Главная · Боли в желудке · Упражнения телесно ориентированной психотерапии в группе. Упражнение телесно-ориентированной терапии: при панических атаках, при депрессиях. Техники телесной терапии

Упражнения телесно ориентированной психотерапии в группе. Упражнение телесно-ориентированной терапии: при панических атаках, при депрессиях. Техники телесной терапии

Свобода, грация, красота, здоровое тело, здоровый разум. Или, боль, дискомфорт, скованность, напряжение…

— Что выбирает ваше тело?

— Первый вариант! Какие могут быть вопросы?

Так почему же тогда, глядя в зеркало, мы восклицаем подобно О. Мандельштаму, — "Дано мне тело — что мне делать с ним, таким единым и таким моим? "

На протяжении жизни наши невысказанные желания и сдержанные эмоции блокируются в теле. Чувства подавляются.

Так формируется "мышечный панцырь ". Сбросив его, человек оставляет позади чувство вины, запреты, связанные с жизнью в этом мире, тревоги, — он выходит "за пределы этого мира ". Высвобождение чувств оживляет, сердце раскрывается, словно цветочный бутон, где-то внутри ощущается тепло, — и вам говорят, что с вами рядом светло. У вас появляется новое, неведанное до сих пор чувство внутреннего благополучия, при том, что внешние обстоятельства могут оставаться прежними. Появляется эмоциональная гибкость. Тело становится расслабленным и одновременно сильным. Эти изменения приятно удивляют. Вы прислушиваетесь к нему и вам хорошо со своим телом.

Человек не существует отдельно от своего тела. Тело выражает то, что он чувствует, как относится к жизни.

Вернуться обратно к своему телу и наслаждаться им человеку помогает телесно-ориентированная терапия — направление психотерапии, включающее в себя техники, объединённые общим взглядом на телесные (физиологические) функции (дыхание, движение, статическое напряжение тела и др.), как неотъемлемую часть целостной личности. Тело всегда подскажет, где разлад. Телесно-ориентированная психотерапия это новый путь восприятия проблем.

Основоположник телесной психотерапии Вильгельм Райх делал акцент на полном и глубоком дыхании и способности отдаваться спонтанным и непроизвольным движениям тела. Дыхание, движение, чувственность и самовыражение это важные функции нашего тела.

"Человек, который не дышит глубоко, уменьшает жизнь своего тела. Если он не двигается свободно, он ограничивает жизнь своего тела. Если он не чувствует полно, он сужает жизнь своего тела. И если его самовыражение сокращено, он лимитирует жизнь своего тела ", — пишет Александр Лоуэн , представитель телесно-ориентированной терапии и основатель биоэнергетического анализа. Человек холит и лелеет своё тело, но при этом, предаёт его, причём делает это изо дня в день, месяцами, годами. И все трудности человека исходят из этого предательства своего тела, считает Лоуэн.

При активном дыхании поток энергии увеличивается. Когда человек заряжается энергией, его голос становится более звучным, ярким, лицо сияет, в буквальном смысле слова. Телесная психотерапия работает с ощущениями, чувствами, процессами, импульсами. Вас не будут лечить, вам лишь помогут познакомиться со своими телесными привычками, помогут увидеть их первопричину, ограничивающие убеждения, которых человек придерживается бессознательно. И далее, изменяя привычные движения, можно сформировать новые здоровые.

В телесно-ориентированной психотерапии особую роль играют прикасания , как первичная форма контакта. Человек телом помнит, как мама держала его на руках и прижимала к себе; тело замирало, наступало ощущение благости, теплоты. Но, прикосновения важны не только для малыша. Взрослому человеку прикосновения также нужны для эмоционального здоровья. В телесной терапии физический контакт между терапевтом и пациентом налагает большую ответственность на терапевта. Уважение терапевтических отношений это необходимая вещь.

Тело является продолжением психики и, работая с телом, с заключёнными в нём переживаниями, можно исцелить душу, можно научиться получать удовольствие от происходящего в жизни. Упражнения , предлагаемые телесным терапевтом , помогают заново пережить напряжение, которое вызвало образование мышечной брони и высвободить его.

"В теле — комфорт, в голове — чисто, светло, в сердце — любовь к людям… Кажется, что родилась заново ", — это один из отзывов человека, прошедшего телесно-ориентированную психотерапию.

Тело — это своеобразная книга, и человек сам является писателем своей жизни . Осознав свои телесные привычки, где бы вы ни находились сейчас, вернитесь к своему телу, осознайте свои истинные желания и ощущения и начните переписывать главы своей жизни.

- Лучший подарок, который мы можем сделать ребенку,
это не столько любить его, сколько научить его
любить самого себя".
Жак Саломе

Кинезитерапия - танцетерапия, хореотерапия, телесно –ориентированная арт- терапия, коррекционная ритмика - лечебное воздействие движениями.Кинезитерапия - вид терапии, основанный на единстве движения. Различные и формы и средства движений изменяют общую реактивность организма, повышают его устойчивость, разрушают патологические стереотипы, возникающие во время болезни, и создают новые, обеспечивающие необходимую адаптацию.

Тело – зеркало души

"В здоровом теле - здоровый дух" ("Spiritus sano in corpore sano") - это выражение известно многим. Тело является продолжением нашей психики. Обычно проблемы, связанные с психическим здоровьем, начинаются с физического или эмоционального стресса. Все наши мысли и действия запечатлеваются в теле. Постепенно накапливается усталость и стрессы, из-за чего происходит блокировка энергии, возникают телесные зажимы, что неизбежно приводит к болезни.

Поведение, связанное с физическими прикосновениями во время контакта, называют термином - хептика. Обычно исследователи различают слова -прикосновение (активный намеренный сознательный, чаще руками) и соприкосновение (случайный нечаянный контакт между любыми участками тела.). Кроме того, организм человека имеет особенность: мимолетное легкое случайное прикосновение может вызвать несоизмеримо более сильный эффект.

Так, американский психолог М. Кнапп проводил эксперимент. При выдаче студентам новых читательских билетов библиотекарь касался своими пальцами руки некоторых из них. В остальном к читателям отношение было одинаковым. На выходе студентов просили дать по рейтинговой шкале общую оценку, как библиотекарю, так и библиотеке в целом.

Те, кому досталось прикосновение (особенно девушки), дали высокую оценку и библиотекарю, и библиотеке, чем те, кого не касались. Причем не важно, ощутил ли он прикосновение (т.е. подпороговые сигналы тоже читаются всем организмом).

В западном обществе прикосновения во время контактов незнакомых людей не поощряются. Если взрослые случайно касаются друг друга, например, в транспорте, то принято извиняться. Это, по-видимому, связано с тем, что в названном обществе физическим прикосновениям приписывается сексуальный контекст (после «революции», которую вызвали работы 3. Фрейда). Однако во время общения знакомых людей допускаются прикосновения, когда надо подбодрить, высказать симпатию, поддержку.

Исследования в аэропорту показали, что 60% встречающихся и расстающихся соприкасаются. При расставании прикосновения дольше. Чаще инициаторы прикосновения мужчины, реже - женщины.

Взаимосвязь тела и душевного состояния человека установлена давно, поэтому активные исследования в этой области помогают значительно расширять возможности психотерапевтического лечения. Телесно-ориентированная терапия выступает как самостоятельное направление в психологии, обладая при этом четкой концепцией и разнообразными практическими наработками.

Тело помнит все” – так звучит один из законов телесно-ориентированной психотерапии. Телом сохраняются все воспоминания и пережитые нами эмоции. Чувства и страхи, которые человек игнорирует, выливается в проблемы со здоровьем и если продолжать не обращать на них внимания – таких проблем будет прибавляться все больше. Каждая часть тела отвечает за определенные страхи человека и в зависимости от того, в каком месте возникают неприятные ощущения, можно определить, чего боится человек.

Наше Сознание не хочет признавать некоторые чувства, поэтому они разбредаются по телу и оседают в определенных местах. Этот механизм в психологии окрестили “вытеснение”. В Бессознательном происходит вытеснение болезненных переживаний, мыслей и воспоминаний, в том числе и страхов человека. Чтобы напомнить о себе, они трансформируются в болезни, таким образом, скрытые чувства пытаются обратить на себя внимание.

Как нарисовать индивидуальную телесную карту страхов?

Вам понадобится чистый лист бумаги и инструменты для рисования (но не фломастеры и ручки).

1. Нарисуйте Ваше тело.

2. Закрыв глаза, попытайтесь ощутить свое тело. Чувствуете ли Вы напряжение? Комфортно ли Вам? Ощущаете ли Вы тепло?

3. Продолжая ощущать свое тело, спросите себя: “Где в моем теле живет страх?”.

4. Отметьте на рисунке места, в которых живет страх. Таких участков может быть несколько, где-то страх человека выражен больше, где-то меньше – можно выразить это при помощи цветов.

Телесная карта страхов человека: где спрятались переживания

1. Ноги. Боль в ногах может говорить о страхе потери стабильности и опоры. Человек не чувствует уверенности в завтрашнем дне.

2. Таз. Проблемы в области таза говорят о страхах человека в сексуальной сфере. Этим страхом провоцируется развитие различных заболеваний, а также он препятствует получению оргазма у женщин.

3. Живот. Дискомфорт в этой области обусловлен страхом человека за жизнь. Может быть ситуация угрозы для жизни была и не реальной, но даже когда опасность проходит для Бессознательного она остается актуальной. В связи с этим не удается достичь полноценного расслабления и ощутить себя в безопасности.

4. Район диафрагмы, включая желудок и солнечное сплетение. В этой зоне обосновались социальные страхи. Страх человека – быть отвергнутым обществом.

5. Грудная клетка. В этой зоне на карте страхов отражается страх человека перед одиночеством, человек боится быть отверженным как личность.

6. Руки. Через эту часть тела выражается страх человека перед контактом с миром. Зачастую люди, которые скрывают этот страх, выбирают профессию, где не нужно общаться с окружающими.

Проблемы с кистями указывают на проблемах с коммуникацией. Правая кисть свидетельствует о страхе мужчин, а левая – женщин.

7. Спина. Дискомфорт в этой области свидетельствует о том, что человек боится предстать несовершенным, не оправдав ожидания окружающих. Зачастую с такой проблемой сталкиваются перфекционисты.

Что касается плеч, то они символизируют ответственность и силу. Боль в этой области связана со страхом человека оказаться слабым или не справиться с ответственностью.

8. Шея. Частые ангины, ощущение сжатия и першение преследует людей, которым трудно выражать свои чувства. Постоянное напряжение в шее возникает из-за того, каждый раз, когда чувства хотят выйти наружу, шея сжимается и удерживает их внутри.

9. Лицо. На телесной карте страхов лицо символизирует боязнь “потерять лицо”. Такие люди нуждаются в любви и одобрении, поэтому чтобы всем угодить им приходится постоянно носить маски.

10. Глаза. Страх реальности поражает один из основных каналов восприятия. Человек отказывается видеть правду, что выливается в проблемы со зрением.

Эмоции нельзя держать в себе, именно тайные страхи и являются причиной большинства заболеваний. Справившись со своими внутренними переживаниями Вы сможете избавиться от проблем со здоровьем.

Теоретические и практические системы телесно-ориентированной психотерапии основываются на убеждении о крепкой взаимосвязи между физическим и психическим здоровьем человека. Так, психологически закрепощенный, замкнутый человек, будет закрепощен и в физическом плане. Именно поэтому, воздействуя на телесную оболочку человека можно устранить или минимизировать его психологические расстройства.

Походка, мимика, жесты, манера ходить, любимые позы – это язык нашего тела, который знающему человеку расскажет очень многое: о его проблемах в семье, чертах характера, комплексах и страхах. Физическое состояние человека способно рассказать о его внутренних проблемах, о его психическом и эмоциональном состоянии. Тело человека отображает все его чувства, эмоции, переживания и страхи. Именно поэтому психотерапевты и психологи всего мира уделяют такое особое внимание обучению телесно-ориентированной психотерапии.

Она хорошо подходит для работы с эмоциональными расстройствами детей, подростков и взрослых в больницах, клиниках и спец. школах. ТО терапия также может помочь людям с физическими недостатками улучшить свою самооценку, научиться балансу и координации.

Большое влияние на развитие телесно-ориентированной терапии оказала аналитическая психология К. Юнга. "Тело без души нам ни о чем не говорит, так же как - позволим себе встать на точку зрения души - душа ничего не может значить без тела..." " …могут лгать мысли, могут лгать чувства. Единственное, что никогда не лжет – это тело и сны»...

В течение всей жизни желания, чувства, запреты «кодируются» телом человека, создавая блоки и броню. Телесный контакт играет в жизни человека огромную роль с самого рождения, когда прикосновения матери открывают ребёнку мир ещё до того, как он начнёт осознавать себя.

Для детей до года тактильный контакт жизненно важен, также как и питание или сон. Ребенка надо гладить не менее 8 раз в день. А еще лучше 20. Дело не в количестве, а в качестве. Лучше один раз обнять так, чтобы ребенок почувствовал: он вам нужен, он любим, чем 8 раз но формально. Исследования психологами знаков физического контакта между людьми показали, что, если ребенок обделен прикосновениями человеческих рук и тела, его развитие протекает замедленно и в социальном, и в эмоциональном и в физическом планах.

Но и для старших деток он, разумеется, тоже важен. То, что детки меньше любят обниматься с возрастом - это наша «медвежья услуга». Многие родители говорят: «Ты уже вырос, что ты как маленький». Вот так ставится запрет на проявление потребности в телесном контакте. Однако эта потребность все равно есть. Даже самые «ежатые», то есть «колючие» детки нуждаются в нем. Для деток самые любимые и важные – это родители. И им важно телом чувствовать, что они нужны родителям.

Исследования Сидни Джоурарда показали, что прикосновения от других лиц больше всего случаются со стороны близкого человека противоположного пола. Такими же частыми бывают прикосновения матери (правда, лишь на определенных участках и лишь до определенного возраста).

Напомним, что прикосновение (в отличие от соприкосновения) является действием намеренным, осознанным и чаще всего производится руками, оно передает более активный характер действий со стороны конкретного лица.

Схема прикосновений по С. Джоурарду.

М Ж М Ж Прикосновение матери Прикосновения отца М Ж М Ж

Прикосновения однополого друга Прикосновения друга

противоположного пола

- 76 – 100% - 51 – 75 % - 26 – 50% -0 – 25%

В процессе формирования личности появляются сложности взросления, издержки воспитания, многочисленные стрессы подавляют чувства и ощущения тела, способствуют оскудению эмоций. Более глубокие переживания закрепляются в памяти тела. Так образуется «мышечный панцирь», зоны и узлы хронических напряжений и зажимов, что понижает подвижность жизненных ресурсов организма. Теряется способность получать удовольствие от жизни, так как броня блокирует возможные негативные и положительные ощущения внутри тела и извне.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что эта терапия - это вид терапии, который использует движение для развития социальной, когнитивной, эмоциональной и физической жизни человека. Использовать ее можно в работе с детьми с разнообразными эмоциональными проблемами, снижением интеллектуальных возможностей и тяжелыми заболеваниями.

Использование движений в коррекции психоэмоциональных состояний ребенка основывается на принципе тесной взаимосвязи эмоциональных переживаний и телесного напряжения по теории телесной терапии В. Райха и А. Лоуэна. Суть этой теории заключается в том, что психические травмы, получаемые человеком в течение своей жизни, заключаются в так называемом мышечном панцире, тормозящем импульс и свободное выражение эмоций.

Имеется семь основных сегментов мышц: на уровне глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота и таза, в которых «закупорены» различные отрицательные эмоции - страх, гнев, обида. Снятие такого физического напряжения в движениях, в танце или в специальных ритмических упражнениях создает условие для выражения чувств, мыслей и эмоций человека. Гибкое расторможенное тело оказывается более способным к широкому спектру эмоциональных переживаний и выходу отрицательных эмоций.

Техники ТОТ применяются при таких проявлениях, как:

    Тревожность, возбудимость, плаксивость

    Агрессивность

    Страхи и фобии

    Навязчивости и стереотипии

    Трудности с общением, стеснительность, зажатость

    Замкнутость, закрытость

    Психосоматические проблемы:

    Тики, энурез, заикание, рвота не нервной почве, нарушения работы ЖКТ, остеохондроз и пр.

Осознание возможностей своего тела в выполнении тех или иных поз, движений, жестов означает вместе с тем и осознание своих чувств.

Все теоретические концепции телесной психотерапии имеют практические формы применения, которые состоят из ряда упражнений направленных на достижение определенных целей:

Снятие стресса;

Снятие хронической усталости;

Лечение неврозов, депрессий;

Избавление от страхов;

Избавление от чувства неудовлетворенности

    Повышение самооценки

Благодаря упражнениям телесной терапии пациент сможет научиться расслабляться, слушать свое тело, понимать его и обрести гармонию с окружающим миром.

Использование элементов анималотерапевтических техник позволяет регулировать

отношения в семье. Это позволяет родителям в игровой форме находить контакт со

своим ребенком, снимать напряжения мышц тела, получать положительные эмоции,

доверять друг другу.

Телесно-ориентированные упражнения:

«Марионетки»

Психолог просит детей представить, что они - мягкие тряпичные игрушки, которые

висят на ниточках.

Дети встают в круг и поднимают руки. По команде психолога последовательно

выполняют следующие движения: опускают вниз кисти рук; сгибают руки в локтях;

расслабляют руки и те падают вниз; сгибают туловище и опускают голову; сгибают

колени и приседают на корточки.

(снятие напряжения мышц тела, получать положительные эмоции)

«Лежачая восьмерка»

Дети соединяют ладони и вытягивают руки вперед.

Психолог встает напротив детей, выполняет те же движения и говорит:

Представьте, что кончики ваших пальцев соединены с моими невидимыми нитями.

Куда будут двигаться мои руки, туда и ваши.

Психолог начинает медленно «рисовать» соединенными ладонями знак

бесконечности:

В ходе выполнения упражнения рекомендуется «нарисовать» пять таких восьмерок.

По окончании дети встряхивают кистями рук.

"Поза Аиста "

Ребенок стоит прямо, ноги месте. Поднимая руки вверх ладонями вперед, надо

прогнуться и вдыхая медленно наклониться. При этом руками необходимо захватить

голени ног. Надо постараться не сгибать ноги в коленях, хорошо бы достать лбом

колени. Дышать можно произвольно. Держать позу 10-15 секунд, а затем медленно

выпрямиться.

"Возьми себя в руки"

Как только вы почувствовали, что ребенок беспокойный. хочет кого-то стукнуть,

что-то кинуть, есть очень хороший способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями

локти и сильно прижми руки к груди - это поза выдержанного человека.

"Снеговик"

Взрослый предлагает детям превратиться в снеговика. Дети разводят напряженные

руки в стороны, надувают щеки, делают грустное лицо и неподвижно стоят на месте.

Педагог говорит: "Так простоял наш снеговик всю зиму, но вот пришла весна,

пригрело солнышко, и снег начал таять". Дети постепенно расслабляются, опускают

руки, "обмякают", подставляют лицо солнцу и приседают на корточки.

"Карандаши"

Взрослый. Пальчики - это карандаши и их надо убрать в коробку- сжать кулачок.

Сжимать надо сильно. а то карандаши упадут.

Через несколько секунд педагог предлагает достать карандаши - разжать кулачок.

Дети шевелят пальчиками: "Вот какие карандаши!"

Ребенок встает на колени, руки и бедра надо поставить перпендикулярно полу и

перпендикулярно друг другу. Плавно поднять голову, максимально прогнуться в

пояснице. Необходимо удерживать позу 10-15 секунд. Дыхание ровное, спокойное.

Попросите ребенка подумать о чем-то добром и радостном.

"Поза сердитой кошки"

Полезно чередовать с позой доброй кошки. Исходное положение тоже. Далее

ребенок опускает голову, а спину плавно выгибает вверх. Дыхание произвольное.

Ребенка просят подумать о том, что его сердит и злит. Удерживать позу 10-15 секунд.

«Вжиться в образ»: раскрепощенного человека с распрямленными плечами, высоко поднятой головой и свободной походкой; побыть играющим ребенком, кошкой и т.п. Пройдитесь «по зыбучим пескам», по болоту, по натертому скользкому паркету, по грязной дороге в туфлях на высоких каблуках. Представьте себя вырастающим из саженца кустом, раскрывающимся цветком. Пройдитесь в костюме полярника, в рабочем комбинезоне, в норковом манто, в вечернем платье со шлейфом, в купальнике.

«Мотивированный бег или ходьба »: против ветра, по росе, по болоту, над пропастью, по ущелью; спешка на работу, с работы, на свидание, в бассейн. Движение против толпы, если не хотим кого-то возбудить, разбудить, если мы злы и сердиты, если идем делать что-то для себя неприятное.

«Диалог телодвижений». По две минуты общайтесь с партнером с помощью пантомимы в ролях: учитель и ученик, родитель и ребенок, колдун и зомби, вор и полицейский, мужчина и женщина, сила и слабость, активность и пассивность, грубость и мягкость, любовь и ненависть, принятие и отклонение, огорчение и удовлетворение, скука и интерес и т.д.

«Змейка». Группа выстраивается за водящим в затылок и двигается за ним, повторяя все его движения; затем водящий переходит в конец шеренги, и водящим становится следующий за ним участник.

«Стеклянная кобра». Участники становятся в затылок, закрывают глаза и ощупывают спину впереди стоящего, стараясь запомнить его. Ведущий произносит «Дзинь!", «кобра» разбивается и в течение минуты «осколки» бродят по комнате, защищая себя выставленными ладонями. По сигналу ведущего «кобра» начинает срастаться.

«Путаница ». Участники берутся за руки, образуя цепочку, водящий ведет ее, переступая через руки других и запутывая. Участник, ожидавший все это время за дверью, входит и пытается распутать цепочку. Когда это ему удается, он меняется с водящим ролями.

«Хаотическое движение». Участники свободно располагаются в пространстве, по команде начинают быстро беспорядочно перемещаться, сталкиваясь друг с другом.

«Ноев ковчег» отправляется в плавание через пять минут. Каждый получает карточку, на которой написано название животного, которого надо будет молча изображать. У кого-то есть карточка с таким же названием. Надо найти свою пару.

«Зоопарк». Каждый член группы изображает какое-нибудь выбранное им животное в тесном вольере.

«Пингвины». Во время мороза пингвины, чтобы согреться, сбиваются в кучу; те, кто оказывается с краю, пытаются протиснуться вглубь стаи.

«Против движения ». Участники становятся в круг, закрывают глаза, выставляют руки перед грудью ладонями наружу. По сигналу ведущего каждый переходит на другую сторону круга.

«Встреча на узком мостике». Протиснуться навстречу друг другу через узкий проход, образованный участниками, и при этом разминуться с партнером: в узкую дверь, между двумя лужами, на узком мостике.

«Пеньки и бульдозеры». Пеньки, укоренившись, стоят намертво. Бульдозеры пытаются столкнуть их с места или стащить с него, хватая за руки.

«Передача по кругу» ритма, движения или воображаемого предмета: чаши с вином, трубки мира, котенка, ежика.

«Оригинал». Каждый проходит перед группой в манере, непохожей на других.

«Этюды с воображаемыми предметами» . Играйте с воображаемым мячом, ощупывайте невидимую стену, откройте форточку, найдите нужную книгу в книжном шкафу, уроните любимую чашку, пожарьте яичницу.

«Разожми кулак». Один сжимает кулак, другой без слов должен добиться того, чтобы кулак разжался.

"Тихое озеро"

Взрослый. Встаньте удобно, закройте глаза и слушайте мой голос.

Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого,

прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыхание и плеск воды. Солнце ярко светит, его

лучи согревают вас, вы чувствуете себя все лучше и лучше. Вы слышите пение птиц и

стрекотание кузнечиков. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух прозрачен и

чист. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны, как это

тихое утро. Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться.

Каждая клеточка вашего тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы

отдыхаете...

А теперь откройте глаза. Мы в школе, мы хорошо отдохнули, у вас бодрое

настроение, и приятные ощущения будут с вами в течении всего дня.

Методы телесной психотерапии особенно эффективны для лечения психосоматических заболеваний, неврозов, последствий психических травм (травмы развития, шоковые травмы) и посттравматических стрессовых расстройств, депрессивных состояний. Телесно-ориентированную терапию можно так же назвать инструментом личностного роста, позволяющим добиться более полного раскрытия личностного потенциала, увеличения числа доступных человеку способов самовыражения, расширения самоосознания, коммуникации между людьми и улучшения физического самочувствия.
3.

4.

Ещё Сократ говорил, что нельзя лечить глаза без головы, голову без тела, а тело без души. У любого человека есть не только физическое тело, но и интенсивная психическая жизнь, поэтому и болезни у него бывают телесные и душевные. Ещё в начале 50-х годов прошлого века основатель психосоматической медицины Ф. Александер выделил третий класс болезней – психосоматические, то есть такие телесные болезни, которые вызываются психологическими причинами. А немного позже известный австрийский психотерапевт, ученик Фрейда Вильгельм Райх заложил основы нового направления психотерапии, которая позже получила название телесно-ориентированная терапия (или ТОТ).

Позднее упражнения и техники, направленные на работу с телом, продолжали разрабатывать и совершенствовать такие психотерапевты, как Ида Ролф (основательница рольфинга), Герда Бойесен (основательница биодинамики), Мэрион Розен (создательница розен-метода) и Александр Лоуэн (основатель биоэнергетического анализа). В России телесно-ориентированная психотерапия сегодня представлена множеством превосходных психотерапевтов. Одним из них является Владимир Баскаков, предложивший свои собственные техники и упражнения в рамках инновационного метода «Танатотерапия».

Характеристика

Основной идеей, которую проповедует телесно-ориентированная психотерапия, является то, что все наши переживания на протяжении всей жизни сказываются на особенностях мышечной динамики и формируют хронические мышечные зажимы, воздействуя на которые, можно лечить неврозы и разнообразные психосоматические расстройства. Иногда помимо названия «телесно-ориентированная психотерапия» вы можете услышать название «соматическая психология», что тоже будет верным. Помимо сугубо психотерапевтических целей, телесно-ориентированная терапия используется для решения дородовых и перинатальных проблем человека.

«Сома» в переводе с греческого означает «тело». Соматическая психология всегда направлена на изучение взаимодействия тела и ума, взаимоотношения нашей физической материи и нашей энергии, взаимодействие наших психофизических структур с нашими мыслями и действиями. Телесные упражнения и техники этого направления психотерапии опираются на философию, медицину, физику, другие направления психологии, бесчисленные тысячи часов наблюдений за людьми и клинический опыт. Телесно-ориентированная психотерапия рассматривает тело и душу человека как неразрывное целое, создавая возможности для исцеления, роста и трансформации человеческого организма. Она стремится перенести акцент с когнитивных/аналитических процессов на проблемы, которые относятся к физическому состоянию человека, а также к дородовой и перинатальной сфере.

Ориентация на тело

Телесно-ориентированная психотерапия, прежде всего, обращает внимание на физические состояния и симптомы, считая их способом проявления человеческого существования. До появления этого направления психотерапии расщепление тела и ума, при котором тело считалось областью воздействия врачей, а ум и эмоции – прерогативой
психотерапевтов, было настолько сильным, что такая идея единства тела/ума сначала воспринималась общественностью как нечто странное и подозрительное. Лишь в последние двадцать пять лет эта концепция взаимодействия физиологических, психологических и духовных процессов стала очень популярной. На сегодняшний день существует множество различных форм телесной психотерапии, которые предлагают самые разные техники и упражнения. Все эти методы стремятся обратить наше внимание на то, что каждый человек имеет неотъемлемое право на здоровое и оптимальное функционирование, используя непосредственный физический опыт нашего тела в качестве лечебного средства. Телесно-ориентированная психотерапия также способствует постоянному росту и трансформации человека посредством осознания нашей интегративной сущности такой, какой она была задумана.

Давайте рассмотрим основные понятия, которыми оперирует телесно-ориентированная терапия.

Влияние на духовное развитие

Что мы знаем о человеческой природе? Каковы наши взгляды на здоровье и болезни? Как влияет на наше состояние ранний опыт детства и непосредственный жизненный опыт? Посредством чего меняются люди? Можем ли мы измениться, используя техники и упражнения, направленные на повышение нашей осведомленности и понимания? Что случается с нами, когда мы отпускаем старые энергетические паттерны? Меняемся ли мы, изменив своё поведение и привычные движения?

Телесно-ориентированная психотерапия утверждает, что наше здоровье напрямую зависит от того, как мы управляем этой реальностью. Болезни тела и души возникают тогда, когда мы вынуждены идти против своей истинной природы. Такого рода убеждения формируют основу телесного лечебного воздействия. Все телесно-ориентированные психотерапевты работают по-разному. Одни из них работают с группами, другие сосредоточены на терапии семейных пар, а третьи заинтересованы в индивидуальной психотерапии. Помимо этого, телесно-ориентированная терапия может быть направлена на разрешение конфликтов, повышение эффективности труда и другие общественные проекты. Некоторые упражнения и техники этого направления психологии делают основной акцент на творческом самовыражении. Иногда телесные техники сосредотачиваются на узком исцелении, в то время как в других случаях такие упражнения позволяют человеку работать над своим духовным ростом и трансформацией.

Развитие духовности

Пожалуй, одним из самых важных вкладов соматической психологии является как раз её влияние на развитие духа и духовности. Обычно мы думаем о духовности как о бесплотной части себя, свободной от оков плоти. Телесно-ориентированная психотерапия утверждает, что такое понимание духовности очень далеко от истины.
Слово «дух» у славян было тождественно понятию «дыхание». Именно посредством правильного дыхания мы можем найти себя и выйти за привычные границы сознания, многие из которых зафиксированы в опыте внутриутробного и младенческого развития.

Когда мы ощущаем наши тела посредством дыхательных техник и других телесных упражнений, мы получаем возможность сбалансировать свои мысли, развить фантазию и избавиться от физических или эмоциональных страданий. Соматическая психология рассматривает человеческое тело как храм, священное место. К сожалению, многие из нас слышали, что мы должны отказаться от удовольствий плоти, ибо они приведут нас к греху. Такая извращённое представление о своём теле до сих пор вызывает у многих людей огромные страдания, поэтому соматические практики стремятся избавлять людей от таких предубеждений, восстанавливая тело как неотъемлемую часть личности, которая заботится о наполнении нашего организма энергией. Если мы заботимся о своём теле, живём в соответствии с его законами, мы способны излечить и себя, и весь мир.

Влияние на тело внешних событий

Любое событие, которое происходит во внешней жизни, воздействует на всё наше существо: физическое, эмоциональное, когнитивное и духовное. Каждое событие проникает в наше тело через сенсорные системы, отражаясь на состоянии всего нашего организма, в том числе и ума. Таким образом, любое событие меняет физическую структуру тела, а также эмоции и мысли. Если мы мыслим позитивно, наши мышцы и органы также чувствуют себя превосходно. Получение любого физического, эмоционального, когнитивного и поведенческого опыта влияет на весь организм человека. Поэтому задача телесно-ориентированной терапии стоит в том, чтобы выявить эти воздействия и проработать их посредством специальных упражнений.

Энергия

Человек является уникальной энергетической системой. Наша энергия определяет наполнение и проявление нашей жизни. Энергия – это движущая сила нашего организма, которую можно повысить или уравновесить, используя телесные техники и упражнения. Энергия – это своеобразное топливо, с помощью которого мы прогрессируем по жизни. Энергия – это божественная искра, с помощью которого мы познаем себя как личность. Мы можем ощущать свою энергию пульсирующей, подобно синусоиде, или полностью захлёстывающей нас, подобно океанской волне. Наша энергия приходит и уходит, благодаря чему наши эмоции усиливаются и уменьшаются. Энергия, материя и пространство являются тремя составляющими Вселенной.

Соматическая психология уделяет пристальное внимание человеческой энергии. Формы и способы нашего энергетического взаимодействия с внешним миром определяют наше представление о том, кто мы такие и как мы должны действовать. Будет ли человек сжиматься при стрессе или, скорее, взорвётся? Какие события способны полностью выжать вашу энергию, а какие – вызвать её прилив? Именно через энергетические паттерны мы начинаем осознавать, что представляет собой окружающий мир и мы сами. Все жизненные события рассматриваются в рамках телесно-ориентированной терапии как способ стимуляции нашего энергетического потока.

Движение

Движение занимает центральное место в соматической психологии. Именно движение является проявлением жизни – это и биение сердца, и дыхание лёгких, и пульсирование нейронов мозга. Отсутствие движения называется смертью или переходом в неодушевлённое состояние. Любое движение рассматривается как определённый тип вибрации. Любой пульсирующий процесс (расширение или сжатие, вдох или выдох) рассматривается как первичное проявление жизни. Одной из важнейших задач телесно-ориентированной терапии является восстановление системной моторики и пульсации в организме.

Некоторые упражнения телесно-ориентированной терапии являются классическими и практически неизменными – это выражение себя через дыхание, вокал и движения. Эти способы эффективно восстанавливают здоровую вибрацию энергии, и позволяют человеку осознать в себе её наличие. Большинство телесно-ориентированных психотерапевтов считает, что тело можно условно разделить на несколько энергетических сегментов или зон. Они утверждают, что разные сегменты обладают разной формой и функциями, а также хранят в себе разные воспоминания, эмоции, проблемы и травмы. Так, анализ сегментов тела, предложенный В. Райхом, можно соотнести с восточным учением о чакрах (или энергетических центрах в теле человека). Энергетические блоки в разных сегментах характерным образом проявляются через психические аффекты, позы и движения, вызывая конкретные физические и душевные недуги.

Вот эти области, сверху вниз:

  1. Глазной сегмент (зажимы вокруг глаз) – отражает проблемы, связанные с тем, что мы видим.
  2. Оральный сегмент (рот, челюсти, горло) – отражает проблемы человека, связанные с невозможностью быть услышанным, а также проблемы питания и принятия.
  3. Грудной сегмент (грудь и диафрагма) – гнев и печаль, неприятие и тоска.
  4. Сегмент живота – страх, проблемы пищеварения.
  5. Тазовый сегмент (репродуктивные и выделительные органы) – сексуальность, витальность, выживание и поддержка.

Некоторые телесно-ориентированные психотерапевты также обращают внимание на ноги, поскольку они связаны с заземлением человека.

Тело как метафора

Соматическая психология рассматривает тело как шаблон, план, или метафору всего жизненного опыта. Это представление находит отражение в нашей речи. Когда мы говорим, что какой-то человек сидит у нас на шее, это означает, что мы несём за него ответственность. «Устал так, что не чувствую ног» – говорит человек, нуждающийся в заземлении.
Телесно-ориентированные терапевты всегда обращают внимание на слова и представления человека о своём теле, чтобы оценить, и организовать его опыт.

Когда мы находимся под влиянием другого человека, все наше существо перестраивается. Наша позиция, позиция и жесты видоизменяются, чтобы соответствовать представлению значимого человека. Ребёнок учится проявлять свои эмоции такими способами, которые соответствуют эмоциональному климату его семьи. Поэтому в нашем теле фиксируются все символы, истории и архетипы нашего детства, и мы продолжаем использовать их, даже будучи взрослыми. Упражнения телесно-ориентированной терапии позволяют снять эти навязанные паттерны, позволяя человеку получать непосредственный опыт собственной энергии и движения.

Поток энергии и социум

Поток энергии определяет все наши активные действия. Когда кто-то хвалит нас, кровь приливает к щекам и делает их горячими. Когда мы боимся, то чувствуем пустоту в желудке. Если нас критикуют, то это отражается спазмами в районе груди. Вся эта энергия затем проявляется в виде поведения, например, выражаясь в виде эмоций. Одним из важных понятий телесно-ориентированной терапии является то, что наша энергия не может быть плохой. Большинство патологий организма возникает как наказание за неспособность или невозможность выражения энергии. Сколько проблем возникает вследствие того, что нам говорят, что мы ведём себя слишком возбужденно, слишком громко, слишком сексуально, слишком активно?

Вильгельм Райх называл современное общество основной подавляющей силой, которая лежит в основе всех болезней. Современные телесно-ориентированные психологи считают, что неумение контролировать свою энергию потенциально опасно для общества. Поэтому телесные упражнения и практики направлены не только на то, чтобы вернуть человеку ощущение пульсации энергии, но и её отслеживание, а также проверку сенсорной осведомленности. Хотя ранние практики, как правило, использовали взрывные и интенсивные упражнения (например, удары ногами и руками, крики и стоны), сейчас рассматриваются другие, более социальные, варианты для освобождения старых зажимов и запретов, например ограничение или уменьшение движений, речи и других проявлений. Многие психотерапевты теперь предпочитают использовать такие упражнения, которые позволяют человеку более точно осознавать свой внутренний опыт.

Цель: Предлагаемые упражнения позволяют прочувствовать свое тело, осознать степень его напряжения, гармонизируют психофизические функции.

Упражнение «Броуновское движение»

Уникальность этого упражнения заключается в том, что в течение короткого отрезка времени действительно можно снять излишнее мышечное напряжение, обрести свободу и раскованность движений. Участники становятся в круг и начинают, вначале медленно, а затем во все убыстряющемся темпе двигаться навстречу друг другу, стараясь избежать столкновения. Дойдя до границы круга, они разворачиваются и выполняют движение по обратной траектории.

Задание имеет несколько уровней сложности: на первом этапе перемещение осуществляется с открытыми глазами лицом друг к другу. Постепенно движение убыстряется и переходит в бег; в работу вовлекаются руки, которые помогают участникам лавировать. На втором этапе упражнения они движутся спиной друг к другу, изредка поворачивая голову для ориентации в пространстве. На третьем - движение по траектории совершается в процессе вращения. На четвертом - все предыдущие задания выполняются с закрытыми глазами.

Для безопасности перемещения руки участников группы чуть выдвинуты вперед на уровне груди, и движение с закрытыми глазами осуществляется в малых группах по 3-5 человек. Выбор характера движения определяет ведущий, наблюдая за эффективностью работы группы и корректируя ошибки каждого из участников. Наработка навыка перемещения в хаотичной, неопределенной, постоянно меняющейся обстановке производится в течение нескольких занятий. Внимание ведущего должно быть сконцентрировано, в первую очередь, на безопасности движения участников группы.

Упражнение «Моечная машина»

Все участники становятся в две шеренги лицом дуг к другу. Первый человек становится «машиной», последний – «сушилкой». «Машина» проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. «Сушилка» должна его высушить - обнять. Прошедший «мойку» становится «сушилкой», с начала шеренги идет следующая «машина».

Упражнение «Растем»

Участники находятся в круге. Исходное положение - сидя на корточках, голову нагнуть к коленям, обхватив их руками.

Инструкция ведущего: Представьте, что вы маленький росток, только что показавшийся из земли. Вы растете, постепенно распрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду помогать вам расти, считая до пяти. Постарайтесь равномерно распределить стадии роста.

Усложняя в будущем упражнение, ведущий может увеличить продолжительность роста до 10-20 стадий. После выполнения упражнения полезно сразу же перейти к упражнению «Потянулись - сломались».

Упражнение «Потянулись – сломались»

Исходное положение - стоя, руки и все тело устремлены вверх, пятки от пола не отрывать.

Инструкция ведущего: Тянемся, тянемся вверх, выше, выше,.. Мысленно отрываем пятки от пола, чтобы стать еще выше (реально пятки на полу)... А теперь наши кисти как бы сломались, безвольно повисли. Теперь руки сломались в локтях, в плечах, упали плечи, повисла голова, сломались в талии, подогнулись колени, упали на пол... Лежим расслабленно, безвольно, удобно... Прислушайтесь к себе. Осталось ли где-нибудь напряжение? Сбросили его!

Медитация

Цель: снятие эмоционального напряжения, умение останавливать поток мыслей;

Медитация представляет собой состояние, при котором достигается высшая степень концентрации внимания или же, наоборот, полное его рассредоточение.

Использование медитативных техник приводит к формированию внутрипсихических барьеров, которые могут дезактивировать действия отрицательных раздражителей, способствует положительной перестройке и укреплению психических функций, связанных с эмоционально-волевой сферой человека.

С точки зрения психологии ведущим моментом этого состояния является временное выключение комплекса психических процессов, составляющих сущность сознания, памяти. При выполнении медитации соблюдаются следующие правила: уединение; удобная, но не расслабляющая поза.

С участниками группы разбираются варианты медитационных упражнений:

class="eliadunit">

Одно из упражнений (по выбору) или все упражнения по группам проделываются 5-10 минут. После выполнения - обсуждение.

Упражнение «Концентрация на счете»

Инструкция :

Мысленно медленно считайте от 1 до 10 и сосредоточьтесь на этом медленном счете. Если в какой-то момент мысли начнут рассеиваться и вы будете не в состоянии сосредоточиться на счете, начните считать сначала. Повторяйте счет в течение нескольких минут.

Упражнение «Концентрация на нейтральном предмете»

В течение нескольких минут сконцентрировать свое внимание на каком-нибудь нейтральном предмете. Ниже приведены четыре возможности:

Записать 10 наименований предметов, вещей, событий, которые доставляют удовольствие.

Потренировать свою память, вспоминая 20 осуществленных вчера действий.

В течение двух минут запомнить те качества, которые вам больше всего в себе нравятся, и привести примеры каждого из них.

Рефлексия ощущений:

Удалось ли вам длительно сосредоточить свое внимание на каком-либо объекте?

На чем легче удерживать внимание - на предмете или звуке?

От чего это зависит?

Какие свойства внимания необходимы для концентрации?

Упражнение «Сосредоточение на эмоциях и настроении»

Инструкция : Сосредоточьтесь на внутренней речи. Остановите внутреннюю речь.

А теперь сосредоточьтесь на ваших эмоциях, попытайтесь представить себя в радостном, веселом эмоциональном состоянии. Вспомните радостные события вашей жизни.

Выходим из состояния релаксации.

Рефлексия вашего эмоционального состояния.