Главная · Язва · Метод Шичко: как бросить пить собственными силами. Само избавление от алкогольной зависимости по методу Шичко, видео уроки

Метод Шичко: как бросить пить собственными силами. Само избавление от алкогольной зависимости по методу Шичко, видео уроки

Экология жизни. Наука и открытия: В вечернее время следует работать только с информацией позитивной направленности, поскольку именно с нее...

В вычислительной технике и программировании широко используется структура упорядочивания данных под названием «стек» (от английского «stack» – стопка).

Добавление и удаление элементов данных в стеке осуществляется только с одного его конца, называемого вершиной стека. Таким образом, элементы данных, попадающие в стек, извлекаются из него по так называемому принципу LIFO («Last In – First Out», «Пришедший последним уходит первым»). Данный процесс подобен разбору стопки монет: монеты, положенные в стопку первыми, будут вынуты из нее последними. Понятно, что сначала будет взята монета, положенная в стопку последней, поскольку она находится на самом верху.

Изучение метода Шичко по освобождению от табачно-алкогольной и других видов зависимостей позволяет предположить, что мозг использует определенный порядок обработки накопленной за день информации. Данный процесс может быть смоделирован с помощью алгоритмов и структур, применяемых при написании компьютерных программ.

Как известно из работ Геннадия Андреевича Шичко и практических результатов использования его метода, внушаемость человека достигает пика в предсонном состоянии . Если учесть, что информация, получаемая человеком перед сном, на тот момент является для него наиболее новой и актуальной, то логичным будет предположение, что наивысшим приоритетом очередности на обработку обладают те данные, которые были получены ближе ко времени отхода ко сну.

К примеру, для человека, который оказался на необитаемом острове без еды и воды, поиск пропитания является наиболее насущной и жизненно важной задачей. Если этот человек приляжет поспать, то мыслительные ресурсы его мозга будут направлены, в первую очередь, на решение вопроса поиска пищи и воды, а не на решение проблемы погашения ипотечного кредита.

Таким образом, можно предположить, что обработка информационных блоков осуществляется человеческим мозгом по принципу работы стека: мозг прежде всего начинает работу с той информацией, которая была получена им последней .

Информация, с которой человеку приходится работать вопреки желаемому отходу ко сну, воспринимается как чрезвычайно важная и требующая скорейшего анализа. Именно с нее и начинается процесс интенсивной работы мозга. Блоки данных поступают на обработку друг за другом, начиная с самых поздних из усвоенных человеком и заканчивая самыми ранними. При этом сведения, с которыми мозг уже работал ранее, продолжают обрабатываться.

А поступающая следом информация используется для дополнения представления о текущей обстановке новыми сведениями и опытом. Это может быть сравнимо с процессом, обратным принципу написания картины: сначала рисуются объекты переднего плана, на которых требуется сделать основной акцент, а затем – фоновые слои к ним.

Таким образом, продолжительность работы мозга с информацией пропорциональна ее новизне (актуальности) . Например, многим людям, особенно студентам, хорошо знакома ситуация, когда после активной умственной работы и отхода ко сну с нерешенной задачей ночью им начинали сниться связанные с ней сны. Иногда спящие незадолго до пробуждения, находясь в полусне, даже способны уловить, что их мозг в этот момент продолжает решать проблему, с которой они ложились спать.

А о том, насколько легко и быстро решается сложная задача после хорошего сна, знают все. Об этом гласит и известная народная мудрость: «Утро вечера мудренее» .

В пользу стекового принципа ночной работы человеческого мозга говорит и тот факт, что спящий человек, испытывающий внешние воздействия, часто воспринимает их в виде сновидений. К примеру, человеку, спящему зимой при открытой форточке, может присниться, что он находится на улице без верхней одежды. В это время в мозговой стек помещается новый элемент данных о температуре окружающей среды, который в силу своей первоочередности (актуальности) сразу будет направлен на обработку и использован для дополнения текущей картины окружающей среды.

Следует отметить, что люди издавна понимали важность того, какая информация поступает в мозг перед отходом ко сну . Именно поэтому детям на ночь читают добрые сказки. Сами по себе сказки не способствуют скорейшему засыпанию. Скорее наоборот, интересную сказку хочется дослушать до конца. Чтение перед сном является народным прототипом метода Шичко, цель применения которого в данной ситуации – внушение подрастающему поколению моральных основ жизни и образцов нравственного поведения. Как говорится: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Преподнесенная перед сном и насыщенная пищей для размышлений, сказка способствует активной ночной работе мозга и, как следствие, развитию умственных способностей ребенка.

Следует отметить, что стековый принцип обработки мозгом поступившей за день информации может быть использован как во благо, так и во вред. Созидательным примером его применения является метод Шичко, позволяющий избавиться от любых вредных привычек: человек перед сном планомерно анализирует произошедшие в течение дня ситуации и прописывает установки, направленные на ликвидацию определенной вредной привычки.

В результате этих действий первоочередной приоритет для обработки получает информация, связанная с избавлением от вредной привычки.

Ситуацией, когда стековый принцип ночной работы мозга приведет к разрушительным результатам, является просмотр человеком перед сном телевизора. Поскольку современное телевидение является инструментом информационного террора и демонстрирует в основном телепрограммы и фильмы деструктивного содержания, то при их просмотре в мозговой стек зрителя будут закладываться разрушительные кирпичики данных. А ведь некоторые люди даже имеют склонность засыпать перед телеэкраном.

В 1980 году советский физиолог и кандидат биологических наук Геннадий Шичко подготовил к съезду партии доклад «Алкогольная проблема и возможности успешного ее решения». Через год – инструкцию «О возможности утверждения трезвости в XI пятилетке». Эти рукописи размножали, передавали из рук в руки, использовали как редчайший и эффективный рецепт для избавления от алкоголизма. Сегодня лечение зависимостей по методу Шичко доступно в самых разных клиниках и центрах по всей России. Доступно для каждого человека, независимо от социального статуса и финансовых возможностей.

Лечение алкоголизма по методу Шичко

Геннадий Шичко был настоящим советским ученым – он не признавал никакого лжецелительства, не верил в успешность гипноза и кодирования для избавления от зависимости. Большую часть своей жизни он потратил на то, чтобы создать свой собственный метод для борьбы с алкогольной зависимостью – метод гортоновической дезалкоголизмии.

В основе такого метода – самовоздействие словом, научное убеждение, разрушение всех негативных установок благодаря твердой позиции самого пациента.

А появился такой метод «благодаря» несчастной судьбе самого Шичко. Во время Великой Отечественной войны ученый был ранен, и хирург, который должен был оперировать ногу, оказался… не совсем трезв. В результате операция прошла неудачно, нога перестала гнуться, а Шичко пообещал самому себе сделать все, чтобы спасти людей от страшной зависимости.

Сегодня методом Шичко лечат не только алкогольную, но и табачную зависимость, а также разные виды наркомании. Некоторые антиалкогольные программы включают в себя отдельные элементы методики советского ученого, некоторые полностью основаны на терапии по Шичко.

Объединяет их одно – все эти программы абсолютно бесплатны. Метод Геннадия Шичко используется в рамках движения за трезвую Россию, в клиниках и центрах при благотворительных фондах, церквях. И нигде за терапию пациентам не назначат цену, все абсолютно бесплатно.

Суть метода

Лечение по Геннадию Шичко называют еще методом гуманистического психоанализа. В основе уникальной методики лежит теория социального программирования. Физиолог уверял, что в каждом человеке матушкой-природой заложена установка на трезвую жизнь. но после рождения под влиянием самых разных факторов возникает перепрограммирование.

Изменить трезвые убеждения человека (в детстве, юности и взрослой жизни) могут:

  • воспитание;
  • семья (родители и близкие);
  • окружающая среда и друзья;
  • средства массовой информации;
  • различные установки, полученные в ходе жизни.

Работает вся эта схема очень просто. С детства малыш видит, что родные на застольях с готовностью выпивают, папа по пятницам ложится на диван с бутылочкой-другой пива, по мере взросления круг пьющих людей вокруг растет. Со страниц книг, с экранов ТВ – везде рассказывается (пусть и не прямо), что алкоголь – это модно, стильно, красиво. И постепенно такая программа накрепко застревает в мозгу.

Первое употребление алкоголя для людей обычно становится разочарованием – никакой красоты, стиля, приятных ощущений. Но программа работает, и человек употребляет снова, ведь это принято, так делают все. В результате сначала ослабевают защитные силы организма для переработки алкогольного яда, потом формируется психическая зависимость (невозможность расслабиться без бокала вина или рюмки чего-нибудь покрепче), а вслед за ней – физическая.

Суть метода Шичко в том, что каждый человек способен, приложив определенные усилия, снять эти ложные программы, накопившиеся за всю жизнь. И вернуться к исконной трезвой установке.

Шаги программы

Для избавления от алкогольной зависимости по методу Геннадия Шичко нужно одно важное условие – человек должен сам захотеть бросить пить. Вся программа основана исключительно на мощной и непрерывной работе над собой. Никаких таблеток, никаких внешних кодирований – только целенаправленная борьба с собственной зависимостью.

Если человек до конца не готов отказаться от смертельной привычки, уникальная методика Шичко не поможет.

Тем, кто твердо решил бросить пить алкоголь, необходимо пройти 6 шагов программы Геннадия Шичко:

  1. Фотографирование. Сложно найти способ эффективнее, чем показать человеку, как он изменился внешне после отказа от алкоголя или других ядов. Фото делается до лечения, через 10, 30 и 100 дней. Свежий цвет лица, осмысленный взгляд, сияющие глаза, улыбка наглядно покажут, что делает с человеком отказ от спиртного.
  2. Аутоанамнез. Здесь алкоголик должен полностью, максимально подробно составить отчет о своих отношениях с алкоголем. Начиная с первого употребления и до последнего раза. Обязательно нужно осветить все окружающие события – реакцию близких, собственные ощущения, расходы, проблемы на работе, болезни и др.
  3. Ведение дневника. Шичко читал, что письменное слово обладает удивительной силой воздействия на психику человека. Особенно то, что написано в просонном состоянии – перед засыпанием. Поэтому все пациенты по вечерам должны вести дневник, где надо указывать все размышления и ощущения от трезвых периодов, встреч с собутыльниками, мысли об алкоголе и др.
  4. Выяснение степени собственной внушаемости. Это можно сделать как самостоятельно, так и с помощью специалиста. На основании этого будет строиться работа на следующем этапе.
  5. Самовнушение. В зависимости от собственной внушаемости пациент составляет для себя особые тексты-установки на отказ от алкоголя (без употребления частицы не!). Эти программы нужно читать каждый день (и даже заучивать), можно дополнять, дописывать новые и т.д.
  6. Закрепление результатов. Здесь важно не подвести итоги предыдущей работы, а именно закрепить эффект, чтобы максимально продлить трезвый период. Можно смотреть специальные антиалкогольные фильмы, читать литературу, общаться в специальных группах – обмениваться трезвым опытом.

Проведение занятий

Особенность лечения по методу Шичко в том, что каждый преподаватель, опираясь на 6 классических шагов, может составить свой собственный курс. Менять количество занятий, устанавливать длительность, увеличивать/уменьшать их объем для каждого шага, наполнять новым содержанием.

Однако существует традиционная структура занятия для методики Шичко, в соответствии с которой желательно выстраивать работу:

  • Аутотренинг (установки-самовнушения для избавления от алкогольной зависимости).
  • Выступления выпускников и слушателей, успешно справившихся с зависимостью. Анализ анкет новых участников (в последующие дни – дневников).
  • Работа над «трезвыми» словами, выражениями, установками.
  • Небольшие лекции на тему вреда алкогольной зависимости.
  • Разоблачение мифов о безвредности и «стильности» спиртного.
  • Мнения великих людей о трезвом образе жизни и опасности алкоголя.
  • Снова аутотренинг.
  • Домашнее задание (ведение дневника, написание установок, антиалкогольных сочинений и др.).

Терапевтическая программа Шичко может быть однонаправленной – противоалкогольной, или смешанной. Например, для борьбы с алкогольной и никотиновой зависимостью одновременно. Стандартное число занятий – 7-10.

Эффективность и отзывы

Об эффективности метода Геннадия Шичко отзываются и врачи, и благодарные пациенты. Главное достоинство методики – безвредность. Здесь не применяются медикаменты, способные вызвать пугающие побочные эффекты, не используется гипноз, который способен непредсказуемо повлиять на психику.

В основе метода Шичко – упорство и непрерывная работа над собой. А когда человек столько времени и сил вкладывает в себя нового, вернуться к прежней алкогольной жизни уже сложнее.

Участники программы отмечают отлично выстроенные занятия (видео, схемы, объяснение, как действуют программы на мозг человека), но главное – признаются, что метод самоанализа действительно работает.

Алёна, 41 года, алкогольный стаж 15 лет, зависимость 10 лет: «В дневниках есть очень откровенные вопросы, приходится преодолевать себя, но это меня не мучает. Наоборот, становится понятно, как ты оказался в этой яме, как можно из нее выбраться. Мне очень комфортно на этих занятиях, и я буду продолжать».

Специалисты отмечают, что первоначально, занимаясь по методу Шичко, лучше устанавливать конкретный срок, на протяжении которого вы не будете выпивать. А потом, после успешных результатов, — продолжать лечебный курс.

Геннадий Андреевич Шичко - известный советский психофизиолог, открывший и запатентовавший методику избавления от зависимостей. Она основана на разрушении заложенной в мозге алкогольной программы и создании здоровой. Метод Шичко - это единственный научно подтвержденный способ избавления от алкоголизма и наркомании. С помощью ведения дневника и записывания фраз–самовнушений перед сном у человека пропадает тяга к принятию спиртного, и меняется поведение.

Про человека, который пьет, часто говорят «катится по наклонной». И действительно, развитие алкоголизма происходит по нисходящей лестнице, которую открыл и объяснил Г.А. Шичко.

Так называемая «лестница порока» состоит из 5 ступеней:

  1. алкогольная программа - закладывается в детском возрасте в виде игр, подражания поведению родителей, благодаря рекламе и т.д.;
  2. приобщение к привычке - происходит в подростковом возрасте. По статистике, около 30% школьников регулярно употребляют алкогольные напитки;
  3. привычка - соответствует первой стадии алкоголизма, когда прием спиртных напитков приурочивается к праздникам, событиям, для поднятия настроения и т.д. Такое поведение формирует привычку выпивать;
  4. потребность - вторая стадия алкоголизма. На этой ступени человек испытывает необходимость пить спиртное, проявляется абстинентный синдром;
  5. установка - третья стадия алкоголизма. Эта ступень, как правило, приходится на возраст около 50 лет. Все мысли сосредоточены вокруг бутылки, человек попадает в замкнутый круг своей зависимости. Выйти из этой стадии в трезвую жизнь практически невозможно.

Г.А. Шичко в своих работах указывал возраст приобщения к привычке - 18 лет. На сегодняшний день контингент, начинающий употреблять алкоголь, значительно помолодел.

Как закладывается в мозг алкогольная программа

Головной мозг человека содержит примерно 15 миллиардов нервных клеток, образующих между собой устойчивые нейронные связи. Эти связи ответственны за возникновение различных программ и установок, начиная реакцией на собственное имя и заканчивая отношением к употреблению алкоголя. Разрушительная программа употребления спиртного записана даже у детей.

Был проведен эксперимент: в дошкольной группе детям 4–5 лет дали задание изобразить праздник. Большинство малышей стали поднимать стаканы, чокаться, произносить тосты, некоторые из них изображали пьяную походку. Таким образом, поведение взрослых, особенно родителей, бесконтрольный просмотр телевизора и интернет-ресурсов закладывают в детях алкогольную программу на всю жизнь.

Привычка

Привычка выпивать начинает укореняться в человеке начиная с первых рюмок. Причем чем он моложе, тем быстрее развивается привычка и тем труднее от нее избавиться.

Спустя несколько лет после начала принятия алкогольных напитков развивается первая стадия алкоголизма. На этом этапе самому больному и его близким может казаться, что все в порядке. Распитие спиртного происходит нечасто и всегда связано с каким-либо поводом - праздники, усталость, «обмывание» покупки, встреча жены из роддома, посиделки с подружками и т.д.

Потребность

Потребность в алкоголе соответствует второй стадии алкоголизма. Человек начинает замечать, что у него серьезные проблемы - распитие спиртных напитков становится необходимостью. Большинство пациентов наркологических диспансеров находятся как раз на этой стадии «лестницы порока».

Распознать потребность несложно - человек все чаще ждет повода для выпивки, начинает оправдывать себя, опьянение наступает даже от малой дозы алкоголя, появляется выраженное похмелье.

Если не предпринимать никаких действий, заболевание переходит в заключительную стадию.

Чем ниже ступень «лестницы порока», тем быстрее человек по ней спускается.

Установка

Установка является третьей стадией алкоголизма и заключительной ступенью «лестницы порока». На этом этапе человек не принадлежит себе, все его мысли и действия подчинены бутылке. Он осознает свою зависимость, но ничего не может с ней сделать. Средний возраст развития стадии установки - около 50 лет.

Например, в голове у человека заложены негативные и ложные программы: «Алкоголь - весело и модно», «Все пьют - это нормально», «В праздник нужно выпить» и т.д. А перед сном в дневник записывается установка: «Алкоголь - это яд, разрушение и смерть». Человек засыпает с этими словами, и его мозг образует новую программу относительно одного и того же вопроса.

Сознание человека так устроено, что не может содержать двух разных мнений об одном предмете одновременно. Начинается борьба старой и новой программ. После того, как прежняя установка разрушается, происходит полное изменение приоритетов. Человек больше не может жить по-старому, у него появляется отвращение к алкоголю и открываются глаза на собственную жизнь.

Программа лечения алкоголизма Г.А. Шичко

В своих научных трудах ученый выделил 6 основных шагов, позволяющих перейти от пьянства к трезвой жизни:

  1. фиксация - никакие личные ощущения не обладают такой силой убеждения как фотография или видео. Пациента снимают на камеру в начале терапии, спустя месяц, полгода и год. Разница во внешнем виде является прекрасным стимулом не возвращаться к прежнему образу жизни;
  2. история болезни - человек, желающий избавиться от алкоголизма, должен взглянуть на свою жизнь, вспомнить начало зависимости, как она развивалась и укреплялась. На этом этапе понадобится помощь близкого человека или квалифицированного психолога;
  3. ведение специального дневника - записи необходимо делать каждый вечер, строго перед сном. Указываются свои мысли, события, разговоры, связанные с алкоголем;
  4. определение уровня внушаемости - психолог с помощью специальных тестов определяет степень работы защитного механизма мозга и помогает человеку составить подходящие фразы - внушения, способные пройти через этот фильтр;
  5. использование самовнушений - после заполнения ежедневной заметки прописываются фразы–внушения;
  6. утверждение результатов - на этом заключительном этапе человек старается подвести итоги: сравнивает свои фотографии, ощущения, разговаривает с родными и друзьями, принимает осознанное решение никогда не возвращаться к приему спиртного.

Заметки по ведению дневника и самовнушениям

Слова, записанные непосредственно перед засыпанием, воздействуют на мозг в сотни раз лучше, чем произнесенные, прочитанные или услышанные. На этом основано ведение специального дневника, в который перед сном записываются ответы и установки, направленные на разрушение старой программы или установки новой:

  • вера в успех. При ведении записей в дневнике первое от чего необходимо отказаться - от сомнения. Если перед сном писать: «наверное, ничего из этого не выйдет» - значит, действительно не выйдет;
  • никакого негатива - все фразы должны употребляться в утвердительном ключе. Например, нельзя писать «я не могу бросить пить», а необходимо - «я начинаю трезвую жизнь»;
  • все записи ведутся в первом лице. Каждая фраза должна содержать слова «я», «мое», «мне»;
  • никаких сокращений - каждое слово прописывается внимательно, разборчиво и полностью.

После дневниковых заметок пишутся самовнушения. Обязательным условием будет написание их непосредственно перед сном. Самовнушения могут быть такими:

  • Алкоголь - это яд, мое плохое самочувствие, болезни, ранняя старость и смерть;
  • Трезвая жизнь - мой выбор, здоровье, красота и жизнь;
  • Я - сильный и ответственный за свою жизнь человек;
  • Я навсегда разрушаю алкогольную программу в своем сознании;
  • Я умею расслабляться и веселиться без алкоголя;
  • Я стремлюсь к восстановлению своего здоровья.

Алкоголизм является настоящей эпидемией, разрушающей здоровье и жизнь миллионов людей во всем мире. С помощью методики знаменитого ученого Г.А. Шичко пьянство можно предотвратить и вылечить. Благодаря способности мозга изменять заложенную алкогольную программу происходит положительное изменение в сознании пьющего человека и полное изменение его жизни.

  1. У человека есть в подсознании программы, в том числе вредные.
  2. Ложную программу можно найти и разрушить.
  3. Вместо неё можно записать полезную программу.
  4. Слово, написанное, прочитанное и услышанное перед сном (когда человек находится в так называемом «просонном состоянии»), действует очень эффективно. Такое слово полноценно и содержательно входит в мировоззрение человека, и если оно противоречит вредным программам, убеждениям, взглядам, то последние вытесняются.
  5. Нужно выявить ложные программы, придумать заменяющие их полезные программы, перед сном писать (левой рукой) самовнушения – новые полезные программы. Писать от первого лица, без частицы «не», без «я постараюсь, я попробую» (надо «я обязательно и с радостью сделаю»)
  6. Четыре основных вопроса психоанализа Шичко: 1. В каком случае некоторые люди (вредная привычка)? 2. Зачем они это делают? 3. Что в этом неправильного, плохого? 4. Как в этом случае поступите вы?

Суть метода

Метод Шичко – это ведение дневника, записи в который ведутся перед тем, как лечь спать. Рекомендуется делать записи следующих типов:

  • Самоотчет.
  • Самоанализ.
  • План на завтра.
  • Самовнушение.

Эффективность метода при восстановлении зрения

При восстановлении зрения использовать метод Шичко рекомендуют Игорь Афонин и Владимир Жданов. Приведём несколько цитат.

Оказывается, слово, написанное перед сном, действует на сознание и подсознание в 100 раз сильнее, чем слово услышанное, прочитанное или сказанное! После записей в дневнике и самовнушения разрушается ложная социально-психологическая программа.
И мы когда применили метод Шичко к методу Бейтса, скорость восстановления зрения у людей возросла примерно в 8-10 раз. По сравнению с той, классической схемой, когда люди работали только по методу Бейтса без метода Шичко.

К сожалению, человечество до настоящего времени не смогло выработать эффективных, массовых методов по устойчивому избавлению людей от «наркотических» веществ. Все ранее выдвигаемые концепции во взгляде на проблему в целом и подходе с целью практического разрешения ее не учитывали особенностей свойств человека, как социопсихобиологического феномена, у которого все приобретенные пороки возникают и развиваются социально.

Анализ проблемы с позиции системного подхода позволил установить, что доминирующим в профилактике и избавлении от порока являются не психосамотические факторы, а социальные, заключающиеся в исключении порочной запрограммированности посредством воздействия на сознание человека второй сигнальной системы (слова).

Многолетняя практика устойчивого группового избавления людей от алкоголепития и табакокурения в общественной организации трезвого и здорового образа жизни «Нижнекамский Оптималист» /19 лет/, а также первичная и вторичная профилактика молодёжного наркотизма в подростковом клубе «Аметист» /8лет/ методом ленинградского ученого, кандидата биологических наук Геннадия Андреевича Шичко доказывает правильность созданного им научного направления, на основании которого профессионально разработано теоретическое обоснование и выведена стержневая суть его — формула социального порока, что позволило создать методологию, методику и популярные, высокоэффективные курсы занятий по избавлению от табакокурения, пьянства и алкоголизма и позволяет разработать аналогичные курсы по избавлению людей от других социальных пороков.

Курс базируется на учениях В.М. Бехтерева, И.П. Павлова, П.К. Анохина и других великих знаменитых ученых, а также безусловной демократической основе и совершенно исключает давление, запугивание, применение каких-либо медицинских средств и препаратов, более того, заучивания, зачетов, экзаменов. Даже во время перерывов не запрещается курить. Только доброжелательное целенаправленное воздействие на сознание человека, исключительно доверительной информацией. На основании, которой и для глубокого, устойчивого восприятия ее, включены ситуационные игры, аутотренинг (релаксация), гетеротренинг, ненавязчивый, завуалированный самоконтроль в виде ведения дневника.

Курс прост, не требует каких-либо материальных затрат и содержит в себе достаточный информационно-психологический потенциал воздействия на сознание человека, чтобы обеспечить устойчивое стопроцентное избавление от вредной привычки, при условии выполнения слушателями всех несложных рекомендаций, изложенных в методических указаниях.

Занятия по избавлению от алкогольно-табачной зависимости строятся на принципе учебного процесса. Это курсы ежедневных занятий (не считая выходные дни) — десять дней, исключая вводное и выпускное занятие. Длительность занятий при этом не должна превышать двух часов, с обязательным перерывом для отдыха слушателей.

Хотелось бы отметить, что Г.А. Шичко при разработке метода в его основу положил вторую сигнальную систему. Т.е. воздействие слова «Услышанного», слова «Прочитанного» и слова «Произнесенного». Так же исследуя различные сигналы, обратил внимание на слово «Произнесенное мысленно» (не вслух), и особенно на слово «Написанное рукой». Им же экспериментально доказано, что слово, «Написанное перед сном», перед тем как ложиться спать, действует на сознание и подсознание человека в большинстве случаев, значительно сильнее всех других ранее перечисленных видов «Слова».

Основными педагогическим элементом занятий по методу Шичко является триада академика Бехтерева: убеждения (знания), внушение и самовнушение.

I. Знания — основная составляющая убеждений и важный элемент занятий. Вся информация, передаваемая на курсах слушателям, сам процесс передачи имеют несколько целей:
Ликвидация пробелов в информированности слушателей относительно проблем алкоголизма и курения табака. Нередко, например, приходится слышать от слушателей утверждение, что они, мол, и так все знают. Однако, на поверку оказывается, что их знания весьма поверхностны, и часто сводятся к ничем не обосновываемому ими же утверждению: «Это вредно». Тем не менее, они оказались на курсах дезалкоголизации, и этот факт должен служить в минимуме сигналов для них самих, а для преподавателя лишь сигналом делать упор на углубление и систематизацию знаний слушателей.

Систематизация знаний слушателей по алкопроблеме обязательно подразумевает освещение исторического и медицинского аспектов, указание на связь с современным состоянием проблемы, а так же элементарных знаний, касающихся теории психологического программирования.

Основным смыслом курсов относительно такого элемента как «знания» является формула — не только знать, но и главное, осознать. А это можно сделать через доведение знания через сознание к подсознанию слушателей. При этом используются наиболее яркие, легко запоминающиеся элементы: исторические факты, теорию и информацию о последствиях алкоголизации. Естественно, необходимо проведение нескольких устных опросов, с обязательным возвратом к непонятным или не усвоенным слушателями знаниям.

Следует учитывать, что основной контингент — это алкоголики, когнитивистические (познавательные) способности которых ослаблены. Поэтому комплекс знаний должен быть максимально понятен и прост для усвоения, с отсутствием диалектических противоречий их анализа и даже их обсуждения, а система проверки максимально ориентирована на повторение материала, оказавшегося сложным для понимания и усвоения.

Специфика аудитории диктует и необходимость ограничения продолжительности занятий. Так, для ослабленного мозга алкоголиков это время не должно превышать 1,5-2 часа, с обязательным перерывом на 10-15 минут. В противном случае «усталость» восприятия аудитории может свести к нулю все усилия педагога и привести к необходимости многократного изложения материала, т.е. к затягиванию курсов или их низкой информационно-просветительской функции.

II. Внушение в состоянии бодрствования (релаксация) — это элемент, которым начинается и заканчивается каждое ежедневное занятие. Релаксация является первой ступенью психологического тренинга и заключается в подготовке тела и психики к совместной работе. Именно в моменты релаксации, возможно, услышать свой внутренний голос и почувствовать связь со своей глубинной мудростью. Это моменты внимания и тишины. Релаксация означает освобождение тела и психики от ненужного напряжения и расслабляющих моментов, оказывает на человека благотворное психологическое и физиологическое влияние. Обязательно следует объяснить слушателям перед первой релаксацией смысл этой процедуры, дабы максимально снизить синдром страха. Следует объяснить, что это не кодирование и не гипноз, и что этот элемент необходим именно для таких людей, чье сознание отягощено грузом их житейским проблем, и производится только с целью снятия негативных и отрицательных эмоций и напряжений, а так же закрепления знаний, полученных ими на занятиях. В этих словах всё только чистая правда, которую необходимо обязательно донести до слушателей. Но при этом надо помнить, что само занятие служит инструментом устранения сомнений и повышенного критического отношения к занятиям. Значит, занятие должно быть аргументированным, убедительным и предельно ясным для понимания настолько, что все слушатели стали сторонниками точки зрения преподавателя, кратко излагаемой для закрепления сути занятия во внушении. Таким образом, само внушение есть краткий пересказ занятия.

Внушение состоит из трех основных частей:

  1. Настройка слушателей, активизация внимания.
  2. Основная часть — краткое изложение сути проведенного занятия.
  3. Финал — ориентация слушателей на будущее без алкоголя и табака, нормализацию сна, восстановление здоровья вообще.

Практика показывает, что продолжительность внушения не должна превышать 5-10 минут.

Основные требования к технике внушения сводятся к следующему: говорить внятно, ровно, ритмически, без чрезмерных эмоциональных акцентов, лучше гасить свет и просить закрыть глаза: текст внушения должен быть свободен от отрицательных частиц «не», «анти» и слова «нет». Хорошим подспорьем во время проведения таких аутофикcаций может быть музыкальное сопровождение, воздержанное в спокойных, умиротворяющих мелодиях.

III. Сочинение — так же необходимый элемент занятий. Этот элемент исполняется в три стадии, каждая из которых представляет самостоятельную ценность и поэтому обязательна:
1. Подготовка к сочинению предшествует его написанию, занимает примерно сутки и ведется в два этапа.

Первый этап проходит во время занятия, и его суть представляет разъяснение целей написания, как акта самонаблюдения, а именно:

  • анализ прожитого или пережитого периода слушателем или его «знакомыми»;
  • обязательное требование назначения (в будущем самому себе) даты написания сочинения после события, заслуживающего последующего анализа, алкогольного срыва или другого сильного переживания;
  • чтение наиболее ярких сочинений трезвенников, с обязательным обсуждением и анализом, в будущем как пример анализа собственного опыта.

Второй этап (скрытый), — слушатели совершают дома. Он заключается в обдумывании темы и сути предстоящего сочинения.

2. Написание сочинения, которому отводится, как правило, весь второй час последующего занятия. Сочинение так же может быть написано дома. Обычные темы сочинений: «Алкоголь — наркотик номер один, или как я пришел в клуб „Оптималист“»; «Кого нет с нами рядом»; «Как я стал рабом табачной вонючей соски» и т.д.

3. Анализ сочинений, их групповое прочтение преподавателем и обсуждение ведется в начале следующего за сочинением занятия, давая возможность самим слушателям прочитать свое сочинение перед группой, анализируя и останавливаясь на особенно важных элементах.

IV. Анкета в отличие от сочинения заполняется слушателями вне курсов, но при этом желательно после сообщения и разъяснений слушателям основных понятий, содержащихся в анкете. Цель анкетирования — выявление степени алкоголизации, склонностей и среды существования слушателей. Сведения, содержащиеся в анкете, необходимы для выполнения индивидуального подхода, или выполнения принципа сингулизма. Здесь следует заметить, что написание анкеты лучше проводить в первый день занятий, или по крайней мере анкетирование всех слушателей следует закончить к третьему дню занятий, когда работа с дневниками становится одним из основных инструментов дезалкоголизации на всем курсе.

V. Дневник — это элемент курсов, который слушатели обязательно выполняют самостоятельно. Написание дневника производится строго перед сном (далее сон, исключить секс), а в другое время суток малоэффективно. В дневнике описываются события прошедшего дня. Дневник ведется слушателями ежедневно и во время курсов используется преподавателем для анализа (обратная связь). Отсутствие дневника перед занятиями считается грубейшим нарушением курсов занятий. Дневник пишется разборчиво, обязательно отвечать на все вопросы полными и понятными ответами (не менее пяти — семи слов в ответе). В ответе должен звучать вопрос. Дневник ведется слушателями, и после окончания первичного (очного) курса. Факт в том, что форма ведения их уже по определенному графику: ежедневно с 1 по 15; через день с 16 по 24; два раза в неделю с 25 по 34; один раз в неделю (по выходным) с 35 по 45 дневник. При написании 45-го дневника завершается шестой месяц очно-заочного курса. Частоту ведения дневников, возможно, увеличить, и график написания дневников выдается каждому слушателю индивидуально и в соответствии со стадией алкоголизма и табакизма, характером запоев, ремиссии, наклонностями, выявленными на занятиях, используя дневники, анкету и сочинение.

Дневник это и очень важный элемент аутотренинга. Допустим в среднем у человека ремиссия (восстановление после запоя) около 30-ти дней, это позволяет такому слушателю совершить до 30-ти тренингов. Совершая написание дневника, слушатель напоминает себе о своей проблеме и устраивает себе маленькую провокацию, но при этом удерживается сознательно от совершения патологического поступка и осуществляет тренировку собственного сознания и воли, разрушая таким образом пагубные подсознательные программы. Не подтвержденная сознательная и подсознательная мотивации, возникающие при написании дневника, угасают, чем и преодолевается, например, возможность очередного «планового» запоя, а в последующем ведет к закреплению трезвенных жизненных установок.

Дневник выполняет и функцию самонаблюдения, предоставляет возможность слушателю, спустя некоторое время, проанализировать собственное состояние. Посмотреть как бы со стороны на себя самого, сделать соответствующие выводы и провести возможную коррекцию работы с дневником, что обеспечивает самонастраивание слушателя на положительный эффект.

Клуб берет на себя такую обязанность — помочь алкоголику или табакокурильщику обрести трезвость и научиться трезвому общению. В задачу клуба не входит удержание человека, если что-то не понравилось, поищи другой, который работает в этом направлении.

Тебе надо научиться общаться трезвому, люди не умеют общаться в трезвом виде, заметьте, не пьющие, а люди вообще, поэтому это проблема не твоя, а человечества в целом. Как только будет найдена форма группового общения без использования «наркотиков», люди откажутся от них. У тебя сейчас появляется возможность пообщаться на трезвую голову и получить радость от трезвого общения.

Человек, создающий клуб трезвости должен сам пройти специальный курс по методу Г.А. Шичко, избавится от вредных привычек, и стать сознательным трезвенником. Очень важно договориться с помещением на каждый день (идеальный вариант это квартира на первом этаже, или же отдельное нежилое здание). Цель клуба — это объединение не пьющих и не курящих людей в группы по интересам, а также для пропаганды трезвого и здорового образа жизни, как на личном примере, так и привлечении к альтернативному способу жизни, исключающего отравление алкоголем и табаком. Особенно важно это сплочение членов клуба во время «государственных питейных ситуаций», во избежание срывов. Важен фактор собственного примера, т.е. всяческая поддержка нового члена клуба «Оптималист». Для вновь организованных клубов: не пугайтесь малого количества людей, группа формируется сложно, идет притирка людей друг к другу. Для создания группы достаточно желания, опыт появится потом. Самое главное, это твоя стабильность в посещении клуба. Очень многие появляются один-два раза и потом приходят через год, два, три, но все эти годы они знали — их ждут в клубе.

Каждую неделю в клубе «Оптималист» проводится клубный день, в Нижнекамске это среда (1800 часов). В это время в клубе собираются оптималисты-соратники, которые прошли курсы в разных группах по избавлению от вредных привычек. За 19 лет существования клуба — 276 групп (от 5 и более человек в каждой). Собрание открывает председатель клуба, обсуждается информация за неделю, план намеченных мероприятий и работа в клубе на будущий период, распространяются печатные органы «Соратник», «Оптималист», «Феникс», «Зернышко трезвости» и «Аек Булу». Соратники обсуждают всесторонне «наболевшие» проблемы клубной работы, тот контингент, которые не закончили курсы до конца сдают дневники наставникам — преподавателям. В этот «оживленный» день приходят семьями, ведь не зря «Нижнекамский Оптималист» называют семейным клубом, в нем происходит коррекция семейных отношений.

Опытом клубной работы, ее изучением приезжают учиться со всех уголков России и СНГ, ближнего и дальнего зарубежья. В Татарстане от «Нижнекамского Оптималиста» родились клубы в Набережных Челнах, Заинске, Бугульме, Лениногорске, Альметевске и Азнакаево, прекрасно, что возрождается и в Казани. Отрадно, что в Нижнекамске и Альметевске созданы клубы при управлении по делам молодежи — это «Аметист» и «Саулык», их основа антинаркотическое воспитание подрастающего поколения.

В основе принципов движения оптималистов лежат тезисы: «Спешите делать добро!», «Если не я, то кто же?», «Выбрался сам — помоги другому!». Они основополагающие в жизни клубов трезвости и здоровья. Мы оптималисты верим в трезвое и некурящее будущее нашего города, республики, страны. Основная задача движения оптималистов — это передача по эстафете «родители — подростки» трезвого и здорового воспитания.

Человек, поменявший свое мировоззрение, отношение к ядам «алкоголю» и «табаку», другим наркотическим отравам всесторонне изменяет свою жизнь (свой круг общения в целом). Островком трезвости называют соратники клуб «Оптималист», очень важным для начинающих первые робкие шаги (как первые шаги младенца) в трезвости. «Причал последней надежды», так назвал один из соратников наш клуб. Это действительно так. Могу правдиво заявить, что среди моих слушателей, а я сам провёл более 100 групп по методу Шичко, было много людей, потерявших даже последнюю надежду на спасения, уже почти смерились со своей судьбой. Но «луч света в пьющем царстве алкоголя, табака и наркотиков — Оптималист», вывел уже более 6000 тысяч из этого омута, этой паутины смертоносного греха.

Глаза, раскрытые очень широко, прозрение, наступившее от истинной правдивой информации и взгляд трезвым оком преобразует отношение и веру. Патриотами не рождаются, ими становятся.

Вот и члены нашего клуба, есть патриоты своего народа, Родины. Кому, если не нам — сыновьям и дочерям нашей страны помочь достичь перемен, конечно же, в позитивную (лучшую) сторону. Трезвый человек — это лучший человек. И этим все сказано…

Сергей Коновалов, руководитель общественной организации трезвого и здорового образа жизни «