Главная · Язва · Наука об изменении и сочетании слов. Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения. учитель начальных классов

Наука об изменении и сочетании слов. Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения. учитель начальных классов

Посредничество как средство урегулирования конфликта.

Вопрос 1: Третья сторона и ее роль в урегулировании конфликта.

Вопрос 2: Деятельность посредника по урегулированию конфликта, эффективность посреднических действий.

Посредничество – относительно дешевый (по сравнению с введением МТС) и достаточно гибкий способ воздействия на конфликт с целью его урегулирования мирными средствами. Под посредничеством как правило воспринимается участие третьей стороны с целью оптимизации процесса поиска взаимоприемлемых решений. Когда говорят о посредничестве то обычно различают следующие «понятия» - посредничество, оказание добрых услуг, наблюдение за ходом переговоров. Очень часть эти понятия воспринимают как синонимы, что вносит определенную путаницу. Наиболее близким к понятию посредничество является оказание добрых услуг. Гаагская конвенция 1907 о мирном решении международных споров не предусматривает различий между посредничеством и оказанием добрых услуг. На настоящий момент существуют определенные различия: посредничество требует согласие обеих сторон, а оказание добрых услуг – достаточно согласие одной стороны. Они совпадают по своей конечной цели – содействие мирному разрешению конфликта, но различаются методами: а) ДУ на правлены на побуждение конфликтующие стороны разрешить конфликт мирными средствами и предоставить возможность для такого разрешения (предоставить территорию, сыграть роль передачи информации конфликтующих сторон – почтальон); б) посредничество предполагает более существенное участие третьей стороны в конфликте, (не только организация переговоров, но и участие в них) помогая найти взаимоприемлемую форму решения. От понятий П и оказание ДУ наблюдение за переговорами, следует отличать понятие арбитраж.

Характерные черты арбитража: а) обязательная юридическая сила его решения для конфликтующих сторон; б) выбор арбитра или арбитров самими спорящими сторонами. В роли третьей стороны могут выступать: 1) формальные или официальные посредники, что предполагает наличие у посредника нормативного статуса или возможности воздействия на оппонента; 2) неформальное или неофициальное посредничество (медиаторство) заключается в отсутствии нормативного статуса, но участники конфликта признают авторитет этих лиц в решении подобных проблем. В качестве официальных посредников могут быть: 1) межгосударственные организации (ООН, ОБСЕ, АС и др.); 2) отдельные государства; 3) государственные правовые институты. В качестве неофициальных посредников могут выступать: 1) известные люди, добившиеся успехов в общественно значимой деятельности (политики, бывшие гос деятели); 2) представители религиозных организаций (шаманы, старейшины).

Целесообразность участия третьей стороны в урегулировании конфликтных отношений связано с тем, обратились ли к помощи третьей стороне по собственной инициативе или же она вступила в конфликт самостоятельно, без приглашение. Стороны обращаются к посреднику в следующих случаях: 1) объектом урегулирования – затянувшийся конфликт, все аргументы, силы, средства исчерпаны, а выхода не видно; 2) стороны отстаивают противоположные, взаимоисключающие интересы и не могут найти общих точек соприкосновения; 3) по разному трактуются правовые нормы или другие критерии являющиеся ключевыми в разрешении конфликтов; 4) одной из сторон нанесен серьёзный ущерб и она требует санкций по отношению к конфликтующей стороне; 5) сторонам важно сохранить хорошие отношения, то есть конфликт не интенсивный, но взаимоприемлемые решения они найти не могут; 6) оппоненты пришли к временному соглашению, но необходим внешний объективный контроль за его исполнением.

Оперативное самостоятельное вмешательство другой стороны в конфликт необходимо в ситуациях когда: 1) происходит опасная эскалация конфликта, существует непосредственная угроза применения насильственных действий; 2) одной из сторон массировано применяется насилие; 3) третьей стороне лично не выгоден этот конфликт; 4) конфликт отрицательно влияет на среду, которая контролируется третьей стороной; 5) стороны не пришли к согласию, а у третьей стороны есть возможность удовлетворить интересы обеих сторон. Действия третьей стороны могут носить ограничительный и принудительный характер (введение санкций). Аргументами за применение санкций к воюющим сторонам служат следующие соображения: 1) развитие отношений с государством, которое не стремиться к мирному урегулированию противоречий, означает политическую и экономическую поддержку конфликта; 2) многие виды продукции, особенно в сфере электронной промышленности могут быть использованы конфликтующими сторонами в военных целях, что еще в большей степени обострит конфликт. Если иностранные фирмы или иностранный капитал играет значительную роль в экономике конфликтующих сторон, то их вывод ослабит режим власти, а это может способствовать изменению его политического курса в отношении конфликта.

Введение санкций чревато многими негативными последствиями: 1) санкции не решают проблему урегулирования конфликта; 2) санкции могут вести к групповой сплоченности; 3) санкции ведут к изоляции конфликтующих сторон и переговоры с ними не возможны; 4) иногда санкции порождают не сплоченность, а поляризацию общества; 5) санкции действуют не избирательно, а на все общество; 6) введение санкций наносит ущерб не только экономике государству против которого введены, но и экономике государства вводящего санкции. 7) проблематичной остается и эффективность введения санкций

Практические подходы к деятельности третьей стороны. Можно выделить следующие характерные черты в деятельности третьей стороны: 1) направлена на предотвращение конфликта, прежде всего вооруженного; 2) направлена на установление мира; 3) миротворческая деятельность; 4) деятельность по закреплению мира – миростроительство. Проводя эти мероприятия: а) многие конфликты удается только притушить, причем возможно на ограниченный период; б) третья сторона исходит из рациональности поведения конфликтующих сторон, но конфликты многогранны и учесть все не возможно, участники конфликтов склонный к не предсказуемым иррациональным действиям и эмоциональным реакциям. Третья сторона работает с лидерами конфликтующих сторон, уровень массового сознания практически не затрагивается.

Наиболее типичными мотивами обращения к посреднику являются следующие: а) участники конфликтов рассматривают урегулирование с помощью третьей стороны как путь наименьшего риска и наиболее гибкую форму разрешения конфликта; б) один или каждый участник конфликта надеется, что третья сторона повлияет на противника; в) обе стороны рассматривают участие третьей стороны в разрешении конфликта как возможность публично сформулировать обязательства по урегулированию конфликта, а значит в последующем заставить противника выполнять их; г) в случае не удачи при урегулировании, вину можно возложить на третью сторону; д) надежда что третья сторона в качестве посредника может оказать реальную помощь в процессе поиска решений и гарантировать выполнение соглашения.

Пять основных функций посредника:

1. Формирует и поддерживает ориентацию участников конфликта на взаимоприемлемые решения как на уровне лидеров, так и на уровне общественного сознания.

2. Создание условий для обмена информацией и точками зрения между участниками конфликта, оказывает помощь сторонам конфликта адекватным образом борющимся сторонам.

3. Обеспечивает помощь: а) в диагностике ситуации и поиске взаимоприемлемых решений; б) содействие в интерпретации ситуации; в) оценка предложения; г) выявление возможных вариантов решений и соглашений; д) действует как дополнительный источник идей для участников конфликта; е) помогает сторонам улучшить их переговорные навыки и умения.

5. Осуществляет регуляцию и контроль: а) взаимодействием сторон, а также выполнением ими договоренностей; б) выступает гарантом выполнения соглашений.

В задачи посредника входит также синхронизация процесса урегулирования, то есть обеспечение примерной одинаковой готовности сторон к поиску совместного решения. Существует и побочные функции посредничества, не связанные на прямую с урегулированием конфликта (поднятие и укрепление собственного престижа).

Этапы посредничества:

1. Инициация поиска согласия;

2. Налаживание переговорного процесса.

3. Участие в переговорном процессе.

4. Наблюдение за выполнением соглашения.

Исход конфликта зависит от авторитета и роли посредника. Третья сторона может обеспечить: 1) волевое прекращение конфликта; 2) разведение конфликтующих сторон; 3) блокирование борьбы; 4) применение санкций к сторонам; 5) определение правого и не правого; 6) оказание помощи в поиске решения; 7) содействие в нормализации отношений; 8) оказание помощи в организации общения; 9) контроль за выполнением соглашения.

Трудности при проведении посреднической деятельности и требования к посреднику. В трудности при осуществлении посреднической деятельности: 1) обусловленные собственно трудностями урегулирования конфликта и не зависящие от деятельности посредника; 2) трудности связанные с деятельностью посредника. Посредник должен: 1) быть компетентным лицом, обладать соответствующими знаниями и умениями; 2) быть лицом не заинтересованным в решении вопроса в пользу какой-либо одной стороны, быть не зависимым от участников конфликта, быть нейтральным и объективным; 3) обладать влиянием, престижем и авторитетом.

КР: миротворчество и посредничество 18/04/2014

Деятельность посредников по урегулированию конфликтов и эффективность посредничества. Посредничество осуществляется в многообразных формах:

1. Посредничество государств. Государства берут на себя ответственность когда затрагиваются их интересы. Это проявляется в следующих случаях: а) наличие угрозы расширения конфликта; б) необходимость сохранения организаций, участниками которых является и конфликтующая сторона и посредник; в) стремление усиления собственного политического влияния и противодействие усилению влияния оппонента; г) необходимость улучшения отношений со странами, находящимися в конфликте или с одной из них; д) стремление усилить свой политический престиж; е) преследовать решения внутриполитических задач (лоббирование интересов той или иной политической или этнической группы). В посредничестве участвуют крупные государства, нейтральные и малые государства.

2. Межправительственные и неправительственные организации. Это обусловлено следующими причинами: а) значительным ростом количества региональных международных организаций, особенно во второй половине 20 века; 2) их активной ролью в мире, в частности таких организаций как ООН, ОБСЕ, АС; в) во многих случаях восприятие их как нейтральной стороны, в связи с тем что в межправительственных организациях представлены страны с различной политической, идеологической и религиозной ориентацией.

3. В последние годы играют в посредничестве организации, которые не являются межправительственными, хотя некоторые из них плотно сотрудничают с правительствами: церковь, международный красный крест.

4. Выступают в качестве посредника, так называемые частные лица (журналисты, бизнесмены, известные ученые, бывшие политические деятели). Среди мотивов по которым частные посредники подключаются к урегулировать конфликты: а) желание уменьшить напряженность и уменьшить конфликт; б) стремление использовать предоставленную возможность для наблюдения и анализа конфликта; в) стремление сблизиться с политическими лидерами конфликтующих сторон; г) желание проверить на практике ряд собственных идей по урегулированию конфликта; д) стремление внедрить собственные идеи по урегулированию конфликтов и тем самым упрочить или поднять свой профессиональный статус. В настоящее время развитие неофициального посредничество все более связывается с развитием второго направления дипломатии (представлено общественными организациями, учеными, бывшими дипломатами и ТД). Задачи – формирование рабочих отношений, между представителями враждующих сторон на личном уровне; б) повышение адекватности восприятия формирование представления о конфликтующих сторонах с точки зрения противоположной стороны; в) разработка стратегий урегулирования конфликта, но в ограниченном объеме как возможный вариант решений. Второе направления в дипломатии, в качестве самостоятельного оформилось не многим более 20 лет назад.

Условия, которые способствуют ослаблению напряженности между конфликтующими сторонами: а) необходимо проводить встречи только одного социального статуса.; б) недопустимость встреч во время усиления конфликтных отношений сторон, так как новый виток эскалации в конфликте с самого начала отрицательно отразится на отношениях участников; в) необходимость проведения встреч в доверительной обстановке; г) важность результативности встреч, их итогом должно быть пусть и не значительное, но улучшение отношений.

В теоретических поисках в рамках неофициального посредничества по урегулированию конфликтов можно выделить пять подходов: 1) идея всепрощения – исходит из следующих положений при урегулировании конфликтов: а) на Земле слишком много страданий и это является основой для всеобщего понимания; б) отношение людей должны строится на принципах гуманизма; в) необходимо признание ответственности в том числе и за ошибки допущенные другой стороной; г) следует действовать исходя из принципа доброты; д) необходимо любовь и прощение в отношении своего врага; 2) формирования общих целей в процессе взаимодействия конфликтующих сторон; 3) идея экономической развития сторон; 4) формирования доверия между участниками конфликтов по средствам контактов; 5) обучение правильному поведению. Эту проблему призваны решать семинары не официальных представителей по разрешению конфликта. Два типа семинаров: а) поиск решения проблемы; б) обучение технике взаимопонимания между сторонами. Методика проведения семинаров: а) конфликты возникают не только между правящими кругами, но и обществами, а значит и участвовать в семинарах должны представители общества; б) конфликт будет разрешен тогда, когда договоренности изменят отношениям между стонами. Для этого решения должны: а) быть выработанными самими участниками; б) отвечать их нуждам; в) чтобы сторонах выполняли добровольно. Само решение может быть разработано и принято только на официальном уровне, а не официальные семинары вносят свой конструктивный вклад в достижение соглашения. 4) в ходе семинара участники могут найти потенциальных партнеров по переговорами. Не официальная дипломатия решают общие вопросы. Большинство участников семинара должны быть влиятельными людьми. Три категории этих людей: а) представители политических кругов, но они не ответственны за принятие решений, которые привели к конфликту; б) они не занимают официальных государственных постов; в) те кто будет влиятелен в будущем (молодые ученые, лидеры молодежных организаций и ТД).

Семинары преследуют две группы целей: 1) политическая разрешается в ходе обсуждения: а) полностью или частично исчезает образ врага; б) дают возможность участникам непосредственно сравнивать свою реакцию и реакцию оппонентов на одни и те же факты; в) семинары нацелены на выработку такого понимания, который направлен на поиск взаимоприемлемых решений; г) неофициальные семинары создают определенный климат, благоприятствующий выработки общего языка с противоположной стороной. 2) с образовательной точки зрения семинары направлены на изменение установок восприятия сторон, образа мышления, что в свою очередь способствует реализации политических целей разрешения конфликта. Эффективность посреднических усилий. Существуют ряд факторов, которые влияют на эффективность деятельности третьей стороны в конфликте: 1) основным фактором является мативированность обеих сторон, готовность учесть мнение посредника принять предлагаемое им решение; 2) эффективность посредничества определяется особенностями и характером деятельностью третьей стороны. Среди них выделяют: а) заинтересованность третьей стороны при разрешении конфликтов; б) наличие знаний и качеств, а также способность убеждать; в) наличие опыта успешного урегулирования конфликтов в прошлом; г) знание ситуации, обстановки, особенностей конфликта. 3) настойчивость в действиях третьей стороны оказывается результативной тогда, когда связаны с принципиальным и когда напряженность конфликта особенно.

Степень напряженности конфликта. С одной стороны выявлено, что уменьшение конфликта. Эффективно когда он намеревается. С другой стороны установлено, что накал страстей негативно влияет на успешность разрешения.

Длительность конфликта. Затяжные конфликты менее подвержены решению, чем скоротечный. Характер отношений сторон – чем сложение отношения, тем менее эффективно посредничество; 7) выбираемая тактика и техника урегулирования определяется ситуацией, а не особенностями участника.

Тактика взаимодействия с соперником во время переговоров могут быть различными. Тактика может быть различной: а) тактика поочерёдного слушания применяется для уяснения ситуации и решения противоречий; б) сделка – посредник стремиться вести переговоры с участием обеих сторон при этом основной упор делается принятие компромиссных решений; в) челночная дипломатия – посредник разделяет конфликтующие стороны, постоянно курсирует между ними, постоянно согласуя положения; г) давление на одного из компонентов – посредник тратит больше времени переговорам с одним из участников и пытается регит;д) предполагает Акцентировать особое внимание на ошибочность их действий, цель – склонение сторон к примирению.

Создание многих международных организаций, в том числе и Организации Объединенных Наций, было обусловлено необходимостью предотвращения и урегулирования международных конфликтов. Со временем задачи миротворческой деятельности международных организаций значительно расширились. Сегодня, наряду с обеспечением международной безопасности через управление конфликтными ситуациями в межгосударственных отношениях, все большее значение приобретают усилия по урегулированию внутриполитических конфликтов. В целом понятие «миротворчество» включает в себя следующие виды вмешательства международных организаций в конфликтные ситуации: превентивная дипломатия, миротворческая деятельность в узком смысле слова, осуществление миротворческих операций с привлечением военных контингентов, миростроительные операции.

Цель превентивной дипломатии - поиск возможностей предотвращения назревающих вооруженных столкновений. В рамках превентивной дипломатии международные организации, и прежде всего ООН, стремятся устранить причины потенциальных конфликтов, в том числе и социально-экономического характера. Для этого разрабатываются долгосрочные программы борьбы с бедностью и отсталостью, коррупцией, политической нестабильностью, а также программы по решению экологических проблем, устранению межэтнических или межконфес- сиональных распрей. Этим занимаются специализированные учреждения ООН социально-экономического и гуманитарного профиля. Одновременно проводится мониторинг ситуаций в различных регионах мира для обнаружения признаков резкого возрастания напряженности или перехода конфликтов на более опасные стадии развития.

Если усилия по предотвращению конфликтов не приносят успеха, встает вопрос о проведении миротворческих акций в узком смысле слова. Суть их заключается в использовании международно-правовых механизмов мирного разрешения споров, например судебных или арбитражных, а также в предоставлении добрых услуг и посредничества при проведении переговоров, разработке предложений по мирному выходу из конфликтных ситуаций.

Миротворчество может включать в себя использование не только юридических, политических и дипломатических, но и военных ресурсов - в некоторых случаях. В таком случае речь идет о проведении миротворческих операций. Существуют различные виды миротворческих операций. В последние годы часто применяется такая их разновидность, как операции по установлению мира или принуждения к миру. Такая операция предполагает использование военной силы для пресечения вооруженной борьбы в зоне конфликта. Это может быть нанесение авиационных ударов, направление сухопутных контингентов, для того чтобы заставить противоборствующие стороны (или одну из них) отказаться от продолжения вооруженной борьбы. Нередко подобные акции оправдываются концепцией «гуманитарной интервенции», в соответствии с которой допускается иностранное военное вмешательство в случаях, когда возникает угроза массовой катастрофы гуманитарного характера. Однако полного согласия о правовой и политической правомерности действий по принуждению к миру в мировом сообществе, в том числе и внутри ООН, нет. Осуществляемые на практике такие акции дают весьма неоднозначные и противоречивые результаты, как это было на территории бывшей Югославии.

Гораздо более четкий правовой статус имеют операции по поддержанию мира. Возможность их проведения вытекает из VII главы Устава ООН, в соответствии с которой Совет Безопасности имеет полномочия давать отпор агрессии и получать от государств - членов ООН в свое распоряжение контингенты вооруженных сил, необходимые для поддержания мира и безопасности.

В рамках операций по поддержанию мира, проводимых под эгидой ООН, выделяют направление миссий военных наблюдателей и направление миротворческих сил. В первом случае речь идет о небольших группах офицеров, представляющих различные государства, которые, находясь в зонах вооруженной борьбы, занимаются мониторингом выполнения ранее достигнутых соглашений о перемирии или прекращении огня. Миротворческие силы, действующие под эгидой ООН, состоят из воинских контингентов стран, давших согласие участвовать в данной операции. Как правило, они вооружены лишь легким стрелковым оружием и выполняют примерно те же функции, что и военные наблюдатели, одновременно являясь «буфером» между сторонами вооруженного конфликта.

Однако в последнее время задачи миротворцев стали расширяться. Поскольку операции по поддержанию мира часто проводятся в зонах внутригосударственных конфликтов, то миротворцы могут заниматься разоружением участников незаконных вооруженных формирований, наблюдением за их демобилизацией, сбором оружия, разминированием территории. Миротворцы обеспечивают поддержание порядка и стабильности в зоне конфликта, охрану коммуникаций. Расширение задач приводит к увеличению численности и изменению структуры миротворческих контингентов. Современные операции по поддержанию мира проводятся по мандату Совета Безопасности ООН и проходят с привлечением не только миротворческих войск, но и полицейских формирований, а также гражданских специалистов, работающих во временных административных органах в зоне конфликта.

Операции по поддержанию мира могут перерастать в миростроительные операции. Задача таких операций - устранение последствий вооруженных конфликтов, восстановление систем жизнедеятельности, социальной, экономической и политической инфраструктуры.

Участие контингентов миротворческих войск в миростроительных операциях необходимо, но при проведении таких операций резко возрастает роль полицейских формирований и административных структур. Присутствие миротворцев оправданно до тех пор, пока не созданы все внутренние условия для сохранения мира и безопасности. В практике современных международных отношений нет жестких барьеров, разделяющих один вид миротворческих операций от других. Они могут выступать как сменяющие друг друга этапы процесса мирного урегулирования внутренних и международных конфликтов.

Большинство миротворческих операций проводится по решению Совета Безопасности ООН и под эгидой этой организации. Можно отметить, что сегодня обнаружился целый ряд недостатков в организации и осуществлении миротворческой деятельности. Военно-штабной комитет, созданный при Совете Безопасности, так и не заработал, поэтому в ходе миротворческих операций постоянно обнаруживаются недостатки их планирования. Формирование миротворческих контингентов зачастую происходит хаотично, миротворцы не имеют нужного опыта и подготовки. Взаимодействие различных национальных формирований не отработано, часто они различаются между собой по штатной организации и материально-техническому обеспечению. Возникают вопросы по поводу руководства миротворческими операциями и их финансирования.

В последние годы проводится работа по совершенствованию миротворческой деятельности ООН. К настоящему моменту более 60 государств - членов ООН точно определили, какие силы и средства они могут предоставить для проведения той или иной миротворческой операции, еще 20 государств подписали так называемые резервные соглашения. Для повышения оперативной готовности и эффективности участия своих контингентов в миротворческих операциях ряд государств учредили «Бригаду повышенной готовности резервных сил». В армиях многих стран мира, включая и Российскую Федерацию, создаются и готовятся специальные подразделения для осуществления миротворческих миссий, в том числе и по мандату ООН. В Штаб- квартире ООН в Нью-Йорке круглосуточно работает Ситуационный центр, поддерживающий связь с командованием всех миротворческих операций, а в итальянском городе Бриндизи находится склад материально-технического обеспечения операций ООН по поддержанию мира.

Предложения российской стороны по совершенствованию деятельности Военно-штабного комитета пока не нашли отклика у других членов Совета Безопасности. Вышеперечисленные недостатки в осуществлении миротворческих операций стали причиной неудач и провалов некоторых из них. Поэтому отдельные государства и региональные международные организации пытаются действовать в обход или подменять ООН, ссылаясь на ее неэффективность. НАТО, стремясь найти оправдание своему существованию после окончания холодной войны, в конце 1990-х гг. приняла новую доктрину, предполагающую использование силовых ресурсов этого военного блока в миротворческих целях за пределами территории своей традиционной ответственности. В 1995 г. многонациональные вооруженные силы во главе с НАТО сменили в Боснии и Герцеговине миротворческий контингент ООН, который не смог полностью выполнить свои задачи. В 1999 г., после того как авиация НАТО нанесла удары по Югославии, Совет Безопасности ООН санкционировал присутствие в Автономном крае Косово наряду с собственной миссией по делам временной администрации также и международных сил безопасности, основу которых составил контингент стран - членов НАТО. Активное участие сил НАТО в операции по поддержанию мира и далее в миростроительной операции в Косово привело к неоднозначным результатам. С одной стороны, на эти территории бывшей Югославии вернулись многочисленные албанские беженцы, с другой - из края было вытеснено большинство сербского населения, чему ни администрация ООН, ни миротворцы НАТО воспрепятствовать не смогли.

Можно согласиться с тем, что Организация Объединенных Наций не должна монополизировать всю миротворческую деятельность, региональные международные организации могут справиться с задачами миротворчества самостоятельно. Так, например, некоторые миротворческие операции в Африке осуществлялись и осуществляются под эгидой Африканского союза (в прошлом Организации африканского единства). На постсоветском пространстве с 1994 г. по мандату СНГ российские миротворцы находятся в зоне грузино-абхазского конфликта, в 1992-2001 гг. коллективные миротворческие силы СНГ при активном участии России действовали в Таджикистане (см. главу XVIII). Не до конца был реализован миротворческий потенциал такой региональной международной организации, как Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. Хотя миссии ОБСЕ сыграли свою позитивную роль в решении вопросов, возникавших в зонах конфликтов, в том числе и на постсоветском пространстве, в последнее время в деятельности этой организации наблюдаются попытки вмешательства во внутриполитические процессы в европейских странах, которые происходят прежде всего в рамках избирательных кампаний. Вместо осуществления функций важнейшего института в системе безопасности европейского континента, ОБСЕ в большей сте пени выполняет функции инструмента внешней политики некоторых входящих с нее государств.

Еще по теме § 3. Основные направления миротворческой деятельности международных межправительственных организаций:

  1. Основные направления и порядок взаимодействия судов, прокуроров, следователей и органов дознания с компетентными органами и должностными лицами иностранных государств и международными организациями

Ипотечный кризис 2008 года вскрыл множество социально-экономических противоречий. Корпорации, как способ организации бизнеса, оказались нестойкими к толчкам кризисного землетрясения. Резко проявились проблемы, которые не готовы были решить ни бизнес, ни государство, ни существующие правовые системы.

Данный кризис является кризисом фазового перехода, то есть переход из постиндустриальной фазы развития общества со всеми присущими этому обществу экономическими, социальными и политическими свойствами и особенностями, - в фазу когнитивную или "информационную", в которой все эти качества будут выглядеть по-другому. Постиндустриальный "фазовый кризис" проявляется в потере связности между четырьмя базовыми социосистемными процессами:

  • образование
  • управление
  • познание
  • экономика

Все это позволяет сформулировать гипотезу, согласно которой содержанием современной исторической эпохи является попытка фазового перехода от индустриальной фазы развития к следующей, которую мы называем когнитивной - основанной на познании, развитии и самореализации человека.

Итак, где мы? Без этого ответа построение системы координат невозможно, а, следовательно, невозможно и построение системы навигации.

Мы предполагаем, что преодоление кризиса в сфере экономики возможно через ведение деятельности на основе инновационно-технологических территориальных комплексов. Схема комплекса представляет собой вертикально-интегрированную структуру и включает в себя семь взаимосвязанных уровней - Регион, Государство, Образование, Бизнес, Онтология, Flash-Право, Технология "To be human". При стратегическом планировании деятельности на какой-либо территории только обязательный учет и сбалансированное развитие всех слоев-уровней приведет к положительному результату.

Соответственно необходимы изменения, прежде всего, в системе управления. Одним из важнейших инструментов управления является право. Оно также должно измениться. В верхней части "матрёшки" (рис.1.) с обозначением "Flash-Право" даются ориентиры на иную правовую систему и правовую среду.

Путь МИРОТВОРЧЕСТВА - это определение своей системы координат и своей собственной системы навигации в новой экономике, управлении и праве. Система координат МИРОТВОРЧЕСТВА будет рассматриваться в сфере управления, права (или flash-права) и онтологии. Эти элементы и будут создавать основу рассмотрения Пути.

Сущность МИРОТВОРЧЕСТВА

Во-первых, МИРОТВОРЧЕСТВО - это технологический пакет, способный связать ряд технологий для преодоления конфликтов в различных сферах деятельности, преимущественно предпринимательской. Целевым итогом миротворческой деятельности в каждом конкретном случае является восстановление или установления равновесия в отношениях между компаниями. В состав технопакета "МИРОТВОРЧЕСТВО" входят элементы таких услуг, как медиация, коучинг, а также элементы алгоритма решения проблемных ситуаций, входящего в систему ТРИЗа. Но одним из важнейших элементов в составе технопакета "МИРОТВОРЧЕСТВО" являются элементы правовых услуг: определение состояния обязательств, состояния функций компаний, состояния правоотношений.

Во-вторых, МИРОТВОРЧЕСТВО, как технологический пакет, имеет ряд ограничений. МИРОТВОРЧЕСТВО не участвует в спорах, по которым законом предусмотрен судебный порядок разрешения, а также в спорах с государственными органами. Это правовые ограничения.

В-третьих, МИРОТВОРЧЕСТВО имеет свои базовые идеи:

  1. Конфликт - полезен, так как является источником развития.
  2. Конфликт не следует гасить, а стороны не следует примирять. Если конфликт полезен, то его следует ПРЕОДОЛЕТЬ, а не уничтожать или давить. Примирение - вредно!!! Вместо примирения необходим ПОИСК РАВНОВЕСИЯ.
  3. В конфликте нет вины и нет ответственности. Есть рассогласованность функций.

Структура технопакета "МИРОТВОРЧЕСТВО" сводится к следующему:

Потребители (пользователи): субъекты предпринимательской деятельности, прежде всего, корпорации.

Потребности, удовлетворяемые технологическим пакетом: преодоление системных межкорпоративных противоречий и конфликтов и установление равновесия.

Технологии, исторически сложившиеся в конкретных социальных институтах:

  • Право
  • Коучинг
  • Медиация
  • Семинары/Тренинги
  • Конфликтология

Разумеется, применение конкретных элементов существующих услуг, процедур и операций будет зависеть от конкретных ситуаций. Но в составе единого технопакета эти элементы будут действовать согласованно. Инфраструктурной составляющей технопакета "МИРОТВОРЧЕСТВО", с одной стороны, можно считать суды (третейские суды), с другой стороны, это сама предпринимательская деятельность, и сделки, совершаемые участниками предпринимательской деятельности.

Для пользователя пакетом "МИРОТВОРЧЕСТВО" необходим единый язык, который должен быть понятен всем пользователям технологического пакета "МИРОТВОРЧЕСТВО". Единый язык составляет ЯЗЫКОВОЙ ПАКЕТ и задает логику и смыслы всего технопакета "МИРОТВОРЧЕСТВО". Языковой пакет тесно связан с таким явлением, как протоколы общения. Под протоколом общения в технопакете "МИРОТВОРЧЕСТВО" понимаются способы языкового взаимодействия между субъектами миротворческой деятельности. В нашем случае, будут использоваться четыре протокола общения:

  • административный : процедуры, инструкции, приказы;
  • научный : термины, понятия, правила, аксиомы;
  • конфликтологический : базовые идеи МИРОТВОРЧЕСТВА, способы описания конфликта;
  • метафорический : поле смыслов.

Имея инструменты и единый язык в составе единого технопакета, МИРОТВОРЧЕСТВО определяет свою систему координат в сфере управления, права и онтологии. Поскольку право и управление тесно связаны, то в дальнейшем они рассматриваются в одном разделе.

Система координат МИРОТВОРЧЕСТВА в сфере управления и права (flash-права).

Поиск равновесия - ключевой момент в миротворческой деятельности. Соответственно требуется определить некую систему балансов для поиска равновесия, где под балансами понимается совокупность отношений субъектов определенной деятельности, требующих согласованности действий во внешней и внутренней среде. Балансы могут быть экономические, социальные, политические. Баланс имеет и свойства СОСТОЯНИЯ (равновесия), и свойства СИСТЕМЫ, как некой совокупности общественных отношений. Как система, баланс обособлен. Пределы обособленности баланса определяются самой совокупностью внутренних отношений, связей, видов деятельности.

В условиях тотального РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ, балансы не были реальным объектом управления. Известно, что право регулирует поведение. Регулирование поведения действительно позволяло эффективно управлять. Но сейчас эффективность управления через регулируемое поведение становится крайне низкой, а в некоторых случаях является откровенной помехой управлению. Поэтому требуется поиск и внедрение новых объектов управления. Балансы были методом, который не связан непосредственно с результатом. Сегодня требуется больше определенности в управлении и правовом обеспечении управленческой деятельности. Право должно быть целевым, а не вероятностным.

Для управленческих целей уже сейчас имеется возможность выстроить:

  • базовые балансы целей управления в пространстве и времени с определением конкретных результатов,
  • балансы результатов для дальнейшей деятельности,
  • базовые социально-экономические балансы (отраслевые, межотраслевые, региональные и т.д.), замкнутые на конкретный результат,
  • балансы правовых связей, что позволит реально управлять социально-экономическими балансами с помощью flash-права (функционально-целевого права).

Баланс целей устанавливает целевое равновесие. Балансы результатов устанавливают соответствие результатов поставленным целям.

Социально-экономические (ресурсные) балансы указывают, за счет каких ресурсов будут достигнуты цели и результаты. Балансы правовых связей устанавливаются для нужд реального управления балансами и отвечает на вопросы:

  • какие цели право будет "обслуживать"?
  • какие связи, зависимости и нормы будут выработаны?

Что такое flash-право и чем оно отличается от права существующего?

На данном этапе существующее право является вероятностным. В структуре правовой нормы первым элементом является гипотеза (если:). Это создает большие препятствия для любого типа управления. Следовательно, только функциональность права, возможность его конструирования, его целевая направленность может исключить его вероятностный характер. Таким образом, необходим переход от вероятностного права к функциональному - целевому. Поэтому выделение из существующего права направления под названием функциональное правоведение (оно же flash-право) вполне закономерно.

Регулирующая функция существующего права является доминирующей. Поэтому в праве имеются только нормы-регуляторы. Однако управление через одно только регулирование становится неэффективным. Исполняя один закон, мы нарушаем другой. Жесткость правовой конструкции ведет к ее разрушению. Каков выход?

Смена управленческих ориентиров с регулирования на координацию. Объектом координации является не поведение, как в регулировании, а балансы.

Соответственно, в основе любого конфликта лежит противоречие. Например, рассогласованность функций привела к противоречию работы всей корпоративной системы. Следовательно, выстраивается баланс противоречий. На примере инноваций в образовании выстраивается следующий баланс противоречий.

Затем выстраивается управленческий баланс (баланс - объект управления).

Проекция баланса управления и баланса противоречий в виде призмы (призмы Арапова) может быть решением конкретного противоречия, которое может быть основой конфликта. В конкретном случае противоречия преодолеваются через проектность в сфере образовательных инноваций.

Таким образом, МИРОТВОРЧЕСТВО в сфере управления и права ориентируется на следующие основы:

  1. Балансы являются объектами управления.
  2. Право становится целевым, а не вероятностным.
  3. Противоречие, которое лежит в основе конфликта, может быть преодолено с помощью проекции баланса управления и баланса противоречий и дополнительных инструментов МИРОТВОРЧЕСТВА.

Система координат МИРОТВОРЧЕСТВА в сфере онтологии.

В качестве отдельной части бытия нам дается конфликт (конфликтная система отношений). Как правило, эта система нам дается в онтологии вины и ответственности.

Смыслы конфликтов имеют ограничения и по содержанию, и по видам. Главный смысл одних конфликтов - добиться больших преимуществ, чем до конфликта. В других конфликтах преобладает, например, идея справедливости: не вернул долг вовремя - плати больше. В конфликте постоянно возникает столкновение логик и, возможно, онтологий.

Однако в конфликте в ходе столкновения онтологий возникает единая конфликтная онтология. Признаки единой онтологии конфликта заключаются в том, что:

  1. Стороны стоят на своем и не уступают позиций.
  2. Каждая сторона хочет преимуществ, чаще односторонних.
  3. Каждая сторона считает свой смысл, лежащий в основе позиции, ГЛАВНЫМ.

Все три признака отвечают, по мнению обеих сторон, принципу справедливости. При этом каждая из сторон считает, что в конфликте одна из сторон НАМЕРЕННО не исполнила обязательство. Имеют место ВИНОВНЫЕ действия противоположной стороны. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ должна наступать в соответствие с законом или договором. Таковы признаки онтологии "ВИНА - ОТВЕТСТВЕННОСТЬ". Она вызывает определенные стереотипы поведения у обеих сторон. И главными ключевыми словами этой онтологии будут: "СЛЕДОВАНИЕ СПРАВЕДЛИВОСТИ". При этом каждая сторона будет считать себя самым последовательным поборником справедливости, хоть и в свою пользу.

Выход из такой тупиковой ситуации заключается в замене онтологии. Этот прием используют в медиации других видах разрешения конфликтов. Однако как прием, сама по себе замена онтологии ничего не дает. Нам ведь важно разобраться в сути конфликта.

К тому же полезные свойства конфликта в такой логике не найти. А полезные свойства в конфликте имеются всегда. Требуется смена смыслов или "обессмысливание" первоначальных смыслов. Соответственно, требуется смена логики, а, возможно, и замена онтологии конфликта. В каких направлениях возможна замена онтологии конфликта? Пока их четыре.

  1. Функции бизнес-единиц, участвующих в сделке.
  2. Экономическая уязвимость сделки.
  3. Поле определенности сделки.
  4. Равновесие в сделке.

Все изложенные варианты замены онтологии приводят к замене смыслов конфликта, к "обессмысливанию" конфликта. Потеря первоначального смысла конфликта дает сторонам новые возможности для развития, какой бы вариант "обессмысливания" не был выбран.

Если стороны смогут найти выход из конфликта в формировании равновесия - это самый предпочтительный вариант замены онтологии. Однако, чтобы достичь конечного итогового равновесия, необходимо понимать какие балансы будут в поле зрения МИРОТВОРЦА.

Всю многогранность данной технологии невозможно передать в рамках одной статьи. Но те, кто уже применяют на практике МИРОТВОРЧЕСТВО, понимают все выгоды этой технологии. Очень трудно отказаться от стереотипов. Проще идти по заданной логике конфликта. Даже сесть за описание конфликта становится непосильной задачей. Потому что в этом случае нужно оказаться вне конфликта. А это крайне трудно, когда представляешь интересы одной из конфликтующих сторон. Но если мы хотим реально преодолеть конфликт, способность оказаться вне конфликта всегда становится востребованной.

Мы рассмотрели систему координат МИРОТВОРЧЕСТВА в сфере управления, права и онтологии. Это ориентиры, которые лежат на Пути МИРОТВОРЧЕСТВА. Именно эти ориентиры будут обогащать эту технологию. Не всегда удается целиком применить все на практике. Но даже частичное применение технологии МИРОТВОРЧЕСТВА сохраняет отлаженные деловые контакты, позволяет сторонам разумно подойти к конфликтам, возникающим между ними. Всегда хочется преодолеть конфликт и больше о нем не думать. Поэтому и способы преодоления конфликтов будут всегда востребованы. Особенно в сложных условиях кризиса.

Глоссарий

Когнитивный - от латинского слова "cognitio" - знание / познание

ТРИЗ- теория решения изобретательских задач - это технология творчества, основанная на идее о том, что "изобретательское творчество связано с изменением техники, развивающейся по определенным законам" и что "создание новых средств труда должно, независимо от субъективного к этому отношения, подчиняться объективным закономерностям". Появление ТРИЗ было вызвано потребностью ускорить изобретательский процесс, исключив из него элементы случайности: внезапное и непредсказуемое озарение, слепой перебор и отбрасывание вариантов, зависимость от настроения и т. п. Кроме того, целью ТРИЗ является улучшение качества и увеличение уровня изобретений за счёт снятия психологической инерции и усиления творческого воображения.

Онтология - это раздел философии, занимающийся установлением природы фундаментальной сущности вещей в мире или, другими словами, проблемы бытия.

Вставка " Flash-Право - обозначает направление нового права. Оно отличается от существующего права тремя важными свойствами: целевым, функциональным характером (вместо вероятностного); сочетанием координирования и регулирования в качестве способов правового воздействия (вместо одного только регулирования); координирует и регулирует балансы - целей, результатов, ресурсов, правовых связей (вместо регулирования поведения). Нормы flash-права вырабатываются под конкретные управленческие цели или баланс целей.

Поскольку праву всегда отводилась основная роль в разрешении различных проблем, то flash-право нуждается в эффективных технологиях преодоления конфликтов. Такой технологией является МИРОТВОРЧЕСТВО. Целевой характер flash-права требует от МИРОТВОРЧЕСТВА набора исходных базовых идей, четких функций, процедур и операций. Миротворец должен ответить на вопрос: как достичь нужного результата в проблемной ситуации? ____________________________________________________________ " К инструментам следует отнести следующие процессы и процедуры, которые используются в других услугах, но входят в состав пакета "МИРОТВОРЧЕСТВО". Право. Правовое состояние конфликта. Анализируется состояние обязательств, состояние правоотношений, состояние правовых связей. Способы описания конфликта. Описание конфликта - это необходимая процедура, которая помогает разобраться в существе конфликта. При этом варианты преодоления конфликта могут быть выявлены в ходе описания. Коучинг. Подход GROW (ЦРВИ). ЦЕЛЬ (GOAL). Выбор проблемы и конечной цели. РЕАЛИИ (REALITY). Реальная оценка ситуации. ВАРИАНТЫ (OPTIONS). Совместное определение пути решения проблемы. ИТОГИ (WRAP-UP). Совместная выработка плана действий, определение временных рамок достижения результатов, способов преодоления препятствий и последствий. Медиация. Медиативная беседа. Совместное решение проблемы: сбор и разработка возможных решений. Договоренность. Реализация. Проверка и, в случае необходимости, корректировка договоренностей. _______________________________________________________________________ " Функциональное правоведение - это направление в праве, которое: 1) конструирует равновесные правоотношения. 2) судебные формы защиты интересов считает исключительными. 3) использует МИРОТВОРЧЕСТВО в разрешении конфликтов. Извлекает пользу из конфликтов. 4) считает Правду приоритетом перед Правом. 5) способно построить правовой коридор в деятельности компании, рынка, проекта. Отличия существующего права от flash-права изложены в таблице.

Мастер-класс на сайте педагогического клуба «Наука и творчество»

https :// sites . google . com / site / klybnayka

Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе по теме «Правописание слов с удвоенными согласными»

Номинация «Предметы начальной школы» (раздел русский язык)

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 33 г. Томска

Электронный адрес: pnn -12@ yandex . ru

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» (В.А.Сухомлинский)

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебной познавательной направленностью. Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Дидактические игры, с одной стороны, способствуют формированию учебных навыков и умений, изучению нового материала или повторению и закреплению пройденного, т.е. решают определенные дидактические задачи. С другой стороны, они способствуют развитию мышления, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, сосредотачиваться, проявлять инициативу.

Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда - стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь чётко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. Дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с интересами других, сдерживать свои желания. У них развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер.

Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям как:

 дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

 учебная деятельность подчиняется правилам игры;

 учебный материал используется в качестве её средства, а в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

 успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Педагогические игры имеют следующую классификацию:

1. по виду деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные и психологические;

2. по характеру педагогического процесса:

3. обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

4. познавательные, воспитательные, развивающие;

5. репродуктивные, продуктивные, творческие;

6. коммуникативные, диагностические, профориентационные и др.,

7. по характеру игровой методики: предметные, ролевые, имитационные и т.д.;

8. по игровой среде: с предметами, без предметов, компьютерные и с ТСО

Предлагаю вашему вниманию дидактические игры, которые можно проводить на уроках русского языка в начальной школе по теме «Удвоенные согласные» (все они апробированы моими учениками):

1. Игра «Сова» (у совы очень острый слух)

Цель: расширять словарный запас детей; развивать внимание, фонематический слух; повышать познавательный интерес, закреплять навык написания слов с удвоенными согласными.

Правила игры : учитель читает рифмованные строчки, а дети должны услышать слова с удвоенными согласными и назвать (записать) их.

Можно работать самостоятельно, в парах, в группах.

    Спросите, не повысив тона,

Что больше: центнер или тонн а?

    Необходимы соль и крупы,

Чтоб кашу наварить для групп ы.

    Кто получит низкий балл ,

Не придёт на школьный бал.

    Если в доме много сора,

В доме может вспыхнуть сс ора.

5. Радиоволна идёт сквозь стену,

Мы её поймаем на антенн у.

6. Сегодня будет кинопанорама.

Какая интересная программ а!

7. Если в школе пьёте квас,

Не забрызгайте весь класс .

8. Приятнее найти под ёлкой гриб,

Чем получить ангину или грипп .

9. Жук жужж ит, а змея шипит.

10.Жужж анье-звон, жужж анье-звон

– Звенят-жужж ат со всех сторон.

11. Сонн ые сосны, сонн ые ели -

Лес усыпили снега и метели.

12. Жук жужж ит, над ежом кружит,

А ёжик лежит, на жука глядит.

2. Игра «Угадай слово!» (значения слов я взяла из толкового словаряС.И. Ожегова. «Словарь русского языка»)

Цель : расширять словарный запас детей; развивать внимание, мышление; закреплять навык правописания слов с удвоенными согласными.

Правила игры : Класс делится на группы, между которыми происходит соревнование: кто больше слов назовёт?

1-ый вариант игры:

Учитель читает значение слов, дети записывают слова, которые имеют это значение (обязательное условие – в слове должна быть удвоенная согласная в корне слова).

2-ой вариант игры:

Детям раздаются карточки, на которых записаны значения слов. Дети в группе их сами читают. После обсуждения слово записывается.

Значения слов:

    Верёвки или ремни для управления лошадью. (вожж и)

    Прибор, техническое устройство. (апп арат)

    Изготовление рисунков из наклеенных или нашитых кусочков ткани, бумаги. (апп ликация)

    Желание есть. (апп етит)

    Вещество из микроскопических грибков, вызывающее брожение. (дрожж и)

    Острое вирусное заболевание. (грипп )

    Несколько предметов или людей, расположенных близко друг от друга или соединённые вместе. (групп а)

    Качество исполнительного человека, соблюдающего во всём порядок. (а кк уратность)

    Очень аккуратный человек. (акк уратист)

    Производить однообразный дребезжащий звук. (жужж ать)

    Человек, который обладает большой внутренней культурой. (интелл игент)

    Единицы измерения массы. (грамм , килограмм , тонн а)

    Срочное сообщение, передаваемое по телеграфу. (телеграмм а)

    Декоративное освещение парков, улиц по случаю какого-нибудь праздника. (илл юминация)

    Поясняющий рисунок к тексту. (илл юстрация)

    Спортивная игра с маленьким мячом, который перебрасывается ракеткой через сетку. (тенн ис)

    Шестой день недели. (субб ота)

    Большой, обычно продолговатый сосуд для купания, мытья. (ванн а)

    Комната, в которой стоит ванна или в которой принимается ванна. (ванн ая)

    Сотрудник газеты или журнала, специально командированный для сбора какой-либо информации. (корр еспондент)

    Единица длины. (милл иметр)

    Летняя пристройка к дому. (терр аса)

    Ограниченное земельное пространство. (терр итория)

    Пешеходная дорога, обсаженная с обеих сторон деревьями. (алл ея)

    Систематизированное собрание каких-нибудь предметов. (колл екция)

    Группа лиц, объединённых общей работой, учёбой, интересами. (колл ектив)

    Помещение, в котором проводятся денежные операции. (касс а)

    Любая дорога с твёрдым покрытием. (шосс е)

    Укротитель хищных животных. (дресс ировщик)

    Лечебная повязка из марли. (компресс )

    Состояние взаимной вражды, серьёзная размолвка. (сс ора)

    Спортивный бег, а также некоторые виды гонок по пересекающейся местности. (кросс )

    Высшее учёное звание. (професс ор)

    Искусственный водоём, сооружённый для плавания. (басс ейн)

    Умение, мастерство, знание дела. (искусс тво)

    Краткое изложение содержания книги. (анн отация)

    Сооружение в виде высокого столба, служащего опорой в здании. (колонн а)

    Статуя, сооружение огромных размеров. (колосс )

    Огнестрельные орудия: пушки, гаубицы, миномёты. (артилл ерия)

    Эстрадно-цирковой артист, показывающий сложные фокусы. (илл юзионист)

    Американский и восточноазиатский крокодил. (алл игатор)

    Товарищ по работе. (колл ега)

    Вид городского транспорта. (тролл ейбус)

    Помещение в школе для занятий. (класс )

    Популярная игра на льду. (хокк ей)

    Человек, который совершает поездку на транспорте. (пасс ажир)

    Сочетание нескольких музыкальных звуков. (акк орд)

    Музыкальный инструмент. (акк ордеон)

    Результат, итог сложения. (сумм а)

    Пространство, разделяющее два пункта, промежуток между чем-нибудь. (расс тояние)

    Родина русского народа, наше государство. (Росс ия)

    План деятельности, работ. (программ а)

    Специалист по программированию. (программ ист)

    Единица оценки степени, силы какого-нибудь физического явления, например, ветра, землетрясения. (балл)

    Обучение животных. (дресс ировка)

    Твёрдое тело, имеющее упорядоченное, симметрическое строение. (кристалл )

    Способ хода, бега лошади. (алл юр)

    Лирическое или лиро-эпическое стихотворение особой формы на историческую, обычно легендарную тему. (балл ада)

    Ребёнок, подросток, который занимается изучением природы. (юнн ат)

    Соглашение на основе взаимных уступок. (компромисс )

    Улучшение в процессе развития. (прогресс )

    Пружинная гнутая полоса или устройство, смягчающее толчки при езде. (ресс ора)

    Художник, поэт, писатель, деятель науки, произведения или труды которого имеют непреходящую ценность. (класс ик)

    Поезд или автобус, идущие с высокой скоростью без остановок. (экспресс )

    Ход, развитие какого-нибудь явления, последовательная смена состояний в развитии чего-нибудь. (процесс )

    Массовая периодическая печать. (пресс а)

3-й вариант игры: класс делится на 4 группы. Каждой группе даётся карточка со словосочетаниями. Дети должны заменить их одним словом (в рамочке есть слова подсказки).

Карточка для 1-ой группы

    Изготовление рисунков из наклеенных или нашитых кусков бумаги, ткани.

    Прибор, техническое устройство.

    Большое желание есть.

    Ремни, верёвки для управления лошадью.

    Вещество из микроскопических грибков, вызывающее брожение.

    Дорога с твёрдым покрытием.

    Состояние взаимной вражды.

    Группа лиц со специальными полномочиями.

    Ребёнок, подросток, который занимается изучением природы.

    Руководитель театральной, кино- или телевизионной постановки.

    Искусственный водоём, сооружённый для плавания.

    Женские имена.

Карточка для 2-ой группы

    Несколько предметов или людей, расположенных близко друг от друга или соединённых вместе.

    Острое вирусное заболевание.

    Сочетание нескольких музыкальных звуков различной высоты.

    Производить однообразно дребезжащий звук, свистящий шум.

    Человек исполнительный, соблюдающий во всём порядок.

    Спортивный бег.

    Человек, научные труды которого имеют большую ценность.

    Парная спортивная игра маленьким мячом, который перебрасывается ракеткой через сетку.

    Больничный лист.

    Вид городского транспорта.

    Популярная игра на льду.

    Товарищ по работе.

Карточка для 3-ей группы

    Человек, обладающий большой внутренней культурой.

    Срочное сообщение, передаваемое по телеграфу.

    Поясняющий рисунок.

    Единицы измерения массы.

    Декоративное освещение парков, улиц по случаю какого-нибудь торжества.

    Выходной день.

    Большая обычно продолговатая ёмкость для купания и мытья.

    Летняя пристройка к дому.

    Сотрудник газеты, журнала.

    Один из видов игры в мяч.

    Обучение животных.

    Свидетельство об окончании средней школы.

Карточка для 4-ой группы

    Наука об изменении и сочетании слов.

    Пешеходная дорога, обсаженная с обеих сторон деревьями.

    Группа лиц, объединённых общей работой, учёбой, интересами.

    Систематизированное собрание каких-нибудь предметов.

    Помещение, в котором проводятся денежные операции.

    Ограниченное земельное пространство.

    Лечебная повязка.

    Укротитель хищных животных.

    Рисунки в журнале, газете, книге.

    Помещение в школе.

    Сквозной проезд, прорытый под землей.

    Спортивный бег.

3. Игра «Молчанка»

Цель : расширять словарный запас детей; развивать внимание, умение работать молча, не выкрикивая ответ, который всем очевиден; закреплять навык правописания слов с удвоенными согласными.

Правила игры : дети слушают загадки,ответами которых являются слова с удвоенными согласными, и молча записывают ответы в тетрадь (2 человека записывают слова за доской).

    Он по виду брат баяну,

Где веселье, там и он.

Я подсказывать не стану,

Всем знаком… (акк ордеон)

    Хороший, сплочённый, сильный актив

Называют… (колл ектив)

    Есть у родственников ёлки

Неколючие иголки,

Но в отличии от ёлки

Опадают те иголки. (лиственн ица)

    Он на вокзале есть всегда,

К нему подходят поезда.

Двойное «р» содержит он

И называется… (перр он)

5. Белая коша лезет в окошко. (расс вет)

6. Я мчусь, держусь за провода,

Не заблужусь я никогда. (тролл ейбус)

    На большие расстояния

Мчится он без опоздания.

Пишутся в конце все «с»,

Называется… (экспресс )

    Стоит на крыше – всех труб выше. (антенн а)

    Загадка эта нелегка:

Пишусь всегда через два «к».

И мяч, и шайбу клюшкой бей,

А называюсь я… (хокк ей)

10. В конце двойное «л» пиши,

А как зовут меня – реши:

Без мастера гранёным стал

Блестящий, правильный … (кристалл )

    На что ни взглянет этот глаз-

Всё на картинке передаст… (фотоапп арат)

12.Стоит на крыше верхолаз

И ловит новости для нас. (антенн а)

13.Здесь доска и парты есть,

Чтоб всем детям сразу сесть.

Это в школе есть у нас,

Это наш просторный… (класс )

14. Во мне два « К», не забывайте,

Таким, как я, всегда бывайте:

Я точный, чистый и опрятный,

Одним словом… (акк уратный)

15. Многим вам она знакома:

В ней купаться можно дома. (ванн а)

16. По долинам, по отрогам мчит широкая дорога,

И она, как знают все, называется… (шосс е)

17. Простудился я вчера: голова болит с утра,

Я закашлялся, охрип, у меня, наверно… (грипп )

18. Вдоль дороги по бокам липы, клёны тут и там.

Всем идти здесь веселее. Этот путь зовут… (алл ея)

19. В магазин с сестрой ходили,

Всё, что надо, там купили:

За батон, бутылку кваса

Заплатили деньги в …. касс у.

20. Многим долго неизвестный
Стал он каждому дружок,
Всем по сказке интересной
Мальчик луковка знаком.
Очень быстро и недлинно
Он зовётся... Чиполлино

21. Он и весел, и не злобен,
Этот милый чудачёк.
С ним приятель Пятачок.
Для него прогулка - праздник,
И на мёд особый нюх.
Это плюшевый проказник,
Медвежонок... (Винни - Пух)

4. Игра «Орфография в ребусах»

    групп а

    грипп

    сумм а

    тенн ис

    колл екция

    сс ора

    масс а

    грамм

    тонн а

    панн о

Ребусы из электронного пособия «Орфография в ребусах» (/load/47-1-0-25296 ):

кла сс анте нн а пе рр он

ма сс а хо кк ей су бб ота

ра сс вет су мм а ра сс каз

    Игра «Кто самый внимательный?»

Цель : расширять словарный запас детей; развивать внимание и орфографическую зоркость; закреплять навык правописания слов с удвоенными согласными.

Правила игры : детям даются карточки с наборами букв, в которых спрятаны слова с удвоенными согласными. В течение одной минуты (можно использовать песочные часы) дети должны их найти и подчеркнуть. Потом для проверки на экран выводится карточка с ответами.

Полвыдпнерытапрадлвждпкилограмм авбпреытасьо

ыосрнтвбаштсиеиикассирьбчзыююыбсомтбыдвлврв

ылдджжваннамжьчиунсолдюфямбтыщдапюмювжть

жюысноддцбвюсбьколлективтыдыьмслукюамюдим

ыоадномбпшжпбалвжююбантеннаыбминельстыапо

Проверка задания:

Полвыдпнерытапрадлвждпкилограмм авбпреытасьо

Аовитправважужжитарвоылвлакратмлврлкопоптаов

Россияпраовлыдваоапкеркппчвмсмрпрпоиоиоиоиок

Апоавпывмырегшросубботамиарвшвопшешщполио

Првьидршарсороаопоптптптптвллжжётвлкпёёисоко

Алмбсшалимныеьждткбснчтольрассказскаыхбьнубб

Нмиаткпомомтенниспоаавбпреытасьопоавпывмырег

Сосрнтвбаштсиеиикассирьбчзыююыбсомтбыдвлврв

Рлдджжваннамжьчиунсолдюфямбтыщдапюмювжтьэ

Жюысноддцбвюсбьколлективтыдыьмслукюамюдим

Боадномбпшжпбалвжююбантеннаыбминельстыапод

    Игра «Знатоки русского языка»

Цель : развивать орфографическую зоркость; закреплять навык правописания слов с удвоенными согласными.

Правила игры : дети выполняют задания предложенного теста (индивидуально или в группах). При проверке за каждое правильное задание ребёнок получает 1 балл. Выигрывает тот, кто набрал больше баллов.

1. Укажите слово с пропущенной удвоенной буквой К.
А) А…уратный.
В) О…раска.
С) А…устика.
D) А…адемия.
Е) А…робат.
Ответ: А

2. В слове пишется удвоенная буква Л
А) Ко…онна.
В) Ки…омметр.
С) Ко…оннада.
D) Ко…одец.
Е) И…юстрация.
Ответ: Е

3.
Укажите строку с удвоенной С.
А) Ра…трел, ра…крыть.
В) Ра..ол, ра…кинуть.
С) Ра…читать, ра…удок.
D) Ра…чёт, ра…вет.
Е) …адина, по…уда.
Ответ: С

4.
Укажите слово с пропущенной удвоенной С.
А) Белору…ы.
В) Ре…урсы.
С) Пе…имизм.
D) Де…ант.
Е) А…кетизм.
Ответ: С

5.
Укажите слово с одной пропущенной буквой Ж в слове.
А) Дро…и.
В) Мо…евельник.
С) Жу…ать.
D) Пасса…ир.
Е) Во…и.
Ответ: D

6.

А) Компроми…ный.
В) Режи…ёр.
С) А…оциация.
D) Профе…ия.
Е) Ре…урс.
Ответ: Е

7.
Укажите слово с одной пропущенной буквой Р.
А) Те…аса.
В) Те…ор.
С) Нота…иус.
D) Ко…ектор.
Е) Те…итория.
Ответ: С

8.
Укажите слово с одной пропущенной буквой Л.
А) Апе…яция.
В) Симу…яция.
С) Дисти…яция.
D) И…юстрация.
Е) Пара…ель.
Ответ: В

9.
Укажите слово с одной пропущенной буквой С.
А) Коми…ия.
В) Регре…
С) Репре…ия.
D) Профе…ия.
Е) Ма…онство.
Ответ: Е

10. Укажите слово с двумя буквами Ф.
А) Про…ессия.
В) Ди…еренциация.
С) Дисквали…икация.
D) Ди…ирамб.
Е) Де…ект.
Ответ: В

11.
A) А…ея.
B) А…егория.
C) А…огизм.
D) Апе…яция.
E) Арти…ерия.
Ответ: C

12. Укажите слово с одной буквой Л.
A) Ба…ада.
B) Ба…аст.
C) Ба…он.
D) Ба…юстрада.
E) Бри…иант.
Ответ: D

13.
Укажите слово с одной буквой Л.
A) Бю…етень.
B) Га…юцинация.
C) Ди…ема.
D) Иди…ия.
E) И…юзия.
Ответ: C

14. Укажите слово с одной буквой Л.
A) Дисти…ировать.
B) И…юминация.
C) Ко…ектив.
D) Ко…ер.
E) И…юстрация.
Ответ: D

15.
Укажите слово с одной буквой Л.
A) Ба…юстрада.
B) Инте…игенция.
C) Инте…ктуальный.
D) Караве…а.
E) Ко…ектив.
Ответ: A

16. Укажите слово с одной буквой Л.
A) Ко…екция.
B) Ко…изия.
C) И…юминация.
D) И…юзия.
E) Коа…иция.
Ответ: E

17. Укажите слово с одной буквой Л.
A) Мета…ический.
B) Ми…иард.
C) Ми…ион.
D) Нове…а.
E) Пи…игрим.
Ответ: E

18. Укажите слово с одной буквой Л.
A) Си…абический.
B) Си…омер.
C) Сте…аж.
D) Тро…ейбус.
E) Хлорофи… .
Ответ: B

19. Укажите слово с одной буквой Л.
A) А…юминий.
B) Кора… .
C) Криста… .
D) Це…офан.
E) Це…юлоза.
Ответ: A

20.

A) Гра… .
B) Гу…анист.
C) И…играция.
D) И…унитет.
E) Килогра… .
Ответ: B

21.
Укажите слово с одной буквой М.
A) Ко…ентарий.
B) Ко…ерческий.
C) Ра…а.
D) Си…етрия.
E) Су…а.
Ответ: C

22. Укажите слово с одной буквой П.
A) А…арат.
B) А…ендицит.
C) А…етит.
D) А…елляция.
E) Ги…опотам.
Ответ: D

23. Укажите слово с одной буквой С.
A) Де…ант.
B) Ба…ейн.
C) Бе…еребреник.
D) Бе…четный.
E) Би…ектриса.
Ответ: A

24. Укажите вариант написания существительных с одной буквой Н.
A) Гости…ица, варе…ик.
В) Племя...ик, пле…ик.
С) Язве…ик, таможе…ик.
D) Ко...ица, имени…ик.
Е) Оси...ик, мали…ик.
Ответ: A

25.
А) Сте…аж.
В) По…ифонизм.
С) Ба… (оценка).
D) Ба…ада.
Е) И…юминация.
Ответ: B

26. Укажите слово, которое пишется с одной буквой Т.
А) Конфе…и.
В) А…ракцион.
С) А...аше.
D) А…рофированный.
Е) А…естат.
Ответ: D

27. Укажите слово с одной буквой Н.
А) А…кета.
В) То…а.
С) То…ель.
D) Анте…а.
Е) А…ексия.
Ответ: A

28. Укажите слово, которое пишется с одной П.
А) А…ендикс.
В) О…озиция.
С) А...арат.
D) А...робация.
Е) И...одром.
Ответ: D

29. Укажите слово, которое пишется с одной Л.
А) Баци…а.
В) Иди…ия.
С) Новее…а.
D) Ре…иквия.
Е) Хо… .
Ответ: D

30. Укажите слово, которое пишется с одной Р.
А) Пе...он
В) Те...аса.
С) Су…огат.
D) Мо...ализм.
Е) Попу...и.
Ответ: D

31. Укажите слово с одной С в корне.
А) Диску…ия.
В) Репре…ия.
С) Ди…танция.
D) Ша…и.
Е) Рене…анс.
Ответ: C

32.
Укажите слово, которое пишется с одной С.
А) Ма…аж.
В) Репре…ия.
С) Се…ия.
D) Ди…котека.
Е) Бо… .
Ответ: D

33. Укажите слово, которое пишется с одной Л.
А) Кора…овый.
В) Иди…ия.
С) Инте…ект.
D) Ка…играфия.
Е) Ди…етант.
Ответ: E

34. Укажите слово, которое пишется с одной М.
А) Ко…ентатор.
В) Програ…ный.
С) Си…етрия.
D) Гу…анизм.
Е) Га…ы.
Ответ: C

35. Укажите слово с одной Н в корне.
А) А…кета.
В) То...а.
С) То…ель.
D) Анте...а.
Е) А…ексия.
Ответ: A

36. Укажите слово, в корне которого нужно вставить одну букву С .
А) Режи…ер.
В) Экспре…ия.
С) Пье…а.
D) Профе...ия.
E) Коло...альный.
Ответ: С ЯЗЫК Автор : Л. Ф. Климанова (Комплект «Перспектива») М.: Просвещение, 2011 2.Уроки русского языка ... слова с удвоенными согласными ...

  • Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования Пояснительная записка (2)

    Программа
  • Программа личностного развития и формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования (личностные и метапредметные результаты)

    Программа

    ... . Раздел «Слово » Третьим важнейшим разделом в курсе русского языка начальной школы является раздел «Слово ». Слово рассматривается... мягкости согласных . Дети учатся переносить слова с ь и ъ. Изучается правописание слов с удвоенной буквой согласного в...

  • Основная образовательная программа начального общего образования моу большемикушкинской средней общеобразовательной школы

    Основная образовательная программа

    1. Предметы в соответствии с учебным планом Программы. Автор Учебники 22. 2. Обучение грамоте Программы четырёхлетней начальной школы . Русский язык ...

  • Цели урока

    • Учебные : совершенствование знаний о правописании слов с удвоенными согласными буквами в корне; формирование орфографических навыков; учить высказывать свою мысль и понимать позицию собеседника.
    • Развивающие : развитие речи учащихся; активизация словесно-логического мышления; формирование абстрактного мышления, устойчивости внимания; интеллектуальное развитие за счет нового уровня инициативы и самостоятельности школьников в организации учебного процесса.
    • Воспитательные : воспитание товарищества, взаимопомощи, любви к русскому языку.

    Формы работы: внутригрупповая и общеклассная дискуссии, работа в группах, самостоятельный диалог учащихся между собой по поводу решения учебной задачи.

    Оборудование:

    • Карточки: чистописание, проверка теоретического материала, творческое задание, лист самооценки;
    • Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 3-го класса. Часть 1. изд.3-е, перераб.- М.: Баласс, 2008.

    Ход урока

    I. Организационный момент

    Проверка готовности к уроку.

    Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок русского языка?

    Запись на доске:

    • интересный
    • познавательный
    • плодотворный
    • развивающий

    Поясните каждое понятие.

    Чтобы урок получился таким, недостаточно одного учителя, необходима и ваша помощь. Какими должны быть на уроке ученики?

    Запись на доске:

    • Ученики:
    • активные
    • думающие
    • работоспособные
    • внимательные
    • аккуратные
    • дисциплинированные
    • дружные

    Сможете стать такими? В конце урока мы проанализируем, получился ли он таким, каким мы его хотели видеть.

    II. Чистописание

    Начнем мы, как обычно с минутки чистописания.

    Каждая группа получает задание, придумать росчерк с буквосочетаниями, которые у вас на столе. (сс, лл, нн, бб)

    Если возникнут затруднения, на обратной стороне карточки есть образец, можете им воспользоваться.

    С какими буквосочетаниями вы написали росчерк? Покажите карточки друг другу.

    Как вы думаете, почему на чистописание мы взяли эти буквосочетания - сс, лл, нн, бб? (удвоенная согласная в слове)

    На доске : нн, кк, сс, жж, мм, пп, рр, лл, бб

    III. Целеполагание

    Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

    На доске : Правописание слов с удвоенными согласными буквами в корне

    С двойной согласной непременно пишем мы слова:

    антенна, килограмм и грамм, и тонна,

    пассажир, шоссе, колонна,

    ссора, теннис и программа,

    группа, касса, телеграмма,

    русский, класс, суббота, ванна,

    Римма, Эмма, Инна, Анна.

    Я надеюсь, что вы постараетесь показать свои знания по этой теме, умения писать слова с удвоенными согласными буквами в корне. Будем развивать наблюдательность, свою речь, обогащать словарный запас.

    Вы будете работать в группах. Помните - важно не только самому выполнить задание, но и помочь своим товарищам. Ведь важен не только личный результат, но и результат работы всей группы, который приведет к успеху всего класса.

    IV. Актуализация знаний (общеклассная дискуссия)

    Для начала давайте вспомним все, что вы знаете по теме урока. Обсудите в группе вопросы, данные на карточках, в конце работы проконтролируйте себя по учебнику. Страницы учебника указаны внизу на карточке.

    (Самоконтроль по всем вопросам. Оценка группы)

    • Зеленый кружок - я активно участвовал в работе группы, с заданиями справился успешно. Я очень доволен!
    • Желтый кружок - на уроке не все задания оказались такими уж легкими. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой!
    • Красный кружок - задания оказались слишком трудными. Мне нужна помощь!
    № п/п Вопросы Самоконтроль Оценка группы
    1 Какие из этих буквосочетаний являются удвоенными согласными?

    нн, жк, кк, дк, сс, ск, тр, зд, жж, вс, мм, пп, рр, лл, бб

    2 Что значит удвоенная согласная в слове?
    3 Можно ли проверить написание удвоенной буквы в корне слова?
    4 Как переносятся слова с удвоенной согласной? Запишите два слова
    5 Запишите два слова с удвоенной согласной, которые нельзя перенести
    6 Является ли орфограммой правописание удвоенной согласной в корне слова? Почему?
    7 Запишите словарные слова с удвоенной согласной в корне слова
    8 Напишите одно слово, чтобы в нем было буквосочетание удвоенная согласная в корне слова, которое вы писали на чистописании. Сколько в этом слове букв, звуков?

    V. Творческая работа

    1. Упражнение в написании слов с удвоенной согласной (Внутригрупповая дискуссия, самопроверка, взаимопроверка, взаимопомощь)

    А сейчас, творческое задание. Заменить словосочетание одним словом.

    1 группа

    1. Изготовление рисунков из наклеенных или нашитых кусков бумаги, ткани.
    2. Прибор, техническое устройство.
    3. Большое желание есть.
    4. Ремни, верёвки для управления лошадью.
    5. Вещество из микроскопических грибков, вызывающее брожение.
    6. Дорога с твёрдым покрытием.
    7. Состояние взаимной вражды.
    8. Группа лиц со специальными полномочиями.
    9. Ребёнок, подросток, который занимается изучением природы.
    10. Руководитель театральной, кино- или телевизионной постановки.
    11. Искусственный водоём, сооружённый для плавания.
    12. Женские имена.

    2 группа

    1. Несколько предметов или людей, расположенных близко друг от друга или соединённых вместе.
    2. Острое вирусное заболевание.
    3. Сочетание нескольких музыкальных звуков различной высоты.
    4. Производить однообразно дребезжащий звук, свистящий шум.
    5. Человек исполнительный, соблюдающий во всём порядок.
    6. Спортивный бег.
    7. Человек, научные труды которого имеют большую ценность.
    8. Парная спортивная игра маленьким мячом, который перебрасывается ракеткой через сетку.
    9. Больничный лист.
    10. Вид городского транспорта.
    11. Популярная игра на льду.
    12. Товарищ по работе.

    3 группа

    1. Человек, обладающий большой внутренней культурой.
    2. Срочное сообщение, передаваемое по телеграфу.
    3. Поясняющий рисунок.
    4. Единицы измерения массы.
    5. Декоративное освещение парков, улиц по случаю какого-нибудь торжества.
    6. Выходной день.
    7. Большая обычно продолговатая ёмкость для купания и мытья.
    8. Летняя пристройка к дому.
    9. Сотрудник газеты, журнала.
    10. Один из видов игры в мяч.
    11. Обучение животных.
    12. Свидетельство об окончании средней школы.

    4 группа

    1. Наука об изменении и сочетании слов.
    2. Пешеходная дорога, обсаженная с обеих сторон деревьями.
    3. Группа лиц, объединённых общей работой, учёбой, интересами.
    4. Систематизированное собрание каких-нибудь предметов.
    5. Помещение, в котором проводятся денежные операции.
    6. Ограниченное земельное пространство.
    7. Лечебная повязка.
    8. Укротитель хищных животных.
    9. Рисунки в журнале, газете, книге.
    10. Помещение в школе.
    11. Сквозной проезд, прорытый под землей.
    12. Спортивный бег.

    Динамическая пауза

    Творческие задания (Внутригрупповая дискуссия, самопроверка, взаимопроверка, взаимопомощь)

    А сейчас, творческое задание. У каждой группы на карточках даны предложения. Раскройте скобки и напишите получившиеся слова.

    1 группа

    Ра(н,нн)ее (о,а)се(н,нн)ее утро. Уже р(о,а)(сс,с)вело. Я вст(о,а)ю и вых(о,а)жу (на)те(рр,р)а(сс,с)у. Гл(е,и,я)жу сквоз(ь) (о,а)ко(н,нн)ое ст(я,и,е)кло (в)тума(н,нн)ую дал(ь).

    2 группа

    Веет(я,и,е)р к(о,а)ч(а,я)ет в(е,я,и)рху(ш,ж)ки д(я,и,е)рев(ь)ев. Я з(о,а)ву (с)собой с(а,о)баку (С,с)трелку и иду (в)с(а,о)с(н,нн)овую рощ(у,ю). Со(н,нн)ая (С,с)трелка б(и,я,е)ж(ы,и)т (за)мной.

    3 группа

    Мы бр(я,и,е)дём (по)дли(нн,н)ой (о,а)(лл,л)ее. В(а,о)кру(к,г) гру(п,пп)ами растут кусты ш(ы,и)повника и м(о,а)(жж,ж)(и,е)(вв,в)ел(ь)ника. Почву п(а,о)крывает яркая шуршащ(а,я)я ма(сс,с)а.

    4 группа

    Уже то(н,нн)ы лист(ь)ев (а,о)бл(и,е)тели (с)д(и,я,е)рев(ь)ев. А вон на(ж,ш) сосе(т,д) пр(а,о)(фф,ф)е(сс,с)(а,о)р (Г,г)е(н,нн)а(дд,д)ий (К,к)и(рр,р)и(л,лл)ович б(и,е)ж(ы,и)т (по)а(л,лл)ее. Он любит утр(и,е)(нн,н)ие кро(с,сс)ы.

    Прочитайте, что у вас получилось. Объясните написание слов.

    Давайте еще раз прочитаем, свяжем все части и посмотрим, что у нас получилось.

    Что у нас получилось? Докажите, что это текст. Какие признаки текста вы знаете? (Текст состоит из предложений. Предложения в тексте связаны по смыслу. У текста есть заглавие. По заглавию можно определить, о чем будет говориться в тексте.)

    Как можно озаглавить текст?

    Осеннее утро.

    Раннее осеннее утро. Уже рассвело. Я встаю и выхожу на террасу. Гляжу сквозь оконное стекло в туманную даль. Ветер качает верхушки деревьев. Я зову с собой собаку Стрелку и иду в сосновую рощу. Сонная Стрелка бежит за мной. Мы бредём по длинной аллее. Вокруг группами растут кусты шиповника и можжевельника. Почву покрывает яркая шуршащая масса. Уже тонны листьев облетели с деревьев. А вон наш сосед профессор Геннадий Кириллович бежит по аллее. Он любит утренние кроссы.

    VI. Итог урока

    Самоконтроль Оценка учителя 1 Объясняю, что значит удвоенная согласная в слове 2 Знаю, как переносятся слова с удвоенной согласной 3 Знаю словарные слова с удвоенной согласной в корне слова 4 В группе помогал подбирать нужные слова к словосочетаниям 5 Внимательно слушал учителя и одноклассников, активно работал на уроке, правильно отвечал на вопросы

    Как вы думаете, решили ли мы задачи урока?


    Спасибо за интересную совместную работу. Результат работы каждой группы привел к успеху весь класс. Молодцы!