Главная · Болезни кишечника ·  Цель это что такое Цель: определение — Психология.НЭС. Сижу за решеткой в темнице сырой.Вскормленный в неволе орел молодой,Мой грустный товарищ, махая крылом,Кровавую пищу клюет под окном. Родоначальник науки управления

 Цель это что такое Цель: определение — Психология.НЭС. Сижу за решеткой в темнице сырой.Вскормленный в неволе орел молодой,Мой грустный товарищ, махая крылом,Кровавую пищу клюет под окном. Родоначальник науки управления

ЦЕЛЬ

идеально, деятельностью мышления положенный результат, ради достижения к-рого предпринимаются те или иные действия или деятельности; их идеальный, внутренне-побуждающий мотив. Различают конкретную Ц. деятельности, т.е. идеальный образ предмета (результата) непосредств. деятельности человека, и абстрактную Ц. с т р е м л е н и я, т.е. представление о нек-ром общем благе, идеале, ради достижения к-рых осуществляется эта деятельность. Оба эти вида Ц. обычно понимаются как "субъективные", тогда как под т.н. объективной Ц. имеется в виду нек-рая сверхъестеств. "Ц. бытия" (божественная или провиденциальная) или заданное тем или иным законом (алгоритмом, предписанием, правилом) фиксированное состояние в развитии нек-рой системы, за к-рой признается свойство саморегуляции (ф о р м а л ь н а я Ц.). Эмпирически понятие Ц. связано, по-видимому, с применением простейших орудий труда, что предполагает элементарное различие "этого" и "ради этого". Предметом же филос. размышления Ц. становится начиная с антич. натурфилософии, где первоначально рассматривается в связи с концепцией мирового разума (см. Нус). В качестве Ц. человеч. деятельности это понятие было рассмотрено Сократом, к-рый поставил вопрос об иерархии Ц., разграничив частную Ц. к.-л. поступка и общую Ц., с к-рой он внутренне соотносится и к-рая обосновывает его. В иерархии Ц. необходимо существует окончат. Ц. – такое мыслимое предельное благо, к-рое является конечным основанием деятельности и к-рое, согласно Сократу, не может быть реализовано непосредственно: человек может лишь косвенно содействовать его достижению. Платон связал этико-филос. концепцию Сократа с учением об идеях и с утверждением божеств. блага как высшей Ц. бытия. В дальнейшем идеи Платона разрабатывала христ. ортодоксия (Августин), опиравшаяся позднее и на платонизированного Аристотеля (Фома Аквинский). В русле филос.-теологич. традиции сложилось два более или менее самостоят. учения о Ц.: телеология, исходившая из "объективной Ц. бытия", к-рую она пыталась проследить во всех сферах действительности, и учение о свободе воли, включавшее в себя понятие свободной Ц. человека. Существенно иное, чем у Сократа и Платона, понимание Ц. было намечено Аристотелем, к-рый рассматривал Ц. прежде всего в онтологич. плане, включив ее в натурфилос. учение о причинах (началах) бытия. Ц. у него – одна из четырех причин, т.н. конечная причина (causa finalis). Познать вещь для Аристотеля означает не только указать материю и источник движения, но и выяснить ее скрытую сущность, определяемую Ц. (см. Met. V 2, 1013а 24; рус. пер., М.–Л., 1934). Ц. – это "то, ради чего" нечто существует или осуществляется. Это отношение характерно не только для деятельности человека, но и для мира живого вообще: "глаза существуют, чтобы видеть", "листья – ради защиты плода". Сам же организм в качестве целого может быть понят лишь как своеобразная Ц. "ради себя". Живое, по мысли Аристотеля, как бы содержит в себе внутр. Ц. бытия, энтелехию. Идея "внутр. Ц." была позднее возрождена Лейбницем, а идея целепричины – Кантом, к-рые пытались преодолеть крайности как причинной, так и телеологич. интерпретаций. Пытаясь соединить оба принципа в едином законе достаточного основания, охватывающем как причинные и целевые отношения, так и логич. связи основания и следствия, Лейбниц сформулировал исходные положения т.н. "имманентной" телеологии. Кант предложил считать целесообразными в собств. смысле лишь произведения человеч. деятельности, поскольку в их основе лежит сознат. Ц., тогда как обнаруживаемая в произведениях природы внутр. гармония частей и целого свидетельствует не об отношении к какой-то Ц., а лишь об отношении к целому; эти произведения нецелесообразны, а целеподобны, т.е. "целесообразны без Ц.". Понятие Ц. привносится в них человеч. разумом для их мысленного упорядочивания. Рассматривая Ц. "как одну из действующих в мире причин", Кант по сути дела описал ту особенную форму причинности, к-рая характерна для человеч. деятельности. Он показал, что если понятие "действующей причины" связано с представлением о внешней необходимости, то разумное целевое действие столь же необходимо предполагает свободу. Допущение в сфере человеч. деятельности причинности "из необходимости", с его т. зр., влечет за собой допущение и причинности "из свободы" – Ц., ибо свобода без необходимости лишила бы целевое действие тех результатов, ради к-рых оно осуществляется, а необходимость без свободы начать новый причинный ряд исключает саму возможность такого действия. Первое, по мысли Канта, противоречит практическому, а второе – теоретическому опыту. Одна из гл. особенностей концепции Канта состоит в том, что логико-гносеологич. проблематика Ц. разрабатывается в зависимости от этико-гуманистической, выступая как теоретич. основа для решения фундаментальных проблем человеч. жизни. В этой связи Кант различает три возможных уровня в постановке и решении проблемы Ц. На первом из них речь может идти лишь об умении, проблема является здесь логико-технической: как и какими средствами достигнуть той или другой Ц.? На более высоком уровне возникает проблема благоразумия, логико-технич. проблема обосновывается стремлением к достижению благой Ц. Высшим уровнем постижения Ц. для Канта является нравств. проблема: какова та Ц., к к-рой человеку следует стремиться? Постановка этой проблемы связана с выработкой нравств. принципа, к-рый обладал бы достоинством закона и не только не зависел бы от содержания и Ц. отд. поступка или действия, но, наоборот, всякий раз служил бы основанием нравств. выбора и критерием оценки частных действий и Ц. Здесь Кант выходит за рамки логич. проблемы "что есть Ц.?" и переходит к гораздо более глубокой проблеме "что есть Ц. человека?". Этот поворот в значит. мере определил развитие этико-филос. проблематики во всей последующей истории философии. Этико-гносеологич. линия в исследовании Ц. была продолжена Фихте, а Шеллинг разрабатывал проблему в эстетико-гносеологич. плане. Гегель попытался "снять" эти разделения в единой и всеохватывающей логич. теории Ц. Согласно Гегелю, сущность немеханич. отношений может быть раскрыта лишь через объективную Ц., как "в-себе-понятие", как уже заданный развитием, но еще не развернутый результат. Для Гегеля живое есть то, что "себя сохраняет" и "в себя возвращается". А жизнедеятельность, направленная на самосохранение и самовоспроизведение, с его т. зр., может быть выведена только из понятия Ц. "в себе". Далее, в изображении "перехода" от Ц. "в себе" к осознанной Ц. "для себя", осуществляющегося в человеч. деятельности (переход от "телеологии" к "идее"), Ц. превращается Гегелем в универс. характеристику бытия, а его учение становится своеобразным вариантом телеологии. Гегель дал развернутое решение логич. проблемы Ц. Ц. у него есть "...понятие, вступившее посредством отрицания непосредственной объективности в свободное существование..." (Соч., т. 1, М.–Л., 1929, с. 313). Такова прежде всего Ц. человеч. деятельности. Непосредственно она определяется как субъективная. Предполагаемый ею объект идеален, и Ц., как понятие еще не определившегося объекта, есть противоречие, отрицание как непосредств. действительности бытия, так и недействит. мысли как таковой. Как идеальное и всеобщее, как лишь субъективное содержание, Ц. нуждается в реализации, в объекте воплощения, в к-ром она получает свое определ. содержание и свою особенность. В результате реализации противоположная односторонность идеальности Ц. и реальности бытия как будто "снята" в новом содержании и объективность получила новое, соответствующее Ц. определение. Однако, замечает Гегель, реализация Ц. не столь проста: ей нередко сопутствуют такие последствия, к-рые не входили в намерения человека. Объясняется это тем, что "хитрый" человеч. разум, осуществляя в мире свои Ц., выставляет вместо себя нек-рую внешнюю вещь, орудие, средство. Но, пишет Гегель, существует еще и "хитрость" абс. разума, к-рый использует самого человека как средство достижения своих Ц. Человек же в конце концов получает не совсем то, к чему стремился, часто – нечто прямо противоположное, в лучшем случае – лишь нек-рое новое средство. Т.о., по Гегелю, Ц. есть лишь мысль, идеальная форма, приложенная к нек-рому наличному материалу. А потому и результат, хотя он и приобретает форму Ц., на деле выявляет лишь собств. сущность того материала, в к-ром эта Ц. воплощена. Поэтому проблема заключается не столько в самой по себе субъективной Ц., сколько в объективном ее осуществлении, а значит в средстве, в реальной деятельности. Лишь они дают Ц. определ. содержание и переводят ее в результат. Справедливо обратив внимание на недостаточность позиции Канта, на то, что проблема Ц. не может решаться только в сфере должного, Гегель в силу исходных объективно-идеалистич. позиций не смог даже поставить этич. проблему: "что есть Ц. человека?" Как только он выходит за пределы логики в поисках ее оснований, он неизбежно приходит к провиденциализму. Так, он интерпретирует всемирную историю как осуществление независимой от человека и его деятельности провиденциальной Ц. Если объективный идеализм, объясняя действительность из сверхприродных Ц., приходил в своих крайних формах к провиденциализму, то домарксов материализм, исходя из внешне обусловленного характера деятельности и интерпретируя целеполагание на основе однозначной причинности, приходил в конечном счете к фатализму, отрицая нередко само значение Ц. человеч. деятельности. В лучшем случае старый материализм понимал под Ц. влечения, порожденные естеством, обусловленные необходимостью (Спиноза). В тех редких случаях, когда старый материализм не отрицал целесообразного характера человеч. деятельности, он тем не менее исключал понятие Ц. Из задач науч. исследования (Бэкон), полагая, что человеч. поведение может быть описано в строгих терминах "механизма" и исчислено на основе законов причинности – необходимости (Лаплас). Достаточно развернутое материалистич. описание целесообразности человеч. деятельности дал Фейербах, исходивший из того эмпирич. факта, что каждому человеч. действию предшествует определ. намерение, сознат. Ц. Предположив, что именно отсюда проистекают идеалистич. иллюзии о том, что понятие, мышление, Ц. предшествуют реальной действительности их предмета, Фейербах пытается свести их к их "земной основе", вывести из нужды, влечений и потребностей. Марксизм показал, что слабость старого материализма определяется прежде всего тем, что он не учитывал деятельную сторону субъекта, к-рый не только "отражает" объективный мир, но и творит его. В этой связи марксизм поставил задачу понять сами нужду и потребности человека в их источнике, в их исторически конкретном содержании, определяемом процессом обществ. произ-ва, процессом труда. Именно этот процесс, создавая условия потребления и потребности, как и возможность их удовлетворения, создает и Ц., т.е. "...идеальный, внутренне побуждающий мотив производства..." (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 12, с. 717). Человек не просто изменяет форму того, что дано природой, но в том, что дано природой он "...осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинить свою волю" (Маркс К., там же, т. 23, с. 189). Следовательно, Ц. человека, вообще идеальное, должны быть поняты не как только функция или только основание человеч. деятельности, но как глубокое единство того и другого. Это позволяет понять человека не как атом в хаосе слепой необходимости или игрушку в руках коварного провидения, а как творца своей жизни, а значит – как сущность и базис историч. движения. Такой вывод вытекал из критики созерцательности старого материализма и вместе с тем из критики гегелевского провиденциализма. Марксизм рассматривает историю как деятельность преследующего свои Ц. человека (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, там же, т. 2, с. 102). Но это не значит. что ход истории можно выводить из человеч. Ц. Действительное историч. движение не обязательно совпадает с теми Ц., к-рые ставит человек. В этом смысле движение Ц. дает не более, чем историю идей. Их действит. осуществление дает реальную историю человечества. Отношение же Ц., средства и результата ее реализации оказывается той особенной формой причинного отношения, к-рая характерна для сферы осмысленной, целеполагающей деятельности человека. Отношение Ц., средства и результата включает отношение причины и действия, характеризующее стихийный процесс природы, в принципиально иную категориальную структуру, в к-рой реальному отношению вещей оказывается предпосланным их п р о е к т в виде их логически всеобщего, а потому и в значит. мере абстрактного аналога. При этом в роли т.н. непосредств. причин здесь выступают средства реализаци и, более или менее соответствующие поставленной Ц. Действие же приобретает форму идеально положенного в виде Ц. р е з у л ь т а т а, воспроизводя содержание самой деятельности и ее средств. Смысл этой категориальной структуры определяется органич. единством всех ее компонентов. Поэтому она принципиально несовместима с многократно воспроизво-дившимся в истории иезуитским тезисом "Ц. оправдывает средства". И не только потому, что "...цель, для которой требуются неправые средства, не есть правая цель" (Маркс К., там же, т. 1, с. 65); а прежде всего потому, что "неблагие" средства способны определить только "неблагой" результат. Такой вывод опирается на общую гуманистич. установку марксизма и на осознание им взаимозависимости Ц. и средства, абстрактно-общей Ц. – идеала, к к-рому можно только стремиться, – и конкретной Ц. деятельности, к-рую надо реализовать ради достижения этого идеала. Реализация всякой частной Ц. необходимо переносит содержание и особенности средства на каждое последующее звено деятельности и определяет содержание и особенности конечного результата. Поэтому неблагие средства лишь еще дальше отодвигают "благую" Ц. К идеалу приближает лишь такая частная Ц., к-рая есть особенное воплощение всеобщности этого идеала и тем самым есть одновременно и самоцель. Там, где это условие не соблюдается, частная Ц. становится отчужденной, формальной общей Ц. Через категориальную структуру Ц. и целеполагания отчетливо прослеживается двойств. характер человеч. деятельности, к-рая в своем содержании обнаруживает себя как единство идеализации и реализации. Отсутствие целостного взгляда на структуру целеполагания в домарксовской философии имело вполне реальные основания: в самой реальной жизни целостная структура деятельности была расчленена условиями эксплуатации и принуждения на противоположности т.н. "умственного" и "физич." труда, на деятельность по определению Ц. и труд над ее реализацией. Подлинная связь и взаимная необходимость идеализации и реализации, Ц. и средства, мысли и действительности в этих условиях оказывается нарушенной. Идеализация, изолированная от реализации, приобретает характер искаженных сословно-элитарной ограниченностью и оторванных от действит. жизни форм сознания; реализация же утрачивает свой внутренне-побуждающий идеальный мотив, свою действит. Ц. Мышление, отделенное от реального труда реализации, влечется к не имеющим реального смысла Ц. За трудом же остается лишенная духа, не освященная целью грубо материальная форма. В этих условиях труд нуждается во внешних побудителях, в той или иной исторически определ. форме принуждения. Оба полюса расчлененной т.о. деятельности лишаются внутр. смысла. Эта обоюдная неполноценность ищет компенсации в разного рода асоциальных "хобби" и даже антисоциальных (т.н. немотивированных преступлениях, хулиганстве и т.п.) псевдодеятельностях, в к-рых пытается воссоединить утраченное единство идеализации и реализации, единство Ц., средства и результата, создавая иллюзию свободной деятельности. Сознание личности, т.о., оказывается разорванным и ищет самоопределения, утверждения своих Ц. не в реальной жизни, а в ее заменителях, так или иначе компенсирующих ее неполноценность. Реальный же труд, утратив внутр. импульс, становится лишь средством для достижения внешних Ц. В такой ситуации Ц. перестает быть самоцелью и превращается лишь в средство, а средство приобретает характер самоцели. Подобные социальные условия в широких масштабах производят к о н ф о р м и з м – оппортунистич. сознание, определяющее свои Ц. не на основе свободного выбора, а путем чисто внешнего приспособления и некритич. отношения к обстоятельствам и ценностям. Вместе с тем в таких условиях рождается и н о н к о н ф о р м и з м – сознание, открыто противопоставляющее существующей социальной практике свои ценности и Ц. В условиях этой кризисной ситуации проблема Ц. снова предстает в тех ее аспектах, к-рые выходят за пределы логики и являются в собств. смысле философскими. Знание категориальной структуры целеполагания позволяет правильно определить пути и средства реализации Ц., но оно еще не дает постижения того, какова же действит. Ц. ч е л о в е к а. И хотя многие из предлагавшихся решений этого вопроса по разным причинам оказывались ограниченными или даже неверными, безусловно справедлива та мысль, что сама по себе Ц. еще не служит нравств. критерием реализующей ее деятельности, что филос. анализ должен проследить иерархию целеполагания до предельных нравств. оснований и конечных критериев жизнедеятельности человека. В новейшей европ. философии эта проблематика получила особенно широкий отзвук в системах неокантианства, рус. "конкретного" идеализма и феноменологии Гуссерля, хотя поиски путей выхода из кризиса новоевроп. культуры были в этих течениях существенно разными. Рус. идеализм делает акцент на проблемах нравственности, выбора нравств. позиции, совершаемого сознательно или бессознательно каждым человеком, и утверждает приоритет нравственного перед логико-техническим. Неокантианцы поставили вопрос не только о нравственных, но, более широко, о ценностных основаниях жизнедеятельности человека и показали, что выбор в сфере ценностей не обязательно подчинен законам логически однозначного выведения; он определяется общей структурой личности. Наконец, Гуссерль попытался проследить иерархию Ц. в условиях развитого разделения труда, когда мир человеч. деятельности превращается в мир средств, заслоняющих первичные Ц. (основу жизни человеч. сознания), приобретающих независимый характер и все настойчивее диктующих свои особые Ц. Гуссерль видит выход из этой ситуации в постоянной "реактивации" первичной Ц. бытия человека (см. Средство). В целом совр. бурж. философия ограничивает свой анализ Ц. лишь сферой теории. В противоположность этому марксизм теоретич. исследование Ц. дополнил выработкой новых, коммунистич. идеалов, опирающихся на силу человеч. разума, на революц. энергию трудящихся, и самим фактом построения нового общества начал претворение этих идеалов в жизнь. Что же касается теоретич. позиции марксизма, то ее преимущество состоит в том, что здесь историч. необходимость утратила свой якобы независимый от деятельности отд. человека характер и предстала как функция и продукт собств. деятельности человека. Только такое понимание позволяет уяснить подлинную роль человека и его место в мире, отказаться от веры в независимые от деятельности человека законы, от страха перед вне его лежащей необходимостью. Оно позволяет человеку взять на себя ответственность за этот мир и за себя. При таком подходе проблема Ц. оказывается узловым пунктом всякого развитого мировоззрения, точкой пересечения теоретич. концепции и практич. позиции, вытекающей из этой концепции. Лит.: Маркс К., Экономическо-филос. рукописи, 1844 г., в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произв., М., 1956; его же, Нищета философии, Mapкс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4; его же, Капитал, там же, т. 23; Шеллинг Ф. В. И., Филос. исследования о сущности человеч. свободы, [пер. с нем.], СПБ, 1908; его же, Система трансцендентального идеализма, [пер. с нем.], [Л.], 1936; Форлендер К., Кант и Маркс. Очерки этич. социализма, [пер. с нем.], СПБ, 1909; Фихте И. Г., Наукословие, изложенное в общих чертах, [пер. с нем.], СПБ, 1914; Лейбниц Г. В., Новые опыты о человеч. разуме, пер. [с нем.], М.–Л., 1936; Кант И., Основы метафизики нравственности, Соч., т. 4, ч. 1, М., 1965; его же, Критика практич. разума, там же; его же, О применении телеологич. принципов в философии, там же, т. 5. М., 1966; Макаров М. Г., К истории категории "Ц." в домарксистской философии, "ВФ", 1959, No 10; его же, Цель, в кн.: Нек-рые вопросы диалектич. материализма, [Л.], 1962; Ильенков Э. В., Проблема идеала в философии, "ВФ", 1962, No 10 и 1963, M 2; Трубников?. ?., О категориях "Ц.", "средство", "результат", М., 1968; Винер Н., Творец и робот, пер. с англ., М., 1966; Adler M., Kausalit?t und Teleologie im Streite um die Wissenschaft, W., 1904; Maritain J., Distinguer pour unir, ou les degr?s du savoir, P., 1946; Dessauer F., Die Teleologie in der Natur, Basel, 1949; Hartmann N., Teleologisches Denken, В., 1951; Bounoure L., D?terminisme et finalit?. Double loi de la vie, P., ; Sartre J. P., Critique de la raison dialectique, P., ; Gurvitсh G., D?terminismes sociaux et libert? humaine, 2 ?d., P., 1963. H. Трубников. Москва.

Для выбора правильной цели нужна целеустремлённость – это важное качество. Однако часто случается так, что мы прилагаем свои усилия отнюдь не там, где это действительно требуется. Как определить те цели, которые приведут к достижению и успеху?

Древнегреческий философ Платон говорил: «Воля – это целеустремленность, которая соединена с верным суждением». Облик мира значительно изменился с платоновских времен; но его выводы не потеряли актуальности и сегодня. Крайне важно знать точку приложения своих усилий, поскольку в противном случае есть риск потерять драгоценное время, силы и возможности.

Залог успеха: верный выбор

Как часто мы видим людей, которые готовы продать родную мать, лишь бы сорвать с неба вожделенные звезды. Только никто не задается вопросом: а действительно ли эти звезды им нужны? Одни рвутся за престижем, в то время как в глубине души мечтают о мирной деревенской жизни. Другие бегут от своего призвания, пытаясь заглушить голос совести в вихре повседневных забот. – это не упорное достижение цели, выбранной «наобум»; скорее, это выполнение заранее спланированных действий, умение определять, какое именно из них принесет наибольшую пользу. Целеустремленность предполагает рациональную оценку препятствий, разработку способов их преодоления.

Что угодно, только не призвание

Творческий, целеустремленный человек ни в коей мере не представляет собой фанатика, который ради призрачной цели готов расшибиться в лепешку. Усилие ради усилия – это бессмысленная трата энергии. Она никогда не принесет ощущения удовлетворенности. Поэтому, если цель поставлена, но работа над ней приносит только усталость и раздражение, то в большинстве случаев здесь имеет место насилие над природой человека. Например, так часто бывает, когда человек работает не по призванию. Врач, который жарит котлеты; преподаватель, пытающийся писать книги – такое положение вещей приносит вред не только самому человеку, но и лишает общество ценного профессионала. Каждый хочет как можно скорее занять свое место под солнцем, но оплачен ли его билет?


Как же определить те цели, которые будут близки и понятны? Рассмотрим несколько критериев.

  1. Поставленная задача должна мотивировать. Если результат не несет особой ценности, или вы испытываете безразличие на этот счет – шансы реализовать это намерение весьма малы. Ставьте перед собой такие задачи, достижение которых сможет оказать серьезное влияние на вашу жизнь. Без такого типа целеполагания, скорее всего, у вас будет несколько разрозненных целей, и на достижение каждой из них будет уделяться мало времени.
    Небольшой совет: чтобы определить ценность задачи, попробуйте мысленно вообразить, что вам придется доказать друзьям или близким, почему именно она является для вас важной. Спросите себя: какие аргументы мне нужно привести в ее пользу? Как обосновать, что эта цель действительно решает многое в моей жизни?
  2. Еще один способ определить свои истинные цели – . Подумайте о тех целях, которые действительно вдохновляют вас. Для более расслабляющей обстановки включите любимую музыку. Позвольте себе мечтать, не ограничивая воображение. А также забудьте на время о здравом смысле. Представьте на некоторое время, что вы снова стали ребенком, свободным от ипотеки, пробок, разборок с родственниками. Не волнуйтесь – вскоре вы вернетесь в это привычное состояние. А пока что вспомните, какие именно вещи способны вызвать у вас улыбку на лице? Не думайте о способах достижения целей. Задавайте себе вопрос: «Что меня вдохновляет?». После того, как вы запишете несколько новых замыслов, через время можно будет выбрать самые подходящие из них.
  3. Успешному продвижению к результатам, даже при условии определения правильной цели, может препятствовать и такой фактор, как состояние человека. А оно нередко бывает депрессивным. Подобное состояние имеет отличительную особенность. Находясь в нем, человек не осознает этого, подобно тому, как рыба не осознает, что она в воде. Поэтому еще одним условием успеха является соответствующее состояние психики человека. Если с депрессией не удается справиться в одиночку, имеет смысл обратиться за помощью к психотерапевту.
  4. Нередко сама бывает не так важна, как процесс её достижения. В психологии существует понятие «сдвиг мотива на цель», когда мотивация человека меняется в процессе работы над задачей. Самый простой пример – Том Сойер, которому пришлось красить забор. Поначалу занятие показалось ему очень скучным. Однако со временем он так увлекся, что смог выменять у других ребят уйму полезных предметов за то, что давал им возможность покрасить этот забор.
    Если работа над результатом не приносит удовольствия, пересмотрите свои цели. Приближаясь к почтенному возрасту, многие начинают с нетерпением думать о пенсии. Это верный признак неправильного профессионального выбора. Пересмотрите еще раз свои желания: действительно ли вам нравится ваше дело? Билл Гейтс любит компьютеры, а Коко Шанель – моду. А какое дело будет по душе вам? Еще одна улика, при помощи которой можно выявить свою истинную цель – это надобность заниматься тем или иным видом деятельности. Иными словами, вы не можете не заниматься этим, а сама мысль о том, что сегодняшний день придется потратить на что-то другое, приводит вас в отчаяние.

Попробуйте выбирать такие цели, которые могли бы превратить вашу жизнь в увлекательное путешествие.


Для этого задайте себе следующие вопросы:

  • чего именно я хочу;
  • какое занятие могло бы каждый день заставлять меня вскакивать из постели, чтобы немедленно к нему приступить;
  • что бы мне хотелось изучить;
  • с кем бы мне хотелось общаться? Делиться идеями? Сотрудничать.

У многих людей есть желания, но воплотить их под силам не каждому. Тому есть немало причин, и постановка неверных целей является одной из основных. Когда есть внутренняя уверенность в том, что цель является правильной, то достижение результата не заставит себя ждать.

Всем пока.
С уважением, Вячеслав.

1. Комбинированный урок.

2. Урок усвоения нового знания.

3. Урок закрепления изучаемого материала.

4. Урок повторения и обобщения изучаемого материала.

10. Приведите в систему перечисленные этапы урока при системно - деятельностном подходе (выберите правильный ответ):

А. актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;

Б. выявление места и причины затруднения;

Г. рефлексия учебной деятельности;

Д. построение проекта выхода из затруднения;

Е. самостоятельная работа с самопроверкой по эталону;

Ж. реализация построенного проекта;

З. первичное закрепление с проговариванием во внешней речи:

И. включение в систему знаний и повторение.

1. З, А, Г, Д, В, Ж, И, Б, Е;

2. В, Б, А, Д, З, Ж, И, Е, Г;

3. В, А, Б, Д, Ж, З, Е, И, Г.

11. Укажите верное определение термина «учебная задача»:

1. Учебная задача - это сообщение темы урока.

2. Учебная задача – это конкретное задание ученику для выполнения на уроке.

3. Учебная задача – это цель, личностно значимая для ученика, которая мотивирует изучение нового материала.

4. Учебная задача – это решение математической задачи разными способами.

12. Выберите верное определение цели проведения олимпиады по предмету:

1. Организация внеклассной учебно-воспитательной работы.

2. Развитие интереса к предмету, выявление у учащихся склонностей к данному предмету и развитие их способностей.

3. Развитие интереса учащихся к предмету и проверка знаний.

4. Проверки знаний учащихся.

13. Укажите верный порядок при построении графиков квадратичных функций y = ax +bx + c (выберите правильный ответ):

A. ось симметрии;

B. точки пересечения с осями;

C. координаты вершины;

D. направление ветвей;

E. построение графика функции.

1. A; C; D; B; E.

3. C; A; B; D; E.

14. Определите верный алгоритм решения следующего логарифмического уравнения:

log (x - 5) + log (x + 5) = 3 log 5 (2 – вниз, основание логарифма)

1) преобразовать левую часть уравнения;

2) правую часть представить в виде логарифма;

3) найти ОДЗ уравнения;

4) полученные корни сравнить с ОДЗ;

5) решить уравнение.

1. верный алгоритм - 1; 2; 3; 4; 5.

2. верный алгоритм – 3; 1; 2; 5; 4.

3. верный алгоритм – 2; 4; 3; 5; 1.

15. Дополните требования к расстановке мебели в кабинете математика:

Расстояние между рядами парт должно быть не менее … см

16. Принципы обучения – это

1. приемы работы по организации процесса обучения;

2. тезисы теории и практики обучения и образования, отражающие ключевые моменты в раскрытии процессов, явлений, событий;

3. базовые идеи теории обучения;

4. средства народной педагогики и современного педагогического процесса.

17. Педагогическая технология – это:

1. набор операций по конструированию, формированию и контролю знаний, умений, навыков и отношений в соответствии с поставленными целями;

2. инструментарий достижения цели обучения;

3. совокупность положений, раскрывающих содержание какой-либо теории, концепции или категории в системе науки;

4. устойчивость результатов, полученных при повторном контроле, а также близких результатов при его проведении разными преподавателями.

18. Контроль результатов обучения – это:

1. проверка результатов усвоения знаний, умений, навыков, а также развития определенных компетенций;

2. ведущий вид обратной связи учителя с учеником в процессе обучения;

4. Закон об образовании.

3. При комплексной оценке состояния здоровья используются следующие показатели (исключите лишний вариант ответа):

1. Наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний.

2. Уровень достигнутого физического и нервно-психического развития и степень его гармоничности;

3. Развитие мускулатуры, состояние и окраска кожных покровов.

4. Степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям.

4. Укажите направление деятельности, которое обозначено как приоритетное в образовательной инициативе «Наша новая школа»:

(выбрать правильный ответ)

1. Переход на нормативное подушевое финансирование образовательных учреждений;

2. организация системы поиска и поддержки талантливых детей;

4. расширение общественного участия в управлении образованием

5. Локальные акты ОУ, которые в обязательном порядке должны содержать положения о правах и обязанностях педагогического работника – это:

(выберите несколько правильных ответов)

1. правила внутреннего трудового распорядка;

2. устав учреждения;

3. положение об оплате труда работников ОУ;

6. Укажите, на достижение каких целей направлено изучение математики в основной школе в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения:

(выберите несколько вариантов ответов)

1. формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе

2. создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности

3. развитие логического и критического мышления, культуры речи , способности к умственному эксперименту

3. овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни

7. Укажите программы, которые использует учитель при планировании и организации учебного процесса:

(выбрать правильный ответ)

1. Примерные программы общего образования;

2. Рабочие программы, разработанные учителями на основе примерных или авторских программ;

(выбрать правильный ответ)

1. М. И Башмаков;

9. Укажите метод преподавания предмета, более других направленный на достижение метапредметных результатов:

(выбрать правильный ответ)

1. Объяснительно-иллюстративный.

2. Исследовательский.

3. Частично поисковый.

10. Выберите средство обучения, дидактические свойства которого являются наиболее эффективными:

(выбрать правильный ответ)

1. Учебник.

2. Наглядное пособие.

3. Интерактивный цифровой образовательный ресурс.

4. Видеофильм.

11. Определите элемент, который не входит в структуру контрольно – измерительных материалов ЕГЭ:

(выбрать правильный ответ)

1. цели изучения предмета;

2. кодификатор элементов содержания по предмету для составления контрольно-измерительных материалов ЕГЭ;

3. спецификация экзаменационной работы для выпускников 11 класса средней (полной) общеобразовательной школы.

12. Укажите неверный метод решения тригонометрических уравнений:

(выбрать правильный ответ)

1. пристального взгляда

2. по известному алгоритму

3. разбиение на подзадачи

4. группировки

13. Укажите верную последовательность основных видов деятельности учащихся при изучении темы «Зависимости между величинами»:

а) распознавать линейные и квадратные неравенства;

б) моделировать реальные зависимости с помощью формул и графиков;

в) распознавать прямую и обратную пропорциональные зависимости;

г) решать текстовые задачи на прямую и обратную пропорциональные зависимости (в том числе с контекстом из смежных дисциплин, из реальной жизни);

d ) составлять формулы, выражающие зависимости между величинами, вычислять по формулам.

(выбрать правильный ответ)

2.в; г; б; а

14. Если график функции y = f (x ), x X , симметричен относительно начала координат, то указанная функция:

(выбрать правильный ответ)

1. возрастающая

3.убывающая

4. нечетная

15. Укажите, какие средства не являются необходимыми для обеспечения оснащения современного процесса обучения математике:

(выбрать правильный ответ)

1. экранно-звуковые пособия

2. технические

3. информационно-коммуникативные

5. печатные пособия

16. Из предложенных групп форм, методов и приёмов обучения выберите ту группу, которая позволяет активизировать деятельность учащихся на уроке:

(выбрать правильный ответ)

1. рассказ, фронтальная работа, иллюстративно-объяснительный метод;

2. эвристическая беседа, «мозговой штурм», решение проблемных ситуаций, работа в группах и парах, организация исследовательской деятельности ;

3. объяснение учителя, беседа, действия по образцу.

17. Признаком педагогической технологии, отличающим ее от методики обучения, является:

(выбрать правильный ответ)

1. наличие этапов, каждый из которых имеет свою задачу;

2. системность;

3.обеспечение гарантированного результата;

4. обеспечение комфортного микроклимата в процессе применения;

18. Сущность личностно-ориентированных технологий заключается в ориентации на:

(выбрать правильный ответ)

1. развитие личности в соответствии с природными способностями;

22. Укажите возраст, в котором учебная деятельность является ведущей:

(выбрать правильный ответ)

1. младший школьный возраст;

3. Передача файлов FTP

4. Телеконференции Usenet

30. Выберите из списка адрес Федерального портала «Российское образование»:

(выбрать правильный ответ)

1. http://window. *****/

3. http://www. school. *****/

4. http://www. *****/

Ответы

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Вариант 4

Не залететь в ловушку поможет верное определение цели

Выходные были богатыми на радостные встречи. Словно сговорившись в сроках, мои друзья сделали себе приятные подарки – один приобрел навороченный ноутбук, другой выгодно купил автомобиль. Замечательно когда получаем то, чего хотим, неправда ли? Предлагаю поговорить о таком важном моменте в достижении успеха как определение цели, точнее о правильном определении уровня цели. Дело в том, что неверное определение уровня цели может привести к попаданию в ловушку демотивации, достижение цели может быть затруднено. Верно же выбранная цель, напротив, мобилизует имеющиеся ресурсы, цель достигается как бы играючи…

Цели - ловушки

Ловушка №1: «Выше крыши!». Если выбранная цель слишком большая, или времени на ее достижение недостаточно то у мозга начинается паника, он кричит: «Ааааа! Не успею! Не получиться! Не смогу!». Эмоции вызывают поток мыслей направленный не на решение конкретных задач, а на переживания о задачах. Тревога, беспокойство, вот тот эмоциональный фон, который создают слишком высокие цели. В таких условиях происходит следующие - ум может просто отказаться от выполнения задачи, ведь она кажется ему нереальной, любо пытается решить задачу (надо), но эмоциональный шум мешает концентрации, заглушает мысли по делу, процесс достижения тормозиться.

В ловушку «Выше крыши!» часто попадают при определении целей организации или предприятия. Руководству нужны прибыли, объемы, грандиозные результаты и спускают «с верху» нереальные планы, которые персонал должен выполнить «кровь из носа». Чаше при таком стратегическом планировании только «кровь» и получают. Хотя и при определении личных жизненных целей, со слишком большими амбициями можно себя загнать в ступор.

Ловушка №2: «Скукотища!». Это вторая ловушка, в которую можно легко угодить при определении целей. В такой ситуации, мы вполне уверенны в том, что можем реализовать цель, но как-то лень за нее браться. Ее достижение протекает вяло, возникает состояние скуки, мелкие дела растягиваются во времени. Одним словом – скукотища!

Важно правильно настроить планку достижений

Мотивация – главное топливо в достижении высокой продуктивности. Энтузиазм один из важнейших факторов успеха практически в любом деле. Метод настройки оптимального уровня целей достаточно прост, «выставить высоту» можно с помощью сроков, дробления или напротив укрупнения задач. Если чувствуете что цель слишком большая, то ее можно раздробить на более мелкие задачи, или вовсе снизить планку до более комфортного уровня, можно пересмотреть сроки в сторону увеличения. Если задача слишком простая или мелких много, то с помощью сокращения сроков выполнения, или объединения в один проект (например, под кодовым названием «Операция - Ы», поднять уровень мотивация и сделать все быстро и весело.

Правильно ли определен уровень ваших целей?

Чувство комфорта и легкого возбуждения, наиболее верные ориентиры при определении уровня целей. Не в коем случае не угнетать и не вызывать скуку, цели должны приятно волновать и захватывать! Кому нужны неинтересные цели? Спросите себя, правильно ли определен уровень ваших целей? Вы мотивированны, для их достижения? Где можно снизить, а где повысить платку достижений?
Ставьте перед собой реальные цели
Помните, 90-ых по ТВ, был цикл социальных роликов с названием «Русский проект»? Ролик с Евгением Стычкиным и белым мышонком Склифосовским сохранился в памяти? Там еще фраза была: «Лопай, лопай, Склифосовский. Заслужил». Вот этот супер ролик, одним словом, ставьте перед собой реальные цели…

Использован материал Дмитрия Пославского

Тесты по программе «Реализация ФГОС ООО в общеобразовательных учреждениях в процессе преподавания русского языка и литературы» выполнила Коннова Н.Б., студентка группы 326-Д
1. Официальным изданием Министерства образования и науки РФ является (выберите правильный ответ ):

    «Вестник образования».

    «Бюллетень Министерства образования и науки РФ. Высшее и среднее профессиональное образование».

    «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».

    «Собрание законодательства РФ».

2. Основные положения о правах ребенка закреплены в (во) (выберите правильный ответ ):

    Конвенции о правах ребенка.

    Всеобщей декларации прав человека.

    Конституции РФ.

    Международном пакте о гражданских правах.

3. Учебная нагрузка, режим занятий обучающегося в общеобразовательном учреждении определяется (выберите правильный ответ ):

    Решением Совета образовательного учреждения.

    Уставом образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения .

    Расписанием учебных занятий.

    СанПинами.

4. К основным направлениям развития общего образования в соответствии с инициативой Президента РФ «Наша новая школа» НЕ относится (выберите правильный ответ ):

    Переход на новые образовательные стандарты.

    Дополнительное денежное вознаграждение за выполнение функций классного руководителя;

    Расширение самостоятельности школ;

    Совершенствование учительского корпуса;

    Сохранение и укрепление здоровья школьников

5. Правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем называется (выберите правильный ответ):

    Трудовым договором.

    Коллективным договором .

    Двусторонним договором.

    Трудовым соглашением.

6. Выберите результат изучения предметов «Русский язык» и «Литература», обозначенный как один из метапредметных результатов в государственном стандарте основного общего образования:

1. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

2. расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка;

3. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

7. Выберите разделы Примерной программы по русскому языку, которые относятся к содержательной линии, обеспечивающей формирование коммуникативной компетенции:

    Лексикология и фразеология.

    Язык и культура.

    Речь и речевое общение .

      Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.

      Зинин С.А., Сахаров В.И., Чалмаев В.А .

      Биккулова И.А., Лейфман И.М., Обернихина Г.А. / Под ред. Обернихиной Г.А.

      Сухих И.Н.

    9. Выберите прием, направленный на информационную обработку текста

      Написание сочинения на заданную тему.

      Фонетический анализ слова.

      Анализ синтаксической структуры предложения.

      Написание сжатого изложения текста.

    10. Приведите в систему перечисленные этапы урока при системно - деятельностном подходе (выберите правильный ответ):

    А. актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;

    Б. выявление места и причины затруднения;

    В. мотивация к учебной деятельности;

    Г. рефлексия учебной деятельности;

    Д. построение проекта выхода из затруднения;

    Е. самостоятельная работа с самопроверкой по эталону;

    Ж. реализация построенного проекта;

    З. первичное закрепление с проговариванием во внешней речи:

    И. включение в систему знаний и повторение.

      З, А, Г, Д, В, Ж, И, Б, Е;

      В, Б, А, Д, З, Ж, И, Е,Г;

      В, А, Б, Д, Ж, З, Е, И, Г.

    11. Укажите верное определение термина «учебная задача»:

      Учебная задача - это сообщение темы урока.

      Учебная задача – это конкретное задание ученику для выполнения на уроке.

      Учебная задача – это цель, личностно значимая для ученика, которая мотивирует изучение нового материала.

      Учебная задача – это решение математической задачи разными способами.

    12. Выберите верное определение цели проведения олимпиады по предмету:

      Организация внеклассной учебно- воспитательной работы.

      Развитие интереса к предмету, выявление у учащихся склонностей к данному предмету и развитие их способностей.

      Развитие интереса учащихся к предмету и проверка знаний.

      Проверки знаний учащихся.

    13. Укажите художественно-изобразительное средство, использованное автором в следующем отрывке:

    В саду горит костёр рябины красной... (С.Есенин)

      Сравнение.

    1. Метафора

      Гипербола

    14. Определите размер, которым написано стихотворение А.С.Пушкина «Узник»:

    Сижу за решеткой в темнице сырой.
    Вскормленный в неволе орел молодой,
    Мой грустный товарищ, махая крылом,
    Кровавую пищу клюет под окном,
    1. амфибрахий

    15. Выберите правильное название методического издания, имеющего электронное приложение в виде диска:

      « Русский язык в школе»

      «Ментор»

      «Вопросы литературы»

      «Литература».

    16. Принципы обучения – это

      приемы работы по организации процесса обучения;

      тезисы теории и практики обучения и образования, отражающие ключевые моменты в раскрытии процессов, явлений, событий;

      базовые идеи теории обучения;

      средства народной педагогики и современного педагогического процесса.

    17. Педагогическая технология – это:

      набор операций по конструированию, формированию и контролю знаний, умений, навыков и отношений в соответствии с поставленными целями;

      инструментарий достижения цели обучения;

      совокупность положений, раскрывающих содержание какой-либо теории, концепции или категории в системе науки;

      устойчивость результатов, полученных при повторном контроле, а также близких результатов при его проведении разными преподавателями.

    18. Контроль результатов обучения – это:

      проверка результатов усвоения знаний, умений, навыков, а также развития определенных компетенций;

      ведущий вид обратной связи учителя с учеником в процессе обучения;

      система оценочно-отметочной деятельности, направленная на формирование адекватного представления об объективно протекающих процессах в социальном континууме;

      механизм проверки только знаний учащихся.

    19. Социализация личности – это:

      адаптивность, активность;

      автономность;

      освоение нравственных ценностей социума;

      все вышеперечисленное.

    20. Современное традиционное обучение, как технология, опирается на

      педагогику требований ;

      педагогику сотрудничества;

      православную педагогику;

      школу творчества И.П. Волкова.

    21. Согласно Л.С. Выготскому, ведущая роль в развитии психики школьника принадлежит

      учению;

      воспитанию;

    22. С точки зрения психологии процесс воспитания – это:

      процесс развития интеллектуальной сферы ребенка;

      составная часть процесса обучения;

      ведущая профессиональная функция педагогов;

      процесс развития мотивационно-потребностной сферы ребенка.

    23. Принцип организации учебного процесса как диалога учителя с учениками и учеников между собой называется принципом

      диалогизации;

      проблематизации;

      персонализации;

      индивидуализации.

    24. К внутренним критериям сформированности навыка относят

      повышение скорости выполнения задания;

      повышение самостоятельности при выполнении задания;

      снижение числа ошибок при выполнении задания;

      отсутствие направленности сознания на форму выполнения задания.

    25. К методам проведения социальных исследований относятся:

      тестирование;

      анкетирование;

    1. все выше перечисленное.

    26. Устройствами ввода информации являются (выберите несколько вариантов ответа):

      сканер

    1. клавиатура

    27. В текстовом редакторе копирование становится возможным после:

      установки курсора в определенное место

      выделения фрагмента текста

      сохранения файла

      распечатки файла

    28. Поиск информации в Интернете по ключевым словам предполагает:

      ввод слова (словосочетания) в поисковую строку

      ввод слова (словосочетания) в адресную строку

    29. Электронная почта позволяет передавать

      только сообщения

      сообщения и вложенные файлы

      видеоизображения

    30. В качестве рабочего места учителя как пользователя информационной образовательной среды может выступать: (выберите несколько вариантов ответа)

      Отдельное рабочее место в Информационном центре, библиотеке, медиатеке и т.д.

      Отдельный компьютер в любом месте школы для доступа родителей к информационному пространству школы

      Компьютерный класс с 10-15 рабочими местами учеников и ПК учителя

      Один или несколько компьютеров на рабочих местах в учительской

      Отдельный компьютер на рабочих местах сотрудников администрации

      Отдельный компьютер с мультимедиапроектром и другим подключенным оборудованием

    Ответы на тесты
    по программе
    «Реализации ФГОС ООО в общеобразовательных учреждениях в процессе преподавания русского языка и литературы»


    ФИО слушателя

    Коннова Наталья Борисовна

    группы

    вопроса

    ответа