Главная · Болезни кишечника · Почему в старости время идет быстрее. Почему время ускоряется с возрастом? Исчезновение видов: время бить тревогу

Почему в старости время идет быстрее. Почему время ускоряется с возрастом? Исчезновение видов: время бить тревогу

Многим кажется, что годы пролетают тем быстрее, чем старше мы становимся. Videnskab ищет причину.

Старый актер Поль Роймерт (Poul Reumert) наблюдал за беседой двух актеров. Один жаловался, что снова остается лишь ждать прихода нескорого Рождества.

Роймерт вмешался в беседу и сказал:

«Молодой человек, в моем возрасте Рождество приходит каждые две недели».

Этот анекдот отдел Spørg Videnskaben получил от нашего читателя Торбена Вииса (Torben Wiis). Ему сейчас 68 лет, и он начал чувствовать, что время у него летит так же быстро, как летело для старого Роймерта.

«Время с годами изменилось, но почему вообще случается это изменение в восприятии времени?— спросил Торбен Виис. — Мои дни, недели и годы бесконтрольно несутся вперед из-за этого иного восприятия времени».

«Первые десять лет моей жизни шли бесконечно долго, насколько я помню», — пишет Торбен Виис.

Ответ не обнадеживает

Довольно интересный вопрос, который мы передаем далее философу Полю Любке (Poul Lübcke) из Института средств массовой информации, восприятия и коммуникации Копенгагенского университета.

Он исследовал феномен времени и считает, у него есть ответ на вопрос Торбена Вииса.

Контекст

Наши фантастические внутренние часы

Yle 06.10.2017

Откуда берется время?

Nautilus 21.07.2017

Депрессия и заговор фармацевтов

T24 03.09.2017

Исчезновение видов: время бить тревогу

Le Monde 12.07.2017 «Я думаю, у меня есть ответ на этот вопрос. Но он, однако, не особенно обнадеживает».

«Так происходит с большинством из нас. Конечно, не потому, что время объективно изменяет скорость», — говорит Поль Любке.

Мы воспринимаем время двумя разными способами

Как наш читатель довольно справедливо констатирует, когда мы становимся старше, часто кажется, что время идет быстрее.

Пол Любке считает, что причина, пожалуй, в том, что мы, люди, воспринимаем время двумя разными способами:

Объективный способ: используя часы и календарь. Этот способ определяется астрономическими условиями, временами года и тем, когда восходит и заходит солнце.

Субъективный способ: мы подсчитываем важные события и основываемся на них, определяя, сколько времени прошло. Когда мы переживаем множество разных вещей за какой-то период, нам кажется, что время идет медленнее.

Большая разница в восприятии времени у детей и взрослых

В детстве большое значение имеет субъективное восприятие времени. И не без основания.

«Когда ты — ребенок, кажется, что все время происходит очень много событий, так как ты все время переживаешь что-нибудь новое. Например, поездка на автобусе может быть настоящим впечатлением для ребенка, тогда как для взрослого она практически ничего не значит», — говорит Поль Любке.

У детей больше новых впечатлений

С возрастом вы уже не так восприимчивы к новым впечатлениям, как были в детстве.

«Например, между двумя днями рождения ребенок может получить 100 больших впечатлений. Но когда тебе 50 лет, ты, возможно, получаешь всего 10 больших впечатлений между двумя днями рождения. А когда становишься еще старше, они могут вообще свестись к нулю».

Поэтому когда человек становится старше, ему кажется, что в течение года он должен был получить больше впечатлений. Просто потому, что он сравнивает с детством.

«Но это может измениться, если мы, пожилые, начнем подсчитывать моменты раздражения вместо положительных впечатлений», — констатирует Поль Любке, посмеиваясь.

Spørg Videnskaben благодарит его за хорошее объяснение. А также мы благодарим Торбена Вииса за то, что он заинтересовался и послал нам этот вопрос. Награждаем его вневременной футболкой от Videnskab.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.


«Бессмертно все, что невозвратно,
и в этой вечности обратной
блаженство гордое души».

В. Набоков

В развитых странах увеличивается продолжительность жизни и в связи с этим возрастает количество пожилых людей. Как общество относится к старикам? Налицо две противоположные тенденции, восходящие ещё к первобытности.

С одной стороны, низкая оценка старости. Скажем, в позднем Европейском Средневековье, уже подготавливавшем Новое время, старость выявляла свои отрицательные стороны по двум моментам. Во-первых, по своей связи с болезнью. Болезнь рассматривалась в христианской теологии как наказание за грех. Вслед за язычеством, особенно в повседневном здравом смысле, больные, увечные и старики получали заниженную социальную оценку. Эта заниженная повседневная оценка выразилась в фаблио Фаблио как жанр французской городской литературы получил особенное распространение в XIII в. Это сравнительно небольшое по объему комическое повествование, которое, как правило, заканчивалось моралью. См.: Словарь средневековой культуры. М.: 2007. с. 353 и далее. Иллюстрации можно почерпнуть у Мольера, который более понятен, чем фаблио. Напр. «Жорж Данден, или Одураченный муж» как в жанре французской городской литературы. Там также проявляется возрастная мифология, где обманываемый муж воплощает старость (в календарных праздниках – «уходящий год»). Он рогат, нещадно бит и – обратим внимание! – доволен. Юноша, особенно бродячий клирик, любвеобилен и удачлив.


(А. Шварценеггер)

Старость – лучшее время человеческой жизни(страница 3 из 31)

Тема геронтоцида (умерщвления стариков) восходящая к архаике, сохранилась в превращенных формах и до сегодняшнего дня. В эксцентрической комедии Американский фильм Фрэнка Капры «Мышьяк и старое кружево» (1944). Действие происходит в доме двух приятных, но безумных тетушек, Эбби и Марты Брюстер, которые умерщвляют ядом всех, кто вступает в контакт с ними. Тетушки убивают людей и закапывают трупы в погребе с соблюдением трогательных траурных церемоний... Безумие тетушек на самом деле предстает как атавизм, т.е. как пережиток архаики. , исполненной черного юмора, две благопристойные на первый взгляд старушки убивают всех пожилых джентльменов, которые хотели бы снять комнату в их доме.

Видео 2. Фрагмент из фильма "Мышьяк и старое кружево" (реж. Ф. Капра, 1944).

С другой стороны, почтительное отношение к старости. Старость уже в Античности и вообще в стабильном традиционном обществе чаще всего рассматривалась как ценность, - лучшее время жизни. Отсюда же непреходящая тема старости в портретной живописи, напр. портреты стариков и старух у Рембрандта, портрет Ермоловой у В. Серова. Эта почтительность есть результат долгого развития цивилизации.

Портреты.


(Сократ. Античный бюст)


(В. Серов. Портрет актрисы М.Н. Ермоловой. 1905 г.)


(Рембрандт. Портрет старика в красном. 1654 г.)

Новоевропейская цивилизация, буржуазное общество относится к старости противоречиво. С одной стороны, оно вообще низко оценивает старость. Но с другой стороны, буржуазное общество не может не наследовать традицию мировой цивилизации по высокой оценке старости.

Сейчас, на излете новоевропейской цивилизации возникает потребность, так сказать, заново «тематизировать» старость, разработать систему ценностных стереотипов для того, чтобы старик мог с душевным комфортом идентифицироваться Идентификация - специфическое социальное отношение, в котором личность отождествляет себя с определенной группой, например: Я – «молодой человек», «Я – студент», «Я – пенсионер», «Я – женщина», и т.п. со своим возрастом. Здесь обретают вторую жизнь ценностные установки античной философии, вообще – традиционного общества. В современном мире, поскольку в нем господствует культ молодости, классическая греческая философия поможет нам перенести процесс старения менее болезненно.

Культура античного и христианского мира исходила из двух жизненных моделей, заслуживающих подражания: героя типа Ахилла с его короткой, но насыщенной событиями жизнью


(Франц фон Мач. Торжествующий Ахилл. 1892 г.) и почтенного старца-философа (в христианстве – Мафусаила)


(Пьеро делла Франческа. Мафусаил. 1550 г.)

стремящегося к спокойной, внутренне сосредоточенной жизни. В христианской изобразительной традиции можно проследить соответственно образ Бога-Отца, Моисея, Ноя, и образ Бога-Сына, Христа, святого Себастьяна.


(Антонелло да Мессина. Св. Себастьян. 1475 г.)

Древние полагали, что наиболее почетна смерть либо в ранней юности, либо в глубокой старости, так как преклонный возраст, несмотря на все его минусы, - возраст торжества разума.

Старость и страх

Феномен старости в плане личного существования может быть раскрыт через категорию страха. Страх возможен в двух проявлениях: в модусе боязни, т.е. низкого страха и в модусе высокого страха, который религиозные люди называют страхом Божьим. Под знаком страха происходит старость, т.е. период жизни, который протекает во все более ясном видении неминуемой смерти. Но в зависимости от того, какой страх преобладает, складываются различные судьбы старости. Соответственно возникает старость настоящая, подлинная, достойная, с одной стороны, и старость не подлинная, жалкая, неудавшаяся, - с другой.

Подлинные старики и неудавшиеся старики

В каждом конкретном человеке, достигшем соответствующего возраста, есть моменты настоящей старости, и моменты не подлинной старости. Дело в том, какие моменты в нем преобладают. Соответственно, разделяются, с одной стороны, настоящие старики и с другой, те, которые оказались не на высоте призвания старости, - неудавшиеся старики. Настоящие старики захвачены прежде всего высоким страхом, - страхом не выполнить своего предназначения в мире, не исполнить свой долг. Неудавшиеся старики одержимы низким страхом, боязнью. Сюда относятся, например, старики-сластены, старики-сладострастники и старики-честолюбцы, одержимые волей к власти.

Видео 3. Фрагмент из фильма "Лучше не бывает" (реж. Дж. Брукс, 1997).


(Тициан «Папа Павел Третий с внуками». 1546 г.)


(В. Серов. Портрет К.П. Победоносцева. 1902 г.)


(В. Серов. Портрет Эммануэля Нобеля. 1909 г.)

Демокрит Демокрит - греческий философ (460 - 371 до н.э.) - основатель атомизма. Он считал, что высшее благо это блаженство; оно состоит в покое и веселье души и верней всего может быть достигнуто благодаря обузданию желаний и умеренному образу жизни. говорил, что настоящий старик должен быть приветлив и серьезен. Если у человека к старости начинает преобладать разум, то старость удалась. Отсюда подлинная серьезность настоящего старика. Напротив, неудавшаяся старость являет собой такую трагедию личной судьбы, когда человек, вступая в возраст старости, тем не менее сохранил преобладание чувственной или яростной души. И мы на лице его можем прочесть устремления чувственности или устремления гордыни.

Движение по возрастам проявляется в изменении сферы желаний. Желания настоящего старика – это желания разумной души. Они направлены за пределы своего тела, онирастождествляются с телом старика. Старик, преодолевая наивную идентификацию со своим телом, выходит за рамки своего тела прежде всего через общение с другими. Особаяприветливость старика обусловлена тем, что он как бы уходит от своего тела в общение с Другими.

Есть такая притча об Иоанне:

Блаженный Иоанн евангелист дожил в Эфесе до глубочайшей старости, так что ученики едва могли на руках приносить его в церковь, и, не имея силы сказать долгой речи, он в собрании паствы каждый раз ничего не говорил, кроме следующих слов: «Милые дети мои, любите друг друга!» Наконец, ученики и братия, наскучив тем, что слышали одно и то же, сказали: «Учитель, почему каждый раз говоришь ты одно и то же?» На то дал он им ответ, достойный Иоанна: «Потому, что эта заповедь Господа, и если ее одну исполнять, то и довольно».

И молодые люди отвечают старикам «встречной любовью» (см. о любви к старикам в «Пушкинской речи» Достоевского).

В соответствии с этим возникает особый статус старческой красоты, которая овевает настоящих стариков. Красота старости – это результат работы над собой, результат подлинной удавшейся жизни. Гимн женской старости в фильме «Александра» Александра Сокурова, где показана прекрасная стать старой Галины Вишневской, восходящая к неолитическим Венерам.

Видео 4. Фрагмент из фильма "Александра" (реж. А. Сокуров, 2004).
Видео 5. Фрагмент из фильма "Александра" (реж. А. Сокуров, 2004).

Рита Леви-Монтальчини, итальянский нейробиолог, старейшая из живших в 2009 году лауреатов Нобелевской премии, сказала на пресс-конференции в Риме, устроенной по случаю её 100-летнего юбилея: «Несмотря на то, что мне исполняется сто лет, соображаю я сейчас – спасибо опыту – гораздо лучше, чем тогда, когда мне было двадцать».


(Рита Леви-Монтальчини)

Первый шаг к настоящей старости – это «выход за пределы своего тела». Для настоящего старика старческие недомогания его тела не стоят на первом плане. Он думает не о своем телесном благополучии в первую очередь, а о благополучии своих ближних (детей, внуков, учеников). Радости их духа, души и тела, радости их молодых душ – это главные радости старика. В этом конкретный смысл любви настоящего старика к детям и внукам.

Конкретно такое растождествление со своим телом у старика осуществляется через практику аскезы. Собственно, аскеза это первый внешний признак настоящего старика. Освобождаясь с помощью аскезы от непосредственной идентификации со своим телом, растождествляясь со своим телом, он идентифицируется не только с телами Других, но идентифицируется и с произведениями культуры, а также и с вещами мира вообще. Искусство и культура готовят нас к достойной старости, учат нас выходить за рамки своего тела, идентифицироваться с телами Других, с телом своей нации, со всем человечеством, с биосферой, с Землей, со Вселенной и, наконец, с Абсолютом. В этом глубинный смысл образования; оно представляет по сути дела подготовку к настоящей старости.

Символична фундаментальная предусмотрительность Марка Аврелия, который подбирал книги в деятельном возрасте, чтобы читать их в старости. Культура как таковая, существующая не для обустроения материальных условий жизни, а как самоцель, - особенно гуманитарная культура, (философия, литература, живопись и т.д.) необходимы именно для старости. Старый Дарвин Дарвин Дарвин Ч. Автобиография. Перевод проф. К.А. Тимирязева // Полное собрание сочинений Чарльза Дарвина. Под ред. проф. М.А. Мензбира. Госиздат, М.-Л., 1925, с. 3-42. «…в одном отношении мой ум изменился за последние двадцать или тридцать лет. До тридцати лет, и даже немного позднее, я находил большое удовольствие в чтении поэтов: Мильтона, Грея, Байрона, Вордсворта, Кольриджа и Шелли: даже еще школьником я с великим наслаждением зачитывался Шекспиром, особенно его историческими драмами…в былое время живопись доставляла мне значительное, а музыка высокое наслаждение. Но вот уже несколько лет, как я не могу выносить ни одной строки поэзии: пробовал я недавно читать Шекспира, но он мне показался скучным до тошноты. Я почти потерял и прежний вкус к живописи и музыке. Музыка, вместо того, чтобы доставлять удовольствие, обыкновенно только заставляет меня еще усиленнее думать о том, чем я занимался» горько сожалел, что, превратившись в машину для переработки позитивных фактов, недостаточно уделял внимания музыке, искусству. В результате, он на склоне лет должен был довольствоваться массовыми сентиментальными романами, внутреннюю пустоту которых он в глубине души не мог не чувствовать.


(Чарльз Дарвин. 1878 г.)

Старость как творческий возраст

Творчество как производство новых и значимых идей – это коллективный процесс. В нем всегда может быть выделен новатор, который генерирует новые идеи, и так сказать, «отвечает» за новизну результата. Но необходим и «консерватор», который проверяет действительную значимость идей, высказанных новатором, так сказать «ответственный за значимость». Вот старик часто весьма успешно выполняет эту «вторую», но совершенно необходимую роль творческого «консерватора».

Старость поэтому это креативный возраст, не менее креативный, чем юность и зрелость, но творчество старика развертывается в особом измерении, а потому подчас не заметно так, как созидательная активность юности. Но без стариков творчество юности было бы невозможно.

Творчество старика не акцентировано на новизне, оно акцентировано на значимости. Старик – не инициатор нового, но он хранитель значимого, он хранитель культуры, ее «упорядочиватель» и систематизатор. Без его охранительной и систематизаторской работы само новое было бы невозможно. Вне системы, вне рамки значимого новое представало бы как просто хаос, случайные отклонения от существующего. Поэтому упорядочивающая культурная деятельность старика есть необходимое условие возможности новаций молодых.

Старость – лучшее время человеческой жизни(страница 16 из 31)

(Х. Гольбейн. Эразм Роттердамский за конторкой. 1523 г.)


(Тициан «Автопортрет Тициана»)


(В. Серов. И.Е. Забелин. 1892 г.)


(В. Серов «Н.А. Римский-Корсаков». 1898 г.)

У старика особые отношения с вещами. Он выходит из своего тела в жизнь вещей. Опредмечивание в вещах – фундаментальная процедура старости. Произведения культуры как бы изымают вещи из времени, представляя собой способ достижения бессмертия.

Специфический, сохраняющий и систематизирующий характер творчества старика накладывает печать на существование его авторства.Авторствование есть соблазн молодости, это проявление высокого страха молодости не оставить по себе следа. Старик любит свои произведения, которые он оставитпосле себя и вместо себя, но он не придает особого значения своему авторству, разве что только с позиции ответственности. Настоящий старик любит культуру в себе, а не себя в культуре. В связи с этим творчество старика отягощено заботой об авторствовании лишь в той мере, в какой он несет ответственность за свое произведение.

Старик и история

Старик особое внимание уделяет сохранению и осмыслению тех вещей, которые его окружают. В связи с таким особым интересом к вещам особая роль в деятельности старика отведена истории. Если думающему, духовно и душевно активному молодому человеку свойственно вести дневник своей жизни, выплескивая в культурные формы фиксированного слова фонтан эмоций и переживаний, то старик пишет мемуары.

Послушайте несколько минут небольшой фрагмент из знаменитой книги «Опыты», очень советую Вам впоследствии ее прочитать.

Мишель де Монтень, французскийписатель и философ эпохи Возрождения, автор книги «Опыты».

Аудио 1. Фрагмент аудиокниги. М. Монтень. "Опыты", «К читателю».

Мемуары - это сама непосредственная история, это, прежде всего, история своего тела, души и духа, рассказ о своей жизни как о целом. Воспоминаниями, если они записаны, дается цельность восприятия мира. В этом смысле настоящий старик не только может, но и должен помнить; он, не только может, но и должен писать воспоминания. Мемуары в широком смысле слова – это сама основа культуры, историографии, - её нулевой пласт, опредмеченная память. Старик, таким образом, пишет не только мемуары, но иисторию вообще. В этом смысле старик – историк по определению.

Органическая склонность старика к истории связана с тем, что он видит себя в контексте целого. Молодого человека господствующая чувственная душа соблазняет на ситуационное поведение. Настоящий старик ведет себя не ситуационно, он ведет себя, имея в видуконтекст всей своей жизни. Каждый свой поступок он соотносит со всей своей прожитой жизнью, которая к тому же раскрывается с позиций целого (Вселенной), как его подлинной жизни. И целое (Вселенная, Абсолют) действительно оказывается его жизнью в результате его духовной работы.

Настоящая старость, таким образом, – это видение своей жизни как целого, которое, в свою очередь, включено в контекст всеобщего, в контекст предельных оснований бытия. У молодости не может быть такого видения, т.к. целое жизни молодого человека не сложилось, жизнь еще не случилась. Конечно, возможна интуиция своего будущего молодым, но эта интуиция всегда относится только к сфере возможности, но не действительности. Ведь жизнь молодого может сложиться (случиться) по-разному, и никто не может сказать, как она сложится в действительности. Случайность, в мягких лапах которой находится молодой человек, предстает как судьба. Случайность в жизни молодого вовсе не есть «непознанная необходимость». Старик, в жизни которого уже все случилось, освобождается от случайности как судьбы, он оказывается на стороне необходимости, и необходимость, - если это настоящий старик, - оказывается на его стороне.

Если настоящая старость представляет собой сбалансированность желаний и возможностей, то неудавшаяся старость являет собой их трагический конфликт. Жалкая роль многих современных стариков определена не тем, что дети уделяют старикам «недостаточно любви, уважения и внимания», - не тем, что правительство «не обеспечивает» их «достойной» пенсией, медицинским обслуживанием, и т.д. Обеспечить их всем этим так же невозможно, как наполнить бочку Данаид.


(Дж. У. Уотерхаус. Данаиды. 1904 г.)

Жалкая роль определена тем, что они спровоцированы «ценностями» современного общества потребления и поддались на эту провокацию. В этих эфемерных «ценностях» главное – чувственные удовольствия, брызжущий во все стороны избыток физических сил, успех, богатство, и т.д. Этот набор ориентиров и для молодого опасен и разрушителен, а для старика в духовном плане он просто гибелен. Настоящий старик сопротивляется этой провокации, помня о подлинной ценности равновесия и спокойствия. Он не требует невозможного от медицины, он не требует большой пенсии от государства, постоянно находящегося в «сложном положении». Он с пониманием относится к той мере любви и заботы, которые уделяют ему дети. Он озабочен не тем, чтобы получить(«причитающееся, заработанное»), а тем, чтобы отдать, чтобы быть по возможности нужным. Специфика желаний настоящего старика именно в том, чтобы, как это и свойственно разумной душе, -отдавать, а не брать.

Неудавшийся старик захвачен жестким, «мертвым» единством со своим телом. Его трагедия в том, что ему представляется высшим несчастьем его индивидуальная смерть. Настоящий старик не боится смерти своего тела, поскольку дух его уже вышел за его пределы, - поскольку он уже свободен в своей идентификации. Старость в этом смысле уже здесь и теперь есть «жизнь после жизни», или - подлинно духовная жизнь. Высокий страх настоящего старика лишь в том, что он не сможет в достаточной мере «воспарить» над своим телом, так сказать «выйти» из него.


(И. Ф. Стравинский. 1965 г.)

Выводы

Именно старик это и есть человек как таковой в том смысле, что он старостью подводит итог своей жизни. Юность и даже зрелость в этом аспекте – это всего лишь подготовка к старости. Старость в своем явлении это нисходящее движениечеловеческой жизни, но по сути своей естьвосходящее движение к высокому отождествлению с мировым целым, с Абсолютом, с Богом.

Послушайте фрагмент из книги. Ч. Айтматова "И дольше века длится день". Аудио 2.

Вопросы для самопроверки

1. Считаете ли Вы себя старым человеком?

2. Боитесь ли Вы своей старости?

3. Старость – это не только формальные показатели возраста. Кого Вы назвали бы старым человеком?

4. Кого Вы могли бы привести как пример достойной старости, знакомы ли Вы с настоящим стариком, который именно в старости достиг полноты своей жизни?

5. Могли бы Вы привести пример из художественной литературы «несостоявшегося старика»?

6. Согласны ли Вы с тем, что старик способен к творческой активности, - в каких смыслах, в каком отношении с другими?



,
врач-невролог, топ-блогер ЖЖ

Сейчас популярны два полярных мнения о старости. Первое принадлежит поколению тридцатилетних, очарованных философией «биохакера» Сергея Фаге. Им кажется, что старости не существует. Достаточно ежедневно принимать строго определенное количество пилюлек, заниматься спортом по хитрой системе, устраивать регулярные голодовки – и дело в шляпе, бессмертие гарантировано. Они считают, что старым быть стыдно. Это любители неумеренного использования фильтров в инстаграме, и каждый из них хотя бы иногда воображает себя Дорианом Греем.

Другие – представители старшего поколения, люди, на долю которых выпало слишком мало счастья и удовлетворенности собой и жизнью. Они считают себя старыми лет с тридцати пяти и уверены, что сопротивляться неуклонному угасанию всех функций организма не стоит. Куда важнее прожить эту жизнь в сиюминутных удовольствиях вроде пачки печенья или литра пива каждый вечер. Эйфория от физических нагрузок им неведома. Не так давно я пыталась убедить одну пациентку средних лет в том, что двигательная активность ей жизненно необходима. Она согласилась. Но когда выяснилось, что для этого придется вставать на десять минут раньше, чтобы ежедневно проходить два квартала пешком, она была глубоко возмущена. Я так и не смогла втолковать ей, что десять минут для улучшения качества жизни – это совсем небольшая цена.

Когда же начинается старость? Правда ли, что все дело в том, на сколько лет мы себя ощущаем, а тело просто следует психологической установке?

Где в организме прячется старость

Есть множество теорий старости. Ученые пока не смогли убедительно доказать ни одну из них.

Так или иначе, старение происходит на уровне хромосом и генов. Именно цепочки ДНК и являются той самой кукушкой, которая точно знает, сколько человеку на роду жить написано. В центре внимания генетиков – концевые участки хромосом, называемые теломерами. Длинные теломеры являются признаком молодой клетки. С каждым ее делением теломеры все больше укорачиваются. Пока, наконец, клетка не достигает полной невозможности воспроизводить саму себя. Это запускает резкие изменения в обмене веществ, что можно считать началом старения на клеточном уровне, точкой обратного отсчета.

Хотя не все сводится к этой простой схеме. У эмбрионов теломеры увеличивают сами себя, а значит, их клетки на некоторое время становятся как бы бессмертными. Стволовые клетки, которые хорошо всем известны по «желтым» заголовкам в прессе («Алла Пугачева отрастила себе новые легкие, омолодилась на 50 лет и заодно создала трех детей и молодого любовника из стволовых клеток!»), тоже обладают практически неограниченной способностью к делению. Увы, раковые клетки тоже имеют суперспособность растить себе теломеры, а потому остаются в 80 % случаев «вечно молодыми».

Фев 2, 2018 в 6:38 PST

Фев 16, 2018 в 8:33 PST

Однако если речь идет об обычных клетках тела, из которых состоят кожа, кости, мышцы и все остальное (кроме половых клеток – эти тоже умеют растить теломеры), в норме способность их к делению ограничена. И это хорошо, потому что рост тканей в геометрической прогрессии не привел бы ни к чему утешительному: мы просто превращались бы с каждым годом в необъятные мешки из кожи, причудливо заполненные огромными деформированными внутренними органами. Теломеры стремительно уменьшаются, пока организм растет. Потом этот процесс приостанавливается, чтобы возобновиться после 60 лет, когда наступает период постепенного угасания всех функций. Значит ли это, что все предопределено, а потому пытаться отодвинуть наступление старости бессмысленно? Разумеется, нет.

Потому что, кроме наследственности – калейдоскопа генов, что достался нам от родителей, существует влияние внешней среды. Исследования на людях с не самым здоровым образом жизни, которые страдали от избыточного веса, повышенного давления и обладали нездоровой любовью к сладкому по причине нарушенного углеводного обмена, показали оптимистичные результаты

У той группы пациентов, которая начала регулярно давать себе физические нагрузки, а также пересмотрела свой рацион в пользу уменьшения животных жиров и сахара в пользу большего количества клетчатки, обнаружилось не только снижение веса и улучшение показателей углеводного обмена в течение 4 лет, на протяжении которых шло наблюдение, но и увеличение длины теломер в хромосомах. Другие исследования показали повышение активности фермента теломеразы (того самого, который вызывает рост теломер) на фоне регулярных аэробных физических нагрузок, снижения калорийности питания (при условии, что она была неоправданно высокой) и уменьшения изначально повышенной массы тела.

А это значит, что мы можем влиять на работу «внутренних часов», которые неумолимо отсчитывают время до наступления старости.

Как избежать «старческого маразма»

Старость разума проявляется в виде замедления мышления. Человеку требуется больше времени, чтобы извлечь нужную информацию из глубин памяти, а потому пауза перед принятием любого решения с возрастом может становиться все больше и больше. Другим типичным симптомом является утрата способности заниматься несколькими делами одновременно: «операционная система» мозга будто бы становится однозадачной. И это часто вызывает раздражение у тех, кто привык к «многоканальности» ума.

Решение проблемы заключается в максимальном использовании возможностей мозга. Для этого нужно сочетать интеллектуальный и физический труд. Это помогает образованию новых связей между нервными клетками и даже, при определенных условиях, стимулирует образование новых!

Очень важно вовремя выявлять «возрастные» болезни. Это артериальная гипертония, сахарный диабет 2-го типа и другие недуги. Контроль давления, сахара и «плохих» липидов крови, а также ее свертывающих функций, помогает сохранить нормальное кровообращение в мозге и сохранить его молодость.

Как оставаться сильными

После 30 лет начинается уменьшение мышечной массы и замена ее жировой тканью, если нет регулярной физической нагрузки. Двигательная активность помогает поддерживать нормальное артериальное давление, хорошо влияет на углеводный обмен и даже на гормональный фон. Поэтому физические нагрузки, подобранные в соответствии с предпочтениями и возможностями человека, помогут не только выглядеть, но и чувствовать себя моложе.

А вот низкокалорийными диетами увлекаться не стоит. Современные исследования показывают, что увеличение массы тела, набор жировой ткани после 50 лет – это не обязательно результат лени, малоподвижности и общей распущенности. Набирать несколько килограммов с возрастом нормально: согласно исследованиям, жировая ткань защищает от ранней смерти. Поэтому упитанный человек вполне может быть спортивным и даже здоровым. Разумеется, речь не идет о морбидном ожирении, когда избыток жировой ткани мешает двигаться, дышать и вызывает серьезные изменения в обмене веществ.

Как быть счастливыми

Старость неизбежна. Как ни парадоксально, понимание этого факта сделает вас счастливее.

Как-то мне попался на глаза каталог известной шведской компании, признанного профессионала в создании уютных, «семейных» интерьеров. На обложке была фотография пожилой женщины, в фокусе – ее морщинистые руки. Контраст подчеркивала белоснежная чашка, которую старушка держала, погрузившись в какие-то приятные мысли. Скандинавы – известные специалисты по счастью и удовлетворенности жизнью – публикуют фотографию старости! Да такую, что сразу понимаешь: в 80 лет тоже можно быть на сто процентов удовлетворенным жизнью и получать удовольствие от мелочей, оставаться в здравом уме и по-прежнему наслаждаться возможностями своего тела: танцевать, гулять, носить на руках внуков, путешествовать, заниматься спортом.

На протяжении длительного времени, долгих веков мечтой человечества было создать эликсир, который дарит молодость для продления человеческой жизни. В природе все взаимосвязано, так же как в ней происходит перемена времен года, так же и в жизни человека.

На протяжении жизни, человек проходит разные рубежи своего возраста: первая здоровая, которая готовит к деятельной зрелости это беззаботная юность, с годами уступает свое место разумной и неспешной, другими словами благородной старости.

Писания шумеров , насчитывали около 3-4 тысяч лет, они рекомендовали различные снадобья, помогающие от седины или от ухудшения зрения. По мнению древних египтян , люди смогут дожить до 110 лет и это именно тот возраст, который является пределом, согласно современным воззрениям.

Гиппократ , древнегреческий врач, рекомендовал умеренное питание, активное занятие физическими упражнениями, а также принимать горячие ванны тем, у кого есть желание дожить в полном здравии, до преклонных лет. Ведь раньше старение объясняли утечкой человеческого природного тепла и тем, что организм высыхает.

Платон , известный древнегреческий философ упоминал о том, что образ жизни, который ведет человек, влияет на процесс старения. И те люди, которые умеют и могут приспосабливаться к окружающим жизненным обстоятельствам, ведут более активную борьбу со старостью и старением.

Аристотель поддерживал Гиппократа и также считал, что причина старения это потеря человеческого природного тепла. Для замедления процесса старения, Цицерон рекомендовал не только упражнения физические совместно с умеренным питанием, а также главным образом развивать интеллектуальную активность. Его призывом было, чтоб люди учились не только в молодом возрасте, но и в старости, так как обучение сохранит душевную свежесть.

Сенека же подчеркнул, что образ жизни, который ведет человек, намного важнее числа им прожитых лет.

Еврейский философ, Маймонид , по его мнению, продолжительность жизни каждому человеку уже задана заранее, но также считал, что ее продолжительность можно увеличить, если выполнять соответствующие профилактические упражнения.
По мнению английского философа Роджера Бекона, организм человека стареет из-за того, что изнашивается.

И если попробовать проследить всю историю, то мы увидим, что наши первобытные предки, по мнению ученых, доживали, лишь до 19 или 20 лет. А во время Римской империи, продолжительность жизни, среднее ее количество не превышало 25 летний возраст, однако уже период феодального строя возраст достиг от 30 до 35 лет. На сегодняшний день жизнь, ее продолжительность колеблется примерно от 63 и до 70 лет, но ученые полагают, что у человека есть возможность прожить от 100 и до 150 лет.

И период жизни старость следует рассматривать также как и молодость, и зрелость, все равноценно. Так как знания и главное опыт приходят к человеку с возрастом.

Как же можно продлить жизнь человека, чтобы она оставалась полноценной, на всех ее этапах, и при этом сохранить здоровье, чтоб старость была в радость и на закате жизни?

Возможно, что со временем, старость станет возможностью приобретения бодрости, физических, а также умственных способностей, более плодотворной и интересной деятельности и перестанет сравниваться с дряхлостью. Приобретет новое значение. Ведь старость, представляет собой физиологическое состояние, которое является нормой для организма и не является каким – то не естественным и патологическим процессом.

Французы считают старость третьим этапом, утверждая, что время старости, равноправный жизненный возраст, сравнивая его со зрелостью и молодостью. И многие ассоциирует данный этап жизни со временем года, это как осень, поэтому нужно сделать так, что бы это время стало золотым, ведь это реальная и вполне посильная задача.

Бернард Шоу , английский писатель, говорил: «Не нужно думать, о том, что, если стал старым, пришла мудрость, так как мудрость человека не зависит от возраста, но приносит опыт, которого может и не быть у молодых. Старость приносит с собой в жизнь человека множество ценных и положительных качеств. Так как со временем человек становится опытным и рассудительным, а это трудно переоценить».

Вывод ученных, что не стареть удается тем, кто этого не хочет. Старость можно сравнить с взаимоотношениями с внешней средой, ведь это по большей части не прожитое, а то, что было нажито. Зрелость мыслей и опыт всегда были и останутся главной функцией времени, они, как и прежде будут привилегией пожилых людей. Время на все оставляет свой след, все живое ему подвластно.

Не менее важен и определенный настрой, с положительными эмоциями и оптимистическим взглядом на окружающее, возможности по - философски подходить к жизненным явлениям и при этом не падать духом. Не стоит забывать, о том, что удастся не постареть тем, кто не хочет. И помнить о том, что творческая и активная старость – очень даже реальна. Не менее важно и жизненная позиция, с которой человек относится ко всему. Ведь процесс старения затрагивает эмоциональную сферу и характер человека.

Тут также есть и индивидуальные отличия, которые выражены намного сильнее, чем возрастные. Ведь возраст мы определяем не по дате рождения, а по тому, как выглядит человек, по его внешнему виду. И забудьте о том,… что вам 25, о, ужас. Оставайтесь красивыми, жизнерадостными и молодыми. Старайтесь вести здоровый и активный образ жизни.

И просто будьте счастливы. Живите сегодняшним днем. Не ворошите прошлое и заглядывайте в будущее. Сегодня у вас все просто великолепно!

ВКонтакте Facebook Одноклассники

Многие панически боятся болезней, прочно связанных в нашем сознании с жизнью пожилых людей

Молодые люди от неизбежной старости ожидают беспомощности, утраты ясности ума, ухудшения зрения и слуха и прочих неприятностей. Но так ли уж всё страшно на самом деле? На самом деле у старости есть свои преимущества.

Прежде всего возникает вопрос - кто вообще считается пожилым, а кто - старым? Согласно классификации геронтологов, возраст от 60 до 74 лет считается пожилым, от 75 до 89 - старческим, от 90 и выше - возрастом долгожителей.

Старость у нас в сознании ассоциируется с ворчанием и глухотой, шаркающей походкой, атеросклерозом, ишемической болезнью сердца, сахарным диабетом, гипертонией, онкологическими заболеваниями. Но в реальности это давно не так. Потому, что обычно уже к 40 годам люди умудряются заполучить букет хронических заболеваний. А от самой старости, по сути, мы получаем не так уж много болезней. Как правило, это остеопороз, ломкость костной ткани, или болезнь Альцгеймера - вид старческого слабоумия, при котором человек теряет память и координацию движений. Однако оснований для черного пессимизма всё-таки нет. Ведь старость - просто определенный отрезок жизни, и у нее есть свои радости.

Это грозит каждому

Старение - необратимый процесс, относящийся к любым объектам - живым и неживым. С течением времени все в природе изнашивается. На протяжении жизни любые организмы накапливают внешние воздействия окружающей среды и становятся более хрупкими. Становится недостаточным количество новых клеток, образовывающихся на замену «отработавшим». Этот момент считается началом биологического старения.

На течение старения влияют также факторы внешнего воздействия - окружающая среда, пища, привычки, физическая и интеллектуальная активность. Большую роль играет стрессовый фактор, смена привычных условий жизни, окружения. В процессе старения ряд органов становится меньше в объеме. В среднем, все органы тела с 25 до 75 лет теряют 25%-30% от своей массы.

Основные проявления старения связаны с возрастными изменениями функции центральной нервной системы - уменьшается подвижность процессов возбуждения и торможения, ослабляются чувствительность, обоняние, острота зрения, постепенно понижается верхняя граница слуха. Отмечается снижение психической активности.

Мозг должен работать!

Увы, ни один врач не предложит курс профилактики возрастных нарушений. Никто не назначит пилюлю от старости - ее просто не существует. Каждому придется осознать, что старость неизбежна.

Действенным методом для того, чтобы старость была счастливой, а не мучительной, является сам образ жизни человека. Многие предлагают простой рецепт: активная жизнь без вредных привычек, с обязательным наличием любимого дела. И это действительно работает - долгожители до последнего не уходят «на покой» из профессии.

Ученые подсчитали, что после сорока лет люди ежедневно теряют примерно двадцать тысяч нервных клеток. А ведь гибель нейронов ускоряется из-за их бездействия - с годами осмысливается все меньше новой информации. Оказавшиеся ненужными клетки гибнут, и деградация становится необратимой. Но отсрочить старость вполне реально. Секрет прост: мозг должен работать. Все, что не работает, погибает, и мозг не является исключением.

Люди, живущие интенсивной интеллектуальной жизнью, повышающие образовательный уровень, занимающиеся профессиональной деятельностью, интересующиеся искусством, путешествующие и много читающие, задействуют все структуры мозга. Поэтому у них максимально снижен риск раннего развития слабоумия. Также врачебная практика показывает, что процент страдающих старческой деменцией среди людей, которые ведут активный образ жизни, куда меньше, чем у их малоподвижных сверстников.

В любом возрасте физическая активность является залогом здоровья, а малоподвижный образ жизни никому на пользу не идет. Посильная нагрузка стимулирует работу организма и является отличной профилактикой заболеваний сердечно-сосудистой системы, которые в преклонном возрасте ведут к необратимым нарушениям.

Как таковой профилактики старческих недугов не существует, но каждый из нас сможет снизить риск. Для этого нужно, как минимум, смолоду заботиться о своем питании. Целый ряд продуктов способствует активизации работы мозга - рыба, орехи, семечки и сухофрукты, печень и яйца, бобовые и злаковые.

Болезнь Паркинсона развивается гораздо реже у людей, ведущих активный образ жизни. Физические нагрузки вкупе с отсутствием вредных привычек способны оттянуть наступление старости. Положительные эмоции тоже играют не последнюю роль в профилактике многих недугов. И не стоит впадать в отчаяние от того, что на лице появляются морщины, а в волосах - седина. Выход на пенсию можно использовать как возможность пожить для себя: путешествуйте, занимайтесь спортом, оздоравливайтесь в санаториях.

Счастье - в гармонии

Может ли старость быть счастливой? Безусловно, да. Счастье в преклонном возрасте - состояние, которое впитывает в себя все положительные переживания, присущие любому возрасту, но дополненные незнакомым прежде чувством гармонии с окружающим миром.

Для людей, считающих себя счастливыми в этом возрасте, характерным является стремление к переосмыслению жизненного опыта и тяга к обновлению своих взглядов. Такие пожилые люди вовсе не настроены с тоской вспоминать прошлое. Они активно живут настоящим и даже строят планы на будущее. Живя в согласии с собой и окружающим миром, они философски воспринимают мысль о конечности своего существования. Мудрое созерцательное отношение к жизни является основой счастливого старения.

Старость не нужно воспринимать как период регресса, о чем напрямую свидетельствуют результаты изучения познавательных способностей людей в возрастной категории 60-90 лет. Выявлено, что пожилые люди не только сохраняют имеющиеся у них способности, но и развивают ряд новых.

Также на поведение человека в преклонном возрасте влияют его индивидуальные особенности. Сможет ли он успешно адаптироваться к старости, зависит от его предыдущего жизненного пути, в процессе которого формировалась система жизненных ценностей. Если человек не мыслит себя без активной творческой деятельности, то старость не вызывает у него негативных переживаний. Даже неизбежное ослабление физических сил не приводит к дряхлости, потому что активный пожилой человек сохраняет свои эмоциональные качества и умственные способности.

Успешные люди конструктивно воспринимают снижение физических возможностей и ухудшение здоровья в преклонном возрасте. Поэтому человек, проживший жизнь, наполненную яркими событиями, склонен относиться к проявлениям собственной старости и окружающим людям с большим пониманием, чем желчный неудачник, превращающийся с возрастом в брюзгу.

Ощущение счастья в преклонном возрасте - естественное состояние человека, определяющееся выбором правильной жизненной позиции. Надо отметить, что в создании условий для благоприятного старения большая роль принадлежит любви и заботе близких людей, закладывающих основу и для собственной счастливой старости.

Всё под контролем!

Важный метод профилактики деменции и других старческих недугов - контроль собственного здоровья. Нельзя забывать о своевременном посещении медицинских обследований. Зачастую одной из причин возникновения болезней могут стать запущенные хронические заболевания и инфекции. А своевременная диагностика и лечение даст куда больше шансов прожить необременительную старость.

Иными словами, здоровый образ жизни, регулярное посещение медицинских учреждений и позитивный взгляд на жизнь помогут сохранить хорошее настроение, ясный рассудок и бодрость духа даже в преклонном возрасте.

Вообще, исследования ученых доказывают, что не старость плоха - требует перемен наше представление о ней. Преимущество старости прежде всего в том, что у многих - часто впервые в жизни - появляется возможность читать хорошую литературу, общаться, много гулять. Физическая и интеллектуальная активность, потребление пищи, богатой витаминами, особенно овощей и фруктов, оптимизм и жизнелюбие - вот залог красивой и здоровой старости.