Главная · Болезни кишечника · Отношение к животным. Человек - какое животное? Инстинкты, чувства и интеллект Какое животное применительно к человеку иногда

Отношение к животным. Человек - какое животное? Инстинкты, чувства и интеллект Какое животное применительно к человеку иногда

Давно меня волновал вопрос отношения к животным. Вроде бы все понимают, что жестокое отношение к чему-либо — это нехорошо. Но к животным до сих пор отношение остается особенным. Сегодня развиваются и вегетарианские движения, и движения помощи бездомным кошечкам и собачкам, даже движения за предоставление прав животным. Но понимания того, что проявление жестокости к чему-либо живому — это так же ненормально, как и неоправданная агрессия по отношению к людям, этого до сих пор у большинства людей нет. Кроме того, такое отношение к животным часто проявляется именно у детей и подростков.

Жестокость по отношению к животному — проблема гораздо серьезнее, чем может показаться на первый взгляд. Недоброе отношение к людям можно понять, так как люди могут и заслуживать определенной реакции на свое поведение. Хотя и здесь вопрос довольно сложный — жестокость порождает жестокость. Но люди — это мыслящие, сознательные существа, которые в силах подавлять и искоренять в себе все дурное и развивать лучшее. От животных ждать чего-то подобного не приходится. Но они, как представители природы, изначально не имеют никаких злых замыслов, они — непосредственное проявление прекрасного в этом мире. По этому поводу очень удачно привела цитату Льва Толстого в своей статье «Доброту надо воспитывать» Галина Калабалина: «Все недоброе в сердце человека должно бы, кажется, исчезнуть в прикосновении с природой — этим непосредственнейшим выражением красоты и добра».

Возможно, о красоте и добре людям настолько мало известно, что сложно представить белку или лошадь проявлением красоты. Может быть, так сложно сегодня понять, что животные необходимы человечеству, что они украшают нашу планету, что они приносят непосредственную пользу природе — тому, что еще осталось от нее. Человек очеловечил природу, но можно ли это очеловечивание назвать действительно человеческим, если редко люди обращают внимание на действительно важные моменты жизни?

Сегодня можно заметить, как люди рады попугать котов, погонять голубей и получить удовольствие от других « невинных » развлечений. Ладно бы отношение к животным заканчивалось на этом. Но нет. Замечали, как приходя в гости к кому то, у кого имеется домашнее животное, гости считают интереснейшим занятием поиздеваться над братьями меньшими? Почему бы не заставить собаку нервничать, чтобы она показала всю мощь своего голоса? Сила голоса собаки заставляет всех испугаться — дополнительная доза адреналина. И тогда все повторяется еще, и еще, сложно остановится. А когда надоест — можно и стукнуть собаку, а то разгавкалась. А коты? Как же их не потягать за хвост, не попугать, не засунуть в коробку, не кинуть поближе к собаке и т.д. ? И так легко можно найти еще один способ украсить свою скучную жизнь новыми эмоциями, новыми приключениями. Зачем искать сложные способы получить удовольствие, принося радость другим? Есть способы полегче.

Казалось бы, зачем говорить об отношении к животным, если и к людям отношение не лучше. Есть дети, которые рады поиздеваться над одноклассниками, посмеяться над чужими болезнями, есть люди, которые получают удовольствие от унижения других, от чужой боли и т.д. О каких животных может идти речь, если существуют такие проблемы, как чайлдфри, расизм, фашизм и даже всеобщее безразличие? Но, возможно, как раз и отношение к животным является еще одним моментом в становлении личности, который приводит к дальнейшим худшим последствиям, связанным с отношением к людям.

Ребенку, который живет в более-менее благополучной семье, сложно самостоятельно прийти к осознанной жестокости к животным. Ребенку вообще сложно (и даже — невозможно) чему-либо научиться без помощи других людей. Скорее всего, для того чтобы ребенок считал нормой или незначительной шалостью издевательство над животными, взрослые должны были быть безразличными к тому, что маленький человек отрывает лапки жучкам, догадываясь, что животному так же неприятно, как и самому ребенку было бы в подобном случае. А может быть даже, взрослые поощряли своим восторженным удивлением ребенка, который тягал за хвост или бил кота. Или же сами родители «игрались» с котом, крутя им как неживым шариком, кричали на гавкающую собаку, «стреляли» камушками по птицам на пруду и т. д. «Что ж тут такого? Животным от этого не плохо, они не понимают» . Но главное, что люди — понимают. Понимают и делают. Просто так. Ради забавы. По-человечески это?

Галина Калабалина, о которой я уже упоминала, — это одна из воспитанниц и последователей известного педагога-гуманиста Антона Макаренко. Еще 35 лет назад она поднимала этот вопрос — вопрос не просто отношения к животным, а вопрос воспитания доброты в человеке, благодаря взаимодействию с живой природой. Этот вопрос ее заинтересовал, благодаря одному из читателей газеты «Знамя труда» . Он описывал взволновавший его случай — случай с голубем, шея которого была насквозь проткнута толстой иглой с обломком дерева на тупом конце. Причем, случай явно не был похож на дело рук взрослого.

Калабалина в статье утверждала, что неравнодушным отношением к действиям и поступкам детей, а тем более активным поддержанием их жестокости по отношению к животным, взрослые воспитывают в человеке черствость, злость и варварское отношение к природе.

И напротив: «Воспитывая бережное отношение к растениям и животным, мы прежде всего прививаем и развиваем красивые нравственные качества у наших детей. И, конечно, воспитывать надо не только словами, но и на деле, своим личным примером, своей непримиримостью к малейшему проявлению жестокости».

Из статьи Калабалиной можно понять, что в не таком уж далеком прошлом подобными проблемами интересовались обычные граждане, они поднимали такие вопросы и пытались их решить. Им не была безразлична судьба детей, их волновала жизнь вообще в лучших ее проявлениях. Сейчас же безразличие к действительно важным вопросам, наряду с постоянной « борьбой » за всевозможные права, даже права животных, не вселяют надежду на лучшее. Люди мирятся с жестокостью, часто оправдывая это своим правом, например, на нелюбовь к животным (а потом и правом на нелюбовь к людям…).

Обсуждая подобные вопросы на форумах, подростки спрашивают: «Плохо ли это, если человек не любит животных?» Отвечают, что это «никак» . Никак — это только в случае, если не учитывать, что безразличие и бездейственность по отношению к злу — это принятие стороны зла. Но дело даже не в том. А в том, что для самого же человека нелюбовь к еще одному проявлению прекрасного означает невозможность полноценно чувствовать жизнь. Любовь ведь проявляется по-разному. Любить животных — это не значит переходить на вегетарианский образ жизни или собирать всех бездомных котов, разводить змей или плакать за нечаянно растоптанным червячком. Давать животным возможность спокойно жить своей жизнью так, как им будет лучше — это тоже любовь.

Калабалина в своей педагогической работе вопросу гуманного отношения к живому миру уделяла самое большое внимание. В своей статье она рассказала историю, случившуюся в ее детском доме: «Как-то воспитанники детского дома, гуляя в лесу, нашли раненого лосёнка. Бережно принесли его в детдом, перевязали раны и более месяца лечили. За это время ребята привязались к лосенку, а он к ним. Но вот наш больной поправился и: затосковал по воле. Расставаться с ним было очень жалко. Они провожали своего друга, а лосенок, зайдя в лес, почувствовал себя в своей стихии, благодарно посмотрел на ребят и скрылся за деревьями. В эту минуту у каждого на душе было и грустно и тепло. Это был хороший урок нравственной чистоты» .

Если нелюбовь к животным — это никак, то и нелюбовь к людям, ко всему живому на этой планете — это тоже никак. А если мы уже приходим к тому, что нелюбовь считаем нормой, то о каких человеческих отношениях вообще мы можем говорить?

Да, мы признаем, что человек это одомашненный примат. Но вот насколько он животное и чем отличается от тех же «диких» приматов и прочих биологических собратьев? Мы решили поговорить об инстинктах с психоаналитиком Дмитрием Ольшанским.

Что мы называем инстинктами? Физиологи называют инстинктами врожденные и безусловные формы поведения. То есть, говоря об инстинктах, мы автоматически соскальзываем на обсуждение поведения, упуская личность человека. А вопрос души и бессознательного вообще остается для нас за семью печатями.

Но разве у человека нет инстинктов? А бессознательное - это не котел бурлящих страстей и импульсов, связанных с сексом и агрессией? Конечно, нет. Понятием «бессознательное» пользовались разные авторы, поэты, художники, психологи, начиная от немецких романтиков. Было бы слишком большим упрощением полагать, что все многообразие психических процессов относится только к продолжению рода и улучшению качества жизни. Тем более что реальная жизнь каждый день опровергает этот наивный бихевиоризм.

Если жизнь животного подчиняется необходимости добывания пищи, продолжения рода и обеспечения своего потомства, то в мире людей мы ничего подобного не найдем. Всех животных привлекает одно и то же, а каждого человека - что-то свое. Это второе отличие. Поэтому в психике человека мы не находим ничего похожего на врожденные и безусловные инстинкты. Если для животного можно создать идеальные условия для сохранения и продолжения жизни, то с человеком такая история не проходит. Нет у него и никаких всеобщих инстинктов, каждый находит свой собственный способ наслаждения.

Как же это? Вот, например, человек обжигается об утюг и отдергивает руку. Почувствовав боль, любой из нас проявит инстинкт самосохранения. Это очевидно. Во-первых, вы говорите о рефлексах, а это далеко не то же самое, что инстинкты. Инстинкт - все-таки запрограммированная форма поведения, а не просто рефлекторное сокращение мышц.

Во-вторых, далеко не у всех эти рефлексы есть. Например, под гипнозом или в моменты крайнего нервного перенапряжения многие люди перестают чувствовать боль и могут держать на ладони раскаленный утюг и получать ожоги, не испытывая при этом никакой боли и не проявляя никаких рефлексов. Это говорит о том, что рефлексы не так уж несомненны, а боль - это такой же продукт психической жизни, как, например, способность видеть свое отражение в зеркале.

В мире животных мы, конечно, ничего подобного не находим, поскольку тело человека производно от его бессознательного, а тело животного - от заложенной в него поведенческой программы. Заяц, который умеет бить по барабану, никогда не задумывается, насколько он талантлив и рожден ли на свет для служения музыке, поэтому у него перед выступлением никогда не будут неметь кончики пальцев, как у многих пианистов.

Он живет прописанными инстинктивными программами, которыми успешно пользуются дрессировщики в своих манипуляциях. С человеком тоже пытаются проводить некие дрессировки, кодировки и тренинги, но они работают лишь настолько, насколько сам подопытный в них верит. Стоит только ему понять, что, скажем, энэлпишники его разводят, как эффект улетучивается сам собой.

Разве не все наши поступки так или иначе продиктованы инстинктом сохранения жизни? Мы соблюдаем правила дорожного движения, чтобы не рисковать лишний раз, а не поддаемся спонтанным влечениям, о которых вы сказали. Не думаю, что во влечениях есть что-то спонтанное. Все они четко структурированы и имеют свою логику.

Именно влечения заставляют нас порезать себе палец в наказание за неправильно взятый бемоль, например. В то же время в определенных обстоятельствах человек может пожертвовать жизнью за родину С точки зрения эволюции совершенно неверно менять жизнь на какие-то там умозрительные принципы или кончать с собой, потому что окружающие не понимают твою музыку. Примат на такое поведение не способен, это нарушает его программу. Но с точки зрения человека, именно такие поступки, выходящие за пределы здравого смысла, отличают нас от животных. Поступки, продиктованные совестью, вкусом, верой, желанием, безумием или страстью, - именно это мы считаем самым человеческим в себе и именно это делает нас людьми.

А что вы скажете о половом инстинкте? Так или иначе, он есть у всех, Половое поведение приматов, действительно, можно описать инстинктами: самец будет совокупляться с любой здоровой самкой в удобное для этого время. Однако в отношениях людей ничего подобного нет. Люди совокупляются вовсе не для продолжения рода, ими руководят сотни других мотивов.

Это и получение удовольствия, и доминирование или коллекционирование, реализация власти, самоутверждение, исполнение долга, обречение самоидентификации и так далее. Сколько людей - столько и сексуальностей. Одно это уже заставляет усомниться в существовании полового инстинкта.

Вы можете представить себе самца макаки, который совокупляется только с виолончелистками, а всех остальных самок для него просто не существует? Или гориллу, которая возбуждается от грассирующего произношения и никогда не будет совокупляться с другими самцами? Или гамадрила, который коллекционирует античные монеты и вообще ни с кем в сексуальные отношения не вступает?

А в мире людей только такие примеры мы и встречаем. Других просто нет. Самец человека никогда не будет совокупляться с любой здоровой самкой в любое подходящее для этого время. Чтобы вступить в сексуальные отношения, нам, людям, как минимум необходимо желание. У каждого из нас, конечно, есть сексуальная программа, но эта программа у каждого своя, никакой общечеловеческой сексуальности не существует, и мы ничего о ней не знаем, поэтому нам так часто сносит крышу в ненужное время и с не самым идеальным партнером. Ни наукой, ни психоанализом не найдено никаких врожденных и безусловных форм сексуального поведения у людей.

Получается, что у каждого человека своя сексуальность? Конечно. И она складывается, подобно мозаике, как картина, написанная мазками маленьких извращений, по словам Фрейда. Любой невротик имеет в своем сексуальном фантазме черты этих перверсий: фетишизм, вуайеризм, эксгибиционизм, насилие, подчинение, беспомощность, инцест - каждый так или иначе об этом фантазирует и играет в извращения И для кого-то, если у твоего партнера нет родинки на мизинце ноги, никакие сексуальные отношения не возможны. Или, если она не обладает голосом меццо-сопрано, всякое желание пропадает.

Наша сексуальность функционирует лишь благодаря тому, что каждый из нас в той или иной мере отклонен от нормы. Духовность, нравственность и любовь, с точки зрения приматов, выглядит нелепо и нецелесообразно. Вместо того чтобы добывать пищу, спариваться и вскармливать потомство, люди пишут друг другу стихи, снимают кино, изучают строение атома, смотрят сны, заводят отношения, познают себя и постоянно занимаются какой-то белибердой. Вместо эволюции, они придумали какую-то любовь, какую-то душу, которая на деле только мешает размножению.

Конечно, любовь - это извращение, если посмотреть на нее глазами наивного дарвиниста. Если посмотреть на человека с точки зрения животного, то окажется, что мы либо ошибки природы, либо ее тупиковые ветви. Мы хотим того или иного партнера именно потому, что он для нас что-то значит, в нем мы обнаруживаем первичную черту своей идентификации, ту прелесть, которую не можем ни понять, ни объяснить до конца, - именно в этом секрет сексуальности. Человек, которого мы хотим, представляет нечто для нас, то есть несет означающее, вокруг которого и строится наша сексуальность. А если его нет - тут уж никакая виагра не поможет.

Разве не очевидно, что женщинам нравятся успешные мужчины, потому что они смогут обеспечить потомство, а мужчинам нравится у женщин большая грудь и широкие бедра, потому что это говорит о способности к материнству? Да, но кому-то не нравится большая грудь. Да и вообще женщины не всем мужчинам нравятся... Ну, это уже отклонение.

Сексуальность состоит из отклонений. Влюбляться - это уже отклонение от программы хаотичного размножения. Любовная привязанность нужна для того, чтобы мужчина заботился о своей семье и своем потомстве, а не покидал женщину сразу после секса, оставляя ее одну с детьми. это эволюционная необходимость. Что-то слишком много мужчин у нас никакого понятия об эволюции не имеют.

Культуру тоже можно объяснить с точки зрения эволюции? Наверняка можно. Но было бы слишком большим упрощением думать, что Данте и Леонардо были лузерами, занимались ненужными вещами, поэтому не стали альфа-самцами и поэтому ни одна самка не родила им потомства. С эволюционной точки зрения Леонардо да Винчи - тупиковая ветвь, отбракованная особь, лишний генетический материал.

Эти великие люди сублимировали свою сексуальность для того, чтобы создать духовные и нравственные ориентиры для всего человечества.

Как индивид Леонардо, может быть, и не внес вклада в продолжение рода, по он несказанно много сделал для науки и культуры. и в этом его вклад в эволюцию человека. Действительно,говоря о природе человека и его эволюции, мы скорее имеем в виду духовные ценности. Физиологическое строение за последний миллион лет почти не изменилось, а вот психика стала принципиально иной. Я бы сказал, что цивилизация формирует психический аппарат и психическое устройство.

Мы меняемся вместе с миром. Впрочем, не всегда стоит обобщать. Психоаналитик никогда не распространяет свои выводы на все человечество, оставаясь в рамках частных случаев.

"Психология" 2013

Инстинкты имеют очень большую власть над нами. Практически никому не удается не поддаваться их влиянию. И часто в наших умах возникает вопрос: человек - какое животное?

Такие чувства, как голод, жажда, чувство самосохранения, родились вместе с нами, без них мы не могли бы выжить, это жизненно необходимо нам. Но даже в этих вещах люди стараются все окультурить, делать это красиво и цивилизованно. Животному достаточно попить из лужи или разорвать кусок вкусной еды без всяких ножей и вилок. Но человеку важно получить не только животное удовольствие, но и эстетическое, удовольствие более высокого порядка, иначе наслаждение будет неполным. Делать эти вещи как животные для человека означает скатиться на более низкий уровень. Значит нельзя сказать, что мы полностью поглощены нашими врожденными инстинктами.

Сексуальное желание – это одна из разновидностей инстинкта самосохранения. Человек хочет продлить себя хотя бы в своих потомках. Не всегда люди это осознают, тем более когда занимаются любовью совсем не с целью продления рода. Но это все тот же банальный страх смерти. Но в этом тоже есть наша доля свободы.

Животные строго следуют своим инстинктам, у них нет выбора – есть или не есть, производить потомство или нет. Они должны это делать, они так запрограммированы. Более того, если они не будут это делать, то им нечего будет делать, незачем будет жить, так как их тела не предназначены больше ни для чего другого. У нас же есть интеллект, а значит возможность размышлять и делать выбор. Мы стремимся понять – почему мы делаем это, к каким последствиям это может привести и что будет, если мы откажемся делать это. В этом разница между нами – человек может отказаться от чего-то, а животное нет. Мы можем контролировать свои инстинкты хотя бы на стадии действия (раз это невозможно на стадии их возникновения), животные в принципе не могут остановиться ни на какой из стадий. Их смысл жизни – в абсолютном следовании природным инстинктам.

Как у животных, так и людей есть понятие семьи. У многих животных семья имеет довольно развитое выражение: они находят одного партнера и живут с ним всю жизнь и вместе растят потомство. Вроде бы ничем не отличается от человеческой семьи. Неизвестно, правда, есть ли у животных понятие влюбленности, любви – вне зависимости от функции размножения. Чувства людей менее привязаны к необходимости размножаться.

Из-за столь явно выраженной разницы между животными и людьми, проблемы в их семейной жизни они тоже имеют разные. В "семьях" животных нет проблем на моральном уровне… разве что кроме периода выбора партнера, но и это во многом продиктовано инстинктами. У людей все гораздо сложнее. Животным навряд ли известно такое слово, как "развод".

В человеке помимо непосредственных чувственных впечатлений можно найти место интеллекту. Мы не бежим сразу к миске, как собака, и не совокупляемся на улице... Мы все время оцениваем: насколько это будет уместно здесь и сейчас, что о нас подумают окружающие нас люди и т.д. То, что хорошо проходит в животном мире, в мире людей приносит много проблем. Человека, ведущего себя как животное, можно назвать асоциальной личностью. Если человек не может контролировать свои инстинкты сам, то сама природа начнет ограничивать его – путем болезней, окружающего социума, которому мешает такое неконтролируемое поведение одного из его членов.

С точки зрения биологии мы не так уж сильно отличаемся от животных, ДНК человека и ДНК некоторых видов животных очень близки. Так что если основываться только на биологических данных, то нет ничего зазорного для нас следовать зову природы, идти по пути, начертанному ею для нас. Но мы все-таки видим, что разница есть, что мы стоим на другой ступени развития – и это очевидно для всех. Мы не хотели бы жить по законам животного царства, где прав тот, у кого больше масса тела, острее зубы, молниеноснее прыжок… В царстве людей ценятся совсем другие умения и качества. Мало одних только физических данных. Борьба за существование среди людей тоже имеет место быть, но она более завуалирована, не настолько напоказ. Среди животных убийство более слабого ради собственного пропитания – обычное дело, это никого не удивляет там, животные просто принимают такие правила игры, не задумываясь над этим и не пытаясь что-то изменить. Люди же постоянно стараются усовершенствовать свое общество, чтобы как можно больше его членов смогли бы удовлетворить свои потребности, причем не за счет других.

Хотя современные города можно сравнить с джунглями, где нас подстерегает множество опасностей – на улице, по дороге домой, в лифте и даже в собственном доме. Чем не животная жизнь, когда ты все время вынужден думать о собственной безопасности. Многие животные (особенно не самые крупные и хищные в своем районе обитания) не могут даже есть спокойно – они все время настороже, слушают, оглядываются. Потому что опасность подстерегает их повсюду, и никто, даже их собратья, не удивится, если более сильный и хитрый зверь пообедает ими.

Даже животные строят свои отношения не только на основе инстинкта размножения (так как они могут заниматься этим только в установленные не ими периоды). Люди же, которые создают семью только по сексуальному влечению, обречены на неудачу. Человеку просто жизненно необходимо нечто большее в отношениях, он не может все время довольствоваться только более низким, животным, уровнем. Сами люди понимают это: если главный мотив для соединения людей – лишь сексуальное удовольствие, то такие отношения сложно поддерживать долго, потребуется разнообразие, смена декораций, партнеров, какая-то новизна. Это значит, что человеку не приносят подлинного удовлетворения действия только на уровне животного.

У человека есть удивительная потребность – любить, то есть отдавать частицу себя бескорыстно. Хотя даже некоторые животные способны на это. Всем известна верность собаки, которая предана своему хозяину, кто бы он ни был и как бы он с ней ни поступал. Но навряд ли можно представить себе такую собачью преданность к себе подобному – с такими же собаками она будет вести себя по-другому, по-собачьи, без всякой любви. И только люди наделены таким даром, что они могут поступать по-человечески, а не по-собачьи со всеми – с себе подобными и с теми, кто стоит ниже их на эволюционной лестнице.

Заводя домашнее животное, человек прежде всего мечтает о верном друге. Немногие виды способны глубоко привязаться к человеку, но их любовь бывает настолько сильна, что нередко оборачивается трагедией.

Собаки

В списке самых преданных человеку животных собака, безусловно, вне конкуренции. Это древнейший и надежнейший спутник нашего биологического вида. Уже более 30000 лет она идет за нами по пятам, следует сзади или бежит спереди, практически утратив способность жить самостоятельно. Ее заслуги перед человечеством сложно недооценить. По мнению историка Роберта Фоссье именно благодаря ей мы увидели в животных источник вдохновения, именно с помощью этого первого удачного приручения человек научился использовать животный мир себе во благо.

На сегодняшний день собака – единственное животное, впавшее в полную зависимость от нашего рода. Как показывает практика, она совершенно не способна на предательство. Ее преданность обычно объясняется человеческим понятием «дружба», но ученые, в частности, доктор биологических наук Николай Дроздов, утверждают, что все дело в стайном инстинкте. Если собака воспринимает вас как часть ее стаи, тем более как вожака, кем обычно является для нее хозяин, она, не задумываясь, пожертвует своей жизнью, чтобы спасти вас. Как говорил американский писатель Джон Биллингс: «Пес - это единственное существо на земле, которое любит вас больше, чем себя».

Кошка

Многие счастливые обладатели кошек поспорят с распространенным утверждением, что эти животные привязывается скорее к дому, чем к человеку. Союзу человека и кошки, который длится уже около 10000 лет, известно немало случаев исключительной преданности этих животных. Причем, в отличие от собак, которые привыкли жить в стае, кошки по своей природе одиночки. В дикой среде они будут заботится только о себе и какое-то время о потомстве, но в домашних условиях раз привязавшись к человеку, уже его не забудут.

Практически все кошки встречают хозяев у порога. Многие следуют за ними по пятам, охраняя словно собаки. Так в прошлом году огромную популярность получил видеоролик, на котором кот отгоняет от маленького ребенка бродячую собаку. Кстати, среди мурчащих есть и свои Хатико. В 2013 году во Флоренции кошка по кличке Толдо еще долго посещала могилу своей бывшей хозяйки, принося ей «в подарок» листы и веточки. Показательно, что могилу она нашла сама, проследив за похоронной процессией.

Лошади

Лошадь часто называют «благородным завоеванием» человека, которое произошло относительно недавно, какие-то пять-десять тысяч лет назад. В этом хрупком и нервном, но изящном и умном животном, человек нашел преданного друга: хорошо обученный конь узнает своего хозяина, упреждает его желания и никогда не бросает в беде.

Последние исследования по иппологии показали, что у лошадей отличная память. «Раз сложившиеся отношения в табуне сохраняются на всю жизнь» - гласит научная статья в журнале Animal Behavior. Поэтому лошади никогда не забывают своих хозяев, какие бы они ни были и сколько бы их ни было. Они способны узнать человека, с которым им было хорошо или плохо после многих лет разлуки.

Среди «конников» распространено понятие «лошадь одного хозяина», когда конь не признает никого, кроме одного единственного человека. Обычно такое качество встречается среди верховых пород, которые когда-то выводились для войны. К сожалению, подобная преданность в современном мире верховой езды – несчастье и для лошади, и для всадника. Заботы о такой лошади часто ложатся на плечи самого хозяина, поскольку обслуживающий персонал конь может к себе просто не подпустить. Не говоря уже о продаже, которая сделает такое животное несчастным на всю жизнь.

Ворон

Черный ворон – интеллектуал животного мира, может быть предан человеку не меньше собаки. По словам орнитологов, по умственному развитию он превосходит четырехлетнего ребенка. Своего хозяина эта птица будет любить больше жизни, а в случае опасности – защищать до последнего. И ворон никогда не признает нового владельца.

У преданности ворона есть своя «темная сторона». В природе это не стайные птицы, а парные. С началом периода полового созревания, они находят себе одного партнера, с которым остаются на всю жизнь. Поэтому, как в диких, так и в домашних условиях для них может существовать только один «друг», а все остальные: семья, дети, друзья, знакомые и, в особенности, другие домашние животные, будут восприниматься как угроза, которую необходимо устранить с его территории, а по возможности, убить.

Хозяин для ворона - его "возлюбленная" или "возлюбленный", в зависимости от пола птицы. Поэтому, если по тем или иным причинам ворона придется отдать «в добрые руки», вы разобьете ему сердце. По словам специалистов, многие вороны-отказники умирают от тоски в течение нескольких месяцев после разлуки.

Всем известно, что можно сделать заключения о характере человека, видя его домашнего любимца. Но не все знают, что и антипатия к разным видам животных, тоже имеет значение.

Кошка. Почему мы любим кошек?

Кошки это символ независимости и женственности. Женщина зачастую представляет себя грациозной, загадочной, томной, пушистой и слегка хищной кошкой. Кошка, для ее владелицы, самый лучший друг, можно сказать – это второе «я» хозяйки. Поэтому, если человеку не симпатична кошка, то соответственно неприятна и ее владелица.

Женщины, которые, свободно сочетают в своем характере качества мужского и женского полов, в основном предпочитают заводить кошек. Эти дамы умны и красивы, расторопны и женственны, миловидны, работоспособны и настойчиво достигают своих целей. Женщины незамужние или старые девы отдают кошке любовь к не родившемуся ребенку. Кошке также нужна нежность, ласка и забота. Это капризное и игривое животное, практически, как ребенок. Такие одинокие женщины с недоверием относятся к противоположному полу и редко вступают в сексуальные отношения.


Детям нравятся кошки, так как те напоминают им маму (генетически отложившийся в памяти образ). Нечто мягкое, теплое, сладко мурлыкающе. Мужчины, любящие кошек, считают, что женщина имеет право на независимость. Ну а мужчина – холостяк, у которого дома кошка, вполне независимый человек, не стремящийся к узам брака. Хотя у него может быть близкая женщина.

Кто не жалует кошек?


Ненависть ко всем женщинам – это ненависть к кошкам. В психологии есть даже такой термин – кошкофобия. Страдают этим обычно «большие классные мужчины», которые находятся в постоянной борьбе с гомосексуальными наклонностями. Женщина их не возбуждает, и даже живя с ней, они в ужасе от кошек. Таким мужчинам желательно обратиться к психологу, который выяснит причину его страхов. И тогда прекратиться боязнь кошек. Если женщина не признает кошек, значит, она просто боится показаться независимой.

Собака. Почему мы любим собак?

Для женщины, собственная собака, представляется как бы образом мужчины. По породе собаки можно определить, что именно в мужчине ценит ее хозяйка. Овчарка – нужна защита и поддержка. Французский бульдог – надежность, преданность, солидность и юмор. Доберман – женщина с железной силой воли. Маленькая, трусливая, кусающаяся собака – женщина завышает свои требования к мужчинам. Они, как правило, несчастливы в браке.

Мужчина подбирает породу собаки по своему характеру. Поэтому, смирный с виду мужчина, гуляющий с бультерьером, в душе агрессивен. Те, которым нравятся колли, беззащитны и сентиментальны, но в критических ситуациях готовы всех защищать.Мужчина, который завел ротвейлера, обладает раздражительным характером, любит одиночество и одомашнивается и приручается довольно трудно. Практически все «собачники» стараются контролировать жизнь своих близких и не признают их независимость.


Для детей собака друг и защитник. Если ребенок стремится иметь собаку, значит, в душе он одинок и боится окружаемого мира, но иногда это просто желание иметь веселого мохнатого друга.

Кто же не любит собак?

Многие люди считают, что только жестокие и злые люди не переносят собак, но это мнение не всегда верно. Многие просто их боятся чисто подсознательно. Дружбу предпочитают искать среди людей. И искренне не понимают, зачем кому то нужен этот одомашненный хищник. Многие люди просто не желают, кого- то дрессировать и становиться хозяином, да и сами не хотят становиться заложниками домашних питомцев. В любом случае выбор всегда за Вами.