Главная · Диарея · Закон против табакокурения. Законы о запрете курения в общественных местах. Штраф за курение в общественных местах в России. Где разрешено курить

Закон против табакокурения. Законы о запрете курения в общественных местах. Штраф за курение в общественных местах в России. Где разрешено курить

Правительство РФ особенно плотно взялось за решение вопроса курения в общественных местах в последние годы. Такие меры введены не только как способ борьбы с курением, что вызывает неодобрение курильщиков, но и как забота о состоянии здоровья некурящих граждан в общественных местах, с правами которых курильщики также должны считаться.

Первые ограничения в силу вступили еще в 2013 году, и с каждым годом сужение границ мест для курения становятся значительнее. Причиной такому суровому контролю послужила статистика. Согласно последним данным, ежегодно около полумиллиона российских граждан уходят из жизни из-за болезней, вызванных активным либо пассивным курением.

На данный момент резкий негатив, вызванный принятием постановления о запрете курения, постепенно сошел на нет. Но эксперты утверждают, что положительные сдвиги по пути оздоровления населения страны станут заметны лишь по прошествии как минимум пяти лет.

Приведем список мест, где согласно законодательству строго запрещается курить.

Где нельзя курить по новому закону 2019 года

Перечень запрещенных для курения мест постепенно расширяется, на данный момент он выглядит так:

  1. Строго под запретом курение на всей территории различных учебных заведений. Сюда включены школы, средние специальные и высшие учебные заведения. Курение не допускается на территории учреждений спорта и культуры.
  2. Запрет введен также на территории оздоровительных учреждений, среди которых поликлиники, больницы, а также санатории.
  3. Ограничения затрагивают все виды общественного транспорта, включая самолеты, корабли, поезда междугороднего и дальнего следований, автобусы и так далее. Это же относится к ж/д и автовокзалам, аэропортам и портам, станциям и поездам метро, а также не менее чем в 15 метрах от выхода со станций.
  4. Запрещено курить в зданиях либо на территориях государственных служб. То есть отделения ГПФ, собес, центры социального обслуживания.
  5. В помещениях и на территориях управлений госструктур и органов власти. Сюда относятся суды, префектуры. Различные министерства, ведомства, агентства и так далее.
  6. Под ограничения подпадает также курение на рабочем месте и других рабочих зонах.
  7. Строго возбраняется курение в лифтах и на лестничных клетках в жилых домах.
  8. Не разрешается курить на пляжах и детских площадках.
  9. Автозаправочные станции также входят в список запрещенных для курения мест.
  10. Запрет затрагивает общежития и любые места временного проживания (гостиницы).
  11. Несмотря на особые протесты курящих, запрет затронул и бары, рестораны и кафе.
  12. В список были включены и помещения служб быта (различные мастерские, ателье и так далее).

Где разрешено курить в 2018-2019 году

Рассмотрим также места, где курение позволено. Список значительно короче, но в перечисленных местах взысканий можно не опасаться:

  1. Разрешается курить внутри своей личной собственности. Это относится к машине и жилой площади (на балконе курить тоже имеете право).
  2. Практически везде на улице, исключения составляют перечисленные выше территории и 15-метровая граница от станций метро, аэропортов, портов, вокзалов, автобусных остановок.
  3. Курить можно на работе, однако (!) исключительно в специально отведенном и оборудованном помещении.
  4. На пассажирских платформах для ожидания пассажирских поездов.

Электронные сигареты

Не так давно в быт курильщиков вошли и электронные устройства для курения. Электронные сигареты не используют стандартный табак, в них применяется глицериновое ароматизированное вещество с добавлением никотина. Такие устройства не производят дыма, а вырабатывают пар.

Электронные сигареты не запрещены в странах Европы и их разрешается курить не только в общественных местах, но и в салонах самолетов. В Российской Федерации запрет на курение табачной продукции их также не затрагивает, поскольку они просто не попадают в данную категорию. Потому на данный момент курение электронных сигарет легально везде.

Однако некоторые политики ведут на этот счет споры, желая ограничить и электронные приспособления, мотивируя это наличием в картриджах устройств никотина.

Действующее федеральное законодательство запрещает курение практически во всех общественных местах, и даже в собственных квартирах курить можно только при условии, что дым не приносит вреда здоровью для окружающих. Перечень мест, где курение запрещается, а меры материальной ответственности нарушителя описаны в ниже.

Вопросы здравоохранения, сбережения здоровья в связи с вредным воздействием табачного дыма регулируется федеральным законом №15.

В нем определяется, что курение – это использование табака и изделий на его основе для получения дыма на основе тления этих продуктов. Таким образом, речь идет только о «горячем» курении, а не о вдыхании табака или использование электронных сигарет и т.п.

В федеральном законе № 15 о запрете курения в общественных местах четко определены 13 различных мест, где процесс курения запрещается – это:

  1. Территории школ и других образовательных организаций любых форм собственности.
  2. Территории больниц и других учреждений здравоохранения.
  3. Поезда и водные суда дальнего следования.
  4. Самолеты, общественный транспорт (муниципальный и коммерческий), в том числе метро, электрички, международные/междугородние автобусы и т.п.
  5. Гостиницы, отели и другие помещения, где производится временное размещение проживающих.
  6. Любые магазины, столовые, рестораны и кафе, рынки, в том числе и мобильные (передвижные) торговые объекты.
  7. Любые виды социальных служб.
  8. Любые госорганы, местные органы власти.
  9. Любые офисные здания, цеха и другие рабочие помещения.
  10. Лифты, лестничные клетки и т.п.
  11. Площадки для детей, пляжи (в пределах установленных границ).
  12. Платформы для пассажиров, перроны и другие площадки, где производится посадка в транспорт.
  13. АЗС любых типов.

Указанный перечень не является исчерпывающим, поскольку в той же статье оговаривается, что органы власти (равно как и муниципальные органы) могут установить и дополнительные ограничения. В общем случае граждане могут потреблять сигареты и другую табачную продукцию во всех остальных местах, а также в местах, которые обозначены специальными знаками, в том числе и на территории исправительных учреждений.

Где по закону можно курить

Фактически разрешенных мест для курения осталось очень немного. Граждане по-прежнему могут применять сигареты, трубки, кальяны у себя дома, в том числе и на балконе, лоджии, террасе и т.п. (если они также относятся к частной собственности). Однако нельзя заниматься курением в подъезде, в том числе и рядом с крыльцом, а также на лестничной клетке, в других местах общего пользования.

Что касается улицы, курение разрешается повсеместно за исключением зон, которые находятся в непосредственной близости от перечисленных выше мест (вокзалы, аэропорты, больницы, школы и т.п.). Минимальное удаление от входов в эти заведения, а также от их границ (детская площадка, стационар) должно составлять 15 метров и более.

На работе курить можно, но только в местах, которые специально предназначены для этого. Речь идет о так называемых «курилках» – небольших комнатах, на входе в которые есть соответствующие знаки.

Несмотря на то, что курение у себя дома, в том числе и на балконе, формально не противоречит требованиям закона, есть примеры судебной практики, когда жалобы соседей, страдающих хроническими заболеваниями, удовлетворяются. Поэтому лучше не злоупотреблять своим правом и курить так, чтобы дым не шел непосредственно в соседние квартиры.



Случай из судебной практики

Запрещено ли курение электронных сигарет (вейпов)

Аналогичные меры запрета предполагается ввести и в отношении курения:

  • электронных сигарет;
  • электронных кальянов;
  • испарительных смесей.

В настоящий момент данный законопроект внесен на рассмотрение Государственной Думы РФ, однако до сих пор он еще не утвержден.


Тем не менее, фактический запрет на использование вейпов принят во многих публичных местах – общественном транспорте, кафе и т.п. Судя по тексту законопроекта запретные места будут точно такими же – 13 пунктов, обозначенных выше. И хотя формально эти меры еще не вступили в силу, использовать электронные сигареты и прочие имитационные устройства можно только на улице и в других местах, не запрещенных законом.

Как обозначается место, где курение запрещено

Также на федеральном уровне регулируется и вопрос о способе обозначений территорий и помещений, в которых курение запрещается (из указанного списка либо из дополнительных перечней, установленных местными органами власти). Определение происходит с помощью специального знака, который можно выполнить в черно-белом или цветном изображении. Описание знака и его изображение можно найти в Приказе Министерства здравоохранения №14Н от 12 мая 2014 года.

В этом же документе указано, что знак можно дополнительно сопроводить соответствующей надписью – например, «Не курить», хотя делать это необязательно. Изображение должно размещаться при входе на любую территорию, где курить сигареты запрещается. Также по желанию собственника дополнительные знаки могут быть размещены и в других местах, например:

  • на дверях гостиничного номера;
  • в банкетном зале, у барной стойки;
  • в кабинетах общественных организаций;
  • в тамбурах и салонах и т.п.

Мнение эксперта

Соболев Дмитрий

Юрист по административным правонарушениям, эксперт сайта

Важно понимать, что отсутствие знака не означает, что человек может начать курение, потому что он «не знал» о том, что этот процесс запрещен, например, в автобусе. В таком случае к нему применят меры ответственности на общих основаниях. Однако гражданин может обратиться в контролирующие органы (например, Роспотребнадзор), чтобы указать на это нарушение. Тогда ведомство должно оштрафовать и собственника помещения (ИП или юрлицо).

Ответственность и штрафы за нарушение: законодательная база

За нарушение федерального закона о запрете курения в общественных местах, а также других норм, принятых органами власти федерального, регионального и муниципального уровней, предусматривается ответственность:

  • дисциплинарная;
  • гражданская;
  • административная.

Основными мерами, предпринимаемыми к нарушителям, являются устные замечания, выговоры от работодателя, а также денежные штрафы. Их размер зависит от статуса лица (частный гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо), а также от места, где было зафиксировано нарушение:

  1. Физическое лицо оплачивает от 500 р до 1500 р в общем случае.
  2. При обнаружении факта курения на детской площадке (вне зависимости от времени суток) – от 2000 р до 3000 р.

Если нормы законодательства не контролируются на территории компании (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель), это также влечет наложение штрафа. Под несоблюдением норм законодательство понимает:

  • отсутствие специальных зон для курения, соответствующих обозначений;
  • отсутствие оборудования для вентиляции и вытяжки дыма из таких помещений;
  • несоблюдение требований к знаку, который указывает на запрет курения.

В этих случаях размеры штрафов следующие:

  1. При нарушении требований к знаку
  1. При нарушении требований к выделению специальных зон и их оснащению.
  1. При нарушении обязанностей контролировать нормы законодательства о запрете табакокурения.

Федеральный закон от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака»

Закон N 15-ФЗ прямо или косвенно затрагивает интересы огромной части населения нашей страны. Эксперты считают, что в России курят более 40% взрослого населения - 43,9 млн. человек. Около 80% населения РФ ежедневно подвергаются пассивному курению. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения наша страна занимает 1-е место в мире по числу курящих граждан. В России насчитывается 44 млн. курильщиков. Это почти треть всего населения страны и большая часть взрослого населения.

По подсчетам экспертов, потери потенциальных лет жизни в трудоспособном возрасте, связанные с преждевременной смертностью, обусловленной курением (у мужчин около 40% всех смертей, у женщин - почти 20%), составляют у мужчин 9 лет, у женщин - 5,6 года. С учетом таких потерь упущенная выгода в производстве ВВП составляет 1,2 трлн. руб. или 6,3% ВВП.

Данная ситуация оценивается как угрожающая здоровью населения РФ и требующая принятия неотложных мер.

Согласно статье 1 настоящий Федеральный закон в соответствии с Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Нормы Конституции РФ закрепляют, что каждый имеет право на охрану здоровья (ч. 1 ст. 41) , а также на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии (ст. 42) . в п. 5 ст. 4 Закона гарантирован приоритет охраны здоровья граждан перед интересами табачных организаций.

Граждане, как устанавливает Закон N 15-ФЗ, имеют право на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма. Важным элементом защиты этого права является законодательное установление запрета на курение на отдельных территориях и в помещениях.

С 1 июня текущего года нельзя курить в учреждениях образования, культуры, здравоохранения, спорта, в помещениях органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Также запрещается курение на рабочих местах, воздушных судах, всех видах общественного транспорта городского и пригородного сообщения, железнодорожных вокзалах, автовокзалах, в аэропортах, морских и речных портах, на станциях метрополитена (а также на открытом воздухе на расстоянии менее 25 м от входов в данные объекты), в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов, на детских площадках, пляжах.

Еще через год нельзя будет курить в общежитиях и гостиницах, в поездах дальнего следования, на судах, находящихся в дальнем плавании, на пассажирских платформах пригородного сообщения, а также в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещениях рынков, на нестационарных торговых объектах.

При оказании услуг по перевозкам пассажиров на основании решения собственника имущества допускается курение табака в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях, которые оборудованы системами вентиляции и организованы на судах, находящихся в дальнем плавании.

Согласно Федеральному закону от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" (далее - антитабачный Закон) с 1 июня в России запрещено курить во многих местах: в офисах, образовательных учреждениях, фитнес-центрах и санаториях, на открытых и закрытых стадионах, в организациях, оказывающих лечебные и лечебно-профилактические услуги населению, во всех помещениях, занимаемых органами государственного либо муниципального управления, на всех видах транспорта и внутри вокзалов, портов и аэропортов. Эти ограничения коснулись и территорий пляжей, детских площадок и внутридомовых территорий общего пользования в многоквартирных домах.

Статья 23 Федерального закона от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака» предусматривает ответственность за нарушение настоящего Федерального закона.

За нарушение законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака устанавливается дисциплинарная , гражданско-правовая , административная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Административную ответственность устанавливает КоАп РФ. Так, статья 11.17 КоАп РФ предусматривает ответственность за нарушение правил поведения граждан на железнодорожном, воздушном или водном транспорте. Согласно ч. 3 статьи 11.17 КоАп РФ курение в вагонах (в том числе в тамбурах) пригородного поезда, в не установленных для курения местах в поезде местного или дальнего сообщения, либо на судне морского или внутреннего водного транспорта, либо на воздушном судне при продолжительности полета менее трех часов - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей.

ГК РФ также предусматривает гражданско-правовую ответственность в виде возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина.

Однако, помимо этого, планируется привлекать к административной ответственности за неисполнение обязанностей по контролю за соблюдением запрета курения табака юр.лиц и предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в местах, в которых курение запрещено.

За совершение данного правонарушения для юр.лиц и индивидуальных предпринимателей предлагается установить наказание в виде штрафа. Для индивидуальных предпринимателей размер штрафа составит от 20 до 30 тыс. руб., а для юр.лиц - от 50 до 80 тыс. руб. За повторное нарушение в течение года предусмотрены альтернативные наказания: либо штраф в размере от 30 до 50 тыс. руб. для индивидуальных предпринимателей и от 80 до 100 тыс. руб. для юр.лиц, либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (как для индивидуальных предпринимателей, так и для юр.лиц).

Электронные сигареты находятся на пике популярности среди представителей молодежи. Е-сигареты являются альтернативой обычным табачным изделиям и, по мнению курильщиков, представляют слабую угрозу для здоровья. С 2013 года в России введен антитабачный закон, который, однако, фактически не установил запрет на изготовление и продажу электронных сигарет. Рассмотрим подробнее, был ли принят отдельно закон о парении, а если нет, то стоит ли ожидать запрета на электронные сигареты в будущем.

В стране в настоящее время действует разрешение на использование электронных сигарет в общественных местах. Единственное условие, чтобы используемый электронный гаджет не копировал дизайн обычной сигареты. Однако на рассмотрение в Госдуму уже направлен законопроект «О государственном регулировании ограничения потребления испарительных смесей, используемых в устройствах, имитирующих курение табака», который приравняет не только электронные сигареты, но и кальяны к обычным табачным изделиям и к ним, следовательно, будут применены похожие запретительные меры.

На данный момент в Российской Федерации действует только один антитабачный Федеральный закон №15 «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Он вступил в законную силу 23 февраля 2013 года. Закон регламентирует места, где разрешено и запрещено курить и какое наказание ждет нерадивых курильщиков, нарушивших положения настоящего ФЗ-15.

Закон состоит из 25 статей:

  • ст. 1 — объект регулирования закона;
  • ст. 2 — ключевые, используемые в законе, термины;
  • ст. 3 — закон в области защиты здоровья граждан от дыма табака и результата курения;
  • ст. 4 — ключевые принципы;
  • ст. 5, 6, 7 — обязанности федеральной службы государственной власти, субъектов РФ и органов местного самоуправления;
  • ст. 8 — осуществление общих действий органов государственной власти и местного самоуправления с организациями, занимающимися табачными изделиями;
  • ст. 9 — права и полномочия граждан в данном ФЗ;
  • ст. 10 — права и полномочия ИП и юрлиц в действующем ФЗ;
  • ст. 11 — организация, которая принимает меры для устранения отрицательного воздействия от табачного дыма и снижения его потребления;
  • ст. 12 — запрещение курения в общественных местах;
  • ст. 13 — повышение стоимости на табачные изделия;
  • ст. 14 — осуществление надзора за составом сигарет, раскрытие информации о составе и требования к упаковке;
  • ст. 15 — информирование граждан о вреде курения;
  • ст. 16 — запрещение рекламирования курения;
  • ст. 17 — предоставление медпомощи гражданам с данной пагубной привычкой;
  • ст. 18 — предупреждение нелегальной торговли табачными изделиями;
  • ст. 19 — ограничение купли продажи;
  • ст. 20 — осуществление запрета продажи сигарет лицам, не достигшим 18-летия;
  • ст. 21 — госконтроль в данной области;
  • ст. 22 — наблюдение и анализ эффективности предпринятых мер по сокращению потребления;
  • ст. 23 — наказание за нарушение действующего ФЗ;
  • ст. 24 — признание некоторых положений закона утратившими свою правовую силу;
  • ст. 25 — вступление в правовую силу настоящего ФЗ.

Последняя редакция датируется 28 декабрем 2016 годом, изменения и дополнения вступили в силу 1-го января 2017 года.

Где разрешено курить электронные сигареты?

Как указывалось выше, в будущем законопроекте хотят приравнять электронные сигареты к обычным табачным изделиям. Это повлечет за собой запрет на их потребление на рабочих местах в офисах, а также в других общественных местах — гостиницах, в гос- и соцучреждениях, магазинах и кафе, в подъездах. Запрещено «дымить» будет на пляжах, детских площадках, в транспортных средствах, аэропортах и вокзалах, в том числе и на остановках и на расстоянии 15 метров от них. Возможно региональные власти будут выделять лицам, использующим электронные сигареты, специальные места.

В настоящий же момент особых требований и запретов к местам для курения электронных сигарет не принято законодательством. Курить на данный момент можно в частной собственности , это же относится и к обычным сигаретам. Подобные электронные девайсы вырабатывают не табачный дым, а ароматизированный, поэтому запах горения не помешает других жильцам.

В действующем ФЗ-15 нет запрета на выпускаемый электронным прибором пара. Есть уточнение только о дыме, исходящем от табачного изделия. Следовательно, в подъезде дома не запрещено курить электронные сигареты.

«Генераторы пара» можно использовать и на рабочем месте , которые стали настоящим спасением для курящих сотрудников, после принятия антитабачного закона. Главное условие — нейтральный запах курительной смеси в электронных сигаретах.

На улице потреблять обычные табачные изделия запрещено и нарушивших закон граждан штрафуют. Но в случае с электронной сигаретой это не запрещено. Воздержаться от этого занятия следует только у детских площадок. Ведь, действующий антитабачный закон преследует цель предотвратить желание курить у молодежи.

В ресторанах и кафе, в гостиницах, в самолетах и поездах «генераторы пара» законом не запрещены для потребления. Однако здесь может соблюдаться собственная политика по данному вопросу и следует заранее уточнить этот вопрос у администрации.

К потреблению электронных сигарет относятся скептически. Многие считают, что они не менее вредны для здоровья курящего и окружающих, чем традиционные сигареты.

Штрафы

На сегодняшний момент законопроект о запрете использования электронного девайса не был принят. Поэтому штраф за курение электронной сигареты в неположенном месте законодательством не предусмотрен.

По действующему Федеральному закону №15 штраф налагается за потребление обычных табачных изделий. По КоАП статье 6.24 размер штрафа составит:

  • за курение в общественных местах — от 500 — 1.500 рублей;
  • на детских площадках — от 2.000 — 3.000 рублей.

Продажа сигарет несовершеннолетним лицам подразумевает наложение штрафа на организацию в размере от 100.000 — 150.000 рублей.

Однако в скором будущем положение дел может измениться, так что следует следить за принятием новых законов, регулирующих потребление электронных сигарет. К примеру изучить стоит положения .

Скачать текст законопроекта

ФЗ об электронных сигаретах до сегодняшнего времени не был принят. На территории Российской Федерации действует только один антитабачный закон №15 «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Скачать закон в последней редакции со всеми поправками и дополнениями можно по .

Выявлено, что электронные сигареты пагубно влияют на здоровье человека. Используемые там вещества могут вызвать аллергию и раздражение дыхательных путей. Поэтому Минздрав принял решение законодательно запретить их употребление.

ФЗ-15 "О запрете курения" (с изменениями 2015 г.) был принят согласно Рамочной конвенции ВОЗ. Нормативный акт регламентирует отношения в области охраны здоровья людей от негативного воздействия дыма и последствий потребления изделий, содержащих никотин. Рассмотрим далее подробно ФЗ-15 "О запрете курения" с комментариями.

Ключевые направления

Для предотвращения возникновения патологий, связанных с влиянием дыма и потреблением изделий, содержащих никотин и смолы, федеральный закон 15-ФЗ "О запрете курения" предусматривает определенный комплекс предупреждающих мер. В их число входят:

  1. Разработка налоговой и ценовой политики, направленной на сокращение спроса на соответствующую продукцию.
  2. Определение территорий, объектов и помещений, в которых потребление изделий, содержащих смолы и никотин, не допускается.
  3. Регулирование состава продукции и его раскрытия, установление требований к маркировке и упаковке.
  4. Информирование граждан о негативном влиянии продукции, содержащей никотин и смолы, а также вредном воздействии дыма.
  5. Установление запретов на стимулирование продаж и рекламу табачных изделий.
  6. Оказание населению медпомощи, направленной на прекращение потребления продукции, содержащей никотин и смолы, лечение зависимости и последствий.
  7. Пресечение незаконной продажи табачных изделий.
  8. Ограничение торговли продукцией, содержащей смолы и никотин.
  9. Установление запретов на продажу изделий несовершеннолетним, потребление ими табака и вовлечение их в процесс курения.

Категории объектов

"О запрете курения" устанавливает перечень территорий и участков, в пределах которых потребление продукции, содержащей смолы и никотин, не допускается. В список входят:

  1. Территории и помещения, используемые для предоставления образовательных услуг, учреждения культуры и молодежи, спорта и физкультуры.
  2. Вагоны поездов и суда дальнего следования/плавания в процессе перевозки пассажиров.
  3. Помещения и территории, предназначенные для предоставления реабилитационных, медицинских и санаторно-курортных услуг.
  4. Воздушные суда, общественный транспорт любого вида пригородного и городского сообщения, в том числе суда.
  5. Помещения, предназначенные для оказания гостиничных, жилищных услуг, используемых для временного проживания/размещения.
  6. Территории, на которых предоставляются услуги торговли, общепита, осуществляется бытовое обслуживание, работают рынки.
  7. Помещения соцслужб.
  8. Рабочие зоны, организованные в сооружениях/зданиях.
  9. Лифты и территории общего использования в многоквартирных домах.
  10. Детские площадки и территории, занятые пляжами.
  11. Пассажирские платформы, предназначенные для посадки/высадки граждан при перевозке по пригородным маршрутам.
  12. Автозаправочные станции.

На участках, расположенных на открытом воздухе, также действует ФЗ-15 "О запрете курения". 15 метров - расстояние, на котором должен находится гражданин, потребляющий изделия, содержащие никотин и смолы, от входов в помещения:


Исключения

Они установлены в ч. 2 ст. 12 ФЗ-15 "О запрете курения". Положения статьи допускают потребление продукции, содержащей смолы и никотин, на специально отведенных участках. Их организацию проводят в соответствии с решением собственника имущества либо лица, уполномоченного им. Ч. 2 ст. 12 ФЗ-15 "О запрете курения" предусматривает ряд требований, в соответствии с которыми должно проводиться оснащение специально отведенных участков. В норме, в частности, определено, что в обязательном порядке должно устанавливаться вентиляционное оборудование на судах, пребывающих в дальнем плавании, а также в изолированных помещениях в многоквартирных домах. Общие требования к оснащению специальных участков на открытом воздухе определяются исполнительным федеральным органом, реализующим функции по осуществлению госполитики и нормативному регулированию в сфере градостроительства, архитектуры и ЖКХ, совместно со структурами здравоохранения. Они должны обеспечивать выполнение гигиенических нормативов по концентрации в воздухе соединений, выделяемых при потреблении продукции, содержащей смолы и никотин. Одно из обязательных требований для обозначения участков, в пределах которых потребление продукции, содержащей смолы и никотин, не допускается по ФЗ-15 "О запрете курения", - вывеска. Требования к ее содержанию, а также порядок установки определяется исполнительным органом, уполномоченным правительством. Региональные органы госвласти вправе устанавливать на отдельных территориях или в помещениях дополнительные ограничения.

Меры по сокращению спроса

ФЗ-15 "О запрете курения" (с изменениями) не допускает и рекламу изделий, содержащих никотин и смолы. Для реализации этой задачи не разрешается:


Спонсорство

ФЗ No 15 "О запрете курения" устанавливает ряд требований для компаний, осуществляющих вещание аудиовизуальных произведений, в которых производится демонстрация продукции и процесса ее потребления. В случае если теле-, видеофильм, кино-, теле-, видеохроникальная программа содержит соответствующие кадры, организатор показа должен обеспечить до или во время него трансляцию сообщений о вреде употребления изделий. Закон "О запрете курения" 15-ФЗ допускает демонстрацию продукции и процесса ее употребления при информировании граждан о возникающем вследствие этого вреде для здоровья и негативном влиянии на состояние окружающей природы.

Предупреждение незаконной продажи

ФЗ-15 "О запрете курения" (2015 г.) предусматривает ряд мер, направленных на предотвращение неправомерной торговли соответствующей продукцией. К ним относят:

  1. Обеспечение ведения учета выпуска изделий, перемещения их через границу ТС в рамках ЕАЭС либо через госграницу России, розничной и оптовой их продажи.
  2. Отслеживание оборудования, используемого в производстве, перемещения и распределения продукции.
  3. Пресечение случаев неправомерной реализации изделий, привлечение виновных к ответственности, конфискация незаконно перемещенных, контрафактных предметов через границу ТС или госграницу России, их уничтожение в соответствии с требованиями законодательства.

Указанные мероприятия осуществляются на основании сведений налогового и таможенного учета, схем маркировки акцизными либо специальными марками, собственных информационных баз производителей. Федеральный орган, выполняющий обобщение и анализ данных, а также порядок, в соответствии с которым осуществляется обмен информацией между надзорными инстанциями, определяются правительством. Для предупреждения незаконной реализации изделий каждая упаковка и пачка подлежит маркировке в соответствии с положениями нормативных актов о техническом регулировании.

Организация продажи

В соответствии с ФЗ-15 "О запрете курения", реализация изделий допускается в оборудованных подсобными, торговыми, административно-бытовыми, складскими структурами помещениях. При отсутствии на территории населенного пункта павильонов и магазинов продажа разрешается в других объектах либо развозным методом. ФЗ-15 "О запрете курения" не допускает реализацию продукции на выставках, ярмарках, дистанционным, разносным методами, с использованием автоматов либо прочими способами.

Выкладка товара

Фз-15 "О запрете курения" не допускает розничную торговлю с демонстрацией продукции на прилавке. Сведения о реализуемых изделиях доводятся до потребителей посредством размещения их перечня. Текст списка выполняется буквами одинаковой величины, черным цветом на белом фоне. Перечень составляется в алфавитном порядке. Напротив каждого наименования указывается стоимость. В перечне не должно присутствовать никаких рисунков и изображений. ФЗ-15 "О запрете курения" допускает демонстрацию продукции потребителю после ознакомления с указанным списком.

Дополнительно

ФЗ-15 "О запрете курения табака" не допускает розничную продажу сигарет, присутствующих в пачке в количестве меньше 20 шт., папирос и иных изделий поштучно, продукции, не имеющей потребительской тары, а также упакованной в одну тару с иными товарами, не содержащими никотин и смолы.

Ограничения для реализаторов

Как гласит ФЗ-15 "О запрете курения", в общественных местах не допускается не только потребление изделий, содержащих смолы и никотин, но и их продажа. В частности, речь идет об объектах массового скопления граждан. К ним относят помещения и территории, используемые для предоставления образовательных, культурно-досуговых услуг, учреждения для молодежи, спортивные, санаторно-курортные, реабилитационные, медицинские центры и комплексы, транспорт общего пользования пригородного и внутригородского сообщения, в том числе суда, сооружения, занятые органами местной и государственной власти. В зданиях железнодорожных и автовокзалов, в аэро-, речных и морских портах, используемых для оказания услуг по перевозке пассажиров, на объектах, предназначенных для оказания гостиничных или жилищных услуг, временного размещения или проживания, бытового обслуживания также не допускается реализация продукции в соответствии с ФЗ-15 "О запрете курения".

Комментарии

Рассматриваемый нормативный акт устанавливает достаточно жесткие правила, направленные на ограничение распространения изделий, содержащих никотин и смолы. В особенности большое внимание уделяется мерам, предупреждающим потребление продукции несовершеннолетними. Предусмотрена административная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность для субъектов, нарушающих положения ФЗ-15 "О запрете курения". Штрафы и прочие взыскания вменяются в соответствии с КоАП и прочими кодексами. Нормативный акт также не допускает продажу изделий, содержащих смолы и никотин, ближе 100 м по прямой линии от ближайшей точки, расположенной на границе с территорией, в пределах которой предоставляются образовательные услуги. При расчете расстояния не учитываются естественные и искусственные преграды.

Мониторинг

Оценка эффективности проведения мероприятий, ориентированных на предупреждение воздействия дыма и уменьшение объемов потребления изделий, содержащих смолы и никотин, включает в себя:

  1. Выполнение научных исследований. Они направлены на изучение причин потребления продукции, ограниченной в обороте, а также возникающих последствий, оценку действий, стимулирующих реализацию и употребление.
  2. Определение показателей состояния здоровья населения, динамики сокращения количества курящих граждан. Они используются в последующей разработке и реализации мероприятий, направленных на противодействие распространения продукции.
  3. Выполнение санитарно-эпидемиологических исследований существующих масштабов потребления.

Определяет, что оценку эффективности и мониторинг мероприятий, ориентированных на предупреждение негативного влияния дыма и уменьшение объемов употребления изделий, содержащих смолы и никотин, осуществляет исполнительный орган, реализующий функции по разработке и проведению госполитики и нормативного регулирования отношений в области здравоохранения, исполнительные надзорные структуры, работающие в сферах обеспечения санитарного и эпидемиологического благополучия граждан, защиты потребительских прав, статистического учета. Порядок их деятельности в рамках исполнения предписаний устанавливается правительством. В проведении мониторинга и оценке эффективности реализации предусмотренных нормативными актами мероприятий участвуют субъекты РФ в соответствии с региональным законодательством, а также на основании соглашений с исполнительным федеральным органом, осуществляющим выработку и реализацию указанных мер, а также обеспечивающим правовое регулирование в сфере здравоохранения.

Использование результатов оценки и мониторинга

На основании показателей, полученных при анализе эффективности реализации предусмотренных мероприятий, ориентированных на предупреждение негативного воздействия дыма и сокращение потребления изделий, содержащих смолы и никотин, исполнительный федеральный орган, выполняющий функции по разработке и выполнению госполитики и осуществлению нормативного регулирования в области здравоохранения, проводит:

  1. Информирование уполномоченных структур власти регионов, муниципальных образований и граждан о масштабах употребления продукции, ограниченной в обороте, а также реализуемых или запланированных мерах, ориентированных на его снижение.
  2. Разработку мероприятий, направленных на борьбу с распространением и незаконной продажей изделий. Они подлежат включению в целевые программы по охране и укреплению здоровья, а также в государственную стратегию развития системы здравоохранения.
  3. Подготовку и представление доклада о реализации РФ положений Рамочной конвенции ВОЗ по противодействию потребления табака.

Ключевые принципы обеспечения защиты населения

Охрана здоровья граждан от негативного воздействия дыма и последствий употребления табака основывается на:


Полномочия госорганов

В рамках реализации положений ФЗ-15, федеральные структуры обеспечивают:

  1. Реализацию единой госполитики в области охраны здоровья населения от негативного влияния дыма и последствий употребления изделий, содержащих никотин и смолы.
  2. Защиту прав гражданина и человека в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия.
  3. Оказание населению медпомощи, направленной на прекращение употребления табачных изделий, лечение от зависимости и последствий потребления продукции, в учреждениях здравоохранения согласно действующим нормативным актам.
  4. Разработку и реализацию мер по охране здоровья граждан, включение их в целевые программы и государственную стратегию развития системы здравоохранения.
  5. Координацию работы исполнительных органов госвласти, структур регионального управления в области защиты населения от негативного воздействия дыма и последствий употребления табачной продукции.
  6. Организацию и реализацию государственного контроля в сфере обеспечения охраны здоровья граждан.
  7. Международное сотрудничество РФ, в том числе заключение соглашений и договоров с соответствующими структурами зарубежных стран в области защиты населения от негативного влияния дыма и потребления табачной продукции.

В полномочия госорганов входит также еще и выполнение оценки эффективности и мониторинг реализации всех мероприятий, ориентированных на сокращение объемов производства и распространения изделий, содержащих смолы и никотин. Порядок выполнения обязанностей, пределы компетенции указанных структур определяются постановлениями правительства. Оно также осуществляет контроль деятельности уполномоченных структур в сфере обеспечения охраны здоровья населения от воздействия табака.