Главная · Язва · Политическая и государственная деятельность столыпина. Биография П.А. Столыпина и его государственная деятельность. Столыпин и его роль в аграрной реформе

Политическая и государственная деятельность столыпина. Биография П.А. Столыпина и его государственная деятельность. Столыпин и его роль в аграрной реформе

И политическое развитие СССР в 1964-1985 гг.

Основные характеристики периода. Социально-эконо­мическое и политическое развитие нашей страны в период с 1964 по 1985 год характеризовалось наличием двух проти­воречивых тенденций. С одной стороны, руководство не могло отказаться от некоторых перемен, произошедших в обще­стве в середине 50-х годов, в первую очередь, от линии на повышение уровня жизни и от поддержания высоких тем­пов развития. Эти две задачи не могли быть осуществлены без проведения экономических реформ. С другой стороны, совершенно очевидным являлось желание политической элиты сохранить существующее положение, тенденция к консервативному курсу, направленному на сохранение в целостности советской системы, стабильности в высших эшелонах власти. В данной ситуации даже явно прогрес­сивные начинания в экономической сфере вступали в про­тиворечие с господствующей в обществе командно-адми­нистративной системой, устаревшей оргструктурой, зако­стеневшим экономическим мышлением.


Экономическое развитие. Реформы 60-х годов и их последствия* Нарастание «застойных явлений» в эконо­мике. Начало периода отмечено попыткой реформирова­ния экономики в духе преобразований предшествующего этапа (хрущевских реформ). Сентябрьский пленум ЦК КПСС (1965 г.) поставил задачу изменить соотношение между ад­министративными и экономическими методами управления предприятиями в пользу последних. Проводимая реформа была направлена на расширение хозяйственной самостоя­тельности предприятий и усиление материальной заинтере­сованности рабочих в результатах своего труда. Произош­ли изменения в формах и методах управления народным хозяйством: восстанавливались отраслевые министерства. Осуществляется совершенствование системы планирования: выполнение плана теперь выражалось не в валовых пока­зателях, а в объеме реализованной продукции, то есть учи­тывалось только то, что действительно было продано. Оп­лата труда ставилась в зависимость от общих итогов рабо­ты предприятия. Вводилась взаимная ответственность пред­приятий за поставку продукции друг другу.

Сами предприятия получили некоторую свободу в воп­росах планирования, заработной платы, распоряжении прибылью - все это создавало заинтересованность пред­приятий в рентабельной работе и улучшении экономичес­ких показателей. Руководство уделило внимание решенш-проблем народного потребления: значительные финансо­вые ресурсы направлялись в сельское хозяйство, легкую и пищевую промышленность, нефтегазовую отрасль.

Несмотря на то, что реформа проводилась достаточно медленно, она дала ряд неплохих результатов. Восьмая пятилетка (1965-1970), совпавшая с началом реформ, ока­залась лучшей за все послевоенные годы: значительно вы­росли валовой общественный продукт (на 43 %), нацио­нальный доход - на 45 %, продукция промышленности выросла на 50 %. Стабилизируются темпы роста произво­дительности труда, растет средняя зарплата.

Все же инициатору реформ, тогдашнему председателю Совета министров А.Н. Косыгину, не удалось довести ее до конца. Хозяйственная реформа не получила дальнейшего логического развития. Расширение самостоятельности пред-


приятии плохо сочеталось с параллельным увеличением количества министерств, усилением их административных и ведомственных полномочий. Уже в самом начале реформ наблюдалось охлаждение к ним со стороны партийной эли­ты. Партийный аппарат увидел в реформе попытку разру­шить всю плановую систему, и от этой идеи тут же отступи­ли. Постепенно ограничивались права предприятий, возрас­тало количество плановых показателей, участились коррек­тировки планов. Начиная с девятой пятилетки, происхо­дит прекращение роста жизненного уровня населения. Со­кращается валовой, внутренний продукт, производитель­ность труда, падает фондоотдача, эффективность капита­ловложений. Страна погружается в застой.

Естественно, нельзя не отрицать некоторых успехов, до­стигнутых страной в рамках данного временного отрезка. Так, к началу, 70-х годов во много раз увеличилось произ­водство электроэнергии, нефти, газа, станков. В ряде отрас­лей в непосредственную производительную силу превраща­ется наука, ее достижения. В производство внедряются ЭВМ, кибернетические устройства, станки с программно-числовым управлением. Строятся атомные энергетические станции, работающие на ядерном топливе.

Однако в целом партийно-государственный аппарат ока­зался неспособным перестроить экономику страны в соот­ветствии с новым этапом научно-технической революции («микроэлектронная революция»). В структуре экономики господствующее положение занимали устаревшие, традици­онные отрасли (производство стали, чугуна, железной руды и т. д.). Сказывалась предельная милитаризация эконо­мики, чрезмерная военная нагрузка на народное хозяй­ство. Экономика развивалась в основном за счет экстен­сивных факторов - министерства предпочитали строить новые предприятия, а не оснащать новые. В итоге вытес­нение ручного труда в производстве шло очень медленно. Автоматические линии составляли в конце 70-х годов все­го лишь 6 % от общего объема оборудования, при этом ручным и малоквалифицированным трудом было занято более половины всех работников материального производ­ства (50 млн человек). Политическая элита предпочитала наращивать экспорт нефти и газа, доходы от продажи ко-


торых позволяли снижать социальную напряженность, сгла­живать последствия кризиса в легкой промышленности и других сферах народного хозяйства. Определенное значе­ние имели и субъективные факторы: низкая дисциплина работников, недостаточная требовательность к кадрам.

В итоге уже в 70-е годы наметилось резкое отставание СССР от развитых капиталистических стран Запада по темпам эко­номического развития. Реальных попыток реформировать экономику в соответствии с требованиями научно-техничес­кой революции не производилось. Вместо этого проводились затяжные эксперименты с введением хозрасчета на предприя­тиях, предпринимались попытки изменить организацию про­мышленного производства путем создания научно-производ­ственных объединений (НПО). Желаемого слияния науки и производства эти меры не принесли. Отличительным призна­ком данной эпохи стал рост масштабов незаконной промыш­ленной и торговой деятельности, коррупции. В этой обста­новке все проникающие на руководящие посты лица стреми­лись обогатиться. Происходит сращивание государственных структур и спекулятивного капитала. В результате доходы теневой экономики исчислялись миллиардами рублей. К на­чалу 80-х годов стала очевидной неэффективность ограничен­ного реформирования советской системы.



Состояние политической системы. Как считают мно­гие современные ученые, нарастание кризисных явлений в экономике в данный период было связано с тем, что пре­образования в социально-экономической сфере не были под­держаны реформированием политической и социальной сфер. Что представляло собой советское общество в пери­од брежневского правления?

Политическое развитие общества характеризовалось все­властием партийно-государственного аппарата. Его роль в координации производства, распределении благ неимоверно выросла, о чем свидетельствует и резкий рост численности аппаратчиков (до 18 млн человек). Быстрый рост бюрокра­тии обеспечивался многочисленными льготами и привиле­гиями. Вследствие отсутствия механизма обжалования дей­ствий чиновников, растет их безнаказанность, аппарат ча­сто даже не считал нужным руководствоваться Конститу­цией. Более того, руководители центральных и региональ­ных комитетов партии издавали указы, инструкции, прямо


противоречащие конституции. Такое положение вещей благоприятствовало быстрому развитию теневой экономи­ки, расхищению государственной собственности, сращива­нию преступных, уголовных элементов с органами государ­ственной власти.

Основным противоречием в политической системе явля­лось расхождение между демократической формой и бю­рократической сущностью советского строя, В Конститу­ции 1977 года подчеркивался общенародный характер со­ветского государства, равноправие всех граждан. Нормы, прописанные в Конституции, расходились с реальной ситу­ацией. Формально, при выборах в Советы избиралось мно­го депутатов, были народные контролеры, дружинники, профсоюзы. Однако фактически вся власть концентрирова­лась в верхних эшелонах: партия осуществляла контроль за деятельностью администрации, на руководящие должно­сти назначались исключительно партийные работники.

Верховный совет не контролировал правительство, был по существу декоративным органом, призванным лишь одобрять подготовленные аппаратом решения. В местных советах все решал исполнительный комитет, над которым, в свою очередь, стоял секретарь райкома КПСС. Таким образом, реальная власть в стране полностью находилась в руках партийного аппарата.

В условиях коррупции власти, многочисленных фактов попирания закона со стороны аппарата, расхищения госу­дарственной собственности меняется весь жизненный ук­лад советского общества. Нарастают кризисные явления, выразившиеся в падении трудовой дисциплины, идейной мотивации труда, росте апатии, безразличия, воровства. В духовном развитии общества усиливается критический настрой, появляется диссидентское движение, представи­тели которого выступили с резкой критикой командно-административной системы.

К началу 80-х годов советская тоталитарная система лишается массовой поддержки общества. Кризисные явле­ния, характерные для советской экономики в 70-е -нача­ле 80-х годов были хорошо известны руководству, однако длительное время оно не могло решиться на радикальные реформы, тем более что продажа нефти на Запад позволя­ла отложить этот вопрос. Между тем кризис в экономике


распространялся и на социальную систему, затронув и го­сударственные органы власти в виде коррупционных про­цессов. Таким образом, стагнация экономической сферы угрожала в начале 80-х годов уже непосредственно госу­дарственному функционированию в СССР.

15 месяцев Андропова. Приход к власти в 1982 году Ю.В. Андропова обусловил переоценку прежнего подхода к экономическим проблемам. Не ставя под сомнение основы политического устройства СССР, новое руководство взяло курс на борьбу с коррупцией, спекуляцией и другими про­явлениями теневой экономики. Было проведено несколько показательных процессов над руководителями торговли, происходит активная чистка замешанных в коррупции партийных кадров. Устанавливается жесткий контроль за соблюдением рабочего режима, вводятся строгие меры на­казания за пьянство и другие дисциплинарные нарушения на производстве. В целом указанные меры укрепили управ­ляемость экономическими процессами и должны были по­служить основой для более широкомасштабных реформ в ближайшем будущем. В начале 1983 года Андропов пору­чил группе ответственных работников ЦК КПСС (в том числе будущим «архитекторам» перестройки - М.С. Гор­бачеву й Н.И. Рыжкову) подготовку принципиальных пред­ложений по экономической реформе. Речь дала о возмож­ном введении хозрасчета и предоставлении самостоятель­ности предприятиям, создании концессии и кооперативов, совместных предприятий и акционерных обществ. Смерть Андропова и приход к власти консервативного лидера Чер­ненко заморозили имеющиеся планы реформ. Возобновле­ние экономических, преобразований в СССР произошло после очередной смены руководства страны. С именем нового гла­вы совет-ского государства М.С. Горбачева связана полити­ка перестройки как попытки обновления социализма. -

(первый, а с 1966 г. генеральный секретарь ЦК КПСС), А.Н. Косыгин (председатель Совета Министров), М.А. Суслов (секретарь ЦК КПСС по идеологии). Под их руководством, при усилении идеологического давления, стала проводиться хозяйственная реформа 1965 г. , задуманная еще при Н.С. Хрущеве . Реформа началась с ликвидации совнархозов и восстановления центральных отраслевых министерств. Вместе с тем предприятия получили некоторую независимость в хозяйственной деятельности (хозрасчет).

В сельском хозяйстве были частично сняты ограничения по ведению личного подсобного хозяйства, увеличены ассигнования. Наметились увеличение выпуска сельскохозяйственной техники, повышение роли сельскохозяйственной науки, увеличение закупочных цен. Однако жесткая централизация и планирование сверху положили конец этим тенденциям и привели к вытеснению хозрасчета. Окончательно консервативные тенденции одержали верх после ХХV съезда КПСС в марте 1976 г. С этого времени в СССР наступила «эпоха развитого социализма», тесно связанная с правлением Л.И. Брежнева.

Необходимо отметить основные черты этого периода, который позже назвали «эпохой застоя». Главными приоритетами в экономике оставались тяжелая промышленность и военно-промышленный комплекс , а также освоение новых месторождений нефти и газа . Продажа сырья и энергоносителей развитым странам давала валютные средства, которые использовались для латания дыр в экономике. Страна не смогла эффективно решить проблемы модернизации хозяйства.

В мире происходила новая технологическая революция, ускорившая переход передовых стран от индустриального к постиндустриальному (информационному) обществу, основанному на использовании кибернетики , микроэлектроники , информационных технологий. В новых условиях мирового развития огромное значение приобретали компьютеризация, рост наукоемких производств, ресурсо- и энергосберегающие технологии. СССР значительно отставал от передовых стран, выпускал морально устаревшую продукцию, продолжал развивать отрасли, характерные для индустриального периода. Но основной причиной отставания был кризис всей социалистической системы .

Характерной чертой этого периода считают усиление административной централизации экономики и рост бюрократического аппарата . Кризисные явления в народном хозяйстве особенно остро обозначились с конца 70-х годов. Несмотря на рост капиталовложений в сельское хозяйство, расширение прав колхозов, введение зарплаты колхозников и расширение приусадебных участков, принцип коллективного ведения хозяйства и несколько неурожайных лет привели к резкому снижению сельскохозяйственного производства.


Советский Союз стал регулярно закупать зерно и другие продукты за границей. Принятая в 1982 г. «Продовольственная программа» не дала практических результатов. Истощение сырьевой базы, неблагоприятная демографическая ситуация, физический износ оборудования, рост военных расходов, неразбериха в организации труда, отсутствие материальной заинтересованности привели к падению темпов производства, снижению отдачи от капиталовложений и уровня потребления.

Негативные явления наблюдались и в общественной жизни. Снижение рождаемости и увеличение смертности привели к обострению демографической ситуации в стране. Происходил резкий рост городского населения за счет оттока людей из сельских районов. Конституция СССР 1977 г. в статье 6 закрепила главенствующую роль КПСС в политической системе. Стабилизировалась партийная элита. Вместе с тем в обществе нарастало активное сопротивление системе, ширилось диссидентское движение . Свое недовольство всевластием партийного аппарата высказывали представители интеллигенции, верующие люди и некоторые национальные меньшинства.

Внешняя политика брежневской эпохи была более динамичной. Цель советской дипломатии в отношениях с социалистическими странами - устранение угрозы распада военного и экономического союза. В этой связи нужно отметить следующие события: ввод войск пяти стран - участниц Варшавского договора в Чехословакию в 1968 г. с целью подавить либеральное движение; попытки в 1970 и 1980 гг. с помощью введения военного положения остановить рабочее движение в Польше; материальная и военная поддержка Северного Вьетнама в американо-вьетнамской войне конца 60-х - первой половины 70-х годов; резкое ухудшение отношений с Китаем, приведшее к пограничным военным конфликтам.

Отношения СССР со странами Запада в 70-е годы принято называть периодом «разрядки» . Этот процесс ознаменовался отходом от жесткого противостояния времен «холодной войны», заключением серии двусторонних договоров об экономическом, научном и культурном сотрудничестве со странами Запада. Были также подписаны соглашения об ограничении стратегических и обычных вооружений с Францией, с ФРГ о неприменении силы в решении спорных вопросов о послевоенных границах. В 1972 г. Л.И. Брежневым и Р. Никсоном был подписан ряд соглашений об ограничении стратегических вооружений.

Кульминацией процесса разрядки стало подписание руководителями европейских стран, США и Канады в Хельсинки 1 августа 1975 г. Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). На этом совещании был принят акт о правах человека, также подписанный советской делегацией. Однако нарушение прав человека в СССР, экспансия «социализма» в страны Африки и Азии, особенно введение советских войск в Афганистан (декабрь 1979 г.) окончательно свернули процесс разрядки.

В ноябре 1982 г. генеральным секретарем стал Ю.В. Андропов , который занимал этот пост до 1984 г. Сменивший его в феврале 1984 г. К.У. Черненко руководил страной чуть больше года и умер в марте 1985 г. Внутренняя политика Андропова характеризовалась попытками морально очистить партию и ликвидировать наиболее вопиющие проявления коррупции в «семейных кругах» партийного аппарата. Андропов также предпринял попытки укрепить трудовую дисциплину на производстве. Были ужесточены санкции к нарушителям, но после небольшого повышения производительности труда в первом полугодии 1983 г. все осталось по-прежнему.

Во внешней политике этого периода напряженность между Востоком и Западом достигла наивысшей точки. В ноябре 1983 г.года были прерваны все переговоры, касавшиеся вооружений. Такая ситуация сохранялась до прихода к власти в апреле 1985 г.

Все они не уступали, а во многих случаях превосходили зарубежные образцы. Даже легковой автомобиль среднего класса ГАЗ-21 «Волга» не уступал автомобилям такого же класса производства США, которые традиционно лидировали в области легкового автомобилестроения.

По всей стране строились заводы, фабрики, новые города, электростанции, домны. Захватывает дух от мысли, что бы мы могли сделать, если бы к власти пришёл не Н. С. Хрущёв, а любящий Россию человек с масштабным государственным мышлением.

4 октября 1957 года был запущен в космос первый в мире искусственный спутник земли, 2 января 1959 года была запущена автоматическая межпланетная станция «Луна-1», 12 сентября – «Луна-2», доставившая на луну вымпелы СССР, 4 октября – «Луна-3», совершившая облёт луны и передавшая на землю фотографии обратной стороны луны. В 1960 году на орбиты было выведено несколько космических кораблей с собаками на борту.

12 апреля 1961 года советский офицер, старший лейтенант военно-воздушных сил СССР, русский человек Юрий Алексеевич Гагарин стал первым космонавтом Земли. В августе в космос полетел Г. С. Титов. В 1962 году в космос летали А. Г. Николаев, П. Р. Попович, В. Ф. Быковский и первая женщина-космонавт В. В. Терешкова.

В 1963-1964 годах полёт наших космонавтов вокруг земли и выход в открытый космос стали обычными явлениями. Автоматические станции летали даже к Марсу.

Проектирование космических кораблей осуществлялось под руководством Главного конструктора и руководителя проекта С. П. Королёва. Вместе с ним руководителями проекта по системам корабля являлись В. П. Глушко, Н. А. Пилюгин, В. И. Кузнецов, М. С. Рязанский, В. П. Бармин.

В СССР в 1957 году был создан самый мощный в мире синхрофазотрон и спущен на воду первый в мире атомный ледокол «Ленин». Кстати, первая в мире атомная электростанция тоже была сооружена в СССР 1953-1954 гг. в г. Обнинске Московской области. В 1957 году было открыто в г. Новосибирске Сибирское отделение Академии наук СССР.

Началось активное жилищное строительство. Стремились строить как можно больше в ущерб внешней красоте зданий и внутреннему облику квартир. Так как низкие потолки и маленькие кухни позволяли ввести в эксплуатацию при тех же затратах больше квадратных метров жилья Н. С. Хрущёв поддержал проекты с низкими потолками и маленькими кухнями. Только со временем эти недостатки были устранены.

За 1951 (Сталин умер в 1953 году) – 1960 годы было построено и введено в действие 714,6 млн. квадратных метров жилья. Строительство часто велось блочным способом. СССР в таком строительстве достиг значительных успехов. В настоящее время такой способ строительства и достигнутый позднее способ строительства домов из «кубиков» готовых квартир, вылитых на заводах железобетонных изделий, в основном утрачен, большинство заводов во всех регионах страны уничтожены или существуют, серийно изготавливая только плиты перекрытия потолков, проёмов дверей и окон.

За десятилетия с момента разрушения СССР сведена на самый низкий уровень одна из самых крупных в мире отечественная строительная индустрия, которая являлась одной из самых крупных в мире. Мы по своим проектам, своей техникой строили корпуса заводов и фабрик, мосты и шахты для межконтинентальных баллистических ракет, дома и общегородские здания в соответствии с последними научно-техническими достижениями в этой области и строили в массовых количествах, о которых большинство стран не смели даже мечтать.

Жильё предоставлялось совершенно бесплатно в порядке определённом законодательством СССР и союзных республик. И снова надо отметить, что у Сталина во все периоды его правления не было средств для массового жилищного строительства. Конечно, он мог начать такое строительство в довоенное время, но тогда мы проиграли бы войну и погибли. Могли бы мы после войны направить деньги на строительство жилья, но тогда мы не создали бы ядерного оружия и нас бы уничтожили. И только при правлении Н. С. Хрущёва впервые появилась возможность начать массовое строительство жилья.

В период до 1961 года сохранялись высочайшие темпы роста не только промышленной, но и сельскохозяйственной продукции. Надо отметить, что все достижения 1950-х годов в военной и гражданской областях народного хозяйства, строительстве, повышении благосостояния народа были заложены при жизни И. В. Сталина, а при правлении Н. С. Хрущёва начали давать отдачу.

Поступательное движение страны, не смотря ни на что, продолжалось всё время существования советской власти. Но реформы Хрущёва не могли отрицательно не сказаться на темпах развития производства. В 1961 году темпы развития впервые за всю историю СССР понизились.

В 1963 году к негативным последствиям реформ добавились неблагоприятные для выращивания зерновых погодные условия. Правительство Хрущёва, чтобы не допустить голода, было вынуждено использовать часть стратегических запасов зерна и закупить зерно за границей. Ранее СССР за границей зерно не закупал. Закупка зерна за границей вызвала и вызывает сегодня критику работы наших колхозов, в то время как западные страны в том или ином количестве все закупают продовольствие, и никто не критикует за это своих фермеров. Но в целом сельское хозяйство ежегодно увеличивало производство сельхозпродукции.

Военно-промышленный комплекс работал исключительно хорошо. Были возведены при Сталине и продолжали возводиться красивейшие закрытые города.

Один из таких городов Арзамас-16 стал рядом с православным духовным центром – Саровской обителью. Город являлся центром по созданию ядерного оружия. Такое соседство не случайно. Саровская обитель защищала Россию от духовного порабощения, а Арзамас-16 (Кремлёв) – от физического истребления.

Защищал нас от истребления и ядерный центр – город с красивым названием Снежинск (Челябинск-70) и многие другие города с промышленными предприятиями ВПК СССР. Закрытые города, с заводами по производству ядерного оружия, как и весь ВПК страны – это русское чудо.

Россия по сравнению с Америкой бедная страна. Но нашу бедную страну богатая Америка уже более ста лет пытается одолеть и не может, не смотря на все старания. В 1904 году на царскую Россию напала вооружённая США Япония, в 1914 г. – Германия, в 1918 г. на Советскую Россию напали интервенты США, Англии, Франции, Канады и Японии, а затем вооружённые ими Белые армии, в 1938-1939 гг. – Япония, в 1939 г. – Финляндия, в 1941 году Германия со всей объединённой Гитлером Европой. Но мы выстояли. То, что и в 1950-х годах богатейшая страна мира США при фанатичной ненависти к нам не смогла нас одолеть тоже чудо.

И оба названные чуда неразрывно связаны между собой. Именно уровень нашего ВПК сохранял нашу русскую цивилизацию. Наши военные заводы стоили того, чтобы о них писать книги, слагать песни. Среди них были прямо-таки сказочные предприятия.

Например, в 1958 году в закрытом городе Красноярск-26 (Железногорск) вошёл в строй крупнейший в мире завод по выработке оружейного плутония. Реактор и основные цеха завода были расположены внутри гранитной скалы на глубине 200-250 метров.

Чудеса, о которых написано выше создавали люди, наши советские люди. И надеется, что кто-то придёт к нам, подаст руку и поднимет с колен наивно. Только мы сами, не в одиночку, а все вместе напряжённым трудом сможем преодолеть отсталость и гарантировать своей стране, своим детям и внукам историческое будущее.

Конечно, экономика социалистического СССР ни в какое сравнение не идёт с экономикой сегодняшней отсталой России. Не смотря на антигосударственные реформы Н. С. Хрущёва, экономика СССР оставалась плановой и государственной, а поэтому сохраняла высокие темпы развития, превышающие темпы развития богатых западных стран.

Прозападные экономисты всё толкали нас к гибким ценам и хозрасчёту, что противоречило самой цели производства товаров при социализме. Хозрасчёта они, в конце концов, добьются, а свободные цены так и останутся только на колхозных рынках, что позволит СССР не погибнуть в 1950-х годах, а в достатке прожить до 1985 года и продержаться до 1991 года.

Либералы главным вопросом жизни страны считают вопрос свободного выезда за границу. Надо заметить, что основную часть населения СССР меньше всего интересовал указанный вопрос. Он интересовал незначительную часть населения, причисляющего себя к гражданам мира.

Но поскольку он часто неправдиво освещается в прессе, должен сказать, что, например, в 1957 году только в качестве туристов выехало за границу 700 тыс. советских людей, в том числе из них 20% в капиталистические страны Западной Европы и США.

Число туристов из года в год возрастало, но, на мой взгляд, никому эти поездки не приносили пользы. Как и в настоящее время поездки за границу граждан такой небогатой страны как Россия отрицательно влияют на её развитие. Вывоз денег за рубеж наносил ущерб нашему государству, особенно нуждающемуся в сокращении, а не увеличении неоправданных валютных расходов после разорительной войны.

Кроме того, в то время в западных странах почти ни один советский человек не оставался без внимания, то есть без попытки его завербовать западными спецслужбами. В ход шли хорошо отработанные методы запугивания, подкупа и агитации. То есть, чем большее количество советских людей ездило за границу, тем более пополнялись ряды пятой колонны в Советском Союзе.

Уж если мы коснулись вопроса контактов с заграницей, то уместно вспомнить о фестивале. По-моему, Запад отблагодарил Н. С. Хрущёва за доклад на ХХ съезде и принял решение о проведении в Москве в июле-августе 1957 года Всемирного фестиваля молодёжи. Решение о проведении фестиваля в Москве поднимало авторитет Хрущёва.

Конечно, наши чистые ухоженные города, живущие в достатке, прилично одетые, всесторонне развитые жители СССР, отсутствие нищих и живущих в трущобах бомжей совершенно не соответствовало сочинённым о нас на Западе небылицам. В связи с этим, конечно, Запад не был заинтересован в фестивале.

Но даже очевидные факты можно было поставить под сомнение, сравнив заработную плату советского человека и человека из любой страны Запада. На западе она была в десятки раз больше, и такой обмен информацией сразу вызывал зависть у советских людей и разочарование социализмом у представителей западных стран.

И невдомёк всем было, что если сравнить реальную заработную плату, то есть заработную плату с учётом стоимости товаров и услуг, в том числе стоимости жилья, коммунальных услуг, обучения, медицинского обслуживания, проезда на транспорте, размера налогов и т. д., то получится, что реальная заработная плата советского гражданина была не меньше заработной платы гражданина западного государства. Но этих тонкостей, конечно, не понимали простые иностранные юноши и девушки. Поэтому Запад не видел для себя опасности в сфере обмена информацией.

А наши советские пропагандисты никогда не утруждали себя подсчётами, куда уходит очень высокая заработная плата, например, японца, которому оставшейся от всех выплат суммы не хватает даже на полноценное питание. Выходит зря платили зарплату советским пропагандистам и идеологам.

Но кроме поднятия авторитета Хрущёва Запад был заинтересован в фестивале, во-первых, возможностью за короткий срок значительно расширить сеть своей агентуры, во-вторых, собрать обширную информацию о советских людях, их образе мышления, желаниях, мировоззрении, в-третьих, представить советским людям капитализм в самом привлекательном виде и начать нас развращать чужой «культурой».

На основании полученных во время фестиваля знаний можно было разрабатывать новые методы ведения холодной войны против СССР, русского коммунизма, русской нации.

В духовной, идеологической деятельности Н. С. Хрущёва явно просматривается антирусская направленность. Многие не могли пережить массированного наступления «хрущёвцев» на русскую культуру.

М. П. Лобанов пишет о хорошем поэте, обаятельном, внимательном к людям человеке В. Л. Кулемине следующее: «В журнале «Москва», где он работал заместителем главного редактора, была опубликована статья в защиту исторических, культурных памятников, сносимых беспощадно тогда при Хрущёве, и началась травля Кулемина, кончившаяся инфарктом и смертью патриота в сорок лет».

На мой взгляд, после ХХ съезда последующие ХХI и ХХII съезды партии стремились вырвать из людей саму идею «русского коммунизма». Идеи русского коммунизма заполнились примитивным троцкизмом и мещанской философией.

ХХII съезд 1961 года принял третью Программу КПСС – программу построения коммунизма. И на этом съезде Хрущёв продолжал критиковать Сталина. В ночь с 30-го на 31-е октября 1961 года гроб с телом И. В. Сталина был вынесен из Мавзолея и захоронен у Кремлёвской стены.

Программа партии, которая видела коммунизм, как общество, в котором каждому дают по потребности еды, одежды и жилья хоронила великую идею коммунизма. И такая программа появилась тоже благодаря старанию «невиновных жертв» и их последователей.

После ХХ съезда «были собраны, идейно вооружены и легитимированы все «дезертиры» и «диссиденты», которые стали внутренними союзниками противника России в столетней «войне цивилизаций» (в то время она имела форму холодной войны)», - пишет С. Г. Кара-Мурза.

Но при Сталине наши славные предки заложили в СССР такой запас прочности, что и при хрущёвском погроме наша страна продолжала выпускать новые образцы лучшего в мире оружия.

Н. С. Хрущёв разрушил многие достижения советской власти, вольно или невольно сдерживал развитие страны, но даже он понимал, что всех граждан Советского Союза ждёт гибель без производства в массовых количествах новых видов вооружения.

В 1958 году был запущен в производство танк «Т-55» со 100 мм пушкой. Всего танков «Т-54» и «Т-55» было выпущено 100 тысяч штук. Это наиболее многочисленный танк в истории мирового танкостроения. Вот такой великой страной был СССР.

А выпустили танков этого типа много, потому что он обладал высочайшими для своего класса танков боевыми качествами, а заводы по его выпуску - до сих пор никем не превзойдённой технологией производства.

В 1957 году была создана и запущена в производство ракета – «Р-7» – высшее достижение мирового ракетостроения. Именно эта ракета выводила на орбиту наши спутники и пилотируемые космические корабли.

В 1959 году - зенитный ракетный комплекс (СЗРК) «С-75», разработанный под руководством П. Грушина. Именно этот комплекс 1 мая 1960 года под Свердловском уничтожил американский высотный самолёт-разведчик «U-2».

В период с 1954 по 1964 годы были также созданы и запущены в серийное производство новые образцы подводных лодок, включая создание в 1958 году первой советской атомной подводной лодки «Ленинский комсомол» проекта 627, ракетных крейсеров, снайперских винтовок, ручных пулемётов, артиллерийских орудий, зенитной артиллерии, в частности «ЗСУ-23-4» Шилка, полевых реактивных систем, противотанковых ракетных комплексов и другой военной техники.

Кроме новых образцов оружия СССР имел массу другого первоклассного оружия во множестве находящегося в вооружённых силах страны. Очевидно, что мы могли постоять за свои жизни, свою Родину. Поэтому Н. С. Хрущёв во внешней политике вёл себя довольно смело.

Запад нас ненавидит. Люто ненавидит уже тысячу лет. Запад ненавидел княжескую Русь, царскую Российскую империю, Советский Союз, ненавидит и сегодняшнюю Россию. Ненавидит, но не может нас одолеть.

Никто не знает в чём сила России. Почему она безалаберная и, казалось бы, безразличная к своей судьбе вдруг становится собранной, умной и необыкновенно сильной? Наверное, нация не может жить в постоянном напряжении в ожидании нападения врага и между войнами расслабляется. Трудно понять Россию и русского человека. Ф. И. Тютчев писал:

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить.
У ней особенная стать.
В Россию можно только верить.

Вероятно, он много думал, переживал за свою Родину, прежде чем прийти к такому выводу. О ненависти Запада к России писал ещё А. С. Пушкин в своём стихотворении «Клеветникам России».

Особенно Запад ненавидел Россию советскую, во-первых, потому что при советской власти Россия стала сверхдержавой, не смотря на все усилия Запада по уничтожению СССР, а во-вторых, потому что советское социалистическое традиционное общество было прямой альтернативой, историческим вызовом западному либеральному обществу. Русский коммунизм, как реализация заповедей православия в самом устройстве советского общества был ненавистен Западу и представлял угрозу в стремлении Запада к власти над миром.

Социально-экономическая политика .

В 1965 г. новое руководство страны начало ряд важных экономических реформ . Первый секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев (с 1966 г. – Генеральный секретарь ЦК КПСС ) сформулировал стратегический курс в развитии сельского хозяйства :

    увеличение капиталовложений для проведения комплексной механизации , химизации , мелиорации ;

    повышение закупочных цен на сельхозпродукцию;

    отмена ограничений на развитие личных подсобных хозяйств.

Под руководством председателя Совета Министров СССР А.Н. Косыгина (1964-1980 ) началась крупная реформа в управлении промышленностью :

    в целях ускорения научно-технического прогресса (НТП ) восстановлен отраслевой принцип управления (министерства);

    предпринята попытка частично заменить административные методы управления экономическими . Для этого изменена система планирования : сокращено число плановых показателей; главными показателями стали прибыль и стоимость реализованной продукции ; части прибыли оставлялась на предприятиях и её использовалась для развития производства, материального стимулирования работников, решения социальных задач;

    введение на предприятиях элементов хозрасчета .

На основе этих реформ был подготовлен план восьмой пятилетки (1966-1970), давший наилучшие количественные и качественные показатели. В 1968 г. начался отход от политики реформ. Уже в девятой пятилетке (1971-1975) показатели роста снизились. Замедление темпов экономического развития обусловлено рядом причин :

    огромными масштабами экономики,

    снижением темпов роста капитальных вложений;

    исчерпанием возможностей экстенсивного роста, удорожанием сырья и трудовых ресурсов;

    получение высокой прибыли от экспорта энергоресурсов.

Среди экономических достижений брежневской эпохи – строительство Волжского автозавода (автомобили «Жигули»), объединения «КамАЗ» (большегрузные автомобили), Байкало-Амурская магистраль (БАМ) , освоение нефтегазовых месторождений Севера и Сибири.

Внутренняя политика .

Первый секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев (1964 -1982 ) в 1977 г. возглавил и Президиум Верховного Совета СССР . В первые годы были исправлены многие ошибки, допущенные Хрущевым, проводилась политика омолаживания руководящих кадров в партийных и советских органах. Хрущевский курс на быстрый переход к коммунизму был заменен тезисом о построении «развитого социализма ». Этот тезис закреплен в новой Конституции СССР (принята 7 октября 1977 г.). В ней говорилось о переходе к общенародному государству трудящихся, подтверждались социальные, экономические и политические права граждан СССР, в 6-й статье закреплялся статус КПСС как «руководящей и направляющей силы советского общества, ядра его политической системы» . Но многие нормы носили формальный характер (выборность Советов и руководящих органов КПСС), результатом стал «кадровый застой » в высшем слое партийных, советских и государственных чиновников. Это снижало возможность осуществления назревших реформ. На фоне ослабления жесткости политического режима в стране развивалась «теневая экономика », коррупция , взяточничество и т.п. Страна нуждалась в переменах.

В этот период появилась открытая политическая оппозиция в форме «диссидентского» движения (наиболее активные деятели: писатель А. Солженицын , физик А. Сахаров , музыкант М. Ростропович ). Распространялась запрещенная властями информация, запрещенные художественные произведения (самиздат ), проводились демонстрации и др. Часть диссидентов (несогласных ) была приговорена к различным срокам заключения или выслана за рубеж.

После смерти Л.И. Брежнева (ноябрь 1982 ) генеральным секретарем ЦК КПСС и председателем Президиума Верховного Совета СССР был избран Ю.В. Андропов (1982 -1984 ). Он продвигал в руководство партией политиков нового поколения (М.Горбачев , Н.Рыжков , Е.Лигачев ), начал борьбу против коррупции, прогулов. В феврале 1984 г. он скончался, и его пост занял тяжело больной К.У. Черненко (1984 -1985 ).

Внешняя политика .

1) В отношениях со странами социалистической системы СССР стремился к контролю за внутриполитическими процессами и внешней политикой союзных государств. «Доктрина Брежнева» (термин, распространенный на Западе ) не допускала их отхода от социалистического пути развития и признавала «ограниченный суверенитет » соцстран. Эта позиция проявилась в 1968 г., когда в Чехословакию были введены войска ряда стран ОВД (т.н. «Пражская весна »). Проблемой оставались отношения с Китаем , испортившиеся при Хрущеве. В марте 1969 г. произошел вооруженный советско-китайский конфликт на острове Даманский .

2) В отношениях с западными странами начался период разрядки международной напряженности , углубления взаимовыгодного мирного сотрудничества. В 1970-х гг. был достигнут паритет (равенство ) с США в ракетно-ядерном потенциале. Разрядка наглядно проявилась в следующем :

    принятие Программы мира (1971 ), призывавшей к ликвидации военных очагов в «третьем мире», обеспечению коллективной безопасности в Европе, запрещению всех видов оружия массового поражения, ликвидации иностранных военных баз, качественному сокращению военных расходов;

    1972 г - в ходе визита президента Р. Никсона в Москву подписан советско-американский договор об ограничении стратегического вооружения (ОСВ-1 ) и Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО );

    1973 г. - в ходе визита Л.И. Брежнева в США подписано Соглашение о предотвращении ядерной войны , заключены соглашения о сотрудничестве, в т.ч. совместной космической программе «Союз-Аполлон» (реализована в 1975 );

    Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) , в котором участвовали СССР, США, Канада, 33 европейских государства. 30 июля - 1 августа 1975 г. в г. Хельсинки подписан Заключительный акт СБСЕ , зафиксировавший основополагающие принципы взаимоотношений государств :

    признание послевоенных границ,

    уважение независимости, суверенитета, территориальной целостности государств,

    отказ от применения силы и угрозы ее применения,

    невмешательство во внутренние дела друг друга и пр.

Хельсинкское совещание 1975 г. стало пиком разрядки , после которого началось усиление «холодной войны». Вашингтон встал на путь свертывания «разрядки». Поводом послужили две ошибки брежневского правительства: 1) решение о размещении в западных районах СССР нового поколения ракет средней дальности, 2) ввод советских войск в Афганистан (декабрь 1979 ) для поддержки афганской революции. Это привело к падению международного авторитета СССР . Ситуацию осложнил политический кризис в Польше (1980 ). В ответ на эти действия США и их союзники объявили о введении ряда экономических санкций против СССР, бойкотировали летние Олимпийские игры в Москве (июль-август 1980 ). С 1983 г. США начали создание системы космической обороны.