Главная · Болезни кишечника · Использование предметов заместителей. Консультация «Игрушки-заместители в детской игре

Использование предметов заместителей. Консультация «Игрушки-заместители в детской игре

Светлана Кузнецова
«Использование предметов-заместителей в развитии сюжетно-ролевой игры» (из опыта работы)

Большим значением для развития сюжетно-ролевой игры детей является педагогически целесообразный подбор игрушек и предметов-заместителей , что создаёт «материальную основу» игры , обеспечивает развитие игры как деятельности .

Подбор предметов-заместителей , также как и игрушек в своей группе, мы осуществляем соответственно теме игры и возрасту детей .

Предметы -заместители помогают детям развернуть игру . Они могут быть использованы в разных играх по содержанию сюжета для обозначения игрового пространства (например, мы строим из стульчиков или модулей комнату, машину, поезд, ролей, а также предметов , с которыми можно непосредственно действовать. Играя с детьми, я помогаю ребятам создать игровую обстановку, наладить ролевые взаимодействия и учу пользоваться вместо реальных предметов игровыми заместителями. И обращаю внимание детей на то, что один и тот же предмет -заместитель может применяться по-разному. Например, палочка может служить в игре «Больница» -градусником, в игре «Парикмахерская» -расчёской, в игре «Уличное движение» -жезлом милиционера. В дальнейшем дети сами проявляют инициативу и вводят в игру предметы-заместители .

Разворачивая сюжетно -ролевую игру с детьми младших групп, основной акцент в своей работе делала на игровом действии с игрушками и предметами-заместителями , создавала ситуации, которые стимулировали детей к осуществлению условных действий с предметом . Например, играя роль повара, я подготовила для игры игрушечные кастрюлю и ложку, вместо ножика взяла палочку, вместо картошки – пластмассовый мячик. После этого предложила одному из детей сварить суп. А разворачивая сюжет в игре «Автобус» я брала модули цилиндров, кубов, просила принести детей стульчики и мы строили из них автобус, выбирали шофёра, который катал ребят.

Работая с детьми средней и старшей группы, игровые действия с предметами -заместителями и игрушками отодвигаются на второй план, здесь разворачивается ролевое взаимодействие, и внимание с условных действий с предметами -заместителями смещается на ролевую речь. Тем не менее без использования предметов -заместителей никакая игра не будет насыщенной и интересной. Предложив детям игру , мы вместе обсуждали, какие атрибуты им понадобятся во время игры , какие нужно сделать и из чего будем делать, затем вместе с детьми делаем недостающие атрибуты из подручных материалов. В этом возрасте меняется тематика игр (от бытовых – к играм с трудовым, производственным сюжетом , соответственно меняется назначение предметов-заместителей , они в первую очередь необходимы для обозначения ролей (палочка или карандаш в руках ребёнка у «доски» говорит о том, что этот ребёнок играет роль учителя в игре). Иногда я подсказывала детям, какие предметы-заместители можно использовать , часто дети сами подбирали их и действовали ими по назначению. Так, например, перед игрой «Магазин овощей» мы с детьми решили, что сделаем сами из теста овощи и фрукты. Играя в «Магазин одежды» мы с детьми договорились использовать кукольные вещи с уголка ряженья и мама Вики принесла из дома детскую одежду для малышей, а Лида принесла игрушечные деньги. Благодаря игре «Самолёт» дети в группе научились делать бумажные самолётики. А подбирая атрибуты для сюжетно- ролевой игры «Рыбаки» , ребята предложили на прогулке искать длинные палки или сухие ветки деревьев и из них сделать удочки. А лодки и вёсла сооружали из модулей и крупного строительного материала.

Работая с детьми на данном этапе, т. е. в подготовительной к школе группе, могу отметить, что дети самостоятельно придумывают сюжеты игр , договариваются между собой и обыгрывают сюжеты игр . Они имеют уже достаточный опыт игрового взаимодействия, поэтому их игры переросли уже в творческие, они объединяют сюжеты (например, «Больница» + «Семья» , «Детский сад» + «Библиотека» или «Семья» + «Парикмахерская» + «Больница» + «Магазин» и т. д.)

Предметы-заместители , наряду с игрушками, дети применяют для развития игрового сюжета , для обозначения ролей, но они сейчас второстепенны. Хотя дети заинтересованы в подборе атрибутов для игры . В игре детям нужны предметы более близкие по их значению к реальным, жизненным. Я их направляю, предлагаю , подсказываю, часто дети сами подбирают, предлагают атрибуты для игр , обсуждаем из чего можно сделать недостающие атрибуты, приносят их из дома. Например, для игры «Библиотека» я предложила сделать детям формуляры, а Лиза предложила сделать закладки для книг, как у её старшей сестры. Для игры «Больница» сделали с детьми карточки для регистратуры, теперь они сами их обновляют по мере необходимости. Дети приносят из дома всякие коробочки, пластмассовые бутылочки, вместе мы их обматываем скотчем, приклеиваем детские картинки и пополняем ими игровую базу. Предложив детям подумать , как можно обогатить игру «Магазин» , Егор предложил вылепить булочки из теста и мы с ребятами договорились вылепить разнообразные хлебобулочные изделия. Дети с интересом участвуют в ремонте книг, открыв «Книжную мастерскую» , проявляют инициативу, поддерживают атрибуты для игр в порядке.

Можно сделать обобщающий вывод, что планируя работу по руководству сюжетно -ролевыми играми детей, педагогу необходимо предусматривать обогащение содержания игры , в частности за счёт введения в игру разнообразных предметов - заместителей разными приёмами.

Сюжетно - ролевая игра - ведущая деятельность дошкольного возраста, но игра не возникает сама по себе. Для этого необходимо создать условия.

Развивающая предметно-игровая среда и ее своевременное изменение, подбор игрушек и игрового материала, способствующих закреплению в памяти ребенка недавних впечатлений, полученных при знакомстве с окружающим, а также в обучающих играх, нацеливают дошкольников на самостоятельное, творческое решение игровых задач, побуждают к разным способам воспроизведения действительности в игре. Предметно-игровую среду нужно изменять с учетом практического и игрового опыта детей. Важно не только расширять тематику игрушек, но и подбирать их по принципу разной степени обобщенности образа.

Для развития игровой деятельности необходимо создание предметно-развивающей среды.

Оборудование для развития сюжетно-ролевых игр

Группа раннего возраста (от 2 до 3 лет):

В группах раннего возраста игра как деятельность находится в периоде становления, дети еще только обучаются игровым действиям.

Предметно-развивающая среда должна содержать готовые игровые зоны

Вторая младшая группа:

Во второй младшей группе продолжается формирование и развитие игровых навыков. Предметно-развивающая среда - еще остаются готовые игровые зоны, но они значительно обогащаются.

Средняя группа:

Предметно-развивающая среда - здесь уже не нужны такие четко выраженные игровые зоны, как в младших группах. Границы игровых зон размыты, одни и те же атрибуты могут быть использованы для игр "Аптека" и "Больница".

Важно учить детей взаимопроникновению сюжетов. Например, при игре в больницу можно ввести в сюжет роль водителя "Скорой помощи". При игре "Семья" можно запланировать поход по магазинам для покупки продуктов и вещей. Содержание игровых зон значительно обогащается. Например, если во второй младшей группе у нас был продуктовый магазин, то в средней добавляются магазин одежды, обуви и др.

Старшая и подготовительная группы:

В группах старшего дошкольного возраста необходимо отказаться от стационарных игровых зон, сковывающих игровую инициативу детей, предлагающих детям готовые сюжеты. Все атрибуты различных сюжетных игр помешаются в яркие пластиковые, деревянные или картонные лотки, коробки, которые помечаются специальными условными обо значениями (например, красный крест на коробке с атрибутами для игр "Больница" или "Аптека"; изображение книги и глобуса на коробке с атрибутикой для игр "Школа" и "Библиотека"; изображение кастрюли на коробке с игрушечной посудой для игры "Семья" и т.д.). Дети сами выбирают нужные им атрибуты в соответствии с замыслом игры. При этом сюжет может разворачиваться и обогащаться: дети начали играть в больницу, а затем им понадобилась посуда, для того чтобы приготовить пищу пациентам; атрибуты для игры "Библиотека" -- в больнице устроили читальный зал для больных.

Желательно, чтобы в группах было много конструкторов и строительного материала, а также бросового материала - чтобы дети сами создавали игровую среду и атрибуты для своих игр. Для этой же цели в группах должны быть мягкие игровые модули.

В группах старшего дошкольного возраста необходимы так же различные макеты для развития режиссерских игр детей.

По-прежнему актуальным остается наличие разнообразных предметов-заместителей.

Необходимый материал для обогащения сюжетно-ролевых игр

Материал к сюжетно-ролевой игре должен быть всегда, что называется, под рукой и в то же время не должен быть постоянно на виду, т.е. воспитатель не должен использовать сюжетно-ролевую игру как элемент дизайна.

Для удовлетворения этих условий наиболее рациональным может оказаться вариант хранения атрибутов для игр в больших коробках.

Для каждой игры изготавливается, приобретается своя коробка.

На коробке с лицевой стороны обозначается символ игры (картинка, а для умеющих читать -- надпись). В коробку складываются все атрибуты для игры. Атрибуты должны быть реалистичные (т.е. уменьшенные копии реальных: штурвал, руль, канистра и т.д.). И обязательно несколько предметов, которые выполняют роль заместителей (набор предметов-заместителей не должен лежать отдельно. В каждой коробке должен быть именно свой набор. Причем чем старше дети, тем разнообразнее предметы-заместители). Например: лоскут ткани, несколько брусков, палочки от мороженого, крышки от бутылок.

При оформлении игровых уголков рекомендуется использовать детали от многосекционных ширм. Таким образом, можно отделить зону "Больницы", предварительно заменив шторку с цветной на белую, использовать секцию для игры в магазин, использовать секцию от кукольного театра как окошко в доме.

Для игр в "шоферов" можно использовать чехлы на спинки стульчиков с аппликацией: Автобус, Скорая помощь, Военный джип, Пожарная машина. Чехлы хранят на вешалках-плечиках на стойках в уголках ряжения.

Воспитатель всегда должен быть готов помочь детям развернуть игру в любом месте группы. Поэтому неплохо иметь большой кусок ткани, чтобы была возможность создать детям уголок (домик, шалаш, палатку), просто накинув ткань на стульчики, парту, мягкие модули.

Обязательно должно быть кукольное приданое. В гардеробе кукол должно быть много разносезонной одежды. Она должна легко одеваться: платья с глубокой планкой-разрезом сзади. Кукольные платья в младших группах должны иметь достаточно крупные пуговицы или липучки. Одежда должна висеть в шкафу на вешалках или лежать на полочках.

Уголки ряженья в младших группах лучше иметь сундуки, в которых будут находиться элементы ряженья в свободном доступе. Пусть дети не испытывают дискомфорта от необходимости постоянно аккуратно складывать одежду. Этот сундук будет своеобразной отдушиной, уголком "психологической разгрузки" от прилежности и аккуратности. В старших группах такой сундук необходимо сохранить, но добавить в него элементы для "барышень": шляпки, зонты, пелеринки, веера, длинные платья. Комплекты постельного белья или просто лоскуты ткани для "стирок и глажения".

Одно из требований к организации развивающей среды - создание возможностей для удовлетворения потребностей детей в новых впечатлениях, в открытии нового, позволяющих фантазировать, перевоплощаться в самых разнообразных героев. Пространство игровой комнаты необходимо организовать таким образом, чтобы оно позволяло детям свободно перемещаться, одновременно играть нескольким группам детей, чтобы в случае необходимости любой ребенок мог уединиться для индивидуальной игры.

Необходимым условием является доступность к таким зонам, как природный уголок, книжный уголок и уголок изо деятельности.

В соответствии с требованиями зонирования группы выделяется место для кукольного уголка, оборудованного для различных игровых действий с куклой и сюжетно-ролевых игр (игрушечная мебель, посуда, кукольная одежда, игрушки, имитирующие бытовые предметы: утюг, телевизор, газовая плита, предметы для стирки). Содержание кукольного уголка соответствует разным ситуациям сюжетно-ролевых игр и постоянно дополняется, по мере освоения детьми тех или иных игровых действий. Педагогу следует предусмотреть наличие в игровом уголке предметов, которые дети могли бы использовать в роли предметов-заменителей. Кроме того, среди игровой атрибутики значительное место занимают детские поделки, используемые в играх (деньги, кошельки из бумаги, таблетки, бланки для рецептов и многие другие). Использование самоделок повышает у детей интерес к игре. Для развития у детей ролевых действий необходимо умение перевоплощаться. Используемые для этого костюмы и атрибуты (фартук для мамы, белый халат для врача, фуражка для милиционера) хранятся в специальном шкафчике, доступном для детей, или на вешалке. Отдельно предусматривается хранение костюмов для игр-драматизаций.

Работу по созданию условий я начала с подборки литературы по данной теме, оформила консультации и папки - раскладушки для родителей, консультации для педагогов, затем перешла к построению предметно - развивающей среды.

В качестве методической литературы использую: Н.А.Виноградова, Н.В.Позднякова "Сюжетно-ролевые игры для младших дошкольников", Н.А.Виноградова, Н.В.Позднякова "Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников", Краснощекова Н.В. "Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста", Краснощекова Н.В. "Новые сюжетно-ролевые игры для младших дошкольников", Д.В.Менджерицкая "Воспитателю о детской игре", методические разработки из интернета.

Особое значение придается не только взаимодействию с партнером - взрослым, но и предметно - развивающей среде.

В группе имеются зоны ролевых игр:

"Магазин" - он включает в себя разные отделы: промтовары, одежда, продукты, овощи - фрукты, игрушки, посуда, книги, продуктовые сумки, кассовый аппарат и деньги.

"Больница" - она включают в себя разные инструменты, лекарства, карточки для больных.

"Парикмахерская" - включают в себя разные инструменты, альбом разных причесок, косметические средства.

Во всех этих зонах имеется специальная одежда для труда.

"Дом" - включает в себя бытовые приборы, мебель, кукол, одежду, посуду.

Имеются также зоны: "Школа", "библиотека", зона театрализованных игр, зона для мальчиков, где есть машины, разные вида конструктора.

С помощью родителей пополняю развивающую среду: постоянно обновляется продукция в магазине, лекарства и косметические средства в больнице и парикмахерской; с помощью родителей была изготовлена спецодежда; добавлены инструменты; изготовлена кровать и пастельные принадлежности для кукол, мною был сделан кассовый аппарат деньги и разные таблицы.

Добавление новых атрибутов в игру позволяет мне активизировать игровую деятельность, развивать интерес к игре, закреплять полученные знания и умения, формировать дружеские отношения.

Известно, что на развитие ребенка в значительной степени оказывает развивающая среда, которая способна стать мощным стимулом его развития.

Так на основании ряда документов: закона «Об образовании», СанПиНа, образовательной программы , ФГОС и др., каждый воспитатель создает развивающую предметно - пространственную среду, которую в течение года необходимо поэтапно изменять, дополнять и реорганизовывать ее.

Согласно закону «Об образовании», статья 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников», п.4, мы обязаны развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни. Статья 64- Дошкольное образование, п.1: Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранения и укрепления здоровья детей.

Именно грамотно организованная предметно - пространственная среда, поможет решить поставленные перед педагогическим работником задачи.

B 2013 году принят ФГОС, в котором указываются требования к предметно- пространственной среде, где о дним из пунктов отмечена необходимость организации полуфункциональности среды и игровых материалов, в частности наличие предметов - заместителей.

Всем, конечно, известно, что дети в своей игре используют разнообразный предметный материал, который нельзя назвать собственно игрушками. Это всевозможные палочки, шишки, камушки, веревки и т. п. Такие предметы замещают необходимые для игры настоящие предметы. Все эти предметы, не предназначенные специально, как сюжетные игрушки, для игры, но задействованные ребенком в ней, в психологии и педагогике называются предметами- заместителями.

Как показывают многочисленные психологические исследования, действительно, включение предметов-заместителей в игры малышей способствует переходу от наглядно – действенного мышления к образному; в старшем дошкольном возрасте, они способствуют активизации воображения, фантазии, творчества, способствуют развитию взаимоотношений со сверстниками.

Например, изображая глажение белья, ребенок может взять не только утюг-игрушку, но и кирпичик из строительного материала. Так же вместе со взрослым дети могут изготовить игрушки- заместители и атрибуты для игр - вырезать из картона, пенопласта, из мелко нарезанного цветного поролона, используя все это в играх, имитирующих трудовой процесс. Побуждая детей к использованию игровых материалов, заменяющих хорошо знакомые им предметы, мы создаем ситуацию, в которой ребенок окажется перед необходимостью обозначать предметы-заместители и действия с ними словами, что будет способствовать его активному развитию. Особая ценность этой игрушки в том, что дети постепенно смогут самостоятельно оперировать условными понятиями. Игровые действия с игрушкой-заместителем опираются не на наглядные признаки предмета, а на представляемые, предполагаемые. Пользуясь такой игрушкой, ребенок обобщает свой предшествующий игровой опыт. Игрушка-заместитель требует более схематичных обобщенных игровых действий и обозначения её словом для того, чтобы она вошла в контекст игры и была понятна другим. Когда ребенок использует предметы - заместители, его игра развивается благодаря замыслу и работе фантазии и не попадает в «суровую» зависимость от наличия игрушки. В процессе такой игры дети учатся на только решать возникающие проблемы, но и ставить их, что уже свидетельствует о значительно более высоком уровне развития ребенка, о его креативности.

Если условно-образную и реалистическую игрушки можно купить, то внесение игрушек-заместителей в игру детей зависит от фантазии взрослого, от его проникновения в содержание детской игры. Здесь очень важна роль взрослого, который может, например, поняв игровой замысел, из подручного материала создать нужный для игры предмет, предложить новое направление развития сюжета, включить нового участника, наделив его интересной ролью и т.д.


Необходимо отметить, что возможность использования предметов-заместителей в игровой деятельности должно быть предметом специального обсуждения педагога с родителями. Родители должны знать о возможностях игрушек-заместителей, их значении для умственного развития ребенка, в частности, его воображения. Ведь все последующее обучение в школе будет связано с необходимостью представить, вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями. Умение использовать различные предметы (знаки) вместо реальных предметов, позволит ребенку в дальнейшем усвоить более сложные системы знаков, такие как язык, математическая символика, различные виды искусства.

Мини-исследование на тему:

«Предметы – заместители в детской игре».

В дошкольном возрасте игра – ведущий вид деятельности детей. Ребенок проводит в игре много времени. Она вызывает существенные изменения в его психике. Известнейший в нашей стране педагог А. С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: “Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре…”

Важнейшим условием формирования творческой игры является введение в игру предметов-заместителей. Чем неопределеннее функция предмета, тем свободнее ребенок приписывает ему то или иное значение. Это предметы-заместители стимулируют творческое воображение детей, именно с ними совершается большое число оригинальных действий. Основное требование к предмету-заменителю – удобство в выполнении игровых действий.

Сарафанникова Анна, 3 года 3 месяца.

В период наблюдений Аня играла в магазин, кормила кукол обедом.

Играя в магазин, Аня была продавцом и продавала куклам разные продукты питания. В качестве денег девочка использовала бумажные карточки, в качестве продуктов фигурировали предметы-заместители такие как: яблоко-красный мяч, хлеб – деревянный кубик, сыр – баночка из-под крема и т. д.

Когда девочка играла в магазин, я спрашивала ее, что она продает, и показывала на разные предметы, которыми она пользовалась. Аня четко называла предметы,взяв деревянный кубик она называла его хлебом. Играя, девочка комментировала свои действия, проявляла фантазию и воображение.

Когда Аня кормила кукол обедом, то и в этой игре у нее присутствовали такие предметы-заместители: карандаш –ложка, яичко-шарик, тарелочка –ладошки и т. Д.

Во время игры Аня варила суп и делала салат. Она сама накрыла стол, и позвала девочек на обед. Потом она угощала своим обедом девочек, используя в качестве тарелки- ладошки, в качестве ложки- карандаш. Угощала их яичком -шариком, пирогами- пазлы, супом – скомканные салфетки.

Аня играла свободно замещая один предмет другим, она отражала в игре то, что видела вокруг себя.

Подоляко Денис , 2 года 11 месяцев.

В отличие от Ани Денис не всегда в своих играх пользуется предметами- заместителями. Ему нужна моя помощь, он не комментирует свои действия.

Когда Денис играл с машинами, я спрашивала его, что он везет и показывала на разные предметы, которыми он пользовался. Сначала мне приходилось помогать ему. Мы брали кубики и предполагали что это кирпичики. Затем мы везли машинку на коврик и стоили мост, сооружая горку из кубиков. В игре мы использовали такие предметы-заместители: песок – детали от конструктора, кубики-кирпичи, блоки-книги. Каждое действие мы проговаривали, говорили что мы сделаем сначала, а что потом, что везем, что будем строить. Наши игры сопровождали соответствующими стихами А. Барто. По ходу игры я предоставляла ребенку возможность действовать самому.

Денис сначала копировал мои действия, а потом самостоятельно начал пользоваться предметами-заместителями. Он сам построил гараж для своей машины, катал игрушки, возил их в магазин.

Мальчику очень понравилась такая игра-замена. Он хорошо играет в такую игру и подключает в свои игры детей из группы.

Таким образом, использование в игре предметов-заместителей у детей раннего возраста стимулирует интеллектуальную активность, инициативность, умение самостоятельно принимать решение, опираясь на жизненный опыт. Поэтому необходимо использовать различные формы комплексного руководства игрой, создавая при этом необходимую игровую среду, обогащая опыт детей через наблюдения, показы. Особое значение имеет активное участие самого ребенка в игре, взрослый лишь вызывает инициативные действия, постепенно усложняя игровые задачи.

Все приведенные мной примеры показывают, что дети активно пользуются предметами-заместителями, развивая тем самым воображение, фантазию, речь. Все это закладывает основу настоящей сюжетно-ролевой игры.

Игры с предметами - заместителями для младшего возраста.

Цель: развивать воображение, умение действовать в условном пла не, пользоваться предметами-заместителями.

«Сладкий арбуз»

Маленькие дети любят приносить взрослому разные предметы и показывать их. Такие ситуации можно обыграть. Например, если ре бенок приносит мячик, взрослый может сказать: «Какой красивый мячик. Давай это будет арбуз. Сейчас мы его разрежем». Воспитатель имитирует действия: разрезает арбуз, ест его, потом протягивает ладонь ребенку со словами: «Попробуй, какой вкусный арбуз, сочный, сладкий. А теперь отрежь и мне кусочек». В следующий раз мячик может стать ежиком или колобком.

«Дудочка»

Воспитатель показывает ребенку фломастер (карандаш или круг лую палочку) и говорит: «Посмотри, какая у меня дудочка. Послу шай, как она играет». Педагог играет на дудочке: «Ду-ду-ду, ду-ду-ду, мы играем в дуду». Затем предлагает ребенку подуть в нее.

Взрослый может взять одну «дудочку» себе, а другую дать ребенку и предложить дудеть в них одновременно или по очереди.

«Качели»

Воспитатель привязывает ленточку или шнурок к небольшой крыш ке от коробочки для духов, предварительно сделав в ней отверстия. Затем говорит ребенку: «Посмотри, какие у меня качели. На них можно покачать маленькие игрушки. Сейчас я покачаю пупсика». Педагог сажает пупсика на качели и качает его. Потом кладет на качели ма ленькие шарики или пуговицы: «А сейчас я посажу на качели птен чиков. Хочешь их покачать?» По ходу игры можно спрашивать у пуп сика или птенчиков, не боятся ли они, и в зависимости от «ответа», раскачивать качели сильнее или слабее.

Качели также можно сделать из колечка от пирамидки, привязав к нему ленточку или шнурок. Такие качели можно превратить в карусели, вращая их за ленточку.

«Яблочко»

Воспитатель показывает малышу маленький мячик или шарик: «По смотри, какое у меня яблочко». Затем кладет его на стол и, подталки вая, читает стихотворение:

Катилось яблочко по огороду

И упало прямо в воду-

Бульк! (Шарик падает со стола.)

Педагог повторяет игру несколько раз, побуждая ребенка прого варивать последнее слово стихотворения. Можно предложить малышу самому покатать яблочко.

«Совушка-сова»

Перед тем как играть в эту игру, воспитатель показывает малышу картинку с изображением совы.

Затем педагог берет небольшой мячик и мелом рисует на нем круг лые совиные глаза, уши и клюв. Он показывает «сову» ребенку и говорит: «Посмотри, какая птичка. Это сова. Помнишь, мы видели ее на картинке?» Воспитатель читает стихотворение:

Ах, ты, совушка-сова,

Ты большая голова!

Ты на дереве сидела,

Головою ты вертела. (Воспитатель вертит мячик.)

В траву свалилася,

В яму покатилася! (Педагог роняет мячик и наблюдает вместе с малышом, как «катится сова».)

Повторив эту игру несколько раз, можно предложить ребенку са мому повертеть «сову» в руках, показать, как она «катится в яму».

«Согреем птенчиков»

Воспитатель показывает малышу несколько шариков и говорит: «Смотри, у меня есть два яичка, из них скоро вылупятся птенчики. Давай положим их в гнездышко и накроем, чтобы птенчикам было тепло. Где у нас гнездышко?» Если ребенок не может сам найти пред мет-заместитель, педагог помогает ему: «Посмотри на эту мисочку. Пусть она будет гнездышком. Хорошо?» Малыш, скорее всего, охот но примет это предложение и уложит «яички» в мисочки-гнезда. За тем воспитатель предлагает ребенку накрыть «гнездышки» салфеткой: «Давай не будем беспокоить птенчиков. Подождем, когда они вылу пятся». Воспитатель садится рядом с ребенком, и некоторое время наблюдает за гнездышком. Потом шепотом говорит: «Кажется, птен чики вылупились из яичек. Слышишь, как они пищат: «Пи-пи-пи». Давай посмотрим». Воспитатель снимает салфетку и радостно вос клицает: «Вот, посмотри, птенчики вылупились!»

«Веселый волчок»

Играя с волчком, желательно не просто наблюдать за тем, как он вертится, и учить детей раскручивать его, а включить эти действия в не большой игровой сюжет.

Воспитатель берет волчок и говорит, обращаясь к игрушке: «Волчок, волчок, хватит тебе спать, давай с тобой играть. Покажи, как ты умеешь кружиться?» Педагог раскручивает волчок и любуется им вместе с детьми: «Вот как красиво кружится волчок, вот как он танцует! Слышите, он и песенку свою поет: «У-у-у-у». Когда юла останавливается, воспитатель говорит: «Ой, упал волчок, наверное, у него голова закружилась. Волчок, хочешь еще потанцевать, покружиться?» И отвечает за него: «Хочу. Пусть теперь Машенька, меня заведет». Взрослый спрашивает у ребенка: «Машенька, поможешь волчку покружиться?» Педагог по могает малышу завести волчок и предлагает спеть вместе с ним песен ку: «У-у-у-у».

«Курочка и цыплята»

Воспитатель раскладывает на столе несколько кубиков (это куроч ка и цыплята), рассыпает рядом камушки или пуговицы (зернышки) и говорит ребенку: «Посмотри, Юра, это курочка, а это ее детки-цыплятки. Курочка говорит цыпляткам: «Ко-ко-ко, клюйте зернышки, как я». Педагог показывает, как курочка клюет зернышки: он кладет ла донь на кубик, выставляет вперед указательный палец (клюв) и по стукивает им по «зернышкам». Потом взрослый помогает малышу изоб разить, как цыплята клюют зернышки.

Можно разнообразить совместную игру, введя в нее двух курочек - кубики разных цветов. Тогда ребенок сможет изображать и цыплят, и курочку. Во время игры педагог побуждает малыша изображать зов куроч ки и писк цыплят.

«Козлята и волк»

Воспитатель ставит на стол коробку из-под обуви, один большой и несколько маленьких кубиков и говорит ребенку: «Посмотри, это козлята, а это - их домик. Мама ушла в магазин, а козлята щиплют травку. Вот так. (Изображает, как козлята щиплют травку.) Вдруг при бежал волк. (Показывает большой кубик.) Он хочет съесть козлят. Но козлята умные, они убежали от волка и спрятались в своем домике. Быстрее-быстрее, козлята, мы вам поможем спрятаться, все окна-двери закроем. (Вместе с малышом педагог быстро прячет кубики в коробку и закрывает ее крышкой.) Не поймал волк наших козлят и убе жал в лес». (Воспитатель показывает, как убегает волк.)

В эту игру можно ввести других персонажей: зайчиков и лису, кош ку и мышек, кошку и воробышков и т.д.

«Где мое окошко?»

Вкладывая вместе с ребенком геометрические формы в отверстия куба, можно организовать следующую игру.

Воспитатель раскладывает фигурки около куба и говорит ребенку: «Это домик. В нем живут фигурки-малыши. Сейчас малыши гуляют, бегают, прыгают. (Показывает действия с фигурками.) А теперь они захотели вернуться домой, но забыли, через какие окошки можно вой ти в домик». Педагог показывает, как фигурка ищет свое окошко и не может пройти в него. От имени фигурки он просит ребенка по мочь ей найти подходящее окошко. Воспитатель помогает малышу найти для каждой фигурки свое окошко. Этот сюжет легко преобразовать в игру «Козлята и волк», в кото рой фигурки-козлята будут прятаться от волка в домик-куб.

«Посмотри в окошко»

Воспитатель, заметив, что малыш ходит по комнате с колечком в руке, спрашивает: «Дима, что это у тебя в руке, наверное, окошко? Давай посмотрим в твое окошко». По очереди с ребенком взрослый разглядывает через колечко комнату и называет то, что видит.

Точно так же колечко может превратиться в руль машины, которая едет в гости к куклам, а два колечка, приложенные к глазам, становятся очками и делают ребенка похожим на бабушку или дедушку.

Рассматривать комнату, вид из окна можно и в бинокль. Сначала можно использовать игрушечный бинокль, а затем изображать его ру ками, поднеся к глазам кулачки.

«На что это похоже?»

Для развития детского воображения очень полезны игры, в кото рых ребенок вместе с взрослым придумывает, на что похож тот или иной узор, силуэт, предмет, не имеющий определенной формы. Уже на втором году жизни дети способны увидеть в них знакомые черты.

К таким играм относится совместное разглядывание облаков, на блюдение за их движением, изменением конфигураций, поиск в них знакомых фигур (облако может быть похоже на подушку, пароход, кошку, собачку, птичку и т. п.). Знакомые образы можно увидеть в от ражениях в лужах, в комке глины, в узоре на ковре, платьице или курточке и т.д.

«Тени на стене»

При складывании пальцев рук определенным образом на стене можно получить изображения разных животных - собачки, зайчика, птички и др. Можно смять кусок бумаги и, поворачивая его разными сторонами, менять очертания тени. Сначала нужно называть или косвенным образом подсказывать детям (например, имитируя лай собачки или писк птички), какой предмет или какое животное изображается. Затем можно предложить малышам придумать, на что похожа тень; попробовать самостоятельно изобразить предмет или животное.

«Прятки с солнечными зайчиками»

В солнечный день воспитатель берет два маленьких зеркальца и начинает пускать солнечных зайчиков. Он говорит малышам: «Посмот рите, к нам прибежали солнечные зайчики. Вот они прыгают, бега ют, прячутся». Педагог вместе с детьми наблюдает за солнечными зай чиками и читает стихотворение:

Скачут побегайчики -

Солнечные зайчики.

Мы зовем их -

Не идут.

Были тут -

И нет их тут.

Прыг, прыг

По углам.

Были там - и нет их там.

Где же зайчики?

Ушли.

Вы нигде их не нашли? А. Бродский

Воспитатель прячет зеркальце. Потом говорит детям: «Давайте опять позовем зайчиков, пусть они еще поиграют». Малыши зовут зайчиков, а воспитатель снова начинает пускать зайчиков так, чтобы они-то бегали друг за другом, то прыгали, то стояли рядом («обнима лись») и т. п. При этом педагог спрашивает у детей, что делают зай чики, при необходимости подсказывает.

Можно предложить малышам стать котятами и ловить солнечных зайчиков «лапками» (ладошками).

«Разноцветные салфетки»

Коротенькие игры-импровизации, стимулирующие детское вообра жение, можно разыграть, используя разноцветные салфетки, носовые платки, лоскутки. Например, воспитатель берет бумажную салфетку, на которой нарисованы цветы, и говорит ребенку: «Посмотри, это лу жок, на нем растут цветочки. Это красный цветочек, а это синий. Где еще цветочки? Это какой цветочек? А это? Давай их понюхаем».

Голубая салфетка может стать речкой, морем или озером, по ко торому будут «плавать» кораблики (скорлупки), желтая - песочком, на котором будут «греться на солнышке» маленькие игрушки.

«Бабочки»

Для этой игры понадобится небольшой плотный лист цветной бумаги или картона и несколько маленьких разноцветных листочков из тонкой бумаги или фольги.

Воспитатель кладет листочки на картон и говорит ребенку: «Посмот ри, это лужок, а это бабочки сидят на травке. Посидели-посидели, крылышками взмахнули и полетели». Взрослый дует на листочки так, чтобы они разлетелись в разные стороны. Затем предлагает малышу «поймать бабочек» и снова посадить их на лужок.

Педагог повторяет игру, предложив малышу самому подуть на ли сточки.

«Найди зайчика»

Воспитатель садится рядом с ребенком, достает чистый носовой платок и, держа его за два соседних угла, заглядывает за него-то с од ной, то с другой стороны, приговаривая: «А где зайчик? Куда он убе жал? Зайчик, где ты? Сейчас мы тебя найдем». Затем быстро завя зывает узелком каждый из углов платка, вытягивая концы таким образом, чтобы они стали похожи на длинные уши, и говорит: «Да вот они, уши. Поймали зайчика. А где у него хвост?» Воспитатель завязывает узлом другие концы платка так, чтобы получился малень кий хвостик: «Вот и хвостик. Давай погладим его». В то время, ког да ребенок гладит «хвостик», взрослый незаметно подбрасывает «зай чика» и говорит: «Ах, проказник, выпрыгнул».

С зайчиком можно разыграть небольшие сюжеты: зайчик убегает, прячется, спит и др.

Аналогичным образом из платка можно сделать куколку, мышку и другие фигурки.

«Превращения проволочки»

Хорошим материалом для создания различных предметов являет ся гибкая проволока.

Воспитатель показывает ребенку проволоку и говорит: «Смотри, ка кая у меня проволочка. Из нее можно сделать разные игрушки. Вот я ее согнула, и получилось круглое окошко. Сейчас посмотрю в него. Вон Даша играет, а вон Саша сидит. Посмотри в окошко, что ты видишь? А хочешь сам сделать окошко?» Ребенок вместе с взрослым делает окошко, рассматривает через него комнату, называет то, что видит.

Затем педагог говорит: «А давай теперь это будет солнышко. Наступило утро, солнышко стало подниматься все выше и выше, вот как высоко поднялось». Воспитатель показывает, как медленно поднима ется солнышко, потом предлагает малышу поиграть с солнышком. Взрослый делает из проволоки домик, согнув ее в виде треуголь ника: «Посмотри, какой получился домик. Тук-тук, кто в домике живет?»

Педагог снова делает из проволоки колечко и спрашивает у ма лыша: «А теперь на что это похоже?» Если ребенок придумывает что- то свое, например, говорит, что это руль от машины, нужно поддер жать и обыграть его «изобретение» (можно покрутить «руль», сказать: «Би-би, поехали», дать малышу возможность самому поиграть в «ма шинку»).

Далее воспитатель предлагает ребенку самому сделать что-нибудь из проволоки, каждый раз интересуясь, что получилось, и обыгрывая придуманный образ. Из проволоки можно конструировать разные фи гурки: елочку, рыбку, змейку и др.

Подобные игровые эпизоды можно организовывать, используя другие предметы и материалы: пуговицы, катушки, крышки от банок, оре ховые скорлупки, палочки, ленточки, кусочки ткани, бумаги, детали конструктора, мозаики. Так, крышку от банки легко превратить в зер кальце, веревочку - в червячка или змейку, ленточку - в дорожку, ручеек или речку, палочку - в мостик или лодочку, камушки - в кон фетки и т. п.

Для развития воображения, умения действовать в условном пла не, пользоваться предметами-заместителями полезно предлагать ма лышам короткие игровые эпизоды, в которых они вместе с взрос лым действуют понарошку, одушевляя различные предметы, используя их в необычном назначении. В таких играх можно использовать практически любые предметы, например, можно взять кубик или брусочек и предложить малышам «сфотографироваться». «Фотографировать» де тей можно в разные моменты. Так, во время еды можно сказать: «Вот как детки хорошо кушают! Сейчас я вас сфотографирую!» Этот при ем используется и для того, чтобы переключить внимание детей, на пример: «Костик, не плачь, улыбнись, я тебя сфотографирую», или: «Сережа, Ваня, не стоит ссориться, давайте лучше я вас сфотографирую, улыбнитесь». После «фотографирования» можно сделать шутли вые рисунки-фотографии.

Подобные игры не занимают много времени и могут спонтанно возникать в течение дня. Желательно, чтобы они стали частью жиз ни детей. Для этого воспитатель должен импровизировать, проявлять фантазию, изобретательность. Например, в ходе ежедневных бытовых занятий и режимных процедур можно использовать шутливые сравнения, говорить от имени различных предметов:

    снимая шапку, педагог удивляется: «Где у Аленушки ушки? Спря тались? Да вот же они!»;

    надевая ребенку сапожки, педагог говорит: «Сапожки-сапожки, надевайтесь на Сашины ножки»;

    надевая на малыша колготки, воспитатель приговаривает: «Нож ка-ножка, полезай в окошко!»;

    во время еды взрослый говорит от имени ложки: «Светочка, от крой ротик, я положу в него котлетку», или от имени котлетки: «Съешь меня, Светочка!»;