Главная · Аппендицит · Что такое изменение личности, расстройства личности. Расстройства и изменения личности Какие болезни приводят к изменению личности

Что такое изменение личности, расстройства личности. Расстройства и изменения личности Какие болезни приводят к изменению личности

Внимание читателям сайт! Данная статья носит ознакомительный и просветительский характер. Если у вас и ваших родственников, близких и знакомых возникли похожие проблемы, то обратитесь к врачу-психиатру в психоневрологический диспансер по месту регистрации, приемный покой психиатрической больницы, или в регистратуру института психиатрии. Мы не занимаемся ни диагностикой, ни лечением психиатрических заболеваний! Мы оказываем услуги индивидуального психологического консультирования.

Личностный сдвиг и дефекты личности — это термины из большой психиатрии. Хотя психиатрические заболевания не находятся в сфере ответственности психологов и психотерапевтов, мы все же решили написать небольшую статью. Ее цель -дать общее представление о шизофрении и влиянии этой болезни на личность. Важно понимать, что есть и другие психиатрические заболевания, влияющие на личность, например, маниакально-депрессивный психоз и проч. Признаки подобных заболеваний относятся к пятому, шестому и более глубоким уровням Данная статья для общего ознакомления. Если у вас или ваших близких есть признаки нижеописанные проблемы, то вам следует обратиться за профессиональной консультацией к врачам-психиатрам, например в НЦПЗ РАМН (Каширское шоссе, 34) или в Институт Психиатрии (Потешная,3) .

Люди пугаются слова «шизофрения» и часто считают, что любой человек с психологическими проблемами – «сумасшедший», «шизофреник», «психопат». В этом материале мы разберемся, кто считается нормальным и кого можно назвать ненормальным, а также когда стоит бить тревогу и бежать к психиатру, а когда стоит обратиться к психотерапевту.

Что есть нормальность и ненормальность?

У слова «ненормальный» есть два значения. Одно из значений — это сумасшедший, то есть не ориентирующийся во времени, пространстве и собственной личности. Второе значение слова «ненормальный» относится к патологии чувства совести и нравственных чувств. «Человек с нормальной психикой» означает, что индивид обладает совестью и способностью испытывать высшие моральные чувства (сострадание, сопереживание, сочувствие, любовь и привязанность). «Человек с ненормальной психикой» лишь одевает «маску нормальности», то есть, по сути, он лживый, лицемерный, хитрый, подлый, бессовестный, аморальный, бесчувственный, агрессивный, распущенный, развязный психопат. Такой лишь притворяется нормальным. Подробнее о психопатах можно прочитать в книге . Если вы ознакомитесь со статьей то увидите, что психопатии могут быть самостоятельным психической патологией. Также они могут быть маской для растройств более глубокого уровня - так называемые психопатодобные симптомы при шизофрении или других психических заболеваниях.

В данной статье мы говорим о шизофрении.

Психопатию (т. е. расстройство личности) и психопатоподобные симптомы, маскирующие шизофрению можно диагностировать разными способами. Вообще в психиатрии диагностика делается по уровням (всего их 11). Задача психиатра, расспрашивая человека и наблюдая за его мимикой, жестами, словами, правильно определить синдромы, относящиеся к наиболее глубокому уровню и проследить динамику изменения синдромов во времени. . Синдромы 1,2,3 уровня могут быть у любого нормального человека с психотравмами. Синдромы 1, 2, 3 уровня могут быть вызваны стрессом и длительным общением с неадекватным окружением. Такими людьми занимается врач-психотерапевт и его помощники - психологи.Однако за симптомами первых уровней могут скрываться расстройства более глубокого уровня, например -четвертого и пятого. Симптомы, специфические для шизофрении (например, кататония) относятся к 5 уровню пирамиды психопатологических симптомов и синдромов.
Простой человек не может отличить у своих близких невроз от неврозоподобной формы шизофрении, а субдепрессивное состояние, вызванное длительным стрессом, от депрессии, чреватой высоким риском суицида (такая депрессия бывает при неблагоприятном течении шизофрении).

Можно беспокоиться за близких, если у них видны следующие признаки – показная безнравственность и агрессивность.

Кстати, психопатии и шизофрения могут иметь особенно схожие симптомы в начале болезни. Отличить, психопатия ли это в чистом виде или это начало шизофрении под маской психопатоподобного поведения может только врач-психиатр.
Например, общее у них может быть следующее – путаница между нравственным и безнравственным и сексуально распущенное поведение. Во время консультации врач-психиатр предлагает человеку пройти специальные тесты, определяющие патологию мышления. Особое внимание уделяется умению отличить главные признаки от второстепенных, понимать правильно смысл общеупотребительных слов. Первые признаки патологии мышления видны как путаница в различении смысла слов, одинаковых по звучанию и написанию, но разных по значению. Например, многозначное слово «развитие» при патологии мышления трактуется неверно.

Симптомы же 1-3 уровней (соответственно — , неврозы) могут быть как у человека со стрессом, так и с проблемами обмена гормонов в каком-то участке головного мозга или серьезной болезнью других органов тела. Отличить, что явилось причиной - стресс, биология или то и другое вместе может специалист, да и то не очень быстро, иногда это может занять до года наблюдений.

Диагноз «шизофрения»

Даже если специалист-психиатр увидел признаки 4, 5 уровней, замаскированные синдромами 1,2 и 3 уровней – важно понимать, что очень многие психические болезни и успешно лечатся, и останавливаются в развитии на ранней стадии. Тут конечно уже вступают в дело медицинские препараты. Очень небольшая часть расстройств переходит в тяжелые формы с нарастанием дефекта личности.

Если болезнь у вашего близкого уже началась – ему важно немедленно обратиться за психиатрической помощью и получить медикаментозное лечение.

Тогда болезнь останавливается в развитии, буквально на том моменте, когда человек обратился за помощью. И остаются большие шансы прожить более менее полноценную жизнь, завести семью, работать, растить детей.
Говоря о детях люди часто боятся, что шизофрения передается по наследству. Это верно, но, опять же, вероятность наследования у многих психических болезней не очень высокая, у некоторых болезней 2-4 процента.
Шизофрению обычно понимают как бред преследования, галлюцинации и острый психоз с потерей способности ориентироваться во времени, месте и собственной личности. Но это все в острой форме, а другие формы шизофрении не так заметна неспециалистам, просто плавно происходят негативные изменения личности (специфические для шизофрении нарушения в мышлении, обеднение эмоций, равнодушие к родственникам). Характер человека с течением болезни становится агрессивным, а способность добиваться целей и трудиться пропадает.
И как раз безнравственное или сексуально распущенное поведение дает сигнал – пора бы провериться у психиатра. Сделав это своевременно, можно остановить нарастание дефекта личности, называемое в просторечии «слабоумием». В зависимости от того как протекает шизофрения с бредом или галлюцинациями (это называется с позитивными проявлениями sch) или просто с выпадением функций мышления и эмоций (это называется с негативными проявлениями sch) могут сформироваться разные виды конечного психического дефекта.

Как с этим жить родственникам больного человека?

Если человек болен шизофренией, то ему нельзя нервничать, потому как стрессоустойчивость ее намного ниже чем, у человека здорового. Близким желательно создать обстановку максимально благоприятную для его самочувствия.
Что делать родственникам? Крепиться и выяснить у психиатра все возможные варианты развития болезни близкого человека. Важно выяснить, восстановится ли личность человека полностью? Какие личностные функции пропадут и что можно из этого восстановить? Какие препараты нужно пить и в какой дозировке, чтобы предотвратить выпадение функций личности? Какой дефект личности у человека уже формируется в результате негативных изменений на личностном уровне:

  • психопатоподобный дефект;
  • ответственный за снижение психической активности - псевдоорганический дефект;
  • дефект личности типа «фершробен»;
  • дефект личности типа «простого дефицита».

Еще нужно выяснить у врача-психиатра, насколько у человека редуцирован энергетический потенциал (тонус поведения и всех действий, устремленность к цели, снижение побуждений, сужение круга интересов) и получить прогноз по негативной динамике изменений личности человека.

Чего ждать при нарастании дефекта личности?

Если у человека формируется дефект личности типа «фершробен» , у родственников будут трудности с его опрятностью и странной вычурной одеждой, захламлением квартиры, бестактным поведением, неуместными шутками и полным равнодушием ко всем родственникам, в том числе к собственному ребенку. Это означает, что родственникам нужно быть готовым к тому, что всю ответственность о ребенке больного человека придется нести им самим.
Если у человека формируется дефект личности типа «простого дефицита», то родственники увидят примерно следующее. При столкновении с малейшими трудностями у человека будут реакции избегания и отказа, он перестанет учиться, бросит работу, без колебаний согласится со статусом инвалида.
Кроме беспомощности родственники увидят эгоцентризм. Либо безжалостно эгоистичное поведение, эксплуатирующее и истязающее родственников. Либо больной превратится в послушного и подчиняющегося чужой воле человека, который при этом не способен испытывать чувства по отношению к родственникам.

Если врач-психиатр скажет, что нет редукции негативных личностных изменений, тогда нужно выяснить, нет ли у больного постпроцессуального развития личности в виде личностного сдвига.

И если есть постпроцессуальный личностный сдвиг – то нужно выяснить его форму: аутистическое развитие или психастеническое развитие личностного сдвига. Это поможет вам понять, как изменится характер заболевшего человека в результате болезни. Так при аутистическом развитии личностного сдвига он станет нелюдимым, отшельником, равнодушным к близким. А при психастеническом развитии личностного сдвига будет он вести себя как послушный ребенок, который будет изводить родственниками сомнениями, вопросами и несамостоятельностью.
Больной может потерять некоторые коммуникативные навыки, тогда в фазе ремиссии ему предлагается позаниматься с психологом, чтобы восстановить утраченное — например, умение правильно распознавать эмоции. Вообще больной шизофренией должен постоянно обследоваться у своего лечащего врача, а при малейших изменениях эмоционального состояния приходить на прием без очереди.

Итак, как жить, если близкий болен шизофренией?

1. Как можно раньше обследовать заболевшего человека у профессионального психиатра, чтобы предотвратить нарастание дефекта личности с помощью медикаментов.
2. При получении им диагноза следить за тем, чтобы он постоянно принимал лекарства и регулярно консультировался с лечащим врачом, был под наблюдением.
3. Подготовиться. Создать дома спокойную обстановку. Возможно, придется взять на себя заботы по уходу за больным человеком, а также ответственность по воспитанию детей больного.
И помните – далеко не всегда за странным поведением скрывается шизофрения, часто люди проявляют признаки психопатологических состояний, находясь в стрессе, неврозе, субдепрессии. Не пугайтесь раньше времени, во всех сложных случаях консультируйте своих близких только у врачей-психиатров!

  • Глава 21. Психогенные заболевания 405
  • Глава22. Расстройства личности (психопатии). Нарушения
  • Глава 23. Умственная отсталость (олигофрения) 457
  • Глава24. Особенности психических расстройств в детском
  • Глава 25. Ургеитные состояния в психиатрии 486
  • Часть IV. Социальные и правовые аспекты
  • Глава 26. Принципы организации и правовые основы ока­зания психиатрической помощи. Медицинская деон­тология 499
  • Глава27. Экспертиза нсихнчески больных 508
  • Часть I общие вопросы психиатрии
  • Глава 1. Общетеоретические основы психической патологии
  • Глава 2. Психиатрическое обследование
  • Часть II общая психопатология
  • Глава 3. Общая семиотика
  • 1Не следует путать понятие невроза как невротического уровня расстройств с неврозами - названием группы психогенных заболева­ний с мягкой симптоматикой невротического уровня (см. Раздел
  • VI Помрачение сознания
  • Глава 4. Расстройства ощущений и восприятия
  • Глава 5. Расстройства мышления
  • Глава 6. Мнестические расстройства
  • Глава 7. Нарушения интеллекта
  • Глава 8. Расстройства эмоционально­волевой сферы
  • Глава 9. Расстройства двигательной сферы
  • Глава 10. Нарушения сознания
  • Глава 11. Пароксизмальные расстройства
  • Глава 12. Соматические расстройства и нарушения физиологических функций как проявление психической патологии
  • Глава 13. Понятие личности. Изменения личности при психических заболеваниях
  • Глава 14. Классификация психических расстройств
  • Глава 15. Терапия психических расстройств. Основные принципы профилактики и реабилитации
  • Часть III
  • Глава 16. Органические заболевания головного мозга. Экзогенные и соматогенные психические расстройства
  • Глава 17. Эпилепсия
  • Глава 18. Психические
  • Глава 19. Шизофрения. Шизотипические расстройства. Бредовые психозы
  • Глава 20. Маниакально-депрессивный психоз и другие аффективные расстройства
  • Глава 21. Психогенные заболевания
  • Глава 22. Расстройства личности (психопатии). Нарушения влечений
  • Глава 23. Умственная отсталость (олигофрения)
  • Глава 24. Особенности психических расстройств в детском возрасте
  • Глава 25. Ургентные состояния в психиатрии
  • Часть IV. Социальные
  • Глава 26. Принципы организации и правовые основы оказания психиатрической помощи.
  • Глава 27. Экспертиза психически больных
  • Любан-Плоцца Б., Пельдингер В., Крегер Ф. Психосоматический боль­ной на приеме у врача. - СПб., 1996. - 255 с.

    Общая сексопатология: Руководство для врачей / Под ред. Г. С.

    Васильченко. - М.: Медицина, 1977.

    Семке В.Я. Истерические состояния. - М.: Медицина, 1988. Тополянский В.Д., Струковская М.В. Психосоматические расстрой­ства. - М.: Медицина, 1986. - 384 с.

    Глава 13. Понятие личности. Изменения личности при психических заболеваниях

    Личность - одно из основополагающих понятий психологии. Личностью в психологии называют социальное качество инди­вида, характеризующее неповторимый склад его индивидуаль­ных свойств, представленных в предметной деятельности и об­щественных отношениях. Таким образом, индивидуальные особенности человека становятся личностной чертой тогда, когда они реализуются в его отношениях с другими людьми. Из этого также следует, что к понятию личности следует от­носить тот отпечаток, который остается в душах окружающих при общении и совместной деятельности с данным индивидом.

    Приведенное определение указывает на сложности, которые должен испытывать врач при анализе личности больного. В процессе опроса пациента весьма легко выявить особеннос­ти его мышления, эмоционального склада, ознакомиться с его мировоззрением, однако для полной личностной характерис­тики необходимо наблюдение за человеком в процессе его ежедневной деятельности и общения. Это определяет необхо­димость сбора объективных анамнестических сведений и тща­тельного анализа ранее совершенных больным поступков.

    В большинстве случаев в практической психиатрии врачу удается проанализировать не личность больного в целом, а его индивидуальность (склад личности), т.е. уникальный набор пси­хологических черт, составляющих своеобразие человека, его отличие от других людей. Такими чертами являются способ­ности, темперамент, характер и направленность личности.

    Способности - это психологические особенности человека, определяющие его успешность в приобретении знаний, умений и навыков. Способности не предполагают наличия навыков и знаний как таковых, однако указывают на легкость, с кото­рой эти новые знания приобретаются. Исследования указыва­ют на значительную роль наследственных биологических фак­

    торов в формировании способностей человека. Так, изучение однояйцевых близнецов показывает сходные показатели способ­ностей (например, индекс IQ). Вместе с тем следует учиты­вать, что приобретенный опыт обучения, имеющиеся к дан­ному моменту знания человека позволяют ему усвоить больший объем новых сведений в будущем. Способности являются ос­новой всей дальнейшей деятельности человека, а значит, и его личности. Однако у взрослого человека можно наблюдать, как приобретенные посредством высоких способностей черты ха­рактера закрепляются и сохраняются тогда, когда сами способ­ности уже утрачиваются. Так, авторитет пожилого человека, уважение к нему окружающих могут быть основаны на тех поступках, которые он совершил в прошлом, и это мешает врачу оценить истинное состояние его способностей.

    Темпераментом называют совокупность устойчивых, инди­видуально неповторимых, природно обусловленных динами­ческих проявлений психики. К таким проявлениям относят скорость, силу, подвижность психических процессов, способ­ность к длительному поддержанию активности, преобладающий фон настроения. Основные свойства темперамента можно про­следить с раннего детства. Они отличаются особым постоян­ством и обнаруживаются в самых разных сферах поведения и деятельности, что говорит об их наследственной обусловлен­ности.

    Темперамент можно охарактеризовать через следующие его свойства: сенситивность (порог раздражительности), силу и быстроту автоматизированных реакций, активность (энергети­ческий потенциал), скорость протекания психических реакций (темп). Темперамент человека проявляется не только в его по­ступках, но и в речи, почерке, мимике и пантомимике. В психологии и медицине широко используется классификация темпераментов по Гиппократу: сангвиник, холерик, флегма­тик, меланхолик. Важные качества темперамента - экстра­версия (открытость, общительность, вовлеченность в жизнь окружающих) и интроверсия (замкнутость, отгорожен­ность, опора на собственное мнение). Темперамент - одно из проявлений психофизиологической конституции (см. раздел 1.2.3).

    Характер - это основанная на приобретенном опыте обще­ния и деятельности, устойчивая система типичных для инди­вида способов поведения. Хотя характер не может развиваться без учета врожденных свойств темперамента и унаследованных способностей, но все же в большой степени он зависит от ус­ловий воспитания человека. В частности, в формировании стереотипов поведения значительную роль играет копирование поступков родителей и других авторитетных для ребенка лиц. Важнейшей основой формирования характера является воля. Не случайно понятия «безвольный» и «бесхарактерный» звучат

    как синонимы. Понимание характера человека позволяет нам предвидеть, как он будет вести себя при тех или иных обсто­ятельствах.

    В литературе указывается значительное число черт характе­ра, которые сочетаются у одного человека не случайно. По мнению В. Н. Мясищева (1949), поведение человека во мно­гом зависит от сложившейся системы отношений. Черты ха­рактера отражают эти отношения, например отношение к себе (самолюбие, уверенность в себе, чувство собственного досто­инства, самоотверженность, самокритичность), отношение к другим (доброжелательность, эгоизм или альтруизм, упрямство или уступчивость, великодушие, подозрительность, злопамят­ность), отношение к делу (трудолюбие или леность, легкомыс­лие или вдумчивость, добросовестность или халатность, педан­тичность, энтузиазм или пассивность), отношение к вещам (аккуратность, бережливость, щедрость). Помимо указанных отдельных черт характера, большое значение имеют такие об­щие свойства характера, как целостность (непротиворечи­вость), твердость, устойчивость и пластичность.

    Направленностью называют совокупность устойчивых моти­вов (потребностей), ориентирующих деятельность личности в самых различных ситуациях. Направленность личности можно охарактеризовать через преобладающие склонности, интересы, установки, убеждения и мировоззрение. Наличие интереса за­ставляет человека искать большей информации о предмете, склонность выражается в непосредственном участии в опреде­ленной деятельности. Установкой называют не всегда осозна­ваемую, сформировавшуюся заранее, стойкую готовность оп­ределенным образом воспринимать, трактовать информацию и действовать в соответствии с этим. Установки отличаются ка­тегоричностью, алогичностью, стойкостью. В качестве при­мера можно привести такие категоричные фразы: «никому нельзя доверять», «главное в жизни - не упасть в грязь ли­цом», «что Бог ни сделает - все к лучшему». У многих лю­дей имеющийся жизненный опыт, накопленные знания, стой­кие заблуждения, сложившиеся установки составляют вместе стройную систему представлений, которую можно назвать ми­ровоззрением.

    Направленность формируется исключительно в процессе развития и воспитания индивида и во многом зависит от кру­га его общения.

    Большинство психологов считают, что поведение человека по большей части определяется сознанием. В этом смысле большое значение для характеристики личности имеет самосоз­нание. Представление о самом себе составляет устойчивую внутреннюю картину, называемуюобразом Я (Я-концепцией). Образ Я представляет собой установку, в соответствии с ко­торой индивид оценивает свои качества, формирует перспек­

    тивы и действует. Таким образом, поведение человека во многом определяется его самооценкой. Завышенная самооцен­ка заставляет человека строить нереальные планы, брать на себя невыполнимые обязательства. Человек с завышенной са­мооценкой пытается занять не соответствующее его способно­стям доминирующее положение, вызывает раздражение окру­жающих. Человек с пониженной самооценкой склонен к ог­раничительному поведению, уходу от проблем, пессимистичес­кой оценке своих перспектив. Такой человек не предприни­мает усилий, чтобы достичь большего в жизни. Хотя для каж­дого человека характерен определенный уровень самооценки, эта черта не является абсолютно постоянной и зависит как от внутреннего состояния (при депрессии наблюдается понижен­ная самооценка, при мании - завышенная), так и от сложив­шейся ситуации (любой жизненный успех повышает самооцен­ку человека).

    Взаимоотношения личности и психической патологии, на­блюдаемые в клинической практике, могут быть весьма мно­гообразны. Можно рассматривать личность как фактор риска возникновения того или иного психического заболевания. В разделе 1.2.3 мы уже обсуждали концепцию Э. Кречмера о связи шизоидной конституции с шизофренией и циклоидной - с МДП. Большинством психиатров признается также связь между тревожно-мнительным характером и неврозом навязчи­вых состояний, демонстративным характером и истерией.

    В ряде случаев мы можем рассматривать психическую па­тологию как непосредственное продолжение характера челове­ка. В определенных ситуациях личностные черты, которые ра­нее были менее заметны, проявляются с особой частотой и настойчивостью, все больше закрепляются в поведении чело­века и наконец становятся столь утрированными, что резко на­рушают его адаптацию, вынуждают обратиться к врачу. Такое расстройство личности называют патологическим развитием личности. По механизму патологического развития формируют­ся некоторые психопатии.

    Преморбидный (существовавший до возникновения болезни)тип личности человека может оказыватьмодифицирующее влия­ние на проявления эндогенных и экзогенных заболеваний. Так, депрессивный синдром у тревожно-мнительных личностей ча­сто сопровождается навязчивыми сомнениями и страхами, тре­вогой, ипохондрической настороженностью. Шизофрения у лиц с открытым эмоциональным темпераментом чаще прояв­ляется острыми приступами с яркими аффективными расстрой­ствами и несколько более благоприятным исходом. Наличие грубых психопатических черт резко ухудшает прогноз при ал­коголизме и наркоманиях.

    Наконец, болезнь может коренным образом преображать личность. В этом случае с течением времени человек утрачи­

    вает прежние способности, у него появляются новые черты ха­рактера, резко отличающиеся от существовавших до болезни (трудоспособный превращается в ленивого, добрый - в зло­го, легковесный - в педантичного и застревающего), меняет­ся темперамент человека (активный становится пассивным, ловкий и подвижный - заторможенным и медлительным, ве­селый - равнодушным). В этом случае человек может резко изменить свои интересы, мировоззрение, убеждения. Данную патологию называют изменениями личности. Их рассматривают как проявлениедефекта (негативной симптоматики). Они весьма стойки, практически не поддаются лечению. Характер изменений личности довольно четко отражает суть болезни. Это позволяет находить сходство в личностных особенностях у больных с одинаковой патологией. К изменениям личности приводят многие болезни, протекающие прогредиентно, - шизофрения, эпилепсия, атрофические заболевания, сосуди­стое поражение мозга, алкоголизм и наркомании.

      Акцентуированные личности

    В практической деятельности врач может наблюдать удивитель­ное разнообразие нормальных личностных типов. Выраженные отличия человека от других сами по себе не могут свидетель­ствовать о патологии. Более того, в психологических исследо­ваниях показано, что сглаженность личностных черт, близость всех показателей к среднестатистическим, отсутствие ярко выраженной индивидуальности делают человека менее успеш­ным в жизни, часто сочетаются с пограничной умственной отсталостью. Гораздо больше в поддержании адаптации значат не слабая выраженность личностных черт, а их гармоничность, отсутствие внутренней противоречивости.

    Яркая выраженность личностной черты обозначается как акцентуация. Акцентуированные личности рассматриваются как вариант нормы. О здоровье данных людей свидетельству­ют их отчетливая способность к адаптации, профессиональный рост, устойчивая социальная позиция. Вместе с тем чрезмер­ная выраженность той или иной черты может повышать риск возникновения психического расстройства (декомпенсации) в том случае, если складывается специфическая для данного типа характера («подходящая, как ключ к замку») неблаго­приятная ситуация. С другой стороны, выраженная индивиду­альность акцентуированных личностей позволяет им добиться особых успехов в некоторых видах деятельности. Можно рас­сматривать акцентуацию как основу присущих человеку талан­тов.

    акцентуаций, хотя в клинической практике приходится наблю­дать множество смешанных и переходных характеров. Личнос­тный тип определяет основные формы реакций на психотрав­мирующие события и специфический набор механизмов пси­хологической защиты (см. раздел 1.1.4 и табл. 1.4).

    Демонстративные личности характеризуются экстравертиро- ванностью и яркой эмоциональностью (преобладание первой сигнальной системы, художественный тип по И. П. Павло­ву). В иерархии мотивов ведущей является потребность во внимании окружающих. Характерны эгоцентризм, завышенная самооценка. Движения, мимика, высказывания подчеркнуто экспрессивны, порой утрированы. Стремление произвести впечатление подчеркивается яркой косметикой, украшениями и одеждой. Характерна склонность к выдумкам и фантазиям. Суждения часто незрелы, инфантильны, поверхностны. У та­ких личностей нередко бывает чрезвычайно широкий круг об­щения, хотя глубокой, длительной привязанности к близким они обычно не испытывают. Ведущими механизмами психо­логической защиты являются вытеснение, регрессия, иденти­фикация и конверсия. Это делает данных пациентов легкими в общении, лишенными злопамятности, немного безответ­ственными. Исследования показывают, что подобные черты личности чаще встречаются у женщин, чем у мужчин. Демон­стративные женщины легче вступают в брак. В некоторых видах деятельности (работа в детских коллективах, сценичес­кая игра) демонстративность может способствовать большей адаптации. Отсутствие возможности общаться, напротив, при­водит к развитию истерического невроза. Патологическое раз­витие указанных личностных черт ведет к формированию ис­терической психопатии.

    Педантичные личности описываются как тревожно-мнитель- ные. Осторожность и нерешительность данных людей вызваны боязнью допустить оплошность. Стремление избежать неудачи для них существенно важнее, чем желание добиться успеха. Они склонны к постоянной рассудочной деятельности (преоб­ладание второй сигнальной системы, рациональный тип по И.П.Павлову). Они часто проявляют способности к обучению, хорошо усваивают точные науки. Защитой от возможной не­удачи служит избыточно регламентированный стиль жизни, где все совершается в одном и том же порядке и последователь­ности. Характерна осторожность в общении с незнакомыми и бесконечное доверие к близким, верность в дружбе, альтру­изм, высокая ответственность и самоотверженность в поступ­ках. В то же время осторожность и пониженная самооценка заставляют их отказываться от служебного роста, мешают в создании семьи. Недостаток в переживаниях они восполняют фантазиями, о которых не рассказывают окружающим. Веду­щие защитные механизмы - рационализация, фиксация тре­

    воги и гиперкомпенсация. Примерами гиперкомпенсации мо­гут быть их неожиданная решительность, упрямство и мелоч­ная принципиальность. В сложной жизненной ситуации у данных больных нередко возникает обсессивно-фобический невроз. Патологическое развитие данной акцентуации приво­дит к формированию психастенической психопатии.

    Застревающие личности характеризуются высокой настойчи­востью (стеничностью), склонностью к формированию соб­ственных концепций. Чувства данных людей отличаются боль­шой силой и удивительной стойкостью, что позволяет считать их довольно упрямыми и злопамятными. Для данных пациен­тов характерна фанатичная приверженность к какой-либо по­литической идее, оздоровительной системе, научной концеп­ции. Среди механизмов психологической защиты наиболее часто используются перенос и концептуализация. Это выража­ется в том, что они склонны приписывать окружающим свои собственные чувства и мысли (нередко оценивают окружающих как завистливых и нечистоплотных). В своих требованиях к окружающим они часто апеллируют к нормам морали и эти­ки, однако сами нередко нарушают эти нормы, продвигаются к намеченной цели путем коварства и обмана. Уверенность в себе, высокая работоспособность позволяют личностям данно­го типа выполнять в коллективе роль авторитарного руководи­теля. Их безусловно эгоистические устремления нередко помо­гают получить некоторые выгоды для подчиненных. Типичной реакцией на психотравму у данного типа личностей является формирование сверхценных идей и даже реактивное бредооб- разование. При патологическом развитии формируется пара­нойяльная психопатия.

    Возбудимые (эксплозивные) личности склонны к ярким эмо­циональным вспышкам, но довольно отходчивы, не способ­ны на длительные переживания и раздумья. Они характеризу­ются нетерпеливостью, и любое препятствие вызывает у них раздражение, а иногда гнев и агрессивное поведение. При совершении проступка у данных пациентов обычно не возни­кает чувства вины. Свою агрессивность они, как правило, объясняют тем, что собеседник выбрал неправильный тон общения с ними, или обвиняют во всем неудачное стечение обстоятельств (механизмы переноса и изоляции аффекта). Воз­будимые личности отличаются также решительностью, бесстра­шием, пониженной чувствительностью к боли. Это повышает риск возникновения травм. Иногда в порыве ярости они склонны даже к самоповреждениям. С другой стороны, они могут продемонстрировать способности к спорту. Данный тип личности предрасположен к асоциальным поступкам и злоупот­реблению алкоголем. В яркой форме эти черты проявляются при эксплозивной психопатии.

    Интровертированные личности в первую очередь отличают­

    ся замкнутостью, отсутствием потребности в общении. Они обладают богатым внутренним миром, интеллектуальны, на­читанны. Они гораздо больше доверяют сведениям, найден­ным в книгах, чем услышанным от других людей. Отсутствие конформности не позволяет им менять свою точку зрения пос­ле обсуждения вопроса с посторонними. Бытовые проблемы очень редко занимают их внимание, они равнодушны к зем­ным благам, могут не следить за опрятностью одежды. Их фантазии отличаются максимальной абстрактностью, порой бессмысленностью. Эмоциональный мир таких людей настоль­ко субъективен, что окружающие не всегда могут понять их переживания и посочувствовать им, сами же пациенты не склонны к сочувствию и сопереживанию. Данные личностные черты предрасполагают к уединенной интеллектуальной дея­тельности, их субъективизм позволяет открыть нестандартные решения. Однако при стрессорных ситуациях отчетливо про­является внутренняя противоречивость характера, нередко раз­вивается невроз. Подобные черты, выраженные в патологичес­кой форме, описываются как шизоидная психопатия.

    Гипертимические личности характеризуются постоянной вы­сокой активностью и оптимизмом. Они не склонны замечать проблем или препятствий на своем пути (защитный механизм отрицания). Экстраверсия у данных пациентов сочетается со способностью к сопереживанию и сочувствию. Данные люди характеризуются щедростью и альтруизмом. В то же время они очень ценят комфорт, уют, земные удовольствия. Повы­шенной активности сопутствует повышение влечений - гипер­сексуальность, хороший аппетит. Мышление их довольно под­вижно, в голове постоянно возникает множество интересных идей, однако такие люди легко отвлекаются и не всегда дово­дят намеченное до конца. Они склонны к переоценке своих способностей, чувствуют собственное преимущество перед ок­ружающими и стремятся занять доминирующее положение. В коллективе они хорошо выполняют роль демократичного ру­ководителя, любят оказывать покровительство, давать советы. В ситуациях, где им не дают проявить инициативу, гипертим- ные личности ощущают дискомфорт, могут испытывать тоску и даже депрессию.

    Гипотимные (дистимические) личности отличаются постоян­ным пессимизмом, пониженной самооценкой. Они сами дол­го и глубоко переживают неудачи, а также способны понять чужое горе, выразить сочувствие. Они несколько медлитель­ны; не любят, чтобы на них обращали внимание; предпочита­ют одиночество, хотя неплохо сходятся с людьми, умеют выс­лушать и понять собеседника. Отсутствие зависти и карьериз­ма лишает их возможности занять высокое социальное поло­жение. Пассивность мешает создать семью. Однако близкие люди любят их за откровенность, чистосердечие, бесхитрост-

    Таблица 13.1. Личностные типы и связанные с ними психосоматические расстройства

    Личностный тип

    Заболевание

    Активный, порывистый, стремящийся к самореализации, много времени уделяет работе, настойчив в достижении целей, завоевывает авторитет

    Сдержанность и упорядоченность в соче­тании со склонностью к раздражению и приступам гнева, которые больные настой­чиво подавляют и не проявляют в своем поведении

    Мягкость, потребность в опеке, материнс­кой ласке, зависимость от лидера, каприз­ность

    Внутреннее напряжение, раздражение по поводу несоответствия ситуации и внутрен­него самочувствия собственному идеалу, неспособность получать удовольствие от жизни, обидчивость

    Опрятность, стремление к порядку, пунк­туальность, застенчивость, склонность к навязчивостям и интеллектуальной деятель­ности

    Педантичность, высокий контроль над эмо­циями, склонность к навязчивостям

    Зависимость, потребность в комфорте, ма­теринской ласке, пассивность

    Склонность сдерживать в себе неприят­ные эмоции, неспособность или нежела­ние быстро эмоционально отреагировать на неприятные события, защитные меха­низмы отрицания и вытеснения

    Потребность в ласке и опеке, чувство одиночества, мазохистские наклонности

    Ишемическая болезнь сердца

    Гипертоническая болезнь

    Атопическая бронхиальная астма

    Язвенная болезнь

    Язвенный колит

    Сахарный диабет

    Рак легких и некоторые другие формы рака

    Кожные заболевания, зуд

    ность. Неуспех в жизни они не слишком переживают, по­скольку не придают большого значения богатству и высокому общественному положению (защитный механизм обесценива­ния). Любая стрессовая ситуация вызывает у них чувство по­давленности и безнадежности.

    Личностные акцентуации и особенности психофизиологичес­кой конституции рассматриваются не только как факторы рис­ка возникновения психических расстройств, но и предраспо-

    лагают к соматической патологии. В настоящие время описа­но множество психосоматических заболеваний,в возникновении которых существенную роль играют психологи­ческие факторы - ишемическая болезнь сердца, гипертоничес­кая болезнь, неспецифический язвенный колит, язвенная бо­лезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, атопическая бронхиальная астма, тиреотоксикоз, ревматоидный артрит, мигрень, нейродермит и др. Э. Кречмер, описывая консти­туцию пикников-циклоидов, замечал высокую вероятность воз­никновения у них гипертонической болезни, атеросклероза, подагры, сахарного диабета, холецистита. Астеники-шизоиды чаще заболевают язвенной болезнью. Особенный интерес к психологическим механизмам соматических расстройств возник в кругу исследователей психоаналитического направления. Ф. Александер (1932) считал, что каждому из психосомати­ческих расстройств присущ свой тип внутриличностного конф­ликта, рассматривал психосоматическое расстройство как один из механизмов психологической защиты. Ф. Данбар (1902- 1959) заметила, что у больных с одинаковой соматической па­тологией обнаруживаются сходные личностные преморбидные черты. Она описала язвенный, сердечный, артритный тип личности. Позже были сделаны попытки определить типы лич­ности, предрасполагающие и к другим психосоматическим за­болеваниям (табл. 13.1), однако клинические типы, описан­ные различными авторами, не всегда совпадают. Обнаружен­ные особенности характера не являются строгой закономерно­стью и прослеживаются лишь при статистическом анализе.

      Патологическое развитие личности

    Патологическим развитием называют такую динамику личнос­тных черт, при которой исходно свойственные индивиду чер­ты характера в сочетании с неблагоприятной ситуацией спо­собствуют все большему закреплению в поведении болезнен­ных стереотипов. Возникающая при этом дезадаптация непо­средственно отражает преморбидные свойства личности. Мож­но говорить о «патологическом замкнутом круге», выражаю­щемся в том, что аномальная личность больного заставляет его действовать неадаптивно. Это ухудшает психологическую ситу­ацию и способствует стойкому видоизменению характера, под­держивающему и усугубляющему дезадаптацию.

    Механизм патологического развития был впервые описан К. Ясперсом. Он отличал патологическое развитие от соб­ственно болезней (процессов), которые имеют четкое начало, протекают по своим собственным механизмам, не связанным с особенностями личности, приводят к поломке отлаженных механизмов адаптации, преображают и видоизменяют личность больного.

    Условие патологического развития личности - возникнове­ние необычных, нестандартных социальных ситуаций, способ­ствующих заострению черт характера. Примерами таких ситу­аций могут быть тюремное заключение, пребывание в концен­трационном лагере, проживание в районе экологической ка­тастрофы. Замечено, что даже в столь неблагоприятных усло­виях развитие личности наступает не у всех. Кроме того, кон­кретные проявления патологии характера непосредственно вы­текают из преморбидных особенностей. Так, личности тревож­но-мнительного типа могут резко ограничить круг общения, избегать контактов, опасаясь заражения, тщательно очищать вещи, повторно кипятить воду, перепроверять продукты, от­казываться от их употребления в пищу при малейшем подозре­нии. Застревающие личности часто настойчиво отстаивают свои интересы, добиваются наказания виновных, разрабаты­вают планы мщения. Важно заметить, что после изменения ситуации в благоприятную сторону чаще всего обратной дина­мики личностных черт не происходит. В нашей стране разви­тие личностных черт можно было наблюдать у пострадавших от репрессий: даже в годы «оттепели», когда стало возможно высказать свою досаду и негодование, они нередко предпочи­тали осторожность и скрытность в проявлении чувств.

    Условия, способствующие патологическому развитию лич­ности, многообразны. Довольно часто приходится наблюдать данную патологию у лиц с органическими соматическими за­болеваниями, уродствами и нарушениями слуха и зрения. У демонстративных личностей физический дефект зачастую усиливает капризность, потребность в опеке и постоянной под­держке. Застревающие личности нередко проявляют удивитель­ное упорство в преодолении своего физического недостатка, разрабатывают специальные виды протезов или систему трени­ровок. Они раздражаются, когда не находят поддержки у ок­ружающих, подозревают их в злом умысле, пишут жалобы в различные инстанции. У пациентов со снижением слуха не­редко формируется подозрение, что окружающие недоброже­лательно высказываются в их адрес.

    Наличие длительного, плохо поддающегося лечению психи­ческого заболевания также может привести к патологическому развитию личности. В частности, обратили внимание, что у некоторых пациентов с благоприятными психическими заболе­ваниями (неврозы, МДП) с течением времени характер мо­жет значительно видоизменяться, хотя сами по себе эти бо­лезни рассматриваются как непрогредиентные, т.е. не приво­дящие к необратимому психическому дефекту. Однако дли­тельное пребывание в психиатрическом стационаре, бездей­ствие в связи с частыми обострениями болезни способствуют заострению личностных черт. Человек с длительной болезнью теряет прежние связи, сопоставляет свои планы с возможны­

    ми обострениями, отказывается от видов деятельности, «опас­ных», с его точки зрения. Так, больной со страхом транс­порта может поменять работу на менее интересную, но не связанную с переездами, а также отказаться от любимой ра­боты вообще с намерением заняться домашним хозяйством.

    Подобное преобразование личности не позволяет больному активно преодолевать болезнь: он как бы привыкает жить с неврозом, перестает бороться с ним. Именно патологическое развитие личности препятствует в этом случае выздоровлению пациентов. Подобный исход невроза определяется как невро­тическое развитие личности ,

      Изменение личности

    Изменением личности (личностным дефектом) называют пре­образование личности вследствие тяжелого психического забо­левания или органического поражения мозга. Тип изменения личности определяется не преморбидными особенностями ин­дивида, а самим болезненным процессом. Таким образом, у больных с одной и той же нозологией выявляются сходные личностные особенности, нарастающие по мере углубления психических расстройств. Описывают варианты личностного дефекта, характерные для шизофрении, органических пораже­ний мозга (в том числе для эпилепсии), алкоголизма. Лично­стный дефект означает коренное преобразование основных черт личности - утрату способностей, изменение темперамента, появление новых черт характера, смещение ведущих потребно­стей в иерархии мотивов (изменений мировоззрения, интере­сов, установок и убеждений). Дефекты личности отличаются стойкостью, мало зависят от изменений ситуации.

      Шизофренический дефект

    Шизофренический дефект личности проявляется в первую оче­редь нарастанием замкнутости, пассивности, равнодушия, снижением энергетического потенциала, отсутствием эмоцио­нальной синтонности в общении с окружающими. При том что у больных довольно долго сохраняются имеющиеся способ­ности, может наблюдаться значительное снижение продуктив­ности, поскольку пациенты становятся ленивыми, не испы­тывают чувства ответственности. В большинстве случаев рез­ко меняются интересы и склонности, больных все меньше привлекают шумные людные мероприятия, они разрывают отношения с прежними друзьями. Среди увлечений начинают преобладать высокоабстрактные, духовные, уединенные заня­тия: чтение религиозной и философской литературы, коллек­ционирование, бессмысленное фантазирование, уединенная работа в саду. Сложный противоречивый эмоциональный склад

    данных пациентов мешает им найти взаимопонимание с окру­жающими, в первую очередь нарушаются отношения с близ­кими родственниками (матерью, супругом, детьми). Резко выраженный шизофренический дефект личности проявляется полным безразличием, отсутствием потребности к какому-либо общению, бездельем, иждивенческим существованием, отка­зом от выполнения простейших домашних обязанностей (вплоть до несоблюдения гигиенических норм). Такой грубый дефект обозначается как апатико-абулический синдром (эмоциональная тупость).

    Темп нарастания описанных изменений личности при ши­зофрении зависит от степени злокачественности процесса. При более благоприятном течении шизофрении грубого дефекта (эмоциональной тупости) никогда не развивается, хотя и в этом случае можно наблюдать характерное для данного заболе­вания противоречие между сохранившимися способностями и резким изменением всего стиля поведения человека.

    К вариантам мягкого личностного дефекта относят «чудаче­ство» («фершробен»), дефект по типу «новой жизни» и гебо- идный синдром.

    Определения «странный», «взбалмошный», «чудаковатый» (нем. Verschroben) довольно точно отражают характер некото­рых больных шизофренией. Важно отметить, что при шизо­френии«чудачество» является приобретенным качеством в от­личие от свойственного пациентам с шизоидной психопатией. Вместе с тем высказывается точка зрения о генетическом род­стве этих явлений. Так, среди родственников больных шизоф­ренией значительно чаще, чем в среднем в популяции, встре­чаются люди с вычурным интровертированным характером и даже с шизоидной психопатией. Формирование данного типа дефекта можно продемонстрировать следующим клиническим примером.

    Больной 55 лет наблюдается у психиатров с юношеского воз­раста. До заболевания отличался послушанием, общительностью, за­нимался лыжным спортом. По примеру отца поступил в медицин­ский институт. На 4-м курсе впервые возник острый психоз с неси­стематизированными идеями преследования и воздействия. В про­цессе стационарного лечения удалось полностью купировать психоти­ческий приступ. К болезни относился критически, принимал под­держивающее лечение, вернулся к обучению. Незадолго до оконча­ния института без какой-либо причины возник повторный психоз со сходной симптоматикой. Хотя острый приступ болезни был вновь успешно купирован, однако больному предложили оформить инва­лидность, так как врачи опасались, что он не сможет заниматься лечебной деятельностью. В течение последующих 30 лет острых при­ступов болезни больше не возникало, однако пациент не стремился к устройству на работу. После смерти родителей вел уединенный образ жизни, не поддерживал контактов с другими родственниками, не отвечал на их письма. Не впускал никого в свою квартиру, хотя

    поддерживал в доме порядок. Был чрезмерно чистоплотен: часто сти­рал вещи и ежедневно тщательно мылся. Выходил из квартиры толь­ко после того, как убеждался, что на лестничной клетке никого нет. Из дому выходил ежедневно, так как очень любил посещать книж­ные магазины и библиотеки. Много читал, составлял подробные исторические эссе о жизни известных писателей и поэтов, посылал в центральные журналы свои статьи, несколько из них было опубли­ковано. Летом старался уехать из Москвы в глухую деревню, уда­ленную от железной и автомобильной дороги, где до октября сни­мал комнату при условии, что у него будет отдельный выход и хо­зяева не станут вмешиваться в его жизнь. Без помощи врачей ни­когда не мог собрать необходимых документов для продления инва­лидности, вынужден был ежегодно ложиться в стационар для пере­освидетельствования, хотя не отмечал какого-либо ухудшения состо­яния и в течение последних 25 лет не принимал поддерживающего лечения.

    В некоторых случаях при шизофрении столь резко меняет­ся взгляд на мир, что больные решительно отказываются от всего того, что привлекало их в прошлом, - от профессии, карьеры, семьи. Такое изменение личности называют «новой жизнью».

    Больной 39 лет, занимавший ответственный пост на одном из предприятий оборонной промышленности, женатый, отец двоих де­тей, хороший семьянин, впервые поступил в психиатрический ста­ционар в связи с возникновением ощущения преследования и воз­действия. Подозревал жену и сотрудников в организации слежки. Проходил лечение с диагнозом параноидная шизофрения. Терапия привела к резкой дезактуализации бредовой симптоматики, хотя пол­ной критики к перенесенному психозу достигнуть не удалось: эпизо­дически возникали слуховые обманы. По мнению лечащего врача, мог продолжить работу на предприятии при условии постоянного под­держивающего лечения. Однако больной высказал намерение уво­литься с работы, также возражал против возвращения в семью; ут­верждал, что не испытывает никаких родственных чувств к жене и детям. Просил разрешить ему остаться в больнице, так как у него возникло желание заняться обустройством больничного сада. Проявил удивительное упорство в своем намерении, тратил значительную долю пенсии на приобретение редких сортов растений. Не любил, когда ему помогали в данной работе; стремился все сделать сам. Очень гордился своими успехами. При этом совершенно не интересовался судьбой родственников, не хотел, чтобы его кто-либо навещал в больнице.

    Гебоидный синдром нередко служит ранним проявлением шизофренического процесса у лиц юношеского возраста. Суть синдрома состоит в грубом расстройстве влечений со склонно­стью к самым различным асоциальным поступкам - бродяж­ничеству, алкоголизму, приему наркотиков, беспорядочным половым связям, бессмысленному воровству. Характерна пол­ная утрата взаимопонимания с родителями: больные высказы­ваются о родных крайне пренебрежительно, сквернословят, иногда бьют мать, бесстыдно требуют денег, угрожают. Они

    отказываются от трудоустройства или часто меняют место ра­боты из-за бесконечных нарушений дисциплины. Такая симп­томатика напоминает поведение подростков, попавших под влияние плохой компании, однако в случае болезни не удает­ся проследить связи с недостатками воспитания. Вызывает удивление резкая перемена в характере пациента от привязан­ности и послушания к грубости и аморальности. При шизоф­рении такой стиль поведения со временем претерпевает изме­нения: нарастают пассивность, замкнутость, больные теряют связь с прежней асоциальной компанией, становятся более по­слушны, но и более ленивы, равнодушны, пассивны.

      Органический дефект

    Органический дефект личности характеризуется тем, что наря­ду с изменением стиля поведения всегда отмечается утрата способностей (в первую очередь интеллектуально-мнестический дефект). Причиной органического дефекта бывают самые раз­личные заболевания - травмы, интоксикации, инфекции, ас­фиксия, сосудистая недостаточность мозга, атрофия, аутоим­мунные заболевания, тяжелая эндокринопатия, опухолевый процесс и многие другие. При каждом из названных заболе­ваний конкретные проявления дефекта различаются в зависи­мости от степени выраженности и локализации поражения (ло­кальное или диффузное, лобные, затылочные или теменные доли мозга и др.), однако существует ряд общих черт, образу­ющих понятие психоорганического синдрома.

    Психоорганический синдром (органический психосиндром, энце- фалопатический синдром) является условным обозначением для различных синдромов, возникающих вследствие органического поражения мозга. Чаще всего данное расстройство описывают характерной триадой симптомом [Вальтер-Бюэль X., 1951]: 1) ослаблением памяти; 2) ухудшением понимания; 3) недер­жанием аффектов. Каждый из указанных симптомов может быть выражен в различной степени. Так, резкое ослабление памяти вплоть до фиксационной амнезии наблюдается при кор- саковском синдроме и лакунарной деменции. Ухудшение по­нимания в наибольшей степени выражено при тотальной де­менции. Проявлениями недержания аффектов могут быть как приступы дисфории, так и повышенная слезливость (слабоду­шие). Таким образом, корсаковский синдром, различные ва­рианты слабоумия оказываются частными проявлениями пси­хоорганического синдрома.

    Вместе с тем в классических описаниях психоорганического синдрома [Блейлер Э., 1916; Блейлер М., 1943] указывается на чрезвычайное разнообразие проявлений данного расстройства. Ведущими являются изменения личности, проявляющиеся эмоциональной лабильностью, взрывчатостью, гневливостью и

    одновременно торпидностью мышления. При локализации процесса в стволе мозга и лобных долях на первый план вы­ступают пассивность, адинамия, равнодушие, иногда гру­бость, эйфория, благодушие, мория. Для многих вариантов психоорганического синдрома характерны снижение критики, мелочность, приземленность интересов, часто эгоцентризм. Эмоциональная лабильность данных больных может напоминать проявления истерической психопатии, однако наряду с эмо­циональными расстройствами отмечается стойкий дефект памя­ти и интеллекта.

    Нередко психическим расстройствам при органических забо­леваниях сопутствуют очаговая неврологическая симптоматика, эпилептиформные пароксизмы, соматовегетативные расстрой­ства. Весьма характерны головные боли. Сосудистые, травма­тические и инфекционные процессы в мозге обычно сопровож­даются выраженной астений (истощаемостью и раздражительно­стью). Довольно часто больные отмечают высокую метеочув­ствительность, особенно плохо переносят жару и духоту.

    Эпилептические изменения личности также можно рассматри­вать как один из вариантов органического психосиндрома. Максимальной выраженности они достигают при концентри­ческом слабоумии (см. раздел 7.2). Однако уже на ранних этапах течения заболевания можно заметить нарастающую пе­дантичность, скрупулезность этих больных, неожиданные вспышки гнева, торпидность мышления, сочетание утрирован­ной вежливости и злопамятности.

    Алкогольной деградацией личности называют патохарактероло­гические изменения при алкоголизме. На поздних этапах те­чения заболевания обнаруживаются отчетливые признаки эн­цефалопатии (психоорганического синдрома) - нарушения па­мяти вплоть до корсаковского синдрома, снижение критики, эйфория. Однако уже на ранних этапах течения болезни уда­ется проследить грубые расстройства поведения, связанные с изменением иерархии мотивов больных. Доминирование алко­гольной потребности делает существенно менее значимыми все другие мотивы поведения. Это выражается в необязательнос­ти, безответственности, бесстыдстве, порой в аморальном поведении. Больные не выполняют обещаний, перестают за­ботиться о семье, без угрызений совести тратят на алкоголь деньги, заработанные женой или родителями, порой уносят и продают вещи из дому.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Гиндикин В.Я. Лексикон малой психиатрии. М.: Крон-Пресс, 1997.-

    Годфруа Ж. Что такое психология: Пер. с франц. - В 2 т. - М.:

    Личность представляет собой набор моделей – мыслей, поведения и ощущений, – которые составляют то, кем вы являетесь. И что вы думаете? Модели можно менять. Над этим нужно поработать, но если вы действительно преданны этой идее, то все может случиться. Помните, однако, что ваша старая личность, скорее всего, будет регулярно просвечиваться, так как наши убеждения и мышление формируются нашим жизненным опытом.

    Шаги

    Закладывание основы

      Напишите свой план. Это действие в два подхода: что вы хотите изменить и каким вы хотите стать. Вы не сможете получить одно без другого. Достижение требует огромных усилий, вам нужно будет знать, какой бой выбирать, прежде чем начать.

      • Как ваш прогнозируемый новый характер будет способствовать вашему развитию как личности? На данном этапе многие люди приходят к выводу, что нужно изменение не личности, а скорее одной маленькой привычки, которая оказывает негативное влияние на ваше взаимодействие с другими людьми. Достаточно малого?
      • Если есть кто-то, на кого вы хотели бы больше походить, распознайте, чему вы хотите подражать. Не нужно просто смотреть на человека и говорить: “Да, я хочу быть таким”. Поймите, чем именно вы восхищаетесь – тем, как этот человек справляется с разными ситуациями? Манера говорить? Манера ходить или двигаться? Что еще более важно, какой вклад это делает в благополучие этого человека?
    1. Расскажите кому-нибудь. Одна из причин, почему Анонимные Алкоголики столь успешны, потому что вы выносите наружу то, о чем обычно не говорят. Если кто-то еще стимулирует вашу ответственность, то вы получаете внешнюю мотивацию, которую другим образом не получили бы.

      • Поговорите с другом о том, чего вы хотите достичь. Если вы доверяете этому человеку, то он сможет подтолкнуть вас в правильном направлении (либо будет говорить вам, что вы смешны, либо не даст вам сойти с пути). Дополнительная сила мозга и пара глаз на большем расстоянии от картины, если хотите, поможет вам понять, как стоит себя вести, и какое впечатление вы производите.
    2. Установите систему вознаграждения. Это может быть что угодно. Все что угодно . Это может быть такая мелочь, как перемещение стеклянных шариков из одного кармана в другой, или такое крупное, как отпуск. Что бы это ни было, сделайте это стоящим для вас.

      • И установите контрольные точки на ней. Если вы подойдете к той симпатичной девушке и сможете хоть что-то сказать – замечательно! Это уже что-то. Если на следующей неделе вы подойдете к ней и сможете рассказать целый анекдот – здорово! Награждайте себя за все, это же сложная задача.

      Изменение модели мышления

      1. Не вешайте на себя ярлык. Когда вы думаете о себе как о застенчивом и замкнутом человеке, вы используете это как опору. Почему вы не идете на ту вечеринку в пятницу? …Вот именно. У вас нет причин. Когда вы перестаете считать себя тем или иным образом, мир открывается вам.

        • Вы постоянно меняетесь. Если вы думаете о себе как о ботанике, то можете обнаружить, что в вас есть эти характеристики. Но если вы поймете, что вы постоянно растете и меняетесь, то вы сможете открыться возможностям, которые вдохновляют этот рост, возможностям, от которых вы иначе уклонились бы.
      2. Прекратите мыслить “неизменными” понятиями. Так же как и с ярлыками, прекратите думать только в черно-белых тонах. Парни это не страшно, авторитет это не зло, а от учебников действительно есть польза. Как только вы поймете, что именно ваше восприятие вещи определяет ее для вас, вы увидите больше возможностей и, следовательно, больше вариантов поведения.

        • Некоторые люди рассматривают некоторые черты как “неизменные”, и это в значительной степени влияет на их поведение. Противоположностью этому будет мышление “роста”, при котором смотрящий считает черты податливыми и постоянно меняющимися. Эти способы мышления развиваются еще в раннем детстве и могут значительно влиять на личность. Если вы считаете, что вещи “неизменны”, то вы не верите, что можете их изменить. Каким вы видите мир? Это может определить то, как вы видите себя в отношениях, как вы решаете конфликты, и как быстро вы оправляетесь после неудач.
      3. Прогоните негативные мысли. Просто прекратите. Красота вашего разума в том, что он является частью вас и, следовательно, вы его контролируете. Если вы словили себя на мысли “О, Боже, я не могу, не могу, не могу, не могу”, то вы, наверное, и не сможете. Когда начинает говорить этот голос, заткните его. Он не принесет вам никакой пользы.

      Изменение моделей ощущений

        Подделывайте, пока не создадите. Есть высказывание в дзен-буддизме, что выходить нужно через дверь. Если вы хотите стать менее застенчивым, подходите к людям и разговаривайте с ними. Если вы восхищаетесь теми, кто много читает, начните читать. Просто погружайтесь. У людей есть плохие привычки, но есть способы их изменить.

        • Никто не должен знать, что глубоко внутри вы чувствуете, что вы до смерти переживаете. Знаете почему? Потому что достаточно скоро это пройдет. Ум имеет чудесную способность адаптироваться. То, что когда-то пускало дрожь по спине, по прохождении достаточного периода времени станет старой любимой шляпкой.
      1. Притворитесь другой личностью. Хорошо, метод игры чужой роли получил плохую репутацию, но если Дастин Хоффман сделал это, то и нам тоже можно попробовать. С помощью этого метода вы полностью погружаетесь в кого-то другого. Это не вы, это новое создание, которым вы пытаетесь быть.

        • Это 24/7. Вы должны перенимать привычки этого нового персонажа в любой ситуации. Как он сидит? Каково выражение его лица в спокойной ситуации? Что его тревожит? Как он убивает время? С кем он ассоциируется?
      2. Выделите время для причуд. Ладно, говорить вам, чтобы вы полностью отказались от того, кем вы есть, и переняли новую персону просто силой мысли и привычки, это смешно. Вы никак не сможете придерживаться ее 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Поэтому предоставьте себе отведенное время, чтобы чувствовать себя как хотите.

        • Если в пятницу вы устраиваете вечеринку, которой вы ужасно боитесь, скажите себе, что в пятницу вечером или в субботу утром вы выделите 20 минут только тому, чтобы полностью побеспокоиться об этом. 20 минут абсолютной нелогичности и непродуктивности. Но помимо этого ничего. Придерживайтесь этого. Знаете, что произойдет? В конечном итоге вы обнаружите, что вам вообще уже и не надо уделять этому время.

      Изменение моделей поведения

      1. Бросьте себя в новые условия. В самом деле, единственный способ увидеть изменения в себе это добавить что-то новое в свою жизнь. Чтобы сделать это, вам нужно будет перенять новые модели поведения, новых людей, и новые виды деятельности. Вы не можете делать одно и то же снова и снова и ожидать разных результатов.

        • Начните с малого. Вступите в клуб. Получите работу за пределами своих умений и навыков. Начните читать об этом. К тому же, не возвращайтесь к старым условиям. Вы же не хотите проводить время с людьми, которые делают противоположное тому, чего вы пытаетесь достичь.
        • Поставьте себя в условия. Если вы боитесь пауков, зайдите в комнату, где есть один. День за днем на сантиметр ближе к нему. В конечном итоге вы будете сидеть рядом с ним. Еще позже, вы будете держать его. Постоянное воздействие притупляет чувство страха в мозгу. Теперь возьмите “пауков” и замените их тем, что является вашей целью.
      2. Ведите дневник. Вам будет необходимо довольно сильное чувство самосознания, чтобы не сойти с пути. Ведение дневника поможет разобраться с мыслями и проанализировать, как вы справлялись с этим изменением. Запишите, что работало, а что нет, чтобы точно настроить свой метод.

      3. Скажите “да”. Если вам трудно бросить себя в новые условия, думайте об этом так: прекратите отказываться от возможностей. Если вы видите знак, который прежде сочли неинтересным, то посмотрите еще раз. Если друг попросит вас сделать что-то, о чем вы абсолютно ничего не знаете, соглашайтесь. Вы станете намного лучше в этом.

        • Но не забывайте принимать безопасные решения. Если кто-то просит вас пойти прыгать с обрыва, не делайте этого. Используйте свой мозг.

      Подумайте о своей новой личности. Действительно ли вы достигли того, чего хотели достичь? Думают ли о вас люди более положительно теперь, когда вы действуете и одеваетесь по-другому? Готовы ли вы пожертвовать собой ради имитации идеального человека?

      • Многие люди на данном этапе поймут, что им нужно не изменение личности, а принятие того, кем они есть, и готовность пытаться улучшить себя вместо сокрытия под искусственным образом, который они берут на себя на публике.

    Советы

    • Не расстраивайтесь, если вы не изменитесь сразу же, это займет некоторое время.
    • Если вы думаете, что вы не можете изменить то, кем вы есть, из-за родителей или других людей в своей жизни, меняйтесь в мелочах. Вырубите привычки, которые вам не нравятся, и введите новые. Если мама или папа спросит, что случилось, объясните им, что с вашей самооценкой все в порядке, что вы просто пытаетесь чувствовать себя более комфортно с самим собой.
    • Меняйтесь медленно. Резкое изменение может спровоцировать вопросы. Обратитесь к своей проблеме и работайте с этой областью. Со временем это станет естественным.
    • Помните, что вам не нужно менять свою суть, чтобы нравиться людям. Трудно принимать себя таким, какой есть, особенно когда вы в плохом настроении, но любите себя. Тогда и другие смогут.
    • Начните летом и тогда осенью люди увидят нового вас.
    • Никогда не меняйте свою суть только потому, что вы не нравитесь другим. Если вы ботан, не становитесь милашкой только потому, что они “крутые”. Взгляните на группу настоящих готов в своей школе. Все они стоят и смеются над милашками и шутят о том, как хулиганы школы будут работать на них в один прекрасный день.

    Изменение личности — Полезные советы!

    — Возможно ли изменить свою личность?
    — Зачем себя менять?
    — Как добиться желаемого образа?
    — Полезные советы тем, кто хочет изменить себя

    Практически каждый человек стремится скорректировать свое восприятие, сознание или какие-либо черты, привычки. Изменение личности и ее характера тесно соотносится с «изменением мышления». Скажем, мы пытаемся изгнать из головы какие-либо навязчивые мысли, искоренить вредную привычку, вырабатываем устойчивое негативное отношение к чему-либо.

    Основная масса всех этих перемен носит неосознанный характер. Ведь работа над собственным сознанием требует не только колоссальных усилий, но и определенных знаний, которыми большая часть людей не обладает. Рано или поздно у человека появляется остро ощущаемая потребность в изменении. Он хочет либо стать иначе или, как минимум, переменить отношение окружающих к себе.

    — Как добиться желаемого образа?

    Чтобы желаемый образ себя стал достижим, должны вступить в силу следующие условия:

    1) Понимание причин того, что мешает воплотить задуманное в реальность.

    2) Изменения не должны быть грандиозными. Если вы хотите измениться кардинально, то сразу преломить ситуацию, переменить привычный способ реагирования и мышления удастся навряд ли. Будьте менее амбициозны. Наметьте несколько несложных шагов, которые смогут привести вас к заветной цели.

    3) Методы, направленные на изменение вас должны быть легкими и простыми. Самое главное верьте в свой успех и у вас все непременно получится.

    Представители научного мира также не рассматривают личность в качестве статичного образования. Они считают, что она может изменяться либо под воздействием внешних обстоятельств, ситуации, либо целенаправленно, по воле самого обладателя.

    1) Не расстраивайтесь, если вы не изменитесь сразу же, это займет некоторое время.

    2) Если вы думаете, что вы не можете изменить то, кем вы есть, из-за родителей или других людей в своей жизни, меняйтесь в мелочах. Вырубите привычки, которые вам не нравятся, и введите новые. Если мама или папа спросит, что случилось, объясните им, что с вашей самооценкой все в порядке, что вы просто пытаетесь чувствовать себя более комфортно с самим собой.

    3) Меняйтесь медленно. Резкое изменение может спровоцировать вопросы. Обратитесь к своей проблеме и работайте с этой областью. Со временем это станет естественным.

    4) Помните, что вам не нужно менять свою суть, чтобы нравиться людям. Трудно принимать себя таким, какой есть, особенно когда вы в плохом настроении, но любите себя. Тогда и другие смогут.

    5) Начните летом и тогда осенью люди увидят нового вас.

    6) Никогда не меняйте свою суть только потому, что вы не нравитесь другим. Если вы ботан, не становитесь милашкой только потому, что они “крутые”. Взгляните на группу настоящих готов в своей школе. Все они стоят и смеются над милашками и шутят о том, как хулиганы школы будут работать на них в один прекрасный день.

    Материал подготовлен Дилярой специально для сайт

    Органическое расстройство личности - это изменение мозговой деятельности, причиной которого служит повреждение структуры головного мозга. Болезнь проявляется стойкой трансформацией поведения человека, его привычек и характера. Отмечается снижение психической и мыслительной функций. Благоприятные условия жизни положительно влияют на личность и способствуют сохранению трудоспособности. Воздействие отрицательных факторов, таких как стрессы, инфекции, могут привести к декомпенсации с проявлениями психопатии. Правильная терапия нередко приводит к улучшению состояния, в то время как отсутствие лечения способствует прогрессированию болезни и социальной дезадаптации.

      Показать всё

      Патогенез

      Основным и главным фактором развития органического расстройства личности является повреждение тканей головного мозга. Чем существеннее дефект, тем серьезнее последствия и проявления болезни.

      Механизм развития патологии находится на клеточном уровне. Поврежденные нейроны неспособны в полном объеме осуществлять свою работу, что приводит к задержке сигналов. Если травмированный участок мозга небольшой, то здоровые клетки компенсируют их работу. Но это становится невозможным при значительном дефекте. В результате наблюдается снижение интеллекта, мыслительной деятельности и изменение поведения.

      Заболевание характеризуется хроническим течением на протяжении многих лет. Оно может протекать бессимптомно длительное время. Но при воздействии провоцирующих факторов признаки болезни обостряются, а затем затухают.

      Часто происходит привыкание к изменениям личности, и случается постепенная социальная дезадаптация.

      Болезнь Альцгеймера - симптомы, стадии, причины возникновения и методы лечения

      Классификация

      Заболевание может быть:

      1. 1. Врожденным - формируется во время внутриутробного развития.
      2. 2. Приобретенным - возникает в процессе жизнедеятельности человека.

      В зависимости от степени тяжести выделяют расстройство личности:

      1. 1. Умеренно выраженное.
      2. 2. Выраженное.

      Существует несколько форм патологии:

      Название Признаки
      Астеническая
      • Быстрое физическое и психическое истощение.
      • Стойкое повышение артериального давления.
      • Слабость.
      • Частая смена настроения
      Эксплозивная
      • Раздражительность.
      • Эмоциональная неустойчивость.
      • Снижение адаптационных функций
      Агрессивная
      • Враждебное поведение без повода.
      • Постоянное недовольство.
      • Скандальный нрав
      Параноидальная
      • Подозрительность.
      • Ощущение опасности.
      • Постоянное ожидание нападения
      Эйфорическая
      • Непрерывное чувство счастья.
      • Глупое поведение.
      • Отсутствие самокритики
      Апатическая
      • Стойкое равнодушие ко всему.
      • Отсутствие интереса к жизни

      Заболевание может протекать в смешанной форме, то есть включать в себя несколько форм.

      Причины

      К факторам, провоцирующим заболевание, могут относиться как инфекции, так и травмы или несколько причин в совокупности. Но всех их объединяет повреждение тканей головного мозга. В связи со смешанными заболеваниями диагностика патологии может затрудняться.

      Врожденная патология формируется в результате:

      • Инфекционных болезней матери, влияющих на развитие эмбриона (венерические заболевания, ВИЧ).
      • Длительной гипоксии плода.
      • Нехватки питательных веществ и витаминов.
      • Курения, употребления алкоголя и лекарственных препаратов во время беременности.
      • Действия химических веществ.

      Основными причинами приобретенной патологии считаются:

      • Черепно-мозговые травмы. Значительное физическое воздействие на головной мозг может спровоцировать устойчивое расстройство личности. При легких травмах здоровые клетки замещают работу поврежденных. Это спасает от нарушения мышления и снижения интеллекта.
      • Инфекционные заболевания. Вирусное, бактериальное или грибковое поражение тканей головного мозга способствует потере функции клеток. К ним относятся менингиты, энцефалиты и другие заболевания.
      • Новообразования. Даже небольшая доброкачественная опухоль в коре головного мозга опасна для здоровья и жизни человека. Она нарушает работу нейронов и вызывает психические расстройства. Нередко патологический процесс сохраняется во время ремиссии онкологического заболевания или после операции.
      • Заболевания сосудистого генеза. Они характеризуются нарушением обеспечения клеток мозга питательными веществами и кислородом. Стойкое поражение сосудов головного мозга приводит к сбою в передаче сигналов нейронами и органическому расстройству личности. К этим недугам относятся сахарный диабет, атеросклероз и гипертоническая болезнь.
      • Наркомания и алкоголизм. Регулярное употребление психостимулирующих веществ сказывается на функциях головного мозга, вызывая образования областей органического повреждения.
      • Аутоиммунные заболевания. Такая болезнь, как рассеянный склероз, провоцирует замещение миелиновой оболочки на соединительную ткань. Длительно прогрессирующая патология может стать причиной расстройства психики.
      • Эпилепсия. Систематическое возбуждение определенных зон мозга, связанное с эпилепсией, приводит к нарушению работы этих областей, что способствует изменению мышления и поведения. Чем дольше человек страдает данным недугом, тем выше вероятность развития органического расстройства.

      Симптоматика

      Степень выраженности признаков болезни напрямую зависит от глубины повреждения головного мозга. Но в целом все люди, страдающие органическим расстройством личности, имеют общие черты, заметные при общении с ними. К таковым относятся:

      1. 1. Изменение поведения. У больного происходит смена привычек и интересов. Отмечается отсутствие стратегического мышления, то есть человек не может прогнозировать выполнение поставленных задач.
      2. 2. Потеря мотивации. Человек утрачивает интерес к достижению цели и попыткам что-либо поменять в своей жизни. Меняется характер и способность отстаивать свою точку зрения.
      3. 3. Неустойчивость настроения. Происходят внезапные приступы немотивированного смеха, агрессии, грусти или враждебности. При этом эмоциональная импульсивность не соответствует окружающей ситуации. Часто эти чувства сменяют друг друга.
      4. 4. Потеря способности к обучению.
      5. 5. Затруднение процесса мышления. Решение простых задач требует больших усилий, а принятие решений занимает некоторое время.
      6. 6. Смена сексуального поведения. Она проявляется в повышении или снижении полового влечения. Нередко наблюдаются извращенные сексуальные предпочтения.
      7. 7. Бред. Люди с органическим расстройством личности отличаются нелогичными суждениями, что приводит к появлению бредовых мыслей. Формируется подозрительность и поиск скрытого смысла в словах и действиях окружающих людей.

      Диагноз «органическое расстройство личности » может быть поставлен, если у человека имеются два и более признака на протяжении полугода.

      Диагностика

      Распознавание недуга подразумевает связь поведенческих, познавательных и эмоциональных отклонений с необратимым повреждением головного мозга. Выявление болезни включает несколько методов:

      1. 1. Осмотр невропатологом.
      2. 2. Психологическое обследование. Для этого проводится беседа с психологом. При обнаружении отклонений назначается психологическое тестирование на определение тяжести и формы патологии.
      3. 3. Магнитно-резонансная томография (МРТ) и электроэнцефалография (ЭЭГ) - для выяснения области повреждения головного мозга.

      МРТ. Определение очагов органического поражения головного мозга

      Лечение

      После постановки диагноза назначается необходимое лечение. Оно включает три этапа:

      1. 1. Терапия основной болезни. Органическое расстройство личности является вторичным заболеванием, которому предшествует повреждение структуры головного мозга различной этиологии: травмы головы, опухоли, инфекции и другие. Без устранения причины лечение психической патологии не будет эффективным. Особенно это касается потенциально опасных для жизни процессов, ведь в таком случае лечение расстройства психики будет бессмысленным.
      2. 2. Медикаментозное лечение. Для этого используются различные группы препаратов:
      Группа Действие Препараты
      Антидепрессанты Снижают эмоциональную нестабильность, избавляют от апатии, агрессии и депрессии Амитриптилин, Флувоксамин, Кломипрамин, Флуоксетин
      Транквилизаторы Устраняют ощущение тревоги и беспокойства Оксазепам, Диазепам, Лоразепам, Феназепам
      Ноотропы Улучшают кровообращение в головном мозге, обеспечивают клетки кислородом, замедляют развитие болезни Фенибут, Ноотропил, Аминалон, Церебролизин, глутаминовая кислота, Пирацетам
      Нейролептики Борются с приступами эмоциональной нестабильности и агрессии. Назначаются при параноидальном и бредовом мышлении, для снятия психоэмоционального возбуждения Эглонил, Левомепромазин, Трифтазин, Аминазин, Галоперидол, Тизерцин
      1. 3. Психотерапия. Это один из основных методов лечения. Он включает проведение различных бесед и упражнений. Нередко применяется групповая или семейная психотерапия. Лечение проводится для того, чтобы:
      • Вывести пациента из состояния депрессии, помочь ему освободиться от страхов и апатии.
      • Улучшить взаимоотношения с близкими людьми и коллегами.
      • Избавить человека от чувства собственной неполноценности.
      • Определить проблемы интимного характера и нормализовать сексуальное поведение.
      • Адаптировать пациента к жизни в социуме.

      Помещение человека с органическим расстройством личности в психиатрическую лечебницу необходимо лишь в случае социально опасного поведения.

      Теоретически снять диагноз можно по прошествии пяти лет, из которых больной год должен быть под наблюдением специалиста. При этом последний должен отменить терапию. Преждевременно снять диагноз можно лишь после обращения в психиатрический диспансер, прохождения лечения и одобрения комиссии.

      На сегодняшний день в психиатрии патология считается неизлечимой, так как происходит стойкое поражение тканей головного мозга. Цель лечения заключается в стабилизации состояния, снижении вероятности обострения симптомов и прогрессирования болезни.