Главная · Болезни кишечника · Как избавиться от рассеянности и улучшить концентрацию. Забывчивость и рассеянность — причины, симптомы, что делать? Как избавиться от рассеянности и забывчивости

Как избавиться от рассеянности и улучшить концентрацию. Забывчивость и рассеянность — причины, симптомы, что делать? Как избавиться от рассеянности и забывчивости

Одна из самых распространенных причин рассеянности – рутина. Привычная деятельность чаще всего выполняется по инерции, автоматически, внимание в это время сосредоточено на чем-то другом. И если человека отвлечь, он, скорее всего, не сможет вспомнить, на какой стадии закончил работу. Кроме этого, причинами рассеянного внимания могут быть стресс, умственная или физическая усталость, возраст, наличие внешних или внутренних отвлекающих факторов.

Невнимательность часто приводит к серьезным ошибкам, а в деятельности водителей, машинистов поездов, авиадиспетчеров она может стать причиной непоправимых последствий.

Как сосредоточиться и перестать отвлекаться

Если ваша внимательность страдает из-за монотонности работы, психологи рекомендуют не полагаться на привычку, а контролировать каждый этап и ключевые моменты с участием сознания. Всегда проверяйте, все ли действия вы выполнили. Останавливайтесь между этапами работы, мысленно планируйте дальнейшие операции.

Когда причиной рассеянности становится усталость – необходимо сделать паузу и отдохнуть. Помогает в таком случае и смена деятельности – пройдитесь по улице, полистайте журнал или книгу.

Во время работы сосредотачивайтесь на текущем моменте. Боритесь с попытками мозга начать витать в облаках, иначе рассеянность и невнимательность станут нормой вашей жизни. Придумывайте сознательные ассоциации – связывайте дела с предметами. В результате, оказавшись в нужном месте, вы будете помнить, что необходимо сделать.

Если вас ждут дела – начинайте, не откладывая на потом. Множество незаконченных дел, которые вы накопили, засоряют ваш разум, распыляют внимание, не давая сосредоточиться на самой важной проблеме. Грамотно расставляйте приоритеты и занимайтесь в первую очередь актуальными делами.

Используйте визуальные и «напоминалки». Это могут быть , будильники, липкие листочки, специальные компьютерные программы. В нужный момент эти помощники напомнят вам о деле, которым необходимо заняться.

Избегайте хаоса и беспорядка. Все не относящееся к делу на вашем рабочем столе и постоянно отвлекает вас, не позволяет полностью сосредоточиться на работе. Уберите книги, журналы, фотографии, старые ярлыки и прочие вещи, на которые рассеивается ваше внимание.

Если вы взволнованны какими-либо событиями, сильно устали, отложите важные дела на несколько часов или дней. К тому времени вы успеете успокоиться и отдохнуть, поэтому серьезных ошибок не совершите.

Излишне говорить о том, что рассеянность очень мешает человеку в жизни. Она может принести немало неприятностей в быту и еще больше – на работе, где требуется четкое выполнение поставленных задач и целей. Одними из самых главных ее причин считаются наследственные характеристики и неправильное воспитание в детстве. Но это такое свойство, с которым можно и нужно бороться.

Инструкция

Начиная какую-либо работу, постарайтесь создать для этого соответствующие условия: от нее не должны отвлекать посторонние разговоры, музыка, шум и т.п. Организуйте свое рабочее место так, чтобы вам не приходилось заниматься поиском необходимых вещей.

При появлении усталости старайтесь сделать небольшой перерыв в работе: сделайте несколько физических упражнений, переключите внимание на какой-то другой предмет – посмотрите в зеркальце, в окно, закройте глаза, наведите порядок на полочке или в ящике стола и т.п. Сделайте несколько глубоких вдохов, чтобы усилился приток кислорода в мозг – эффективность вашей работы только возрастет.

Не всякая работа выполняется с удовольствием. И если вы на подсознательном уровне ей сопротивляетесь, следствием этого тоже может быть отсутствие концентрации внимания. Значит, или меняйте работу, или поставьте перед собой конкретные цели, мотивируйте ее и контролируйте процесс выполнения.

Не спешите высказываться и не давайте хода эмоциям в то время, когда вы слушаете, что вам говорят. Всегда пытайтесь уловить смысл поступающей информации. Возможно, стоит формулировать и задавать уточняющие вопросы, чтобы вы осознали все услышанное.

Вырабатывайте в себе привычку сосредоточиваться. Для этого необходимо постоянно следить, чтобы мысли не «соскальзывали» на посторонние вещи. Одергивайте себя и возвращайтесь к тому, что действительно важно.

Чтобы не забывать что-то сделать, попробуйте записывать наиболее важные задачи в блокнот и контролировать их выполнение. Неплохо приобрести специальные листики-липучки: записывайте на них то, что нужно, и расклеивайте на видном месте, а после того, как это выполнили, выбрасывайте.

Попробуйте довести некоторые действия до автоматизма. Так, например, если вы постоянно ищете, куда положили свою флешку, документы и т.п., выделите для этих предметов конкретное место и выработайте в себе привычку складывать их туда постоянно. Через какое-то время ваши действия станут автоматическими.

Нередко рассеянность усиливается в результате переутомления. В этом случае обычно проявляются и другие усталости, например, бессонница, нервные срывы, постоянное чувство тревоги. Если вы обнаружили у себя такие , в первую очередь нормализуйте свой режим дня – выделите время не только для работы, но и для отдыха. Приступайте к выполнению серьезных дел после основательного отдыха.

Найдите в книгах или в интернете специальные упражнения, которые помогают развить внимательность и способность к сосредоточению. Играйте в логические игры и такие компьютерные игры, в которых необходима внимательность. Тренируйте свою память. Для этого что-то изучайте, читайте и усваивайте.

Видео по теме

Человеку, обладающему проблемами с памятью, зачастую сложно построить карьеру. Начальство такого работника квалифицирует, как рассеянного и не умеющего концентрироваться на важном, специалиста. Отсюда и замедленный карьерный рост, и полное отсутствие профессиональных успехов. К счастью, средства, позволяющие натренировать память, существуют и ими может воспользоваться любой желающий.

К решению этой проблемы необходимо подходить со всей ответственностью. И в первую очередь следует определить причины, приведшие к расстройству памяти. Чаще всего ими являются стрессы и длительное переутомление. Спровоцировать синдром забывчивости может смена климата, проблемы в коллективе, а также семейные неурядицы. Более серьезные расстройства памяти являются следствием черепно-мозговых травм и серьезных повреждений. В таких случаях забывчивость является скорее не проблемой, а симптомом более радикальных недугов.
Однако чаще всего, расстройства памяти связаны с неумением концентрироваться на важном, синхронизировать письменную информацию и планомерно выполнять поставленные руководством задачи.
Важным шагом на пути к безупречной памяти станет разработка собственной системы запоминания информации. Основное правило, которому необходимо следовать – у каждой информации должна быть своя для запоминания. Нередко такой площадкой является ежедневник или блокнот. Потом, как это часто бывает – появляются другие блокноты, что приводит к разобщенности в записях. Следует определить, что ежедневник должен быть одним. Вся информация в нем должна сопровождаться датами и специальными пометками. Никаких лишних записей или двояких пометок заносить нельзя. Также следует избегать мало употребляемых и непонятных сокращений.
Второй информационной площадкой должна стать электронная . Это может быть обычный документ в формате word или excel. В электронном виде следует хранить контактные данные, даты и краткие сведения о предстоящих событиях, а также документы, необходимые в работе. Таким образом электронная база данных превращается в картотеку информации о всем фронте работы.
Следующий шаг, необходимо завести список срочных дел. Его можно вести непосредственно в блокноте или на компьютере в виде трех файлов или таблицы, разделенной на три колонки. В первую заносятся срочные задачи, требующие немедленного выполнения, вторая предназначена для среднесрочных вопросов, а в третью необходимо сводить перспективные планы. Ежедневно этот список задач необходимо актуализировать и прочитывать каждый пункт, чтобы сводить воедино картину рабочего графика.
Кроме задач рабочий процесс требует запоминания определенного объема информации. Чтобы ускорить процесс выучивания необходимо уделить два временных промежутка в течение рабочего дня для прочтения информации. Это время должно быть полностью освобождено от иных задач. Желательно, в процессе чтения выключить телефон и устранить все раздражающие и отвлекающие факторы. Лучше, если первый перерыв на изучение информации будет отнесен к первой половине дня, когда отмечается наибольшая активность мозговой деятельности. Изучаемую информацию необходимо прочитывать вдумчиво, стараясь уловить все детали и максимально точно зафиксировать их в памяти. Если в процессе изучения информации появляется необходимость уточнить значение того или иного термина или определения, то следует выписать значение и постараться его запомнить. Полезно также выделять важные моменты маркером.
Повторное изучение материала лучше отнести ко второй части рабочего дня. Чем больше будет временной промежуток между первым и вторым прочтением, тем лучше. При повторном изучении информации, фрагменты текста, которые запомнились наименьшим образом, быстро всплывут в памяти, и для их запоминания пройдет проще.

Видео по теме

Из-за невнимательности возрастает количество ошибок - и мелких, и значительных. Чтобы стать более сосредоточенным и собранным человеком, необходимо провести работу над собой.

Причины невнимательности

Для начала определите причины своей невнимательности. Исходя из них, вам будет проще справиться с ней. Возможно, вы не запоминаете какие-то вещи, потому что они вам просто неинтересны. В этом случае следует понять, действительно ли это важно или нет. Если для вас данный вопрос имеет значение, вам пора научиться быть собраннее. А если нет - просто вычеркните дело, на котором не можете сосредоточиться, из своего списка.

Может быть, вы не замечаете некоторые вещи потому, что не можете сосредоточиться на деталях. Тогда необходимо провести работу над собой, чтобы научиться более глубоко концентрироваться на одном предмете. Не разбрасывайтесь по нескольким действиям, работайте над одним проектом, но погрузить в него полностью.

Иногда причиной невнимательности являются посторонние мысли, которые постоянно крутятся в голове человека. Если это ваш случай, подумайте, какие проблемы мешают вам жить и работать. Пока вы не устраните их, успокоиться вам не удастся. Когда решить вопрос вам не под силу, пересмотрите свое отношение к нему. Нет смысла вновь и вновь переживать из-за него и не иметь из-за этого возможности сосредоточиться.

Если вы наблюдаете у себя обычную рассеянность, приучите себя класть вещи строго в отведенные для них места и записывать важные дела в ежедневник. Ставьте себе напоминания, если вам обязательно нужно что-то сделать. Если вместе с этим вы поработаете над своим умение сосредотачиваться, скоро вам не понадобятся такие подсказки.

Стать внимательнее

Стать более внимательным человеком вам помогут специальные приемы и упражнения. Во-первых, следует развивать свою память: зрительную и аудиальную. Придумайте для себя задания сами или найдите их в пособиях или интернете. Например, запоминайте в течение определенного времени комплекс предметов, а потом с закрытыми глазами воспроизводите их в памяти. Постепенно усложняйте задачу: меньше отводите времени на запоминание или добавляйте новые предметы. Прослушивайте какой-то отрывок текста два-три раза, а потом пытайте записать то, что запомнили. Раз за разом увеличивайте текст для прослушивания.

Во-вторых, учитесь лучшей концентрации. В этом вам поможет ежедневная медитация. Так вы научитесь успокаивать лишние мысли и сосредотачиваться на чем-то одном. О том, как проводить медитацию, есть большое количество информации в самых различных источниках. Самый простой способ - найти тихое, спокойное место, позаботиться о том, чтобы вам не помешали, удобно расположиться, закрыть глаза и наблюдать за собственными мыслями, пока они практически не сойдут на «нет». Поначалу вам будет очень сложно выполнять эту простую на вид инструкцию. Но при регулярной практике вы заметите, что стали менее суетливы и можете погрузиться в текущую работу с головой.

Совет 5: Невнимательность и низкая концентрация внимания

Человеку очень сложно усвоить информацию, воспроизвести ее, если у него обнаружена низкая концентрация внимания. Он не способен сосредоточить свое внимание на чем-либо.

Для детей начальной школы – это нормальное явление. У взрослых подобное часто случается в случае усталости, после долгой и однообразной работы, болезни.

Если человек озабочен какой-то проблемой, то он полностью уделяет ей свое внимание и тем самым становится невнимательным к другим вещам, происходящим вокруг него.

Но зачастую больной, пытаясь собраться мыслями, делает еще хуже. Он быстро устает и от этого недалеко до истощения. Наглядный пример этому студенты перед экзаменами. Всю ночь они зубрят билеты до тех пор, пока не понимают, что учить дальше бесполезно, так как вообще не получается сосредоточиться на изучаемом материале.

Хроническую невнимательность следует выявлять как можно скорее. В этом поможет простая беседа со специалистом или в виде различных тестов. Очень важно суметь отличить обычную рассеянность от психического заболевания.

Есть специальный тест, который проводится при выявлении низкой концентрации внимания. Это тест Бурдона. Его еще называют корректурная проба. Применять его можно как для взрослых, так и для детей. Чем точнее человек справится с заданием в тесте, тем лучше у него обстоят дела с концентрацией.

Бороться с плохой концентрацией поможет правильное питание, отдых, прогулки на природе, ароматерапия. В значительной мере помогает развить внимание медитация и ряд других специальных упражнений.

Невнимательность – это то состояние, которое рассеивает наше внимание. Она может быть как врожденной, так и приобретенной.

Часто невнимательность появляется, когда не хочется выполнять ту или иную работу. Она возникает в результате переутомляемости и усталости организма человека. В таком случае, нужно передохнуть минут десять, расслабиться, и тогда снова можно приступать к работе.

Порой ошибки, допущенные по вине невнимательности, приводят к серьезным последствиям, например, на производстве машинного оборудования. Результатом такой ошибки может стать наличие бракованной продукции, либо еще хуже, причинение вреда человеку.

С невнимательностью нужно бороться с самого детства. Одним из способов является привитие ребенку рациональности использования времени, чтобы все было распланировано. Таким образом ребенок привыкнет к тому, что не целесообразно выполнение нескольких дел одновременно.

Невнимательность влечет к:

1. Одновременному выполнению нескольких занятий;

2. Рассеянному восприятию доносимой информации;

3. Не полному задействованию в выполняемом процессе;

Не воспринимаете информацию, полагаясь на то, что вам все это знакомо!

Бороться с невнимательностью можно разными способами.

1. Нужно максимально сконцентрироваться на своей работе, не отвлекаясь на посторонние дела.

2. Необходимо убрать все, что мешают вашему трудовому процессу, к примеру, громко работающий телевизор, или радиоприемник. Но тихий шумовой фон все же необходимо оставить. К примеру, открытый оконный проем, откуда будут доноситься шум автомобилей и пение птиц. Это лишь поможет вам больше сконцентрироваться на выполняемой работе.

3. Расположите все необходимые трудовые атрибуты перед собой, чтобы вас не отвлекал поиск нужного.

4. Всегда отдавайте предпочтение отдыху, хорошо высыпайтесь.

5. Боритесь со стрессом, так как он нарушает наш привычный образ жизни, выводя нас из психологического равновесия, что ведет к невнимательности.

6. Используйте в своей ежедневной практике специальные тренинги по улучшению концентрации внимания.

7. Если доводимая информация плохо запоминается, запишите ее. Это поможет в трудовом процессе не растрачивать концентрацию.

8. Создайте себе комфортные условия для работы, если рабочее место нельзя покинуть.

И, напоследок, важно не только уметь концентрироваться на работе в определенный момент, а следует уметь держать концентрацию в течение всего рабочего трудового дня.

На некотором этапе развития своего малыша вы начинаете замечать, что он не может сконцентрировать свое внимание на тех вещах, которые вы от него требуете. К примеру, вы можете несколько раз позвать ребенка, а он делает вид, будто и вовсе вас не слышит. Или вы можете неоднократно напомнить малышу, что он должен убрать игрушки в своей комнате, однако все так и останется на своем месте. Что это значит? Малыш игнорирует вас или не может справиться с чувством рассеянности?

Конечно, не исключены оба варианта. Но мы остановимся на частой детской проблеме – рассеянность внимания. В этом случае ребенок не выполняет ваши просьбы, как бы не специально. Причин здесь может быть несколько. Во-первых, это может свидетельствовать о врожденных особенностях нервной системы. Во-вторых, малыш может таким образом адаптироваться к нормальным условиям после перенесенной болезни. В-третьих, рассеянность может особенно прогрессировать у тех детей, кто ведет малоподвижный образ жизни.

Для того чтобы помочь своему чаду преодолеть рассеянность, попробуйте воспользоваться следующими советами психологов. Для начала родителям полезно будет знать, что способность концентрирования внимания появляется у малышей не сразу. Как правило, это происходит в возрасте от четырех до пяти лет. Именно в этот период ребенок может выполнять несколько дел одновременно, уделяя им столько внимания сколько необходимо. Иными словами, будьте уверены, что, занимаясь лепкой, ваш малыш прекрасно слышит и адекватно воспринимает вашу «дополнительную» просьбу.

Ребенок способен удерживать свое внимание длительное время на том, что ему интересно. Это важное условие при борьбе с рассеянностью. Постарайтесь сделать занятия и игры малыша увлекательными и необычными. Так он самостоятельно будет следить за происходящим. Однако не все бытовые задания малыша можно считать увлекательными. К примеру, какие бы уловки не придумали мамы для уборки с пола игрушек, детям может это надоедать. Здесь может помочь способ отвлечения внимания или переключения его на другую деятельность. Иными словами, если вы видите, что ваш ребенок устал от лепки, просмотра мультиков, игры в куклы – почитайте вместе книгу.

И еще один действенный способ борьбы с рассеянностью. Старайтесь как можно чаще в присутствии ребенка комментировать свои действия. Так вы составляете мини план для себя и малыша на определенные временные промежутки. Впоследствии малыш будет привыкать к такому планированию и проговариванию про себя важных дел. Благодаря такому способу малыш станет меньше забывать и пропускать выполнение важных заданий.

Если вы чувствуете, что рассеянность у вашего малыша возрастает, и предложенные методы не имеют никакого действия, значит все намного сложнее. В таком случае вам необходимо обратиться к хорошему специалисту, который поможет вам справиться с этой проблемой.

Такое свойство характера, как рассеянность, может доставить много неприятностей в жизни. Если оно не является одним из симптомов серьезного заболевания, то при должном желании, тренировках и терпении его можно подкорректировать.

Состояние рассеянности возникает периодически у каждого человека. Оно может быть вызвано различными факторами, такими как особенности характера, переутомление, заболевания. Поэтому перед тем как лечить данное расстройство, необходимо выяснить его причину. В зависимости от нее необходимо принимать определенные меры.

Отдых

Когда на человека наваливается много дел, которые необходимо осуществить в короткий промежуток времени, то он от переутомления может стать рассеянным. Работать в режиме многозадачности непросто. Если чувствуете упадок сил, все забываете, одолевают частые простуды – это верный сигнал того, что необходимо отдохнуть.

Психологические тренировки

Если состояние рассеянности является особенностью характера, то можно подобрать соответствующую методику для корректировки. Главное, что необходимо в данном случае – это упорство и терпение.

Лечебные процедуры

Если рассеянность вызвана определенным заболеванием, то просто отдых и психологические методики здесь не помогут. Необходимо обратиться за помощью к специалисту, который составит определенную схему лечения.

Это лишь общие методы борьбы с рассеянностью. Каждый выбирает свои способы решения данной проблемы в зависимости от конкретной ситуации.

Рассеянность внимания – такой психологический термин, под которым принято понимать нарушение центральной нервной системы, причем оно является довольно серьезным и возникнуть может практически у любого человека.

Понятие и разновидности

Для того чтобы ответить на вопрос, что такое рассеянность, нужно сначала определиться с тем, что мы будем понимать под словом «внимание». Это такой психологический процесс, который позволяет обрабатывать информацию, поступающую извне. Другими словами, внимательность и внимание можно еще назвать способностью сосредоточиться на каком-либо объекте, предмете или действии. За счет внимания человек не только ориентируется в жизни, но и может осуществлять те или иные действия.

В случае, когда человек не может сосредоточиться на чем-либо и постоянно что-то забывает, можно говорить о рассеянности и невнимательности. Примечательно, что они не появляются у человека от рождения, а приобретаются в процессе жизни ввиду тех или иных обстоятельств. У рассеянных людей может возникать масса проблем, и это не удивительно, ведь с ними крайне неудобно общаться, хотя бы потому, что они постоянно все забывают.

Существует три основных вида рассеянности:

  • Функциональная.
  • Минимальная.
  • Поэтическая.

Первый вид невнимания появляется у людей, которые долго выполняют монотонную работу. Также он может возникнуть в результате головных болей или проблем со сном, а также из-за наличия хронических заболеваний (особенно связанных с центральной нервной системой).

Минимальная рассеянность характерна для тех людей, которые глубоко сосредоточены на своих внутренних переживаниях и в связи с этим мало концентрируются на том, что считают не очень важным. Такой вид невнимательности в психологии иногда называют профессорской. Под поэтической рассеянностью принято понимать такую невнимательность, которая возникает потому, что человек почти всегда витает в облаках или фантазирует. Зачастую это творческие люди – поэты, художники, писатели.

Нарушение внимания у разных людей может проявляться по-разному. Например, это может быть недостаточная концентрация, за счет чего человек плохо запоминает то, что он увидел или услышал. Это нарушение может возникать как во взрослом возрасте, так и у детей.

Рассеянность может проявляться также в виде – это когда человек медленно и заторможенно переключается с одной темы на другую. Она может проявляться у людей с нарушениями психики или быть обусловлена типом . В частности, такое свойство присуще флегматикам.

Невнимательным может быть еще и человек, у которого имеется такая черта, как неустойчивость, т.е. скачкообразное внимание. Такие люди перескакивают с одной темы на другую и потому не могут хорошо запомнить ни той, ни другой. Часто это бывает в детстве, особенно у гиперактивных ребятишек.

Немного о причинах

Можно ли справиться с рассеянностью, и какими способами это делать? Ответить на эти вопросы можно, только если разобраться в том, каковы причины рассеянности.

Сначала поговорим о том, что есть физиологические факторы, которые приводят к невнимательности. К ним относятся физическая и эмоциональная усталость, бессонница, диеты, а также наличие профессии, требующей от человека выполнения нудных и однотипных действий. Люди, которые чрезмерно сосредоточены только на одном объекте или предмете, допустим на научной работе, тоже могут страдать таким расстройством, как несобранность.

Стоит отметить, что при этом у них не страдают другие психологические характеристики, например память. Она, наоборот, улучшается – просто дело в том, что ученые часто отбрасывают то, что им не нужно, и сосредоточиваются только на том, что их в действительности очень интересует.

Невнимательностью часто страдают люди пожилого возраста. У стариков с годами ослабевает концентрация внимания и возникают его расстройства. Но бывает и так, что вполне молодые люди могут быть рассеянными. У них причины этого кроются зачастую в нарушении функций организма или болезнях, таких как остеохондроз, артериальная гипертензия, атеросклероз, эпилепсия и т.п. Кстати, при беременности у женщин тоже нередко могут возникать нарушения внимания.

Отдельно стоит поговорить о том, какое значение имеет невнимательность в детском возрасте. Развитие внимания у детей во многом зависит от родителей – в частности, от того, насколько много они занимаются с ребенком. Самое главное, что взрослые должны стараться воспитывать в своих детях, – это самоконтроль. Если он не развивается, то у ребенка внимание будет «порхающее» он не сможет глубоко сконцентрироваться ни на чем.

Кстати, ученые говорят, что причинами детской рассеянности могут быть на первый взгляд безобидные вещи: увлечение сладостями, консерванты и пищевые добавки, нехватка магния и железа и т.п. Заметить, что ваш ребенок склонен к рассеянности, легко – он , неусидчив, постоянно суетится, часто переключается с одного дела на другое и т.п. Уберите из рациона малыша ненатуральные продукты, а еще лучше обратиться к профессиональному психологу, чтобы он посоветовал, как преодолеть возникающие проблемы.

Налаживаем жизнь

Как избавиться от рассеянности и невнимательности? Есть несколько советов, которые могут помочь человеку стать более сосредоточенным и понять, как бороться с рассеянностью. Не обязательно сразу обращаться к врачу или психологу. Можно начать с простых шагов: наладить режим дня, постараться избегать стрессов и конфликтов, начать сбалансированно питаться, а также отказаться от вредных привычек.

Если этого окажется недостаточно, чтобы побороть рассеянность, то причина может оказаться в недостатке определенных веществ – фолиевой кислоты и витаминов группы В, которые могут помочь преодолеть забывчивость. Первая содержится в таких продуктах, как черемша, печень птицы, шпинат, орехи, цитрусовые и яйца. Полезный витамин В12 есть в морской рыбе и других морепродуктах, сметане и сыре.

Но как справиться с рассеянностью навсегда? Только режима дня и правильного питания зачастую бывает недостаточно, чтобы ее победить. Существуют специальные методики тренировки памяти и медитации.

Стоит отметить, что от природы женщины более рассеянны, чем мужчины. Дело в том, что они обычно склонны выполнять сразу несколько действий. Например, красить губы, смотреть любимый сериал и разговаривать по телефону. От этой привычки, если вы поймали себя на мысли, что многое забываете, стоит отказаться.

Постарайтесь распределить все свои дела и выполнять их в строго определенном порядке. Ведь согласитесь, ничего страшного не случится, если вы сначала поговорите по телефону, а потом накрасите губы. Избавляться от невнимательности стоит планомерно: продумывайте свои действия на несколько шагов вперед, а прежде чем приступать к чему-то, сначала мысленно сделайте то, что вы хотели. Есть еще несколько советов: старайтесь класть вещи на свое место, не откладывайте «на потом» мелкие дела, пишите себе «напоминалки» – и через некоторое время вы заметите, что рассеянность вас больше не беспокоит… Автор: Елена Рагозина

Доброго времени суток! Меня зовут Ольга, мне 28 лет, и, наверное, половину своей жизни мучаюсь с невнимательностью в учебе и на работе. Я не могу сказать о себе, что я глупая или тугодум, но у меня часто проскакивают ошибки, причем дурацкие (и они имеют тенденцию повторяться) и именно в работе.
Началось все это еще в школе, когда написав контрольную и решив все задания, получала оценку на балл или два ниже только потому, что делала в работе ляпы из разряда "2+2=15", и только по математически предметам. Это, конечно, не сильно помешало мне успешно окончить школу, поступить в университет на бух. Учет и быть там на хорошем счету, но вот после устройства на работу начался настоящий кошмар: то не вовремя отправлю платежку, то проставлю не ту сумму, то допущу ошибку при закрытии месяца...
Я мучилась, злилась на себя, по пять раз перепроверяла, но ляпы все равно возникали часто. В конце-концов я просто решила, что бухгалтер-не моя профессия и тихо-мирно списала себя в неудачницы. Через какое-то время с работы пришлось уволится по семейным обстоятельствам (вышла замуж и переехала в другую страну), и тут мне повезло-подвернулась вакансия при российско визовом центре. Работа связана с приемом документов у людей, желающих въехать в Россию. Работа замечательная, коллеги-золотые люди, еду на нее как на праздник, но черт возьми! Опять моя невнимательность. Конечно, здесь я еще только около двух месяцев, но делаю ошибки и мне это очень не нравится. Это сильно влияет на самооценку (ведь понимаю, что не дура, но чувствую себя каждый раз после очередного ляпа глупой коровой), заставляет коллег нервничать, тратить время на дополнительные уточнения у клиентов информации и т. п.
Если говорить обо мне в целом, я не могу назвать себя "рассеянным с Бассейной". Я никогда не забываю отключать газ и электроприборы, вовремя оплачиваю счета, помню о поручениях, днях рождения родственников и друзей... Упражнения на тренировку внимания пыталась выполнять-справляюсь довольно легко, и не дают они мне желаемого результата. Не нахожусь в депрессии, не испытываю трудностей в личной жизни, высыпаюсь, но вот работа-это мрак.
Причем, частенько бывает такое, что чем больше пытаешься сконцентрироваться, тем меньше видишь в проверяемом документе. А проверив, не веришь себе, что там все верно, что что-то опять выпустила из виду, и ходишь нервничаешь. От этого падает и скорость, и качество работы... В общем, сумбурно, конечно, но наболело... Иногда чувствуешь себя просто как проклятая: как можно было не заметить очевидную ошибку? Как мне справиться со своей проблемой?

Illoven

Евгения Сергеева

Администратор

Illoven, добрый день. Психолог ответит в теме через некоторое время и постарается Вам помочь.

Спасибо, Евгения!

Illoven

Вы написали, что половина жизни мучаетсь с этой проблемой. Когда вы почувствовали проблему, где то было 14 лет. Вспомните, какие события произошли в вашей жизни в 11 -14 лет?
Какие отношения были у вас с учителем по математике? Если я правильно поняла, у вас " ляпы " бывают только с цифрами?
Какие ощущения и эмоции у вас вызывает слово " цифры"?

Сария, сама я почувствовала проблему где-то лет в 12-13, когда со мной перестали делать уроки. Кроме того, с пятого класса математику у нас вела учительница, которая не могла толком донести смысл материала. Она мне не нравилась. Пока бабушка (она тоже математик) делала со мной дома уроки, объясняла и контролировала, меня еще как-то это выручало. А потом она тяжело заболела, да и я уже была достаточно взрослой, чтобы меня контролировать. И то ли я так и не научилась себя нормально проверять с тех пор, то ли просто проблема была еще до, только я не особо это замечала, но вот с тех пор и мучаюсь.
Слово "цифры" вызывает у меня скуку. А вот если мне говорят что-то вроде: "Работа у нас несложная, но требует повышенного внимания, потому, что ошибка в цифрах и датах приведет к серьезным последствиям", вот тут у меня начинается тихая паника. И да, ляпы бывают в основном с цифрами. Я сейчас живу на Юге Индии и здесь почему-то люди частенько носят длинные, трудночитаемые имена. Что-то типа Теллурату Айаииллурру Рамешговда Рамамурси, да еще латиницей... Трудно вчитаться, но там быстро лишние/недостающие буквы нахожу) А вот бывает повторяется у меня ошибка, когда дата выдачи визы у человека получается позже, чем дата въезда, например. Какое-то время заставляю себя обращать на это внимание, но потом, в какой-то момент, это в голове просто не соотнесется и пропущу. А потом мы вынуждены прозванивать клиентов и выяснять, нужно ли менять дату выдачи визы или им терпит...

Illoven

Цифры =скука, отсюда и низкая мотивация запоминать и работать с ними. Возможно, корни проблемы уходят в школьные годы.
Проверки бабушки сформировали у вас зависимость от контроля "я так и не научилась себя нормально проверять с тех пор". Отсутствие. Контроля вызывает у вас страх неуверенности.
Подумайте, для чего вам этот страх? Что он вам дает? Можете нарисовать свои страх пообщаться с ним как с живым объектом. Можете фото рисунка отправить мне в личку.
Вы на работе недавно, у вас идет пока адаптация. Успокойтесь, не спешите, работайте в своем темпе. Ведь, вам дается время для работы с документами. Постоянный внутренний контроль мешает вам сконцентрироваться как следует.

На самом деле мне этот страх ничего не дает, скорее забирает все силы. Из-за того что я постоянно напрягаю внимание, с работы выхожу уже с пустой головой - настолько устаю проверять и перепроверять себя. Сформировался он от того, что в прошлом я очень часто, пребывая в полной уверенности, что все правильно, неожиданно для себя получала на выходе ошибочный результат, и, как следствие, плохую оценку/нагоняй от начальства. Что качается адаптации, то у меня и на прошлой работе начиналось с ошибок, а дальше было только хуже, потому и боюсь. Но там особо некому было мне рассказать все от начала и до конца по моей работе, предполагалось, что я сама подойду и спрошу, так что иногда объективно была виновата не только я. А тут-то все объяснили/показали/всегда готовы помочь, вот и не хочется подводить(
Про визуализацию страха... Интересный вопрос. Первое, что на ум пришло после Вашего предложения: Стоит этакая строгая учительница старой закалки (этакая с седым куколем и в очках на длинном носе) и грозит мне указкой. Нарисовать, увы, не смогу, не художник)
Про внутренний контроль, правильно ли я поняла, мне нужно просто поверить себе и убедить, что вовсе не обязательно где-то там в документах сидит незамеченная ошибка, и если я ее не нашла, то значит ее нет?

Illoven

Для рисунка не нужно быть художником! Меня не интересуют ваши художественные способности. Я оцениваю корень проблемы, а не ваши художественные способности!

"скорее забирает все силы." - страх вам дает толчок. Чтоб вы отдохнули. Немного ли вы планируете и работаете, немного ли берете на себя? Не страдаете ли сверхответсвтенностью?
Грозит о чем учитель? Что нужно учительнице от вас?

Ну беру на себя ответственность за надлежащее выполнение своих обязанностей, ничего сверх того. И беру на себя даже меньше, чем другие девочки, которые со мной работают. Учитель грозит:"Я знаю, ты ошиблась! Ты несобранная, невнимательная, плохо себя проверяешь"

Вложения:

Illoven

"... Плохо себя проверяешь" - внутренний контроль! " Ты несобранная, невнимательная, плохо себя проверяешь"", постарайтесь кто вам говорил приблизительные такие фразы в детстве???

Рассеянность внимания или невнимательность в повседневной жизни даже затруднительно назвать симптомом, поскольку чаще это просто состояние человека по причине усталости или жизненных неурядиц. Когда «все как-то наваливается», трудно иметь ясную светлую голову, быстро переключаться с одной работы на другую и всюду поспевать, поэтому бывает рассеянность оправданной и объяснимой, и невнимательность, вызывающая подозрение.

Синдром дефицита внимания (СДВ) , о котором мы чаще слышим от педагогов и детских психологов, нежели от педиатров, касается преимущественно детей младшего школьного возраста, имеющих проблемы с обучением. Наряду с СДВ, нередко употребляется и такое понятие, как «гиперактивность». В таких случаях принято говорить о синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), суть которого будет освещена ниже, в одном из разделов статьи.

Возраст, усталость или «всегда такой»

Рассеянность рассеянности – рознь . Но чаще все-таки мы воспринимаем ее как одну из особенностей или характерную черту темперамента человека. Есть люди невнимательные по жизни, они нередко раздражают сослуживцев и близких, поскольку до них трудно достучаться, с первого раза они не «въезжают», им приходиться повторять и повторять одни и те же фразы. Другие так ведут себя только на работе, погружаясь в нее с головой, а некоторые подобным образом отдыхают дома, отдав все силы профессиональной деятельности и не реагируя на просьбы близких помочь по хозяйству или позаниматься с ребенком.

Вариантов много, поэтому попробуем обозначить главные из них:

  • При истинной невнимательности человек настолько отвлекается от происходящего вокруг, что создает впечатление полного своего отсутствия в данный момент и в данном месте. Обычно в таких случаях ни мимика, ни глаза ничего не выражают. Подобное состояние может случиться с каждым после длительных нагрузок, усталости, бессонной ночи, однообразной деятельности. Сам человек определяет свое состояние как «затурканность», окружающие говорят, что «он не в теме», а специалисты называют это прострацией.
  • К мнимой рассеянности относят излишнюю концентрацию внимания на какой-то собственной проблеме, которая выходит на первый план, затмевая все остальные. Сосредоточенность на чем-то одном, неспособность слышать и понимать собеседника, решать другие задачи, кроме одной-единственной, называется мнимой рассеянностью. Она характерна людям, уходящим в себя для мечтаний и раздумий или преследующим какую-то конкретную цель в течение определенного времени («гипноз цели»), например, подобное происходит в профессиях, требующих особой бдительности и концентрации внимания (водители, пилоты, диспетчеры). Переключение умственной деятельности на посторонние объекты в подобных случаях может иметь негативные последствия, поэтому человек для качественного выполнения своих профессиональных обязанностей не имеет права отвлекаться на другие дела. Кстати, американские ученые считают, что вождение автомобиля подходит для профилактики болезни Альцгеймера – постоянная концентрация внимания тренирует мозг и улучшает память.
  • Ученическая рассеянность – знакома каждому, кто учился в школе. Не обязательно знать это по личному опыту, даже очень прилежных учеников могла касаться такая рассеянность соседа, который отвлекался от урока, занимался посторонними делами и мешал детям, тянущимся к знаниям.
  • Старческая рассеянность, которая настигает многих людей, давно пребывающих на пенсии. С возрастом ухудшается память, снижается способность концентрировать внимание на конкретных вещах, четко выстраивать планы и целенаправленно идти к намеченной цели. Нарушение памяти приводит к тому, что какие-то моменты из этой цепочки выпадают, забываются, теряются, отчего страдает продуктивность всей деятельности. Дела всякие у стариков двигаются медленнее и нередко с ошибками, вызывая дополнительные огорчения и еще большее рассеивание внимания.
  • Когнитивное и избирательное невнимание. Привыкая к каким-то постоянно присутствующим вещам, звукам, ситуациям, мы перестаем реагировать на них: не наблюдаем за ходом часов, не считаем удары своего сердца, не обращаем внимания, как расставлена мебель в собственной квартире. Зная наперед, где и что находится, мы в упор не видим предмет, на который смотрим ежедневно и не думаем о нем. Исчезновение его тоже заметим не сразу, хотя можем почувствовать: «что-то не так»…
  • Мотивационно-обусловленное невнимание – человек старается отогнать от себя мысли и воспоминания, связанные с неприятными событиями, избегать общения с отдельными людьми, игнорировать некоторые места или дороги.

Вряд ли кто-то не ловил себя на невнимании, многократно читая текст, заученный наизусть, или проверяя собственноручно написанную работу. Все знакомое, как правило, опускается и мысли уходят в сторону. Просто потому, что не очень интересно вникать в то, что давно известно.

Причины рассеянности

Рассеянность внимания в большинстве случаев имеет под собой причины, среди которых серьезные болезни можно поставить на последнее место:

  1. Физическая и умственная усталость.
  2. Недосыпание, .
  3. Профессия, требующая выполнения однотипных монотонных движений или сосредоточенности на одном объекте. В одинаковой мере ослабляет внимание работа за конвейером (монотонность) и за рулем (все внимание направлено на дорогу).
  4. Выработанная в процессе жизни привычка у представителей ученого мира сосредотачиваться на предмете своих научных изысканий и игнорирование «земных» проблем. Однако следует заметить, что память людей, занятых наукой, не подходит под общепринятые каноны (взаимосвязь внимания и памяти), она у них, как правило, хорошо тренированная (профессиональная память), просто человек что-то считает ненужным и умышленно опускает, удостаивая вниманием вещи, представляющие для него интерес – постепенно такой подход входит в привычку.
  5. Возраст. «Что старый, что малый» – дефицит внимания в обоих случаях: старики уже не могут подолгу концентрироваться на одной теме, а дети еще не умеют.
  6. Сильное волнение мешает сосредоточиваться многим людям, правда, есть хладнокровные индивиды, умеющие держать себя в руках в любых ситуациях.
  7. Заболевания ( , органические поражения, психические расстройства и др.).

Невнимательность и рассеянность, возникшие вроде бы беспричинно и имеющие тенденцию к прогрессированию, всегда требуют поиска причины, ведь неспособность сосредоточиваться, связанная с утомлением, всегда быстро проходит после отдыха, а нарушения концентрации внимания, которым нет объяснения, всегда настораживают, поскольку нередко идут совместно с симптомами и другими признаками психического нездоровья.

Дефицит внимания по причине болезни

Трудно представить себе человека невнимательного и рассеянного, но обладающего хорошей памятью. Как правило, эти категории взаимосвязаны – при дефиците внимания страдает память. Употребляемая специалистами терминология не всегда объясняет пациентам степень нарушений. Исходя из причин, потеря способностей к сосредоточенности на отдельных объектах может иметь различный характер:

  • Недостаточная концентрация внимания, а поэтому невысокая способность к запоминанию увиденного и услышанного, нередко характерна людям, про которых говорят, что они «на своей волне» или особо чувствительным к неблагоприятным факторам (усталость, волнение, недосыпание);
  • Ригидность (заторможенность – трудности в переключении с одной темы на другую) часто встречается у пациентов, страдающих , гипоманией, гебефренией.
  • Неустойчивость внимания, для которой характерно постоянное перескакивание с одного объекта на другой, поэтому ни один из них не остается в памяти. Неустойчивость внимания нередко наблюдается у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и является причиной проблем с памятью и плохой успеваемости.

В принципе, причины невнимательности и рассеянности такие же, как и причины нарушения памяти, это – различные патологические состояния организма:

  1. Затруднение кровоснабжения и питания головного мозга в результате сосудистых поражений ( , и др.);
  2. Опухолевые процессы, ;
  3. Психические расстройства (депрессивные состояния, шизофрения, эпилепсия);
  4. различного происхождения ( , );
  5. Нарушения сна (бессонница, синдром ночного апноэ);
  6. Гипоксия;
  7. Генетический фактор;
  8. Нарушение метаболических процессов ();
  9. Недостаток некоторых микроэлементов (железо, магний) или избыточное количество (свинец).

Однако если в большинстве перечисленных случаев дефицит внимания идет как второстепенный симптом (наряду с другими, более значимыми признаками), то касательно синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей ему принадлежит роль, которая определяет диагноз.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – беда родителей и педагогов

Синдромом дефицита внимания и гиперактивности неврологи называют нарушение функциональных способностей центральной нервной системы. Нетрудно догадаться, что в основе развития патологического состояния лежат преимущественно неврологические проблемы, причинами которых являются сложные и по большей части непонятные обычным людям, нарушения (дисбаланс в синтезе нейромедиаторов – катехоламинов, серотонина и пр., генетические мутации, дисфункция коры лобных долей и ретикулярной формации). Кроме этого, появление СДВГ могут провоцировать безобидные на первый взгляд факторы:

  • Ароматизаторы, консерванты и другие пищевые добавки, которыми в наше время изобилуют различные “деликатесы”;
  • Лекарственные препараты – производные салициловой кислоты;
  • Излишнее влечение к сладкому;
  • Нарушение углеводного обмена;
  • Аллергические реакции на продукты питания;
  • Дефицит очень необходимых детскому организму химических элементов (особенно, железо и магний);
  • Повышенный уровень такого, в принципе, чуждого организму представителя тяжелых металлов, как свинец – постоянный контакт с его соединениями, которые раньше были разрешены для улучшения характеристик автомобильного топлива, формирует у детей умственную отсталость и другую тяжелую патологию ЦНС.

Наибольшее распространение имеет СДВГ в младшей школе, где путь к диагнозу начинается с крайней неусидчивости, невнимательности и рассеянности, которые становятся причиной плохой успеваемости.

При доскональном изучении поведения ребенка выясняются основные симптомы СДВГ:

  1. Неустойчивость внимания;
  2. Нарушение памяти;
  3. Низкая обучаемость;
  4. Избыточная двигательная активность;
  5. Несдержанность в поступках и желаниях;
  6. Бурное несогласие с личными поражениями.

Следует отметить, что дефицит внимания всегда имеет место при СДВГ, а вот повышенная подвижность не относится к обязательно присутствующим признакам синдрома (СДВ без гиперактивности). Кроме этого, иной раз встречается осложненный вариант СДВГ ( , неврозоподобная или сочетанная).

Проявления СДВГ заметны окружающим

Ввиду того, что при СДВГ нет значительных повреждений головного мозга, то и симптомы не будут отличаться яркостью клинических проявлений.

Речь

В некоторой степени (обычно незначительно) у детей, страдающих СДВГ, из-за повышенной отвлекаемости, затруднении в развитии интеллектуальных способностей отмечается задержка формирования языка и речевых навыков (нарушение речи). В разговоре такие дети проявляют несдержанность, они бестактны и развязны, легко вмешиваются в беседу своих одноклассников или учителя с другим учеником, вставляя нескромные замечания. Они не боятся обидеть кого-то и даже не думают о том, что может последовать за таким поведением.

Координация движений

Нарушение координации движений, в основном, ограничивается затруднением при выполнении тонкой работы:

  • Детям тяжело самостоятельно завязывать шнурки;
  • Они не любят раскрашивать и вырезать картинки, поскольку такие занятия требуют точных движений и даются с трудом;
  • О таких ребятах говорят, что они совсем не спортивны, им трудно следить за мячом (нарушение зрительно-пространственной координации), а попытки научиться кататься на велосипеде или освоить скейтборд особых успехов не имеют.

Гиперактивность

Избыточная активность, называемая гиперактивностью , как раз-таки не всегда имеет место при СДВГ. У некоторых малышей активность находится в нормальных пределах или вообще снижена, что является причиной ошибок в диагностике синдрома дефицита внимания и несвоевременного начала коррекции. Но если все же гиперактивность присутствует, то ребенка, обладающего ею, трудно не заметить: он постоянно вертится, не может усидеть на одном месте, во время школьных занятий поднимается на уроке из-за парты, ходит по классу. У детей с СДВГ двигательная активность, как правило, бесцельная: ребенок все время куда-то лезет, бегает, не может задержаться, чтобы поиграть, много говорит.

Казалось бы, безудержная подвижность не может сопровождаться сонливостью, но, тем не менее, таких «перпетуум мобиле» в течение дня несколько раз клонит ко сну – просто эти дети часто имеет проблемы с засыпанием, а у многих наблюдается еще и ночное недержание мочи.

Эмоции

Эмоции в случае СДВГ плохо управляемы: дети неуравновешенны, обидчивы, быстро впадают в гнев, не умеют достойно принимать даже мелкое поражение. Эмоциональные нарушения практически всегда влекут изменение не в лучшую сторону социальных отношений. Нездоровые дети, как правило, негативно влияют на ровесников, отчего возникают проблемы с их родителями и учителями – какого-то одного импульсивного ребенка с неуемной энергией становится слишком много, он ко всем лезет, мешает, задирает, все рушит на своем пути. Нередко дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности проявляют агрессию по отношению к сверстникам и взрослым. Особенно, к агрессивному поведению склонны мальчики.

Невнимательность

Нарушение внимания при СВДГ заметно и в школе, и дома. Уроки в школе вызывают у ребенка скуку, которую он пытается подменить разговорами с соседом по парте (даже во время контрольной), какими-то играми или мечтаниями. Дневник такого ученика всегда пестрит записями, одинаковыми по смыслу: «на уроках отвлекается, мечтает», «мешает соседу по парте», «не способен сосредоточиться и самостоятельно работать», «не слушает учителя»…

Похожая картина наблюдается и при выполнении домашнего задания – самостоятельная деятельность дается с трудом, а иногда и вовсе не дается, поэтому дети отчаянно сопротивляются любой работе, требующей умственных усилий. Правда, на задания они реагируют быстро, даже не дослушав их суть, а затем также быстро бросают начатое дело. Однако здесь следует заметить, что, найдя подход к ребенку, сумев его заинтересовать и проявив максимум терпения, родители и педагоги вместе могут достичь немалых успехов в обучении, и показатели успеваемости такого ученика не будут отличаться от среднестатистических.

Импульсивность

При синдроме дефицита внимания и гиперактивности нарушению внимания практически всегда сопутствует импульсивность , которая значительно усложняет жизнь ребенку, а еще больше его родителям. Небрежность, легкомысленность, беспечность, неспособность рассчитать на шаг вперед последствия своих действий, и, вместе с тем, желание показать свою смелость, удаль, выдержку нередко оборачивается самым печальным образом (травмы, отравления и др.).

И все же синдром дефицита внимания и гиперактивности далеко не всегда диагностируется при расстройстве поведения – одного этого признака для диагноза недостаточно.

Всё начинается в детстве

СДВГ, как правило, привлекает к себе внимание окружающих и, хотя симптомы болезни, на которых основывается диагноз (снижение концентрации внимания, гиперактивность, импульсивность, плохо поддающаяся управлению), появляются до первого школьного звонка (7 лет), к врачу ребенок попадает обычно в восьми-десятилетнем возрасте. Родители в большинстве случаев считают свое чадо просто суперподвижным, хотя проблемы с поведением уже проявлялись в детском саду, и невнимательным по причине малолетства, надеясь, что школа поможет его дисциплинировать. В первом классе все списывается на трудности адаптации, но дальше от ребенка уже требуется некоторая самостоятельность, собранность, усидчивость. Этого всего нет, успеваемость «хромает», поведение – из рук вон плохо, общения со сверстниками не получается, учителя перед родителями ставят вопросы…

50% детей с диагнозом СДВГ, установленным в младших классах школы, вступают в подростковый период с теми же проблемами, хотя гиперактивность несколько идет на спад. В этом возрасте такие дети требуют особого внимания взрослых, поскольку чаще других (успешных) проявляют склонность к приему алкоголя, наркомании, токсикомании. Неспособные прижиться в детском коллективе, они легко поддаются негативному влиянию улицы и быстро пополняют ряды малолетних преступников.

К сожалению, не больше 50% проблемных подростков с помощью взрослых удается оставить свой диагноз в отрочестве, многие приходят с ним во взрослую жизнь плохо адаптированными, общественно не приспособленными, без нормального образования и профессии. Ввиду повышенной впечатлительности, вспыльчивости, импульсивности, а иногда и выраженной агрессии, направленной на окружающий мир, таким людям затруднительно заводить друзей и семью, поэтому при подобном раскладе у них нередко наблюдается ряд личностных нарушений и формирование асоциальной психопатии.

Диагноз: СДВГ

Маловероятно, что при отсутствии явной соматической патологии рассеянность внимания у взрослых станет поводом к посещению врача. Обычно и близкие, и сослуживцы привыкают к такому человеку, лишь изредка возмущаясь невнимательностью и рассеянностью, когда тот забывает о просьбе или не выполняет важное поручение.

Что касается детей, то у них основанием посетить психолога, а затем и невролога, является наличие следующих симптомов:

  1. Невнимательность, неспособность сосредотачиваться;
  2. Импульсивность;
  3. Нарушение координации движений;
  4. Гиперактивность;
  5. Эмоциональная лабильность;
  6. Нарушение памяти, трудности в обучении.

Первым этапом на пути к диагнозу является:

  • Осмотр невролога, который оценивает мелкую моторику и выявляет неврологическую симптоматику;
  • Анкетирование с заполнением диагностической карты;
  • Нейропсихологическое тестирование (оценка уровня внимания, интеллектуальных способностей, работоспособности в отношении длительной умственной деятельности и др.)
  1. Приемы коррекции поведения;
  2. Психотерапевтические методы;
  3. Нейропсихологическую коррекцию.

Очень важно участие в лечебном процессе родителей и учителей, которым прежде нужно объяснить, что такие дети ничего не делают «на зло», просто у них так получается.

Конечно, воспитывать трудного ребенка не просто, однако не следует впадать в крайности: в одинаковой мере не допускается вседозволенность по причине чрезмерной жалости к больному ребенку и завышенные требования, следовать которым маленький человек просто не в состоянии. Строить отношения с трудным малышом нужно всегда с позитивным, доброжелательным настроем. Ни в коем случае нельзя переносить свое плохое настроение и личные проблемы на ребенка, говорить с ним нужно мягко, спокойно, негромко, без окриков и запрещающих слов типа «нельзя», «нет», «никогда».

Родителям, имеющим проблемных детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, придется:

  • Подстраиваться под режим дня своего малыша и его неукоснительно соблюдать:
  • Следить, чтобы день протекал без суеты, переутомления, длительных просиживаний перед экраном телевизора или компьютера;
  • Попытаться заинтересовать ребенка какими-либо спортивными играми, ходить с ним в бассейн и на прогулки по свежему воздуху;
  • Стараться не посещать мероприятий с большим скоплением народа, не приглашать к себе слишком шумных, веселых (или наоборот?) гостей.

Нельзя допустить, чтобы уже с начальных классов к маленькому человеку пристал ярлык неуправляемого, неспособного, неуспевающего – все поправимо, нужно только время, которое не следует торопить. От взрослых потребуется максимум терпения, веры в успех, поддержки везде и во всем, чтобы ребенок и сам поверит в свои силы. Если трудный ребенок будет получать помощь, понимание, доброе к себе отношение, то результаты , скорее всего, не разочаруют – здесь на родителях лежит особая ответственность.

Что касается лекарственной терапии, то ее стараются применять в последнюю очередь , если психотерапевтические мероприятия не дают должного эффекта. Показания к назначению лекарств – строго индивидуальны . Конечно, специалисты используют антидепрессанты, стимуляторы ЦНС, и другие фармацевтические группы препаратов, однако с лекарствами все же следует проявлять максимальную осторожность – детская психика чувствительна и уязвима.

Видео: синдром дефицита внимания – мнение специалиста

Видео: гиперактивность и дефицит внимания – доктор Комаровский

Видео: лекция по СДВГ и его лечению

Сегодня стала не просто проблемой, а причиной многих неприятностей и даже трагедий. Например, чем может грозить обществу невнимательность человека, выполняющего сложную и ответственную работу, в том числе и связанную с техникой?

Конечно, об этом можно постараться не думать, но лучше тренировать внимание с самого детства: тогда станет гораздо меньше взрослых, неспособных решать адекватно жизненные задачи, воспринимать информацию, концентрироваться в нужные моменты и просто работать – нормально и продуктивно.


Виды внимания и невнимательности

Учёные выделяют несколько видов внимания.

Произвольным (пассивным, эмоциональным) называют внимание, проявляющееся независимо от наших усилий, или «само по себе»: когда мы встречаем в толпе человека, одетого ярко и необычно, или внезапно слышим громкие звуки и т.д.

Эмоциональным такое внимание называют потому, что люди под влиянием эмоций могут замечать или не замечать те или иные явления, объекты и события. Расстроенный человек, идя по улице, вряд ли обратит внимание на яркую клумбу или весело играющих детей, но увидит мусор и грязь, а прохожие ему тоже будут встречаться грустные и печальные. Данный вид внимания нам необходим: если он «отключится», мы можем перестать реагировать на опасность и утратить осторожность – таких людей называют «рассеянными», но здесь всё сложнее. Способность реагировать на посторонние и неожиданные раздражители может играть и негативную роль: обращая внимание на то, что происходит вокруг, мы отвлекаемся от работы.

Произвольным называют внимание, помогающее сосредоточиться на конкретной задаче или объекте: мы сами делаем волевое усилие и направляем внимание, стремясь достигнуть какой-либо цели. Здесь-то у многих и начинаются проблемы: далеко не всем удаётся направлять внимание туда, куда нужно. Мешает множество разных факторов: утомление, возбуждение, раздражение и другие состояния, чаще возникающие к концу дня, но большинство работающих людей находятся в этих состояниях почти всё время. Нередко, придя на работу с утра, мы обнаруживаем, что не можем «собраться», и это раздражает ещё больше.

В зависимости от самочувствия и настроения, невнимательность может вызываться рассеянностью - внимание «порхает» с одного предмета на другой, - или усталостью нервной системы - мы теряем интерес к тому, что происходит вокруг.

Откуда берётся невнимательность

Не стоит оставлять всё, «как есть»: возможно, вам требуется помощь специалиста, хотя нередко с проблемой невнимательности можно справиться самостоятельно. Надо лишь разобраться и понять, что нам мешает быть внимательными.

Технологии сейчас развиваются стремительно, и всё для того, чтобы облегчить нам жизнь. В результате жизнь «облегчается» настолько, что мы почти перестаём двигаться, а малоподвижный образ жизни притупляет память и ослабляет внимание. Поэтому у многих людей возникает бессонница : хотя человек чувствует себя «вымотанным» психически, он не может уснуть, так как многие физиологические процессы нарушаются. А недосыпание тоже является причиной невнимательности: оно приводит к раздражительности и неспособности к концентрации, и работоспособность заметно снижается.


К тому же на работе мы часто «грузимся» настолько, что перестаём соображать и теряем ориентацию во времени: так, работая с важными документами, мы параллельно пытаемся переписываться в социальных сетях, да ещё и по телефонам разговариваем, причём и по служебному, и по мобильному.

Картина, к сожалению, типичная, и невнимательность - следствие такого поведения, так что лучше обращаться со своим мозгом аккуратнее. Вместо «напоминалок» попробуйте использовать обычный ежедневник, занося в него всю важную информацию: внимание активизируется уже потому, что вы начнёте чаще держать в руках ручку или карандаш. А мобильный телефон и даже Интернет иногда стоит отключать: устроив себе отдых от них хотя бы на день, можно выполнить немало накопившейся работы и закончить множество дел.

С недостатком движения и недосыпанием тоже можно справиться. В спортзал ходить получается не у всех, но делать утреннюю гимнастику нас учили ещё в школе – самое время вспомнить об этом. И ходите пешком, как только появляется возможность: свежий воздух и солнце улучшают способность ясно мыслить и концентрировать внимание. Не стоит думать, что отказ от прогулки сэкономит время – как правило, всё получается наоборот. А когда вы начнёте регулярно делать зарядку и гулять, сон нормализуется «автоматически»: бессонница уйдёт, а работоспособность и внимательность начнут улучшаться.