Главная · Язва · Милосердие как социальный феномен. Благотворительность как социальный феномен. Список использованных источников и литературы

Милосердие как социальный феномен. Благотворительность как социальный феномен. Список использованных источников и литературы

Его Святейшество Папа Римский Франциск провозгласил 2016 год внеочередным Святым (Юбилейным) годом, который начнется 8 декабря 2015 года и продлится до 20 ноября 2016-го. «Как же я хочу, чтобы следующие годы были отмечены милосердием, чтобы выходить навстречу каждому человеку, неся добро и нежность Бога. Пусть всех верующих и далеких от веры, сможет достичь бальзам милосердия, как знак Божьего Царства, уже присутствующего между нами» (Папа Римский Франциск).

В ветхозаветные времена юбилейный год объявлялся раз в пятьдесят лет. Юбилей должен был возвратить равенство всем сынам Израилевым, давая дополнительный шанс семьям, лишившимся имущества или даже личной свободы. Для богатых юбилейный год означал, что рабы-израильтяне могут вновь обрести свободу.

В Католической Церкви традиция Юбилейных лет началась при Папе Бонифации VIII в 1300 году. Он должен был проходить раз в сто лет. Начиная с 1475 года было решено праздновать Юбилейный год раз в 25 лет, чтобы дать возможность каждому поколению пережить хотя бы один Святой год. Внеочередные юбилеи провозглашались в особых случаях начиная с XVI века.

По сей день в Церкви были отпразднованы всего 26 Юбилейных лет – последний состоялся в 2000 году. Последние внеочередные Юбилеи отмечались в 1933 году в связи с 1900-й годовщиной Искупления и в 1983 году – по случаю 1950-летия Искупления.

Католическая Церковь наделила еврейский юбилейный год духовным смыслом. Он заключается в прощении, в индульгенции, которую может получить каждый, и в возможности обновить свои отношения с Богом и ближними.

Начальным обрядом Юбилея является открытие Святых врат, которые в остальное время остаются замурованными. Святые врата есть в четырех главных базиликах Рима: Святого Петра, Святого Иоанна, Святого Павла вне Стен и Святой Марии Великой. Открытие Святых врат символизирует «особый путь», ведущий ко спасению.

В знак материнской заботы Церкви о Народе Божьем во время Великого поста Святого Года священники - «миссионеры милосердия» - будут уполномочены «прощать грехи, которые может отпустить только Апостольский Престол», а епархии призываются организовывать с их участием «народные миссии» - предвестники радости прощения.

Также Папа призывает епархии провести молитвенные и покаянные бдения «24 часа для Господа» в пятницу и субботу четвертой недели Великого поста, чтобы многие христиане, особенно молодежь, пришли к Таинству Примирения, открывая для себя заново смысл жизни.

В обнародованной 11 апреля булле Папа Франциск подчёркивает, что милосердие является «архитравом, на котором держится жизнь Церкви», «идеалом жизни и критерием достоверности нашей веры». Все мы призваны жить милосердием, потому что мы первыми его получили. Поэтому непростое «прощение обид» является извечным христианским императивом, ведущим к сердечному миру и счастью. Достоверность Церкви проходит через милосердие и сострадание, воплощение милосердия Небесного Отца, и «везде, где есть христиане, любой человек должен находить оазис милосердия».

Также Папа Франциск дает некоторые практические советы, чтобы прожить этот юбилей в духовной полноте: совершить требующее усилий паломничество, стараться не судить и не осуждать, удаляться от ревности и зависти, становясь «инструментом прощения», открывать сердца навстречу окраинам человеческой жизни, неся утешение и солидарность многим братьям и сестрам, лишенным достоинства. Таким образом можно разрушить «барьер равнодушия, который часто воцаряется для сокрытия лицемерия и эгоизма».

Папа Франциск также затрагивает тему межрелигиозных отношений, отмечая, что иудаизм и ислам считают милосердие «одним из наиболее характерных атрибутов Бога». «Пусть этот Юбилейный год сделает нас более открытыми для диалога, чтобы лучше узнать и понять друг друга; да устранится всякая форма закрытости и презрения, всякая форма насилия и дискриминации».

Пулитцеровская премия всегда выявляла множество изысканно написанных и глубоко продуманных книг, которые стоит перечитывать снова и снова! Именно поэтому мы хотим представить вашему вниманию 9 великолепных романов и сборников, удостоенных этой одной из престижнейших литературных наград, которые вы можете без колебаний добавить в свой список для чтения.

1. «Время смеется последним» Дженнифер Иган (2010)

Красивый роман, который читается как набор коротких рассказов, произведение Иган показывает читателю целое созвездие ярких персонажей, имеющих довольно косвенное отношение друг к другу, которые принадлежат коварному царству музыкальной индустрии. Их окружает слава и неопределенное будущее. Этот бестселлер дает богатейшую пищу для размышлений, а его стилистическое оформление станет для вас ошеломляющим сюрпризом!


2. «Волчий зал» Мантел Хилари (2009)

Для любителей исторических романов, «Волчий зал» может стать одной из самых любимых книг. В ней есть все: политическая интрига, яркие детали описанного периода и лучший сценарий! В самом деле, даже тот, кто никогда не был поклонником исторической беллетристики, может всерьез увлечься подходом Мантел.

3. «Короткая фантастическая жизнь Оскара Вау» Джуно Диас (2007)

Произведение наполнено яркими личностями и богатыми культурными традициями. Эта история об аутсайдере, зажатом между американской культурой и его доминиканской семьей, переплетенная с описанием борьбы его предков при диктаторе Рафаэле Трухильо. Главный герой, мечтающий о великой любви, оказывается подверженным семейному проклятью. Его родных преследуют пытки, страдания, трагические случаи и неразделенная любовь. Им никак не удается уйти от этого, но герой решает найти любовь, во что бы то ни стало! Диас воплощает все это в своей книге с неотразимым юмором в яркой, энергичной прозе.

4. «Искупление» Иэн Макьюэн

Летние дни, любовь витает в воздухе. Кто она, эта молодая девочка - великая грешница или девушка, которая просто совершила ошибку? И сможет ли она ее искупить? История о том, что творческий человек редко вписывается в общепринятые рамки. Рассказ о любви, жестокой войне, потерях и находках. Мучительная история детских ошибок и трагических последствий, этот роман гарантированно заставит вас плакать.

5. «Сиротский Бруклин» Летем Джонатан

В своем причудливом и блестящем детективном романе Летем Джонатан рассказывает нам о парне по имени Лайонел Эссрог, который должен преодолеть свои языковые трудности, чтобы раскрыть чудовищное преступление. Это дело – смысл его жизни, ведь убит его обожаемый покровитель Фрэнк Минне, которые вытащил его вместе с тремя другими ребятами из приюта, чтобы сделать «своими парнями».

6. «Кони, кони…» Кормак Маккарти

Как и во многих вестернах, в этом романе есть и приключения ковбоев, и причудливая смесь боевика и драмы, но работа Маккарти обладает особой поэтичностью и сложностью, что делает ее полностью уникальной. Книга о Любви, Жизни и Мужестве. Затягивает буквально с первых страниц.

7. «Кролик разбогател» Джон Апдайк

Джон Апдайк исследует жизнь бывшей звезды баскетбола, каким он был в средней школе, который во взрослом возрасте оказался в ловушке хоть и обеспеченной, но скучной жизни и безрадостного брака. Беспорядочный секс и циничность казалось бы взяли над ним верх. Но есть в этом мужчине что-то, что разительно отличает его от других… Каким же образом он будет бороться с каждой стадией своих жизненных проблем? Сочная проза Апдайка - это идеальный проводник в жизнь человека, проживающего кризис и уставшего бороться с судьбой.

8. Рассказы Джона Чивера

Мало писателей, работающих в жанре рассказов, добились настоящего признания, но Чивер смог достичь успеха. Его короткая беллетристика, как правило, всегда оказывается безжалостно глубокой, остро написанной и по-настоящему откровенной. Его герои стремятся найти любовь и обрести настоящее счастье, но они не могут понять, почему это не всегда удается. Глубокий психологизм автора, воплощенный в его новеллах, доказывает, что надежда и вера спасает даже в самых безнадежных ситуациях.


9. «Песнь Соломона» Тони Моррисон

Мощное описание Моррисона жизни чернокожих людей в Америке воплощается в этом романе в рассказ об афроамериканской семье и о взрослении его центрального персонажа Мейкона «Молочника» Помера. Мейкон - это человек, который постоянно находится в поисках, ему необходимо создать и обрести свою уникальную личность, раскрыть заложенные в себе духовные стремления. Прикосновения магического реализма автора к важным общественным и личным проблемам только повысит глубокое поэтичное раскрытие жизнеутверждающих истин.

Приятного вам чтения!

Папская булла «Misericordiae vultus» («Лик милосердия») была обнародована в Ватикане вечером 11 апреля во время Первой вечерни воскресенья Божьего милосердия. Ею был торжественно и официально провозглашен Святой год Божьего милосердия, который начнётся открытием Священных врат в соборе Святого Петра 8 декабря 2015 года, в праздник Непорочного Зачатия Девы Марии, и завершится 20 ноября 2016 года, в праздник Христа Царя Вселенной. Предлагаем разобраться, что, собственно, означает эта новость.

Что такое Юбилейный год?

В ветхозаветные времена юбилейный год объявлялся раз в пятьдесят лет. Юбилей должен был возвратить равенство всем сынам Израилевым, давая дополнительный шанс семьям, лишившимся имущества или даже личной свободы. Для богатых юбилейный год означал, что рабы-израильтяне могут вновь обрести свободу.

В Католической Церкви традиция Юбилейных лет началась при Папе Бонифации VIII в 1300 году. Он должен был проходить раз в сто лет. Начиная с 1475 года было решено праздновать Юбилейный год раз в 25 лет, чтобы дать возможность каждому поколению пережить хотя бы один Святой год. Внеочередные юбилеи провозглашались в особых случаях начиная с XVI века.

По сей день в Церкви были отпразднованы всего 26 Юбилейных лет – последний состоялся в 2000 году. Последние внеочередные Юбилеи отмечались в 1933 году в связи с 900-й годовщиной Искупления и в 1983 году – по случаю 1950-летия Искупления.

Католическая Церковь наделила еврейский юбилейный год духовным смыслом. Он заключается в прощении, в индульгенции, которую может получить каждый, и в возможности обновить свои отношения с Богом и ближними.

Какие мероприятия и обряды сопутствуют Юбилейному году?

Начальным обрядом Юбилея является открытие Святых врат, которые в остальное время остаются замурованными. Святые врата есть в четырех главных базиликах Рима: Святого Петра, Святого Иоанна, Святого Павла вне Стен и Святой Марии Великой. Открытие Святых врат символизирует «особый путь» , ведущий ко спасению.

В знак материнской заботы Церкви о Народе Божьем во время Великого поста Святого Года священники — «миссионеры милосердия» — будут уполномочены «прощать грехи, которые может отпустить только Апостольский Престол», а епархии призываются организовывать с их участием «народные миссии» — предвестники радости прощения.

Также Папа призывает епархии провести молитвенные и покаянные бдения «24 часа для Господа» в пятницу и субботу четвёртой недели Великого поста, чтобы многие христиане, особенно молодёжь, пришли к Таинству Примирения, открывая для себя заново смысл жизни.

Почему внеочередной Юбилейный год посвящен Божьему милосердию?

В обнародованной 11 апреля булле Папа Франциск подчёркивает, что милосердие является «архитравом, на котором держится жизнь Церкви», «идеалом жизни и критерием достоверности нашей веры». Все мы призваны жить милосердием, потому что мы первыми его получили. Поэтому непростое «прощение обид» является извечным христианским императивом, ведущим к сердечному миру и счастью. Достоверность Церкви проходит через милосердие и сострадание, воплощение милосердия Небесного Отца, и «везде, где есть христиане, любой человек должен находить оазис милосердия».

Также Папа Франциск даёт некоторые практические советы, чтобы прожить этот юбилей в духовной полноте: совершить требующее усилий паломничество, стараться не судить и не осуждать, удаляться от ревности и зависти, становясь «инструментом прощения», открывать сердца навстречу окраинам человеческой жизни, неся утешение и солидарность многим братьям и сёстрам, лишённым достоинства. Таким образом можно разрушить «барьер равнодушия, который часто воцаряется для сокрытия лицемерия и эгоизма».

Папа Франциск также затрагивает тему межрелигиозных отношений, отмечая, что иудаизм и ислам считают милосердие «одним из наиболее характерных атрибутов Бога». «Пусть этот Юбилейный год сделает нас более открытыми для диалога, чтобы лучше узнать и понять друг друга; да устранится всякая форма закрытости и презрения, всякая форма насилия и дискриминации».

Подготовлено на основе материалов Русской редакции Радио Ватикана: ,

Таинство примирения идет к вам!

Боитесь или стесняетесь идти на исповедь? Не успеваете прийти в храм в отведенные часы из-за работы или семейных дел? Не приступали к этому таинству много лет? Не хватает смирения стоять в очереди под пристальными взглядами прихожан? Не хотите исповедоваться знакомому священнику? Причин, по которым люди откладывают исповедь, множество. Чтобы помочь верующим обрести примирение с Господом, духовенство по всему миру ищет такие формы преподания этого таинства, которые показали бы современному человеку: Милосердие Божие близко, оно для каждого. Господь ждет с открытыми объятиями и не устает принимать приходящих к Нему.

Мы выбрали пять инициатив по принятию исповеди, предпринимавшихся в последнее время в мире. Кто знает, возможно, вскоре и российское духовенство возьмет их на вооружение?

1. «Ночь конфессионалов» . По аналогии с хорошо известными «ночами музеев» и «ночами музыки» во многих епархиях Польши, Германии, Австралии, США и других стран двери храмов оставались открытыми всю ночь, а в конфессионалах дежурили священники. Первоначально «ночи конфессионалов» проводились во время Великого поста, однако по случаю юбилейного Года Милосердия ночные дежурства в исповедальнях проводились и во время Адвента. В США эта межъепархиальная акция проводилась под названием «Свет включен» («Light is on») из-за включенной лампочки, горящей на свободном конфессионале.

В Польше исповедь в ночные часы Адвента принимали в Варшаве и некоторых других епархиях. Многие священники отмечают, что такие акции особенно актуальны в больших городах, где кипит ночная жизнь, а храмы находятся в самом центре. Если всю ночь открыты двери увеселительных заведений, почему должны быть закрыты врата Милосердия?

2. В Южной Корее, чтобы дать возможность исповедаться всем желающим, особенно молодым, вокруг кафедрального собора в Сеуле установили 30 конфессионалов-палаток , в которых, наряду со священниками, исповеди принимали местный епископ и даже один кардинал. Перед тем, как конфессионалы открылись, внутри собора было совершено специальное богослужение в духе покаяния. «Сегодня молодежи нелегко сохранять свою веру, - говорит о. Питер Янг Джан-ук. – Поэтому мы должны дать им шанс ощутить Божие милосердие»

3. В Ирландии священники надели столы и отправились принимать исповеди в торговый центр . Различные евангелизационные миссии и флешмобы в торговых центрах проводились в Ирландии уже неоднократно, ведь проповедь, по мнению местного духовенства, должна проводиться там, где люди чаще всего проводят время. Акция «Милосердие в торговом центре», проводившаяся в этом году в Шенноне, пришла в голову местному настоятелю о. Томасу Райану. Он договорился с руководством местной торговой сети о присутствии священников и получил горячую поддержку с их стороны. Объявление о «Милосердии в торговом центре» было размещено в интернете и в местной газете, а около 300 прихожан поддержали духовенство во время адорации в часовне супермаркета. Ко всем священникам выстраивались длинные очереди, так что исповедь, начавшася в обеденный перерыв, продлилась до самого вечера.

4. Мобильные конфессионалы . Идея переделать микроавтобус в передвижную исповедальню родилась во время Всемирного дня молодежи в Кельне в 2005 г. Впоследствии идею поддержала немецкая благотворительная организация «Kirche in Not».

5. Однако до совершенства эту идею довели в епархии Лафайет, США. Конфессионал был оборудован в бывшей машине скорой помощи . «Многим не удается приступить к исповеди из-за крайней занятости на работе», - отметил епископ Майкл Джаррел, освятивший необычное авто с иконой Иисуса Милосердного на борту. «Скорая духовная помощь» призвана решить эту проблему. Кроме таинства исповеди в мобильном конфессионале всегда будут доступны Библии, молитвенники, розарии, образки и даже святая вода.

Подготовила Анастасия Паламарчук

  • Город Калининградская область
  • Вероисповед.: католичество

Имена Милосердия

Нередко приходится сталкиваться с мнением, что весть о Божьем Милосердии была открыта св. Фаустиной Ковальской. Есть ощущение, что до первых годов XX века никто даже слыхом не слыхивал о том, что Бог, Творец Вселенной, может с милостью принимать своих заблудших чад. Да и вообще большая часть событий ветхозаветной истории воспринимается, как суровое повествование, в котором Бог, в первую очередь, карающий судья, зорко следящий за исполнением Закона. Но так ли это на самом деле?

Обратимся всего лишь к одному примеру, весьма созвучному периоду Великого поста. Бог обращается на горе Синай к Моисею, ведущему свой народ из египетского рабства к свободе детей Божиих в Земле Обетованной.

И сошел Господь в облаке, и остановился там близ него, и провозгласил имя Господне. И прошел Господь пред лицем его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода. Моисей тотчас пал на землю и поклонился Богу (Исх 34,5-8).

«Провозгласил имя Господне» эти слова говорят о том, что Бог раскрывает Себя Моисею. Ведь этот библейский пророк важен те только, как Божий избранник, ведущий евреев через пустыню, и не только как тот, кто принес с горы Синай Закон. Для библейского автора он важен и как человек, беседовавший с Богом лицом к лицу. В те времена не принято было описывать чувства и переживания, растягивая монолог на пять страниц. В три слова впрессован глубокий молитвенный опыт пророка, его встреча с Богом, Который открывается ему таким, каков Он есть и до такой степени, которую может выдержать человеческое сознание Моисея.

За такими простыми словами как «и возгласил: Господь, Господь» на самом деле скрывается целая история отношения Бога к Своему творению. Здесь речь идет о том, что Бог раскрывает звучание и значение Своих двух имен, скрытых в священном тетраграммоне. Моисей уже слышал эти имена, когда Всевышний являлся ему в неопалимой купине. Но теперь Бог снова напоминает о них, потому что в них скрывается самая Его сердцевина. Проще всего обозначить ее словом милосердие. Только этого слова будет недостаточно, чтобы созерцать глубину Творца вселенной. В очень упрощенном виде, провозглашая имя Господне, Бог напоминает Моисею, что Он – Тот, Кто возлюбил мир еще до его сотворения. Он – Тот, Кто простил Адама, еще до того, как тот согрешил. Он – Тот, Кто принимает и любит всякого человека, сколь бы грешным он ни был. Он – Тот, Кто творит мир любовью и милостью. Эти имена напоминают о том, что вся полнота жизни Бога как раз и скрывается в любви и милосердии, через них Он творит все, что есть, было и еще будет.

И дальше библейский писатель приглашает нас глубже погрузиться в понимание милосердия Бога.
«Бог» - здесь используется слово «Эль», третье имя Божие. Его можно перевести как «распоряжающийся всеми силами Вселенной, Царь природы и человечества».

«Человеколюбивый» , на библейском иврите «рахум». Это слово можно перевести еще и как «жалостливый», но не в романтическо-слезоточивом ключе, а в том смысле, что Он не безразлично взирает на свое творение, а с состраданием склоняется к нему.

«Милосердный» , «ханун», слово, трудно переводимое на русский язык. Здесь речь идет о праведниках, на которых Бог взирает с особой милостью. В других местах библейского текста мы частенько можем встретить о том, что Бог поддерживает праведников и спасает их от руки нечестивцев. Вот именно это действие Божие и передает данное слово.

«Долготерпеливый» : это слово напоминает нам о покаянии. Почему Бог так долго терпит грешника и не наказывает его? Потому что и этот искореженный жизнь или своими представлениями человек тоже является Его творением, и Он ждет и жаждет его покаяния. И, как отец блудного сына, готов ждать этого покаяния практически бесконечно, не теряя надежду и будучи готовым выбежать на встречу.

«Многомилостивый и истинный» эти слова правильнее было бы перевести «великий в благодеянии и истине». Здесь скрываются еще два имени Бога. Он готов проявить милость даже к тому, кто ее не заслуживает. Его милосердие вообще не скованно никакими условностями. Господь смотрит на человека и готов оказать ему милость, даже если у него нет никаких заслуг. Бог знает истинную цену каждого из нас и все-таки не осуждает, не наказывает и не мстит. Он только ждет покаяния.

«Сохраняющий милость в тысячи родов» , т.е. Господь помнит и понимает особенности каждой семьи. Сейчас очень популярной стала тема исцеления рода. Огромное количество психологов предлагают свои ноу-хау в этом вопросе, обещая исцеление и изменение кармы семьи. Бог же не интересуется всякими там кармами и энергетическими планами. Он видит в нас в том числе и продолжение наших семей, традиций и воспитания, понимая, что многие ошибки, страдания и особенности восприятия и принятия Его воли связаны с этими родственными связями. И здесь Господь снова проявляет милосердие. Он готов исцелить старые семейные раны и наполнить семьи новой, Своей, жизнью.

«Прощающий вину и преступление и грех» : целых три имени Божиих скрыты в этой короткой фразе. И все они снова и снова напоминают о гранях Его милосердия. Всемогущий Бог, прощающий вину, те. Прощающий того, кто приходит с искренним покаянием. Бог, прощающий преступление, т.е. даже открытый бунт. И наконец, Бог, прощающий ошибки, совершенные по незнанию или глупости. Все эти три имени соединены словом «прощающий», т.е. принимающий, преображающий и наделяющий новой жизнью всякого, кто обратиться к Нему с открытым сердцем.

И в этом случае Он выступает как «не оставляющий без наказания» . Только под наказанием не скрывается некое действие возмездия: «ты согрешил, а Я тебе за это большую бяку сделаю». Эту фразу правильнее было бы перевести «не оставляющий без очищения». И здесь снова стоит вспомнить об истории рода. Да, дети не несут ответственности за грехи родителей, но никуда не могут деться от их последствий, от особенностей воспитания, от традиций семьи… И если Бог не исправил грех в одном из поколений, Он все равно будет искать пути очищения в последующих поколениях, раз от раза вторгаясь в жизнь этой семьи и призывая к Себе.

В этом небольшом библейском отрывке звучат сразу тринадцать имен Бога. Пожалуй, нигде Он не раскрывает Себя так полно, нигде так много не говорит о Своей сущности, о Своем Милосердии. Кроме одного момента! На Голгофе снова звучат все эти имена Божии, только теперь не при помощи слов. Агнец Божий открывает Своему народу и всему человечеству всю глубину и силу любви и милосердия Бога, стучащегося в каждое сердце и в сердца целых народов.
Сейчас, когда мы слушаем евангельские чтения о блудном сыне или о женщине, взятой в прелюбодеянии, мы словно приближаемся к вершине горы. Только это совсем не Синай, как было у Моисея. Это Голгофа, на которой снова прозвучат все эти имена. Имена Милосердия. Услышим ли?

  • Город Калининградская область
  • Вероисповед.: католичество

Сделать шаг навстречу нуждам других

Среди тех, кому в Пепельную среду Папа Франциск вручил мандат Миссионера Милосердия был и священник из России - настоятель прихода Воздвижение Святого Креста в Казани о. Диогенес Уркиза, IVE. Мы побеседовали с ним о его новом служении.

-Отец, как получилось, что именно Вы стали одним из Миссионеров Милосердия?

Насколько мне известно, еще семь человек из архиепархии Божьей Матери в Москве должны были приехать в Рим, чтобы получить от Папы миссионерский мандат, однако я их там не встретил. Возможно, они получат свои полномочия миссионеров Милосердия через нунциатуру. В Рим мы отправились с настоятелем прихода во Владикавказе о. Янушем Блаутом. Он родом из Польши. Позже я слышал, что священник сам мог предложить себя в качестве миссионера Милосердия. Но нам с отцом Янушем стать миссионерами Милосердия предложил владыка Клеменс Пиккель, епископ нашей епархии Святого Климента.

А как Вы представляете себе эту миссию миссионера Милосердия? Этот год Милосердия будет чем-то особенным отличаться в Вашем служении?

Священникам-миссионерам Милосердия на этот год было предоставлено право освобождать даже от тех грехов, прощение которых в обычное время закреплено за Святым Престолом. Но я должен сказать, что за все свое пастырское служение, слава Богу, никогда не сталкивался с такими случаями, на которые нам даны особые полномочия. Речь идет о тяжких грехах, против святых таинств Евхаристии, Исповеди и Священства, также как против Святейшего Отца (физическое насилие против него). Совершение этих грехов несет за собой отлучение от Церкви, которое наступает автоматически (latae sententiae).

Присутствуя на встрече с Папой в Риме и слушая его наставления, я понял, что суть не в том, что мы получили особые полномочия для освобождения от этих тяжких грехов. Даст Бог, в течение этого года я не встречу таких случаев. Миссионер - это тот, кто несет Благую Весть людям. И свою миссию на этот год вижу именно в том, чтобы донести до людей, что врата Божьего милосердия открыты всем через исповедь. Люди через нас должны почувствовать заботу, материнство Церкви – Папа Франциск особенно это подчеркнул: Церковь – прежде всего Матерь, которая заботится о чадах своих. И они должны через нас почувствовать материнство Церкви и отцовство Бога, когда приходят в исповедальню. Чтобы через нас люди ощутили глаза и руки Бога. Я понял, что Церковь просит от нас больше готовности служить людям в исповедальне, чтобы мы в течение этого года отдавали предпочтение служению людям в исповедальне над другими пастырскими занятиями. Возможно, по приглашению других настоятелей я буду посещать с миссией и другие приходы. Конечно, я не буду делать этого слишком часто, потому что моя главная забота – это все-таки мой приход.

- А в Вашем приходе внимание к исповеди будет каким-то особенным?

У нас особых изменений, я думаю, не будет, ведь я всегда стараюсь быть открытым для исповеди: и по расписанию, и вне расписания. Буду стараться призывать к исповеди в проповедях, и также вести покаянные богослужения, чтобы объяснить, открыть людям красоту исповеди, красоту встречи с Богом в таинстве исповеди.

В своем приходе я нахожусь уже 20 лет, всех знаю, знаю, какие трудности бывают у людей, чтобы исповедоваться. Через проповеди и катехизацию постараюсь людей ободрить, чтобы они преодолели страхи, сомнения или трудности и не боялись принять милосердие Бога через покаяние.

Разве для большинства из нас исповедь трудна? Не превратилась ли она уже давно для многих в ритмичную, обыденную обязанность и порой покаяние, не лишается ли эмоциональной окраски – свои грехи ты уже знаешь, они одни и те же. И уже примерно знаешь, что тебе скажет священник в ответ на их исповедание…

Поведение людей совершенно разное в данном случае. Есть те, кто просто боится открыться другому человеку. Человек боится, например, что священник изменит свое мнение о нем, если узнает какие-то подробности его жизни. Исповедь открывает вот какую сторону человеческой жизни – мы как люди не можем реализовать себя в одиночестве. Даже, чтобы возрастать в человечности. И когда мы открываемся брату, это для нас большая помощь, в том числе и психологическая. Иисус может быть для этого и установил таинство покаяния так, чтобы один человек должен был открыться другому. Исповедоваться ведь должны не только простые миряне, исповедуется и Папа, и епископы, и священники. Иисус дает нам понять, что в нашей жизни мы должны как братья во всем поддерживать друг друга, особенно в немощах. Я могу из всего своего опыта сказать, что со многими трудностями в своей жизни не справился бы, если бы хранил их в себе и пытался обойтись своими силами. Человек – социальное существо, мы живем в социуме. Через своего брата - священника, каким бы он ни был несовершенным, человек может получить отпущение грехов.

Главное, чтобы верующий понял – не нам решать, когда мы покончим со своими грехами. Нужно оставаться открытыми для Бога, принять от него благодать освобождения как дар. Может быть, Богу более важно наше смирение, признание нашей слабости, чем видеть нас самодовольными в своих победах над собой. Нужно осознавать: сколько бы мы не падали, Бог все-таки дает нам возможность подняться. С помощью Божьего слова я постараюсь донести это до людей, говорящих: «Бог меня не простит, ведь я всегда повторяю одни и те же грехи».

- Есть ли какой-то особый портрет российского грешника? Или грешник универсален?

Нет, все мы нуждаемся в милосердии в равной степени. И мы не приходим к Богу как представители того или иного народа. Каждый из нас обращается к Богу лично.

В прошлый раз мы говорили о том, что год Милосердия провозглашен именно из-за того, что в нем назрела необходимость. А будет ли от него какой-то явный эффект?

Это зависит не только от Папы или епископов, а ещё и от того, насколько мы сумеем принять это послание. Принимая милосердную любовь Бога, и творя дела милосердия, нужно,чтобы мы убедились в том, что мир не может наступить только путем войны, что решение существующих конфликтов не наступит путем конфронтации. Нужно больше прощения, больше понимания, больше диалога и открытости к нуждам других.
Насколько мы, католики, сами убедимся в этом - настолько и будет год эффективным.

Конечно, мы не надеемся, что к 20 ноября все эти конфликты будут решены. Нам, верующим, нужно показать, что есть и другие пути. Ведь 14 дел Милосердия придуманы не только на этот год – 7 для тела и 7 для души. Церковь говорит всем нам, католикам – давайте в течение этого года больше творить добрые дела. Как послание миру - есть и другие пути решения вопросов.

То же самое и эта встреча, которая произошла между Папой и Патриархом – никто не надеется, что все вопросы решатся сразу. Они встретились – и это прекрасный знак. Есть направление, в какую сторону идти. Это знак, что вопросы решаются, когда стороны принимают друг друга. Мы сами должны убедиться в этом: чтобы было больше справедливости и мира в нашем обществе, мы должны больше творить добрые дела.

Но ведь это так трудно – быть всегда милосердным, ведь мир достаточно суров. Порой каждому из нас приходится жёстко защищать свои интересы, а не только проявлять доброту и милосердие.

Есть такое понимание милосердия как слабости человека. Но мне кажется - наоборот, в некоторых случаях быть милосердным – значит уступить, чтобы простить того, кто тебя обидел. Ты делаешь это не потому, что слаб, а потому, что хочешь, чтобы от этого выиграли все. Для этого тоже нужно мужество. Получается, чтобы уступить, требуется больше крепости духа, чем для того, чтобы отвоевать своё.

Нам часто кажется: кто громче кричит, тот сильнее. А на самом деле люди кричат от бессилия. Кто уверен в своих силах, тот не кричит. Милосердие – это не слабость. Это то, что заставляет тебя сделать шаг навстречу нуждам других. Сделать шаг – это тоже требует силы.

Беседовала Роза Шарипова

  • Город Киев
  • Вероисповед.: католичество

Миссионеры милосердия, которых Папа благословит на особое служение в Юбилей Милосердия, будут наделены полномочиями «прощать грехи, отпускать которые может только Апостольский Престол». Эти особо тяжкие грехи ведут к автоматическому отлучению от Церкви, то есть к отлучению latae sententiae, в силу самого деяния

  • Вероисповед.: католичество

  • Город Киев
  • Вероисповед.: католичество

  • Город Киев
  • Вероисповед.: католичество

Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных

2012 Философия. Социология. Политология №1(17)

СОЦИОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

УДК 316.33:001

А.А. Быков

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН: ГЕНЕЗИС ИДЕЙ И ПРАКТИК*

Исследуется благотворительность как социокультурный феномен. Рассматриваются базовые основания благотворительности, сформулированные в трудах античных авторов Марка Туллия Цицерона и Луция Аннея Сенеки. Автор анализирует генезис идей в области благотворения в христианстве, в трудах философов эпохи Просвещения, мыслителей XIX в. Сравниваются общее и особенное в западной и восточной ветвях христианства в области благотворения. Параллельно рассматриваются изменения в практиках благотворительности.

Ключевые слова: благотворительность, античность, христианство, практики.

Благотворительность как духовная и практически ориентированная ценность изначально присуща христианской цивилизации. «Благотворительность выражается в материальной помощи нуждающимся, лечении бедных больных, воспитании сирот и беспризорных детей и призрении дряхлых, увечных и неспособных к труду. Различают благотворительность частную и благотворительность общественную» . Наиболее родственные понятия - милосердие, жалость, альтруизм. В английском языке родственное русской благотворительности слово charity от греческого «харита» - жалость, доброта.

Благотворительность всегда отражала как уровень социально-экономического развития общества, так и состояние его нравственности, его цивилизационную зрелость.

Благотворительность как социокультурный феномен прошла достаточно долгий путь институционального оформления и расширения семантического поля. В качестве предпосылок институционализации данного явления следует отметить формирование определенных общественных потребностей в ходе исторического развития в новых типах социальной действительности и соответствующих им политических и социально-экономических условий. Этот процесс сопровождался генезисом необходимых организационных структур, а также связанных с ними ценностных стандартов и социальных норм.

Уже в Греции и Риме возникновение и развитие различных видов благотворительности привело к рефлексии по поводу этого социального феномена. Платон подвел оригинальные философские обоснования для благотвори-

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научноисследовательского проекта РГНФ «Ребенок в изменяющейся России XX века: образы детства, повседневные практики, «детские тексты», проект № и-01-00-345а».

тельной деятельности. Он писал: «... вещам самым подобным между собой крайне необходимо исполняться ненавистью либо прением и враждою, а самым неподобным - дружбою; потому что бедному необходимо быть другом богатого, слабому - другом сильного, ради попечения, больному - другом врача, и вообще - таки - незнающему необходимо любить знающих и дружиться с ним» .

Римский политик и философ Марк Туллий Цицерон выделил два вида помощи - делами и деньгами и, предвосхищая исихастскую парадигму в православии, пишет, что «более легок второй способ, особенно состоятельного человека, но первый более прекрасен, более блистателен и более достоин храброго и прославленного мужа» [З. C. 255].

Однако, по мнению Цицерона, необходимо исходить из некоторых основ справедливости: «Подобает ссылаться на те основы справедливости, какие я установил в начале: во-первых, никому не причинять вреда; во-вторых, служить общей пользе» [З. C. 144].

Размышляя о благотворительности и щедрости, Цицерон считал, что они «наиболее свойственны натуре человека, но со многими оговорками. Прежде всего, надо остерегаться, чтобы эта доброта не вредила именно тем людям, которым, как нам кажется, мы делаем добро, а также и другим людям; затем - чтобы доброта не превышала наших возможностей; далее надо стараться воздавать каждому по его заслугам; это основа справедливости, к ней и надо относить все эти рассуждения. Ибо тех, кто оказывает людям милость, которая может повредить тому, кому, по-видимому, хотят принести пользу, надо признать не благотворителями и не щедрыми людьми, а несущими погибель потворщиками» [З. C.152].

Творение блага с помощью добрых дел приводит к двум позитивным последствиям: вовлечение новых помощников, у которых аналогичный modus agendi, приобретение опыта в благодеяниях.

Тем не менее Цицерон неоднократно указывает и на негативные последствия, в частности денежной помощи. Царь Македонии Филипп относился к раздаче денег как к подкупу: «Ведь тот, кто получает, что бы то ни было, становится более дурным человеком и всегда готов рассчитывать на такие же подачки» [З. C. 256]. Очевидно, царь Филипп был не одинок в таком своем отношении к бедным. Для таких, как он, благотворительность всего лишь инструмент политики.

Римский автор выделяет еще два рода людей, склонных раздавать, т.е. помогать или развлекать: одни - расточительные, другие - щедрые. Каждый их них, исходя из своих ценностно-нормативных интенций, предпочитает вполне определенные виды «раздачи». «Расточительные - это те, кто проматывает свое состояние на пирушки, на раздачу мяса, на бои гладиаторов, на игры и на травлю диких зверей - на все то, память о чем они оставят недолгую или вообще не оставят никакой; щедрые, напротив, - это те, кто на свои средства выкупает пленных у морских разбойников, берут на себя долги друзей, помогают им при выдаче дочерей замуж и поддерживают друзей при приобретении ими имущества или при преумножении его» [З. C. 257].

Выделяя виды благотворительности, Цицерон не мог обойти вопрос о мотивации благотворителей. Данная проблема является «сквозной» и дискутируется уже более двух тысяч лет: от Энния до современных российских историков. Помимо положительных мотивов - делать добро, помогать близким из альтруистических побуждений, - всегда существовали не очень этические мотивы. О них и пишет римский автор. Это жажда «блистательности и славы», «склонность к хвастовству» .

В отличие от ранних христианских авторов, Цицерон выступал против «слепой» недифференцированной помощи: «Доброта должна быть более склонной помогать людям, которых постигла беда, - если только они не заслужат этой беды». Необходимо выбирать подходящих людей, судить здраво и быть внимательным.

Более ранний римский ученый Энний дал очень четкую установку: «Дела благие, но направленные дурно, я сочту дурными. Благодетель должен быть разборчивым в своих благодеяниях, а, в свою очередь, получатель благ должен быть благодарным. Ведь человека, не помнящего оказанных ему благодеяний, все ненавидят...» .

Другой римский философ-стоик, Луций Анней Сенека, уже в имперскую эпоху уделяет внимание некоторым этическим ограничениям благотворительности: «Благодеяние принимается с таким же чувством, с каким оказывается, посему не следует оказывать его с пренебрежением. В особенности благодеяние не должно быть оскорбительным» . То есть Сенека считал, что взаимоотношения благотворителя и благополучателя должны быть равными и уважительными. Он, так же как и Цицерон, выступал против благодеяний «ради собственной пользы и выгоды, тщеславия: и требование не делать благодеяния ради пользы - простирается до такой степени, что часто, как я говорил, его должно бывает делать с убытком и опасностью» .

О глубинной зависимости между благодеяниями и личностью благотворителя, его духовным миром и ценностными ориентациями рассуждает Эпиктет: «Если бы Бог поручил тебе призреть сироту, ты ведь позаботился бы предохранить его от вреда? Так же точно Бог подарил тебе призреть самого себя и как бы сказал тебе: «Убереги ты этого человека в том чистом образе, в котором Я произвел его на свет. Он родился честным, верным, бесстрашным и с чистой душой. Сохрани же его в целости.» .

Однако греческие и римские философы, общественные деятели не только рассуждали о различных аспектах благодеяний, но, похоже, первыми придерживались известной духовно-практической установки - «вера без дела мертва», которая впоследствии вошла в «плоть и кровь» христианства.

В Риме и в других больших городах многочисленные толпы нищих сидели на уличных перекрестках, мостах, при дворах храмов и вообще везде, где только имело место оживленное движение народа. Выпрашивая мелкие монеты у проходящих, они сопровождали подаяния благожеланием нищелюбцу.

Отмечены крупные, но разовые благотворительные акции. Так, когда при Нероне подвергся разрушению огромный амфитеатр в Фиденах и похоронил под своими развалинами до 50 тыс. человек, то знатные римляне поспешили отправить на место несчастья докторов с медикаментами и многих раненых

приютили в своих домах. Милостыня, кормление бедных, организация зрелищ, строительство бань, театров, водопроводов, первые попечительства о нуждающихся - все эти формы появились в античную эпоху.

Таким образом, в древней Греции и Риме были заложены нравственные основы благотворительности, принципы и базовые формы, отрефлексирова-ны мотивы и некоторые ограничения в области благодеяний. Европейская цивилизация и многие другие христианские страны до сих пор используют это богатейшее наследие античного мира.

В рамках античной цивилизации в I в. н.э. зарождается христианство, которое было официально признано в Римской империи в IV в. В священных писаниях христиан, в Евангелиях есть много установок и обоснований благих дел. «У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была в тайне; и Отец твой, видящей тайное, воздаст тебе явно» . Иисус сказал ему /юноше/, если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи и следуй за мною» . Благотворительность у христиан на ранних этапах эволюции религии превратилась в одну из главных форм деятельности. В церковном языке появилось слово сагйаЫ^ (благотворительность). В латыни классической не было такого понятия. Сенека использовал слово ЬепеГе^8е - благотворительность. В молитве «Отче наш» говорится о прощении долгов ^еЬйа).Тертуллиан заменил это слово на «прощение грехов», но затем правда была восстановлена. Благотворительность становится одной из базовых духовных и практических ценностей, а милостыня обретает сакральный характер. По мнению С.В. Сперанского, «подаяние милостыни есть, таким образом, прежде всего религиозный акт, сопровождаемый молитвой или во всяком случае крестным знамением. На религиозный характер этого акта указывает само время и место, где он совершается. Нищие собираются чаще всего у церквей, у часовен, на кладбищах, наиболее щедрая милостыня подается в большие праздники, во время говения или по случаю похорон, свадьбы, крестин и т.д. Раздача милостыни есть как бы дополнительный акт к богослужению церковному» .

Впрочем, ранние христиане, следуя установкам Евангелия, увлекались «слепой» раздачей милостыни, помощью всем просящим. Лукиан Самосат-ский по этому поводу не без иронии писал: «. Так вот когда к ним приходит обманщик, мастер своего дела, умеющий использовать обстоятельства, - он скоро делается весьма богатым, издеваясь над простецами» .

В более позднее время милостыня во многом утратила религиозный смысл и превратилась, скорее, в светскую форму поддержки нуждающихся (милостыня на улицах, вокзалах, в поездах и т.д.)

Помимо милостыни, христиане использовали и более масштабные формы поддержки бедных. Первый пример массовой христианской благотворительности - помощь голодающим в Палестине из Антиохии, Греции и Македонии в I в. н.э. В IV в. в Римской империи создаются богоугодные заведения. Однако милостыня остается главным видом благотворительности. Так,

Иоанн Златоуст писал: «Всякий раз, когда мы не будем совершать милостыню, мы будем наказаны как грабители» .

Однако меняются эпохи, социально-экономические основания цивилизации, возникают и новые ментальные установки во всех сферах. Все это приводит к соответствующим изменениям и в области благотворительности. Мир начиная с XVII в. постепенно втягивается в новую систему социальных отношений, которая приходит на место традиционных патриархальных структур.

Церковь утрачивает роль главного идеолога и субъекта благотворительной деятельности, но стремительно растет количество бродяг, нищих, просто бедных рабочих, крестьян, ремесленников, с которыми она раньше и работала.

Начинается и переосмысление феномена благотворительности как духовной и практической ценности. Суждения приобретают более резкий характер, чувствуется влияние атеизма и враждебность по отношению к церкви. Эти интенции содержатся в трудах Ж. Мелье, П. Гольбаха, Б. Мандевиля и других авторов. Б. Мандевиль писал: «Если благотворительность слишком велика, она обычно способствует развитию праздности и лени и приводит лишь к тому, что в государстве разводятся трутни и губится трудолюбие» .

Джон Стюарт Милль пытается рационализировать благотворительную деятельность и ставит вопрос: «Каким образом предоставить максимальный объем необходимой помощи, в минимальной степени поощряя людей к тому, чтобы они не слишком полагались на нее» . Он считал желательным, чтобы обеспечение средств к существованию для неимущих, но способных к труду людей скорее зависело от закона, чем от частной благотворительности.

Локк, другой английский общественный деятель, считал, что конечная цель филантропии - обеспечение полной независимости личности и ее семьи, их социальное здоровье. Таким образом, помогать необходимо, прежде всего, тем людям, которые отличаются хорошим поведением и способны «стать на ноги» .

В России благотворительность как ценность понималась иначе, чем в католических и протестантских странах (между ними также есть отличия). Определенный интерес представляют суждения известного русского историка В.О. Ключевского: «Благотворительность не столько средство общественного благоустройства, сколько необходимое условие личного нравственного здоровья. Она была больше нужна нищелюбцу. Нищий был для благотворителя лучший богомолец, молитвенный ходатай, душевный благодетель». «В рай входят святой милостыней», - говорили в старину, - «нищий богатым питается, а богатый нищего молитвой спасается». Нищенство не являлось на Руси ни экономическим бременем для народа, ни язвой порядка, а одним из главных средств нравственного воспитания народа, состоящим при церкви институтом благонравия . Так считали многие. Подобное несколько идеализированное восприятие благотворительности помогает понять, почему все меры борьбы с нищенством в России оказались неэффективными вплоть до 1917 г.

Тем не менее не следует увлекаться противопоставлением западной и восточной ветвей христианства в области благотворения. Есть особенное, но всегда существовало и общее. Анализ исторических фактов позволяет делать выводы о некоторых темпоральных совпадениях в эволюции данного социокультурного феномена. Так, Лютер критиковал современную ему благотворительную деятельность в Германии, но и в России в том же XVI в. также появилась критика в адрес церковной благотворительности, и высказал ее вполне официально никто иной, как царь Иван IV Грозный на Стоглавом соборе (1551 г.)

В дальнейшем в России, как и на Западе, начинается рационализация благотворения, предпринимаются меры борьбы с нищенством, что отразилось в трудах известных русских деятелей С.К. Гогеля, В. Герье, А. Левен-стима, Е. Максимова, А. Раевского, К. Грота и др. Однако основные семантические константы благотворения фактически не изменились со времен Марка Туллия Цицерона и Луция Аннея Сенеки.

Тем не менее благотворительность как духовная и практическая ценность нуждается в изучении после долгих лет «советского забвения». «Археологические раскопки» в этой области помогут лучше понять прошлое и настоящее, без которых нет будущего.

Литература

1. Иллюстрированный энциклопедический словарь Ф. Брокгауза и И. Ефрона. М.: ЭКСМО, 2008, 960 с.

2. Платон. Сочинения. СПб.: Типография духовн. журн. «Странник», 1863, Ч. 3-4. 470 с.

3. Марк Туллий Цицерон. О старости, о дружбе, об обязанностях. М.: Эксмо-Пресс, 1999. 528 с.

4. Римские стоики. М.: Республика, 1995, 464 с.

5. Евангелие от Матфея. Париж: ТАКЕ-сошшипаие, 1989. 350 с.

6. Сперанский С.В. К категории нищенства в России. СПб.: Типография Киршбаума, 1897.

7. Лукиан Самосатский. Сочинения: В 2 т. СПб.: Алетейя, 2001. Т. 2. 536 с.

8. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. СПб.: Типо-Литография И.А. Ефрона, 1891. 947 с.

9. Мандевиль Б. Басня о пчелах. М.: Мысль, 1974. 376 с.

10. Милль Джон Стюарт. Основы политической экономии. М.: Прогресс, 1981. Т. 3, 448 с.

11. Гогель С.К. Объединение и взаимодействие частной и общественной благотворительности. СПб.: Типография т-ва «Общественная помощь», 1908. 92 с.

12. КлючевскийВ.О. Добрые люди Древней Руси. Сергиев Посад, 1891, 45 с.