Дидактическая игра «Найди предмет такой же формы. Дидактическая игра «Угадай, что здесь изображено»
Педагоги детского сада № 221 ОАО «Российские железные дороги» г. Иркутска провели внутрисадовский смотр-конкурс на создание дидактических зонтиков и прислали в редакцию фотографии своей новой коллекции.
К каждому зонтику прилагается «инструкция по методическому применению».
Добро пожаловать на зонтичный вернисаж!
Краеведческий зонтик «Родной город»
Модель педагогов Ирины Ларионовой и Елены Ильиной
С помощью этого зонтика можно познакомить детей с самыми главными достопримечательностями города, с его архитектурными памятниками.
Зонтик украшен открытками с видами родного города. Иркутску очень много лет, и многие красивые здания города построены очень-очень давно. Старые мастера старались, чтобы их здания выглядели красивыми. И вот уже много лет люди следят за тем, чтобы эта красота не пропала: дома ремонтируют, красят, обновляют.
Логопедический зонтик
Модель педагога Татьяны Коносовой
С помощью этого зонтика можно играть в логопедические игры.
Дидактическая игра «Подбери по смыслу»
Детям предлагаются карточки с картинками, к которым надо подобрать парные карточки. Изображения на парных карточках должны быть по смыслу связаны с изображением на исходных карточках. Например, на первой карточке изображены цветы. Парной карточкой к ней может служить карточка с изображением вазы. А рисунку с грибами соответствует рисунок корзины.
На карточках изображены геометрические фигуры. В комплекте существуют карточки с изображениями предметов, форма которых напоминает эти фигуры, - по три карточки к каждой фигуре. Дети подбирают карточки с предметами и помещают их под карточки с фигурами.
Дидактическая игра «Что из чего?»
В наборе карточки подобраны по темам: продукты из молока; изделия из резины; изделия из пластмассы; изделия из металла; изделия из льна, хлопка; продукты из ржи, пшеницы; изделия из дерева; изделия из шерсти. Из всего обилия карточек дети должны подобрать те, что соответствуют одной из тем.
Зонтик здоровья
Этот зонтик помогает знакомить детей с
правилами личной гигиены и учит бережному
отношению к своему здоровью.
Картинки можно использовать для таких
дидактических игр.
Педагог или другой ведущий указывает на
какую-нибудь картинку и просит детей сказать,
хорошо это или плохо с точки зрения здоровья
человека. Можно играть без лишних слов: ведущий
показывает картинку, дети поднимают зеленую
карточку, если согласны с действиями персонажа
на картинке, и красную, если так поступать не
следует.
Дети могут отвечать на безмолвный вопрос
ведущего движениями. Например, прыгать, если
картинка им нравится. Если же картинка вызывает
негативное отношение, дети садятся на пол.
Экологический зонтик
Модель педагогов Татьяны Широбоковой и Людмилы Марковой
Этот зонтик раскрывается на занятиях по экологии. Это сигнал: наступило время экологической викторины.
Зонтик-матрешка
Модель педагогов Любови Чесаковой и Валентины Шабалиной
Это зонтик для самых маленьких. Он помогает закрепить представления детей о временах года, сезонных явлениях и сезонной одежде.
В кармашках на куполе зонтика сложены картинки с бумажной одеждой для мальчика и девочки. Зонтик также украшен пуговицами и застежками для развития мелкой моторики рук и по смыслу напоминает сенсорный коврик, только в объеме.
Зонтик времен года
Модель воспитателей Оксаны Макаровой и Светланы Протасовой
Этот зонтик помогает закрепить знания детей о временах года; учить соотносить иллюстрации, описание природы в стихах и прозе с определенным временем года, а также умение детей ориентироваться в спортивных и подвижных играх по сезонам.Купол зонтика разделен на четыре цветных сектора:
красный - лето,
зеленый - весна,
желтый - осень,
белый - зима.
К нему прилагается конверт с картинками, изображающими различные сезонные изменения.
Дидактическая игра «Угадай, какое время года»
Один из детей встает спиной к
воспитателю или к другому ведущему. Ведущий
вращает зонт. В определенный момент ребенок
говорит: «Стоп!». Зонтик застывает в руках
ведущего. Ребенок поворачивается и смотрит,
какая цветная часть зонта «смотрит» на него.
Ребенок перечисляет приметы этого времени года и
нанизывает соответствующие иллюстрации на зонт.
Возможен и другой вариант: ребенок рассказывает
стихотворение или сочиняет рассказ об этом
времени года.
Зонтик сказочных воспоминаний
Модель педагога Елены Никоновой
К куполу зонтика на тонких и прочных нитках крепятся сказочные персонажи. Дети читают стихотворение, произносят закличку или считалку. Педагог в это время крутит зонтик за ручку. С последним словом зонтик замирает. Дети должны назвать персонажа, который оказался перед ними, описать его, вспомнить эпизод из сказки.
Можно играть в загадки: ведущий (или дети) загадывает «зонтичного» персонажа и предлагает водящему его описание. Водящий по описанию должен определить, кто задуман.
Зонтик кукольной моды
Модель дефектолога Ольги Вдовенко и педагогов Нины Балашовой и Марины Черепиной
Под купол зонтика подвешивают кукольные платья. Зонтик можно использовать для ролевой игры, а также для дидактических игр. В этом случае требуется выставлять в ателье сезонную одежду, одежду для мальчиков или для девочек.
Веселый зонтик для самых маленьких
Модель педагогов Светланы Прядкиной и Светланы Москвиной
С его помощью можно учить малышей узнавать знакомые предметы и называть их признаки, учить различать геометрические фигуры, называть виды транспорта, названия животных; развивать тактильные ощущения, мелкую моторику, зрительное внимание.
К зонтику прилагаются:
набор геометрических фигур (объемные подвески);
набор предметных картинок (насекомые, животные, птицы, транспорт);
набор «Фрукты - ягоды» (застежки);
явления природы (подвески: солнце, облако, туча, дождик, месяц, звездочка, снежинка).
Астрономический зонтик
Модель дефектолога Инны Багодеровой и педагогов Натальи Утюговой и Галины Зиновьевой
Зонтик помогает знакомить детей со звездами, планетами, другими небесными телами.
Зонтик-цветок
Модель педагогов Екатерины Азаренко и Екатерины Малашкиной
Зонтик-цветок - модификация сенсорного коврика для малышей.
Его купол обтянут синтепоном и украшен различного рода шнуровками, застежками, липучками, пуговицами, замочками, завязками и т.п.
Цель: учить детей создавать в воображении образы на основе схематического изображения предметов.
игра состоит из набора карточек с различными фигурками. На каждой карточке нарисована фигурка, которая может восприниматься как деталь или контурное изображение какого-либо предмета.
Взрослый предлагает детям поиграть в игру. Он им будет показывать картинку из набора и спрашивать детей, на что она похожа. Воспитатель стремится к тому, чтобы каждый ребёнок придумал что-то новое, что ещё не говорил никто из детей. Игру можно повторять неоднократно, используя каждый раз новый материал. Карточки заламинированы, поэтому можно раздать детям фломастеры и они самостоятельно дорисуют картинку.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дидактическая игра «На что это похоже?»
Цель: учить детей создавать в воображении образы на основе схематического изображения предметов.
игра состоит из набора карточек с различными фигурками. На каждой карточке нарисована фигурка, которая может восприниматься как деталь или контурное изображение какого-либо предмета.
Взрослый предлагает детям поиграть в игру. Он им будет показывать картинку из набора и спрашивать детей, на что она похожа. Воспитатель стремится к тому, чтобы каждый ребёнок придумал что-то новое, что ещё не говорил никто из детей. Игру можно повторять неоднократно, используя каждый раз новый материал. Карточки заламинированны, поэтому можно раздать детям фломастеры и они самостоятельно дорисуют картинку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль дидактических игр во всестороннем развитии дошкольников. Дидактическая игра «Что для чего»
Дидактическая игра «Что для чего».Дидактическая игра на развитие внимания "Что для чего".Цель: развитие зрительного внимания, классификации органов чувс с внешними факторами, развития мышления.Детям п...
Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
Игры в своем развитии эволюционируют от предметных к ролевым и от ролевых к дидактическим. Интерес детей в дидактической игре перемещается от игрового действия к умственной задаче.
Дидактические игры конструируются по-разному. В некоторых из них есть все элементы ролевой игры: сюжет, роль, действие, игровое правило, в других – только отдельные элементы: действие или правило, или то и другое. Поэтому по структуре дидактические игры делятся на сюжетно-ролевые и игры-упражнения. В дидактической игре ее замысел, правило, действие и включенная в них умственная задача представляют собой единую систему формирующих воздействий.
В настоящее время в области компьютерного моделирования получил широкое распространение так называемый объектно-ориентированный подход. Для успешного обучения информатике в процессе игры необходимо применять не только модели изучаемого материала, но и предметы, окружающие школьника.
Психологи установили, что усвоение ребенком знаний начинается с материального действия с предметами или их моделями, рисунками, схемами, При этом образы предметов, их свойства, признаки и действия, которые дети осуществляют с предметами или их моделями, переносятся в план представлений. Практические действия дети описывают словесно. Это процесс отражает взаимодействие ученика с познаваемым материалом. Таким образом осуществляется связь между материальной и внешнеречевой формами действия и активизируется учебная деятельность ребенка. Учебная задача – ключевой компонент учебной деятельности. При постановке учебной – дидактической задачи необходимо выполнение следующих требований: 1. Дидактическая задача должна ориентировать школьника на поиск нового способа действия, мотивировать их познавательную деятельность. 2. В процессе ее решения учащиеся должны осознать необходимость и рациональность нового знания. Перед проведением дидактической игры надо доступно изложить сюжет, распределить роли, поставить перед детьми познавательную задачу, подготовить необходимое оборудование. Если дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, игровым действием, то в ходе беседы с детьми Учитель должен обратить на нее внимание.
В игре следует продумывать не только характер деятельности детей, но и организационную сторону, характер управления игрой. С этой целью используются средства обратной связи с учеником. В большинство игр надо вносить элементы соревнования, что также повышает активность детей в процессе обучения. В конце урока учитель вместе с детьми, подводя итоги соревнования, обращает внимание на дружную работу команды, что способствует формированию чувства коллективизма. Необходимо отнестись с большим тактом к детям, допустившим ошибки. Ошибки учащихся надо анализировать не в ходе игры, а в конце, чтобы не нарушать впечатление от игры. При помощи проведения дидактических игр в начальной школе достигается оптимальная реализация познавательного потенциала ученика.
Методической основой для разработки данных уроков послужил курс информатики в начальной школе, разработанный под руководством А.В. Горячева (“Информатика в играх и задачах”, 3-й класс, часть 1). Уроки формируют отношение к компьютеру как к средству решения различных задач, развивают у школьников навыки решения задач с применением следующих подходов к решению - системный подход (рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей), объектно-ориентированный подход (постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием). Уроки посвящены повторению темы “Свойства объектов” и используют компьютерные технологии для повышения уровня усвоения учениками теоретического материала. В ходе уроков подобраны игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводящую, контролирующую и поисковую. Урок 2 проходит в виде соревнования, где каждый ученик, выполняя самостоятельно задание, тем самым помогает своей команде достичь заранее поставленной цели.
Урок 1
Дидактическая цель урока: закрепление темы “Свойства объектов”. Изучение приемов создания одного документа из нескольких.
Образовательные:
- закрепление ранее пройденного материала по теме “Свойства объектов”;
- изучение и освоение способов копирования, вставки объектов в одном документе и из одного документа в другой.
Воспитательные:
- повышение мотивации учащихся путем игрового изложения материала;
- способствовать установлению уважительных межличностных отношений.
Развивающие:
- представлять общий итог работы.
Тип урока: урок закрепления материала по указанной теме, овладение новыми знаниями.
Оборудование: тестовый редактор MS Word.
Ход урока
- Учитель. Сегодня, используя знания о свойствах объектов, мы с вами сочиним новогоднюю историю, предварительно заполнив схемы состава и свойств некоторых объектов при помощи тетради и компьютера.
Урок 2
Тема: свойства объектов, создание одного документа из нескольких.
Дидактическая цель урока: закрепление приемов создания одного документа из нескольких.
Задачи урока:
Образовательные:
- закрепление ранее пройденного материала по теме “Свойства объектов. Создание одного документа из нескольких”;
- формирование инвариантного стиля мышления;
- закрепление умений применения на практике способов копирования, вставки объектов из одного документа в другой.
Воспитательные:
- воспитание чувства ответственности, аккуратности;
- способствовать установлению уважительных межличностных отношений посредством сочетания индивидуальной работы с коллективной.
Развивающие:
- развивать умение концентрировать внимание на основном;
- научить учащихся корректно представлять результаты своей работы.
Тип урока: урок систематизации изученного материала с игровыми элементами.
Оборудование: тестовый редактор MS Word, 2 дискеты 3,5.
Ход урока
- Организационный момент. Объявление темы и цели урока.
- Учитель: На прошлом уроке каждый из вас сочинил новогоднюю историю, а сегодня мы будем сочинять новогоднюю сказку, но не каждый самостоятельно, а объединившись в 2 группы. Знания о свойствах объектов помогут справиться вам с этой задачей. Сколько сказок мы с вами должны сегодня написать? (2)
Учитель делит класс на 2 группы (можно поставить на компьютеры таблички с цифрами 1 или 2). Желательно, чтобы в одной группе были объединены дети за рядом стоящими компьютерами. За каждое правильно выполненное задание команда получает один жетон красного цвета. Побеждает команда, накопившая больше жетонов.
Представитель выигравшей команды выбирает задание для своей команды. В конверте для команды 8 (по числу человек в команде - на каждого по два вопроса) карточек, которые немедленно раздаются членам команды, и одна дискета с новым документом Word - “Сказка1” и “Сказка2” соответственно. На конверте - задание для всей команды: “Разделите задания между участниками, когда все задания будут выполнены, соберите ответы в правильном порядке на дискете в документ “Сказка”, пользуясь командами меню “Правка”/ копировать / вставить ”. Примеры заданий можно найти в Приложении 2 .
Что можно получить в результате проведения игры?
- Понимание и усвоение материала;
- Развитие умений и навыков работы в команде, наблюдения и принятия решения, способностей контактировать и слушать других, лидерских качеств;
- развитие продуктивного мышления, наблюдательности, памяти, творческих способностей, организаторских способностей;
- развитее отношения к компьютеру как к инструменту, средству достижения цели.
Дидактические ценности игры:
- это активная форма работы;
- участники учатся слушать и слышать друг друга;
- учителю легко поддержать трудного ребенка, обратив внимание на его идею.
Литература
- Горячев А.В., Горина К.И. Информатика в играх и задачах 3 класс: методические рекомендации для учителя. М.: Баласс, 2004
- Жикалкина Т.К. Игровые задания по математике. М.: Просвещение, 1989
- Истомина Н.Б. Теоретические основы методики обучения математики в начальных классах. М.: Воронеж, 1996
Дидактические игры - это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания. Дидактические игры специально созданы педагогами для обучения детей. Это один из методов активного обучения дошкольников и учеников начальной школы, и это не случайно. Ребенок не будет сидеть и слушать нудную лекцию или доклад, он ничего не запомнит, потому что ему это не интересно. Ребенок любит играть. Поэтому педагогика соединила приятное с полезным, играя в дидактические игры, ребенок обучается, сам того не подозревая. Ему интересно. Он запоминает. Множество дидактических игр на совершенно разные темы мы предлагаем воспитателям и учителям начальных классов, а также родителям на сайте 7гуру.