Главная · Язва · Порядок получения жилья военнослужащих увольнении. Увольнение с военной службы при наличии служебного жилья. Варианты предоставления жилья

Порядок получения жилья военнослужащих увольнении. Увольнение с военной службы при наличии служебного жилья. Варианты предоставления жилья

ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОСНОВЫ ВОИНСКОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Российские Вооруженные Силы образованы Указом Президента Российской Федерации 7 мая 1992 г. Они предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами России.

К решению задач обороны страны привлекаются пограничные войска Российской Федерации, внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, Железнодорожные войска Российской Федерации, войска гражданской обороны (далее – другие войска).

В современных условиях одной из важных задач Вооруженных Сил является обеспечение ядерного сдерживания, которое составляет стержень всей системы национальной безопасности страны. Кроме того, приходится решать и принципиально новую задачу – осуществлять миротворческую деятельность как самостоятельно, так и в составе международных организаций.

В соответствии с основными положениями Военной доктрины Российской Федерации Вооруженные Силы и другие войска могут применяться для противодействия внутренним источникам военных угроз. Отдельные формирования Вооруженных Сил в соответствии с действующим законодательством могут привлекаться для содействия органам внутренних дел и внутренним войскам МВД Российской Федерации в локализации и блокировании района конфликта, пресечении вооруженных столкновений и разъединении противоборствующих сторон, а также в защите стратегически важных объектов.

На Вооруженные Силы также могут возлагаться задачи по оказанию помощи пограничным войскам в охране государственной границы, содействию в охране морских коммуникаций, важных государственных объектов и экономических зон, в борьбе с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков, пиратством.

Силы и средства Вооруженных Сил и других войск могут также привлекаться для оказания помощи населению при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.

Привлечение Вооруженных Сил к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению производится Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Свою деятельность Вооруженные Силы осуществляют на основе Конституции Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, и другими законодательными актами в области обороны.

Сержанты относятся к звену младших командиров и представляют собой самый многочисленный отряд командных кадров. Они несут всю полноту ответственности за обучение и воспитание подчиненных. Говоря о роли младших командиров, М. В. Фрунзе подчеркивал: «Младший комсостав образует ту основу, на которой зиждется все дело дисциплинирования, боевой спайки и боевой подготовки части»*.



В настоящее время роль сержантов еще более возросла. Это связано с усложнением задач, стоящих перед частями и подразделениями, изменением социального облика солдата, переходом на комплектование соединений и воинских частей Вооруженных Сил военнослужащими по контракту, совершенствованием вооружения и военной техники. Требования к обучению и воспитанию солдат возросли, а сроки их подготовки остались прежними. Это обусловило необходимость повышения уровня педагогической культуры и ответственности командиров всех степеней, и в первую очередь тех, кто непосредственно формирует у солдат качества воина.

Воспитание личного состава осуществляется сержантами в ходе повседневной военной службы и боевой учебы. Они организуют службу подчиненных в соответствии с уставами, добиваются, чтобы весь уклад военной службы воспитывал у личного состава верность Военной присяге.

Одной из важных задач сержантов является воспитание у подчиненных готовности к защите Отечества, гордости за принадлежность к Вооруженным Силам Российской Федерации, стремления к образцовому выполнению воинского долга и служебных обязанностей. Для этого они сами должны служить примером воспитанности, ревностного отношения к службе.

Сержанты помогают подчиненным изучать вооружение и военную технику, уставы и руководства, организуют и несут вместе с ними службу в суточном наряде, ведут ежедневную работу по укреплению воинской дисциплины, формируют умение подчинять свои действия и поступки требованиям воинских уставов, приказам командиров. Они отвечают за строевую выправку и физическую подготовку подчиненных, за сохранность их здоровья и обеспеченность всем необходимым. Здесь особенно важны личный пример сержантов, их авторитет, высокие нравственные качества, самоотверженное отношение к делу, дисциплинированность.

В связи с этим младшие командиры должны стремиться к повышению своих педагогических знаний, развитию методических навыков, изучению передового опыта работы с людьми. Обязанность сержанта – быть умелым учителем и воспитателем. Без этого нельзя добиться единства процесса обучения и воспитания солдат, направленного на подготовку их к защите Родины.

Важнейшее требование к процессу обучения и воспитания – знать и учитывать национальные особенности, традиции и обычаи тех народов, представителями которых являются подчиненные. В многонациональном коллективе сержант обязан неукоснительно руководствоваться принципами справедливости, проявлять особую чуткость, осмотрительность и принципиальность, заботу об укреплении дружбы и войскового товарищества.

Высокая требовательность – неотъемлемое качество командира, основа дисциплины и организованности в подчиненном ему подразделении. Она не имеет ничего общего с грубостью, пренебрежительностью, унижением достоинства подчиненного, что отдаляет солдата от сержанта. Требовательность должна быть постоянной, справедливой, одинаковой ко всем, уважительной. Требовательность, сочетаемая с уважением подчиненных, помогает солдатам осознать свои задачи, мобилизовать силы на их успешное выполнение. Требовательность должна подкрепляться строгим контролем за действиями подчиненных, сочетаться с умелым поощрением добросовестного труда, с заботой о подчиненных, с внимательным отношением к их нуждам.

Успех в работе сержантов во многом зависит от того, насколько они осознают свой личный долг и ответственность за дела и поступки подчиненных, совершенствуют свои знания и опыт, разумно используют права, предоставленные им воинскими устава.

Части и подразделения становятся боеготовыми, если хорошо подготовлены и слажены отделения, если каждый военнослужащий четко знает свои обязанности и безупречно их выполняет. Велика в этом роль сержанта, который лично учит солдата воинскому мастерству, готовит отличников учебы и классных специалистов.

Вся история человеческого общества связана с дисциплиной. Необходимость упорядочить жизнь и деятельность людей заставила человечество выработать ряд правил, норм, законов, регламентирующих поведение членов общества в различных ситуациях. Особенно важно все это применительно к воинской деятельности, которая немыслима без исполнительности, строгого следования приказам.

Понятие дисциплины в трудах античных философов, историков трактовалось как «повиновение законной власти», «хороший порядок», «согласованность действий». Оно также рассматривалось как великая добродетель воина-гражданина, как важное личностное качество. Так, в дисциплинированности Плутарх видел источник силы и мощи армии, государства. На обязательность следования требованиям норм общества и руководителей указывал и Платон. В частности, он отмечал: «...дело обстоит так: кто где занял место в строю, находя его самым лучшим для себя, или где кого поставил начальник, то там... и должен оставаться, несмотря на опасность, пренебрегая и смертью, и всем, кроме позора».

Первыми отечественными документами, в которых обращается внимание на проблему воинской дисциплины, были «Поучения» князя Владимира Мономаха. В них он излагал требования к воеводам – быть примером для своих подчиненных в сражениях, а к дружинникам – беспрекословно исполнять приказы. Согласно «Поучениям» воины должны были при старших молчать, мудрых слушать и к младшим в любви пребывать. Следует отметить, что в эпоху феодальной раздробленности дисциплина в княжеских дружинах поддерживалась на основе кодексов чести, соблюдения клятвы верности. Нарушители их держались «в нужде» (подвергались наказанию) и могли понести кару вплоть до смертной казни. Дисциплинированное поведение поощрялось различными наградами (ценными подарками, имуществом). Такой подход позволял обеспечивать порядок, организованность, способствовал победам наших предков над многочисленными захватчиками.

Развитие военного дела, изменение средств и способов ведения боевых действий потребовали еще большей организованности и исполнительности.

Слово «дисциплина» в переводе с латинского означает «учение». Понятие «дисциплина» трактуется и как «обязательное для всех членов какого-либо коллектива подчинение уставному порядку, правилам», как сдержанность, привычка к строгому порядку. В широком смысле дисциплина рассматривается как необходимое условие нормального существования любого общества, благодаря чему обеспечиваются коллективная деятельность и нормальное функционирование социальных организаций.

С помощью дисциплины достигается координация действий, обеспечиваются субординация, товарищеская помощь. Соблюдение дисциплины дает возможность одновременного приложения усилий многих людей, является высокоэффективным средством социального управления.



Существуют следующие виды государственной дисциплины – это общественная, трудовая, дисциплина общественных организаций. Приемлемо вести речь и о дисциплине исполнительской, финансовой, учебной, дисциплине времени и т. д. При этом важно понимать, что такое деление несет элемент определенной условности.

Воинская дисциплина – это одна из форм государственной дисциплины, основа боеготовности и боеспособности Вооруженных Сил Российской Федерации.

Она призвана регулировать воинский порядок, взаимоотношения между военнослужащими, отношения в подразделениях в целях обеспечения высокой организованности и боеспособности. Ее отличие от других видов дисциплины обусловлено характером воинской деятельности, которая требует от людей, осуществляющих ее, особой собранности, точности, исполнительности, выдержки, взаимопонимания, мобильности, быстроты исполнения всех распоряжений и т. д. В силу этого воинская дисциплина характеризуется рядом особенностей: обязательность ее требований т(ля всех категорий военнослужащих; совпадение целей законности и воинской дисциплины; детальная регламентация правил поведения по всему спектру видов воинской деятельности; повышенная правовая ответственность за нарушение порядка и правил воинской службы; обязательное соблюдение нравственных норм, подкрепленных уставными требованиями; дисциплинарная ответственность за нарушение правил, норм не только в служебной, но и во внеслужебной обстановке; единство безусловного выполнения установленных норм и проявления активности, самостоятельности, творчества и т. п.

Известная истина: без дисциплины не может быть боеспособной ни одна армия мира. Один из выдающихся военных деятелей и педагогов России генерал М. И. Драгомиров так характеризовал воинскую часть, в которой поддерживается высокий уровень дисциплины: «Такая часть (подразделение) может не выбивать умилительных процентов при стрельбе, может быть не особенно твердой в строю. Она может сбиться с ноги, но с пути никогда. И в трудные минуты, конечно, будет предпочтена тем, которые и проценты выбивают, и отлично маршируют, но не так надежны».

Понятие «дисциплинированность» означает специфическое качество воина, обеспечивающее устойчивое, сообразное правилам поведение его в условиях военной службы. Ее характеризуют внешние и внутренние показатели.

Внешние показатели дисциплинированности:

строгое соблюдение воинского порядка;

точное и инициативное выполнение приказов и распоряжений командиров и начальников;

бережное отношение к вооружению и военной технике, грамотное их использование при решении учебно-боевых и служебных задач;

образцовый внешний вид.

Внутренние показатели дисциплинированности:

убеждение в необходимости воинской дисциплины:

знание уставов и наставлений, требований военной службы;

умение управлять собой согласно требованиям воинской дисциплины;

навыки и привычки дисциплинированного поведения;

самодисциплина.

Безусловно, связь между внешними и внутренними показателями дисциплинированности того или иного воина неоднозначна. Она может быть гармоничной, но бывает и так, что воин соблюдает определенный порядок, не имея убеждения в его необходимости. В этом случае преобладает понимание того, что за нарушением последует строгое наказание. Сложность задач, решаемых воинскими частями, проблема с укомплектованностью личным составом и многое другое требуют того, чтобы каждый военнослужащий с пониманием относился к предъявляемым к нему требованиям, служил не за страх, а за совесть. Только тогда можно говорить о высокой сознательной дисциплинированности, Дисциплинированность как личностное качество не рождается вместе с человеком и тем более не дается воину вместе с погонами. Она формируется и развивается в процессе его армейской жизни и деятельности. Рассмотрим приоритетные направления работы командиров по формированию и развитию дисциплинированности у воинов.

Основные направления формирования и развития дисциплинированности у военнослужащих:

умелое руководство деятельностью и поведением военнослужащих;

поддержание строгого уставного порядка в подразделении; эффективная воспитательная работа; самовоспитание дисциплинированности;

забота о здоровом морально-психологическом климате в коллективе.

При работе с военнослужащими по контракту необходимо учитывать в работе вопросы заботы о семье военнослужащего и реализации условий заключенного им контракта,

Привитие воинам основ дисциплинированности невозможно без контроля за полным и точным соблюдением ими требований устава. При этом не следует забывать о формировании мотивационной и ориентировочной основы их поведения. Другими словами, нужно каждый раз разъяснять, почему и как надо поступать в тех или иных ситуациях. Умелая организация этой работы помогает солдатам преодолеть отрицательные реакции, вызываемые трудностями службы, особенно в первый период, быстро и безболезненно приспособиться к распорядку дня, скорее стать в строй и в дальнейшем добиться положительных результатов в боевой подготовке.

Параллельно проводится работа в коллективе:

культивирование положительных взаимоотношений;

формирование здорового общественного мнения и единства взглядов по основным вопросам службы и боевой учебы;

преодоление негативно направленного лидерства;

поддержание дружбы и взаимопомощи, внимательного и требовательного отношения сослуживцев друг к другу.

Практика показывает: легче достичь желаемых результатов, если сами воины активно вовлечены в решение данной задачи.

Формирование у военнослужащих навыков дисциплинированности, готовности безупречно выполнять требования Военной присяги и воинских уставов начинается с первого дня их службы. При этом сержанту важно довести до сознания каждого подчиненного не только содержание, но и глубокий смысл, социальную значимость дисциплинированности.

Каждый сержант должен быть близок к подчиненным, знать их нужды и запросы, добиваться их удовлетворения, не допускать грубости и унижения личного достоинства подчиненных, постоянно служить им образцом строгого соблюдения законов, воинских уставов и приказов, быть примером нравственной чистоты, честности, скромности и справедливости.

Анализ дисциплинарных проступков, совершаемых личным составом, показывает, что многие из них обусловлены просчетами в сфере взаимоотношений начальник – подчиненный, личность – коллектив. В одних случаях недостатки в работе сержанта косвенно влияют на возникновение конфликта, а в других – стали прямой причиной нарушения дисциплины.

К наиболее распространенным неправильным действиям самих сержантов можно отнести: допускаемое ими неравномерное распределение нагрузок между солдатами различных периодов службы; нежелание, а иногда и неумение вникнуть во внеслужебные отношения и настроения воинов; попустительство стремлению отдельных солдат получать привилегии, занять особое положение, подчинить своему влиянию других воинов.

Слабая требовательность одних сержантов, недостаток методических навыков воспитания у других, отсутствие педагогического такта у третьих – лишь некоторые узкие места в их деятельности, встречающиеся на практике.

Основой работы сержанта по укреплению воинской дисциплины является глубокое изучение подчиненных, их сильных и слабых сторон, привычек, склонностей, интересов и идеалов. Наиболее оправдавшими себя методами изучения сержантом личного состава в ходе повседневной жизни являются: индивидуальные беседы; внимательное изучение отношения к делу того или иного подчиненного в ходе занятий, несения службы, отдыха; широкое использование мнений офицеров и прапорщиков, других сержантов о воинах.

Изучение подчиненных должно быть объективным, беспристрастным, не должно сводиться к выискиванию недостатков. Необходимо замечать и отмечать каждый успех воина, уметь разглядеть в каждом хорошее и использовать для воспитания личности. Признание успеха окрыляет солдата, придает ему силы на будущее. В этих условиях у него чаще возникает стремление отличиться по службе. Правильное мнение может сложиться лишь в том случае, если оно оценивается не по словам, а по делам.

Для воспитания дисциплинированности нужна правильная организация учебного процесса. Сержанты должны создавать обстановку, способствующую развитию у подчиненных чувства долга, инициативы, высокой организованности и самостоятельности. Следует добиваться своевременного начала и окончания занятий. Хорошо проведенное занятие всегда активизирует мыслительную Деятельность обучаемых, прививает привычку к аккуратности, собранности и организованности. Дисциплинирует также четкая организация обслуживания техники, парково-хозяйственных дней.

В укреплении дисциплины немаловажное значение имеет умелая дисциплинарная практика. Дисциплинарная практика – это сложившаяся в Вооруженных Силах система применения к военнослужащим мср поощрений и дисциплинарных взысканий в целях их воспитания и укрепления воинской дисциплины.

При определении вины военнослужащего принимаются во внимание: характер проступка; обстоятельства, при которых он был совершен; прежнее поведение виновного, а также продолжительность его военной службы и степень знания порядка службы.

При наложении дисциплинарного взыскания сержант должен помнить, что мера взыскания и сама форма его наложения должны восприниматься не как действия, направленные на унижение человеческого достоинства военнослужащего, а как стремление сержанта помочь ему научиться управлять поведением, достойно вести себя. Необходимо приучить подчиненных не к боязни наказания, а к стыду совершать проступки. Отрицательно влияют на военнослужащих необъективность и несправедливость сержанта, грубость в обращении с подчиненными. Правильно поступают те сержанты, которые считают, что, прежде чем наложить дисциплинарное взыскание на подчиненного, необходимо разобраться в степени его виновности. Снятие дисциплинарных взысканий также целесообразно осуществлять строго индивидуально, когда они сыграли свою воспитательную роль и военнослужащий реально исправил свое поведение образцовым выполнением воинского долга.

Сержанты обязаны строго следить за поддержанием внутреннего порядка, за правильной подгонкой снаряжения, соблюдением установленных правил ношения военной формы одежды, а также воинской дисциплины в строю. Повседневное четкое выполнение этих обязанностей младшими командирами оказывает влияние на воспитание у воинов навыков и привычек дисциплинированного поведения, формирует нетерпимое отношение к разболтанности, развивает исполнительность.

Каждый военнослужащий должен быть уверен в охране его прав и законных интересов, в неприкосновенности его личности, в уважении его чести и достоинства. Поддержание в подразделении установленных воинскими уставами правил взаимоотношений между военнослужащими является одним из приоритетных направлений деятельности сержанта.

Особой продуманности и организованности требует работа с военнослужащими, выполняющими задачи в отрыве от подразделения, в карауле и суточном наряде. Здесь не должно быть места поверхностному подходу. Необходимо тщательно подбирать состав этих команд, учитывать психологические особенности военнослужащих.

Свои особенности имеет работа с военнослужащими, склонными к нарушению воинской дисциплины. Крайне важно при этом выявлять конкретные причины их недобросовестного отношения к службе, искать в каждом таком человеке положительные качества, поощрять, развивать их, подчеркивать, что норма жизни военнослужащего – честность, персональная ответственность за порученное дело, образцовое выполнение воинского долга.

Большое значение в современных условиях имеет борьба за здоровый образ жизни. Младшие командиры призваны показывать в этом личный пример, а также разъяснять личному составу, что пьянство и наркомания совершенно нетерпимые явления в армии, они злейшие враги боевой готовности.

Каждый сержант обязан систематически анализировать состояние воинской дисциплины подчиненных ему военнослужащих, своевременно и объективно докладывать о ее состоянии вышестоящему командиру. Некоторые сержанты, пытаясь скрывать от командиров проступки своих подчиненных, тем самым попустительствуют нарушителям. Это может привести к грубым дисциплинарным проступкам, а зачастую к происшествиям и преступлениям.

Сержанту необходимо заботиться об улучшении материально-бытовых условий подчиненных, точно знать все нормы довольствия, строго следить за полнотой их доведения. Он должен проявлять заботу об организации отдыха и досуга подчиненных, так как это является важной составной частью работы сержанта по поддержанию воинской дисциплины. Его задача добиться, чтобы каждый солдат был записан в библиотеку, всячески поощрять чтение газет и журналов, занятия художественной самодеятельностью и спортом.

Вариант системы работы командира отделения
по поддержанию воинской дисциплины

Ежедневно:

знать, где находятся подчиненные, проверять их при каждом построении, докладывать об отсутствующих;

следить за выполнением распорядка дня, внутренним порядком во взводе (отделении), требовать соблюдения подчиненными воинской дисциплины;

проводить индивидуальные беседы с одним-двумя подчиненными;

обеспечивать соблюдение правил ношения военной формы одежды;

докладывать непосредственному командиру о всех жалобах и просьбах подчиненных, о поощрениях и наложенных на них взысканиях, а также о случаях утери или неисправностях оружия и Других материальных средств;

обеспечивать соблюдение требований безопасности личным составом при работе с вооружением и военной техникой, а также при проведении занятий и хозяйственных работ;

подводить итоги каждого занятия и в конце дня оценивать отношение подчиненных к выполнению служебных обязанностей и их личную дисциплинированность.

Еженедельно:

беседовать с каждым подчиненным военнослужащим, оказывать помощь прибывшему пополнению в адаптации к условиям военной службы;

соблюдать очередность и равномерность при назначении в наряд, а также при увольнении из расположения части;

проводить дополнительные занятия по разъяснению требований Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации с военнослужащими, склонными к нарушениям воинской дисциплины;

докладывать непосредственному командиру о состоянии воинской дисциплины среди подчиненных, принятых мерах по ее укреплению, ходатайствовать при необходимости о поощрении отличившихся и наказании нарушителей.

В данный период особое внимание со стороны государства уделяется военным. Правовые акты определяют нормы и порядок обеспечения жильем военнослужащих при увольнении.

Обеспечение жильем военнослужащих при увольнении - целенаправленная деятельность органов власти, наделенных рядом прав по обеспечению военнослужащих и членов их семей жилищем исходя из законодательных актов. Не все служащие вооруженных сил вправе претендовать на жилье, а лишь подпадающие под следующие критерии:

  1. Выход на пенсию по окончании военного стажа в 20 лет (включая боевых ветеранов).
  2. Ушедшие по доживанию до предельного возраста для осуществления военной деятельности по причинам, связанным с состоянием здоровья (имеющие стаж работы от 10 лет), или благодаря планируемым сокращениям штата.
  3. Ближайшие родственники военнослужащих (отступление позволено лишь участникам накопительно-ипотечной формы обеспечения), погибших или умерших во время несения службы или же уволенных в запас.

Также, получить жилище могут служащие, официально подтвержденные нуждающимися в совершенствовании условий проживания, там, где они несут службу. Вновь прибывшим солдатам для несения военной службы жилплощадь должна быть предоставлена в трехмесячный срок. Площадь передается в собственность или в соответствии с договором соцнайма. Площадь выделяемого жилого помещения должна рассчитываться исходя из количества человек в семье. При соблюдении всех условий, можно подобрать любой из предлагаемых вариантов:

  • единоразовая денежная помощь на приобретение жилья;
  • получить жилое помещения, которое находится на балансе государства;
  • оформить военную ипотеку.

Статья 50 Жилищного кодекса гласит: нормой предоставления жилой площади является наименьший размер площади помещения, который можно выделить солдату из государственного фонда при составлении договора о найме. Помещение должно иметь такие размеры, в которых будет комфортно проживать всем членам семьи. Законодательство выделяет 18 кв. м. жилой площади на одного гражданина, для семьи должно быть выделено 42 кв. м. Не менее 6 кв. м. выделяется на каждого человека при проживании в общежитии. Размер выделяемого жилища может уменьшаться, если у военнослужащего или членов его семьи имеется жилье в частном владении.

Порядок обеспечения жильем, документы, требуемые для этого

Жилплощадь военнослужащим предоставляется согласно очереди, которая формируется на основании данных об увольнении с военной службы.

Служащему, уволенному в запас необходимо в течение двух месяцев после получения уведомления о постановке на очередь по выдаче жилища, в письменной форме уведомить местную администрацию о выбранном способе обеспечения жилплощадью, предоставить пакет документов и их нотариально заверенные копии. Необходимые документы:

  1. Заявление о добавлении в очередь (передать лично или отправить заказным письмом с описанием всех вложенных документов) по готовому образцу.
  2. Копия паспорта уволенного служащего и всех членов его семьи (паспорта, свидетельства о рождении детей).
  3. Выдержка из приказа об увольнении и приказа об удалении из личного состава части по месту несения службы.
  4. Справка об общем времени несения службы, подписанная начальником части.
  5. Справка о составе семьи.
  6. Копии всех документов, подтверждающих родство (свидетельство о браке/разводе).
  7. Документ, подтверждающий передачу ранее занимаемого жилого помещения.
  8. Справка об отсутствии жилья для постоянного проживания после освобождения жилища, ранее закрепленного за военным.
  9. Справка о наличии недвижимого имущества.
  10. Сведения из реестра недвижимого имущества о совершении сделок по имуществу, находящемуся в частной собственности.
  11. Копия акта, свидетельствующего о наличии права на дополнительную жилплощадь (п.8.ст. 15 закона «О статусе военнослужащих»).

Постановление о добавлении в очередь на выдачу жилья выносится в 10 дневный срок.

Военнослужащий может отказаться от предоставленного жилища в случаях:

  1. Размер площади выделенной квартиры не соответствует количеству членов семьи.
  2. Здание находится в аварийном состоянии и требует ремонта.
  3. Большая удаленность от места прохождения службы.
  4. В помещении нарушены санитарные нормы.
  5. Отсутствие поблизости социальных объектов (детский сад, школа).

Если при проверке соответствующими органами подтверждается невозможность проживания в выделенной квартире - военному и в дальнейшем будет предоставляться денежная помощь по найму жилища. Если здание соответствует всем нормам, а служащий отказывается в нем проживать - выплаты запрещаются, но с очереди на предоставление жилья его не снимают.

Основания лишения жилплощади

После внесения Президентом некоторых поправок в закон «О статусе военнослужащих», увольнение военнослужащего без предоставления жилья возможно при постоянном злоупотреблении военнослужащим:

  • регулярный отказ от предоставленного жилища, соответствующего всем нормам, без указания объективных причин;
  • постоянный отказ от выделяемой денежной помощи на приобретение жилища;
  • в случае самостоятельного приобретения жилья.

Во всех случаях (кроме последнего) служащий не убирается с очереди на выдачу жилья.

Поправки Верховного главнокомандующего дают право уволить военнослужащего без выдачи жилья, если:

  • он достиг максимально возможного возраста нахождения в рядах военных;
  • увольняется по состоянию здоровья или по болезни;
  • планируется сократить штат.

Возможные нюансы

Военнослужащему, уходящему в запас, могут не предоставить жилье, если:

  • его военный стаж составляет менее 10 лет;
  • письменного согласия служивого на увольнение без последующего предоставления жилища;
  • увольнение по причинам, не связанным со здоровьем, уходом в отставку или сокращением штата.

В случае когда вы считаете, что вас уволили незаконно или не предоставили жилье, ссылаясь на непонятные нарушения, можно обратиться в суд. Если в ходе судебного разбирательства будет доказана необоснованность увольнения, человека должны восстановить на прежнем положении при несении службы и выплатить компенсацию, а должностное лицо должно быть наказано.

Компенсацию за вещевое имущество при увольнении военнослужащих дают не всем. С 01.01.2015 года денежное возмещение положено только отдельным категориям офицерского состава. Если снабжение производилось за свой счет, то после указанной даты компенсация выдается только в натуральной форме вещами.

Получить жилье имеет право каждый гражданин, посвятивший себя защите родины в независимости от того, находится ли он в настоящее время в рядах армии или время действия его контракта закончилось. Государство ежегодно реорганизовывает жилищную отрасль, выделяет ссуды на приобретение жилья. Военному предоставляется право самостоятельно выбрать место жительства и квартиру, в которой он будет проживать с семьей.

Законодательством предусмотрен различный порядок обеспечения военнослужащих жилыми помещениями.

Прежде всего, военнослужащие, не имеющие жилья в месте прохождения военной службы, должны в течение трех месяцев обеспечиваться служебным жильем.

Право на получение жилого помещения в собственность или на условиях договора социального найма имеют военнослужащие, признанные нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а также подлежащие увольнению или уволенные в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых составляет 10 лет и более.

Определенные категории военнослужащих имеют право на получение государственного жилищного сертификата, социальных выплат на приобретение жилья, стать участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.

Следует отметить, что получение субсидии на приобретение жилья, участие в ипотечной программе и получение государственного жилищного сертификата как альтернатива права на получение непосредственно квартиры, осуществляется на добровольной основе, только если сам военнослужащий выразил такое желание.

2. Каков порядок признания в том, что военнослужащие нуждаются в жилых помещениях?

Порядок признания военнослужащих нуждающимися в улучшении жилищных условий установлен в Постановлении Правительства РФ «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства».

Для этого военнослужащий подает рапорт командиру воинской части с приложением документов, подтверждающих нуждаемость в жилом помещении. Список документов утвержден Правительством.

На основании рапорта и приложенных документов, принимается решение о постановке военнослужащего на очередь на получение жилого помещения.

Военный комиссариат включает военнослужащего в список очередников на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий и направляет копию списка и подлинники документов, полученных от командира (начальника) воинской части, в соответствующий орган местного самоуправления.

3. Каков порядок предоставления жилья в собственность военнослужащим?

Жилье предоставляется военнослужащим в порядке очередности постановки на учет.

4. На каком основании можно лишить военнослужащего права на жилье?

Если военнослужащий самостоятельно решил жилищную проблему.

Однако на практике встречаются случаи, когда военнослужащего исключают из списков нуждающихся или вообще отказывают в постановке на учет по формальным основаниям, например, отсутствует справка о необеспеченночти служебным жильем по прежнему месту службы. А справку такую предоставить возможность отсутствует, поскольку в связи с многочисленными реорганизациями архивы утеряны. Тогда вопрос решается в судебном порядке.

5. Положены ли какие-то льготы на оплату жилья военнослужащим?

Членам семей погибших военнослужащих предоставляется компенсационная выплата на оплату жилья и коммунальных услуг.

6. Сколько квадратных метров положено военнослужащему?

Жилые помещения предоставляются военнослужащим из расчета 18 кв.м. общей площади на одного члена семьи. Эта норма может быть увеличена не более, чем на 9 кв.м. общей площади квартиры.

7. Положена ли жилплощадь членам семьи военнослужащего в случае его гибели? Если положена, то какая норма по предоставлению жилья?

Во-первых, члены семей военнослужащих, потерявшие кормильца, не могут быть выселены из занимаемых ими жилых помещений без безвозмездного предоставления им другого благоустроенного жилого помещения в случае прекращения членами семей трудовых отношений с соответствующими организациями, за ними после гибели (смерти) военнослужащего сохраняется право на улучшение жилищных условий.

За членами семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членами семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, сохраняется право на получение жилого помещения. При этом жилое помещение указанным лицам предоставляется в первоочередном порядке.

Норма предоставления жилья такая же как и для военнослужащих - 18 кв.м. На члена семьи, с учетом особенностей жилого помещения эта площадь может быть увеличена не более чем на 9 кв.м.

8. Какая стоимость положена военнослужащим на приобретение жилья?

Если речь идет о жилищных сертификатах, стоимость жилья, приобретаемого с помощью сертификата рассчитывается исходя из положенных военнослужащему квадратных метров общей площади и норматива стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по РФ.

Норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в следующем размере:

  • 33 кв. м - для одиноко проживающего гражданина;
  • 42 кв. м - на семью из 2 человек;
  • по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более.

Учитывается и право на дополнительную площадь отдельных категорий военнослужащих в размере 15 кв.м.

Норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилья по Российской Федерации определяется 1 раз в полугодие уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

На сегодняшний день норматив стоимости 1.кв.м. Общей площади по РФ утвержден в размере 28 000 рублей.

Таким образом, например, на семью из двух человек государство предоставляет жилищный сертификат на приобретение жилья стоимостью 1176000 руб., если приобретаемая квартира стоит дороже, доплачивать придется из своего кармана.

9. Какова система приобретения квартиры для военнослужащих?

Военнослужащим и членам их семей, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилые помещения предоставляются из жилищного фонда Министерства обороны РФ.

В этот жилищный фонд входят помещения, поступающие от жилищного строительства Министерства обороны и приобретаемые Министерством обороны, получаемые от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в домах государственного и муниципального жилищного фонда, поступающие от переоборудования нежилых помещений Министерства обороны.

Распределение поступающих в воинскую часть жилых помещений между военнослужащими производится жилищной комиссией воинской части в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет и включения в списки нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).

10. Много ли обращений к Вам поступало от военнослужащих по поводу жилья?

Чаще всего обращения военнослужащих связаны с незаконным увольнением без предоставления жилого помещения.

Дело в том, что военнослужащие, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений.

В настоящее время проходят массовые увольнения военнослужащих в связи с сокращением штата военнослужащих. При таких обстоятельствах естественно жилья на всех не хватает.

В некоторых случаях находятся причины отказа в постановке военнослужащего на учет в качестве нуждающегося, иногда людей «убеждают» воспользоваться жилищными сертификатами.

Мы бы посоветовали военнослужащим четко излагать свое несогласие с предстоящим увольнением по причине необеспеченности жильем при беседах с начальством и в рапортах.

Незаконные увольнения без предоставления жилья следует оспаривать в суде, при этом просить не только восстановить в списках личного состава, но и выплаты всех видов довольствия за время незаконного увольнения.

Имеются проблемы и в вопросах выдачи государственных жилищных сертификатов.

11. Имеет ли военнослужащий право на получение дополнительного жилья и при каких обстоятельствах?

Если военнослужащий жильем обеспечен, он имеет право на предоставление служебного жилья в случае, если его служба проходит в другой местности.

См. также иные материалы на тему в рубрике " Права военнослужащих "

Ольга Отрохова, Генеральный директор "Правового центра "Логос", 11.08.2010,


Порядок предоставления жилья военнослужащим в случае увольнения


Каков порядок признания в том, что военнослужащие нуждаются в жилых помещениях? Порядок признания военнослужащих нуждающимися в улучшении жилищных условий установлен в Постановлении Правительства РФ «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства». Для этого военнослужащий подает рапорт командиру воинской части с приложением документов, подтверждающих нуждаемость в жилом помещении.

Обеспечение жилплощадью при увольнении со службы

15 ФЗ №76 государство обязано предоставить в собственность или по договору соцнайма квартиру, находящуюся в федеральной собственности. Квартира предоставляется в любом регионе страны согласно нормам обеспечения жилой площади. Остальные категории военных освобождают жилые помещения без предоставления жилого помещения. Например, если служащий по контракту и не обеспеченный жилым помещением, имеющий выслугу от 10 до 20 лет, увольняется по причине неисполнения им условий контракта, то теряется льгота на получение жилплощади или субсидии на ее приобретение. Обеспечение жилой площадью Военные, имеющие выслугу 10 и более лет, уволенные по ОШМ, состоянию здоровья, достижению предельного возраста, которые были поставлены на учёт до 01.01.2005 года как нуждающиеся в жилой площади могут претендовать на: Предоставление недвижимости в собственность, Предоставление недвижимости по договору соц.

5 способов получения жилья военнослужащими


Иными словами, процесс передачи квартир в собственность военнослужащих предлагается облегчить. С одной стороны, предоставление жилого помещения в собственность бесплатно самый удобный и « экономный» для военнослужащих способ предоставления жилья. При этом и здесь есть свои риски.

Предположим, построен дом, сдан в эксплуатацию, но Министерство обороны в течении нескольких лет не принимает квартиры для передачи их военнослужащим.

И в ряде случаев суд признаёт эту меру обоснованной. Остановимся на этих нюансах подробнее. Итак, каждый военнослужащий на период проживания в военном городке обеспечивается служебной квартирой, соответственно, при увольнении её потребуется освободить. Но куда податься не только самому офицеру, но и членам его семьи? Получение служебного жилья сохраняет за ними в течение пяти лет право на прежнее жильё, а также оставляет их в списках очередников по категории нуждающихся в жилье или улучшении его условий.

Получение жилья военнослужащими гарантированно государством

Где определяется порядок предоставления служебного дома или квартиры, его содержания и освобождения. Военнослужащим-контрактникам, предоставляется по их желанию право на вступление в жилищно-строительные кооперативы либо на получение ими земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей.

Жилье для военнослужащих 2015-2016: варианты, порядок получения, нормы


После окончания контракта или при переводе на другое место службы военнослужащий освобождает занимаемое жилое помещение.

Первый и самый распространенный вариант приобрести квартиру в собственность – это участие в накопительно-ипотечной системе, созданной в 2004 году. Суть программы заключается в том, что с момента поступления на службу по контракту военнослужащий начинает участвовать в такой системе.

Получение жилья военнослужащими при увольнении


2 п. 1 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ военнослужащие — граждане Российской Федерации, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений.

На каких условиях предоставляется жилье военнослужащим?

Российское законодательство относит военнослужащих к особой категории граждан, которым гарантировано обеспечение жилищных условий, а действующий порядок не позволяет производить увольнение без предоставления жилья. При этом допускается, что будет предоставлена не только сама квартира или дом, но и возможны выплаты эквивалентных денежных средств.

Прибывшим офицерам и их семьям в течение квартала должно быть предоставлено помещение для проживания на весь период несения службы в данном гарнизоне. Если это по каким-либо причинам не представляется возможным, то допускается аренда квартиры с последующей компенсацией понесённых расходов. Величина этой выплаты также регулируется нормативно-правовыми актами.

Жильё может быть предоставлено и в рамках социального найма с сохранением возможности последующей его приватизации. Но если жилой фонд расположен в закрытом военном городке, то сделать это будет крайне затруднительно, поскольку объекты числятся в собственности Министерства обороны.

Право на предоставление жилья


Несмотря на столь полную защищённость права военнослужащего на жильё, случаи увольнения без жилья не являются редкостью. И в ряде случаев суд признаёт эту меру обоснованной. Остановимся на этих нюансах подробнее. Итак, каждый военнослужащий на период проживания в военном городке обеспечивается служебной квартирой, соответственно, при увольнении её потребуется освободить. Но куда податься не только самому офицеру, но и членам его семьи?

Получение служебного жилья сохраняет за ними в течение пяти лет право на прежнее жильё, а также оставляет их в списках очередников по категории нуждающихся в жилье или улучшении его условий. Таким образом, прекращение службы в рядах данной воинской части сохраняет за офицером право участвовать в военных ипотечных программах или получить единовременную денежную выплату на приобретение объекта жилой недвижимости.

Если военнослужащий по прибытию в часть отказался занимать служебную квартиру, то ему, в порядке очереди, будет выделено жильё по договору социального найма. Гарантированно получить от государства квартиру могут военнослужащие, чьё увольнение связано с одной из ниже перечисленных причин:

  • стаж военной службы составляет как минимум 20 лет, а прекращение отношений связано с выходом на пенсию;
  • выслуга составляет 10 лет, а основанием для увольнения стали организационно-штатные мероприятия (сокращение штатов на гражданской службе) либо достижение офицером предельного возраста для исполнения воинских обязанностей.

Только в этих случаях можно рассчитывать на получение жилья в собственность или по договору социального найма в том регионе страны, который будет избран для последующего проживания. При этом площадь будущей квартиры рассчитывается по действующим нормам жилищного обеспечения пропорционально количеству членов семьи.

Во всех остальных случаях увольнение происходит без предоставления жилья и с потерей льготы на получение субсидии. Так, если в приказе обозначено нарушение условий контракта, то обеспечение жильём за счёт государственных средств становится невозможным.

Порядок обеспечения жильём


Если выслуга составляет больше десяти лет, увольнение было вынужденным – по медицинским показаниям, возрастному ограничению или в результате проведения организационно-штатных мероприятий, а постановка в список очередников по жилью была произведена до 2005 года, то военный имеет право:

  • получить недвижимость в собственность;
  • получить квартиру в рамках социального найма;
  • получить субсидию на покупку или возведение жилья.

Форма осуществления жилищного права – за самим контрактником, но в любом случае за счёт бюджетных средств. При определении площади будущей квартиры ориентируются на действующие нормативы в этой сфере, и даже сами многоквартирные дома могут подлежать закреплению за военными частями отдельно взятого субъекта РФ. Улучшить свои жилищные условия могут и семьи погибших при исполнении воинского долга. Если будет избран последний вариант – денежная выплата, то её размер будет рассчитан пропорционально жилищному нормативу и сроку службы в календарных годах.

Небольшой правовой казус возникает при заключении договора социального найма, поскольку по требованиям законодательства на момент его подписания сам контрактник и члены его семьи должны уже выехать из служебного жилья. При этом жильё по соцнайму распределяется в порядке очереди и военному приходится снимать квадратные метры, чтобы не остаться в буквальном смысле слова на улице. Однако государством предусмотрена компенсация подобных затрат, величина которых для многодетных семей увеличена на 50%.

Нюансы обеспечения жилплощадью при увольнении в запас

По каким причинам происходит увольнение в запас без жилья? Ответ на этот вопрос прямо противоположен выше изложенному:

  • меньше 10 лет военного стажа;
  • увольнение по причинам, не связанным с организационно-штатными мероприятиями, здоровьем или возрастом военнослужащего;
  • согласие защитника Отечества на такой вариант (обязательно в письменной форме).

Кадровый офицер, отслуживший не меньше двадцати лет, без предоставления жилья уволен быть не может. Если он оставляет службу после получения государственной квартиры это не налагает на него никаких правовых обязательств или ограничений в плане распоряжения её дальнейшей судьбой. Если же военный был уволен в период от 10 до 20 лет службы по регламентированным законом основаниям, то ему может быть не выделено жильё, но сохранено право на его получение в дальнейшем на общих основаниях.

В случае переезда он может использовать единовременную выплату для приобретения или строительства собственного семейного гнезда без ограничения по площади, поскольку законом не возбраняется прибавить к этой субсидии собственные средства.

Мне, как бывшему военному, очень понятно стремление российских законодателей обеспечит военнослужащих жильём. Особенно приятно то, что уволить военнослужащего без предоставления жилья нельзя по закону. Есть исключения, связанные со сроком службы и причиной увольнения. Случилось так, что мне пришлось служить в армии СССР, потом в армии Украины, потом в армии России. Уволился я без предоставления жилья. Этот вопрос остаётся открытым. Думаю возвратиться к его решению.

Ваш пример далеко не единичный. Россия правильно делает, что заботится о собственных военнослужащих. Вопрос же о предоставлении жилья лицам, уволившимся из армий бывших республик Советского Союза, но принявших российское гражданство, ещё не урегулирован.

Следует различать предоставление жилья военнослужащему и его семье служебного и, так сказать, постоянного. Первое должно быть предоставлено в течение квартала после прибытия в гарнизон. А постоянное можно получить только прослужив не менее 3-лет. И это только для того, чтобы стать участником военной ипотеки.

Здравствуйте. С мужем (детей нет) стоим на очереди на получение жилья с 2007г. В 2011г. по оргштатным мероприятиям должность мужа сократили. По настоящее время он не уволен из ВС, ждёт жильё. Сколько все это ещё продлится неизвестно.

Вопрос в следующем: если мы с ним разведёмся, повлияет ли это на его место в очереди и на получаемый метраж? Насколько я понимаю, что на одного, что на двоих, все равно положена однокомнатная квартира. И верно ли, что в связи с изменением его семейного положения придётся становиться на очередь заново?

На одного положено 36 квадратов, на 2 членов семьи 42. Если вы разведетесь ему не надо заново становиться на учет, просто поставят как один член семьи, а дата постановки останется той-же

Мы с мужем уже разведены 4 года назад. Он теперь увольняется, так как выслуга уже 25 лет и по возрасту 45 лет, а в жилье ему комиссия почему то отказала сославшись на то, что он может жить в доме бессрочно, так как когда я приватизировала дом на меня и моих детей еще 15 лет назад мы еще состояли в браке, и еще адвокат сказал что жилье он должен сдать, в котором прописан, а вот у меня возникает вопрос, я на улицу должна жить идти что ли и дочки мои тоже?? Вообщем бред полнейший, специально отказывают в жилье военнослужащим, уже не первый случай, когда знакомые подают в суд из за этого. Я возмущена тем, что, человек прослужил в этой армии столько лет и теперь государство ищет какие-то тупые причины, лишь бы отказать ему, ну положено жилье, так дайте!

О праве органов военного управления увольнять без предоставления жилья


О праве органов военного управления увольнять без предоставления жилья

По указанному вопросу было все ясно и понятно до 20 июня 2007 г. До этой даты считалось, что запрещено без каких-либо оговорок увольнять военнослужащих без их согласия до обеспечения жильем, в том числе в тех случаях, когда военнослужащий проживал в служебной квартире (напомним, что служебное жилое помещение дается на период военной службы, по окончании которой, военнослужащий обязан его освободить и это прямо указано в п. 18 типового договора найма служебного жилого помещения (Утвержден постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. № 42), что указанный договор найма служебного жилого помещения прекращается с окончанием срока службы) и не дал согласие на увольнение до предоставления жилого помещения в избранном им месте жительства. Правоприменительная практика (в том числе судебная) придерживалась этой позиции до того момента пока группа товарищей (Р. и его представители С., М. и К.) по какой-то причине не решила обратиться в Верховный Суд РФ с заявлением о признании пункта 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237, в части, позволяющей при желании военнослужащих получить жилые помещения не по месту дислокации воинской части увольнять их с военной службы без их согласия, противоречащим статье 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ и недействующим в этой части. И вот, по указанному заявлению Военная коллегия Верховного Суда РФ приняла свое знаменитое Определение ВКПИ07-30, в котором в обоснование сделанного вывода о том, что пункт 17 статьи 34 Положения не противоречит статье 23 Федерального закона, кроме прочего указала, что если военнослужащий обеспечен по месту прохождения военной службы служебным жильем и избрал при увольнении с военной службы место жительства отличное от последнего места службы, он может быть уволен с военной службы (вообще странная логика, если ты обеспечен по месту прохождения службы каким-никаким жильем (напомню, что служебное жилье предоставляется только на период прохождения военной службы, увольнение с военной службы является основанием для прекращения действия договора найма специализированного жилого помещения, к которому относится и служебная квартира) и хочешь получить квартиру в этом же населенном пункте тебя уволить не могут, а если хочешь получить квартиру там, где тебе негде жить – то это законно. Примером судебной практики, когда увольнение военнослужащего без его согласия, обеспеченного служебным жильем, было признано законным может служить кассационное определение Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации Верховного Суда РФ от 1 октября 2015 г. № 208-КГ15-6, где суд, в частности указал: "Более того, в силу п. 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в улучшении жилищных условий, без его согласия не может быть уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения по нормам жилищного законодательства; при желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту дислокации воинской части они увольняются с военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сдача Аксененко Л.В. служебного жилого помещения не свидетельствует о нарушении командованием его жилищных прав по месту службы, поскольку закон содержит запрет на увольнение определенной категории военнослужащих, к которой относится заявитель, без предоставления жилья по избранному месту жительства только в случае их необеспеченности вовсе жилым помещением по месту военной службы и отсутствия согласия на увольнение. Следовательно, непредоставление заявителю жилья по избранному месту жительства при обеспеченности его по месту военной службы служебным жилым помещением по установленным нормам само по себе не является препятствиям для увольнения в запас."

Однако в последнее время стала складываться судебная практика согласно которой, независимо от того, где военнослужащий избрал место жительства в связи с увольнением с военной службы, если он обеспечен служебной квартирой, он может быть уволен с военной службы даже если на это нет его согласия. Кроме того, Президентом РФ был подписан Указ от 2 января 2016 г. № 2 «О внесении изменения в Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237» в соответствии с которым "Военнослужащий, изъявивший желание получить жилое помещение не по месту увольнения с военной службы, увольняется с военной службы и обеспечивается жилым помещением в соответствии с законодательством Российской Федерации.". Таким образом, буквальное содержание указанной нормы позволяет увольнять с военной службы даже тех лиц, кто вовсе не обеспечен жилыми помещениями и избравших место жительства не совпадающее с последним местом прохождения военной службы. Полагаем, что данный Указ противоречит абз. 2 п. 1 ст. 23 Федерального закона РФ 1998 г. № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" в той его части, которая позволяет увольнять с военной службы до обеспечения жильем без получения согласия военнослужащего на такое увольнение. (Если Вы столкнулись с такой проблемой, готовы подготовить соответствующую жалобу в Верховный Суд РФ и представить Ваши интересы в суде.).

Кроме того, как отмечено выше реализовать право на получение жилья можно только при условии сдачи ранее занимаемого жилого помещения, в том числе служебного. Часто возникает вопрос: кто вправе и обязан выселять (обращаться в суд с требованием о выселении) из служебных квартир, сам военнослужащий или воинская часть (квартирный орган)? Ответ на это вопрос можно найти в двух судебных актах Верховного Суда РФ кассационное определение Верховного Суда РФ от 3 декабря 2015 г. № 201-КГ15-39 и (, из которых следует, что если военнослужащий проживает в указанной квартире, то таким правом обладает только он, если в указанной квартире не живет, а живут прежние члены его семьи (бывшая супруга, например), то таким правом военнослужащий не обладает, такое право (на обращение с иском о выселении) есть только у органа, за которым закреплено указанное жилое помещение.

Нужна помощь военного юриста (консультация, составление административных исковых заявлений, жалоб (апелляционных, кассационных) в Верховный Суд РФ, Конституционный Суд РФ, Европейский Суд по Правам Человека (ЕСПЧ), по жилищным вопросам (по вопросам жилищного обеспечения военнослужащих, военных пенсионеров и членов их семьи: постановки в очередь на жилое помещение в Единый реестр, получения жилищной субсидии, получения денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения, увольнения без жилья, представление интересов в суде?

Нужна профессиональная юридическая консультация военного юриста по жилищным вопросам на понятном для обычного человека языке?

Нужен образец заявления, иска, жалобы в суд?

Мы будем признательны, если Вы окажете помощь в развитии нашего сайта:

Оставив отзыв о нашей работе, например, на Яндексе.

Помощь опытных военных юристов, консультация военных юристов, представление интересов военнослужащих и членов их семей в судах.

*Внимание! Перед тем как задавать вопросы военным юристам по телефону или электронной почте, ознакомьтесь, пожалуйста, с Правилами получения юридической консультации .

+7-925-055-82-55 (Мегафон Москва), +7-915-010-94-77 (МТС Москва), +7-905-794-38-50 (Билайн Москва) (на всех номерах работают WhatsApp и Viber )

Задать вопрос военному юристу E-mail:[email protected]

Консультации (помощь) военных юристов по вопросам получения жилья, денежного довольствия, увольнения с военной службы, назначения военных пенсий, получения статуса ветерена военной службы, боевых действий в г. Москве, г. Балашихе, г. Щелково, г. Подольске, г. Краснодаре, г. Майкопе, г. Армавире

Если у Вас есть предложения и замечания по сайту, обнаружили ошибку, напишите нам, пожалуйста. Спасибо!

Благотворительность (хотите помочь, нуждаетесь в помощи?)

Жилье для военнослужащих


Статья 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон о статусе военнослужащих) предусматривает, что право на жилье имеют все военнослужащие-контрактники.

Но, кто-то приобретает право на получение квартиры по истечении первых 5 лет военной службы, кто-то - после 20 лет или после увольнения с военной службы по уважительным основаниям. А некоторые могут воспользоваться только государственными жилищными сертификатами или ипотечным кредитом.

Перевод обязательств государства перед военнослужащими в жилищной сфере из натуральной (предоставление квартиры) в денежную форму расширило возможности военнослужащих самостоятельно принимать решение по выбору места проживания, качеству и размеру приобретаемого жилья. Возможность приобретения жилья в собственность с помощью ипотечного кредитования в любое время по истечении трех лет участия в накопительно-ипотечной системе, даже до окончания срока службы, а также выбора месторасположения и размера жилья является одной из новых форм реализации военнослужащим права на жилище.

Наряду с военнослужащим право на получение жилых помещений имеют также члены их семей. К ним, согласно пункту 5 статьи 2 Закона о статусе военнослужащих, отнесены:

Дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет;

Дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения;

Лица, находящиеся на иждивении военнослужащих;

Иные члены семьи согласно федеральным законам и иным нормативно-правовым. Согласно статье 69 Жилищного кодекса РФ при предоставлении жилого помещения по договору социального найма к членам семьи относятся проживающие совместно с нанимателем его супруг, дети и родители - граждане РФ. А другие родственники и нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя, только если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях членами семьи нанимателя в судебном порядке могут быть признаны и другие лица.

Положения статьи 69 ЖК РФ и должны применяться при определении права семьи военнослужащего на предоставление того или иного жилого помещения. Об этом сказано в пункте 22 постановления Пленума Верховного суда РФ от 14 февраля 2000 г. N 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" (далее - Постановление N 9).

Основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем, наряду с нормами Закона о статусе военнослужащих, регулируются жилищным законодательством.

Согласно действующему законодательству любой из военнослужащих по контракту должен быть обеспечен жильем в трехмесячный срок со дня прибытия на новое место службы. Здесь, конечно, говорится о служебных жилых помещениях. А военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. и совместно проживающие с ними члены семей, на первые пять лет службы могут быть размещены в служебных жилых помещениях или общежитиях. Такие помещения закрепляются за учреждениями соответствующих силовых министерств и ведомств.

С военнослужащим, которому предоставляется такое жилье, заключается договор найма служебного помещения, в котором определяется порядок предоставления жилья, его содержания и освобождения. Типовая форма договора утверждена Постановлением Правительства РФ от 4 мая 1999 г. N 487 "Об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба".

После увольнения с военной службы гражданин в некоторых случаях может приобрести право на свое жилье. Но если этого не произошло и (или) военнослужащего обеспечили другим жилым помещением, он должен в трехмесячный срок освободить предоставленное служебное помещение.

Нельзя выселить из служебных жилых помещений без предоставления другого жилья граждан, нуждающихся в специальной социальной защите. Категории таких граждан устанавливаются федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ (статья 98 ЖК РФ):

Членов семьи военнослужащих (должностных лиц органов внутренних дел, органов государственной безопасности, таможенных органов), погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;

Пенсионеров по возрасту;

Инвалидов из числа военнослужащих, ставших инвалидами I и II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо полученных вследствие заболевания, связанного с пребыванием на военной службе.

Предоставление жилых помещений военнослужащим-гражданам РФ должно производиться в порядке очередности, с учетом норм и льгот, установленных жилищным законодательством РФ, в соответствии с правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений, установленными действующим законодательством и НПА субъектов РФ, на территории которых дислоцирована воинская часть. При этом военнослужащим-гражданам РФ, имеющим право не первоочередное обеспечение жильем, жилое помещение предоставляется ранее лиц, принятых на учет в том же году, но не имеющих права на льготное получение жилья.

При предоставлении военнослужащему-гражданину РФ жилого помещения по договору социального найма учитывать действия и гражданско-правовые сделки, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или их отчуждению. Указанные сделки и действия необходимо учитывать за установленный законом субъекта РФ период, предшествующий предоставлению военнослужащему-гражданину РФ жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.

Перечень документов, которые прилагаются к заявлению

военнослужащего о признании его нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма

(в соответствии с п. 1 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. № 1280)

а) копии документов, удостоверяющие личность военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей - граждан Российской Федерации (далее именуются - члены их семей) (паспортов с данными о регистрации по месту жительства, свидетельств о рождении лиц, не имеющих паспортов);

б) выписки из послужного списка, справки о прохождении военной службы, общей продолжительности военной службы и составе семьи;

в) копии свидетельств о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака);

г) документы с мест жительства военнослужащих и членов их семей с 1991 года:

выписки из домовых книг;

д) копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащих и членов их семей за последние пять лет до подачи заявления;

е) выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах военнослужащих и членов их семей на жилые помещения на всей территории Российской Федерации с 31 января 1998 г.;

ж) копии документов о праве на предоставление дополнительных социальных гарантий в части жилищного обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации;

з) сведения о наличии идентификационного номера налогоплательщика у военнослужащего и всех членов его семьи.

В случае если по результатам принятых военнослужащим мер документы, указанные в подпунктах "г" и "д" , не могут быть получены, военнослужащие представляют документы, свидетельствующие о невозможности их получения.

Военнослужащие вправе представлять другие документы, подтверждающие их право на признание нуждающимися в жилых помещениях.

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в случае отсутствия жилых помещений по месту прохождения военной службы им по желанию ежемесячно выплачивают денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 г. № 909.

Выплата денежной компенсации военнослужащим осуществляется ежемесячно за счет и в пределах средств, предусматриваемых на указанные цели в федеральном бюджете Министерству обороны Российской Федерации.

Денежная компенсация военнослужащему выплачивается одновременно с выплатой денежного довольствия за истекший месяц по месту его военной службы.

Нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются:

а) граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям: - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; - по состоянию здоровья; - в связи с организационно-штатными мероприятиями;

б) семьи военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и семьи граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имевших общую продолжительность военной службы 20 лет и более в календарном исчислении;

в) члены семей военнослужащих, погибших при выполнении задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.

Основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются:

а) отсутствие жилой площади;

б) наличие жилой площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ;

в) наличие жилой площади, не отвечающей установленным санитарным и техническим требованиям;

г) наличие жилой площади в закрытых и обособленных военных городках;

д) проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно;

е) проживание в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;

ж) проживание в общежитиях и на служебной жилой площади;

з) проживание на условиях поднайма при отсутствии другой жилой площади; и) избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы.

Основанием признания избранного постоянного места жительства в период прохождения службы являются личное заявление, после увольнения с военной службы - приказ об увольнении в запас или в отставку.

Не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае:

а) наличия у них в собственности индивидуального жилого дома (квартиры);

б) наличия у них забронированного жилого помещения (благоустроенного и соответствующего установленным нормам);

в) их увольнения с военной службы из вооруженных сил, других воинских формирований государств - участников СНГ после 31 декабря 1994 г. (кроме государств, заключивших и ратифицировавших соответствующие двусторонние договоры с Российской Федерацией до 31 декабря 1999 г.);

г) если они или один из членов семьи, проживающий совместно с военнослужащим или гражданином, уволенным с военной службы, осуществляют строительство индивидуального жилого дома и получили (получают) на эти цели социальные выплаты от соответствующего федерального органа исполнительной власти или органа местного самоуправления либо являются членами жилищного, жилищно-строительного кооператива, строящими квартиру за счет средств, выделяемых из федерального бюджета;

д) если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья.

Право военнослужащих и граждан, уволенных со службы, на дополнительную жилую площадь, предусмотренную Федеральным законом "О статусе военнослужащих", не является основанием для постановки на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.

Полезное

Мы в социальных сетях

г. Москва, Смоленский бульвар, дом 17 стр. 6 (м. Смоленская)