Главная · Аппендицит · Каковы последствия заражения паразитами. Трупы не по карману. Студенты-медики практикуются на манекенах и лягушках

Каковы последствия заражения паразитами. Трупы не по карману. Студенты-медики практикуются на манекенах и лягушках

Каждую пятую прогулку с собакой человек приносит в дом яйца токсокар, выяснили российские ученые. Посвященная этому была опубликована в журнале Veterinary Parasitology.

В организме человека из яиц токсокар вылупляются личинки, которые могут проходить через стенку кишечника в кровоток и разноситься кровью в органы и ткани, вызывая различные формы заболевания в зависимости от того, где они оседают.

Наиболее тяжелые случаи наблюдаются при попадании личинок в глаза или мозг.

Токсокароз может быть чрезвычайно опасен для человека. В марте 2018 года японские врачи описали в журнале BMJ Case Reports случай заражения токсокарами, который чуть не привел к слепоте.

Если бы они добрались до глаз мужчины, то он бы мог ослепнуть.

Куда плачевнее закончилась история австралийского подростка, на спор проглотившего . Слизень оказался заражен червем Angiostrongylus cantonensis, который поразил мозг юноши и привел к более чем году комы и почти полному параличу. Спустя десять лет после заражения он скончался в больнице, сказав матери на прощание, что любит ее.

Порция «целебного» супа из пораженных грибом гусениц обходится любителям экзотики почти в $700.

С 1990-х годов спрос на гриб уверенно рос за пределами Китая, несмотря на отсутствие клинических доказательств его эффективности. По данным исследователей из Стэнфордского университета, гриб приносит предприимчивым торговцам до $11 млрд в год. Сбор пораженных гусениц идет такими темпами, что популяция гриба не успевает пополняться.

Ситуацию осложняет то, что для гриба комфортен прохладный климат, а глобальное потепление оставляет ему все меньше экологических ниш.

Заражение печеночными сосальщиками приводит к поражению печени и желчевыделительной системы, печеночным коликам и холицеститу.

В первые недели заболевание сопровождается лихорадкой, кашлем, сыпью на коже, потерей аппетита и болями в животе.

Исследователи установили, что присутствие печеночных сосальщиков в почве на пастбищах Великобритании возросло за последние десятилетия с 48% до 72%. Печеночные сосальщики недолго живут вне организма хозяина, но высокая влажность почвы и повышение температуры увеличивают срок их жизни.

Еще со времен Гиппократа обучение будущих врачей было неразрывно связано с практикой на трупах. Как оказалось, в XXIвеке организовать ее - непозволительная роскошь для большинства российских вызов. Во многих учебных заведениях студенты-медики продолжают обучаться на пластмассовых симуляторах. Не спасло ситуацию и изобретение петербургского профессора Ивана Гайворонского, который смог значительно удешевить процесс пластинации - превращения тела умершего в биологический экспонат, который можно использовать для медицинских опытов.

«Студентов, занимающихся только на имитаторах, нельзя допускать к врачебной деятельности, - считает заведующая кафедрой анатомии человека СПГМУ им. Павлова Людмила Алексина. - Врачи практикуются на трупах еще со времен Гиппократа. В нашем университете есть своя база, где занимаются студенты».

Это - голова когда-то живого человека, в которой белок заменили силиконом. Образец выполнен профессором Гайворонским. Фото: АиФ / Яна Хватова

В медицинских институтах Петербурга большой популярностью пользуется заменитель трупов - пластинат. «Пластинат - это трупный материал, разработанный по методике профессора Гайворонского, - объяснила корреспонденту сайтСветлана Макаренко, первый проректор Медико-социального института. - Настоящие трупы обрабатываются по специальной технике. После этого они не видоизменяются и могут долго храниться. Наши студенты занимаются на таком материале. Также за время учебного процесса проводится много операций на животных. К сожалению, пока что это основной вариант: содержание трупов обходится для вуза очень дорого - намного дороже, чем имитаторы человеческого тела». На имитаторах студенты отрабатывают неотложную помощь, принятие родов и хирургические операции.

Пластинация по-русски

Пластинацию изобрел немецкий ученый Гюнтер фон Хагенс в 80-х годах двадцатого столетия. Он заполнял органы умерших людей полимерами, в результате чего труп не разлагался и не деформировался. Этот процесс был очень дорогостоящим, а потому не подошел для российской науки. Ситуацию спас профессор Санкт-Петербургской Военно-медицинской академии. Он разработал менее затратную технологию. Метод Гайворонского назвали «полимерным бальзамированием». Сейчас им пользуются многие медицинские вузы города. Суть такого бальзамирования состоит в том, что из органов человека выкачивается вся вода и жир. После этого органы заполняют силиконом. В результате таких манипуляций тело будет храниться вечно. Единственное, от чего может пострадать пластинат, - атака грызунов, которые любят употреблять в пищу живые ткани.

«В платинате видны все сосуды, все мельчайшие детали, - объясняет заведующий кафедрой физиологии и патологии Химико-фармацевтической академии Александр Тюкавин. - Это самое современно изобретение на сегодняшний день. Трупы для вуза достать очень сложно, их не хватает. А пластинат купил один раз, и все».

По срезу головы живого человека можно подробно изучить анатомию. Образец выполнен профессором Гайворонским. Фото: АиФ / Яна Хватова

В академии обучают провизоров - аптечных сотрудников. На кафедре есть практически весь комплект органов-пластинатов. «Пластмассовые муляжи - это прошлый век, - считает Тюкавин. - Они годятся только для изучения анатомии в обычной школе, но не в медицинском вузе. Когда у нас появились пластинаты, мы выбросили всех лягушек, на которых проводились операции. Муляж связывает врачу руки, на нем можно показать не больше, чем на картинке. С помощью пластината мы в буквальном смысле заглядываем внутрь человека».

Через метод полимерного бальзамирования получается фактически мумия человека - только она не высыхает. Такой материал прослужит многим поколениям молодых врачей. Однако метод Гайворонского категорически не одобряет церковь. «Даже если человек завещает себя науке, делать из него мумию ни в коем случае нельзя, - высказался представитель Санкт-Петербургской епархии. - Каждый человек после смерти должен быть похоронен по христианскому обычаю, а именно - предан земле. Здесь же человека мумифицируют, а потом делают с ним, что угодно - режут, вскрывают, ставят опыты. Это похоже на первобытный строй».

Пластинаты имеются только в петербургских вузах. Образец выполнен профессором Гайворонским. Фото: АиФ / Яна Хватова

«Манекены для киношников»

Зачастую выпускникам медицинских вузов приходиться всему учиться уже на работе. «Несколько лет назад, перед выходом на пенсию, я работал в одной из больниц Ленобласти, - рассказывает хирург первой категории Михаил Домрачев. - Многие молодые люди, пришедшие к нам сразу после вузов, не то что никогда не работали с трупами самостоятельно - они даже не видели, как проводятся операции. Теоретические знания у них были, но применить на практике эти знания они не могли. В этом абсолютно нет вины самих студентов или медицинских вузов. Дело в том, что с каждым годом на медицину из бюджета выделяется все меньше денег и сил».

По действующему законодательству, медицинские вузы не обязаны обеспечивать студенту практику на трупах или пластинатах. Для обучения врачей достаточно лишь муляжа, как в кабинете биологии в школе. Пластинат является необязательным дополнением. Петербургу повезло, здесь даже провизоры в Химико-фармацевтической академии учатся на пластинатах, а врачи в разных городах России - на лягушках и муляжах.

По словам Домрачева, пластинат может стать достойной заменой трупам в медицинских вузах: пластинат ничем не пахнет и от него нельзя заразиться опасными болезнями, в отличие от трупов. Известны случаи, когда студенты-медики по неосторожности заносили себе в организм кровь ВИЧ-инфицированного трупа и заболевали им сами. «Пластинат - новейшее слово в науке, - считает хирург. - Этот способ надо продвигать в стране, но петербургские власти не торопятся это делать. Я спросил у знакомого чиновника, почему так происходит. Он ответил, что в этом слишком много мороки, и никто не хочет заниматься данным вопросом. Вот и все, тупик».

Получается, в настоящее время практику на реальных трупах или на пластинате могут себе позволить только крупные вузы. Манекен же, каким бы натуральным он ни выглядел, никогда не сможет заменить настоящее тела.

Органы-пластинаты совершенно безвредны, а на ощупь - как резина. Образец выполнен профессором Гайворонским. Фото: АиФ / Яна Хватова

«Такие манекены могут подойти только для киношников, чтобы фильмы снимать, - считает судебный эксперт-криминалист Георгий Д. - Врач должен практиковаться на настоящем трупе. Что касается пластинатов, здесь главная проблема даже не в том, что они дорогостоящие. Оборудование для пластинации стоит около 10 тысяч евро. Для процедуры нужны дорогие и большие холодильники - это еще 30 - 40 тысяч евро плюс наличие просторных помещений. В нашей стране из всего пытаются выжать деньги. Вспомните хотя бы скандал в Новосибирске - когда врачи незаконно пытались переправить тела для пластинации в Германию».

«Трупный» бизнес

Для российских вузов пластинация затруднительна не только с финансовой стороны. На полную пластинацию организма уходит около года. Для того, чтобы обеспечивать вузы пластинатами, должна быть специальная лаборатория, где эти процессы будут проходить непрерывно. В России такой лаборатории нет. Профессор Гайворонский создает пластинаты с помощью оборудования на кафедре ВМА.

Подобные манекены годятся только для занятий в средней школе. Фото: АиФ / Яна Хватова

Медицинские вузы в настоящее время испытывают острый дефицит в трупном материале. Трупы, на которых практикуются студенты, - в основном принадлежат бездомным. «Сотрудники моргов поняли, что трупы нужны всем вузам, - говорит Георгий Д., - и начали заниматься «трупным» бизнесом. Они продают трупы тому, кто больше заплатит. Иногда цена может достигать 200 - 300 тысяч рублей. Вузы, у которых нет таких денег, оказываются не у дел. Занятия же на симуляторах сродни детской игре в «дочки-матери». Если маленькая девочка готовит воображаемый суп в песочнице, она ведь не сможет приготовить настоящий, съедобный суп. То же самое и с врачами - я бы ни одного студента, практиковавшегося на симуляторах, близко не подпустил бы к живому человеку».

Постоянно доставать свежие трупы очень затруднительно, а пластинаты пока не распространились дальше нескольких вузов. Остальным студентам остается лишь практика на манекенах и лабораторных животных - крысах и лягушках. Анатомии же человека такие хирурги будут учиться прямо в процессе - когда будут делать несчастному пациенту операцию.

Многие тайные тибетские практики считаются очень опасными. Известны случаи, когда монахи сходили с ума и даже умирали.

Скороходы Лунг-гом-па

Так называют монахов, способных после длительной духовной и физической тренировки пройти с необыкновенной для пешеходов скоростью сотни километров, не отдыхая и ничем не подкрепляясь в пути. Очевидец рассказывает: «Наш небольшой караван шёл уже седьмой день по плато Тибета, не встретив ни одного человека.


Вдруг далеко впереди показалось чёрное пятнышко, а в бинокль стало видно человека. Передвигался он удивительно быстро и какой-то странной походкой. Человек приближался, и становилось всё заметнее, как быстро он шёл. Проводник-тибетец предупредил, что это лама Лунг-гом-па и что его нельзя останавливать и заговаривать с ним. Лама приблизился, и уже можно было отчётливо различить его бесстрастное лицо с широко раскрытыми глазами, устремлёнными ввысь, на какую-то точку в пространстве.

Лама не бежал. Казалось, будто при каждом шаге он воспарял в воздух и двигался скачками, как упругий мяч. На нём было обычное и довольно потрёпанное монашеское одеяние и тога. Левой рукой, наполовину скрытой одеждой, он держатся за складки тоги. В правой руке был зажат ритуальный кинжал пурба. Лама на ходу слегка заносил вперёд и вверх правую руку с кинжалом, ритмически соизмеряя шаг. Казалось, будто остриём ножа, при опускании его вниз, он касался земли и опирался на кинжал, как на тросточку. Он прошёл мимо, не останавливаясь и, очевидно, не замечая нас, и стал быстро удаляться. Удивляла лёгкость и ритмичность его упругого шага...»

По легенде, готовить скороходов Лунг-гом-па начали в монастырях Тед Нид и Самдинг. Один из героев легенды - лама Ионген Дорджи Паль родился в 1284 году и умер в возрасте 92 лет. Он был могущественным и знаменитым магом, способным создавать иллюзорных двойников - тульпа. И занимался он главным образом покорением злых демонов.



Другой герой - Бутон, родившийся в Тхо Пуг в 1288 году, - известен как автор нескольких исторических трудов. Он объединил все буддийские писания, переведённые с санскрита, в один большой сборник «Ганджур».

Как-то маг Ионген вознамерился подчинить своей воле самого бога смерти Шиндже и заставить его дать клятву не пожирать живых тварей. Желая узнать, действительно ли его друг обладает достаточным могуществом, чтобы покорить ужасное божество, Бутон отправился к нему в сопровождении трёх учёных лам. Когда они пришли, бог Шиндже, откликнувшийся на призыв мага, уже навис над ним своим огромным телом.

Ионген предложил пришедшим: если кто-то из них принесёт себя в жертву богу, тот сотворит благо. Ламы предпочли ретироваться. Бутон согласился пожертвовать собой, если это необходимо для удачного исхода обряда. Тогда Ионген бросил в пасть Шиндже множество тульпа голубей, а с Бутона взял слово, что он и его преемники каждые 12 лет будут совершать в монастыре Шалю церемонию умилостивления бога смерти, приглашая на обряд самого Шиндже и злых духов из различных частей страны. Вот для этого и требовались бесстрашные быстроногие гонцы.

Приступающий к обучению должен был иметь необходимую степень посвящения. Затем несколько лет тренироваться под руководством опытного наставника в многочисленных вариантах дыхательной гимнастики и в упражнениях для развития способностей левитации. Вот одно из них, для «чайников». Ученик садится на большую толстую подушку и делает медленный долгий вдох, как бы желая раздуться. Затем, задержав дыхание, не меняя позы и не пользуясь руками, должен подскакивать и снова падать на подушку. Со временем, в зависимости от способностей и усердия, можно будет подпрыгнуть на ту или иную высоту. Для проверки успехов практиканта роют яму глубиной в его рост.

Над ней сооружают купол с узким отверстием наверху. Испытуемый садится на дно ямы, скрестив ноги. А потом он должен выскочить из неё одним прыжком через отверстие в куполе. Такой финт по плечу только асам.
Добившемуся достаточных успехов монаху разрешают приступить к упражнениям в ходьбе. Сумерки и светлые звёздные ночи создают благоприятные условия для практики и облегчают ходьбу.

Послушник проходит второе посвящение, а его гуру сообщает ему мистическую формулу. Адепт концентрирует внимание на мысленном повторении этой формулы, регулирующей ритм дыхания во время ходьбы, соизмеряя такт шага со словами заклинания. Идущий должен хранить молчание, ни о чём не думать и не смотреть по сторонам. Он должен устремить свой взгляд на какой-нибудь один отдалённый предмет днём или на звезду ночью и не отвлекаться, что бы ни случилось.

В состоянии транса сознание заметно атрофируется. Скороход механически преодолевает препятствия на пути и сохраняет направление к цели, не пробуждая никаких процессов мышления. Методика развивает у адептов исключительную быстроту и ловкость. Тренировка Лунг-гом-па делает их тела такими лёгкими, что они иногда действительно отрываются от земли. «Отличникам» даже приходится носить цепи, чтобы быть тяжелее. Правда, таких считанные единицы.

За право на белую юбочку

В XI веке жил и трудился самый знаменитый учитель Тибета - отшельник Минарепа. Настенные росписи изображают его с поднесённой к уху правой рукой - слушающим таинственные голоса природы. Он всегда изображается сидящим перед пещерой на фоне огромной снежной горы. На нём белые одежды его секты и шнурок аскета. Леопарды, газели и лани смотрят на святого, погружённого в глубокую медитацию...

Невероятные способности к выживанию в экстремальных условиях демонстрируют его последователи. Они зимуют в горах на высотах до пяти тысяч метров без одежды и огня. Их выносливость объясняют знанием учения Минарепы Лунг-тум-мо. Трудно переоценить умение стимулировать внутреннее тепло в столь суровых условиях. Гуру репа (тот, кто носит одежду из бумажной ткани), обучающие этому искусству, хранят свои методы в тайне. Слово «туммо» означает «летучее проникающее пламя». Оно согревает флюид и заставляет скрытую в нём энергию подниматься по нитеобразным протокам цза человеческого тела до самой его макушки. Эта энергия невидима и неуловима. Она постепенно окутывает адепта «сладким покровом божеств» и сохраняет ему жизнь, согревая среди снегов и вьюг высокогорья.

Добиться успехов можно, лишь руководствуясь личными наставлениями учителя. Очень важно предварительно освоить практику дыхательных упражнений; развить способность к интенсивной, доводящей до транса концентрации мысли. Ученики должны отказаться от шерстяной одежды и не приближаться к огню. Кандидаты на звание репа живут в пещерах или специально построенных хижинах отшельниками, не смеют ни с кем видеться, кроме гуру.



Тренируются каждый день, сидя в обычной для медитации позе на голой земле, а на высшей стадии обучения - на снегу или на льду. Начинают занятия с дыхательных упражнений. Вместе с выдохом мысленно извергают из себя гордость, гнев, ненависть, алчность, лень и глупость. При вдохе привлекается дух Будды и всё, что есть в мире благородного и высокого. Отрешившись от всех забот и размышлений, погружаются в глубокое созерцание и покой. Затем идёт сложная мистическая практика концентрации мысли на мираже огня, мысленно повторяются мистическая формула и упражнения для получения «пламени». При успехе приятное ощущение тепла разольётся по всему телу затворника.

Зимней лунной ночью при сильном ветре ученики вместе с учителем идут на берег потока для проведения необычного экзамена. Если вода скована льдом, пробивают прорубь. Кандидаты на звание репа, полностью обнажённые, усаживаются на землю, скрестив ноги. В ледяную воду окунают небольшие простыни.

Они тут же замерзают. Каждый ученик закутывается в такую простыню - он должен её отогреть и высушить на своём теле. Высохшие простыни снова замачивают в проруби и снова заворачиваются в них. Тот, кто до рассвета высушит на себе больше простыней, объявляется победителем. Ученик должен высушить на себе не менее трёх простыней, чтобы носить юбку из белой ткани - отличительный знак адептов искусства туммо.

Другой способ проверки состоит в испытании снегом. Соискатель на звание репа садится в сугроб. Количество растаявшего под ним снега и величина радиуса оттаявшей окружности вокруг него служат показателями его способностей. А для отшельников - самых больших специалистов в области туммо - экзаменом служит их жизнь на горных вершинах.

Кажется, пора открывать в нашем блоге юридическую консультацию. Мы получили несколько писем с просьбой рассказать о правилах предоставления академического отпуска в 2015 году , разъяснить законодательные нюансы. Чтобы написать подробную статью о том, как получить академический отпуск, редакция Студланса обратилась к юристу.

Пост мы решили написать в виде вопросов и ответов, касающихся академотпуска. Если что-то осталось непонятным – спрашивайте в комментариях, мы передадим ваши вопросы юристу и продолжим тему!

Ответы даны по состоянию законодательства на 2015 год.

Что такое академический отпуск?

Академический отпуск – это период, на который образовательное учреждение даёт студенту временное разрешение прекратить получение образования (высшего или среднего профессионального). Академический отпуск предоставляется на основании уважительных причин, которые делают полноценное обучение невозможным. Учащийся, получивший академический отпуск, не считается отчисленным.

Академический отпуск предоставляется:

— студентам;
— курсантам;
— аспирантам;
— адъюнктам;
— ординаторам;
— ассистентам-стажёрам.

Какие законы регламентируют порядок предоставления академического отпуска?

Академический отпуск предоставляется на основании п. 12 ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» , вступившего в силу 1 сентября 2013 года. Этот базовый законодательный акт, который устанавливает право обучающихся на получение академотпуска.

Конкретные положения предоставления академа установлены подзаконным актом – Приказом Минобрнауки России от 13 июня 2013 г. № 455 «Об утверждении порядка и оснований предоставления академического отпуска обучающимся» .

У Приказа есть Приложение – «Порядок и основания предоставления академического отпуска обучающимся» . Это и есть основной документ, определяющий решение большинства вопросов, связанных с академом.

Но для решения некоторых частных вопросов необходимо обратиться к другим источникам. Так, тесно связаны с получением академа по причине беременности вопросы предоставления отпуска по беременности и родам, а также отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Этот вопрос в Приказе Минобрнауки России от 13 июня 2013 г. № 455 не раскрывается, поэтому решается на основании уже упомянутого ФЗ «Об образовании».

Вопросы, связанные с отсрочкой от армейского призыва на время академотпуска, регламентируются ст. 24 закона «О воинской обязанности и военной службе» .

Вопросы, касающиеся выплаты стипендии, регулируются Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 августа 2013 года № 1000 .

Как взять академический отпуск?

Алгоритм получения академа следующий:

  1. Вы собираете документы, подтверждающие уважительные обстоятельства, по которым приходится прерывать учёбу.
  2. Пишете заявление на имя ректора учебного заведения.
  3. Прикладываете к заявлению документы, обосновывающие вашу просьбу.
  4. Подаёте заявление с документами в ректорат.

Какие документы необходимы для оформления академического отпуска?

Чтобы оформить академический отпуск, нужно предоставить вместе с заявлением документы, доказывающие, что студент не может посещать занятия. В зависимости от возникших обстоятельств, это могут быть:

— медицинские справки 027/У и 095/У;
— повестка из военкомата;
— другие документы (например, подтверждающие болезнь родственника, приглашение на учёбу за рубежом и т. д.).

На каких основаниях может быть предоставлен академический отпуск?

В заявлении на предоставление академотпуска обязательно указывается, на каком основании студент просит о перерыве в обучении. Обстоятельства, на основании которых предоставляется академический отпуск, можно разделить на условные и безусловные.

К безусловным обстоятельствам относятся:

— медицинские показания, препятствующие продолжению обучения и подтверждённые заключением врачебной комиссии (включая беременность);
— служба в армии по призыву.

Условными являются:

— семейные обстоятельства;
— иные обстоятельства.

Тут уже руководство учебного заведения решает, насколько уважительными являются причины, побуждающие студента прерывать учёбу.

Студент, помни: проблемы со сдачей сессии не являются обоснованием для академа! Если ты «забил» на учёбу, позаботься об очень убедительных, желательно – безусловных обоснованиях для получения академотпуска. В ректорате обязательно выяснят, как ты учишься, и если заподозрят в попытке избежать заслуженного отчисления – могут проигнорировать семейные и особенно «иные» причины твоего заявления.

Нужно ли как-то подтверждать обоснования, указанные в заявлении на получение академического отпуска?

Обязательно. На слово в ректорате вам не поверят, даже если вы принесёте заявление на костылях или продемонстрируете явные признаки девятого месяца беременности. Обратите внимание, что даже в случае безусловных медпоказаний справки должны быть оформлены по правилам (формы 027/У и 095/У).

Как говорится, «без бумажки ты букашка». С вузовской бюрократией невозможно бороться, придётся играть по её правилам.

Где скачать образец заявления на академический отпуск?

Заявление на академический отпуск пишется по обычному стандарту. Указывается:

— должность и ФИО руководителя учебного заведения;
— данные о заявителе (включая информацию о факультете, специальности, группе);
— по центру ставится слово «Заявление»;
— с новой строки излагается просьба о предоставлении академотпуска;
— указываются обоснования для его предоставления с перечислением прилагаемых документов;
— ставится дата составления заявления;
— завершает документ подпись заявителя.

Образец заявления на академический отпуск вы можете на нашем сайте.

Какова продолжительность академического отпуска?

Максимальная длительность академа – два года . Чаще всего студенту предоставляется год. Если проблемы, которые привели к прерыванию обучения, не исчезли, можно взять ещё один академотпуск.

Сколько раз можно брать академический отпуск?

Академ можно брать столько раз, сколько захочется (но при условии предоставления веских обоснований). Закон не ограничивает студента в количестве академических отпусков.

Можно ли продлить академический отпуск?

Строго говоря, академотпуск не продлевается, при необходимости просто берётся новый. Но в разговорной речи и даже в юридических консультациях часто говорят о продлении академического отпуска, так что можно использовать и это выражение.

Следует только помнить четыре важные вещи:

— при необходимости продления пишется новое заявление о предоставлении академотпуска;
— к заявлению снова прикладываются документы, подтверждающие наличие уважительных обстоятельств, вынуждающих студента прерывать обучение (то есть вся процедура проходится заново);
— бюджетное место гарантированно сохраняется только при первом академе;
— отсрочка от призыва распространяется только на первый академотпуск.

Кто принимает решение о предоставлении академического отпуска?

Это решение принимает руководитель учебного заведения (как правило, ректор). Принять решение может также уполномоченное должностное лицо. В любом случае, на принятие решения законодательством отводится 10 дней с момент получения заявления о предоставлении академотпуска.

Могут ли отказать в предоставлении академического отпуска?

Руководство учебного заведения вправе отказать заявителю, если сочтёт обстоятельства, побудившие его сделать перерыв в обучении, недостаточно убедительными.

Как взять академический отпуск по медицинским показаниям?

Академический отпуск по болезни получить достаточно просто, поскольку медпоказания считаются наиболее объективными основаниями для перерыва в учёбе. Но не каждая болезнь может обосновать необходимость академа. Решение о том, может ли студент продолжать обучение или ему требуется перерыв для восстановления здоровья, принимает врачебная комиссия.

Документы, которые требуются для рассмотрения данного вопроса:

1) справка о временной нетрудоспособности (по форме 095/У);
2) выписка из истории болезни (по форме 027/У).

С этими документами следует обратиться к руководству учебного заведения, которое даст направление на прохождение медкомиссии. Обычно комиссию проходят в студенческой поликлинике. Если медицинско-экспертная комиссия признаёт необходимость перерыва в учебном процессе, вуз предоставляет студенту академ.

Предоставляют ли академический отпуск по немедицинским показаниям?

Да, такая возможность существует. Академ можно получить:

— в случае желания пройти службу в армии по призыву;
— при семейных обстоятельствах, вынуждающих студента отложить продолжение образования;
— в иных случаях, когда объективные причины препятствуют продолжению обучения.

Понятие «иные обстоятельства» очень широко, но следует учитывать, что вуз может счесть их недостаточными для предоставления академического отпуска. Например, приглашение на работу или учёбу за рубеж может быть расценено и как уважительная, и как неуважительная причина – в зависимости от позиции ректората. Бывает, что студентам даже предоставляется академ для того, чтобы они смогли поучаствовать в телевизионном шоу. Но это – добрая воля руководства учебного заведения, а никак не правило.

Заметим также, что студентам, которые хорошо учатся, академ по иным обстоятельствам получить проще. Если у студента наблюдаются проблемы с учёбой, в ректорате могут счесть заявление на предоставление академа попыткой увильнуть от сессии.

Можно ли взять академический отпуск по беременности?

Беременность относится к медицинским показаниям и является безусловным обстоятельством, обосновывающим получение академического отпуска. Чтобы уйти в академический отпуск по беременности, необходимо:

— получить справку по форме 095/У и выписку из амбулаторной карты женской консультации о постановке на учёт по причине беременности;
— обратиться с этими документами в деканат или ректорат учебного заведения;
— получить направление на прохождение медицинско-экспертной комиссии (обычно она проводится на базе студенческой поликлиники);
— пройти комиссию;
— решение комиссии приложить к заявлению на предоставление академотпуска.

Можно ли продлить академический отпуск, чтобы воспитывать ребёнка до трёх лет?

В Приказе Минобрнауки России от 13 июня 2013 г. № 455 «Об утверждении порядка и оснований предоставления академического отпуска обучающимся» нет специальных указаний о предоставлении академа в целях воспитания ребёнка. Но п. 12 ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает соблюдение прав женщины, касающихся получения отпуска по уходу за ребёнком до трёх лет (согласно общим положениям действующего законодательства).

Как же на практике продлить академотпуск? Алгоритм прост:

1) получаете первый академ по беременности (на два года);
2) по истечение срока первого академа подаёте заявление на второй – уже по семейным обстоятельствам (ещё на два года).

Дают ли академический отпуск по семейным обстоятельствам?

Да, это достаточно частая причина для получения академа. Например, обоснованием может послужить необходимость воспитания ребёнка, уход за тяжелобольным родственником и даже сложное материальное положение в семье. Все эти и иные семейные обстоятельства должны подтверждаться документально.

Но учтите, что руководство учебного заведения имеет право отказать студенту. При принятии решения учитываются сложившиеся обстоятельства в жизни студента, анализируется объективность причин, побуждающих прервать обучение. Решение в каждом случае принимается индивидуально: одному студенту могут дать академ, а другому, при тех же обстоятельствах – отказать. Например, к отказу может привести подозрение, что студент всего лишь пытается решить проблемы с сессией.

Иногда вуз предлагает альтернативное решение вопроса: например, при сложном материальном положении, вынуждающем студента работать, ему могут посоветовать перевестись на заочное отделение.

Существует ли академический отпуск для службы в армии?

Казалось бы, зачем студенту дневного отделения брать академ для службы по призыву? Закончишь вуз или будешь отчислен – тогда и отслужишь. Тем не менее, в ряде случаев студенты предпочитают сделать перерыв в образовательном процессе и отслужить в армии – как правило, в целях дальнейшей карьеры. В этом случае можно взять академ на основании повестки из военкомата, а затем вернуться в вуз.

Можно ли взять академический отпуск на первом курсе?

Вы можете взять академ на любом этапе обучения. Законодательство не ставит в этом вопросе ограничений, поскольку проблемы со здоровьем или иные обстоятельства, препятствующие обучению, могут возникнуть когда угодно.

Следует только помнить, что к студентам, берущим академический отпуск на 1 курсе, руководство вуза относится с особым вниманием и особо пристально анализирует обоснование заявления. Учитывая, что до , можно понять ректорат! Так что не стоит надеяться, что академ спасёт при плохой учёбе.

Можно ли взять академический отпуск на пятом курсе?

Да, можно взять академический отпуск и на 5 курсе. Например, если пятикурсница забеременела или пятикурсник оказался в больнице со сложным переломом, вуз обязательно пойдёт навстречу. Но к пятикурсникам, как и к первокурсникам, предоставляющим заявление на академ, ректорат приглядывается с повышенным вниманием: нет ли тут попытки смухлевать из-за недописанного диплома?

Дают ли академический отпуск в аспирантуре?

Аспиранты, как и студенты, имеют право на получение академотпуска, поскольку обучение в аспирантуре является частью образовательного процесса.

Можно ли получить академический отпуск при наличии академической задолженности?

В большинстве случаев – невозможно. Но вуз может пойти навстречу студенту в случае явно объективных причин для получения академотпуска. Например, если имеющий задолженности студент получил сильную травму в период дополнительной сессии, ему могут предоставить академ на условиях сдачи «хвостов» после его окончания. Или, как вариант, дать академотпуск с переводом на курс ниже.

Платят ли стипендию в период академического отпуска?

Этот вопрос регулируется особым подзаконным актом – Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 августа 2013 года № 1000 «Об утверждении Порядка назначения государственной академической стипендии и (или) государственной социальной стипендии студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, выплаты стипендий слушателям подготовительных отделений федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, обучающимся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета» .

Согласно пп. 13 – 14 этого Приказа, основаниями для прекращения выплаты стипендии (как государственной академической, так и социальной) являются:

— отчисление из учебного заведения;
— академическая задолженность;
— получение оценки «удовлетворительно» во время сессии.

Академический отпуск в число причин, по которым выплата стипендии прекращается, не входит. Само по себе нахождение в академе не образует академической задолженности. Так что если вы получили в процессе сдачи предыдущей сессии по всем предметам только «хорошо» и «отлично», а теперь взяли академ, стипендию будут платить.

Выплачивают ли какие-либо денежные компенсации во время академического отпуска?

Студент, получивший академ на основании медпоказаний, получает дополнительные денежные выплаты согласно специальному подзаконному акту – Постановлению Правительства «Об утверждении порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан» . Правда, денежные выплаты в период академического отпуска невелики – всего 50 рублей в месяц.

Для получения компенсационных выплат необходимо предоставить завление с соответствующими документами в ректорат (можно указать этот момент в заявлении на предоставление академотпуска). Компенсация начинает выплачиваться со дня предоставления академа, если обращение за ней поступило не позднее 6 месяцев со дня предоставления отпуска. Если студент спохватился через полгода, выплаты поступят не более чем за 6 месяцев со дня месяца, в котором подано заявление о назначении компенсации.

Студентки, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трёх лет, получают ежемесячное пособие согласно ФЗ от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (с последующими изменениями и дополнениями) .

Предоставляется ли студенту общежитие на время академического отпуска?

Сложный вопрос. Приказ Минобрнауки России от 13 июня 2013 г. № 455 «Об утверждении порядка и оснований предоставления академического отпуска обучающимся» отсылает нас к ст. 39 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» . А там написано, что общежитие студенту предоставляется…

… при наличии соответствующего специализированного жилищного фонда у таких организаций в порядке, установленном локальными нормативными актами этих организаций.

Есть вопросы? Задавайте в комментариях!