Главная · Болезни кишечника · Основы клинической психологии. Основы клинической психологии Структурно-функциональные принципы работы мозга

Основы клинической психологии. Основы клинической психологии Структурно-функциональные принципы работы мозга

Репина Н. , Воронцов Д., И. Юматова И. Основы клинической психологии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

Учебник составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для специальности 031000 «Педагогика и психология». В нем рассмотрены теоретические основы клинической психологии, мозговые механизмы высших психических функций, а также дан патопсихологический анализ нарушений познавательной и эмоционально-личностной сферы человека.
Учебник будет полезен для студентов-психологов, школьных учителей, студентов педагогических вузов, врачей.

Оглавление
Часть I. Теоретические основы клинической психологии.4
Раздел 1. Введение в клиническую психологию.4
1.1. Предмет клинической психологии.4
1.1.1. История возникновения клинической психологии.4
1.1.2. Задачи и разделы современной клинической психологии.9
1.2. Работа клинических психологов в воспитательных и образовательных учреждениях.10
1.2.1. Правовые и организационные аспекты клинико-психологической работы в воспитательных и образовательных учреждениях.12
Раздел 2. Теория и методология клинической психологии.15
2.1. Теоретические основания и основные методологические проблемы клинической психологии.15
2.2. Норма и патология, здоровье и болезнь.18
2.2.1. Проблема разграничения психологических феноменов и психопатологических симптомов.24
2.3. Основные этапы и факторы возникновения психических и поведенческих расстройств.25
Раздел 3. Методология клинико-психологического исследования.30
3.1. Построение клинико-психологического исследования.36
Раздел 4. Типология нарушений психической деятельности.37
4.1. Нарушения ощущений и восприятия.37
4.2. Нарушения произвольных движений и действий.45
4.3. Расстройства речи, коммуникативных и учебных навыков.49
4.4. Нарушения памяти.53
4.5. Нарушения мышления.57
4.5.1. Нарушения операционной стороны мышления.60
4.5.2. Искажение процесса обобщения.60
4.5.3. Нарушения динамики мышления.60
4.5.4. Нарушения личностного компонента (нарушения целенаправленности мышления).60
4.6. Нарушения эмоциональной сферы.62
4.7. Тревожные расстройства.66
4.8. Расстройства настроения.70
4.9. Нарушения сознания.72
4.9.1. Общенаучная характеристика сознания.72
4.9.2. Определение сознания в психиатрии.73
4.9.3. Делириозное помрачение сознания.74
4.9.4. Онейроидное (сновидное) состояние сознания.74
4.9.5. Сумеречное состояние сознания.74
4.9.6. Аментивный синдром (аменция).75
4.9.7. Коматозное состояние.75
4.9.8. Деперсонализация.75
Раздел 5. Пограничные психические состояния.76
Раздел 6. Расстройства личности.82
6.1. Классификация личностных расстройств.86
6.1.1. Эксцентричные расстройства личности (с преобладанием нарушений мышления).87
6.1.2. Демонстративные расстройства личности (с преобладанием нарушений в эмоциональной сфере).88
6.1.3. Тревожно-астенические расстройства личности (с преобладанием нарушений волевой сферы).90
Раздел 7. Психосоматические расстройства.92
7.1. Концепция «субъективной картины болезни» как психологическая основа соматопсихических расстройств.101
7.2. Психология инвалидности.103
Часть II. Основы нейропсихологии.109
Раздел 1. Мозговые механизмы высших психических функций.109
1.1. Проблема локализации высших психических функций.109
1.2. Теоретические основы и практическое значение нейропсихологии.112
1.3. Структурно-функциональные принципы работы мозга.116
1.4. Концепция структурно-функциональных блоков мозга А. Р. Лурия.118
1.5. Синдромный анализ нарушения высших психических функций.121
Раздел 2. Проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия.123
Раздел 3. Основные нейропсихологические симптомы и синдромы.125
3.1. Сенсорные и гностические зрительные расстройства.125
3.2. Сенсорные и гностические слуховые расстройства.127
3.3. Сенсорные и гностические кожно-кинестетические расстройства.129
3.4. Нарушения речи при локальных поражениях мозга.130
3.5. Нарушение внимания при локальных поражениях мозга.134
3.6. Нарушения памяти при локальных поражениях мозга.135
3.7. Нарушения движений и действий при локальных поражениях мозга.136
3.8. Нарушения мышления при локальных поражениях мозга.139
3.9. Нарушения эмоций при локальных поражениях мозга.140
Раздел 4. Возможности практического применения нейропсихологии.141
4.1. Проблема восстановления высших психических функций.141
4.2. Нейропсихология в школе.144
4.3. Нарушение и восстановление функций письма, чтения и счета.146
Приложение 1. Терминологический словарь.151
Приложение 2. Нейропсихологические методики.153
Приложение 3. Иллюстративный материал.154
Часть III. Патопсихология.155
Раздел 1. Методологические основы патопсихологии.155
1.1. Патопсихология как составная часть клинической психологии.155
1.2. Соотношение патопсихологии и психопатологии. Предмет патопсихологии.156
1.3. Теоретические основы патопсихологии.157
1.4. Значение патопсихологии для общепсихологической теории.160
1.5. Задачи патопсихологии в клинике.162
1.6. Задачи детской патопсихологии.165
1.7. Возможность применения патопсихологического подхода в деятельности педагога-психолога.166
1.8. Дизонтогенетический подход к исследованию нарушений психики в детском возрасте.169
1.8.1. Понятие о психическом дизонтогенезе.169
1.8.2. Патопсихологические параметры психического дизонтогенеза.170
1.8.3. Классификация психического дизонтогенеза.172
Раздел 2. Методы патопсихологического исследования.174
2.1. Общая характеристика методов патопсихологического исследования.174
2.2. Принципы патопсихологического экспериментального исследования.175
2.3. Беседа и наблюдение в структуре патопсихологического эксперимента.178
2.4. Этапы и технология проведения патопсихологического исследования.182
2.4.1. Подготовка экспериментального исследования.182
2.4.2. Проведение экспериментального исследования.185
2.4.3. Анализ и интерпретация данных экспериментально-психологического исследования.188
Раздел 3. Патопсихологический подход к исследованию нарушений психической деятельности и личности при психических расстройствах.190
3.1. Нарушения восприятия.190
3.1.1. Проблема агнозий в патопсихологии.190
3.1.2. Псевдоагнозии при деменции.191
3.1.3. Патопсихологические исследования обманов чувств.191
3.1.4. Исследование нарушений мотивационного компонента перцептивной деятельности.192
3.2. Нарушения памяти.194
3.2.1. Нарушение непосредственной памяти.194
3.2.2. Нарушения опосредованной памяти.195
3.2.3. Нарушение динамики мнестической деятельности.197
3.2.4. Нарушение мотивационного компонента памяти.198
3.3. Нарушения мышления.198
3.3.1. Нарушение операциональной стороны мышления.199
3.3.2. Нарушение мотивационного (личностного) компонента мышления.201
3.3.3. Нарушение динамики мыслительной деятельности.203
3.3.4. Нарушение критичности мышления.205
3.4. Нарушения умственной работоспособности.206
3.4.1. Общепсихологическая характеристика работоспособности человека.206
3.4.2. Клинические проявления нарушения умственной работоспособности.207
3.4.3. Патопсихологический анализ нарушений умственной работоспособности при психических расстройствах.208
3.5. Нарушения личности.210
3.5.1. Нарушение опосредованности и иерархии мотивов.211
3.5.2. Нарушение смыслообразования.213
3.5.3. Нарушение подконтрольности поведения.214
3.5.4. Формирование патологических черт личности.214

Скачать:

Наталья Васильевна Репина, Дмитрий Владимирович Воронцов, Ирина Ивановна Юматова.

Основы клинической психологии.

Часть I. Теоретические основы клинической психологии.

Раздел 1. Введение в клиническую психологию.

1.1. Предмет клинической психологии.

1.1.1. История возникновения клинической психологии.

1.1.2. Задачи и разделы современной клинической психологии.

1.2. Работа клинических психологов в воспитательных и образовательных учреждениях.

1.2.1. Правовые и организационные аспекты клинико-психологической работы в воспитательных и образовательных учреждениях.

Раздел 2. Теория и методология клинической психологии.

2.1. Теоретические основания и основные методологические проблемы клинической психологии.

2.2. Норма и патология, здоровье и болезнь.

2.2.1. Проблема разграничения психологических феноменов и психопатологических симптомов.

2.3. Основные этапы и факторы возникновения психических и поведенческих расстройств.

Раздел 3. Методология клинико-психологического исследования.

3.1. Построение клинико-психологического исследования.

Раздел 4. Типология нарушений психической деятельности.

4.1. Нарушения ощущений и восприятия.

4.2. Нарушения произвольных движений и действий.

4.3. Расстройства речи, коммуникативных и учебных навыков.

4.4. Нарушения памяти.

4.5. Нарушения мышления.

4.5.1. Нарушения операционной стороны мышления.

4.5.2. Искажение процесса обобщения.

4.5.3. Нарушения динамики мышления.

4.5.4. Нарушения личностного компонента (нарушения целенаправленности мышления).

4.6. Нарушения эмоциональной сферы.

4.7. Тревожные расстройства.

4.8. Расстройства настроения.

4.9. Нарушения сознания.

4.9.1. Общенаучная характеристика сознания.

4.9.2. Определение сознания в психиатрии.

4.9.3. Делириозное помрачение сознания.

4.9.4. Онейроидное (сновидное) состояние сознания.

4.9.5. Сумеречное состояние сознания.

4.9.6. Аментивный синдром (аменция).

4.9.7. Коматозное состояние.

4.9.8. Деперсонализация.

Раздел 5. Пограничные психические состояния.

Раздел 6. Расстройства личности.

6.1. Классификация личностных расстройств.

6.1.1. Эксцентричные расстройства личности (с преобладанием нарушений мышления).

6.1.2. Демонстративные расстройства личности (с преобладанием нарушений в эмоциональной сфере).

6.1.3. Тревожно-астенические расстройства личности (с преобладанием нарушений волевой сферы).

Раздел 7. Психосоматические расстройства.

7.1. Концепция «субъективной картины болезни» как психологическая основа соматопсихических расстройств.

7.2. Психология инвалидности.

Часть II. Основы нейропсихологии.

Раздел 1. Мозговые механизмы высших психических функций.

1.1. Проблема локализации высших психических функций.

1.2. Теоретические основы и практическое значение нейропсихологии.

1.3. Структурно-функциональные принципы работы мозга.

1.4. Концепция структурно-функциональных блоков мозга А. Р. Лурия.

1.5. Синдромный анализ нарушения высших психических функций.

Раздел 2. Проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия.

Раздел 3. Основные нейропсихологические симптомы и синдромы.

3.1. Сенсорные и гностические зрительные расстройства.

3.2. Сенсорные и гностические слуховые расстройства.

3.3. Сенсорные и гностические кожно-кинестетические расстройства.

3.4. Нарушения речи при локальных поражениях мозга.

3.5. Нарушение внимания при локальных поражениях мозга.

3.6. Нарушения памяти при локальных поражениях мозга.

3.7. Нарушения движений и действий при локальных поражениях мозга.

3.8. Нарушения мышления при локальных поражениях мозга.

3.9. Нарушения эмоций при локальных поражениях мозга.

Раздел 4. Возможности практического применения нейропсихологии.

4.1. Проблема восстановления высших психических функций.

4.2. Нейропсихология в школе.

4.3. Нарушение и восстановление функций письма, чтения и счета.

Приложение 1. Терминологический словарь.

Приложение 2. Нейропсихологические методики.

Приложение 3. Иллюстративный материал.

Часть III. Патопсихология.

Раздел 1. Методологические основы патопсихологии.

1.1. Патопсихология как составная часть клинической психологии.

1.2. Соотношение патопсихологии и психопатологии. Предмет патопсихологии.

1.3. Теоретические основы патопсихологии.

1.4. Значение патопсихологии для общепсихологической теории.

1.5. Задачи патопсихологии в клинике.

1.6. Задачи детской патопсихологии.

1.7. Возможность применения патопсихологического подхода в деятельности педагога-психолога.

1.8. Дизонтогенетический подход к исследованию нарушений психики в детском возрасте.

1.8.1. Понятие о психическом дизонтогенезе.

1.8.2. Патопсихологические параметры психического дизонтогенеза.

1.8.3. Классификация психического дизонтогенеза.

Раздел 2. Методы патопсихологического исследования.

2.1. Общая характеристика методов патопсихологического исследования.

2.2. Принципы патопсихологического экспериментального исследования.

2.3. Беседа и наблюдение в структуре патопсихологического эксперимента.

2.4. Этапы и технология проведения патопсихологического исследования.

2.4.1. Подготовка экспериментального исследования.

2.4.2. Проведение экспериментального исследования.

2.4.3. Анализ и интерпретация данных экспериментально-психологического исследования.

Раздел 3. Патопсихологический подход к исследованию нарушений психической деятельности и личности при психических расстройствах.

3.1. Нарушения восприятия.

3.1.1. Проблема агнозий в патопсихологии.

3.1.2. Псевдоагнозии при деменции.

3.1.3. Патопсихологические исследования обманов чувств.

3.1.4. Исследование нарушений мотивационного компонента перцептивной деятельности.

3.2. Нарушения памяти.

3.2.1. Нарушение непосредственной памяти.

3.2.2. Нарушения опосредованной памяти.

3.2.3. Нарушение динамики мнестической деятельности.

3.2.4. Нарушение мотивационного компонента памяти.

3.3. Нарушения мышления.

3.3.1. Нарушение операциональной стороны мышления.

3.3.2. Нарушение мотивационного (личностного) компонента мышления.

3.3.3. Нарушение динамики мыслительной деятельности.

3.3.4. Нарушение критичности мышления.

3.4. Нарушения умственной работоспособности.

3.4.1. Общепсихологическая характеристика работоспособности человека.

3.4.2. Клинические проявления нарушения умственной работоспособности.

3.4.3. Патопсихологический анализ нарушений умственной работоспособности при психических расстройствах.

3.5. Нарушения личности.

3.5.1. Нарушение опосредованности и иерархии мотивов.

3.5.2. Нарушение смыслообразования.

3.5.3. Нарушение подконтрольности поведения.

3.5.4. Формирование патологических черт личности.

Учебник составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для специальности 031000 «Педагогика и психология». В нем рассмотрены теоретические основы клинической психологии, мозговые механизмы высших психических функций, а также дан патопсихологический анализ нарушений познавательной и эмоционально-личностной сферы человека.

Учебник будет полезен для студентов-психологов, школьных учителей, студентов педагогических вузов, врачей.


Похожая информация.


1. Характерные особенности клинической психологии.

1) Клиническая психология - самая человечная

Цель клинической психологии - помогать страждущим людям; имеет дело непосредственно с индивидом, с живым человеком. Занимается исследованием не видовых, а индивидуальных особенностей субъекта.

2) Клиническая психология - наиболее практически внедренная

С момента зарождения клиническая психология привязана к практике. благодаря этому она получила наименьший ущерб в период гонений на психологию.

3) Для клинической психологии свойственна гармоничность развития практического и научно-теоретического аспектов

Несмотря на то, что научно-теоретические основы зачастую шли за практической работой, они весьма разработаны. Первая лаборатория экспериментальной психологии была создана В.М. Бехтеревым и ориентирована на клиническую психологию.

4) Клиническая психология - дисциплина, жизненно важная для человека

Знания клинической психологии, так как они связаны с конкретно-индивидуальными особенностями, позволяют человеку работать с собственно психологическими проблемами, в том числе - в повседневном общении с окружающими людьми.

5) Клиническая психология - наиболее масштабная и приоритетная среди других психологических наук.

В мире клинические психологи составляют большинство среди психологов. Так, например, в США около 150000 психологов, из них 90000 - клинические психологи.

6) Клиническая психология - мультидисциплинарная наука

Для нее характерны контакты с медициной, анатомией, физиологией, генетикой, юриспруденцией, всеми остальными областями психологии.

7) Клиническая психология имеет существенное значение для решения фундаментальных психологических проблем, инициирует их решение:

Психика и сома (соотношение души и тела)

Психология телесности

Мозг и психика

Структура психических функций

Психодиагностика

Психология воздействия

Психология бессознательного

Психология индивидуальных различий

2. Медицинская психология и клиническая психология.

Клиническая психология - область профессиональной деятельности психолога.

Медицинская психология - область психологических знаний, вносимая в сознание медицинских работников. Сюда входят некоторые аспекты психологии личности, психологии развития, проблемы деонтологии и др.

Предмет медицинской психологии - особенности психической деятельности больного в их значении для патогенетической и дифференциальной диагностики болезни, оптимизации ее лечения и предупреждения (сохранения и укрепления здоровья).

Конкретные цели медицинской психологии могут быть сформулированы так: изучение психологических факторов, влияющих на развитие болезней, их профилактику и лечение; изучение влияния тех или иных болезней на психику; изучение психических проявлений различных болезней в их динамике; изучение нарушений развития психики; изучение характера отношений больного человека с медицинским персоналом и окружающей его микросредой; разработка принципов и методов психологического исследования в клинике; создание и изучение психологических методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях.

3. Клиническая психология - приоритетная область психологии.

см. вопрос 1

4. Внедренность клинической психологии в практику.

см. вопрос 1

5. Гармоничность развития научно-теоретического и практического аспектов клинической психологии.

см. вопрос 1

6. Сферы приложения клинических психологов (в рамках медицины и вне медицинских учреждений).

Информации о норме и аномалии развития детей уже много в отношении всех сфер психики, от праксиса до речи. В каждом конкретном случае важно вовремя отдиагносцировать аномалию развития, пока ее еще можно скорректировать, а то потом может оказаться поздно. Это относится к большинству форм олигофрении, шизофрении, ДЦП, микроцефалии и другим нарушениям генетического, пренатального и родового характера.

Конкретные блоки проблем, с которыми приходят люди к клиническим психологам:

1) Нарушения, связанные с эмоциональной депривацией

Особенно часто в отношении детей из детдомов, трудных семей - дети растут агрессивными, ригидными, причем если трудности в школьном обучении можно потом скомпенсировать, то проблемы в эмоционально-мотивационной сфере будут сказываться постоянно - в виде коммуникационных трудностей, бытовой беспомощности, трудовой неадаптивности и пр. Эти дети также подвержены заболеваниям психосоматического круга.

2) Проблемы общения ребенка с близкими людьми (проблемы у близких)

Разлады в семье на почве ребенка сказываются на нем и его желании и умении общаться. Например, больной ребенок становится предметом раздоров между родителями, идут взаимные обвинения, это отражается на ребенке. Или феномен гиперопеки, преувеличение слабости и беззащитности ребенка (обычно со стороны матери). Или эмоциональное отвержение ребенка, не соответствующего ожиданиям родителей.

Искажение детско-родительских отношений неминуемо ведет к ранней гипертонии, колитам, язве желудка, нейродермитам, бронхиальной астме и пр. психосоматике.

3) Ранний детский аутизм при нормальном физическом развитии. Иногда - в контексте шизофрении, но чаще как самостоятельный синдром.

Сам феномен впервые описан в 40-е Каннером: дети не используют устную речь как инструмент общения. Понимают, пишут, читают, никого не отвергают. Но не коммуницируют и отвечают односложно. Отсюда деформации развития - искажение самооценки, представления о других людях и т.д.

С такими детьми работают целые группы психологов. Месяцами, годами эти дети ходят в небольшие группы, где проводится коррекция.

Некоторые дети при обучении в школе изначально неуспешны в некоторых предметах вследствие ММД (на уровне темпов созревания различных мозговых операций, минимальная деформация этапов развития), и, если начать давить на ребенка, могут развиться неврозы.

5) Диагностика случаев нарушения или ослабления интеллектуальной деятельности

В этих случаях задача психолога - отличить умственное недоразвитие от простой задержки умственного развития. Первое - врожденный дефект, "малоумие", генетическое нарушение; второе - следствие неблагоприятной внешней ситуации, инда бывает похоже на первое.

6) Диагностика личностных особенностей (особенностей характера и темперамента - акцентуаций и психопатий) и связанных с некоторыми из них предневротических и невротических состояний (изменений психосоматической сферы, выраженных в снижении работоспособности, внимания, памяти, ухудшения настроения, нарушения сна и половых функций), в основе которых может лежать психологический дискомфорт.

ВЗРОСЛЫЕ

7) Локализация поражения на основании поведенческих проявлений - определение очага поражения (или кровоизлияния) после инфаркта, например, или после травмы.

8) Посттравматический синдром (обнаружен после Вьетнама)

Диагностика и коррекция невротических и депрессионных состояний, профилактика суицида, алкоголизма, наркомании.

9) Психосоматические заболевания (ССС, бронхиальная астма, язвы, нейродермиты)

Риск этих заболеваний зависит от личностных особенностей и стрессогенных факторов. Задачи психолога - диагностика и прогноз развития заболевания, коррекция послеоперационных состояний, профилактика алкоголизма и наркомании.

7. Практические функции клинических психологов.

1. Диагностика.(Это наиболее традиционная функция, наиболее "старая". Специфика клинико-психологической диагностики: синдромальность - выделение и качественное описание синдрома, прогностичность.)

1) нозологическая (с помощью нозологических единиц)

В начале 18 века "одержимых бесами" впервые признали психически больными, но этих больных сначала было трудно расклассифицировать, систематизировать. Потом стали выделять симптомы - общие признаки психических нарушений, которые можно увидеть у разных людей. Но симптом - единичный и малоинформативный признак болезни, поэтому следующим этапом стало выделение синдромов - закономерных сочетаний симптомов. Сейчас описаны даже стереотипы развития и движения синдромов, динамика.

Клинико-психологический синдром, в отличие от медицинского (рядоположного набора), это структура, система взаимосвязанных нарушенных психических функций и свойств личности. В основе синдрома должен лежать некий фактор, который связан со всеми изменениями.

В медицине для выделения синдрома применяется метод наблюдения, причем он позволяет только описать симптомы, проявления болезни, итоговые нарушения психической деятельности. Клинический психолог пытается выделить закономерности нарушения, используя экспериментальный метод. Особенно этот метод актуален в сложных для диагностики случаях - латентное протекание болезни, ремиссия (временное ослабление симптомов), диссимуляция симптомов больным. В этих случаях клинический психолог может подобрать прицельный комплекс методик с учетом гипотезы, пола, возраста, анамнеза больного.

2) топическая - участие психологов в определении места поражения мозга, так как при разных локализациях мозговых поражений наблюдаются разные нарушения психики.

Существуют медицинские методы невропатологической диагностики, но они не всегда точны, кроме того, существуют т.н. "немые" зоны мозга (ассоциационные отделы), которые не поддаются прямой медицинской диагностике.

3) индивидуально-психологическая - диагностика личности человека с целью выявления предрасположенности к различным заболеваниям в связи с личностными чертами и особенностями (характер, темперамент - акцентуации, психопатии).

Здесь же возможна другая цель - дать коррекционные и реабилитационные рекомендации в послеболезненных состояниях.

Основные категории клинической психологии. Категория «фактора» в клинической психологии. Фактор как синдромообразующий вектор. Проблема открытия и обоснования природы факторов. Фактор как исходная основа нарушения (изменения) психологической деятельности и конечный результат клинико-психологического анализа патологии психики. Факторы как функции разных систем организма, обеспечение естественной основы формирования и функционирования психических процессов. Связь факторов с разными системами организма. Факторы ЦНС (мозговые), биохимические, генетические и др. Различия природы факторов при локальной патологии мозга, психических и других болезнях.

Категория психологического синдрома. Психологический синдром как структурированная система измененных (нарушенных) психических процессов и свойств психики, являющаяся следствием (прямым или опосредованным) нарушений тех или иных факторов. Клинические (психопатологические, неврологические) и психологические синдромы, их различия. Типы синдромов в нейропсихологии, патопсихологии и при психосоматических расстройствах. Различия в составе синдромов, их генезисе и динамике. Роль симптомообразующих факторов в особенностях синдромов. Онтологические и гносеологические проблемы связи факторов и синдромов.

Синдромный, качественный системно-структурный анализ патологии психики. Системный подход к квалификации нарушений психической деятельности. Природа патологических состояний - онтологическая основа выявления структурных “конструкций” психической деятельности. Качественный и количественный анализ синдромов.

Категория “внутренних переменных” и “процессуальная” ориентация клинико-психологических исследований. Патология психики: модели парциального изменения (нарушения, выпадения) тех или иных радикалов (компонентов, звеньев) структуры психической деятельности. Вариативность этих изменений при разных видах патологии - возможность для выявления роли и вклада этих “внутренних переменных” в структуру психической деятельности. Направленность клинико-психологических исследований на раскрытие внутренней структуры психических процессов и ее изменений. Предмет анализа психологов. Отличие от клинического (медицинского) метода.



Другие составляющие категориально-понятийного аппарата клинической психологии: психология здоровья, психическое здоровье, дезадаптация, психологическая профилактика, консультирование и психологическая коррекция, психотерапия, психологическая реабилитация, дефект и компенсация, аномалии личности, акцентуации характера, психологические факторы повышенного риска заболеваемости, внутренняя картина болезни, природные (биологические) основы развития психики, распад психики, аномалии психического развития и др.

Значение клинической психологии в решении общих проблем психологии. Вклад исследований патологии психической деятельности в решение фундаментальных проблем общей психологии. Вклад клинической психологии в решение общепсихологических проблем.

История реализации идеи связи души и тела. Античная медицина о влиянии душевных состояний на здоровье человека. Развитие этой идеи в истории медицины.

Современные подходы к решению проблемы взаимосвязи психических и телесных процессов. Исследования психосоматических болезней как моделей изучения этой проблемы. Психология телесности.

Проблема мозговой локализации психических функций. Пересмотр понятий “функция”, “локализация”. Вклад нейропсихологии в изучение мозговых механизмов высших психических функций человека на материале локальных поражений мозга и других моделях.

Принцип синдромного анализа в раскрытии структурной организации психической деятельности. Онтологические основы формирования психологических синдромов при патологии и аномалиях развития. Категория “фактора” как синдромообразующего радикала. Синдром как структурная организация системы измененных психических процессов и свойств, обнаруживающих общие звенья – факторы – в своем строении. Синдромный анализ психической деятельности как путь к преодолению функционализма в психологии.

Первые психологические диагностические приемы - в клинике умственно отсталых детей. Интенсивное развитие методов психологической диагностики, в области клинической психологии. Основные принципы диагностики в клинической психологии: синдромный анализ, прогностическая ориентация, индивидуально-качественный подход. Принципы построения диагностических исследований. Клинико-психологический эксперимент как моделирование различных видов психической деятельности. Принцип “функциональной пробы”. Границы стандартизации и формализации диагностических методов.

Приемы и методы клинической психотерапии и их использование в разработке теории психологического воздействия. Психологическая коррекция, как исправление устойчивых свойств психики, являющихся факторами риска заболеваемости или инвалидизации. Этические проблемы психологической коррекции (“не навреди”). Принципы психологической коррекции и их общепсихологическое значение.

Проблема взаимодействия биологического и социально-средового факторов в развитии и распаде психической деятельности. Анализ патологии психической деятельности, обнаружение конкретных взаимоотношений биологических и средовых факторов в формировании и функционировании психики. Патологические состояния: разнообразные варианты моделей изменения тех или иных биологических факторов. Соотнесение эффектов их проявлений с наблюдаемыми средовыми влияниями - одна из возможностей решения рассматриваемой общепсихологической проблемы. Биологически детерминированные варианты патологически измененной психической деятельности (локальные поражения мозга, олигофрении, наследственные психические заболевания и т.д.) - естественный эксперимент, позволяющий выявить взаимодействие и реальный вклад конкретных биологических факторов и социальных влияний в процессы формирования и функционирования психической деятельности.

Бессознательное. Неосознаваемые формы психической деятельности. Патология психики как исходный материал для разработки проблемы бессознательного З.Фрейдом. Психоанализ и психоаналитические методы лечения. Пограничные нервно-психические расстройства, гипнотические состояния, варианты патологии сознания, психосоматические недуги. Неврозы, реактивные состояния, психосоматозы - проявления неосознаваемых форм мотивационной и эмоциональной сферы психической жизни человека. Бессознательные механизмы психотерапевтических воздействий.

Личность. Проблема психической “нормы”. Разнообразие психологических концепций личности. Многоаспектность понятия “личность”. Разное значение категории “личность” в структуре различных наук (клиническая психология, психиатрия, медицина, социология, педагогика и т.д.). Значение понятий “личность больного человека”, “преморбидная личность”, “измененная личность” в медицине и клинической психологии.

Операциональное использование понятия “личность” в патопсихологии. Проблема нарушений личности в нейропсихологии.

Проблема “нормы” в психологии. Анализ существующих критериев определения “нормы”. Клинико-психологический и общепсихологический аспекты.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

    Общая характеристика клинической психологии, ее задачи и сферы приложения. Теоретические основы отечественной клинической психологии. Вклад клинической психологии в разработку общепсихологических проблем. Методологические принципы клинической психологии.

    реферат , добавлен 18.11.2010

    Рассмотрение понятия и сущности клинической психологии как науки, изучающей поведенческие особенности людей в ситуациях различных психических заболеваний. Изучение структуры данной науки. Характеристика основных направлений клинической психологии.

    курсовая работа , добавлен 22.01.2015

    Понятие, задачи и структура клинической психологии. Предмет исследования нейропсихологии, психосоматики и патопсихологии. Изучение методов диагностики и коррекции при психических расстройствах в психиатрической клинике. Основные цели нейропсихологии.

    реферат , добавлен 23.07.2015

    Междисциплинарный статус клинической психологии. Социально-отклоняющееся поведение личности. Теоретико-методологические проблемы клинической психологии. Психические функции. Концепция нравственных и правоправных способностей. Методика "Пиктограмма".

    курсовая работа , добавлен 23.11.2008

    Определение, структура, цель и задачи клинической психологии. История ее развития. Характеристика отраслей науки: нейропсихологии, патопсихологии, психосоматики, психологии аномального развития (дизонтогенеза психики), психотерапии, психокоррекции.

    презентация , добавлен 12.05.2012

    Исследование принципов теории деятельности человека в психологии А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна. Изучение концепции высших психических функций Л.С. Выготского. Рассмотрение знаков как основы символического моделирования явлений объективного мира.

    контрольная работа , добавлен 22.02.2012

    Задачи психологии. Психология личности и понятие об эмоциях. Темперамент и характер. Социальное поведение человека. Психология управления как наука. Современное состояние образования. Роль семьи в воспитании. Самовоспитание и самосовершенствование.