Главная · Болезни кишечника · Влияние психофизиологических факторов на безопасность труда. Основные группы психологических факторов, влияющих на безопасность труда. Психофизиологические основы безопасности труда

Влияние психофизиологических факторов на безопасность труда. Основные группы психологических факторов, влияющих на безопасность труда. Психофизиологические основы безопасности труда

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОХРАНЫ ТРУДА

Охрана труда - система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, санитарно-гигиенические, психо­физические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Функциями охраны труда являются исследования санитарии и гигиены труда, проведение мероприятий по снижению влияния вред­ных факторов на организм работников в процессе труда. Основным методом охраны труда является использование тех­ники безопасности. При этом решаются две основные задачи: создание машин и инструментов, при работе с которыми исключена опасность для человека, и разработка специальных средств защиты, обеспечи­вающих безопасность человека в процессе труда, а также проводится обучение работающих безопасным приемам труда и использования средств защиты, создаются условия для безопасной работы.

Основная цель улучшения условий труда - достижение соци­ального эффекта, т.е. обеспечение безопасности труда, сохранение жизни и здоровья работающих, сокращение количества несчастных случаев и заболеваний на производстве.

Улучшение условий труда дает и экономические результаты: рост прибыли (в связи с повышением производительности труда); со­кращение затрат, связанных с компенсациями за работу с вредными и тяжелыми условиями труда; уменьшение потерь, связанных с трав­матизмом, профессиональной заболеваемостью; уменьшением текуче­сти кадров и т.д. Основным документом в нормативно-технической документации является нормативный акт «Система стандартов безопасности труда».

Стандарты ССБТ устанавливают общие требования и нормы по видам опасных и вредных производственных факторов, общие требо­вания безопасности к производственному оборудованию, производст­венным процессам, средствам защиты работающих и методы оценки безопасности труда.

Межотраслевые правила и нормы являются обязательными для всех предприятий и организаций независимо от их ведомственно­го подчинения.



Отраслевые правила и нормы распространяются только на от­дельные отрасли. На основании законодательства о труде, стандартов, правил, норм, технологической документации и др. разрабатываются инструкции по охране труда: общие, для отдельных профессий, на от­дельные виды работ.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ, ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Охрана труда - система правовых, социально-экономических, организационных, технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, обеспечивающих безопас­ность, сохранение здоровья и работоспособность человека в процессе труда (ГОСТ 12.0.002-2003 ССБТ «Термины и определения»).

Техника безопасности - система организационных и техниче­ских мероприятий и средств, предотвращающих воздействие на рабо­тающих опасных производственных факторов.

Производственная санитария - система организационных, ги­гиенических и санитарно-технических мероприятий и средств, предот­вращающих воздействие на работающих вредных производственных факторов.

Гигиена труда - медицинская наука, изучающая воздействие окружающей производственной среды, характера трудовой деятельности на организм работающего. Разработка санитарно-гигиенических норма­тивов и практических мероприятий, устранение неблагоприятных про­изводственных факторов, предупреждение или ослабление их влияния на организм человека являются основными задачами гигиены труда.

Электробезопасность - система организационных и технических мероприятий и средств, обеспечивающих защиту людей от вредного и опасного воздействия электрического тока, электрической дуги, элек­тромагнитного поля и статического электричества (ГОСТ 12.1.009-76 ССБТ «Электробезопасность. Термины и определения»).

Пожарная безопасность - состояние объекта, при котором ис­ключается возможность пожара, а в случае его возникновения пре­дотвращается воздействие на людей опасных факторов и обеспечива­ется защита материальных ценностей.

Рабочее место - пространственная зона, оснащенная необхо­димыми средствами, в которой совершается трудовая деятельность ра­ботника или группы работников, совместно выполняющих производ­ственные задания. Рабочее место является частью производственно-технологической структуры предприятия (организации), оно предна­значено для выполнения части технологического (производственного) процесса и определяется на основе трудовых и других действующих норм и нормативов.

Рабочая зона - пространство, ограниченное по высоте 2 м над уровнем пола или площадки, на которых находятся места постоянного или непостоянного (временного) пребывания работающих. К постоян­ным относятся рабочие места, на которых работающий находится бо­лее 50% рабочего времени за смену или более двух часов непрерывно. Если работа осуществляется в различных пунктах рабочей зоны, то постоянным рабочим местом считается вся рабочая зона.

Условия труда - совокупность факторов производственной сре­ды, оказывающей влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда. Исследования условий труда показали, что факторами производственной среды в процессе труда являются:

санитарно-гигиеническая обстановка, определяющая внешнюю среду в рабочей зоне - микроклимат, механические колебания, излу­чения, температуру, освещение и др.;

психофизиологические элементы: рабочая поза, физическая на­грузка, нервно-психологическое напряжение и др., которые обуслов­лены самим процессом труда;

эстетические элементы: оформление производственных поме­щений, оборудования, рабочего места, рабочего инструмента и др.;

социально-психологические элементы, составляющие характе­ристику так называемого психологического климата.

Профессиональным заболеванием называется заболевание, вы­званное воздействием вредных условий труда. К ним относятся: хрони­ческие пылевые бронхиты, вибрационная болезнь, отравление различ­ными токсичными веществами и др. Профессиональные заболевания, в зависимости от тяжести и сроков выявления, могут сопровождаться и не сопровождаться утратой трудоспособности. В тяжелых случаях они могут привести к инвалидности.

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УСЛОВИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА

В процессе труда на человека воздействует множество разнооб­разных факторов производственной среды, которые в совокупности определяют то или иное состояние условий труда. Производственные факторы подразделяются на технические, эрго­номические, санитарно-гигиенические, организационные, психофизиоло­гические, социально-бытовые, природно-климатические, экономические.

Технические факторы отражают уровень автоматизации и ме­ханизации производственных процессов; наиболее полное использо­вание оборудования и рациональную организацию рабочего места; применение электронно-вычислительной и управляющей техники; наличие и исправность коллективных средств защиты, защищенность опасных зон и др.

Эргономические факторы характеризуют установление соот­ветствия скоростных, энергетических, зрительных и других физиоло­гических возможностей человека в рассматриваемом технологическом процессе; введение рациональных режимов труда и отдыха, сокраще­ние объема информации, снижение нервно-эмоциональных напряже­ний и физиологических нагрузок; профессиональный отбор. Это каса­ется скоростных параметров техники, объема поступающей от рабочих органов информации, уровня организации рабочего места, удобства расположения органов управления и индикации, конструкции сиде­нья оператора, обзорности рабочей зоны и т.д.

Эстетические факторы отображают соответствие эстетических потребностей человека и реализуемых в художественно-конструкторских решениях рабочих мест (орудий труда) и производственной среды.

Санитарно-гигиенические факторы показывают состояние про­изводственной санитарии на рабочих местах (качество воздушной среды, уровень вредных веществ и излучений, шума, вибраций, со­стояние освещения и др.). Они должны соответствовать требованиям ГОСТов, ССБТ и т.д.

Организационные факторы характеризуют режим труда и от­дыха на предприятии; дисциплину и форму организации труда, обес­печенность рабочих спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты (СИЗ); состояние контроля за трудовым про­цессом и, в частности, за охраной труда; качество профессиональной подготовки работающих и др.

Психофизиологические факторы отражают напряженность и тя­жесть труда, морально-психологический климат в коллективе, взаимо­отношения работающих друг с другом и др.

Социально-бытовые факторы включают общую культуру про­изводства, порядок и чистоту на рабочих местах, озеленение территории, обеспеченность санитарно-бытовыми помещениями, столовыми, медпунктами, поликлиниками, столовыми, детскими дошкольными учреждениями и др.

Природно-климатические факторы -это географические и метеорологические особенности местности (высота над уровнем моря, рельеф местности, частота и вид осадков, температура, влажность, ионизация и подвижность воздуха, атмосферное давление и др.).

Экономические факторы включают в себя повышение техниче­ской вооруженности труда: наиболее полное использование оборудо­вания, рациональную организацию рабочего места, выбор оптимальной технологии. Устранение и уменьшение ненужных затрат рабочего вре­мени, строгая регламентация темпа и ритма работы также относятся к экономическим факторам.

Условия труда зависят от того или иного сочетания производст­венных факторов и, в свою очередь, влияют на производительность и результаты труда, на состояние здоровья работающих. Благоприят­ные условия улучшают общее самочувствие, настроение человека, создают предпосылки для высокой производительности, и, наоборот, плохие условия снижают интенсивность и качество труда, способст­вуют возникновению производственного травматизма и заболеваний. Создание здоровых и безопасных условий труда - главная задача администрации предприятия, нанимателя.

Условия труда – совокупность факторов производственной среды, оказывающей влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда.

Исследования условий труда показали, что факторами производственной среды в процессе труда являются:

Санитарно-гигиеническая обстановка, определяющая внешнюю среду в рабочей зоне – микроклимат, механические колебания, излучения, температуру, освещение и др.;

Психофизиологические элементы: рабочая поза, физическая нагрузка, нервно-психологическое напряжение и др., которые обусловлены самим процессом труда;

Эстетические элементы: оформление производственных помещений, оборудования, рабочего места, рабочего инструмента и др.;

Социально-психологические элементы, составляющие характеристику так называемого психологического климата.

Профессиональным заболеванием называется заболевание, вызванное воздействием вредных условий труда. К ним относятся: хронические пылевые бронхиты, вибрационная болезнь, отравление различными токсичными веществами и др. Профессиональные заболевания, в зависимости от тяжести и сроков выявления, могут сопровождаться и не сопровождаться утратой трудоспособности. В тяжелых случаях они могут привести к инвалидности.

Факторы, влияющие на безопасность труда

В процессе труда на человека воздействует множество разнообразных факторов производственной среды, которые в совокупности определяют то или иное состояние условий труда.

Производственные факторы подразделяются на технические, эргономические, санитарно-гигиенические, организационные, психофизиологические, социально-бытовые, природно-климатические, экономические.

Технические факторы отражают уровень автоматизации и механизации производственных процессов; наиболее полное использование оборудования и рациональную организацию рабочего места; применение электронно-вычисли-тельной и управляющей техники; наличие и исправность коллективных средств защиты, защищенность опасных зон и др.

Эргономические факторы характеризуют установление соответствия скоростных, энергетических, зрительных и других физиологических возможностей человека в рассматриваемом технологическом процессе; введение рациональных режимов труда и отдыха, сокращение объема информации, снижение нервно-эмоциональных напряжений и физиологических нагрузок; профессиональный отбор.

Это касается скоростных параметров техники, объема поступающей от рабочих органов информации, уровня организации рабочего места, удобства расположения органов управления и индикации, конструкции сиденья оператора, обзорности рабочей зоны и т. д.

Эстетические факторы отображают соответствие эстетических потребностей человека и реализуемых в художественно-конструкторских решениях рабочих мест (орудий труда) и производственной среды.

Санитарно-гигиенические факторы показывают состояние производственной санитарии на рабочих местах (качество воздушной среды, уровень вредных веществ и излучений, шума, вибраций, состояние освещения и др.). Они должны соответствовать требованиям ГОСТов, ССБТ и т. д.

Организационные факторы характеризуют режим труда и отдыха на предприятии; дисциплину и форму организации труда, обеспеченность рабочих спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты (СИЗ); состояние контроля за трудовым процессом и, в частности, за охраной труда; качество профессиональной подготовки работающих и др.

Психофизиологические факторы отражают напряженность и тяжесть труда, морально-психологический климат в коллективе, взаимоотношения работающих друг с другом и др.

Социально-бытовые факторы включают общую культуру производства, порядок и чистоту на рабочих местах, озеленение территории, обеспеченность санитарно-бытовыми помещениями, столовыми, медпунктами, поликлиниками, столовыми, детскими дошкольными учреждениями и др.

Природно-климатические факторы – это географические и метеорологические особенности местности (высота над уровнем моря, рельеф местности, частота и вид осадков, температура, влажность, ионизация и подвижность воздуха, атмосферное давление и др.).

Экономические факторы включают в себя повышение технической вооруженности труда: наиболее полное использование оборудования, рациональную организацию рабочего места, выбор оптимальной технологии. Устранение и уменьшение ненужных затрат рабочего времени, строгая регламентация темпа и ритма работы также относятся к экономическим факторам.

Условия труда зависят от того или иного сочетания производственных факторов и, в свою очередь, влияют на производительность и результаты труда, на состояние здоровья работающих.

Благоприятные условия улучшают общее самочувствие, настроение человека, создают предпосылки для высокой производительности, и, наоборот, плохие условия снижают интенсивность и качество труда, способствуют возникновению производственного травматизма и заболеваний.

Создание здоровых и безопасных условий труда – главная задача администрации предприятия, нанимателя.

Опасные и вредные производственные факторы

Трудовая деятельность человека протекает в условиях определенной производственной среды, которая при несоблюдении гигиенических требований может оказывать неблагоприятное влияние на работоспособность и здоровье человека.

Опасный производственный фактор – такой фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к травме или другому внезапному резкому ухудшению здоровья (ГОСТ 12.0.002-2003).

Вредным производственным фактором называется такой фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к заболеванию или снижению работоспособности.

Физические факторы – движущиеся машины и механизмы, острые кромки, высокое расположение рабочего места от уровня земли (пола), падающие с высоты или отлетающие предметы, повышенный уровень вредных аэрозолей, газов; ионизирующих и других излучений; напряжения в электрической цепи; напряженности магнитного и электромагнитного полей, статического электричества; шума, вибраций, повышенная или пониженная температура, подвижность, влажность, ионизация воздуха, атмосферное давление, отсутствие или недостаток естественного света, пульсация светового потока, повышенная контрастность, прямая или отраженная блесткость.

Биологические факторы включают различные биологические объекты: патогенные микроорганизмы (бактерии, вирусы, риккетсии, спирохеты, грибы), а также макроорганизмы (растения и животные).

Психофизиологические факторы – физические перегрузки (статические и динамические) и нервно-психические (умственное перенапряжение, монотонность труда, эмоциональные перегрузки).

Химические факторы – токсические вещества различного агрегатного состояния: дихлорэтан, ацетон, бензол, ксилол, толуол и другие растворители; метан, углекислый газ, ацетилен, другие газы; лаки, краски, эмали; лекарственные средства; бытовые химикаты и многие другие химические вещества.

Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны – это концентрации, которые при ежедневной (кроме выходных дней) работе в течение 8 ч или при другой продолжительности, но не более 40 ч в неделю в течение всего рабочего стажа не могут вызвать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследований, в процессе работы или в отдельные сроки жизни настоящего и последующих поколений (ГОСТ 12.1.005-88).

Анализ нарушений правил безопасной работы свидетельствует о том, что в их основе лежат различные индивидуально- психологические и физиологические особенности человека, которые в различных ситуациях по-разному сочетаются друг с другом. Предварительно в общем виде рассмотрим основные группы индивидуальных качеств, влияющих на безопасность труда.

Индивидуальные особенности. Первую группу индивидуальных особенностей, играющих важную роль в соблюдении правил охраны труда, составляют личностные качества.

Они характеризуют нравственное лицо человека и степень его социальной полезности. К ним прежде всего относятся мотивы (внутренние побуждения) взгляды, ценностные представления, интересы, склонности, потребности.

Применительно к проблемам безопасной работы особое значение приобретает осознание работником необходимости строгого соблюдения правил охраны труда, наличие установки на недопустимость нарушений этих правил. Осознание серьезных последствий, к которым приводят нарушения правил охраны труда.

К личностным качествам относятся и черты, выражающие отношение к деятельности, окружающим людям, к себе, к вещам. Показано, что нарушение правил охраны труда, обусловлено такими качествами, как безответственность, халатность, лень, беспечность, неряшливость, пассивность, что обычно характеризует характер человека.

Личностные качества характеризуются устойчивостью. Они связаны с привычными способами поведения. Свойства личности формируются под вли­янием социальных условий.

Вторую группу устойчивых индивидуальных особенностей человека, существенно влияющих на его трудовую деятельность, составляют свойства темперамента.

Темперамент-совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону психики и поведения.

В отличие от свойств личности они имеют биологическую основу. Свойства темперамента обусловлены особенностями работы, мозга: силой процессов возбуждения и торможения, их подвижностью и уравновешенностью.

К свойствам темперамента относятся подвижность, медлительность, быстрота и легкость переключений, импульсивность, уровень работоспособности, активности, эмоциональная возбудимость, зависимость поведения и реакций преимущественно от внешних воздействий или внутренних факторов (мыслей, образов, переживаний). Различные сочетания этих свойств характеризуют типы темперамента. Различают следующие четыре типа темперамента.

Сангвиник- человек с высокой эмоциональной возбудимостью: его легко заинтересовать, увлечь новым делом. Он подвижен, отличается высоким темпом реакций, легко переключается с одной работы на другую, имеет повышенную активность, быстро отзывается на внешние воздействия. Тип нервной системы - уравновешенный (уравновешенность -характеризует соотношение процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга).


Холерик-человек с повышенной эмоциональной возбудимостью, проявляющейся в неуравновешенности поведения. Он подвижен, склонен к импульсивным действиям, характеризуется высокой энергичностью. Тип нервной системы - неуравновешенный.

Флегматик-человек мало эмоциональный, спокойный, медлительный, испытывает затруднения при переключении на новое задание, энергичный. В его поведении и реакциях преобладает зависимость, от внутренних факторов. Тип нервной системы - инертный.

Меланхолик-человек, характеризующийся тревожностью, легкой

ранимостью, низкой активностью, замедленным темпом реакций. Его поведение и -реакции в значительной мере обусловлены внутренними факторами. Он теряется и опускает руки, когда встречается с трудностями и препятствиями. Тип нервной системы - слабый. (Сила-способность нервной системы выдерживать сильные раздражители.)

Установлено, что ряд особенностей темперамента (повышенная эмоциональная возбудимость, сильно выраженная тревожность, импульсивность) имеют отношение к безопасности труда. В связи с этим в условиях аварийной ситуации менее надежными оказываются представители меланхолического и холерического типов темперамента. При оценке влияния темперамента на безопасность труда необходимо учитывать и то обстоятельство, что от него зависит быстрота оценки аварийной ситуации и принятия решения о выборе правильных действий в ней.

Третья группа индивидуальных особенностей человека, влияющих на безопасность труда, характеризует его опыт. В качестве элементов опыта

выступают знания, умения, навыки и привычки. Известно, что в число психологических предпосылок несоблюдения правил и инструкций по охране труда, приводящего к несчастным случаям, входят незнание этих правил и отсутствие прочных навыков безопасной работы. Уровень обученности и тренированности - один из факторов надежности работы человека.

Четвертая группа индивидуальных различий работников связана с особенностями их внимания и познавательной деятельности (мышления, памяти, воображения, работы органов чувств).

Внимание характеризуется направленностью и сосредоточенностью сознания, поэтому оно является необходимым условием успешного выполнения любой деятельности. Успех деятельности зависит от степени: развития различных свойств внимания: концентрации (степени сосредоточения), объема (характеризующегося числом объектов, которые одновременно может удерживать человек в поле своего внимания), устойчивости (длительности сосредоточения внимания на объекте), распределения (умения одновременно выполнять разные действия), переключения (быстроте перехода от одного действия к другому или от одного объекта к другому).

Низкие качества концентрации, распределения, устойчивости и переключения внимания выступают как предпосылки для возникновения несчастных случаев.

Важнейшим условием безопасности работы является внимательность - способность человека направлять свое внимание в нужном направлении и обеспечивать его активный уровень.

Что касается влияния познавательных возможностей человека на безопасность, труда, то в числе причин возникновения несчастных случаев отмечаются несоответствия интеллектуального уровня работника классу решаемых задач и недостатки в сенсорной организации человека, т. е. в работе его органов чувств. При этом особое значение приобретает уровень развития практического мышления работников. Надежность работы человека зависит и от особенностей его двигательной сферы (психомоторики): скорости и точности движений, их координации, согласованности с процессами восприятия. Так, в числе причин несчастных случаев отмечаются нарушения в координации движений и согласованности между сенсорными и моторными процессами.

Рассмотренные особенности выступают в единстве и характеризуют индивидуальность человека, как целостное уникальное образование, в котором взаимодействуют свойства, относящиеся к различным иерархическим уровням.

Индивидуальными свойствами различных уровней являются социально-психологические свойства (социальные роли, статус в группе и коллективе), свойства личности, элементы опыта, свойства темперамента, психические процессы, свойства организма (в частности, свойства нервной системы).

Состояния. Наряду с перечисленными индивидуальными характеристиками работников существенную роль в безопасности труда играют их состояния : состояние тревоги, напряженности, утомления и т. д. Разумеется, эти состояния обусловлены устойчивыми индивидуальными особенностями человека, в частности, они зависят от его темперамента. Ho они зависят и от других факторов: от условий труда, его организации, характера взаимоотношений в коллективе. Они зависят и от особенностей здоровья человека.

Можно выделить три группы состояний , характерных для рабочего в
трудовой деятельности.

Первые состояния могут быть длительными и относительно устойчивыми на протяжении продолжительного периода и характеризовать общее, характерное для работника отношение к деятельности: заинтересованность трудом, удовлетворенность избранной профессией и т. п.

В процессе работы проявляются вторые - временные, ситуативные состояния . Они являются эпизодическими и вызваны различными ситуациями деятельности (неполадки в работе оборудования, разговор с руководителем в резкой форме и т.д. и т. п.).

Третью группу составляют состояния , возникающие периодически в процессе трудовой деятельности. Так, в начале рабочего дня для человека характерно состояние врабатывания, вхождения в ритм производственной деятельности. Постепенно она перерастает в повышенную работоспособность. Через определённое время наступает понижение работоспособности, утомление.

Социально-психологические факторы . Необходимо выделить еще одну группу психологических условий, влияющих на безопасность труда. Речь идет о социально-психологических факторах, прежде всего о межличностных отношениях, психологическом климата в трудовом коллективе. Обстановка в коллективе, вызывая определенные состояния, проявляется в безопасности труда. Климат существенно зависит от стиля работы руководителя. Межличностные отношения необходимо рассматривать в единстве с индивидуальными особенностями работников. С одной стороны, положение работника в системе межличностных отношений (его авторитет, признание или наоборот) является его существенной индивидуальной характеристикой. С другой стороны, от различных индивидуальных особенностей отдельных членов коллектива зависит общая обстановка, психологический климат в коллективе.

Влияние внешних факторов . Наконец, существуют ряд внешних факторов влияющих на уровень
защищенности. Действие их на психику человека непосредственно не
ощущается и не осознается человеком. К ним относятся такие как влияние фаз
Луны, активности Солнца, погодных условий.

Психофизиологические факторы обусловлены содержанием труда и его организацией, поэтому их называют иногда трудовыми. Их также можно называть технико-технологическими, т. к. они определяются особенностями используемой техники и технологии, уровнем механизации и автоматизации труда, степенью оснащенности рабочих мест, особенностями сырья, и материалов. Это - физическая нагрузка, которая связана с динамической и статической работой; нервно-психическая нагрузка в виде напряжения зрения (точность работы), нервно-эмоционального напряжения и интеллектуальной нагрузки (объем перерабатываемой информации, число производственно важных объектов единовременного наблюдения и т.д.); монотонность трудового процесса (разнообразие, темп труда). Элементы этой группы, за исключением физических усилий и монотонности, не имеют утвержденных нормативов.

В настоящее время существует несколько психофизиологических подходов к интегральной оценке условий труда.

Профессиографический подход предусматривает изучение содержания трудового процесса, результат труда и основывается на поэлементарной оценке совокупности условий труда.

Другой подход предполагает классификацию условий труда по степени тяжести и напряженности на основе физиологических и психофизиологических показателей, динамики работоспособности и утомления, отражающих в той или иной мере реакцию организма на рабочую нагрузку и условия труда.

Эти условия дополняют друг друга, поскольку каждый конкретный случай может требовать учета специфических условий трудового процесса и влияния его на психофизиологические показатели работоспособности человека.

Рассмотрим классификацию тяжести труда и способы ее оценки.

Тяжесть труда - характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы (сердечно-сосудистую, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность.

В качестве основного критерия для определения состояния организма в процессе труда был принят так называемый эффект Сеченова. Его суть заключается в том, что если трудовой процесс протекает в благоприятных условиях, то при переключении с одного вида на другой вид деятельности показатели физиологических функций улучшаются, а работоспособность восстанавливается быстрее и полнее, чем при пассивном отдыхе (положительный эффект). В случае неблагоприятных условий труда эти показатели в конце работы, при переключении с одной деятельности на другую, ухудшаются по сравнению с показателями, имевшими место до начала работы (отрицательный эффект).

При определении качественного функционального состояния организма учитываются также феномен растормаживания и характер реакции человека на иные сигналы. Феномен растормаживания состоит в том, что при повышении утомления проявление господствующего при данной работе «полезного» рефлекса (доминанты), ослабляется, а посторонние рефлексы, мешающие правильному выполнению привычной работы, наоборот, растормаживаются.

Для разграничения функциональных состояний организма и установления категории тяжести работ при проведении исследований были использованы, кроме того, следующие показатели:

Соотношение между «рабочими» и «обеспечивающими» функциями организма;

Длительность периода и полнота восстановления нарушенных функций во время отдыха;

Конфигурация и соотношение периодов на кривых работоспособности и производительности труда;

Количество и тяжесть производственных травм, возникающих как следствие повышения производственного утомления;

Структура и уровень, а также наиболее вероятные причины профессиональных и производственно обусловленных заболеваний, представляющих собой отдаленные последствия тяжелой работы;

Технико-экономические показатели (выработка, качество работы, затраты времени на операцию и др.).

В соответствии с медико-физиологической квалификацией, разработанной НИИ труда на основе указанных критериев все работы могут мыть разделены на шесть категорий тяжести.

Первая категория тяжести (легкая) - это работа, выполняемая в оптимальных условиях внешней среды и при оптимальной величине физической и умственной нагрузок. Реакция организма свидетельствует об оптимальном варианте нормального функционирования, т.е. трудовая нагрузка соответствует физиологическим возможностям организма. Такие условия у здоровых людей способствуют улучшению самочувствия, достижению высокой работоспособности и производительности труда.

Ко второй группе тяжести относится работа, при которой нормальное функциональное состояние не уменьшается на протяжении рабочей смены. Предельно допустимые концентрации и дополнительный уровень вредных и опасных производственных факторов не превышает требований нормативно-технических документов. Работоспособность не нарушается, профзаболеваний нет.

Третья категория тяжести предусматривает работу, при которой в результате повышенной нагрузки или неблагоприятных условий труда формируется реакция организма на грани патологической, т.е. реакция, свойственная предболезненному состоянию организма. Отдых или улучшение условий труда позволяют быстро устранить негативные последствия.

При четвертой категории тяжести работы у практически здоровых людей формируются более глубокие пограничные состояния, физические показатели ухудшаются, возникают производственно обусловленные состояния предзаболевания.

К пятой категории отнесена работа, при которой в связи с неблагоприятными условиями труда у практически здоровых людей в конце рабочего периода формируется реакция, характерная для патологического функционального состояния организма. После полноценного отдыха эти состояния могут исчезнуть. Однако у некоторых лиц они могут перейти в производственно обусловленные профзаболевания.

Шестая категория тяжести характеризуется особо неблагоприятными условиями труда. Патологические реакции развиваются быстро и имеют необратимый характер, сопровождаясь тяжелыми нарушениями функций жизненно важных органов.

Основными мерами по снижению физической и нервно-психической напряженности являются следующие:

Повышение уровня механизации и автоматизации трудоемких производственных процессов, использование современной высокопроизводительной техники;

Совершенствование организации рабочих мест;

Организация приемов и методов труда;

Оптимизация темпа работы;

Оптимизация режима труда и отдыха;

Улучшение транспортного обслуживания рабочих мест, связанных с тяжелыми предметами труда;

Научно обоснованное установление норм обслуживания оборудования и норм времени его обслуживания с учетом объема информации, который работник может правильно воспринять, переработать и принять своевременное и правильное решение;

Чередование работ, требующих участия разных анализаторов (слуха, зрения, осязания и др.);

Чередования работ, требующих преимущественно умственных нагрузок с работами физическими;

Чередование работ разной сложности и интенсивности;

Оптимизация режимов труда и отдыха;

Предупреждение и снижение монотонности труда путем повышения содержательности труда;

Ритмизация труда (работа по графику с пониженной на 10-15% нагрузкой в первый и последний часы рабочей смены);

Компьютеризация вычислительных и аналитических работ, широкое использование персональных компьютеров в практике управления производством, организация компьютерных банков данных по разным аспектам производственной деятельности и другие.

Роль человеческого фактора в безопасности труда очень велика, особенно важны психофизиологические особенности участников трудового процесса. Психофизиологические основы безопасности базируются на психологии и физиологии человека. Психофизиология безопасности труда основывается на таких науках, как физиология труда, инженерная психология, эргономика и т. д.

Психология безопасности рассматривает применение психологических знаний для обеспечения безопасности труда человека и составляет важное звено в структуре мероприятий по обеспечению безопасной деятельности человека. Проблемы безопасности и травматизма на современных производствах невозможно решить только инженерными методами. Практика свидетельствует, что в основе аварийности и травматизма (от 60 до 90 % случаев, в зависимости от вида трудовой деятельности) часто лежат не инженерно-конструкторские ошибки, а организационно-психологические причины: низкий уровень профессиональной подготовки по вопросам безопасности, недостаточное воспитание, слабая установка специалиста на соблюдение требований безопасности, допуск к опасным видам работ неподготовленных лиц, утомляемость людей, неудовлетворительное психическое состояние человека.

Психология безопасности рассматривает психические процессы, свойства и анализирует различные формы психических состояний, наблюдаемых в процессе трудовой деятельности. В структуре психической деятельности человека различают три основные группы компонентов: психические процессы, свойства и состояния.

Психические процессы составляют основу психической деятельности. Различают познавательные, эмоциональные и волевые психические процессы (ощущения, восприятия, память и др.).

Психические свойства (качества личности) – это качества личности (характер, темперамент). Среди качеств личности выделяют интеллектуальные, эмоциональные, волевые, моральные, трудовые. Качества личности устойчивы и постоянны.

Психическое состояние человека – это структурная организация компонентов психики, выполняющих функцию взаимодействия человека со средой обитания (производственной средой). Психическое состояние человека в конкретный момент времени может оказывать положительное или отрицательное влияние на трудовую деятельность, в частности на безопасность производственного процесса.

Память – это свойство запоминания, сохранения и последующего воспроизведения человеком информации, непосредственно связанной с безопасностью, особенно оперативного характера.

Запоминание тесно связано с забыванием. Психологами установлено, что в среднем за первые 9 часов информация, которую помнит человек, уменьшается на 65 %. Следовательно, для того чтобы восполнить утраченную информацию, необходимо проводить обучение, инструктажи и т. д.

Внимание – это направленность сознания человека на определенные объекты, имеющие в данной ситуации существенное значение, а также сосредоточение сознания, предполагающее повышенный уровень умственной или двигательной активности.

В безопасности труда для привлечения внимания человека к опасностям применяются различные средства – звуковые, зрительные, световые и т. д. Визуальная информация по безопасности представлена в виде плакатов, надписей, знаков, световых сигналов, различных видов окраски опасных объектов и др.

Восприятие – это отражение в сознании человека предметов или явлений при их воздействии на органы чувств. Для восприятия используется информация от нескольких видов анализаторов (зрительного, слухового, тактильного).

Исследованиями установлено, что качественное восприятие информационных средств по безопасности труда должно соответствовать определенным правилам, в частности, должны обеспечиваться актуальность и новизна информации, эмоциональность воздействия, краткость сообщений (текст из нескольких слов) и т. д.

Мышление – это процесс познания действительности, характеризующийся обобщением. В процессе мышления осуществляется выбор решения, которое реализуется в последующих действиях человека. Ошибочный выбор решения связан со следующими причинами: неверная оценка ситуации, недостаточность опыта и ошибочное осмысление полученной информации. Ошибочное решение может привести к авариям, травмам, несчастным случаям.

При принятии решений важную роль имеет эмоционально-чувственная сфера человека, к которой можно отнести чувства, эмоции, настроение.

Чувства – это субъективное отражение в сознании человека реальной действительности. Чувство утраты реальности, ложный страх и ряд других могут являться причинами создания опасных ситуаций на производстве.

Чувственный тон человека, его эмоции и настроение весьма важны для оценки реальной ситуации и обеспечения безопасности.

Чувственный тон – это эмоциональная окраска психического процесса. Отрицательным фактором чувственного тона, способствующим созданию опасных ситуаций, является идиосинкразия – болезненное отвращение к определенным раздражителям. Положительный чувственный тон, возникающий от приятных звуков, запахов, цвета уменьшает утомляемость человека и снижает степень риска возникновения опасной ситуации. Это обстоятельство используют при эстетическом оформлении рабочей зоны – световом, цветовом, звуковом.

Эмоции – это переживание человеком какого-либо чувства. Эмоции бывают различного типа – стенические и астенические. Стенические эмоции – решимость, радость, воодушевление, азарт – побуждают человека к активным действиям, преодолению препятствий и устранению причин угрозы для человека. Астенические эмоции – боязнь, опасение, страх, испуг, ужас – способствуют отказу от преодоления препятствий, замыканию в себе, необоснованным переживаниям. Тип эмоций связан с темпераментом и характером человека. Поэтому темперамент и характер человека учитываются при его допуске к некоторым видам работ, связанных с большой ответственностью, необходимостью принятия быстрых и адекватных решений (летчики, авиадиспетчеры, операторы, управляющие опасными производственными процессами).

В ряде случаев эмоции, определяемые характером и темпераментом человека, могут вызвать состояние аффекта – эмоционального состояния, быстро овладевающего человеком, бурно протекающего и характеризующегося значительным изменением сознания, утратой самообладания, неадекватными сложившейся ситуации действиями. В состоянии аффекта, например отчаяния, может возникнуть ступор (застывание в неподвижной позе) или обморок. После состояния аффекта может наступить шок, характеризующийся разбитостью, упадком сил, неподвижностью, вялостью. Людей, склонных к аффектам, нельзя допускать к особо ответственным и опасным работам, так как аффект может являться основной причиной реализации опасной ситуации – аварии или травмы.

Настроение – это общее эмоциональное состояние человека, формирующее в течение определенного периода времени характер протекания отдельных психических процессов и поведение человека. Настроение в некоторой степени может являться причиной возникновения опасных ситуаций. Например, длительное эмоционально-отрицательное настроение может привести человека к снижению трудоспособности, неспособности к активным действиям в преодолении возникающих трудностей, что может являться причиной несчастных случаев. Это обстоятельство необходимо учитывать, и человек, находящийся в эмоционально подавленном настроении, может быть временно отстранен от выполнения ответственных и связанных с высокой опасностью операций.

Воля – это форма психической активности человека, которая характеризуется регулированием самим человеком своего поведения, ограничением или отказом от других стремлений и побуждений во имя достижения поставленной цели. Основными характеристиками воли являются: осмысленность и направленность действий на достижение цели, осознание ограничений, определяемых реальной ситуацией. Для профессиональной деятельности, требующей быстрых, решительных и осознанных действий, должны привлекаться люди с сильной волей. Антиподом сильной воли являются такие качества человека, как внушаемость, нерешительность, безволие, импульсивность. Людей с подобными качествами не следует использовать для выполнения ответственных работ, от результата которых зависят жизни людей, состояние технического или производственного объекта, вероятность возникновения аварии или чрезвычайной ситуации.

К психическим состояниям относится мотивация, которая очень тесно соприкасается с эмоционально-волевой сферой. Под мотивацией понимается совокупность желаний, устремлений, побуждений, мотивов, установок и других побудительных сил личности. Одним из важных мотивов человека является обеспечение безопасности. Неразвитость или ослабление этого мотива может вовлечь человека в опасную ситуацию. Создание безопасных для труда условий, строгое соблюдение правил и требований безопасности должно всячески стимулироваться – морально, материально и т. д., чтобы формировать в трудовом коллективе устойчивые мотивы безопасного поведения, безопасного труда.

Мотивация связана с другим базовым понятием безопасности деятельности – риском, который может быть мотивированным и немотивированным (бескорыстным). Причинами мотивированного рискованного поведения могут быть выгода или опасность каких-либо потерь-проигрышей (карьерных, личностных и т. д.). Готовность к риску индивида определяется его психологическими свойствами, например: характером, темпераментом, легкомыслием, боязливостью и т. д.

Основными психическими свойствами, влияющими на безопасность человека, являются характер итемперамент.

Характер человека играет важную роль в обеспечении безопасности человека и является совокупностью индивидуально- психологических свойств, проявляющихся в типичных для конкретной личности действиях при определенных обстоятельствах и его отношении к этим обстоятельствам. Совокупность психологических свойств образует структуру характера. Психологи классифицируют много структур характеров. Характер должен учитываться при профессиональном отборе. Структура характера определяется психологами посредством специальных психологических тестов. С понятием характера неразрывно связано понятие темперамента.

Темперамент – это характеристика динамических психологических особенностей – интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний. По темпераменту люди подразделяются на холериков, меланхоликов, флегматиков и сангвиников. Темперамент имеет определенное значение для безопасности труда. Например, при неблагоприятных обстоятельствах меланхолик чаше становится жертвой, чем холерик или сангвиник.

Исходя из задачи психологии труда и проблем психологии безопасности труда, целесообразно выделять производственные психические состояния и особые психические состояния, имеющие важное значение в организации профилактики производственного травматизма и предупреждении аварийности.

Психологическое состояние человека оказывает существенное влияние на безопасность, производительность и качество труда. Психологические состояния, имеющие место в процессе трудовой деятельности человека, можно подразделить:

    на длительные – определяющие отношение человека к выполняемой им работе и его общий психологический настрой. Это прежде всего удовлетворенность или неудовлетворенность выполняемой работой, наличие заинтересованности в труде или безразличие к нему, психологическая атмосфера в трудовом коллективе и т. д.;

    временные – возникающие из-за различных нарушений в производственном процессе, неполадок, конфликтных ситуаций:

    периодические – связанные с настроем на активную деятельность и желанием работать или, наоборот, с пониженной готовностью работать, утомлением, перенапряжением, сонливостью, апатией, скукой, вызванной однообразием и монотонностью работы.