Главная · Аппендицит · Константин Барановский: «У нас нет образа будущего

Константин Барановский: «У нас нет образа будущего

Этапы развития исторической науки Превращение исторических знаний в историческую науку осуществлялось в течении длительного времени. Сейчас в развитии исторической науки выделяют следующие наиболее важные этапы.

История Древнего мира . Сначала историческая мысль развивалась в виде сказаний и мифов. Особенностью мифологического мышления, свойственного многим древним народам, был исторический пессимизм – идея о том, что «то, что было раньше, – лучше, чем сейчас». Так, древние индийцы считали, что «золотой век» человечеством уже пройден, а впереди – только тяжелый труд и всевозможные испытания. Кроме того, мифологическое мышление связывало ход истории с деяниями богов. Так, в «Илиаде» Гомера причиной Троянской войны послужила ссора богинь. Тогда же вырабатывается концепция, согласно которой герои творят историю с помощью и по воле богов. В целом история человечества представлялась им как проявление воли божества: Рок определял судьбу народов. Древнегреческий философ Эпикур (341-270 до н.э.) считал, что развитие истории осуществляется благодаря открытиям и изобретениям гениев. Высшими достижениями исторической мысли в эпоху Древнего мира были сочинения античных авторов – Геродота и Фукидида. Греческого историка Геродота (между 490 и 480-ок. 425 до н.э.) считали «отцом истории». Он описал Древнюю Грецию, а также народы и страны, в которых побывал: Персию, Ассирию, Вавилонию, Египет, Скифию. Главный его труд – «История греко-персидских войн». Древнегреческий историк Фукидид (ок. 460-400 до н.э.) автор «Истории», включающей восемь книг, посвященной Пелопоннесской войне, и считающейся вершиной античной историографии. Великим античным историком был и Полибий (ок. 200-ок. 120 до н.э.), предпринявший попытку создать всемирную историю. Его труд «История» (40 книг) охватывает историю Греции, Македонии, Малой Азии, Рима и других стран периода от 220 до 146 до н.э.

В Древнем Востоке также важную роль придавали культу прошлого. Так, в Китае при каждом удельном правителе (впоследствии после объединения Китая – при дворе императора) находился историограф. Ко II в. до н.э. скопилось множество летописей. Обобщил эти источники сын придворного историографа Сыма Таня – Сыма Цянь (145 или 135 – ок. 86 до н.э.), прозванный «китайским Геродотом». Главным делом всей его жизни стали «Исторические записки» («Ши Цэи»), оказавшие весомое влияние на развитие исторической науки в Китае. С того времени в Китае стали составлять истории всех правящих династий.

Историческая мысль эпохи Средневековья развивалась под влиянием церковно-религиозной идеологии, поэтому в сочинениях, принадлежащих историкам разных стран и народов этого периода, процесс общественного развития трактовался идеалистически. Ведущей исторической концепцией раннесредневековой мысли Западной Европы стала концепция провиденциализма (по воле провидения), разработанная Августином Блаженным (354-430). Популярной, как и в древности, была теория великих людей и героев. Среди европейских историков этой эпохи выделяют Григория Турского (538 или 539-593 или 594), Рауля Глабера (985 – ок. 1047), Михаила Пселла (1018-ок. 1078 или ок. 1096). Григорий Турский – автор «Истории франков» в десяти книгах. Этот труд считается историческим памятником раннего Средневековья. На арабском Востоке наиболее крупными учеными-историками были авторы «всеобщих историй» Якуби (X в. н.э.), Абу Ханифа ад-Динавери (IX в.) и Табари (кон. IX – нач. Х вв.). В Китае в XI в. государственный деятель и историк Сым Гуан создал огромный труд (294 книги), охватывающий историю китайского народа с V по конец IX вв.

В средневековой России в начале XII в. было создано выдающееся произведение русской общественно-политической мысли «Повесть временных лет» , автором которой называют монаха Киево-Печерского монастыря летописца Нестора . Затем появилось «Слово о полку Игореве», посвященное неудачному походу Новгород-Северского князя Игоря Святославовича на половцев. Автор отмечает пагубность раздробленного состояния русских княжеств и необходимость их единения перед угрозой вражеского нашествия.

Изучение истории человечества получило новое развитие в эпоху Возрождения, перехода от Средневековья к Новому времени, когда засилью средневековой религиозной идеологии было противопоставлено культурное наследие античности. Усиливается интерес к памятникам древности. Зародились новые подходы к пониманию истории. Итальянский политический деятель Н. Макиавелли (1469-1527) в работе «Государь» (1513) назвал одну из причин борьбы людей в истории – имущественную.

В эпоху Нового времени некоторые западноевропейские историки и философы, отбросив идею бога как творца истории, попытались объяснить причинно-следственную связь материального мира исходя из него самого. Итальянский философ, один из основоположников историзма Д. Вико (1668-1774) утверждал, что исторический процесс имеет объективный и провиденциальный характер. Все нации развиваются по циклам, состоящим из трех эпох: божественной (безгосударственное состояние, подчинение жрецам); героической (аристократическое государство) и человеческой (демократическая республика или представительная монархия). А. Тюрго (1727-1781) – французский государственный деятель, философ-просветитель, экономист – считал, что историю общества движет человеческий разум. Философы Нового времени считали, что идеи правят миром. Они же развили после Цицерона (106-43 до н.э.) идею естественного права и позднее пришли к идее просвещенного монарха. Однако в целом западноевропейская историческая наука периода становления и утверждения капиталистических отношений, т.е. Нового времени, несмотря на борьбу с феодально-церковными воззрениями на историю общества, оставалась на идеалистических позициях. Для воззрений ученых этого времени характерен дуализм: подходя к явлениям природы материалистическ), они в изучении истории оставались сторонниками идеализма, объясняя ход исторического процесса как проявление «воли Бога», «божественного провидения», «божественного мирового духа» или абсолютной «идеи». Крупнейшими ее представителями на Западе были Ф. Гизо (1787-1874), О. Тьерри (1795-1856), М. Генри (1818-1881), Т. Карлейль (1795-1881), М. Маколей (1800-1859). Французские историки Ф. Гизо, О. Тьерри в первой половине XIX в. создали буржуазную теорию классовой борьбы, в которой признали классовые различия в обществе, но отрицали эксплуататорский характер буржуазного государства. В XIX в. немецкие историки Ф. Шлоссер и В.Онкекн создали «Всемирную историю» (соответственно 19 и 46 томов).

Большое значение для развития исторической науки имело утверждение в XIX в. исторического метода познания, также, в определенной степени, марксизма. Исторический метод (принцип) подхода к действительности как изменяющейся, развивающейся во времени, признавали представители немецкого классического идеализма, например, Гегель (1770-1831). Принцип историзма был разработан К. Марксом (1818-1883) и Ф. Энгельсом (1820-1895). Его отличительная черта – распространение на все сферы объективной действительности – природу, общество, мышление. Маркс и Энгельс писали: «Историю можно рассматривать с двух сторон, ее можно разделить на историю природы и историю людей. Однако обе эти стороны неразрывно связаны».

В России в XVIII в. были предприняты первые попытки создать систематизированный свод отечественной истории. Это 7-томная «История Российская» В.Н. Татищева (1686-1756), «История Российская» М.М.Щербатова (1733-1799) в 20 книгах. Крупнейшим российским историком был Н.М. Карамзин (1766-1826). Его главный труд – «История Государства Российского». За этой работой последовали 29-томная «История России с древнейших времен» С.М.Соловьева (1820-1879), «Русская история» Н.И. Костомарова (1817-1885) и «Курс русской истории» В.О.Ключевского (1841-1911).

В Новейшее время историческая наука получила бурное развитие (конец XIX-XX вв.). На этом этапе в западной исторической науке были разработаны различные концепции исторического развития. Следует назвать англичанина А.Тойнби (1889-1975), американцев М.Вебера (1864-1920), М.Блока (1886-1944), А.Тофлера (р. 1928) и др. Среди наиболее известных отечественных историков Новейшего времени Ф.Платонов (1860-1933), М.Н.Покровский (1868-1932), Е.В.Тарле (1876-1955), В.В.Струве (1889-1965), С.Д.Сказкин (1890-1973), Е.А.Косминский (1886-1959), М.В.Нечкина (1901-1985), И.Д.Ковальченко (1928-1995), М.Н.Тихомиров (1893-1965), С.В.Бахрушин (1882-1950). Современные отечественные историки: В.В.Алексеев, Л.Г.Аронов, А.С.Барсенков, С.А.Беляев, С.В.Волков , А.Я.Гуревич, В.М.Лавров, С.В.Мироненко, Н.Н.Покровский, А.Д.Пряхин , Ю.В.Рубцов , А.Н.Сахзаров, А.В.Чудинов , А.В.Шубин.

Новая идея в редакцию «НС» пришла случайно. Не так давно мы рассказывали об опыте вахтовой работы нижегородского политолога . И по количеству просмотров отметили неподдельное внимание читателей к переменам в ее жизни. Подумалось, что разговор с давно примелькавшимися спикерами, но при этом еще и интересными людьми, надо вывести за рамки поднадоевшей местной политики.

Представляем рубрику «Уно эксперто». В ней постараемся рассказать, чем заняты политологи, политтехнологи и социологи, когда пыль от выборов уже улеглась. Интересует, чем они живут и дышат, что думают, что их волнует, когда журналисты не дергают их по поводу любого губернаторского чиха, кашля сити-менеджера, министерского позевывания или депутатского похрапывания.

Сегодня гость «НС» – Константин Барановский, финансовый журналист, маркетолог, человек с необычным реноме «гуманитарного технолога». И еще одна маленькая ремарка, предваряющая интервью. Наш собеседник из тех ценных кадров, кто умеет говорить просто о сложных вещах, вворачивая живительные образы и забавные словечки.

– Константин, ч то за фрукт этот гуманитарный технолог: специализация, творческий образ, секретная миссия? Что вообще означает этот термин, и как он соотносится с твоей работой?

– Термин изобрел не я, еще в 90-е годы его предложили Петр Щедровицкий и Ефим Островский – люди, занимающиеся коммуникацией в широком смысле этого слова. А так как я ученик ученика Островского, то с его ведома посчитал возможным взять такое позиционирование. Задумался над этим после прочтения книги Траута «Позиционируйся или умирай». Специалист ты или целая компания – нужно выделяться, чтобы ты сам и люди понимали, чем ты занят. Я журналист, эксперт, но помимо всего этого занимаюсь PR, маркетингом, бизнес-процессам и, политическими технологиями, и нужен был термин, который бы все это вмещал. «Гуманитарный» – потому что это связано со сферой человеческой, с функциями, с разумом. «Технологии» – потому что есть набор методик, позволяющий решать те или иные задачи.

– В моем понимании человеку с гуманитарным складом не слишком свойственно разбираться в экономике и финансах. Ты считаешь себя гуманитарием?

– Я учился на историческом факультете ННГУ имени товарища Лобачевского. Есть и театральное образование. Но так сложилось, в девяностые и нулевые очень много занимался предпринимательс твом, финансами, экономикой, много читал и общался с экспертами на эти темы, нарабатывал опыт, хотя и был самоучкой. Экономической журналистикой занимаюсь с 95-го года, много езжу по стране. Кстати, в 2010-2011 годах изучал местное самоуправление, взаимодействие власти и бизнеса. Функционирование СМИ на Западе: Париж, Страсбург, Чикаго, Вашингтон, Варшава. Сейчас в одной из московских бизнес-школ получаю мини-MBA по финансам. Ничего особо нового они мне не открыли, но это будет формализация того, с чем я и так работаю.

– Вряд ли экономическая журналистика – то, на чем ты зарабатываешь основную часть дохода.

– Если говорить о консалтерстве, в основном работаю с малым и средним бизнесом под брендом консалтинговой группы «Консильери» (это словечко из «Крестного отца»), но не потому что я мафиози. В отличие от консультанта, консильери отвечает за свои слова, за достижение результата наиболее эффективным путём . Работаю с небольшими и средними банками, а с крупными сотрудничаю в качестве экономического журналиста.

– Последние лет пять-семь тебя чаще видно с комментариями в СМИ по широкому кругу вопросов, чем со статьями по экономике. Как так вышло?

– Помню, сначала пригласили на телевидение – была такая программа «Право слова» у госпожи Носковой. Если случалась ситуация, по которой у меня возникало собственное мнение, садился, писал комментарии, рассылал их в газеты и информагентства. Потихоньку обращались все чаще. Понимаю, что у СМИ всегда дефицит экспертных оценок. Но комментирую не все, например не берусь за сельское хозяйство, потому что в этом не разбираюсь. Зато роль эксперта помогает держать руку на пульсе. При этом, я не вхожу ни в какие финансово-промыш ленные и политические кланы. Есть свое мнение, и, если оно кому-то интересно, я его высказываю. Естественно, ни я не плачу СМИ за комментарии, ни они мне, но это позволяет капитализировать репутацию и повышает прайс в итоге.

– А есть в технологе Барановском что-то для души? Ты же историк по образованию.

– Историю любил с детства. Сейчас интересуюсь тематикой Смутного времени и нижегородского ополчения. Тут сложный коктейль мотиваций еще и потому, что по отцовской линии у меня польские корни. Мне интересны взаимоотношения двух народов и государств. А началось все с покупки на Ярославском вокзале в Москве фигурки польского гусара начала XVII века. Потихоньку начал собирать военную миниатюру. Сейчас есть польское войско и русское. Об этом периоде много читал, в том числе зарубежные источники.

– Так что там с товарищем Мининым? Брал он заложников, выколачивая средства на ополчение , или это пропаганда?

– Это все фигня. На самом деле была собрана «пятая деньга». По тем временам это был военный налог, и его сдавали добровольно. Если бы деньги с людей начали выжимать силой, они бы просто взбунтовались. Всего собрали 45 тысяч рублей – это очень большая сумма. И где-то 4500-4600 вложили солепромышленник и Строгановы. Соляные промыслы Балахны злые люди разоряли, что никому не нравилось. Такая история о том, как купцы, промышленники и ремесленники сорганизовались в гражданское общество, вложили деньги и спасли страну. И, что самое интересное, всем вложившимся нижегородцам их деньги потом вернули. Плюс ко всему – Михаил Романов освободил город от налогов на долгие годы.

– Интересная тема. Я только не очень понимаю, почему об этом так мало говорят.

– Помнишь, в 2012 году отмечали 400 лет ополчению? Я тогда пошел по нижегородским музеям с предложением сделать выставку. Готов был предоставить свою коллекцию военной миниатюры, но не нашел понимания. Причем был даже спонсор, готовый вложиться в оформление панорамы и выпустить брошюры, но музеям это не понадобилось. На дворе 2016-й год, и я по-прежнему занимаюсь этой тематикой.

– Говорят, ты деньги коллекционируешь. Это правда?

– Только не деньги, а боны – вышедшие из употребления денежные знаки периодов российской империи, Советского Союза и новой российской власти. Еще увлекаюсь скрипофилией. Это не болезнь, а коллекционирован ие ценных бумаг. Сейчас же все в электронном виде, а раньше акции, облигации и так далее оформлялись довольно красиво. В этом сплав двух моих интересов: к истории и деньгам.

– Возвращаясь к Cмутному времени. Постоянно натыкаюсь на попытки блогеров и разных прочих мыслителей провести параллели с ближайшим будущим России. Тебе такое в голову не приходит?

– Я бы не стал сравнивать. Это было очень плохое время: расстроенное денежное обращение, нарушенная торговля, шайки разбойников, междоусобица, война. Помимо всего прочего, тогда была чехарда с руководителями государства, почему, собственно, поляки и претендовали на трон. Причем претендовали-то при помощи наших российских бояр, промышленников, купцов. Все говорят, вот, мол, польско-литовско е войско, но на самом деле оно было польско-литовско -русским. На нашей стороне тоже были польские, литовские и даже шведские отряды. Последние, правда, оккупировали весь Северо-Запад, когда им не заплатили обещанного. Про это стараются не вспоминать. Но сейчас я смотрю в окно и не вижу конных злодеев, не слышу автоматных очередей.

– А что ты видишь и слышишь? Какая она – ситуация в стране?

– Подморожена, управляема. Но миллионы людей не получили свое представительств о на прошедших выборах. Левым проще – у них да здравствует Ленин, Сталин и Советский Союз, а средний класс – тяжелая публика, которой есть что терять. Вот с такими людьми никто не разговаривает – ни «Единая Россия», ни оппозиция. Я бы не стал говорить про Cмутное время, но это все больше напоминает мне роман «1984». Постоянно идет манипуляция информацией, где нам говорят: «Какое качество жизни? Мы в кольце врагов».


– А у нас нет врагов? Мы не в кольце?

– Пойми, я не против того, чтобы Россия была великой. Но в чем это величие? В том, чтобы без штанов и с автоматом? Когда тебя боятся, потому что ты придурок, которого невозможно предугадать – это один разговор. Россия ведет себя, как малолетний хулиган. Когда по официальному ТВ официальный пропагандист обещает оставить от Америки кучку ядерного пепла, я думаю, это не лучший сигнал для внутренней и внешней аудитории. С нами должны считаться, но давайте для этого развивать экономику. Тот же Китай – он же никому не грозится, но его влияние настолько велико, что недавно юань стал мировой резервной валютой.

– Тебе осталось добавить только о величии той страны, где дороги отремонтированы, люди сыты и довольны.

– А нельзя игнорировать базовые человеческие потребности. Пирамиду Маслоу еще никто не отменял. Когда человеку неблагополучно, когда он голоден, не знает, чем завтра заплатит за квартиру и детский сад, ожидает, что все снова повысится, то возникает хроническая тревожность. Чем будет хуже, тем люди будут больше вгрызаться в свое и бояться это потерять. А если у них продолжат отнимать, рано или поздно они скажут: «А не пошли бы вы…» Если обратиться к истории, революции всегда делали не бедные люди, а те, кого кормили-кормили, да не докормили – мелкая буржуазия, лавочники, средний класс.

– Тогда как долго, по-твоему, равновесие можно удерживать на волне патриотизма и агрессивной внешней политики?

– Это зависит от мастерства провластных пропагандистов. Но когда телевизор вступает в противоречие с холодильником, холодильник рано или поздно побеждает. На этом рухнул Советский Союз, между прочим. Скорее всего, социального взрыва не будет, но ткань бытия продолжит расползаться. Люди все больше будут уходить в свое частное, и когда-нибудь может оказаться, что власть выйдет на улицу, крикнет «Эгегей! Все сюда!», а вокруг никого. Все заняты своим.

– Ну, нельзя ведь сказать, что экономикой совсем не занимаются. Вон, офшорную амнистию обещали и налоговые каникулы.

– И где все это? В Казахстане сделали так, что бизнесу стало выгодно возвращать деньги. У нас же это предлагается только потому, что государство хочет все контролировать, и прежде всего чиновников.

– Следишь за битвой титанов в лице либеральной школы экономистов с одной стороны и Глазьевым с другой? По какому пути пойдем?

– Как сказано в пьесе Уильяма нашего Шекспира «Ромео и Джульетта», чума на оба ваших дома. Товарищ Глазьев оперирует понятиями 50-летней давности, а товарищи Кудрин, Улюкаев и Набиуллина – представлениями о представлениях давности 30-40 лет. Каждый рубится с точки зрения догмата, а нужно реальное понимание и применение технологий. Экономическая наука ушла далеко вперед. Эти же ребята борются не за процветание экономики, а за доступ к телу, уху, мозгу и душе президента.


– Хорошо. Вот ты говоришь, ходить с автоматом – бесперспективно, без штанов – стыдно. А как тебе такой вариант: мы уже без автомата, но еще пока без штанов, зато с национальной идеей?

– Без образа будущего ничего не строится. СССР был силен светлой идеей, в Сингапуре тоже смогли создать привлекательный образ. В Америку можно сколько угодно кидаться камнями , но у них есть великая американская мечта, она зрима, она овеществлена, и каждый понимает, в чем она состоит. У нас, к сожалению, образа будущего нет ни у власти, ни у оппозиции, ни у футурологов. Мы живем здесь и сейчас, и что будет завтра, никто не знает. Это вызывает тревожность. Дай бог здоровья Владимиру Владимировичу, но что дальше?

– Скажи, а что сам будешь делать в ближайшем будущем? Какие цели ставишь?

– Я разработал программу финансовой грамотности. Буду лицензировать ее в Нижегородском институте развития образования. Написал книгу по финансовой журналистике, это первый такой опыт в России. Книга лежит в одном из московских издательств, и я ее с нетерпением жду. Есть еще несколько задумок: например, книга об экономических практиках советского народа, книга о Пожарском. Я совершенно не равен своей работе. У меня две дочери, внучке 8 лет, устоявшийся круг друзей, много читаю, хожу в театры, кино. Есть чем заниматься, помимо спасения Родины, свободы и прочих правильных дел.

Халява на вкус еще хуже, чем на вид

Я знаю, как выглядит халява: это плохо проваренная масса желтого цвета из непонятных зерен с сырым арахисом внутри, лежащая на тарелке мокрым комком. На вкус она еще хуже, чем на вид.

Точнее, блюдо индийской кухни, которым бесплатно угощали меня лет 15 назад кришнаиты, называется «халава», но это несущественные подробности. Сладкий ли на халяву уксус, не знаю, не пробовал, но что за все в этой жизни приходится платить – это я знаю точно. Не всегда деньгами, может быть, временем, эмоциями, отношениями, здоровьем, но платы не избежать рано или поздно. Причем скорее рано, чем поздно.

Поэтому я не понимаю жалобы тех, кто, прельстившись халявой, попал в результате в переделку. Кто-то мешал выяснить все подробности и взвесить все последствия? Или бесплатность глаза застила? И кто тогда и в чем вам виноват?

Говорят, в южных странах есть хитрый способ ловли обезьян. На лужайке, где они часто бывают, раскидывают сосуды с узким горлышком и вкуснятиной внутри. Обезьяна просовывает лапу, хватает халявный фрукт…. А обратно – никак, горлышко слишком узкое. Вот и сидит мартышка до прихода ловцов. Причем, увидев людей, верещит от ужаса, но лапу не разжимает, жадность сильнее инстинкта самосохранения. Тут ее, обезьяну, и сажают в клетку. И ладно если потом продадут куда-нибудь в цирк или зоопарк. Могут и сожрать, белок-то в дефиците!

Бывает, конечно, что макака разжимает лапу и улепетывает, но это одна на сотню, а то и реже. Прямых аналогий проводить не буду, но такое впечатление, что работают те же механизмы и в человеческом обществе. Именно на жадность, отключающую осторожность, рассчитывают мошенники, предлагающие, например, поделить деньги из найденного кошелька. С дальнейшим выуживанием финансов у жертвы.

Или вот пример из свежих: в Обнинске возле универмага цыгане за 1000 рублей продавали «биткоины». И нашлись те, кто купил заведомую фальшивку, потому что биткоин – это, по сути, записанный определенный набор электрических импульсов, он не имеет физического воплощения в монете или купюре.

К чему я веду? Нужно проявлять разумную осторожность и не заглатывать крючок даже без наживки, и тем более, если наживка есть, попытаться разглядеть, а что за ней. Это не паранойя и не теория заговоров. Никаких людей в черном, рептилоидов и мировой закулисы! Но так уж устроена человеческая природа, что мы редко делаем что-то для ближнего своего просто так, без выгоды для нас. Тем более – для дальнего.

То, что кажется бесплатным и легкодоступным, может обернуться проблемами и потерями. Это работает даже в таких случаях, как скидка в магазине на продукты. Мало кто, привлеченный дешевизной, смотрит на этикетку – не окончился ли срок годности. Пищевое отравление – не то, что вам нужно, поверьте!

Пожалуй, единственный случай, когда бесплатное можно безбоязненно брать, – это флаеры, раздаваемые на улице промоутерами. Если вы возьмете флаер, это ни к чему вас не обяжет, даже останавливаться необязательно, как и читать, что там написано. А взять все-таки стоит: так вы поможете человеку заработать на жизнь, а вам это обойдется в одно движение руки.

А как же бесплатная раздача вещей и еды для бомжей? – может спросить дотошный читатель. Отвечу, если вы бомж – примите помощь, ибо она искренняя и вряд ли этим людям что-то от вас нужно, с вас и взять-то нечего! Можно еще пользоваться пробниками в глянцевых журналах – вы за журнал-то заплатили! Во всех остальных случаях стоит задуматься: зачем ему (ей) это надо и почему именно мне «выпал шанс»? Понятно, что каждый из нас уникален и недооценен и Вселенная решила исправить несправедливость и одарить чем-то за так, кто спорит! Тем не менее лучше все-таки попробовать найти ответы и постараться увидеть, а что скрывается за ширмой.

Как правило, за бесплатным или по сниженной цене и «только сегодня!» стоит нагревалово.

Приведу пример. В Интернете полным-полно всяческих тестов, готовых совершенно бесплатно дать вам ответ на разного рода животрепещущие вопросы; на какое дерево вы похожи, кем были в прошлой жизни или какой цвет вам к лицу. Забавно и любопытно, не спорю. Но очень часто такие тесты просят подтвердить личность через соцсети. И это не так безобидно, как кажется. Открывая доступ к аккаунту черт-те кому, вы становитесь уязвимы для вирусных атак, воровства данных, слежки за вашим поведением в Сети и много для чего еще. И все это способно нанести вам вполне реальный вред.

Окончил исторический факультет Нижегородского госуниверситета им. Лобачевского. Выпусник Школы публичной политики, Московской школы политических исследований.
Живёт и работает в Нижнем Новгороде. Гуманитарный технолог. Управляющий партнёр консалтинговой группы «Консильери». Главный редактор издания молодых горожан «Лидер XXI».
Старейшина Нижегородского клуба маркетологов, эксперт Нижегородского эксперт-клуба, член Российской ассоциации по связям с общественностью. Участник федерального сообщества эффективных менеджеров Executive.ru.
Занимается экономической и политической экспертизой с 1995 года. Победитель Волго-Вятского конкурса экономических журналистов (1997). Отмечен знаком администрации Нижнего Новгорода «Золотая акула» (2010).

Публикации с упоминанием на сайте fedpress.ru

РИА «ФедералПресс» и экспертный канал «УралПолит.Ru» продолжают проект «Не верь слухам! Читай «ФедералПресс». Из очередного выпуска проекта «Антислухи» вы узнаете о прикамских...

С 1 сентября 2012 года года стоимость единого социального проездного билета оставит 300 рублей. Такое решение было принято после ряда обсуждений рабочей группы с участием...

В Нижнем Новгороде под эгидой регионального отделения КПРФ 4 и 5 сентября прошли акции сбора подписей против введения единого социального проездного. В мероприятиях приняли...

Губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев принял решение назначить Александра Герасименко министром транспорта и автомобильных дорог региона. В настоящее время в...