Главная · Боли в желудке · Э. Эйдемиллер в. В. Юстицкий Семейная психотерапия. Эйдемиллер Э. Г. и др. Семейный диагноз и семейная психотерапия Эйдемиллер э г юстицкис в психология и психотерапия семьи

Э. Эйдемиллер в. В. Юстицкий Семейная психотерапия. Эйдемиллер Э. Г. и др. Семейный диагноз и семейная психотерапия Эйдемиллер э г юстицкис в психология и психотерапия семьи

Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис

Психология и психотерапия семьи

Нашим Учителям -

нашим родителям, нашим детям,

нашим родственникам,

нашим клиентам и

У каждого семейного психотерапевта была первая семья, с которой он работал, – та, которая, собственно, и помогла сделать «великое открытие» – понять, что у пациентов, оказывается, есть семьи. Один из нас сделал такое открытие в 1970 г. Подросток с шизофренией и его мать вместе явились на сеанс психотерапии. Мать – энергичная властная женщина – сама заняла свободный стул напротив психотерапевта, сев рядом с сыном, и принялась руководить его поведением. Стало понятно, что они составляют вместе единое целое. Но знания и опыт Э. Г. Эйдемиллера ничего об этом не говорили. Куда полезнее оказался здравый смысл и искреннее стремление просто понять, что происходило в этой семье, вместо того чтобы приклеивать ей психиатрический ярлык. Об этом первом своем «семейном сеансе» Э. Г. Эйдемиллер рассказал на конференции молодых ученых. К удивлению, его рассказ слушали с интересом, а комиссия присудила за него премию. Однако в действительности от работы с первой семьей осталось больше вопросов, чем ответов. Какая-то часть ответов была получена в работе со второй семьей, но зато появились и новые вопросы. Так началось для нас то, что продолжается уже почти 30 лет, – семейная психотерапия.

Многие специалисты – психологи и психиатры, и в первую очередь детские, специфика работы которых и заключается в необходимости вступать в контакт с родителями психически больных детей, выслушивать их жалобы – накапливали собственный опыт в семейной психотерапии. Зачастую сообщения родителей бывают единственным источником информации о том, как рос, развивался и как заболел ребенок, кроме того, родители этих детей нуждаются в утешении и поддержке, и все эти задачи приходится решать в комплексе.

Индивидуальный стиль каждого психотерапевта – В. И. Гарбузова, А. И. Захарова, А. А. Щеголева, Э. П. Кузнецовой, Е. А. Шаповал, А. С. Спиваковской и других – предопределял своеобразие работы с семьями. У нас была возможность встречаться с ними в формальных и неформальных условиях и обмениваться опытом.

Литературы о семейной психотерапии на русском языке практически не было, за исключением наших собственных статей. Знакомство с зарубежным опытом происходило в ходе личных встреч с такими выдающимися психотерапевтами, как В. Сатир, К. Витакер, С. Кратохвил, С. Ледер, О. Бах, супруги Кноблох и Шнайдер, Б. Фурман, Киршти Хааланд, А. Куклин и Д. Г. Барнс. Прочтение монографии С. Минухина «Семьи и семейная терапия», вышедшей в 1974 г., открыло для нас новый мир структурной психотерапии.

Первую нашу теоретическую статью, посвященную семейной психотерапии, нам удалось опубликовать лишь в 1989 г. в журнале «Семейная психиатрия» под редакцией Д. Хайуэлса в Великобритании. Мы испытывали большие трудности с концептуализацией собственного психотерапевтического опыта. Кроме того, чтобы издать монографию по медицине, необходимо было либо принадлежать к ограниченному кругу лиц, для которых были открыты двери издательств, либо искать себе могущественного соавтора, либо иметь сильные, но далекие от науки аргументы в пользу ее опубликования.

Только сильная дружеская поддержка Б. Д. Карвасарского позволила нам работать начиная с 1985 г. над монографией «Семейная психотерапия», которая была опубликована в 1990 г. в Ленинградском отделении издательства «Медицина».

Эта книга была написана в результате нашей дружбы и совместной творческой работы, которая началась в 1974 г., когда В. Юстицкис приехал на стажировку в Психоневрологический институт им В. М. Бехтерева. Это было время упоенных, жестких, а порой и жестоких дискуссий о необходимости появления среди врачей медицинских психологов, о месте и роли психологических тестов в клиническом исследовании психически больных, о возможностях и эффективности психотерапии, особенно групповой, при неврозах, алкоголизме, шизофрении и психосоматических заболеваниях.

Многие психиатры еще в студенческие годы слышали от своих уважаемых учителей, что самая большая ошибка, которую может допустить психиатр, заключается в том, что вместо «объективного» психопатологического анализа им может быть допущен «субъективный» психологический анализ болезни пациента. Тех психиатров, которые занимались психологией и психотерапией, ортодоксальные психиатры считали фрондерами и едва ли не предателями. В какой-то мере взаимное недоверие сохраняется и по сей день.

Мы хотим назвать имена тех, с кем вместе в конце 60-х – начале 70-х гг. создавали семейную психотерапию в СССР, – Валентины Карловны Мягер, Александра Ивановича Захарова. В 1969 г. В. К. Мягер опубликовала первую в СССР статью о семейной психотерапии.

В память об этом Э. Г. Эйдемиллер и А. 3. Шапиро организовали в 1999 г. Международную конференцию, которая называлась так же, как данная монография.

В 1978 г. вышел под редакцией В. К. Мягер и Р. А. Зачепицкого сборник трудов Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева «Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях» – первый в СССР сборник, посвященный теоретическим и практическим аспектам семейной психотерапии. В нем были представлены исследования 30 советских ученых, проведенные в 70-е гг. Это было своеобразное подведение итогов: кто и что сделал на ниве семейной психотерапии.

Развитие семейной психотерапии в России прошло несколько этапов.

Вначале семейные психотерапевты скрупулезно накапливали информацию о том, «как живут вместе пациент и его родственники». Сказывалась психиатрическая традиция сбора анамнеза – очень важно было охарактеризовать личностное своеобразие каждого члена семьи, а затем, суммировав психопатологические профили, понять сущность семьи как суммы входящих в нее индивидуальностей. Затем каждому члену семьи назначали определенное лечение – медикаменты, занятия AT, сеансы гипноза и т. д. Этот этап условно можно назвать психиатрическим.

Учебное пособие подготовлено сотрудниками кафедры детской психиатрии и психотерапии СПб МАПО. В пособии приведены общие сведения о семье (ее функциях, структуре и динамике); описаны параметры семьи как системы; дана классификация семей, нуждающихся в психологической помощи. Изложены основные принципы постановки семейного диагноза и современные методы диагностики семьи. На основе обобщения научно-практического опыта представлены методы и техники системной, аналитико-системной и игровой семейной психотерапии, семейного консультирования, а также использование в работе с семьями психодрамы, сказки и арт-методов. Специальная глава посвящена новому и актуальному направлению: перинатальной психологии и психотерапии. Теоретические положения и методические разработки проиллюстрированы многочисленными примерами из практики и рисунками. Учебное пособие предназначено для врачей, психологов, социальных работников, педагогов и других специалистов, работающих с семьями.

Введение. Семейный диагноз - что это? Эйдемиллер Э. Г., Никольская И. М.

Глава 1. Семья как единица психологического анализа Эйдемиллер Э. Г., Никольская И. М
1.1. Общие сведения о семье, ее функциях, структуре и динамике
1.1.1.Семья и ее современные модели
1.1.2. Функции семьи. Нормально функционирующие и дисфункциональные семьи
1.1.3. Структура семьи и ее нарушения
1.1.4. Динамика (жизненный цикл) семьи
1.2. Семья как система
1.2.1. Понятие семьи как системы
1.2.2. Параметры семьи как системы
1.2.2.1. Структура семейных ролей
1.2.2.2. Семейные подсистемы и границы
1.2.2.3. Семейные правила
1.2.2.4. Стандарты взаимодействия
1.2.2.5. Семейные мифы
1.2.2.6. Семейная история
1.2.2.7. Семейные стабилизаторы
1.2.3. Концепция патологизирующего семейного наследования. Вертикальные и горизонтальные стрессоры в жизнедеятельности семьи
1.3. Нарушения жизнедеятельности семьи
1.3.1. Семья в трудной жизненной ситуации
1.3.2. Понятие семейного стресса и копинга
1.3.3. Латентное семейное нарушение и его причины. Семейный диагноз

Глава 2. Методы семейной диагностики
2.1. Рисунок семьи Никольская И. М.
2.2. Семейная социограмма Эйдемиллер Э. Г., Никольская И. М
2.3. Семейная генограмма Эйдемиллер Э. Г., Александрова Н. В
2.4. Шкала семейного окружения (ШСО) Эйдемиллер Э. Г., Никольская И. М.
2.5. Шкала семейной адаптации и сплоченности (FACES-3) Эйдемиллер Э. Г., Лидере А. Г., Городнова М. Ю.
2.6. Опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Эйдемиллер Э. Г.
2.6.1. Нарушение процесса воспитания в семье
2.6.2. Диагностика типов негармоничного (патологизирующего) воспитания
2.6.3. Психологические причины нарушений в семейном воспитании
2.7. другие методы психологической диагностики семьи Никольская И. М.
2.7.1. Гиссенский личностный опросник (ГТ).
2.7.2. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.
2.7.3. Измерение родительских установок и реакций(опросник PART).
2.7.4. Цветовой тест отношений (ЦТО).
2.7.5. Методика «Подростки о родителях» (ПоР).

Глав а 3. Перинатальные аспекты психологии и психотерапии семьи Добряков И. В.
3.1. Зачатие
3.2. Беременность
3.2.1. Тест отношений беременной
3.3. Родовая травма
3.4. Постнатальный период
3.5. Стадии жизненного цикла семьи и семейное воспитание
3.6. Перинатальная семейная психотерапия
3.6.1. Психотерапия семьи, ожидающей ребенка
3.6.2. Психотерапия семьи, имеющей новорожденного ребенка
3.6.3. Психотерапия детей и подростков с нервно-психическими расстройствами, связанными с неблагоприятным течением перинатального периода.

Глава 4. Системная семейная психотерапия Эйдемиллер Э. Г.
4.1. Определение системной семейной психотерапии
4.2. Показания и противопоказания к системной семейной психотерапии
4.3. Основные техники системной семейной психотерапии
4.4. Модель интегративной системной семейной психотерапии
4.5. Пример использования системной семейной психотерапии

Глава 5. Аналитико-системная семейная психотерапия Эйдемиллер Э. Г.
5.1. Интегративная модель аналитико-системной семейной психотерапии
5.2. Теоретическое обоснование использования психоанализа в семейной системной психотерапии
5.2.1. Сопоставление аналитических и неаналитических теорий развития личности
5.2.1.1. Психоаналитические теории развития личности
5.2.1.2. Неаналитические теории развития личности
5.2.2. Сопоставление фаз групповой динамики психотерапевтических групп и фаз жизненного цикла семьи
5.3. Метод и техники аналитико-системной семейной психотерапии
5.3.1. Пример аналитико-системной семейной психотерапии больной с фобиями

Глава 6. Игровая семейная психотерапия Добряков И. В.
6.1. Интегративные тенденции игровой и семейной психотерапии
6.2. Интеграция игровой и семейной психотерапии
6.3. Определение и особенности игровой семейной психотерапии
6.4. Показания и противопоказания к игровой семейной психотерапии
6.5. Некоторые формы и модели игровой семейной психотерапии

Глава 7. Семейное психологическое консультирование Никольская И. М.
7.1. Общие сведения о психологическом консультировании
7.2. Цель, направления и технология семейного консультирования
7.3. Организация консультативной беседы и техники ее проведения
7.4. Стадии психологического консультирования
7.5. Случай психологического консультирования Полины А.

Глава 8. Арт-методы в семейном консультировании и психотерапии Никольская И. М.
8.1. Задачи арттерапии в семейном консультировании и психотерапии
8.2. Рисунки в индивидуальном и семейном консультировании
и психотерапии взрослых клиентов 226
8.3. Серийные рисунки и рассказы в детско-родительском консультировании
Глава 9. Психодрама в семейной психотерапии Эйдемиллер Э. Г.
9.1. Общие сведение об аналитической психодраме
9.2. Аналитическая психодрама в работе с семьями

Глава 10. Проективная сказка в диагностике и психотерапии семейных проблем Добряков И. В.
10.1. Рассказывание историй как проективная техника
10.2. Сказка «Гуси-лебеди»
10.3. Индивидуальная форма работы с пересказом
10.4. Групповая форма работы с пересказом

Глава 11. Семейная расстановка Берта Хеллингера в системной психотерапии Никольская И. М.
11.1. Феноменологические аспекты системной психотерапии Б. Хеллингера
11.2. Практические аспекты системной психотерапии Б. Хеллингера

Заключение
Толерантность и идентичность современного психотерапевта Эйдемиллер Э. Г.
Литература
Приложение. Шкала семейной адаптации и сплоченности FACES-3

Аннотация:

В книге освещены основные психологические механизмы функционирования семьи - действие вертикальных и горизонтальных стрессоров, динамика семьи, структура семейных ролей, коммуникации в семье. Приведен обзор основных направлений и школ семейной психотерапии - психоаналитической, системной, конструктивной и других. Впервые авторами изложена оригинальная концепция "патологизирующего семейного наследования". Особый интерес представляют психологические методы исследования семьи, многие из которых разработаны авторами.

Предисловие к четвертому изданию...................................14

Предисловие к первому изданию......................................15

ВВЕДЕНИЕ ........................................19

Что такое семейная психотерапия н кто такие семейные психотерапевты? ............20

ГЛАВА 1. Семья как источник психической травматизации личности ... 37

Современная семья и нарушения ее функционирования...............38

Нормально функционирующие семьи, нормальное супружество. Дисфункциональные семьи и супружество........................42

Стадии супружеских отношении................................44

Нарушения жизнедеятельности семьи............................47

Семья как источник психической травмы...........................51

Состояние глобальной семейной неудовлетворенности..............53

«Семейная тревога»...........................................55

Семеймо обусловленное непосильное нервно-психическое и физическое напряжение.......56

Чувство вины, связанное с семьей...............................58

Пути выявления семейио обусловленных пенхотравмпрующих состояний..............59

Семья как фактор, определяющий реакцию индивида на психическую травму.........60

ГЛАВА 2. Нарушение основных сфер жизнедеятельности семьи как источник психической травматизации личности ........63

Нарушение личностных предпосылок нормального функционирования семьи......................61

Появление в семье психически больного. Структурно-функциональные особенности семей с психически больным...........61

Основные направления развития семьи психически больного. «Водораздельная теория» .......71

Основные направления психотерапевтической помощи семье индивида с выраженными нервно-психическими расстройствами.....80

Семья психически больного п здравоохранение. Модели взаимоотношений............83

Семья психически больного н здравоохранение. Модели взаимоотношений.............83

Современные программы помощи семье с психически больным......87

Основные формы помощи семье................................89

Нарушение представлении членов семьи о семье и личности друг друга...................93

Представления членов семьи о своей семье.......................93

Пути развития внутреннего образа семьи........................108

Наивные семейные постулаты.................................117

Роль семейных постулатов....................................118

Репрезентативные системы и их роль в формировании взаимоотношений в семье................135

Концепция репрезентативных систем. Современные представления.. 136

Нейропсихологические основы индивидуальных различий сенсорного восприятия и представления (обзор работ отечественной психологической школы).........................149

Нарушение процесса коммуникации как механизм формирования конфликта в семье....................154

Нарушение межличностной коммуникации в семье..................161

Основные виды нарушений коммуникационного процесса в семье... 161

Теория семейно-необходимой (функциональной) информации......167

Причины возникновения нарушений межличностной коммуникации в семье. Их выявление...............176

Нарушение механизмов интеграции семьи..........................181

Семья: ее структура и интеграция..............................181

Семейные противоречия и их решение как механизм интеграции семьи..............................190

Основные типы решения семейных проблем (реинтегрирующие и дезинтегрирующие решения)................192

Механизмы семейной интеграции..............................201

Семейные мифы.............................................231

Нарушение структурно-ролевого аспекта жизнедеятельности семьи.... 235

Этапы и механизмы патологизирующего семейного наследования при пограничных нервно-психических расстройствах личности: основная парадигма семенной психотерапии...............248

Структура и возрастная динамика пяти наиболее часто встречающихся профилей личности...............251

Этапы и механизмы патологизирующего семейного наследования... 259

ГЛАВА 3. Методы семейной диагностики. Техники семейной психотерапии и их теоретическое обосновани е........................273

Изучение семьи и диагностика се нарушении.......................274

Типология семей, построенная с помощью метода включенного наблюдения в процессе семенной психотерапии.....................281

Техники семейной психотерапии и их теоретическое обоснование... 306

Техники семенной психотерапии...............................312

ГЛАВА 4. История развития семейной психотерапии: основные направления и методы ...............................323

История развития семейной психотерапии.........................324

Школа Пало Алто..............................................329

Психоаналитическая (психодинамическая) семейная психотерапия.....337

Семейная системная психотерапия................................341

Теоретические положения.....................................341

Стратегическая семейная психотерапия............................396

Теоретическое обоснование....................................398

Семейная коммуникативная психотерапия.........................401

Теоретическое обоснование....................................401

Техники семейной коммуникативной психотерапии...............403

Семейная психотерапия, основанная на опыте (Family experiential therapy)......................................404 Семенная психотерапия конструктов..............................424

Семейная поведенческая психотерапия............................430

Супружеская психотерапия......................................433

Постмодернистская семейная психотерапия: модель аналитико-системной семейной психотерапии по Э. Г. Эйдемиллеру и Н. В. Александровой........................................443

Семейное консультирование...................................447

ГЛАВА 5. Особенности семейной психотерапии в системе лечения и профилактики некоторых нервно-психических и психосоматических расстройств .......................451

Семейная психотерапия при невротических, соматоформных и психосоматических расстройствах...............................452

Семейная психотерапия при шизофрении..........................487

Семейная психотерапия при акцентуациях и расстройствах личности у подростков...................................................509

Определение степени отклонения характера с помощью ПДО при гипертимном, эпилептой дном, нстероидном и неустойчивом типах психопатий (при гнпертимном, инертно-импульсивном, демонстра-тивно-гиперкомпенсаторном н неустойчивом типах акцентуаций).............511

Тактика семейной психотерапии больных с акцентуациями и расстройствами личности (психопатиями) .....................524

Семейная психотерапия при зависимостях.........................528

Оценка эффективности модели краткосрочной бифокальной семейно-групповой психотерапии (МКБСГП).............................563

Заключение....................................................564

ПРИЛОЖЕНИЯ.............................................567

Методики изучения семьи в ходе семейной психотерапии.............568

Приложение 1. Методика «Семейно обусловленное состояние».........569

Приложение 2. Оирогнпк «Анализ семейной тревоги» (ACT) .........570

Приложение 3. Опросник «Конструктивно-деструктивная семья» (КДС)..................572

Приложение 4. Днагностико-психотерапевтпческая процедура «Наивная семейная психология» (HCI1)..............575

Приложение 5. Оирогнпк «Сенсорные предпочтения» Н. Л. Васильевой..........................577

Приложение 6. Методика «Сенсорные предпочтения в семье» Н.Л. Васильевой.................580

Приложение 7. Методическая процедура «Симпатия», или ПТС («Предпочитаемый тип симпатии»)..................581

Приложение 8. Тест «Возраст. Пол. Роль» (ВНР)....................587

Приложение 9. Методика «Нормативное сопротивление» (НС)........591

Приложение 10. Метод аутоидентификации и идентификации по словесным характерологическим портретам.........593

Приложение 11. Анализ семейных взаимоотношений (АСВ) ..........600

Опросник для родителей детей в возрасте 3 10 лет...............600

Опросник для родителей подростков в возрасте от 11 до 21 года.... 605

Приложение 12. Бланк теста «Семейная социограмма»...............611

Summary ......................................................629

СПИСОК ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..............................633

ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ....................................665

Год выпуска: 2007

Жанр: Психология

Формат: DOC

Качество: OCR

Описание: Учебное пособие «Семейный диагноз и семейная психотерапия» подготовлено сотрудниками кафедры детской психиатрии и психотерапии Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования: заведующим кафедрой, профессором, доктором медицинских паук Эдмондом Георгиевичем Эйдемиллером, доцентом кафедры, кандидатом медицинских наук Игорем Валерьевичем Добряковым и профессором кафедры, доктором психологических наук Ириной Михайловной Никольской. Учебное пособие предназначено в первую очередь для врачей и психологов, а также социальных работников, педагогов и других специалистов, работающих с семьями. В сжатом виде в нем представлены общие сведения о семье (ее функциях, структуре и динамике); описаны параметры семьи как системы; показаны факторы, ведущие к нарушениям ее жизнедеятельности; изложены современные методы семейной диагностики, методы и техники системной и аналитико-системной семейной психотерапии, игровой семейной психотерапии и семейного консультирования; показаны возможности использования в работе с семьями психодрамы, сказки и арт-методов. Специальная глава посвящена новому и актуальному направлению: перинатальной психологии и психотерапии. Теоретические положения и методические разработки проиллюстрированы многочисленными примерами из практики авторов и рисунками.
Учебное пособие «Семейный диагноз и семейная психотерапия» базируется на предыдущих работах авторов: монографиях Э.Г. Эйдемиллера и В. Юстицикиса «Семейная психотерапия» (Л.: Медицина, 1990) и «Психология и психотерапия семьи» (СПб.: Питер, 1999), хрестоматии «Семейная психотерапия» (составители Э.Г. Эйдемиллер, Н.В. Александрова, В. Юстицкис. СПб.: Питер, 2000), практикума «Системная семейная психотерапия» (под ред. Э.Г. Эйдемиллера. СПб.: Питер, 2002), методических пособиях Э.Г. Эйдемиллера «Методы семейной диагностики и психотерапии» (М.: Фолиум, 1996), Э.Г. Эйдемиллера и И.В. Добрякова «Клинико-психологические методы семейной диагностики и семейная психотерапия» (СПб.: Комитет по здравоохранению администрации Санкт-Петербурга, 2001).
Авторы выражают благодарность сотрудникам кафедры - ассистенту Н.В. Александровой и старшему лаборанту Е.Б. Сомовой за помощь в подготовке материалов к учебному пособию.
Работа с семьями требует от специалиста большого объема теоретических знаний, разнообразных практических навыков, терпения и постоянного самосовершенствования. Само собой подразумевается, что специалист в области семейной психологии и психотерапии должен уметь работать с людьми разного пола и разного возраста: детьми, подростками и взрослыми. Он должен владеть навыками индивидуальной (помощь одному члену семьи) и групповой работы (помощь супружеской паре, детям и родителям, семье в целом). Надеемся, что книга «Семейный диагноз и семейная психотерапия» даст возможность специалистам расширить их знания в области семейной психологии и психотерапии и выбрать те методы работы, которые помогут им более эффективно справляться со стоящими перед ними задачами.

«Семейный диагноз и семейная психотерапия»


Семья как единица психологического анализа

  1. Общие сведения о семье, ее функциях, структуре и динамике
    1. Семья и ее современные модели
    2. Функции семьи. Нормально функционирующие и дисфункциональные семьи
    3. Структура семьи и ее нарушения
    4. Динамика (жизненный цикл) семьи
  2. Семья как система
    1. Понятие семьи как системы
    2. Параметры семьи как системы
      1. Структура семейных ролей
      2. Семейные подсистемы и границы
      3. Семейные правила
      4. Стандарты взаимодействия
      5. Семейные мифы
      6. Семейная история
      7. Семейные стабилизаторы
    3. Концепция патологизирующего семейного наследования. Вертикальные и горизонтальные стрессоры в жизнедеятельности семьи
  3. Нарушения жизнедеятельности семьи
    1. Семья в трудной жизненной ситуации
    2. Понятие семейного стресса и копинга
    3. Латентное семейное нарушение и его причины. Семейный диагноз
Методы семейной диагностики
  1. Рисунок семьи
  2. Семейная социограмма
  3. Семейная генограмма
  4. Шкала семейного окружения (ШСО)
  5. Шкала семейной адаптации и сплоченности (FACES-3)
  6. Опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ)
    1. Нарушение процесса воспитания в семье
    2. Диагностика типов негармоничного (патологизирующего) воспитания
    3. Психологические причины нарушений в семейном воспитании
  7. Другие методы психологической диагностики семьи
    1. Гиссенский личностный опросник (ГТ)
    2. Методика диагностики межличностных отношений
    3. Измерение родительских установок и реакций (опросник PART)
    4. Цветовой тест отношений (ЦТО)
    5. Методика «Подростки о родителях» (ПоР)
Перинатальные аспекты психологии и психотерапии семьи
  1. Зачатие
  2. Беременность
    1. Тест отношений беременной
  3. Родовая травма
  4. Постнатальный период
  5. Стадии жизненного цикла семьи и семейное воспитание
  6. Перинатальная семейная психотерапия
    1. Психотерапия семьи, ожидающей ребенка
    2. Психотерапия семьи, имеющей новорожденного ребенка
    3. Психотерапия детей и подростков с нервно-психическими расстройствами, связанными с неблагоприятным течением перинатального периода
Системная семейная психотерапия
  1. Определение системной семейной психотерапии
  2. Показания и противопоказания к системной семейной психотерапии
  3. Основные техники системной семейной психотерапии
  4. Модель интегративной системной семейной психотерапии
  5. Пример использования системной семейной психотерапии
Аналитико-системная семейная психотерапия
  1. Интегративная модель аналитико-системной семейной психотерапии
  2. Теоретическое обоснование использования психоанализа в семейной системной психотерапии
    1. Сопоставление аналитических и неаналитических теорий развития личности
      1. Психоаналитические теории развития личности
      2. Неаналитические теории развития личности
    2. Сопоставление фаз групповой динамики психотерапевтических групп и фаз жизненного цикла семьи
  3. Метод и техники аналитико-системной семейной психотерапии
    1. Пример аналитико-системной семейной психотерапии больной с фобиями
Игровая семейная психотерапия
  1. Интегративные тенденции игровой и семейной психотерапии
  2. Интеграция игровой и семейной психотерапии
  3. Определение и особенности игровой семейной психотерапии
  4. Показания и противопоказания к игровой семейной психотерапии
  5. Некоторые формы и модели игровой семейной психотерапии
Семейное психологическое консультирование
  1. Общие сведения о психологическом консультировании
  2. Цель, направления и технология семейного консультирования
  3. Организация консультативной беседы и техники ее проведения
  4. Стадии психологического консультирования
  5. Случай психологического консультирования
Арт-методы в семейном консультировании и психотерапии
  1. Задачи арттерапии в семейном консультировании и психотерапии
  2. Рисунки в индивидуальном и семейном консультировании и психотерапии взрослых клиентов
  3. Серийные рисунки и рассказы в детско-родительском консультировании
Психодрама в семейной психотерапии
  1. Общие сведение об аналитической психодраме
  2. Аналитическая психодрама в работе с семьями
Проективная сказка в диагностике и психотерапии семейных проблем
  1. Рассказывание историй как проективная техника
  2. Сказка «Гуси-лебеди»
  3. Индивидуальная форма работы с пересказом
  4. Групповая форма работы с пересказом
Семейная расстановка Берта Хеллингера в системной психотерапии
  1. Феноменологические аспекты системной психотерапии Б. Хеллингера
  2. Практические аспекты системной психотерапии Б. Хеллингера
Толерантность и идентичность современного психотерапевта
Шкала семейной адаптации и сплоченности FACES-3

Литература
Психология и психотерапия семьи Эйдемиллер Эдмонд

Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис Психология и психотерапия семьи

Из книги Структура Магии (в 2-х томах) автора Бендлер Ричард

Из книги Общество: государственность и семья автора СССР Внутренний Предиктор

Часть 4. ПСИХОТЕРАПИЯ СЕМЬИ НЕЖНЫЙ ЦВЕТОК Если работая с семьей в целом, мы всего лишь создали для них возможность по-настоящему взглянуть друг на друга, действительно прикоснуться друг к другу, прислушаться друг к другу, этого уже достаточно, чтобы маятник пошел в другую

автора Шейнов Виктор Павлович

Из книги Женщина плюс мужчина [Познать и покорить] автора Шейнов Виктор Павлович

Глава 1. Психология женщины и психология мужчины

Из книги Социальная психология и история автора Поршнев Борис Фёдорович

Глава "Психология женщины и психология мужчины"

Из книги Психология масс и фашизм автора Райх Вильгельм

Из книги Трансперсональный проект: психология, антропология, духовные традиции Том I. Мировой трансперсональный проект автора Козлов Владимир Васильевич

Глава II - Авторитарная идеология семьи, психология масс и фашизм Фюрер и психология масс Если когда-нибудь в будущем динамика социальных процессов позволит реакционному историку поразмыслить о прошлом Германии, он, несомненно, увидит в успехе Гитлера в период с 1928 по 1933

Из книги Психология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

12. Экзистенциальная психология и психотерапия Ницшеанское «Бог умер» было чем-то большим, нежели наш собственный нигилистический (или гуманистический) прагматизм. Хотя Ницше понимал Бога как бессознательную проекцию человеческой природы, для него это также было нашим

Из книги Тяжелые личностные расстройства [Стратегии психотерапии] автора Кернберг Отто Ф.

Из книги Вы и ваша семья: Руководство по личностному росту автора Сатир Вирджиния

Из книги Юридическая психология [С основами общей и социальной психологии] автора Еникеев Марат Исхакович

ЭКСПРЕССИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ И СТРУКТУРА СЕМЬИ Достаточно очевидно – об этом говорят и клинический опыт, и данные исследований, – что подростки с пограничными расстройствами происходят из сильно патологических семей (Shapiro et al., 1975; Goldstein and Jones, 1977). Часто возникает вопрос,

Из книги Шпаргалка по социальной психологии автора Челдышова Надежда Борисовна

12. Смешанные семьи и семьи с одним родителем Примерно от 25 % до 35 % детей живут с приемными родителями. В основном это семьи, где настоящий родитель умер, или разведенные семьи, или родители ребенка так и не поженились. Когда ребенок попадает в такую ситуацию, он становится

Из книги Как избавиться от комплекса неполноценности автора Дайер Уэйн

Глава 8 Психология социального взаимодействия личности (социальная психология) § 1. Основные категории социальной психологии Человек - существо социальное. Разделение общей и социальной психологии условно. Социальная психология изучает психологию человека в условиях

Из книги Психосоматика автора Менегетти Антонио

56. Психология и функции семьи Семья – это одновременно и:1) малая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью;2) социальный институт – исторически конкретная система взаимоотношений между

Из книги автора

Семьи с ориентацией на зависимость своих детей и семьи со ставкой на независимость В семьях, исповедующих независимость, стремление к самостоятельности воспринимается как естественный процесс, а не как вызов чьему-либо авторитету, и никогда не подчеркивается

Из книги автора

10.3. Психология семьи Анализируя диаду как источник появления невроза, считаю необходимым рассмотреть логику семьи, чтобы понять механизм запуска невротического расстройства.Каждый из нас в своей жизни обожествлял кого-то из близких (отца, мать, дедушку и т. д.). Чтобы