Главная · Болезни кишечника · Упражнения для развития оба полушария головного мозга. Игры и упражнения для развития мозга

Упражнения для развития оба полушария головного мозга. Игры и упражнения для развития мозга

Если по часовой стрелке, то больше активно восприятие левым полушарием мозга, если – против, активно правое. Усилием воли можно заставить кошку делать движения туда-обратно = баланс полушарий.

Синхронизация работы полушарий головного мозга

Ниже перечисленные упражнения будут полезны людям всех возрастов.

Будет хорошо, если взрослые, которые захотят попробовать эти упражнения, привлекут детей как основных участников и на фоне, якобы, обучения детей, смогут научиться сами. Разные поколения, общаемся активнее!
Вот все привыкли к тому, что нужно развивать память, внимание, интеллект, тело своё совершенствовать. Но почему-то при этом мало кто обращает внимание на сам мозг, от которого развитие всего этого в большинстве случаев и зависит. Даже тело развиваться и совершенствоваться не будет, если перед этим мозг хорошенько не настроится и не обдумает, как подступиться к работе над телом.
Всем хорошо известно, что мозг состоит из двух частей: левой и правой. Занимаются они разными делами. И при этом у кого-то функционирует лучше левая часть, у кого-то правая, а у самых счастливых обе. Выигрывают, естественно, последние, использующие своё богатство максимально.

Левое полушарие мыслит логически. Правое помогает создавать новое, генерировать идеи, как это сейчас модно говорить. Однако можно быть математиком с хорошо развитым левым полушарием и при этом ничего нового не выдумать. А можно быть творцом и сыпать идеи налево и направо и ни одну из них не реализовать из-за непоследовательности и нелогичности своих действий. Такие люди тоже встречаются. И не хватает им только одного: работы над совершенствованием своего мозга, приведения его в гармоничное состояние.
А тем временем психофизиологи уже давно разработали систему упражнений для этого. Хорошо в этом отношении музыкантам, например, пианистам. Их с раннего детства уже делали гармоничными.

Ведь самый главный инструмент для развития мозга – это руки. Действуя двумя руками, человек развивает оба полушария.

Итак, перейдём к упражнениям. Многие из них нам хорошо известны с детства.

1. “Ухо-нос”. Левой рукой берёмся за кончик носа, а правой – за противоположное ухо, т.е. левое. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук “с точностью до наоборот”. Я пробовала, в детстве получалось лучше.

2. “Зеркальное рисование”. Положите на стол чистый лист бумаги, возьмите по карандашу. Рисуйте одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы должны почувствовать расслабление глаз и рук, потому что при одновременной работе обоих полушарий улучшается эффективность работы всего мозга.

3. “Колечко”. Поочерёдно и очень быстро перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний, безымянный, мизинец. Сначала можно каждой рукой отдельно, потом одновременно двумя руками.
Теперь вспомним уроки физкультуры. Недаром нас заставляли делать упражнения, в которых нужно было левой рукой доставать до правой ноги и наоборот. Они ведь тоже развивают наши полушария, и помогают им работать согласованно.

Следующая тренировка помогает снимать эмоциональное напряжение, улучшает работоспособность, развивает внимание, мышление и межполушарные связи. Выполнять упражнение трудно и при этом интересно.

“Скорая помощь”

Объясняю порядок действий. Перед вами лежит листок с буквами алфавита, почти всеми. Под каждой буквой написаны буквы Л, П или В. Верхняя буква проговаривается, а нижняя обозначает движение руками. Л – левая рука поднимается в левую сторону, П – правая рука поднимается в правую сторону, В – обе руки поднимаются вверх. Всё очень просто, если бы не было так сложно всё это делать одновременно. Упражнение выполняется в последовательности от первой буквы к последней, затем от последней буквы к первой. На листке записано следующее.

А Б В Г Д
Л П П В Л

Е Ж З И К
В Л П В Л

Л М Н О П
Л П Л Л П

Р С Т У Ф
В П Л П В

Х Ц Ч Ш Я
Л В В П Л

Вот так можно развивать свой драгоценный мозг на благо себе. Тренируйтесь на здоровье и с удовольствием! А главное, почувствуйте разницу между собой прежним и собой натренированным!

Скоординируйте работу полушарий мозга

Эта простая практика позволяет оживить уставшее от монотонной работы одно полушарие и подключить к нему неработающее. Для этого вам потребуется бумага формата А4, на которой вы горизонтально, по линейке, маркером рисуете две линии крест-накрест, как положенная на бок буква Х. Повесьте этот листок на уровне глаз, так чтобы вам удобно было на него смотреть. Потом можно не снимать, пусть висит и напоминает о необходимости позаботиться о себе.
Смотря на этот листок, спокойно и глубоко дыша, вы делаете всего два простых упражнения, известных еще с уроков физкультуры:

– касаетесь левым локтем правого колена, потом правым локтем левого колена, желательно, чтобы при этом спина была прямая. Таких перекрестных движений надо сделать по шесть, всего 12. Можно делать и считать.

– касаетесь левым локтем левого колена, потом правым локтем правого колена, желательно, чтобы при этом спина была прямая. Таких параллельных движений надо сделать также по шесть.

– Снова 12 перекрестных движений;

– Еще 12 параллельных движений;

– И последние 12 перекрестных движений.

Все это займет у вас не более 1,5 минут, а эффект вы сразу почувствуете в заметно посвежевшей голове.
Вообще-то упражнение применяется для коррекции лево- и правополушарных детей. Оно взято из прикладной кинезиологии – современной науке о теле и основано на наблюдении за грудными детьми. Если младенец не прошел стадию ползания, у него могут быть проблемы в совместной работе полушарий, а значит, он не будет использовать свой потенциал, работая только половиной мозга. Мы будем применять эти знания в профилактических целях для восстановления согласованной работы мозга.

Тренировка сознания.

Здесь представлена особая программа, которая разрабатывалась на протяжении многих лет на семинарах. В этом принимали участие как спортсмены, так и люди, связавшие свою жизнь с медитацией.
Упражнения получили название

На первый взгляд, они окажутся не из приятных. С их помощью вы осознаете, как легко можно оказаться в трудной жизненной ситуации и как трудно найти выход из этого и заново возродиться.

Тренировка сознания – это в первую очередь, комплекс физических упражнений, а также подвижность во всех смыслах.

Американский терапевт Джин Хаустон установила, что во время тренировки сознания значительно повышается показатель интеллекта. Очевидно, упражнения ведут к тому, что в мозге образуются новые нервные клетки. Большое количество этих клеток ведет к повышению возможностей интеллекта.

Такие упражнения идеальны для выполнения требований любой сложности и согласованной работы обоих полушарий мозга. Они также повышают нашу концентрацию. Программа способствует развитию координации между мозгом и телом (согласованной работе мозга и частями тела). Задействовав левое полушарие, нам не приходит в голову привлечь правое, что было бы полезно при многих ситуациях. Упражнения помогают координировать работу частей тела.

Этот вид гимнастики в дальнейшем может доставлять удовольствие и является более действенным, чем кажется на первый взгляд. А для начала начните с простых упражнений, тяжелые могут причинять боль.

Поглаживание живота и постукивание по макушке

Первая часть упражнений включает поглаживание живота правой рукой по часовой стрелке. После этого постучите левой ладошкой по макушке, с целью легкими шлепками повысить умственные способности. Обратите внимание на то, чтобы движения были прямыми сверху вниз и наоборот.
Решающим будет третий шаг: комбинация обоих движений. При этом обратите внимание, чтобы по ошибке не перепутать движения: правой рукой вращайте по животу, а левой двигайте сверху вниз.
После того как вы привыкли к этим движениям, можете поменять руки. Такие упражнения хорошо развивают координацию.


Как построить экодом пишет: ФЕРМЕНТИРОВАННЫЙ ЧАЙ ИЗ ЛИСТЬЕВ САДОВЫХ И ДИКОРАСТУЩИХ РАСТЕНИЙ (вишни, яблони, груши, клубники, черноплодной рябины, клёна, лесного ореха), (МАСТЕР-КЛАСС) #ПитаниеЗП Многие Если народ сравнить с телом, то государство - тонкая плёнка вокруг него, состоящая из правителей, чиновников и прочих... Флаг, герб

Для улучшения работы мозга создано много препаратов, как синтетических так и натуральных, и не всегда они дают желаемый результат. Но есть методики, которые при своей кажущейся простоте очень эффективно улучшают работу мозга. Так значительно активизировать умственную мобильность поможет асимметричная гимнастика для мозга.

Упражнения этой гимнастики синхронизируют работу мозга, так как одновременно нагрузку получают оба полушария.

Асимметричная гимнастика для мозга

В 1981 году американский нейропсихолог Роджер Сперри получил Нобелевскую премию за то, что в своей работе доказал, что левое и правое полушария имеют свою специализацию, свою сферу управления организмом. И когда происходит дисбаланс между полушариями, мозг работает не продуктивно.

Если создать методики, которые помогут синхронизировать оба полушария мозга, то можно добиться повышения качества обучения и сохранения функций мозга, которые утрачиваются с возрастом.

Так и была создана гимнастика, которая активизирует работу мозга.

Вот эти одиннадцать упражнений для полушарий мозга

Выполняя эти упражнения постоянно, вы отметите, что у вас значительно улучшилась память, вы стали более сообразительны, даже эмоциональный фон вашего настроения стал более позитивным.

Первое упражнение. Кулак-ладонь

Руки сгибаем в локтях. При этом одну руку быстро сжимаем в кулак, а другую выпрямляем в ладошку. Необходимо следить, чтобы пальцы были плотно сжаты. И начинаем последовательно сжимать и разжимать ладони: кулак- ладонь. Для обучения делаем упражнение медленно, а когда оно начинает получаться – ускоряем темп.

Второе упражнение. Ухо-нос.

Левую руку ставим на нос, а правой перекрещивая руки, захватываем кончик уха. Делаем хлопок и быстро меняем руки местами. Делаем сначала медленно, но со временем можно значительно ускорить смену рук.

Третье упражнение. Капитанское

Правая рука приложена козырьком к бровям, а левая рука в это время показывает знак «Класс». Меняем руки местами. Стараемся не путаться. Сначала это может не получаться. Но через несколько занятий это упражнение можно даже усложнить, добавив хлопок между сменой рук.

Четвёртое упражнение. Класс

Правую ладошку выставляем вперед, а левой рукой показываем знак «Класс». Быстро меняем руки. Казалось бы всё просто, но тоже сразу может не получаться. Фиксируйте положение рук при смене позиций. Но после того как вы полностью освоите это упражнение, можно и усложнить его, добавив хлопок между сменой положения рук.

Пятое упражнение. Победитель

Одна рука показывает знак «V», а вторая «Ок». Меняем руки. Старайтесь не путаться.

Упражнение 6. Перекрёсток пальцев

На одной руке соединяем 2 пальца- указательный и средний, а указательный палец второй руки будет накрывать два этих соединенных пальца. Меняем руки.

Седьмое упражнение

Мизинец одной руки накрывается тремя соединенными пальцами другой руки (указательным, средним и безымянным). Меняем руки.

Упражнение 8. Рожки и ножки

Одна рука показывает ножки, а вторая рожки (большой палец, указательный и мизинец). Меняем руки.

Девятое упражнение. Пазлы

На одной руке выставляем два пальца -указательный и средний, а на другой -безымянный и мизинец. Соединяем их как пазлы. Меняем руки.

Десятое

На одной руке большой палец последовательно соединяется со всеми остальными пальцами, начиная с указательного пальца. То же самой делает другая рука, но начинает с мизинца. Задача – делать упражнение одновременно двумя руками.

Мозг является самой важной и сложной частью центральной нервной системы. С его помощью совершаются все процессы, связанные с мышлением и оценкой информации, полученной из внешней среды. В мозге имеются два полушария – левое и правое, каждое из которых отвечает за определенные процессы. Работа обоих полушарий должна быть гармоничной и координирований, чтобы человек мог адекватно осуществлять все виды жизнедеятельности.

Принципы работы обоих полушарий все еще находятся в стадии изучения, но пока в мире господствует теория межполушарной асимметрии. Суть теории в том, что левое полушарие отвечает за логику, а правое – за творчество. И хотя многие эксперименты доказали, что каждое полушарие в той или иной мере отвечает за оба аспекта мышления, теория все еще продолжает существовать, являясь на данный момент ведущей.

Какие функции левого полушария головного мозга?

Левое полушарие мозга доминирует в таких областях:

  • Координация движений правой части тела;
  • Контроль речи, чтения, письма, распознавание и понимание математической символики, а также запоминание имен, дат;
  • Логический анализ полученных извне фактов;
  • Только буквальное понимание понятий;
  • Этапность в обработке любой полученной информации;
  • Все математические манипуляции;
  • Ориентация во времени и ощущение собственного тела;
  • Понятие о собственном «Я» и выделении его из окружающей среды;
  • Преобладание интровертности в характере;
  • Логическое, символическое и последовательное мышление.

Проверить, какое полушарие больше развито, можно, проанализировав насколько ярко вышеописанные качества реализуются в повседневной жизни. Также помогут с определением доминирующего полушария такие методики:

  • Если при сплетении пальцев рук сверху находится большой палец правой руки, то доминирует левое полушарие и наоборот;
  • При хлопках в ладоши рука, которая находится сверху координируется противоположным полушарием;
  • При скрещивании рук на плечах о доминировании левого полушария свидетельствует правая рука, лежащая сверху.

У новорожденных детей преобладает работа правого полушария мозга. После того, как активно начинает развиваться речь и другие навыки, включается левое полушарие. Из-за системы образования и общественного уклада у подавляющего большинства детей в итоге начинает доминировать левое полушарие, затмевая правое.

Экспериментально доказано, что у левшей отмечается доминирование правого полушария. Однако родители, чтобы их ребенок не отличался от других, пытаются переучивать его. Делать подобное крайне нежелательно, так как последствия могут быть неприятными, проявляясь в различных нарушениях работы мозга.

Чем опасно повреждение левого полушария мозга?

При каких-либо повреждениях левого полушария мозга отмечают нарушения, исчезновения или деформации его функции. Возможно появление таких патологических состояний:

  • Нарушение способности обобщать полученные данные;
  • Нарушение умения выстраивать логические цепочки;
  • Различные поражения речевого аппарата (непонимание речи, утрата способности говорить и другие);
  • Поражение письменного анализатора (непонимание написанного при восприятии устной речи или невозможность писать при нормальной речи);
  • Комбинированные поражения речи и письма;
  • Нарушение ориентации во времени;
  • Нарушение способности построить в правильной последовательности задачи, которые требуется выполнить для достижения какой-либо цели;
  • Невозможность делать выводы из имеющихся фактов.

Зачастую восстановить утраченные способности полностью невозможно. В некоторых ситуациях не удается добиться даже минимального улучшения в той или иной сфере поражения. Особое значение в этой ситуации имеют левши, чей центр речи, как и некоторые другие находятся в правом полушарии.

Тот фактор, что центр речи находится в лобных долях левого полушария, был доказан в середине 19 века. После чего практически сразу выяснилось, что преобладание в письме левой руки тесно связано с центром речи в правом полушарии. В 1861 году сформулировали понятие «моторная афазия», которое подразумевает понимание речи, но отсутствие возможности говорить. Данное состояние появилось после разрушения определенных зон в левом полушарии. В 1874 году открыли «сенсорную афазию», которая характеризуется умением говорить, но невозможностью понимать речь. Феноменальность данных нарушений в том, что у левшей данные зоны располагаются чаще всего в правом полушарии.

Упражнения для развития головного мозга

Во время развития детей родители должны отслеживать гармоничность обоих полушарий. В конечном итоге практически у всех, за исключением левшей, будет доминировать левое полушарие. Поэтому упражнения для развития левого полушария не являются актуальными. Кроме того, достаточное развитие логики и последовательности ребенок получит в учебных учреждениях. Однако для левшей будет полезно выполнять некоторые упражнения, предназначенные именно для левого полушария.

Основные упражнения:

  • Ежедневное решение нескольких задач, желательно математического профиля с логической составляющей;
  • Разгадывание кроссвордов (для детей также есть специальные ребусы, загадки и прочее);
  • Выполнять как можно больше движений правой половиной тела (только для левшей).

Гораздо более важными являются упражнения, направленные на улучшение взаимосвязей между правым и левым полушариями мозга. К методикам развития относятся:

  • Очень простое упражнение заключается в одновременном поглаживании себя правой рукой по животу и постукивании себя левой рукой по голове. Сначала следует выполнять его медленно, внимательно отслеживая движения каждой руки, а затем постепенно ускоряться.
  • Следующее упражнение также требует работы руками. Поставив их перед собой, человек должен одной рисовать в воздухе квадрат, а второй, например, звезду. При этом, как только он заметит прогресс, то есть выполнять упражнение станет легче, следует поменять руки.
  • Более сложное упражнение на координацию заключается в удержании одной рукой кончика носа, второй при этом держатся за противоположное ухо. Методика тренировки заключается в том, что руки нужно как можно быстрее менять.
  • В зависимости от того, правша человек или левша, следует пытаться делать привычные дела противоположной рукой, например, чистить зубы или принимать пищу.
  • Занятия танцами, в частности, танго помогает развивать оба полушария одновременно.
  • Также полезное упражнение заключается в одновременном рисовании одного и того же рисунка обеими руками. Причем изображения должны получиться зеркальными.

Для нормальной жизнедеятельности важно гармоничное развитие обоих полушарий мозга, каждое из которых будет активироваться в определенной, подходящей ситуации. Излишнее доминирование левого полушария перекрывает пути к творчеству и креативу. Чрезмерная активность правого – делает человека несобранным, слишком рассеянным.

О том, с помощью каких упражнений можно развить правое полушарие мозга, рано или поздно задумывается каждый творческий человек, ведь именно оно отвечает за всё самое возвышенное и духовное в человеке: искусство, мышление, фантазию и интуицию. О том, как развить правое полушарие мозга, вы узнаете из этой статьи.

Мой сын, как и любой подросток, начал засиживаться за компьютерными играми. Я не особо ему запрещаю, но в последнее время начала замечать, что он перестал нормально ориентироваться на дороге, путает стороны. Совершенно перестал заниматься раннее любимым рисованием. В общем, полностью в компьютер погрузился. Не стала закрывать на это глаза, залезла в интернет в поисках полезной информации. Нашла информацию о развитии правого полушария и решила вместе с ребёнком попробовать несколько упражнений. Пока результат радует: у ребёнка появилось больше вдохновения для занятий любимым делом, да и я наконец приобщилась к искусству, посетив художественную галерею в своём городе. В общем, действительно полезные упражнения, не с мгновенным, но вполне заметным эффектом.

Подробнее о правом полушарии

Полушария нашего головного мозга работают согласовано. Левое отвечает за принятие мозгом, так называемой, «речевой» информации, её обработки. Благодаря работе левого полушария человек имеет способности к письму и чтению, запоминанию информации, логике, анализу, формулированию выводов.

Правое полушарие отвечает за принятие мозгом визуальной информации. Благодаря ему, люди фантазируют, мечтают, сочиняют стихи, песни, рисуют картины и создают скульптуры. Так же, как и левое, правое полушарие обрабатывает информацию, но может рассматривать проблему с разных сторон, предполагая творческих подход к решению. Все функции правого полушария:

  • отвечает за эмоции;
  • отвечает за фантазии и воображение;
  • отвечает за развитие в человеке способностей и наклонностей к искусству;
  • подчиняет себе движения левой половины тела;
  • прививает музыкальные способности, различает темп, мелодии;
  • отвечает за ориентацию человека в пространстве, на местности;
  • понимает средства выразительности и юмор;
  • воспринимает чужой голос, выделяя в нём тембр и интонацию;
  • запоминает образы;
  • отвечает за дедукцию (выведение истины путём сбора одного или нескольких утверждений-предпосылок);
  • отвечает за интуицию (способность получения верной информации без анализа);

Что даёт развитие правого полушария головного мозга

Несмотря на то, что в современном мире в приоритете является левое полушарие, отвечающее за работу с точными цифрами и знаниями, ему чуждо развитие в духовном плане. Развивая правое полушарие, человек овладевает способность видеть картинку мира полностью, не деля её на части. Вместе с этим, улучшается восприятие мозгом различных образов и символов.

Ну а главная цель развития правого полушария – достижения слаженной работы сразу в нескольких направлениях.

Человек учится заниматься одновременно несколькими делами, обращая внимания даже на мелочи. Очень полезный навык во многих профессиях, как в «человек-человек», так и в «человек – знаковая система».


Сниженная активность правого полушария

О том, как активировать правое полушарие мозга у ребёнка, рано или поздно задумывается каждый родитель. Современные дети намного больше времени начали проводить в сети Интернет, виртуальной реальности, полной развлечений. Посредством этого, их левое полушарие, отвечающее за сбор информации и логическое мышление, развивается быстрыми темпами. В свою очередь, ребёнок перестаёт пользоваться своими речевыми способностями в должном объёме. При таком раскладе, правое полушарие молодёжи, отвечающее за развитие в человеке творческой личности, подавляется в пользу левого за ненадобностью.

Очень часто в такой ситуации родители приходят в растерянность, таскают своих чад по врачам и психологам, выискивая все возможные проблемы вроде неврологических заболеваний. Мало кто подозревает, но такими методами можно сделать ещё хуже – ребёнок может замкнуться в себе, перестать учиться таким навыкам, как чтение и письмо. Чтобы помочь ребёнку с развитием обеих полушарий, нужно учесть индивидуальные особенности, подобрать правильную программу обучения с оптимальным темпом.

Как происходит развитие правого полушария?

Как заставить работать правое полушарие мозга? Творческие личности довольно часто задаются этим вопросом, ведь то, чем они занимаются, напрямую связано с правым полушарием мозга. Его развитие также связано с искусством. Оно развивается при прослушивании музыки, когда мы мечтаем или видим сновидения, медитируем или занимаемся другими вещами, задействующими наше воображение.

Самостоятельно развить правое полушарие можно, активно участвуя в творческой деятельности: сочинение стихов и литературных произведений, обучение пению и танцам, рисованию и прочим. Также существуют методики для улучшения способностей правого полушария, при котором мы полностью задействуем полушарие для достижения максимального эффекта.


Как развить правое полушарие мозга, упражнения

Головной мозг охраняется костями черепа от повреждений, является частью центральной нервной системы. Основная функция мозга – контроль и регуляция всех происходящих в организме процессов. Всё то, что ощущает человек, все его действия идут от мозга. При его повреждении или дисфункции, утрачиваются способности к действиям и эмоциям, реакциям на внешние раздражители.

  1. Самый простой способ развить правое полушарие – заниматься искусством, посещать художественные галереи, приобщаться к прекрасному.
  2. Второй способ заключается в увеличении нагрузки на полушарие путём выполнения стандартных задач с помощью стороны тела, управляемой полушарием. В случае правого полушария – левой стороной тела. Просто делайте ваше привычные дела, старая больше задействовать левую руку и ногу: если вы правша, пробуйте рисовать левой рукой, на обеде возьмите ложку или вилку в левую руку. Также можно попрыгать на левой ноге, поиграть в футбол, используя для пинания мяча левую ногу вместо привычной правой.
  3. Упражнение осознание полушарий. Левая рука дотрагивается до носа, а правая – левого уха. Далее отпускаем нос и ухо, хлопаем в ладоши и меняем положение: левая рука берёт правое ухо, а правая рука – нос.
  4. Рисование правым полушарием мозга. Берёте лист бумаги и кладёте его перед собой. В обе руки возьмите по карандашу и обеими руками попытайтесь нарисовать несложные символы, используя эффект зеркала: одно изображение должно быть зеркальным отражением другого.
  5. Упражнение для пальчиков. Поочередно образуйте «колечко» с помощью большого пальца и остальных. Проделайте упражнение сначала на одной руке, потом на другой, а далее на двух одновременно.
  6. Ещё одно упражнения для пальцев. Сожмите обе ладони в кулаки. На правой руке выпрямите большой палец, на левой – указательный. Поменяйте положение – на правой руке выпрямите указательный, на левой – большой. Делайте это упражнение, увеличивая темп.
  7. Работа со звуком. Расположитесь в тихом месте, включите любимую песню, закройте глаза и сосредоточьтесь. Постарайтесь распознать каждое слово в песне, точно расслышать мелодию.
  8. Развитие воображения. Закрыв глаза, представьте, что перед вами белый лист бумаги. Представьте, как на нём выводится ваше имя чёрными чернилами. А теперь представьте, как чернила плавно меняют свой цвет, от чёрного в синий, из синего в красный, из красного в любой другой цвет. Ещё больше задействовать полушарие можно, представляя, как белый фон, вместе с буквами, также меняет свой цвет.
  9. Тактильные ощущения. Представьте, что перед вами определённое блюдо. Вы его едите. Восстановите в голове его вкус и запах, вашу ассоциацию с этой едой. Тоже самое можно проделать и с запахами, и со знакомыми людьми, вспоминая тембр голоса человека, его смех и походку.
  10. А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Я
  11. Л П П В Л В Л П В Л Л П Л Л П В П Л П В Л В В П Л

Первый ряд – хорошо знакомый всем с детства алфавит. Второй – обозначение рук. Л – левая рука поднимается в левую сторону, П – правая рука поднимается в правую сторону, В – обе руки наверх. Проговаривая алфавит, выполняйте соответствующее букве движение.

анна основа

Мозг – сложная и не изученная до конца часть человеческого организма. Он отвечает за важные функции в процессе жизнедеятельности: память, внимание, эмоции, принятие решений, координацию и мышление. Мозг делает людей такими, какие они есть. Несмотря на стремительное развитие современной медицины, он до сих пор таит в себе неразгаданные тайны. Внутренние резервы мозга выходят далеко за границы изученного: ученые считают, что люди используют всего 5-10% от его потенциала.

Что же не позволяет ? Дело в матушке-природе: наградив человечество величайшим подарком – интеллектом – она создала и защитные функции, спасающие ум от чрезмерной нагрузки. Поэтому он сам себя охраняет, работая в «режиме экономии» и не позволяя быстро исчерпать свои резервы.

Однако мозг, как и другие части человеческого тела, на протяжении жизни нуждается в постоянной тренировке. К тому же в организме все взаимосвязано: активный и светлый ум повышает уровень здоровья, настроения и самочувствия. Держать его в тонусе помогут различные игры и упражнения для развития мозга. Они помогут , память, развить творческие и аналитические способности.

Игры для развития мозга

Одним из наиболее действенных и интересных методов тренировки ума считаются игры для развития мозга. С их помощью можно весело и с пользой провести свободное время. Так почему бы не сделать такие занятия привычкой? Ведь ничто не мешает в свободное время вместо рутинных дел пару часов посвятить зарядке для ума. Главная цель – чтобы мозг начал активно работать, искать способы решения задач и ответы на вопросы.

Популярны такие логические и интеллектуальные игры для развития мозга:

шахматы;
шашки;
судоку;
покер;
нарды;
коллективные игры;
логические головоломки и другие.

Они помогают развивать интеллект, логику и память. К тому же настольные игры позволяют прочувствовать радость соперничества и победы, не зря они известны с давних времен. Такое времяпровождение – мощная тренировка сразу для нескольких способностей человека: логических, аналитических и дедуктивных, образного мышления, концентрации. Доказанный факт, что люди, с детства занимающиеся шахматами либо похожими играми, в зрелом возрасте гораздо сообразительнее своих сверстников.

Итак, игры и внимания способствуют:

Улучшению стратегического мышления, так как они предполагают тщательное обдумывание действий на несколько шагов вперед, изучение альтернативных вариантов развития событий. Отличное умение для применения в жизни, например, при поездках в незнакомые места, когда нужно оперативно проложить маршруты и выбрать среди них оптимальный.
Приобретению навыка запоминания возможных результатов от задуманных действий. Привычка, полезная в быту, работе и бизнесе. Она позволяет уменьшить количество необдуманных и импульсивных решений, так как в голове сразу складывается цепочка «решение-действие-результат».
, повышению стрессоустойчивости и уменьшению вероятности лишних конфликтов.
Развитию эрудированности, ведь многие коллективные игры подразумевают непрерывное получению новой информации.

Упражнения для развития полушарий мозга

В зависимости от преобладающего полушария определяются способности и предпочтения человека. Правое полушарие – , эмоции, образное и абстрактное мышление. Оно хорошо развито у людей творческих профессий. Левое отвечает за логику, системность, аналитические способности, рационализм. Чтобы стать гармоничной личностью, необходимо тренировать обе части.

Разработаны комплексы упражнений для развития полушарий мозга, которые значительно улучшают те или иные качества человека. Приведем популярные варианты с краткими описаниями:

Понадобится пара ручек и листок бумаги. Нужно одновременно обеими руками рисовать геометрические фигуры, цифры, буквы. Кажется, что упражнение достаточно простое, однако на практике мало у кого получается выполнить его с первого раза.

Очень быстро по порядку перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем. Сначала можно попробовать на одной руке, а затем уже одновременно на обеих.
Упражнение «дирижер». Для его выполнения нужно в свободное время представить себя дирижером оркестра, включить музыку и поднять обе руки до уровня плеч, чтобы одна находилась немного ниже другой. В таком положении одновременно вырисовывать в воздухе вертикальный знак бесконечности: правой рукой от середины знака совершать движения вправо и вверх, левой – влево и вверх. Далее повторить все в обратном порядке.
Гимнастика, помогающая разгрузить одно полушарие от монотонной работы и активизировать другое. Понадобится лист бумаги формата А4, на котором рисуются две ровные четкие линии в виде горизонтального символа «Х». Лист повесить на уровне глаз и, глядя на него, выполнять следующие действия:

— доставать левым локтем до правого колена и наоборот, держа спину прямо, сделать 6 подходов для каждой стороны;

— касаться левым локтем левого колена и наоборот, спину также не сгибать, количество повторений равно предыдущему.

Такое упражнение займет всего пять минут, зато эффект почувствуется сразу – ясная и посвежевшая голова.

Следует знать, что полушария головного мозга имеют обратную связь со сторонами тела человека. То есть, чем активнее тренировать левую сторону физическими нагрузками, тем больше совершенствуется правая часть мозга и наоборот.

Упражнения для развития правого полушария мозга

Правая часть головного мозга заведует целостным восприятием реальности, усиливает интуитивное постижение действительности, творческие способности. Поэтому развитию этого полушария способствуют: , визуализация, медитация, рисование. В общем, все действия, связанные с оперированием целостными образами.

Результативные упражнения для развития правого полушария мозга – сочинение стихотворений, пение, танцы, создание литературных произведений, пусть даже это будет ведение дневника или блога. Главное, чтобы эти виды деятельности были непосредственно связаны с функциями, за которые отвечает данное полушарие.

В качестве примера можно посоветовать популярные сейчас курсы правополушарного рисования. Специальная техника, применяемая при срисовывании изображения, учит отходить от шаблонных стереотипов мышления и как можно реалистичнее воссоздавать на бумаге нужный предмет. Такие занятия позволяют расширить границы сознания, взглянуть на привычные вещи другими глазами, по-новому оценить окружающий мир и развить воображение.

Упражнения для развития левого полушария мозга

Так как левое полушарие мозга отвечает за способности к анализу и вычислению, то лучшие упражнения для его развития это:

Решение математических задач и изучение точных наук. Чем больше количество и выше сложность заданий, тем лучше развивается левое полушарие.
Разгадывание кроссвордов, сканвордов, ребусов. При подобных упражнениях задействовано аналитическое мышление, что подразумевает развитие данной части мозга в большей степени.
Физические упражнения, направленные на правую сторону тела.

Упражнения нейробики для развития мозга

Представляют собой совокупность упражнений, направленных на использование чувств непривычным образом, что повышает мозговую активность и улучшает умственные способности. При этом нужно выполнять следующие действия:

После утреннего пробуждения одеться и умыться, не открывая глаз. Или альтернативный вариант – завтракая, общаться в близкими людьми, не используя речь.
Поменять привычный распорядок жизни, «сойти с проторенных дорог». Для улучшения работы мозга полезно периодически менять маршруты на работу и домой, использовать для держания столовых приборов непривычную руку, найти другие магазины для покупки продуктов, записаться на лепку из глины, прогуляться под дождем либо бесцельно понаблюдать за облаками.
Замечательное упражнение для развития мозга — поездки по незнакомым местам. Путешествия отлично стимулируют работу ума. Есть мнение, что благодаря «бродячему» образу жизни древние люди совершили громадный скачок в совершенствовании предметов труда и умений. К тому же посещение всяческих мест предполагает , а это также способствует улучшению мозговой деятельности.
Брать пример с детей: они подвижны, постоянно находятся в состоянии восприятия и познания окружающего мира. Взрослый же человек может не заметить цвет куртки знакомого, либо стоимость приобретенной вещи. Получается, что у детей мозг более активен, чем у людей старшего возраста.

Для восстановления и улучшения работы клеток мозга можно порекомендовать своеобразную «гимнастику для ума»:

выполнять несложные действия с закрытыми глазами;
приобретать в магазине новую продукцию либо заказывать в ресторане неизвестные блюда;
общаться с незнакомыми людьми, заниматься изучением иностранного языка, впитывать новую информацию;
найти интересные хобби либо изучить узконаправленную сферу;
смотреть телевизор с выключенным звуком, одновременно комментируя увиденные диалоги;
искать и регулярно менять любимые духи;
пробовать сделать как можно больше действий нерабочей рукой;
придумывать неожиданные ответы на повседневные вопросы, удивляя при этом собеседников;
: предметы одежды темных и холодных оттенков разбавить яркими цветными вещами – это непременно отразится на образе мышления;
научиться определять достоинство денежных купюр с помощью пальцев, выучить язык жестов – это положительно скажется на развитии чувственного восприятия;
сочинять шутки и анекдоты;
вносить разнообразие в домашний отдых: почему бы вместо лежания на диване не посидеть на полу?

Без регулярных нагрузок и тренировок мозг человека, как и его тело, становится «закоснелым» и все хуже выполняет свои функции. Из-за этого снижается уровень умственных и физических способностей человека. Чтобы замедлить такие изменения и в любом возрасте получать удовольствие от жизни, нужно взять за правило непрерывно заниматься гимнастикой для совершенствования ума. Пусть советы и рекомендации помогут выбрать подходящие способы развития мозга и сделать их укоренившейся привычкой.

17 марта 2014, 11:51