Главная · Болезни кишечника · Польза чтения детям на ночь. Чтение сказок на ночь - нужно ли это ребенку? Чтение детям на ночь польза или вред

Польза чтения детям на ночь. Чтение сказок на ночь - нужно ли это ребенку? Чтение детям на ночь польза или вред


Старая добрая привычка чтения перед сном постепенно сходит на нет. Многие просто не в силах отказать себе в том, чтобы лишний раз пролистать новостную ленту соцсетей, а еще лучше – посмотреть интересные видео прямо в кровати. Что ж, пора возрождать старые привычки! Мы собрали убедительные аргументы в пользу чтения перед сном. А в конце, глядя правде в глаза, расскажем и о минусах.

Новый мир, креативность и концентрация

Вспомните свои детские годы: наверняка кто-то из близких читал вам перед сном сказки, читал стихи, рассказы… Детки засыпают намного быстрее под голос родного человека, да еще и под рассказ о дальних странах, принцах и принцессах. Конечно, взрослый человек вряд ли станет читать детские книжки перед сном, да еще и вслух. Но все же, ощущение безмятежности и спокойствия родом из детства сохраняются в нашей памяти и помогают настроиться на сон.

Погружение в события из другой реальности, в чужие мысли и переживания помогают отвлечься от своих дел. Таким образом вы даете мозгу отдохнуть и на время сбросить с себя груз забот, который часто вызывает бессонницу.

Кстати, если вы давно работаете над проектом или не можете решить какую-то задачу, то чтение перед сном – еще один способ мысленно переключиться и отдохнуть. Доказано, что именно тогда, когда вы отвлекаетесь и оставляете свою задачу позади, приходят самые неожиданные решения.

Зачем читать в кровати?

А в чем польза чтения именно в кровати, когда вы уже сделали все запланированное на день, побывали в душе, надели пижаму и взяли книгу в руки? Именно эти обстоятельства и помогают вам эффективнее концентрироваться на чем-то одном – книге.

Утром и днем вы отвлекаетесь на телефонные звонки, оповещения мессенджеров, разговоры домашних, телевизор, звуки за окном. Но ночью, лежа в кровати какое-то время до сна, вы ощущаете некую оторванность от мира, и отвлекающие факторы стремятся к нулю. Так ваш мозг постепенно, день за днем, упражняется в концентрации внимания.

Не навреди!

Вред чтения перед сном тоже существует. Но будет он или нет, зависит целиком от вас. Вот что уж точно не пойдет вам на пользу и не поможет уснуть:
  • чтение в положении лежа, а не полусидя;
  • чтение с электронных устройств в полной темноте, без других источников света;
  • чтение с бумажной книги при тусклом, а не направленном свете;
  • чтение остросюжетных книг (триллеры, ужасы, боевики), которые вызывают бессонницу;
  • чтение сложной научной литературы, которая заставляет мозг работать так же активно, как и днем.

Какие книги читать перед сном?

А вот книги каких жанров читать перед сном, каждый выбирает сам. Кому-то интересны романы-приключения, кому-то научная фантастика, детективы, а многие любят и романтические новеллы. Единственное условие здесь в том, чтобы книга вам нравилась и вызывала положительное, а не тяжелое послевкусие.

Доброе утро мамочки МК!

Сегодня хотелось бы коснуться такой важной темы, как чтение сказок на ночь .Для меня это крайне важный каждовечерний ритуал, который мы с доченькой соблюдаем уже больше полутора лет (начали мы с 2х лет).

Сейчас, родителей, которые читают детям перед сном, можно встретить намного реже, чем во времена, когда мы сами были детьми. Современным родителям проще поставить ребенку мультфильм и успокаивать себя тем, что он не простой, а развивающий и пользы от него куда больше, чем от книги.

Но это не совсем верное утверждение! Ведь даже учеными доказано, что книги, которые прочитаны в спокойной обстановке, гораздо лучше развивают, расширяют кругозор, стимулируют мышление и воображение, чем дорогущие новомодные игрушки и самые популярные мультфильмы.

Вот что по этому поводу говорят специалисты: «В домашнем чтении наибольшее значение имеет воображение, преобразующее слова в зрительные, звуковые образы и обеспечивающее творческий характер чтения. Воображение дает толчок к работе и развитию всех других свойств сознания - мышлению, чувствам, эмоциям, воле, памяти.

Кроме интеллектуального и психологического обогащения при добром чтении происходит обогащение духовное. Чтение переносит центр жизненного интереса от себя - на других, побуждает думать о других, как о самом себе, понимать других, а вместе с ними - и самого себя. Детская классическая литература тем самым «кодирует» человека на добро, формирует высокие нравственные идеалы».

Другими словами мы не просто читаем ребенку сказки, а формируем его духовный мир, способствуем развитию «чувства прекрасного», развиваем душевные качества. И все это происходит благодаря «простому» чтению.

Почему лучше всего выбирать вечернее время для прочтения сказок? Согласитесь, что в течении дня мы крайне редко можем выделить время для полноценного общения с ребенком. Подчеркиваю - именно полноценного . Умыть, одеть, покормить, присмотреть и т.д. - это, неоспоримо, проявление внимания и наша обязанность, как родителей, но насколько это совместимо с общением?! Те фразы, которые обычно произносятся при этом нельзя считать достаточным общением, ведь наше внимание в течении дня распыляется на многие вещи, а думать мы можем вообще о чем-то постороннем.

В вечернее время, когда домашние хлопоты и рабочие обязанности уже позади, можно расслабиться и полностью сосредоточиться на ребенке. Дети крайне чувствительны. Они очень чутко чувствуют, когда мама или папа полностью фокусируются на них, а когда обращают внимание по необходимости.

Читать вслух лучше всего в привычной для ребенка обстановке, где вас никто не сможет побеспокоить, не торопясь и не отвлекаясь, при мягком вечернем освещении. Это способствует более тесному контакту и эмоциональной связи. Ребенок будет чувствовать себя защищено и спокойно.

К тому же в вечернее время, перед сном, прочитанное будет усваиваться активнее и откладываться в памяти. Не зря же мы в школьные года учили стихи и готовились к контрольным перед сном (а были и такие, кто клал под подушку учебник, надеясь, что так лучше запомнится).

Под чтение ребенок быстрее засыпает и гораздо спокойнее спит, чем после просмотра телевизора. По личному опыту скажу, что это 100% правда. Не зря специалисты советуют за 2 часа до сна ограничивать просмотр телевизора, а за час до сна вообще его исключить.

Какую литературу лучше всего подбирать для вечернего чтения?

Для развития памяти очень полезны сказки для детей, в которых есть повторы. А для развития чувства ритма нужно читать стихи. Чтением перед сном рифмованных произведений вы можете заменить колыбельные, если малыш протестует против вашего пения.

Литература для двух- и трехлеток - это короткие истории, описанные простыми предложениями, с рифмами и повторами.Сказкотерапевты утверждают, что обязательными в памяти детей должны быть укоренены четыре сказки: Курочка Ряба, Репка, Колобок и Теремок. Остальные тоже хорошо, но эти - пренепременно. Желательно, чтобы народные сказки были в оригинальном варианте.

Когда стоит начинать?

Читать вслух можно начинать даже грудному ребенку. Для него подойдут книжки с детскими потешками и колыбельными. Пусть малыш пока ничего не понимает, но он уже способен радоваться привычной речи, видеть маму, выражение ее лица, слышать ее голос. Этот глубинный эмоциональный контакт - залог взаимопонимания родителей и ребенка на долгие годы.

Ближе к году ребенок, уже может держать в руках книгу, рассматривать картинки.

С 2х лет ребенок начинает усваивать суть сказок, может проследить за повествованием.

С 3х лет с ребенком уже смело можно обсуждать прочитанную сказку, поведение главных героев, интересоваться его мнением и пониманием прочитанного.


Некоторые психологи считают, что детские истории должны заканчиваться хорошо. Счастливый конец подтверждает ребенку незыблемость и надежность окружающего мира, в то время как несчастливый порождает сомнения и страхи. Но в то же время стоит поз накомить ребенка и со злом и его проявлением. На примерах историй из «страшных» сказок, прочитанных в соответствующем возрасте можно прививать правильные нормы поведения.

Еще один аспект: из сказок ребенок усваивает модели поведения, с которыми он еще не встречался в жизни. И по сказкам учится.

По ходу прочтения ребенок задает множество вопросов, постигает смысл услышанного. Чем старше становится малыш, тем больше он получает информации, быстрее расширяется его словарный запас. Объяснение неизвестных слов, пояснение поступков сказочных героев, обсуждение происходящих событий - все это плавно переходит в копилку знаний маленького человечка. Ребенок берет себе на вооружение все то, о чем рассказывают сказки, а затем применяет это в реальной жизни. И эти знания защищают малыша от стрессов и разочарований.


Поэтому давайте не будем забывать о столь простом и милом ритуале, как прочтение сказки на ночь. Ради наших детишек и их счастливого и уверенного будущего давайте читать им книжки каждый вечер!

А как вы относитесь к чтению на ночь? Удается ли вам придерживаться этого ритуала? С какого возраста начали? Какие книжки выбираете именно для вечернего чтения?

Ваша книголюбительница и книгочитательница

Лена

Эх, я в этом деле пролетела, не прижилось у нас чтение на ночь почему-то. Упустила момент ☹ Сейчас читаем книжки больше в выходные, часто учим разные стихи. Надеюсь, когда дочка научится читать, ей передастся моя любовь к чтению - по-крайней мере буду способствовать этому.

Консультация для родителей "Чтение на ночь - польза или вред"

Описание: статья предназначена для педагогов ДОУ, учителей начальных классов и родителей. Может быть использована в качестве консультации для родителей.
Цель данной статьи - помочь формировать у детей интерес к чтению.

Чтение на ночь - польза или вред

Обучение чтению – одна из главных и сложных задач в начальной школе. Несмотря на то, что многие дети приходят в первый класс не только зная буквы, но и умея складывать их в слоги, обучение чтению остается сложным процессом. И если на первом (букварном) этапе важно научить ребенка переводить звуковую форму слова на основе его графической модели, то на следующем этапе важным становится осмысление предложения (а в дальнейшем – текста).
Мы все знаем, что основы культуры чтения закладываются в самом раннем возрасте семьей - самыми близкими и значимыми для ребенка людьми.

Читая малышу, мы приобщаем его к миру книг, расширяем его горизонт. Сначала его привлекают красочные картинки, затем он начинает прислушиваться к чтению. Очень немногие дети в возрасте до 1,5 лет способны удержать внимание больше 5-10 минут. Но это совсем не значит, что в этом возрасте ребенка невозможно заинтересовать чтением. Самое главное для него сейчас – это мамин голос, ее интонации. Своим отношением к книге мы закладываем в ребенке заинтересованность. В семье где нет книг или родители не читают сами очень сложно вырастить книголюба.
Многие родители читают перед сном своим детям. Как правило, такое чтение призвано успокоить и расслабить ребенка. Когда же малыш заинтересовавшись начинает задавать вопросы, родители просят его лежать спокойно и слушать, что равносильно просьбе заснуть.
Но чтение призвано решать другие задачи! Обучая чтению в школе, педагог активирует творческий потенциал ребенка. Чтение должно быть интересным и нужным (полезным). Во время чтения вопросы просто необходимы. Они раскрывают значение непонятных слов или моментов. Ребенок учится интонировать. Ведь одно и то же предложение можно произнести по-разному. Задавая вопросы, дети познают мир. Родители же просто не дают задавать вопросы, не происходит обсуждение заинтересовавшего момента. Таким образом не только гасится заинтересованность ребенка, но и формируется условный рефлекс – «книжка-сон». Давайте разберемся, что происходит.
В течение дня наш мозг испускает бета-ритмы . Бета-активность очень важна для процесса мышления, недостаточная бета-активность головного мозга может привести к эмоциональным расстройствам, депрессии, стать причиной синдрома рассеянного внимания.
Альфа-ритмы мозга обычно возникают, когда мы находимся в состоянии покоя, расслабления. Альфа-ритмы возникают в мозге при занятии творческой деятельностью. Перед отходом ко сну, в момент, когда мы закрываем глаза, альфа-волны распространяются по коре головного мозга, что приводит к погружению в сон.
Таким образом, родители формируют предпосылки будущей неуспеваемости ребенка в школе. В дальнейшем при чтении через пару страниц мозг автоматически отключается, переставая запоминать информацию и как-то вникать в прочитанное (альфа-ритм). Человек становятся не способен воспринимать большой объём информации, обычно помня две-три страницы прочитанного.
Читая своим детям, родители должны помнить важное правило. Чтение должно быть интересным и нужным как для самого читающего так и для его слушателей. При этом оно должно быть природосообразным, то есть соответствовать физиологической зрелости ребенка.
Открывая для детей увлекательный мир книг, нельзя навредить, сделав чтение утомительным и неинтересным занятием «по принуждению».

С самого рождения мы читали Леше книжки перед сном. Перед дневным сном и перед ночным тоже. На мы узнали, что делать этого нельзя. Поскольку я к любой информации отношусь скептически, то у меня было огромное желание все перепроверить и разобраться. Добралась до этого только сейчас, спустя несколько месяцев. Доводы вроде бы и логичные, но что-то все равно меня в этом смущает. Подумаем вместе и разберемся, как читать ребенку и когда?

Основная цель чтения для людей - познание мира. Основная цель чтения родителями ребенку перед сном - усыпление ребенка, в процессе которого и книжки читаются порой тихим и монотонным голосом. Когда перед сном малыш начинает задавать интересующие его вопросы во время чтения, то родители раздражаются и просят ребенка засыпать. Чтение становится для людей с самого раннего возраста не инструментом для узнавания чего-то нового, а отличным способом достаточно быстро окунуться в сон.

Это связано с работой головного мозга, а именно, с его ритмами. Когда человек засыпает, то мозг из бета-ритма переходит в альфа-ритм, а потом и в тета-ритм. Если этот переход в течение многих лет связан с чтением, то образуется условный рефлекс, если выразиться совсем кратко - это книжка-сон. Мозг автоматически засыпает при чтении книги.

Отсюда у школьников и взрослых людей возникают проблемы с чтением и познавательной активностью. Через пару страниц мозг автоматически отключается, переставая запоминать информацию и как-то вникать в прочитанное (альфа-ритм). Люди становятся не способны воспринимать большой объем информации, обычно помня две-три страницы прочитанного. Давно ловлю себя на мысли, читая текст во второй раз, что читала уже его, даже слова помню, фразы отдельные, а смысла не уловила (уснула, одним словом). Поэтому для многих людей чтение становится неинтересным занятием уже в детском возрасте.

Чтение - это процесс узнавания чего-то нового, активный, ведущий к знаниям, заставляющий искать дальше ответы на свои вопросы, что не всегда возможно сделать уже лежа в кровати. Получается, нельзя читать непосредственно перед сном, то есть перед засыпанием. И плохо, когда ребенок засыпает постоянно под чтение родителем книжки. Перед сном лучше спеть колыбельную, обсудить события прошедшего дня, послушать аудиокнигу, но не связывать сон с чтением.

Мы несколько месяцев пытались уйти от чтения перед сном, но руки так и тянутся к книге. Потом я поняла, что у нас чтение не перед сном, а где-то за час-полтора, но сидя в кровати. Я стала замечать, как этот процесс часто затягивается, мы даже можем пойти делать опыт (если читаем что-то по теме, например "Чевостика"). И к этому надо быть готовым (как и к ответам на вопросы ребенка), либо выбирать подобную литературу для чтения в другое время, а вечером читать истории и сказки. После чтения мы обычно ложимся, выключаем свет и обсуждаем с Лешей прошедший день, делимся впечатлениями, разбираем какие-то негативные моменты за день, вспоминаем хорошее и засыпаем. Так мы делаем чуть ли не с годика.

Как читать ребенку?
1) Читать с выражением, эмоционально.
2) Хотя бы иногда двум родителям читать ребенку вместе по ролям.
3) Чтение должно быть с той скоростью, с которой разговаривает сам ребенок. Это скорость его мышления. Если читать быстро, то ребенок не успевает уловить и осмыслить прочитанное.
4) Читать литературу, которая понятна ребенку и по возрасту.
5) Советоваться при выборе книги с ребенком. Самостоятельный выбор всегда интереснее.
6) Обсуждать прочитанное по иллюстрациям, подмечая детали на иллюстрациях в книгах. Особенно это актуально при чтении длинной книги, чтобы вспомнить прочитанное перед тем, как продолжить читать.
7) По возможности читать тогда, когда ребенок сам об этом просит.
8) Просто идея. Рисовать свои иллюстрации к книгам без картинок. Интересно будет через несколько лет открыть книгу и пересмотреть их все.