Главная · Болезни кишечника · Храм Зуба Будды: история, описание. Храмы будды

Храм Зуба Будды: история, описание. Храмы будды

Буддизм в течение нескольких тысячелетий постепенно распространялся по планете. Сегодня буддийские храмы можно отыскать в разных странах, а корни этой религии сосредоточены в Индии. В статье мы познакомимся с тем, что представляет собой храм буддистов и в чем особенности их архитектуры, узнаем о самых известных храмах и монастырях.

Храмово-монастырский пещерный комплекс Аджанта

Как называется буддийский храм

Храм Будды может иметь разные названия: дацан , или, непосредственно название самого храма, сочетающееся со словами дзи, дэра, тэра, гаран.

В том случае, если храм называют по местности или в честь основателей, то в названии присутствует тэра или дэра. Например, Асука-дэра так называется в связи с тем, что храм расположен на равнине Асука. А Татибана-дэра является храмом рода Татибана.

Если же в названии строения используется величание учителя или имя почитаемого божества, то используется дзи. Например: Якусидзи храм Бхайшаджьягуру или будды-целителя Якуси.

Дополнительное название гаран применяют для обозначения древних храмов. С санскритского «сангхарама» – «общинное жилище» .

Если в сооружении для проведения обрядов нет всего, что необходимо для такого помещения, то такое здание называется молельней.


Храм буддизма штата Махараштра

Архитектура буддийских храмов и монастырей

Что означает быть буддистом? Если объяснить с точки зрения этого религиозного учения, то быть буддистом – это искать прибежища у «Трех Сокровищ ». «Три сокровища» – это Будда , его учение и община , образовавшаяся вокруг этого учения . Строение спроектировано таким образом, чтобы воплощать все «Три Сокровища». Они представлены все в одном месте, но при этом разделены на части, каждая из которых несет свою смысловую и религиозную нагрузку.


Буддийский храм – это священная комплексная постройка , представляющая религиозную ценность, место паломничества, поклонения и обитания буддийских монахов. Он должен быть защищен от внешних воздействий, беспокоящих это святое место – посторонние звуки, зрелища, запахи и другие влияния. Территория закрыта со всех сторон, а при входе расположены мощные ворота.

В «золотом зале» (кондо) помещаются любые изображения будды (Будда Шакьямуни , сострадательный Амитабха и др.) – вышитые, рисованные, в виде скульптур. В том же помещении могут находиться любые изображения разных почитаемых существ, бодхисаттв.

Пагода – это постройка, предназначенная для хранения останков тела (земного) Будды Шакьямуни . Практически каждый буддистский храм имеет свое предание о том, как останки попали в него. Зачастую пагода состоит из трех или пяти ярусов, а в центре размещен главный столб. Под ним или на самой его верхушке и хранятся останки Будды.

Помимо текстовых вариантов буддийского учения, хранящихся в виде свитков, религиозная информация и различные священные предания передаются из уст в уста. Кроме того, в «зале для чтений» (ко:до) регулярно проводятся чтения и толкования учения.

С VIII столетия появляются ками – места для почитания «родных богов». Их размещают как на территории храма, так и за ее пределами. Богов почитают как защитников храма.

В общину храма входят монахи, их ученики и миряне, временно поселившиеся в галереях.


Буддийские храмы в Индии имеют свои особенности оформления. Монументальные сооружения имеют большое количество арок, сводов, колонн, рельефов, посвященных Будде. При этом все эти неповторимые архитектурные элементы доведены до безупречности. В Индии чаще всего ступы встречаются в виде сферы на основании кубической формы. Их входы обычно представлены в виде каменных ворот, на которых красуются резные изображения. Также встречаются постройки с острыми высокими куполами с барельефами.

Буддийские храмы в Индии

Буддийских храмов на территории Индии существует множество, так как данное религиозное направление здесь особо почитается. Уделим внимание самым известным.

  1. . Третьим по величине штатом Индии является Махараштра. Этот край известен прежде всего своими скальными монастырями и храмами:
  • Аджанта – храмово-монастырский пещерный комплекс, представленный утесом в форме подковы. Всего насчитывается 29 пещер. Они делятся на вихары (общежития буддийских монахов, имеющие при входе портик-терассу и квадратные залы, окруженные кельями с трех сторон) и чайтья (молельные залы). Стены в пещерах искусно расписаны иллюстрациями к буддийским мифам и легендам. Аджанта является памятником Всемирного наследия.
  • Пещеры Аурангабада – относительно небольшие три комплекса пещерных храмов, расположенных поблизости от города Аурангабад. Всего насчитывается девять пещер, делящихся на восточные и западные.
  • Питхалкора – пещерный храмовый комплекс, состоящий из 13 пещер. Обустроены во II веке до н.э. Несколько позже, в V-VI веках, произошли добавления к ним.
  • Эллора – система из 34 пещер. Из них 17 пещер являются индуистскими, 12 пещер – буддийскими, 5 – . Наиболее примечательное строение с неповторимой архитектурой – «Kailas», заслуженно ставший одним из драгоценных памятников религиозной культуры Индии. Многочисленные замки, расположенные в Эллоре, причислены к Всемирному наследию организацией ЮНЕСКО.
  1. – именно то место, где Гаутама Сидхартха достиг просветления, результатом чего стало его перевоплощение в Будду. Храм располагается в Бодх-Гая, индийском штате Бихар. Здесь же находится Бодхи – священное дерево, сидя под которым Гаутама нашел свое просветление. Считается, что оно было выращено из семени, которое даровало именно то оригинальное дерево, под которым сидел просветленный Будда.
  1. Санчи , являющаяся Всемирным наследием ЮНЕСКО , – это деревня в штате Мадхья-Прадеш, известная сохранившимися храмами, монастырями и ступами времен раннего буддизма. Главная достопримечательность – первая известная в истории ступа. Она была задумана как наглядный символ Колеса дхармы. Именно со ступы Санчи начали копировать другие ступы.
  1. Нельзя не вспомнить о ступе Дхамек , расположенной в Сарнатхе. Согласно преданиям, здесь Будда, достигший просветления, провел свою первую проповедь и запустил Колесо дхармы .

Буддийские монастыри в Индии

Также насчитывается немалое количество буддийских монастырей на территории Индии. Всех их перечислить не представляется возможным, поэтому познакомимся с некоторыми из них:

  1. Храмы Ладакха . Земля Ладакх находится в крайней западной части Тибетского плато. По южную и северную части возвышаются высочайшие в мире горы. Здесь сосредоточены все те красоты, за которыми с удовольствием прибывают сюда путешественники – заснеженные горные массивы, озера, реки, диковинные звери и птицы, невероятные горные обители. Правда, все это стало доступным иностранным туристам только с 1974 года. В основном население Ладакха представлено потомками осевших кочевников, прибывших из Кхама (восточного Тибета). В VII веке они смешались с индоарийскими племенами. В этом краю расположено множество храмов: Алчи-Гомпа, Ванла, Ламаюру, Мульбек-Гомпа, Сени-Гомпа, Ше-Гомпа и другие.
  1. Тикси – это буддийский монастырь, находящийся у берегов Инд на вершине холма Его расположение потрясает: он возвышается на 3600 метра над уровнем моря и состоит из 12 этажей. Здесь же есть статуи, фрески, оружие, тханки (изображения религиозного характера в тибетском искусстве), постройки с чортенами. Удивителен и храм Майтрея, ставший в будущем Буддой. Он славится 15-метровой статуей Майтреи, возведенной в 1970 году перед визитом Далай-ламы.
  1. , расположенный на холме у пригорода города Таванг. Он находится на высоте 3300 метра. Рассчитан на 700 монахов, в настоящее же время в нем проживает приблизительно 450 лам. Здесь есть библиотека Паркханг, известная тем, что в ней хранится много исторически ценных манускриптов.

Буддийские монастыри в России

В России буддизм исповедуют в разных районах страны – Забайкальский край, Тыва, Бурятия, Республика Алтай, Калмыкия, Иркутская область. Буддийские монастыри в России существуют в большом количестве городов, в том числе Москве и Санкт-Петербурге.

  1. Иволгинский дацан (Гандан Даши Чойнхорлин – тибет.) расположен в республике Бурятия, в селе Верхняя Иволга. Это настоящий комплекс, состоящий из множества построек, в числе которых:
  • храм-дворец, в котором хранится нетленное тело великого Учителя Хамбо-ламы Итигэлова;
  • тантрический храм (Жан-дуган);
  • главный соборный храм (Цогчен-дуган);
  • оранжерея, созданная для священного дерева Бодхи и др.

Также на территории комплекса размещены библиотека, летняя гостиница, священные ступы-субурганы и даже вольер для косуль.

  1. Еще один буддийский монастырь в России, точнее храм-монастырь, – Хойморский дацан «Бодхидхарма», расположенный в Бурятии (Поселок Аршан Тункинского района). Это центральный храм буддийской организации «Майдар».
  2. Цугольский дацан – это самый старейший монастырь, возведенный в Забайкальском крае в 1801 году. Здесь были основаны монастырские школы буддийской философии классического направления и тибетской медицины. Монастырь имеет очень богатую историю.

В России существуют и другие, не менее замечательные храмы буддистов: Анинский (Бурятия) и Агинский (Забайкальский край) дацаны, , Храм Великой Победы (Калмыкия), Эгитуйский дацан (Бурятия).

Храм Зуба Будды – Шри Далада Малигава (Sri Dalada Maligawa) – это уникальное место паломничества буддистов всего мира, специально сооруженное для хранения великой святыни: именно здесь под бдительным оком монахов и многочисленной охраны находится Зуб Будды, спасенный из пламени его погребального костра. Несмотря на то, что храм открыт почти круглосуточно, здесь всегда много людей. Однако их присутствие ничуть не помешало мне ощутить особую атмосферу и духовно прикоснуться к священной для миллионов верующих реликвии. Несмотря на всю скромность, которую проявляют буддисты в быту, этот храм, как мне кажется, один из самых богатых и роскошных на Шри-Ланке.

История

Легенда обретения реликвии буддистов всего мира - священного зуба Будды, гласит, что в 540 году до н. э. после его смерти тело по личной просьбе Просветленного было предано огню. Во время процедуры кремации один из его учеников успел выхватить зуб, который стал впоследствии достоянием всего буддистского мира.Первоначально зуб Будды находился в Индии, но в IV веке, во времена междоусобных войн в Индии, правитель Калинги, опасаясь за сохранность самой дорогой реликвии буддистов того времени – Зуба Будды, отправил свою дочь под видом деревенской девушки на Цейлон. В ее волосы и была вплетена буддистская святыня. Так в 371 году Зуб Будды был перевезен на Шри-Ланку.

С тех времен на острове Цейлоне сменялись столицы, но Зуб Будды, как символ власти и любви народа, путешествовал с правителями страны – сначала в столицу Анурадхапуру, затем во вторую столицу – Полунаруву, пока не обрел своё постоянное место в третьей королевской столице – Канди, в тогда ещё деревянном храме Шри Далада Малигава. Недоброжелатели сожги деревянный храм, но на его месте в XVIII веке был возведен дворец короля. Здесь под присмотром монарха и хранилась реликвия, доступная только взорам короля, его приближенных и самых уважаемых монахов. После завершения правления последнего короля Канди дворец остался в распоряжении монахов.

Сегодня он открыт для посещения, и любой желающий может использовать эту возможность, чтобы взглянуть на небольшую золотую ступу, в которой находится Зуб Будды, а также посмотреть на великолепное убранство храма-дворца.


Что посмотреть

Храм Зуба Будды входит в большой комплекс зданий, включающий также Королевский дворец, зал для аудиенций, Дворец королевы и другие. Сейчас в здании Королевского дворца располагается Национальный музей, но все едут в Канди именно ради посещения священного Храма Зуба Будды. Внешне он не особо примечателен – ни формами, ни размерами, – но имеет огромную ценность для всех буддистов мира.

Ограждена территория храма рвом с водой, а также ажурными стенами двух видов: Стеной облаков и Стеной морских волн. Такое название они получили из-за своей причудливой формы, вызывающей соответствующие, я бы сказала, поэтические ассоциации. В праздничные дни в стенные проемы помещают небольшие лампады, которые создают особую атмосферу в вечернее время, освещая всё вокруг тысячами огней.

Между Королевским дворцом и Храмом Зуба Будды находится золотая крыша, построенная в 1987 году непосредственно над ступой, в которой хранится реликвия. Рядом с храмом – восьмиугольная башня Паттириппува, возведенная ещё в 1803 году как часть дворца. С этой башни король обращался к своим подданным, а также наблюдал за церемонией в праздник Эсала Перахера – многодневным шествием (на сингальском языке – перахера) в месяц эсала (июль-август, в полнолуние) в честь Зуба Будды. Сегодня здесь размещается хранилище древних рукописей.

Пройдя сквозь тоннель Амбарава, попадаем на нижний этаж храмового комплекса. Здесь, в так называемом Дворе барабанщиков Хевиси Мандапая, ежедневно проходят небольшие религиозные ритуалы.

Современный Храм Зуба Будды построен вокруг старого храма. Рядом с Двором барабанщиков и находится этот небольшой деревянный храм, в котором хранится священная реликвия. Зуб спрятан в специальной комнате, в семи золотых, украшенных драгоценными камнями ларцах-ступах одна другой меньше, вложенных друг в друга наподобие нашей матрешки. Комната находится под постоянным пристальным вниманием не менее чем двух монахов. Ступы с Зубом Будды хранятся за пуленепробиваемым стеклом. Прихожане и туристы могут увидеть их дважды в день в определенные часы, а сам Зуб в специальной шкатулке выносится на всеобщее обозрение народа только во время праздника Эсала Перахера.

Помимо комнаты, где хранится реликвия, тут есть множество залов, убранство которых поражает: и драгоценная отделка, и инкрустация изумрудами, рубинами, серебром, слоновой костью. Это и зал, где размещается библиотека, и залы с многочисленными старинными статуями Будды, в том числе из золота, кварца, нефрита, других драгоценных и полудрагоценных камней. Также во время своего путешествия по храму в различных его уголках вы можете увидеть более тысячи различных статуй и статуэток Будды в разных позах.

Еще один интересный архитектурный объект комплекса – Тронный зал дворца царей Канди. Здесь можно по достоинству оценить мастерство ланкийских мастеров, которые изготовили всю мебель из одной огромной скалы. Вдоль всего зала размещаются картины, рассказывающие о различных этапах жизни Будды, а также об истории появления священной реликвии на острове Цейлон.

Среди необычных экспонатов можно выделить мумифицированного слона, выставленного в одном из залов дворца. Именно это священное животное многие годы во время больших празднеств вывозило шкатулку с Зубом Будды за пределы храма.

Сколько стоит

Стоимость посещения Храма Зуба Будды для туристов – 10 долларов или 1000 рупий. В стоимость билета входит диск с обзорной экскурсией, который можно посмотреть по возвращении домой. Также в кассе есть аудиогид с информацией об устройстве храма, его экспонатах и убранстве.

Поскольку это действующий храм, то вам необходимо сдать обувь перед входом. Стоимость услуг камеры хранения – 2 доллара или 200 рупий. Можно сэкономить, разувшись там, где это делают местные, но, как вы понимаете, сохранность обуви в таком случае никто не гарантирует. При входе в храм колени и плечи как женщин, так и мужчин должны быть прикрыты.

Часы работы

Осмотреть Храм Зуба Будды вы можете в любое удобное время с 5.30 до 20.00. Есть возможность увидеть религиозные обряды во время служб, которые проходят три раза в день. Особенно эффектна вечерняя служба, когда действо происходит с зажженными лампадами. Именно во время службы монахи открывают двери в священную комнату, где находится главная реликвия храма.

Как добраться

  • Личный автомобиль. Священный Храм Зуба Будды находится в Канди. Из столицы Шри-Ланки Коломбо до храма можно добраться непосредственно по трассе А1 (115 км), которая и соединяет два этих города. Время в пути составляет примерно три часа. Такой способ передвижения удобен для тех, кто желает посетить по пути и другие достопримечательности, например, .

  • Автобус. Канди – один из крупнейших городов Шри-Ланки, поэтому через него проходят многочисленные автобусные маршруты из всех основных городов – Коломбо, Джафны, Нувара-Элии, и других. Путь от Коломбо до Канди занимает столько же времени, сколько и на личном автомобиле, однако уровень комфорта и стоимость проезда, конечно, отличаются. Стоимость проезда на автобусе – 150 рупий. В Канди автобус останавливается на Центральной автобусной станции рядом с железнодорожным вокзалом. Отсюда до храма пешком около 10 минут. Вам надо идти в сторону озера. Можно доехать и на тук-туке за 50-100 рупий.
  • Поезд. Это самый быстрый и недорогой способ доехать до Канди. Поезд идет с железнодорожного вокзала Коломбо-Форт (Colombo-Fort) до Центрального вокзала Канди (Muha Nuwara). Стоимость билета – от 100 до 400 рупий. Цена варьируется в зависимости от класса вагона. Время в пути из Коломбо в Канди – 4 часа. Как только поезд выезжает из Коломбо, в окне вам открываются потрясающие пейзажи, которыми можно любоваться всю оставшуюся часть пути.


Что ещё посмотреть

  • Национальный музей Канди. По соседству с Храмом Зуба Будды располагается Национальный музей Канди. В давнее времена на этом месте располагалось здание, где находились наложницы кандийских королей. Многие столетия здание строилось, перестраивалось, в итоге превратилось в большой дворец в викторианском стиле. В наше время музей представляет посетителям атрибуты правления королей, включая скипетры, троны, церемониальные мечи XVII-XVIII веков – самого яркого периода правления королей в Канди. Время работы музея: c 9.00 до 17.00 по четвергам и субботам.

  • Эсала Перахера. Один из самых главных религиозных праздников Шри-Ланки, связанный со священным Зубом Будды и храмом, проходит ежегодно в конце июля-августе и длится 14 дней. Перед полнолунием проходит специальное шествие с участием десятков слонов в ярких одеяниях и гирляндах, а также танцоров, акробатов и барабанщиков в национальных костюмах, согласно предписанному ритуалу. Они предвещают появление Зуба Будды, который выносится на всеобщее обозрение в специальной золотой шкатулке в окружении цветов и драгоценностей. Тысячи верующих и туристов приходят к храму, чтобы полюбоваться на это 4-часовое действо.

На заметку туристу

  • Безопасное путешествие. Каким бы транспортом вы ни воспользовались, соблюдайте обычные правила безопасности – это обеспечит вам удовольствие от посещения достопримечательностей. Шри-Ланка – страна, ориентированная на туризм, и безопасность путешественников – приоритет властей. Кроме того, подавляющее большинство жителей острова – буддисты, их нравы и принципы жизни позволяют любому гостю страны чувствовать себя в безопасности. Хотя порой бывают и исключения из правила, поэтому нужно не терять бдительности.

  • Хелперы на вокзалах. Если вы путешествуете железнодорожным транспортом, обратите внимание на это явление. В основном жители Шри-Ланки очень приветливы и всегда готовы помочь, однако среди них встречаются и так называемые хелперы, которые вежливо помогают вам с поиском нужного поезда, платформы, вагона, но потом просят за это деньги. Пользоваться ли таким “сервисом” – решать вам.

Не закончилось. После чашечки крепкого кофе, он решил лично отвезти нас в один из самых живописных городов Шри-Ланки — Канди, так сказать «передать лично в руки» своему брату, дабы у нас представилась возможность погулять по второму по величине городу страны и посмотреть известный многим туристам храм Зуба Будды в Канди.

Никогда не любила такие ситуации. Представляю себя на месте сингальца: сижу я так тихо-мирно дома, попиваю чай или строю планы на выходные, а тут заваливается ко мне двоюродный брат, да еще и двух неизвестных иностранцев просит приютить. В большинстве случаев многие отказывают, но есть и такие, которым не в тягость.

Правда, в этот раз получилась немного другая ситуация. Когда мы подъехали к дому брата Рована, того не оказалось на месте, что очень встревожило нашего друга. В итоге, он договорился с соседями, чтобы мы оставили у них вещи, пока будем гулять по достопримечательностям Канди. А по возвращении, когда брат уже будет дома, можем переночевать как минимум у него на веранде, на улице.

Сам дом располагался на холме, и прилегающий небольшой кусок территории тоже относился к частным владениям. Поэтому для нас даже ночевка «во дворе» была за счастье, почти как на даче и не жарко. Кстати, «холмистое» расположение жилых домов абсолютно нормальное явление для Канди, ведь сам город в переводе означает «гора» и располагается в горном массиве высотой 488м. над уровнем моря.

Как добраться до города Канди.

Ближайшим аэропортом к Канди является крупнейший международный аэропорт Шри-Ланки в Коломбо , расположенный в 110 км. от города.

Как читатель уже догадался, мы добирались до Канди автостопом с нашим новым хорошим другом Рованом. Для тех, кто еще не обзавелся друзьями на Шри-Ланке, мы расскажем несколько других способов проезда.

Автобусом.

Конечно же, автобусы еще никто не отменял, поэтому любой желающий может добраться до города Канди с автовокзалов , Негомбо, и других крупных городов Шри-Ланки . Конечной точкой которых будет автобусная станция, расположенная по соседству с Центральным железнодорожным вокзалом Канди.

Дорога из столицы в Канди представляет собой узкий извилистый серпантин с медленным утомительным трафиком. Автобусы, конечно, ходят каждые 15-20 минут, но очень уж напоминают переполненные по утрам вагоны московского метро. Да и стоимость почти такая же — около 150 рупий (40 руб.).

Поездом.

Самый быстрый и сравнительно недорогой способ добраться до Канди из других городов Шри-Ланки. От станции Коломбо-Форт до Центрального вокзала Канди (Maha Nuwara) дорога занимает около трех часов, а стоимость поездки составляет 260-360 рупий (в зависимости от типа вагона).

Кроме того, если ехать из столицы поездом, можно насладиться захватывающим дух видом холмистых районов Центральной Шри-Ланки, покрытыми зеленью тропических лесов и чайных плантаций.

В храм Зуба Будды бесплатно.

Итак, вещи мы сдали в небольшой магазинчик гаражного типа рядом с домом, и снова сели в микроавтобус Рована, который подкинул нас до центра города. Наш заботливый друг даже прогулялся немного за компанию с нами, беспокоясь, как бы мы не заблудились в этом большом городе. Смешной он, конечно, но милый.

Я ничуть не преувеличу, если назову город Канди самым красивым городом Шри-Ланки. Взять хотя бы архитектуру, которая сохранилась до наших дней практически в том виде, в котором появилась в дни правления короля Викрамбаху.

Но еще более красивое и живописное место – это, конечно, выкопанное в центре города искусственное озеро.

Вокруг него мы пройдемся, только чуть позже, потому что перед нашим взором начали показываться башенки буддийского храма Зуба Будды – самой знаменитой достопримечательности Канди.

Куда ни приедешь, везде эти храмы с зубами Будды, что в , что на Шри-Ланке. Невольно думается, что эти буддисты совсем помешанные. На самом деле в древности «священный зуб» всегда следовал за королями, а короли, как известно, обосновывались в столицах государств. Ведь вплоть до 19 века, когда в Канди пришли британцы, этот город считался столицей. Сейчас это все история, оставим ее для местных школьников, перед нами же очередной храм, куда неплохо бы найти «черный ход». Но, сначала пройдем на главный и узнаем, сколько стоит билет. А стоит он 1000 рупий, неплохо для очередного зуба…

Как известно в любом заборе, даже таком высоком, какой оказался вокруг храма Зуба Будды , есть дыра или незапертая дверь. Поэтому, не спеша прогуливаясь и хрустя зеленым шоколадом с яблочным вкусом, который случайным образом нашелся в одном из местных магазинов, мы направились в обход налево от главного входа.

Неожиданно забор закончился большими воротами, за которыми стояла пара местных в форме. Немного потоптавшись в нерешительности, мы уже думали двигаться в обратном направлении, как один из охранников улыбнулся и жестом пригласил пройти на территорию храма. Вот те раз!

Рано обрадовались, территория территорией, да только, чтобы дойти до самого храма, нужно еще как-то проскочить узкие двери более древнего ограждения, где к нам лицом сидела женщина в форме.

Медленно мы подошли поближе. Прогонят, так прогонят, терять все равно нечего. Но, женщина то ли нас не заметила, то ли решила, что мы отсюда и вышли. Короче говоря, мы с легкостью преодолели второй вход и оказались практически сразу перед храмом.

Снова загвоздка, чтобы прогуляться в 10 метрах от здания храма, нужно соблюсти «дресс код», то есть идти в юбке и без тапок. На сей раз, на разведку первой пошла я, на всякий случай, прихватив фотоаппарат. Я прицепилась к группе местных паломников, еле перенося боль от нагретых полуденным солнцем плит. Местные же шли так, будто и не чувствовали этого.

Я спокойно прошлась в одну сторону, потом в другую. Пофотографировала здание с разных ракурсов, прогулялась по парку. Как выяснилось, хоть на главном входе и платят за билет, но на самой территории не слишком его проверяют, а вот чтобы попасть внутрь храма, необходимо пройти по узкой (для одного человека) дорожке, в конце которой стоит человек, проверяющий наличие билета. Ну вот, опять облом, внутрь храма безбилетникам не попасть.

Я вернулась к Андрею и описала ему всю ситуацию. Тот тоже решил прогуляться, правда короткие шорты мешали ему осуществить эту задачу. Пришлось даровать со своего плеча платок, который он повязал, как порео. Смотрелось смешно, однако его пропустили.

Он тоже побродил вокруг храма и в парке, а когда вернулся, мы вместе нагло вышли через главный вход. Теперь можно было со спокойной душой изучить местность вокруг живописного озера на наличие прочих достопримечательностей Канди и поглазеть на местных смешных уток.

Прогулка по городу Канди.

Говорят, что на Канди нужно потратить не меньше двух дней. Не смотря на то, что город действительно живописен, я бы дала ему максимум сутки. Кроме храма Зуба Будды, озера и Королевского Ботанического сада, расположенного в нескольких километрах от Канди, вряд ли что-либо еще стоит внимания.

До сада мы не добрались по причине того, что нужно было возвращаться за рюкзаками, а потом искать ночлег неизвестно где, поэтому оставшееся время до вечера мы просто прогуливались по улицам города, заглядывали в небольшие парки и магазинчики.

Да, Канди считается вторым по величине после столицы, однако здесь нет той суеты, которая присуща многим большим шумным городам, особенно если они туристические. Поэтому даже от простой прогулки получаешь какое-то душевное удовольствие.

В одном из «маркетов» мы купили что-то молочное в горшочке (нечто среднее между йогуртом и сметаной) с лавашом, и устроились в сквере на скамейке, чтобы перекусить.

Только когда солнце начало опускаться к горизонту, мы оказались перед знакомым магазином, где стояли наши вещи. Поблагодарив хозяина, мы накинули рюкзаки на плечи и отправились к дому брата Рована. Хозяин уже был дома, и встретил нас у ворот.

Эту ночь спалось тихо и спокойно. Оно и к лучшему, мы еще не знали, каким невероятно тяжелым выдастся следующий, когда мы будем .

Примерно в 540 году до новой эры умершего Будду кремировали и из костра достали четыре зуба, которые развезли по всему миру. Зуб был привезен на Цейлон в 371 году. После нескольких столетий нахождения в Индии, святыня была отправлена на Цейлон IV правителем Калинги, терпевшим поражения в войнах и опасавшимся за судьбу своего государства. Реликвию на остров переправила дочь правителя, спрятав её в своей причёске.

Этому зубу издавна приписывалась волшебная сила: владеющий им, обладал и всей полнотой власти. Поэтому зуб Будды стал владением королевской династии. Первоначальным местом его хранения был выбран , затем зуб перенесли в город , а уже в начале XVIII века он был переправлен в Канди. Тогда специально для хранения этой святыни и был возведён храм Далада Малигава. Зуб скрыт в семи ларцах, вложенных один в другой. Достаточно зубу исчезнуть, чтобы положить конец буддийским верованиям Шри-Ланки. Уничтожить зуб пытались многократно. В 1998 году исламисты попытались уничтожить зуб, заложив бомбу в храме Далада Малигава. Бомба сработала, храм был поврежден, но реликвия осталась целой. Сам Зуб видели очень немногие. Было время, когда доступ к золотой ступе имели только король, его приближенные и некоторые из монахов. Сейчас храм Зуба Будды открыт с рассвета до заката, поэтому ступу могут лицезреть все желающие, кто в состоянии выстоять длинную очередь к этой святыне. В очень редких случаях, когда показывают сам Зуб, его укладывают в особую золотую петлю, выходящую из центра золотого лотоса, потому что священный Зуб был найден в Индии именно на цветке лотоса.

Храм находится на большой, огороженной территории. Это бывшая резиденция одного из царей. Когда этот царь получил зуб Будды, он построил для него храм. Со временем вокруг храма построили еще один внешний храм. Получился храм в храме. Во внешнем храме находится несколько залов, в том числе зал с библиотекой, зал со старинной статуей Будды и Буддой сделанным из кварца. Еще в одном зале находится большая статуя Будды. Здесь можно увидеть фрески на которых иллюстрируется, как зуб Будды попал на Цейлон, начиная от рождения Будды, его паринирваны, затем как зуб хранили в Индии, и как он попал на остров в волосах принцессы.

В связи с тем, что были попытки взорвать храм, вместе с зубом, на территории храма находятся секьюрити, которые проверяют каждого входящего, сначала при входе на территорию и затем уже при входе в сам храм. Проверка осуществляется в прощупывании входящих, женщин отдельно, мужчин отдельно.

При входе можно взять цветы для подношения, в этом случае вы можете подойти максимально близко к зубу Будды. На втором этаже внутреннего храма стоит очередь с подношениями. Очередь движется вдоль ограждения до окна, в которое можно положить подношение. В это окно виден зал, в котором есть другое окно в зал, в котором под золоченым куполом и хранится сам зуб Будды.

Ежегодно, в конце июня или в августе, возле храма проходит красочное буддийское шествие – .

В 1988 город включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Путешественнику

Входная плата: 1500 (в стоимость билета входит посещение “Всемирного музея буддизма”, находится позади храма). Есть автоматы по продаже билетов.

Время работы: 5:30 – 20:00

Пуджа: 5:30 – 6.45, 9.30 – 11:00, 18.30 – 20:00

Время на осмотр 1 час.

Посещение храма возможно только в закрытой одежде – без оголенных плеч и коленей, и без обуви. Обувь можно сдать тут же.

March 28th, 2017 , 04:24 pm

Одна из главных культурных достопримечательностей Сингапура находится в самом сердце Чайнатауна. Изумительный буддистский храм, поражающий изяществом традиционной китайской архитектуры, хранит зуб последнего Будды, пришедшего на нашу землю - Шакьямуни, и посвящён Будде будущего - Майтрейе.

После дарования реликвии зуба Будды в 2002м году, настоятель буддийской общины города, досточтимый Shi Fa Zhao решил, что существующие на тот момент в Сингапуре храмы не соответствуют статусу святыни и не смогут обеспечить необходимые условия для всеобщего ей поклонения. Поиск архитектурных решений нового храма занял продолжительное время, пока после изысканий с привлечением как китайских, так и зарубежных архитекторов, не было утверждено выстроить здание согласно принципам буддийской мандалы, придерживаясь канонов архитектуры династии Тан.

Официальная церемония, знаменующая начало строительства, состоялась 13 марта 2005 года при участии политиков и множества паломников из Китая, Мьянмы, Шри-Ланки, Таиланда, Малайзии, Индонезии, Кореи и Бутана. Распахнул свои двери храм зуба Будды 30 мая 2007 года, в день празднования Весака, неформального дня рождения Будда Шакьямуни; хотя в Весак почитают также обретение Буддой просветления и его отход в паринирвану.

Подлинность реликвии зуба Будды можно оспорить. По легенде, когда Будда ушёл в паринирвану в 543м году до н.э. близ индийского города Кушинагар, его тело сожгли на костре из сандалового дерева, а после в пепле обнаружили левый клык. Спустя не одно столетие и череду войн зуб заключили в святилище в городе Канди на Шри-Ланке, где он и покоится по сей день. "Сингапурский" зуб Будды якобы обнаружили в 1980м году в разрушенной статуе в Мьянме. Где хранится оригинал, а где одна из многочисленных реплик - остаётся только гадать.

Вход через главные ворота стерегут две вооружённые статуи-защитника, исполненные в японском стиле. Они являются манифестацией бодхисаттвы силы Махастхамапрапты, чьё изваяние, скажу, забегая вперёд, находится внутри храма. Воин сжимает в своей руки ваджры, пучок молний - символ силы.

Массивные двери, украшенные бронзовыми заклёпками и традиционными дверными молотками в виде львиных голов, создают впечатление, что Вы стоите на пороге крепости или замка, куда внутрь не так часто пускают посторонних. Однако на самом деле, всё абсолютно наоборот - попасть внутрь храма может любой желающий, надлежит только следовать элементарному дресс-коду и не надевать коротких шорт, юбок и чересчур открытых маек.

Сложно не заглядеться на вереницы китайских фонарей, украшающих наружные галереи храма.

Через внутренний дворик Вы попадаете в изумительный и захватывающий дух богатством и изысканностью своего убранства просторный зал, именуемый "Залом Сотни Драконов". На возвышении на троне восседает в окружении двух бодхисаттв будда будущего - Майтрейя , который спустится на землю с небес Тушита, чтобы спасти зашедшее в тупик в своём духовном развитии человечество. Случится сие радостное событие, увы, не на нашем веку.

Правая рука Майтрейи поднята в абхая-мудре - жесте, символизирующем благожелательность, мир, защиту и устранение всех страхов. Левая рука покоится на колене и держит золотой сосуд с амритой, божественным нектаром.

Из дальнего зала доносилось монотонное пение, поэтому мимо стен с тысячами статуэток будд мы направились в "Зал Вселенской Мудрости".

Шла служба или пуджа, не знаю, как в буддизме правильно называется сей ритуал пения мантр и поклонения буддам и бодхисаттвам. Монахи носят жёлтые одеяния с красными накидками, у монахинь одежда более скромного и незаметного коричневого цвета.

На лотосовом троне восседает шестирукая форма бодхисаттвы сострадания Авалокитешвары, именуемая Чинтаманичакра . За спиной бодхисаттвы - полотно с вышитой сутрой Сердца. "Бодхисаттва сострадания, пребывая в глубокой медитации, узрел пустотность всех пяти скандх (привязанностей) и разорвал цепи, служившие причиной страданий. Так, форма – ни что иное как пустотность, пустотность – ни что иное как форма, нет формы помимо пустотности, и нет пустотности помимо формы..."

Одна правая рука касается щеки, словно бодхисаттва глубоко задумался о том, как спасти больше живых существ от страданий. Вторая правая рука держит мифический камень Чинтамани, исполняющий желания; на большом пальце третьей правой руки висит мала (чётки). Одна из левых рук опирается на гору Меру, что в буддизме является центром мироздания. В двух других руках Авалокитешвара держит цветок лотоса, как символ чистоты, и колесо дхармы (учения).

Изумительные резные фонарики наполняют "Зал Вселенской мудрости" мягким и тёплым светом.

По периметру зала расположены статуи 8 божеств, зодиакальных защитников, покровительствующих 12 животным согласно китайскому календарю.

Манджушри - бодхисаттва мудрости, ученик Будды Шакьямуни. Восседая на мифическом льве-шиши, в левой руке он держит свиток с сутрой мудрости, а в правой - острый меч, которым разрубает иллюзии, чтобы пролить свет мудрости и знаний на умы непросветлённых существ. Манджушри покровительствует рождённым в год Кролика.

Авалокитешвара - бодхисаттва сострадания, воплощение с 1000 руками и 11 головами. В тибетском буддизме подобная форма Авалокитешвары именуется Махаруника, бодхисаттву обычно изображают стоячим, да и расположение голов отличается. В китайском буддизме распространены женские воплощения Авалокитешвары - богини Гуань Инь и Каннон.
Но легенда о происхождении сей тысячерукой формы остаётся неизменной. Однажды Авалокитешвара решил помочь всем живым существам избавиться от страданий, но осознав непосильность задачи настолько расстроился, что голова разлетелась на множество частей. Будда Амитабха дал бодхисаттве 1000 рук и поместил на них 1000 глаз, чтобы он мог дотянуться и помочь как можно большему количеству живых существа, а также помог собрать голову воедино. 10 голов поменьше служат символом 10 ступеней пути бодхисаттвы, которые предстоит пройти, чтобы обрести просветление и стать Буддой, а 11я, самая большая, голова олицетворяет Амитабху и состояние Будды, т.е. просветлённого существа.
В силу сложности скульпторы редко изображают все 1000 рук, у данной статуи я насчитал по фотографии 38. В руках бодхисаттва держит ритуальные предметы: скипетр, зеркало, ящичек с сутрами, скульптуру-эманацию Будды, ваджру, топор, цветок лотоса, лук, стрелу, виноград, колокольчик, чётки и др. Авалокитешвара покровительствует рождённым в год Крысы.

Акашагарбха , "чрево Эфира (Пространства)" - бодхисаттва, являющий бесконечные добродетели и мудрость. Бодхисаттва сидит на лотосовом троне и держит в правой руке меч, отсекающий беспокоящие эмоции, в левой - цветок лотоса. В короне на лбу находится главная буддийская драгоценность, "мыслящий камень" Чинтамани, исполняющий задуманное. Рождённым в годы Быка и Тигра надлежит выбрать Акашагарбху в качестве своего защитника.

Самантабхадра - бодхисаттва дхармы (учения), олицетворяющий полное сострадание и мудрость сущностной самости. Как и Манджушри, был одним из учеников Будды Шакьямуни. Восседающий на слоне и держащий в одной руке цветов лотоса, он символизирует искусные средства религиозной практики и является покровителем изучающих дхарму, а также покровителем рождённых в годы Дракона и Змеи.

Дзамбала (Вайшравана) - бог богатства; он не относится к числу зодиакальных протекторов, но явно покровительствует Сингапуру, раз уж с экономикой и благосостоянием в такой небольшой стране полный порядок. Дзамбала держит в руках мангуста, отрыгивающего драгоценности.

Махастхамапрапта - бодхисаттва, олицетворяющий силу мудрости, чьё имя можно перевести как "прибытие великой силы". В китайском буддизме обычно изображается в виде женщины с цветком лотоса в левой руке. Махастхамапрапта покровительствует рождённым в год Лошади.

Убаюкивающее и проникновенное пение монахов разливалось по залу, хотелось задержаться, постоять в уголке, не мешая потоку паломников и туристов.

Вайрочана - будда, трансформирующий неведение в подобную пространству (эфиру) всепронизывающую мудрость. Руки Вайрочаны сложены в жесте изложения дхармы, а покровительствует он рождённым в годы Обезьяны и Козы.

Ачала - гневное божество-защитник, один из "Королей мудрости". Мрачный Ачала с телом тёмно-синего цвета, объятым языками пламени, восседает на троне и в левой руке держит лассо, которым ловит демонов и вытягивает погрязших в неведении людей, а в правой руке - меч, поражающий демонов и отсекающий негативную карму. Зловещая ухмылка Ачалы с кривыми клыками вполне может отпугнуть, однако он защищает родившихся в год Петуха.

Амитабха - будда безграничного света и бесконечной жизни. В тибетском буддизме Будду бесконечной жизни зовут Амитаюс, но в Китае и Японии эти две формы отождествляются. Амитабха защищает рождённых в годы Свиньи и Собаки.

В насыщенном графике странствий по Сингапуру не удалось выделить больше времени и подняться в музей и другие залы, располагающиеся на верхних этажах храма. Однако увидеть вблизи зуб Будды всё равно разрешается только монахам высокого ранга.

Поэтому ограничились только первым этажом и двумя главными залами, а посмотреть экспозицию музея и подняться на крышу храма можно будет в следующие визиты в Сингапур.

От количества и многообразия подношений вкупе с золотым цветом рябит в глазах. А в центре в чаше с драконами можно снова увидеть бога богатства, Дзамбалу.

Красочные корзины с подношениями по случаю наступающего нового года, года Петуха, по китайскому календарю.

Храм открыт для посетителей с 7 утра до 7 вечера, в подвале также работает вегетарианский буфет, где можно недорого перекусить, если Вы уже не нашли себе по душе на соседних улочках кафешку, коих в Чайнатауне предостаточно.

Храм зуба Будды - островок тишины и умиротворения посреди хаоса Чайнатауна. В следующем посте от традиционной танской архитектуры перейдём к футуристической и отправимся к одной из главных визитных карточек Сингапура, комплексу садов "Gardens By The Bay". Keep it locked!

Другие посты о Сингапуре :

Этнические кварталы Сингапура