Главная · Боли в желудке · Что такое дислексия. Дислексия. Проявления у детей

Что такое дислексия. Дислексия. Проявления у детей

Дислексия - это психическое расстройство, которое характеризуется, среди прочего, постоянным совершением ошибок. Ребенок делает это неосознанно, этот процесс никак не контролируется им, все происходит само по себе. Но это не единственный признак этого заболевания. Ребенок с дислексией требует большого количества часов ежедневных упражнений и специальной терапии, а также постоянных занятий с родителями. Каковы же симптомы дислексии и как ее распознать? Какие симптомы могут предвещать будущую дислексию у ребенка или дошкольника? Что такое дислексия у детей? Ответы на эти вопросы прямо сейчас.

Первоначальная диагностика дислексии

Дислексию у ребенка следует диагностировать как можно раньше. Это поможет правильно скорректировать лечение и подобрать самый правильный подход к воспитанию такого ребенка. Распознать дислексию очень нелегко. Ребенку с этим расстройством с трудом даются, казалось бы, обычные вещи, которые его сверстники уже давно освоили. Например, болеющий ребенок не может свободно читать, в одном предложении он постоянно делает по несколько орфографических ошибок. Он смешивает похожие слова, изобретая при этом новые понятия, пишет, “как курица лапой”. В школе ему обычно говорят, что он лентяй, ставят плохие оценки, постоянно критикуют.

Что делать, если есть подозрение на дислексию?

Самое главное – ни в коем случае нельзя паниковать. Если у вашего ребенка обнаружили дислексию, это не значит, что он хуже других. Детям с этим психическим расстройством, безусловно, нужна профессиональная помощь. Если дислексик не получает ее в школе и у него нет поддержки в лице родителей, трудности такого мальчика или девочки будут лишь усугубляться. Такой школьник перестанет учиться, будет обескуражен, мол, зачем беспокоиться, если больше “двойки” учитель все равно никогда не поставит. В конце концов, ребенок поверит, что он никуда не годится, что он бесполезный и неспособный и никогда не достигнет успеха.


Так рождаются комплексы, которые становятся причиной депрессии, неврозов и других психологических проблем, которые практически не оставляют шансов на правильное развитие такого ребенка.

Что такое дислексия?

Дети с дислексией путают формы и звуки, не различают похожие буквы и звуки, не распознают их по голосу, не видят различий на письме, поэтому не могут исправить свои или чужие ошибки. Не потому, что не умеют или не могут освоить простые правила орфография. А потому, что просто не видят этих ошибок. Детки-дислексики пишут одно и то же слово по-разному. Учителям в школе кажется, что ученику достаточно дать несложное задание (например, 10 раз написать одно слово), с которым справятся все. Между тем, человек с дислексией из 10 попыток может совершить три ошибки, пять, шесть, а может не совершить ни одной, зато на 11 раз ошибиться. Причины дислексии, как правило, кроются в генетике. Главное понимать: ребенок не виноват, он не делает это специально, причина его неуспеваемости кроется в его заболевании. Увы, многие учителя и родители не хотят этого понимать и продолжают унижать ребенка, ставить ему плохие оценки и убивать его внутреннюю веру в себя и свои способности.

Дислексия: симптомы расстройства

Для родителей наиболее очевидными являются следующие симптомы: ошибки в тетрадях, путаница на письме, ужасный почерк, который заходит за красные линии и т. п. Но существует множество более ранних сигналов, которые указывают на риск дислексии. Они могут появляться уже в младенческом возрасте.


Дислексию можно распознать даже не будучи специалистом. Наиболее распространенные и часто встречающиеся симптомы дислексии у ребенка включают:

  • проблемы с пространственной ориентацией (дети могут путать, где правая сторона, а где левая);
  • неустойчивое доминирование одной стороны тела (ребенок может проявлять свойства амбидекстра или быть, к примеру, правшой, но смотреть в отверстия левым глазом или выполнять некоторые действия левой рукой, вместо правой);
  • отсутствие способности к запоминанию дней недели, времен года, заучиванию даже небольших стихотворений;
  • неспособность двигаться, в том числе, сюда относятся движения руками, особенно у мальчиков могут возникать проблемы с застегиванием одежды, шнуровкой обуви, мытьем рук, пользованием столовыми приборами, удержанием равновесия и т. д.
  • таким детям может не даваться езда на велосипеде, игры в футбол или классики, прыжки со скакалкой или на одной ноге;
  • трудности в собирании конструктора, решении головоломок;
  • постоянное искажение слов;
  • в школе такие дети могут писать буквы справа-налево или в зеркальном отображении, изменять префиксы и предлоги, изменять целые слова и словосочетания, не замечая при этом своих ошибок.

Ранние проявления дислексии

Также существуют и некоторые другие признаки дислексии, которые можно диагностировать в разные периоды развития ребенка. Остановимся отдельно на каждой возрастной группе:

  • Маленький ребенок: не ползает, поздно начинает ходить, говорить, с трудом конструирует и произносит предложения или сложные словосочетания.
  • Дошкольник: у него проблемы с запоминанием стихотворений, даже с простыми рифмами, у его рисунков мало деталей, он путает правую и левую руку, не может нажимать на кнопки.

Симптомы у детей школьного возраста

  • Ребенок 5-7 лет: имеет проблемы с чтением, дифференциацией и различением подобных звуков по звучанию (например, в-ф, п-б), разделение слов на слоги также дается с большим трудом, практически отсутствует способность к запоминанию стихов и ориентации в пространстве и/или во времени.
  • Ученик начальных классов: имеет проблемы с составлением более длинных речей, путает буквы похожих форм (например, а-о, и-м, р-я, г-т и др.), пропускает буквы, когда пишет под диктовку или переписывает текст с учебника, пропускает точки, запятые и другие знаки препинания, делает пунктуационные, грамматические и орфографические ошибки, пишет некрасиво, неразборчиво, не может выучить таблицу умножения.

Различные формы расстройств

Специалисты различают несколько типов расстройств при чтении и письме. Они могут встречаться по отдельности или сочетаться вместе. Существует следующая классификация дислексии:

  • собственно дислексия - трудности в свободном чтении, часто в сочетании с проблемами с письмом;
  • гипердисклексия - неспособность читать и понимать прочитанное, несмотря на хорошее мастерство техники чтения;
  • диспортография - трудности с освоением правильной орфографии (отсутствие грамотности на письме);
  • дисграфия - проблемы с каллиграфией, так называемый «уродливый почерк», трудный для чтения;
  • дискалькулия - трудности с освоением математики и устным счетом;

Дислексия: наиболее важной является ранняя диагностика

Коррекция дислексии у младших школьников должна учитывать множество факторов. Но прежде всего необходимо вовремя диагностировать это заболевание, лучше на ранних его этапах. Не верьте, когда люди вокруг говорят о вашем ребенке, что он «слишком маленький для того, чтобы ставить ему диагноз» или что «он вырастет нормальным и здоровым, просто возраст такой». Нет, не возраст, нет, не вырастет. Дислексия – это заболевание, отклонение, которое требует вмешательства специалиста и особого подхода. Дислексию нельзя вылечить полностью, но ее можно исправить и значительно улучшить положение дел. Чем раньше вы заметите, что у вашего ребенка проблемы с написанием и чтением, тем легче будет ему помочь. Многое зависит от восприимчивости родителей и учителей. Если они видят, что учеба вызывает необычные проблемы у их детей - им не следует недооценивать эту проблему. Здесь как можно скорее нужно обращаться к специалистам в ближайшем психолого-педагогическом консультационном центре или психиатрической клинике для детей и подростков для лечения или профилактики дислексии.

Полная диагностика

Одного лишь наблюдения симптомов, характерных для дислексии у ребенка, недостаточно для постановки диагноза. Только тогда, когда тесты, оценивающие общую интеллектуальную эффективность и исследования ребенка, включая педиатрическую, офтальмологическую, ларингологическую и логопедическую терапию, не покажут еще одной основы для проблем ребенка, можно предположить, что семья, вероятно, имеет дело с дислексией. В данном случае специалист порекомендует соответствующие упражнения, которые проводятся под наблюдением терапевта или в домашних условиях (родители обязательно получают необходимые инструкции) и учитывают вид дислексии. Они обычно имеют игровую форму, поэтому точно не будут утомительными для ребенка. Бывает, что специалист допускает то, что ребенок с дислексией позже пойдет в школу. Это заслуживает серьезного рассмотрения, потому что дополнительные месяцы интенсивной терапии могут помочь ему соответствовать навыкам сверстников и получать обычное образование наравне с другими детьми.

Упражнения и гимнастика

Дислексия – очень серьезное расстройство. С ним можно жить и вести обычный, нормальный образ жизни и никак не выделяться из общей массы здоровых людей. Но для этого нужно приложить усилия. Необходимо работать над собой, над своими навыками всю жизнь. Да, даже будучи взрослым человеком, обладатель дислексии обязан работать над почерком, постоянно развивать мышление, логику, решать головоломки, если хочет вести комфортный и типичный для человека без этого заболевания образ жизни.


Следующие упражнения могут помочь развивать анализаторские и другие навыки у детей с дислексией, но стоит помнить, что самолечение в данном случае лишь навредит, поэтому приведенные ниже рекомендации и примеры носят исключительно ознакомительный характер:

  • вырежьте изображение на четыре части и дайте ребенку сложить, как пазл, постепенно делайте все больше и больше деталей, усложняйте задание;
  • практикуйте координацию рук и глаз – попросите ребенка сначала пальцем, а затем маркером отметить контуры рисунка;
  • играйте в мяч с ребенком (футбол, волейбол, баскетбол, простое перебрасывание);
  • развивайте использование языка: изучайте рифмы, члените слова на звуки, сравнивайте их;

Занятия под присмотром специалистов

Не останавливайтесь на своих собственных идеях или идеях, найденных в Интернете - чтобы реабилитация была максимально эффективной, обязательно проконсультируйтесь с терапевтом. В частности, определенные типы движения стимулируют производство новых связей между полушариями головного мозга, улучшают координацию, плавность чтения, концентрацию внимания и памяти и активируют мышление. Они освобождают от стресса, регулируют дыхание, хорошо влияют на эмоциональную стабильность, укрепляют чувство собственного достоинства. Поэтому логопеды не только тренируют речевой аппарат, но и заставляют двигаться все тело ребенка. Он выполняет чередующиеся движения: касается правого локтя поднятой левой коленкой и наоборот, или рисует восемь восьмерок в воздухе большим пальцем.


Как лечить?

Лечение дислексии - дело не сложное. Если у ребенка диагностируется дислексия после посещения психологического или педагогического консультационного центра, ребенок должен выполнять специальные упражнения в школе и дома, чтобы развивать у себя способности к счету, чтению и письму. В школе очень часто ребенок с дислексией имеет индивидуальный курс обучения, чтобы учитель мог уделять ему больше времени. Более того, индивидуальный курс может быть построен таким образом, что благодаря отдельным дополнительным занятиям ребенок не будет чувствовать себя застенчивым, ему будет легче учиться и фокусироваться, потому что вокруг него не будет сверстников, которые иногда могут быть не очень тактичными и позволять себе несколько язвительных и неприятных замечаний в сторону ребенка с дислексией.

Вклад родителей в лечение

Лечение дислексии возможно и в домашних условиях. При этом у таких детей должен быть свой особенный режим занятий. Родителям необходимо постоянно заниматься с ребенком, решать головоломки, собирать конструктор, развивать способность анализировать и визуально синтезировать различные вещи. Обязательно нужно учить наизусть стихотворения, начиная с небольших четверостиший и постепенно увеличивая сложность рифм для запоминания; делить слова на слоги и звуки, уметь различать глухие и звонкие, согласные и гласные.


Ребенок также должен практиковать координацию рук, например, среди прочего он может начертить контуры различных фигур и форм на бумаге. Помимо работы на дому, ребенок также должен регулярно посещать занятия, проводимые психологом. Следует помнить, что дислексию нельзя вылечить, но ее можно очень эффективно исправить таким образом, чтобы она не причиняла неудобств в будущем, ведь дислексия - это не приговор.

«Я постоянно путаю «право» и «лево», у меня дислексия?». «Почему ребёнок плохо читает и меняет местами буквы?» Наверняка, вы не раз слышали подобное от знакомых или даже, может быть, сами задавались таким вопросом. Что же такое дислексия на самом деле? Существует ли тест на дислексию? Дислексия — это «детское заболевание» или дислексия у взрослых также может наблюдаться?

В этой статье мы расскажем, что это за «болезнь гениев», перечислим её виды, назовём признаки и симптомы дислексии у детей и взрослых. Также вы узнаете о том, как выявить дислексию, какова коррекция и лечение этого расстройства, а также как тренировка мозга может помочь при дислексии.

Что такое дислексия

Что такое дислексия? Определение. Диагностика дислексии

Дислексия у детей : симптомы и признаки

Считается, что в 80% случаев диагностированные проблемы обучаемости связаны с дислексией. Приблизительно от 2 до 10% школьников страдают этим расстройством.

Как правило, это расстройство не диагностируется до 7-летнего возраста, несмотря на то, что первые признаки могут проявляться в дошкольном возрасте и особенно — в начальной школе, когда детей начинают учить чтению. Что совершенно очевидно, в случае дислексии важно вовремя обнаружить проблему, её ранняя диагностика, чтобы как можно скорее начать применять коррекцию и лечение.

В ряде случаев дислексия может быть связана с другими специфическими расстройствами обучаемости, такими, как нарушение письма (дисграфия) или неспособность к счёту и арифметике (дискалькулия).

Нейропсихологический . Проверьте себя и своих близких на риск присутствия расстройства, связанного с неспособностью к математическим вычислениям и обучению математике

Для детей с дислексией характерны проблемы, связанные с развитием языка и речи. Одним из первых симптомов может стать трудность с чтением алфавита, распознаванием и чтением букв, подбором самых простых рифм. В дальнейшем могут проявляться проблемы с пропуском, заменой, добавлением букв, лексикализацией при чтении. Обычно дети с дислексией не любят и не хотят читать, во время чтения невнимательны и импульсивны. Такой ребёнок воспринимает чтение как что-то неприятное и будет всячески его избегать. А это, в свою очередь, затруднит обучение и сделает этот процесс более долгим по сравнению с обучением сверстников и одноклассников.

Поскольку дислексия доставляет ребёнку значительный дискомфорт, как правило, это отражается на его социальных отношениях в школе. Кроме того, возможная школьная неуспеваемость может привести к проблемам с адаптацией, пропуску занятий, эмоциональным проблемам (появляющимся ещё в раннем возрасте) и проблемам поведения (при переходе из начальной школы, в подростковом возрасте).

Дислексия у взрослых

Важно подчеркнуть, что несмотря на некие общие признаки, нарушения у дислексиков весьма различаются. Поэтому важно изучить каждого ребёнка, понять, какие трудности он испытывает, выявить слабые и сильные стороны его обучаемости. Такая оценка даст возможность разработать индивидуальную программу лечения и коррекции дислексии в зависимости от конкретной проблематики.

При подозрении на дислексию у ребёнка необходимо узнать историю его жизни: физическое и психологическое развитие, историю болезней; школьные оценки, каковы его привычки чтения дома и на уроке, возраст, уровень интеллекта. Чтобы понять, действительно ли его успеваемость настолько отличается от ровесников.

Для такой оценки нужны специфические тесты — на словарный запас, понимание, скорость обработки информации и т.д.

Примерами таких упражнений могут быть:

  • Упражнения на слова-омофоны. Например, дать определение и попросить указать на верное слово.
  • Можно дать ребёнку список слов-псевдоомофонов , и спросить, какие слова из этого списка существуют в русском языке.

Для оценки фонологического маршрута также можно использовать упражнения.

  • Одним из таких упражнений является чтение громко вслух списка псевдослов , что может быть очень трудно для детей с дислексией. Они будут делать большое количество ошибок.
  • Также можно попросить ребёнка прочитать список слов, относящихся к различным категориям, например, конкретные и абстрактные . В данном случае наибольшее количество ошибок будет при чтении абстрактных понятий.

Как лечить дислексию

Коррекция при дислексии

Коррекция дислексии: как лечить дислексию? Как уже было упомянуто выше, чем раньше начать коррекцию дислексии, тем успешнее она будет. Важен интегральный подход на основе синтеза и анализа всей полученной во время тестирования информации. Коррекция или лечение должны очень точно быть подобраны для решения конкретных проблем, обнаруженных у дислексика. Вся стратегия лечения должны быть направлена на восстановление нарушенных функций.

Программа CogniFit является лидером в области когнитивной стимуляции при дислексии . Исследования показали, что дети и взрослые с проблемами дислексии, тренирующиеся с помощью CogniFit, значительно повысили уровень своего когнитивного развития, работоспособность и производительность при чтении (число правильно прочитанных слов в минут увеличилось на 14.73%). Кроме того, результаты сохранялись в течение шести последующих месяцев после окончания тренировки, что несомненно, позитивный результат при дислексии.

Когнитивная стимуляция дислексии: платформа CogniFit

Также дополнительно можно использовать программы развития фонологической компетенции и обучение правилам преобразования «фонема-графема» . Применять упражнения на рифму, на идентификацию, на выделение букв, подсчёт звуков, добавление и соединение слогов и фонем и т.д. При этом важно во всех этих упражнениях использовать материалы, которые могут помочь ученикам: например, рисунки или расчерченные листы и т.д.

При обучении правилам преобразования «фонема-графема» необходимо использовать в упражнения все органы чувств. Например, с помощью заданий на взаимосвязь визуальных и слуховых стимулов : ребёнку показывают букву, которую он должен озвучить; слуховых и визуальных стимулов : ребёнок, прослушав звук, должен узнать букву; слуховых и двигательных стимулов и т.д. Также можно применять совместное чтение слов или текстов с взрослым или ребёнком, у которого это лучше получается, а также повторное чтение коротких текстов и т.п.

С помощью этих упражнений, развивающих фонологические компетенции, также улучшается зрительный маршрут, узнаваемость слов. Некоторые упражнения для развития лексического маршрута специально предназначены для повышения визуальной узнаваемости слов. Обычно это упражнения с карточками-картинками. Также можно применять упражнения, в которых необходимо разделять слова на группы и категории

Licenciada en Psicología y Máster en Psicología General Sanitaria con formación y experiencia específica en terapias de tercera generación.
Interesada en la conducta humana, en el resultado de la interacción de los componentes biológicos con el contexto social y en la práctica clínica basada en la evidencia científica.

Дети, страдающие от дислексии, часто испытывают трудности во время учебного процесса. Проблемы с чтением, речью, восприятием звуков и букв осложняют запоминание нового материала, мешают проявлению способностей. При дислексии дети плохо анализируют слова по звучанию, не воспринимают их как единое целое, нередко пишут задом наперёд буквы и цифры.

При выявлении дислексии родителям не стоит опускать руки, записывать ребёнка в категорию «проблемных» учеников. Регулярные занятия с логопедом, психологом, закрепление материала дома частично или полностью исправят положение. Не всегда можно добиться идеальных результатов для развития грамотности, но дети-дислексики нередко становятся успешными в других сферах жизни.

Что такое дислексия

Наследственное заболевание развивается при неполноценном функционировании определённых участков головного мозга. При этой патологии страдает задняя часть левой извилины.

Нарушение фонологического процесса вызывает проблемы с распознаванием, анализом, сочетанием и запоминанием звуков. Нередко дислексия сочетается с другим заболеванием – дисграфией (отмечены проблемы с написанием букв и цифр). Комплексный подход к коррекции обеих патологий при правильном настрое родителей и детей, своевременном распознавании проблем, помощи специалистов даёт положительный результат.

Основные проявления (у пациента отмечены один-два или несколько признаков):

  • слабое понимание, неправильное написание букв;
  • проблемы с образованием речи;
  • снижение слуховой памяти;
  • сложность в подборе слов для описания определённого явления (предмета, живого существа);
  • слабое запоминание названий объектов, одушевлённых и неодушевлённых предметов;
  • нарушения вербальной речи.

Нельзя считать дислексиков ущербными, отсталыми людьми. Идеальный почерк, письмо без ошибок, пересказ длинных текстов, нередко, для многих – недостижимая задача. Но при неполном излечении человек тоже может быть талантливым и, даже, гениальным.

Примеров множество:

  • Леонардо да Винчи.
  • Альберт Эйнштейн.
  • Кира Найтли.
  • Том Круз.
  • Владимир Маяковский.
  • Орландо Блум.
  • Мэрилин Монро, другие знаменитые личности.

Дислексия нарушает понимание произносимых текстов, ухудшает процесс счёта и письма, но обостряет органы чувств, способствует проявлению других талантов. Нередко дислексики становятся успешными людьми в сферах, требующих проявления творческого мышления, аналитики, слома стереотипов.

Особенности:

  • нестандартное, образное мышление;
  • развита любознательность, проявляется яркий ум;
  • развитие проницательности, интуиции;
  • тяга к творчеству;
  • восприятие мыслей как реальности;
  • интеллект выше среднего уровня.

Совет родителям! Не пытайтесь полностью переделать ребёнка, страдающего дислексией. При правильном подходе к лечению уходят негативные проявления, но сохраняется живость ума, отличная образная память, нестандартное мышление. Задача взрослых – раскрыть интеллектуальный и творческий потенциал, помочь в самореализации. Попытки «загнать в рамки» губят личность, мешают развитию талантов, ухудшают психоэмоциональное здоровье ребёнка.

Причины развития патологии

Мозговая дисфункция развивается под влиянием некоторых биологических факторов:

  • повреждение головного мозга во время внутриутробного развития плода;
  • токсические поражения центральной нервной системы в перинатальном периоде;
  • грипп, краснуха, корь, перенесённые во время беременности;
  • родовые травмы;
  • внутричерепные кровоизлияния при сложных, затяжных родах;
  • инфекционные заболевания с поражением мозга после рождения;
  • тяжёлые хронические патологии у детей раннего возраста;
  • как один из симптомов при ДЦП, дизартрии.

Проблемы с чтением и письмом нередко возникают при наличии социально неблагоприятных факторов. Даже здоровый малыш зачастую испытывает трудности на занятиях в садике/школе, если родители не считали умственное, речевое развитие приоритетами в раннем возрасте.

Общие причины дислекции:

  • дефицит общения, невнимание к развитию речи;
  • отсутствие внимания к воспитанию, развитию малыша;
  • использование двух – трёх языков в семье.

Диагностика и признаки

Диагностика заболевания включает несколько мероприятий:

  • специальные тесты для выявления проблем с чтением;
  • исследование головного мозга.

При подозрении на дислексию обратитесь к специалистам:

  • логопеду;
  • детскому психологу:
  • неврологу.

Большинство родителей не могут вовремя распознать проблемы с восприятием информации, различные расстройства чтения по причине отсутствия знаний в этой области. О развивающемся заболевании говорят многие симптомы. Важно вовремя распознать их, не списывать неудачи во время учебного процесса на невнимательность, гиперактивность или недостаточный уровень подготовки к школе.

Обратите внимание на перечень признаков, свидетельствующих о первичных расстройствах чтения. Вы обнаружили у сына или дочки более пяти симптомов? Как можно скорее обратитесь за врачебной помощью.

Ранние признаки:

  • проблемы с изучением алфавита, плохое запоминание таблицы умножения;
  • ребёнку сложно выполнить простые указания;
  • малыш отказывается рисовать, возникают сложности с проведением простых линий, раскрашиванием фигур;
  • никак не удаётся правильно держать ложку;
  • заметны проблемы с развитием мелкой моторики;
  • выраженные проблемы с речью;
  • сложно рассказать, о чём сказка, малыш слабо запоминает стихотворения;
  • ребёнок невнимательный, не может сосредоточиться;
  • малыш отказывается читать вслух;
  • ребёнок изменяет порядок букв при письме, плохо держит ручку.

В дошкольном возрасте добавляются новые признаки:

  • плохая речевая память;
  • развитие речи проходит с опозданием;
  • ребёнку сложно запоминать новые слова и понятия;
  • при чтении, письме возникают сложности;
  • ребёнок замыкается, не может наладить контакт со сверстниками.

У младших школьников отмечены следующие нарушения:

  • движения импульсивные, неловкие;
  • новые навыки сложно освоить;
  • ученик заменяет одни слова другими, схожими по значению;
  • появляется разворот букв и слов, написание справа – налево (е – э, дом – мод);
  • возникают проблемы с декодированием многих слов;
  • ребёнок путает арифметические знаки, схожие по написанию;
  • при дислексии у детей младшего школьного возраста сложно запоминать факты.

При отсутствии коррекции, невнимании к потребностям ребёнка в 4–7 классе проявляются следующие симптомы дислексии:

  • закрепляется нежелание читать, пересказывать, писать;
  • почерк так и остаётся некрасивым, размашистым либо слишком мелким, неясным;
  • ученик плохо ориентируется в выражении лица, слабо понимает язык тела;
  • техника чтения низкая;
  • речевая память слабая;
  • ребёнок не в состоянии спланировать многие повседневные дела;
  • неправильное произношение, написание слов;
  • сверстники считают ребёнка не развитым, избегают общения, насмехаются;
  • учителя нередко не уделяют ученику достаточно внимания, называют нерадивым, несерьёзным, часто предлагают перевести в класс для отстающих детей.

По адресу узнайте об эффективных методах лечения поноса у грудничка.

В старших классах проблема не исчезает:

  • сохраняется неправильное произношение слов;
  • ученик не полностью воспринимает объём информации;
  • скорость письма и чтения ниже, чему одноклассников;
  • ученик медленно читает, часто допускает ошибки;
  • подростку сложно приспособиться к изменениям;
  • навыки письма развиты недостаточно для возраста.

Эффективные способы коррекции

Задача родителей – вовремя обратить внимание на первые признаки развития дислексии у детей. Не стоит думать, что со временем проблема исчезнет, малыш подрастёт, догонит других деток. Занятия с логопедом, детским психологом и неврологом – обязательный элемент терапии.

Не всегда удаётся полностью излечить заболевание, но создать оптимальные условия для развития навыков чтения, письма, общения со сверстниками можно. Важно найти профессионалов, владеющих современными методами лечения дислексии у детей разного возраста.

Традиционный способ лечения дислексии – логопедическая коррекционная работа. В процессе терапии врач с подключением родителей исправляет неречевые процессы и патологии речи.

Требуется настойчивость, ежедневный труд не только в кабинете врача, но и дома. По возможности отдайте малыша в логопедический садик с грамотным персоналом.

В зависимости от типа заболевания специалисты предлагают определённый метод коррекции дислексии:

  • дисэйдезия (детки не понимают, что слово – это единое целое). Сложная форма заболевания, коррекция проходит с переменным успехом. Иногда помогает мультисенсорная методика;
  • дисфонезия (затруднён анализ слов по их звучанию). Основа терапии – фонетические методы. Во время курса лечения детки учатся различать слова;
  • диснемкинезия (плохой, неряшливый почерк, написание цифр и букв задом наперёд). Логопеды считают: основная причина нарушения – дезориентация в пространстве. Начало коррекции – пояснение понятий левой и правой стороны, далее проводятся занятия по выработке правописания.

Хорошие результаты дают:

  • метод Дейвиса;
  • физическое движение;
  • психологическая помощь;
  • обучение при помощи специальных компьютерных программ, облегчающих распознавание букв, порядка слов в предложении, фонетических конструкций;
  • создание комфортного микроклимата в семье и классе;
  • точное планирование дня, составление чёткого расписания занятий;
  • при тяжёлых формах – народные средства, лекарства для улучшения внимания и памяти;
  • раннее выявление первичного расстройства при чтении, пересказе текстов.

  • развивайте речь, больше общайтесь с малышом с раннего возраста;
  • первые мини-занятия по чтению в игровой форме начинайте с 3,5–4 лет;
  • приучайте малышей к книжкам с малых лет, читайте сказки, показывайте картинки, подчёркивайте, сколько интересных вещей можно узнать благодаря чтению;
  • привлекайте деток к изготовлению карточек с буквами;
  • читайте малышам короткие рассказы на интересную тему, просите пересказать, задавайте вопросы по тексту;
  • не навешивайте на сына или дочку ярлыки, если у деток не всё получается во время уроков чтения;
  • поднимайте самооценку, не скупитесь на похвалу при успехах;
  • развивайте другие навыки, приобщайте к творчеству, дайте раскрыться талантам, которые наверняка есть в каждом малыше.

Теперь вы знаете, что такое дислексия у детей. При выявлении нарушений не паникуйте: существуют методы коррекции этого заболевания. Настройтесь на регулярные занятия со специалистами, выполняйте рекомендации врачей дома. Самостоятельно справиться с дислексией у детей невозможно: требуется помощь опытного логопеда, психолога и детского невролога.

Подробнее о том, что такое дислексия у детей в следующем видео:

У многих детей часто возникают сложности в процессе обучения, связанные с неусидчивостью, гиперактивностью и другими причинами. Однако в некоторых случаях проблема с чтением и письмом возникает из-за дислексии – это уже заболевание, требующее коррекции. До сих пор нет точного определения дислексии. Согласно сайту Википедия, дислексия это нарушение чтения и письма, вызванное отклонением в развитии высших психических функций организма.

Что это за процесс? Такое нарушение возникает из-за того, что мозг дислексика не может адекватно воспринимать графические образы. В процессе чтения в работу включаются зрительный, речеслуховой и речедвигательный анализаторы, позволяющие постепенно переходить от связывания букв в слоги к объединению целых предложений в тексты и обеспечивающие понимание смысловой составляющей прочитанного. При дислексии связь этих анализаторов нарушена, что и вызывает определенные трудности в процессе чтения и письма.

Выявить эти нарушения достаточно сложно, поэтому специалисты рекомендуют родителям дошкольников пройти специальное обследование до 5 лет для того, чтобы начать коррекцию до поступления в первый класс.

Заболевание подразделяется на пять разных видов в зависимости от того, какое психическое нарушение наблюдается у пациента.

Фонематическая

Фонематическая дислексия является самой часто диагностируемой формой заболевания и возникает при поражениях функции фонематической системы.

При такой форме у ребенка возникают трудности со звуками, отличающимися следующими парами смыслоразличительных признаков: твердость и мягкость, звонкость и глухость, а также в случае со словами, в которых были переставлены слоги и, соответственно, изменен смысл (шапка – Пашка, гора – рога).

Семантическая

Эта форма дислексии характеризуется непониманием смысла отдельных слов. При этом в некоторых случаях дислексик не испытывает особых сложностей с чтением, но из-за непонимания отдельных слов он теряет понимание всего текста.

Аграмматическая

Особенность этой формы дислексии заключается в общих отклонениях развития речи и выражается в том, что ребенок путает окончания рода, падежа, числа, лица, времени и других грамматических форм. Также наблюдается отсутствие согласования между существительным и прилагательным, глаголом и местоимением и т.д.

Мнестическая

В случае когда у пациента проявляется мнестическая дислексия, возникают сложности в установлении связи между звуком и его буквенным выражением.

Оптическая

Для такой формы дислексии характерна путаница букв, графическое изображение которых похоже в некоторых элементах. Так, к примеру, буквы Г и Т состоят из одной вертикальной черты и одной горизонтальной под прямым углом первой черте. Разница в длине горизонтальной черты не так заметна при оптической дислексии у детей, поэтому они путают эти буквы.

Виды дислексии также включают в себя еще одну форму – тактильную, которая проявляется исключительно у слепых детей и выражается в неспособности определить букву, написанную при помощи шрифта Брайля.

Любые виды и проявления дислексии поддаются коррекции в той или иной степени. Важно как можно раньше выявить симптомы дислексии и причины и обратиться за помощью к специалистам, которые подберут оптимальный курс коррекции этого дефекта.

Причины

Что такое дислексия уже более понятно, поэтому теперь можно перейти к тому, что вызывает ее развитие. Причины дислексии чаще всего кроются в тяжелом протекании беременности матери. При этом основным фактором признается генетическая предрасположенность к подобным отклонениям в развитии, так что, если в семье уже были случаи этого заболевания, необходимо с раннего детства наблюдаться у логопеда.

Также дислексия часто возникает из-за поражения мозговой функции, которая развивается по следующим причинам:

  • долгие и тяжелые роды;
  • неправильное развитие пуповины;
  • обвитие плода пуповиной;
  • асфиксия при родах;
  • раннее отслоение плаценты;

некоторые заболевания матери (порок сердца, анемия и другие, перенесенный во время беременности грипп, оспа, корь и т.д.).

На развитие мозговой дисфункции могут повлиять и нарушения работы центральной нервной системы, вызванные алкогольной интоксикацией, отравлением определенными лекарственными препаратами, желтуха у младенца и другие факторы.

Стать причиной развития мозговой дисфункции могут механические повреждения плода во время родов, черепно-мозговые травмы, инфекционные заболевания, нейроинфекции и т.д.

Все вышеуказанные факторы очень серьезны и могут принести в жизнь малыша не только дислексию, но и более серьезные заболевания (ДЦП, умственная недоразвитость и т.д.). Поэтому очень важно беречь себя во время беременности и всегда помнить о том, что внутри растет новый организм, которому очень нужно крепкое здоровье. Немаловажен и уход за малышом в первые месяцы и даже годы его жизни.

В случае если никаких травм и инфекционных заболеваний не наблюдалось, но симптомы дислексии все равно дают о себе знать, желательно как можно скорее обратиться к специалисту за консультацией.

Симптомы

Отношение к этой болезни достаточно неоднозначное. Несмотря на то что ее научное определение все-таки дает право говорить о ней как о болезни, основатель своей коррекционной методики – Рональд Д. Дейвис – называет дислексию даром, и у него на это есть свои причины.

Этот дар отличают особые положительные признаки дислексии, к которым можно отнести нестандартное мышление, богатое воображение, любознательность, развитую эрудицию, хорошую интуицию и многое другое. Более того, область профессиональной деятельности дислексика никак не ограничена.

Общественности известны многие личности, обладающие этим даром и работающие или работавшие в кино (Том Круз, Мерилин Монро), политике (Петр Первый, Джордж Буш младший), литературе (Владимир Маяковский, Ганс Христиан Андерсен), науке (Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн) и во многих других сферах деятельности человека.

Имеются, разумеется, и признаки негативного характера, которые характеризуют дислексию как заболевание. Так, признаки дислексии у детей дошкольного возраста выражаются в запоздалом развитии речи, сложностях в общении со сверстниками, трудностях запоминания значения слов и сложения слогов, а также в неуверенности при пересказах тех или иных сюжетов.

Дислексия у младших школьников включает в себя следующие симптомы:

  • вспыльчивость и неуклюжесть;
  • зеркальное написание некоторых букв или целых слов;
  • инверсированное чтение или пересказ прочитанного;
  • замена одних слов другими, близкими по смыслу или звучанию;
  • неспособность правильно запомнить точные факты;
  • трудности с определением необходимого знака арифметических действий;
  • тяжело осваиваются новые навыки и т.д.

У детей среднего и старшего школьного возраста имеются следующие признаки дислексии:

  • качество чтения гораздо ниже, чем у одноклассников;
  • проявление нежелания читать вслух или пересказывать;
  • непонятный почерк;
  • плохая память;
  • встречается неправильное ударение в словах;
  • замкнутость из-за неспособности наладить контакт с одноклассниками;
  • большое количество ошибок при чтении;
  • низкая скорость письма;
  • неспособность кратко изложить суть или обобщить материал;
  • медлительность;
  • долгая и сложная адаптация к новшествам и т.д.

У взрослых заболевание проявляется примерно так же, как и дислексия у детей. Наблюдается та же плохая память, неспособность организовать свое время, медленное чтение с ошибками, частичное нарушение письма или полная неспособность к нему, нарушенная координация и другие признаки.

Коррекция дислексии успешно проводится в любом возрасте, однако гораздо проще, если симптомы были выявлены на ранней стадии. При первых подозрениях на те или иные отклонения в развитии ребенка необходимо обратиться к врачу для обследования.

Диагностика

На начальном этапе проявления нестандартного поведения у ребенка родители еще не знают, что такое дислексия, и могут принять эти симптомы за своеобразные особенности развития малыша. В таких случаях важно посетить терапевта, который направит малыша к логопеду при наличии подозрений на дислексию.

Диагностика дислексии начинается со сбора общей информации о жизни ребенка и о протекании беременности матери. Также логопед отмечает наличие похожих заболеваний у близких родственников, возможность генетической предрасположенности к дислексии и прочую информацию об особенностях развития ребенка в первые годы жизни.

Далее специалист приступает к осмотру самого ребенка. На этом этапе отмечается работа артикуляционного аппарата, особенности произношения слогов и звуков, уровень чтения и письма, работа моторики ребенка и прочие показатели.

В заключение осмотра проводится специальный тест, включающий в себя чтение вслух, списывание текста и написание диктанта. В отдельных случаях могут потребоваться осмотры у специалистов неврологии и офтальмологии.

Если результаты осмотра и тестов показали, что у ребенка дислексия, логопед объясняет, как лечить дислексию наиболее эффективно. Посетить логопеда с этой проблемой могут не только дети, но и взрослые, которые также имеют все шансы на выздоровление при тщательной работе над своей особенностью.

Лечение

Теперь, когда ответ на вопрос «дислексия что это?» уже понятен, целесообразно рассказать о методиках лечения этого заболевания. Как правило, лечение дислексии зависит от формы ее протекания.

  • При фонематической форме дислексии делается уклон на восстановление нормального процесса звукопроизношения, а также на понимание звуко-буквенных и звуко-слоговых связей и соответствий.
  • Специальные логопедические упражнения при семантической форме дислексии направлены на расширение словарного запаса ребенка и на изучение норм грамматических категорий языка.
  • Аграмматическая дислексия корректируется при помощи обучения правильным грамматическим соответствиям и положению слова в грамматической системе языка.
  • Упражнения при мнестической форме заболевания нацелены на развитие функций слухоречевой и речезрительной памяти.
  • При оптической дислексии у детей необходимо работать над визуальным изображением букв и их соответствием звукам.

Особую методику коррекции дислексии предлагает Рональд Д. Дейвис, который сам является примером эффективности разработанной программы. Так как главным отличием дислексика от обычного человека является его дезориентация, которая и вызывает известные сложности с чтением и письмом, — необходимо устранить дезориентацию.

Для этого Дейвис вводит такие понятия, как «выключение дезориентации» и «точка ориентации». Установление последней при помощи специальных упражнений позволяет дислексику воспринимать окружающую действительность так же, как остальные люди.

Еще одной особенностью методики Дейвиса является материализация образов. Дислексику предлагается моделировать из пластилина или других материалов то, что вызывает у него трудности (буквы, слова, ситуации и т.д.), что позволяет установить точную связь между реальным объектом и его ментальной проекцией в сознании дислексика.

Коррекция дислексии по Дейвису – это не столько курс лечения, сколько программа по обучению управлением собственным даром. Дейвис учит таких же дислексиков, как и он, правильно пользоваться своими преимуществами так, чтобы не ощущать воздействие недостатков.

Дислексию не зря называют спутницей гениальности, ведь среди дислексиков множество всемирно известных ученых и артистов разного рода творчества. Однако раннее начало посещений логопеда для коррекции дара поможет ребенку избежать проблем в обучении и общении со сверстниками, а также правильно распорядиться своими задатками гения.

Причины недостатков грамотности у взрослых могут быть разнообразны: влияет обстановка внутри семьи, наследственность, а также специфика программы обучения. Но учеными было высказано предположение, что существенным фактором является дислексия у взрослых. Вопреки распространенному заблуждению, это расстройство относится не только к уровню грамотности, хотя эти недостатки часто выступают наиболее заметным признаком. Дислексия влияет на то, как информация обрабатывается, хранится и извлекается, насколько совершенна память, какова скорость обработки, восприятия времени, организации и последовательности.

Заболевание передается генетически, поэтому если один или оба родителя страдают им, шансы унаследовать эту проблему со здоровьем резко возрастают. Точная причина дислексии остается неизвестной.

Это расстройство сохраняется на протяжении всей жизни, а тяжесть его может варьироваться. В числе предрасполагающих факторов исследователи в области психических расстройств выделяют:

  1. Причины, связанные с внутриутробным пребыванием. Рассматривается негативное воздействие патологических явлений, возникающих в процессе родов: асфиксии плода, преждевременной отслойки плаценты, пороков развития пуповины. Каждое из этих состояний может нанести вред состоянию головного мозга на момент пребывания ребенка в утробе.
  2. Перенесенные черепно-мозговые травмы.
  3. Вылеченные инфекционные поражения ткани головного мозга (энцефалит).
  4. Асоциальный образ жизни.

Губительное воздействие каждого из этих факторов выводит из строя основные механизмы, благодаря которым происходит реализация процесса чтения – это сочетание речедвигательного, речеслухового, зрительного анализаторов.

Наблюдения в сфере психолингвистики позволяют определить, что у людей с дислексией нарушена последовательность этапов визуального восприятия, распознавания букв, умение скомбинировать их в слово. Страдает и способность осознания прочитанного материала.

Разновидности дислексии

Изучив основные проявления и особенности происхождения данного расстройства, была выделена классификация дислексии. Учитывая нарушения механизмов, существуют такие виды расстройства способности и качества чтения:

  1. Фонематическая дислексия – вызвана недоразвитием фонематического восприятия, способности анализировать, синтезировать.
  2. Семантическая дислексия – когда у человека не сформирован слоговый синтез, скудный словарный запас, происходит непонимание синтаксической связи структуры предложения.
  3. Аграмматическая дислексия – спровоцированная недостаточным развитием грамматического речевого строя.
  4. Мнестическая дислексия – вызвана нарушением речевой памяти, затруднение отмечается на этапе соотнесения букв и звуков.
  5. Фонематическая дислексия – возникает вследствие недоразвития фонематического восприятия, анализа и синтеза.
  6. Оптическая дислексия – происходит в результате недостаточной сформированности визуально — пространственных представлений.
  7. Тактильная дислексия слабовидящих людей – обусловлена нечеткостью тактильного восприятия.

Каковы общие проявления этого расстройства?

Общие характеристики среди людей с дислексией – трудности с правописанием, манипулированием звуковыми сигналами и / или возможностью быстрой визуально-словесной обработки запросов.

Пребывание на работе для больных дислексией может быть сложным процессом, но при активной поддержке и выполнении систематических лечебных стратегий, можно уменьшить его тяжесть, а в некоторых случаях – даже преодолеть.

Дислексия у взрослых считается расстройством, часто связанным с когнитивной слабостью, особенно в области слуховой обработки . Неудовлетворительные слуховые навыки обработки полученной информации препятствует способности мозга распознавать разницу между звуками, их сочетаниями; связывать буквы воедино, обучаться чтению (этот процесс является самым сложным). Традиционные стили преподавания и стандартная учебная программа не воспринимается такими людьми.

Помимо практически полного отсутствия способности к обучению грамоте и счету, выделены многие общие индикаторы наличия дислексии у взрослых людей.

Они включают хорошие навыки межличностного общения, распознавание чужих эмоций. Взрослые дислексики часто имеют поведенческие симптомы, такие как тревожность, из-за проблем, обусловленных их собственным состоянием. Это выясняется в групповой беседе, где людям с данной проблемой трудно выражать свои мысли и делают это они только короткими предложениями между длинных пауз. Другие показатели включают общее смятение и стресс.

По мере того как состояние сохраняется на протяжении всей жизни, ранняя диагностика и лечение является эффективным в вопросе снижения степени проявления проблем, связанных с пребыванием в повседневной жизни.

Многие симптомы трудно распознать, поскольку повзрослев, люди стараются избегать областей, которые являются проблематичными для них. Тем не менее, некоторые проявления остаются очевидными.

Они включают в себя:

  • Трудности запоминания слов и предложений. Даже будучи осведомленными в других сферах, взрослые с таким нарушением имеют плохую память.
  • Медлительность при чтении предложений, чтение по слогам, с большими паузами в промежутках.
  • Сложности запоминания имен.
  • Взрослый человек, больной дислексией, лишен возможности понимать прочитанный материал, что становится причиной появления многих проблем в работе и повседневной жизни.
  • Люди с таким нарушением обычно предпочитают носить цифровые часы.
  • Имеют трудности в изложении собственных мыслей словами.
  • Они стараются избегать чтения и письма, насколько это возможно.
  • Забывают, откуда пришли. Это приводит к сложности, особенно, когда предстоит маршрут в незнакомом направлении. Иногда такие люди даже забывают часто посещаемые места.

Самой распространенной формой является мнестическая дислексия, которую легко дифференцировать у пациента, наблюдая выраженное нарушение ассоциативной связи зрительной формой буквы с произносительным, акустическим образом таковой. Запоминая, он смешивает, а затем заменяет их при чтении.

Подробная симптоматика состояния

Дислексия может проявляться в самых разных формах. Трудности способны возникать как по отдельности, так и комплексно. Существует целый ряд признаков дислексии, наблюдение которых позволяет идентифицировать состояние пациента.

Обращают на себя внимание симптомы, связанные с чтением и письмом, умение считать и математика в целом, организация и хронометраж, чувство направления, поведенческий фактор личности.

Визуальные проявления:

  • По сравнению со здоровыми людьми, люди, имеющие те или иные виды дислексии, иногда могут видеть вещи иначе.
  • Могут воспринимать слово до тех пор, пока оно написано перед ними, но как только его удаляют, оно полностью стирается из их памяти, как будто они никогда не видели его.
  • Могут быть в состоянии прочитать слова на одной строке, но когда дело доходит до следующей, они не имеют понятия, как воспринять информацию и воспроизвести увиденные слова.
  • Испытывают сложности распознавания различных сочетаний букв, которые дают тот же звук.

Слуховые проявления:

  • У некоторых дислексиков возникают трудности в различии между звуками.
  • Они могут быть не способны сочетать буквы в звуки.
  • Произношение может быть проблемой.
  • Слова искажаются, т.е. воспринимаются верно, но при воспроизведении вслух изменяются.

Письменные проявления:

  • Ошибки могут быть сделаны только на одной части написанного текста – слева или справа
  • При написании путают слова «был» и «пила», «на» и «нет».
  • Страдающим дислексией трудно конкретизировать «где», «как», «когда» и т.д.

Кратковременная память: человек может испытывать большие трудности, вспоминая краткий перечень тех или иных алгоритмов, их последовательность и особенности содержания. Проблемы возникают и с обучением новому материалу, трудно даются длинные арифметические вычисления.

Симптоматика дислексии вопроса ориентированности состоит в том, что людям с данной проблемой здоровья непросто отличить вверх и вниз, лево и право. Последовательность действий нарушена: таким людям сложно начать читать с середины текста: вспоминать дни, недели и месяцы, года.

Диагностика

Взрослый, имеющий такое неприятное состояние, как дислексия, может даже не подозревать о своей патологии, испытывая крайний дискомфорт от пребывания внутри социума. Посетив квалифицированного специалиста и убедившись относительно своего диагноза, можно будет спланировать программу коррекции, затем приступив к ее реализации.

Суть диагностики, которую проводит логопед, заключается в следующем: врач определяет, насколько в принципе сформирована устная речь пациента, каков анамнез его жизни и развития, определяет состояние артикуляционного аппарата, уточняет, какой была успеваемость на момент обучения.

Если речь идет о совокупности признаков, отсутствует четко выраженное понимание, к какому типу относится конкретный пациент, в этом вопросе поможет специальная таблица, с которой работают врачи при осмотре пациента. Этот метод основан на том, что человек должен составить слова на время из частотных и малочастотных букв, находящихся в специальных матрицах. Каждая матрица разделяется по сложности перемешки частотных букв с малочастотными. Проанализировав результаты, специалист гораздо точнее может поставить диагноз типа дислексии. Данные этого исследования в совокупности с полномасштабной консультацией невролога позволит в дальнейшем пройти курс коррекции патологии.

Как преодолеть эту проблему?

Если заболевание наблюдается у человека с раннего детства, следует осознавать, что четко выраженное лечение дислексии отсутствует как таковое. В то время как нет определенного медикаментозного препарата, применение которого обеспечило бы профилактику данного состояния у лиц, наиболее предрасположенных к этому недугу, коррекция может осуществляться с помощью специализированных образовательных инструментов и ресурсов. Важно после установки диагноза, получить профессиональную помощь и использовать новейшие инструменты, чтобы развивать свои навыки.

Если диагностика и лечение получено в детстве, уже взрослому человеку будет проще справиться с ситуативными проблемами.

Использование компьютера в последнее время облегчает пребывание в социуме людей с особенными потребностями. Этот альтернативный метод помогает использовать свой потенциал в жизни.

Изучая стратегии, как лечить дислексию медикаментозными препаратами, учеными выделена важность роли витаминотерапии, поэтому пациентам с такой патологией рекомендуют принимать омега-3 жирные кислоты, чтобы содержать в тонусе жизненно важные функции мозга. Несмотря на то, что эти вещества не обладают ярко выраженным целебным свойством, их назначают наряду с витаминами группы B для стабилизации нервной системы, ведь тревожность – неизменное явление, сопровождающее дислексию.

Социальная адаптация взрослых дислектиков

Дислектики лучше работают с небольшими объемами информации, поскольку излишек материала потенциально перегружает особенного обучаемого.
В качестве альтернативного подхода к преподаванию рассматриваются программы грамотности взрослых дислектиков.

Учеными предлагается использование мультисенсорной стратегий для подключения и запоминания информации, поскольку люди с таким нарушением страдают проблемами с подключением к информации, визуализацией, воссозданием слухового образа. Также может возникнуть необходимость включать прикосновение и движение в этом процессе. Например, использовать свои пальцы, чтобы проследить номер телефона на столе, вместо того, чтобы просто повторять его.

В современном обществе доступной является и технологическая помощь: она заключается в использовании специальных систем, таких как GPS, диктофонов, программного обеспечения, позволяющего преобразовывать текст в речь или совершать ручную проверку правописания. Все это помогает сделать пребывание особенных людей в повседневной среде менее сложным.

Цветовое кодирование также признано достаточно полезной стратегией, помогающей выделить и упорядочить важную информацию.

К нестандартным подходам снижения степени проявления дислексии относится методика Рональда Д. Дейвиса – ее суть заключается в осознанном придании печатным словам и символам мысленного образа, что помогает устранить пробелы восприятия. Однако такой способ лечения менее применяем, по сравнению со своими общепризнанными, более эффективными аналогами, при которых акцент делается на исправлении речевого синтеза, устранении искажения произношения слов, предложений.

Независимо от формы дислексии, взрослому человеку необходимо пройти полноценное обследование, получив консультации опытного логопеда.

Если взрослому поставлен диагноз дислексии, это не означает, что он менее разумен или лишен возможности совершенствоваться, получить образование. Истории известно множество выдающихся личностей, которые страдали указанным расстройством, но этот факт не помешал им достичь больших успехов, реализовав себя в полной мере. Исследователи установили нюанс, что эти люди обладают высоким уровнем IQ и нашли свое предназначение в творчестве. Среди них: Стивен Спилберг, Ван Гог, Моцарт, Эйнштейн.