Главная · Язва · Влияние психофизиологических факторов на безопасность труда кратко. Психофизиологические факторы безопасности труда. Основные понятия и положения темы

Влияние психофизиологических факторов на безопасность труда кратко. Психофизиологические факторы безопасности труда. Основные понятия и положения темы

На трудовую деятельность человека и его организм влияют объем восприятия и переработки информации, физическое, нервно-психологическое, умственное, эмоциональное перенапряжение, ритм и темп работы, монотонность труда. их оценки позволяет определить степень и характер нагрузки во время работы, соответствие рабочего места и средств труда анатомо-физиологическим особенностям человека, установить рациональные режимы труда и отдыха, обустроить рабочие места, наладить профессиональный отбор и профориентацию и др.

В каждой профессии есть определенные требования к психических свойств, состояний здоровья работников. Обращают внимание на их темперамент, характер, внимательность, восприятие, память, мышление, эмоции, психомоторику, образование, опыт, воспитание и здоровье, определяющих способности, регулирующих взаимоотношения между людьми и непосредственно управляют поступками и действиями.

Психофизиологические факторы опасности - факторы, обусловленные

особенностями физиологии и психологии человека, могут нанести

ей вреда при определенных обстоятельствах.

К ним относятся:

Недостатки органов чувств (дефекты зрения, слуха и т.д.);

Нарушение связей между сенсорными и моторными центрами, в результате чего человек не способен адекватно реагировать на изменения, которые воспринимаются органами чувств;

Дефекты координации движений (особенно сложных движений и операций, приемов и т.д.);

Повышенная эмоциональность, усталость;

Эмоциональные явления (конфликтные ситуации, стрессы, связанные с семьей, друзьями, руководством)

Неосторожность, что может привести к поражению не только отдельного человека, но и коллектива;

Отсутствие мотивации к трудовой деятельности (незаинтересованность в достижении целей, недовольство оплатой, монотонность труда, отсутствие познавательного момента, то есть неинтересная работа);

Недостаточность опыта (ошибки, неправильные действия, напряжение нервно-психической системы); опасения сделать ошибку усиливают вероятность несчастного случая.

Опасные и вредные психофизиологические производственные факторы в зависимости от характера действия подразделяют на следующие группы:

Физические перегрузки (статические, динамические)

Нервно-психические перегрузки (умственные перегрузки, перегрузки анализаторов, монотонность труда, эмоциональные перегрузки).

Чтобы профилактическая работа была эффективной, необходимо оперировать полной номенклатурой психофизиологических опасных и вредных производственных факторов, к которым причисляют гиподинамию, гипокинезии, монотонность, утомление, усталость, сонливость.

Гиподинамия (греч. Hypo - под и dynamis - сила) - нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) через ограничение двигательной активности, снижение силы сокращения мышц. Причинами гиподинамии могут быть физические, физиологические и социальные факторы (снижение нагрузки на опорно-двигательный аппарат, иммобилизация, пребывание в небольших замкнутых помещениях, малоподвижный образ жизни и т.д.). Большинство людей во всем мире страдает от недостаточной физической активности. Сидячий образ жизни приводит к развитию сердечно-сосудистых и других заболеваний. Ежегодно от гиподинамии умирает почти 2 млн человек (прогнозируют, что цифра будет расти).

Врачи подсчитали, что физическая активность в течение получаса в день может существенно снизить риск развития многих распространенных неинфекционных заболеваний: гипертонии, сахарного диабета и др., Поскольку они часто обусловлены именно гиподинамией. Механизация и автоматизация максимально снизили физические нагрузки, их отсутствие стало настоящей "болезнью цивилизации". При гиподинамии уменьшается кровоснабжение тканей, кроме того, недостаток физической активности негативно сказывается на обмене веществ и энергии в организме, ухудшается снабжение кислорода тканям и органам, поступления питательных веществ уменьшается.

Гипокинезия (греч. Hypo - снижение, недостаточность и kinesis - движение) - болезненное состояние организма, обусловленное недостаточной двигательной активностью. Иногда это состояние приводит к гиподинамии.

Монотонность (монотония) - психическое состояние человека, вызванное однообразием восприятий или действий. Соответственно различают:

Монотонии, обусловленную информационной перегрузкой нервных центров вследствие поступления большого объема одинаковых сигналов с многократного повторения (например, работа на конвейерах с небольшими операциями)

Монотонии, вызванную однообразием восприятия (например, длительное наблюдение за приборными пультами в ожидании важного сигнала).

Итак, общими признаками для монотонии является перегрузка информацией при выполнении работы или, наоборот, ее недостаток, что сказывается на функциональном состоянии человека: рабочий (оператор) теряет интерес к своей деятельности, у него возникает состояние, которое называют "производственная скука"; аналогичное состояние у водителей транспорта - "дорожный гипноз". Монотонная работа может привести к переоценке продолжительности рабочего времени (рабочая смена кажется значительно длиннее), рабочий с нетерпением ждет окончания смены. Монотонность негативно влияет на эффективность: ухудшаются экономические показатели, повышаются травматизм и аварийность, увеличивается текучесть кадров.

Утомление - процесс снижения работоспособности, временный упадок сил, возникающий при выполнении определенной физической или умственной работы. Это объективное явление, которое исчезает после отдыха.

Различают утомление, быстро развивается, - первичное, и такое, что накапливается медленно, - вторично. Первичное утомление наступает вследствие выполнения работы, для которой требуются значительные физические усилия или напряжения. Упадок сил является результатом нарушения центральной координации, возникновения экстренных ячеек торможения из-за несоответствия задачи функциональным особенностям организма. Основной признак первичного утомление - достаточно быстрое восстановление функций организма. Утомление, медленно развивается, характеризуется постепенным снижением работоспособности после привычной, но чрезмерно длительной или монотонной работы. Оно возникает чаще тогда, когда человеку не хватает трудовых навыков.

Предотвратить утомлению и повысить работоспособность позволяет физиологическая рационализация, в частности оптимальное организования режима труда и отдыха, рациональное построение трудового процесса, эффективное обучение с целью быстрого овладения трудовыми навыками. Критериями эффективности режима деятельности считают повышение производительности труда, наличие устойчивого динамического рабочего стереотипа, приемлемых производственных и физиологических показателей.

Усталость - это субъективное психическое явление, которое сопровождается ощущением слабости и нежеланием работать.

Врачи выяснили, что на том жалуются примерно 1/5 пациентов, треть подростков испытывают ее как минимум четыре дня в неделю. Женщины и мужчины описывают это состояние по-разному: мужчины жалуются именно на усталость, а женщины испытывают депрессию или тревогу.

Усталость классифицируют на вторичную (обусловленную определенным заболеванием), который может длиться месяц или дольше, однако в целом менее шести месяцев; физиологическую (возникает вследствие дисбаланса в рутинном физической нагрузке, сне, диете или иной активностью, не обусловлена каким заболеванием и проходит после отдыха); хроническую (длится более шести месяцев и не исчезает после отдыха).

Чаще всего этиологии усталости является чрезмерная физическая нагрузка, ухудшение физического состояния, вирусные заболевания, инфекции верхних дыхательных путей, действие медикаментов, рак и депрессия. В трети случаев этиологию усталости установить не удается.

Сонливость - это нарушение нормального механизма пробуждения, что воплощается в постоянных попытках заснуть. Лица, страдающие от нее, под влиянием какой-либо активности временно просыпаются. После короткого сна они чувствуют себя лучше, а пациенты с усталостью жалуются на нехватку энергии, умственное истощение, мышечную слабость, медленное восстановление сил после физической нагрузки и ощущение усталости даже после сна.

Психические состояния человека имеют важное значение в профилактике травматизма и предупреждении аварийности. Нервно-психологические перегрузки возникают, как правило, на пути к воплощению жизненных интересов, при возникновении ситуаций, препятствующих (иногда наоборот, неожиданно способствуют) этой реализации. Они оказываются в критических состояниях: стрессах, фрустрация, внутренних конфликтах и кризисах, транс, экстаз, параксизмализми. В таких ситуациях помогают методы современной медицины (медикаментозные, психологическая помощь).

Психогенные изменения настроения длятся от нескольких минут до нескольких месяцев. Они возникают по следующим причинам:

1) неудовлетворительное характер деятельности (большие физические нагрузки, высокий темп, перенапряжение анализаторов, нервное перенапряжение и др.). Следствием этого является полное истощение, ослабление психики, ослабление точности, скорости ориентации, внимания и т.д.;

2) гибель близких людей, перенесен шоковое состояние, конфликтная ситуация. Последствия подобные тем, которые вызывает неудовлетворительная деятельность, также теряется самоконтроль;

3) состояние аффекта (взрыв эмоций) в результате неожиданной удачи (или наоборот), образы и т.д.; сопровождается резкими агрессивными движениями, глупостью опасности и ответственности. Человек, не задумываясь, может пойти на риск и повести за собой других. Личности, склонные к аффекта, не могут быть командирами и руководителями;

4) применение специальных препаратов:

Легкие стимуляторы (чай, кофе), помогающие преодолеть сонливость, вялость. Их действие кратковременное, они не влияют на координацию, скорость движений, реакцию;

Транквилизаторы, которые снимают психологическую активность, замедляют реакцию, вызывают сонливость, апатию. Их употребление может привести к травматизму и опасности жизнедеятельности;

Алкоголь, наркотики, которые делают невозможным дальнейшее оценки ситуации, притупляют чувство опасности, нарушают координацию движений и реакцию т.д., то есть крайне опасны.

Одной из эмоциональных реакций человека опасности является тревога (беспокойство). Человек, находящийся в таком состоянии, подвержена ошибкам или опасных поступков. Тревога может проявляться как ощущение беспомощности, неуверенности в себе, бессилия перед внешними факторами. Осознание опасности вызывает страх, что проявляется в нецелесообразных поступках, или наоборот, чрезмерной осторожности, осмотрительности. Негативно сказывается на деятельности человека такая форма страха, как паника.

Итак, психофизиологические факторы постоянно или временно повышают возможность возникновения опасностей, но это не значит, что их наличие всегда приводит к опасной ситуации. Такие факторы опасностей непосредственно влияют на физические и физиологические процессы, работоспособность, настроение, производительность труда, жизнедеятельность в целом.

n Психология

n Психология труда

n Инженерная психология

Структура психики

n психические процессы

n свойства

n состояние

ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА БЕЗОПАСНОСТЬ

n Память

Аномалии анализаторов

Анализàтор челове́ка - подсистема центральной нервной системы,обеспечивающая приём и первичный анализ информации. Периферийная часть анализатора - рецептор, центральная часть анализатора - мозг.

Зрительный анализатор - глаз, зрительные нервы и зрительный центр, располагающийся в затылочной доле коры головного мозга. Глаз снабжен естественной защитой. Закрывающиеся веки защищают сетчатку глаза от сильного света, а роговицу - от механических воздействий; слезная жидкость смывает с поверхности глаз и век пылинки, убивает микробы благодаря наличию в ней лизоцима.

Слуховой анализатор - ухо, слуховой нерв и слуховой центр в коре головного мозга позволяют оценить мир звуков по интенсивности, высоте тона, определить направление прихода звука, распознать местонахождение источника звука без поворота головы. Этот эффект называется бинауральным слухом, который помогает анализировать акустическую информацию в присутствии посторонних шумов.

Обонятельный анализатор - рецепторы, расположенные в слизистой оболочке носовой раковины (60 млн. штук на 5 см2), обонятельный центр в коре головного мозга. Человек ощущает запах сероводорода даже при концентрации 10-9 г/л.

Вкусовой анализатор - рецепторы, расположенные на поверхности языка, вкусовой центр в коре головного мозга.

Тактильная, температурная и болевая чувствительность . Посредством тактильных ощущений через рецепторы на коже можно узнать о трехмерных особенностях человеческого окружения, воспринимать тепло, холод, чувство боли.

Тактильный анализатор - рецепторы на коже (на 1 см2 кожи находится около 25 рецепторов), воспринимающие ощущение прикосновения и давления, тактильный центр в коре головного мозга.

Температурный анализатор - рецепторы на коже, реагирующие на холод и тепло (холодовые - около 250 тыс., тепловые около - 30 тыс.) и температурный центр в коре головного мозга.

Болевой анализатор – рецепторы на теле, реагирующие на боль (на 1см2 кожи приходится около 100 рецепторов) и болевой центр в коре головного мозга. Биологический смысл боли состоит в том, что, являясь сигналом опасности, она мобилизует организм на борьбу за самосохранение. Под влиянием болевого сигнала перестраивается работа всех систем организма и повышается его реактивность.

Расстройство мышления.

Психологи хорошо определяют формы расстройства мышления, степень его отклонения от «нормы».

Можно выделить группу кратковременных или незначительных нарушений, которые встречаются у вполне здоровых людей, и такую группу расстройств мышления, которые носят выраженный и болезненный характер.

Говоря о вторых, привлекают классификацию, созданную Б. В. Зейгарник и используемую в отечественной психологии:

1. Нарушения операциональной стороны мышления:

❖ снижение уровня обобщения;

❖ искажение уровня обобщения.

2. Нарушение личностного и мотивационного компонента мышления: ❖ разноплановость мышления;

❖ резонерство.

3. Нарушения динамики мыслительной деятельности:

❖ лабильность мышления, или «скачка идей»; инертность мышления, или «вязкость» мышления; непоследовательность суждений;

❖ откликаемость.

4. Нарушения регуляции мыслительной деятельности:

нарушение критичности мышления;

❖ нарушение регулирующей функции мышления;

❖ разорванность мышления.

Кратко поясним особенности указанных расстройств.

Нарушения операциональной стороны мышления проявляются какснижение уровня обобщения, когда трудно вычленить общие признаки предметов.

В суждениях же преобладают непосредственные представления о предметах, между которыми устанавливаются лишь конкретные связи. Классифицировать, находить ведущее свойство, выделять общее становится почти невозможным, человек не улавливает переносного смысла пословиц, не может разложить картинки в логической последовательности. Аналогичными проявлениями характеризуется умственная отсталость; при деменции (наступающем старческом слабоумии) у человека, ранее умственно полноценного, также проявляются похожие нарушения и снижается уровень обобщения. Но есть и отличие: умственно отсталые люди, пусть и очень медленно, способны формировать новые понятия и умения, поэтому они обучаемы. Дементные больные, хотя и обладают остатками прежних обобщений, не в состоянии усвоить новый материал, не могут использовать свой прежний опыт, их нельзя обучить.Искажение процесса обобщения проявляется в том, что в своих суждениях человек отражает лишь случайную сторону явлений, а существенные отношения между предметами не принимаются во внимание. При этом такие люди могут руководствоваться чрезмерно общими признаками, опираться на неадекватные отношения между предметами. Так, больной, которому свойственны такие нарушения мышления, относит гриб, лошадь, карандаш в одну группу по «принципу связи органического с неорганическим». Или он объединяет «жука» и «лопату», объясняя: «Лопатой роют землю, и жук тоже роется в земле». Он может объединять «часы и велосипед», полагая: «Оба измеряют: часы измеряют время, а велосипедом измеряется пространство, когда едут на нем». Подобные расстройства мышления встречаются у больных шизофренией, у психопатов.Нарушение динамики мышления проявляется по-разному.Лабильность мышления, или «скачка идей», свойственна тому человеку, который, не успев закончить одну мысль, переходит к другой. Каждое новое впечатление меняет направление его мыслей, он беспрерывно говорит, без всякой связи смеется, его отличают хаотичный характер ассоциаций, нарушение логического хода мышления.Инертность, или «вязкость мышления», - это такое расстройство, когда люди не могут изменить способ своей работы, суждения, не способны переключаться с одного вида деятельности на другой. Подобные нарушения часто встречаются у больных эпилепсией и как отдаленное последствие перенесенных тяжелых травм мозга. В крайних случаях человек не может справиться даже с элементарным заданием, если оно требует переключения. Поэтому нарушение динамики мыслительной деятельности приводит к снижению уровня обобщения: человек не способен классифицировать даже на конкретном уровне, так как каждая картинка выступает для него единичным экземпляром, и он не в состоянии переключиться на другую картинку, сравнить их между собой и т. д.Непоследовательность суждений отмечается, когда адекватный характер суждений неустойчив, т. е. правильные способы выполнения мыслительных действий чередуются с ошибочными. При утомлении и колебании настроения это встречается и у вполне здоровых людей. Подобные колебания правильных и ошибочных способов выполнения одного и того же умственного действия случаются у 80% людей с сосудистыми заболеваниями мозга, у 68% больных, перенесших травму мозга, у 66% больных с маниакальным психозом. Колебания были вызваны не сложностью материала - они проявлялись и на простейших заданиях, т. е. свидетельствовали о неустойчивости умственной деятельности.«Откликаемость» - это неустойчивость способа выполнения действий, проявляющаяся в чрезмерной форме, когда правильные действия чередуются с нелепыми, но человек этого не замечает. Откликаемость проявляется в неожиданном реагировании на различные случайные раздражители окружающей обстановки, не адресованные человеку. В результате этого нормальный мыслительный процесс становится невозможным: любой раздражитель изменяет направление мыслей и действий, человек то реагирует правильно, то его поведение откровенно нелепо, он не понимает, где находится, сколько ему лет и т. п. Откликаемость больных - последствие снижения активности коры мозга. Она разрушает целенаправленность умственной деятельности. Такие нарушения встречаются у больных с тяжелой формой сосудистых заболеваний головного мозга, с гипертонической болезнью.«Соскальзывание» состоит в том, что человек, рассуждая о каком-либо объекте, неожиданно сбивается с правильного хода мыслей после ложной, неадекватной ассоциации, а затем вновь способен рассуждать правильно, не повторяя допущенной ошибки, но и не исправляя ее.Мышление связано с потребностями, стремлениями, целями, чувствами людей, поэтому отмечаются нарушения его мотивационного и личностного компонента.Разноплановость мышления - это расстройство, когда суждения о каком-либо явлении находятся в разных плоскостях. При этом они непоследовательны, происходят на разных уровнях обобщения, т. е. время от времени человек не может правильно рассуждать, его действия перестают быть целенаправленными, он теряет первоначальную цель и не может выполнить даже простое задание. Такие нарушения встречаются при шизофрении, когда мышление «как бы течет по различным руслам одновременно», минуя сущность рассматриваемой проблемы, не имея цели и переключаясь на эмоциональное, субъективное отношение. Именно из-за разноплановости мышления и эмоциональной насыщенности обыденные предметы начинают выступать в роли символов. Например, больной, страдающий бредом самообвинения, получив печенье, приходит к выводу, что сегодня его сожгут в печи (печенье для него выступает символом печи, где его должны сжечь). Подобные нелепые рассуждения возможны оттого, что из-за эмоциональной захваченности и разноплановости мышления человек рассматривает любые предметы в неадекватных, искаженных аспектах.Резонерство - многоречивые, бесплодные рассуждения, появляющиеся вследствие повышенной аффективности, неадекватного отношения, стремления подвести любое явление под какую-то концепцию, причем интеллект и познавательные процессы у человека в этом случае не нарушены. Резонерство часто характеризуют как склонность «к большому обобщению по отношению к мелкому объекту суждений и к формированию оценочных суждений» (Б. В. Зейгарник).Нарушение регулирующей функции мышления проявляется достаточно часто даже у вполне здоровых людей. При сильных же эмоциях, аффектах, чувствах суждения человека становятся ошибочными и неадекватно отражают действительность либо его мысли могут остаться правильными, но перестают регулировать поведение, возникают неадекватные действия, нелепые поступки, порой он становится «невменяемым». «Чтобы чувства взяли верх над разумом, надо, чтобы разум был слаб» (П. Б. Ганнушкин). Под влиянием сильного аффекта, страсти, отчаяния либо в особо острой ситуации у здоровых людей может возникнуть состояние, близкое к «спутанному».Нарушение критичности мышления. Это неумение обдуманно действовать, проверять и исправлять свои действия в соответствии с объективными условиями, оставление без внимания не только частичных ошибок, но даже абсурдности своих действий и суждений. Ошибки могут исчезать, если кто-то заставит данного человека проверить свои действия, хотя тот чаще реагирует иначе: «И так сойдет». Отсутствие самоконтроля приводит к указанным нарушениям, от которых страдает сам человек, т. е. его действия не регулируются мышлением, не подчинены личностным целям. Целенаправленности лишены и действия, и мышление. Нарушение критичности обычно связано с поражением лобных долей мозга. И. П. Павлов писал: «Сила ума гораздо больше мерится правильной оценкой действительности, чем массой школьных знаний, которых вы можете собрать сколько угодно, но это ум низшего порядка. Гораздо более точная мера ума - это правильное отношение к действительности, правильная ориентировка, когда человек понимает свои цели, предвидит результат своей деятельности, контролируя себя».«Разорванность мышления» случается, когда человек часами может произносить монологи, хотя рядом присутствуют другие люди. При этом отсутствует связь между отдельными элементами высказываний, нет какой-либо содержательной мысли, лишь невразумительный поток слов. Речь в этом случае не является орудием мысли или средством общения, не регулирует поведение самого человека, а выступает как автоматическое проявление механизмов речи.При эйфории, увлеченности (у некоторых людей в начальной фазе опьянения) происходит необычайное ускорение мыслительного процесса, одна мысль как бы «наскакивает» на другую. Непрерывно возникающие суждения, становясь все более поверхностными, заполняют наше сознание и изливаются целыми потоками на окружающих.Непроизвольный, непрерывный и неуправляемый поток мыслей называется ментизмом. Противоположное расстройство мышления -шперрунг, т. е. обрыв мыслительного процесса. Оба этих вида встречаются почти исключительно при шизофрении.Неоправданная «обстоятельность мышления» - это тот случай, когда оно становится как бы вязким, малоподвижным, при этом обычно утрачивается способность выделять главное, существенное. Рассказывая о чем-либо, люди, страдающие таким расстройством, старательно, бесконечно описывают всякие мелочи, подробности, не имеющие никакого значения детали.Люди эмоциональные, возбудимые иногда пытаются объединять несопоставимое: совершенно разные обстоятельства и явления, противоречащие друг другу идеи и положения. Они допускают подмену одних понятий другими. Такое «субъективное» мышление называют паралогическим. Привычка к шаблонным решениям и выводам может привести к неспособности самостоятельно находить выход из неожиданных ситуаций и принимать оригинальные решения, т. е. к тому, что в психологии называютфункциональной ригидностью мышления. Эта особенность связана с чрезмерной его зависимостью от накопленного опыта, чья ограниченность и повторяемость затем приводят к стереотипам.Ребенок или взрослый мечтает, воображая себя героем, изобретателем, великим человеком и т. п. Выдуманный фантастический мир, отражающий глубинные процессы нашей психики, у некоторых людей становится определяющим фактором мышления. В этом случае можно говорить об аутистическом мышлении. Аутизм означает столь глубокое погружение в мир своих личных переживаний, что исчезает интерес к реальности, теряются и слабеют контакты с ней, неактуальным становится стремление общаться с окружающими.Крайняя степень расстройства мышления -бред, или«интеллектуальная мономания». Бредовыми считаются мысли, идеи, рассуждения, не соответствующие действительности, явно противоречащие ей. Так, нормально рассуждающие и мыслящие люди вдруг начинают выражать весьма странные с точки зрения окружающих идеи, и переубедить их невозможно. Одни, не имея медицинского образования, изобретают «новый» способ лечения, например, рака, и все силы отдают борьбе за «внедрение» своего гениального открытия («бред изобретательства»). Другие разрабатывают проекты по совершенствованию общественного устройства и готовы на все ради борьбы за счастье человечества («бред реформаторства»). Третьи поглощены житейскими проблемами: они или круглосуточно «устанавливают» факт неверности своего супруга, в котором, впрочем, и так заведомо убеждены («бред ревности»), либо, уверенные, что в них все влюблены, назойливо пристают с любовными объяснениями к окружающим («эротический бред»). Наиболее распространенным является «бред преследования»: с человеком якобы плохо обращаются на службе, подсовывают ему самую трудную работу, издеваются, угрожают, начинают преследовать.Интеллектуальное качество и степень «убедительности» бредовых идей зависят от возможностей мышления того, кто ими «захвачен». Обнаружить их далеко не просто, да и не всегда возможно. Поэтому бредовые интерпретации и положения могут легко «заражать» окружающих, а в руках фанатичных или параноидальных личностей оказываются грозным социальным оружием.

Аутистичность,

Фобии,

Идиосинкразии

n Эмоции - это непосредственное переживание какого-либо чувства.

n Аффекты - эмоциональные процессы, быстро овладевающие человеком

n Настроение - это общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени протекание отдельных психических процессов и поведение человека.

n Воля - это форма психической активности человека

Психические процессы, влияющие на безопасность.

Психические процессы составляют основу психической деятельности и являются динамическим отражением действительности. Без них невозможно формирование знаний и приобретение жизненного опыта. Различают познавательные, эмоциональные и волевые психические процессы ощущение, восприятие и память.
Память – это свойство запоминания, сохранение и последующего воспроизведения человеком информации, непосредственно связанной с безопасностью, особенно оперативного характера. Запоминание тесно связано с забыванием за первые 9 часов информация уменьшается до 35%, поэтому необходимо проводить обучение, проводить инструктажи, учебные тренировки и т.д..
Внимание – это направленность сознания на определённые объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, а также сосредоточение сознания, предполагающее повышенный уровень сенсорной, умственной или двигательной активности.
Для привлечения внимания к опасностям используют различные средства – звуковые, зрительные.

Восприятие перцепция – это полисенсорное отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

На основе перцепции осуществляется выбор решения, непосредственно связанный с мышлением.
Мышление – это процесс познавательной активности.

Чувства – это оперативное отражение в сознании человека его реальных отношений, т.е. потребность субъекта, к значимым для него объектам. Чувства выполняют сигнальную и регулятивную функцию во взаимоотношениях субъекта с окружающей средой. Основными чувствами, которые способствуют травматизации являются чувство утраты реальности аустичность, ложный страх фобии и др. Формой протекания чувств являются чувственный фон, эмоции, аффекты и настроения.
Чувственный тон – это своеобразная эмоциональная окраска протекания физического процесса. Травматогенным фактором чувственного тона считается идиосинкразии, т.е. болезненное отвращение к определённым раздражителям, приводящее к аллергиям. Напротив, положительный чувственный тон привлекательные звуки, приятный запах, цвет снижает степень риска и уменьшает утомляемость человека.
Эмоции – это непосредственное переживание какого-либо чувства. Основными видами эмоций являются стенические и астенические эмоции.
Стенические эмоции решимость, радость, воодушевление, азарт побуждают к активным действиям.

Астенические эмоции боязнь, страх, опасение, испуг, ужас характеризуется уходом от борьбы, замыканием в себе, излишними переживаниями.
Проявление эмоций связано с темпераментом и характером человека.
С эмоциями тесно связаны аффекты, т.е. эмоциональные процессы, быстро овладевающие человеком, бурно протекающие, характеризующиеся значительным изменением сознания, нарушением контроля за действиями утратой самообладания.

Настроение – это общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени протекание отдельных психических процессов и поведение человека.

Воля – это форма психической активности человека, которая предполагает регулирование человеком своего поведения, торможения ряда других стремлений и побуждений; предусматривает организацию различных действий в соответствии с сознательно поставленными целями. Основным элементом волевой деятельности служит волевой акт. Антиподом волевых качеств – внушаемость, нерешительность, безволие, импульсивность – являются источниками травматогенных ситуаций. Наиболее опасным считается групповое внушение.

23) Психические свойства, влияющие на безопасность. Характер, темперамент, фобии.

Основными психическими свойствами, влияющими на безопасность человека, являются характер итемперамент .

Характер человека играет важную роль в обеспечении безопасности человека и является совокупностью индивидуально-психологических свойств, проявляющихся в типичных для конкретной личности действиях при определенных обстоятельствах и его отношении к этим обстоятельствам. Совокупность психологических свойств образует структуру характера. Характер должен учитываться при профессиональном отборе. Структура характера определяется психологами посредством специальных психологических тестов. С понятием характера неразрывно связано понятие темперамента.

Темперамент – это характеристика динамических психологических особенностей – интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний. По темпераменту люди подразделяются на холериков, меланхоликов, флегматиков и сангвиников. Темперамент имеет определенное значение для безопасности труда. Например, при неблагоприятных обстоятельствах меланхолик чаще становится жертвой, чем холерик или сангвиник.

Исходя из задачи психологии труда и проблем психологии безопасности труда, целесообразно выделять производственные психические состояния и особые психические состояния, имеющие важное значение в организации профилактики производственного травматизма и предупреждения аварийности.

ТЕМПЕРАМЕНТ –
интенсивность, скорость, темп, ритм психических процессов и состояний, зависящих от свойств нервной системы этого человека - силы, подвижности и возбудимости.

n Сангвиник - человек уравновешенный, активный, подвижный, легко переживающий неприятности и неудачи, практичный.

n Флегматик - человек с замедленными реакциями, невозмутимый, постоянный в своих чувствах, размеренный в действиях и речи.

n Холерик - возбудимый, порывистый, несдержанный в эмоциях, с частыми сменами настроения, быстро говорящий человек.

n Меланхолик - человек со слабым типом нервной системы, очень впечатлительный, обидчивый, глубоко все переживающий, но способный тонко чувствовать и воспринимать больше информации, чем другие, отчего он быстрее устает.

Фо́бия (от греч. φόβος - «страх») - иррациональный неконтролируемый страх или устойчивые проявления различных страхов.

В психиатрии фобией принято называть патологически повышенное проявление реакции страха на тот или иной раздражитель. Фобия - это сильно выраженный упорный навязчивый страх, необратимо обостряющийся в определённых ситуациях и не поддающийся полному логическому объяснению. В результате развития фобии человек начинает бояться и соответственно избегать определенных объектов, видов деятельности или ситуаций.

Например, при айхмофобии человек старается всеми силами избегать острых предметов, которыми он боится пораниться или поранить других людей. В случае развития аквафобии он боится плавать, а при клаустрофобии поднимается вверх исключительно по лестнице, так как ему страшно находиться в закрытом лифте. Фобию относительно легко можно победить в начале её возникновения, но она может закрепляться в психике человека и усиливаться со временем.

В специальном, медицинско-психиатрическом смысле слова только очень небольшая часть из приведённых ниже терминов может быть названа фобией как «клиническим состоянием, требующем психологической коррекции». В частности, если страх выходит из-под контроля человека и препятствует его нормальной жизнедеятельности, то тогда может быть поставлен диагноз панического расстройства либо специфической фобии.

Для выявления фобического расстройства часто используют тест на тревогу и фобии, так называемую шкалу Занга для самооценки тревоги .

· аблютофобия - боязнь купания, стирки или чистки

· агирофобия (дромофобия) - боязнь улиц, пересекать улицу

· агорафобия - боязнь пространства, открытых мест, площадей, толп людей, рынков

· аграфобия (контрелтофобия) - боязнь сексуальных домогательств

· айлурофобия (галеофобия, гатофобия) - боязнь кошек

24)Влияние на безопасность психического состояния человека. Стресс, дистресс, стрессорные и неблагоприятные факторы. Мотивация.

n Стресс является не только целесообразной защитной реакцией человеческого организма, но и механизмом, содействующим успеху трудовой деятельности в условиях помех, трудностей и опасностей.

Стресс - это ответная реакция организма человека на перенапряжение, негативные эмоции или просто на монотонную суету. Во время стресса, организм человека вырабатывает гормон адреналин, который заставляет искать выход. Стресс в небольших количествах нужен всем, так как он заставляет думать, искать выход из проблемы, без стресса вообще жизнь была бы скучной. Но с другой стороны, если стрессов становится слишком много, организм слабеет, теряет силы и способность решать проблемы

Этой проблеме посвящено огромное количество научных трудов. Механизмы возникновения стресса детально изучены и достаточно сложны: они связаны с нашей гормональной, нервной, сосудистой системами.

Надо отметить, что сильные стрессы влияют на здоровье. Стресс снижает иммунитет и является причиной многих заболеваний (сердечнососудистых, желудочно-кишечных и др.). Поэтому необходимо уметь сопротивляться стрессовому состоянию и задавать себе позитивную жизненную установку.

Дистресс (от англ. distress - горе, страдание, сильное недомогание, истощение) - стресс, оказывающий отрицательное воздействие на организм, дезорганизующее влияние на деятельность и поведение. Хроническое переживание дистресса может привести к дисфункциональным и патологическим нарушениям

Основными причинами дистресса являются:

· Длительная невозможность удовлетворить физиологические потребности (отсутствие воды, воздуха, еды, тепла).

· Не подходящие, не привычные условия жизни (изменение концентрации кислорода в воздухе, например при жизни в горах).

· Повреждения организма, болезни, травмы, долгая боль

· Длительные негативные эмоции (переживания страха, гнева, ярости).

СТРЕСССОРЫ

n давление фактора времени (штурмовщина, срочная аккордная работа и т. п.);

n изолированность рабочих мест и недостаточные межличностные контакты между рабочими (операторы современного предпри­ятия часто удалены один от другого, находятся в изолированных помещениях);

n однообразная и монотонная работа (на конвейере, у приборных пультов);

n недостаточная двигательная активность (многие часы оператор находится в состоянии готовности к действию, тогда как необходимость действия возникает редко);

n различные внешние воздействия (шумы, вибрации, высокие температуры и т. п.).

Утомление - это временное состояние органов или целого организма, характеризу-ющееся снижением работоспособности в результате длительной или чрезмерной нагрузки

Поведение толпы

n Нарастающее обоюдо- направленное эмоциональное заражение, а также слухи

n Отсутствие ясных целей и структуры

Массовая паника -

один из видов поведения толпы

n Длительное употребление алкоголя приводит к алкоголизму

КОЛЛЕКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИе - взаимодействие больших масс людей (толпы) в проблемных, кризисных ситуациях (стихийное бедствие, война, нищета, дискриминация, преследования, преступность и т. п.). Наиболее характерные признаки К. п.: спонтанность, иррациональность, эмоциональность, непредсказуемость, паника, истерическая вера в харизматического лидера, бессмысленная агрессивность, аморальность и противоправность.

Паника массовая [от греч. panikon - безотчетный ужас] - один из видов массового поведения, одна из форм активности толпы. «Пусковым» механизмом начала проявления подобной массовой реакции чаще всего выступают, с одной стороны, какой-то внешний стимул, а с другой - определенный настрой толпы, как правило, и приведший к ее образованию и определяющий ее изначальное единство. Психологическим основанием такого проявления поведенческой активности, как паника, в подавляющем большинстве случаев являются массовое возбуждение и страх, обусловленные либо реальной угрозой, либо воображаемой опасностью, которая существует лишь в поле субъективного восприятия реальной действительности.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ

n Психология - это наука о психическом отражении действительности в процессе деятельности человека.

n Психология труда изучает психологические аспекты трудовой деятельности.

n Инженерная психология изучает процессы информационного взаимодействия человека с техническими системами.

Структура психики

n психические процессы (восприятие, внимание, мышление, память и др.);

n свойства (темперамент, характер и др.);

n состояние (утомление, психическая напряженность, стресс, пароксизмальное состояние (припадки, обострения…), лекарственная, наркотическая или алкогольная астения и др.).

Психофизиологические факторы обусловлены содержанием труда и его организацией, поэтому их называют иногда трудовыми. Их также можно называть технико-технологическими, т. к. они определяются особенностями используемой техники и технологии, уровнем механизации и автоматизации труда, степенью оснащенности рабочих мест, особенностями сырья, и материалов. Это - физическая нагрузка, которая связана с динамической и статической работой; нервно-психическая нагрузка в виде напряжения зрения (точность работы), нервно-эмоционального напряжения и интеллектуальной нагрузки (объем перерабатываемой информации, число производственно важных объектов единовременного наблюдения и т.д.); монотонность трудового процесса (разнообразие, темп труда). Элементы этой группы, за исключением физических усилий и монотонности, не имеют утвержденных нормативов.

В настоящее время существует несколько психофизиологических подходов к интегральной оценке условий труда.

Профессиографический подход предусматривает изучение содержания трудового процесса, результат труда и основывается на поэлементарной оценке совокупности условий труда.

Другой подход предполагает классификацию условий труда по степени тяжести и напряженности на основе физиологических и психофизиологических показателей, динамики работоспособности и утомления, отражающих в той или иной мере реакцию организма на рабочую нагрузку и условия труда.

Эти условия дополняют друг друга, поскольку каждый конкретный случай может требовать учета специфических условий трудового процесса и влияния его на психофизиологические показатели работоспособности человека.

Рассмотрим классификацию тяжести труда и способы ее оценки.

Тяжесть труда - характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы (сердечно-сосудистую, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность.

В качестве основного критерия для определения состояния организма в процессе труда был принят так называемый эффект Сеченова. Его суть заключается в том, что если трудовой процесс протекает в благоприятных условиях, то при переключении с одного вида на другой вид деятельности показатели физиологических функций улучшаются, а работоспособность восстанавливается быстрее и полнее, чем при пассивном отдыхе (положительный эффект). В случае неблагоприятных условий труда эти показатели в конце работы, при переключении с одной деятельности на другую, ухудшаются по сравнению с показателями, имевшими место до начала работы (отрицательный эффект).

При определении качественного функционального состояния организма учитываются также феномен растормаживания и характер реакции человека на иные сигналы. Феномен растормаживания состоит в том, что при повышении утомления проявление господствующего при данной работе «полезного» рефлекса (доминанты), ослабляется, а посторонние рефлексы, мешающие правильному выполнению привычной работы, наоборот, растормаживаются.

Для разграничения функциональных состояний организма и установления категории тяжести работ при проведении исследований были использованы, кроме того, следующие показатели:

Соотношение между «рабочими» и «обеспечивающими» функциями организма;

Длительность периода и полнота восстановления нарушенных функций во время отдыха;

Конфигурация и соотношение периодов на кривых работоспособности и производительности труда;

Количество и тяжесть производственных травм, возникающих как следствие повышения производственного утомления;

Структура и уровень, а также наиболее вероятные причины профессиональных и производственно обусловленных заболеваний, представляющих собой отдаленные последствия тяжелой работы;

Технико-экономические показатели (выработка, качество работы, затраты времени на операцию и др.).

В соответствии с медико-физиологической квалификацией, разработанной НИИ труда на основе указанных критериев все работы могут мыть разделены на шесть категорий тяжести.

Первая категория тяжести (легкая) - это работа, выполняемая в оптимальных условиях внешней среды и при оптимальной величине физической и умственной нагрузок. Реакция организма свидетельствует об оптимальном варианте нормального функционирования, т.е. трудовая нагрузка соответствует физиологическим возможностям организма. Такие условия у здоровых людей способствуют улучшению самочувствия, достижению высокой работоспособности и производительности труда.

Ко второй группе тяжести относится работа, при которой нормальное функциональное состояние не уменьшается на протяжении рабочей смены. Предельно допустимые концентрации и дополнительный уровень вредных и опасных производственных факторов не превышает требований нормативно-технических документов. Работоспособность не нарушается, профзаболеваний нет.

Третья категория тяжести предусматривает работу, при которой в результате повышенной нагрузки или неблагоприятных условий труда формируется реакция организма на грани патологической, т.е. реакция, свойственная предболезненному состоянию организма. Отдых или улучшение условий труда позволяют быстро устранить негативные последствия.

При четвертой категории тяжести работы у практически здоровых людей формируются более глубокие пограничные состояния, физические показатели ухудшаются, возникают производственно обусловленные состояния предзаболевания.

К пятой категории отнесена работа, при которой в связи с неблагоприятными условиями труда у практически здоровых людей в конце рабочего периода формируется реакция, характерная для патологического функционального состояния организма. После полноценного отдыха эти состояния могут исчезнуть. Однако у некоторых лиц они могут перейти в производственно обусловленные профзаболевания.

Шестая категория тяжести характеризуется особо неблагоприятными условиями труда. Патологические реакции развиваются быстро и имеют необратимый характер, сопровождаясь тяжелыми нарушениями функций жизненно важных органов.

Основными мерами по снижению физической и нервно-психической напряженности являются следующие:

Повышение уровня механизации и автоматизации трудоемких производственных процессов, использование современной высокопроизводительной техники;

Совершенствование организации рабочих мест;

Организация приемов и методов труда;

Оптимизация темпа работы;

Оптимизация режима труда и отдыха;

Улучшение транспортного обслуживания рабочих мест, связанных с тяжелыми предметами труда;

Научно обоснованное установление норм обслуживания оборудования и норм времени его обслуживания с учетом объема информации, который работник может правильно воспринять, переработать и принять своевременное и правильное решение;

Чередование работ, требующих участия разных анализаторов (слуха, зрения, осязания и др.);

Чередования работ, требующих преимущественно умственных нагрузок с работами физическими;

Чередование работ разной сложности и интенсивности;

Оптимизация режимов труда и отдыха;

Предупреждение и снижение монотонности труда путем повышения содержательности труда;

Ритмизация труда (работа по графику с пониженной на 10-15% нагрузкой в первый и последний часы рабочей смены);

Компьютеризация вычислительных и аналитических работ, широкое использование персональных компьютеров в практике управления производством, организация компьютерных банков данных по разным аспектам производственной деятельности и другие.

безопасность газоопасный труд помощь

Психофизиологические основы безопасности труда базируются на психологии и физиологии трудовой деятельности. Психология - это наука, занимающаяся изучением психического отражения действительности в сознании человека. Она включает в себя ряд научных направлений таких как психология труда, психология безопасности, инженерная психология и эргономика. Предметом психологии труда является изучение психических аспектов трудовой деятельности, в частности психических компонентов, побуждающих, направляющих и регулирующих активность производственного персонала, а также свойства личности, через которые эта активность реализуется.

Для профилактики утомления, снижения риска производственного травматизма и профессиональной заболеваемости при организации производства, применении сложных технических и технологических систем наибольший интерес представляет психология безопасности, предметом которой являются психические процессы, свойства и состояния. Она изучает психологические, т.е. зависящие от человека (человеческого фактора) причины несчастных случаев и аварий и разрабатывает методы и средства, снижающие или исключающие риск травмирования и заболеваемости. Причины, связанные с человеческим фактором негативно влияют на поведение работника, что и создаёт аварийные ситуации.

Психические процессы, свойства и состояния, влияющие на безопасность

В структуре психической деятельности человека различают три основные группы компонентов: психические процессы, свойства и состояния.

Психические процессы являются основой психической деятельности. Без них невозможно формирование профессиональной компетентности, приобретение знаний, профессионального и жизненного опыта. Различают познавательные, эмоциональные и волевые психические процессы. Такие психические процессы как восприятие, память, внимание, мышление являются регуляторами трудовой деятельности.

Восприятие - это отражение в сознании человека предметов или явлений при их воздействии на органы чувств. Для восприятия используется информация от различных анализаторов - зрительного, слухового, тактильного и др. Для качественного восприятия информации, в частности, по безопасности труда, необходимо обеспечить ее новизну, актуальность, краткость, эмоциональность воздействия.

Память - это свойство запоминания, сохранения и последующего воспроизведения человеком информации, непосредственно связанной с безопасностью. Запоминание тесно связано с забыванием. Установлено, что в среднем за первые девять часов полученная информация уменьшается на 65%. Поэтому для восполнения утраченной информации необходимо проводить повторное обучение, инструктажи, переаттестацию и т.п.

Внимание - это направленность сознания человека на определенные объекты, процессы, явления, имеющие в данной ситуации существенное значение, а также сосредоточение сознания, предполагающее повышенный уровень умственной или двигательной активности.

В охране труда для привлечения работников к различным опасностям и вредностям используются зрительные, звуковые, цветовые и другие средства.

Мышление - это процесс познания действительности, характеризующийся обобщением. В процессе мышления осуществляется выбор решения, которое реализуется в последующих действиях человека. Ошибочное решение является следствием неверной оценки ситуации из-за недостаточности знаний, опыта, компетентности, а также ошибочного осмысления полученной информации. При принятии решений важное значение имеет эмоционально-чувственная сфера человека, к которой относятся чувства, эмоции, настроение.

Чувства - это субъективное отражение в сознании человека реальной действительности. Чувство утраты реальности, ложный страх и т.п. могут явиться причинами создания опасных ситуаций на производстве.

Чувственный тон человека, его эмоции и настроение играют важную роль в оценке реальной ситуации и обеспечении безопасности.

Чувственный тон - это эмоциональная окраска психического процесса. Отрицательным фактором чувственного тона, способствующим созданию опасных ситуаций, является болезненное отвращение к определенным раздражителям. Положительный чувственный тон, возникающий от приятных звуков, запахов, цвета, уменьшает утомляемость человека и снижает риск возникновения опасной ситуации. Это обстоятельство используется при эстетическом оформлении рабочей зоны и интерьера производственного помещения.

Эмоции - это переживание человеком какого-либо чувства. Эмоции бывают различного типа - стенические и астенические. Стенические эмоции - решимость, радость, воодушевление, азарт - побуждают человека к активным действиям, преодолению препятствий и устранению причин угрозы для человека. Астенические эмоции - боязнь, опасение, страх, испуг, ужас способствуют отказу от преодоления препятствий, замыканию в себе и необоснованным переживаниям. Тип эмоций связан с темпераментом и характером человека. Поэтому темперамент и характер человека учитываются при его допуске к некоторым видам работ, связанных с большой ответственностью, необходимостью принятия быстрых и адекватных решений (авиадиспетчеры, операторы, управляющие опасными производственными процессами и т.п.).

В ряде случаев эмоции, определяемые характером и темпераментом человека, могут вызвать состояние аффекта - эмоционального состояния, быстро овладевающего человеком, бурно протекающего и характеризующегося значительным изменением сознания, утратой самообладания, неадекватными в сложившейся ситуации действиями. Поэтому людей, склонных к аффектам, нельзя допускать к особо ответственным и опасным работам, так как аффект может являться основной причиной несчастного случая, аварии и т.п.

Настроение - это общее эмоциональное состояние человека, формирующее в течение определенного периода времени характер протекания отдельных психических процессов и поведение человека. Настроение может являться причиной возникновения опасных ситуаций - привести человека к снижению трудоспособности, неспособности к активным действиям в преодолении возникших трудностей и т.п. Поэтому работник, находящийся в эмоционально подавленном настроении, может быть временно отстранен от выполнения ответственных и связанных с высокой опасностью операций.

Воля - это форма психической активности человека, которая характеризуется регулированием самим человеком своего поведения (ограничением или отказом от других стремлений и побуждений во имя достижения поставленной цели). Основными характеристиками воли являются: осмысленность и направленность действий на достижение цели, осознание ограничений, определяемое реальной ситуацией. Для профессиональной деятельности, требующей быстрых, решительных и осознанных действий должны привлекаться люди с сильной волей.

Антиподом сильной воли являются такие качества человека, как внушаемость, нерешительность, безволие, импульсивность. Поэтому людей с подобными качествами не следует использовать для выполнения ответственных работ, от результата которых зависят жизни людей, состояние технического или производственного объекта, вероятность возникновения аварии или чрезвычайной ситуации.

К психическим состояниям относится мотивация , которая очень тесно соприкасается с эмоционально-волевой сферой. Под мотивацией понимается совокупность желаний, устремлений, побуждений, мотивов, установок и других побудительных сил личности. Одним из важных мотивов человека является обеспечение безопасности. Неразвитость или ослабление этого мотива может вовлечь человека в опасную ситуацию.

Мотивация связана с другим понятием безопасности труда - риском, который может быть мотивированным и немотивированным (бескорыстным). Причинами мотивированного рискованного поведения могут быть выгода или опасность каких-либо потерь, проигрышей и т.п.

Готовность к риску индивида определяется его психологическими свойствами (характером, темпераментом, легкомыслием и т.п.)

Психические свойства, или особенности характеризуют качества личности (интеллектуальные, эмоциональные, волевые, моральные, трудовые). Основными психическими свойствами человека, влияющими на его безопасность, являются характер и темперамент.

Характер человека определяется совокупностью индивидуальных психологических свойств, проявляющихся в типичных для конкретной личности действиях при определенных обстоятельствах и его к ним отношении. Совокупность психологических свойств образуют структуру характера. Характер работника должен учитываться при профессиональном отборе.

Темперамент - это характеристика динамических психологических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний. По темпераменту люди подразделяются на холериков, меланхоликов, флегматиков и сангвиников. Темперамент людей, также как и характер, определенным образом влияет на безопасность труда (например, меланхолики чаще холериков становятся жертвой при неблагоприятных обстоятельствах).

Психологические состояния . В психологии безопасности труда важное значение имеют психические состояния, запредельные и особые психические состояния. Они определяют особенности психической деятельности в конкретный момент (период) времени и могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на течение всех психических процессов, а значит и на безопасность, производительность и качество труда.

В процессе трудовой деятельности психические состояния человека могут быть:

Длительными, которые определяют отношение человека к выполняемой им работе и его общее психологическое настроение. Это прежде всего, удовлетворенность или неудовлетворенность выполняемой работой, наличие заинтересованности в труде или безразличие к нему, психологический климат в трудовом коллективе и т.п.;

Временными, возникающими из-за различных нарушений в производственном процессе, неполадок, конфликтных ситуаций;

Периодическими, связанными с настроением на активную деятельность и желанием работать или, наоборот, с пониженной готовностью работать, утомлением, перенапряжением, сонливостью, апатией, скукой, вызванной однообразием и монотонностью работы.

Запредельные и особые (пароксизмальные) формы психического напряжения

Эффективность деятельности или работоспособность базируется на уровне психического напряжения (стресса). Чрезмерные формы психического напряжения обозначаются как запредельные, вызывающие дезинтеграцию психической деятельности, что снижает уровень психической работоспособности.

Возможны два типа запредельного психического напряжения - тормозной и возбудимый.

Тормозной тип характеризуется скованностью и замедленностью движений. При этом снижается скорость ответных реакций, замедляется мыслительный процесс, ухудшается память, появляется рассеянность и другие отрицательные признаки, несвойственные данному человеку в спокойном состоянии.

Возбудимый тип проявляется гиперактивностью, многословностью, дрожанием рук и голоса. При таком состоянии у людей обнаруживаются несвойственные им раздражительность, вспыльчивость, резкость, грубость, обидчивость.

Длительные психические напряжения и особенно их запредельные формы ведут к выраженным состояниям утомления.

К особым психическим состояниям, имеющим значение для психической надежности персонала, или человеческого звена в сложных технических и технологических системах, относятся пароксизмальные расстройства сознания, т.е. психогенные изменения настроения и состояния, связанные с приемом психически активных средств (транквилизаторов, стимуляторов, алкогольных напитков).

Пароксизмальные состояния это группа расстройств, вызванных заболеваниями головного мозга и другими причинами (эпилепсия, обмороки).

Психогенные изменения настроения и аффективные состояния возникают под влиянием психических возбуждений, при этом проявляется безразличие, вялость, общая скованность, заторможенность, замедление мышления.

Аффективные состояния (взрыв эмоций) могут развиваться под влиянием обиды, оскорбления, производственных и других неудач. В таком состоянии у человека развивается снижение объема сознания. При этом возможны резкие движения, агрессивные и разрушительные действия. Лица, склонные к аффективным состояниям, относятся к категории с повышенным риском травмирования. Лекарственные и алкогольные изменения психического состояния возникают в результате употребления различных психофармакологических средств. Прием легких стимуляторов (чай, кофе) способствует повышению работоспособности, а прием активных стимуляторов (первитин, фенамин) может вызвать отрицательный эффект ухудшение самочувствия, снижение скорости реакции и др.

Употребление транквилизаторов типа седуксен или элениум оказывает выраженное успокоение и предупреждение неврозов, одновременно снижая психическую активность, замедляет реакцию, а также вызывает апатию и сонливость. Пьянство и алкоголизм также оказывают отрицательное влияние на работоспособность, а посталкогольная астения (похмелье), кроме того, ведет к заторможенности и снижению чувства осторожности.

Таким образом, контроль психического состояния персонала ответственных работ и принятие административных мер может положительно влиять на сокращение травматизма и повышение надежности работ сложных систем.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОХРАНЫ ТРУДА

Охрана труда - система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, санитарно-гигиенические, психо­физические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Функциями охраны труда являются исследования санитарии и гигиены труда, проведение мероприятий по снижению влияния вред­ных факторов на организм работников в процессе труда. Основным методом охраны труда является использование тех­ники безопасности. При этом решаются две основные задачи: создание машин и инструментов, при работе с которыми исключена опасность для человека, и разработка специальных средств защиты, обеспечи­вающих безопасность человека в процессе труда, а также проводится обучение работающих безопасным приемам труда и использования средств защиты, создаются условия для безопасной работы.

Основная цель улучшения условий труда - достижение соци­ального эффекта, т.е. обеспечение безопасности труда, сохранение жизни и здоровья работающих, сокращение количества несчастных случаев и заболеваний на производстве.

Улучшение условий труда дает и экономические результаты: рост прибыли (в связи с повышением производительности труда); со­кращение затрат, связанных с компенсациями за работу с вредными и тяжелыми условиями труда; уменьшение потерь, связанных с трав­матизмом, профессиональной заболеваемостью; уменьшением текуче­сти кадров и т.д. Основным документом в нормативно-технической документации является нормативный акт «Система стандартов безопасности труда».

Стандарты ССБТ устанавливают общие требования и нормы по видам опасных и вредных производственных факторов, общие требо­вания безопасности к производственному оборудованию, производст­венным процессам, средствам защиты работающих и методы оценки безопасности труда.

Межотраслевые правила и нормы являются обязательными для всех предприятий и организаций независимо от их ведомственно­го подчинения.



Отраслевые правила и нормы распространяются только на от­дельные отрасли. На основании законодательства о труде, стандартов, правил, норм, технологической документации и др. разрабатываются инструкции по охране труда: общие, для отдельных профессий, на от­дельные виды работ.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ, ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Охрана труда - система правовых, социально-экономических, организационных, технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, обеспечивающих безопас­ность, сохранение здоровья и работоспособность человека в процессе труда (ГОСТ 12.0.002-2003 ССБТ «Термины и определения»).

Техника безопасности - система организационных и техниче­ских мероприятий и средств, предотвращающих воздействие на рабо­тающих опасных производственных факторов.

Производственная санитария - система организационных, ги­гиенических и санитарно-технических мероприятий и средств, предот­вращающих воздействие на работающих вредных производственных факторов.

Гигиена труда - медицинская наука, изучающая воздействие окружающей производственной среды, характера трудовой деятельности на организм работающего. Разработка санитарно-гигиенических норма­тивов и практических мероприятий, устранение неблагоприятных про­изводственных факторов, предупреждение или ослабление их влияния на организм человека являются основными задачами гигиены труда.

Электробезопасность - система организационных и технических мероприятий и средств, обеспечивающих защиту людей от вредного и опасного воздействия электрического тока, электрической дуги, элек­тромагнитного поля и статического электричества (ГОСТ 12.1.009-76 ССБТ «Электробезопасность. Термины и определения»).

Пожарная безопасность - состояние объекта, при котором ис­ключается возможность пожара, а в случае его возникновения пре­дотвращается воздействие на людей опасных факторов и обеспечива­ется защита материальных ценностей.

Рабочее место - пространственная зона, оснащенная необхо­димыми средствами, в которой совершается трудовая деятельность ра­ботника или группы работников, совместно выполняющих производ­ственные задания. Рабочее место является частью производственно-технологической структуры предприятия (организации), оно предна­значено для выполнения части технологического (производственного) процесса и определяется на основе трудовых и других действующих норм и нормативов.

Рабочая зона - пространство, ограниченное по высоте 2 м над уровнем пола или площадки, на которых находятся места постоянного или непостоянного (временного) пребывания работающих. К постоян­ным относятся рабочие места, на которых работающий находится бо­лее 50% рабочего времени за смену или более двух часов непрерывно. Если работа осуществляется в различных пунктах рабочей зоны, то постоянным рабочим местом считается вся рабочая зона.

Условия труда - совокупность факторов производственной сре­ды, оказывающей влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда. Исследования условий труда показали, что факторами производственной среды в процессе труда являются:

санитарно-гигиеническая обстановка, определяющая внешнюю среду в рабочей зоне - микроклимат, механические колебания, излу­чения, температуру, освещение и др.;

психофизиологические элементы: рабочая поза, физическая на­грузка, нервно-психологическое напряжение и др., которые обуслов­лены самим процессом труда;

эстетические элементы: оформление производственных поме­щений, оборудования, рабочего места, рабочего инструмента и др.;

социально-психологические элементы, составляющие характе­ристику так называемого психологического климата.

Профессиональным заболеванием называется заболевание, вы­званное воздействием вредных условий труда. К ним относятся: хрони­ческие пылевые бронхиты, вибрационная болезнь, отравление различ­ными токсичными веществами и др. Профессиональные заболевания, в зависимости от тяжести и сроков выявления, могут сопровождаться и не сопровождаться утратой трудоспособности. В тяжелых случаях они могут привести к инвалидности.

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УСЛОВИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА

В процессе труда на человека воздействует множество разнооб­разных факторов производственной среды, которые в совокупности определяют то или иное состояние условий труда. Производственные факторы подразделяются на технические, эрго­номические, санитарно-гигиенические, организационные, психофизиоло­гические, социально-бытовые, природно-климатические, экономические.

Технические факторы отражают уровень автоматизации и ме­ханизации производственных процессов; наиболее полное использо­вание оборудования и рациональную организацию рабочего места; применение электронно-вычислительной и управляющей техники; наличие и исправность коллективных средств защиты, защищенность опасных зон и др.

Эргономические факторы характеризуют установление соот­ветствия скоростных, энергетических, зрительных и других физиоло­гических возможностей человека в рассматриваемом технологическом процессе; введение рациональных режимов труда и отдыха, сокраще­ние объема информации, снижение нервно-эмоциональных напряже­ний и физиологических нагрузок; профессиональный отбор. Это каса­ется скоростных параметров техники, объема поступающей от рабочих органов информации, уровня организации рабочего места, удобства расположения органов управления и индикации, конструкции сиде­нья оператора, обзорности рабочей зоны и т.д.

Эстетические факторы отображают соответствие эстетических потребностей человека и реализуемых в художественно-конструкторских решениях рабочих мест (орудий труда) и производственной среды.

Санитарно-гигиенические факторы показывают состояние про­изводственной санитарии на рабочих местах (качество воздушной среды, уровень вредных веществ и излучений, шума, вибраций, со­стояние освещения и др.). Они должны соответствовать требованиям ГОСТов, ССБТ и т.д.

Организационные факторы характеризуют режим труда и от­дыха на предприятии; дисциплину и форму организации труда, обес­печенность рабочих спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты (СИЗ); состояние контроля за трудовым про­цессом и, в частности, за охраной труда; качество профессиональной подготовки работающих и др.

Психофизиологические факторы отражают напряженность и тя­жесть труда, морально-психологический климат в коллективе, взаимо­отношения работающих друг с другом и др.

Социально-бытовые факторы включают общую культуру про­изводства, порядок и чистоту на рабочих местах, озеленение территории, обеспеченность санитарно-бытовыми помещениями, столовыми, медпунктами, поликлиниками, столовыми, детскими дошкольными учреждениями и др.

Природно-климатические факторы -это географические и метеорологические особенности местности (высота над уровнем моря, рельеф местности, частота и вид осадков, температура, влажность, ионизация и подвижность воздуха, атмосферное давление и др.).

Экономические факторы включают в себя повышение техниче­ской вооруженности труда: наиболее полное использование оборудо­вания, рациональную организацию рабочего места, выбор оптимальной технологии. Устранение и уменьшение ненужных затрат рабочего вре­мени, строгая регламентация темпа и ритма работы также относятся к экономическим факторам.

Условия труда зависят от того или иного сочетания производст­венных факторов и, в свою очередь, влияют на производительность и результаты труда, на состояние здоровья работающих. Благоприят­ные условия улучшают общее самочувствие, настроение человека, создают предпосылки для высокой производительности, и, наоборот, плохие условия снижают интенсивность и качество труда, способст­вуют возникновению производственного травматизма и заболеваний. Создание здоровых и безопасных условий труда - главная задача администрации предприятия, нанимателя.