Главная · Боли в желудке · Алекситимия у детей. Эмоционально озадаченный: что такое алекситимия. Алекситимия - способы лечения

Алекситимия у детей. Эмоционально озадаченный: что такое алекситимия. Алекситимия - способы лечения

Анализ литературы по проблеме алекситимии позволил выявить ряд факторов, которые стали основанием для построения нашего исследования в данной области.

Начало изучения явления алекситимии было положено П. Сифнеосом и Дж. Немиахом в 70-х годах ХХ века в рамках исследования личностных особенностей больных психосоматических клиник. Термин "алекситимия" буквально означает: "без слов для чувств" или в близком переводе - "нет слов для названия чувств". П. Сифнеос и Дж. Немиах предложили применять термин "алекситимия", характеризуя некоторые расстройства в познавательно-эмоциональной сфере у больных психосоматических клиник. Алекситимия относится к ряду аффективных расстройств. За 30-летнюю историю изучения явления алекситимии отечественные и зарубежные исследователи значительно продвинулись в определении характеристик этого феномена. К их числу относят: затрудненность или неспособность человека идентифицировать и давать описание своих эмоциональных переживаний, нечувствительность и непонимание чувств других людей, трудности в различении чувств и телесных ощущений, фиксация на внешних событиях в ущерб внутренним переживаниям, ограниченное использование символов, о чем свидетельствует бедность фантазии и воображения, сновидений.

Н.Д. Семенова и П. Сифнеос к этому перечню добавляют недостаточную глубину эмоционального потенциала личности. Такие особенности мышления, как преобладание рационального над эмоциональным, когнитивная недифференцированность с тенденцией к разного рода альтернативности; образ жизни алекситимной личности ориентирован на действия; межличностные связи, как правило, бедны; затруднен контакт с собственной психической сферой. Причем перечисленные особенности могут проявляться в равной степени, а может преобладать одна из них. алекситимия психосоматический аффективный

До настоящего времени и в отечественных, и в зарубежных исследованиях открытыми остаются вопросы о происхождении алекситимии. О ее первичности или вторичности; генетической, травматической или социальной обусловленности; наличии ее зависимости от социальных, этнических и культурных особенностей общества, в котором живет человек; о ее стабильном характере или временном; приспособительном проявлении, которое может обнаружить себя в определенной жизненной ситуации; до сих пор не полностью понятна связь алекситимии и болезни.

Таким образом, можно утверждать, что единой концепции, объясняющей развитие алекситимии в настоящее время не существует, но имеющиеся исследования позволяют выделить три подхода. Которые различаются представлениями о причинах и условиях становления алекситимии. Это биологическая теория (первичная алекситимия), теория травматической соматизации (вторичная алекситимия) и теория социального научения. Биологическая теория рассматривает алекситимию как первичный процесс, в котором ведущая роль принадлежит генетическим механизмам, дефектам или особым вариантам развития головного мозга (В.В. Калинин). Такие характеристики алекситимии позволяют именовать ее конституциональной. Первичную (конституциональную) алекситимию некоторые авторы рассматривают в рамках модели "дефицита", определяющего отсутствие функций, связанных с выражением аффекта и фантазий. Дж. Немиах и П. Сифнеос эмпирически связывали алекситимическое расстройство с нарушениями в области палеостриального тракта, в результате чего, по их мнению, и происходит подавление импульсов от лимбической системы к коре головного мозга.

Дальнейшее развитие представлений о генезе алекситимии было связано с экспериментальными работами И.С. Коростеловой, В.С. Ротентберга в которых было установлено, что левое полушарие не распознает эмоциональных переживаний, возникающих в правом полушарии, вследствие их нарушенного взаимодействия. Известно, что в головном мозге существуют комиссуральные проводящие пути, которые проходят через мозолистое тело и объединяют функции полушарий головного мозга. Оказалось, что лица, подвергшиеся церебральной коммисуротомии (перерезке на уровне мозолистого тела), характеризуются сниженной способностью к символизации, фантазированию, а также реже видят сновидения. В соответствии с этим были высказаны предположения о возможности возникновения у человека "функциональной комиссуротомии". В первую очередь в этом аспекте стали рассматривать алекситимию: ее начали трактовать как синдром "расщепленного мозга".

К изложенной нейроанатомически-нейрофизиологической гипотезе близка другая, рассматривающая алекситимию как дефект развития головного мозга. При этом предполагают дефект мозолистого тела или билатеральную либо аномальную локализацию центра речи в правом полушарии. Некоторые авторы, основываясь на изучении близнецов, большое место в развитии синдрома алекситимии отводят генетическим факторам.

К вторичной алекситимии относят, в частности, состояние глобального торможения аффектов или "оцепенения", наступающее в результате тяжелой психологической травмы (модель "отрицания").

Вторичная алекситимия может отражаться в патологической форме горя или скрытой депрессии. В данном случае она рассматривается как "защитный механизм", хотя и не является психологической защитой в классическом понимании. Но при этом следует учитывать, что для алекситимичных личностей характерен так называемый "незрелый" тип защиты, особенно от сверхсильных, непереносимых для них аффектов. Выявление алекситимии при маскированных депрессиях и неврозах дало основание некоторым авторам рассматривать ее с позиций невроза. Алекситимичные черты часто встречаются у пациентов с посттравматическими стрессовыми расстройствами. При целом ряде пограничных психических расстройств была установлена положительная связь между уровнем алекситимии, депрессии и тревоги. В связи с этим были высказаны предположения, что алекситимичные черты развиваются на основе предшествующей тревоги и депрессии.

Третий - социологический - подход объясняет появление синдрома алекситимии в аспекте поведения, социальных и культурных факторов. Один из представителей этого подхода, выделяющего в качестве причины алекситимии социальное научение. H. Kristal, полагает, что эмоциональное развитие человека и соответственно патология эмоциональности находятся в прямой зависимости от характера отношений в системе "мать - ребенок" в раннем детстве. По данным исследований, полученным сторонниками биологической теории алекситимии, она не поддается коррекции, тогда как подходы, утверждающие формирование алекситимии в результате травмы или социального научения, признают возможным ее коррекцию.

В.В. Николаева подробно рассматривает связь феномена алекситимии с особенностями психологической саморегуляции. Важный источник устойчивости, свободы и саморазвития личности - это рефлексия, которая позволяет осознать смысл собственной жизни и деятельности. Именно рефлексия является частным механизмом личностно-мотивационного уровня саморегуляции. В то же время, дефицит рефлексии относится к важному признаку алекситимии. "Алекситимик" не может управлять своими побуждениями, гибко перестраивать их. В процессе онтогенетического развития по каким-то причинам потребность в саморегуляции может оказаться не сформированной. В результате невозможность реализации актуальных потребностей ведет к хронизации эмоций и, как следствие, к стойким соматическим изменениям. Правомерность такой концепции была подтверждена исследованием явления вторичной алекситимии у взрослых, которые перенесли в возрасте до 3-х лет операцию по поводу врожденного порока сердца. Это хорошо объясняется особой социальной ситуацией формирования их психики, когда близкий взрослый этих пациентов организовывал и контролировал их деятельность вплоть до периода взрослости самих больных, строил их программу будущей жизни. Таким образом, не формировалась собственная деятельность саморегуляции, не было активного, творческого отношения к собственной жизни.

Медицинская позиция во многом вторит психологической. В частности, В.М. Провоторов с соавторами, характеризуя особенности алекситимии при заболевании бронхиальной астмой, указывает, что согласно современным представлениям, алекситимия является психологической характеристикой индивида, определяемой следующими когнитивно-аффективными особенностями:

  • -трудность в определении аффекта, идентификации и определения собственных чувств;
  • -затруднения в проведении различий между чувствами и телесными ощущениями;
  • -сниженная способность к символизации, о чем свидетельствует отсутствие склонности к мечтам и фантазиям;
  • -фокусирование в большей степени на внешних событиях, чем на внутренних переживаниях.

Касаясь вопроса о генезе этого феномена, отмечают особую роль ряда условий, в которых протекало формирование психики таких больных. К их числу относятся:

  • -специфический телесный опыт (болезнь в раннем детстве, операция с последующими ограничениями активности);
  • -фиксация внимания семьи на болезни ребенка, включение болезни в социальную ситуацию развития в качество ее центрального звена;
  • -директивное навязывание больному определенного - "инвалидного" - стиля жизни;
  • -длительное переживание неуспеха в значимой деятельности (в особенности в периоды нормативных кризисов развития);
  • -ограниченность эмоционального опыта спектром негативных эмоций (страдание, жалость, неуспех);
  • -неспособность собственного активного вмешательства в обстоятельства жизни.

Могут усиливаться физиологические реакции на стрессовые ситуации, что нередко заканчивается психосоматическими заболеваниями.

Не решенным окончательно является вопрос о том, является ли алекситимия состоянием, зависящим от ситуации, или устойчивой личностной характеристикой. Неясны и причины алекситимических черт: вызваны они врожденными факторами (например, биохимическим дефицитом) или же обусловлены прижизненными задержками в развитии из-за семейных, социальных и культурных влияний.

Однако нельзя полностью исключить и два прижизненно действующих фактора.

Первый из них - воспитание в семье, в которой эмоции сдерживаются, а за их проявление ребенка наказывают.

Второй фактор может быть описан, как сознательное подавление негативных эмоций в стрессовых состояниях, когда они мешают эффективной деятельности. Эта тенденция генерализуется, и, в конце концов, человек привыкает скрывать и подавлять любые эмоциональные состояния, а не только отрицательные.

Не является заболеванием, как таковым, этот диагноз ставится не врачом, и в классификации заболеваний отсутствует. Скорее, это особое состояние, для которого характерна трудность в понимании своих чувств. Человек не способен выявлять тонкие нюансы переживаний, возникает сложность их выражения в процессе словесного общения с окружающими.

У людей с алекситимией чувства как бы вычеркнуты из жизни, они заменены на телесные ощущения и размышления. Если такого человека спросить, что он чувствует, то вместо чувства радости или печали он расскажет, что у него боль в ноге, сердце, или отметит, что он неудобно сидит, и прочее.

Если таким людям объяснить, что данные состояния нельзя назвать чувствами, то они отвечают, что ничего и не чувствуют. Можно даже поверить, что это так и есть, но тут есть одна особенность. Дело в том, что здоровый человек не может не испытывать каких-либо чувств. Эмоциональная окраска для человека является естественной, и это один из признаков того, что его психика является здоровой и не требует коррекции. Как получается, что некоторые люди не ориентируются в собственных чувствах, не могут их выразить?

Причины

Среди причин данного состояния специалисты называют ряд психических заболеваний или патологию головного мозга, дефекты развития, опухоли, травмы. Тем не менее, основной причиной следует считать систему воспитания, при которой взрослые создают препятствия для нормального формирования эмоциональных переживаний ребенка. Так происходит потому что сами взрослые имеют аналогичные проблемы. Таким образом, возникает некий замкнутый круг. Очевидно, что если человек сам не способен к выражению чувств, он не научит этому и ребенка.

Следует отметить, что поэтому алекситимию чаще диагностируют у мужчин. Принято считать, что настоящему мужчине следует быть сдержанным, скрывать свои чувства. Мужчины не должны плакать, потому что они сильные, — подобное можно услышать довольно часто. Алекситимия начинает развиваться, если взрослый человек сталкивается со стрессовыми ситуациями и переживаниями, сопровождаемыми яркими эмоциями.

Если человек не научился переживать эмоции, он нередко учится их игнорировать, возникает своеобразная блокировка, поэтому эмоции не осознаются. Этим способом человек создает себе защиту от ряда внутренних переживаний, у него возникает невозможность их понять, рассказать о них окружающим.

Симптомы

Данное состояние отличается различной степенью выраженности, и поэтому очень легко заметить, если человек страдает алекситимией. Их тело способно слабо выражать чувства, поза в основном является однотипной, может быть долго сохранена. Лицо всегда выглядит одинаково, как бы постоянно меняет маски. Для человека с алекситимией свойственна некоторая упрощенность, суждения отличаются некоторой приземленностью и банальностью. Нередко такие люди имеют репутацию умных и талантливых. Хотя они, в самом деле, обладают хорошим интеллектом, способность к творчеству у них понижена.

При алекситимии у человека бедное воображение, очень ограниченная фантазия, мыслительный процесс чаще всего имеет связь с тривиальными деталями повседневной жизни. Человек с таким расстройством нередко пренебрегает своим физическим и психическим благополучием, и не любит давать оценку своему поведению. Он не только плохо разбирается в своих чувствах, но и не понимает чувства окружающих, не может им сопереживать.

Кроме того, если приходится столкнуться с выражением чувств других людей, страдающий алекситимией просто теряется, и не понимает, как себя вести. Такие больные постоянно имеют трудности общения даже с близкими, так как сами относятся к ним очень холодно. Постепенно возникает стойкое отчуждение, стремление к одиночеству. На уровне подсознания у них возникает страх получить эмоциональные привязанности.

Алекситимия имеет немало особенностей. Например, такие люди никогда не проявляют героизма, высоких чувств, не бывает самопожертвования. Их взгляд на любые события и ситуации всегда рационален. Так, они уверены, что миру не нужны ни герои, ни святые.

В их жизни довольно редко происходят радостные переживания, а если они случаются, то это связано с приобретениями материального характера. Например, приобретение автомобиля, покупка квартиры, повышение по службе, и прочее. Если такие люди смотрят на небо, то не за тем, чтобы полюбоваться красотой, а чтобы определить, ожидается ли дождик.

В их жизни отсутствуют яркие краски, и в основном она воспринимается без полутонов, как черно-белая. Жизнь таких людей протекает механически, как будто выполняется инструкция. Если у человека с алекситимией нет осознания собственных чувств, значит, они у него просто отсутствуют.

При подавленных чувствах, несмотря на старание сделать их рациональными, все равно возникает выраженное внутреннее беспокойство. Из-за этого человеку не сидится дома, он постоянно стремиться к каким либо занятиям. Сама по себе мысль, что придется бездействовать, для таких людей невыносима.

Подсознательно у них возникает страх, что они что-то о себе узнают. Чувства не поддаются контролю полностью, и в некоторых ситуациях возникают выраженные кратковременные эмоциональные срывы. Причем, такие срывы чаще имеют отрицательный характер. Сам человек плохо осознает причину, и поэтому может быть напуган.

И эмоций других людей;

  • затруднение в различении эмоций и телесных ощущений ;
  • снижение способности к символизации, в частности к фантазии ;
  • фокусирование преимущественно на внешних событиях, в ущерб внутренним переживаниям;
  • склонность к конкретному, утилитарному, логическому мышлению при дефиците эмоциональных реакций.
  • Все перечисленные особенности могут проявляться в равной степени или одна из них может преобладать.

    Описание

    Алекситимия рассматривается как фактор риска психосоматических заболеваний . Эта точка зрения подтверждается клиническими исследованиями. Причины развития алекситимии неясны. Установлено, что алекситимия плохо поддаётся психотерапии . В то же время, психотерапия вторичной алекситимии может быть эффективной.

    Алекситимия встречается у значительной части (до 85 %) людей, страдающих аутистическими расстройствами . Для измерения алекситимии используются диагностические интервью, шкалы самоотчётов, проективные техники.

    Термин «алекситимия» предложил в 1973 году Питер Сифнеос (Peter Emmanuel Sifneos). В своей работе, опубликованной ещё в 1968 г., он описал наблюдавшиеся им особенности пациентов психосоматической клиники, которые выражались в утилитарном способе мышления, тенденции к использованию действий в конфликтных и стрессовых ситуациях, обеднённой фантазиями жизни, сужении аффективного опыта и, особенно, в трудностях подыскать подходящее слово для описания своих чувств. Алекситимия буквально обозначает: «без слов для чувств» (или в близком переводе - «нет слов для названия чувств»). Термин подвергался критике, в том числе за отсутствие релевантности, однако прочно занял своё место в литературе, посвящённой психосоматическим заболеваниям, а связанная с ним концепция алекситимии приобретает все большую популярность, что отражается в постоянно возрастающем количестве публикаций в разных странах. Разработке концепции алекситимии предшествовали более ранние наблюдения, установившие, что многие пациенты, страдающие классическими психосоматическими болезнями и характеризующиеся «инфантильной личностью», проявляют трудности в вербальном символическом выражении эмоций.

    Люди, страдающие алекситимией, не способны понять и разобраться в собственных чувствах и переживаниях, и поэтому, как следствие, им чужды эмоции других людей. Им чуждо сострадание, чуждо сопереживание и чужда жалость. Им не хватает интуиции и воображения. Личность таких людей характеризуется примитивностью жизненной направленности, инфантильностью и, что особенно существенно, недостаточностью функции рефлексии.

    Совокупность перечисленных качеств приводит к чрезмерному прагматизму, невозможности целостного представления собственной жизни, дефициту творческого отношения к ней, а также трудностям и конфликтам в межличностных отношениях.

    Методики измерения алекситимии

    Для определения степени выраженности алекситимии использовались различные анкеты: BIQ (опросник Бет, Израиль), АРВQ (создан на основе шкалы BIQ), SSPS (личностная шкала Sifnoes); применялась также 22-пунктовая шкала алекситимии в MMPI. Но все они давали весьма противоречивые данные, поэтому не нашли широкого применения в научных исследованиях.

    Большее распространение получила предложенная в 1985 г. G. Taylor и соавторы. 26-пунктовая Торонтская алекситимическая шкала (TAS). Многочисленные исследования с применением TAS доказали стабильность, надёжность и валидность её факторной структуры и соответственно получаемых результатов.

    Русский вариант TAS был адаптирован в Психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева. При заполнении анкеты испытуемый характеризует себя, используя для ответов шкалу Ликерта - от «совершенно не согласен» до «совершенно согласен». При этом одна половина пунктов имеет положительный код, другая - отрицательный. Алекситимичными считают людей, набравших по TAS 74 балла и более, отсутствию алекситимии соответствует показатель менее 62 баллов.

    Наблюдается тенденция к разработке более краткой шкалы на основе TAS, о чём свидетельствует создание её 20-пунктового варианта (TAS-20). В этой шкале все сводится к оценке трёх основных сторон алекситимии - трудности идентификации чувств, вербализации чувств и степени фокусирования на внешних событиях. Ряд проведённых исследований с применением TAS-20 свидетельствует о её научной и практической ценности. В настоящее время в научных и клинических исследованиях обе версии TAS достаточно широко применяются.

    Проведённые исследования показали, что от 5 до 23 % здорового взрослого населения имеют отдельные алекситимические черты.

    Напишите отзыв о статье "Алекситимия"

    Примечания

    Литература

    • Гаранян Н. Г. Концепция алекситимии / Н. Г. Гаранян, А. Б. Холмогорова // Журнал социальной и клинической психиатрии. - 2003. - № 1. - С. 128-145.
    • Карвасарский Б. Д. «Клиническая психология»
    • Николаева В. В. О психологической природе алекситимии.
    • Lumley M.A. Alexithymia, emotional disclosure, and health: a program of research. Journal of personality, 2004, v. 72(6) p. 1271-1300.
    • De Gucht V., Heiser W. Alexithymia and somatisation: quantitative review of the literature. Journal of psychosomatic research, 2003, v. 54(5), p. 425-434
    • Taylor G. J. Recent developments in alexithymia theory and research. Canadian journal of psychiatry. Revue canadienne de psychiatrie, 2000, v. 45(2) p. 134-142
    • Lumley M. A, Stettner L., Wehmer F. How are alexithymia and physical illness linked? A review and critique of pathways. Journal of psychosomatic research, 1996, v. 41(6), p. 505-518

    Отрывок, характеризующий Алекситимия

    – Князь, то, что я сказала, есть всё, что есть в моем сердце. Я благодарю за честь, но никогда не буду женой вашего сына.
    – Ну, и кончено, мой милый. Очень рад тебя видеть, очень рад тебя видеть. Поди к себе, княжна, поди, – говорил старый князь. – Очень, очень рад тебя видеть, – повторял он, обнимая князя Василья.
    «Мое призвание другое, – думала про себя княжна Марья, мое призвание – быть счастливой другим счастием, счастием любви и самопожертвования. И что бы мне это ни стоило, я сделаю счастие бедной Ame. Она так страстно его любит. Она так страстно раскаивается. Я все сделаю, чтобы устроить ее брак с ним. Ежели он не богат, я дам ей средства, я попрошу отца, я попрошу Андрея. Я так буду счастлива, когда она будет его женою. Она так несчастлива, чужая, одинокая, без помощи! И Боже мой, как страстно она любит, ежели она так могла забыть себя. Может быть, и я сделала бы то же!…» думала княжна Марья.

    Долго Ростовы не имели известий о Николушке; только в середине зимы графу было передано письмо, на адресе которого он узнал руку сына. Получив письмо, граф испуганно и поспешно, стараясь не быть замеченным, на цыпочках пробежал в свой кабинет, заперся и стал читать. Анна Михайловна, узнав (как она и всё знала, что делалось в доме) о получении письма, тихим шагом вошла к графу и застала его с письмом в руках рыдающим и вместе смеющимся. Анна Михайловна, несмотря на поправившиеся дела, продолжала жить у Ростовых.
    – Mon bon ami? – вопросительно грустно и с готовностью всякого участия произнесла Анна Михайловна.
    Граф зарыдал еще больше. «Николушка… письмо… ранен… бы… был… ma сhere… ранен… голубчик мой… графинюшка… в офицеры произведен… слава Богу… Графинюшке как сказать?…»
    Анна Михайловна подсела к нему, отерла своим платком слезы с его глаз, с письма, закапанного ими, и свои слезы, прочла письмо, успокоила графа и решила, что до обеда и до чаю она приготовит графиню, а после чаю объявит всё, коли Бог ей поможет.
    Всё время обеда Анна Михайловна говорила о слухах войны, о Николушке; спросила два раза, когда получено было последнее письмо от него, хотя знала это и прежде, и заметила, что очень легко, может быть, и нынче получится письмо. Всякий раз как при этих намеках графиня начинала беспокоиться и тревожно взглядывать то на графа, то на Анну Михайловну, Анна Михайловна самым незаметным образом сводила разговор на незначительные предметы. Наташа, из всего семейства более всех одаренная способностью чувствовать оттенки интонаций, взглядов и выражений лиц, с начала обеда насторожила уши и знала, что что нибудь есть между ее отцом и Анной Михайловной и что нибудь касающееся брата, и что Анна Михайловна приготавливает. Несмотря на всю свою смелость (Наташа знала, как чувствительна была ее мать ко всему, что касалось известий о Николушке), она не решилась за обедом сделать вопроса и от беспокойства за обедом ничего не ела и вертелась на стуле, не слушая замечаний своей гувернантки. После обеда она стремглав бросилась догонять Анну Михайловну и в диванной с разбега бросилась ей на шею.
    – Тетенька, голубушка, скажите, что такое?
    – Ничего, мой друг.
    – Нет, душенька, голубчик, милая, персик, я не отстaнy, я знаю, что вы знаете.
    Анна Михайловна покачала головой.
    – Voua etes une fine mouche, mon enfant, [Ты вострушка, дитя мое.] – сказала она.
    – От Николеньки письмо? Наверно! – вскрикнула Наташа, прочтя утвердительный ответ в лице Анны Михайловны.
    – Но ради Бога, будь осторожнее: ты знаешь, как это может поразить твою maman.
    – Буду, буду, но расскажите. Не расскажете? Ну, так я сейчас пойду скажу.
    Анна Михайловна в коротких словах рассказала Наташе содержание письма с условием не говорить никому.
    Честное, благородное слово, – крестясь, говорила Наташа, – никому не скажу, – и тотчас же побежала к Соне.
    – Николенька…ранен…письмо… – проговорила она торжественно и радостно.
    – Nicolas! – только выговорила Соня, мгновенно бледнея.
    Наташа, увидав впечатление, произведенное на Соню известием о ране брата, в первый раз почувствовала всю горестную сторону этого известия.
    Она бросилась к Соне, обняла ее и заплакала. – Немножко ранен, но произведен в офицеры; он теперь здоров, он сам пишет, – говорила она сквозь слезы.
    – Вот видно, что все вы, женщины, – плаксы, – сказал Петя, решительными большими шагами прохаживаясь по комнате. – Я так очень рад и, право, очень рад, что брат так отличился. Все вы нюни! ничего не понимаете. – Наташа улыбнулась сквозь слезы.
    – Ты не читала письма? – спрашивала Соня.
    – Не читала, но она сказала, что всё прошло, и что он уже офицер…
    – Слава Богу, – сказала Соня, крестясь. – Но, может быть, она обманула тебя. Пойдем к maman.
    Петя молча ходил по комнате.
    – Кабы я был на месте Николушки, я бы еще больше этих французов убил, – сказал он, – такие они мерзкие! Я бы их побил столько, что кучу из них сделали бы, – продолжал Петя.
    – Молчи, Петя, какой ты дурак!…
    – Не я дурак, а дуры те, кто от пустяков плачут, – сказал Петя.
    – Ты его помнишь? – после минутного молчания вдруг спросила Наташа. Соня улыбнулась: «Помню ли Nicolas?»
    – Нет, Соня, ты помнишь ли его так, чтоб хорошо помнить, чтобы всё помнить, – с старательным жестом сказала Наташа, видимо, желая придать своим словам самое серьезное значение. – И я помню Николеньку, я помню, – сказала она. – А Бориса не помню. Совсем не помню…
    – Как? Не помнишь Бориса? – спросила Соня с удивлением.
    – Не то, что не помню, – я знаю, какой он, но не так помню, как Николеньку. Его, я закрою глаза и помню, а Бориса нет (она закрыла глаза), так, нет – ничего!
    – Ах, Наташа, – сказала Соня, восторженно и серьезно глядя на свою подругу, как будто она считала ее недостойной слышать то, что она намерена была сказать, и как будто она говорила это кому то другому, с кем нельзя шутить. – Я полюбила раз твоего брата, и, что бы ни случилось с ним, со мной, я никогда не перестану любить его во всю жизнь.

    Эмоции – это наиболее древняя функция человеческой психики, ее инстинктивное, животное начало. Эмоции есть у всех без исключения живых людей, но не все люди одинаково чувствительны, а некоторые даже могут казаться вовсе бесчувственными, лишенными способности выражать чувства, делиться ими с другими и сопереживать. В психологии такая не-эмоциональность, неспособность к пониманию и выражению разных собственных чувств называется алекситимией.

    Феномен алекситимии влияет на поведение и мышление таким образом, что эмоции часто не осознаются и оказываются как бы «за бортом» обычной жизни, но тем не менее они никуда не исчезают, а продолжают жить на бессознательном уровне, также, как и у всех остальных людей.

    Эмоции влияют на самочувствие, состояние здоровья, побуждают к действиям и во многом определяют поведение, а в конечном итоге и жизненный путь человека. Без понимания своих чувств невозможно принимать осознанные решения, заботиться о своих психологических потребностях и формировать здоровые близкие отношения.

    По этой причине алекситимия – это почти всегда ограничения в функционировании психики, и в особо тяжелых своих формах она может вызывать развитие психических патологий.

    Термин «алекситимия» (буквально – «нет слов для чувств») ввел американский психиатр П. Сифнеос в 70-х годах прошлого века. В настоящее время изучением вопроса вне медицины занимаются психоаналитики и когнитивно-поведенческая школа психологии.

    Сифнеос описал устойчивую психологическую характеристику личности, которая предполагает следующие типичные признаки алекситимии:

    1. Затруднения в идентификации, понимании и описании собственных чувств и эмоций окружающих.
    2. Снижение способности к различению физических и эмоциональных ощущений.
    3. Слабая способность к символизации и воображению, бедность фантазии, отсутствие склонности к творчеству.
    4. Фокусировка внимания в большей степени на внешних событиях, чем на эмоциональных реакциях.
    5. Тенденция к соматизации эмоций, и, как следствие, – склонность к психосоматическим расстройствам.
    6. Склонность к утилитарному, конкретному мышлению и предпочтение практических действий в стрессовых и конфликтных ситуациях.

    На протяжении почти 50 лет феномен алекситимии привлекает внимание специалистов в области психосоматической медицины и психологии.

    Многочисленные клинические исследования алекситимии подтверждают склонность к психосоматическим заболеваниям алекситимиков, а также – высокую распространенность алекситимии среди психосоматических пациентов.

    Такая склонность к соматизации объясняется тем, что отсутствие способности к эмоциональной саморегуляции, которая в норме позволяет адаптироваться к стрессовым условиям, приводит к усилению физиологических реакций на стресс, и, как следствие, – к возникновению соматических заболеваний.

    Современная научная концепция алекситимии описывает два основных типа, которыми определяется эффективность психотерапии для данной особенности.

    Первичная алекситимия — дефицит эмоциональных реакций

    Это врожденная, конституциональная особенность организма, вероятно, связанная с функциональным нарушением нервной системы, из-за которого инстинктивные импульсы воздействуют на организм, минуя процесс переработки (то есть – осознание и регуляцию) в коре головного мозга.

    Такой врожденной алекситимией часто (в 80% случаев) подвержены люди с расстройствами аутистического спектра. Вследствие своего врожденного происхождения первичная алекситимия плохо поддается психотерапевтической коррекции.

    Пациенты нуждаются скорее в формировании оптимальных условий жизни, минимизации стрессов и развитии когнитивных функций, которые позволяют компенсировать недостаток рефлексии.

    Вторичная алекситимия – отрицание эмоций

    Такая модель предполагает масштабное торможение эмоциональных реакций, которое обусловлено чрезмерно развитой склонностью психики к использованию механизмов защит:

    • отрицания;
    • вытеснения;
    • диссоциации;
    • подавления;
    • изоляции аффекта и других.

    Эмоции в этом случае не допускаются к осознанию и переработке и находят свое выражение в соматических или психических расстройствах, лишая человека возможности непосредственно переживать и называть свои чувства.

    Вторичная алекситимия поддается психотерапии, причем прогноз оказывается наиболее благоприятным в тех случаях, когда изоляция эмоций появляется на сравнительно поздних этапах развития личности – например, как реакция на психическую травму.

    Закономерно, что вернуть себе некогда потерянную способность чувствовать – намного легче, чем научиться этому с нуля, не имея богатого опыта в рефлексии и сопереживании.

    Теория алекситимии показывает, что при диагностике важно дифференцировать первичную и вторичную алекситимию, так как план лечения будет значительно отличаться в этих случаях.

    Для диагностики способностей к пониманию и вербализации чувств группой канадских исследователей разработана торонтская шкала алекситимии (tas) – это короткий опросник, который позволяет относительно достоверно определить наличие и степень алекситимии.

    Алекситимия как черта аутичной личности

    Первичная алекситимия – тот ее тип, которому способствует особое функционирование нервной системы, часто связывается и с другими особенностями личности, которые в сумме дают расстройства аутистического спектра.

    Аутизм может выражаться в сравнительно легком виде (например, легкие формы синдрома Аспергера) или приобретать тяжелое патологическое течение.

    Для большинства аутистов характерно значительное снижение эмоционального интеллекта, то есть – способности распознавать чужие эмоции.

    Из-за этой особенности поведение другого человека может сильно напугать или расстроить аутичного человека, так как он не может предугадать действия других. Одновременно и он сам может вести себя слишком грубо, агрессивно или излишне шумно, и вызывать неудовольствие окружающих.

    В данном случае имеет смысл когнитивно-поведенческая терапия, направленная на компенсацию недостатка эмпатии когнитивными навыками.

    В процессе такого воздействия дети учатся интеллектуально понимать (по интонации, лексике, выражению лица), что чувствуют другие люди, что приемлемо и приятно, а что может возмутить, разозлить или расстроить. Это помогает аутичным людям защитить себя от неожиданных реакций окружающих, почувствовать уверенность и обрести свое место среди нейротипичного окружения.

    Алекситимия – фактор риска психосоматики

    Снижение способности распознавать и вербализировать свои эмоции обнаруживают в себе многие пациенты психосоматической клиники. В таких случаях соматическая реакция преобладает над аффектом, внимание человека направлено на физические ощущения, что усиливает воздействие соматического компонента эмоциональной реакции.

    Особенно важную роль отсутствие контакта с чувствами играет в развитии таких классических психосоматических заболеваний:

    • псориаз, экзема и атопический дерматит;
    • язва желудка и гастрит;
    • мигрень;
    • гипертония;
    • вегетососудистая дистония;
    • нарушения сердечного ритма и другие.

    Человек, который не понимает своих чувств, может говорить о гневе: «У меня пульсирует в голове, и сжимаются челюсти» или о страхе: «У меня перехватывает дыхание, а руки потеют и дрожат». И именно так, как умеют, и будут проявлятся чувства.

    «Дом». Рисунок человека с алекситимией

    Со страхом, который понимается и переживается как страх, можно много чего сделать – утешить и успокоить себя, устранить пугающий фактор («напасть» или «убежать»), преобразовать страх в гнев и выразить его, попросить поддержки и защиты у близких. Но страх, который ощущается только как телесная реакция, продолжает влиять на организм и вызывает последствия на физическом уровне.

    Как алекситимия влияет на организм?

    Когда эмоции не перерабатываются, стрессовое состояние становится устойчивым и влияет на разные системы организма.

    Работа мышц

    Страх, тревога, паника, гнев, возбуждение и другие реакции, которые биологически направлены на совершение какого-то действия (бегства, нападения, работы и так далее), побуждают напрягаться определенные группы мышц.

    Если это напряжение не находит двигательной разрядки (ведь человек, который не знает о своем страхе, никуда не бежит), то напряжение в мышцах становится постоянным и вызывает деформации скелета и нарушения функций внутренних органов (например, постоянно напряженные мышцы живота могут вызывать расстройства пищеварения).

    Выработка гормонов

    Во время стресса (даже когда мы не знаем, что это стресс) и сильных переживаний (страха, боли, тоски, любви, гнева, отчаяния и любых других) вырабатываются определенные гормоны, которые должны мобилизовать организм и помочь справиться со стрессовой ситуацией.

    Но когда эмоции не осознаются, ситуация часто не находит разрешения, а выработка гормонов продолжается. Тогда в крови накапливается концентрация гормонов, нарушающая функционирование нервной системы и многих других систем.

    Например, при страхе усиливается выработка адреналина, норадреналина и кортизола – гормонов стресса, которые учащают сердцебиение, повышают температуру тела, вызывают прилив крови к мышцам, снижают функции пищеварения, тормозят мышление и угнетают цикл сна-бодрствования – то есть лишают организм возможности отдыхать и восстанавливаться.

    Психические функции

    Алекситимия часто сопровождается и ментальными расстройствами:

    1. Булимией или анорексией, при которых пищевая функция заменяет человеку эмоциональную.
    2. Депрессией, при которой наплыв неосознаваемых чувств погружает человека в состояние апатии и подавленности.
    3. Тревожным расстройством, при котором внутренние конфликты проецируются вовне и принимают форму неясной внешней угрозы.
    4. Обсессивно-компульсивным расстройством, при котором центром психической жизни становятся ритуалы и навязчивые действия.
    5. Химическими и другими зависимостями, при которых функции эмоциональной регуляции делегируются веществу или другому объекту зависимости.

    Лечение психосоматических заболеваний пациентов с алекситимией наиболее эффективно в комплексном виде. Наряду с медикаментозным лечением соматических симптомов важно проводить работу в психологическом плане.

    Постепенно обучаясь распознаванию собственных эмоциональных реакций, пациент обретает инструменты для переработки и регуляции чувств. В результате не только повышается осознанность, но и значительно уменьшаются проявления психосоматических симптомов.

    «Мои желания». Рисунок человека с алекситимией

    В процессе психотерапии психосоматические пациенты приходят от восприятия симптома как телесного врага к пониманию боли и болезни как сигнала о том, что внутри происходит нечто важное. При благоприятном прогнозе это «важное» внутри может начать осознаваться и называться как эмоции, и у человека появится простор для переработки чувств, что положительно скажется на физическом самочувствии.

    Как алекситимия влияет на качество жизни?

    Для «здоровых» в эмоциональном плане людей чувства играют важную роль в организации жизни, выборе приоритетов, построении отношений с другими. Люди, полноценно переживающие эмоции, стремятся к удовлетворению своих психологических и духовных потребностей и заботятся о своем моральном благополучии.

    Жизнь алекситимика отличается некоторыми типичными чертами, из которых складывается феномен заболевания.

    Эмоциональная обедненность социальных контактов

    У алекситимиков как правило мало близких друзей, отношениях с другими характеризуются как поверхностные, утилитарные. Человек не ощущает наполненности и глубины общения, не заинтересован в искреннем разделении своих собственных чувств и эмоционального состояния других людей. Окружающие могут воспринимать алекситимиков как холодных, строгих, отстраненных собеседников.

    Часто другие не добиваются ответа на вопросы вроде «Ты злишься? Ты расстроен? Почему ты такой грустный?», или встречают недоуменное «не знаю».

    Отсутствие творчества

    Отсутствие или небольшое количество фантазирования, воображения и творчества. Человек, как правило, обращен во внешний мир, мечты кажутся ему бессмысленной тратой времени. При необходимости заняться творчеством впадает в ступор, либо производит простые образы, лишенные символизма.

    Выбор жизненного пути из внешних предпосылок

    Человек, лишенный продуктивного контакта с самим собой, принимает важные решения, основываясь на усвоенных представлениях о том, как поступать «правильно», «хорошо», «выгодно».

    При этом внутренняя мотивация («правильно для меня», «возможность раскрыться», «хочется этого») ощущается слабо или вовсе не берется в расчет. Жизнь в результате выглядит как череда утилитарных решений, которые могут привести к определенному успеху, но не оставляют места для аутентичной самореализации.

    Человек нередко при этом чувствует неясную пустоту, смутное желание перемен, но не придает значения этим слабым сигналам.

    Иногда человек смутно или остро ощущает неудовлетворенность собственной жизнью и понимает, что хотел бы наладить контакт с собственными чувствами. Компетентный психотерапевт в таком случае может стать ценным союзником. Понимающий и чуткий терапевт поможет клиенту наладить важные связи с собственным внутренним миром и получить такое желанное принятие и сопереживание, а впоследствии – научиться распознавать сигналы эмоциональных реакций, понимать и перерабатывать их.

    Таким образом у человека появляется возможность заботиться о себе, понимать свои психологические потребности и стремиться к их удовлетворению, заводить продуктивные и питательные отношения и отказываться от разрушительных «токсичных» связей. Жизнь обретает глубину, наполненность и смысл.

    Задайте вопрос эксперту в комментариях

    Алекситимия – термин, обозначающий затруднение в понимании и словесном выражении эмоций, сложности в различении физических и эмоциональных ощущений, фокусировку на внешнем, а не внутреннем, а также тяготение к логическому и конкретному мышлению, в ущерб реакциям эмоциональным.

    В более широком понимании алекситимия в психологии также обозначает низкую эмоциональную вовлеченность в межличностные и социальные отношения.

    Данное явление относится к психологическим проблемам, не является заболеванием, и не занесено в международную классификацию болезней.

    Алекситимию относят к особенностям нервной системы, и она не связана с умственными способностями. Согласно статистике, различные проявления отклонения встречаются у 5-25% людей.

    Изучением отклонения занимаются не только психологи, но также психиатры, неврологи, социологи. В психиатрии и психологии существует мнение, что алексетимия это проявление широкой проблемы общества, в котором выражение эмоций приносится в жертву стереотипам.

    Основной объем общения происходит в сети, где эмоции выражаются при помощи эмотиконов, речь человека обедняется и соответственно обедняется эмоциональный интеллект.

    Неврологические исследования пациентов, имеющих алекситимию, показали наличие аномалий в двух областях головного мозга. Одна из областей отвечает за эмоции, другая – за анализ информации, обучение, принятие решений.

    Однако врачи не имеют однозначного мнения, имеется ли связь между этими нарушениями и данным расстройством, либо сама алекситимия, как психологическая трудность, приводит к данным аномальным явлениям в головном мозге. На данный момент продолжаются исследования в этой области.

    С точки зрения социологии алекситимия является результатом воспитания, так как эмоциональные проявления бывают табуированы в некоторых семьях. Также отсутствие физического контакта в детстве негативно сказывается на способности человека выражать эмоции.

    Психиатры считают, что гармоничное развитие мыслей и чувств у ребенка происходит благодаря физическому восприятию и сенсорным раздражителям. А его отсутствие приводит к ограничению эмоционального воображения.

    Почему я не могу выразить эмоции?!

    Алекситимия может быть врожденной (первичной) и приобретенной (вторичной). Врожденная формы заболевания является следствием пороков развития плода, возникших патологий при беременности и родах, а также перенесенных в детском возрасте заболеваний. Пациент может не понимать своего отличия от других, и не пытаться бороться с этим состоянием.

    Вторичная алекситимия зачастую проявляется во взрослом возрасте, при этом могут отсутствовать соматические заболевания. Нарушение может возникнуть при таких неблагоприятных факторах, как нарушения психики, нервные потрясения и , психические травмы, стрессы.

    Психологи рассматривают алекситимию, как защитный механизм человека, который включается при непереносимых аффектах. Постоянное подавление чувств и эмоциональных реакций входит в привычку, начинает развиваться эмоциональная тупость. При этом даже в отсутствие стрессовых ситуаций, чувства и эмоции становятся менее выраженными.

    Врачи предполагают влияние воспитания на появление расстройства у взрослого человека. В случае навязывания определенных поведенческих стереотипов с детства, у человека может отсутствовать способность к выражению собственных чувств. Также проводится множество исследований, направленных на обнаружение связи между развитием нарушения и органическими нарушениями головного мозга.

    Как это выглядит — взгляд изнутри и снаружи

    В первую очередь алекситимия проявляется в сложности восприятия и проявления эмоций. Такие люди могут ощущать весь спектр эмоций, однако имеет затруднения при описании данных чувств и эмоций при помощи слов. Следствием этого могут быть возникающие проблемы с пониманием эмоциональных реакций окружающих людей. Также они не способны к эмпатии – сопереживанию, не являясь при этом эгоистами.

    У людей с данным расстройством может возникать стремление к одиночеству, изоляции.

    Индивиды, имеющие нарушение, не находятся в нейтральном или равнодушном состоянии, они испытывают негативные эмоции, а также испытывают опустошение. Это вызвано дискомофортом и напряжением, возникающих вследствие невозможности определять и выражать чувства.

    Такие люди к тому же имеют проблемы с воображением и проявлением фантазии, из-за чего возникает невозможность творческого труда.

    Алекситимия может приводить к отсутствию сновидений, либо к сновидениям, имеющим бытовой характер. Такие индивиды не склонны к мечтаниям, фантазиям, не полагаются на интуицию. Также может возникать путаница между телесными ощущениями и эмоциональными переживаниями.

    Не алекситимик ли вы — узнайте прямо сейчас!

    Существует несколько общепризнанных и применяемых методик тестирования алекситимии:

    Коррекция и восстановление эмоционального статуса

    Первичная алекситимия с трудом поддается терапии. Приобретенное же расстройство может быть успешно излечено. Основным терапевтическим методом является психотерапия, а именно такие ее направления как гештальт-терапия, психодинамические методики (модифицированные и обычные), и гипноз.

    Однако не все методики психотерапии подходят. Традиционный психоанализ будет малоэффективен, т.к. направлен на избегание выражения чувств во время сессий с терапевтом. Психотерапевтическое лечение направлено на то, чтобы пациент мог научиться осознавать и выражать чувства, помочь в развитии воображения.

    Лечение алекситимии может занять более года. На начальных этапах результаты маловероятны, в этот период необходима поддержка близких людей. Успех терапии зависит от желания самого пациента привнести изменения в свой внутренний мир.

    На данный момент эффективность медикаментозного лечения не доказана. Существуют данные об успешном лечении при помощи бензодиазепиновых транквилизаторов. Комплексный подход является наиболее предпочтительным.

    Медикаментозное лечение и работа терапевта должны проводиться не только с психосоматическими симптомами, но и с такими первопричинами как депрессивные состояния, психоэмоциональное напряжение, тревожность. Необходимо также уделить внимание балансу обмена веществ, гормональному фону пациента.

    Усугубление проблемы

    Наличие у человека алекситимии не подразумевает абсолютное отсутствие эмоций, однако при этом существует проблема в их выражении. В подсознании скапливаются и остаются невыраженными чувства и их телесные проявления.

    Как результат могут возникнуть нарушения в соотношении гормонов, и начать свое развитие психосоматические расстройства. Последствием подавляемых эмоций может стать развитие артериальной гипертензии, дерматитов, ишемической болезни, аллергических реакций, колитов, гастритов, язвенной болезни, бронхиальной астмы, и прочих заболеваний.

    Неумение выражать собственные чувства может вести к нерегулярному питанию, и как следствие появлению лишнего веса. Данное расстройство также может стать причиной алкогольной либо наркотической зависимости.