Главная · Болезни кишечника · Ленинское завещание похоронить его возле матери: правда или миф? Четыре большие лжи о захоронении ленина

Ленинское завещание похоронить его возле матери: правда или миф? Четыре большие лжи о захоронении ленина


"...Ленинское завещание похоронить его возле матери на Волковом кладбище Петербурга не выполнено до сих пор.. ."
С другой стороны в книге "
Правда и вымыслы о мавзолее и кремлевском некрополе ",

"....За три дня — 23, 24 и 25 января — ЦК РКП(б) и Комиссия по похоронам получили более тысячи телеграмм и писем, в которых народ просил: отложить похороны, сохранить тело Владимира Ильича.

…Попытки бальзамирования великих людей известны с древнейших времен. Например, скончавшийся царь Александр Македонский (IV век до н. э.) долго сохранялся в меду, куда его поместили верные воины. Такой же чести удостоили современники иудейского царя Аристовула. Аналогичные попытки длительного хранения тел выдающихся исторических деятелей были и в Европе. Так, в 1135 г. забальзамировали умершего английского короля Генриха I, а в 1410 г. — папу римского Александра V, что опровергает лживые утверждения, будто подобное сохранение тел усопших не по-христиански. Но эти и многие другие попытки окончились неудачей. Большой интерес представляет бальзамирование тела знаменитого русского хирурга Н. И. Пирогова (1810-1881), более 120 лет покоящегося в стеклянном саркофаге в мавзолее в его имении «Вишня» близ Винницы. Кстати, на бальзамирование Н. И. Пирогова, проведенное по желанию его вдовы, было получено разрешение Священного Синода.

…Одной из первых пришла в Москву телеграмма с Путиловского завода. «Необходимо, — просили рабочие и инженеры, — чтобы Ильич физически остался с нами и чтобы его можно было видеть необъятным массам трудящихся».

«Предавать земле тело столь великого и горячо любимого вождя, каким является для нас Ильич, ни в коем случае нельзя, — писали рабочие Рогожско-Симоновского района Москвы. — Мы предлагаем забальзамировать прах и поместить в стеклянный герметически запаянный ящик, в котором прах вождя можно будет сохранять в течение сотен лет…»

Так же решили крестьяне Шарлыкской волости Оренбургской губернии: тело Ленина «не зарывать в землю, как обыкновенного смертного, не скрывать от наших глаз, оставить забальзамированным».

Киевские железнодорожники просили «немедленно поручить соответствующим специалистам разработку вопроса о сохранении тела дорогого Владимира Ильича на тысячи лет». Красноармейцы 9-го радиобатальона писали: «Пусть люди науки приложат все силы для этого…» Шахтеры Донбасса телеграфировали: «Возможность видеть любимого вождя, хотя и недвижимым, отчасти утешит горе утраты и вдохновит на дальнейшие бои и победы». Многие граждане присылали письма, в которых просили: «Тело Ленина не предавать земле, а забальзамировать и поместить в центральный музей — этим самым рабочие будут иметь возможность видеть вождя пролетариата».

Поток подобных писем и телеграмм рос с каждым днем.

«Идя навстречу желанию, заявленному многочисленными делегациями, и обращениям в ЦИК Союза ССР и в целях предоставления всем желающим, которые не успеют прибыть в Москву ко дню похорон, возможности проститься с любимым вождем, Президиум Центрального Комитета Союза ССР постановляет:

2. Склеп соорудить у Кремлевской стены, на Красной площади среди братских могил борцов Октябрьской революции».

В документальном телефильме «Горестный январь двадцать четвертого», выпущенном в 1990 г., сценаристы добавили от себя, что Н. К. Крупская «не приняла этого решения». Многие поняли так: Надежда Константиновна была-де против Мавзолея. Это неверно. Известно, что Н. К. Крупская присутствовала на съезде, выступала там с речью, посвященной памяти Ленина, и голосовала за принятие решения о строительстве Мавзолея. Ни одного высказывания Н. К. Крупской против сооружения Мавзолея нет.

Почему родилась телеверсия? Надежда Константиновна некоторое время возражала против бальзамирования В. И. Ленина на длительный срок (а не против возведения Мавзолея). Ведь после кончины Владимира Ильича его забальзамировали на несколько дней, до похорон, чтобы все желающие могли проститься с ним в Доме союзов… Но с 23 января начали поступать тысячи телеграмм и писем с просьбами не предавать В. И. Ленина земле, а поручить ученым сохранить его облик на многие годы. И вскоре Н. К. Крупская, учитывая многочисленные просьбы трудящихся, согласилась с ними.

«Сенсационное» заявление литератора Ю. Карякина на Съезде народных депутатов СССР в 1989 году, будто Ленин хотел быть похороненным рядом с могилой матери на Волковом кладбище, — типичная утка. Такое завещание не известно ни ученым, ни даже родственникам Ленина.

Племянница В. И. Ленина Ольга Дмитриевна Ульянова свидетельствует: «Хотела бы с полной убежденностью заявить, что эти утверждения Карякина не соответствуют действительности. Все свои детские и юношеские годы я провела вместе с членами семьи Ульяновых — моим отцом Дмитрием Ильичам, с Марией Ильиничной, Анной Ильиничной и Надеждой Константиновной в Кремле и в Горках…

Никогда никто из них не говорил о том, что существовало какое-то ленинское завещание по поводу захоронения.

Более четверти века я изучаю архивы Владимира Ильича Ленина и семьи Ульяновых, их переписку, воспоминания. Но о „версии“, которую выдвигает Карякин, нигде нет даже малейшего упоминания. Приводимый им „факт“ не подтверждается документально».

А вот мнение ученых. «Ни Надежда Константиновна, ни близкие и соратники Владимира Ильича, — заявил после выступления Карякина заведующий сектором произведений В. И. Ленина Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС доктор исторических наук А. М. Совокин, — не ставили вопрос о том, чтобы тело вождя было захоронено». Это же засвидетельствовал директор музея «Кабинет-квартира Ленина в Кремле» кандидат исторических наук А. Н. Шефов. На просьбы ученых сказать, откуда у него такие сведения, Карякин юлил: якобы где-то… когда-то… от кого-то… что-то слышал. Ведь знал же, что никакого завещания не было — не мог не знать! — и все равно изворачивался.

«Инициатива» Карякина — одна из первых атак некоторых витий, упражняющихся в ниспровержении авторитетов советской истории.

Участники Съезда народных депутатов СССР не поддержали Карякина. Наоборот, Г. В. Быков (Ленинград) заявил с трибуны парламента, что выступление Карякина возмутило его до глубины души и оскорбило. «Захоронение Владимира Ильича Ленина в Мавзолее на Красной площади, — напомнил он, — это волеизъявление народа, это память народа, и мы должны сохранить их в веках». Народные депутаты В. И. Яровой (Таллин) и А. А. Соколов (Нижний Новгород) назвали слова Карякина кощунственными. В ответ на его выступление участники Съезда посетили Мавзолей и возложили венок. Фотографии этой церемонии опубликовали все газеты на первых страницах....."

Поэтому вопрос - где можно с ним - завещанием ознакомиться, завещание похоронить его возле матери: правда или миф?

Этот миф пущен теми ребятами, которые всячески пропагандируют инициативу выноса Ленина из Мавзолея. То есть господин Мединский, всякие ЛДПРовцы, Фонды Василиев Великих и другие антисоветские элементы. Ну и белоэмигранты, разумеется.

Условное название мифа:

Завещание Ленина о месте погребения

Развёрнутое описание:

Ленин завещал похоронить себя на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге, рядом с матерью.

Примеры использования:

«Тело Ленина - главного разрушителя Церкви и отъявленного русофоба, - убирать нужно, выполняя тем самым, кстати, его завещание - похоронить его на кладбище рядом с матерью.» Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель церкви св. Николая на Берсеневке.

Действительность:

В 1997 году в ответ на запрос президента России Б.Н. Ельцина Российский центр хранения и изучения документов новейшей истории (бывший Центральный партийный архив) составил следующую официальную архивную справку: «В РЦХИДНИ не имеется ни одного документа Ленина или его близких и родственников относительно «последней воли» Ленина быть захороненным на определенном российском (московском или петербургском) кладбище… В письме к дочери Инессы Арманд Надежда Константиновна Крупская писала: «Его надо похоронить с товарищами; вместе под Красной (Кремлевской) стеной пусть лежат» (Реквизиты письма: РЦХИДНИ, ф. 12, оп. 2, д. 254, л. 7 об.).

Миф же о Волковом кладбище восходит к крайне тенденциозному историку Акиму Арутюнову. Исчерпывающее представление об уровне его аргументации дает нижеприведенное интервью.

Корреспондент : Господин Арутюнов, Вы несомненно знаете, что в российском обществе не перестают спорить по вопросу, выносить тело Ленина из мавзолея и предать его земле, или оставить эту мумию там, где она сегодня находится. Редакция «Великой Эпохи» хотела бы знать Ваше отношение к этому вопросу.
А. А.: Вы, очевидно, из моих трудов знаете, что я, опираясь на архивные документы и свидетельства современников, выступаю как критик Ленина. Поэтому считаю, что было бы правильно, если по данному вопросу сошлюсь на свидетельство хозяйки «конспиративной» квартиры Ленина в Петрограде М. Ф. Фофановой, с которой я с марта 1971 года до начала 1976 года поддерживал связь, и которая была моим научным консультантом по научной работе. Вот, что я записал с ее слов 25 мая 1971 года у меня дома:
«…У Надежды Константиновны был подавленный вид. За три месяца со дня кончины Владимира Ильича она очень изменилась, состарилась. Она долго молчала, затем тихим голосом заговорила: «Надругается Сталин над Владимиром Ильичем. 6 марта, когда у Володи случился рецидив, и состояние здоровья резко ухудшилось, он обратился ко мне с просьбой: «Надюша, - сказал он, - очень прошу, постарайтесь с Маняшей сделать все, чтобы меня похоронили рядом с мамой».
Когда Володю привезли из Горок в Москву, я переда его просьбу Сталину, а он дернул несколько раз, за правый ус и сказал: «Владимир Ильич больше принадлежал партии, ей и решать, как с ним поступить». Я ничего не смогла ответить этому человеку».
Корреспондент : Скажите, пожалуйста, это единственное свидетельство, касающееся завещания Ленина?
А. А.: В смысле завещания да. Но сохранилось одно весьма интересное письмо Ленина сестрам - Анне и Марии от 8 марта 1898 года, посланное из Шушенского в Москву, куда переехала семья Ульяновых из Сибирска(sic). Его содержание, на мой взгляд, дает основание безоговорочно вынести мумию Ленина из мавзолея и похоронить ее там, где пожелал он сам. \\Вот отрывок его письма Ленина сестрам:
« А ведь скверный город Москва, а? Сидеть там скверно, книги издавать скверно, - и почему это вы за нее держитесь? Я, право, изумился, когда Марк сообщил мне, что ты (Анна - А. А.) против переселения в Санкт- Петербург…»
Думается, здравомыслящие и уважающие себя российские граждане, особенно москвичи, должны же понять, что человек, который оскорблял Москву гадкими словами, он тем самым лишил себя морального права находиться в этом городе, в любом состоянии. Ленин не любил Москву, он был чужим человеком, как для москвичей, так и всех граждан России.

Как видите, Арутюнов прямым текстом признаёт, что никаких письменных подтверждений его версии не существует. Фофанову, умершую в 1976 г., спросить не удастся. Разговор, если он был, имел место дома у Арутюнова, а значит, независимых свидетелей также нет. Таким образом, остается положиться на порядочность и беспристрастность автора. А на них рассчитывать не приходится, достаточно прочесть следующий абзац интервью. На основании того, что в 1898 году Ильич раздражённо побрюзжал, что ему не нравится в Москве, г-н Арутюнов объявляет его ярым москвофобом и отказывает в праве здесь покоится. Нужны ли тут комментарии?

Вывод о недостоверности его версии можно сделать и из сопоставления подлинного, хранящегося в архиве письма Крупской и мифического рассказа Фофановой. Если верить Арутюнову, Крупская сокрушалась о нарушении последней воли Ленина. Но в письме мы не видим и следа таковых переживаний, Крупская чётко и недвусмысленно высказывает своё мнение: Ленина надо похоронить у Кремлевской стены, рядом с товарищами.


Ложь первая. Основной пропагандистский удар концентрируется на внушении общественному мнению идеи захоронения Ленина. И здесь подлый расчет очевиден – какой нормальный человек будет возражать против захоронения останков умершего. Хотя в случае с Лениным речь идет о перезахоронении.

Казалось, очевидная для всех вещь – Ленин захоронен. Как основатель Российской Федерации и СССР Владимир Ильич Ленин захоронен с высшими государственными почестями 27 января 1924 года.

Кстати, и у современников не возникало сомнений о том, что Ленин захоронен. Газетные статьи и заметки января-марта 1924 года пестрели заголовками: «Могила Ленина», «У могилы Ильича», «На могиле Ленина» и т.п.

И форму захоронения определил высший орган власти страны - II Всесоюзный съезд Советов – в земле, на глубине трех метров в склепе, над которым возведен Мавзолей. Кстати, за это решение голосовала и делегат съезда, вдова Ленина Надежда Константиновна Крупская.

Даже рассматривая захоронение В.И.Ленина с позиций современного законодательства, а оно учитывает и существующие православные культурные традиции русского народа, следует признать склеп и Мавзолей над ним полностью соответствующими современным законам Российской Федерации. Забальзамированное тело Ленина покоится в гробе-саркофаге на глубине трех метров под землей, что полностью соответствует нормам Федерального закона «О погребении и похоронном деле» от 12.01.1996 г. В статье 3 этого закона говорится: «Погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп)». А тело Ленина, напомним еще раз, захороненное в склепе (сводчатой гробнице, заглубленной в землю).

Подмену понятий «захоронение» и «перезахоронение» в массированном информационном потоке обычному гражданину заметить трудно: ведь очень высок уровень режиссуры – все государственные СМИ, включая телевидение, даже «независимые» информагентства и либеральные оппозиционные издания пишут только о «захоронении», тщательно скрывая подмену понятий.

Политическим инициаторам перезахоронения очень не выгодно предстоять перед лицом общественности в обличье гробокопателей. Отсюда и ложь о необходимости захоронения, которой нет.

Ложь вторая. Тело Ленина выставлено на обозрение, покоится не по-христиански, не предано земле.

Напомним публичное заявление родной племянницы Ленина Ольги Дмитриевны Ульяновой: «Я неоднократно заявляла и повторю еще раз, что категорически против перезахоронения Владимира Ильича Ленина. Нет никаких для этого оснований. Даже религиозных. Саркофаг, в котором он лежит, находится на три метра ниже уровня земли, что соответствует и захоронениям по русскому обычаю, и православному канону».

Ольга Дмитриевна не раз уже давала отпор гробокопателям, утверждающим, что якобы Ленин захоронен не в соответствии с народными традициями, вне рамок православной культурной традиции. Напомним, в этой связи, также информацию Г.А.Зюганова о консультациях руководства СССР с представителями Русской православной церкви при проведении очередных реконструкционных работах в Мавзолее: «Вновь хочу подчеркнуть, что форма захоронения В.И.Ленина не противоречит нашим национальным традициям и православным канонам. Когда 30 лет назад в СССР вели реконструкцию Красной площади, то власти консультировались с представителями Русской православной церкви. Было подтверждено: соблюдено одно из главных условий традиции: тело Ленина захоронено в усыпальнице более чем на два метра ниже уровня земли».

На счет того, что тело не предано земле, ответ дан уже исходя из положений Федерального закона «О погребении и похоронном деле»: захоронение в склепе и есть форма захоронения в земле.

А теперь по поводу обозрения захороненного тела. Такой ли уж это исключительный случай в практике захоронения великих, прославленных людей в странах с сильной христианской культурной традицией?

Самый известный пример захоронение в открытом для обозрения саркофаге великого русского хирурга Николая Пирогова под Винницей. Саркофаг с гробом великого ученого помещен в склеп, что является одной из форм захоронения в земле и вот уже почти 130 лет выставлен на обозрение. Как написано в определении Святейшего Синода в Петербурге «дабы ученики и продолжатели благородных и богоугодных дел раба Божьего Н.И. Пирогова могли лицезреть его светлый облик».

А вот выдержка из заключения Председателя комиссии ЦИК Союза ССР по похоронам В. И. Ульянова (Ленина) Ф. Дзержинского: «Идя навстречу пожеланиям широких масс Союза ССР и других стран - видеть облик покойного вождя, комиссия по похоронам В. И. Ульянова (Ленина) решила принять меры, имеющиеся в распоряжении современной науки, для возможно длительного сохранения тела».

Чем в данном случае решение государственного органа Российской Империи, которым был Святейший Синод, разрешивший «лицезреть светлый облик» усопшего ученого Пирогова его ученикам и почитателям, отличается от такого же решения высшего органа государственной власти в лице Съезда Советов и ЦИК СССР? Ничем? Тогда почему по первому поводу все спокойно, а по второму стоит вселенский гвалт?

Как видим, в случае с шумом вокруг формы захоронения Ленина на лицо политическое лукавство, прикрытое некоторыми псевдорелигиозными заклинаниями.

Ведь никто ни в случае с Пироговым, ни тем более в случае с Лениным не ставит вопрос о копировании практики отношения к мощам святых, канонизированных Церковью. Никто тел Пирогова или Ленина по стране для поклонения верующими, как это поступает Церковь с мощами святых, не возит. К забальзамированным телам усопших великих людей никто не прикладывается. Всем понятно, что их нетленность – это признание их заслуг перед людьми (государством, обществом, различными сообществами и т.п.). Всего лишь граждане, которые почитают столь великих государственного и научного деятелей, заходя в склеп, получают возможность «лицезреть светлый облик».

Кстати, в такой яро католической стране сходный подход был при погребении «начальника государства», отца-основателя Второй Речипосполитой маршала Пилсудского, у которого отношения с официальной церковью были также далеко не безоблачными. Он из католичества переходил в протестантство, затем опять в католичество. Да и майский переворот 1926 года, устроенный основателем государства был весьма кровавым. Да и в создании концлагерей Пилсудский очень хорошо отличился. Но… основатель государства. Хотя католическая церковь даже занималась после захоронения перетаскиванием его останков по вавельским склепам, чем был спровоцирован конфликт епископата с президентом Мостицким.

Напомним, Пилсудский был захоронен в 1935 году в Вавельском замке, в склепе в стеклянном гробу. Но бальзамирование оказалось малоэффективным. В итоге было оставлено только небольшое окошко, которое в настоящее время закрыто.


Первоначальный стеклянный гроб отца-основателя II Речи Посполитой маршала Пилсудского до переноса его в склеп под башней Серебряных Колоколов в Вавеле

Ложь третья. Продолжают предприниматься попытки внушить обществу, что нужно выполнить последнюю волю Ленина, якобы завещавшего похоронить себя рядом с матерью на Волковом кладбище в Ленинграде. Эта ложь ходит по миру с тех пор, как ее впервые озвучил на одном из заседаний Съезда народных депутатов СССР, транслировавшемся в прямом эфире, некто Карякин. Затем небылицу подхватил папа нынешней светской львицы и наставник Путина Анатолий Собчак.

Из заявлений Ольги Дмитриевны Ульяновой однозначно ясно: «Попытки доказать, что существует завещание о том, чтобы его похоронили на Волковом кладбище, несостоятельны. Такого документа нет и быть не могло, в нашей семье также никогда не было разговоров на эту тему. Владимир Ильич умер в достаточно молодом возрасте - в 53 года, и естественно, думал больше о жизни, чем о смерти. К тому же, учитывая историческую эпоху, в которой жил Ленин, его натуру, характер истинного революционера, уверена, он бы и не стал писать завещание на эту тему. Владимир Ильич был очень скромным человеком, который меньше всего заботился о себе. Скорее всего, он оставил бы завещание стране, народу - как строить совершенное государство».

Ученый и публицист А.С.Абрамов, Председатель правления Благотворительной общественной организации (фонда) сохранения Мавзолея В.И.Ленина приводил не раз в СМИ ответ РЦХИДНИ (это бывший Центральный партийный архив) на запрос администрации Ельцина по поводу завещания Ленина. В официальном ответе президенту РФ сказано, что «не имеется ни одного документа Ленина, его близких или родственников относительно последней воли Ленина быть похороненным на определенном российском кладбище».

Прав А.С.Абрамов, утверждающий, что даже с житейской точки зрения доводы о Волковом кладбище насквозь лживы. Ведь Ленин уже покоится рядом с вдовой, Надеждой Крупской, и сестрой Марией Ульяновой, прах которых находится в некрополе у Кремлевской стены.

Ложь четвертая. Нужно убрать Мавзолей и Некрополь героев советской эпохи, так как нельзя превращать Красную площадь в кладбище. Историческая безграмотность авторов этого довода очевидна. Территория Собора Василия Блаженного или «Собор Покрова, что на рву» - это тоже древнейшее кладбище. Что господа-единороссы, собор будете взрывать и могилы раскапывать, чтобы вам было уютнее организовывать катки и эстрадные шоу? А другие державные захоронения в соборах Кремля вам веселиться не мешают?

Красная площадь в нынешнем виде – это сформированное в РСФСР и СССР место власти. Здесь сосредоточие символов всех исторических эпох – от Московской Руси (роль места власти здесь играло Лобное место) до СССР (государственная трибуна и захоронения отца-основателя нынешней Российской Федерации и героев советской эпохи). И нынешние правители Российской Федерации, организуя парады в честь Дня победы СССР во второй мировой войне, де-факто признают этот высочайший статус Красной площади.

На большом торжище, которым до Ленина и Сталина была Красная площадь, парады Победы не проводят. Почему-то на Черкизовском рынке государственные церемонии явно смотреться не будут.

Поэтому как неуютно и неприятно Вам, господа временные из «Единой России», придется терпеть при отправлении ритуалов власти на Красной площади и Ленина в Мавзолее, и могилу Сталина, и все захоронения героев эпохи РСФСР и СССР. Без этого у нынешней власти нет даже видимости исторической легитимности.

Вообще варварство и дремучесть современных российских западников-либералов поражают. Попробовали бы они в какой-нибудь из стран НАТО заикнуться про разрушение или гробокопательство, скажем в мавзолее президента Гранта в Нью-Йорке (символ триумфа в Гражданской войне Севера над Югом), мавзолее отца-основателя современной светской Турции Ататюрка. Или заговорить о «предании земле» отца-основателя II Речи Посполитой маршала Пилсудского или императора Наполеона, чьи гробницы выставлены на обозрение.

Как видно, вся аргументация некрофобов из «Единой России» и ее либеральных подпевал шита белыми нитками. Налицо попытка свести исторические счеты с великой советской эпохой на фоне никчемности нынешней власти, все более показывающей свою государственную несостоятельность на фоне реальных достижений СССР.

Как еще чтят народы своих великих государственных деятелей

http://kprf.ru/images/86990-8.jpg
Захоронения московских государей в Архангельском соборе Кремля

http://kprf.ru/images/86990-10.jpg
Так первоначально выглядела гробница Козьмы Минина в Нижнем Новгороде

http://kprf.ru/images/86990-12.jpg
Гробница императора Наполеона в республиканской Франции

http://kprf.ru/images/86990-14.jpg
Пантеон в Риме. Начиная с эпохи Возрождения его использовали как гробницу. Среди тех, кто был захоронен тут, такие великие люди, как Рафаэль и Карраччи, композитор Корелли, архитектор Перуцци и два короля Италии - Виктор Эммануэль II и Умберто I

http://kprf.ru/images/86990-16.jpg
Нью-Йорк. США. Триумф Севера над Югом. Мавзолей американского президента Улисса Гранта (1897 г.) в манхеттенском парке Риверсайд. Фотография времён Первой мировой войны: мимо мавзолея Гранта проплывают военные корабли.

http://kprf.ru/images/86990-18.jpg
Мавзолей отца-основателя современной Турецкой Республики Ататюрка.

Как видно, в странах НАТО с цивилизованностью и мавзолеями все в порядке.

Условное название мифа:

Завещание Ленина о месте погребения

Развёрнутое описание:

Ленин завещал похоронить себя на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге, рядом с матерью.

Примеры использования:

«Тело Ленина – главного разрушителя Церкви и отъявленного русофоба, – убирать нужно, выполняя тем самым, кстати, его завещание – похоронить его на кладбище рядом с матерью.» Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель церкви св. Николая на Берсеневке .

Действительность:

В 1997 году в ответ на запрос президента России Б.Н. Ельцина Российский центр хранения и изучения документов новейшей истории (бывший Центральный партийный архив) составил следующую официальную архивную справку: «В РЦХИДНИ не имеется ни одного документа Ленина или его близких и родственников относительно «последней воли» Ленина быть захороненным на определенном российском (московском или петербургском) кладбище… В письме к дочери Инессы Арманд Надежда Константиновна Крупская писала: «Его надо похоронить с товарищами; вместе под Красной (Кремлевской) стеной пусть лежат» (Реквизиты письма: РЦХИДНИ, ф. 12, оп. 2, д. 254, л. 7 об.).

Миф же о Волковом кладбище восходит к крайне тенденциозному историку Акиму Арутюнову. Исчерпывающее представление об уровне его аргументации дает нижеприведенное интервью.

Корреспондент : Господин Арутюнов, Вы несомненно знаете, что в российском обществе не перестают спорить по вопросу, выносить тело Ленина из мавзолея и предать его земле, или оставить эту мумию там, где она сегодня находится. Редакция «Великой Эпохи» хотела бы знать Ваше отношение к этому вопросу.
А. А.: Вы, очевидно, из моих трудов знаете, что я, опираясь на архивные документы и свидетельства современников, выступаю как критик Ленина. Поэтому считаю, что было бы правильно, если по данному вопросу сошлюсь на свидетельство хозяйки «конспиративной» квартиры Ленина в Петрограде М. Ф. Фофановой, с которой я с марта 1971 года до начала 1976 года поддерживал связь, и которая была моим научным консультантом по научной работе. Вот, что я записал с ее слов 25 мая 1971 года у меня дома:
«…У Надежды Константиновны был подавленный вид. За три месяца со дня кончины Владимира Ильича она очень изменилась, состарилась. Она долго молчала, затем тихим голосом заговорила: «Надругается Сталин над Владимиром Ильичем. 6 марта, когда у Володи случился рецидив, и состояние здоровья резко ухудшилось, он обратился ко мне с просьбой: «Надюша, - сказал он, - очень прошу, постарайтесь с Маняшей сделать все, чтобы меня похоронили рядом с мамой».
Когда Володю привезли из Горок в Москву, я переда его просьбу Сталину, а он дернул несколько раз, за правый ус и сказал: «Владимир Ильич больше принадлежал партии, ей и решать, как с ним поступить». Я ничего не смогла ответить этому человеку».
Корреспондент : Скажите, пожалуйста, это единственное свидетельство, касающееся завещания Ленина?
А. А.: В смысле завещания да. Но сохранилось одно весьма интересное письмо Ленина сестрам – Анне и Марии от 8 марта 1898 года, посланное из Шушенского в Москву, куда переехала семья Ульяновых из Сибирска(sic). Его содержание, на мой взгляд, дает основание безоговорочно вынести мумию Ленина из мавзолея и похоронить ее там, где пожелал он сам. \\Вот отрывок его письма Ленина сестрам:
« А ведь скверный город Москва, а? Сидеть там скверно, книги издавать скверно, - и почему это вы за нее держитесь? Я, право, изумился, когда Марк сообщил мне, что ты (Анна - А. А.) против переселения в Санкт- Петербург…»
Думается, здравомыслящие и уважающие себя российские граждане, особенно москвичи, должны же понять, что человек, который оскорблял Москву гадкими словами, он тем самым лишил себя морального права находиться в этом городе, в любом состоянии. Ленин не любил Москву, он был чужим человеком, как для москвичей, так и всех граждан России.

Как видите, Арутюнов прямым текстом признаёт, что никаких письменных подтверждений его версии не существует. Фофанову, умершую в 1976 г., спросить не удастся. Разговор, если он был, имел место дома у Арутюнова, а значит, независимых свидетелей также нет. Таким образом, остается положиться на порядочность и беспристрастность автора. А на них рассчитывать не приходится, достаточно прочесть следующий абзац интервью. На основании того, что в 1898 году Ильич раздражённо побрюзжал, что ему не нравится в Москве, г-н Арутюнов объявляет его ярым москвофобом и отказывает в праве здесь покоится. Нужны ли тут комментарии?

Вывод о недостоверности его версии можно сделать и из сопоставления подлинного, хранящегося в архиве письма Крупской и мифического рассказа Фофановой. Если верить Арутюнову, Крупская сокрушалась о нарушении последней воли Ленина. Но в письме мы не видим и следа таковых переживаний, Крупская чётко и недвусмысленно высказывает своё мнение: Ленина надо похоронить у Кремлевской стены, рядом с товарищами.

Никаких реальных препятствий для сохранения Мавзолея и некрополя у Кремлевской стены в современном виде не существует.

Ежегодно, к очередной годовщине Октябрьской революции, дням рождения и смерти Владимира Ленина поднимается тема захоронения тела основателя Советского государства.

Как правило, лица, делающие подобные заявления, за исключением самых одиозных персонажей, заявляют, что никакой политики в их предложениях нет. Говорится о том, что Ленин не похоронен по-христиански, что похорон вообще не было, что такой метод захоронения вообще не соответствует традициям и так далее.

Разберем самые распространенные мифы, связанные с Мавзолеем Ленина.

1. Мавзолей — дикая и варварская традиция, давно не существующая в цивилизованных странах

Захоронения в мавзолеях — распространенная практика. Основатель современной ТурцииМустафа Кемаль Ататюрк похоронен в мавзолее «Антыкабир» в Анкаре. Французский Пантеон, усыпальница выдающихся людей Франции, является мавзолеем. Могила Наполеона в Доме инвалидов также представляет из себя мавзолей.

Если говорить о мавзолеях, в которых хранятся забальзамированные останки выдающихся людей, то еще в 1881 году подобным образом был захоронен в Виннице выдающийся русский хирург Николай Пирогов. Любопытно, что захоронение Пирогова было одобрено Русской Православной церковью.

Также вряд ли у кого-то повернется язык назвать варварским государством Китай. Однако там по сей день функционирует мавзолей Мао Цзедуна.

Мавзолей Мао Цзедуна

2. Ленин не похоронен по-христиански

Прибегающие к этому аргументу упускают из виду важное обстоятельство: и Советский Союз, и современная Россия — светские государства, поэтому апеллировать в вопросах захоронения к христианским традициям, равно как и к традициям других религиозных конфессий нельзя. Кроме того, сам Владимир Ленин являлся атеистом, и попытки применения к его телу церковных обрядов являются прямым оскорблением памяти умершего.

3. Похорон Ленина вообще не проводилось

Похороны Владимира Ильича Ленина состоялись 27 января 1924 года. Основатель Советского государства был захоронен в мавзолее. Выше уже было объяснено, что подобная практика не является уникальной. Тело Ленина находится ниже уровня земли, что соответствует и нормам христианской церкви, практикующей захоронения в подземных помещениях храмов без фактического предания тела земле.

4. Ленин завещал похоронить себя рядом с могилой матери в Петербурге

Миф о подобном завещании появился во время перестройки. Один из самых известных его распространителей — Анатолий Собчак. Во время выступления на Съезде народных депутатов СССР Собчак заявил следующее:

«Предлагаю достойно завершить нашу работу, приняв следующее решение: выполнить последнюю волю Владимира Ильича Ульянова Ленина, захоронив его в соответствии с религиозными и национальными обычаями нашего народа и в соответствии с его завещанием со всеми подобающими почестями на Волковом кладбище в Ленинграде».

Ни сам Собчак, ни его последователи ни разу не представили само завещание, где якобы была выражена эта воля. Причина одна — такого документа никогда не существовало в природе.

5. Некрополь в самом центре города — это ненормально

Чем древнее город, тем ближе к историческому центру располагаются захоронения знаменитых людей. Москва в этом отношении — отнюдь не исключение. Претензии к некрополю у Кремлевской стены выглядят по меньшей мере странно, если вспомнить, что по другую ее сторону располагается некрополь Архангельского собора, где захоронены более 50 великих князей и царей, начиная от Ивана Калиты. Причем некрополь Архангельского cобора — не единственный на территории Кремля. Возникает вопрос: чем захоронения одной эпохи русской истории хуже, чем захоронения другой?

Архангельский собор

Кроме того, нынешний некрополь у Кремлевской стены — не первый. До конца XV века москвичей в этом месте хоронили постоянно, так как на этом сравнительно не большом участке находились 15 погостов.

6. Мавзолей и кладбище не могут находиться там, где проводятся массовые праздники, концерты и народные гуляния

Народные гуляния не проводятся непосредственно на могилах. С таким же успехом можно предъявить претензии к Новодевичьему кладбищу, расположенному в непосредственной близости от главного спортивного комплекса страны — «Лужников». При этом у сторонников данной концепции почему-то не вызывает ужаса тот факт, что Красная площадь была местом казней, и к примеру, по велению Ивана Грозного, там с людей живьем сдирали кожу, а также варили приговоренных в кипятке. Причем происходило это примерно на том самом месте, где теперь зимой люди радостно проводят время, катаясь на коньках.

Тынц

Поводя итог, можно констатировать — никаких реальных препятствий для сохранения Мавзолея и некрополя у Кремлевской стены в современном виде не существует. Принятие такого решения будет делом исключительно политическим, вполне в духе проводимой на Украине декоммунизации, или сноса памятников советским воинам в Польше.

Подпишитесь на нас