Главная · Аппендицит · Легенда о ловушке для снов. Ловец снов. История Ловца Снов #2 Оджибвейская легенда

Легенда о ловушке для снов. Ловец снов. История Ловца Снов #2 Оджибвейская легенда

Существует несколько легенд о ловцах снов. Две наиболее известные из них принадлежат североамериканским индейским племенам Оджибве и Лакота. Индейцы племени Оджибве считаются первыми изобретателями ловцов снов, а потом уже эту традицию переняли другие североамериканские племена.

Легенда Племени Оджибве.
Давным давно народ оджибве жили на Черепашьем Острове (так некоторые индейцы именовали Америку). Бабушка-Паучиха, Асабикаши, заботилась о своих детях, людях земли, но когда народ оджибве расселился по четырем углам Северной Америки, Асабикаши стало трудно совершать путешествия к каждой колыбели, и тогда она научила женщин плести волшебные паутинки для маленьких детей, из ивовых прутьев и сухожилий или ниток из растений. Ловцы снов которые делали матери для своих детей не были предназначены для длительного использования и в этом есть своя философия. Со временем ива высыхала и напряжение сухожилий ломало обруч. Это символизировало быстротечность молодости.
Круглая форма Ловца Снов символизировала ежедневное путешествие солнца по небу, количество мест, где паутинка соединяется с обручем равно восьми, означая восемь ног Бабушки-Паучихи. Паутинка на обруче задерживала плохие сны, а через маленькую дырочку в центре пропускала к детям только приятные сны и добрые мысли. Поэтому, когда вы увидите маленькую асабикаши, не следует ее пугать — уважайте и защищайте ее как она защищает вас от плохих снов.

Легенда племени Лакота
Давным-давно, когда мир еще был молод, старец-шаман из племени Лакота был высоко в горах, когда ему пришло видение. В этом видении, Иктоми - Великий Шаман и Учитель Мудрости, предстал перед ним в обличии паука. Иктоми говорил с ним на сокровенном языке. Во время разговора, Иктоми поднял ивовый обруч старца, на который были прицеплены перья, конский хвост, бусы и начал плести паутину.
Он говорил старому шаману о циклах жизни; о том, что мы начинаем жизнь детьми, пройдя детство, мы взрослеем. После чего мы, обычно, старимся, и за нами снова приходится ухаживать, как за детьми, завершая цикл.
"Но, - сказал Иктоми, продолжая плести паутину - В каждый момент жизни мы сталкиваемся с множеством сил, и некоторые несут нам вред, некоторые, наоборот могут помочь. Если ты будешь прислушиваться к добрым силам, откроешься им, то они с радостью помогут тебе идти в нужном направлении. Но если твой выбор окажется неправильным, то ты можешь попасть в ловушку и пострадать. Так что, эти силы могут и помочь, и вмешаться в Природную Гармонию и нарушить ее." Он говорил, продолжая плести паутину.
Когда Иктоми закончил повествовать, он подал шаману паутину и сказал: “Эта паутина идеальный круг с пустотой в центре. Используй паутину, чтобы помочь своему народу достичь их цели, черпая из источника идей, видений и снов. Если ты доверишься Великому Духу, паутина будет ловить добрые идеи, а злые будут уходить в пустоту”. Старый шаман передал видение своему народу, и с тех пор многие индейцы вешали Ловец Снов над своей постелью, чтобы отсеивать сны и видения.

Еще одна легенда, к сожалению мне неизвестно какому народу она принадлежит:

Над кроватью одной старой женщины день за днем плел свою паутину паук. И однажды его увидел маленький внук и замахнулся на него башмаком, чтобы убить, но старая женщина остановила мальчика: “Не причиняй ему вреда!” “Но почему ты защищаешь паука?” - воскликнул тот. Старая женщина улыбнулась, но ничего не ответила. И когда мальчик ушел, паук подполз к женщине и поблагодарил ее за спасение ему жизни. Он сказал ей: “Столько дней ты наблюдала за моей рутинной работой и любовалась ей, и в знак благодарности за спасение моей жизни я дам тебе подарок.
Он улыбнулся своей паучьей улыбкой и уполз продолжать свое плетение. И вскоре, когда луна, медленно двигаясь в окне, озарила его работу таинственным серебристым светом, паук сказал: Видишь, как я плету? Смотри и учись - каждая паутина - это ловушка для плохих снов. Только хорошие сны могут пройти сквозь маленькое отверстие. Это мой подарок тебе - пользуйся им и только хорошие сны ты сможешь вспомнить. Плохие сны безнадежно завязнут в паутине.

Известно что много народов придавали большой сакральный смысл кругу - символу бесконечности, цикличности, символ солнца, смены времен года и поколений.

У шайенов существовал особый тип священных щитов. Каменный Лоб - Хранитель Священных Стрел - однажды узнал в видении, как изготовить четыре таких щита в форме Священного Сетчатого Колеса. Шайены считают, что круг обозначает бессмертие, ибо, как и у круга, у Творца нет ни начала, ни конца. Таким образом, при изготовлении четырех святых щитов, открывшихся ему в сновидении, Каменный Лоб воспроизводил форму самого Священного Сетчатого Колеса. Эти щиты получили название Окзем Хоува и обладали такой огромной силой, что их не могла пробить ни одна пуля, ни одна стрела, даже несмотря на то, что на них не было бизоньей кожи.
У лакота такие щиты назывались «tok"a». Они были сделаны так же на основании видения данного самим Иктоми, и приняли форму обруча с паутиной с восьмью Священными Сетчатыми Колесами, прикрепленными к деревянному обручу каждого из щитов. С обруча свисали орлиные перья, образуя второй круг вокруг священного круга, которым был сам щит. На них нет покрышки из бизоньей кожи. Ее и не требовалось, так как эти щиты получили свою силу от Иктоми-Паука, а Паук обладает великой силой: он плетет свою паутину, и ее не могут разбить пули или стрелы. Они могут лишь пройти сквозь нее, не причинив вреда. Таким образом, Иктоми-Паук обладает силой, способной уберечь людей от бед. Его сила так велика, что четыре щита с паутиной, которые он открыл, могли отвести в сторону ружья врагов, даже несмотря на то, что их лицевая часть представляла собой лишь паутину.

Но ловцы снов и подобные легенды и шаманские практики имели место не только у североамериканских индейских племен.

Сибирский Кытгьем
Сибирский ловец снов — Кытгьем (корякск. «приманка»). По своей структуре она похожа на североамериканский ловец снов, только для ее изготовления, помимо всего прочего, используют мех и символичные фигурки животных, которые размещают по всему полю плетения сети. И симовилечского отверстия в середине нет. Кытгьем — исключительно шаманская вещь. Он не играет роль талисмана и оберега, не предназначен отсортировать сны и доставить спящему хорошие (как в северо-американском), его цель словить и усилить как можно больше абсолютно разных сновидческих образов. Смысл его в том, чтобы таким образом научить шамана прорабатывать подсознание и осознавать себя во сне. Задерживаемые в ячейках сетки духи не делятся на «хороших» и «плохих». За день они ловятся в паутину, задерживаясь в ворсинках меха, а ночью во время сна спускаются по центральному шнурку к спящему шаману, превращаясь в образы. Это делает сны более яркими, острыми, динамичными и зачастую жесткими - потому что работа с подобным Ловцом снов подразумевает борьбу, где нужно выйти победителем. Образы (и далеко не только приятные), которые являются во снах, способствуют активизации и точном осознании себя внутри сна - это одна из самых распространенных шаманских техник. Однако, неумелое использование ловушки может привести к печальным последствиям, поэтому к работе с ней нужно подходить серьезно.

Исходя из шаманских практик ловец снов это инструмент для работы со сновидениями. По поверьям индейцев, сновидение настолько же реально, как и явь (сознательная жизнь), и сознательное управление сновидениями - это одна из самых важных практик, благодаря которой человек достигает способности переходить по сетке миров в любое измерение. но это требует многолетних практик. При определенном подходе сновидения становятся не просто набором стихийно развивающихся сюжетов, а самой настоящей реальностью, в которой человек мог жить и действовать точно так же как и на земле — без потери осознания.

В Чукотском предании «Шаманящий во сне», записанном В. Ятыргыном со слов сказителя Ваальгыргына, рассказывается об одном шамане-сновидце, который был настолько сильным, что взялся за оживление трупа юноши. Шаман попросил у отца юноши бусы, лег рядом с умершим и заснул на три дня. Во сне он поднялся на дальнюю звезду и увидел двух волков, охраняющих дверь. Он дал волкам бусы и зашел в ярангу. Умерший был прибит гвоздями к задней стенке полога (спальная часть яранги). Шаман попросил хозяина яранги отпустить душу юноши, но получил отказ. Тогда он вновь дал волкам бусы и приказал им спустить ярангу вниз, на землю. Хозяин испугался и отдал шаману душу. Через три дня шаман проснулся. Вместе с ним поднялся и покойник.

Техник и орудий для упорядочивания мира сновидений известно довольно много. Большая часть из них не потеряла своей актуальности до настоящего времени и с успехом используется современными шаманами, в том числе и так называемыми "городскими". Работая с ловцом снов, человек учится бороться и побеждать. То есть во сне человек должен достичь такого состояния, когда будучи спящим он точно знает, что он спит. Достижение осознания во сне является одной из самых распространенных техник шаманского наследия, но ко всему следует подходить с головой. Неумелое использование сновиденческой ловушки показано в одном мансийском сказании, которое называется«Сонный человек».

"Сонный Человек"
Герой рассказа, желая избавиться от сонливости, вешает в изголовье слопец (силок) и ложится спать. Ночью в его силок попадает пестрая тетерка — его душа. Герой бросает ее в огонь, думая, что это она виновата в его недуге. О случившемся узнает его друг. Он неодобрительно отзывается о произошедшем и говорит, что тетерку надо было съесть, дабы душа не ушла. В крайнем случае надо было выпить тетеревиное яйцо, чтобы душа возродилась вновь. Герой не находит яйца и вскоре умирает. Так он расплачивается за свое незнание шаманских приемов.

Сейчас уже достаточно сложно доподлинно выяснить историю и точную дату появления этого оберега. Однако на этот счет существует достаточно много различных легенд и версий, одна из которых ведет к истокам погибших цивилизаций американских индейцев.

«Ловец Снов» или «Ловушка для снов», как его еще называют, пользовался огромной популярностью у аборигенов Восточной Сибири и Севера, а также использовался коренными жителями Нового Света. По виду и форме амулет больше напоминал решето, т.к. имел округлый каркас, через который были намотаны нити. Переплетаясь, они создавали причудливые узоры, которые несли определенную смысловую нагрузку.

Благодаря своей широкой популярности среди разных народов и поколений, значение амулета, как и его внешний вид, могут существенно отличаться друг от друга. Рассмотрим два наиболее популярных и востребованных в современной жизни вида.

Если говорить о Ловце Снов североамериканских индейцев, очевидно, что он выполняет функцию некоего оберега, притягивая как «злых», так и «добрых» духов сновидений. При этом «злые» духи застревают в паутине, погибая с первыми лучами утреннего солнца, а «добрые» же пропускаются к спящему по средством перьев, принося с собой только добрые и радужные сны.

Коренные же народы Севера и Сибири интерпретируют действие этого амулета по-своему, используя его главным образом в шаманских практиках. Их интерпретация максимально приближена к названию самого амулета. Там духи не разделяются на положительных и отрицательных, а запутываются в мехе амулета, стекая затем к спящему шаману в виде динамичных образов. Это дает шаману определенную силу и позволяет ему самостоятельно справиться со «злыми» духами, с которыми он борется во сне.

Изготовление Ловца Снов

Принято считать, что амулет будет «работать» только в том случае, если будет изготовлен с использованием только натуральных материалов. Также необходимо понимать, что Ловец Снов создается в виде круга по образу и подобию с Солнцем, путешествующим по небу. И тот круг, который он собой олицетворяет, является символом бесконечности.

Для изготовления каркаса чаще всего используют тоненький ивовый прут. Его также можно заменить любой другой основой, например, металлическим ободом. Образуем из прута круг и начинаем обматывать его нитью по часовой стрелке, не используя закрепляющих узлов ни в начале, ни в конце плетения.

После того как вы закончите оплетать круг, приступайте к изготовлению паутины. Не расстраивайтесь, если она будет получаться у вас не очень ровно и асимметрично, главное – настрой, с которым вы делаете амулет, а также правильно подобранные материалы. Во время плетения рекомендуется использовать молитвы или заговоры и думать только о хорошем.

В процессе плетения можно также использовать дополнительные декоративные элементы, например, такие как бусины.

Когда обруч будет готов, снизу необходимо будет привязать заранее подготовленные перья на нитях. Это очень важный элемент конструкции, и к их выбору необходимо относиться крайне серьезно. В идеале для женского амулета это должны быть перья совы, для мужского – перья орла. Однако далеко не у каждого есть такая возможность добыть именно эти перья, поэтому это могут быть перья любой другой, при этом обязательно живой птицы.

Использование Ловца Снов

Для того чтобы вам только радужные и светлые сны, необходимо правильно разместить амулет. Чаще всего его рекомендуют вешать у изголовья кровати, однако он будет столь же эффективным, если поместить его в центр комнаты. Там он будет ловить «злых» духов, не пропуская их в ваши сновидения. Главное – не вешайте его на стену, поскольку Ловец Снов должен легко продуваться со всех сторон.

Однако стоит помнить, что его не нужно чистить ни при каких . Амулет самоочищается с появлением первых лучей солнца, убивая тем самым своих пленников. А вот изредка проветривать его не помешает, так что домашние сквозняки не нанесут вреда вашему Ловцу.

Спокойно спать хотят все. Но не всегда это получается - дневные тревоги преследуют человека и во сне. Североамериканские индейцы придумали ловушку для снов, которая призвана защитить человека от плохих сновидений. Индейцы использовали для такой ловушки материалы, которые на их родине может найти каждый. Европейцы научились делать такие ловушки из того, что есть под рукой - и ловушка действует ничуть не хуже индейской.

Вам понадобится

  • Ивовый прут длиной 60 см
  • Нитки хлопчатобумажные «ирис» или «гарус»
  • Бусины с большой дырочкой
  • Большая иголка с широким ушком
  • Челнок для фриволите
  • Перья

Инструкция

Ивовый прут обрежьте с двух сторон по , чтобы концы можно было плотно совместить. Подержите прут в кипятке, пока он не станет гибким. Согните прут в кольцо, соединив срезанные края так, чтоб толщина была равномерной. Прочно свяжите концы прута. Высушите кольцо.

Обмотайте кольцо нитками. Вденьте достаточно длинную нитку в иголку, закрепите конец нити там, где вы связывали концы прута, и обвяжите прут. Удобнее всего для фриволите. Намотайте нить на сердцевину челнока. Прут обвязывайте узелками, напоминающими петельный шов. «Стежки» располагайте плотно, без зазоров.

Обмотав кольцо, закрепите ряд прочным узелком и начинайте плести . Разметьте круг на 8 частей. Это можно сделать приблизительно - главное, чтобы части выглядели равными. Можно отметить места, где вы будете привязывать нить паутины, узелками другого цвета, которые вы потом снимете. Выведите нить из кольца к себе и сделайте свободную петлю к первой метке. Обмотайте нить одним витком вокруг первой метки и сделайте точно такую же петлю ко второй метке. Таким образом сделайте петли паутины по всему кругу.

А в вашем доме есть ловцы снов ? Над кроватью, у входной двери или у окна? Такие амулеты часто вешают просто в качестве украшения. А знаете, откуда они взялись?

Согласно легенде, подобные амулеты предназначены для охраны мира наших сновидений. Они задерживают потоки негативной энергии (а вместе с ними и ночные кошмары), а направляют к спящему человеку.

Появились благодаря интересному мифу, с сюжетом которого нам хотелось бы вас познакомить.

Племя Оджибве и ловцы снов

Ловцы снов (или охотники за сновидениями), впервые появились в североамериканском племени оджибве . Распространение амулетов по всему миру берет начало в 60-е годы прошлого века , когда жители индейских резерваций начали продажу амулетов ручной работы туристам. Это красивые сувениры ручной работы, часть традиций и культуры индейского племени.

Оджибве — индейское племя, живущее на территории Северной Америки . Их поселения можно встретить на территории штатов Онтарио, Висконсин и Миннесота. Для создания амулетов используется волокно крапивы, которое оплетается вокруг основы, имеющей форму кольца или слезы. Нити формируют узор наподобие паутины. Для основы также используют ветви ивы. Обычно диаметр амулета небольшой, примерно 10 сантиметров.

Почему же ловцы снов стали популярными по всему миру? Основной причиной их распространения было то, что подобные амулеты избавляли человека от неприятных сновидений. Охраняли его от и защищали от злых духов.

Любопытно, но представители других индейских племен не раз критиковали Оджибве за продажу амулетов. Они считали, что из-за этого ловцы снов теряли свою волшебную силу и свое первоначальное значение. Ведь многие люди покупали их только из-за их красоты.

Но несмотря на подобную критику, на протяжении 60-х годов прошлого века ловцы снов являлись самыми продаваемыми сувенирами в Америке. Позже с ними познакомились и жители других более отдаленных уголков нашего мира.

Предназначение амулетов


Такие амулеты обычно вешают над изголовьем кровати или над колыбелью ребенка. Их предназначение заключается в том, чтобы «фильтровать» человеческие сны , отбирая только самые светлые и добрые из них. Кошмары и неприятные , которые порой видит каждый из нас, «запутываются» при этом в паутинке амулета.

В племени оджибве считалось, что амулет работает следующим образом:

  • Ловец снов охраняет наш ночной покой. Когда мы спим, ночные кошмары и оседают на паутине в центре амулета, в то время как приятные сновидения и позитивная энергия по перышкам, направленным вниз, спускаются к спящему человеку. Когда на рассвете появляются первые лучики солнца, кошмары рассеиваются и как бы испаряются с амулета. Красиво, не правда ли?

Легенда

Она связана с именем прекрасной женщины Асабикаши . Также ее называли Паучихой. Только давайте без негативных ассоциаций. Эта женщина посвящала свою жизнь заботе о всех живых существах — «детях Земли».

Она склонялась над кроватками и колыбелями малышей и плела тонкую невидимую паутину, которая защищала детей от неприятных снов и отпугивала кошмары. Когда Асабикаши находилась рядом с колыбелью, покою малыша ничего не угрожало. Все плохое оседало на невидимых сетях, аккуратно сплетенных заботливой рукой Паучихи. Когда первые лучи солнца ознаменовывали начало нового дня, зло и тревоги уходили прочь. Вот такая добрая и красивая легенда.

Теперь нам бы хотелось добавить, что существует еще одна версия о предназначении ловцов снов. Индейское племя Лакота имеет свое объяснение этой традиции, которое не менее интересно:

  • Кошмарные сны и негативная энергия проходят через сеть амулета, а добрые сновидения задерживаются на ней. После этого они спускаются по перышкам ловца снов прямо к спящему человеку. Благодаря этому становится беззаботным и по-настоящему восстанавливающим. Все плохое угодит, а хорошее остается.

А у вас висит над кроватью ловец снов? Любопытная вещица. Конечно же, каждый из нас сам решает, верить в легенду или нет. Но согласитесь, было бы приятно иметь подобного защитника.

Всем известно выражение ловец снов, но до конца понять, что это, поможет старинная легенда ловца снов.

Вот, например, у индейских народов для плохих снов и мыслей. На деле он оставляет только положительные и добрые из них. Народность оджибве (североамериканские индейцы) считают, что ловец снов пропускает через себя все сны, оставляя только хорошие. Все кошмары ночью запутываются в его паутине, а на рассвете рассыпаются.

Когда-то в Америке (народ оджибве называл ее Черепашьим островом) жила Бабушка-Паучиха, что заботилась обо всех людях, которых называла своими детьми. Но позднее, ее народ расселили по четырем разным районам Северной Америки, и она не могла совершать свои путешествия. Поэтому научила женщин плести волшебные паутины из лозы, сухожилий животных и растительных нитей. Таким образом, они защищали своих малышей в колыбели.

Ловец снов имеет круглую форму. Это символизирует кругооборот солнца над землей. А паутина должна соприкасаться с лозой в восьми местах, что означает восемь лап Паука. Согласно легенде ловца снов паутина и задерживала плохие мысли, а через отверстие пропускала только добрые.

А перо, которое привязывали к центру, указывает на воздух, или дыхание, что является, несомненно, важным для каждого человека.

Такие Ловцы снов делали не только для детей, но и для взрослых. Хотя служили они не очень долго. Ведь со временем лоза высыхала, напряжение ломало обруч, но в этом и был весь скрытый смысл, означающий конец молодости человека, переход его на новую ступень жизни.

Существует еще легенда ловца снов, по которой старейшина племени индейцев лакота взошел на высокую гору и встретил там учителя мудрости, что предстал перед ним в облике паука. Во время их разговора паук сделал из лозы ивы кольцо, которое украсил пером птицы, а внутри кольца начал плести паутину.

Он говорил о том, что это человеческую жизнь, начинающую с рождением и заканчивающуюся старостью. Таким образом, замыкается жизненный путь, а круг из лозы его символизирует. Мудрец во время своего рассказа продолжал плести паутину, но в центре оставил отверстие.

Учитель пояснил, что каждый человек на земле сам выбирает, каким путем ему идти, и с каждым шагом его одолевают мысли. Когда такие они добрые – то человек пойдет правильно, а если злые – путь неверный.

Если же человек пойдет по правильному пути, то его мысли пройдут через отверстие и будут направлять человека в его жизни. Если же злой умысел будет пытаться овладеть разумом, то все зло запутается в паутине и не пройдет через нее.

Вот такие легенды ловца снов есть у индейских народов. Есть в них какая-то загадочность, мистицизм и даже мудрость. А вот мой музыкальный подарок вам, уважаемые читатели, – этническая музыка американских индейцев. Очень помогает расслабиться!

Треть жизни мы проводим во сне и, конечно, хотим, чтобы это время стало тем, чем и должно - отдыхом для тела и разума. Но так получается не всегда - кому-то мешает бессонница, кого-то одолевают мрачные и тревожные сны. У североамериканских индейцев тоже были такие проблемы, а главное - было свое решение.

Ловушка для снов - или ловец снов - так называется индейский талисман, который помогает своему владельцу видеть только хорошие сны. Он представляет собой круг с паутиной с отверстием в центре и дополненный перьями и бусинами. Существует несколько легенд, которые проливают свет на происхождение ловца снов. Первая легенда принадлежит племени лакота. Согласно ей, одному старейшине было дано видение – к нему в виде паука явился шаман и учитель мудрости Иктоми. Иктоми взял ивовый обруч старейшины, на котором были украшения из конского волоса и птичьих перьев, и сплел паутину, оставив в центре отверстие. Ивовый круг символизировал жизнь - от младенчества до старости, ведь в старости ты снова становишься похожим на младенца. Иктоми сказал, что идеальный круг паутины поможет всему племени лакота - он будет ловить добрые мысли и сны в свою сеть, а злые будут улетучиваться через отверстие.

Другая легенда связана с тотемом племени оджибве, паучихой Асабикаши. Именно она научила женщин своего племени плести паутину, которая будет ловить все сны подряд - только хорошие сны смогут пройти по паутине и упасть на спящего, а злые запутаются и растают с рассветом. Третья легенда во многом повторяет вторую, только здесь учителем является не Асабикаши, а обычный паук, которого женщина спасла от своего сына. Именно отсюда пошло поверье, что пауков убивать нельзя. Интересно, что в легендах встречаются противоположные трактовки ловли снов - где-то ловушка задерживает злые сны, а где-то, наоборот, добрые. Тем не менее, правила изготовления ловушек очень схожи.

Для нее нужен ивовый круг, который постепенно, по часовой стрелке, оплетается суровыми натуральный нитками или оленьими жилами. Затем на оплетенном круге плетется паутина, как правило, она соединяется с кругом в восьми местах - по числу лапок паука. По центру оставляется небольшое отверстие, к которому подвешивается перышко - оно символизирует движение воздуха, само дыхание, которое, как известно, и составляет основу жизни. Главное, чтобы, изготовляя ловушку, человек думал о хорошем и хотел оградить будущего владельца ловушки от дурных мыслей и грубости жизни. Ивовый прут использовался неслучайно. Ловушки не должны были быть вечными - в этом заложен глубокий философский смысл. Ивовый прут со временем высыхал и через несколько лет ломался под напряжением нитей. Считалось, что так истек очередной этап жизни человека. Перья тоже нужно было использовать особые. По одним поверьям, для мужских ловцов снов подходили только орлиные перья, орел был символом смелости. Для женских же ловушек использовались совиные перья, ведь сова символизировала мудрость. Есть и другие традиции, согласно которым на любой оберег вешались хвостовые перья галки. Для украшения ловцов снов использовались необязательные, но красивые элементы. Это могли быть затейливые узелки и бусины, которые вплетались в узор паутины и, помимо декоративной функции, несли в себе еще одну: крепче задержать мысли. На круг-основу тоже вешались перья или разные косички из конского волоса, желательно из хвоста белой кобылицы.

Это все правила для изготовления ловца снов по правилам североамериканских индейцев. Но существуют и другие подобные ловушки. Например, в фольклоре народов Сибири присутствует ловушка, которая внешне очень похожа на американского собрата. Только эта ловушка является орудием шамана, и ее запрещено использовать обычным людям. За день в сетку паутины набирались самые разные мысли и духи - и хорошие, и плохие. А ночью по длинному шнуру они спускались к шаману, нашептывая ему истину. Работа с таким ловцов подразумевала борьбу, в которой шаман должен был выйти победителем. Есть свои аналоги и в легендах Азии и Крайнего севера. Во второй половине двадцатого века ловец снов был подхвачен фанатами «паниндейского движения» и постепенно превратился в сувенир, который не несет в себе философской и ритуальной нагрузки. Зачастую их делают с явным нарушением правил - например, не оставляют в центре отверстия, которое имеет первостепенное значение для отбора снов.