Главная · Правильное питание · Сухарева клинические лекции по психиатрии детского возраста. Груня Ефимовна Сухарева и Певзнер Мария Семёновна. Истории из жизни

Сухарева клинические лекции по психиатрии детского возраста. Груня Ефимовна Сухарева и Певзнер Мария Семёновна. Истории из жизни

Сухарева Груня Ефимовна (1891-1981)

Сухарева Груня Ефимовна выдающийся ученый-психиатр, один из основоположников отечественной детской психиатрии, заслуженный деятель науки РСФСР родилась 11 ноября 1891 года в Киеве. В 1915 году окончила Киевский женский медицинский институт, после чего в течение 2 лет работала врачом эпидемиологического отряда. В 1917 г. Г.Е. Сухарева стала ординатором в одной из киевских психиатрических больниц, затем там же работала врачом, одновременно исполняя обязанности ассистента и заведующей секцией дефектологии во врачебно-педагогическом институте. С 1921 г. профессиональная жизнь Г.Е. Сухаревой продолжилась в Москве, где она сформировалась и как ученый.

В 1921-1923 гг. она работала во врачебно-наблюдательном пункте для дефективных детей Московского отдела народного образования. Последующие 10 лет, помимо лечебной и научной работы, много занималась организацией санаторных и психоневрологических лечебных учреждений для детей и подростков в рамках деятельности Института охраны здоровья детей и подростков, где заведовала психоневрологической клиникой.

С 1928 по 1933 г. Г.Е. Сухарева являлась внештатным ассистентом и приват-доцентом психиатрической клиники Московского медицинского института, где работала под руководством П.Б. Ганнушкина, во многом способствовавшего формированию ее научных интересов, что выразилось в ряде ее известных исследований в области психопатий.

В 1933 г. Г.Е. Сухарева вернулась на Украину в связи с назначением заведующей кафедрой детской психиатрии Харьковского психоневрологического института, входившего в тот период в структуру Украинской психоневрологической академии. Ее кафедра сразу стала в Украине основной базой для разработки проблем психиатрии детского возраста. Только за первый год сотрудниками кафедры было выполнено и опубликовано более десяти научных работ. После возвращения в Москву Г.Е. Сухарева еще длительное время оставалась там основным консультантом.

Защитив в 1935 г. докторскую диссертацию, Г.Е. Сухарева возглавила кафедру детской психиатрии Центрального института усовершенствования врачей (ЦИУ) в Москве, которой руководила до 1965 г.

Однако ее деятельность в эти годы далеко выходила за рамки кафедры. В 1938 году Г.Е. Сухарева, уже будучи профессором, создала отделение психозов детского и подросткового возраста в Центральном институте психиатрии (в настоящее время – Московский НИИ психиатрии Росздрава). Указанное отделение она возглавляла до 1969 г. и после ухода на пенсию еще 10 лет оставалась там постоянным консультантом.

В годы Великой Отечественной войны Г.Е. Сухарева вместе с коллективом Московского института психиатрии находилась в эвакуации в Томске. Здесь она вместе с профессорами А.С. Шмарьяном и И.Г. Равкиным, научными сотрудниками С.И. Гольденберг, Т.И. Гольдовской, Р.Г. Голодец и другими оказывала помощь в диагностике и лечении раненых с черепно-мозговыми травмами в эвакогоспитале, который располагался на территории Томской психиатрической больницы.

С 1931 по 1951 год Г.Е. Сухарева являлась по совместительству консультантом и научным руководителем Московской психиатрической больницы им. П.П. Кащенко (ныне Московская городская клиническая психиатрическая больница им. Н.А. Алексеева) и там же в военные и послевоенные годы работала консультантом военно-госпитальных отделений.

Научные труды Г.Е. Сухаревой свидетельствуют о широчайшем диапазоне ее научных интересов, глубине научных взглядов и тонком понимании психопатологии, что наиболее полно отражено в ее работах в области детской психиатрии. В них представлено все разнообразие детской клинической патологии, связанной с неврологическими, инфекционными, соматическими, наследственными и эндогенными психическими заболеваниями.

Одной из первых работ Г.Е. Сухаревой было выполненное в 1921 году исследование, посвященное детским фантазиям, в том числе при детской шизоидной психопатии. В 30-х годах в ряде работ ею уже были сформулированы важнейшие положения об особенностях психических заболеваний в детском и подростковом возрасте. Г.Е.Сухарева по существу разработала эволюционно биологическую концепцию психических расстройств применительно к детскому возрасту.

Г.Е. Сухарева впервые описала клинические особенности отдельных нозологических форм психических заболеваний в детском и подростковом возрасте – шизофрении, эпилепсии, психопатии. Ею были представлены также дифференциальные критерии для различных форм шизофренического процесса. Особое признание, в том числе за пределами нашей страны, получили ее работы по шизофрении, в которых были установлены закономерности динамики с учетом остроты начала заболевания и темпа развития болезненного процесса.

Г.Е. Сухарева одна из первых изучила и описала клинику шизоидных и органических психопатий у детей и подростков, тесно увязывая эти расстройства с различными видами дизонтогении, и разработала классификацию психопатий в детском возрасте, которую отличает от других патогенетическое обоснование отдельных видов психопатий с учетом стадии онтогенеза.

Многолетнее наблюдение и лечение детей со слабоумием позволило Г.Е. Сухаревой разработать также оригинальную клинико-патогенетическую классификацию олигофрении, которая учитывает период развития ребенка и причину повреждения нервной системы. Эта классификация соотносима с современными представлениями о природе олигофрении. Г.Е. Сухарева подробно описала не только все виды олигофрении, но и клиническую картину психозов у олигофренов.

В исследованиях Г.Е. Сухаревой достаточно большое место занимало и такое заболевание, как эпилепсия. При детской эпилепсии ею были описаны сомнамбулизм (снохождение), пароксизмальные ночные страхи и зрительные галлюцинации устрашающего характера, а также эмоциональные нарушения в виде напряженного монолитного аффекта с вязкостью эмоций; выделены дифференциально-диагностические критерии эпилепсии.

Не меньший вклад Г.Е. Сухарева внесла в раздел психических расстройств при органическом повреждении головного мозга, вызванном черепно-мозговой травмой у детей.

Как ученый, стоящий на позициях биологической обусловленности психических расстройств, Г.Е. Сухарева очень широко рассматривала влияние психической травмы на детей, что нашло отражение в работах о реактивных состояниях. Она справедливо отмечала, что «противопоставление биологической и психологической реакции противоречит клиническим данным», что существует единый психобиологический субстрат личности, в котором биологические и психологические механизмы подчинены общей целесообразности, существующей как в диапазоне здоровья, так и состоянии болезни. Г.Е. Сухарева поддерживала позиции П.Б. Ганнушкина и В.А. Гиляровского, считавших, что, помимо самой травмы, существуют также дополнительные факторы, определяющие в известной мере как индивидуум переживает полученную травму, и что важным внутренним условием возникновения реактивных состояний является наличие особых черт личности. Эта точка зрения нашла отражение и в ее работе, касающейся психических нарушений у взрослых, особенно психогенных реакций, обусловленных факторами войны.

Таким образом, работа Г.Е. Сухаревой в области детской психиатрии на всем протяжении ее жизни протекала при неразрывной связи врачебной, научной и организационной деятельности, направленной на создание и усовершенствование помощи психически больным детям. Об этом свидетельствуют не только ее работы в Киевском врачебно-педагогическом институте и Институте охраны здоровья детей и подростков, создание и организация работы кафедр детской психиатрии в разных учреждениях, но и ряд работ, направленных на организацию внебольничных служб для психически больных детей.

Кроме того, с первых лет работы в области психиатрии научно-практическая работа Г.Е. Сухаревой была тесно связана с преподавательской деятельностью. Под ее руководством было выполнено большое число кандидатских и докторских диссертаций. О педагогическом таланте Г.Е. Сухаревой можно судить по таким ее ученикам, как М.Ш. Вроно, К.С. Лебединская, В.Н. Мамцева, И.А. Полищук и др.

Многолетние исследования в области психиатрии были обобщены Г.Е.Сухаревой в большом труде «Клинические лекции по психиатрии детского возраста», вышедшем в трех томах, изданных в 1955, 1959 и 1965 гг., и в книге «Лекции по психиатрии детского возраста (Избранные главы)» (1974). Всего Г.Е. Сухаревой было опубликовано более 150 научных работ, в том числе 6 монографий, до сих пор являющихся настольными книгами отечественных детских психиатров.

Г.Е. Сухарева пользовалась большим авторитетом в научном сообществе. Она была членом многих научных советов и комиссий, членом правления и председателем детской секции Всесоюзного общества невропатологов и психиатров, членом редакционного совета «Журнала невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова». Ее заслуги в области отечественной медицины были отмечены рядом государственных наград.

Груня Ефимовна Сухарева умерла 26 апреля 1981 г. на 90-м году жизни после тяжелой продолжительной болезни. После ее смерти прошло уже 30 лет, но до настоящего времени результаты исследований Г.Е. Сухаревой по детской и подростковой психопатологии сохраняют свое значение. Не только психиатры, но и психологи и дефектологи активно изучают и используют ее труды, с благодарностью вспоминая этого незаурядного ученого и врача, всю жизнь посвятившего психически больным детям.

    Основные труды Г.Е. Сухаревой:
  • Деянов В.Я., Сухарева Г.Е. Психические нарушения при ревматизме у детей и подростков. В кн.: Труды Государственного научно-исследовательского института Минздрава РСФСР. М 1962; 188.
  • Сухарева Г.Е Анализ детских фантазий как метод изучения эмоциональной жизни ребенка. Киев 1921.
  • Cухарева Г.Е. Шизоидные психопатии в детском возрасте. В кн.: Вопросы педологии и детской психоневрологии, выпуск 2. М 1925; 157-187.
  • Сухарева Г.Е. К проблеме структуры и динамики детских конституционных психопатий (шизоидные формы). Журнал невропатологии и психиатрии 1930; 6.
  • Сухарева Г.Е. Особенности структуры дефекта при различных формах течения шизофрении (на детском и подростковом материале). Невропатология, психиатрия, психогигиена 1935; IV: II: 57-62.
  • Сухарева Г.Е. Клиника шизофрении у детей и подростков. Часть I. Харьков: Госмедиздат УССР 1937; 107.
  • Сухарева Г.Е. Клиника эпилепсии у детей и подростков. Проблемы теоретической и практической медицины. М 1938; 234-261.
  • Сухарева Г.Е. Психогенные типы реакций военного времени. Невропатология и психиатрия 1943; 12: 2: 3-10
  • Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. Т. 1. М: Медгиз 1955; 459.
  • Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. Т. II, часть 2. М: Медицина 1959; 406.
  • Сухарева Г.Е. Лапидес М.И. О работе психоневрологического кабинета для детей и подростков при психоневрологическом диспансере и детской поликлинике. М 1959.
  • Сухарева Г.Е., Юсевич Л.С. Психогенные патологические реакции (неврозы). В кн.: Многотомное руководство по педиатрии, т. 8. М 1965.
  • Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. Т. 3. М: Медицина 1965; 270.
  • Сухарева Г.Е. Роль возрастного фактора в клинике детских психозов. Журнал невропатологии и психиатрии 1970; 70: 10: 1514-1520.
  • Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста (Избранные главы). М: Медицина 1974; 320.

Источник материала: Журнал неврологии и психиатрии им.С.С.Корсакова, 4, 2012, С.67-71.

СУХАРЕВА Г.Е.

Клинические лекции по психиатрии детского возраста.- Т. I.- М.: Медгиз, 1955.- С. 39–56.

Точность диагноза зависит не только от специальных знаний врача, его опыта и искусства, - она немыслима без серьезной теоретической и методологической основы.

В психиатрии еще более ясно, чем в других клинических дисциплинах, видно, что в самом обосновании принципов психиатрической диагностики отображается философское мировоззрение врача. Не случайно, что психиатры, защищающие идеалистические теории, не допускают возможности нозологического диагноза в психиатрии. Отрицая причинную обусловленность психических расстройств, представители идеалистического направления неизбежно приходят к выводу, что основой диагностики в психиатрии является не подлинно научное познание явлений, а «инстинктивное чувствование», «интуиция».

Клиницист, строящий свою научную и практическую деятельность на основе диалектического материализма, ставит себе задачу не только тщательно описать клиническую картину болезни, но и установить внутренние связи между отдельными болезненными явлениями и вскрыть причины, определяющие их возникновение и развитие. Таким образом, диагностика становится не только искусством, основанным на знании и опыте, но научной дисциплиной, объясняющей закономерности развития болезни.

Рассматривая диагностику как важную практическую и научную проблему, мы считали нужным посвятить ей специальную лекцию, в основу которой были положены выводы предыдущей лекции по вопросу применения в психиатрии эволюционно-биологической концепции о развитии болезни.

Напомним, что формирование клинической картины болезни зависит не только от особенностей этиологического фактора (качество болезнетворного агента - сила, острота и темп его воздействия), но и от патогенеза болезни - от того, каковы механизмы развития болезненных явлений в конкретных условиях данного организма. Особенности патогенеза болезни всегда тесно связаны с индивидуальными свойствами организма - его нервной системы, характером его приспособительных и защитных реакций.

Следовательно, в своей сложной деятельности врач никогда не ограничивается установлением причины болезни. Он идет дальше - к выяснению патогенетического диагноза: он изучает механизмы развития патогенного агента в организме данного больного («диагноз больного» - по С.П. Боткину). При распознавании формы заболевания и его патогенеза врач всегда строит предположение о характере патологического процесса, лежащего в основе болезни, его морфологических особенностях, его распространении в тех или других органах. Но из эволюционно-биологической концепции о развитии болезни явствует необходимость разрешения еще более сложной задачи, а именно: распознать на основе клинических и экспериментальных данных функциональное состояние данного больного органа или, вернее, данной физиологической системы.

Вопросы функциональной диагностики приобретают особое значение в психиатрии, так как в формировании клинической картины психоза ведущую роль играют функционально-динамические расстройства высшей нервной деятельности. Поэтому психиатры, не отрицая ни в коей мере роли морфологических данных, все же на первый план ставят функциональные данные и большое внимание уделяют изучению степени функциональной сохранности психической деятельности больного, его приспособляемости к условиям внешней среды.

Таким образом, диагноз будет содержать и прогностические указания, ибо подробный клинический анализ картины болезни устанавливает не только что утрачено, но и что уцелело. Такой подход к диагнозу является особенно важным в отношении психических заболеваний, где наблюдается сравнительно много длительно протекающих форм и где правильное трудоустройство больного всегда влияет на течение болезни, а в отдельных случаях является главным лечебным фактором. Это положение прежде всего относится к больным детям, у которых компенсаторные возможности значительно шире, благодаря большей пластичности их нервной системы.

Груня Ефимовна Сухарева (1891—1981) - выдающийся ученый-психиатр, один из основоположников отечественной детской психиатрии. Нет ни одного раздела детской психиатрии, в изучение которого Г.Е.Сухарева не внесла бы значительный вклад.

В том числе, и в исследование раннего детского аутизма. В этом году в Nordic Journal of Psychiatry появилась статья, в которой авторы убедительно доказывают, что еще в 1926 году (за два десятилетия до классических статей Лео Каннера и Ганса Аспергера) Г.Е.Сухарева подробно описала клиническую картину того, что мы сейчас называем аутизмом. Она описала историю болезни шести мальчиков, которых она лечила в течение двух лет в детском психоневрологическом отделении в Москве. Первоначально она использовала термин «шизоидная психопатия», но позднее заменила его на «аутистическую (патологическую избегающую) психопатию». Симптомы заболевания удивительно схожи с теми симптомами, которые описал Каннер, и (особенно) с симптомами, описанными позднее Аспергером. Г.Е.Сухарева представила изящное, структурированное, подробное описание детей, которое было настолько ярким и запоминающимся, что давало возможность читателю сразу узнать такого ребенка на улице или в классе. Груня Ефимовна отмечала парадоксальное сочетание высокого уровня интеллекта и бедной моторики у всех детей, которых она наблюдала. Она также указывала, что мозжечок, базальные ганглии и лобные доли являются анатомическим субстратом этого расстройства. Последние исследования в области нейровизуализации головного мозга детей с расстройствами аутистического спектра показывают, что эти области действительно включены в этот процесс.

Результаты исследования были опубликованы ею в 1925г. в России, а через год в немецком Научном журнале психиатрии и неврологии. С татья Груни Ефимовны была доступна более двух десятилетий до появления первых работ Каннера и Аспергера; тем не менее работа Г.Е.Сухаревой осталась незамеченной. Впервые англоговорящий мир узнал о работах Г.Е.Сухаревой в 1996г. благодаря работе Сулы Вульф (Sula Wolff), которая не только перевела ее оригинальную статью на английский язык, но и представила Груню Ефимовну как первооткрывательницу аутизма. В 2004г. под редакцией К.Гиллберга и Л.Хеллгрена была издана книга «Психиатрия детского и подросткового возраста», в которой также указывается, что за 20 лет до классических описаний детского аутизма Л. Каннером и Х. Аспергером «русский врач Груня Ефимовна Сухарева» описала сходные состояния.

Авторы статьи в Nordic Journal of Psychiatry оставляют открытым вопрос о том, знали ли Каннер и Аспергер о ее работах, публиковавшихся на русском и немецком языках. Нет прямых доказательств того, что кто-либо из них двоих знал о работах Г.Е.Сухаревой. Хотя вероятность этого довольно высокая, т.к. оба они были выходцами из Австрии и свободно владели немецким.

Действительно ли Г.Е. Сухарева описала синдром Аспергера за 20 лет до Аспергера - на самом деле не так важно, ее вклад в детскую психиатрию и без того огромен. Тем более что Груня Ефимовна никогда не гналась за титулами и почитанием. Работала и консультировала до последнего, хоть и давалось это все сложнее.

Во время одной из бесед с ученицей Груня Ефимовна обронила: «Боюсь, что долго проживу». Она скончалась 26 апреля 1981 года в возрасте 89 лет.

Груня Ефимовна Сухарева

Фотография Груня Сухарева
Дата рождения 11 ноября (1891-11-11 )
Место рождения Киев , Российская империя
Дата смерти 26 апреля (1981-04-26 ) (89 лет)
Место смерти Москва , СССР
Страна Российская империя Российская империя , СССР СССР
Научная сфера психиатрия
Место работы Центральный институт усовершенствования врачей
Учёная степень доктор медицинских наук
Учёное звание профессор
Известные ученики К.С. Лебединская ,
М.Ш. Вроно,
В.Н. Мамцева
Известен как Основоположник детской психиатрии в СССР
Награды и премии

Биография

Сестра - Мария Ефимовна Сухарева (1897-1991), педиатр-инфекционист, доктор медицинских наук (1946), профессор (1947).

Вклад в развитие отечественной психиатрии

В начале XX века детской психиатрии как науки в мире не существовало, а немногочисленные научные работы, посвящённые психозам детского возраста, основывались, главным образом, на казуистических наблюдениях. Однако ценность этих научных работ (де Санктис, Вейгандт, Геллер) состояла в том, что они подтвердили возможность появления и развития психозов даже у детей раннего возраста, дали импульс к систематическому изучению клиники психозов детского возраста. Эти исследования с 1920-х годов были творчески развиты и обогащены молодым советским психиатром Груней Сухаревой .

Г. Е. Сухарева разработала эволюционно-биологическую концепцию психических заболеваний . Изучила влияние фактора возрастной реактивности на клинические проявления при различных психических заболеваниях у детей и подростков. Г. Е. Сухаревой впервые описаны отдельные нозологические формы психических заболеваний в детском и подростковом возрасте. За 20 лет до классических описаний детского аутизма Л. Каннером и Г. Аспергером описала сходные состояния .

Г. Е. Сухарева выяснила закономерности динамики шизофрении , влияния на неё остроты начала и темпа развития процесса. Ею были впервые выделены три типа течения шизофрении: непрерывное вялое, в форме приступов и смешанное. Первый тип течения она считает более характерным для детского типа шизофрении , а течение в форме приступов - более типичным для начала шизофрении в подростковом возрасте. Г. Е. Сухаревой установлено, что тип течения шизофрении в большей степени отражает особенности её патогенеза, чем синдромальная форма заболевания. Г. Е. Сухарева установила закономерности взаимосвязи между типом течения и ведущим психопатологическим синдромом, изучена возрастная эволюция проявлений заболевания. Установлено единство основных закономерностей шизофрении у детей и взрослых при наличии значительных возрастных особенностей. Г. Е. Сухарева изучала клиническую картину психозов у олигофренов. Ею предложена оригинальная клинико-патогенетическая классификация олигофрении . Работы Г. Е. Сухаревой по изучению пограничных состояний, олигофрении, психопатии у детей и подростков имеют большое значения для дефектологии. Г. Е. Сухарева создала научную школу детских психиатров (М. Ш. Вроно, В. Н. Мамцева, К. С. Лебединская ).

Основные труды

  • Деянов В. Я., Сухарева Г. Е. Психические нарушения при ревматизме у детей и подростков. В кн.: Труды Государственного научно-исследовательского института Минздрава РСФСР. М 1962; 188.
  • Сухарева Г.Е Анализ детских фантазий как метод изучения эмоциональной жизни ребёнка. Киев 1921.
  • Cухарева Г. Е. Шизоидные психопатии в детском возрасте. В кн.: Вопросы педологии и детской психоневрологии, выпуск 2. М 1925; 157-187.
  • G. E. Ssucharewa. Die schizoiden Psychopathien im Kindesalter. Monatsschrift für Psychiatrie und Neurologie 60:235-261, 1926.
  • Сухарева Г. Е. К проблеме структуры и динамики детских конституционных психопатий (шизоидные формы). Журнал невропатологии и психиатрии 1930; 6.
  • Сухарева Г. Е. Особенности структуры дефекта при различных формах течения шизофрении (на детском и подростковом материале). Невропатология, психиатрия, психогигиена 1935; IV: II: 57-62.
  • Сухарева Г. Е. Клиника шизофрении у детей и подростков. Часть I. Харьков: Госмедиздат УССР 1937; 107.
  • Сухарева Г. Е. Клиника эпилепсии у детей и подростков. Проблемы теоретической и практической медицины. М 1938; 234-261.
  • Сухарева Г. Е. Психогенные типы реакций военного времени. Невропатология и психиатрия 1943; 12: 2: 3-10
  • Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. Т. 1. М: Медгиз 1955; 459.
  • Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. Т. II, часть 2. М: Медицина 1959; 406.
  • Сухарева Г. Е. Лапидес М. И. О работе психоневрологического кабинета для детей и подростков при психоневрологическом диспансере и детской поликлинике. М 1959.
  • Сухарева Г. Е., Юсевич Л. С. Психогенные патологические реакции (неврозы). В кн.: Многотомное руководство по педиатрии, т. 8. М 1965.
  • Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. Т. 3. М: Медицина 1965; 270.
  • Сухарева Г. Е. Роль возрастного фактора в клинике детских психозов. Журнал невропатологии и психиатрии 1970; 70: 10: 1514-1520.
  • Сухарева Г. Е. Лекции по психиатрии детского возраста (Избранные главы). М: Медицина 1974; 320.

Источники

  • Г. Е. Сухарева (к 80-летию со дня рождения)//Дефектология.- 1972.- № 1.- С.88.
  • Психиатрия детского возраста/Под ред. В. В. Ковалёва.- М.,1995.
  • Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова, 4, 2012, С.67-71.

Груня Ефимовна Сухарева (1891—1981) - выдающийся ученый-психиатр, один из основоположников отечественной детской психиатрии. Нет ни одного раздела детской психиатрии, в изучение которого Г.Е.Сухарева не внесла бы значительный вклад.

В том числе, и в исследование раннего детского аутизма. В этом году в Nordic Journal of Psychiatry появилась статья, в которой авторы убедительно доказывают, что еще в 1926 году (за два десятилетия до классических статей Лео Каннера и Ганса Аспергера) Г.Е.Сухарева подробно описала клиническую картину того, что мы сейчас называем аутизмом. Она описала историю болезни шести мальчиков, которых она лечила в течение двух лет в детском психоневрологическом отделении в Москве. Первоначально она использовала термин «шизоидная психопатия», но позднее заменила его на «аутистическую (патологическую избегающую) психопатию». Симптомы заболевания удивительно схожи с теми симптомами, которые описал Каннер, и (особенно) с симптомами, описанными позднее Аспергером. Г.Е.Сухарева представила изящное, структурированное, подробное описание детей, которое было настолько ярким и запоминающимся, что давало возможность читателю сразу узнать такого ребенка на улице или в классе. Груня Ефимовна отмечала парадоксальное сочетание высокого уровня интеллекта и бедной моторики у всех детей, которых она наблюдала. Она также указывала, что мозжечок, базальные ганглии и лобные доли являются анатомическим субстратом этого расстройства. Последние исследования в области нейровизуализации головного мозга детей с расстройствами аутистического спектра показывают, что эти области действительно включены в этот процесс.

Результаты исследования были опубликованы ею в 1925г. в России, а через год в немецком Научном журнале психиатрии и неврологии. С татья Груни Ефимовны была доступна более двух десятилетий до появления первых работ Каннера и Аспергера; тем не менее работа Г.Е.Сухаревой осталась незамеченной. Впервые англоговорящий мир узнал о работах Г.Е.Сухаревой в 1996г. благодаря работе Сулы Вульф (Sula Wolff), которая не только перевела ее оригинальную статью на английский язык, но и представила Груню Ефимовну как первооткрывательницу аутизма. В 2004г. под редакцией К.Гиллберга и Л.Хеллгрена была издана книга «Психиатрия детского и подросткового возраста», в которой также указывается, что за 20 лет до классических описаний детского аутизма Л. Каннером и Х. Аспергером «русский врач Груня Ефимовна Сухарева» описала сходные состояния.

Авторы статьи в Nordic Journal of Psychiatry оставляют открытым вопрос о том, знали ли Каннер и Аспергер о ее работах, публиковавшихся на русском и немецком языках. Нет прямых доказательств того, что кто-либо из них двоих знал о работах Г.Е.Сухаревой. Хотя вероятность этого довольно высокая, т.к. оба они были выходцами из Австрии и свободно владели немецким.

Действительно ли Г.Е. Сухарева описала синдром Аспергера за 20 лет до Аспергера - на самом деле не так важно, ее вклад в детскую психиатрию и без того огромен. Тем более что Груня Ефимовна никогда не гналась за титулами и почитанием. Работала и консультировала до последнего, хоть и давалось это все сложнее.

Во время одной из бесед с ученицей Груня Ефимовна обронила: «Боюсь, что долго проживу». Она скончалась 26 апреля 1981 года в возрасте 89 лет.