Главная · Боли в желудке · Что такое духовность человека. Духовность в понимании человека. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Что такое духовность человека. Духовность в понимании человека. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Духовность заключается в том, что Святой Дух действует в нас, это проявления его таинственного действия

И действительно, куда проще жить бездуховным людям, и я вовсе не иронизирую, а констатирую факт. Никаких тебе угрызений совести, мук душевных. Знай, ублажай себя любимого, манипулируй окружающими для достижений своей цели. Стремись к роскоши, пошлости и богатству. К деньгам и власти. Что тебе люди? Что тебе до них? Разве тебя должны волновать их беды, проблемы и заботы? Кто они тебе такие, в конце концов? Похоже, адекватный читатель, начинает понимать, что так жить это

Это ж ведь очень и очень! Да! Да! Но нет!

Но тогда ответьте, пожалуйста, на вопрос: если все это прекрасно понимают, то почему именно так и живут? Обратимся опять же к статистике, факты, понимаете ли, - упрямая вещь. Взгляните, пожалуйста, на изображения поисковой системы Google по запросу «духовность человека »

Неправда ли весьма красивые. Разноцветные картинки. Но что на них изображено? Если выкинуть все изображение аур, и энергетических коконов, то по факту мы получим, «позы лотоса» и людей вздымающих руки к небесам, якобы это должно означать, что человек открыт богу, достиг свободы и умиротворения, то есть стал духовным. Но так ли это? Посидев с полжизни в медитации, ничего при этом, не делая, мы получаем духовность? Это, на каких лохов рассчитано?

А теперь взгляните на выдачу поисковика по запросу «помощь старикам »

Что вам говорит ваше сердце? Не правда ли, почти все картинки реально отображают любовь, внимание и заботу. Так скажите на милость когда это человечество разделило некую «духовность» в ничего не делании с помощью страждущим? Вот и выходит, что сегодня любой новый человек, а это ребёнок, пытающийся повысить свою духовность, зайдя в Интернет, ибо в школах и дома почему-то этому не учат, наткнётся вот на такое. И всю свою оставшуюся жизнь, будет думать, что медитации, молитвы, релаксации сделают его духовным без особых усилий, а помощь это уже второстепенное занятие. И если будет время, то он может быть, кому ни будь да поможет.

Надеюсь, мой дорогой читатель, ты уловил смысл (мысль), которую я хотел донести. Можно всю свою жизнь, не знать что такое аура, как сидеть в позе лотоса, даже не знать молитв и ху из медитация, но от чистого сердца, помогать ближнему своему, даже если ты будешь не грамотным, ты всё равно будешь духовнее любого из них. Любого, кто имеет высшее образование, каждый день посещает семинары, коучинги, церкви, синагоги и мечети. Кто йогой может завязать руки и ноги в узел, ходит и раздаёт милостыни, так чтобы его заценили, ибо они служат себе, своей самости. Несмотря на то, что множество людей хватаются за духовное знание просто из желания покрасоваться своей несравненной духовностью, но почему то из этого всё равно ничего не выходит, во всяком случае, для тех из них, кто собирается идти по этому пути. Ибо очень часто человек забывает о том, что невозможно в принципе добиться какого-либо прогресса на духовном пути, не служа своим близким.

Невозможно посвятить себя духовной жизни, прежде чем не будут преодолены все наваждения и иллюзии, а если личность предоставлена только самой себе и всё время пребывает в самости, она никогда не сможет избавиться от них, а скорее наоборот, приобретёт ещё большую власть.

Вот почему сегодня так модны такие понятия как: «личностный рост», «тренинги личностного роста», и даже «духовное развитие личности». Личность , так ловко всё подменила, что одураченные люди, решившие духовно развиваться, вместо этого ещё больше раздувают свою личность.

В общем, не буду тут пересказывать содержание уже имеющихся на Земле книг и знаний. Думаю, кто действительно захочет развивать свою духовною сторону, тот наверняка уже знает, зачем ему это надо. Могу порекомендовать великолепный труд, который поможет вам узнать, что такое личность, почему и как она мешает развитию духовности.

Духовность – понятие очень сложное и многогранное, для многих людей вообще не понятное. Для большей части людей, духовность ассоциируется только с религией, а те, кто духовностью интересуются более глубоко, совершенно по разному её понимают. Более того, мир традиционной науки в основном материалистичен и вопросы духовности в принципе не изучает, поэтому каких-то чётких, полных и строгих определений, что такое Духовность, практически найти очень сложно.

Заблуждений в этом вопросе очень много, и основные из них мы рассмотрим в данной статье. А чтобы более менее адекватно и полно определить и описать Духовность, мы приведём соответствующие примеры, и сравнительные характеристики. Но для начала сразу определимся, чем духовность не является!

Чем Духовность не является? Основные Иллюзии

Духовность – не является Религией или Церковью, хотя Религия и говорит о Духовности, и в идеале должна способствовать духовному развитию людей и общества.

Духовность – не является каким-то отдельно взятым качеством человека или его души, это совокупность убеждений, качеств, чувств и т.д. Полное определение Духовности смотрите ниже.

Духовность – не является Знаниями в чистом виде, то есть это не информация и не эрудиция. Человек может знать о Религии, путях развития, о той же духовности буквально всё, быть ходячей энциклопедией, и являться при этом абсолютно бездуховным и безнравственным человеком, беспринципным сухарём и скрягой.

Духовность – это не вера и не фанатизм, хотя настоящая Вера, это большая часть духовности, но одной только Веры мало.

Духовность – это не образ жизни, состоящий из сплошных ограничений, обетов и отказов от материального, от желаний, денег, удовольствий и т.д. Хотя развитие духовности, предполагает подчинение инстинктов, управление своими желаниями, и т.д.

А теперь перейдём к определениям Духовности.

Так, что же такое Духовность? Определения и пояснения

Одно из определений Духовности, которое дал акад. Миание М.Ю.:

Духовность – это реализованные в человеке знания о Боге, Добре и Зле, о нашем обществе, своей судьбе и обо всем, что касается взаимодействия человека с высшими силами, самим собой и окружающим миром. Эти знания определяют большую часть основных проявлений человека (мышление, психо-эмоциональную сферу, поведение, образ жизни), его индивидуальные особенности, отношение к нему других людей, способность или неспособность к каким-либо значимым достижениям и многое другое.

Понимание Духовности:

Духовность – это, по сути, светлая божественная сила Души человека, все её раскрытые духовные (не материальные) ценности и достоинства, чувства, таланты и прекрасные качества. А когда духовность действительно реализована в и человеке и в его жизни – она проявлена, как самые прекрасные и благородные его качества, манеры поведения, слова, достойные жесты, эмоции и значимые Дела для блага всего общества. Образ жизни такого человека, начиная с того, как он себя держит и заканчивая тем, как он организует свой быт, вызывает только уважение.

Рассмотрим Духовность – её основные внутренние составляющие и внешние проявления.

Основные составляющие Духовности:

А человек, даже если он занимается, якобы духовным развитием, но все его мысли при этом заняты только собой, а другие люди его не интересуют – обычный эгоист и не более. Даже если он супер талантлив и обаятелен, такого человека нельзя назвать духовным. Одно из основных проявлений Духовности – это Любовь к другим людям, которая проявляется в бескорыстных делах, а не в болтовне, корыстолюбии и самолюбовании.

2. Методы достижения целей – всегда чистые и достойные, без хитрости и лжи, без насилия и слабости. Основное, для духовного человека – всегда поступать по Чести не теряя собственного Достоинства и своих позиций (никогда не проигрывать!).

3. Поведение и все остальные проявления – в основе которые лежит уважение и безупречность, соблюдение норм этикета. Это проявляется и в отношении к другим, к себе, и в организации собственной жизни (своего быта, др.). Духовный человек никогда не позволит себе быть неопрятным, грязным, и жить в грязи и бардаке.

А если человек занимается, например медитацией или регулярно ходит в Церковь и считает себя супер духовным, а при этом, живёт как в казарме, ругается матом, балуется алкоголем и заражён другими вредными привычками – это не духовный человек, а порочный человек с извращённым понимание духовности , уважения он не заслуживает (по крайней мере не во всём).

Конечно, духовный человек, как было уже сказано выше – это не святой, у которого вообще нет недостатков. У него могут быть слабости, какие-то негативные качества и проявления, но на то он и духовный, чтобы эти недостатки контролировать (держать своей железной рукой – волей), никогда их не оправдывать (зло, порок оправданий не имеют) и шаг за шагом искоренять (работать над собой регулярно).

Вопросы духовного развития интересовали наиболее видных ученых и философов на протяжении всей истории человечества. На сегодняшний день мы имеем огромное количество трудов и точек зрения, которые пытаются объяснить протекающие в Духовном Мире процессы, и показать человеку дорогу в Духовный Мир.

Но как обычному непосвященному разобраться во всех этих теориях, если они порой противоречат друг другу?

За всю свою предыдущую историю человечество наработало так называемое мифологическое сознание...

Д-р Ананда Редди хорошо известен в Ауровиле главным образом своими классами по изучению «Жизни Божественной», которые он проводит в Savitri Bhavan. Он вырос в Ашраме Шри Ауробиндо, «у ног Матери», и затем, с ее одобрения, стал связным между Ашрамом и Ауровилем.

Вскоре после этого, в 1970 году, он присоединился к Ауровилю, чтобы преподавать в школе комьюнити Aspiration («Устремление»).

В 1976 году он уезжает из Ауровиля, получает степень доктора философии по философии Шри Ауробиндо в...

Темные, все без исключения, становятся совершенно бессильны перед таким человеком, ибо вся его сила направляется не на их жизнеобеспечение, а на свое духовное развитие. Иисус Христос учит тому же: "Наипаче ищите Царствия Божия, и все остальное приложится вам" (Лук.12.31).

В будущем все люди на земле займут такую духовную позицию, и тогда власть темных сил отступит надолго; но в наше время нельзя забывать и о другой стороне. Ведические писания в шести случаях допускают убийство человека...

Распространённые духовные болезни, передающиеся духовным путём:

1. Духовный фаст-фуд

Когда духовность смешивается с культурой, которая ценит скорость, многозадачность и получение немедленного удовлетворения, мы получаем духовный фаст-фуд.

Он является результатом широко распространённой и вполне понятной фантазии о том, что освободиться от страданий можно легко и быстро. Однако нам должно быть совершенно ясно: духовной трансформации нельзя добиться наскоком.

2. Искусственная...

Духовность - свойство природы самого человека, это то уникальное, исключительное, важнейшее, что отличает человека от других самых высокоразвитых живых существ, это то, что даже трудно определить словами. Дух - невидим, непространствен, он нигде не находится. Но дух нам не внеположен, он не что-то чуждое нам, а это сама наша человеческая природа, и для того, чтобы дать определение этому свойству, духовности и духовностности - человек несет в себе дух, - пришлось бы встать на некую иную точку...

Духовность – это не неуязвимость. Не попадайтесь на эту ловушку.

Когда раскрывается тишина, раскрывается и что-то новое – ваша незатронутость. Пространство наблюдения. Это здорово, это красиво, но это пока ещё не полное, здесь есть куда проваливаться и углубляться.

Да, можно остановиться на этой станции, но как поезд поедет, я бы предложил вам без оглядки заскакивать и мчаться дальше, вместе веселее=) Ведь вы не знаете что вас ждёт и как оно раскроется. Или кто-то уверен что знает? Ведь...

Вы никогда не задумывались для чего мы все приходим в этот мир? Любим, ненавидим, злимся, страдаем, и в конце концов наше тело умирает. Зачем это нужно человеку, в чем главный смысл его жизни на Земле? А весь смысл человеческой жизни заключен в единственном слове - эволюция, которая достигается Духовным развитием.

Что такое Духовность? Это прежде всего знания полученные в процессе существования вашей Божественной сущности. Но чтобы получить эти знания их надо прожить, испытать на себе. Что...

Человек - носитель Божественного Высшего Разума, Информации обо всём существующем и Энергии высочайшей вибрации. Но чтобы пребывать в материальном Мире, она, управляемая информацией-программой, уплотняется и образует систему тел, где каждое находится на своей частоте. Наша физическая форма – результат этого процесса.

Вот и представим себя, своё Я-Настоящее, как точку Света Духа, окруженную сферами. Это искра Света Высшего Разума, Сознания Творца, и она своим излучением наполняет всё наше...

Духовность человека нельзя определить с помощью измерительных приборов или рассчитать на компьютере, это эфемерная, непостоянная величина, зависящая от конкретных поступков.

Взгляд философов и психологов на проблему

С точки зрения философии, духовное развитие человека – это длительный процесс, подразумевающий осознание индивидом своего предназначения, ответственности перед грядущими поколениями, а также стремление к познанию природы мироздания, нравственному росту.

Многие связывают это понятие с верой, однако между религией и духовностью есть большая разница. Любой человек, придерживающийся принципов морали и имеющий непоколебимые духовно-нравственные ценности, стремящийся к самопознанию, самосовершенствованию, но не имеющий веры, может быть духовно развит, при этом он:

  • Не должен слепо следовать требованиям религии, так как свободен в высшем понимании этого слова.
  • Не боится прогневить высшее божество, потому что духовность дает ему силу верить в себя.
  • Не ограничен в поисках истины догмами верования, а волен сам искать и находить смысл жизни.
  • Не обременен запретами познавать разные религии.
  • Не испытывает страха перед плохой кармой или адом, волен творить добро не из-под палки, а исходя из внутренней потребности.
  • Идет своим путем, а не следует по проторенной дорожке.

С точки зрения психологии, понятие «духовность» тесно связано с нравственно-этическими ценностями, что означает свободу индивида от внутренней поглощенности, чуждых влияний и следование высшим ценностям.

Психолог Н.В. Марьясова дает определение, что такое духовность – это стремление индивида посредством самореализации, самопознания постичь высшие инструменты совершенствования своей личности. Несмотря на всю сложность этого определения, смысл довольно прост: когда человек задумывается над подлинным смыслом таких слов, как добро, любовь, истина, красота, начинается его духовное развитие.

Само значение слова «духовность» предполагает стремление индивида к самореализации путем познания базовых ценностей, к самоутверждению за счет отказа от чуждого влияния, способного разрушить благородные устремления.

Духовность и нравственность тесно взаимосвязаны, но не тождественны. Так в чем заключается смысл этих понятий, много ли на самом деле различий между термином духовное и нравственное развитие?

Как утверждают психологи, отличия существенны, ибо духовность внутри нас отражает наш индивидуальный взгляд на мир, а желание творить добро исходит изнутри и является естественной потребностью человека. Нравственный человек не обязательно обладает духовностью, он вынужден взаимодействовать с другими людьми, руководствуясь требованиями общества, вести себя по определенным правилам, хотя это может противоречить его внутренним устремлениям.

Взаимосвязь между кризисами и развитием личности

Философы и психологи сходятся во мнении, что духовное развитие личности невозможно без потрясений и кризисов, которые необходимы для формирования гармоничного мировоззрения. Жизненная философия и духовные ценности человека проверяются на прочность, правильность не только внешним миром, но и им самим.

Индивид испытывает неосознанное стремление в явной или неявной форме прочувствовать целостность себя как личности, как создания, наделенного разумом и сознанием. Многие специалисты по медитативным практикам считают, что такое духовное развитие через поиск себя является наиболее гармоничным и естественным для человека.

С первым кризисом человек сталкивается в юности – примерно в 15-20 лет, когда приходит осознание, что детство закончилось, наступила взрослая жизнь. Индивид вынужден формировать свое собственное мировоззрение и искать ценности, которые будут определять его дальнейший жизненный путь. Человек развивается, проделывая огромную внутреннюю работу, он впервые пытается определить, в чем смысл бытия. К концу кризиса завершается психомоторная перестройка, связанная с половым созреванием организма, и человек вступает во взрослую жизнь.

Понятие кризиса середины жизни впервые было использовано и связывалось с концом репродуктивного периода человека. В этом возрасте самопознание и духовное развитие обретают особый смысл, так как начинаются глубокие изменения психики, сопровождающиеся болезненной реакцией индивида на любые отклонения от прежнего комфортного состояния.

Вопреки общепринятому мнению, наиболее тяжело этот период переносят не женщины, а мужчины, остро ощущающие снижение сексуального потенциала и завершение творческого пути. Осознание незавершенности дел приводит сильный пол в унылое состояние духа, что может окончиться весьма плачевно.

Последний кризис связан с осознанием неизбежности смерти, когда человек начинает ощущать физическую немощь, одиночество, теряет смысл жизни. Для этого периода характерна полная переоценка приоритетов, мировоззрения, поиск новых опор и целей.

Духовное развитие человека выходит на новый уровень, когда он открывает для себя религию и служение высшим ценностям, обществу. Современный мир меняется очень динамично, поэтому сейчас пожилые люди уже не так сосредоточены на мыслях о смерти – многие путешествуют, занимаются любимым делом или работают, растят внуков или осваивают новые профессии.

Как стать сильнее духом

Развитие духовности невозможно на пустом месте, его воспитывают, работая над собой долгие годы, шаг за шагом. На определенном отрезке жизненного пути человек становится средоточием ошибок, заблуждений, догм, навязанных взглядов. Чтобы вырваться из этого замкнутого круга, он задумывается, что значит для него окружающий мир.

Обычно катализатором, стимулирующим духовный рост, являются серьезные личностные проблемы, вызванные состоянием здоровья, отношениями с окружающими, особенностями мировосприятия. Человек задумывается, с чего начать поиск нового пути, целей и ценностей, и приходит к мысли о необходимости вести осознанное бытие.

Осознанность – один из важных шагов к духовности, он состоит в отказе от суетности, сиюминутности. Человек как психологически зрелый индивид оценивает свои поступки через призму критичности по принципу «здесь и сейчас». Нередко осознанность сопровождается моральными страданиями, так как приходится пересматривать базовые ценности, а человек часто к этому не готов. Очищенное сознание готово воспринять гармонию, любовь, покой, и индивид начинает развивать в себе такое качество, как душевность.

Знаменитый специалист по психологии говорил, что воспитание духовности должно идти постепенно по пяти ключевым направлениям: истина, мир, любовь, вера, дух. Работу по поиску истины мы начинаем неосознанно, с раннего детства, ибо это необходимо для развития интеллекта, а также является естественной потребностью. Узнавая новое, мы сопоставляем эту информацию с уже существующими знаниями и делаем выводы о том, является ли это истиной.

Эмоциональное состояние отражает не только характер нашей взаимосвязи с природой или другими людьми, но и внутреннюю гармонию бытия. Человеку предстоит избавиться от внутренних зажимов, поглощающих энергию и тормозящих истинное развитие. Специалисты по духовному развитию утверждают, что эта стадия тесно связана со следующей – любовью, выражающейся в стремлении совершать добрые дела, не рассчитывая на материальное вознаграждение.

Как развить в себе две последние компоненты? Известный психолог советует запастись терпением, а также обратиться к чтению духовной литературы. Многие истины лежат на поверхности, часто они связаны с христианской моралью.

Попробуйте бороться с собственным эгоизмом и равнодушием, не проходите мимо нуждающихся и отчаявшихся. Идти по пути развития духовности может не каждый, но это единственный способ достичь внутреннего покоя и гармонии. Автор: Наталья Иванова

Духовность - высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотивационно-смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности. Проблема духовности в психологии была поставлена впервые в описательной или "понимающей" психологии конца XIX - начала XX в. (В. Дильтей, Э. Шпрангер). Представление о духовности тесно связано у Шпрангера с понятием индивидуальных ценностей. Для духовного внутреннего мира индивидуума характерна цельность, невыводимая из его отдельных элементов и основанная на смысловых связях между ними, а также телеологичность (целенаправленность, интенциональность).

В послевоенной психологии проблема духовности рассматривалась в ряде подходов гуманистической психологии, преимущественно ее трансперсональной и экзистенциальной ветвей. Общим для многих подходов исследования духовности является: признание ее связи с надындивидуальными смыслами и ценностями, божественными или космическими силами. Духовность является не структурой, а, наряду со свободой и ответственностью, способом существования человека, достигшего личностной зрелости.

На уровне духовности на смену иерархии узколичных потребностей, жизненных отношений и личностных ценностей, определяющих жизнь большинства людей, приходит ориентация на широкий спектр общечеловеческих и трансцендентных духовных ценностей. Человек перестает быть изолированным индивидом, решающим эгоцентрические задачи эффективной адаптации к среде, и подключается к созидательной энергии надындивидуальных общностей или высших сил, выходя за свои собственные пределы и открываясь взаимодействию с миром на новом уровне. Духовные ценности содержательно мотивируют "свободу для", а их неиерархические взаимоотношения создают непредопределенность свободного выбора между ними. Таким образом, духовность выступает предпосылкой личностной свободы и ответственности.

Духовность в контексте развития личности исследовалась в работах К.А.Абульханова-Славской, Б.Г.Ананьева, А.В.Брушлинского, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, А.В.Петровского, С.Л. Рубинштейна.

Проблема духовности стала основной в исследованиях В.И.Слободчикова, В.П.Зинченко, Б.С.Братуся, В.В.Зеньковского, В.Д.Шадрикова, В.Н.Понферова, И.И.Купцова и др.

В современной науке круг вопросов, относящихся к духовно-нравственному развитию личности, становится особой областью научного психологического исследования. При этом многими исследователями (Б.С.Братусь, А.А.Деркач, В.В.Знаков, Н.А.Коваль, Л.А.Коган, Л.В.Опалев, И.Н.Семёнов и др.) отмечается, что любые изменения в социуме оказываются безуспешными, если они не находят опору в жизни личности, не подкрепляются адекватными изменениями в её нравственных ценностях.

Человек свободен благодаря тому, что его поведение определяется прежде всего ценностями и смыслами, не испытывающими детерминирующих воздействий со стороны рассмотренных выше факторов. Человек - это больше, чем психика: человек - это дух.

В.И.Слободчиков и Е. И. Исаев определяют духовность как специфически человеческое свойство психики, “связанное с открытием самоценного, очевидного и необходимого смысла собственного существования”, а духовное бытие определяется как “высший способ личного существования, связанный с освобождением от обыденной жизни, от соблазна влечений, пристрастий и прельщений собственной самости”. В подобном ключе определяет дух и духовность, Б.С.Братусь – как универсальность, высшую нравственную способность человека отождествлять себя со всем человечеством, с Универсумом.

Для этих точек зрения дух представляет собой высший уровень индивидуальной психической жизни , на котором она обладает особыми, только духовному уровню соответствующими свойствами нравственного порядка.

В работах некоторых отечественных психологов и философов (М.Н.Лодыженский, В.В.Зеньковский, Д.С.Мелехов) встречается принципиально иной взгляд на дух как на новый уровень бытия целостного человеческого существа, качественно отличный от психики. То есть дух - не просто высшая форма психического, а сверхпсихическая категория, имеющая особый статус. В этом случае может идти речь только о взаимосвязи духовной и психической жизни .

Из концепции духовности С.М.Шалютина и И.Н.Степановой:

Духовность - способность властвовать над своими потребностями. Она выражается в приоритете или высоком ранге духовных ценностей в системе ценностей индивида.

Духовные ценности – ценности, которые определяются исключительно духовными потребностями, при этом исключается оценка и взвешивание с материальной точки зрения. Выделяют три духовных ценности: истина, добро и красота.

Бездуховность – сознательный выбор прагматических ценностей, ценностей пользы, обладания (Э. Фромм «иметь или быть?»)

Квазидуховность – фанатизм, гиперболизация, абсолютизация какой-то ценности.

В современном понимании духовность можно рассматривать в связи с культурой, моральными нормами, отношениями между людьми, определяющимися категориями добра и зла. Еще Аристотель отмечал, что любое интеллектуальное начало человека предполагает его нравственную позицию или этические волевые качества, что в целом составляет добродетель.

Духовные способности – это единство природных способностей индивида, субъекта деятельности, личности с нравственными и моральными качествами человека.

Следуя моральным критериям, выработанным человеческим обществом, и достигая своего личностного смысла в жизни, человек делается духовным.

Духовные способности направлены на соотнесение себя с миром и другими людьми.

Соотношение векторов духовности по Д.В.Колесову:

    Высокое более духовно, чем низкое.

    Подвижное более духовно, чем неподвижное.

    Теплое более духовно, чем холодное.

    Целое более духовно, чем часть.

    Открытое более духовно, чем замкнутое.

    Широкое более духовно, чем узкое.

    Глубокое более духовно, чем мелкое.

    Изменяющееся более духовно, чем стабильное.

    Прогесс духовнее регресса.

    Большое духовнее малого.

    Инициатива духовнее инертности.

    Опытность духовнее неопытности.

    Просторное духовнее тесного.

    «Там и потом» духовнее «здесь и теперь».

    Чрезвычайное духовнее обыденного.

    Светлое духовнее темного.

Д.А.Леонтьев о духовности. Духовность, как и свобода и ответственность, - это не особая структура, а определенный способ существования человека. Суть его состоит в том, что на смену иерархии узколичных потребностей, жизненных отношений и личностных ценностей, определяющей принятие реше­ний у большинства людей, приходит ориентация на широкий спектр общечеловеческих и культурных цен­ностей, которые не находятся между собой в иерархи­ческих отношениях, а допускают альтернативность. Поэ­тому принятие решений зрелой личностью - это всегда свободный личностный выбор среди нескольких альтер­натив, который, вне зависимости от его исхода, обога­щает личность, позволяет строить альтернативные моде­ли будущего и тем самым выбирать и создавать будущее, а не просто прогнозировать его. Без духовности поэтому невозможна свобода, ибо нет выбора. Бездуховность рав­нозначна однозначности, предопределенности. Духов­ность есть то, что сплавляет воедино все механизмы выс­шего уровня. Без нее не может быть автономной личнос­ти. Только на ее основе может обрести плоть основная формула развития личности: сначала человек действует, чтобы поддержать свое существование, а потом поддер­живает свое существование ради того, чтобы действо­вать, делать дело своей жизни.

Для психологической науки проблема соотношения духовных реальностей человеческой жизни, которые мы в себе ощущаем, с привычными научными психологическими категориями является актуальной. По справедливому замечанию В.П.Зинченко и Е.Б.Моргунова, «…есть смысл подумать, как можно вписать духовность в психологию, прежде всего в психологию сознания, то есть вернуть психологии душу…»

Ставя проблему раскрытия духовной реальности, индивидуального духа человека в категориях научной психологии, в ней можно выделить три составляющие.

Во-первых, самая главная методологическая проблема - можем ли мы вообще рассматривать сущность духовной жизни в психологических категориях; достаточны ли они для этого?

Во-вторых, в чем могут состоять проявления духовной жизни, которые мы можем наблюдать в себе?

И, в-третьих, хотя бы интуитивно угадать, обрисовать, в чем состоит сущность категории "индивидуального духа” .