Главная · Болезни кишечника · Е пермяк две пословицы. Две пословицы пермяк это сказка или рассказ. Разноуровневое домашнее задание

Е пермяк две пословицы. Две пословицы пермяк это сказка или рассказ. Разноуровневое домашнее задание

Две пословицы

Бережливым мальчиком Костя рос. Даст ему мать пятачок или даже копеечку, Костя обязательно положит денежку в копилочку. А его дружок Федя - наоборот. Как только появится у него пятак или гривенник, обязательно чего-нибудь да купит. То зерна голубям, то корму рыбам, то собакам собачьей радости - колбасы.

Как-то случилась в большом селе ярмарка. Костя выгреб из своей копилочки пригоршню медяков и решил разных разностей накупить да семиголосую гармошечку. А Федя дома остался. Что ему на ярмарке без денег делать - только глазеть.

Шел Костя на ярмарку лесом, шел - да заблудился. Вдруг видит - голубь летит. А голуби всюду летают, все дороги знают.

Покажи мне, голубь, дорогу, - просит Костя. - Я тебе денежку дам.

Голубь на это отвечает:

Зачем же мне денежка? У меня кармана нет. И кто ты такой, чтобы я тебе дорогу показывал?

А я Федин товарищ, - отвечает Костя.

Тогда другое дело, - говорит голубь. - Покажу.

Я тебя, Костя, знаю. Ты Федин товарищ. Иди, я тебе брод покажу.

И показала.

Пришел Костя на ярмарку. А на ярмарке много всяких людей. И хороших и плохих. Вытащил плохой человек Костины денежки. Заплакал бедняга. Жалко. Столько времени копил.

Вдруг подбегает к нему кудлатая собака. Совсем чужая. Незнакомая. Узнала, в чем дело, и говорит Косте:

Не горюй! Жди меня тут.

А у собак, известно, нюх хороший. Они все могут вынюхать и узнать. Любого вора найдут.

Вынюхала собака, у кого Костины деньги, отобрала их да к Косте принесла. Принесла их Косте и кое-что ему на ухо шепнула.

Накупил Костя разных разностей, орехов-сладостей и семиголосую гармошечку. Идет Костя домой и всех угощает разными разностями, орехами-сладостями. И птиц, и рыб, и пчел.

Пришел Костя к себе в деревню, нашел Федю и подает ему семиголосую гармошечку.

Вот тебе, мой хороший товарищ, подарочек!

Тот глазам не верит.

Да что с тобой случилось, Костя? Какой ты добрый стал.

Теперь я всегда таким буду, - говорит Костя и товарища обнимает.

Ничего не понимает Федя, что с Костей произошло. Не знал Федя, что собака на ярмарке Косте на ухо шепнула. А шепнула она ему две пословицы:

«Не имей сто рублей, а имей сто друзей».

«Бережливым быть хорошо, а добрым лучше».

Разработки уроков (конспекты уроков)

Начальное общее образование

Линия УМК под ред. Л. А. Ефросининой. Литературное чтение (1-4)

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Задачи урока

  • Формировать нравственные понятия «труд–лень», «зло–добро», «правда–кривда», «честь–бесчестье», «дружба», «сотрудничество» и т. п.;
  • учить правильно называть произведение (книгу);
  • развивать учебные и читательские умения: сравнивать стихотворения, рассказы, сказки;
  • выделять главную мысль произведения;
  • делить текст на части и составлять схематический план;
  • соотносить пословицы с произведением.

Виды деятельности

    Выделять в тексте пословицы о труде; называть правильно произведения (фамилия автора и заголовок); делить текст на части; составлять схематический план; определять главную мысль (Что хотел сказать автор? Чему учит это произведение?); различать пословицы по темам.

Ключевые понятия

    Жанр, тема, рассказ, сказка, А. Митта, Е. Пермяк
Название этапа Методический комментарий
1 1. Выявление читательского опыта: игра «Вспомни и назови» – Ребята, сегодня начнём наш урок с игры «Вспомни и назови». (Учитель зачитывает отрывки из сказок В. Сутеева.) – Что объединяет все произведения, которые вы отгадали? (Это сказки Сутеева.) – Дома вы готовили пересказ сказки Сутеева «Кто лучше?». Расскажите.
2 2. Обогащение читательского опыта: работа с новым произведением – Вспомните, как называется раздел учебника, с которым мы сейчас работаем. – Сегодня мы познакомимся с новым произведением о детях. Найдите в учебнике рассказ А. Митты «Шар в окошке». – Прочитайте рассказ молча (про себя) и ответьте на вопросы: «Почему Коле стало хорошо?», «Какие друзья у Коли?» – Выполните модель обложки. Проверьте свою работу.
3 3. Обогащение читательского опыта: выполнение заданий по учебнику – Перечитывание рассказа и составление плана.
4 4. Обогащение читательского опыта: работа с пословицей – Прочитайте последнее предложение. Как вы его понимаете? Объясните. – Прочитайте пословицы. Какая из них подходит к рассказу А. Митты? – Интерактивное задание.
5 5. Обогащение читательского опыта: работа с новым произведением – А теперь послушайте произведение Евгения Андреевича Пермяка «Две пословицы». (Учитель читает, а ученики следят по учебнику.) – Словарная работа. – Какими были мальчики? Прочитайте. – Почему Косте помогали животные? Найдите ответы в тексте. Прочитайте. – Выполните модель обложки. – Самопроверка.
6 6. Обогащение читательского опыта: работа с пословицей – Что шепнула Косте собака на ярмарке? Прочитайте. – Что такое пословица? Как вы понимаете пословицы «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Бережливым быть хорошо, а добрым лучше»? Объясните. – На какую тему эти пословицы? (О дружбе.) – Вспомним и другие пословицы на эту тему. – Интерактивное задание.
7 7. Обогащение читательского опыта: работа с новым произведением – Прочитайте самостоятельно стихотворение В. Берестова «Прощание с другом». – Какие слова говорят о дружбе ежа и человека? Прочитайте. – Изменяется ли тон чтения? Почему? – Выполните задание в тетради.
8 8. Обобщение изученного – С какими произведениями вы познакомились на этом уроке? Назовите. – Что их объединяет? (Тема: о дружбе.) – Заполните схему. (Ученики работают на листочках самостоятельно. Затем проводится проверка.)
9 9. Рекомендации для самостоятельной работы дома – Подготовьте подробный пересказ произведения А. Митты «Шар в окошке». – Расскажите о Косте из произведения Е. Пермяка «Две пословицы». – Выполните задания в тетради.

Тема: Е.Пермяк. Две пословицы.

Цель : 1.

Ход урока:

  • Организационный момент.
  • Проверка д/з: подробный пересказ по плану.

Коля заболел – Коля скучает – шар в окошке – Коля и друзья

Как ты понимаешь последнее предложение? Стр.28

В тетради: какая из пословиц подходит к рассказу.

  • 1. На доске: Евгений Андреевич Пермяк (портрет)
  • Открываю доску
  • Какое произведение Е.А.Пермяка мы уже читали? (рассказ «Смородинка»)

2. Сегодня мы познакомимся с новым произведение «Две пословицы»

  • Прочитайте самостоятельно (в полголоса) и подумайте:
  • Какой жанр этого произведения (что это рассказ или сказка, докажите)

Дети читают. Ответы детей! Я хожу по классу, смотрю, слушаю.

  • Читаем в слух (1обзац)
  • Каким был мальчик?

КОСТЯ – бережливый, экономный, расчётливый

ФЕДЯ (наоборот) – транжира (легкомысленно тратит деньги), щедрый (оказываемый, материальную помощь, не скупой), растратчик (израсходовать незаконно, тратить деньги)

  • Какое подходит больше?
  • Читаем 2 абзац.
  • Объясните слово: 1. Пригоршня медняков – монеты из меди

2. Пятак – монета в 5 копеек

3. Гривенник – монета в 10 копеек

4. Глазеть (устаревшее, просторечье) – смотреть из любопытства

  • Читаем дальше
  • Прочитайте вопрос №3 после текста (Костя – Федин товарищ)

(Брод – мелкое место реки, удобное для перехода)

  • Прочитайте, что ответил голубь (ответы детей)
  • А кто изобразит голубя (как он летает)
  • А теперь все встали и представим, что мы голуби: ПОЛЕТЕЛИ! (Дети летают, а я читаю четверостишие)
  • Сели. Прочитайте слова плотвички.
  • Кто покажет, как она плавает? (руками, кисти сложить, изгибать)
  • Все встали. Теперь мы рыбки.(Дети плавают, я читаю стихи)

Главные герои сказки Евгения Пермяка «Две пословицы» — два мальчика, Костя и Федя. Костя был бережливым, и каждую копеечку, что ему в руки попадала, откладывал в копилку. А Федя деньги не берег. Он тратил все, что ему доставалось. Федя покупал корм для голубей, подкармливал речных рыб и периодически угощал всех знакомых собак колбасой.

Когда в соседнем селе открылась ярмарка, Костя достал из копилки деньги и пошел покупать разные разности. А Федя не пошел на ярмарку, потому что денег у него, как всегда, не было.

Костя шел через лес и сбился с дороги. Он увидел голубя и стал спрашивать у него, как пройти на ярмарку. Голубь сначала не хотел помогать мальчику, но когда узнал, что это Федин товарищ, подсказал ему правильное направление.

У реки Костя стал искать брод, и ему помогла рыба плотвичка, которая тоже узнала Фединого товарища.

На ярмарке с Костей приключилась беда – украли у него все накопленные деньги. И тут ему на помощь пришла собака, которая тоже знала Фединого друга. Она нашла похитителя и отняла у него деньги.

Собака вернула деньги Косте и что-то сказала ему на ухо. Костя накупил разных вещей и пошел домой. По дороге он кормил всех птиц, рыб и зверей. Дома Костя нашел Федю и вручил ему подарок – гармошку. Федя удивился, отчего это его скуповатый товарищ вдруг таким добрым стал. А Костя сказал, что он теперь всегда таким будет.

Костя стал добрым к другим, потому что собака сказала ему две пословицы: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» и «Бережливым быть хорошо, а добрым – лучше».

Таково краткое содержание сказки.

Главная мысль сказки Пермяка «Две пословицы» заключается в том, что добрые отношения с людьми важнее любого богатства. Друзья всегда придут на помощь в трудную минуту, а вот деньги помогают человеку далеко не во всех ситуациях.

Сказка учит быть дружелюбным и не быть скупым.

В сказке мне понравился мальчик Федя, которому не были присущи ни скупость, ни жадность.

Какие пословицы подходят к сказке Пермяка «Две пословицы»?

Кто скуп да жаден, тот в дружбе не ладен.
Дерево держится корнями, а человек друзьями.
Доброму человеку помощь не в убыток.

>>Литература 2 класс >> Литература: Е. Пермяк «Две пословицы»

Е. ПЕРМЯК «ДВЕ ПОСЛОВИЦЫ»

Цели: учить определять жанр произведения, словесно описывать героев произведения; развивать навыки пересказа.

Ход урока

I. Организационный момент.


II. Проверка домашнего задания.

Подробный пересказ рассказа А. Митта «Шар в окошке» по плану:

1. Коля заболел.
2. Коля скучает.
3. Шар в окошке.
4. Коля и друзья.

III. Знакомство со сказкой Е. Пермяка «Две пословицы».

– Расшифруйте название сказки, которую мы будем читать сегодня:


1. Первичное знакомство с произведением (чтение учителем и хорошо читающими детьми).

2. Определение жанра произведения.

– Что это: сказка или рассказ? Объясните.

IV. Работа по содержанию.

1. Словарная работа.

Гривенник – 10 копеек.
Медяки – медные деньги – 1, 3, 5 копеек.
Семиголосая – на 7 нот.
Брод – мелкое место на реке.
Ярмарка (устар.) – регулярная выездная торговля.
Кудлатая – кудрявая, лохматая.

2. Словесное описание героев сказки.

– Каким был мальчик Костя? (Бережливым.)
– Можно ли сказать, что Костя был плохим мальчиком?
– Почему Косте помогали голубь, плотвичка и кудлатая собака? Прочитайте.
– Что шепнула Косте кудлатая собака? Прочитайте.
– Как изменился Костя?
– Какие еще пословицы о дружбе вы знаете?
– Что вы можете сказать о Феде?

V. Повторное чтение сказки учащимися.


VI. Тест.


1. Что покупал Федя, как только у него появлялись деньги?

а) Игрушки;
б) оружие;
в) корм для животных.

2. Федя не поехал на ярмарку, потому что:

а) мама не разрешила;
б) Костя не взял с собой;
в) не было денег.

3. На ярмарку Костя шел:

а) через город;
б) лес;
в) поле.

4. Первым на дороге Костя повстречал:

а) собаку;
б) голубя;
в) старичка-лесовичка.

5. Дорогу через речку показала Косте:

а) щучка;
б) плотвичка;
г) ставридка.

6. На ярмарке у Кости украли:

а) деньги;
б) велосипед;
в) все вместе.

7. Вора нашла:

а) милиция;
б) кошка;
в) собака.

8. Чего Костя не купил?

а) гармошку;
б) сладости;
в) балалайку.

9. Когда Костя подарил Феде гармошку, тот:

а) удивился;
б) поблагодарил;
в) попросил еще и конфет.

10. Какую пословицу собачка не прошептала Косте?

а) не имей сто рублей, а имей сто друзей;
б) бережливым быть хорошо, а добрым лучше;
в) друзья познаются в беде.

Ответы: 1–в; 2–в; 3–б; 4–а; 5–б; 6–а; 7–в; 8–в; 9–а; 10–в.

VII. Итог урока.

Литературное чтение. 1-2 классы: поурочные планы по программе "Школа России". Издательство "Учитель", 2011. Содержание - Н.В. Лободина, С.В. Савинова и др.