Главная · Язва · Политика большевиков в годы гражданской войны. Объективная необходимость индустриализации страны

Политика большевиков в годы гражданской войны. Объективная необходимость индустриализации страны

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего П.,

судей Г. и К.

рассмотрела в открытом судебном заседании 20 июля 2015 г. гражданское дело по иску С. к Главному управлению Министерства внутренних дел по Челябинской области, Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Миассу Челябинской области о признании незаконным отказа в назначении пенсии за выслугу лет

по кассационной жалобе представителя Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области по доверенности И. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 11 сентября 2014 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации П., объяснения представителей Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области М. и И., поддержавших доводы кассационной жалобы,

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

С. обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области (далее - ГУ МВД России по Челябинской области), Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Миассу Челябинской области (далее - ОМВД России по г. Миассу) о признании незаконным отказа в удовлетворении рапорта С. признании права на получение пенсии за выслугу лет, возложении обязанности назначить пенсию за выслугу лет с 11 апреля 2014 г.

В обоснование заявленных требований С. указал на то, что в ноябре 1994 года он был призван на военную службу и в период службы с 25 октября 1995 г. по 27 января 1996 г., с 24 апреля 1996 г. по 1 октября 1996 г. участвовал в ликвидации незаконных вооруженных формирований в Чеченской Республике, является ветераном боевых действий. В дальнейшем он проходил службу в органах внутренних дел и 14 февраля 2014 г. подал рапорт об увольнении со службы по п. 4 ч. 2 ст. 82 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с выходом на пенсию по выслуге лет, однако в удовлетворении рапорта ему было отказано ввиду отсутствия у него необходимой выслуги - 20 лет и более. Из расчета выслуги лет С. представленного работодателем, следовало, что периоды прохождения С. службы в Вооруженных Силах Российской Федерации с 25 октября 1995 г. по 27 января 1996 г. и с 24 апреля 1996 г. по 1 октября 1996 г. были включены календарно, поэтому выслуга лет составила 18 лет 7 месяцев 13 дней. С. считал отказ в удовлетворении рапорта незаконным, поскольку время его участия в боевых действиях в Чеченской Республике в указанные периоды подлежит включению в выслугу лет в льготном исчислении - из расчета 1 день службы за 3 дня, в связи с чем его выслуга по состоянию на 14 февраля 2014 г. составляет 20 лет 1 день и он имеет право на получение пенсии за выслугу лет.

Представители ответчиков иск в суде не признали.

Решением Миасского городского суда Челябинской области от 6 июня 2014 г. в удовлетворении иска С. о признании незаконным отказа в назначении пенсии за выслугу лет отказано.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что в настоящем деле такого характера существенные нарушения норм материального права были допущены судом апелляционной инстанции и выразились в следующем.

Судом установлено и следует из материалов дела, что С. в период с ноября 1994 года по ноябрь 1996 года проходил военную службу по призыву, при этом с 25 октября 1995 г. по 27 января 1996 г. и с 24 апреля 1996 г. по 1 октября 1996 г. он участвовал в ликвидации незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики, что подтверждается записью в военном билете.

С 16 июня 1997 г. С. проходил службу в органах внутренних дел, с 7 февраля 2013 г. - в должности … ОМВД России по г. Миассу.

10 апреля 2014 г. С. уволен со службы в органах внутренних дел по п. 1 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" по соглашению сторон.

В удовлетворении рапорта С. об увольнении со службы в органах внутренних дел по п. 4 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии) отказано в связи с недостаточностью выслуги лет для назначения пенсии.

При этом весь период прохождения С. службы в армии, в том числе спорные периоды с 25 октября 1995 г. по 27 января 1996 г., с 24 апреля 1996 г. по 1 октября 1996 г., были включены ему в выслугу лет в календарном исчислении (1 год 11 месяцев 15 дней), в связи с чем его выслуга лет на момент увольнения со службы в органах внутренних дел 10 апреля 2014 г. составила 18 лет 9 месяцев 9 дней.

Разрешая спор и отказывая С. в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что порядок льготного исчисления продолжительности военной службы (службы в органах внутренних дел) и основания его применения установлены в Постановлении Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" (далее - Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941), которым не предусмотрена возможность льготного исчисления периода прохождения службы лицами по призыву в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.

Поскольку военная служба С. на территории Чеченской Республики проходила по призыву, а не по контракту (доказательств обратного суду представлено не было), суд пришел к выводу, что спорные периоды военной службы истца правомерно засчитаны ответчиком в выслугу лет в календарном, а не в льготном исчислении.

Суд апелляционной инстанции не согласился с выводом суда первой инстанции и вынес по делу новое решение об удовлетворении иска С. исходя из следующих доводов.

В силу ч. 1 ст. 2 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" (далее - Закон Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-1) военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, для назначения пенсии в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении военнослужащих засчитывается в выслугу лет один месяц военной службы за полтора месяца.

Военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца (ч. 2 ст. 2 указанного Закона).

Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии определен Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941, п. 5 которого предусмотрено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.

По мнению суда апелляционной инстанции, из содержания приведенных положений указанных нормативных правовых актов следует, что всем военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, военная служба подлежит зачету в календарном исчислении, кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, и к которым, по смыслу ч. 2 ст. 2 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-I, относится период выполнения задач военнослужащими, проходившими военную службу по призыву, в условиях чрезвычайного положения, то есть фактического их участия в боевых действиях при вооруженном конфликте.

Принимая во внимание, что фактическое участие С. в боевых действиях в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике в периоды с 25 октября 1995 г. по 27 января 1996 г., с 24 апреля 1996 г. по 1 октября 1996 г., то есть прохождение им срочной службы по призыву в особых условиях, подтверждено в установленном порядке, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для зачета в выслугу лет для назначения пенсии С. за выслугу лет указанного периода прохождения им военной службы по призыву в льготном исчислении из расчета один месяц военной службы за три месяца.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит выводы суда апелляционной инстанции ошибочными, основанными на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.

Закон Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-I, на который в обоснование своих выводов ссылается суд апелляционной инстанции, не регламентирует вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих, а устанавливает лишь общие условия единой системы их правовой и социальной защиты, которые конкретизированы в иных нормативных правовых актах.

В частности, Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I) и Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") установлен дифференцированный порядок льготного исчисления выслуги лет и трудового стажа военнослужащих, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.

Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих, в том числе и исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регламентируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I.

В статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I перечислены лица, на которых распространяется действие данного Закона , в частности на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц.

В силу ст. 2 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - действительную срочную военную службу) в вооруженных силах и воинских формированиях, указанных в п. "а" ст. 1 данного Закона, и семей этих лиц осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Согласно ч. 3 ст. 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст. 1 этого Закона, определяется Правительством Российской Федерации.

Абзацем первым п. 5 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941, изданного во исполнение требований Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, установлено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.

В соответствии с ч. 4 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" периоды службы в воинских частях, штабах и учреждениях, входящих в состав действующей армии, в партизанских отрядах и соединениях в период боевых действий, а также время нахождения на излечении в лечебных учреждениях вследствие военной травмы, периоды военной службы в зоне отчуждения, определяемой в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", включаются в общий трудовой стаж в тройном размере.

Пунктом 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5481/1-I "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" указано на то, что при применении ч. 2 ст. 2 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-I "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" в целях исчисления трудового стажа для назначения пенсий в соответствии со статьей 94 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" военнослужащие, выполняющие задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, считаются проходящими военную службу в действующей армии.

Из содержания приведенных нормативных положений следует, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, срок службы засчитывается в выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1. Военнослужащим, выполняющим аналогичные задачи по призыву в период выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, срок службы засчитывается в льготном (в тройном размере) исчислении в трудовой стаж в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Таким образом, суд первой инстанции, разрешая спор, в отличие от суда апелляционной инстанции, правильно исходил именно из такого толкования подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права, в связи с чем правомерно не засчитал в выслугу лет в льготном исчислении С. периоды его участия в ликвидации незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики, поскольку он проходил военную службу по призыву.

Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований С. соответствующими положениям Закона Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-I, Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I и Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941, поскольку правило о льготном исчислении выслуги лет и трудового стажа всех военнослужащих, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, должно применяться дифференцированно, то есть в зависимости от того, проходила военная служба по контракту или по призыву, а именно: военнослужащим, проходившим военную службу по контракту и выполнявшим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, срок такой службы засчитывается в льготном исчислении в выслугу лет, а военнослужащим, выполнявшим аналогичные задачи по призыву, - в льготном исчислении в трудовой стаж.

Ввиду изложенного определение суда апелляционной инстанции, которым за С. признано право на назначение пенсии за выслугу лет с включением в выслугу лет для назначения пенсии периодов участия в боевых действиях с 25 октября 1995 г. по 27 января 1996 г., с 24 апреля 1996 г. по 1 октября 1996 г. в льготном исчислении - из расчета 1 день службы за 3 дня, нельзя признать законным. Оно принято с существенным нарушением норм материального права, повлиявшим на исход дела, без его устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов ГУ МВД России по Челябинской области, что, согласно ст. 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, является основанием для отмены обжалуемого судебного постановления и оставления в силе решения Миасского городского суда Челябинской области от 6 июня 2014 г., при вынесении которого судом правильно применены нормы материального права к спорным отношениям.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь ст. 387 , 388 , 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 11 сентября 2014 г. отменить.

________________________________________________________________________________

Примечание: Таким образом, определением Верховного Суда Российской Федерации от 20.07.2015 № 48-КГ15-6 закреплена правовая позиция, согласно которой периоды срочной военной службы по призыву, в ходе которой военнослужащие принимают участие в ликвидации незаконных вооруженных формирований на территории Северо-Кавказского региона, КТО (боевых действиях), засчитываются в выслугу лет для назначения пенсии по линии МВД России в календарном исчислении. Указанные периоды зачету в выслугу лет на льготных условиях не подлежат.

Среди государственных служащих - судьи, вне всякого сомнения, стоят особняком. Эта категория граждан выделяется всем, начиная с совершенно уникального социального статуса и заканчивая широчайшим спектром трудовых обязанностей и прав.

Казалось бы и пенсия судьям должна назначаться по своим особенным правилам. Но нет - по закону служители Фемиды могут претендовать только на самую обычную, страховую пенсию. В чем подвох и какая на самом деле пенсия у судьи - разбираемся сегодня.

Страховая, за выслугу или пожизненное содержание?

Бывший судья, ныне оказавшийся в отставке или ушедший с должности в определенный момент времени, имеет несколько опций пенсионного обеспечения по старости. Он может:

  • получать страховую пенсию на тех же основаниях, что и остальные россияне, согласно ФЗ №400 от 28.12.13 г. и ФЗ №126 от 04.06.11 г.;
  • получать госпенсию по выслуге согласно Закону РФ №4468-I от 12.02.93 г. и п.1.1 Постановления Правительства РФ №941 от 22.09.93 г.;
  • получать пожизненное содержание (далее по тексту - ПСС) согласно Закону РФ №3132-I от 26.06.92 г. и Инструкции Председателя ВС РФ от 17.08.98 г.

Назначение того или иного вида пенсии судье зависит от ряда обстоятельств предшествовавших отставке или увольнению его с работы.

Вариант первый: гражданин работал судьей непродолжительное время (менее 10 лет), затем ушел в отставку и продолжил трудовую деятельность в сфере, не связанной с юриспруденцией, до тех пор, пока не достиг пенсионного возраста.

Маленький стаж судейства не позволит такому работнику претендовать на получение ПСС, поэтому ему будет оформлена страховая пенсия по возрасту в соответствие с законодательством РФ. Годы, которые гражданин работал судьей и соответственно не производил страховых отчислений, будут засчитаны в стаж согласно статьям 1 и 2 ФЗ №126 от 04.06.11 г.

Вариант второй: судья в отставке уходит на пенсию из органов внутренних дел и при этом имеет необходимую минимальную выслугу лет, позволяющую получать государственную пенсию по выслуге. С 01.01.12 г. период судейства будет засчитан ему в выслугу наряду со службой в армии, учебой в высших и средних профессиональных учебных заведениях, а также непосредственной службой в органах МВД России, ГПС и пр. госведомствах.

И первый и второй варианты пенсионного обеспечения работают для тех судей, которые находились на должности судьи непродолжительное время или еще не достигли возраста, когда им может быть назначено ПСС.

Что же такое ПСС?

ПСС - это именно то, что мы привыкли понимать под пенсией судьи в РФ. Получать ее могут отставные судьи, судьи, ставшие арбитрами, перешедшие на работу в госорганизации и имеющие:

  • стаж судейства равный двадцати годам;
  • стаж судейства меньше двадцати лет, но достигшие минимального возраста - пятьдесят лет для судей женского пола и пятьдесят пять лет для судей мужского пола;
  • стаж судейства не менее десяти лет, совокупный юридический стаж = 25 годам и достигшие пенсионного возраста (60 и 55 лет для мужчин и женщин соответственно);

Для назначения ПСС подсчитываются годы работы:

  • в российских судах всех категорий в качестве судей или арбитров;
  • в аппаратах судов РФ на иных должностях, а также в аппаратах и учреждениях Минюста;
  • адвокатом, следователем, помощником, заместителем или непосредственно прокурором, а также на иной должности, где юр.образование является необходимым.

Сколько получают судьи на пенсии?

Как и в случае с гос.пенсиями, итоговый размер ПСС судьи высчитывается на основании получаемого им денежного довольствия и продолжительности судейства (п.5 ст.15 ФЗ № 3132-I):

  • 4/5 от заработной платы - для отработавших полных двадцать лет или не меньше десяти лет при наличии двадцати пяти лет иного юридического стажа.
  • для отработавших меньше двадцати лет и по достижении предельного возраста - пропорционально стажу судейства;
  • 4/5 от зарплаты +1% за каждый дополнительный год работы - для отработавших больше двадцати лет.

Обратите внимание: ПСС нельзя получать одновременно с какой-либо пенсией, кроме госпенсии для инвалидов, назначенной в следствие полученной при исполнении травмы. Само собой работать и одновременно получать ПСС судьи не могут.

Однако в период до выхода в отставку судьям, которым уже может быть назначено ПСС, выплачивается прибавка к зарплате в размере 50% от соответствующих сумм ПСС (ст. 3 ФЗ №6 от 10.01.96 г.). Также работающий судья может получать пенсию, которая назначена ему по какому-либо другому основанию (выслуге, достижении пенсионного возраста, инвалидности и пр.).

Порядок назначения ПСС

Судьи на пенсии, бывшие судьи (ушедшие с должности в 2015 году и ранее), а также действующие судьи, только собирающиеся в отставку, если они желают получать ПСС, должны прежде всего обратиться в компетентный орган по месту трудоустройства, а если это не возможно, то в один из Судебных департаментов, ВАС иkи Военную коллегию при ВС РФ (для военных).

Для присвоения ПСС прилагаются следующие документы:

  • заявление о назначении ПСС;
  • удостоверение личности;
  • трудовая книжка, квалификационное решение об отставке и прочие бумаги, удостоверяющие стаж работы судьей, а при необходимости и юридический стаж;
  • документы о присвоенных званиях, классах, степенях;
  • справка из СОБЕСа о размере назначенной пенсии (для бывших судей на пенсии);

Комиссия рассматривается заявление о назначении ПСС в течение 15 дней, после чего выносится решение. При положительном решении ПСС назначается со следующего месяца. Если федеральный судья ранее получал пенсию, ПСС назначается после того, как судья прекращает получать пенсию (для этого необходимо написать заявление в ПФР или иной пенсионный орган, который производит выплату пенсии).

Насколько богаты российские судьи? Давайте посмотрим.- предлагает Романова в статье "Почему российские судьи не выносят оправдательных приговоров", опубликованной на сайте Московского центра Карнеги.

В 2000-х годах судьи стали не просто высокооплачиваемыми, а самыми высокооплачиваемыми. На сегодняшний день судья – самая высокооплачиваемая должность в государственном аппарате.

Зарплата судей состоит из пяти частей. Первая – оклад, он рассчитывается по закону «О статусе судей», который содержит приложение №7. Вот там все и расписано, но не в деньгах, а в процентах от оклада председателя Верховного суда РФ (оклад председателя ВС привязан к окладу главы Конституционного суда: председатель Верховного получает 98% оклада главы Конституционного, а оклад последнего утверждает президент).

Для других судей оклад рассчитывается так: за 100% взят оклад председателя Верховного суда, его первый зам получает 95%, и так далее. Нижнюю строчку занимает мировой судья любой территории, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, – его оклад равняется 60% того, что получает по должности председатель Верховного суда. Но его московский или петербургский коллега – 64%.

Вторая часть – надбавка за квалификацию. По тому же закону каждый судья не реже раза в три года обязан проходить повышение квалификации в соответствующих учебных заведениях, стажироваться в других судах, а также другими способами повышать свой уровень. Повысит уровень – повысит и надбавку. А куда он денется.

То есть фактически эта надбавка похожа на надбавку за выслугу лет. Но нет, надбавка за выслугу лет существует отдельно. Это третья часть зарплаты.

Четвертая часть – регулярные поощрения (премии), сейчас они повышены до 1,9 размера оклада по должности.

Пятая часть – специальные доплаты, которые получают судьи, имеющие ученую степень или почетное звание, подтвердившие знание иностранных языков и регулярно их использующие в работе, и так далее. Надбавка выплачивается пропорционально окладу – например, ее размер у мирового судьи составляет 1,6 оклада.

Начинающие мировые судьи в регионах получают 50–80 тысяч рублей в месяц, дальше считайте сами. Федеральный судья получает 150–170 тысяч рублей в месяц без премий и надбавок.

Несмотря на то что сравнивать зарплаты в странах с разным экономическим устройством и уровнем жизни некорректно, приведу данные из других стран, поскольку хочу сравнить не уровень зарплат судей, а показать отношение к разным судьям в разных странах. Судья в Швейцарии (уровня примерно нашего федерального судьи) получает сумму, эквивалентную примерно 100 тысячам евро в год после уплаты налогов. Но это рекорд. Андорра – 70 тысяч евро; Норвегия – 62 тысячи евро; Кипр – 52 тысячи евро; Нидерланды – 43 тысячи евро; Монако – 41 тысяча евро, почти столько же в Финляндии. Но это верхняя часть списка. В Молдавии – чуть больше двух тысяч евро в год.

Однако нигде не сказано, что в других странах судьи бесплатно обеспечиваются жильем, а в России в этом деле построен практически коммунизм. Жилье российским судьям положено из расчета 33 кв. метра на судью + по 18 кв. метров на каждого члена семьи + 20 кв. метров дополнительной жилплощади. Это не служебное жилье.

Если у судьи стаж работы 20 лет и больше, то он вправе выбирать – пенсия на общих основаниях или пожизненное содержание. Пожизненное содержание очень привлекательная вещь: человек ежемесячно получает 80% суммы, которую получал, будучи на работе. Правда, такое содержание облагается налогом.

Можно проработать и меньше 20 лет, но при условии достижения пенсионного возраста. А также можно получить пожизненное содержание при стаже работы судьей 10 лет плюс еще не менее 15 лет на любой другой должности, связанной с юридической сферой. Если учесть, что в судьи часто попадают из прокуроров или следователей, задача решаемая.

Если гражданин проработал на посту судьи более 20 лет, то кроме четырех пятых ежемесячной зарплаты ему будет начисляться по одному проценту от общей суммы за каждый сверхурочный год.

И вот еще какая прекрасная вещь: начиная с 2012 года в трудовой стаж судей зачисляют службу в армии, время в профучебных заведениях, службу в органах МВД и других государственных ведомствах.

То есть пожизненное содержание судьи в отставке в размере 100 тысяч рублей в месяц – обычное дело.

И еще. Судебному департаменту недавно выделены дополнительные бюджетные ассигнования на выплату судьям в отставке и действующим судьям ежемесячного пожизненного содержания и надбавки к заработной плате в размере 50% ежемесячного пожизненного содержания в следующих объемах: 730,5 млн рублей дополнительно к предельным объемам 2017 года; 1519,3 млн рублей дополнительно к предельным объемам 2018 года; 1519,3 млн рублей дополнительно к предельным объемам 2019 года.

На мантии и обмундирование в 2013–2015 годах выделено больше 300 млн рублей, в 2016 году – 290 млн рублей. Приобретено более 13 500 мантий, 18 тысяч комплектов служебного обмундирования, рубашек (блузок) – 29 700, галстуков – 6500 и 19 950 пар обуви.

Ежемесячное пожизненное содержание судей представляет собой оплату каждый месяц, которые производятся согласно закону России «О статусе судей». В законе четко прописываются порядок и размер выплат, которые предусматриваются законодательством, а также условия их начисления. Существует множество аспектов, на которые надо обратить внимание и которые необходимо рассмотреть более подробно.

Судебная система РФ

Вся система РФ состоит из таких составляющих:

Вне зависимости от того, в каком суде будет работать судья, он имеет полное право на ежемесячное содержание.

Кто имеет право на содержание

Ежемесячное пожизненное содержание судей ни в коем случае не облагается налогами, и все средства, которые выплачиваются, берутся из государственного бюджета. Получить право на содержание могут:

  1. Судьи, вышедшие в отставку, но только в том случае, если стаж их работы составляет не менее чем 20 лет, возраст не имеет значения.
  2. Судьи, которые отправились в отставку, и общий стаж в двадцать лет, при этом мужчины в возрасте 55 лет, а женщины - 50.
  3. Ежемесячное пожизненное денежное содержание судей также положено и мужчинам, достигшим 60 лет, женщинам - 55 лет, при этом стаж работы в сфере юрисдикции не должен быть меньше 25 лет. Стаж рассчитывается при начислении размеров ежемесячного пожизненного содержания исходя из времени работы человека не только судьей, но и в других профессиях, связанных с юрисдикцией.
  4. Бывшие судьи, вышедшие на пенсию по возрасту и работающие в тот момент еще по специальности судьи.
  5. Пользоваться льготами могут судьи, которые перевелись в другие государственные органы и ушедшие с на пенсию.

Надо отметить, что ежемесячное пожизненное содержание судей полностью исключает получение любых других выплат и других видов пенсий. Рассчитывать на дополнительную пенсию судья может только в том случае, если он является инвалидом или получил военную травму.

Кто не может получать выплаты

Не все судьи имеют право на постоянное содержание от государства, существует множество моментов, которые обязательно стоит учитывать и знать о них:

  1. Рассчитывать на пожизненные выплаты не могут те судьи, которые были отозваны с должности.
  2. Бывшие судьи, которые позже были осужденными за совершение ими умышленного преступления.
  3. Судьи, которые совершили проступки, которые повлекли снятие с должности.

Во всех остальных случаях судьи могут рассчитывать на выплаты от государства.

Особенности назначения ежемесячных выплат

Ежемесячное пожизненное содержание судьи, пребывающего в отставке, в первую очередь зависит от стажа и заработной платы. Дело в том, что судья имеет право рассчитывать на 80 % зарплаты, которая совпадает с заработной платой судьи, работающего на точно такой же должности, но при этом стаж работы должен составлять хотя бы 20 лет.

Бывший работник суда, который пребывает в отставке и у которого есть стаж больше чем двадцать лет, может рассчитывать на прибавление к выплатам каждый год по 1 % к его общей сумме, максимум при этом - 85 %.

Размер ежемесячного пожизненного содержания судей государством определяется однократно, в то время как судья подает в отставку или уходит с должности. Стоит учитывать, что после того, как выплаты были назначены, никакие перерасчеты уже не делаются, кроме тех случаев, когда выплаты зависят от зарплаты судьи на должности. Выплаты могут назначаться судьям Конституционного суда, ушедшим в отставку, если у них имеется стаж работы 15 лет, но в таком случае полномочия судьи должны быть прекращены по следующим основаниям:

  1. Истекает срок полномочий с возрастом и пребыванием в данной должности.
  2. Подача письменного заявления самого судьи об отставке по причине предельного возраста.
  3. Признание судьи недееспособным.
  4. Невозможность осуществлять свою судейскую деятельность по состоянию здоровья.

Назначение ежемесячного пожизненного содержания судьям в некоторых случаях рассчитывается с учетом работы в другой юридической профессии. Выплаты не будут назначаться судьям, если они ушли с должности по своей воле, а позже было вынесено решение судом прекратить отставку.

Что входит в заработную плату судьи

Учитывая тот факт, что многие выплаты осуществляются исходя из зарплаты судьи, следует рассмотреть, что в нее входит:


Дело каждого судьи рассматривается в отдельности с учетом всех премий и заслуг перед государством.

Порядок назначения выплат судьям

Для того чтобы начали начислять выплаты судьям, в первую очередь надо подать заявление - это и будет главным основанием для рассмотрения дела. Время подачи письменного заявления не имеет установленных сроков. Заявление должно содержать в себе причину, по какой человек покидает свою должность и претендует на ежемесячное пожизненное денежное содержание судей, а также указывается отсутствие доходов, при получении их рассчитывать на содержание не приходится. Написанное заявление направляется в судебный департамент по месту проживания или по месту бывшей работы человека.

К заявлению обязательно должен прикладываться определенный пакет документов: ксерокопия трудовой книжки, решение об отставке, документы, которые подтверждают стаж работы в должности судьи. Бывший судья, который находится на пенсии, должен к заявлению приложить справку из районного органа соцзащиты, где будет указываться размер получаемой пенсии.

Порядок назначения ежемесячного пожизненного содержания судей включает в себя право на доплаты, но в таком случае к заявлению следует приложить копии документов, которые подтверждают присвоение разряда, звания или ученой степени. Заявление рассматривается в судебном департаменте, по этому поводу собирается особая комиссия во главе со специалистами кадровой и бухгалтерской служб, после чего выносится решение. Созданная комиссия должна в течение десяти дней проверить обоснованность заявления и определить размер доплаты к постоянным выплатам, а через 5 дней создается приказ, который вступает в силу. Если получатель не согласен с начислениями, то он может обжаловать его в суде по соответствующему законодательству.

Судьи, которые работали в арбитражных судах, могут подать свое заявление и документы в арбитражный суд, где они работали ранее, после чего заявление будет направлено в комиссию по назначению, там и определится ежемесячное пожизненное содержание судьи. Верховный суд рассмотрит заявление в течение десятидневного срока, а через пять дней будет создан приказ Высшего суда России о выплатах.

Военным судьям содержание назначается в таком же порядке, как и остальным, но заявление рассматривается специальной комиссией при управлении по обеспечению военными судами.

Стаж работы при начислении оплаты

Порядок выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям и его начисления включает в себя еще наличие определенного стажа:

  1. Судья должен проработать на государственной должности со дня его избрания и до того самого времени, когда все полномочия с него были сняты. Надо отметить, что у судей, которые работали еще 12 декабря 1991 года, учитывается стаж их работы до того самого момента, как они ушли в отставку.
  2. В стаж будет входить время работы судьи в аппаратах общей юрисдикции, в разных уставных судах и органах государственного арбитража. Ежемесячное пожизненное содержание судьи, пребывающего в отставке, будет начисляться из расчета времени работы на должностях, на которых необходимо иметь юридическое образование, например, это могут быть прокуроры, следователи, адвокаты, но только в том случае, если эта должность предшествовала должности судьи.

Если судья прерывал свою работу в государственных органах РФ, после чего снова вернулся на работу на такую же должность, судебный стаж будет исчисляться суммарно, и перерывы в работе на него особо не повлияют. Особое положение и пожизненное содержание судей в отставке относится к судьям Крайнего Севера и местностям, которые к ним приравниваются, в таком случае содержание может увеличиваться и выплачиваться в соответствии с установленными коэффициентами. Важно помнить, что при приостановлении полномочий судьи, кроме тех особых случаев, когда к самому судье были применены меры пресечения в форме заключения под стражу или привлечение к ответственности, судья может рассчитывать на право получения пожизненного содержания.

В каком размере выплачивается пожизненное содержание

Как правило, ежемесячное пожизненное содержание выплачивается судье, который имеет стаж в соответствующей должности 20 лет. Судья может выбрать что-то одно, например, оставить государственную пенсию, которая будет выплачиваться, как и всем гражданам, на общих условиях, либо постоянное заслуженное содержание, оно не облагается налогом и составляет 80 % от зарплаты работающего на этой же должности судьи.

Если человек находится в отставке и у него стаж меньше двадцати лет, но он достиг 55 лет, то размер пособия на каждый месяц исчисляется с учетом полных лет, которые были отработаны в должности судьи.

Выплата пожизненного содержания судьям, которые пребывают в отставке, но при этом стаж их работы составляет больше 20 лет, будет постепенно увеличиваться из расчета:

  1. В первую очередь за каждый год переработки после 20 лет добавляется 1 % от общего содержания.
  2. Выплачиваемая сумма может максимально достигать 85 % от заработной платы судьи на такой же должности.

Пожизненное содержание назначается судьям, которые проработали на должности меньше 10 лет. При этом содержание будет исчисляться пропорционально годам, которые были отработаны в данной должности.

Когда определяется размер ежемесячного пожизненного содержания судей РФ, то в заработную плату могут включаться такие моменты:


Когда начисляется содержание, ежемесячная пожизненная выплата судьям не включает премии. Рассчитывать на премиальные выплаты могут только судьи, которые еще работают на своей должности. Размер премии может достигать трех месячных размеров платы в год.

Бывшим судьям, которые были переведены с на другие государственные предприятия и ушедшим на пенсию, ежемесячное содержание выплачивается из расчета оклада работающего судьи на этой же должности, может дополнительно осуществляться доплата за квалификационный класс и переработанные годы. В течение всего времени выплат может проводиться перерасчет, но только в том случае, если увеличивается заработная плата, для этого никакого дополнительного заявления писать не потребуется.

Права и обязанности при выплате содержания судьям

Все выплаты, которые получают судьи, платятся из федерального бюджета. Когда судья прекращает получать пенсию, ему сразу начинают выплачивать ежемесячное содержание. Заявление о назначении денежного содержания должно подаваться заблаговременно, тогда необходимая сумма начисляется со дня поступления заявления. Если судья находится в отставке, но временно исполняет обязанности, то выплата содержания на этот период также не приостанавливается. Если устанавливает ежемесячное пожизненное содержание судьи Верховный суд, то выплаты осуществляются по месту жительства человека. Выплаты могут прекратиться только в особых случаях:

  1. Если отставка судьи была прекращена.
  2. Если судья нарушил условия получения положенного ему содержания.
  3. Когда человек больше не является гражданином РФ.
  4. В случае, когда судья сам подает заявление в соответствующие органы о прекращении пожизненного содержания.
  5. Если человек умер, то выплаты прекращаются с первого числа последующего месяца после того, как судья был признан умершим.
  6. Если судья устроился на работу, кроме органов власти России, выплаты также прекращаются, а излишне выплаченные суммы необходимо компенсировать добровольно либо они изымаются в судебном порядке.

Во всех остальных случаях выплаты осуществляются согласно законодательству.

Правовые аспекты

Если возникают споры о назначении содержания судьям, то этим вопросом может заниматься специальная комиссия. Сроки и порядок рассмотрения спорных вопросов определяются специальным положением о создании комиссии. В комиссию могут входить: представители Верховного суда и судебного департамента.

Судья может, находясь в отставке, работать. С согласия человека, его могут привлечь к работе для осуществления правосудия в качестве судьи. Если имеется вакантная должность в течение года, судья имеет полное право и работать, и получать денежное пособие до того момента, когда полномочия судьи не будут приостановлены. Решение о том, чтобы привлечь судью, находящегося в отставке, к должности, принимает председатель высшего суда с учетом положительного заключения

Стоит также помнить, что судья, который пребывал в отставке и имел стаж работы не менее 20 лет, имеет полное право работать в органах государственной власти и в органах местного самоуправления, также вполне имеет право занимать должность помощника депутата Государственной думы, но ни в коем случае не может занимать должность прокурора или следователя. В то время, когда судья в отставке все же занимается судейской деятельностью, на него распространяется закон о неприкосновенности. В законах Российской Федерации для судей определяются и дополнительные льготы:


Все дополнительные льготы действуют на протяжении всей жизни человека, который занимал должность судьи, а после его смерти распространяются на членов его семьи, а именно жену и несовершеннолетних детей, если такие имеются. Как только дети достигают совершеннолетнего возраста, все льготы сразу же снимаются, пользоваться ими сможет только жена судьи. Зная, какие следует собирать документы и как следует действовать в правовом аспекте, каждый судья сможет себе обеспечить безбедную и счастливую старость.

Дисциплина: Политология
Тип работы: Реферат
Тема: Экономическая политика партии большевиков в годы гражданской войны и строительства социализма

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ПАРТИИ БОЛЬШЕВИКОВ В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ

И СТРОИТЕЛЬСТВА СОЦИАЛИЗМА.

Введение……………………………………………………………………3 – 4

Сущность и цели новой экономической политики (НЭПа),

ее итоги……………………………………………………………………. 14 – 19

Объективная необходимость индустриализации страны…………...20 – 22

Сплошная коллективизация сельского хозяйства, ее итоги и последствия……………………………………………………………….23 – 28

Заключение. Выводы……………………………………………………29 –

Введение.

Гражданская война в России – это время, когда кипели необузданные страсти и миллионы людей готовы были жертвовать своими жизнями ради торжества своих идей и принципов. Такое

время вызывало не только величайшие подвиги, но и величайшие преступления. Нараставшее взаимное ожесточение сторон вело к быстрому разложению традиционной народной нравственности.

Логика войны обесценивала, вела к господству чрезвычайщины, к несанкционированным действиям.

Крупнейшая драма XX столетия - гражданская война в России - привлекает внимание ученых, политиков, писа­телей и по сей день. Однако и поныне нет однозначных отве­тов на вопросы

о том, что же это за исторический феномен - гражданская война в России, когда она началась и когда за­кончилась. На этот счет в обширной литературе (отечествен­ной и зарубежной)

существует множество точек зрения, порой явно противоречащих друг другу. Не со всеми из них можно соглашаться, но всем, кто интересуется историей граждан­ской войны в России, это

полезно знать.

Одним из первых историков политической истории гражданской войны в России, бесспорно, является В.И. Ле­нин, в трудах которого мы находим ответы на многие во­просы политической

истории жизни и деятельности народа, страны, общественных движений и политических партий. Одной из причин данного утверждения является то, что почти половина послеоктябрьской

деятельности В.И. Лени­на, как руководителя Советского правительства, приходит­ся на годы гражданской войны. Поэтому не удивительно, что В.И. Ленин не только исследовал многие проблемы

по­литической истории гражданской войны в России, но и рас­крыл важнейшие особенности вооруженной борьбы проле­тариата и крестьянства против объединенных сил внутрен­ней и внешней

контрреволюции.

Прежде всего интересна ленинская концепция истории гражданской войны. В.И. Ленин определяет ее как наиболее острую форму классовой борьбы. Эта концепция исходит из того, что

классовая борьба резко обостряется в результате идеологических и социально-экономических столкновений, которые, неуклонно возрастая, делают неиз­бежным вооруженное столкновение между

пролетариатом и буржуазией. Ленинский анализ соотношения и расста­новки классовых сил в условиях гражданской войны опре­деляет роль рабочего класса и его авангарда - коммунис­тической

партии; показывает эволюцию, которую претер­певает буржуазия; освещает противоречивый путь различ­ных политических партий; раскрывает разногласия между национальной буржуазией и

великорусской контрреволю­цией, боровшихся вместе против Советской власти.

Возможно, годы нэпа для многих советских людей были лучшими годами эпохи правления большевиков. Подъем экономики после разрушительной гражданской войны несомненно стал возможным

благодаря восстановлению, хотя и не полного, рыночных отношений в советской экономике, отказа от многих идеологических догм в экономике. Только благодаря нэпу большевикам удалось

удержаться у власти, окончательно устранить своих политических соперников в лице других политических партий и внутренней оппозиции. Вместе с тем, относительная либерализация экономики

не привела к демократизации в общественной и политической жизни в Советской России. Для любой, успешно функционирующей рыночной системы, абсолютно необходима политическая стабильность,

гарантии собственности, инвестиций и т.д., однако ничего подобного большевики предлагать не собирались. В этой ситуации развитие частного сектора ограничивалось лишь мелким

предпринимательством и спекуляцией, что явно не способствовало успешному развитию экономики. Но в целом, после нескольких лет террора переход к новой экономической политике позволил

поднять экономику Советской России из разрухи.

Начатый в стране, где люди умирали с голоду, нэп представлял собой радикальный поворот в политике, акт колоссальной смелости. Но переход на новые рельсы заставил советский строй на

протяжении года с лишним балансировать на краю пропасти. После победы в массах, которые во время войны шли за большевиками, исподволь нарастало разочарование. Для партии Ленина нэп был

отступлением, концом иллюзий, а в глазах противников - символом признания большевиками собственного банкротства и отказа от своих проектов.

Термин “военный коммунизм” ввел в оборот марксистский теоретик А. А. Богданов еще до октября 1917 года.

Он не связывал его с коммунизмом или с капитализмом, по его мнению \"военный коммунизм\" применим исключительно к армии, так как армия представляет собой \"авторитарно регулируемую

коммунизма\". И хотя \"военный коммунизм\" как проводимая политика большевистской партии полностью оформился к осени 1920 года, весь период гражданской войны, начиная с весны 1918 года,

\"над страной сияла его звезда\".

В сущности, военный коммунизм был порожден еще до 1918 года установлением однопартийной большевистской

диктатуры, созданием репрессивно-террористических органов, давлением на деревню и капитал. Фактическим же толчком для его проведения в жизнь стало падение производства и нежелание

крестьян, в основном середняков, наконец-то получивших землю, возможность развивать хозяйство, сдавать хлеб по твердым ценам.

В результате был притворен в жизнь комплекс мер, которые должны были привести к разгрому сил

контрреволюции, поднять экономику и создать благоприятные условия для перехода к социализму. Эти меры затронули не только политику и экономику, но, фактически, все сферы жизни

общества.

В сфере экономической: повсеместная национализация экономики (то есть законодательное оформление перехода

предприятий и отраслей в собственность государства, что, однако, не означает превращения его в собственность всего общества), чего требовала и гражданская война (по мнению В. И. Ленина,

\"коммунизм требует и предполагает наибольшую централизацию крупного производства во всей стране\", помимо \"коммунизма\" того же самого требует и военное положение). Декретом СНК от 28

июня 1918 национализируется горная, металлургическая, текстильная и другие отрасли промышленности. К концу 1918 года из 9 тысяч предприятий европейской России было национализировано 3,5

тысячи, к лету 1919 - 4 тысячи, а еще через год уже порядка 7 тысяч предприятий, на которых трудилось 2 миллиона человек (это около 70 процентов занятых). Национализация про...

Забрать файл