Главная · Язва · I. Введение в психопатологию детского возраста. Некоторые особенности психопатологии детского возраста Описание презентации Невропатология и психопатология детского возраста Невропатология по слайдам

I. Введение в психопатологию детского возраста. Некоторые особенности психопатологии детского возраста Описание презентации Невропатология и психопатология детского возраста Невропатология по слайдам

Учебник для вузов. – Санкт-Петербург. – Спецлит. – 2001. – 463 с.

Рекомендовано учебно-методическим объединением по специальностям педагогического образования в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям: 031500 - тифлопедагогика, 031600 - сурдопедагогика, 031700 - олигофренопедагогика, 031800 - логопедия, 031900 - специальная психология,
032000 - специальная дошкольная педагогика и психология

Аннотация.
Учебник создан по образовательному стандарту Министерства общего и профессионального образования.
Основные идеи книги - влияние жизненных ситуаций на развитие психических нарушений; участие в их формировании как наследственных механизмов, так и внешних факторов; наличие принципиальных возрастных различий в клинических картинах психических расстройств. В учебнике изложены психопатологические симптомы и синдромы, а также их возрастное своеобразие. Даны представления об особенностях психических расстройств в раннем возрасте, в детстве и у подростков. Описаны методы и методики, используемые для диагностики нервно-психических расстройств у детей.

Оглавление.
Введение. Роль детской психиатрии в подготовке специальных психологов и других специалистов, работающих с детьми, имеющими отклонения в развитии.
История развития детской психиатрии.
История изучения психиатрии как науки.
Формирование зарубежной детской психиатрии.
Этапы развития детской психиатрии в России.
Основные положения психопатологии детского возраста.
Классификация психических расстройств.
Основные направления детской психиатрии и ее связь с дефектологией и другими науками.
Физиологические основы психических расстройств у детей.
Физиология высшей нервной деятельности.
Патофизиологические механизмы психических расстройств у детей.
Психологические основы детской психопатологии.
Возрастные особенности психики детей.
Этиология и патогенез психических расстройств в детском возрасте.
Механизм действия эмоционального стресса и факторы, способствующие возникновению
психических и психосоматических расстройств.
Стресс и эмоциональный стресс. Механизмы их развития.
Социальное окружение.
Стрессор.
Неблагоприятные психосоциальные факторы.
Индивид.
Психологическая защита и биологические процессы.
Соматические изменения в процессе стресса.
Патогенность стресса.
Соматические этиологические факторы.
Наследственные факторы, лежащие в основе
возникновения некоторых заболеваний
или отклонений в развитии.
Обследование психически больных детей.
Диагностический опрос ребенка.
Оборудование для кабинета, где происходит
обследование ребенка.
Возраст и особенности ребенка.
Диагностическое интервью.
Основные разделы психического статуса ребенка.
Методики, используемые для оценки психического
развития.
Обследование детей раннего возраста.
Расстройства ощущений и восприятия.
Негативная роль расстройств восприятия
в коррекционно-педагогическом процессе.
Нарушения мышления.
Негативная роль нарушений мышления в коррекционно-педагогическом процессе.
Нарушения памяти и интеллекта.
Нарушение памяти и коррекционно-педагогический процесс.
Нарушения интеллекта и коррекционно-педагогический процесс.
Аффективные расстройства.
Расстройства эмоций и коррекционно-педагогический процесс.
Нарушения воли и внимания.
Расстройства воли и коррекционно- педагогический процесс.
Нарушения внимания и коррекционно- педагогический процесс.
Расстройства влечений.
Расстройства влечений и корреционно-педагогический процесс.
Расстройства сознания.
Расстройства сознания и коррекционно-педагогический процесс.
Психопатологические синдромы в младенческом и раннем возрасте.
Психопатологические синдромы детского возраста.
Детский аутизм.
Расстройства поведения у детей и подростков.
Поведенческие реакции, свойственные преимущественно детям.
Поведенческие реакции, свойственные преимущественно подросткам.
Акцентуации характера.
Психогенные патологические формирования личности.
Гиперкинетический синдром у детей.
Расстройства поведения.
Эмоциональные расстройства, специфические для детского возраста.
Расстройства социального функционирования с началом, специфическим для детского возраста.
Психопатологические синдромы в подростковом возрасте (кризис периода взросления).
Маниакально-депрессивный психоз (аффективные расстройства настроения).
Шизофрения.
Детская шизофрения.
Патопсихология детской шизофрении.
Эпилепсия.
Эпилепсия у детей.
Патопсихология эпилепсии.
Психологическая и педагогическая коррекция психический нарушений.
Психогенные расстройства (острые кратковременные психогенные реакции).
Аффективно-шоковые реакции.
Острые психогенные реакции (острые истерические реакции).
Подострые психогенные расстройства (реактивные состояния).
Реактивные депрессии у детей и подростков.
Неврозы.
Неврастения.
Истерический невроз.
Невроз навязчивых состояний.
Общие особенности неврозов у детей.
Психосоматические расстройства.
Особенности психосоматических расстройств у детей разного возраста.
Соматогенные нервно-психические расстройства.
Психические расстройства при общих инфекционных заболеваниях, инфекционных поражениях центральной нервной системы.
Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных
веществ (f1).
Классификация.
Распространенность.
Психологические особенности подростков, способствующие
возникновению аддиктивного поведения.
Аддиктивное поведение.



Шизоидное расстройство личности (аутистическая психопатия, патологически замкнутая личность, чудак).

или анэтическая психопатия).

психопатия).

психопатия).
Психастеническое расстройство личности (ананкастная, тревожно-мнительная психопатия, тревожно-компульсивное расстройство личности). Тревожное расстройство личности (избегающее расстройство личности, сенситивная психопатия) .

Дошкольный возраст.


Психотерапия психических расстройств.
Абилитация и реабилитация.
Нервно-психические расстройства при острых инфекционных заболеваниях у детей и подростков. Нервно-психические расстройства при хронических инфекционных заболеваниях у детей и подростков. Психические расстройства в связи с мозговыми инфекционными болезнями (нейроинфекциями).
Психические расстройства при соматических заболеваниях.
Типы течения и последствия экзогенных психических расстройств.
Психические расстройства при черепно-мозговых травмах.
Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ (f1).
Классификация.
Распространенность.
Психологические особенности подростков, способствующие возникновению аддиктивного поведения.
Аддиктивное поведение.
Переход аддиктивного поведения в синдром зависимости (болезнь).
Синдром зависимости (алкоголизм, наркомания, токсикомания).
Признаки интоксикации психоактивными веществами.
Профилактика зависимости от психоактивных веществ.
Расстройства личности (психопатии).
Психопатоподобные нарушения (патологические развития личности).
Параноидное расстройство личности (паранойяльная психопатия).
Шизоидное расстройство личности (аутистическая психопатия, патологически
замкнутая личность, чудак).
Диссоциальное расстройство личности (антисоциальная, неустойчивая-безвольная
или анэтическая психопатия).
Эмоционально-неустойчивое расстройство личности (импульсивная или эксплозивная
психопатия).
Истерическое расстройство личности (демонстративная или жаждущая признания
психопатия).
Психастеническое расстройство личности (ананкастная, тревожно-мнительная психопатия, тревожно-компульсивное расстройство личности).
Тревожное расстройство личности (избегающее расстройство личности, сенситивная психопатия).
Зависимое расстройство личности (пассивная личность, конформная личность, конституционально-глупая слабовольная психопатия).
Психосексуальное развитие и его отклонения.
Дошкольный возраст.
Школьный возраст (от 8 до 11-12 лет).
Пубертатный возраст (возраст полового созревания).
Терапевтическое вмешательство при психических расстройствах у детей.
Принципы терапии психических и психосоматических расстройств.
Клинические концепции терапии психических расстройств.
Психотерапия психигеасих расстройств.
Принципы психофармакотерапии.
Абилитация и реабилитация.
Рекомендуемая литература.
Воспитание психически больных детей и подростков.

Стоимость данного файла составляет 10 баллов

Скачать файл

  • 27.05 МБ
  • добавлен 23.03.2010

Основные мысли книжки - действие жизненных обстановок на становление психических нарушений; роль в их формировании как потомственных приспособлений, но и внешних моментов; присутствие принципиальных возрастных отличий в клинических картинах психических расстройств. В учебнике описаны психопатологические признаки и синдромы, такж...

  • 83.5 КБ
  • добавлен 30.01.2011

Психиатрия детского возраста. Классификация психических расстройств детского и подросткового возраста. Этиология. Обзор основных синдромов. Специфические нарушения развития. Особенности психозов в детском возрасте. Гериатрическая психиатрия. Психология стареющих людей. Основные психопатологические синдромы.

  • 8.9 МБ
  • добавлен 02.05.2009

Данная книга является основным или дополнительным учебным пособием по курсам детской и подростковой патопсихологии, психологии отклоняющегося поведения, патопсихологии развития детского и подросткового возраста. Учебник является образцом, гармонично совмещающего клинико-диагностический и экспериментальный подходы в освещении нор...

  • 4.95 МБ
  • добавлен 28.04.2009

Данная книга является основным или дополнительным учебным пособием по курсам детской психологии, детской и подростковой патопсихологии, психологии отклоняющегося поведения, патопсихологии развития детского и подросткового возраста,
медицинской психологии и дефектологии. Академический текст Эрика Мэша и Дэвида Вольфа является...

  • 886 КБ
  • добавлен 30.12.2010

Книга, состоящая из 9 лекций А. В. Снежневского.

Введение в общую психопатологию, психопатология чувственного познания (галлюцинации)
Психопатология чувственного познания (продолжение)
Импульсивные влечения, расстройства памяти, деперсонализация
Растерянность, синдромы помрачения сознания
Синдромы помра...

Детская психиатрия - клиническая дисциплина, изуча­ющая этиологию, патогенез, клинику, распространенность детских и подростковых психических заболеваний, разрабатывающая ме­тоды их клинической и лабораторной диагностики, вопросы про­гноза, профилактики, критерии экспертизы, порядок проведения социальной реабилитации.

Детская психопатология - раздел детской психиатрии, изучающий общие закономерности и развитие детских и подрост­ковых психических заболеваний, психопатологических процессов и состояний, а также особенности наблюдаемых при них симпто­мов и синдромов.

Психигеская болезнь - это заболевание всего организма с преимущественным поражением мозга и нарушением мозговой де­ятельности. П. Б. Ганнушкин (1924) уточняет: «Душевная болезнь связывается с состоянием всего организма, с врожденной консти­туцией индивидуума, с состоянием его обмена веществ, с функцио­нированием эндокринной системы, наконец, с состоянием нервной системы, как цереброспинальной, так и вегетативной».

При психической болезни извращается, нарушается отража­тельная деятельность, что ведет к нарушению познания. Она вы­ражается в искаженном, неправильном, неадекватном восприятии и осмыслении объективной действительности, влечет за собой не­правильное поведение больного, затруднение приспособления к среде, в которых чаще всего и проявляется.

Распознавание психических расстройств и последующее их ле­чение, а также реабилитация (абилитация) больных требуют бо­лее точного, дифференцированного подхода к нарушениям психи­ки. С этой целью используются понятия болезни (нозос) и пато­логии (патос).

Болезнь (нозос) - болезненный процесс, динамическое, теку­щее образование. Она в связи с определенным комплексом факто­ров имеет нозологическую специфичность, типичный для нее ме­ханизм возникновения, стереотип развития, течения, склонность к прогредиентности, эволюции или регрессу. От психического здо­ровья к болезни существует скачок, т. е. новая качественная сту­пень. Примерами болезни (нозоса) в психиатрии являются ши­зофрения, соматогеннный и инфекционный психоз.

Патология (патос) - патологическое состояние, стойкое из­менение, результат патологических процессов или порок, отклоне­ние развития. Это состояние - патологическое образование, не склонное к каким-либо существенным трансформациям, не имею­щее определенных этиологических факторов и патогенетических механизмов, а также обладающее устойчивостью, резистентностью по отношению к терапии, стабильностью. От болезни к патологи­ческому состоянию - плавный, иногда незаметный переход от од­ного состояния к другому. Иллюстрацией того, что такое патос (патологическое состояние), могут быть отклонения в развитии (умственная отсталость, общее недоразвитие речи, инфантилизм), психопатия (расстройства формирования личности), дефектные состояния, возникающие как следствие психозов (шизофрении), мозговых инфекционных заболеваний (энцефалитов), травматиче­ских повреждений мозга. Для того чтобы диагностировать психи­ческое состояние, необходимо констатировать, что психопатологи­ческий синдром не развивается и не регрессирует в течение более 6 месяцев.

В описанные понятия «нозос» и «патос» не укладываются все обнаруживаемые расстройства.

Так, например, кратковременное, продолжающееся не более 6 месяцев изменение психики называ­ется психигеской реакцией. К такого рода реакциям относятся эпилептическая реакция, которая может возникнуть у ребенка во время заболевания, протекающего с очень высокой температурой тела, или невротическая реакция, возникшая при столкновении ребенка с трудными жизненными обстоятельствами (разлука с ро­дителями).

Психигеское развитие - патологический процесс с внутрен­ними, т. е. определяемыми этим процессом, закономерностями симптомообразования. К этому типу нарушений относится, напри­мер, невротическое (истерическое, ипохондрическое, астениче­ское) развитие, т. е. изменения личности, развивающиеся у инди­вида в процессе длительно протекающего или не поддающегося терапии невроза.

При обнаружении отклонений в психике у ребенка работаю­щий с ним психолог (педагог) может заподозрить различные рас­стройства - психоз, если предполагает серьезные нарушения, или невроз (эмоциональные, поведенческие нарушения), если считает их легкими. Однако для таких диагностических предположений, которые необходимы для оценки социально значимых сторон дея­тельности индивида, требуются твердые знания того, в чем осо­бенности этих расстройств психики.

Психоз - тяжелое нарушение психики, характеризующееся не­адекватностью реакций, нарушением отражения окружающего, ис­чезновением критики к своим поступкам, неспособностью осмыс­ления происходящего, неспособностью руководить собой, своими действиями и психическими проявлениями. Иными словами, пси­хоз проявляется нарушением сознания, грубыми изменениями личности или дезинтеграцией всей психической деятельности.

Непсгасотигеские расстройства (например, невроз) - это симптомы и синдромы, сопровождающиеся критикой, адекватной оценкой окружения, а поведение больного, страдающего этими расстройствами, соответствует социально принятым нормам.

Диагностика психических расстройств не может быть точной без понимания типа реагирования личности и организма на ту или иную вредность. Это важно не только для определения не­обходимого терапевтического вмешательства, но и для прогноза возникшего психического нарушения.

Экзогенный тип психического реагирования - психические ре­акции, заболевания, состояния, развитие, своим происхождением обязанные органическим поражениям головного мозга. Органи­ческие поражения мозга - вредности (черепно-мозговые травмы, опухоли, сосудистые и инфекционные заболевания мозга, интоксикации), непосредственно действующие на мозг. Наиболее характерные клинические проявления: судорожный синдром, психо­органический синдром, амнестический синдром, синдромы рас­строенного сознания.

Психогенный тип психического реагирования - психические реакции, заболевания и развитие, возникающие при переживании трудных (разрушение семьи, измена близкого человека и т. д.) или катастрофических (пожар, землетрясение, дорожно-транспортное происшествие) жизненных обстоятельств. Примером этого типа реагирования может быть псевдодементный синдром, нередко воз­никающий у подростков, находящихся под угрозой потерять свой социальный статус.

Эндогенный тип психического реагирования - психические ре­акции, заболевания, состояния и развитие, причиной которых яв­ляются внутренние (эндогенные), наследственно-конституциональ­ные факторы. Наиболее типичный пример этого типа реагирова­ния - передача по наследству (через гены или хромосомы) предрасположения или самого заболевания (шизофрения, некото­рые формы эпилепсии, умственная отсталость, связанная с нару­шениями метаболизма или зависящая от хромосомных аберра­ций). Очень характерен для этого типа реагирования синдром психического автоматизма.

Приводя эти традиционно выделяемые типы реагирования, следует сказать, что в чистом виде эти реакции встречаются не ча­сто. Наиболее вероятно возникновение экзогенного или психоген­ного типа реагирования на фоне неблагоприятной наследственно­сти или своеобразной конституции (совокупности относительно устойчивых анатомических и функциональных свойств человека, обусловленных наследственностью, а также длительным влиянием

окружающей среды). В то же время возникновение эндогенных реакций, как правило, определяется провокацией экзогенными факторами (инфекционными заболеваниями, травматическими по­ражениями мозга, интоксикациями). Естественно, клиническая картина в этих случаях несет черты и эндогенного, и экзогенного типов реагирования. Это обстоятельство необходимо учитывать, в частности, потому, что такое сочетание приводит к изменению классических клинических форм реагирования, затруднению диа­гностики и повышению резистентности в отношении применяемой терапии. Действительно, в последнее время все больше и больше встречается таких экзогенных типов реакций, которые напомина­ют эндогенные. Они получили название эндоформных синд­ромов, или клинических картин, и во многих случаях протекают менее благоприятно.

Течение психических заболеваний. Непрерывное теге- ние - неуклонное нарастание и усложнение психических рас­стройств (соматогенный психоз).

Приступообразное тегение - чередование приступов заболева­ния и промежутков, свободных от болезненных проявлений (аф­фективные психозы).

Смешанное тегение - нарастание изменений личности, на фо- . не которого эпизодически возникают обострения (сдвиги) заболе­вания. После каждого сдвига появляются все более выраженные изменения личности (шизофрения).

Волнообразное тегение проявляется периодами ослабления или исчезновения симптоматики, однако в дальнейшем под влиянием дополнительных факторов появляются ранее исчезнувшие прояв­ления болезни, обычно в форме новых нарастающих симптомов и синдромов (невротические расстройства).

Пароксизмальное тегение - остро возникающие кратковремен­ные приступы заболевания (эпилепсия).

Прогредиентное тегение - постепенное нарастание и усложне­ние симптоматики с появлением стойких психических нарушений (шизофрения).

Регредиентное тегение - с каждым последующим приступом заболевания сокращается число синдромов и симптомов, ослабля­ется и исчезает бывшая ранее симптоматика (психические рас­стройства при черепно-мозговых травмах).

Как уже указывалось, исход психического заболевания мо­жет быть различным. Неблагоприятно протекающее заболевание может завершиться дефектом - продолжительным, стойким нару­шением - одной (познавательной, аффективной) из психических сфер или общим нарушением формирования психики (слабоумие вследствие энцефалита).

Выздоровление является полным восстановлением организма после возникших в процессе психического заболевания рас-

2 Зак. 4344
стройств. Вопреки существующим заблуждениям именно выздо­ровление - наиболее частый исход психических расстройств. Од­нако вероятность полного выздоровления находится в зависимо­сти от преморбидного (доболезненного) состояния индивида. В тех случаях, когда психическая реакция или заболевание возни­кает на фоне отягощенного преморбида (умственная отсталость, психопатия, перенесенная в прошлом черепно-мозговая травма), степень восстановления психических функций будет зависеть от выраженности остаточных явлений после ранее перенесенной вредности или от тяжести психического состояния, имевшегося до заболевания.

Третий вариант исхода - переход в хронигеское состояние, в те­чение которого продолжают оставаться хотя и менее выраженные, но преобладающие в клинической картине продуктивные симптомы.

Продуктивные симптомы - выражение деятельности неповрежденных слоев нервной системы, они отражают относи­тельно неспецифическую реакцию организма на этиологические факторы, вызвавшие заболевание. Это кагественно новые, связан­ные с возникновением заболевания психигеские проявления, кото­рые в то же время не могут быть возрастными особенностями больного. К этим симптомам относятся астенические, депрессивные, маниакальные, навязчивые, галлюцинаторные, бредовые, кататони­ческие и др. проявления психических реакций, болезней, состояний.

Негативные симптомы - симптомы, вызванные самим патологическим процессом и связанные с этиологическим факто­ром. В связи с этим в большинстве случаев они отражают нозоло­гическую специфику заболевания; таким образом, их выявление облегчает диагностику. К негативным симптомам относятся следу­ющие: истощаемость психических процессов, субъективно осозна­ваемая измененность «Я», дисгармония личности, снижение энер­гетического потенциала, снижение уровня личности, регресс лич­ности, амнестические расстройства, тотальное слабоумие.

Особенность детского организма - непрерывный и неравно­мерный процесс созревания структур и функций всего организма. Это характерно, как указано выше, и для развития психики, фор­мирующейся в процессе взаимодействия со средой. Возникающие нарушения при психических заболеваниях - в значительной сте­пени результат расстройства биологического и/или психического созревания. В связи с этим методологический подход к изучению нервно-психических заболеваний должен быть эволюционно-ди­намическим (онтогенетическим). Этот подход к анализу нерв­но-психических заболеваний был впервые разработан Г. Модели, X. Джексоном. Физиологический фундамент он получил в работах И. М. Сеченова.

Другой принцип, на котором строится клинический анализ в детской психопатологии, - единство биологического и социально­го в человеке в процессе формирования личности (В. Н. Мяси- щев). Социально-психические явления (сознание, свойства лично­сти, характер, некоторые бессознательные явления) непрерывно взаимодействуют с природно-психическими явлениями (темпера­ментом, инстинктами, влечениями, потребностями). Природно­психическое в человеке - непосредственное отражение нейрофи­зиологических процессов в организме человека. В процессе эволю­ции человека и общественного развития природно-психическое все больше и больше опосредуется социально-психическим. В он­тогенезе человека это повторяется: преобладающие в психике ре­бенка раннего возраста элементарные потребности в еде, сне, при­митивные эмоции удовольствия-неудовольствия с возрастом от­тесняются и поглощаются социально-психическими явлениями. Ведущая роль в этом движении принадлежит воспитанию в широ­ком смысле слова.

В процессе развития психического заболевания существенно изменяются взаимоотношения биологического и социального. Временно или на более продолжительный период усиливаются природно-психические явления. Примером этого могут быть, в ча­стности, расторможение влечений при психопатоподобных состоя­ниях. Другой пример - регресс психики на более ранний уровень развития при органических заболеваниях, шизофрении, а иногда и при психогенных (истерических) расстройствах. В этих случаях появляются двигательные стереотипии, эхопраксии, эхолалии, мо­торные автоматизмы, утрата двигательных навыков, возвращение лепетной речи, утрированная боязливость.

Дизонтогенез. Еще один вид разлада между психическим и социальным, который может лежать в основе возникновения не­которых симптомов - различные типы общего и психического дизонтогенеза [Ковалев В. В., 1979]. Психический дизонтогенез выражается в различных нарушениях темпа, сроков развития пси­хики в целом и отдельных ее частей, а также в нарушении со­отношения компонентов развивающейся психики ребенка и подростка. Психический дизонтогенез может быть детерминиро­ван биологическими (генетическими и экзогенно-органическими) или неблагоприятными микросоциальными и психологическими воздействиями. Биологические факторы участвуют в формирова­нии нервно-психического состояния, взаимодействуя с факторами социально-психологической среды, а вызванные средовыми воз­действиями отклонения психики в своей основе имеют механизм перехода социально-психического через природно-психическое в нейродинамические изменения.

Психический дизонтогенез в форме задержанного или иска­женного (диспропорционального) развития психики может быть основой доманифестной (до развертывания выраженных симпто­мов) шизофрении (Г. Е. Сухарева) или ее сутью (Л. Бендер).

Шизофренигеские нарушения развития (дизонтогенез) М. Ш. Вро- но (1979) систематизирует, например, следующим образом:

1. Шизофренический дизонтогенез генетического происхожде­ния, чаще всего проявляющийся аутизмом или аутистической пси­хопатией. Биологическое происхождение его - либо скрытое тече­ние шизофренического процесса, либо самый его начальный этап, либо постпроцессуальный дефект.

2. Олигофреноподобный дефект при злокачественном течении детской шизофрении.

3. Регресс речи и поведения при неблагоприятно, но не злока­чественно протекающей шизофрении. Уровень функционирования психики в сравнении с доманифестным периодом постоянно в те­чение шизофренического процесса снижается, тогда как при оли­гофреноподобном дефекте, раз возникнув, остается неизменным.

4. Психофизический инфантилизм, связанный с относительно благоприятно протекающими формами шизофрении, характеризу­ется незрелостью, главным образом, эмоционально-волевой сфе­ры. Он неравномерен, сочетается с аутизмом и другими шизофре­ническими изменениями личности.

Эти типы дизонтогенеза - различные варианты асинхронии развития, т. е. сосуществования задержки своевременного развития одних функциональных систем и обгоняющего развития других систем.

Другой вариант дизонтогенеза - ретардация [Ушаков Г. К., 1973] - задержка своевременного развития или созревания одной или нескольких функциональных систем организма. Определяется ретардация по отставанию развития системы от паспортного, био­логического или психического возраста. В патогенезе психических заболеваний детского возраста могут участвовать механизмы об­щей и парциальной ретардации развития. Примеры ретардации: умственная отсталость, задержка психического развития, включая общий и частичный (парциальный) психический инфантилизм. В перечисленных случаях имеет место запаздывание перехода (оформления) природно-психических функциональных систем в более сложные социально-психические образования, что приводит к недостаточности последних, при этом больше всего страдают познавательные функции. От степени недоразвития нейрофизио­логических механизмов зависит формирование психосоциальных образований, причем процесс социализации обычно выявляет по­тенциальные возможности высшей нервной деятельности и спо­собствует облегчению развития компенсаторных механизмов.

В. В. Ковалев различает эволютивные и процессуальные фор­мы психического дизонтогенеза. К числу первых относятся со­стояния психического недоразвития, психический инфантилизм, невропатия, психопатии, являющиеся следствием разных типов нарушения развития психики. Ко вторым - олигофреноподобные, психопатоподобные состояния, возникающие в ходе шизофрении, экзогенно-органических заболеваний (энцефалиты), а" также про­цессуальный инфантилизм.

В основе формирования дизонтогенетических симптомов ле­жит задержка, замедление, остановка или искажение развития нервно-психических функций. К дизонтогенетическим симптомам относятся отставание развития познавательных функций при ум­ственной отсталости, симптомы недоразвития и задержки речи, проявления задержки психомоторных функций: «моторная де- бильность» (Дюпре), «моторный инфантилизм» (Гомбургер), це- ребеллярно-двигательная, экстрапирамидная, фронтальная мотор­ная недостаточность [Гуревич М. О., 1932]. Дизонтогенетические симптомы, связанные с механизмом искажения развития психи­ки,- это главным образом различные проявления диспропорцио­нального [Сухарева Г. Е„ 1959] развития темперамента, влечений, инстинктивных потребностей и эмоционально-волевых свойств формирующейся личности при невропатии, детском аутизме, пси­хопатиях.

Дизонтогенетические симптомы не являются специфичными и характеризуют период онтогенеза, в котором произошло повреж­дение структуры или тяжелое нарушение функции развивающего­ся мозга. Не все дизонтогенетические симптомы являются стойки­ми. Некоторые из них отличаются преходящим характером.

Наряду с проявлениями дизонтогенеза, задерживающими фор­мирование нормальной психики, наблюдаются и явления акселе­рации. В этом случае формирующаяся функциональная система или несколько систем отличаются тем, что развиваются и созрева­ют более быстрыми темпами, чем в норме. Ускоренное половое созревание, например, способно повлиять (сделать его более зло­качественным, тяжелым)- на течение таких заболеваний, как ши­зофрения, эпилепсия и т. д. Акселерация ускоряет появление пер­вых симптомов шизофрении и способствует ее обострению в пери­оды ремиссии. У ребят-акселератов чаще встречается острое или подострое начало заболевания и в дальнейшем большая вероят­ность приступообразно-прогредиентного течения, аффективных нарушений, сенестопатически-ипохондрических и дисморфофоби- ческих проявлений [Сосюкало О. Д., Большаков А. Г., Кашнико- ва А. А., 1978.].

  • 25.3. Особенности проявления основных * психических заболеваний в детском возрасте
  • § 6. Основные методы игровой психологической коррекции в детском возрасте
  • Глава 1МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ БРОНХОЛЕГОЧНОЙ СИСТЕМЫ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ
  • Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических недостатков или физических дефектов.

    Психическое здоровье (психическая норма ) – динамическая совокупность психических (индивидуально- и с

    оциально-психологических) свойств конкретного человека, которая позволяет ему:

      Адекватно своему возрасту, полу и социальному положению познать окружающую действительность,

      Адаптироваться к ней,

      Выполнить свои биологические и социальные функции соответственно возникающим личным и общественным потребностям, общепринятой морали

    Подходы к оценке нормы

      Нозоцентрический – исключение отклонения от нормы в его развитии, поведении, способности адаптироваться к окружающей среде.

      Нормоцентрический – сопоставление о данных психики индивида с имеющимися нормативами.

    Критерии оценки здоровья

      Психическое равновесие

      Гармоничность организации психики

      Адаптивные возможности личности

    Комплексный подход к оценке психического здоровья

            Свойств нормальной личности (Эмоциональная устойчивость, зрелость чувств, умение совладать с негативными переживаниями, свободное проявления чувств, сохранность оптимального самочувствия и т.д.)

      Нормальные психические состояния

      Нормальные психические процессы

    Психические функции должны быть интегрированы, гармоничны, уравновешены

    Оценка психической нормы в детской психопатологии

      В процессе развития постоянно меняются функциональные возможности детской личности, и это потребует диагностики с учётом возрастной динамики

      В связи с лабильностью детской психики всякая оценка должна производиться с учётом возможных отрицательных внешних воздействий, которые способны исказить истинное психическое состояние

      Психическая норма развивающейся личности зависит и от кризисов, возникающих в процессе её формирования

      От оценки соответствия психики ребёнка норме зависит его будущая судьба, так как диагностика определит его обучаемость, место учебных занятий и программу обучения

    Отношение людей к психической норме

      Магический подход (всё то, что является не нормой, является магическим - духи, бесы, проклятия, сглазы и т.д.)

      Органический подход (у всех психических расстройств всегда есть телесная причина – например, теория Гиппократа)

      Психологический подход (причина - психологические травмы, депривации, фрустрации и т.п.)

      Интегральный подход (Павлов, Селье (теория стресса), Фрейд)

    Факторы изменения отношения к нездоровому ребёнку

      Начало XIX века – увеличение детской популяции

      Ребёнок не является уменьшенной копией взрослого

      Появление педагогов и врачей-психиатров

    Основные события XX века:

      Были получены определённы знания л психическом развитии и его гетерогенности у детей

      Развитие динамической психиатрии (поиск причин возникновения психического расстройства в детстве)

      Изучение подростковой преступности (детские суды и воспитательные дома)

      Появление первых амбулаторных психиатрических учреждений

      Наблюдения за детьми сменились активной работой с ними, исправлением их поведения и лечением

      Изучение роли психической травмы

      Создание методов исследования и лечения

      Создание современных систематик психических болезней у детей

      Возникновение связующей психиатрии

    Детская психиатрия

    - клиническая дисциплина, изучающая этнологию, патогенез, клинику, распространённость детских и подростковых психических заболеваний, разрабатывающая методы их клинической и лабораторной диагностики, вопросы прогноза, профилактики, критерии экспертизы, порядок проведения социальной реабилитации.

    Детская психопатология

    - раздел детской психиатрии, изучающий общие закономерности и развитие детский и подростковых психических заболеваний, психопатологических процессов и состояния, а также особенности наблюдаемых при них симптомов и синдромов.

    Психическая болезнь

    - это заболевание всего организма с преимущественным поражением мозга и нарушением мозговой деятельности.

      Извращается, нарушается отражательная деятельность, что ведёт к нарушению познания

      Искажённое, неправильное, неадекватное восприятие и осмысление объективной действительности

      Неправильное поведение больного

      Затруднение приспособления к среде

    Нарушения психики

    Болезнь (нОзос) – болезненный процесс, динамическое, текущее образование.

    Она в связи с определённым комплексом факторов имеет нозологическую специфичность, типичный для неё механизм возникновения, стереотип развития, течения, склонность к прогредиентности, эволюции или регрессу.

    Примеры: шизофрения, психоз и т.д.

    Патология (патос) – патологическое состояние, стойкое изменение, результат патологических процессов, процессов или порок, отклонение развития.

    Это состояние – патологическое образование, не склонное к каким-либо существенным трансформациям, не имеющее определённых этиологических факторов и патогенетических механизмов, а также обладающее устойчивостью, резистентностью по отношению к терапии, стабильностью.

    Примеры: Психопатия, инфантилизм, следствия энцефалита, травм и т.д.

    Психические реакции – кратковременное изменение психики, длится не более 6 месяцев (эпилептическая или невротическая реакция).

    Психоз – тяжёлое нарушение психики, характеризующееся:

      Неадекватностью реакций

      Нарушением отражения окружающего

      Исчезновение критики к своим поступкам

      Неспособность осмысления происходящего

      Неспособность руководить собой, своими действиями и психическими проявлениями

      Нарушение сознания, грубые изменения личности или дезинтеграцией всей психической деятельности

    Непсихотические расстройства

    Невроз – это симптомы и синдромы, сопровождающиеся критикой, адекватной оценкой окружения, а поведение больного, страдающего этими расстройствами, соответствует социально принятым нормам.

    Типы психического реагирования организма и личности на вредность

      Экзогенный (психические реакции, заболеваниями, причиной которым является органическое поражение мозга, травмы и т.д.)

      Психогенный (реакции, заболевания, которые возникают после разного рода событий)

      Эндогенный (реакции, заболевания, причиной которым являются наследственные факторы, хромоосомный сбой и т.д.)

    Течение психических заболеваний

      Непрерывное

      Приступообразное

      Смешанное

      Волнообразное

      Пароксизмальное (внезапное, кратковременный приступ, например, эпилепсия)

      Прогредиентное (постепенное нарастание, усложнение симптомов, появление стойких нарушений)

      Регредиентное (с каждым приступом число симптомов уменьшается – например, при Ч-М-травмах)

    Исход психического заболевания

      Дефект (стойкое продолжительное нарушение)

      Выздоровление

      Переход в хроническое состояние

    Психопатология детей

      Методологический подход к изучению нервно-психических заболеваний – эволюционно – динамический (онтогенетический)

      Принцип единства биологического и социального в человеке в процессе формирования личности

    Психический дизонтогенез

    Выражается в различных нарушениях темпа, сроков развития психики в целом и отдельных её частей, а также в нарушении соотношения компонентов развивающейся психики ребёнка и подростка.

      Асинхрония развития – сосуществование задержки своевременного развития одних функциональных систем и обогащающего развития других.

      Ретардация – задержка своевременного развития или созревания одной или нескольких функциональных систем.

      Акселерация – формирующаяся функциональная система развивается и созревает более быстрыми темпами, чем в норме.

    Сейчас наблюдается ретардация поколения.

    Связь психопатологии с другими наукам

      Общая психопатология, детская психиатрия

      Психофармакология

      Детская психология

      Педагогика

      Дефектология

      Социальная психиатрия

      Психогигиена и психопрофилактика

    Классификация психических расстройств

    Международная систематика болезней взрослых и детей

    Психические расстройства, характерные для детского и подросткового возраста:

    Разделы Р80-Р89(нарушение психологического развития)

    Р90-Р98 (поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском или подростковом возрасте)

    В настоящее время детская психопатология имеет свои определенные задачи. Следует подчеркнуть, что отделение детской психопатологии от общей психопатологии произошло не так давно. В то же время, происходило ее долгое формирование, как области особых знаний, граничащей с детской психиатрией и психологией. Данное определение наделено общими корнями с педагогикой и специальной психологией.

    Как предмет детской психопатологии, рассматриваются любые возможные нарушения, встречающиеся в детском развитии. Как известно, причин, обуславливающих нарушения, может быть множество, в связи с этим патопсихолог обязательно принимает во внимание все сведения о ребенке в совокупности. Информация должна охватывать не только биологические факторы развития, но и социальные проявления.

    Главной задачей детской психопатологии является своевременная и максимально точная диагностика развития психики ребенка, имеющей отклонения. В этом случае производится диагностика состояния протекающих психических процессов. В том числе, памяти, восприятия, мышления, а также особенность деятельности ребенка и его личности. Патопсихолог занимается тем, что устанавливает уровень детского развития, определяет, насколько этот уровень соответствует имеющимся возрастным нормам. Также врач выявляет патологические особенности развития. Выявление нарушения развития у ребенка имеет связь с психологическим консультированием его родителей, учителей, опекунов, и прочее.

    Если работа патопсихолога производится в психоневрологическом санатории, или психиатрической больнице, то результаты обследования сообщаются семье больного через лечащего врача. В этом случае, общение с родственниками пациента происходит в меньшей степени. Нередко консультации родителей ребенка и самого пациента проводится в консультации, или в психологическом центре. И в таком случае для родителей важно не только получить подтверждение того, что ребенок является отстающим в умственном развитии, но и узнать, какие методы лечения эффективны, каким образом можно компенсировать дефект, адаптировать к школе.

    Диагностика

    Коррекция дефекта непосредственно связана с проведением психологической диагностики. Детские патопсихологи занимаются проведением разнообразных коррекционных занятий, групповых и индивидуальных, с маленькими пациентами, имеющими нарушение в развитии психики. Также в категорию важных задач детской психопатологии входят профилактические меры возникновения нарушений в психике ребенка. В данном случае, этому фактору уделяется мало внимания, так же, как и во взрослой психопатологии. Профилактикой является и популяризация знаний, имеющих отношение к детской психопатологии, консультирование родителей, воспитателей, школьных педагогов. В том числе, в качестве профилактики проводятся специальные игры и тренинги.

    Психопатология детского возраста имеет не только практические задачи, но и проводит исследования в научном направлении. Не имея серьезных научных разработок, специалисты не могли бы производить вмешательство в такое сложнейшее явление, как состояние психики ребенка, воздействие по компенсации дефекта, и прочее. Известно, что детский психопатолог не ставит перед собой цель подменить врача. Хотя имеет место теснейшее сотрудничество психопатологов с детскими невропатологами, психиатрами, генетиками, но у каждого свои отдельные задачи, хотя порой они и пересекаются. К тому же, методы воздействия тоже отличны. Работа детского психопатолога имеет некоторое сходство с работой психолога, так как он применяет психологические диагностические методы и способы коррекции развития.

    На основании такого положения дел для психопатолога важен не только правильно установленный диагноз, и определение, к примеру, формы , так как этим занимается врач. Имеет огромное значение исследование психологических особенностей пациента. Выяснив все имеющиеся особенности, определив отклонения в мышлении, игровой деятельности, речи, психопатолог способен представить лечащему врачу важный диагностический материал. В то же время, для родителей ребенка может быть подобрана методика эффективного психологического воздействия, даны ценные рекомендации по общению.

    Лечение в детской психопатологии

    Существуют некоторые виды нарушений развития, которые не могут быть устранены применением медикаментозной терапии, или же, она используется, но не является определяющей. Особенно это относится к детям, имеющим задержку развития психики, умственно отсталым. В подобных случаях огромную роль играет психологическая коррекция нарушения и психопатологическое исследование. Нередко происходит так, что дети с отклонениями попадают на прием к детским психологам. Если специалист не обладает серьезными знаниями в области детской психопатологии, то его выводы могут являться ошибочными, а рекомендации не принесут никакой пользы, а в некоторых случаях они откровенно вредны.

    В связи с этим, специалист, дающий рекомендации и советы по воспитанию и общению с трудным ребенком, должен уметь изначально исключить наличие серьезного психического заболевания. Нередко родители, имеющие умственно отсталого или психически больного ребенка, переживают это очень остро, и внутренне не в состоянии принять такой факт. Иногда они просто бояться специалистов, и демонстрируют недоверие. Находясь на приеме у психолога, она могут предъявлять банальные жалобы, которые скрывают достаточно серьезное заболевание. Например, при обращении с жалобами на застенчивость ребенка может выявиться отставание малыша в умственном развитии.

    Галина Владимировна Гуровец

    Психопатология детского возраста

    Светлой памяти профессора

    Груни Ефимовны Сухаревой

    посвящается

    ВВЕДЕНИЕ

    Психиатрия и психопатология. Определение понятия психопатологии . Цели и задачи психопатологии. Роль психопатологии в деле охраны нервно психического здоровья человека. Значение курса психопатологии для воспитателей и педагогов дошкольных учреждений.

    Организация специальной помощи детям. Подготовка специальных медицинских и педагогических кадров. Роль воспитателя в дошкольных учреждениях .

    Цели и задачи курса

    В последние десятилетия увеличилось количество детей с различными отклонениями в физическом и психическом развитии , с нарушениями слуха , зрения, речи и поведения. В связи с этим организовываются новые специализированные дошкольные и школьные учреждения, в которых работают педагоги, воспитатели и психологи, получившие специальное дефектологическое образование. Подготовку квалифицированных кадров осуществляют дефектологические факультеты при педагогических университетах и дефектологические отделения при педагогических училищах (колледжах), в которых студенты получают наряду с общеобразовательными предметами медицинские и психолого педагогические знания, необходимые для работы с детьми.

    В детском возрасте клинические проявления соматических, неврологических и психических расстройств тесно связаны между собой, что разрешает их объединить в единую психоневрологическую и психосоматическую проблему, разрешение которой осуществляется комплексно медицинскими и психолого педагогическими мероприятиями.

    Невропатология – медицинская наука о заболеваниях нервной системы , занимается выявлением, лечением и профилактикой нервных болезней.

    Педиатрия – изучает развитие ребенка, занимается профилактикой, диагностикой и лечением различных детских заболеваний.

    Психиатрия («психея» – душа) – медицинская наука, изучающая причины возникновения, проявления, лечение и профилактику психических расстройств.

    Психопатология детского возраста тоже медицинская наука, является частью детской психиатрии, изучающая общие закономерности и развитие детских и подростковых психических расстройств, направленная на создание методов лечебно коррекционного воздействия.

    В специальной литературе мы часто встречаем термин «психоневрология», который подчеркивает тесную связь психиатрии с неврологией. В детском возрасте различные психические расстройства чаще имеют генетические корни, которые проявляют себя на фоне соматических, инфекционных и неврологических расстройств, а также в неблагоприятной социальной обстановке. Поэтому психиатрия детского возраста тесно связана с невропатологией и педиатрией, с физиологией и психологией, которые раскрывают основные процессы функционирования всего организма и высшей нервной деятельности, обуславливающие психические процессы.

    Для подготовки специалистов – детских психиатров – существует кафедра детской психиатрии при Академии постдипломного образования врачей, которой руководила Г.Е. Сухарева. В 50 60 х годах в детских поликлиниках работали районные психоневрологи, в задачи которых входило выявление детей с отклонениями в развитии , амбулаторное лечение и при необходимости направление детей в стационар. Совместная работа врачей разных специальностей с педагогами дошкольных и школьных учреждений обусловливала преемственность профилактики и раннего выявления отклонений в развитии детей .

    Расширялась сеть специальных школ, необходима была подготовка квалифицированных педагогических кадров. В Москве и Ленинграде активизируются дефектологические факультеты по подготовке педагогов дефектологов разных направлений: олигофренопедагогов, сурдопедагогов, тифлопедагогов, логопедов. Основная задача на данном этапе – подготовка педагогов дефектологов для специальных школ.

    Однако наблюдения показали, что коррекционные занятия с детьми необходимо начинать с дошкольного возраста, в связи с этим стали организовываться детские сады и интернаты для детей с отклонениями в развитии . Возникла необходимость подготовки специальных кадров педагогов и воспитателей для работы в дошкольных учреждениях. В 80 90 х годах при дефектологическом факультете Московского педагогического государственного университета (МПГУ) открылась специализированная кафедра дошкольной дефектологии для подготовки педагогов дефектологов дошкольных учреждений различных профилей. Руководит кафедрой лауреат Государственной премии в области образования РФ , заслуженный работник высшей школы РФ, профессор В.И. Селиверстов.

    С целью подготовки специалистов со средним образованием – воспитателей дошкольных учреждений, при педагогических училищах и колледжах открываются дефектологические отделения, в которых студенты получают теоретические и практические знания. Во время практических занятий студенты работают в специальных дошкольных учреждениях , набирая нужный педагогический опыт и мастерство. После окончания средних педагогических училищ многие выпускники поступают на дефектологический факультет МПГУ для продолжения обучения и получения высшего педагогического образования.

    Для квалификации воспитателя и педагога большое значение имеют знания по медицинским дисциплинам, так как в детском возрасте дети часто болеют, что сказывается на состоянии нервной системы и психической деятельности. Воспитателям, психологам, педагогам дефектологам, медицинским работникам дошкольных учреждений необходимы основополагающие знания по невропатологии и психиатрии (психопатологии), педиатрии и физиологии детского возраста для своевременного выявления отклонения в развитии ребенка и организации консультаций квалифицированной медико психолого педагогической помощи. Современные требования к уровню образованности воспитателя и педагога предполагают культуру мышления и поведения, умение разбираться во влиянии на психическое здоровье ребенка экологических и социальных проблем, обуславливающих отклонения в развитии и возникновения нервно психических расстройств у детей и подростков.

    В связи с этим задачей данного учебного пособия явилась необходимость раскрыть формирование основных психических процессов, подчеркнуть их возрастные особенности, значение нормы и патологии в психическом развитии, выявить причины отклонений и описать соответствующую клиническую картину болезни. Целью данного учебного пособия является знакомство воспитателей и педагогов в основами детской психиатрии (психопатологии) и с основными методами коррекционного воздействия при различных отклонениях психической деятельности.

    При создании данного пособия мы опирались на работы основоположников детской психиатрии и неврологии, психологии и дефектологии Г.Е. Сухаревой, Т.П. Симеон, И.П. Павлова, Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, М.Б. Цукер, В.В. Ковалева, Е.М. Мастюковой, Д.И. Азбукина, С.С. Ляпидевского, В.Г. Петровой, Е.А. Стребелевой и других отечественных и зарубежных авторов.

    В первом разделе предлагается краткий очерк истории общей и детской психиатрии, рассказывающей об истоках организации специальных учреждений для детей с отклонениями в развитии. Представлены основные положения физиологии высшей нервной деятельности, обусловливающие эволюционно динамический подход к формированию психических функций.

    По втором разделе приводятся общие сведения о формировании психической деятельности детей и подростков и различные виды отклонений: симптомы и синдромы психических расстройств.

    В третьем разделе раскрываются закономерности формирования познавательного процесса в возрастном аспекте и виды психических расстройств. Частная психопатология.

    В четвертом разделе рассматривается клиника интеллектуальных нарушений, причины их возникновений и проявлений, степени выраженности. Приведена дифференциальная диагностика различных форм интеллектуальных расстройств.

    В пятом разделе описываются методы обследования детей и лечебная педагогика по отношению к разным категориям детей