Главная · Аппендицит · Агхори: святые каннибалы. Агхори — святые каннибалы из Индии

Агхори: святые каннибалы. Агхори — святые каннибалы из Индии

У них черные языки, вокруг гениталий обернута цепь, они едят трупы. Агхори: кто они и почему выбрали такую жизнь?

Жизнь каждого индуиста - результат его кармы. Рождение в этой или другой касте - результат того, что ты делал в прошлой жизни. Если ты родился брамином в семье жреца, то твоя карма тебя к этому привела. Они ни хорошая, ни плохая, но ведущая к этой ступени развития, а значит, приближает к освобождению от сансары, вечной цепи перерождений. Чья-то карма привела его в каморку для слуг, чья-то - в богатый дворец раджпутов, но итог один и обжалованию не подлежит: рождение и жизнь в определенной касте - навсегда, и долг - следовать правилам касты, чтобы в следующей жизни переродиться где-нибудь повыше.


Есть много видов таких "чудаков". Нага-бабы, которые ходят без одежды; есть те, которые дают обет молчания, держат одну руку поднятой к небу или живут в лесу, питаясь только энергией солнца.

Но помимо правил касты есть еще четыре цели человеческой жизни: кама - чувственные наслаждения; артха - материальное процветание; дхарма - мораль и праведность; и мокша - освобождение от круговорота рождения и смерти.


Играют в шахматы

Эти цели последовательны, и невозможно достичь последней, не достигнув предыдущих, поэтому достижению мокши себя посвящают, как правило, пожилые люди. Однако так происходит не всегда.


Человек в оранжевой одежде, из вещей - кувшин для воды и посох, на голове - годами нестриженые волосы, скатавшиеся в дреды

Есть такие, которые рождаются с таким высоким духовным уровнем, что в достижении камы, артхи и дхармы нет необходимости, и остается только мокша. Их называют по-разному: саньясины, садху, отшельники или бродяги, святые или преступники.

Самые странные и непонятные отшельники - это агхори. Перед тем как пытаться их понять, стоит их описать, что само по себе непросто. Они - каннибалы-трупоеды, которые питаются нечистотами, проводят ночные ритуалы над останками людей и животных . Как правило, агхори обитают у кремационных костров, чтобы, обойдя внимание крематорщиков, забрать недогоревший труп из костра.

Они обмазаны человеческим пеплом, их рясы черного цвета, а на шее ожерелье из костей. Глаза, одурманенные опиумом, алкоголем и чарас, смотрят из-под спутанной копны волос. Под рясой протянута цепь, обернутая вокруг гениталий, делающая их неработоспособными на всю жизнь.


Отшельники умерщвляют свое мужское начало

На посохе с трезубцем Шивы висит человеческий череп, который агхори используют как чашу. Их тело изрезано крючьями, ведь они не чувствуют боли, их язык черного цвета - он сожжен от того, что, когда агхори едят труп, они подтирают его с раскаленных углей ртом, чтобы избежать прикосновения руками, потому что это может оказаться труп женщины, до которых им запрещено дотрагиваться.

Агхори - это та страница культуры, которую не хочется переворачивать и одновременно с этим тянет перевернуть. Их темные тайны затягивают, порождая больше вопросов, чем ответов. Соприкасаясь с их историей, ты чувствуешь, как она окружает тебя, одновременно с этим меняя навсегда. Это темная комната воспоминаний, в которую боишься войти, а войдя - не хочешь выходить. Погружайся все глубже, позволяя темному липкому пространству обволакивать тебя, успокаивая, утешая, усыпляя и медленно поглощая.

Для агхори весь мир - большой склеп, в котором все, в том числе и они, уже мертвы. Из самого факта рождения следует неизбежность смерти. Так как смерть неизбежна, она уже свершилась. Совершенный факт смерти придает этому миру смысл абсолютной иллюзорности. Так что подумайте, хуже смерти ничего не может быть, смерть уже произошла, поэотому можно ли сделать что-либо «плохое» или «хорошее» в этой «жизни»?

Индусы очень боятся агхори. Они верят, что те обладают магическими силами - сидхи, и не обычными, а особенно мощными. Стирая грань между чистым и грязным, агхори стирают грань между добром и злом. Они опасны, они делают что хотят.

Во что верят агхори?
Агхори поклоняются Шиве, индуистскому богу разрушения, и Кали, богине смерти или женской ипостаси Шивы. Каждый месяц они проводят ритуал, на котором поют любовную песню Шиве и удовлетворяют Кали через чье-нибудь мертвое тело. Курят и пьют они из-за того, что Шива сам курил опиум, сидя на вершине горы Кайлас и останавливая небесный поток своими волосами.


Отшельницы

Чтобы понять агхори, возможно, стоит начать с Шивы. Сотворенный богиней Шакти, Шива - разрушение, стихия огня. Однако разрушение индуистами воспринимается не так, как нами, а как разрушение всего плохого. А без разрушения старого не бывает создания нового.


Агхори, покрытый пеплом кремационных костров

Как-то давно я разговаривала об агхори с одним йогом в Дхарамсале. Каждый человек видит мир по-своему. Кто-то видит мир как любовь, а они видят мир как огонь. Тогда я его не поняла. Но теперь его слова обретают смысл. Если разрушить границу между чистым и грязным, спадают многие другие ограничения, стирается порог между добром и злом. Если смотреть на мир как на энергию, огонь, то нет ничего нечистого. Как говорил один агхори: «Если бог сотворил этот мир, значит, каждая часть его творения священна, значит, не может быть чего-то мерзкого или отвратительного». Совершая такие странные действия, агхори ломают свое восприятие реальности, меняя его на такое, которое нашему пониманию недоступно. Говорят, тантрики выбирают короткий путь наверх. Откинуть добро и зло и поменять свое восприятие реальности - возможно, это первый шаг.

Страница Марии Вдовкиной во «Вконтакте» -

Пришедшая к власти в Индии партия «Бхаратия Джаната парти» (БДП) крайне внимательно прислушивается к мнению представителей всех направлений индуизма. Отстаивание их интересов руководство партии считает своим приоритетом. Между тем среди тех, о ком так заботится БДП, есть люди практикующие весьма экзотические ритуалы. В том числе и каннибализм.

Несколько дней назад в Пакистане был вынесен приговор по необычному делу: впервые в истории страны подсудимые были осуждены за каннибализм. Два брата, Мухаммад Ариф и Фарман Али, получили по двенадцать лет тюрьмы. Причем судили их по статье «Терроризм», так как их действия, как объяснил суд, ужаснули общество. На самом деле в пакистанском законодательстве просто нет статьи, под которую бы подпадало подобное деяние.

Уголовное дело против Арифа и Али было возбуждено после того как выяснилось, что в апреле 2011 года они выкопали из могилы младенца и съели его. Во время следствия стало ясно, что мертвечиной братья лакомились и раньше. Всего они разрыли более ста могил на местном кладбище, прежде чем соседи заподозрили неладное. Как установили медики, оба брата ранее страдали от психических заболеваний.

Если для Пакистана, «земли чистых», где свято чтут заветы Пророка, произошедшее стало настоящим шоком, то в соседней Индии мертвые человеческие тела едят на протяжении столетий. И делают это совершенно здоровые люди, без всяких признаков психических отклонений. Англичане пытались бороться с этим, как и с другими древними, но шокировавшими их обычаями. Колонизаторам удалось покончить с сектой тхугов и искоренить традицию сожжения жен, но в борьбе с каннибализмом они оказались бессильны. Загнанный в подполье, он возродился снова уже в независимой Индии и продолжает существовать, несмотря на все попытки его запретить.

Обряды и традиции «святых людей»

В один из апрельских дней 2006 года полиция индийского штата Уттар-Прадеш задержала двух «святых людей», на хинди называемых садху, по подозрению в каннибализме. На них указали местные крестьяне. Незадолго до того они обнаружили отрезанную голову умершего подростка, которого сами же похоронили три дня назад, а позже наткнулись на полусъеденное тело. Как признались «святые люди», они выкопали свежезахороненный труп, отсекли ему голову и съели сердце, печень и другие органы, так как верили, что это придаст им огромную силу. Оба садху - и учитель, и ученик, - принадлежали к секте агхори, одному из самых древних, загадочных и странных направлений индуизма.

Первые сведения о секте, члены которой едят тела умерших, появляются в персидских источниках в XVI веке, хотя сами агхори утверждают, что их учение насчитывает уже тысячи лет.

Индийский "святой человек"

Название секты переводится с санскрита, как «бесстрашные» (буквально «не ужасающиеся»). Агхори - шиваиты-аскеты, концентрирующиеся на тантрических практиках весьма своеобразного свойства: члены секты поедают в ритуальных целях мертвые тела людей, спят на трупах, используют для своих ритуалов чаши из человеческих черепов, медитируют на местах кремации, употребляют алкоголь и наркотики. Некоторые исследователи утверждают даже, что агхори практикуют ритуальный секс с трупами, выловленными из реки, и с женщинами низших каст в процессе менструации (при этом агхори придерживаются целибата). Из-за этого многие индусы вообще отвергают агхори, считая, что те не имеют никакого отношения к индуизму. Сами же агхори уверены, что именно такой путь - нарушение всех норм и правил - является кратчайшим к достижению духовного просветления и освобождения от уз мирских привязанностей.

В современной Индии, как и в большинстве других стран, каннибализм преследуется по закону, поэтому агхори крайне неохотно вступают в контакт с незнакомцами, а местные жители их откровенно боятся. Но при этом число агхори растет, так как многих привлекают необычные практики. Любопытно, что агхори куда дружелюбнее относятся к белым, нежели к своим соотечественникам: турист не выдаст их полиции, да еще и отсыплет денег. Ирландский журналист Дарра Мэйсон, сделавший целую серию снимков практик агхори, утверждал в статье в «Дэйли Миррор», что лично наблюдал «американского джентльмена, жившего в секте некоторое время», и отмечал, что западных туристов привлекает необычный образ жизни агхори. Еще несколько десятилетий назад такое было немыслимо: белого бы просто не приняли в среде людоедов.

Кадр из фильма «Я - Бог»

Агхори можно встретить по всей Индии, но в основном они концентрируются у священного города Тарапит в Западной Бенгалии. Это один из главных центров шиваизма, куда индусы привозят тела своих мертвых для кремации. Много агхори можно встретить и недалеко от Варанаси на Ганге. Их легко узнать по крайне оборванному виду и спутанным грязным волосам. В Тарапите агхори медитируют на местах кремации, обмазавшись пеплом сожженных, а под Варанаси вылавливают из Ганга частично разложившиеся тела. Садху верят, что поедание частей трупов останавливает старение и дает человеку дополнительные способности типа умения левитировать или управлять погодой.

При этом агхори активно занимаются благотворительностью. Их усилиями был создан госпиталь для прокаженных, где уже прошли лечение сотни тысяч человек.

Трупоеды в законе

Несмотря на запрет каннибализма, секта агхори как таковая не находится вне закона. Индийское государство трепетно охраняет религиозное разнообразие. В результате возникает сложная коллизия: так как ритуалы агхори связаны с каннибализмом, то для того чтобы практиковать свое вероучение, агхори вынуждены нарушать закон. Другое дело, что индийская полиция часто смотрит на это сквозь пальцы и члены секты редко попадают за решетку. Если же это и случается, то в основном по иным причинам. Так, в 2012 году один из «святых людей» был задержан по подозрению в убийстве. Как показало расследование, Виджай Кумар из штата Харьяна, несмотря на хорошие оценки в колледже, бросил учебу и ушел «в народ», пытался с помощью тантры обрести высшее знание и в итоге встал на путь агхори. Впрочем, полиция так и не смогла связать совершенное Кумаром убийство с его верой. Как выяснилось, мотивы у преступления были довольно заурядными: аскет так рассчитался со своим обидчиком - человеком, который избил его за несбывшееся предсказание.

Временами в Индии все же предпринимаются попытки запретить практики агхори. Не на уровне центрального правительства, которое подчеркивает свою приверженность сохранению всех существующих религиозных течений, а хотя бы на уровне штатов. Так, в Махараштре в прошлом году был принят закон «О предупреждении и искоренении человеческих жертвоприношений и иных бесчеловечных, жестоких практик и практик агхори, а также черной магии», аналогичный акт планируется ввести в действие и в штате Карнатака. Все законодательные инициативы такого рода наталкиваются на яростное сопротивление индуисткого священства, видящего в них наступление на свои позиции. С учетом недавней победы на выборах БДП, партии, изначально тесно связанной с индуизмом и крайне чувствительной к мнению приверженцев этой религии, перспективы принятия таких законов кажутся теперь довольно сомнительными.

Сначала собирали чай, а после съели невзначай

Каннибализмом в Индии занимаются не только по религиозным мотивам. Еще столетия назад путешественники - арабы и персы, а затем и Марко Поло - рассказали миру о людоедах с Андаманских островов, которые убивали и поедали неосторожных чужестранцев. После того как англичане захватили острова в конце XVIII века, они превратили их в место ссылки. Туда отправляли заключенных из Индии, а пойманных туземцев использовали на тяжелых работах. В результате к настоящему моменту аборигенов, по самым оптимистичным подсчетам, осталось не более ста человек, некоторые племена вымерли целиком. Острова заселены выходцами из Индии, их страшная слава осталась в прошлом.

Зато случаи каннибализма в другом отдаленном регионе - на северо-востоке Индии - время от времени фиксируются и попадают в прессу. Этот район соединяется с остальной территорией государства узким перешейком. Северо-восток разделен на семь штатов, носящих лиричное название Семь сестер. И если жители Ассама и Трипура - индуисты, то горные племена в Мизораме, Мегхалайе и Нагаленде почти поголовно исповедуют христианство, причем в протестантском варианте.

Именно этим горцам, в основном из племени нага, народная молва Индии приписывает каннибализм. Слухи о том, что нага и представители других мелких племен едят человечину, регулярно всплывают в индийской и пакистанской прессе. Это неудивительно, если учесть ту репутацию, которой пользуются горные штаты в глазах среднего индийца: территория, заселенная дикарями-иноверцами, ведущими долгую и упорную борьбу за независимость, нападающими на индийских полицейских и пограничников. Праздных туристов там можно встретить куда реже, чем в исхоженных вдоль и поперек районах Центральной Индии - слишком велик шанс стать объектом излишне пристального внимания борцов за свободу. Если ритуалы агхори постепенно превращаются в аттракцион для богатых туристов, то на северо-востоке за любопытство приходится иногда платить жизнью.

Несмотря на то что сами нага яростно отрицают, что являются каннибалами, в интернете по-прежнему можно встретить детальные описания их обычаев. В частности, утверждается, что близкие родственники поедают плоть умершего после его смерти. Также постоянно упоминается о том, что каннибализм практикуют и другие племена Семи сестер.

Возникновению такой зловещей репутации нага обязаны своим древним обычаям: племена издавна занимались охотой за головами. Это вызывало у прибывших европейцев аналогии с обитателями тихоокеанских островов - слишком уж похожи были модели поведения. Тем не менее никаких свидетельств того, что нага поедают тела убитых, обнаружено не было, а с обращением народов региона в христианство и распространением образования прекратилась и охота за головами.

Все последние века европейская цивилизация воспринимала каннибализм как нечто противоестественное. Любые действия колонизаторов в отношении туземцев, вплоть до полного уничтожения, легко оправдывались тем, что они были людоедами. Поедание человеческой плоти лежало за границами дозволенного. Но времена изменились: теперь уже белые туристы едут на Восток, чтобы тайком приобщиться к запретным и притягательным людоедским практикам, а статьи об агхори на респектабельных сайтах упоминают о каннибализме как о кислой вишенке на роскошном торте самопознания. Европа больше не меняет мир по своим лекалам, а пытается его понять и принять таким, какой он есть, со всеми его чертами и обычаями. Включая каннибализм.

Агхори: святые каннибалы

У них черные языки, вокруг гениталий обернута цепь, они едят трупы. Агхори: кто они и почему выбрали такую жизнь?

Жизнь каждого индуиста - результат его кармы. Рождение в этой или другой касте - результат того, что ты делал в прошлой жизни. Если ты родился брамином в семье жреца, то твоя карма тебя к этому привела. Они ни хорошая, ни плохая, но ведущая к этой ступени развития, а значит, приближает к освобождению от сансары, вечной цепи перерождений. Чья-то карма привела его в каморку для слуг, чья-то - в богатый дворец раджпутов, но итог один и обжалованию не подлежит: рождение и жизнь в определенной касте - навсегда, и долг - следовать правилам касты, чтобы в следующей жизни переродиться где-нибудь повыше.

Есть много видов таких "чудаков". Нага-бабы, которые ходят без одежды; есть те, которые дают обет молчания, держат одну руку поднятой к небу или живут в лесу, питаясь только энергией солнца.

Но помимо правил касты есть еще четыре цели человеческой жизни: кама - чувственные наслаждения; артха - материальное процветание; дхарма - мораль и праведность; и мокша - освобождение от круговорота рождения и смерти.

Играют в шахматы

Эти цели последовательны, и невозможно достичь последней, не достигнув предыдущих, поэтому достижению мокши себя посвящают, как правило, пожилые люди. Однако так происходит не всегда.

Человек в оранжевой одежде, из вещей - кувшин для воды и посох, на голове - годами нестриженые, скатавшиеся в дреды

Есть такие, которые рождаются с таким высоким духовным уровнем, что в достижении камы, артхи и дхармы нет необходимости, и остается только мокша. Их называют по-разному: саньясины, садху, отшельники или бродяги, святые или преступники.

Самые странные и непонятные отшельники - это агхори. Перед тем как пытаться их понять, стоит их описать, что само по себе непросто. Они - каннибалы-трупоеды, которые питаются нечистотами, проводят ночные ритуалы над останками людей и животных. Как правило, агхори обитают у кремационных костров, чтобы, обойдя внимание крематорщиков, забрать недогоревший труп из костра.

Они обмазаны человеческим пеплом, их рясы черного цвета, а на шее ожерелье из костей. Глаза, одурманенные опиумом, алкоголем и чарас, смотрят из-под спутанной копны волос. Под рясой протянута цепь, обернутая вокруг гениталий, делающая их неработоспособными на всю жизнь.

Отшельники умерщвляют свое мужское начало

На посохе с трезубцем Шивы висит человеческий череп, который агхори используют как чашу. Их тело изрезано крючьями, ведь они не чувствуют боли, их язык черного цвета - он сожжен от того, что, когда агхори едят труп, они подтирают его с раскаленных углей ртом, чтобы избежать прикосновения руками, потому что это может оказаться труп женщины, до которых им запрещено дотрагиваться.

Агхори - это та страница культуры, которую не хочется переворачивать и одновременно с этим тянет перевернуть. Их темные тайны затягивают, порождая больше вопросов, чем ответов. Соприкасаясь с их историей, ты чувствуешь, как она окружает тебя, одновременно с этим меняя навсегда. Это темная комната воспоминаний, в которую боишься войти, а войдя - не хочешь выходить. Погружайся все глубже, позволяя темному липкому пространству обволакивать тебя, успокаивая, утешая, усыпляя и медленно поглощая.

Для агхори весь мир - большой склеп, в котором все, в том числе и они, уже мертвы. Из самого факта рождения следует неизбежность смерти. Так как смерть неизбежна, она уже свершилась. Совершенный факт смерти придает этому миру смысл абсолютной иллюзорности. Так что подумайте, хуже смерти ничего не может быть, смерть уже произошла, поэотому можно ли сделать что-либо «плохое» или «хорошее» в этой «жизни»?

Индусы очень боятся агхори. Они верят, что те обладают магическими силами - сидхи, и не обычными, а особенно мощными. Стирая грань между чистым и грязным, агхори стирают грань между добром и злом. Они опасны, они делают что хотят.

Во что верят агхори?
Агхори поклоняются Шиве, индуистскому богу разрушения, и Кали, богине смерти или женской ипостаси Шивы. Каждый месяц они проводят ритуал, на котором поют любовную песню Шиве и удовлетворяют Кали через чье-нибудь мертвое тело. Курят и пьют они из-за того, что Шива сам курил опиум, сидя на вершине горы Кайлас и останавливая небесный поток своими волосами.

Отшельницы

Чтобы понять агхори, возможно, стоит начать с Шивы. Сотворенный богиней Шакти, Шива - разрушение, стихия огня. Однако разрушение индуистами воспринимается не так, как нами, а как разрушение всего плохого. А без разрушения старого не бывает создания нового.

Агхори, покрытый пеплом кремационных костров

Как-то давно я разговаривала об агхори с одним йогом в Дхарамсале. Каждый человек видит мир по-своему. Кто-то видит мир как любовь, а они видят мир как огонь. Тогда я его не поняла. Но теперь его слова обретают смысл. Если разрушить границу между чистым и грязным, спадают многие другие ограничения, стирается порог между добром и злом. Если смотреть на мир как на энергию, огонь, то нет ничего нечистого. Как говорил один агхори: «Если бог сотворил этот мир, значит, каждая часть его творения священна, значит, не может быть чего-то мерзкого или отвратительного». Совершая такие странные действия, агхори ломают свое восприятие реальности, меняя его на такое, которое нашему пониманию недоступно. Говорят, тантрики выбирают короткий путь наверх. Откинуть добро и зло и поменять свое восприятие реальности - возможно, это первый шаг.

Пришедшая к власти в Индии партия «Бхаратия Джаната парти» (БДП) крайне внимательно прислушивается к мнению представителей всех направлений индуизма. Отстаивание их интересов руководство партии считает своим приоритетом. Между тем среди тех, о ком так заботится БДП, есть люди практикующие весьма экзотические ритуалы. В том числе и каннибализм.

Несколько дней назад в Пакистане был вынесен приговор по необычному делу: впервые в истории страны подсудимые были осуждены за каннибализм. Два брата, Мухаммад Ариф и Фарман Али, получили по двенадцать лет тюрьмы. Причем судили их по статье «Терроризм», так как их действия, как объяснил суд, ужаснули общество. На самом деле в пакистанском законодательстве просто нет статьи, под которую бы подпадало подобное деяние.

Уголовное дело против Арифа и Али было возбуждено после того как выяснилось, что в апреле 2011 года они выкопали из могилы младенца и съели его. Во время следствия стало ясно, что мертвечиной братья лакомились и раньше. Всего они разрыли более ста могил на местном кладбище, прежде чем соседи заподозрили неладное. Как установили медики, оба брата ранее страдали от психических заболеваний.

Если для Пакистана, «земли чистых», где свято чтут заветы Пророка, произошедшее стало настоящим шоком, то в соседней Индии мертвые человеческие тела едят на протяжении столетий. И делают это совершенно здоровые люди, без всяких признаков психических отклонений. Англичане пытались бороться с этим, как и с другими древними, но шокировавшими их обычаями. Колонизаторам удалось покончить с сектой тхугов и искоренить традицию сожжения жен, но в борьбе с каннибализмом они оказались бессильны. Загнанный в подполье, он возродился снова уже в независимой Индии и продолжает существовать, несмотря на все попытки его запретить.
Обряды и традиции «святых людей»

В один из апрельских дней 2006 года полиция индийского штата Уттар-Прадеш задержала двух «святых людей», на хинди называемых садху, по подозрению в каннибализме. На них указали местные крестьяне. Незадолго до того они обнаружили отрезанную голову умершего подростка, которого сами же похоронили три дня назад, а позже наткнулись на полусъеденное тело. Как признались «святые люди», они выкопали свежезахороненный труп, отсекли ему голову и съели сердце, печень и другие органы, так как верили, что это придаст им огромную силу. Оба садху — и учитель, и ученик, — принадлежали к секте агхори, одному из самых древних, загадочных и странных направлений индуизма.

Первые сведения о секте, члены которой едят тела умерших, появляются в персидских источниках в XVI веке, хотя сами агхори утверждают, что их учение насчитывает уже тысячи лет.

Название секты переводится с санскрита, как «бесстрашные» (буквально «не ужасающиеся»). Агхори — шиваиты-аскеты, концентрирующиеся на тантрических практиках весьма своеобразного свойства: члены секты поедают в ритуальных целях мертвые тела людей, спят на трупах, используют для своих ритуалов чаши из человеческих черепов, медитируют на местах кремации, употребляют алкоголь и наркотики. Некоторые исследователи утверждают даже, что агхори практикуют ритуальный секс с трупами, выловленными из реки, и с женщинами низших каст в процессе менструации (при этом агхори придерживаются целибата). Из-за этого многие индусы вообще отвергают агхори, считая, что те не имеют никакого отношения к индуизму. Сами же агхори уверены, что именно такой путь — нарушение всех норм и правил — является кратчайшим к достижению духовного просветления и освобождения от уз мирских привязанностей.

В современной Индии, как и в большинстве других стран, каннибализм преследуется по закону, поэтому агхори крайне неохотно вступают в контакт с незнакомцами, а местные жители их откровенно боятся. Но при этом число агхори растет, так как многих привлекают необычные практики. Любопытно, что агхори куда дружелюбнее относятся к белым, нежели к своим соотечественникам: турист не выдаст их полиции, да еще и отсыплет денег. Ирландский журналист Дарра Мэйсон, сделавший целую серию снимков практик агхори, утверждал в статье в «Дэйли Миррор», что лично наблюдал «американского джентльмена, жившего в секте некоторое время», и отмечал, что западных туристов привлекает необычный образ жизни агхори. Еще несколько десятилетий назад такое было немыслимо: белого бы просто не приняли в среде людоедов.

Агхори можно встретить по всей Индии, но в основном они концентрируются у священного города Тарапит в Западной Бенгалии. Это один из главных центров шиваизма, куда индусы привозят тела своих мертвых для кремации. Много агхори можно встретить и недалеко от Варанаси на Ганге. Их легко узнать по крайне оборванному виду и спутанным грязным волосам. В Тарапите агхори медитируют на местах кремации, обмазавшись пеплом сожженных, а под Варанаси вылавливают из Ганга частично разложившиеся тела. Садху верят, что поедание частей трупов останавливает старение и дает человеку дополнительные способности типа умения левитировать или управлять погодой.

При этом агхори активно занимаются благотворительностью. Их усилиями был создан госпиталь для прокаженных, где уже прошли лечение сотни тысяч человек.

Трупоеды в законе

Несмотря на запрет каннибализма, секта агхори как таковая не находится вне закона. Индийское государство трепетно охраняет религиозное разнообразие. В результате возникает сложная коллизия: так как ритуалы агхори связаны с каннибализмом, то для того чтобы практиковать свое вероучение, агхори вынуждены нарушать закон. Другое дело, что индийская полиция часто смотрит на это сквозь пальцы и члены секты редко попадают за решетку. Если же это и случается, то в основном по иным причинам. Так, в 2012 году один из «святых людей» был задержан по подозрению в убийстве. Как показало расследование, Виджай Кумар из штата Харьяна, несмотря на хорошие оценки в колледже, бросил учебу и ушел «в народ», пытался с помощью тантры обрести высшее знание и в итоге встал на путь агхори. Впрочем, полиция так и не смогла связать совершенное Кумаром убийство с его верой. Как выяснилось, мотивы у преступления были довольно заурядными: аскет так рассчитался со своим обидчиком — человеком, который избил его за несбывшееся предсказание.

Временами в Индии все же предпринимаются попытки запретить практики агхори. Не на уровне центрального правительства, которое подчеркивает свою приверженность сохранению всех существующих религиозных течений, а хотя бы на уровне штатов. Так, в Махараштре в прошлом году был принят закон «О предупреждении и искоренении человеческих жертвоприношений и иных бесчеловечных, жестоких практик и практик агхори, а также черной магии», аналогичный акт планируется ввести в действие и в штате Карнатака. Все законодательные инициативы такого рода наталкиваются на яростное сопротивление индуисткого священства, видящего в них наступление на свои позиции. С учетом недавней победы на выборах БДП, партии, изначально тесно связанной с индуизмом и крайне чувствительной к мнению приверженцев этой религии, перспективы принятия таких законов кажутся теперь довольно сомнительными.

Сначала собирали чай, а после съели невзначай

Каннибализмом в Индии занимаются не только по религиозным мотивам. Еще столетия назад путешественники — арабы и персы, а затем и Марко Поло — рассказали миру о людоедах с Андаманских островов, которые убивали и поедали неосторожных чужестранцев. После того как англичане захватили острова в конце XVIII века, они превратили их в место ссылки. Туда отправляли заключенных из Индии, а пойманных туземцев использовали на тяжелых работах. В результате к настоящему моменту аборигенов, по самым оптимистичным подсчетам, осталось не более ста человек, некоторые племена вымерли целиком. Острова заселены выходцами из Индии, их страшная слава осталась в прошлом.

Зато случаи каннибализма в другом отдаленном регионе — на северо-востоке Индии — время от времени фиксируются и попадают в прессу. Этот район соединяется с остальной территорией государства узким перешейком. Северо-восток разделен на семь штатов, носящих лиричное название Семь сестер. И если жители Ассама и Трипура — индуисты, то горные племена в Мизораме, Мегхалайе и Нагаленде почти поголовно исповедуют христианство, причем в протестантском варианте.

Именно этим горцам, в основном из племени нага, народная молва Индии приписывает каннибализм. Слухи о том, что нага и представители других мелких племен едят человечину, регулярно всплывают в индийской и пакистанской прессе. Это неудивительно, если учесть ту репутацию, которой пользуются горные штаты в глазах среднего индийца: территория, заселенная дикарями-иноверцами, ведущими долгую и упорную борьбу за независимость, нападающими на индийских полицейских и пограничников. Праздных туристов там можно встретить куда реже, чем в исхоженных вдоль и поперек районах Центральной Индии — слишком велик шанс стать объектом излишне пристального внимания борцов за свободу. Если ритуалы агхори постепенно превращаются в аттракцион для богатых туристов, то на северо-востоке за любопытство приходится иногда платить жизнью.

Последний раз слухи получили документальное подтверждение в январе прошлого года. Тогда толпа наемных работников, в числе которых были люди из горных племен, до смерти забила дубинками владельца одной из чайных плантаций в Ассаме и его жену. Конфликт возник из-за того, что супруги не выплатили рабочим положенное вознаграждение, а тех из них, кто больше всего возмущался, сдали полиции. После убийства пять человек из толпы частично съели тело плантатора. Полиция заявила, что рассматривает все варианты мотивов, побудивших преступников устроить трапезу из человечьей плоти. Однако результаты расследования так и не были опубликованы.

Несмотря на то что сами нага яростно отрицают, что являются каннибалами, в интернете по-прежнему можно встретить детальные описания их обычаев. В частности, утверждается, что близкие родственники поедают плоть умершего после его смерти. Также постоянно упоминается о том, что каннибализм практикуют и другие племена Семи сестер.

Возникновению такой зловещей репутации нага обязаны своим древним обычаям: племена издавна занимались охотой за головами. Это вызывало у прибывших европейцев аналогии с обитателями тихоокеанских островов — слишком уж похожи были модели поведения. Тем не менее никаких свидетельств того, что нага поедают тела убитых, обнаружено не было, а с обращением народов региона в христианство и распространением образования прекратилась и охота за головами.

Все последние века европейская цивилизация воспринимала каннибализм как нечто противоестественное. Любые действия колонизаторов в отношении туземцев, вплоть до полного уничтожения, легко оправдывались тем, что они были людоедами. Поедание человеческой плоти лежало за границами дозволенного. Но времена изменились: теперь уже белые туристы едут на Восток, чтобы тайком приобщиться к запретным и притягательным людоедским практикам, а статьи об агхори на респектабельных сайтах упоминают о каннибализме как о кислой вишенке на роскошном торте самопознания. Европа больше не меняет мир по своим лекалам, а пытается его понять и принять таким, какой он есть, со всеми его чертами и обычаями. Включая каннибализм.

Алексей Куприянов

Публикация 2017-11-14 Понравилось 11 Просмотров 2143

В миру, но вдали от него

Агхора - путь левой руки

Где познакомиться с агхори?

Агхора - это индуистская секта, аскетичные садху, которые поклоняются Шиве. Их религиозное движение отделено от канонического индуизма и многими считается самоуправным. Агхори, как и остальные индуисты, жаждут обрести освобождение от бесконечного цикла перерождений (мокшу).


Почитатели Шивы живут в местах кремации, чтобы быть ближе к Богу

Философия агхори

Слово «агхори» с санскрита переводится как «неужасающийся». Главным образом, эти люди известны миру своими ритуалами. Для обывателя они устрашающие: агхори живут на кладбищах и местах кремации, ходят голыми, едят трупы и экскременты, пьют мочу, умерщвляют свою плоть, мажут тело пеплом трупов, делают украшения из костей и особенно черепов, не соблюдают правила личной гигиены, справляют нужду в публичных местах, без конца курят марихуану и часто пьют алкоголь.


Агхори курят потому, что так делал сам Шива, сидя на вершине Кайласа

Однако в том и особенность индуизма и шиваизма в частности - они учат выходить за рамки собственных стереотипов и обусловленностей, заложенных близким окружением и масс-медиа. Члены секты Агхора считают себя служителями Шивы и Кали и видят в своих ритуалах богоугодные действия. Подобно Шиве, они живут в разрушении и творят его сами, давая жизнь новому. Они олицетворяют собой ужас, который тоже является неотъемлемой частью божественного. Агхори не разделяют мир на добро и зло, на красоту и уродство, на плохое и хорошее, потому что все - едино.


Первые упоминания об агхори появились в персидских летописях в VI веке

Философия агхори адвайтична. Великолепие этой идеи в том, что если ты и есть Бог, то ничто не может отделить тебя от него. Никакое действие или бездействие не может быть правильным или неправильным. Ты не можешь сделать что-то, что не понравится Богу. Поэтому агхори в Индии живут так, как им хочется, одновременно с этим, преследуя глубоко религиозные цели. Они избавляются от презрения, отвращения, гордыни путем постоянного взаимодействия с полуразложившимися трупами, грязью, нищетой. Устойчивость ума агхори вырабатывается годами. Они могут смотреть без сожаления на все ужасы мира, входить в самые темные его аспекты.


Они поклоняются богу разрушения Шиве и богине смерти Кали

В миру, но вдали от него

Рассматривая многочисленные фото агхори, можно заметить, что кроме того, что волосы их спутаны, а тела сухи и костлявы, они пребывают в условиях, сложных для жизни. Комфорта, как ни крути, мало. Этот аскетизм тоже относится к ритуалам, посвященных Шиве, который сам ведет подобный образ жизни, как гласят священные писания. Агхори намеренно отказываются от социальной жизни, от семьи, от физических радостей, ограничивая свой ум и заставляя его находиться в состоянии медитации. Для них не важны разноцветные краски, сменяющие друг друга в пучине мира, для них и мертвое, и живое - прекрасно.


Не разрушив старого, не создашь нового, - считают агхори и рвут все шаблоны

На фото агхори часто изображены с черепами. Этот атрибут появился неслучайно. Настоящие человеческие черепа агхори используют в качестве стульев, подставок, посуды для еды и питья, чаш для совершения подношения богам, и пр. Агхори используют черепа людей, которые умерли своей смертью.


Агхора запрещена правительством Индии. Однако власти закрывают на них глаза

Читая мантры, агхори очищают свою пищу и делают ее священной. Им неважно из чего она состоит. При этом поедание трупов не является обязательным условием для агхори, они это делают в качестве поклонения Шиве и Кали.

Путь левой руки

Бабу Кинарам считают основателем традиции Агхора. Согласно легендам, однажды перед этим святым возник сам Даттатрея, воплощение Шивы, Вишну и Брахмы в одном теле, и предложил тому свою плоть как прасад.


Вопреки всем стереотипам поклонники Шивы все же купаются

Такое существование называют путем левой руки, ПЛР. Агхори ищут истину, как и другие, только они выбирают более сложный путь. Их садхана (служение) предполагает высокий уровень понимания смысла своих действий. В сокровенном учении о Тантре говорится, что путь левой руки - это женское начало и «шактизм». В Индии агхори почитают супругу Шивы как часть его самого, и большое количество их молитв, ритуалов, подношений и мыслей направлено к ее ипостаси.


Йога на берегу священной реки - особый ритуал

Некоторые небезосновательно полагают, что секта Агхора - это не более, чем экзотическое привлечение большого потока туристов в Варанаси, и в Индию в целом. Агхори действительно живут за счет подаяний других людей, в основном, приезжих. Они не работают и не приемлют такой образ жизни, но естественные потребности тела им не чужды, поэтому приходится обитать в тех местах, где их будут фотографировать, снимать на видео, расспрашивать об их вере и давать за это деньги.


Большинство агхори все же приветливы и охотно общаются с иностранцами

Где познакомиться с агхори?

Известный йогин Шалендра Шарма говорит, что настоящий агхори чистоплотен и не выставляет напоказ свою жизнь на местах кремации и смерти. Большинство людей ест мясо, пьет алкоголь и занимается сексом, но это не значит, что они все агхори. Шива не завещал своим последователям обмазываться фекалиями и потреблять в пищу отбросы. Он создал человеческое тело для других целей, и это очевидно. Настоящий агхори занимается йогой, скромно живет на смешане (месте кремации), медитирует там, обучает других людей мудрости. Таких людей не больше 10-и на всю Индию.


У них свое восприятие реальности. Полностью недоступное нашему пониманию

Если вы хотите увидеть приверженцев секты Агхора своими глазами, поезжайте в Варанаси, штат Уттар-Прадеш. Этот город не зря называют городом мертвых - на берегу священной реки Ганги здесь церемониально сжигают трупы, пуская их останки по реке. У Ганги сидят агхори. Большинство из них, вопреки стереотипам, миролюбивы и не враждебны. Также агхори можно встретить на всемирно легендарном фестивале Кумбха Мела.