Главная · Болезни кишечника · Телесные практики в психологии упражнения. Основные идеи телесно-ориентированной психотерапии. Четвёртый лист бумаги

Телесные практики в психологии упражнения. Основные идеи телесно-ориентированной психотерапии. Четвёртый лист бумаги

«Арка ». Встаньте, расставив ноги на ширину плеч и слегка повернув носки внутрь. Максимально согните колени, не отрывая пятки от пола. Уприте кулаки в поясницу и прогнитесь назад. Дышите животом и удерживайте эту позу около минуты. Обратите внимание на то, какие участки вашего тела напряжены. Если вы достаточно гибки и расслаблены, ваши ноги начнут дрожать. Это естественная реакция тела на напряжение.

«Заземление ». Расставьте ноги на четверть метра, слегка поверните носки внутрь и согнитесь в пояснице вперед. Согните колени и коснитесь пальцами пола. Перенесите весь свой вес на пальцы ног. Глубоко дышите через рот. Медленно распрямите ноги, но не до конца. Глубоко дыша, удерживайте эту позу, пока ваши ноги не начнут дрожать. Прочувствуйте контакт с почвой под ногами. Распрямляйтесь очень медленно, позвонок за позвонком.

«Свободная поза ». Участники молча сидят в кругу, одного из них просят «устроить поудобнее» остальных. Он разнимает перекрещенные руки и ноги, опускает плечи, поворачивает головы участников.

«Снятие зажима ». Сядьте в неудобную позу: оглянитесь, не поворачивая плеч и туловища; прижмите подбородок к ключице; поднимите вверх или подайте вперед плечи; коснитесь пальцами руки задней ножки стула. Сосредоточьте внимание на возникшем мышечном зажиме и снимите его усилием воли.

«Высвобождение двигательной активности ». Встаньте и закройте глаза, мысленно исследуйте свое тело с головы до пят, зафиксировав особенно напряженные участки. Откройте глаза, осторожно подвигайте и потрясите своим телом, особенно в местах наибольшего напряжения, пока оно не расслабится. Проверьте тело еще раз и при необходимости повторите упражнение.

«Напряжение и расслабление рук ». Согните руки, держа их перед грудью параллельно полу. Закройте глаза, дышите легко т равномерно, крепок сожмите кулаки. Затем резко напрягите все мышцы рук от плеча до кисти. Кулаки надо сжать так, чтобы мышцы начали вибрировать. Продолжайте дышать легко и равномерно. Напрягайте мышцы до такой степени, чтобы появилось легкое ощущение боли.

Опустите руки так, чтобы они свободно повисли вдоль тела. Расслабьте мышцы рук. Полностью расслабьтесь. Медленно вдыхайте и выдыхайте. Сосредоточьтесь на ощущениях тяжести и тепла в ваших руках, затем откройте глаза. Если ваши руки не стали теплыми, повторите упражнение. Оно поможет вам достичь быстрого физического расслабления, снять раздражение и беспокойство.

«Напряжение и расслабление тела ». Лягте на спину. Полностью вытяните ноги, положите руки вдоль тела. Дышите легко и свободно. Крепко сожмите ягодицы. Затем напрягите икры и бедра. Напрягите все ваше тело, одновременно делайте равномерные вдохи выдохи – удерживайте напряжение примерно минуту. Старайтесь не выгибаться вверх, чтобы не получился «мостик». Даже когда вы достигли уровня максимального напряжения, ягодицы должны касаться пола.

Позвольте напряжению полностью уйти. Возьмитесь руками за колени и покачайтесь так несколько раз, чтобы расслабить мышцы позвоночника. Если упражнение удалось, вы почувствуете расслабление и тепло во всем теле. Если вы слишком сильно вытягивали ноги, у вас может появиться ощущение покалывания в стопах и икрах. Упражнение помогает быстро освободиться от напряжения, расслабить мышцы позвоночника, уменьшить боли в спине.

«Тревожность и затрудненное дыхание » часто взаимосвязаны. Когда вы начинаете тревожиться, обратите внимание на ваше дыхание. Медленно выдохните весь воздух, повторите это четыре или пять раз. Затем спокойно вдохните, готовясь выдохнуть без усилий. Вы можете почувствовать поток воздуха в горле, во рту, в голове? Дайте воздуху выйти изо рта и почувствуйте его поток руками.

Вы держите грудную клетку расширенной, даже когда не вдыхаете воздух? Вы втягиваете свой живот, когда вдыхаете? Вы можете чувствовать, как спокойно вдыхаемый Вами воздух идет через нос, по трахее вниз, к тазу? Вы можете почувствовать, как заполняется воздухом и расширяется нижняя часть области ребер и грудная клетка?

Обратите внимание, не напряжено ли ваше горло, лицевые мышцы, свободно ли дышит ваш нос. Особое внимание уделите тому, не зажата ли ваша диафрагма. Сосредоточьтесь на этих напряженных участках тела и предоставьте себе возможность их освобождения.

«На четвереньках ». Один встает на четвереньки, а другой, располагаясь сзади, обхватывает его таз и при выдохе партнера отводит его таз назад, при выдохе – вперед, тем самым помогая ему интегрировать дыхание и движение. Поменяйтесь ролями и затем поделитесь впечатлениями.

«Мычание ». Расслабьтесь и мычите нравящуюся мелодию, любые естественные гневные звуки, при этом прикладывайте руки к разным частям тела, чтобы ощутить, как они вибрируют во время мычания. Это упражнение освобождает напряжение вокруг голосовых связок и горла, возникающее у тех, кому приходится много говорить, а также у тех. кто испытывает ощущение сдавленности в горле. Работа с вибрацией позволяет, кроме того, сбрасывать болезненные ощущения в разных частях тела.

«Высвобождение шума ». Издавайте любые странные или детские звуки, которые просятся наружу, особенно те, которые запрещались в детстве.

«Крик ». Наберите полную грудь воздуху, закройте рот ладонями и закричите изо всех сил. Повторите крик несколько раз до ощущения опустошения.

«Истерика ». Лягте на спину, колотите руками и ногами по полу и издавайте любые звуки, которые просятся наружу, пока не наступит желание спокойно полежать и отдохнуть.

«Брыкание ». Бейте руками и ногами по полу и вертите головой, гневно кричите. Другие участники активно стимулируют этот процесс, например утверждением «Да!», если участник кричит «Нет!», или «Ты будешь!», когда он выкрикивает «Я не буду!».

«Разрядка гнева и агрессии ». Составьте список ситуаций и людей (включая себя самого), которые вызывают или вызывали гнев. Выберите объект агрессии, сядьте на стул с наклоном вперед, положите руки на колени и закройте глаза. Похлопывайте себя по коленям руками, и когда это станет полуавтоматическим действием, начните издавать рычащий или утробный звук. Позвольте звукам становиться все громче, а похлопываниям все тверже, пока не выплеснется вся накопившаяся ярость. Можно притоптывать ногами, выкрикивать бранные слова и проклятья. Это упражнение полезно не только для сбрасывания избыточного напряжения, но и при спазмах мышц, тиках, подергиваниях конечностей во время сна, общего двигательного беспокойства, а также при отсутствии адекватной сексуальной разрядки.

«Плач ». Вообразите себя на сцене, услышавшим скорбную весть, порыдайте от всей души, стараясь включить все мышцы лица, шеи, плеч, предплечий и груди. Это упражнение эффективно при депрессии, нарушениях сна, головной боли, болях в мышцах и суставах, тиках, приступах кашля, частом и болезненном глотании, нарушениях менструального цикла.

«Вжиться в образ »: раскрепощенного человека с распрямленными плечами, высоко поднятой головой и свободной походкой; побыть играющим ребенком, кошкой и т.п. Пройдитесь «по зыбучим пескам», по болоту, по натертому скользкому паркету, по грязной дороге в туфлях на высоких каблуках. Представьте себя вырастающим из саженца кустом, раскрывающимся цветком. Пройдитесь в костюме полярника, в рабочем комбинезоне, в норковом манто, в вечернем платье со шлейфом, в купальнике.

«Мотивированный бег или ходьба »: против ветра, по росе, по болоту, над пропастью, по ущелью; спешка на работу, с работы, на свидание, в бассейн. Движение против толпы, если не хотим кого-то возбудить, разбудить, если мы злы и сердиты, если идем делать что-то для себя неприятное.

«Диалог телодвижений ». По две минуты общайтесь с партнером с помощью пантомимы в ролях: учитель и ученик, родитель и ребенок, колдун и зомби, вор и полицейский, мужчина и женщина, сила и слабость, активность и пассивность, грубость и мягкость, любовь и ненависть, принятие и отклонение, огорчение и удовлетворение, скука и интерес и т.д.

«Змейка ». Группа выстраивается за водящим в затылок и двигается за ним, повторяя все его движения; затем водящий переходит в конец шеренги, и водящим становится следующий за ним участник.

«Стеклянная кобра ». Участники становятся в затылок, закрывают глаза и ощупывают спину впереди стоящего, стараясь запомнить его. Ведущий произносит «Дзинь!", «кобра» разбивается и в течение минуты «осколки» бродят по комнате, защищая себя выставленными ладонями. По сигналу ведущего «кобра» начинает срастаться.

«Путаница ». Участники берутся за руки, образуя цепочку, водящий ведет ее, переступая через руки других и запутывая. Участник, ожидавший все это время за дверью, входит и пытается распутать цепочку. Когда это ему удается, он меняется с водящим ролями.

«Хаотическое движение ». Участники свободно располагаются в пространстве, по команде начинают быстро беспорядочно перемещаться, сталкиваясь друг с другом.

«Ноев ковче г» отправляется в плавание через пять минут. Каждый получает карточку, на которой написано название животного, которого надо будет молча изображать. У кого-то есть карточка с таким же названием. Надо найти свою пару.

«Зоопарк ». Каждый член группы изображает какое-нибудь выбранное им животное в тесном вольере.

«Пингвины ». Во время мороза пингвины, чтобы согреться, сбиваются в кучу; те, кто оказывается с краю, пытаются протиснуться вглубь стаи.

«Против движения ». Участники становятся в круг, закрывают глаза, выставляют руки перед грудью ладонями наружу. По сигналу ведущего каждый переходит на другую сторону круга.

«Встреча на узком мостике ». Протиснуться навстречу друг другу через узкий проход, образованный участниками, и при этом разминуться с партнером: в узкую дверь, между двумя лужами, на узком мостике.

«Пеньки и бульдозеры ». Пеньки, укоренившись, стоят намертво. Бульдозеры пытаются столкнуть их с места или стащить с него, хватая за руки.

«Передача по кругу » ритма, движения или воображаемого предмета: чаши с вином, трубки мира, котенка, ежика.

«Оригинал ». Каждый проходит перед группой в манере, непохожей на других.

«Этюды с воображаемыми предметами ». Играйте с воображаемым мячом, ощупывайте невидимую стену, откройте форточку, найдите нужную книгу в книжном шкафу, уроните любимую чашку, пожарьте яичницу.

«Разожми кулак ». Один сжимает кулак, другой без слов должен добиться того, что-бы кулак разжался.

«Сиамские близнецы ». Партнеры изображают близнецов, сросшихся одним боком. Они обнимают друг друга за талию, и теперь у них две руки и две ноги на двоих.

«Близнецы » ходят, режут воображаемую сосиску и кормят друг руга, пьют кофе с бутербродом и т.п. Вариант: партнеры «срослись» лбами, между которыми они зажимают лист бумаги. Они должны постоянно передвигаться, а если уронят листок, застыть, когда он коснется пола. Другой вариант: партнеры срослись спинами, руки у них переплетены в локтевых сгибах; они вместе садятся на пол и затем встают.

«Все выше !». Партнеры садятся на полу друг перед другом так, чтобы пальцы их ног соприкасались. Затем оба вытягивают руки, захватывают кисти партнера и начинают сильно и синхронно тянуть друг друга, поднимаясь при этом вверх, пока не встанут на ноги.

«Живое Зеркало ». Участники поочередно зеркально повторяют движения друг друга. Женщина накладывает макияж, причесывается, одевается; мужчина копирует ее мимику и движения. Партнеры умываются утром перед зеркалом, чистят зубы, бреются, ищут в глазу соринку, осматривают язык или воспаленное горло, весело гримасничают перед зеркалом.

«Разговор через стекло ». Разговор через витрину магазина; в пробке стоят два автобуса, надо через закрытые окна передать знакомому в другом автобусе срочную информацию; разговор через стекло вагона (прощание на вокзале).

«Дружные немые ». Молча повесьте вдвоем картину, сверните ковер, стряхните скатерть, сматывайте пряжу, пилите дрова двуручной пилой, гребите в одной байдарке, перетягивайте канат.

«Сурдоперевод ». «Немой» садится вместе с переводчиком перед группой «глухих» и шепотом рассказывает какой-то интересный случай, переводчик передает его рассказ жестами и мимикой, затем выясняется, кто что понял.

«Слепой и Поводырь ». Слепой с закрытыми глазами ощупывает окружающее, Поводырь знакомит его с объектами.

«Робот и Оператор ». Соревнование пар, в которых один играет роль робота, другой – оператора. Задача: кто быстрее соберет спички, разложенные на столе перед каждой парой. Спички берутся «клешней» - указательным и большим пальцем и затем зажимаются остальными пальцами. Каждый выбирает партнера, с которым удобно. Робот становится перед столом, протягивает над спичками свою руку и закрывает глаза. Оператор располагается за его спиной. Чтобы руководить движениями руки Робота.
Оператор пользуется лишь шестью словами: «вперед, назад, влево, вправо, вниз, взять». После того, как все спички оказываются в кулаке, Робот открывает глаза, раскладывает спички вновь на столе и становится Оператором, а его партнер – Роботом. Когда какая-то пара завершает второй тур игры, она подсчитывает, сколько спичек на этот момент осталось несобранными у других пар. Затем проводится обсуждение, кто как чувствовал себя в роли Робота и Оператора.

«Стражники и Заключенные ». Заключенные сидят в кругу на стульях, за их спинами стоят Стражники, у одного из которых стул пустой. Он взглядом приглашает к себе «чужого» Заключенного, а его стражник должен вовремя заметить это и не дать своему подопечному «сбежать».

«Тигры, мыши и слоны ». Участники делятся на две равные команды, каждая выбирает, каких животных будет изображать. Тигры – руки вытянуты вперед, угрожающе рычат; Мыши – движутся присев, руки на голове подрагивают, как ушки, негромко попискивают; Слоны – наклонены вперед, сложенные руки раскачиваются, словно хобот, иногда трубят. Выигрывает та команда, чей зверь может прогнать другого: тигр прогоняет мышь, слон – тигра, мышь – слона. Чтобы определиться, каждая команда собирается у противоположной стены, в течение минуты договаривается и начинает громко считать до трех. На счет «три» все принимают образ выбранного животного, и тогда становится ясно, кто победил. Если выборы команд совпали, приходится переигрывать.

«Бабушкины ключи ». Бабушка становится лицом к стене. За ней, прямо у ее ног, кладется маленькая связка ключей, которую можно спрятать в кулаке. На расстоянии 5–6 м сзади нее обозначается линия старта, на ней шеренгой выстраивается группа. Воришка должен схватить ключи, дотронуться до каждого игрока, и принести ключи на линию старта. Воришка и другие игроки начинают перемещаться. Бабушка без предупреждения оглядывается, в этот момент все замирают. Кто не успел остановиться – возвращается на старт, а если Бабушка «вычислит» Воришку, они меняются ролями.

«Омоложение ». Участники изображают 80-летних стариков и старушек, при встрече они кивают друг другу. По хлопку ведущего они сбрасывают десяток лет и при встрече машут друг другу рукой. Затем участникам становится по 60 лет, они обмениваются рукопожатиями. В 50 лет каждый дружески кладет проходящему руку на плечо, в 40 – похлопывает по спине, в 30 – быстро касается другого, стараясь не дать ему коснуться себя. 20-летние весело гоняются друг за другом, прыгают и хватают приятелей за левое ухо, не давая схватить себя. 10-летние носятся туда-сюда, пытаясь избежать столкновений. Обсуждается, кому в каком возрасте было лучше и хуже всего.

ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Неоднозначно понимаемое направление психотерапии, целью которого является изменение психического функционирования человека с помощью ориентированных на тело методических приемов.
Отсутствие стройной теории, четкого понимания особенностей воздействия и принципов применения телесно-ориентированных техник приводит к необоснованному расширению границ Т.-о. п.
В настоящее время описаны, по меньшей мере, 15 различных подходов, определяемых как «работа с телом». Некоторые из них являются чисто психотерапевтическими по своей сущности, а другие более точно определены как методы терапии, главной целью которых является телесное здоровье. Широко распространена практика комбинированных методов, таких как рольфинг, биоэнергетика и гештальт-терапия; методов Александера (Alexander F. М.), метода Фельденкрайза (Feldenkrais М.) и гештальт-терапии (метод Рубенфельд - Rubenfeld I.); гипноза, прикладной кинезиологии; первичной терапии Янова, терапии Райха (Reich W.) и гештальт-терапии.
Наиболее известными видами Т.-о. п. являются характерологический анализ Райха, биоэнергетический анализ Лоуэна, концепция телесного осознавания Фельденкрайза, метод интеграции движений Александера, метод чувственного сознавания Селвер (Selver С.) и Брукс (Brooks С. V. W.), структурная интеграция Рольф и др.
Менее известны в нашей стране техники биосинтеза (Boadella D., 1987), бондинга (Rynick G. М., 1994), метода Розен (Rosen M., Wooten S., 1993), техника «танатотерапии» Баскакова (Баскаков В., 1996).
Т.-о. п. возникла на основе практического опыта и многолетних наблюдений взаимосвязи духовного и телесного в функционировании организма. Она в большей степени, чем другие направления психотерапии, придерживается холистического подхода, необходимость в развитии которого постоянно возрастает. Преодоление дуализма тела и разума и возвращение к целостной личности ведет к глубоким изменениям понимания поведения человека.
Существующие в настоящее время методы Т.-о. п. отвечают всем требованиям целостного подхода: для них человек - единое функционирующее целое, сплав тела и психики, в котором изменения в одной области сопровождаются изменениями в другой. Их объединяет стремление вернуть человеку ощущение целостности, научить его не только осознаванию вытесненной информации, но и переживанию в настоящий момент единства тела и психики, целостности всего организма. Все методы Т.-о. п. направлены, в той или иной степени, на обеспечение условий, в которых пациент сможет пережить свой опыт как взаимосвязь психического и телесного, принять себя в этом качестве, тем самым получив возможность для улучшения своего функционирования (Сергеева Л. С., 2000).
Одним из наиболее известных методов Т.-о. п. является анализ характера и практика вегетотерапии Райха. Райх был первым аналитиком, интерпретировавшим природу и функции характера в работе с пациентами. Он подчеркивал важность обращения внимания на физические аспекты характера индивидуума, в особенности на хронические мускульные зажимы, названные им «мышечным панцирем». Райх разработал теорию «мышечного панциря», связав постоянные мышечные напряжения в теле человека с его характером и типом защиты от болезненного эмоционального опыта. По его мнению, хронические мышечные зажимы блокируют три основных эмоциональных состояния: тревожность, гнев и сексуальное возбуждение. «Мышечный панцирь» не дает человеку возможности переживать сильные эмоции, ограничивая и искажая выражение чувств. Райх писал: «Мышечная судорога представляет собой телесную сторону процесса вытеснения и основу его длительного сохранения» (Reich W., 1997). В основе теории Райха лежит понятие о том, что защитным механизмам, которые затрудняют нормальное функционирование человеческой психики, можно противодействовать, оказывая прямое влияние на тело. Он выделял свои аналитические интерпретации, названные им «анализом характера», от непосредственного воздействия на защитную мускулатуру, которое называл «вегетотерапией» и «анализом характера в области биофизического функционирования». Основное препятствие для личностного роста Райх видел в защитном мускульном панцире, который мешает человеку жить полноценной жизнью в гармонии с окружающими людьми и природой. Он выделял семь сегментов «мышечного панциря», охватывающего тело:
1) область глаз,
2) рот и челюсть,
3) шея,
4) грудь,
5) диафрагма,
6) живот,
7) таз.
Райх обнаружил, что расслабление «мышечного панциря» освобождает значительную либидинозную энергию и помогает процессу психоанализа. Райх разработал специальную терапевтическую методику, позволяющую снижать хроническое напряжение определенных групп мышц и, таким образом, вызывать высвобождение эмоций, которые этим напряжением сдерживались. Он анализировал в деталях позу пациента и его физические привычки, чтобы дать пациентам возможность осознать, как они подавляют жизненные чувства в различных частях тела. Райх просил пациентов усиливать определенный зажим, чтобы лучше осознать его и выявить эмоцию, которая связана в этой части тела. Он заметил, что только после того, как подавляемая эмоция принимается пациентом и находит свое выражение, последний может полностью отказаться от своего зажима. Постепенно Райх начал прямо работать с зажатыми мышцами, разминая их руками, чтобы способствовать высвобождению связанных в них эмоций. Если проследить динамику развития представлений Райха, то можно заметить, как они развивались от аналитической работы, опирающейся исключительно на словесный язык, к исследованию психологических и соматических аспектов характера и «мышечного панциря», а затем исключительно к акценту на работе с мышечным защитным панцирем, направленной на обеспечение свободного протекания биологической энергии в организме.
Нельзя не признать, что многие работы Райха противоречивы, особенно те, в которых ставится знак равенства между психическим здоровьем и способностью переживать оргазм. Но его ранние труды по анализу человеческого характера содержат глубокие психологические прозрения, и многие психологи руководствуются ими с немалой для себя пользой. Несмотря на отдельные спорные моменты, касающиеся его оргонной теории, многие направления Т.-о. п. и в настоящее время берут за основу разработанные им понятия и техники, в их числе можно назвать биоэнергетику Лоуэна (Lowen А.) и биосинтез Боаделлы. К ним близок сохранивший связь с психоанализом метод Розен.
Биоэнергетика Лоуэна центрирована на роли тела в анализе характера, включает методику дыхания Райха, многие из его техник эмоционального раскрепощения. Сохраняя приближенную к современному психоанализу методику, психологическая работа в биоэнергетике использует прикосновение и давление на напряженные мышцы на фоне глубокого дыхания в специальных позициях, способствуя расширению осознавания тела, развитию спонтанной экспрессии, помогая психофизической интеграции организма. Вместе с тем биоэнергетическая терапия по Лоуэну значительно отличается от терапии Райха. Например, Лоуэн не стремится к последовательному - от головы до пят - расслаблению блоков мышечного панциря. Он, более других преуспевший в преодолении свойственного психоанализу неприятия прямых физических контактов с пациентом, гораздо реже прибегает к мануальному воздействию на тело. Кроме того, Лоуэн не разделяет взгляды Райха на сексуальную природу неврозов, и потому его работа встречает большее понимание среди современников. По Лоуэну, причиной неврозов, депрессии и психосоматических расстройств является подавление чувств, которое сопровождается хроническими мышечными напряжениями, блокирующими свободное течение энергии в организме человека и приводящее к изменению функционирования личности. Лоуэн утверждает, что игнорирование и непонимание собственных чувств приводит к заболеваниям и что ощущения, которые испытывает человек от собственного тела, служат ключом к пониманию своего эмоционального состояния. Через раскрепощение тела человек обретает свободу от мышечного напряжения, сопровождающегося свободной циркуляцией жизненной энергии, что, по мнению Лоуэна, ведет к глубинным личностным изменениям пациентов. Зрелая личность в состоянии в равной степени как контролировать выражение своих чувств, так и отключать самоконтроль, отдаваясь потоку спонтанности. Она имеет доступ в равной степени как к неприятным чувствам страха, боли, злости или отчаяния, так и к приносящим удовольствие сексуальным переживаниям, радости, любви. Лоуэн считает, что отношение человека к жизни и его поведение отражается в телосложении, позах, жестах, что между физическими параметрами человека и складом его характера и личности имеется тесная связь. Он выделил пять типов человеческого характера, основываясь на его психических и физических проявлениях: «шизоидный», «оральный», «психопатический», «мазохистический» и «ригидный» типы. Помимо этого в биоэнергетической терапии разработан ряд понятий, к числу которых относятся «энергия», «мышечная броня», «заземление». При этом последнее является важной категорией биоэнергетической терапии, создание которого считается принципиальным вкладом Лоуэна в развитие теорий Райха. Основными приемами биоэнергетики выступают различные манипуляции с мышечными фасциями, дыхательная гимнастика, техники эмоционального раскрепощения, напряженные позы для энергетизации заблокированных частей тела («арка Лоуэна», «тазовая арка»), активные двигательные упражнения, вербальные способы высвобождения эмоций, различные варианты физического контакта членов терапевтической группы и др. Такие контакты помогают оказать поддержку членам группы. В процессе тренинга применяются упражнения, способствующие выражению негативных эмоций по отношению к другим участникам групповых занятий. Проявление негативных чувств, таких как гнев, страх, грусть, ненависть, почти всегда предшествует выражению положительных эмоций. По мнению сторонников биоэнергетики, негативные чувства скрывают глубокую потребность в положительных чувствах и удовольствии. На протяжении всего цикла занятий постоянно принимаются попытки соотнести телесное состояние с обсуждаемыми психологическими проблемами пациента.
Совершенно иными подходами в Т.-о. п., направленными на эффективное использование тела в процессе жизнедеятельности, подчеркивающими функциональное единство тела и психики, являются методы Александера и Фельденкрайза.
На метод Александера часто смотрят как на технику коррекции осанки и привычных поз, но это только небольшая часть того, что он представляет на самом деле. В действительности это системный подход, направленный на более глубокое осознавание самого себя, метод, стремящийся вернуть организму утраченное психофизическое единство. По Александеру, вся деятельность человека зависит от его способности управлять телом. Имеется много альтернативных возможностей для этого, но в каждой ситуации есть лишь один путь, обеспечивающий наилучший способ функционирования и способствующий более быстрому достижению результата. Александер считал, что способ функционирования организма, приводящий к болезням, вызывается неправильным (неэффективным) использованием мышц тела, которое осуществляется посредством преодоления мышечного напряжения. Он предлагал вместо привычных способов выполнения движений создавать новые, которые помогут улучшить использование собственного тела, тем самым способствуя оздоровлению организма. По убеждению Александера, люди, страдающие неврозом, всегда «зажаты», для них характерно неравномерно распределенное напряжение мышц (дистония) и плохая осанка. Он утверждал, что неврозы «...вызываются не мыслями, а дистоническими реакциями тела на мысли...», что психотерапия без учета мышечных реакций не может привести к успеху и необходимо уделять внимание не столько исследованию причин душевных травм, сколько созданию новой системы управления мышцами. Метод Александера основан на двух фундаментальных принципах - принципе торможения и принципе директивы. Торможение - это ограничение непосредственной реакции на событие. Александер считал, что для реализации искомых изменений сначала нужно затормозить (или остановить) свою привычную инстинктивную реакцию на конкретный раздражитель, и только потом, применив директиву, найти более эффективный способ действия в данной ситуации. Он предлагал использовать следующие директивы: расслабить шею настолько, чтобы голова сместилась вперед и вверх для того, чтобы тело смогло вытянуться и расшириться. Большое значение Александер уделял взаимоотношениям между головой и шеей. «Первичный контроль» - описывающий взаимосвязь головы, шеи и тела - главный рефлекс, контролирующий все другие рефлексы, включая координацию и сбалансированное управление телом. Он считал, что вследствие зажима шейных мышц и отклонения головы назад страдает не только естественная координация движений человека, но и нарушается механизм возврата к нормальному состоянию равновесия после движения. В процессе обучения методу Александера человек должен уяснить, при каких обстоятельствах у него возникает неадекватная напряженность мышц, научиться сознательно тормозить любую рефлекторную попытку произвести соответствующее команде движение, при помощи осознанного мышления снять напряжение мышц.
В отличие от Александера, Фельденкрайз больше внимания уделял осознаванию, считая, что только «осознавание делает действие соответствующим намерению». Фельденкрайз внес существенный вклад в разработку теории образа действия и создал свой метод, посвященный проблеме целостного подхода к функционированию организма. Он утверждал, что нарушение функций связано не только с наличием неправильных установок, но и с тем, что человек, как правило, производит неправильные действия в процессе выполнения задуманного. По мнению Фельденкрайза, в процессе деятельности совершается много лишних, случайных движений, которые препятствуют «целевому действию»; в результате выполняется некоторое действие и противоположное ему в одно и то же время. Это происходит в связи с тем, что человек осознает лишь свои мотивы и результат действия, а сам процесс последнего остается неосознанным. Фельденкрайз считал мышечное движение важнейшей составной частью действий человека и пытался изменить поведение, обучая новому способу управления телом. В своих работах он использовал понятия образа себя и образа действия. Согласно Фельденкрайзу, чтобы изменить поведение человека, необходимо изменить образ себя, который нам присущ, а это требует изменения динамики реакций, природы мотивации и мобилизации всех частей тела, которые затронуты данным действием. Цель разработанных Фельденкрайзом упражнений состоит в том, чтобы создать способность двигаться с минимумом усилий и максимумом эффективности благодаря осознаванию своих действий. Концентрируя внимание на мышцах, участвующих в произвольных движениях, можно распознать те мышечные усилия, которые излишни и, как правило, не осознаются. При этом появляется возможность избавиться от действий, которые противоречат изначальной цели субъекта. Для реализации своих идей Фельденкрайз разработал упражнения, направленные на взаимодействие различных частей тела, на дифференцирование ощущений, на преодоление стандартных паттернов движения. Он предлагал изменить поведение человека, обучая его более точному управлению движениями посредством совершенствования чувствительности.
Отдельными видами Т.-о. п., не укладывающимися в границы опыта классической терапии Райха, являются бондинг, метод чувственного сознавания, метод структурной интеграции.
Понятие чувственного опыта, его дифференцированное восприятие и переживание являются основным в методе чувственного сознавания. Чувственное сознавание - это процесс осознавания телесных ощущений, обучение дифференцированному восприятию ощущений тела, эмоций, образов и установлению взаимосвязи между ними. Человек с детства приучен преуменьшать значение собственного опыта и «учится на опыте других», т. е. подменяет свой опыт конструкциями, которые удовлетворяют окружающих. При этом ощущения собственного тела игнорируются. Занятия по методу чувственного сознавания помогают преодолеть этот барьер, обучают более полному телесно-инстинктивному функционированию. В процессе занятий наступает понимание того, что восприятие относительно, а наше мышление часто обусловлено субъективной информацией, получаемой от окружающих, а не реальной действительностью. Одно из главных положений метода заключается в том, что ориентировка на ощущения, получаемые в опыте, делает наше мышление более объективным, а поведение в большей степени соответствующим нашим намерениям. Другим существенным аспектом метода чувственного сознавания является изучение процесса коммуникации и значения прикосновений во взаимодействии между участниками группы. Степень близости и дистанцированности, желание взаимопомощи и ответственность, чувствование окружения и степень восприятия и чувствования окружением субъекта - вот те стороны процесса, которые осознаются участниками группы на телесном уровне гораздо легче и быстрее.
Гиндлер (Gindler Т.), Селвер, Штольц (Stolze H.) - вот далеко не полный перечень специалистов, стоявших у истоков развития этого метода.
В 20-е гг. нашего столетия Гиндлер разработала новый подход в телесной терапии, в основе которого лежит стремление воздействовать на саморегуляцию организма.
Селвер была одной из немногих последователей, распространивших идеи Гиндлер в США. С 1938 г. она активно разрабатывала метод, названный ею методом чувственного сознавания (sensory awareness). Впоследствии ее работой заинтересовался ряд психоаналитиков, и некоторые из них - Фромм (Fromm E.) и Перлс (Perls F.) - стали ее учениками.
Работа Селвер и Брукс оказала большое влияние на Гунтера (Gunther В., 1974), создавшего технику, названную им «чувственным пробуждением» (sensory awakening), которая во многом перекликается с работой его учителей.
Упражнения этой техники помогают почувствовать свое тело и соприкоснуться со своими чувствами, научиться прикасаться к другим и принимать прикосновения.
Следующим методом Т.-о. п., стоящим в стороне от рассмотренных, является метод структурной интеграции, или рольфинг, названный так по имени ее создателя, Рольф. Он представляет собой комплексный подход, направленный на осознавание тела, включающий работу над структурой тела, походкой, манерой сидеть, стилем общения. По мнению Рольф, нарушение функций человеческого организма связано не только с психическими, но и физическими факторами. Она считает, что нормально функционирующее тело человека в вертикальном положении остается прямым при минимальном расходе энергии, но под влиянием стресса оно изменяется, приспосабливаясь к воздействию последнего. В результате взаимосвязи структур всего тела напряжение в одной области оказывает компенсаторное воздействие на другие части тела. И в конечном итоге дезинтеграция костно-мышечной системы приводит к потере уравновешенного распределения веса тела и изменению его структуры, вызывает нарушение нормального функционирования организма. Метод структурной интеграции включает в себя прямые манипуляции с телом, позволяющие изменить состояние мышечных фасций, восстановить равновесие и гибкость тела. Работа с фасциями приводит к тому, что мягкие ткани суставов занимают естественное положение, суставы приобретают нормальную подвижность, а мышцы начинают сокращаться более согласованно. Основной составляющей метода является глубокий массаж с помощью пальцев, суставов пальцев и локтей, направленный на систематическое расслабление фасций в течение 10 сессий. Поскольку процедура рольфинга связана с болью и возможностью структурных повреждений тела, ее должны проводить только опытные специалисты. Рольф считает, что когда фасции расслабляются, высвобождаются ранее пережитые воспоминания. В ходе сеанса пациент может заново пережить травматическую ситуацию прошлого. Вместе с тем целью занятий является преимущественно физическая интеграция, эмоционально-поведенческие аспекты процесса не становятся предметом специального анализа.
Достигнутый эффект особенно устойчив, если индивидуум сохраняет сознание изменений, обеспеченных рольфингом, в структуре и функционировании тела. Для этой цели служит система «обеспечения структурных паттернов», включающая упражнения с позой и равновесием тела.
Многие специалисты отмечают, что рольфинг, достигая положительных сдвигов в физическом состоянии, позволяет в дальнейшем сделать более эффективными психологические методы воздействия.


Психотерапевтическая энциклопедия. - С.-Пб.: Питер . Б. Д. Карвасарский . 2000 .

Смотреть что такое "ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ" в других словарях:

    Телесно ориентированная психотерапия терапевтическая практика, позволяющая работать с проблемами и неврозами пациента через процедуры телесного контакта. Начало телесной психотерапии положил Вильгельм Райх, ученик Зигмунда Фрейда, который… … Википедия

    ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ - (англ. bodywork) направление психотерапии, в котором психологические проблемы пациентов рассматриваются в связи с особенностями функционирования их тела. Наиболее распространенные виды Т. о. п. это анализ характера (или характероанализ)… …

    Проблемно ориентированная психотерапия, разработанная в начале 80 х гг. швейцарскими психотерапевтами из Бернского университета Блазером, Хаймом, Рингером, Томменом (Blaser A., Heim E., Ringer Ch., Thommen M.), представляет собой… … Психотерапевтическая энциклопедия

    психотерапия - (от греч. psyche душа и therapeia уход, лечение) комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматически … Большая психологическая энциклопедия

Современная психология имеет весьма обширный спектр методик психотерапевтического лечения, телесно-ориентированная психотерапия является одним из них. Телесная психотерапия относится к соматической психологии, что означает излечение душевных расстройств путем воздействия на физическое тело человека.

Тело – зеркало души

Взаимосвязь тела и душевного состояния человека установлена давно, поэтому активные исследования в этой области помогают значительно расширять возможности психотерапевтического лечения. Телесно-ориентированная психотерапия выступает как самостоятельное направление в психологии, обладая при этом четкой концепцией и разнообразными практическими наработками.

Физическое состояние человека способно рассказать о его внутренних проблемах, о его психическом и эмоциональном состоянии. Тело человека отображает все его чувства, эмоции, переживания и страхи. Именно поэтому психотерапевты и психологи всего мира уделяют такое особое внимание обучению телесно-ориентированной психотерапии.

Теоретические и практические системы телесно-ориентированной психотерапии основываются на убеждении о крепкой взаимосвязи между физическим и психическим здоровьем человека. Так, психологически закрепощенный, замкнутый человек, будет закрепощен и в физическом плане. Именно поэтому, воздействуя на телесную оболочку человека можно устранить или минимизировать его психологические расстройства.

Преимущества телесной психотерапии

Главным преимуществом телесно-ориентированной психотерапии считается наличие относительно беспрепятственной возможности для доктора заниматься «врачеванием» души больного. Телесная психотерапия выступает своего рода универсальным инструментом психолога, позволяющим обнажить суть проблемы пациента при помощи способов бессознательного воздействия. Через физическую оболочку психотерапевт, используя ТОП, работает с внутренними ощущениями человека.

Несомненным плюсом использования телесно-ориентированной психотерапии является то, что в процессе лечения пациент не ощущает вербального воздействия психотерапевта.

Главные концепции ТОП

Психологи и психотерапевты всего мира выделяют следующие важные концепции телесно-ориентированной психотерапии:

  • энергия;
  • мышечная броня;
  • заземление.

Жизненно важная энергия

Энергия является важной составляющей жизнедеятельности человека. На самочувствие каждого из нас оказывает прямое влияние все, что препятствует движению энергии в любых системах организма. Некоторые психотерапевты придерживаются мнения о том, что только хорошая циркуляция жизненной энергии в теле человека способна обеспечивать отличное физическое и психическое здоровье. С этим сложно не согласиться, как правило, человек в состоянии депрессии выглядит безжизненно и вяло, что сигнализирует о низком уровне его энергетического потенциала. Одним из важных условий выхода из депрессивного состояния является правильная организация режима отдыха и питания пациента.

По мнению психологов, многие душевные расстройства пациентов вызваны изначальным невниманием к собственным чувствам и желаниям, а также неправильное или неполноценное их понимание.

Мышечная защита

Под, так называемой мышечной броней, психотерапевты владеющие основами телесно-ориентированной психотерапии, понимают состояние перманентного мышечного напряжения у человека. Другими словами, мышцы человека выступают в роли защитных щитов от воздействия эмоций и чувств.

Различные психологические травмы или события, способные вызвать расстройства психики блокируются мышцами, что приводит к изменению или подавлению человеческого восприятия. А это в свою очередь вызывает уже физическую скованность и зажатость человеческого организма.

Энергетически контакт с землей

Заземление в телесной психотерапии означает ощущение энергетической устойчивости и опоры, которая позволяет человеку находиться в стабильном психологическом состоянии. Нахождение контакта со своими чувствами и эмоциями дает возможность каждому человеку оставаться здоровым как в физическом, так и психическом плане.

Практическое применение телесной психотерапии

Все теоретические концепции телесной психотерапии имеют практические формы применения, которые состоят из ряда упражнений направленных на достижение определенных целей:

  • снятие стресса;
  • снятие хронической усталости;
  • лечение неврозов, депрессий;
  • избавление от страхов;
  • избавление от чувства неудовлетворенности и т.д.

Основные упражнения телесно-ориентированной психотерапии имеют первостепенную задачу – расслабить пациента. Благодаря упражнениям телесной терапии пациент сможет научиться расслабляться, слушать свое тело, понимать его и обрести гармонию с окружающим миром.

Как правило, практические упражнения выполняются в группах по 6-10 человек, так как для большинства упражнений требуется парная работа.

Основные упражнения ТОП

Мышечная релаксация – это упражнение представляет собой максимальную релаксацию мышц путем их максимального напряжения. Для выполнения данного упражнения требуется последовательно начинать напрягать все мышцы своего тела, начиная с головы и заканчивая ступнями. При этом напряжение каждой мышцы должно происходить путем удерживания ее в таком состоянии, а затем медленном расслаблении. Выполняя упражнение, следует максимально фокусироваться на своих ощущениях в процессе расслабления мышцы.

Упражнение «правильное дыхание» направлено на восприятие собственного тела через дыхательную функцию. Для выполнения этого упражнения нужно плотно закрыть глаза и сконцентрировать внимание на своем дыхании. В процессе упражнения можно почувствовать свежесть в процессе вдохов и тепло в процессе выдохов воздуха из легких. Далее рекомендуется пробовать дышать другими органами своего тела. То есть детально представлять себе, что дыхание происходит через макушку, грудную клетку, низ живота, ладони и т.д. На каждую часть тела следует отводить не менее 10-15 дыханий.

Развить свою «телесную осознанность» поможет следующий ряд действий:

  • проговорить вслух свои ощущения;
  • позволить на несколько минут своему телу делать то, что ему хочется;
  • найти максимально удобную для своего тела позу;
  • оставаясь в удобной позе проанализировать состояние каждой части своего тела;
  • отметить наличие напряженности и расслабить эти места.

Все способы и методы телесно ориентированной психотерапии дают ощущения полноты и уникальности жизни, целостности собственного бытия, повышают желания человека жить активной жизнью без всевозможных страхов и опасений.

Те или иные формы воздействия через тело на психику, кото­рые условно можно отнести к телесной терапии, существуют с не­запамятных времен. Вспомните пословицу «В здоровом теле -здоровый дух!» Аналогичные высказывания существуют в фольк­лоре и литературе разных народов, поэтому вряд ли кто будет ос­паривать их.

Однако, признавая единство психического и физического в че­ловеке, мы в сфере современной психотерапии чаще встречаемся лишь с однонаправленным воздействием через психику на сома-тику. Это, безусловно, важный путь, эффективно применяющийся для профилактики и лечения многих психосоматических рас­стройств и заболеваний. Однако обратный путь (воздействие че­рез соматику на психику) используется далеко не так широко и эффективно, как хотелось бы.

В какой-то мере мы сталкиваемся с этим в различных техни­ках психорегуляции, психофизических тренировок, аутотренин­га. Эти методы мы находим в сокровищницах древнетибетской медицины, системе йогов, аюрведе и пр. Происходит комплекс­ное взаимодействие: сочетание физических упражнений, специ­альных поз и типов дыхания с определенной духовно-психической работой и направленностью внимания на различ­ные внутренние и внешние объекты.

Иоганнес Шульц в своем аутотренинге применяет, говоря тер­минами И.П.Павлова, эффект условно-рефлекторного воздейст­вия слова с актуализацией мышечных ощущений (расслабления, тепла, тяжести и т.п.).

Наиболее активно путь воздействия через соматику на регуля­цию психических состояний прослеживается в прогрессивной (правильнее, хотя и реже встречается, - «прогрессирующей») мы­шечной релаксацией по Э.Джекобсону (в переводах с английско­го; он же Якобсон в переводах с немецкого). Джекобсону удалось выявить закономерности напряжения и расслабления отдельных мышечных групп и сегментов в строгом соответствии с опреде­ленными психическими состояниями. Поэтому по механизму об­ратной связи он решил (и многолетний опыт показывает правильность этого решения) целенаправленно корректировать психиче­ские состояния клиента локальным напряжением и расслаблением конкретных мышц.

Существует еще несколько более или менее удачных модифи­каций этого подхода с помощью добавления элементов лечебной физкультуры, различных видов массажа и т.п. Однако официаль­но родоначальником того психотерапевтического направления, которое получило распространение под названием телесная тера­пия, по праву считается Вильгельм Райх (1897-1957).

Ключевыми понятиями телесной терапии В. Райха явились «оргонная энергия» и «мышечный панцирь», который мешает вы­свобождению этой энергии.

В. Райх, считавшийся (и считавший себя) учеником Фрейда, пришел к заключению, что лечение от неврозов и решение многих психологических проблем клиентов могут происходить значи­тельно быстрее и без такого глубокого проникновения в психику, как это делается в классическом психоанализе. Райх считал, что для этого достаточно снять с человека мышечный панцирь неаде­кватного напряжения и тем самым освободить связанную им энергию, которая пока находится под «панцирем» и не имеет пря­мого выхода, ведет разрушительную работу в виде образования и усугубления неврозов и других психологических проблем. Более четкое (и широкое) осознание человеком телесных ощущений уже дает терапевтический эффект, снимающий многие невротические состояния и проблемы.

Райх выделял следующие основные области возникновения мы­шечного панциря: это (по нисходящей) - области глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота и таза. В соответствии с концепцией те­лесной терапии, так называемая оргонная энергия флюктуирует (перемещается) по телу параллельно позвоночнику то вниз, то вверх, а кольца мышечного панциря образуются перпендикулярно этому движению и мешают ему своими зажимами. Устранение этих зажимов, их расслабление способствует обретению человеком ком­форта и удовлетворения, в том числе и сексуального.

Райх предлагает следующие основные способы расслабления колец мышечного панциря:

С помощью глубокого дыхания, которое способствует акку­мулированию в теле оргонной энергии;

Расслабление хронических «зажимов» (колец мышечного пан­циря) с помощью физического воздействия, различных элементов массажа;

Совместный с клиентом анализ, помогающий ему осознать основные идеи телесной терапии применительно к его конкрет­ному случаю, то есть взаимосвязь беспокоящих его психических состояний с напряжением конкретных мышечных сегментов и не­обходимостью устранения этих зажимов.

Вот некоторые классические примеры применения техники устранения мышечного панциря.

Область глаз

Типичными признаками наличия мышечного панциря в облас­ти глаз считаются: неподвижность мышц лба и пустое (неживое) выражение глаз (как у ученика, который уставился в окно или да­же на преподавателя, а думает о своем).

Для устранения данного зажима клиента просят неоднократно включать мышцы лба и век посредством раскрывания глаз как можно шире, как будто вы хотите утрированно изобразить страх. Затем отрабатываются неоднократные и все более естественные и свободные движения глаз из стороны в сторону.

Область рта

Эта область мышечного панциря, который, в соответствии с пси­хоаналитической фрейдовской терминологией, Райх назвал ораль­ным сегментом, состоит из мышц подбородка, горла и затылка.

Признаком неадекватного (сигнализирующего об определен­ном неблагополучии) состояния данного сегмента являются мыш­цы челюсти (за которыми легче наблюдать). Они могут быть либо излишне напряжены, либо, напротив, слишком расслаблены. Оба признака говорят о неадекватности состояния мышечной области орального сектора.

Считается, что данная область мышечного панциря содержит в себе «закодированные» в неадекватном мышечном состоянии та­кие выражения эмоций, как гнев, крик, плач, кусания, сосания, гримасничанья и т.п.

Для освобождения от данного мышечного зажима или парадок­сального расслабления (а значит, и соответствующих им эмоций) применяются такие упражнения, как имитация плача, кусающих и даже рвотных движений, многократного произнесения звуков, за­ставляющих губы сильно напрягаться и расслабляться.

К этому добавляется и непосредственное физическое воздейст­вие на эти мышцы в виде разных элементов косметического мас­сажа, подавливания, пощипывания и растягивания.

Область шеи

В область шеи включаются глубокие мышцы шеи, а также язы­ка. Считается, что мышечный панцирь этой области как бы сдер­живает (содержит в себе в закодированном состоянии) такие эмо­циональные проявления, как плач, крик, гнев и т.п.

Так как физическое воздействие типа массажа на глубинные мышцы шеи практически невыполнимо, то в виде упражнений телесной терапии здесь применяется имитация рвотных движении, различные максимально естественные и спонтанные выкрики, сто­ны и другие обычно сдерживаемые эмоциональные выражения.

Согласно телесной терапии такие упражнения способствуют расслаблению мышц данного сегмента и соответственно устране­нию или значительному уменьшению тех эмоциональных состоя­ний, которые в них «закодированы».

Область груди

В эту область входят мышцы грудной клетки, плеч, лопаток, рук вплоть до кистей. Считается, что эта область мышечного пан­циря удерживает внешнее проявление, а значит, и разрядку таких эмоций, как страстность (хотя это слишком широкое понятие. -А. Р.), смех, гнев, печаль и др.

Так как одним из внешних признаков мышечного панциря в этой области и подавления соответствующих эмоций являются различные виды сдерживания дыхания, то и работа над снятием данного зажима начинается с дыхательных упражнений с акцен­том внимания на максимально полное расслабление мышц этого сегмента в момент полного выдоха.

Затем подключаются активные движения рук и кистей с имита­цией метких ударов, с заданием, не сдерживая своих эмоций, де­лать активные движения, как будто вы кого-то бьете, душите, что-то рвете на части.

Область диафрагмы

В эту область мышечного панциря входят мышцы диафрагмы, района солнечного сплетения, внутренние органы, а также мыш­цы нижних позвонков.

Считается, что характерным признаком наличия мышечного панциря в этой области (то есть - бессознательного защитного напряжения) является прогнутость позвоночника вперед, кото­рую отчетливо видно, когда клиент лежит на спине на кушетке и у него между спиной и кушеткой остается четко выраженный промежуток.

Другой признак наличия зажима в этой области - свидетельст­во клиента о том, что выдох дается труднее, чем вдох.

Райх утверждал, что мышечный панцирь в этой области удер­живает (и, соответственно, накапливает) проявление сильного гнева.

В качестве упражнений по устранению зажимов данного сег­мента сначала применяются различные вышеупомянутые виды целенаправленного расслабления, массажа и т.п. для освобожде­ния от панциря первых четырех основных областей локализации мышечного панциря: глаз, рта, шеи, груди.

И лишь после этого (сверху - вниз, а затем - вглубь) перейти к работе над панцирем, сдерживающим расслабление мышц диа­фрагмы и разрядку закодированных в этом панцире и неотреагированных эмоций.

Это осуществляется кропотливой и нередко длительной рабо­той над специальными дыхательными упражнениями и имитацией рвотного рефлекса. (Практика телесной терапии показывает, что клиенты с крепким мышечным панцирем в области диафрагмы в большинстве случаев не могут вызвать реальную рвоту, даже если это необходимо, например при отравлении.)

Область живота

В эту область, типичную для образования мышечного панциря, входят главным образом широкие мышцы живота и мышцы спи­ны. Считается, что панцирь (зажимы) поясничных мышц удержи­вает в себе (но отнюдь не устраняет) проявление страха. Причем не страха вообще, а страха нападения, как прямого физического, так и косвенного: психологического, посягательства на права, свободу личности, собственность и т.п.

(Разумеется, здесь, как и в обсуждении эмоций, сдерживаемых различными областями мышечных панцирей, Райх, как психоана­литик, имеет в виду главным образом неосознаваемые клиентом эмоции, хотя на мой взгляд возможны комбинации «частично осознанных - частично неосознанных». - А. Р .)

По мнению «телесных психотерапевтов», мышечный пан­цирь на боковых мышцах талии ассоциируется с подавлением злости, неприязни и... «боязнью щекотки». Практика показы­вает, что устранение зажимов в области мышц живота не зани­мает длительного времени при условии, если уже проведена работа по раскрепощению панциря (по направлению сверху вниз) во всех предыдущих областях накопления психомышеч­ных напряжений.

Область таза

Последняя из основных выделенных Райхом областей, типич­ных для образования мышечного панциря, это - область мышц таза. Обычно этот панцирь захватывает одновременно и мышцы нижних конечностей.

Показателем крепости мышечного панциря в этой области считается некоторое выпячивание таза назад, которое тем боль­ше, чем крепче мышечные зажимы.

В этих случаях, как правило, отмечается определенная болезнен­ность и напряженность ягодичных мышц. Говоря словами Райха, такой таз «ригиден (неподвержен естественной динамике вариаций мышечного тонуса. - А. Р .), «мертвый» и бессексуальный».

Считается что мышечный панцирь в области таза характеризу­ет (и в свою очередь усиливает) подавление тенденций к проявле­нию естественной, потребности в получении удовольствия и спон­танного выражения гнева.

Будучи хотя и непоследовательным, но безусловным по своей сути психоаналитиком-фрейдистом, Райх исходил из того, что мышечный панцирь всегда возникает от возбуждения или тре­вожности, вызванных подавлением стремлений к получению сек­суального удовольствия.

Из этого подхода вытекает, что освобождение от гнета невоз­можности удовлетворения этого основного (по Фрейду) инстинк­та может быть осуществлено целенаправленной разрядкой гнева и других сильных, но сдерживаемых эмоций именно в тазовой об­ласти путем полного расслабления закрепощенных мышц (или одновременно с этим).

Физически процедура такой разрядки выглядит довольно при­митивно, но, по утверждению практиков телесной терапии и их клиентов, часто приносит быстрый и необходимый эффект.

Это упражнение, направленное на полное расслабление тазо­вых мышц, заключается в том, что клиент, лежа на кушетке, неод­нократно предельно напрягает мышцы таза, а затем резко рас­слабляет их, яростно лягая ногами и ударяя тазом о кушетку.

«Телесные психотерапевты» и многие их клиенты утверждают, что по мере обретения навыков освобождения от ранее неосозна­ваемых телесных напряжений, а затем и полного освобождения от мышечной брони у людей не только возникает чувство внутренней раскрепощенности и свободы, но принципиально меняется жизне­ощущение, а соответственно с этим и весь их жизненный стиль.

Ранее закрепощенная энергия высвобождается для ее полезно­го или приятного применения, пробуждая дремавшие способно­сти и расширяя круг жизненных интересов. Люди перестают об­манывать себя на счет своих истинных чувств и эмоций и начина­ют жить реальной жизнью с ее глубокими и искренними естест­венными переживаниями и их проявлениями, что и является при­знаком их психического оздоровления.

Некоторые другие направления телесной терапии

Идеи и методы Райха, несмотря на их спорность (а во многом и благодаря его трудному скандально-демонстративному харак­теру), после многочисленных нападок, серьезной и несерьезной критики и осмеяния, породили целый ряд довольно интересных направлений развития. Это развитие продолжается и в настоя­щее время.

Среди наиболее известных современных (или по крайней мере «послерайховских») направлений телесной психотерапии можно отметить:

Биоэнергетическую телесную терапию Александра Лоуэна;

Метод Фельденкрайса;

Метод Александера;

Рольфинг (или структурную интеграцию);

Первичную терапию Артура Янова;

Терапию, ориентированную на «чувственное осознавание»;

Восточные методы телесной психотерапии.

Почти каждое из этих направлений и техник применяется не только в индивидуальном виде, но и в так называемой групповой телесной психотерапии, получающей все большую популярность.

В определенном смысле к методам телесной психотерапии могут быть отнесены и многие элементы хатха-йоги, тай-цзи-цуань, айкидо и других восточных практически ориентированных учений и школ.

Биоэнергетическая терапия Александра Лоуэна

Основные элементы этого вида терапии:

Различные типы дыхания (в основном - глубокого);

Специальные статические позы с общим и локальным напря­жением различных мышечных групп тела для определения и осо­знания мест зажимов энергетических потоков, а так же для после­дующего ослабления и снятия мышечного панциря;

Специально подобранные словесные формулы, которые после условно-рефлекторного закрепления могут существенно усили­вать эффект физического воздействия при расслаблении конкрет­ных мышечных групп и высвобождения энергии.

Метод Фельденкрайса

Сущность этого метода заключается в последовательном осоз­нании неэффективных физических привычек, определении неадек­ватно напрягаемых мышечных групп и избыточных статических или динамических усилий при стоянии, бытовых и профессио­нальных движениях.

Далее следуют упражнения по освобождению этих мышечных групп от статического хронического напряжения (мышечного пан­циря) и минимизации динамических усилий до уровня, необходи­мого для эффективной реализации нужных движений. (По существу это близко к идее активной релаксации (АР), хотя АР понимается, разумеется, значительно шире и комплекснее.) Этот метод позволя­ет модифицировать или сформировать лучшие «телесные привыч­ки» (позы и навыки), восстановить естественную свободу, коорди­нацию и красоту движений, расширить самоосознание и развить свои возможности, повысить уверенность в себе и самооценку.

Метод Александера

Этот метод тоже направлен на выявление недостаточно эффек­тивных привычных поз и их совершенствование, что помогает вос­становить и усовершенствовать естественную, наиболее экономич­ную и эффективную по затратам нервно-мышечную энергию.

В результате соответствующих упражнений у клиента появля­ется ощущение так называемой «кинестетической легкости» -свободы и ненапряженности, которая постепенно (путем упраж­нений и положительных закреплений каждого успеха) распро­страняется и на все его другие, бытовые и профессиональные, двигательные действия.

Рольфинг

Этот метод получил свое название от имени его автора - Иды Рольф. Она характеризует ее как структурную интеграцию.

С технической точки зрения основу этого метода составляет глубокий массаж, который осуществляется не только с помощью пальцев, но и суставов пальцев и даже локтей с целью максималь­но глубокой проработки мышц и суставов, которые, по мнению терапевта, нуждаются в коррекции («выпрямлении» и раскрепо­щении мышечных зажимов). Но эта часть, несмотря на важность и необходимую квалифицированность ее выполнения, играет, по И.Рольф, подсобную роль.

Через формирование «правильного» тела и осознание этой «правильности» клиентом у него формируется и «правильный» психологический образ себя самого, что помогает освобождению от комплексов, осознанию и раскрытию истинного собственного Я , высвобождению и наиболее эффективному использованию ра­нее закрепощенной энергии на пути самореализации.

Первичная терапия Артура Янова

Сущность метода состоит в «организации» переживания кли­ентом так называемой первичной боли, которая, по утверждению А. Янова, заложена в каждом человеке, главным образом, психо­травмами на этапе раннего детства (здесь он близок к З.Фрейду), но вытеснена настолько глубоко в подсознание, что не осознается «в чистом виде», а проявляет себя в виде различных неврозов, фрустраций и неадекватных поведенческих реакций.

Специалисты считают, что основными авторскими достиже­ниями А. Янова являются разработанные и усовершенствованные им и его последователями методики, позволяющие достаточно эффективно концентрировать внимание и усилия клиента на вос­становлении (перевод из подсознания в сознание), а затем и ими­тационном воспроизведении ранних детских психотравмирующих воспоминаний.

Эти воспоминания часто оказываются чрезвычайно трудны и болезненны для их осознания и воспроизведения, однако, по мне­нию психотерапевтов этой школы (и вполне в соответствии со взглядами З.Фрейда), являются необходимым условием освобож­дения от «первичной боли» и порожденных ею неврозов и психо­логических проблем.

Чтобы дать выход заблокированной энергии скрытого эмо­ционального напряжения, клиенту помогают преодолеть смуще­ние и с максимальной интенсивностью осуществлять спонтан­ную разрядку эмоций в виде криков, ругательств, импульсив­ных агрессивных (безопасных для других и самого клиента) движений.

Терапия, ориентированная на чувственное осознание

Цель этого вида терапии - помочь клиенту осознать (сначала последовательно, а затем и одновременно комплексно) свои те­лесные ощущения и чувства (эмоции, потребности, желания, ожи­дания). Считается, что это поможет восстановить не только в па­мяти, но и в ощущениях свое истинное Я , свои врожденные задат­ки и способности, которые оказались нереализованными, так как были подавлены формализованной (недостаточно индивидуали­зированной) системой воспитания и обучения.

Упражнения данного метода состоят в оказании помощи кли­енту научиться отличать свои собственные чувства и ощущения от навязанных ему на жизненном пути шаблонов и штампов.

Упражнения широко используют элементы медитации, кото­рые помогают освободить сознание от суеты и зацикленности, мешающих самоосознанию (и соответственно - самореализации) своего истинного Я .

При правильном систематическом повторении медитативных упражнений возникает и стабилизируется чувство внутреннего покоя, снижается излишняя психо-мышечная напряженность, воз­никает ощущение единства и гармонии с окружающим миром, лучше осознаются свои истинные (а не «зашлакированные» суе­той) самоощущения, чувства и желания.

За счет разблокирования одновременно хронически зажатых мышечных сегментов и ненужных барьеров сознания высвобожда­ется энергия. Эта энергия в дальнейшем может быть направлена на более эффективную самореализацию или на прекращение скрытого разрушительного действия на психику и соматику клиента.

Восточные методы и элементы телесной терапии

Разумеется, речь идет лишь об отдельных элементах техники из восточной телесной терапии, так как углубленное изучение восточных методов психотерапии требует специального рассмотре­ния в непрерывном единстве с философией Востока.

Некоторые восточные методы и техники психофизического со­вершенствования имеют двойную связь с телесной психотерапией. С одной стороны, они сами или по крайней мере многие их эле­менты могут рассматриваться как виды телесной терапии. С дру­гой стороны, различные западные направления телесной терапии в настоящее время используют различные элементы восточных практических учений, гимнастики и единоборств.

В целом надо сказать, что во взаимосвязи восточных методов и традиционной телесной терапии множество различных комбина­ций, уже «отлаженных» техник, здесь заложено богатство пер­спектив использования.

Для тех, кто хотел бы более глубоко вникнуть в эту проблема­тику, отметим основные, на наш взгляд, направления.

Хатха-йога

Хатха-йога - одно из наиболее распространенных на Западе направлений (а точнее - частей) системы йогов. Это направление акцентирует внимание на очищении путем принятия и удержания специальных поз (асан). Согласно хатхе-йоге это приводит к вы­свобождению закрепощенных в организме различных видов жиз­ненной энергии. Основная цель упражнений - очищение и усиле­ние тела как носителя различных витальных энергий.

Тай-цзи-цуань

Если хатха-йога направлена на высвобождение энергии, то тай-цзи-цуань способствует повышению энергетического потен­циала (ци). Если в хатхе-йоге преобладают статические позы, то в тай-цзи-цуань используются традиционные медленные движения, напоминающие плавание в воздухе.

Естественно, предполагается комбинация элементов и упраж­нений этих двух школ, что и делается рядом западных «телесных терапевтов», которые в отличие от восточных учителей обычно являются приверженцами какого-то одного стиля и не обязаны отстаивать преимущество своей школы перед другой.

Айкидо

Это древнее практическое учение стало в настоящее время по­пулярно не только на Востоке, но и на Западе. Во всем мире рас­пространены и распространяются многочисленные секции айки-до, главным образом как вида спорта и самообороны.

К сожалению, это поистине глубокое древнее учение (а по мне­нию многих - и искусство) таким подходом упрощается до набора физических упражнений и приемов (впрочем, так же как хатха-йога, карате и др.), тогда как в истинном айкидо физические упражнения решают вспомогательную задачу духовного совершенствования, гармонизации отношений человека с самим собой (снятие внутрен­них противоречий), с другими и со всей Вселенной.

Реже в западном обществе (в отличие от Востока) элементы ай­кидо используются как лечебная и оздоровительная физическая культура, которой могут успешно заниматься лица разного возрас­та и состояния здоровья, используя оптимальные для каждого виды движений и уровень их интенсивности. Но в таком случае возмож­ности духовного совершенствования, а значит и психотерапевтиче­ского воздействия, используются крайне неэффективно.

Чтобы эффективно использовать возможности айкидо, надо осознавать, что это прежде всего духовное направление, предпо­лагающее гармонию духа и тела. Айкидо - это словосочетание, ставшее единым словом, но сохранившее смысл составляющих его частей: aй,ки, до.

Ай переводится как единство (гармония).

Ки - жизненная энергия.

До - путь достижения этого единства со Вселенной, раскрытия и повышения жизненной энергии.

При телесной терапии здесь так же, как и в тай-цзи-цуань, применяются плавные текучие движения, которые способствуют перетеканию и высвобождению энергии и слиянию с окружаю­щим миром. Резкие движения рвут эту целостность и гармонию.

Упражнения айкидо проводятся как индивидуально, так и с партнерами. При этом для стиля айкидо (как единоборства) ха­рактерно не сопротивление, а использование инерции собствен­ного движения соперника против него же самого (что напоминает большинство приемов дзю-до).

В лечебно-оздоровительной гимнастике айкидо с партнером так­же используется принцип несопротивления, но уже не для победы над противником, а для гармонизации, слияния усилий партнеров, отчего (по айкидо) возрастает энергетический потенциал каждого.

Вопросы для самопроверки

1. Назовите основные положения телесно ориентированной терапии В. Райха.

2. Что такое мышечный панцирь?

3 Перечислите основные зоны мышечного панциря по В. Райху.

4. С какими подавленными эмоциями связаны мышечные панцири?

5. Какие упражнения предлагает В.Райх для освобождения от мышечного панциря в разных зонах?

6. Какие еще виды телесно ориентированной психотерапии вы знаете?

Предлагаемые упражнения позволяют прочувствовать свое тело, осознать степень его напряжения, гармонизируют пси­хофизические функции.

Упражнение «Волна»

а) «Волна» рукой

Исходное положение - стоя, руки свободно свисают вдоль тела. Поднять правую руку до уровня плеча вбок и зафиксиро­вать в этом положении: кисть, локоть и плечо относительно рас­слаблены и чуть опущены. Перенести внимание на кончики пальцев руки и, начиная движение с первых фаланг пальцев, пытаться «проскользнуть», «поднырнуть» в пространстве, по­переменно эадействуя все суставы кисти. Сформировавшаяся волна кистью выталкивает локоть наружу вверх и, продолжая свое развитие, немного приподнимает и подает вперед плечо. На этом развитие волны заканчивается. Для того чтобы напра­вить «волну» назад, следует выполнить в обратном порядке дви­жения: «отпустить», расслабить плечо, изменение положения которого автоматически вызывает опускание локтя и обратную «волну» в кисти. Рука приходит в первоначальную позицию. То же проделать с другой рукой.

б) «Полная волна»

Для реализации «полной волны» - двумя руками - необ­ходимо освоить упражнение, называемое «коромысло». Для этого поочередно поднимается одно плечо при од­новременном синхронном опускании другого; движение воз­никает посредством передачи волнового импульса из одной руки в другую. В результате «полная волна» выглядит следу­ющим образом: одной рукой от кисти до плеча мы пускаем «прямую волну», другой, получившей энергию движения от первой, - «обратную». Это можно представить так, как будто по руке катится шарик, то поднимаясь, то опускаясь на сги­бах в суставах.

Упражнение «Шаг Чарли Чаплина»

Непревзойденный мастер трюка Чарли Чаплин оставил свой след и в пантомиме.

Техника исполнения шага предполагает активное включение в работу тазобедренных суставов. Движение начинается с им­пульса, исходящего от бедра, с перемещением ноги через «вол­новую» форму в диагональном направлении по отношению к линии шага. При этом корпус остается в одном центральном положении, сбалансирование удерживаемом при перемещении ног.

Упражнение «Шаг 2»

Техника исполнения шага представляет собой поперемен­ную фиксацию стопой точки опоры на носке (подъеме) и пят­ке. Итак, Вы стоите, например, полностью на правой стопе, с фиксацией подъема левой. Перенеся центр тяжести на левую ногу. Вы опускаете ее на пятку и одновременно поднимаете пра­вую ногу на подъем. Далее Вы одновременно ставите правую ногу на пятку и поднимаете левую стопу на полупальцы. Те­перь вниз опускается левая стопа и параллельно с этим правая, возвращаясь в шестую позицию, выходит на «подъем», на по­лупальцы. Шаг правой ногой завершен. Шаг левой ногой со­вершается в том же порядке. Правая стопа опускается на пятку, в то время как левая выходит на подъем. Теперь, при сохране­нии веса на правой ноге, выносим вперед (вбок, назад) левую ногу на пятку с одновременным переходом правой стопы на подъем. И на третьем этапе возвращаем правую пятку на пол с параллельным перемещением левой ноги в шестую позицию и фиксацией ее на подъеме. Далее прием повторяется в том же порядке.

Упражнение «Голый человек на голой сцене»

Главной целью педагогической деятельности Э. Декру было научить актера передавать свое состояние при использовании минимума театральных средств. «Голый» человек в одной на­бедренной повязке открыт, уязвим для критики. Внутреннее спокойствие, осознанность тела и открытость к общению со зрителем - залог его успешного выступления.

Реципиенту закрывают лицо и задают ситуативную тему, он пытается одним движением, жестом выразить свое отношение к событию. У каждого человека существуют свои «слабые мес­та». В одной области отношений он чувствует себя уютно, сво­бодно и ответ подыскивает быстро, бессознательно находя оп­тимальное для данной ситуации движение. При правильном решении движения просты, естественны, самодостаточны. В данном случае можно говорить о том, что индивидуум имеет достаточно знаний, чтобы продуктивно отреагировать на пред­лагаемую тему. В другой области отношений его действия но­сят неопределенный, не до конца осознанный характер.

Тестовое задание включает в себя отреагирование через дви­жение на следующие темы: «свобода», «защита», «знакомство», «страх», «Я», «сила».

Упражнение «Подиум»

В процессе выполнения упражнения предлагаются различ­ные способы самовыражения:

Пройти естественно, так, как присуще человеку в жизни;

Представить в движении зрителям изящество и красоту сво­его тела;

Показать стиль, манеру движения, неестественную для дан­ной личности;

Продемонстрировать свободу обхождения с вещами, исполь­зуемыми в качестве костюма и бижутерии и подчер­кивающими особенности индивидуальности - прием «возле зеркала»;

Выбрать один из предлагаемых стилей движения («во­сточный», «испанский», «немецкий», «американский», «рус­ский», «итальянский» и т. д.) и попробовать в нем просуще­ствовать во взаимодействии с партнером.

Упражнение «Броуновское движение»

Уникальность этого упражнения заключается в том, что в те­чение короткого отрезка времени действительно можно снять излишнее мышечное напряжение, обрести свободу и раскован­ность движений. Участники группы становятся в круг и начина­ют вначале медленно, а затем во все убыстряющемся темпе дви­гаться навстречу друг другу, стараясь избежать столкновения. Доходя до границ круга, они разворачиваются и выполняют дви­жение по обратной траектории. Задание имеет несколько уров­ней сложности: на первом этапе перемещение осуществляется с открытыми глазами лицом друг к другу. Постепенно скорость увеличивается и доходит до бега, в работу вовлекаются руки, ко­торые помогают играющим лавировать. На втором этапе заня­тий участники движутся спиной друг к другу, изредка используя поворот головы для ориентации в пространстве. На третьем - движение по траектории совершается в процессе вращения. На четвертом - все предыдущие задания выполняются с закрыты­ми глазами. Для безопасности перемещения руки участников группы чуть выдвинуты вперед на уровне груди. Движение с закрытыми глазами осуществляется в малых группах по 3-5 чело­век. Выбор характера движения определяет ведущий, наблюдая за эффективностью работы группы и корректируя ошибки каж­дого из участников. Наработка навыка перемещения в хаотич­ной, неопределенной, постоянно меняющейся обстановке про­изводится в течение ряда занятий. Внимание ведущего должно быть сконцентрировано в первую очередь на безопасности дви­жения участников группы.

Упражнение «Неваляшка»

Упражнение, подобное представленному, часто применяет­ся на психотерапевтических тренингах личностного роста (уп­ражнение «Свеча»).

Ниже приведены два варианта упражнения, несколько от­личные от «классического» исполнения «Свечи». В «Свече» все выстраиваются по кругу, в то время как ведущий (жестко, на прямых ногах) занимает место в центре. Участники группы тол­кают его из стороны в сторону.

В «Неваляшке» ведущий стоит не на прямых ногах, а в сво­бодной, раскованной позе, с чуть согнутыми коленями. Во вре­мя толкания он свободно «перелетает» из одной стороны в дру­гую. Если в первом варианте тело ведущего жесткое и напря­женное, то во втором - легкое и мягкое. В первом варианте уча­стникам круга приходится проделывать тяжелую работу - ловить, поднимать и толкать тяжелое, напряженное тело. Во втором их задача намного проще - следует только подтолкнуть свободно летящего партнера в определенном направлении. В данном подходе мы получаем объективную информацию о сте­пени напряжения тела ведущего, об уровне и характере его стра­хов, о свободе перемещения его ног, а следовательно, и о степе­ни его доверия к толкающим. С другой стороны, ведущий не­посредственно ощущает характер касания со стороны каждого участника группы. Кто-то делает это спокойно и по-доброму, кто-то судорожно и агрессивно. После прохождения всеми чле­нами коллектива испытания «на доверие» мы обсуждаем впе­чатления о переживаниях как ведущего, так и участников кру­га. Особое внимание ведущий акцентирует на характере передвижения ног. Ноги жесткие, тяжелые свидетельствуют о на­пряжении, страхе и недоверии ведущего к своим возможнос­тям и к окружающим. В процессе выполнения упражнения уда­ется частично либо полностью снять излишнее телесное напря­жение, страх падения и контакта.

Упражнение «Полифония»

Один из участников группы, закрыв глаза, садится или ло­жится в круг. Партнеры поочередно и все вместе, одновремен­но касаются его тела. Постепенно количество и скорость кон­тактов увеличивается. Упражнение заканчивается поглажива­нием.

Участники обсуждают свои ощущения от прикосновений, эмоции, переживаемые ими во время телесного общения.

Упражнение «Маятник»

В группе из четырех человек один из участников становит­ся спиной к партнерам. Товарищи располагают на его спине и голове (в затылочной части) руки так, чтобы водящий мог спо­койно на них опереться. Начиная с небольшой амплитуды дви­жения, спиной назад, водящий, полностью доверяя себя кол­легам, «падает» на руки, постепенно опускаясь до пола.

Перед выполнением упражнения ведущий обучает участни­ков принципам и техникам правильной поддержки и контро­лирует деятельность каждого из участников. В случае если ре­ципиент плохо чувствует контакт с партнерами, не контролирует свои движения и/или излишне нервничает, он не допускается к упражнению.

Упражнение «Моечная машина»

Все участники становятся в две шеренги лицом дуг к другу. Первый человек - «машина», последний - «сушилка». Ма­шина проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, потирают бережно и аккуратно. Сушилка должна его «высу­шить» - обнять. Прошедший «мойку» становится сушилкой, с начала шеренги идет следующая машина.

Упражнение «Аукцион скульптур»

Работа в парах. Лучше, если партнеры в парах меняются. Один из партнеров выполняет роль «скульптора», другой - «ма­териала». Скульптор «лепит» скульптуру молча, используя толь­ко руки. Скульптура запоминает окончательный вариант рабо­ты, чтобы потом продемонстрировать ее. Затем партнеры ме­няются ролями. Идет демонстрация скульптур, каждой дает­ся название.

Рефлексия. Ответить на вопросы:

«Податлив» ли «материал»?

Каков характер прикосновений скульптора?

Обратить внимание на субъективность восприятия скульп­тур: какое ощущение рождается от того или иного положе­ния тела?

Слушается ли нас наше тело?

Не возникает ли ощущение, что тело живет самостоятельно?

Гиппиус С. Гимнастики чувств. Тренинг творческой психотехники:

Учеб.-метод, пособие к урокам актерского мастерства. М.-Л., 1967.

Никитин В. Н. Психология телесного сознания. М., 1998. Новицкая Л. П. Уроки вдохновения: Система К. С. Станиславского в дей­ствии. М., 19 S 4.