Главная · Болезни кишечника · Что говорят дети в 3 года

Что говорят дети в 3 года

Что должен уметь ребенок в 3 года? Диапазон его навыков и умений значительно расширяется. Изменения происходят в двигательной активности, мелкой моторике, мыслительных процессах, эмоциях, речи, общении со сверстниками и взрослыми.

Трехлетним детям свойственно быстро менять вид деятельности, что объясняется недостаточной концентрацией внимания. Зато они не любят менять привычный ход жизни и по природе - консерваторы. У трехлеток появляются любимые игрушки, игры, одежда, еда, напитки, сказки, стихи. «Консервативность» связана с особенностями мышления и психики. Дети этого возраста часто действуют по схеме, какому-то ранее заложенному образцу. Все новое их настораживает, поскольку уже работают базовые механизмы личной безопасности. Также в этом возрасте часто меняется настроение, возникают капризы, упрямство, негативизм. У малыша появляется тяга к самостоятельности и желание проверять границы взрослых. Коммуникативные навыки ребенка совершенствуются, поскольку быстрыми темпами развивается его речь. Подробнее о поведении и развитии ребенка в 3 года читайте в другой нашей статье.


Оценка умений по «мюнхенской диагностике»

«Мюнхенская функциональная диагностика развития» (МФДР) была разработана в Мюнхене в 1997 году медиками, педагогами, психологами. По этой книге можно оценить психомоторные, речевые, коммуникативные навыки детей до трехлетнего возраста. Что должен уметь малыш в 3 года согласно МФДР?

  • Крутит педали трехколесного велосипеда.
  • Прыгает через натянутую скакалку или веревку, не задевает ее.
  • Спускается и поднимается по ступеням, держась за перила, но также может идти без опоры.
  • Умело пинает мяч.
  • Может поймать мяч небольшого диаметра на расстоянии 2 метров.
  • Рвет лист бумаги.
  • Умеет сделать надрез ножницами, если бумагу держит взрослый.
  • Может скатать шарик из пластилина и сделать из него валик.
  • Сортирует предметы по цвету, величине, форме.
  • Определяет самый длинный и короткий предмет.
  • Может строить из кубиков башню, квадрат, мост.
  • Часто вместо «я» называет свое имя.
  • Знает свою половую принадлежность.
  • Понимает простые правила игры.
  • Играет в прятки, догонялки.
  • Касается пальцем кончика носа с закрытыми глазами.
  • Улучшается ориентация в пространстве.
  • Умеет вращать кончиком языка.
  • Ловко прыгает с места на одной и двух ногах.
  • Если поднимается на цыпочки, теряет равновесие.
  • Может взобраться по веревочной лестнице.
  • Переступает через препятствия.
  • Может делать несколько движений одновременно: например, притопывать ногами и хлопать в ладоши.

В этом возрасте у детей заметно совершенствуются навыки крупной моторики (бег, прыжки, повороты туловища, приседания, ходьба задом), развивается быстрота реакции, равновесие и координация движения. При этом пространственная ориентация и быстрота движений у мальчика обычно развита лучше, чем у девочки.


Развитие мелкой моторики ребенка в 3 года

Мелкая (тонкая) моторика развивается уже на первом году жизни. Умелое манипулирование кистями рук и пальцами способствует успешному интеллектуальному, речевому развитию. Что должен уметь ребенок в три года, если говорить о мелкой моторике?

  • Первые рисунки. Малыш пробует «писать». Пишущие движения - хорошая тренировка кисти для письма. Также ребенок может изобразить круг, подобие квадрата, горизонтальные, вертикальные линии, спирали. Малыш пробует копировать рисунки взрослых. Дорисовывает недостающие детали на рисунках: может пририсовать человеку руки и ноги, кругу - солнечные лучи, дому - крышу, собаке - хвост и т.д. Первые портреты людей весьма примитивные, но в них уже есть голова, руки, ноги, туловище. Часто трехлетки изображают «головоногов» - человечков, у которых нет туловища, а ноги и руки присоединены к голове.
  • Расстегивание пуговиц, молний. Ребенку этого возраста намного легче расстегнуть пуговицы (молнию) на одежде, чем застегнуть. Малыша нужно поощрять к этому навыку. Он не только развивает самостоятельность, но и мыслительную деятельность. Не у всех малышей хватает терпения довести дело до конца. Для тренировки лучше давать вещи с крупными пуговицами, чтобы у малыша получалось расстегивать, и он видел результаты своего труда.
  • Игрушки, требующие тонких движений. В этом возрасте малышу может быть интересна мозаика, пазлы, конструкторы, игры-вкладыши, игры-шнуровки, игрушки с вращающимися деталями. Также в 3 года дети умеют нанизывать бусины, разбирать предметы на детали и собирать их. Необходимо только помнить о мерах безопасности: не разрешать малышу брать в рот мелкие вещи.
  • Пальчиковая гимнастика. Ребенок уже может показать самые простые образы при помощи пальчиков: оса, коза, собака, кошка, дерево, корень, зайчик, цветок и другие. Много новых идей можно почерпнуть в специальных книгах с описанием пальчиковых игр. Детям этого возраста нравятся театрализованные пальчиковые представления со стихами и песнями. Пальчиковая гимнастика помогает подготовить руку к письму, развивает воображение, обогащает речевые навыки.

В трехлетнем возрасте малыш освоил большинство гигиенических навыков. Он самостоятельно умывается, одевается и раздевается, расстегивает пуговицы и развязывает шнурки, может снять обувь на липучках, аккуратно ест и пьет, вытирается салфеткой, ровно сидит за столом. Также к этому возрасту ребенок самостоятельно садится на горшок, контролирует мочеиспускание. Кроме того, трехлетка усваивает элементарные этические нормы, правила социального поведения.


Мыслительная деятельность

Для малышей этого возраста характерна «мыслительная необратимость». Этот термин ввел швейцарский психолог Жан Пиаже, который занимался изучением детского мышления, внимания, речи, воображения. Необратимость мышления заключается в неспособности удерживать в памяти связи между фактами действительности. При размышлениях дети утрачивают начальную точку, не могут вернуться к исходному пункту, улетают в своем воображении.

Избирательность внимания

Восприятие мира у малыша дозированное, иначе его нервная система не справится с перегрузками. Поэтому дети этого возраста так быстро теряют концентрацию. Их можно занять чем-нибудь ненадолго. Если малыш этого возраста занят одним делом около 10 минут - это уже много. В 3 года малыш умеет концентрироваться лишь на том, что его наиболее привлекает. Говорить о силе воли, усидчивости, какой-то самодисциплине в этом возрасте пока рано. В основном малыши поглощены процессом, им не интересен результат.


От наглядно-действенного к образному мышлению

Трехлетний малыш еще мыслит «руками»: видит, держит реальные предметы и может ими манипулировать, как-то их преобразовывать. Мысли малыша привязаны объекту, который он видит в реальности. Но постепенно, примерно в возрасте 3 лет, начинается переход к образному, абстрактному мышлению. Ребенок теперь способен манипулировать образами и символами, которые заложены в его памяти. Он может думать о предмете, которого нет перед глазами или в руках. Это большой прогресс в мыслительной деятельности. А вот логическое мышление у трехлетки пока что не сильно развито, хотя нельзя исключать природные задатки. Бывают дети, у которых в этом возрасте уже хорошо развито логическое мышление.


Эмоциональная память и воображение

Человеку свойственно запоминать то, что его впечатляет. Можно понаблюдать за малышом и увидеть, как хорошо он запоминает факты, явления, признаки, события, которые вызвали у него положительные эмоции и яркие впечатления. Также в этом возрасте развит анимизм мышления, когда все объекты мира кажутся живыми, одухотворенными. Дети - непревзойденные фантазеры. Отсюда вытекают множественные детские страхи. Анимизм нельзя путать с воображением. Последнее является неизменным спутником творческого мышления. В ребенке нужно поддерживать дух исследователя, инициативу, любознательность.


Какие достижения в мыслительной деятельности у трехлетнего малыша

  • Различает предметы по нескольким признакам.
  • Держит в поле зрения несколько объектов.
  • Находит подобные и одинаковые предметы.
  • Хорошо узнает людей по лицам и деталям одежды.
  • Знает и называет около 6 цветов, но оттенки пока не разграничивает.
  • Знает как минимум названия 3 деревьев.
  • Знает и рассказывает стихи.
  • Запоминает и поет детские песенки.
  • Складывает крупные пазлы из 4 частей.
  • Пересказывает сказку при помощи взрослого.
  • Запоминает картинки и описывает их при помощи наводящих вопросов.
  • Может рассказать, как провел утро, в какие игры играл на детской площадке, что ел на обед и т.д.
  • Классифицирует слова по группам: посуда, животные, транспорт, одежда, мебель.
  • Раскрашивает картинки по образцу.
  • Различает квадрат, круг и треугольник.


Коммуникативные навыки

Из пассивного наблюдателя малыш переходит в активного партнера по играм со сверстниками. В 3 года большинство детей начинает посещать детский сад. Социальная адаптация проходит намного безболезненнее, если ребенок общителен, умеет выражать симпатию, осознает желания других детей, проявляет сочувствие - может пожалеть, погладить, поцеловать. Но также в этом в возрасте при общении со сверстниками нередко возникает агрессия. Ребенок учится проявлять всю палитру эмоций. И хорошо, если он уже способен вербально описать состояние радости, восторга, гнева, обиды, страха и т.д. Навыки коммуникации в этом возрасте лучше всего вырабатываются в процессе совместных игр.


Развитие речи

В 3 года у малыша возникает живой интерес к родному языку. Быстро обогащается речь, пополняется новыми словами его пассивный и активный словарь.

  • Фразовая речь. Подмечено: чем больше слов в лексиконе малыша, тем меньше капризов и истерик. Теперь ребенок может вербально выразить свое состояние, рассказать о своих впечатлениях, хотя и не в полной мере. Понимает он гораздо больше, чем может сказать. Он умеет составлять простые предложения из 3-6 слов. Речевые навыки ребенка в 3 года усовершенствуются быстрыми темпами, уходит «телеграфный стиль», когда ребенок примитивно строил фразы без предлогов и падежей.
  • Поддерживает диалог. Малыш отвечает на вопросы взрослых. Активно использует вопросительные слова в своей речи: что? когда? как? кто? чей? Конечно, в этом возрасте появляется знаменитое «почему». Общаясь, ребенок задействует мимику и жесты, причем часто копирует их у взрослых. Хорошо различает и применяет вопросительные и восклицательные интонации.
  • Процентное соотношение частей речи. В активном словаре ребенка 50% существительных. Поскольку интенсивно развивается фразовая речь, малыш чаще использует глаголы - до 20%. Число прилагательных также начинает расти, что объясняется разграничением признаков, качества предметов, употреблением однородных членов предложения. В речи трехлетки примерно 20% прилагательных. Наречия, предлоги, числительные составляют 10%. Малыш уже может (правда, с ошибками) согласовывать существительные и прилагательные по роду, падежу, числу. Активно употребляет предлоги: в, на, под, над, за.
  • Вежливые слова. В речи появляются слова, которые необходимы для нормальной социальной адаптации. Дети охотно говорят: «спасибо», «пожалуйста», «до свидания», «привет», «пока» и т.д.

В этом возрасте у малыша еще много дефектов речи: он может нечетко произносить шипящие, свистящие, сонорные звуки. Часто путает слова, глотает, переставляет слоги, неправильно строит синтаксические конструкции. Если к 4 годам речь остается «нечистой», рекомендуют обращаться к логопеду. Если же до трех лет малыш молчит, не пробует строить простые предложения, нужна консультация невропатолога, психолога, логопеда.

Что может ребенок в 3 года? Прежде всего совершенствуются навыки личной гигиены и самообслуживания. Ребенок хорошо держит равновесие, ездит на трехколесном велосипеде, его движения ловкие и скоординированные. Наблюдается переход от наглядно-действенного к образному мышлению, развивается память, внимание, воображение. Совершенствуется мелкая моторика, формируется фразовая речь.

Распечатать

Запоры могут беспокоить детей в любом возрасте. Такое явление нельзя пускать на самотек. Если ребенок в 3 года не какает – это может спровоцировать психологическую проблему, так как малыш только начал ходить на горшок. Поэтому важно знать, когда запор у ребенка в 3 года что нужно делать, чтобы облегчить его состояние. Необходимо также разобраться, что вызвало проблему, чтобы в дальнейшем постараться её не допускать. Чтобы помочь малышу, устраните причину запора, нормализуйте питание, а также организуйте активное времяпровождение.

При запоре малыш не может сходить в туалет по-большому. Даже если стул регулярный, при дефекации кроха может жаловаться на болезненность, слишком твердые кусочки кала. Если заметили, что ребёнку нужно сильно тужиться, чтобы покакать, у него проблемы с туалетом, которые нужно устранить.

Запор у детей 3 лет проявляется такими симптомами:

  • малыш посещает туалет, чтобы покакать меньше чем три раза в неделю;
  • чувствуется боль внизу живота, в области пупка, из-за чего ребенок плачет и становится слишком тревожным;
  • опорожнение кишечника происходит не до конца;
  • вздувается живот.

При наличии перечисленных симптомов, обратитесь к доктору. Только специалист подскажет, как лечить проблему. Так как в трехлетнем возрасте малышу нельзя самостоятельно давать медикаменты.

Почему возникает проблема?

В три года у детей тонкая кишка уже полностью сформирована, но толстая продолжает расти. Из-за этого могут возникать проблемы с дефекацией, особенно, если имеются проблемы с нервной системой кишечника. Давайте рассмотрим причины почему ребенок в 3 годе не может сходить в туалет по большому.

Причины запоров у детей в возрасте 3 лет:

  • склонность к запорам в связи с генетическою предрасположенностью;
  • употребление однообразной и несбалансированной пищи;
  • несоблюдение режима приема пищи;
  • нехватка жидкости в организме, из-за малого количества употребления воды;
  • развитие пищевой аллергии;
  • прием лекарств;
  • наличие глистов;
  • развитие анемии, гипотериоза, заболеваний кишечника.

В трехлетнем возрасте кроха уже может контролировать позывы к мочеиспусканию или дефекации. Поэтому если отмечается психологическая травма, также могут возникать запоры. Психологический запор появляется вследствие стрессовых ситуаций, неблагоприятной атмосферы, страха перед опорожнением, смены обстановки, детской фантазии.

Диагностика проблемы

Чтобы диагностировать запор у малыша посетите врача. Он поможет выявить истинную причину проблемы, а также подскажет, как лечить ребенка, чтобы её устранить. Диагностика запора проводиться с помощью визуального осмотра, сдачи анализов, исследования кала, прохождения эндоскопии, рентгена брюшной полости и других необходимых исследований.

Возможные осложнения при запоре

При длительном не проходящем запоре у ребенка могут появиться серьезные осложнения в виде снижения иммунитета, интоксикации организма, потери аппетита, вялости, слабости, нарушения обмена веществ, развития анемии, колита, дисбактериоза, недержания кала или выпадения прямой кишки.

Способы лечения

Лечение запора у ребенка 3 лет проводиться под контролем врача. Терапия назначается специалистом с учетом причин появления проблем с опорожнением кишечника.

Устранение психологического запора

Лечение психологического запора проходит с помощью мягкости, чуткости и деликатного подхода к проблеме. Так как слабительные препараты не дадут результата.

Старайтесь с малышом доверительно и откровенно разговаривать. Разговоры помогут выяснить у крохи причины, которые могли вызвать расстройство. Родители помогут убрать тревоги, решить психологический дискомфорт, благодаря чему ребенок сможет регулярно и без боязни посещать туалет.

Применение медицинских препаратов

Медикаментозное лечение проводится следующими препаратами:

  1. Вазелиновым маслом. Дают его ребенку по 2 чайные ложечки. Через пару часов ребенок сможет успешно сходить на горшок для опорожнения кишечника.
  2. Глицериновыми свечами, которые вводятся в попу и устраняют проблему на местном уровне.
  3. Микроклизмой Микролакс, которая поможет малышу трех лет избавится от проблемы;
  4. Препаратами с лактулозой: Дюфалак, Домпиредон. Дозировку и схему приема определяет только врач.
  5. Простой клизмой.

Чтобы снять спазмы в животе ребенку можно дать по рекомендации врача спазмолитики: Папаверин, Но-шпу.

Перечисленные способы помогут облегчить состояние малыша на короткий период времени. Чтобы полностью устранить причину запоров в детском возрасте важно действовать и другими способами.

Питание для нормализации стула

Лечение любых проблем с дефекацией у детей 3 лет также осуществляется с помощью коррекции питания. Рекомендуется соблюдать специальную диету.

Диетические правила:

Разрешенные продукты Запрещенные продукты
Можно пить воду, компоты из кураги и чернослива, натуральный сливовый или морковный сок, простоквашу, кефир, йогурты Нельзя утолять жажду чаем и киселем
Добавляйте в блюда петрушку с укропом, салатом, свеклой, морковкой, тыквой, брокколи и другими овощами Запрещено лакомиться редькой, чесноком, луком, грибами, помидорами, капустой
Заправляйте блюда растительным маслом Нельзя использовать для приготовления блюд животные жиры
Супы готовьте только на втором бульоне Запрещено лакомиться жирным мясом
Давайте ребенку отварную или запеченную рыбу Нельзя пить молоко
Включите в рацион фрукты. Из яблок обязательно срезайте кожуру Запрещается лакомиться черникой, айвой, кизилом, бананами
Из сладостей можно мед Под запретом шоколад
Готовьте гречневую или ячневую кашу, отруби Запрещено лакомиться рисом и манной кашей

Если ребенок любит хлеб, можно давать ему изделия из ржаной и пшеничной цельнозерновой муки. Пока не нормализуется стул, исключите из рациона хлебобулочные изделия из муки высшего сорта.

Если ребенок не какает в течение длительного периода времени, пересмотрите его режим дня. Важно наладить питание и питьевой режим. Лечение запоров у детей в возрасте 3 лет должно проводиться под присмотром врача. Для профилактики проблемы ведите с малышом активный образ жизни.

Сейчас появилось невиданное количество информации на тему детского развития. И у меня есть следующий список «Что должен уметь ребенок в 3 года». Как и все продвинутые мамы, я тоже штудирую литературу и интернет, желая точно узнать, как развивается мой малыш.

Итак, малыш в 2,5-3 года должен уметь:

– Одевается сам или под присмотром взрослых

– Строит (копирует) мостик из 3-х кубиков

– Сидя на велосипеде? крутит педали

– Рисует вертикальную линию с ошибкой до 30%

– Перерисовывает круг

– Употребляет слова во множественном числе

– Знает свое имя и фамилию

– Называет 3 основных цвета из 4-х

– Прыгает на месте на 2-х ногах

В 3- 3,5 года ребенок должен уметь уже больше. Он:

– Застегивает пуговицы

– Легко расстается с мамой на целый день

– Может стоять на одной ноге 10 секунд

– Прыгает на одной ножке

– Перерисовывает крестик

– Понимает значения предлогов: «на, под, перед, сзади, к»

– Может рассказать о событии своими словами, сделать выводы из чего-то

– Умеет подобрать антонимы Огонь-горячий, лёд-...?; Конь-большой, мышь -...?; мама-женщина, папа -...?

– Умеет отвечать на вопросы типа: Что ты будешь делать, если ты устал?" (тебе холодно, голоден...)

А если ребенок не умеет делать то, что должен уметь в 3 года?

Считается, что если по большинству пунктов списка «Что должен уметь ребенок в 3 года» можно поставить плюсик, значит, ребенок развивается нормально. Если часть навыков не усвоена, можно говорить о нарушении развития. Или о негармоничном развитии (особенно если идет опережение в одном и отставание в другом).Считается, что в этом случае надо обратиться к специалисту для коррекции отклонений.

Я радуюсь, если мой мальчик умеет то, что полагается, и огорчаюсь, если он еще «не дотягивает». Но еще я постоянно говорю себе: как нет среднего человека, так и мой малыш не обязательно должен влезать в рамки.

Если мама, поднимая глаза от монитора, строго смотрит на малыша, говорит осуждающе: «Э, да в эмоциональном развитии ты у меня отстаешь». Конечно, ребенок не понимает, что он сделал не так, но что мама им недовольна. Если мама упорна в своем недовольстве, обсуждает неумение ребенка с соседками и родственниками, то ребенок рискует получить хороший комплекс неполноценности.Я заметила это, когда начала давить на своего, переживая, что он долго не говорил. Однажды он просто отказался со мной заниматься, проявляя сильные признаки нервозности и даже агрессии.Я оставила малыша на некоторое время в покое. И вдруг после 3-х лет как плотину прорвало. Говорит все, здраво рассуждает.

Нельзя, конечно же, отпускать на самотек, если есть признаки явного отставания. И в то же время рассуждая на тему «Что должен уметь ребенок в 3 года» надо проявлять чуткость к растущему человеку.