Главная · Аппендицит · Примерное расписание дня ребенка в 2 года. Режим ребенка от двух до трех лет. Режим и рацион питания

Примерное расписание дня ребенка в 2 года. Режим ребенка от двух до трех лет. Режим и рацион питания

В возрасте 2 лет ребёнок имеет свои предпочтения и вкусы. Это уже совсем не беспомощный малыш, которого родители видели ещё год назад. Он вырос и многому научился. Детские психологи отмечают, что это время возрастного кризиса, из которого кроха выйдет более повзрослевшим и эмоционально устоявшимся. Маме и папе важно постоянно оценивать его текущее состояние, вовремя приходить на помощь и создавать условия, которые будут максимально способствовать полноценному и всестороннему развитию. Распорядок дня - одно из них. Сколько должен спать двухлетний малыш? Как правильно организовать часы его бодрствования и график питания?

Сон ребёнка в 2 года

Во время сна ребёнок восстанавливает не только физические, но и психологические силы, справляется с эмоциями, которых так много у маленького исследователя. Достаточное количество отдыха - это одно из главнейших условий своевременного развития малыша. Есть педиатрические нормы, по которым в этом возрасте карапуз должен спать 12–13 часов в сутки. Из них 10–11 часов приходится на ночной сон и 1,5–2,5 - на дневной .

Изучая нормы, родителям важно помнить о том, что все дети разные. Одни восстанавливают силы быстрее, другим на это нужно больше времени. Продолжительность сна может зависеть от активности ребёнка, его эмоционального состояния, насыщенности часов бодрствования. Если отклонение от приведённых выше цифр находится в пределах 1–1,5 часов, нужно принять это как физиологическую особенность.

Критерием достаточного времени отдыха является хорошее самочувствие малыша, его жизнерадостность и желание играть. Если сна не хватает, это обязательно проявится через несколько дней или недель.

Если ребёнок здоров и его ничто не беспокоит, то ночной сон не должен прерываться. Если всё же малыш просыпается по ночам, причиной этому могут быть неправильно созданные условия для отдыха.

По мнению известного украинского педиатра Комаровского Е. О., самой частой ошибкой является слишком высокая температура и низкий уровень влажности в комнате, где спит кроха. Когда в помещении жарко и сухо, у него пересыхают слизистые оболочки носа и рта, и он просыпается попросту от жажды. Если вовремя не создать оптимальные условия, то желание пить ночью превращается в рефлекс.

Главное, применительно к детской комнате, - ответ на вопрос «чем дышать?». Нет ничего более вредного для ребёнка, особенно первых месяцев жизни, чем сухой и тёплый воздух:
- оптимальная температура - 18–20 °С;
- лучше 16 °С, чем 22 °С;
- лучше лишняя распашонка, чем наимоднейший обогреватель;
- в детской комнате нежелательны никакие накопители пыли - ковры, мягкая мебель, мягкие игрушки; любые предметы, недоступные влажной уборке.

Педиатр Е. О. Комаровский

http://articles.komarovskiy.net/son.html

Большинство педиатров сходятся на том, что улучшить ночной сон поможет выполнение следующих рекомендаций:

  • создание спокойной обстановки в семье;
  • планирование активных мероприятий в первой половине дня, если ребёнок очень эмоционален;
  • соблюдение режима и укладывание малыша спать в одни и те же часы;
  • проведение большого количества времени на свежем воздухе.

Что делать, если кроха отказался от дневного сна?

Возраст двух лет является переломным. Это проявляется буквально во всём: малыш начинает капризничать, пытаться противостоять воле родителей, драться. Иногда он вовсе отказывается от дневного сна. Этому может быть несколько причин.

Если ребёнок не хочет ложиться спать вечером

Кроха может не хотеть идти в кровать вечером по разным причинам. Американский психолог Алан Фромм их классифицировал.

  1. Укладывание в постель воспринимается как расставание с любимым занятием или родителями.
  2. Ребёнок видит, что взрослые ещё не ложатся и недоумевает, почему так происходит.
  3. У малыша попросту не было возможности устать.
  4. Имеет место страх темноты.
  5. Отказ от сна - попытка манипулирования взрослыми.

Для того чтобы вовремя переключить внимание ребёнка и не допустить перевозбуждения перед отдыхом, маме и папе нужно научиться замечать первые признаки усталости. Среди них:

  • беспричинный плач;
  • зевота;
  • сосание пальца или игрушки;
  • замедленные движения;
  • агрессивные действия;
  • чрезмерная активность.

Как только некоторые из этих моментов начинают проявляться, самое время настроить кроху на сонный лад. Можно лечь рядом с малышом и почитать ему книгу, погладить головку или сделать массаж спины. Ребёнку будет приятно самостоятельно выбрать пижаму, сказку или игрушку, с которой он пойдёт в постель.

Многие родители ещё с более раннего возраста заводят определённый вечерний ритуал - действия, повторяющиеся каждый день в одной и той же последовательности. Это может быть тихая игра, собирание игрушек, колыбельная, пожелание спокойной ночи всем домашним, разглядывание в окно тёмной улицы с рассказом о том, что все деревья и собачки уже спят.

Если, несмотря на все старания, малыш упорно не засыпает в установленное время, можно немного изменить режим: сделать подъём более ранним и наполнить время бодрствования бо́льшим количеством активных игр.

Чем заняться с двухлетним карапузом во время бодрствования?

В двухлетнем возрасте основным занятием для ребёнка становится изучение окружающего мира. Это наблюдение за природой, участие в домашних делах, слушание сказок, рассматривание картинок, складывание пазлов, собирание конструктора и многое-многое другое, на чём взрослые могут даже не заострять внимание. Важно постоянно разговаривать с крохой и всё ему объяснять, поддерживать и стимулировать его любознательность. Наблюдая за тем, что интересно малышу, можно добавлять тематические игрушки и пособия, и наоборот, откладывать те, которые вызывают неприятные эмоции.

Важное место в жизни ребёнка занимают прогулки. Свежий воздух очень полезен для физического состояния. А разнообразить гуляние можно посещением детских площадок, рисованием мелками, собиранием цветов, листьев, каштанов, желудей, камешков.

Важным правилом некоторые врачи считают то, что при плохой погоде длительность нахождения на свежем воздухе следует сократить, но не отменять прогулку вовсе.

Выходить на улицу первый раз лучше перед обедом - кроха нагуляет хороший аппетит и сон, а во второй - незадолго до ночного отдыха. Эту прогулку можно сделать менее активной, чтобы перед укладыванием в постель нервная система успокоилась и не было эмоционального напряжения.

Все процессы, которые возбуждают ребёнка, такие как активные игры, развивающие занятия или плавание в бассейне, лучше проводить утром. Во-первых, карапуз ещё не устал за день, а во-вторых, до ночного сна эмоциональное равновесие успеет нормализоваться. А вот время купания зависит от того, какой эффект оно оказывает на малыша. Большинство детей эта процедура успокаивает, поэтому является частью ритуала перед уходом на отдых вечером. Но иногда она действует наоборот: ребёнок активно играет в ванной и сильно возбуждается. Таких деток можно купать после дневного сна.

Режим питания в 2 года

Сколько раз должен есть ребёнок в 2 года? Некоторые врачи считают, что четырёхразового питания достаточно: завтрак, обед, полдник и ужин. Другие рекомендуют добавлять к этим приёмам пищи ещё и второй завтрак. Ориентир должен быть таким: если кроха с аппетитом кушает в обед, то второй завтрак не помешает.

Начиная примерно с двух лет для детей характерна бо́льшая избирательность в вопросах еды: формируются пищевые пристрастия, любимые продукты могут перейти в разряд ненавистных, а меню составляется только из определённого набора блюд. Если малыш активен и весел, ему хватает энергии, такая ситуация не должна вызывать опасений. Но если есть какие-то тревожные звоночки или спорные моменты, лучше обсудить это с врачом. Педиатры говорят, что такое отношение к пище - явление временное, и если не заострять на этом много внимания и не заставлять ребёнка силой есть «нужные» для родителей продукты, это проходит.

Привить правильные пищевые привычки поможет несколько хитростей:

  • выбирайте продукты в магазине вместе с ребёнком;
  • позволяйте малышу «помочь» вам приготовить еду: перемешать салат или добавить в него нужные ингредиенты;
  • предоставляйте крохе «выбор без выбора»: вместо вопроса «Будешь ли ты есть кабачок?» спросите «Ты будешь кабачок или брокколи?»;
  • красиво оформляйте блюда, ведь интереснее съесть, например, грибочек из яйца, чем просто яйцо;
  • исключайте небольшие перекусы яблоком, печеньем, соком, йогуртом и т. д. между основными приёмами пищи.

В ежедневный рацион ребёнка нужно включать мясо, фрукты, овощи, крупы, молочные продукты. Оптимальным считается такое соотношение: на каждые 4 грамма углеводов должно приходиться по 1 грамму белков и жиров.

  1. Углеводы - каши, овощи, фрукты, хлеб.
  2. Белки - мясо (в том числе птица и субпродукты), молочные продукты, рыба, яйца.
  3. Жиры - сливочное и растительное масла, жир из продуктов животного происхождения.

Придерживаться таких рекомендаций важно, но без фанатизма. Нужно помнить, что малыш примерно в 2 года вступает в первый возрастной кризис. Он начинает осознавать себя как личность и проверять границы своих возможностей. Поэтому «Не хочу!» и «Не буду!» большинство родителей слышит очень часто. Важно отвлекать ребёнка от таких проявлений «взрослости», мягко настаивая на своём, ведь соблюдать режим питания очень важно. Во-первых, это позволяет крохе проголодаться к нужному времени. А во-вторых, от графика кормления зависит основной режим дня и такая важная его составляющая, как дневной сон.

Примерный распорядок дня для двухлетнего ребёнка

Распорядок дня двухлетнего малыша заметно отличается от более раннего возраста. Увеличивается время бодрствования: примерно 5,5 часов между ночным и дневным снами, около 6 часов после дневного отдыха до ночного укладывания. Если родители планируют в скором времени отдавать ребёнка в детский сад, то есть смысл составлять режим таким образом, чтобы малышу было легче адаптироваться к новому ритму.

За месяц-два до начала посещения детского сада узнайте как организован день в дошкольном учебном заведении и постепенно адаптируйте дневной распорядок под него.

Если родители разделяют мнение некоторых современных психологов и не собираются отдавать малыша в детский сад рано, режим можно немного сместить так, как это будет удобно со «взрослой» точки зрения. Главное, соблюдать основные составляющие: время сна и бодрствования, прогулки.

Примерный распорядок дня ребёнка в зависимости от посещения детского сада - таблица

Если ребёнок посещает детский сад Если ребёнок не посещает детский сад Распорядок дня
7:30–8:00 8:30–9:00 Подъём, умывание
8:00–8:30 9:00 Завтрак
8:30–11:00 9:30–12:00 Активные игры, развивающие занятия, прогулка на улице
11:00–12:00 12:00–13:30 Спокойные игры, чтение книг
12:00 13:30 Обед
12:30–15:00 14:00–16:00 Дневной сон
15:30 16:30–17:00 Полдник
16:00–19:30 17:00–21:00 Игры, прогулка на улице
19:30 21:00 Ужин
20:00–21:00 21:30–22:00 Купание, ритуал перед сном
21:00 22:00 Сон

Как помочь малышу научиться соблюдать распорядок дня

В первую очередь режим предполагает подъём и отход ко сну в одно и то же время. Ложиться спать вечером нужно не позже 22 часов - это позволит полностью восстановиться, что имеет важное значение для нервной системы. Активные игры помогут ребёнку выплеснуть энергию, а недолгие развивающие занятия начнут понемногу готовить кроху к умственным нагрузкам. Сильно влияют на качество отдыха прогулки на свежем воздухе, поэтому нужно стараться выходить на улицу даже в не очень хорошую погоду.

При составлении режима дня нужно обязательно учитывать темперамент малыша. У более активных детей период бодрствования может длиться меньше, чем у спокойных. Если при корректировке времени отхода ко сну родителям приходится будить ребёнка, делать это нужно аккуратно, учитывая фазы сна.

Учёные выделяют две основные фазы сна: медленную и быструю. Первая - это плавный переход от засыпания к глубокому сну, в котором малыш не проснётся, даже если взять его на руки. А во второй карапуз активен - глазные яблоки двигаются, ручки и ножки могут подёргиваться, пульс и дыхание нестабильны. Когда ребёнок находится в этой фазе, будить его нельзя - это слишком резкий скачок, из-за которого он может быть капризным и не выспавшимся.

Непосредственно перед ночным сном активные игры проводить не нужно. После вечерней прогулки можно уделить время чтению книг, рассматриванию картинок, рисованию или лепке. Важно следить за тем, достаточно ли в рационе малыша продуктов, богатых кальцием. Дело в том, что в это время идёт активный процесс роста костей, а у некоторых ещё и зубов. На это требуется много минерала, недостаток которого может проявляться в повышенной нервной возбудимости.

Во время установления режима обстановка в доме должна быть максимально спокойной: лучше какое-то время не приглашать гостей, а также избегать конфликтов. Если активные мероприятия неизбежны, следует планировать их в первой половине дня.

В результате правильно организованного режима дня иммунная система малыша становится менее восприимчивой, адаптация к новым условиям проходит легче, закладывается понятие самодисциплины.

Комаровский о режиме дня ребёнка - видео

В 2 года развитие ребёнка происходит ускоренными темпами. Он меняется практически каждый день. Это может сопровождаться перепадами настроения, сбоями сна, капризами. Родителям нужно запастись большим терпением и беззаветной любовью, и тогда малыш успешно преодолеет этот этап взросления.

Правильная организация режима дня – важный фактор, влияющий на здоровье ребенка. Для ребенка раннего возраста режим является основой воспитания. На протяжении первых трех лет жизни работоспособность нервной системы ребенка постоянно меняется, поэтому целесообразна смена режима в различные возрастные периоды. В возрастной период с года до трех лет режим дня меняться трижды.

    Следует помнить о том, что любая информация по организации режима дня носит рекомендательный характер, каких-то строгих норм и стандартов не существует .

    Режим составлен оптимально, если время кормления, укладывания спать и проведения туалета совпадают с потребностями ребенка в данный момент .

    В связи с тем, что резкие изменения в суточном режиме тяжело переносятся детьми , перевод ребенка на другой возрастной режим должен быть постепенным, и не вызывать отрицательных эмоций. О правильности такого перевода будут свидетельствовать хорошее настроение малыша и ровное поведение.

    При установлении режима дня, кроме возраста, необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка и состояние его здоровья.

    Соблюдение ребенком определенного распорядка приучает его к организованности, облегчает жизнь ему и его родителям. Ребенку, соблюдающему режим, в дальнейшем будет намного легче адаптироваться к условиям детского сада.

Нарушения в здоровье малыша, которые могут возникнуть при несоблюдении режима:

  • ребенок становится плаксивым, капризным, раздражительным
  • частое ухудшение настроения, которое связано с переутомлением, недосыпанием
  • отсутствует нормального развития нервно-психической деятельности
  • трудность сформирования культурно-гигиенические навыков, опрятности.

Режим дня ребенка от года – до года и шести месяцев (1,5 лет)

На втором году жизни происходят значительные изменения в развитии малыша. В первом полугодии дети физически еще достаточно слабы, быстро устают. Высокая двигательная активность сочетается с недостаточной координацией движений. Ребенок в этом возрасте самостоятельно ходит, приседает и наклоняется. Умеет выполнять простые просьбы взрослого, правильно называет 4-6 предметов, когда ему показывают их. Начинает активно употреблять облегченные слова, при этом словарный запас быстро расширяется. Начинает самостоятельно пользоваться ложкой, но делает это пока не умело.

Сон

Ребенок спит днем два раза: первый дневной сон – 2-2,5 часа, второй – 1,5-2 часа. Подготовка ребенка (прекращение шумных игр, умывание) ко сну происходит заранее, хотя бы за полчаса до того, как его будут укладывать в постель. Укладывать спать днем и на ночь следует в один и тот же час – у детей вырабатывается условный рефлекс на время и в последующие дни ребенок сам просыпается и засыпает в установленное по режиму время. При приучении ребенка к режиму, нужно его будить, если он сам не просыпается в положенное время, допускается отклонение от точного времени на 15-20 минут. В дальнейшем, когда режим уже установлен, нежелательно будить ребенка, так как это ухудшает его настроение, поднимать малыша следует после сна по мере пробуждения, и учить одеваться, показывая и называя предметы одежды.

В летнее время года рекомендуется дневной сон ребенка осуществлять на свежем воздухе – на улице или на веранде, в крайнем случае, в помещении с открытой форточкой. С мая по август ребенка можно укладывать на ночной сон немного позже, соответственно, продлевая дневной сон.

Кормление

Кормить следует четыре раза в день (завтрак, обед, полдник и ужин), с интервалами 3-4 часа. Режим строится таким образом, чтобы ребенок после кормления бодрствовал, а затем спал до следующего кормления. Такое соблюдение правил чередования процессов обеспечивает оптимальное состояние ребенка в каждом возрастном периоде. После того, как ребенок выспится и с аппетитом поест, он спокойно и активно бодрствует до следующего сна и лучше воспринимает воздействия окружающего мира.

В этом возрасте ребенка следует приучить пользоваться ложкой самостоятельно. Сначала он учится есть ложкой густую пищу, затем жидкую. Первые две-три ложки ребенок съедает самостоятельно, затем взрослый докармливает его другой ложкой, не вынимая ложку из рук ребенка. В конце кормлении малыш сам съедает еще две-три ложки.

Бодрствование

Продолжительность периодов бодрствования в этом возрасте не должна превышать 4 – 4,5 часа. Удлинение времени бодрствования или укорочение сна нежелательно, оно может привести к переутомлению нервной системы и нарушению поведения ребенка.

Период бодрствования в основном включает в себя игру, прогулки водные процедуры. В игре в основном используются игрушки, которые можно тянуть (машинки, коляски), кубики, различные вкладывающиеся одна в другую коробочки, книжки с простыми яркими картинками, фигурки зверей, пирамидки.

Очень важна организация прогулок на свежем воздухе два раза в день (после обеда и полдника), продолжительность одной прогулки 1,5 часа, в летнее время года это время может быть увеличено до 2 часов при хороших погодных условиях.

Водные процедуры перед полдником. В этом возрасте можно использовать общие обтирания. Сначала обтирают верхние конечности, затем нижние, грудь и спинку. Начальная температура воды 33-36 0 . Постепенно, один раз в 5 дней, температуру воды снижают на 1 0 и доводят до 24 0 . Водные процедуры – важный элемент закаливания, включение их в режим дня – неотъемлемая часть здорового воспитания.

Гигиеническое купание 2-3 раза в неделю перед ночным сном.

Одежда ребенка должна соответствовать росту, не стеснять движений, иметь минимальное количество завязок и застежек. До 1,5 лет девочкам, как и мальчикам, целесообразно надевать штанишки и кофточки, так как платье затрудняет ходьбу. Ребенок принимает участие в процессе одевания и раздевания, учится снимать простые предметы одежды (расстегнутые ботинки, майку).

В этом возрасте важно воспитывать следующие культурно-гигиенические навыки: мыть руки перед едой, садиться на детский стул, учиться самостоятельно аккуратно есть ложкой, после еды пользоваться салфеткой. Необходимо учить ребенка садиться на горшок и сидеть на нем до результата. Для приучения к опрятности детей регулярно высаживают на горшок после сна, каждые 1,5 – 2 часа во время бодрствования, до прогулки и по возвращении с неё.

Примерный режим дня для детей от 1 до 1,5 лет:

Кормление : 7.30, 12, 16.30, 20.

Бодрствование : 7 – 10, 12 – 15.30, 16.30 – 20.30.

Сон : первый 10 – 12, второй 15.30 – 16.30, ночной сон 20.30 – 7.

Прогулка : после обеда и полдника.

Купание : 19.

Режим дня ребенка от года и шести месяцев (1,5 лет) до 2 лет

Особенности возрастного периода

Ребенок перешагивает через предмет, лежащий на полу, бегает, при умывании потирает руки под струей воды. Может назвать предметы, обобщает их по существенному признаку, знает основные части тела. Самостоятельно снимает расстегнутую обувь, держит чашку при питье, более умело пользуется ложкой. Воспроизводит в игре ранее увиденные или разученные действия: кормит куклу, складывает башню из кубиков и т. п. Он может различать 3-4 разных по форме предмета (шар, куб, пирамидка). Хорошо знает значение слов «можно» и «нельзя», но не всегда в состоянии подчиниться запрету.

Сон

После полутора лет ребенок переводится на режим с одним дневным сном.

Продолжительность дневного сна составляет 3-3,5 часа. Общая продолжительность сна в этом возрасте от 13 до 14,5 часов, из них ночной сон - 10 – 11 ч. Приучая ребенка к самостоятельности, не следует заставлять его долго, самостоятельно раздеваться перед сном – это приводит к утомлению и плохому засыпанию.

Кормление

Кормить ребенка следует четыре раза в день. Промежутки между кормлениями от 3,5 до 4,5 часов. Если ребенок в периоды между кормлениями бодрствует, этот интервал не должен превышать 3,5 часа. Ночной перерыв между ужином и завтраком составляет около 12 – 13 часов. Завтрак должен начинаться не позже, чем через час после пробуждения, ужин – не менее чем за час до укладывания ребенка, чтобы обеспечить ему спокойный сон.

Бодрствование

Периоды непрерывного бодрствования в этой возрастной группе увеличивается 5 – 5,5 часов.

Во время игры в этом возрасте ребенок уже активно задействует лопатки, мячи.

Прогулки на воздухе организуются два раза в день, после завтрака и полдника. Продолжительность прогулок такая же, как и в предыдущей возрастной группе.

Водные процедуры проводятся перед обедом. С 1,5 лет в качестве водных процедур можно использовать душ, эффект которого сильнее, чем при обтирании, так как кроме температурного воздействия ребенок испытывает и механическое. Температура воды снижается постепенно, один раз в 5 дней на 1 0 , от 35-37 0 и доводится до 24 – 28 0 . Сначала обливают спину, затем грудь, живот, в последнюю очередь руки. Длительность процедуры 1,5 минуты. Гигиеническое купание проводится 2 раза в неделю перед ночным сном.

К двум годам навык опрятности должен быть практически сформирован, но заигравшись, ребенок может забыть попроситься на горшок, поэтому им нужно об этом напоминать и высаживать на горшок перед сном и после сна.

Примерный режим дня для детей от 1,5 до 2 лет:

Кормление : 8, 12, 15.30, 19.30.

Бодрствование : 7.30 – 12.30, 15.30 – 20.20.

Сон : 12.30 – 15.30, 20.30 – 7.30.

Прогулка : после завтрака и полдника.

Купание : 18.30.

Режим дня ребенка от 2 до 3 лет

Особенности возрастного периода

Словарный запас существенно увеличивается по сравнению с предыдущим периодом. Говорит многословными предложениями. Речь ребенка начинает приближаться к речи взрослого. Малыш ест аккуратно, надевает и снимает майку или рубашку, в течение дня проситься на горшок. Сосредоточенно занимается с игрушками, увлеченно рассматривает книжки, картинки. Третий год – это период развития самостоятельности и творческой деятельности.

Сон

На протяжении третьего года жизни ребенок может находиться на режиме с однократным дневным сном. Если ребенок категорически отказывается от дневного сна, тогда это в этом время он должен находиться в состоянии спокойного бодрствования (например, рассматривание картинок в книжке), это позволит нервной системе ребенка отдохнуть и избежать переутомления.

Кормление

Четырехразовое кормление с интервалом 3,5 – 4 часа (завтрак, обед, полдник и ужин).

Бодрствование

Каждый период бодрствования занимает 6 - 6,5 часов. Для детей, которые легко утомляются, ослабленных детей периоды бодрствования можно сократить до 5 – 5,5 часов за счет удлинения сна. Ребенок в этом возрасте уже способен на короткое время сдерживать свои действия и желания, однако по-прежнему легко возбуждается и утомляется от однообразной деятельности. Малыш может заниматься одним и тем же делом не более 20 - 30 минут. Периоды бодрствования должны состоять из рационального чередования разных видов активной деятельности ребенка. В игру ребенка включаются детские музыкальные инструменты, цветные карандаши, конь-качалка, куклы, формочки для песка.

Как и в предыдущие возрастные периоды, определенную часть периода бодрствования дети должны проводить на воздухе даже в зимнее время года, но не более 1,5 часов, так как они еще довольно быстро охлаждаются. В теплое время года прогулки могут удлиниться до 2ч, а при соответствующих условиях весь период бодрствования может быть перенесен на воздух.

Водные процедуры включают себя обливания, но для ослабленных детей может быть использование обтирание. Рекомендации по температурному режиму водных процедур, как и в предыдущих возрастных группах. Гигиеническую ванну ребенка на третьем году проводят один раз в неделю перед ночным сном.

Несмотря на то, что ребенок в основном уже умеет регулировать свои физиологические отправления, все же следует высаживать его на горшок перед сном, прогулкой и обязательно следить за аккуратностью этого процесса.

В этом возрасте важно стимулировать у детей активную самостоятельную деятельность, развивать и закреплять уже появившиеся навыки и умения постоянным их повторением.

Примерный режим дня для детей от 2 до 3 лет:

Кормление : 8, 12.30, 16.30, 19.

Бодрствование : 7.30 – 13.30, 15.30 – 20.30.

Сон : 13.30 – 15.30, 20.30 – 7.30.

Прогулка : 2 раза в день после завтрака и полдника.

Обливания : после ночного и дневного сна (зимой) и перед обедом (летом).

Купание : перед ночным сном.

Ещё недавно ребёнок был совсем крохой и во всём зависел от родителей. Постепенно, месяц за месяцем, малыш взрослеет и поражает своими успехами, любознательностью и приобретёнными навыками. Педиатры рекомендуют приучать детей к распорядку дня с самого рождения - в этом случае они растут более организованными и спокойными, а у родителей появляется возможность правильно распределять своё время. В два года в этом плане ничего не меняется: малыш так же придерживается графика, который немного сдвигается с возрастом. Чтобы он полностью удовлетворял физиологическим потребностям детского организма, нужно знать, сколько должен спать и гулять двухлетний ребёнок, какой объём пищи считается нормальным для этого этапа.

Сколько должен спать ребёнок в 2 года

Соблюдение режима дня в два года продолжает оставаться актуальным так же, как и в более раннем возрасте. Ребёнок должен знать, в какое время ему есть и укладываться спать, а когда родители пойдут с ним на прогулку. Педиатры и детские психологи настаивают, что придерживаться установленного распорядка полезно для крохи.

Биоритмы напрямую связаны с режимом дня. Благодаря тому, что приём пищи, сон и отдых распределены по времени, все системы организма функционируют правильно.

В этом возрасте ребёнок спит в общей сложности 13 часов в сутки: 10–11 ночью и 2–3 днём. Малыш продолжает активно познавать окружающий мир и осваивать новые навыки, поэтому дневной отдых ему по-прежнему необходим.

Режим сна может незначительно меняться в зависимости от времени года. Летом дети, как правило, укладываются на ночной сон позже и просыпаются утром раньше. Это связано с большей продолжительностью светового дня и долгими вечерними прогулками. Зимой малыши гуляют в основном только днём, ведь на улице быстро темнеет.

Двухлетний здоровый ребёнок должен спать всю ночь без просыпаний

Если ребёнок в 2 года перестал спать днём

Некоторые дети примерно в этом возрасте перестают ложиться спать днём. Беспокойство родителей в таком случае понятно, ведь они не знают, норма это или отклонение. Известный педиатр доктор Комаровский считает, что малыши могут отказываться от дневного сна и при этом весь день чувствовать себя хорошо. Они играют, активно проводят время, у них хороший аппетит и замечательное настроение. В этом случае волноваться не стоит: значит, ребёнку так удобнее и его биологические часы работают именно таким образом.

Если двухлетний ребёнок отказался от дневного сна, родителям нужно ответить на два вопроса: что послужило причиной и как чувствует себя при этом ребёнок.

Если всех членов семьи устраивает отсутствие дневного сна и при этом малыш хорошо себя чувствует, с этим ничего делать не надо. Но бывают случаи, когда проблемы происходят из-за определённых обстоятельств:

  • время подъёма (если малыш просыпается в 10–11 часов утра, то к 13–14 часам, когда родители хотят уложить его, он просто не успевает устать);
  • недостаточное количество времени, проводимого на свежем воздухе (на улице ребёнок чаще всего подвижен, и только большое количество потраченной энергии обеспечивает хороший сон);
  • дискомфорт (если ребёнку неудобно в кроватке или на подушке, душно или холодно, его сон будет неспокойным);
  • гиперактивность (в этом случае требуется консультация невролога).

После долгой активной прогулки хороший аппетит и крепкий сон гарантированы

Неспокойный ночной сон

В два года малыш должен спать всю ночь без просыпаний. Исключение составляют случаи, когда ребёнок болен и испытывает дискомфорт из-за кашля, заложенного носа или повышенной температуры. Но если он здоров, а ночной сон всё равно беспокойный, нужно найти причину. Чаще всего достаточно уделить внимание следующим моментам:

  • увеличение активности в первой половине дня (прогулки, физические упражнения, игры на фитболе, катание на самокате или беговеле);
  • изменение распорядка сна (можно будить малыша утром в 7–8 часов или, наоборот, укладывать на ночной сон на 1–2 часа позже);
  • подготовка комнаты ребёнка к дневному и ночному сну (температура воздуха 18–20̊С, удобные матрас и подушка, постельное белье из натуральных тканей, свободная пижама);
  • расслабляющие процедуры перед укладыванием (вместо активных занятий можно почитать сказку, искупать, сделать массаж);
  • внимание к словам малыша (в два года многие дети уже могут объяснить, чего хотят).

Нервная система ребёнка очень подвижна, поэтому даже небольшие изменения в окружающей обстановке могут сказаться на поведении. Для малышей важно чувствовать позитивный настрой родителей. Дети «зеркалят» взрослых, а их сон является индикатором здоровья и хорошего самочувствия.

Чем заполнить время бодрствования ребёнка двух лет

В два года малыш большую часть дня проводит в активном развитии. Дети в этом возрасте любознательны и стараются выполнить как можно больше дел. Поэтому дневное бодрствование должно быть насыщено подвижными играми, прогулками и развивающими занятиями. Большое значение имеют водные гигиенические процедуры, которые рекомендуется проводить утром и вечером. Они не только полезны для здоровья, но и помогают приучить кроху к личной гигиене. Утром достаточно лёгкого туалета: умыть лицо и почистить зубки. Время вечерних игр с водой можно увеличить до 20–30 минут и больше. Лёгкий гидромассаж положительно влияет на нервную систему и укрепляет мышцы, а расслабляющие свойства воды обеспечивают спокойный сон ночью. После утреннего умывания можно сделать зарядку, а вслед за вечерней ванной - лёгкий массаж.

Прогулки обязательны для ребёнка в этом возрасте. В тёплое время года гулять нужно минимум два раза в день по 2–3 часа или больше. Когда на улице холодно, важно стараться выходить на свежий воздух хотя бы на 1–2 часа. Очень полезно включать в программу прогулки подвижные игры. Для этого подойдут:

  • мячи;
  • самокат, беговел или велосипед;
  • спорткомплексы.

Активные занятия и развивающие игры лучше проводить в первой половине дня, когда ребёнок более настроен воспринимать информацию. После дневного сна можно заняться лепкой, рисованием или аппликацией. Дети любят книги, поэтому вечером можно рассматривать с малышом картинки, рассказывать ему новые сказки или стихи.

Родителям важно помнить о том, что все должно происходить в игровой форме и только по желанию ребёнка . Не стоит заставлять кроху выполнять упражнение, если он сам не хочет. В этом случае можно отложить игру на некоторое время и предложить заняться чем-то другим.

Если во время развивающих занятий заставлять ребёнка выполнять задания и упражнения, позже он будет воспринимать их как что-то неприятное. Чрезмерное желание родителей научить малыша всему и сразу может привести к слезам и истерикам.

Подвижные игры на улице - видео

Как организовать график кормления двухлетнего ребёнка

В два года рацион достаточно разнообразен. Большинство детей в этом возрасте уже отлучены от грудного вскармливания, а искусственники переходят со смеси на молоко и кефир. Детские гастроэнтерологи обращают внимание на тот факт, что желудочно-кишечный тракт ребёнка уже усваивает взрослую пищу, но не стоит кормить малыша жирным, жареным или копчёным. Из способов готовки отдавать предпочтение нужно запеканию или варке на пару. В меню желательно включать больше свежих овощей и фруктов, кисломолочных продуктов.

В 2 года дети едят 4 раза в день с промежутком между кормлениями не менее 3–4 часов. Именно за это время еда переваривается и усваивается организмом. Суточная потребность составляет 1400–1500 килокалорий. Родители должны запомнить, что самым важным приёмом пищи считается завтрак. Обед также нужно делать плотным и сытным, а вот ужин - более лёгким: предпочтение лучше отдавать овощам, творожным запеканкам или омлету.

Примерное дневное меню - таблица

Приём пищи Блюдо Объём, г
Завтрак каша или овощное блюдо 200
творог или омлет 60
напиток (сок, чай, молоко) 150
салат 50
суп 150
мясо (рыба, птица) 70
гарнир 100
кисель 150
Полдник кисель (кефир, молоко) 150
печенье 25
свежие фрукты 150
Ужин овощное (крупяное) блюдо 150
Омлет (творог, мясо, рыба) 60
свежие фрукты 70
молоко или кефир на ночь 120

Примерный распорядок дня ребёнка в 2 года

Многие дети после двух лет идут в детский сад. Чтобы упростить адаптацию, родители могут заранее максимально приблизить режим дня малыша к распорядку в яслях. В первую очередь это касается детей, которые привыкли долго спать по утрам. Если приучить их вставать вовремя, это поможет избежать слёз и капризов при раннем подъёме.

Два варианта режима дня (с дневным сном и без него) - таблица

Время Действие Время Действие
7.00–7.30 подъём, водные процедуры 9.00–9.30 подъём, водные процедуры
7.30–8.00 зарядка 9.30–10.00 зарядка
8.00–8.30 завтрак 10.00–10.30 завтрак
8.30–10.00 активные игры, развивающие занятия 10.30–12.00 развивающие занятия
10.00–12.30 прогулка на улице 12.00–14.30 прогулка на улице
12.30–13.00 обед 14.30–15.00 обед
13.00–15.30 дневной сон 15.00–18.00 время для творчества
15.30–16.00 полдник 18.00–18.30 полдник
16.00–17.00 игры, время для творчества 18.30–20.00 прогулка на улице, игры с родителями
17.00–19.00 прогулка на улице, игры дома 20.00–20.30 ужин
19.00–19.30 ужин 20.30–21.30 спокойные игры, чтение книг
19.30–20.00 спокойные игры, чтение книг 21.30–22.00
20.00–21.00 водные процедуры, расслабляющий массаж 22.00–9.00 ночной сон
21.00–7.00 ночной сон

Советы психологов и педиатров, как помочь ребёнку соблюдать режим дня

Педиатры и психологи настаивают на том, что дети, у которых установлен определённый режим дня, растут более уравновешенными и спокойными. Они легче адаптируются в детском саду и школе, быстрее осознают такое понятие, как «дисциплина». Но малыш не может сам устанавливать временные рамки. Составить правильный и удобный режим дня в зависимости от эмоционального и физического развития ребёнка - это задача родителей.

Ребёнок и режим - видео

По мере взросления режим ребёнка меняется. Родители должны построить распорядок дня таким образом, чтобы кроха достаточно отдыхал, у него оставалось время для активных и спокойных игр. Важно научиться присматриваться к малышу и понимать, комфортно ли ему в условиях, заданных мамой и папой.

Основой воспитания на третьем году жизни ребенка остается, как и раньше, правильно составленный и четко проводимый режим дня. Но в связи с развитием ребенка в него нужно внести изменения.

В этом возрасте здоровый, нормальный ребенок должен спать в течение суток 12-13 часов, из них ночью 10-11 и среди дня 2,5-1,5 часа. Бодрствовать активно, без переутомления, он может в пределах 6,5-5,5 часов, не больше. Указанные колебания в продолжительности бодрствования и сна зависят от индивидуальных особенностей детей. Одни дети могут бодрствовать не больше 5,5 часов и спят днем не меньше 2-2,5 часов.

Другие - бодрствуют 6-6,5 и спят днем всего лишь 1,5- 2 часа. В пределах возрастных норм имеются и другие индивидуальные отклонения в продолжительности бодрствования и сна.

Нервные, легко утомляющиеся дети и дети после перенесенных ими тяжелых заболеваний нуждаются в более коротком бодрствовании и более частом и длительном сне. Иногда их даже следует снова временно перевести на два дневных сна.

Как же определить, какой режим сна и бодрствования требуется вашему ребенку? Об этом можно судить по его поведению. Если перед сном ребенок становится либо возбужденным (кричит, много и иногда беспричинно смеется, беспорядочно много двигается, шалит, делает заведомо недозволенное, не слушает, что ему говорят, в конце концов разражается слезами), либо, наоборот, вялым (ничем не может заняться, хнычет по малейшему поводу, обижается без причины),- это показывает, что он уже исчерпал свои возможности, что он уже переутомился.

В этом случае надо уменьшить длительность бодрствования на 30-40 минут, а иногда даже и на час, чтобы не доводить его до переутомления. Если же ребенок к моменту укладывания уравновешен, бодр, хорошо себя чувствует и, уложенный спать, долго не засыпает, то можно продлить время его бодрствования, отсрочив на некоторое время начало сна.

Следовательно, режим сна и бодрствования надо устанавливать каждому ребенку не только в соответствии с его возрастом, но и учитывая его индивидуальные возможности. При наличии твердого режима, отвечающего потребностям ребенка, он обычно в положенное время быстро засыпает и пробуждается в положенное время в хорошем настроении. Следует помнить, что в иные дни ребенок спит несколько дольше, чем обычно. Это вполне естественно и зависит от многих причин: от физического состояния ребенка, пережитых впечатлений, окружающей обстановки, погоды и др. Такие случайные колебания не должны служить поводом для изменения установленного режима. Не следует беспокоиться, если малыш иногда несколько дольше поспит или не сразу заснет. Сигналом к изменению режима служит повторение таких случаев, а главное - изменение самочувствия ребенка перед сном.

Иногда родители отмечают, что летом дети худеют, становятся более раздражительными и непослушными, их бывает трудно усадить за какую-либо спокойную игру. Это объясняется тем, что летом дети, много бывая на воздухе, получают значительно больше разнообразных впечатлений, чем зимой. Будучи легко одеты и видя много нового, интересного, они очень много двигаются. И в то же время летом они меньше спят.

В силу естественных природных явлений летом дети обычно засыпают вечером примерно на час позже и раньше просыпаются утром. Все это и приводит к переутомлению. Поэтому в летнее время следует укладывать ребенка спать днем на час-полтора раньше обычного и тем самым дополнять укороченный ночной сон.

Летом ребенок по возможности должен весь день проводить на воздухе. В холодное время года ежедневно два раза гулять. Дети 2-3 лет могут уже свободно двигаться во время прогулок, даже одетые в теплую одежду и обувь.

Это позволяет увеличить время зимней прогулки до 1,5-2 часов.
Весной и осенью длительность пребывания на воздухе увеличивается в зависимости от погоды на большее или меньшее время.

Ребенок двух-, трехлетнего возраста не может длительное время заниматься чем-либо одним, так как быстро утомляется. Но сам он регулировать свою деятельность еще не умеет. Поэтому в режиме дня надо определить время для разных видов его занятий, обеспечив их разнообразие и чередование спокойных и подвижных игр, самостоятельных игр и игр-занятий со взрослыми.

Если малыш посещает ясли, то необходимо его домашний режим согласовать с ясельным, посоветовавшись с педагогом или врачом.

Многие матери жалуются, что им трудно утром разбудить ребенка. Это говорит о том, что он за ночь не выспался. Время утреннего подъема нельзя отсрочить, особенно если мать работает и ребенок ходит в ясли. Остается одно - вечером раньше укладывать его спать, чтобы ночью он спал не меньше 10 часов.

Все необходимое для ребенка следует подготовить с вечера, это даст возможность утром спокойно, не торопясь в течение получаса поднять и одеть его.

В выходной день кормление, дневной сон и прогулку следует проводить в те же часы, к которым ребенок привык в яслях, т. е. строго соблюдать ясельный режим.

Помните, что нарушение привычного режима дня вызывает различные отрицательные изменения в настроении и поведении ребенка (отказывается есть, долго не засыпает, капризничает и т. д.). Единый режим в яслях и дома обеспечит бодрое, уравновешенное поведение ребенка.

Для того чтобы ребенок во время бодрствования был активен, не уставал и чтобы это время приносило пользу для его развития, надо правильно организовать всю деятельность малыша.

Ребенок 2-3 лет может значительное время играть самостоятельно, но все же его нельзя на все время бодрствования предоставлять самому себе. Он нуждается в присмотре, помощи и руководстве старших. Поэтому надо правильно решить два вопроса: когда и в какое время ребенок может играть самостоятельно и когда взрослые должны уделить специальное время для игры и занятий с ним.

После ночного сна, т. е. длительного хорошего отдыха и большого перерыва в деятельности, ребенок может хорошо сам чем-либо заняться.
В утренний отрезок дня остающиеся дома близкие обычно заняты домашним хозяйством, а поэтому очень хорошо эту часть дня организовать так, чтобы ребенок в основном мог заниматься сам лишь при очень небольшом участии взрослых.

Утром до завтрака, когда все заняты, ребенок, после того как он умыт, одет, может поиграть самостоятельно. После завтрака, пока ребенок еще бодр, полон сил, хорошо дать ему какое-либо занятие, более сложного характера, например, рассматривание книжки, постройку из кубиков и т. п.

Если мать или бабушка делают в это время то, в чем может принять какое-либо участие и маленький ребенок, то хорошо привлечь и его к своей работе, что он очень охотно и с интересом делает. Часа через полтора после завтрака, когда ребенок исчерпает свои возможности самостоятельно играть, а мать или бабушка уже выполнят необходимые хозяйственные дела, надо пойти с ним гулять.

На прогулке он должен играть в подвижные игры, наблюдать окружающее, т.е. находиться в активном, деятельном состоянии. Взрослым следует чередовать подвижные игры с более спокойными занятиями (наблюдение, разговор).

Возвратиться с прогулки надо не позже чем за 30- 40 минут до еды, чтобы малыш успел немного отдохнуть. Хорошо, чтобы это время ребенок снова играл самостоятельно. Можно и очень полезно привлечь ребенка к участию в приготовлении к еде и уборке игрушек: «Давай подвинем с тобой вместе столик, сейчас будем есть», «Убери куклу со стола, мне надо поставить посуду» и т. д.

Вечером приходят с работы взрослые члены семьи меняется характер домашних работ и у матери. Поэтому можно уделить больше времени непосредственно занятиям с ребенком. В течение второй половины дня надо обязательно позаниматься с ним и второй раз погулять. Старшие братья и сестры обычно вечером готовят уроки, взрослые отдыхают, нужно сделать так, чтобы малыш им не мешал, занять его спокойной игрой.

Но ребенок не может весь вечер провести в спокойных играх, его потребность в движениях должна быть удовлетворена на прогулке, где он, никому не мешая, может побегать.

При такой организации бодрствования ребенок в течение всего дня чувствует себя хорошо. Он занят, и взрослые могут выполнять домашнюю работу.

Если ребенок посещает ясли, то вечером по возвращении домой необходимо выделить минут 30-40, чтобы заняться с ним какой-нибудь спокойной игрой, либо рассказать ему сказку, посмотреть с ним книжку. Оставшееся перед сном время пусть он поиграет самостоятельно.

Новые и очень интересные игрушки лучше давать ребенку в выходной день, так как вечером у ребенка слишком мало времени для игры и он, не желая с ними расстаться, не захочет пойти спать.

Возвращение из яслей желательно превратить в прогулку. Лучше, если позволяет расстояние, идти с ребенком пешком. При этом не надо торопиться. Пусть он подольше побудет на воздухе. Находясь среди других детей в течение дня, он несколько перевозбуждается, и прогулка будет для него разрядкой.

Примерный режим дня ребенка от 2 до 3 лет:

  • Пробуждение, утренний туалет — 7.00
  • Завтрак — 8.00
  • Первая прогулка — 9.30-11.30
  • Обед — 12.00
  • Дневной сон — 13.15-15.30
  • Полдник — 16.00
  • Вторая прогулка — 17.00-19.00
  • Ужин — 19.30
  • Ночной сон — 21.00- 7.00

Ребенку исполнилось два года, он становится все более самостоятельным, активным, начинается период кризиса трех лет. Если он еще не пошел в детское дошкольное учреждение, следует начинать приучать его к определённому режиму дня.

Примерный план действий в течение дня полезен для ребенка, он становится менее беспокойным, легче усыпает и с удовольствием кушает. Ребенок, приученный к режиму, проще перенесет посещение детского сада и разлуку с мамой. Самим родителям также будет проще выполнять каждодневные обязанности, зная время сна и питания своего подопечного.

График дня должен учитывать особенности каждого малыша, но в целом план на день выглядит одинаковым.

К двум годам многие дети спят хорошо и беспробудно около 10 часов. Нарушить покой может болезнь или прорезывание последних коренных зубов. Днем дети спят один раз, сон длится до 2 часов.

Родители встречаются и с тем, что перейдя двухлетний рубеж, малыш отказывается ложиться днем. Сон в середине дня является важным этапом в развитии ребенка, т.к. его нервная система еще не окрепла. В детском саду дневной сон обязателен. Поэтому нужно распределить первую половину дня таким образом, чтобы малыш устал и спокойно поспал.

День нужно начинать в 7-8 часов и заканчивать до 22.00. В день ребенку нужно питаться полноценно три раза, между едой присутствуют легкие перекусы (фрукты, овощи, молочнокислые продукты).

Важным элементом распорядка являются прогулки на улице. Детские доктора рекомендуют выводить ребенка на улицу дважды в день по паре часов. Но если времени не хватает, достаточно и часа. Следует учитывать и погодные условия.

Промежутки между сном, кормлением и прогулками следует заполнять играми, творческими занятиями (рисование, лепка, чтение, танцы и др.).

Рассмотрим график дня двухлетнего ребенка

7.30 – просыпается, умывается;
8.00 – завтракает;
8.30 – играет, спортивные мероприятия;
10.00 – легкий перекус;
10.30 – первая выход на улицу;
12.00 – обеденное время;
13.00 – время отхода ко сну;
15.00 – играет, выполняет задания;
16.00 – полдник;
17.00 – второй выход на улицу;
19.00 – вечерняя трапеза;
19.30 – чтение, спокойные занятия
21.00 – употребление молочнокислого продукта;
21.30 – умывание, вечерний душ;
22.00– период ночного сна.

Строгое следование распорядку дня совершенно ни к чему, пусть малыш поспит подольше на 15 минут и поиграет побольше. Но примерный график для него необходим.

Начинайте постепенно приучать ребенка к нему и вскоре он сам будет просить кушать и спать в одно время.

План дня предполагает три раза позаниматься играми и творческими заданиями, но если на улице отличная погода, то можно потратить это время на прогулку на свежем воздухе в парке или отправиться на аттракционы. А в холодную и дождливую погоду как раз можно подольше поиграть, порисовать, полепить или пригласить гостей с детьми такого же возраста.

Режим дня для двухлетних ребят является залогом успешного гармоничного развития и подготовкой к режиму детского сада, а потом и школы. Дети проще переносят возрастные кризисы, легче адаптируется в новых условиях. А мамы и папы планируют свой день в соответствии с режимом подопечного.