Главная · Аппендицит · Дислексия речи. Дислексия и дисграфия у взрослых: причины, формы, симптомы и лечение. Коррекция и лечение дислексии

Дислексия речи. Дислексия и дисграфия у взрослых: причины, формы, симптомы и лечение. Коррекция и лечение дислексии

Выделяют 5 видов дислексии по Лалаевой. Это - семантическая, оптическая, фонематическая, оптическая, мнестическая, оптико-пространственная.

Фонематическая дислексия связана с недоразвитие функций фонематической системы, т. е. системы фонем языка, в которой каждая единица характеризуется определенной совокупностью смыслоразличительных признаков. В русском языке этими признаками являются твердость или мягкость, звонкость или глухость, способ образования, место образования, участие нёбной занавески. Каждая фонема отличается от всякой другой либо одним смыслоразличительным признаком, либо несколькими. В тех случаях, когда фонемы отличаются одна от другой несколькими смыслоразличительными признаками, говорят о звуках далеких, не сходных между собой. Например, звуки к и з отличаются рядом признаков: способом, местом образования, участием голосовых складок. Если фонемы отличаются одним смыслоразличительным признаком, то тогда они являются близкими, оппозиционными. Например, звуки сиз отличаются одним признаком (с - глухой, з - звонкий). В языке выделяются целые группы оппозиционных фонем (твердые и мягкие, звонкие и глухие и т. д.).

В словах условно можно выделить сочетание фонем, следующих друг за другом в определенной последовательности, которое связано с семантикой, смыслом. Изменение одной из фонем в слове (косы - козы) или изменение последовательности (липа - пила) приводит к изменению смысла или разрушению его.

В связи с этим В. К. Орфинская выделила следующие функции фонематической системы:

смыслоразличительная функция (изменение одной фонемы или одного смыслоразличительного признака приводит к изменению смысла);

слухопроизносительная дифференциация фонем (фонематическое восприятие: каждая фонема отличается от всякой другой фонемы акустически и артикуляционно);

фонематический анализ, т. е. разложение слова на составляющие его фонемы.

В процессе формирования устной речи у детей опора на семантику является одним из основных условий развития речевой функции (т. е. смыслоразличительная функция у говорящих детей сформирована).

У детей в ряде случаев могут быть недоразвиты функции фонематического восприятия, анализа и синтеза.

С учетом несформированности основных функций фонематической системы фонематическую дислексию можно подразделить на две формы.

Первая форма - нарушение чтения, связанное с недоразвитием фонематического восприятия (дифференциации фонем), которое проявляется в трудностях усвоения букв, а также в заменах звуков, сходных акустически и артикуляторно - п, д - т, с - ш, ж - шит. д.).

Вторая форма - нарушение чтения, обусловленное недоразвитием функции фонематического анализа.

При этой форме наблюдаются следующие группы ошибок при чтении: побуквенное чтение, искажения звуко-слоговой структуры слова.

Искажения звуко-слоговой структуры слова проявляются в пропусках согласных при стечении (марка - «мара»); во вставках гласных между согласными при их стечении (пасла - «пасала»); в перестановках звуков (утка - «тука»); в пропуске и вставках звуков при отсутствии стечения согласных в слове; в пропусках, перестановках слогов (лопата - «лата», «лотапа»).


Семантическая дислексия (механическое чтение) проявляется в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении, т. е. слово, предложение, текст не искажаются в процессе чтения. Эти нарушения могут отмечаться при послоговом чтении. После прочтения слова по слогам дети не могут показать соответствующую картинку, ответить на вопрос, связанный со значением хорошо известного слова. Нарушения понимания читаемых предложений могут наблюдаться и при синтетическом чтении, т. е. чтении целыми словами.

Нарушение понимания прочитанного обусловлено двумя факторами: трудностями звуко-слогового синтеза и нечеткостью, недифференцированностью представлений о синтаксических связях внутри предложения.

Разделение слова на слоги в процессе чтения - одна из причин непонимания читаемого. В результате нарушения фонематического и слогового синтеза дети не узнают слова, если они разделены на части в процессе послогового чтения, не способны объединить в единое значимое целое последовательно произнесенные слоги. Они читают механически, без понимания смысла читаемого. У детей оказывается недостаточно сформированной способность синтезировать, восстанавливать в представлении искусственно разделенную на слоги устную речь.

Дети с семантической дислексией затрудняются в выполнении следующих заданий: а) слитно произнести слова, предъявленные в виде последовательно произнесенных изолированных звуков с короткой паузой между ними (л, у, ж, а); б) воспроизвести слова и предложения, предъявленные по слогам (де-воч-ка со-би-ра-ет цве-ты).

Нарушение понимания прочитанных предложений обусловлено несформированностью представлений о синтаксических связях слов в предложении. При этом в процессе чтения слова воспринимаются изолированно, вне связи с другими словами предложения.


Аграмматическая дислексия обусловлена недоразвитием грамматического строя речи, морфологических, и синтаксических обобщений. При этой форме дислексии наблюдаются: изменение падежных окончаний и числа существительных («из-под листьях», «у товарищах», «кошка» - «кошки»); неправильное согласование в роде, числе и падеже существительного и прилагательного («сказка интересное», «детей веселую»); изменение числа местоимения («все» - «весь»); неправильное употребление родовых окончаний местоимений («такая город», «ракета наш»); изменение окончаний глаголов 3-го лица прошедшего времени («это был страна», «ветер промчалась»), а также формы времени и вида («влетел» - «влетал», «видит» - «видел»).

Аграмматическая дислексия чаще всего наблюдается у детей с системным недоразвитием речи разного патогенеза на синтетической ступени формирования навыка чтения.

Мнестическая дислексия проявляется в трудности усвоения букв, в их недифференцированных заменах. Она обусловлена нарушением процессов установления связей между звуком и буквой и нарушением речевой памяти. Дети не могут воспроизвести в определенной последовательности ряд из 3-5 звуков или слов, а если и воспроизводят, то нарушают порядок их следования, сокращают количество, пропускают звуки, слова. Нарушение ассоциации между зрительным образом буквы и слухо-произносительным образом звука особенно ярко проявляется на этапе овладения звуко-буквенными обозначениями.

Оптическая дислексия проявляется в трудностях усвоения и в смешениях сходных графических букв и их взаимных заменах. Смешиваются и взаимозаменяются буквы, как отличающиеся дополнительными элементами (Л - Д, 3 - В), так и состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенные в пространстве (Т - Г, Ь - Р, Н - П - И). Данная дислексия связана с нерасчлененностью зрительного восприятия форм, с недифференцированностью представлений о сходных формах, с недоразвитием оптико-пространственного восприятия и оптико-пространственных представлений, а также с нарушением зрительного гнозиса, зрительного анализа и синтеза.

Наблюдается некоторое нарушение оптико-пространственного гнозиса и праксиса на неречевом уровне. Так, рисование по образцу и по памяти знакомых и простых по форме предметов выполняется правильно, а при срисовывании более сложных предметов отмечаются неточности, еще больше ошибок отмечается при рисовании по памяти.

В процессе рисования и конструирования фигура упрощается, уменьшается количество элементов, неправильно располагаются линии по сравнению с образцом.

Выявляются трудности узнавания букв, написанных одна над другою, дети не могут отличить правильную букву от неправильной, плохо конструируют знакомые буквы, не справляются с добавлением недостающих элементов буквы и преобразованием одной в другую (например, из буквы Р сделать букву В, из буквы П сделать букву Н). Выполнение этих заданий требует умения определять различие сходных оптических изображений, анализировать, представлять изображение или букву как целое, состоящее из определенных элементов, по-разному расположенных по отношению друг к другу.

Для некоторых детей с оптической дислексией буква является сложным оптическим образованием, анализ которого на составляющие элементы затруднен. Вследствие несформированности оптического анализа представления о сходных графически буквах являются неточными и недифференцированными.

Отмечаются затруднения в определении пространственных соотношений, в их речевом обозначении. В тяжелых случаях нарушена схема тела.


При литеральной оптической дислексии наблюдаются нарушения при изолированном узнавании и различении буквы. При вербальной дислексии нарушения проявляются при чтении слова.

При органическом поражении головного мозга может наблюдаться зеркальное чтение.

Тактильная дислексия наблюдается у слепых детей. В основе ее лежат трудности дифференциации тактильно воспринимаемых букв азбуки Брайля. В процессе чтения наблюдаются смешения тактильно сходных букв, состоящих из одинакового количества точек, точек, расположенных зеркально - и, ж - х), расположенных выше или ниже или отличающихся одной точкой - б, б - л, л - к).

У слепых детей с тактильной дислексией имеются нарушения схемы тела, временной и пространственной организации, доминантности, задержки в развитии речи.

Читая слово, слепой ребенок с дислексией воспринимает каждую букву изолированно от другой. У него наблюдается не глобальное чтение, а аналогическое восприятие букв. Чтение часто замедляется из-за поисков потерянного слова или предложения. Читаемое искажается инверсиями, пропусками букв.

Отмечается прерывистость, скачкообразность движений пальцев, возвращения назад для более точной расшифровки воспринятого знака (точек), колебания, неловкость, лишние движения. Эти особенности являются следствием трудностей в процессе чтения.

Дислексия что это такое? Представляет собой парциальное расстройство, при котором возникают проблемы с освоением навыков чтения.

Болезнь вызвана из-за недостаточного формирования психических функций, принимающих непосредственное участие в процессе навыков чтения

Психологи выделяют следующие признаки патологии: типичность, стойкость и повторяемость ошибок при чтении (в основном происходит замена и смешение букв, искажается слог и так далее).

Диагностика данной болезни предполагает оценку нескольких уровней формирования чтения, письма и других функций. Для преодоления расстройства врачи и психологи рекомендуют развивать нарушенные стороны (фонематические процессы, произношения звуков, речевую связь).

Ряд ученых исследователей предоставили статистику о том, что 15% детей, посещающих школы, имеют проблемы, связанные с дислексией.

В таких случаях школьников направляют на занятия, направленные на коррекцию. В 50% случаев отмечается рассматриваемая патология. Чаще всего дислексией страдают мальчики, но пол еще не является доказательством риска развития этого расстройства.

Механизмы заболевания

За процессом физиологического и психического процесса следят слуховые, зрительные и двигательные анализаторы. Чтение включает зрительное восприятие, различие и узнавание букв, осознание и понимание. Смысл парциального расстройства состоит в нарушении последовательности и единстве всех вышесказанных процессов.

С точки зрения психологического аспекта, механизм данной болезни рассматривают в качестве парциальной задержки и развития речевых функций. Выделяется плохое формирование зрительного гнозиса и эмоционально-волевой сферы, фонематического восприятия и внимания, зрительно-моторной координации.

Причины дислексии

Теория наследственной предрасположенности к устному и письменному нарушению широко представлена в иностранной литературе. В частности авторы выделяют такое нарушение, как дисграфию. Чаще всего данное расстройство выявляется у личностей с правополушарным типом мышления.

Многие исследователи, занимающиеся изучением проблемы дислексии, выделяют воздействие биологических и патологических факторов в анамнезе. В результате чего, они и вызывают небольшую мозговую дисфункцию.

  1. Перинатальное повреждение мозга имеет гипоксический характер (порок сердца у матери, аномальная имплантация плодного яйца, неправильное развитие пуповины, отслойка плаценты, длительные роды).
  2. Токсическое поражение ЦНС происходит в результате медикаментозной и алкогольной интоксикации, ядерной желтухи новорожденного и гемолитической болезни.
  3. Инфекционное поражение мозга плода в период вынашивания происходит в том случае, когда беременные матери болеют следующими болезнями: герпес, ветряная оспа, краснуха и грипп. Механические повреждения могут быть связаны с продолжительными родами, узким тазом и внутренними кровоизлияниями.
  4. После родов задержка созревания коры головного мозга способна привести к рассматриваемому расстройству.

Это может быть черепно-мозговая травма или неврологическая инфекция. Также может появиться целый ряд заболеваний (ветряная оспа, корь, краснуха, полиомиелит и другие).

Парциальное расстройство может быть связано с поражением некоторых зон головного мозга в случае дизартрии, афазии и алалии.

Рассматриваемый недуг чаще всего обнаруживается у детей с ЗПР, ДЦП, умственной отсталостью и тяжелым речевым нарушением.

Социальные факторы

  • неблагоприятное окружение;
  • дефицит речевого общения;
  • высокий темп обучения;
  • билингвизм;
  • педагогическая запущенность;
  • плохое формирование устной речи ОНР или ФФН.

Большинство исследователей и ученых считают, что парциальное расстройство напрямую связано с нарушением в области левого полушария головного мозга. Именно эта часть отвечает за моторику (зона Брока) и восприятие речи (зона Вернике), а также нарушения, связанные с областями головного мозга через дугообразный пучок.

Проблемы с распознаванием слов возникают в результате дефектов или дисфункций правого полушария головного мозга, средней затылочной части и области угловой извилины. Неспособность к освоению правил формирования слов расценивается как часть парциального расстройства.

Чаще всего у юных пациентов с такой проблемой появляются сложности при выявлении рода, корня, определении слова или при расставлении знаков препинания.

Виды дислексии

Симптомы могут выражаться по-разному, в частности в определенных случаях выявляется «словесная слепота». Она связана со снижением активности на определенном мозговом участке.

Ученым известно, что дислексия в той или другой форме присутствуют у 5-12% людей. Парциальное расстройство разделяется на несколько основных форм.

Среди них выявляются следующие виды недуга:

  1. Фонематическая дислексия. Эта форма является самой распространенной у школьников начальных классов. Она основывается на нарушениях и недостаточном развитии функций фонематической системы. Смыслоразличительные особенности являются основным отличием одной фонемы от другой (твердость, мягкость, звонкость и глухость, место и способ формирования).

    В случае изменения в слове одной из фонем (лом – дом, росы – косы) или ее последовательности (липа – пила) формируется другой смысл.

    Данная форма парциального расстройства вызывает у ребенка смешение звуков по одному смыслоразличительному признаку. Здесь также следует выделить искажение и побуквенность чтения, наделяемые звуковой и слоговой структурой (пропуск букв, перестановка слогов).

  2. Семантическая форма имеет и другое определение — «механическое чтение». Этот вид патологии выявляется в случае нарушения понимания прочитанного (слово, предложение, текст), при этом, техническое чтение является правильным.

    Нарушение провоцирует появление звукового и слогового синтеза. Также у ребенка выявляется проблема нечеткости в представлениях синтаксических связей в предложении (предложение или текст воспринимаются в изолированном состоянии, в результате чего происходит разрыв связей с остальными словами).

  3. Аграмматическая дислексия является наиболее распространенным диагнозом у детей с недоразвитой системой речи. Она характеризуется следующими особенностями: неправильное согласование по падежу, роду, числу; изменение в падежных окончаниях и глаголах относящихся к 3 лицу прошедшего времени.
  4. Оптическая форма , как и другие виды дислексии связана со смешением и неправильным усвоением схожих графических букв. Они различаются только в одном элементе (Л – М). Помимо этого, буквы могут состоять из одинаковых элементов, но с различным расположением (Н–П–И).
  5. Мнестическая дислексия представлена проблемами и сложностями в усвоении букв. Ребенок не может понять, какая буква соответствует конкретному звуку.


Фото. Девочка не понимает прочитанный текст.Семантическая форма дислексии — «механическое чтение»

Симптомы дислексии

Рассматриваемая патология имеет свои характерные симптомы. Правильнее всего их называть конкретными проблемами, с которыми и сталкиваются люди с парциальным расстройством. Самыми распространенными являются следующие:

  • заторможенность в развитии выявляется в способности читать, писать и запоминать орфографию;
  • сложность в восприятии сведений;
  • плохое усвоение прочитанной информации;
  • дезориентация в пространстве;
  • нарушение, связанное с координацией движений;
  • трудности в понимании слов.

Необходимо выделить и тот факт, что дезориентация присутствует во всех симптомах дислексии. Психическое расстройство невозможно распознать по отдельности. Роль ориентации играет точность восприятия обстановки, окружаемой человеком.

К этому числу относятся и двухкамерные слова, распечатанные на бумажном листе. Необходимо учитывать и тот факт, что ребенок не способен образно изображать печатные символы и буквы, поэтому его восприятие может заполниться некими пустотами. В итоге ребенок не может принять окружающую реальность в том виде, в котором ее воспринимают его здоровые сверстники.

Симптом психического расстройства дислектиков выявляется следующими проявлениями:

  • высокий уровень интеллектуальной способности при плохих навыках чтения;
  • сложности в письме;
  • возможные проблемы со зрением, которое не соответствует нормальным требованиям;
  • повтор ошибок, возникающих в момент письма или чтения;
  • слабая успеваемость в выполнении определенных заданий;
  • низкий уровень запоминания в целом;
  • трудности, связанные с определением сторон и пространства.
  • Диагностика дислексии

    Логопеды, обследуя юных пациентов с парциальным расстройством, выявляют у них низкий уровень формирования письма, чтения и других навыков. На начальном этапе врач-логопед изучает особенность речи ребенка на уровне анамнеза, состояние речевой моторики, артикуляции и успеваемости ученика.

  1. Диагностику письменной речи необходимо проводить согласно нескольким принципам (выполнение задания по тексту, понимание, написание на слух самостоятельного задания). Одной из главных составляющих этого обследования является определение уровня формирования зрительного мнезиса и гнозиса.
  2. Диагностика устной речи включает в себя следующие принципы — формирование слоговой структуры слова, оценивание фонематического развития и звукопроизношения.
  3. Согласно показаниям обследования речи, логопеды вносят определенные дополнения, связанные с медицинским диагностическим блоком. Они могут включать в себя консультацию в детской неврологии и офтальмологическом отделении на основании проведенных тестов.

Лечение дислексии

Дислексия является проблемой многих детей на протяжении долгих лет жизни, но не влияет на развитие функционального навыка у ребенка. Не смотря на это, многие дети не достигают высокого уровня грамотности.

Лечение дислексии состоит из нескольких этапов, включающих в себя прямое и пассивное обучение. Оно связано с распознаванием слов и выделением компонентов предложений. В прямом обучении фонетические способы применяются отдельно от процесса чтения. Их можно использовать как подходы, обучающие чтению словами и выражениями.

Также рекомендовано применять подходы с воздействием на органы чувств. Они включают в себя изучение слов и выражений, интеграцию слуховых, тактильных и зрительных ощущений.
Затем рекомендуют использовать подходы с воздействием на несколько органов чувств, включающих изучение целых слов и интеграцию зрительных, слуховых и тактильных ощущений для обучения звукам, словам и предложениям.

Обучение выделения составной части слова состоит из навыков звукового смешения и формирования новых выражений. Кроме того, в процессе обучения ребенок должен уметь разделять слова на составные части и компоненты, а также грамотно определять звуки.

Навык выделения компонента в понимании текста включает в себя главные идеи, факты и детали, ответы на вопросы, чтение с выводами. Для этого пациентам позволяют пользоваться услугами компьютера, так как детям будет проще выделить печатное слово в тексте и воспринимать его при чтении.

К другим методам лечения парциального расстройства относятся перцептивный и оптометрический тренинг, развитие слуховой и зрительной памяти, медикаментозная терапия. Все эти методы являются недоказанными и непроверенными.

Профилактика дислексии назначается в дошкольном возрасте, так как именно в этот период легче всего развить у ребенка зрительные и пространственные функции, внимание, память, моторику, аналитическую и синтетическую деятельность.

Формирование лексического и грамматического речевого строя играет важную роль в развитии ребенка, как и своевременное выявление нарушений, проведение специальных занятий по изменению ФФН и ОНР, а также подготовка к изучению грамоты. Такая профилактика способствует дальнейшему выздоровлению детей, страдающих парциальным расстройством.

Видео на тему: «Ребенок, семья, общество: обучение и интеграция детей с аутизмом или дислексией».

Дислексия - расстройство, связанное с наличием трудностей в чтении. Этот недуг возникает у детей и взрослых. В основном страдает мужской пол. Диагностика и коррекция болезни осуществляется с помощью логопеда и нейропсихолога. В некоторых случаях требуется обследование у других узких специалистов. Прогноз заболевания благоприятный, если вовремя выявить наличие этого недуга и своевременно начать терапию.

    Показать всё

    Описание заболевания

    Дислексия - это затруднения в овладении навыками чтения. Расстройство обусловлено недоразвитием ВПФ (высших психических функций), которые влияют на формирование этого навыка, и в основном возникают у младших школьников. Заболевание встречается в 4,8% случаев у здоровых, а дети с ЗПР (задержкой психического развития) страдают дислексией в 20-50% случаев. У мальчиков патология регистрируется чаще, чем у девочек.

    Согласно проведенным исследованиям, причиной развития недуга является наследственная предрасположенность к нарушениям письма и чтения у пациентов с правополушарным видом мыслительной деятельности. У людей, страдающих дислексией, отмечается воздействие биологических факторов, которые влияют на появление минимальной мозговой дисфункции, а также наблюдаются психические заболевания (шизофрения). Причинами развития недуга являются перинатальное повреждение головного мозга, интоксикация ЦНС при употреблении алкоголя и препаратов матерью, а также при гемолитической болезни плода.

    К факторам развития дислексии относятся:

    • краснуха, корь, ветрянка, грипп, герпес у беременной;
    • узкий таз матери;
    • затяжные роды;
    • внутричерепные кровоизлияния;
    • задержка формирования структур головного мозга вследствие черепно-мозговых травм, нейроинфекций, детских инфекционных заболеваний;
    • ДЦП (детский церебральный паралич);
    • умственная отсталость (олигофрения);
    • нарушения речи;
    • педагогическая запущенность у ребенка;
    • высокий темп обучения и раннее начало;
    • несформированность устной речи: ФФН (фонетико-фонематическое недоразвитие) и ОНР (общее недоразвитие).

    Основные клинические проявления и виды

    В зависимости от ведущих симптомов различают литеральную (связанную с трудностями усвоения отдельных букв) и вербальную (связанную с трудностями прочтения слов) дислексию. В соответствии с нарушенными механизмами выделяют следующую классификацию видов, описание которой приведено в таблице:

    Вид Симптоматика

    Фонематическая

    Связана с недоразвитием фонематического восприятия, синтеза и анализа. Наблюдаются замены и смешения звуков между собой. Отмечается неточность понимания слов и их употребления. У пациентов отсутствуют развернутые предложения, наблюдается несвязанность слов. Некоторые дети читают по буквам и искажают звуко-слоговую структуру слова
    Семантическая Нарушение в формировании синтеза слогов. Возникает из-за бедного словарного запаса, непонимания синтаксических связей в предложении. Отмечается отсутствие понимания прочитанного текста, слов или предложений. Техника чтения сохранна
    Аграмматическая Развивается на фоне недоразвития грамматического строя речи. Наблюдается неправильное прочтение падежных окончаний существительных и прилагательных, форм и времен глаголов. Отмечается наличие аграмматизмов при чтении, в устной речи и при письме
    Мнестическая Возникает из-за нарушения речевой памяти и наличия трудностей в соотнесении букв и звуков. Ребенок не запоминает буквы, отмечаются замены и смешение букв при чтении. Он не может воспроизвести ряд из нескольких звуков или слов. Происходит изменение их порядка и сокращение количества
    Оптическая Отмечается недоразвитие зрительно-пространственных представлений. Наблюдаются смешение и замены букв, которые похожи графически и отличаются друг от друга некоторыми элементами или расположением в пространстве. Отмечается при чтении соскальзывание с одной строчки на другую. В некоторых случаях обнаруживается зеркальное чтение (справа налево)
    Тактильная Нечеткость тактильного восприятия у слабовидящих. Наблюдается у людей, страдающих плохим зрением. Происходит смешение букв, которые близки по количеству или расположению точек при чтении азбуки Брайля. Отмечаются соскальзывание со строк, пропуски букв и слов, нарушение понимания смысла прочитанного

    Дислексия у взрослых

    Дислексия у взрослых характеризуется наличием трудностей в восприятии визуальной информации и на слух. Отмечаются рассеянность и невнимательность, нарушения дикции и воспроизведения чисел. Навыки письма отсутствуют (алексия) или недостаточно развиты (дисграфия).

    Дислексики жалуются на то, что им трудно собрать буквы в слоги, слова, фразы и предложения. Наблюдаются признаки нарушения памяти. Больные не могут планировать свой день и правильно организовывать время. Отмечаются нарушения в произношении слов.

    Диагностика

    Диагностика заболевания осуществляется путем изучения сформированности устной речи, письма, чтения и неречевых процессов. Обследование пациента проводит логопед на основе изучения анамнестических сведений, которые включают в себя информацию о родах, беременности и развитии. Специалист выявляет уровень успеваемости ученика по русскому языку, состояние артикуляционного аппарата и особенности формирования речи.

    Диагностическое значение имеет исследование устной речи, в которое входит оценка звукопроизношения, фонематического развития, связной речи, лексико-грамматических средств языка. Проводится диагностика письменной речи, которая заключается в списывании текстов, самостоятельном письме и восприятии на слух. Исследуется темп и правильность чтения пациента, способ чтения, уровень понимания текста и ошибки.

    При диагностике прибегают к помощи нейропсихолога, который изучает уровень гнозиса (зрительного и слухового), мнестических способностей, анализ и синтез и оптико-пространственные ориентировки. Пациент должен пройти консультацию детского невролога (если это ребенок) или взрослого специалиста. Проводятся такие инструментальные методы исследования, как ЭЭГ и ЭхоЭГ. Чтобы выявить или исключить нарушения зрительных функций, проводят обследование у офтальмолога.

    Лечение

    С целью развития мелкой моторики, памяти, внимания и речи пациенту нужно продемонстрировать следующее действие: необходимо поочередно перебирать пальцами рук, замыкая каждый палец в колечко с большим пальцем. Начинать надо с указательного и заканчивать мизинцем. Сначала это упражнение следует выполнять одной рукой, затем другой и потом обеими одновременно. Заниматься надо по 10-15 мин 2 раза в день на протяжении 2 месяцев.

    Чтобы развивать головной мозг, можно использовать упражнение, которое называется "Зеркальное рисование". Пациент должен рисовать двумя руками зеркальные изображения или буквы. Для того чтобы он понял принцип упражнения, специалисту нужно сначала рисовать вместе с больным, потом пациент выполняет это упражнение самостоятельно каждый день несколько месяцев.

    Зеркальное письмо

    При фонематической форме недуга проводится коррекция дефектов произношения звуков и развитие полноценных фонематических процессов. Если у пациента обнаруживается семантическая дислексия, то необходимо лечить это расстройство при помощи обогащения словаря и усваивания грамматических норм русского языка. Лечение этого заболевания заключается в коррекции нарушенных сторон устной речи и неречевых процессов.

Многие родители при достижении их детьми возраста 4-5 лет узнают, что такое дислексия. Именно в этом возрасте дети начинают изучать алфавит, и тогда симптоматика дислексии всплывает на поверхность.

Дислексией называется болезнь, при которой человек не может нормально читать текст. Это расстройство вызвано слабой сформированностью или разрушением психических функций, задействованных в процессе чтения.

Данное заболевание распространено у 5% детей с нормой развития. Дислексия у детей с задержками в интеллектуальном развитии встречается намного чаще – 20-55%. Установлено, что рассматриваемое расстройство чаще встречается у мальчиков.

Для того чтобы понять особенности этого заболевания, важно изучить механизмы дислексии. В осуществлении процесса чтения участвуют следующие речевые анализаторы: двигательные, зрительные и слуховые.

Восприятие текста осуществляется по следующим этапам: сначала человек воспринимает буквы зрительно, глазами (узнает, различает их), затем соотносит данные буквы с звуками, после происходит слияние звуков в слоги – слова – предложения, и в итоге наступает понимание смысла текста. Дислексия – это нарушение очередности данных этапов.

Симптоматика дислексии имеет в большинстве случаев открытый характер и легко диагностируется родителем или специалистом (педагогом, логопедом, психологом). Как говорилось выше, заболевание обнаруживается чаще у дошкольников, однако есть случаи, когда человек узнает о наличии у себя дислексии уже в зрелом возрасте.

Как определить

Когда обнаруживается дислексия у детей, симптомы часто имеют наслаивающийся, комплексный характер. Основной список включает в себя следующие пункты:

  • Трудночитаемый, плохой почерк.
  • Медленный темп чтения, не соответствующий норме для данного возраста (этот признак является одним из наиболее часто применяемых при диагностике).
  • Написание слов наоборот.
  • Во время чтения человек трогает глаза, трет их.
  • Трудное запоминание геометрических фигур, неумение их распознавать.
  • При чтении или после ребенок жалуется на головную боль.
  • Ребенок пропускает слова во время чтения.
  • Чтение книги одним глазом.
  • Постоянное стремление ребенка избежать процесса чтения.
  • Быстрая утомляемость.

Диагностика дислексии заключается в анализе когнитивных способностей, оценке речи и психических функций. Специалист-логопед проводит обследование, включающее анализ устной и письменной речи.

Путем сбора полного семейного анамнеза выявляются аспекты, влияющие на расстройства чтения. Врач обязательно проверяет работу слуха и зрения для того, чтобы исключить другие заболевания, имеющие также симптомы дислексии.

Типология

На данный момент существует обширная классификация дислексии, описывающая ее виды, формы и этиологию. Подробное описание представлено ниже.

Виды дислексии:

  • Литературная – трудности в усвоении отдельных букв.
  • Вербальная – проблемы при чтении слов.

Выделяют следующие формы дислексии:

1. Тактильная. Характерна для слабовидящих детей. Ребенок путает буквы, схожие на ощупь, при чтении азбуки Брайля.

2. Оптическая. Является последствием слабой сформированности зрительно-пространственных представлений. Ребенок путает сходные по написанию буквы (Ы-Ь, Г-Р).

3. Мнестическая. Деформация памяти речи. Ребенку трудно соотносить звуки и буквы.

4. Аграмматическая. Причиной данного вида является недоразвитость обобщений различных форм слов. Ребенок с такой формой заболевания:

  • Неверно согласовывает существительные с прилагательными (интересная рассказ, красивый ваза).
  • Допускает ошибки в окончаниях глаголов прошедшего времени (выбегул, предлагул).
  • Меняет окончания и числа имен существительных (в гаражов, в домов).

5. Семантическая. Вызвана бедностью словарного запаса. Ребенок читает текст верно, однако не понимает прочитанного.

6. Фонематическая. Является последствием недоразвитого фонематического слуха и связанных с ним затруднений в анализе, синтезе и восприятии речи. Ребенок смешивает звуки, не дифференцирует слова, отличающиеся одной буквой, но имеющие абсолютно разный смысл (например, поп – коп, лоб — лом).

Причины

Основная причина, вызывающая дислексию у детей, – это расстройство нейробиологической системы. В этом случае происходит нарушение работы определенных участков мозга (задняя часть средней левой височной извилины). В перинатальный период (период с 28 недель беременности, процесс родов и первые 7 суток жизни ребенка) причинами данного процесса могут служить следующие факторы:

  • Токсическое поражение центральной нервной системы (является следствием медикаментозной или алкогольной интоксикации, желтухи).
  • Поражение инфекцией головного мозга плода (происходит при перенесении беременной женщиной инфекционных заболеваний).
  • Механическое повреждение головного мозга (следствие грубых манипуляций по доставанию плода из утробы матери).

В период от рождения до смерти человека отклонения в работе головного мозга, приводящие к нарушению процесса чтения, может вызвать:

  • Травмирование черепа.
  • Цепь инфекций.
  • Болезни центральной нервной системы (детский церебральный паралич, умственная отсталость, задержка в психическом развитии).

Существует также несколько не связанных с нервной системой факторов, при которых развивается дислексия, причины ее могут быть социальными:

1. Дефицит устного общения с ребенком.

3. Педагогическая запущенность.

4. Быстрый темп обучения.

5. Билингвизм (часто встречается в семьях, где родители являются носителями разных языков); обучение ребенка сразу нескольким языкам.

Доказано, что дислексия может быть обусловлена наследственностью. Существует ряд генов, которые способствуют развитию данной болезни.

Что делать

Лечение дислексии детей происходит в рамках системы занятий с логопедом. Программа выстраивается в зависимости от формы заболевания:

  • Фонематическая форма устраняется с помощью корректировки дефектов произношения звуков.
  • Коррекция дислексии семантической формы включает развитие словарного запаса.
  • При аграмматической форме у ребенка формируется новая, правильная грамматическая система образования слов и форм.
  • Устранение мнестической формы происходит путем развития зрительных и слуховых факторов, связанных с речью.
  • При оптической форме ведется изменение зрительного анализа.
  • Тактильная дислексия требует формирования умения различать на ощупь предметы.

Дислексия – болезнь чаще всего детская, однако есть случаи, когда заболевание не диагностируется в дошкольный или школьный период, таким образом сохраняясь у человека до зрелого возраста. Отсюда вытекает вопрос: что делать, когда обнаружилась дислексия у взрослых?

Затяжной и тяжелый характер имеет возрастная дислексия, что это такое, взрослый человек может узнать, только попав в среду, где есть люди, знакомые с этим заболеванием. В большинстве случае взрослый с этой болезнью слывет ленивым и глупым, даже не подозревая, что проблемы в обучении вызваны серьезным заболеванием.

Коррекция

Для коррекции дислексии можно применять следующие методы:

1. Представление письменной информации в доступной форме. Например, для того чтобы сделать текст более читаемым для человека с дислексией, нужно выровнять его по краю, а не по ширине.

2. Представлять информацию в таком виде, который удобен для больного дислексией. Чаще всего взрослый человек с дислексией знает комфортный для него способ восприятия информации. Это могут быть карты, таблицы, отдельное преподнесение цифр и слов и другое.

3. Создавать индивидуальные условия. Больной дислексией человек может быстрее воспринимать информацию при наличии определенных условий. Это может быть уединенное рабочее место, более длительное время на выполнение задания, специальное программное обеспечение, наличие помощника, изменение формата документов (например, перевод из печатного текста в аудиоформат – для этого существует множество современных программ).

4. Использовать простой и понятный шрифт. Человеку комфортнее читать шрифт, имеющий ровный строй, без засечек, 12-14 размера (например, Arial, Tahoma, Helvetica и другие).

5. Предъявлять текст на бумаге высокого качества. Используйте плотную, не просвечивающую бумагу.

Так как большинство взрослых не подозревают о своем заболевании, то важно в корректной форме рассказать человеку о нем и порекомендовать хорошего специалиста в этой области. Помните, что в данном случае вы несете ответственность за конфиденциальность информации. Автор: Екатерина Липатова

Дислексия – это распространенная проблема обучения у детей, проявляющаяся специфическим расстройством чтения. Заболевание имеет неврологическую природу и характеризуется неспособностью человека правильно и быстро распознавать слова, а также осваивать навыки правописания.

Классификация дислексии

В основе классификации дислексии лежат различные критерии. Так, в зависимости от нарушенных операций процесса чтения, выделяют аграмматическую, семантическую, оптическую, мнестическую, тактильную и фонематическую дислексию.

Аграмматическая форма заболевания связана с недоразвитием грамматического строя речи, синтаксических и морфологических обобщений. Характеризуется изменением числа местоимений и существительных, падежных окончаний, неправильным согласованием прилагательных и существительных, неверным употреблением глаголов 3 лица прошедшего времени. Чаще встречается у лиц, страдающих системным недоразвитием речи.

Семантическая дислексия проявляется нарушением понимания прочитанных слов и предложений при технически правильном чтении. Это обусловлено двумя основными факторами: нечеткостью представлений о связях синтаксического характера и трудностями синтеза звуков и слогов.

При проблемах, которые связаны с усвоением и смешением похожих букв, говорят об оптической дислексии. При этом смешиваемые буквы могут быть очень похожи и различаться лишь в одном элементе, например, М и Л, либо состоять из однотипных, но по-разному расположенных в пространстве частей, как Г и Т или Р и Ь.

Мнестическая форма заболевания проявляется в том случае, если трудности связаны с усвоением всех букв. Она обусловлена тем, что у ребенка нарушаются процессы установления связей между конкретным звуком и соответствующей ему буквой.

У слепых и слабовидящих детей наблюдается тактильная дислексия, причиной которой является нечеткость осязательного восприятия.

Фонематическая дислексия распространена среди школьников младших классов и характеризуется тем, что они в течение 2-4 лет не могут научиться читать правильно. Одни ученики с трудом усваивают буквы и не умеют складывать их в слова и слоги, другие дети учат их легко, но при чтении делают много ошибок, поскольку для них буква не является обобщенным графическим знаком (графемой). По мнению автора представленной классификации дислексии это обусловлено плохим фонематическим слухом.

Таким образом, семантическая, аграмматическая и фонематическая дислексии возникают вследствие несформированности речевых функций, а оптическая, тактильная и мнестическая – из-за недоразвитости психических функций.

Симптомы дислексии

К характерным симптомам дислексии, с которыми сталкиваются дислектики, можно отнести следующие проблемы:

  • Дезорганизация;
  • Задержка в развитии;
  • Пространственная дезориентация;
  • Непонимание прочитанного;
  • Трудности с усвоением слов и восприятием информации;
  • Неуклюжесть, нарушение координации.

Также стоит отметить некоторые другие симптомы дислексии, не связанные с умственным развитием:

  • Плохие навыки чтения при высоком уровне интеллекта;
  • Повторение ошибок, которые возникают в процессе чтения или письма;
  • Неспособность выполнения задания за время, которое на него отведено;
  • Трудности в письме;
  • Плохая память;
  • Трудности с определением правой и левой сторон, верха и низа.

Лечение и коррекция дислексии

В лечении дислексии важен индивидуальный подход. Каждому пациенту подбирается специальная программа коррекции. Благодаря подобным курсам страдающие заболеванием овладевают навыками чтения и намного увереннее чувствуют себя в самых разных сферах деятельности. Среди методов коррекции дислексии можно выделить устную работу, применение разнообразных технических средств, а также альтернативные способы обучения.

Зачастую расстройство остается проблемой на всю жизнь, одновременно с этим нередко встречаются случаи развития навыков чтения. Однако должного уровня грамотности определенная часть дислектиков не достигает никогда.

Особенностью лечения дислексии является то, что корректировке подвергается весь учебный процесс, включая непрямое и прямое обучение навыкам выделения отдельных компонентов и распознавания слов. Прямое обучение – это использование специальных фонетических методов независимо от процесса освоения навыков чтения, непрямое – внедрение этих методов непосредственно в программу обучения. При этом подход к процессу может быть разным: либо последовательное изучение звуков, слов и предложений, либо обучение чтению словами и выражениями в целом.

При коррекции дислексии важно использовать подходы, при которых задействовано сразу несколько органов чувств (зрение, слух, осязание). В связи с этим полезным для ребенка является освоение компьютера.

Применение других способов лечения дислексии (например, перцептивного или оптометрического тренингов), а также медикаментозной терапии не имеют доказанной эффективности, а потому их использование не рекомендовано.

При подозрении на дислексию и в случае любых нарушений речи необходима консультация врача-логопеда.

Видео с YouTube по теме статьи: