Главная · Аппендицит · Лабораторная работа по определению пульса. Исследование пульса. Нормы пульса и особенности его измерения

Лабораторная работа по определению пульса. Исследование пульса. Нормы пульса и особенности его измерения

Лабораторная работа № 5

« Определение пульса и подсчёт числа сердечных сокращений»

Цель работы: определить зависимость частоты пульса от физических нагрузок.

Оборудование: часы с секундной стрелкой.

Ход работы:

В тех местах, где крупные артерии лежат близко к поверхности тела, например на внутренней стороне запястья, висках, по бокам шеи), прощупываются ритмические колебания - пульс. Каждый удар пульса соответствует одному сердечному сокращению, поэтому путём подсчёта частоты пульса можно определить частоту сердечных сокращений.

Порядок выполнения работы:

  1. Прощупайте у себя пульс. Используя часы с секундной стрелкой, подсчитайте число ударов пульса в 1 мин в положении сидя,
  2. Сделайте такой же подсчёт в положении стоя. Почему при вставании частота пульса учащается?
  3. Подсчитайте пульс после 10-ти приседаний.
  4. Полученные цифры запишите в таблицу

5. Сравните и объясните результаты наблюдений. (Оцените полученные результаты. Их можно считать хорошими, если после 10 приседаний частота сердечных сокращений увеличивается менее чем на 1/3 от частоты в состоянии покоя и нормализуется не позже 3 мин после окончания физической нагрузки.

6. Сделайте вывод. (Сформулируйте вывод о зависимости частоты пульса от физических нагрузок. Что является причиной учащения пульса?)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лабораторная работа "Определение плотности различных тел" 7 класс

В данной лабораторной работе предлагается определить плотность тел: неправильной формы.прямоугольного параллелепипеда.воды.сыпучего нерастворимого в воде тела.определение вещества по рассчитанной п...

Открытый урок по физике "Лабораторная работа «Определение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра»" 8 класс (Конюхова О. Н.)

Открытый урок по физике "Лабораторная работа «Определение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра»" 8 класс (Конюхова О. Н.)...

Степень вершины и подсчет числа ребер графа

Урок на тему "Степень вершины и подсчет числа ребер графа" направлен на изучение и первичное закрепление новых знаний. Позволяет сформировать представление о новом материале....

Исследовательская работа «Влияние физической нагрузки на частоту сердечных сокращений на основе базовых элементов степ-аэробики»

Данная исследовательская работа предусматривает постановку проблемы, изучение теории, есть методика исследования и практическое овладение ею, собственный материа, анализ и обобщение. К данной работе п...

Инфаркт


Инсульт


Практическая работа №1

«ИЗМЕРЕНИЕ КРОВЯНОГО ДАВЛЕНИЯ»

Цели занятия: Познакомиться с прибором и правилами измерения кровяного давления.

Оборудование: Прибор для измерения давления (тонометр).

Ход занятия:

Для измерения артериального давления используется тонометр (Рисунок 1). Состоит прибориз:

    манжетки;

    груши (резиновый нагнет, прибор);

    манометра

Рис. 1. Измерение артериального давления с помощью тонометра.

Давайте посмотрим видео, которое наглядно демонстрирует, как измерять артериальное давление.

фрагмент фильма(коллекция ЦОР)

Давление крови измеряется манометром. Прибор надевают на руку; давление в нём увеличивают примерно до 200 миллиметров ртутного столба. Затем из сфигмоманометра медленно выпускают воздух, непрерывно прослушивая пульс. Таким образом, последовательно находят сначала артериальное давление, а затем венозное.

Артериальное давление зависит от цикла сердечных сокращений. Когда из желудочков выталкивается кровь, давление в артериях максимально; перед открытием же полулунных клапанов - давление минимально. Минимальное давление называют нижним, а максимальное – верхним. Артериальное давление записывается в виде дроби (числитель является верхним давлением, а знаменатель – нижним). Например, если у человека записано АД=140/70, то у него верхнее давление составляет 140 мм ртутного столба, а нижнее – 70 мм ртутного столба.

Задача. “Наследие Дуремара”.

Робинзон Крузо и Пятница жили на необитаемом острове. У Пятницы, как он сам признался, была гипертония - болезнь, при которой повышается кровяное давление. Как-то раз Пятнице стало совсем плохо, и Робинзон отправился искать лекарство - надо было снизить давление.

Что мог использовать Робинзон в качестве лекарства?

Ответ: Робинзон мог использовать пиявки.

Измерьте давление друг у друга. Результаты своего давления зафиксируйте в тетради. Сделайте вывод о причинах изменивших давление.

ВЫВОД:

    Причины повышенного артериального давления – это переедание, малая физическая активность, лишний вес, которые приводят к перегрузке сердечной мышцы.

    Причины гипотонии – переутомление, связанное с недосыпанием, нерегулярное или неполноценное питание, стрессы, переживания, физические нагрузки.

    Изменение давления приводит к нарушению кровоснабжения тканей и органов.

Практическая работа №2 « Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке»

Цели занятия: Научиться правилам и технике подсчета сердцебиений у взрослых в состоянии покоя и после физической нагрузки.

Оборудование : часы с секундной стрелкой.

Ход занятия.

Принято измерять пульс, подсчитывая количество сердечных сокращений в минуту. Для этого у основания кисти руки нужно нащупать точку, где биение сердца отдается особенно хорошо, и подсчитать, сколько ударов будет сделано за одну минуту.


Интересно, что на пульс человека влияет его рост. Замечено, что у высоких людей частота сокращений сердечных мышц чуть меньше, чем у людей меньшего роста.

Выполнить задание :Подсчитайте пульс в области лучезапястного сустава (начало большого пальца) в положении сидя. Зафиксируйте результаты в тетради. Сделайте 20 приседаний или сбежите на 1 этаж, поднимитесь в кабинет - вновь подсчитайте пульс.

Результаты занесите в таблицу:

п/п

Состояние организма

Число ударов пульса в минуту

Положение сидя (в покое)

После 20 приседаний

Сделайте выводоб изменении, объясните причину.

ВЫВОД: Во время физических занятий сердечная активность увеличивается, соответственно, повышается пульс.

Выполнить лабораторную работу (запись названия, цели, хода работы, таблица, вопрос и вывод; задание под * - по желанию (на «5»))

Работу отсканировать (или в документе Word), отправить по эл. почте biologi. *****@***ru

Лабораторная работа «Подсчет пульса до и после дозированной нагрузки»

Сокращаясь, сердце работает как насос и проталкивает кровь по сосудам, обеспечивая кислородом и питательными веществами и освобождая от продуктов распада клетки. В сердечной мышце в особых клетках периодически возникает возбуждение, и сердце самопроизвольно ритмически сокращается. Центральная нервная система постоянно контролирует работу сердца посредством нервных импульсов. Существует два вида нервных влияний на сердце: одни снижают частоту сокращений сердца, другие – ускоряют. Частота сокращений сердца зависит от многих причин – возраста, состояния, нагрузки и др.

При каждом сокращении левого желудочка давление в аорте повышается, и колебание ее стенки распространяется в виде волны по сосудам. Колебание стенок сосудов в ритме сокращений сердца называется пульсом.

Цели: научиться подсчитывать пульс и определять частоту сокращений сердца; сделать вывод об особенностях его работы в разных условиях.

Оборудование: часы с секундной стрелкой.

ХОД РАБОТЫ

I. Приступая к работе, выполните теоретическую часть (с.154-155):

Запишите ответы на вопросы:

Что такое пульс? Где еще на теле человека его можно обнаружить и почему? Чем обеспечивается непрерывный ток крови по сосудам

II. Практическая часть

Приложите два пальца к лучезапястному суставу. Нажмите. Вы тем самым прижали лучевую артерию к лучевой кости, поэтому почувствуете биение пульса.

2. Подсчитайте число ударов за 1 мин в спокойном состоянии. Данные внесите в таблицу

спустя 30, 60, 90, 120, 180 секунд. Данные внести в таблицу:

*На основе полученных данных начертите график зависимости восстановления частоты сердечных сокращений от времени

Ответьте на вопрос: какое значение для организма имеют изменения силы и частоты сердечных сокращений?

Сделайте вывод о работе собственного сердца на основе полученных данных.

Для справки

Если увеличение пульса составляет 35-50% от исходного (например, исходная ЧСС=80, прирост 40%, ЧСС-112), то нагрузка малая, если прирост 50-70%, то нагрузка средняя, если прирост 70-90%, то нагрузка высокая. Это хороший способ динамического контроля вашего физического состояния и определения адекватной нагрузки. Т. е., если те же 20 приседаний вызывают у Вас минимальный прирост пульса, то считать это хорошей тренирующей нагрузкой вряд ли целесообразно. И наоборот, если пульс учащается чуть ли не вдвое, это означает, что данная нагрузка для Вас высоковата.

"От недостатка физкультуры скончалось гораздо больше народу, чем от ее избытка".

Несколько советов и интересных фактов

Для того, чтобы подсчитать пульс, вам необходим секундомер или часы с секундной стрелкой. Пульс можно измерить на височной или сонной артерии, на бедренной артерии, подколенной артерии. Но чаще всего его измеряют на лучевой артерии.

Подсчитайте частоту пульса за 1 минуту, также обратите внимание на ритмичность пульса, наполнение и напряжение.

Нормы пульса

В 3 – 7 лет – 90 – 110 ударов в минуту
В 8 – 12 лет 75 – 80 ударов в минуту
Старше 12 лет – 70 – 75 ударов в минуту.

Возрастание частоты пульса более 20% от нормы называется тахикардией. Пульс может увеличиваться при беспокойстве ребёнка, физической нагрузке, повышении температуры, кровопотере и т. д.

Замедление частоты более 20 % от нормы-брадикардия, более серьёзное заболевание, возникает при шоке, патологии сердца

ХОД РАБОТЫ

1. Испытуемый должен спокойно посидеть в течение 5 мин, чтобы вернулись к норме сдвиги, вызванные фи­зической или эмоциональной активностью.

2. Нащупайте кончиками пальцев лучевую артерию в области запястья и определите свойства артериального пульса:

/. Частота. Просчитайте число пульсаций артерии в минуту.

//. Ритм. Происходит ли пульсация через одинаковые промежутки времени, т. е. правилен ли ритм? У некото­рых людей можно обнаружить небольшое увеличение частоты сокращений сердца во время вдоха. Это явле­ние называется синусовой аритмией. Постоянна ли сила пульсаций?

///. Наполнение. Наполнение, т. е. интенсивность пульсации артериальной стенки, исследуют путем легко­го ощупывания артерии. Наполнение может быть хоро­шим, средним и слабым.

IV. Амплитуда. Попытайтесь описать, как происходит подъем и спад пульсовой волны в артерии. Сопоставьте ваши впе­чатления с полученной позднее записью.

V. Напряжение. Имея некоторый опыт, самую приблизи­тельную оценку систолического давления можно произве­сти, сдавливая артерии пальцами. Для этого наклады­вают на лучевую артерию три пальца. Сильно надавли­вают пальцем, расположенным дистально, для того чтобы пульсация артериальной ветви, идущей к ладони, не до­стигала среднего пальца. После этого постепенно сдав­ливают артерию проксимально расположенным пальцем
до тех пор, пока средний палец не перестанет ощущать пульс. Это дает очень грубую оценку систолического дав­ления.

Можно оценить диастолическое давление, измерив, усилие, необходимое для того, чтобы пережать артерию между пульсациями. При низком диастолическом давле­нии для пережатия сосуда достаточно небольшой силы, а при высоком давлении для этого потребуется более значительная сила.

Следует подчеркнуть, что, хотя оба метода оценки давления путем пальпации представляют интерес, коли­чественную оценку можно произвести только при помощи тонометра.

Оформление протокола.

Заполните таблицу30

Таблица 30. Результаты проведенных исследований

2. Сделайте заключение о состоянии артериального пульса



Лабораторная работа № 4.9. Регистрация артериального пульса

Оборудование : сфигмографическая приставка или плетизмограф, электрокардиограф, сфигмограммы различных типов, накожный датчик.

ХОД РАБОТЫ

1. Укрепите накожный датчик в об­ласти сонной артерии. Включите лентопротяжный механизм со скоростью 50 мм/с. Запишите пульс на протяжении 30 с, под­считайте ЧСС за 1 мин.

Оформление протокола

    1. Вклейте в тетрадь фраг­мент полученной вами сфигмограммы; сравните ее с эталоном (см. рис. 28).

Рис. 33. Основные компоненты сфигмограммы (типичная кривая).

А - амплитуда быстрого кровенаполнения; Б - максимальная амплитуда реограммы; В - амплитуда наивысшей точки инцизуры; Г - амплитуда низшей точки инцизуры; Д - амплитуда дикротического зубца; φ- период быстрого кровена­полнения; α - время восходящей части кривой; β- время спуска нисходящей части кривой.

2. Отметьте компоненты пульсовой волны и рассчитайте: а) длительность систолического подъема - интервал между нача­лом анакроты и самой высокой точкой ВФГ;

б) длительность пе­риода изгнания - интервал между началом анакроты и инцизу­рой;

в) продолжительность катакроты (диастолический спуск) -интервал между инцизурой и окончанием катакроты.

3.На основании полученных расчетов сделайте заключение о продолжительности фаз сердечного цикла.

4.Заполните таблицу31

Таблица 31. Компоненты пульсовой волны

Домашнее задание по биологии

Практическая работа-исследование

Тема: «Определение пульса»

Цель: выяснить, как меняется пульс и давление в разное время суток

Оборудование: секундомер

Ход работы:

Пульс отображает наше здоровье. По сердечному ритму можно судить о наличии проблем в организме. Следует знать виды пульса:

    ближний – измеряют на сонной артерии (пульсирующее место справа на шее);

    средний – проверяют на запястье, в точке, где расположена лучевая артерия (пульсирующее место на запястье);

    отдаленный – определяют по 2 точкам стопы (на тыльной стороне стопы и сгиб голеностопного сустава).

Норма пульса у подростков 12-15 лет в среднем составляет 75 ударов в минуту (диапазон от 55 до 95 ударов в минуту).

ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ:

    готовим секундомер, ручку, тетрадь для записи значений

    Прежде чем проверять давление по пульсу, нужно расслабиться и принять удобную позу (расслаблению способствуют мысли о чем-то приятном).

    Находим лучевую артерию, если не удается прослушать пульс, ищем на шее сонную артерию.

    Засекаем время 30 секунд и считаем толчки кровотока

    Умножаем полученный результат на 2 , полученное значение и будет нашим пульсом.

    Смотрим границы нормы: если число ударов меньше – делаем вывод о пониженном давлении, если выше – повышенное давление, если значение в норме – значит, давление соответствует возрасту, нормальное.

И так мы поступаем в течение нескольких дней!!!

Заполнить таблицу

Вечером,

перед сном

Пульс

Дав-ление

Пульс

Дав-ление

Пульс

Дав-ление

Пульс

Дав-ление

Пятница

Суббота

Воскресенье

Понедельник

Вторник

Среда

На основании полученной таблицы делаем вывод о состоянии своего организма. Составляем себе рекомендации

Для информации:

Абсолютно точно оценить изменения давления с помощью такого метода не удается, но вероятность правильности полученных показателей достаточно высокая. Сердечный ритм всегда поможет узнать о наличии проблем со здоровьем.

Учащенный пульс у ребенка

Учащение числа сердечных сокращений более чем на 20% от нормальных значений называется тахикардией. Приводить к учащению пульса у детей могут следующие причины:

    Низкое содержание гемоглобина в крови (анемия);

    Физические нагрузки;

    Эмоциональный стресс;

    Повышенная температура тела;

    Переутомление;

    Некоторые заболевания сердца, органов дыхания, эндокринные нарушения.

Замедленный пульс у ребенка

Уменьшение числа сердечных сокращений называется брадикардией. Брадикардия далеко не всегда является признаком каком-либо заболевании. Нередко она наблюдается у детей и подростков, активно занимающихся спортом. Брадикардия на фоне хорошего общего самочувствия говорит о хорошей тренированности организма ребенка в целом и его сердечно-сосудистой и дыхательной систем в частности.

Если же у ребенка брадикардия сопровождается быстрой утомляемостью, слабостью, головокружением, бледностью кожных покровов, снижением артериального давления, то следует незамедлительно обратиться к врачу.