Главная · Боли в желудке · Психофизиологические опасные и вредные производственные факторы. Психофизиологические основы безопасности труда Влияние психофизиологических факторов на безопасность труда кратко

Психофизиологические опасные и вредные производственные факторы. Психофизиологические основы безопасности труда Влияние психофизиологических факторов на безопасность труда кратко

Психофизиологические опасные и вредные производственные факторы по характеру действия подразделяются на физические перегрузки и нервно-психические перегрузки.

Может быть связана с перемещением материалов, полуфабрикатов, готовых изделий и т.п. на необходимые расстояния и обуславливать динамическую перегрузку .

Обусловлена необходимостью работающему прилагать усилия без перемещения всего тела или отдельных частей тела. Она определяется весом удерживаемого груза (величиной прилагаемого усилия) и временем удержания.

При выполнении трудовых функций работающий может находиться в вынужденной позе (наклонные положения тела, вынужденные наклоны, выполнение работы только стоя, на коленях, на корточках и т.п.). Трудовая деятельность, связанная с выраженной двигательной активностью, при величинах нагрузок, превышающих физиологически обоснованные оптимальные и допустимые значения, оказывает неблагоприятное воздействие на состояние здоровья работающего.

При проектировании рабочего места следует учитывать, что фиксированная рабочая поза физиологически не оправдана, так как она вызывает нарушение кровообращения в нижних конеч ностях и органах тазовой области, приводящие к профессиональным заболеваниям (варикозному расширению вен, геморрою и др.).

При проектировании рабочих мест необходимо стремиться к тому, чтобы рабочая поза была как можно ближе к естественной позе человека. Поэтому целесообразно предусматривать возможность работы как стоя, так и сидя. Особого внимания заслуживает проектирование кресел для лиц, постоянно выполняющих работу сидя за пультами управления. Конструкция кресла должна быть такой, чтобы как можно равномернее распределить давление тела на площадь опоры. Это возможно тогда, когда кресло в наибольшей степени соответствует анатомическому строению человека.

В ряде отраслей промышленности (текстильная, легкая, приборостроение и т.п.), где преобладает конвейерный труд, на рабочих местах в двигательной активности работающих имеют место компонент крупных движений, а также компонент мелких стереотипных движений. К крупным относятся движения рук, плечевого пояса, к мелким - движения кистей и пальцев рук.

Отрицательно на состояние здоровья работающих отражается гиподинамия - нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения и др.) при ограниченной двигательной активности, снижении сил сопротивления мышц.

Профилактика гиподинамии предусматривает исключение статической работы, изменение рабочей позы в процессе работы, проведение производственной гимнастики с рациональным комплексом физических упражнений и т.п. Организация комнат психологической разгрузки способствует снижению усталости и повышению производительности труда работающих, улучшает их настроение, что в конечном счете способствует сохранению их работоспособности и обеспечению охраны труда.

Напряженность внимания характеризуется длительностью сосредоточения наблюдения, числом объектов одновременного наблюдения, плотностью сигналов (световых, здоровых) и сообщений. Такой характер деятельности присущ работающим с видеодисплейными терминалами, водителям транспортных средств, поездным диспетчерам, операторам, наблюдающим за сигнализацией на пульте управления, и др.

Степень напряженности анализаторских функций для зрительного анализатора зависит от размера объекта различения и расстояния объекта от глаз, различия в контрастности объекта различения и фона, для слухового анализатора - от соотношения между уровнями речи и шума.

Эмоциональные напряжения вызывают изменения функционального состояния центральной нервной системы. Данный фактор имеет место при работе по напряженному графику; на поточной линии или конвейере; в потенциально опасных условиях в связи с возможностью аварийных ситуаций и риском для собственных жизни и здоровья (усугубляет ситуацию необходимость выполнения работ при дефиците времени); с ответственностью за безопасность других лиц (операторы, профессии управленческого труда и другие, деятельность которых предусматривает персональную ответственность); с материалами, сырьем, оборудованием, загрязненными химическими веществами, радионуклидами и др.

Эстетический дискомфорт имеет место при работе с трупными материалами, разложившимися биологическими тканями, естественными и патологическими компонентами, при наличии на рабочем месте стойких и труднопереносимых запахов и т.п.

Физиологический дискомфорт создает работа в респираторах, пневматических костюмах, резиновых сапогах, фартуках и рукавицах из просвинцованной резины и т.п.

Чередование работ по сменам требует определенной перестройки организма. Суточные дежурства, работа только в ночную смену, без естественного света и т.п. оказывает на работающего отрицательное психологическое влияние.

Многочисленные исследования влияния на организм человека работы в различные смены показали, что производительность труда, работоспособность, самочувствие, условия травмирования в первую и вторую половину рабочего дня почти одинаковы. В ночное же время труд протекает на фоне снижения функционального состояния центральной нервной системы, на фоне сонливости. Сонливость снижает производительность труда, его качество, а также защитные функции организма человека, т.е. человек становится менее «защищен» от несчастных случаев и аварий. Установлено, что сонливость при работе в ночную смену является, как правило, следствием несоблюдения суточной нормы сна. Люди, работающие в ночные смены, часто мало спят: не более пяти-шести часов, а иногда и того менее. В течение свободного времени, т.е. в дневное время, они занимаются домашней работой, для которой требуется большое напряжение физических сил.

У многих работающих постоянно ночью наблюдается расстройство сна. Люди, работающие в ночные смены, чаще имеют заболевания сердечно-сосудистой и нервной системы. Это объясняется тем, что функции человека в течение суток подвержены закономерным колебаниям. Одни из них активизируются в дневное время и ослабляются ночью, а другие, наоборот, усиливаются ночью. В организме человека вырабатывается суточная ритмика физиологических функций, характерная значительной инертностью и трудно поддающаяся перестройке.

Работа в ночное время приводит к «рассогласованию» внешнего и внутренних ритмов, что приводит к нервным расстройствам, сопровождающимися, в первую очередь, нарушением сна.

Для профилактики вредного влияния сонливости следует учитывать, что трудовая деятельность связана не только с активностью мышечного аппарата и органов чувств (анализаторов), подчиняющихся сознательному управлению человеком, но и с сердечно-сосудистой, пищеварительной, выделительной, эндокринной и другими системами, которые не находятся под контролем человека и выдерживают суточный ритм активности.

Профилактика сонливости при работе в ночные смены сводится к следующим основным мероприятиям:

  • необходимо, чтобы работающие ночью соблюдали суточную норму сна - восемь часов;
  • начало смен необходимо устанавливать в 8, 16 и 24 часа при трехсменном режиме работы и в 8, 14, 20, 2 часа при четырехсменном режиме работы;
  • переход из смены в смену производить через неделю или две недели, причем чередование смен должно быть таким: утренняя - вечерняя - ночная;
  • работающие в ночные смены должны в свободное время не заниматься тяжелым физическим трудом или трудом, требующим напряжения центральной нервной системы. Свободное время должно быть временем активного отдыха.

Монотонной работой называют такую работу, отличительными признаками которой служит однообразие рабочих действий, их многократное повторение и небольшая длительность.

Однако и длительная операция, состоящая из однообразных циклов, также может быть монотонной. Все зависит от структуры самой операции - количества, содержания и характера составляющих ее элементов. Если операция сводится к выполнению ограниченного круга действий (количество разнообразных элементов невелико), то она является монотонной даже при значительной длительности. Установлено, что на конвейерном производстве длительность операции не должна быть менее 30 сек.

Соответственно этому различают два вида монотонности : монотонность за счет информационной перегрузки одних и тех же нервных центров в результате поступления одинаковых сигналов либо при многократном повторении единообразных движений (например, работа на конвейере с мелкими операциями и др.) и монотонность, вызванная однообразием восприятия, из-за постоянства информации и недостатка новой информации (например, длительное наблюдение за приборными пультами в ожидании важного сигнала и др.).

Таким образом, общим признаком для всех монотонных работ является перегрузка информацией при выполнении работ или, наоборот, ее недостаток, что накладывает отрицательный отпечаток на функциональное состояние человека - работающий теряет интерес к работе, и у него возникает состояние «производственной скуки». Аналогично, подобное состояние у водителей транспортных средств называют «дорожным гипнозом».

Монотонная работа отрицательно сказывается на эффективности производства: ухудшаются экономические показатели, повышается аварийность, травматизм, растет текучесть кадров.

Основные меры по уменьшению влияния монотонности на человека:

  • делать каждую операцию более содержательности, объединять малосодержательные операции в более сложные, содержательные и разнообразные; операция должна быть продолжительностью не менее 30 секунд; состоять из элементов, позволяющих чередовать нагрузки на различные органы чувств и части тела;
  • осуществлять перевод работающих с одной на другую производственную операцию;
  • применять оптимальные режимы труда и отдыха в течение рабочего дня (рабочей смены): назначать короткие дополнительные перерывы для отдыха всей смены (бригады) или отдельного работающего в удобное для него время. Целесообразны частые, но короткие перерывы;
  • устанавливать переменный ритм конвейера в течение рабочего дня; наиболее предпочтителен свободный темп конвейера;
  • осуществлять эстетичность производства и функциональное музыкальное оформление производственного процесса.

Ритм и темп работы также в определенных условиях могут оказывать неблагоприятное влияние на состояние здоровья работающего, производительность и качество труда. В процессе труда у работающих, имеющих профессиональный опыт, вырабатывается определенный ритм, экономный автоматизм движений, при которых достигается наивысшая работоспособность с наименьшими энергетическими затратами.

Важное значение для человека имеет также и темп работы . Если величина энергозатрат является показателями тяжести работы, то темп работы определяет ее напряженность. Весьма неблагоприятными с точки зрения физиологии является принудительный темп работы, даже если он слишком медленный. Наименее утомителен свободный темп. Поэтому пульсирующий ход конвейера предпочтительнее непрерывного. Нарушение ритмичности труда из-за технических и организационных неурядиц, простои и т.п. раздражают работающего, так как приводят помимо прочего, к разрушению установившегося в центральной нервной системе стереотипа рабочих действий, вызывая раздражение и, как следствие, преждевременное утомление работающего.

Известно, что ритмичные процессы в организме практически неутомимы. Автоматизация рабочих движений также легче всего вырабатывается в условиях ритмической деятельности. Именно поэтому слепые работающие подчас лучше зрячих справляются с работами, выполняемыми в определенном ритме.

В связи с этим при рационализации производственных процессов должны учитываться психофизиологические особенности работающих. Одним из важных требований в этом деле состоит в том, чтобы она не приводила к повышению затрат энергии работающего. Практикой доказано, что снижение физической нагрузки на работающего может сопровождаться повышением темпа работы.

Для предупреждения утомления следует учитывать также и специфику труда работающих. Так, виды деятельности с преобладанием физического труда требуют менее продолжительного, хотя и более частого отдыха. Период восстановления сил после физической работы происходит более интенсивно и заканчивается в сравнительно короткое время.

Умеренный (не очень напряженный) умственный труд может выполняться довольно долго без перерыва на отдых. Однако людям, занятым преимущественно умственным трудом, периодически необходим более длительный отдых.

Специфического режима труда и отдыха требуют операторские и диспетчерские профессии.

Обычно диспетчер должен воспринимать и перерабатывать большой объем информации, планировать производственный процесс на длительный отрезок времени вперед. В то же время вхождение в работу и передача смены другому лицу требует от диспетчера такого большого напряжения, что частая смена работников (скажем через (6-7) ч) может привести к путанице, ненужному нервному напряжению и конфликтам. В подобных случаях целесообразно удлинять рабочую смену до 12 ч, соответственно увеличивая перерывы между сменами.

Работа большинства профессий требует соответствующего напряжения физических и нервных возможностей человека, мобилизации внимания, памяти, требует высокой ответственности за принимаемые в процессе выполнения работы решения. При правильном выборе профессии человек может быстро и эффективно адаптироваться к работе. При отсутствии такого соответствия человек не достигает необходимого мастерства и работает на пределе физиологических возможностей, что и приводит к неврозам, повышенной заболеваемости, аварийности, травматизму и низкой производительности труда. Однако этот человек может легко и быстро овладеть другой профессией, которая больше соответствует психологическим особенностям его организма.

При организации производственного процесса следует учитывать т.н. «кривую работы» . В процессе рабочего дня производительность работника, связанная с его физиологическими возможностями, изменяется, и в этих изменениях можно выделить несколько периодов:

  • период врабатывания - в этот отрезок времени происходит нарастание производительности труда;
  • период высокого, стабильного уровня максимальных возможностей (в этот период утомление отсутствует);
  • период полной или устойчивой компенсации . Появившееся утомление приводит к некоторому снижению максимальных возможностей организма, однако их еще достаточно, чтобы волевым усилием сохранить производительность на прежнем уровне благодаря «резервным возможностям», имеющимся в организме;
  • период неустойчивой компенсации . При ослаблении волевого напряжения производительность снижается. Однако, несмотря на снижение «резервных возможностей» перед окончанием работы человек в ряде случаев может волевым напряжением сохранять высокий уровень производительности труда («конечный порыв»);
  • период устойчивого снижения производительности труда . Усиливающееся утомление настолько снижает максимальные возможности, что волевым усилием человек уже не в состоянии сохранять заданный уровень производительности труда даже в короткие интервалы времени.

Как правило, окончание этого периода наступает ко времени обеденного перерыва, после которого указанные фазы повторяются.

Следует иметь в виду, что в процессе выполнения работы выделяются три этапа:

  • получение информации;
  • обработка информации и принятие решения;
  • выполнение решения.

В связи с этим возможны ошибки:

  • ошибки ориентации;
  • ошибки принятого решения;
  • ошибки выполнения действий.

Данные обстоятельства должны также учитываться при организации производственной деятельности.

Для обеспечения охраны труда необходимо так организовать производственный процесс, чтобы он исключал стрессы («стресс» в дословном переводе означает «напряжение»).

Вместе с тем необходимо, чтобы в аварийных условиях стресс не явился причиной неправильных действий и не ухудшил производственную обстановку. Поэтому очень важно в процессе профессионального обучения подготовить работающего к работе в экстремальных и аварийных ситуациях так, чтобы стрессы не помешали ему в этих сложных условиях выполнить свои профессиональные обязанности. Эффективным средством профилактики стрессов при экстремальных условиях является профессиональная подготовка на тренажерах, имитирующих аварии.

Важное значение для производительного и безопасного труда имеют чистота и порядок на рабочем месте, в подразделении, в организации, надлежащая окраска оборудования и помещений, освещенность рабочих мест, ритмичность работы, регламентированные перерывы в работе, производственная гимнастика, профессиональная пригодность и др., которые повышают настроение и работоспособность, внимание, скорость реакции, улучшают общее состояние работающих.

Психофизиологические условия труда определяются также рабочей обстановкой , взаимоотношениями в трудовом коллективе (и особенно между работающими и руководителем), уровнем обслуживания, соответствием выполняемой работы способностям и склонностям работающего, общественной престижностью работы и т.п. Поэтому формы руководства трудовым коллективом играют исключительно важную роль. Организация труда и его безопасность должна строиться на основе учета закономерностей не только физиологических, но и психологических реакций работающего на те или иные условия окружающей его среды. В этих условиях создание благоприятного социального и морального климата в коллективе, психологическая совместимость всех его членов - залог успешного решения не только производственных задач, но и задач охраны труда.

Большинство людей исключительно высоко ценят атмосферу дружеского сотрудничества, товарищества, взаимного участия и не согласны, даже при увеличении заработной платы, променять сплоченный, дружный коллектив на другой, где таких отношений нет.

Практика показала, что при выборе форм контроля, мер поощрения и наказания руководителю следует учитывать индивидуальные черты личности работающего. Так, наказание людей робких по натуре, не уверенных в себе, может дезорганизовать их работу, а периодическое поощрение улучшить ее; в то же время, частое поощрение слишком самоуверенных людей приводит их в состояние «головокружения от успехов» и заносчивости и т.д.

Практика организаций различных отраслей показывает, что в производственных коллективах, где внимательное отношение друг к другу, товарищеская взаимопомощь и поддержка стали нормой поведения, добиваются хороших результатов в работе, быстрыми темпами повышается культура производства, сведено до минимума количество травм и микротравм, постоянно соблюдаются требования по охране труда. Там же, где между работающими установились нездоровые отношения, производственные результаты, положение дел с охраной труда, как правило, хуже.

Известно также, что эффективность мер предупреждения несчастных случаев во многом зависит от самих работников, от их субъективного отношения к труду, к требованиям по охране труда.

Охрана труда может быть успешной только при условии, если она предполагает сознательное отношение к ней трудящихся. Если от работающего требуют безопасных приемов труда, он должен четко осознать необходимость этого требования и последствия, к которым приведет их несоблюдение.

Если каждое, даже самое малое нарушение, не останется незамеченным и встречает осуждение не только руководителя, но и товарищей по работе, это заставляет нарушителя подчиняться общему, обязательному порядку, заведенному в коллективе, и наоборот.

В связи с этим привлечение работающих к поиску новых способов предупреждения травматизма и всемерное поощрение их инициативы в этом деле играют исключительно важное значение.

К ценным средствам профилактики травматизма относится разбор конкретных несчастных случаев в данной организации. С этой целью необходимо использовать анализ всех несчастных случаев, включая микротравмы, а также имевшие место опасные ситуации, не завершившиеся несчастными случаями.

Эти и другие мероприятия должны служить одной из важнейших целей - определить деятельность по обеспечению здоровых и безопасных условий труда как важное приоритетное направление в работе.

Следует отметить, что не во всех трудовых коллективах установились такие отношения. Нередко работающие проявляют безучастность к происходящим на их глазах нарушениям требований по охране труда. Именно этим можно объяснить тот факт, что почти половина погибших работающих, ставших жертвой нарушений требований по охране труда, в момент причинения травмы находились на работе в состоянии алкогольного опьянения.

Необходимо признать, что в целом ряде случаев соблюдение требований по охране труда увеличивает затраты времени на выполнение работы. В этих случаях работающие нередко пренебрегают требованиями по охране труда в стремлении побольше заработать, проявляют легкомыслие, неосторожность и т.п. В борьбе с такими явлениями следует использовать как меры воспитательного характера, так и меры дисциплинарного и иного воздействия.

Для защиты работающего от воздействия вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса, учета психофизиологических возможностей организма должен в комплексе использоваться весь арсенал перечисленных методов, средств и мероприятий, которые должны разрабатываться, планироваться и осуществляться.

Важное место в этой деятельности принадлежит действенному контролю, который должен осуществляться во всех его видах. Данное обстоятельство не только является объективно необходимым для успешного осуществления многогранной деятельности по охране труда, но и обязанностью нанимателя, закрепленной в статье 226 Трудового кодекса Республики Беларусь .

Вместе с тем, необходимо отметить, что для известные методы и способы защиты работающих от воздействия вредных и опасных производственных факторов в ряде случаев оказываются недостаточно эффективными, от воздействия ряда вредных производственных факторов не найдено также достаточно надежных средств повышения сопротивляемости человеческого организма их воздействию, не все заболевания, вызванные условиями труда на производстве, поддаются полному излечению. В связи с этим работающим во вредных и тяжелых условиях труда предоставляются предусмотренные законодательством компенсации по условиям труда .

n Психология

n Психология труда

n Инженерная психология

Структура психики

n психические процессы

n свойства

n состояние

ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА БЕЗОПАСНОСТЬ

n Память

Аномалии анализаторов

Анализàтор челове́ка - подсистема центральной нервной системы,обеспечивающая приём и первичный анализ информации. Периферийная часть анализатора - рецептор, центральная часть анализатора - мозг.

Зрительный анализатор - глаз, зрительные нервы и зрительный центр, располагающийся в затылочной доле коры головного мозга. Глаз снабжен естественной защитой. Закрывающиеся веки защищают сетчатку глаза от сильного света, а роговицу - от механических воздействий; слезная жидкость смывает с поверхности глаз и век пылинки, убивает микробы благодаря наличию в ней лизоцима.

Слуховой анализатор - ухо, слуховой нерв и слуховой центр в коре головного мозга позволяют оценить мир звуков по интенсивности, высоте тона, определить направление прихода звука, распознать местонахождение источника звука без поворота головы. Этот эффект называется бинауральным слухом, который помогает анализировать акустическую информацию в присутствии посторонних шумов.

Обонятельный анализатор - рецепторы, расположенные в слизистой оболочке носовой раковины (60 млн. штук на 5 см2), обонятельный центр в коре головного мозга. Человек ощущает запах сероводорода даже при концентрации 10-9 г/л.

Вкусовой анализатор - рецепторы, расположенные на поверхности языка, вкусовой центр в коре головного мозга.

Тактильная, температурная и болевая чувствительность . Посредством тактильных ощущений через рецепторы на коже можно узнать о трехмерных особенностях человеческого окружения, воспринимать тепло, холод, чувство боли.

Тактильный анализатор - рецепторы на коже (на 1 см2 кожи находится около 25 рецепторов), воспринимающие ощущение прикосновения и давления, тактильный центр в коре головного мозга.

Температурный анализатор - рецепторы на коже, реагирующие на холод и тепло (холодовые - около 250 тыс., тепловые около - 30 тыс.) и температурный центр в коре головного мозга.

Болевой анализатор – рецепторы на теле, реагирующие на боль (на 1см2 кожи приходится около 100 рецепторов) и болевой центр в коре головного мозга. Биологический смысл боли состоит в том, что, являясь сигналом опасности, она мобилизует организм на борьбу за самосохранение. Под влиянием болевого сигнала перестраивается работа всех систем организма и повышается его реактивность.

Расстройство мышления.

Психологи хорошо определяют формы расстройства мышления, степень его отклонения от «нормы».

Можно выделить группу кратковременных или незначительных нарушений, которые встречаются у вполне здоровых людей, и такую группу расстройств мышления, которые носят выраженный и болезненный характер.

Говоря о вторых, привлекают классификацию, созданную Б. В. Зейгарник и используемую в отечественной психологии:

1. Нарушения операциональной стороны мышления:

❖ снижение уровня обобщения;

❖ искажение уровня обобщения.

2. Нарушение личностного и мотивационного компонента мышления: ❖ разноплановость мышления;

❖ резонерство.

3. Нарушения динамики мыслительной деятельности:

❖ лабильность мышления, или «скачка идей»; инертность мышления, или «вязкость» мышления; непоследовательность суждений;

❖ откликаемость.

4. Нарушения регуляции мыслительной деятельности:

нарушение критичности мышления;

❖ нарушение регулирующей функции мышления;

❖ разорванность мышления.

Кратко поясним особенности указанных расстройств.

Нарушения операциональной стороны мышления проявляются какснижение уровня обобщения, когда трудно вычленить общие признаки предметов.

В суждениях же преобладают непосредственные представления о предметах, между которыми устанавливаются лишь конкретные связи. Классифицировать, находить ведущее свойство, выделять общее становится почти невозможным, человек не улавливает переносного смысла пословиц, не может разложить картинки в логической последовательности. Аналогичными проявлениями характеризуется умственная отсталость; при деменции (наступающем старческом слабоумии) у человека, ранее умственно полноценного, также проявляются похожие нарушения и снижается уровень обобщения. Но есть и отличие: умственно отсталые люди, пусть и очень медленно, способны формировать новые понятия и умения, поэтому они обучаемы. Дементные больные, хотя и обладают остатками прежних обобщений, не в состоянии усвоить новый материал, не могут использовать свой прежний опыт, их нельзя обучить.Искажение процесса обобщения проявляется в том, что в своих суждениях человек отражает лишь случайную сторону явлений, а существенные отношения между предметами не принимаются во внимание. При этом такие люди могут руководствоваться чрезмерно общими признаками, опираться на неадекватные отношения между предметами. Так, больной, которому свойственны такие нарушения мышления, относит гриб, лошадь, карандаш в одну группу по «принципу связи органического с неорганическим». Или он объединяет «жука» и «лопату», объясняя: «Лопатой роют землю, и жук тоже роется в земле». Он может объединять «часы и велосипед», полагая: «Оба измеряют: часы измеряют время, а велосипедом измеряется пространство, когда едут на нем». Подобные расстройства мышления встречаются у больных шизофренией, у психопатов.Нарушение динамики мышления проявляется по-разному.Лабильность мышления, или «скачка идей», свойственна тому человеку, который, не успев закончить одну мысль, переходит к другой. Каждое новое впечатление меняет направление его мыслей, он беспрерывно говорит, без всякой связи смеется, его отличают хаотичный характер ассоциаций, нарушение логического хода мышления.Инертность, или «вязкость мышления», - это такое расстройство, когда люди не могут изменить способ своей работы, суждения, не способны переключаться с одного вида деятельности на другой. Подобные нарушения часто встречаются у больных эпилепсией и как отдаленное последствие перенесенных тяжелых травм мозга. В крайних случаях человек не может справиться даже с элементарным заданием, если оно требует переключения. Поэтому нарушение динамики мыслительной деятельности приводит к снижению уровня обобщения: человек не способен классифицировать даже на конкретном уровне, так как каждая картинка выступает для него единичным экземпляром, и он не в состоянии переключиться на другую картинку, сравнить их между собой и т. д.Непоследовательность суждений отмечается, когда адекватный характер суждений неустойчив, т. е. правильные способы выполнения мыслительных действий чередуются с ошибочными. При утомлении и колебании настроения это встречается и у вполне здоровых людей. Подобные колебания правильных и ошибочных способов выполнения одного и того же умственного действия случаются у 80% людей с сосудистыми заболеваниями мозга, у 68% больных, перенесших травму мозга, у 66% больных с маниакальным психозом. Колебания были вызваны не сложностью материала - они проявлялись и на простейших заданиях, т. е. свидетельствовали о неустойчивости умственной деятельности.«Откликаемость» - это неустойчивость способа выполнения действий, проявляющаяся в чрезмерной форме, когда правильные действия чередуются с нелепыми, но человек этого не замечает. Откликаемость проявляется в неожиданном реагировании на различные случайные раздражители окружающей обстановки, не адресованные человеку. В результате этого нормальный мыслительный процесс становится невозможным: любой раздражитель изменяет направление мыслей и действий, человек то реагирует правильно, то его поведение откровенно нелепо, он не понимает, где находится, сколько ему лет и т. п. Откликаемость больных - последствие снижения активности коры мозга. Она разрушает целенаправленность умственной деятельности. Такие нарушения встречаются у больных с тяжелой формой сосудистых заболеваний головного мозга, с гипертонической болезнью.«Соскальзывание» состоит в том, что человек, рассуждая о каком-либо объекте, неожиданно сбивается с правильного хода мыслей после ложной, неадекватной ассоциации, а затем вновь способен рассуждать правильно, не повторяя допущенной ошибки, но и не исправляя ее.Мышление связано с потребностями, стремлениями, целями, чувствами людей, поэтому отмечаются нарушения его мотивационного и личностного компонента.Разноплановость мышления - это расстройство, когда суждения о каком-либо явлении находятся в разных плоскостях. При этом они непоследовательны, происходят на разных уровнях обобщения, т. е. время от времени человек не может правильно рассуждать, его действия перестают быть целенаправленными, он теряет первоначальную цель и не может выполнить даже простое задание. Такие нарушения встречаются при шизофрении, когда мышление «как бы течет по различным руслам одновременно», минуя сущность рассматриваемой проблемы, не имея цели и переключаясь на эмоциональное, субъективное отношение. Именно из-за разноплановости мышления и эмоциональной насыщенности обыденные предметы начинают выступать в роли символов. Например, больной, страдающий бредом самообвинения, получив печенье, приходит к выводу, что сегодня его сожгут в печи (печенье для него выступает символом печи, где его должны сжечь). Подобные нелепые рассуждения возможны оттого, что из-за эмоциональной захваченности и разноплановости мышления человек рассматривает любые предметы в неадекватных, искаженных аспектах.Резонерство - многоречивые, бесплодные рассуждения, появляющиеся вследствие повышенной аффективности, неадекватного отношения, стремления подвести любое явление под какую-то концепцию, причем интеллект и познавательные процессы у человека в этом случае не нарушены. Резонерство часто характеризуют как склонность «к большому обобщению по отношению к мелкому объекту суждений и к формированию оценочных суждений» (Б. В. Зейгарник).Нарушение регулирующей функции мышления проявляется достаточно часто даже у вполне здоровых людей. При сильных же эмоциях, аффектах, чувствах суждения человека становятся ошибочными и неадекватно отражают действительность либо его мысли могут остаться правильными, но перестают регулировать поведение, возникают неадекватные действия, нелепые поступки, порой он становится «невменяемым». «Чтобы чувства взяли верх над разумом, надо, чтобы разум был слаб» (П. Б. Ганнушкин). Под влиянием сильного аффекта, страсти, отчаяния либо в особо острой ситуации у здоровых людей может возникнуть состояние, близкое к «спутанному».Нарушение критичности мышления. Это неумение обдуманно действовать, проверять и исправлять свои действия в соответствии с объективными условиями, оставление без внимания не только частичных ошибок, но даже абсурдности своих действий и суждений. Ошибки могут исчезать, если кто-то заставит данного человека проверить свои действия, хотя тот чаще реагирует иначе: «И так сойдет». Отсутствие самоконтроля приводит к указанным нарушениям, от которых страдает сам человек, т. е. его действия не регулируются мышлением, не подчинены личностным целям. Целенаправленности лишены и действия, и мышление. Нарушение критичности обычно связано с поражением лобных долей мозга. И. П. Павлов писал: «Сила ума гораздо больше мерится правильной оценкой действительности, чем массой школьных знаний, которых вы можете собрать сколько угодно, но это ум низшего порядка. Гораздо более точная мера ума - это правильное отношение к действительности, правильная ориентировка, когда человек понимает свои цели, предвидит результат своей деятельности, контролируя себя».«Разорванность мышления» случается, когда человек часами может произносить монологи, хотя рядом присутствуют другие люди. При этом отсутствует связь между отдельными элементами высказываний, нет какой-либо содержательной мысли, лишь невразумительный поток слов. Речь в этом случае не является орудием мысли или средством общения, не регулирует поведение самого человека, а выступает как автоматическое проявление механизмов речи.При эйфории, увлеченности (у некоторых людей в начальной фазе опьянения) происходит необычайное ускорение мыслительного процесса, одна мысль как бы «наскакивает» на другую. Непрерывно возникающие суждения, становясь все более поверхностными, заполняют наше сознание и изливаются целыми потоками на окружающих.Непроизвольный, непрерывный и неуправляемый поток мыслей называется ментизмом. Противоположное расстройство мышления -шперрунг, т. е. обрыв мыслительного процесса. Оба этих вида встречаются почти исключительно при шизофрении.Неоправданная «обстоятельность мышления» - это тот случай, когда оно становится как бы вязким, малоподвижным, при этом обычно утрачивается способность выделять главное, существенное. Рассказывая о чем-либо, люди, страдающие таким расстройством, старательно, бесконечно описывают всякие мелочи, подробности, не имеющие никакого значения детали.Люди эмоциональные, возбудимые иногда пытаются объединять несопоставимое: совершенно разные обстоятельства и явления, противоречащие друг другу идеи и положения. Они допускают подмену одних понятий другими. Такое «субъективное» мышление называют паралогическим. Привычка к шаблонным решениям и выводам может привести к неспособности самостоятельно находить выход из неожиданных ситуаций и принимать оригинальные решения, т. е. к тому, что в психологии называютфункциональной ригидностью мышления. Эта особенность связана с чрезмерной его зависимостью от накопленного опыта, чья ограниченность и повторяемость затем приводят к стереотипам.Ребенок или взрослый мечтает, воображая себя героем, изобретателем, великим человеком и т. п. Выдуманный фантастический мир, отражающий глубинные процессы нашей психики, у некоторых людей становится определяющим фактором мышления. В этом случае можно говорить об аутистическом мышлении. Аутизм означает столь глубокое погружение в мир своих личных переживаний, что исчезает интерес к реальности, теряются и слабеют контакты с ней, неактуальным становится стремление общаться с окружающими.Крайняя степень расстройства мышления -бред, или«интеллектуальная мономания». Бредовыми считаются мысли, идеи, рассуждения, не соответствующие действительности, явно противоречащие ей. Так, нормально рассуждающие и мыслящие люди вдруг начинают выражать весьма странные с точки зрения окружающих идеи, и переубедить их невозможно. Одни, не имея медицинского образования, изобретают «новый» способ лечения, например, рака, и все силы отдают борьбе за «внедрение» своего гениального открытия («бред изобретательства»). Другие разрабатывают проекты по совершенствованию общественного устройства и готовы на все ради борьбы за счастье человечества («бред реформаторства»). Третьи поглощены житейскими проблемами: они или круглосуточно «устанавливают» факт неверности своего супруга, в котором, впрочем, и так заведомо убеждены («бред ревности»), либо, уверенные, что в них все влюблены, назойливо пристают с любовными объяснениями к окружающим («эротический бред»). Наиболее распространенным является «бред преследования»: с человеком якобы плохо обращаются на службе, подсовывают ему самую трудную работу, издеваются, угрожают, начинают преследовать.Интеллектуальное качество и степень «убедительности» бредовых идей зависят от возможностей мышления того, кто ими «захвачен». Обнаружить их далеко не просто, да и не всегда возможно. Поэтому бредовые интерпретации и положения могут легко «заражать» окружающих, а в руках фанатичных или параноидальных личностей оказываются грозным социальным оружием.

Аутистичность,

Фобии,

Идиосинкразии

n Эмоции - это непосредственное переживание какого-либо чувства.

n Аффекты - эмоциональные процессы, быстро овладевающие человеком

n Настроение - это общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени протекание отдельных психических процессов и поведение человека.

n Воля - это форма психической активности человека

Психические процессы, влияющие на безопасность.

Психические процессы составляют основу психической деятельности и являются динамическим отражением действительности. Без них невозможно формирование знаний и приобретение жизненного опыта. Различают познавательные, эмоциональные и волевые психические процессы ощущение, восприятие и память.
Память – это свойство запоминания, сохранение и последующего воспроизведения человеком информации, непосредственно связанной с безопасностью, особенно оперативного характера. Запоминание тесно связано с забыванием за первые 9 часов информация уменьшается до 35%, поэтому необходимо проводить обучение, проводить инструктажи, учебные тренировки и т.д..
Внимание – это направленность сознания на определённые объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, а также сосредоточение сознания, предполагающее повышенный уровень сенсорной, умственной или двигательной активности.
Для привлечения внимания к опасностям используют различные средства – звуковые, зрительные.

Восприятие перцепция – это полисенсорное отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

На основе перцепции осуществляется выбор решения, непосредственно связанный с мышлением.
Мышление – это процесс познавательной активности.

Чувства – это оперативное отражение в сознании человека его реальных отношений, т.е. потребность субъекта, к значимым для него объектам. Чувства выполняют сигнальную и регулятивную функцию во взаимоотношениях субъекта с окружающей средой. Основными чувствами, которые способствуют травматизации являются чувство утраты реальности аустичность, ложный страх фобии и др. Формой протекания чувств являются чувственный фон, эмоции, аффекты и настроения.
Чувственный тон – это своеобразная эмоциональная окраска протекания физического процесса. Травматогенным фактором чувственного тона считается идиосинкразии, т.е. болезненное отвращение к определённым раздражителям, приводящее к аллергиям. Напротив, положительный чувственный тон привлекательные звуки, приятный запах, цвет снижает степень риска и уменьшает утомляемость человека.
Эмоции – это непосредственное переживание какого-либо чувства. Основными видами эмоций являются стенические и астенические эмоции.
Стенические эмоции решимость, радость, воодушевление, азарт побуждают к активным действиям.

Астенические эмоции боязнь, страх, опасение, испуг, ужас характеризуется уходом от борьбы, замыканием в себе, излишними переживаниями.
Проявление эмоций связано с темпераментом и характером человека.
С эмоциями тесно связаны аффекты, т.е. эмоциональные процессы, быстро овладевающие человеком, бурно протекающие, характеризующиеся значительным изменением сознания, нарушением контроля за действиями утратой самообладания.

Настроение – это общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени протекание отдельных психических процессов и поведение человека.

Воля – это форма психической активности человека, которая предполагает регулирование человеком своего поведения, торможения ряда других стремлений и побуждений; предусматривает организацию различных действий в соответствии с сознательно поставленными целями. Основным элементом волевой деятельности служит волевой акт. Антиподом волевых качеств – внушаемость, нерешительность, безволие, импульсивность – являются источниками травматогенных ситуаций. Наиболее опасным считается групповое внушение.

23) Психические свойства, влияющие на безопасность. Характер, темперамент, фобии.

Основными психическими свойствами, влияющими на безопасность человека, являются характер итемперамент .

Характер человека играет важную роль в обеспечении безопасности человека и является совокупностью индивидуально-психологических свойств, проявляющихся в типичных для конкретной личности действиях при определенных обстоятельствах и его отношении к этим обстоятельствам. Совокупность психологических свойств образует структуру характера. Характер должен учитываться при профессиональном отборе. Структура характера определяется психологами посредством специальных психологических тестов. С понятием характера неразрывно связано понятие темперамента.

Темперамент – это характеристика динамических психологических особенностей – интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний. По темпераменту люди подразделяются на холериков, меланхоликов, флегматиков и сангвиников. Темперамент имеет определенное значение для безопасности труда. Например, при неблагоприятных обстоятельствах меланхолик чаще становится жертвой, чем холерик или сангвиник.

Исходя из задачи психологии труда и проблем психологии безопасности труда, целесообразно выделять производственные психические состояния и особые психические состояния, имеющие важное значение в организации профилактики производственного травматизма и предупреждения аварийности.

ТЕМПЕРАМЕНТ –
интенсивность, скорость, темп, ритм психических процессов и состояний, зависящих от свойств нервной системы этого человека - силы, подвижности и возбудимости.

n Сангвиник - человек уравновешенный, активный, подвижный, легко переживающий неприятности и неудачи, практичный.

n Флегматик - человек с замедленными реакциями, невозмутимый, постоянный в своих чувствах, размеренный в действиях и речи.

n Холерик - возбудимый, порывистый, несдержанный в эмоциях, с частыми сменами настроения, быстро говорящий человек.

n Меланхолик - человек со слабым типом нервной системы, очень впечатлительный, обидчивый, глубоко все переживающий, но способный тонко чувствовать и воспринимать больше информации, чем другие, отчего он быстрее устает.

Фо́бия (от греч. φόβος - «страх») - иррациональный неконтролируемый страх или устойчивые проявления различных страхов.

В психиатрии фобией принято называть патологически повышенное проявление реакции страха на тот или иной раздражитель. Фобия - это сильно выраженный упорный навязчивый страх, необратимо обостряющийся в определённых ситуациях и не поддающийся полному логическому объяснению. В результате развития фобии человек начинает бояться и соответственно избегать определенных объектов, видов деятельности или ситуаций.

Например, при айхмофобии человек старается всеми силами избегать острых предметов, которыми он боится пораниться или поранить других людей. В случае развития аквафобии он боится плавать, а при клаустрофобии поднимается вверх исключительно по лестнице, так как ему страшно находиться в закрытом лифте. Фобию относительно легко можно победить в начале её возникновения, но она может закрепляться в психике человека и усиливаться со временем.

В специальном, медицинско-психиатрическом смысле слова только очень небольшая часть из приведённых ниже терминов может быть названа фобией как «клиническим состоянием, требующем психологической коррекции». В частности, если страх выходит из-под контроля человека и препятствует его нормальной жизнедеятельности, то тогда может быть поставлен диагноз панического расстройства либо специфической фобии.

Для выявления фобического расстройства часто используют тест на тревогу и фобии, так называемую шкалу Занга для самооценки тревоги .

· аблютофобия - боязнь купания, стирки или чистки

· агирофобия (дромофобия) - боязнь улиц, пересекать улицу

· агорафобия - боязнь пространства, открытых мест, площадей, толп людей, рынков

· аграфобия (контрелтофобия) - боязнь сексуальных домогательств

· айлурофобия (галеофобия, гатофобия) - боязнь кошек

24)Влияние на безопасность психического состояния человека. Стресс, дистресс, стрессорные и неблагоприятные факторы. Мотивация.

n Стресс является не только целесообразной защитной реакцией человеческого организма, но и механизмом, содействующим успеху трудовой деятельности в условиях помех, трудностей и опасностей.

Стресс - это ответная реакция организма человека на перенапряжение, негативные эмоции или просто на монотонную суету. Во время стресса, организм человека вырабатывает гормон адреналин, который заставляет искать выход. Стресс в небольших количествах нужен всем, так как он заставляет думать, искать выход из проблемы, без стресса вообще жизнь была бы скучной. Но с другой стороны, если стрессов становится слишком много, организм слабеет, теряет силы и способность решать проблемы

Этой проблеме посвящено огромное количество научных трудов. Механизмы возникновения стресса детально изучены и достаточно сложны: они связаны с нашей гормональной, нервной, сосудистой системами.

Надо отметить, что сильные стрессы влияют на здоровье. Стресс снижает иммунитет и является причиной многих заболеваний (сердечнососудистых, желудочно-кишечных и др.). Поэтому необходимо уметь сопротивляться стрессовому состоянию и задавать себе позитивную жизненную установку.

Дистресс (от англ. distress - горе, страдание, сильное недомогание, истощение) - стресс, оказывающий отрицательное воздействие на организм, дезорганизующее влияние на деятельность и поведение. Хроническое переживание дистресса может привести к дисфункциональным и патологическим нарушениям

Основными причинами дистресса являются:

· Длительная невозможность удовлетворить физиологические потребности (отсутствие воды, воздуха, еды, тепла).

· Не подходящие, не привычные условия жизни (изменение концентрации кислорода в воздухе, например при жизни в горах).

· Повреждения организма, болезни, травмы, долгая боль

· Длительные негативные эмоции (переживания страха, гнева, ярости).

СТРЕСССОРЫ

n давление фактора времени (штурмовщина, срочная аккордная работа и т. п.);

n изолированность рабочих мест и недостаточные межличностные контакты между рабочими (операторы современного предпри­ятия часто удалены один от другого, находятся в изолированных помещениях);

n однообразная и монотонная работа (на конвейере, у приборных пультов);

n недостаточная двигательная активность (многие часы оператор находится в состоянии готовности к действию, тогда как необходимость действия возникает редко);

n различные внешние воздействия (шумы, вибрации, высокие температуры и т. п.).

Утомление - это временное состояние органов или целого организма, характеризу-ющееся снижением работоспособности в результате длительной или чрезмерной нагрузки

Поведение толпы

n Нарастающее обоюдо- направленное эмоциональное заражение, а также слухи

n Отсутствие ясных целей и структуры

Массовая паника -

один из видов поведения толпы

n Длительное употребление алкоголя приводит к алкоголизму

КОЛЛЕКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИе - взаимодействие больших масс людей (толпы) в проблемных, кризисных ситуациях (стихийное бедствие, война, нищета, дискриминация, преследования, преступность и т. п.). Наиболее характерные признаки К. п.: спонтанность, иррациональность, эмоциональность, непредсказуемость, паника, истерическая вера в харизматического лидера, бессмысленная агрессивность, аморальность и противоправность.

Паника массовая [от греч. panikon - безотчетный ужас] - один из видов массового поведения, одна из форм активности толпы. «Пусковым» механизмом начала проявления подобной массовой реакции чаще всего выступают, с одной стороны, какой-то внешний стимул, а с другой - определенный настрой толпы, как правило, и приведший к ее образованию и определяющий ее изначальное единство. Психологическим основанием такого проявления поведенческой активности, как паника, в подавляющем большинстве случаев являются массовое возбуждение и страх, обусловленные либо реальной угрозой, либо воображаемой опасностью, которая существует лишь в поле субъективного восприятия реальной действительности.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ

n Психология - это наука о психическом отражении действительности в процессе деятельности человека.

n Психология труда изучает психологические аспекты трудовой деятельности.

n Инженерная психология изучает процессы информационного взаимодействия человека с техническими системами.

Структура психики

n психические процессы (восприятие, внимание, мышление, память и др.);

n свойства (темперамент, характер и др.);

n состояние (утомление, психическая напряженность, стресс, пароксизмальное состояние (припадки, обострения…), лекарственная, наркотическая или алкогольная астения и др.).

На трудовую деятельность человека и его организм влияют объем восприятия и переработки информации, физическое, нервно-психологическое, умственное, эмоциональное перенапряжение, ритм и темп работы, монотонность труда. их оценки позволяет определить степень и характер нагрузки во время работы, соответствие рабочего места и средств труда анатомо-физиологическим особенностям человека, установить рациональные режимы труда и отдыха, обустроить рабочие места, наладить профессиональный отбор и профориентацию и др.

В каждой профессии есть определенные требования к психических свойств, состояний здоровья работников. Обращают внимание на их темперамент, характер, внимательность, восприятие, память, мышление, эмоции, психомоторику, образование, опыт, воспитание и здоровье, определяющих способности, регулирующих взаимоотношения между людьми и непосредственно управляют поступками и действиями.

Психофизиологические факторы опасности - факторы, обусловленные

особенностями физиологии и психологии человека, могут нанести

ей вреда при определенных обстоятельствах.

К ним относятся:

Недостатки органов чувств (дефекты зрения, слуха и т.д.);

Нарушение связей между сенсорными и моторными центрами, в результате чего человек не способен адекватно реагировать на изменения, которые воспринимаются органами чувств;

Дефекты координации движений (особенно сложных движений и операций, приемов и т.д.);

Повышенная эмоциональность, усталость;

Эмоциональные явления (конфликтные ситуации, стрессы, связанные с семьей, друзьями, руководством)

Неосторожность, что может привести к поражению не только отдельного человека, но и коллектива;

Отсутствие мотивации к трудовой деятельности (незаинтересованность в достижении целей, недовольство оплатой, монотонность труда, отсутствие познавательного момента, то есть неинтересная работа);

Недостаточность опыта (ошибки, неправильные действия, напряжение нервно-психической системы); опасения сделать ошибку усиливают вероятность несчастного случая.

Опасные и вредные психофизиологические производственные факторы в зависимости от характера действия подразделяют на следующие группы:

Физические перегрузки (статические, динамические)

Нервно-психические перегрузки (умственные перегрузки, перегрузки анализаторов, монотонность труда, эмоциональные перегрузки).

Чтобы профилактическая работа была эффективной, необходимо оперировать полной номенклатурой психофизиологических опасных и вредных производственных факторов, к которым причисляют гиподинамию, гипокинезии, монотонность, утомление, усталость, сонливость.

Гиподинамия (греч. Hypo - под и dynamis - сила) - нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) через ограничение двигательной активности, снижение силы сокращения мышц. Причинами гиподинамии могут быть физические, физиологические и социальные факторы (снижение нагрузки на опорно-двигательный аппарат, иммобилизация, пребывание в небольших замкнутых помещениях, малоподвижный образ жизни и т.д.). Большинство людей во всем мире страдает от недостаточной физической активности. Сидячий образ жизни приводит к развитию сердечно-сосудистых и других заболеваний. Ежегодно от гиподинамии умирает почти 2 млн человек (прогнозируют, что цифра будет расти).

Врачи подсчитали, что физическая активность в течение получаса в день может существенно снизить риск развития многих распространенных неинфекционных заболеваний: гипертонии, сахарного диабета и др., Поскольку они часто обусловлены именно гиподинамией. Механизация и автоматизация максимально снизили физические нагрузки, их отсутствие стало настоящей "болезнью цивилизации". При гиподинамии уменьшается кровоснабжение тканей, кроме того, недостаток физической активности негативно сказывается на обмене веществ и энергии в организме, ухудшается снабжение кислорода тканям и органам, поступления питательных веществ уменьшается.

Гипокинезия (греч. Hypo - снижение, недостаточность и kinesis - движение) - болезненное состояние организма, обусловленное недостаточной двигательной активностью. Иногда это состояние приводит к гиподинамии.

Монотонность (монотония) - психическое состояние человека, вызванное однообразием восприятий или действий. Соответственно различают:

Монотонии, обусловленную информационной перегрузкой нервных центров вследствие поступления большого объема одинаковых сигналов с многократного повторения (например, работа на конвейерах с небольшими операциями)

Монотонии, вызванную однообразием восприятия (например, длительное наблюдение за приборными пультами в ожидании важного сигнала).

Итак, общими признаками для монотонии является перегрузка информацией при выполнении работы или, наоборот, ее недостаток, что сказывается на функциональном состоянии человека: рабочий (оператор) теряет интерес к своей деятельности, у него возникает состояние, которое называют "производственная скука"; аналогичное состояние у водителей транспорта - "дорожный гипноз". Монотонная работа может привести к переоценке продолжительности рабочего времени (рабочая смена кажется значительно длиннее), рабочий с нетерпением ждет окончания смены. Монотонность негативно влияет на эффективность: ухудшаются экономические показатели, повышаются травматизм и аварийность, увеличивается текучесть кадров.

Утомление - процесс снижения работоспособности, временный упадок сил, возникающий при выполнении определенной физической или умственной работы. Это объективное явление, которое исчезает после отдыха.

Различают утомление, быстро развивается, - первичное, и такое, что накапливается медленно, - вторично. Первичное утомление наступает вследствие выполнения работы, для которой требуются значительные физические усилия или напряжения. Упадок сил является результатом нарушения центральной координации, возникновения экстренных ячеек торможения из-за несоответствия задачи функциональным особенностям организма. Основной признак первичного утомление - достаточно быстрое восстановление функций организма. Утомление, медленно развивается, характеризуется постепенным снижением работоспособности после привычной, но чрезмерно длительной или монотонной работы. Оно возникает чаще тогда, когда человеку не хватает трудовых навыков.

Предотвратить утомлению и повысить работоспособность позволяет физиологическая рационализация, в частности оптимальное организования режима труда и отдыха, рациональное построение трудового процесса, эффективное обучение с целью быстрого овладения трудовыми навыками. Критериями эффективности режима деятельности считают повышение производительности труда, наличие устойчивого динамического рабочего стереотипа, приемлемых производственных и физиологических показателей.

Усталость - это субъективное психическое явление, которое сопровождается ощущением слабости и нежеланием работать.

Врачи выяснили, что на том жалуются примерно 1/5 пациентов, треть подростков испытывают ее как минимум четыре дня в неделю. Женщины и мужчины описывают это состояние по-разному: мужчины жалуются именно на усталость, а женщины испытывают депрессию или тревогу.

Усталость классифицируют на вторичную (обусловленную определенным заболеванием), который может длиться месяц или дольше, однако в целом менее шести месяцев; физиологическую (возникает вследствие дисбаланса в рутинном физической нагрузке, сне, диете или иной активностью, не обусловлена каким заболеванием и проходит после отдыха); хроническую (длится более шести месяцев и не исчезает после отдыха).

Чаще всего этиологии усталости является чрезмерная физическая нагрузка, ухудшение физического состояния, вирусные заболевания, инфекции верхних дыхательных путей, действие медикаментов, рак и депрессия. В трети случаев этиологию усталости установить не удается.

Сонливость - это нарушение нормального механизма пробуждения, что воплощается в постоянных попытках заснуть. Лица, страдающие от нее, под влиянием какой-либо активности временно просыпаются. После короткого сна они чувствуют себя лучше, а пациенты с усталостью жалуются на нехватку энергии, умственное истощение, мышечную слабость, медленное восстановление сил после физической нагрузки и ощущение усталости даже после сна.

Психические состояния человека имеют важное значение в профилактике травматизма и предупреждении аварийности. Нервно-психологические перегрузки возникают, как правило, на пути к воплощению жизненных интересов, при возникновении ситуаций, препятствующих (иногда наоборот, неожиданно способствуют) этой реализации. Они оказываются в критических состояниях: стрессах, фрустрация, внутренних конфликтах и кризисах, транс, экстаз, параксизмализми. В таких ситуациях помогают методы современной медицины (медикаментозные, психологическая помощь).

Психогенные изменения настроения длятся от нескольких минут до нескольких месяцев. Они возникают по следующим причинам:

1) неудовлетворительное характер деятельности (большие физические нагрузки, высокий темп, перенапряжение анализаторов, нервное перенапряжение и др.). Следствием этого является полное истощение, ослабление психики, ослабление точности, скорости ориентации, внимания и т.д.;

2) гибель близких людей, перенесен шоковое состояние, конфликтная ситуация. Последствия подобные тем, которые вызывает неудовлетворительная деятельность, также теряется самоконтроль;

3) состояние аффекта (взрыв эмоций) в результате неожиданной удачи (или наоборот), образы и т.д.; сопровождается резкими агрессивными движениями, глупостью опасности и ответственности. Человек, не задумываясь, может пойти на риск и повести за собой других. Личности, склонные к аффекта, не могут быть командирами и руководителями;

4) применение специальных препаратов:

Легкие стимуляторы (чай, кофе), помогающие преодолеть сонливость, вялость. Их действие кратковременное, они не влияют на координацию, скорость движений, реакцию;

Транквилизаторы, которые снимают психологическую активность, замедляют реакцию, вызывают сонливость, апатию. Их употребление может привести к травматизму и опасности жизнедеятельности;

Алкоголь, наркотики, которые делают невозможным дальнейшее оценки ситуации, притупляют чувство опасности, нарушают координацию движений и реакцию т.д., то есть крайне опасны.

Одной из эмоциональных реакций человека опасности является тревога (беспокойство). Человек, находящийся в таком состоянии, подвержена ошибкам или опасных поступков. Тревога может проявляться как ощущение беспомощности, неуверенности в себе, бессилия перед внешними факторами. Осознание опасности вызывает страх, что проявляется в нецелесообразных поступках, или наоборот, чрезмерной осторожности, осмотрительности. Негативно сказывается на деятельности человека такая форма страха, как паника.

Итак, психофизиологические факторы постоянно или временно повышают возможность возникновения опасностей, но это не значит, что их наличие всегда приводит к опасной ситуации. Такие факторы опасностей непосредственно влияют на физические и физиологические процессы, работоспособность, настроение, производительность труда, жизнедеятельность в целом.

Роль человеческого фактора в безопасности труда очень велика, особенно важны психофизиологические особенности участников трудового процесса. Психофизиологические основы безопасности базируются на психологии и физиологии человека. Психофизиология безопасности труда основывается на таких науках, как физиология труда, инженерная психология, эргономика и т. д.
Психология безопасности рассматривает применение психологических знаний для обеспечения безопасности труда человека и составляет важное звено в структуре мероприятий по обеспечению безопасной деятельности человека. Проблемы безопасности и травматизма на современных производствах невозможно решить только инженерными методами. Практика свидетельствует, что в основе аварийности и травматизма (от 60 до 90% случаев в зависимости от вида трудовой деятельности) часто лежат не инженерно - конструкторские ошибки, а организационно - психологические причины: низкий уровень профессиональной подготовки по вопросам безопасности, недостаточное воспитание, слабая установка специалиста несоблюдение требований безопасности, допуск к опасным видам работ неподготовленных лиц, утомляемость людей, неудовлетворительное психическое состояние человека и т. д.


Психические процессы, свойства и состояния, влияющие на безопасность труда


Психология безопасности рассматривает психические процессы, свойства и анализирует различные формы психических состояний, наблюдаемых в процессе трудовой деятельности.
В структуре психической деятельности человека различают три основные группы компонентов: психические процессы, свойства и состояния.
Психические процессы составляют основу психической деятельности. Различают познавательные, эмоциональные и волевые психические процессы (ощущения, восприятия, память и др.).
Психические свойства (качества личности) - это качества личности (характер, темперамент). Среди качеств личности выделяют интеллектуальные, эмоциональные, волевые, моральные, трудовые. Качества личности устойчивы и постоянны.
Психическое состояние человека - это структурная организация компонентов психики, выполняющих функцию взаимодействия человека со средой обитания (производственной средой). Психическое состояние человека в конкретный момент времени может оказывать положительное или отрицательное влияние на трудовую деятельность, в частности на безопасность производственного процесса.


Психические процессы, определяющие безопасность человека


Память - это свойство запоминания, сохранения и последующего воспроизведения человеком информации, непосредственно связанной с безопасностью, особенно оперативного характера.
Запоминание тесно связано с забыванием. Психологами установлено, что в среднем за первые 9 часов информация, которую помнит человек, уменьшается на 65%. Следовательно, для того чтобы восполнить утраченную информацию, необходимо проводить обучение, инструктажи и т. д.
Внимание - это направленность сознания человека на определенные объекты, имеющие в данной ситуации существенное значение, а также сосредоточение сознания, предполагающее повышенный уровень умственной или двигательной активности.
В безопасности труда для привлечения внимания человека к опасностям используются различные средства - звуковые, зрительные, световые и т. д. Визуальная информация по безопасности представлена в виде плакатов, надписей, знаков, световых сигналов, различных видов окраски опасных объектов и др.
Восприятие - это отражение в сознании человека предметов или явлений при их воздействии на органы чувств. Для восприятия используется информация от нескольких видов анализаторов (зрительного, слухового, тактильного).
Исследованиями установлено, что качественное восприятие информационных средств по безопасности труда должно соответствовать определенным правилам, в частности, должны обеспечиваться актуальность и новизна информации, эмоциональность воздействия, краткость сообщений (текст из нескольких слов) и т. д.
Мышление - это процесс познания действительности, характеризующийся обобщением. В процессе мышления осуществляется выбор решения, которое реализуется в последующих действиях человека. Ошибочный выбор решения связан со следующими причинами: неверная оценка ситуации, недостаточность опыта и ошибочное осмысление полученной информации. Ошибочное решение может привести к авариям, травмам, несчастным случаям.
При принятии решений важную роль имеет эмоционально-чувственная сфера человека, к которой можно отнести чувства, эмоции, настроение.
Чувства - это субъективное отражение в сознании человека реальной действительности. Чувство утраты реальности, ложный страх и ряд других могут являться причинами создания опасных ситуаций на производстве.
Чувственный тон человека, его эмоции и настроение весьма важны для оценки реальной ситуации и обеспечения безопасности.
Чувственный тон - это эмоциональная окраска психического процесса. Отрицательным фактором чувственного тона, способствующим созданию опасных ситуаций, является идиосинкразия - болезненное отвращение к определенным раздражителям. Положительный чувственный тон, возникающий от приятных звуков, запахов, цвета уменьшает утомляемость человека и снижает степень риска возникновения опасной ситуации. Это обстоятельство используют при эстетическом оформлении рабочей зоны - световом, цветовом, звуковом.
Эмоции - это переживание человеком какого-либо чувства. Эмоции бывают различного типа - стенические и астенические. Стенические эмоции - решимость, радость, воодушевление, азарт - побуждают человека к активным действиям, преодолению препятствий и устранению причин угрозы для человека. Астенические эмоции - боязнь, опасение, страх, испуг, ужас - способствуют отказу от преодоления препятствий, замыканию в себе, необоснованным переживаниям. Тип эмоций связан с темпераментом и характером человека. Поэтому темперамент и характер человека учитывается при его допуске к некоторым видам работ, связанных с большой ответственностью, необходимостью принятия быстрых и адекватных решений (операторы, управляющие опасными производственными процессами).

В ряде случаев эмоции, определяемые характером и темпераментом человека, могут вызвать состояние аффекта - эмоционального состояния, быстро овладевающего человеком, бурно протекающего и характеризующегося значительным изменением сознания, утратой самообладания, неадекватными сложившейся ситуации действиям. В состоянии аффекта, например, отчаяния, может возникнуть ступор (застывание в неподвижной позе) или обморок. После состояния аффекта может наступить шок, характеризующийся разбитостью, упадком сил, неподвижностью, вялостью. Людей, склонных к аффектам, нельзя допускать к особо ответственным и опасным работам, т. к. аффект может являться основной причиной реализации опасной ситуации - аварии или травмы.
Настроение - это общее эмоциональное состояние человека, формирующее в течение определенного периода времени характер протекания отдельных психических процессов и поведение человека. Настроение в некоторой степени может являться причиной воз­никновения опасных ситуаций. Например, длительное эмоционально-отрицательное настроение может привести человека к снижению трудоспособности, неспособности к активным действиям в преодолении возникающих трудностей, что может являться причиной несчастных случаев. Это обстоятельство необходимо учитывать, и человек, находящийся в эмоционально подавленном настроении, может быть временно отстранен от выполнения ответственных и связанных с высокой опасностью операций.
Воля - это форма психической активности человека, которая характеризуется регулированием самим человеком своего поведения, ограничением или отказом от других стремлений и побуждений во имя достижения поставленной цели. Основными характеристиками воли являются: осмысленность и направленность действий на достижение цели, осознание ограничений, определяемых реальной ситуацией. Для профессиональной деятельности, требующей быстрых, решительных и осознанных действий должны привлекаться люди с сильной волей.
Антиподом сильной воли являются такие качества человека, как внушаемость, нерешительность, безволие, импульсивность. Людей с подобными качествами не следует использовать для выполнения ответственных работ, от результата которых зависят жизни людей, состояние технического или производственного объекта, вероятность возникновения аварии или чрезвычайной ситуации.
К психическим состояниям относится мотивация, которая очень тесно соприкасается с эмоционально-волевой сферой. Под мотивацией понимается совокупность желаний, устремлений, побуждений, мотивов, установок и других побудительных сил личности. Одним из важных мотивов человека является обеспечение безопасности. Неразвитость или ослабление этого мотива может вовлечь человека в опасную ситуацию. Создание безопасных для труда условий, строгое соблюдение правил и требований безопасности должно всячески стимулироваться - морально, материально и т. д., чтобы формировать в трудовом коллективе устойчивые мотивы безопасного поведения, безопасного труда.
Мотивация связана с другим базовым понятием безопасности деятельности - риском, который может быть мотивированным и немотивированным (бескорыстным). Причинами мотивированного рискованного поведения могут быть выгода или опасность каких-либо потерь - проигрышей (карьерных, личностных и т. д.). Готовность к риску индивида определяется его психологическими свойствами, например характером, темпераментом, легкомыслием, боязливостью и т. д.


Психические свойства человека, влияющие на безопасность


Основными психическими свойствами, влияющими на безопасность человека, являются характер и темперамент.
Характер человека играет важную роль в обеспечении безопасности человека и является совокупностью индивидуально-психологических свойств, проявляющихся в типичных для конкретной личности действиях при определенных обстоятельствах и его отношении к этим обстоятельствам. Совокупность психологических свойств образует структуру характера. Психологи классифицируют много структур характеров. Характер должен учитываться при профессиональном отборе. Структура характера определяется психологами посредством специальных психологических тестов. С понятием характера неразрывно связано понятие темперамента.
Темперамент - это характеристика динамических психологических особенностей - интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний. По темпераменту люди подразделяются на холериков, меланхоликов, флегматиков и сангвиников. Темперамент имеет определенное значение для безопасности труда. Например, при неблагоприятных обстоятельствах меланхолик чаще становится жертвой, чем холерик или сангвиник.
Исходя из задачи психологии труда и проблем психологии безопасности труда целесообразно выделять производственные психические состояния и особые психические состояния, имеющие важное значение в организации профилактики производственного травматизма и предупреждения аварийности.

Основные понятия и положения темы.

Контроль исходного уровня знаний.

Роль человеческого фактора в безопасности деятельности очень велика, особенно важны психофизиологические особенности виновников и жертв несчастных случаев.

В связи с этим психофизиологические аспекты безопасной деятельности составляют разделы психологии и физиологии, где изучаются закономерности происхождения и функционирования психического отражения человеком объективной реальности в процессе безопасной трудовой деятельности.

Необходимо отметить, что естественная система защиты человека не всегда может обеспечить требуемую безопасность в условиях техносферы. Необходимы искусственные средства защиты. Чтобы разрабатывать искусственные системы безопасности, средства коллективной и индивидуальной защиты, необходимо знать характеристики человека и его роль в системах безопасности.

В системе безопасности человек выполняет три роли:

1. является объектом защиты;

2. выступать средством обеспечения безопасности;

3. сам может быть источником опасности.

Психология – это наука о психическом отражении действительности в процессе деятельности человека. В психологии выделяются несколько направлений, в том числе психология труда, инженерная психология, психология безопасности.

Психология труда изучает психологические аспекты трудовой деятельности.

Инженерная психология изучает процессы информационного взаимодействия человека с техническими системами, а также требования, предъявляемые к конструкции машин и приборов с учётом психических свойств человека.

Психология безопасности изучает психологические (зависящие от человека) причины несчастных случаев и разрабатывает методы и средства защиты от них.

Вопрос о влиянии психофизиологических качеств человека на происхождение несчастных случаев является очень сложным. К психофизиологическим факторам, влияющим на травматизм, можно отнести аномалию анализаторов – это слуховой, зрительный, психологический факторы.

Слуховой фактор – глухота (неправильное определение источника шума, неправильное распознаванию звукового сигнала, отсутствие восприятия звукового раздражителя).

Зрительный фактор – цветовая слепота и дальтонизм, куриная слепота, световая адаптация, зрительная иллюзия, стробоскопический эффект.

К психологическим травматогенным факторам можно отнести расстройство мышления, памяти, восприятия, внимания и эмоционально-волевой сферы.

В настоящее время в структуре психики, связанной с сознанием и поведением, выделяют три компонента: психические процессы (восприятие, внимание, мышление, память); свойства (темперамент, характер); состояние (утомление, психическая напряженность, стресс, пароксизмальное состояние, лекарственная, наркотическая или алкогольная астения).