 минут.
С каждым разом аутогенное погружение выполняется легче. В конце концов, наступает момент, когда занимающийся аутотренингом замечает, что ему уже не нужно проговаривать про себя формулы самовнушения, достаточно сосредоточить внимание на определенной части тела чтобы наступило расслабление.
Проходит еще некоторое время и занимающийся аутотренингом приобретает способность почти мгновенно расслабляться. За несколько секунд происходит переход в состояние расслабления. Эта процедура очень приятна, человек как бы сбрасывает с себя груз своего тела, груз проблем и тревог и погружается в блаженное состояние. Обычно на этой стадии удобно применять метод погружения, иногда известным под названием "Ключ".
"Ключ"
Зафиксируйте взгляд на одной точке и дайте себе установку: "Сейчас я мысленно сосчитаю от одного до пяти и у меня автоматически наступит состояние глубокого мышечного расслабления и отдыха. Веки отяжелеют и закроются. По всему телу разольется приятная теплота и тяжесть. Все отвлекающие сигналы: шум, посторонние мысли, свет будут только усиливать чувство нарастающего покоя, углублять состояние повышенной самовнушаемости. Состояние глубокого покоя и отдыха прекратится, как только я автоматически сосчитаю от пяти до единицы. Моя голова при этом прояснится, я почувствую свежесть и легкость. При счете "один" глаза мои откроются, я почувствую себя хорошо отдохнувшим и полным сил". При хорошей тренированности можно при помощи "ключа" даже спать стоя в течение заранее определенного времени. Для этого нужно предварительно дать себе соответствующую установку типа: "Сейчас я просчитаю от одного до пяти и у меня автоматически наступит состояние сна, ноги будут стоять устойчиво. Я все время буду сохранять равновесие. Я буду спать ровно десять минут, через 10 минут автоматически прозвучит обратный счет пять, четыре, три, два, один и я проснусь полностью отдохнувшим, с хорошим самочувствием". При помощи "ключа" можно не только отдыхать, но также можно программировать себя на предстоящую деятельность. Интересный факт: проходит всегда именно столько времени, сколько Вы установили себе предварительно. Затем какой то внутренний хронометр срабатывает и иногда можно даже при выходе из состояния сна услышать чей то голос, отсчитывающий последние цифры "… два, один". После чего происходит полное пробуждение. Для руководителей всех рангов, для людей с интенсивной умственной деятельностью этот "Ключ" - настоящий клад.

Р.Брэг. "Гипноз. Самоучитель" (С) Перевод на русский язык Макаренко В.В. 1991г. Издательство Эсперо, Таганрог 1992 OCR: Андрей Бояринцев"
Ханнес Линдеман "Аутогенная тренировка"

Сейчас уже никто не отрицает, что первым шагом в достижении поставленной цели является психологическая установка на успех, сознательная и подсознательная уверенность в правильности своих действий. По данным отечественных и зарубежных исследований, использование целенаправленного активного сознания для физического совершенствования расценивается как мощный источник раскрытия резервных возможностей организма и является основой для воспитания новых навыков управления различными физиологическими процессами. Концентрируя внутреннее волевое внимание, можно добиться необходимых результатов за более короткий период времени и с большим эффектом. Этому способствует аутогенная тренировка, которая представляет собой научную психологическую дисциплину, основанную на методах самовнушения, что позволяет посредством сложных психических процессов (прежде всего представлений, внимания и эмоциональных состояний) влиять на деятельность органов, управляемых вегетативной нервной системой, не подчиняющихся в обычном состоянии нашему сознанию. Желание достичь поставленной цели, сознание необходимости этого, вера в собственные силы позволяют человеку преодолеть объективные и субъективные трудности.

Самовнушение особенно эффективно при неуверенности в себе, в преодолении вредных привычек, при формировании здорового образа жизни. В занятиях аутогенной тренировкой следует обратить особое внимание на систематичность занятий. На протяжении довольно длительного времени бытовало превратное представление о том, что рост подвержен исключительно внешним воздействиям: занятиям физкультурой, лекарствам, вытяжениям и т.п. Мало учитывались факторы внутренние, которые могут влиять на рост, в частности, психические, связанные с нервной и гормональной регуляциями.

Есть серьезные преимущества психогенного воздействия на физиологические функции организма. Это простота приемов, абсолютная безвредность их по сравнению с лекарственными препаратами, высокая эффективность метода. Но самое главное преимущество аутотренинга - вовлечение самого человека в процесс формирования нужных ему качеств.

Саморегуляция эмоционально-вегетативных функций, оптимизация психических состояний, повышение возможностей реализации внутренних резервов организма позволяют широко использовать метод не только с лечебными целями, но и при подготовке летчиков, космонавтов, спортсменов высокого класса, лиц, у которых практическая деятельность связана с воздействием экстремальных факторов. Аутотренинг широко применяется при моделировании различных состояний человека, например, в сценическом актерском искусстве, для снятия психологических барьеров различного происхождения, во многих других профессиях и различных бытовых ситуациях.

Существует ряд модификаций и методов аутогенной тренировки. При первом знакомстве зачастую применяется "залповая" кратковременная мобилизация психофизиологических резервов организма. Она более удобна во время групповых занятий и консультаций, когда в течение короткого времени надо не только рассказать, но и показать приемы по увеличению роста и, что является не менее важным, получить первый положительный результат.

Так, во время каникул (3-10 дней) у школьников, рост которых почему-либо прекращался, удавалось увеличить его от одного до трех сантиметров. Это многих поражало. По словам родителей, происходило "чудо": дети не только получали первый прирост, но и, как показала практика, многие из них продолжали расти дальше, хотя менее интенсивно.

Успех занятий аутотренингом зависит от выработки навыка максимального мышечного расслабления. А это зависит во многом от преподавателей или тренеров, от их умения найти психологический контакт с занимающимися, творчески учитывать индивидуальные особенности каждого.

Известно, что существенным коррелятором отрицательных эмоций является мышечное напряжение. Различные переходные психофизические состояния, реакция сознания прямо или косвенно связаны с расслаблением. Путем специального воздействия на различные процессы, происходящие в коре головного мозга, аутогенная тренировка приводит к внутреннему равновесию с последующим переходом на качественно новый уровень рационального реагирования для формирования оптимальных функций.

Аутогенная тренировка как самостоятельный метод воздействия на внутренние резервы организма была впервые предложена немецким врачом И. Шульцем в 1932 году.

По своему характеру аутогенная тренировка является синтетической и объединяет как эмпирические, так и научно обоснованные методы различных областей психотерапии. Широкое распространение метода аутогенной тренировки обусловлено не только определенным лечебным эффектом. Аутотренинг - это и средство укрепления здоровья человека и способ повышения его работоспособности.

В историческом аспекте следует выделить пять основных источников популярного на всех континентах метода. Это практика использования самовнушения так называемой малой Нансийской школы, эмпирические находки на протяжении многих веков древнеиндийской системы йогов, исследования ощущений людей в состоянии гипноза, психофизиологического нервно-мышечного компонента эмоций и разъясняющая психотерапия.

В начале двадцатого столетия наибольшее распространение среди методик самовнушения получила система французского аптекаря Эмиля Куэ. Он использовал упрощенные представления о природе заболеваний человека. Куэ рекомендовал ежедневно по 20 - 30 минут повторять формулы типа: "Мне становится лучше и лучше" или "Я всем доволен, мне хорошо", "Мое зрение улучшается" и т.п. Эти сеансы проводились три - четыре раза в день в состоянии покоя и расслабления, преимущественно перед сном. Общий курс продолжался два - три месяца. Эта родственная методика "рационального воспитания воли" использовалась ранее и в Нансийской школе. При отсутствии достаточного времени эти формулы можно использовать и для занятий по увеличению роста. Примерное их содержание может быть следующим: "Я буду расти", "Я освою все методы, способствующие увеличению роста", "Я расту медленно и неуклонно" (последняя формула преимущественно для лиц с открытыми зонами роста).

Самовнушение должно происходить без особых волевых усилий, на это обращал внимание Э. Куэ. Он писал: "Если некоторые не добиваются положительного результата с помощью самовнушения, это или потому, что не доверяют себе, или чаще потому, что совершают усилия. Ибо они предполагают участие воли, в то время как именно она должна оставаться в стороне. Нужно прибегать лишь к воображению". Позитивные стороны методики Куэ лежат в основе современных методов психотерапии и управляющего самовнушения.

Остальные источники имеют больше историческое или познавательное значение, и любознательный читатель найдет их описание в специальной литературе, посвященной проблемам аутогенной тренировки.

A.С. Палько, М.С. Некрасов

"Аутотренинг, дыхание и рост" и другие статьи из раздела

Чувство усталости и снижение работоспособности у человека обычно только частично является следствием физического переутомления. Часто усталость бывает субъективной, «психологической», не связанной с реальным физическим состоянием организма. Расслабление мышц тела и активизация механизмов саморегуляции, наступающие в состоянии аутогенного погружения, а также использование вспомогательных образов и формулировок, стимулирующих процессы восстановления, будут способствовать преодолению чувства усталости и повышению работоспособности.

Для эффективного отдыха и повышения работоспособности можно провести занятие по следующей схеме:

1. Принять одну из основных поз для занятия аутогенной тренировки.

2. Дыхание ровное и спокойное. Короткий, неглубокий вдох и длинный спокойный выдох. Дышится легко и спокойно. С каждым выдохом нарастает пассивное состояние и приятная вялость во всем теле. С каждым выдохом удаляются, становятся все слабее все посторонние, не связанные с занятием звуки и мысли.

3. Все тело расслабленное, вялое, неподвижное. С каждым выдохом ступни становятся все тяжелее и тяжелее. Тяжесть разливается по левой и правой руке от плеч к кистям рук. Ступни ног все заметнее тяжелеют, с каждым выдохом все заметнее. Ступни левой и правой ноги совсем тяжелые. Ступни ног тяжелые, как чугунные гири. Чувство тяжести все больше и больше наполняет обе ноги. Расслабленность, покой, пассивность и созерцательность.

4. Мысленно представить ситуацию, способствующую восстановлению работоспособности (отдых на берегу реки, на берегу моря, в лесу и др.). Важно при этом удерживать состояние аутогенного погружения, увязывая восстановительные процессы с ритмом дыхания: вдох наполняет расслаблением, покоем, делает ярче используемые в занятии образы, а с каждым выдохом по телу разливается расслабление, с каждым выдохом из тела уходит усталость, отрицательные эмоции.

Эта стадия занятия продолжается от 5 до 30 минут. Важной частью аутогенной тренировки является то, что в конце себе дается установка, определяющая в общих контурах то состояние, которое желательно иметь после окончания занятия (свежесть, бодрость, готовность действовать энергично и др.)

Активация по стандартной схеме. Упражнение занимает около 10‑40 минут

Образы и формулировки, которые облегчают вхождение в аутогенное погружение

1. Покой и умиротворение заполняют меня.

2. Спокойствие окутывает меня, как мягкое покрывало.

3. Все, не связанное с этим отдыхом, становится для меня несущественным, безразличным.

4. Наполняющее меня внутреннее спокойствие благотворно действует на мое тело, на мою душу,

5. Я теряю представление о времени, мне некуда спешить.

6. Я погружаюсь в себя.

7. Все происходит как бы само собой.

8. Приятное внутреннее спокойствие наполняет меня.

9. Кисти рук и ступни ног тяжелые и неподвижные, словно чугунные гири.

10. Прозрачный купол отделяет меня от внешнего мира, создавая вокруг меня зону безопасности, приглушая посторонние звуки.

11. Все меньше импульсов поступает от расслабленных мышц в мозг, все труднее определить положение рук, ног.