Главная · Правильное питание · Страже́ско Пу́шечный Тон. Звуковая симптоматика заболеваний сердца и сосудов (Симптомы В) Пушечный тон стражеско возникает при

Страже́ско Пу́шечный Тон. Звуковая симптоматика заболеваний сердца и сосудов (Симптомы В) Пушечный тон стражеско возникает при

СТРАЖЕСКО ПУШЕЧНЫЙ ТОН

(н. д. стражеско) резко усиленный первый тон сердца при полной атриовентрикулярной диссоциации, возникающий в случае совпадения во времени систолы предсердий и желудочков сердца.

Медицинские термины. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое СТРАЖЕСКО ПУШЕЧНЫЙ ТОН в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ТОН в Архитектурном словаре:
    , Константин Андреевич (1794-1881). Русский зодчий. Работал в двух стилистичеких направлениях: проекты в стиле классицизма (перестройка интерьеров Академии художеств в …
  • ТОН в Словаре терминов изобразительного искусства:
    - цветовой, одна из основных характеристик цвета (наряду с его светонасыщенностью), определяющая его оттенок по отношению к основному цвету спектра …
  • ТОН в Словаре экономических терминов:
    РЫНОЧНЫЙ - см РЫНОЧНЫЙ …
  • ТОН в Этнографическом словаре:
  • ТОН в Словаре этнографических терминов:
    (тюрк.), меховая шуба у народов Южной …
  • ТОН в Большом энциклопедическом словаре:
    (Tone) Тиболд Уолф (1763-98) один из организаторов общества "Объединенные ирландцы" (179..1). С 1795 в эмиграции. Накануне Ирландского восстания 1798 пытался …
  • ТОН МУЗ.
    музыкальный термин, обозначающий каждый звук определенной высоты. Более частые колебания воздуха дают более высокие Т., более редкие — низкие Т. …
  • ТОН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    - музыкальный термин, обозначающий каждый звук определенной высоты. Более частые колебания воздуха дают более высокие Т., более редкие - низкие …
  • ТОН в Современном энциклопедическом словаре:
  • ТОН
    (от греческого tonos - напряжение, повышение голоса, ударение), 1) физическая характеристика звука, определяемая частотой колебаний голосовых связок. 2) В некоторых …
  • ТОН в Энциклопедическом словарике:
    а, мн. тоны и тона, м. 1. мн. тоны. Звук определенной высоты, музыкальный звук в отличие от шума. Высокий т. …
  • ТОН в Энциклопедическом словаре:
    , -а, мн. -а, -ов и -ы, -ов, м. 1. Звук определенной высоты; музыкальный звук в отличие от шума. Низкий …
  • ПУШЕЧНЫЙ в Энциклопедическом словаре:
    ом. …
  • ТОН
    ТХАТ ТХУ́ЕТ (T1n ThMt ThuyNt) (?-1913), руководитель восст. против франц. колонизаторов в г. Хюэ (Вьетнам) в 1885, положившего начало движению …
  • ТОН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    цветовой, качество цвета, благодаря к-рому данный цвет отличается от др. цветов (напр., красный от синего); общий Т., светотеневой или цветовой …
  • ТОН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    (от греч. tonos - напряжение, повышение голоса, ударение), физ. характеристика звука, определяемая частотой колебания голосовых связок. Тоновое (муз.) ударение, основанное …
  • ТОН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    (Tone) Тиболд Уолф (1763-98), один из организаторов об-ва "Объединённые ирландцы" (1791). С 1795 в эмиграции. Накануне Ирл. восст. 1798 пытался …
  • ТОН в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Конст. Анд. (1794-1881), архитектор. Создатель "рус.-визант." стиля: храм Христа Спасителя (1837-83, разрушен в 1931, восстановлен в 1994-97) в Москве, Большой …
  • СТРАЖЕСКО в Большом российском энциклопедическом словаре:
    СТРАЖ́ЕСКО Ник. Дм. (1876-1952), терапевт, акад. АН УССР (1934), АН СССР (1943) и АМН СССР (1944), Герой Соц. Труда (1947). …
  • ПУШЕЧНЫЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    П́УШЕЧНЫЙ ДВОР в Москве, центр литейного произ-ва Рус. гос-ва 15-17 вв., казённая мануфактура, изготовлявшая пушки, колокола, паникадила. Находился в Белом …
  • ТОН
    то"н, то"ны, то"на, тоно"в, то"ну, тона"м, то"н, то"ны, то"ном, тона"ми, то"не, …
  • ТОН в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    то"н, то"ны, то"на, то"нов, то"ну, то"нам, то"н, то"ны, то"ном, то"нами, то"не, …
  • ТОН в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    то"н, тона", то"на, тоно"в, то"ну, тона"м, то"н, тона", то"ном, тона"ми, то"не, …
  • ПУШЕЧНЫЙ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    пу"шечный, пу"шечная, пу"шечное, пу"шечные, пу"шечного, пу"шечной, пу"шечного, пу"шечных, пу"шечному, пу"шечной, пу"шечному, пу"шечным, пу"шечный, пу"шечную, пу"шечное, пу"шечные, пу"шечного, пу"шечную, пу"шечное, пу"шечных, …
  • ТОН в Словаре эпитетов:
    1. Характер звучания, эмоциональный оттенок голоса, речи. О тоне, выражающем чувства, настроение, черты, характера человека, его отношение к собеседнику. Авторитетный, …
  • ТОН в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
    (от греч. tonos — натяжение, напряжение) — наделенное значимостью контрастное варьирование высотио-мело-дических голосовых характеристик при произнесении языковых единиц. В фоне-тич. …
  • ТОН в Словаре лингвистических терминов:
    Повышение и понижение голоса (см. высота тона …
  • ТОН в Новом словаре иностранных слов:
    (гр. tonos напряжение, ударение) 1) физ. характеристика звука, определяемая набором частот звуковых колебаний, входящих в состав сплошного муз. звука; …
  • ТОН в Словаре иностранных выражений:
    [ 1. физ. характеристика звука, определяемая набором частот звуковых колебаний, входящих в состав сплошного муз. звука; наименьшая частота в частотном …
  • ТОН в Словаре синонимов Абрамова:
    см. звук, шум || задавать тон, задать тону, подделываться под …
  • ПУШЕЧНЫЙ в словаре Синонимов русского языка:
    многопушечный, орудийный, …
  • ПУШЕЧНЫЙ
    прил. 1) Соотносящийся по знач. с сущ.: пушка (1*), связанный с ним. 2) Свойственный пушке (1*), характерный для нее. 3) …
  • ...ПУШЕЧНЫЙ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
  • ПУШЕЧНЫЙ в Словаре русского языка Лопатина.
  • ТОН в Полном орфографическом словаре русского языка:
    тон, -а, мн. тона, -ов (цвет) и тоны, -ов и -ов …
  • ПУШЕЧНЫЙ в Полном орфографическом словаре русского языка.
  • ТОН в Орфографическом словаре:
    тон, -а, мн. тон`а, -`ов (цвет) и т`оны, -ов и -`ов …
  • ПУШЕЧНЫЙ в Орфографическом словаре.
  • ТОН
    характер, оттенок красок, цв-та по яркости, колориту Светлые, пастельные тона. Теплые тона. Холодные тона. тон звук работающего сердца, а также …
  • ПУШЕЧНЫЙ в Словаре русского языка Ожегова:
    <= пушка …
  • ТОН в Словаре Даля:
    муж. , франц. , муз. всякий звук, звон, гул, голос; а всякое изменение звука есть повышение или понижение тона. Попасть …
  • ТОН
    (от греч. tonos - напряжение, повышение голоса, ударение),..1) физическая характеристика звука, определяемая частотой колебания голосовых связок…2) Тоновое (музыкальное) ударение, основанное …
  • СТРАЖЕСКО в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Николай Дмитриевич (1876-1952) , украинский терапевт, академик АН Украины (1934), академик АН СССР (1943) и АМН (1944), Герой Социалистического Труда …
  • ТОН
    тона, мн. тоны-тона, тонов, м. (греч. tonos). 1. звук, порождаемый периодичным колебанием воздуха, музыкальный звук, в отличие от шума (физ., …
  • ПУШЕЧНЫЙ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    пушечная, пушечное. Прил. к пушка. При громе пушечном в огне скакать на бешеном коне. Пушкин. || Предназначенный для пушки. Пушечное …
  • ПУШЕЧНЫЙ
    пушечный прил. 1) Соотносящийся по знач. с сущ.: пушка (1*), связанный с ним. 2) Свойственный пушке (1*), характерный для нее. …
  • ...ПУШЕЧНЫЙ в Толковом словаре Ефремовой:
    Конечная часть сложных прилагательных, вносящая значение: имеющий столько пушек, сколько указано в первой части слова (двадцатипушечный …
  • ПУШЕЧНЫЙ
    прил. 1. соотн. с сущ. пушка I, связанный с ним 2. Свойственный пушке [пушка I], характерный для нее. 3. Напоминающий …
  • ...ПУШЕЧНЫЙ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    Конечная часть сложных прилагательных, вносящая значение: имеющий столько пушек, сколько указано в первой части слова (двадцатипушечный …
  • ПУШЕЧНЫЙ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    прил. 1. соотн. с сущ. пушка I, связанный с ним 2. Свойственный пушке [ пушка I], характерный для нее. 3. …

(Страже́ско «пу́шечный тон»)

резко усиленный первый тон сердца при полной атриовентрикулярной диссоциации, возникающий в случае совпадения во времени систолы предсердий и желудочков сердца.

  • - глубокая скользящая пальпация живота, при которой для увеличения эффективности обследования пальпируемый орган прижимают к задней брюшной стенке...

    Медицинская энциклопедия

  • - болезненность при надавливании на VIII-XI, а также справа от Х-XI грудных позвонков; наблюдается при опухоли головки поджелудочной железы...

    Медицинская энциклопедия

  • - перкуторный феномен, заключающийся в том, что зона тимпанита желудка расположена горизонтальнее, чем в норме, значительно расширена вправо и несколько вверх, причем нижняя граница печеночной тупости оказывается...

    Медицинская энциклопедия

"Страже́ско пу́шечный тон" в книгах

Срединный столп

Из книги Магическое воображение. Практическое руководство по развитию сверхспособностей автора Фаррелл Ник

Срединный столп Срединный столп является ключевой частью вашей подготовительной работы и окажет заметное воздействие на вас в течение последующих нескольких недель. Это упражнение открывает энергетические центры, гармонизирует вашу личность и способствует

СРЕДИННЫЙ ПУТЬ

Из книги Учение Храма. Наставления Учителя Белого Братства. Часть 2 автора Самохина Н.

СРЕДИННЫЙ ПУТЬ Срединный Путь – это путь Христа, путь реконструкции. Твердо стоя на этом пути, мы обладаем способностью использовать крайности – и делать это разумно и мудро, не давая ИМ ИСПОЛЬЗОВАТЬ СЕБЯ. Чтобы делать то, что мы можем и должны, нам следует приводить эти

Срединный пузырь

Из книги Практики древней Северной Традиции. Книга 4. Кольцо жизни (третий уровень) автора Шерстенников Николай Иванович

Срединный пузырь С «Горним» и «Дольним» пузырями вы познакомились. Освоили приемы их энергетического наполнения и, надеюсь, пользуетесь этим знанием. Однако описание «больших пузырей» будет неполным, если не рассказать о срединном «пузыре ласки». Он является

СРЕДИННЫЙ ПУТЬ

Из книги Жемчужины мудрости: притчи, истории, наставления автора Евтихов Олег Владимирович

СРЕДИННЫЙ ПУТЬ Царь Шраван жил в роскошном дворце. Он любил роскошь и красивые вещи. Свою столицу он постоянно перестраивал и постепенно превратил ее в один из самых красивых городов. Однако ему все наскучило, и, прослышав, что в город пришел Будда, он отправился к нему и

Срединный путь

Из книги Этика автора Апресян Рубен Грантович

Срединный путь Исходным пунктом жизнеучения Будды является констатация того, что ни наслаждение жизнью, ни умерщвление страстей не ведут к блаженству. Вывод этот был выстрадан Буддой. Первые двадцать девять лет жизни он неограниченно наслаждался, что закончилось его

Срединный путь

Из книги Сознание говорит автора Балсекар Рамеш Садашива

Срединный путь Легче ли прийти к недуалистическому пониманию, находясь в культурной среде Индии в противовес нашей культуре? Мы на Западе так материальны.Видите ли, этот процесс происходит. Наши молодые индийцы, которые достигают наивысших показателей в учебе, приезжают

Срединный хребет

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СР) автора БСЭ

Часть 1:Срединный мир

Из книги Темная Башня. Путеводитель автора Браунинг Роберт

Часть 1:Срединный мир (ТБ-1) Одиннадцатилетний Роланд подслушивает, что Хакс собирается помочь Доброму Человеку.(ТБ-1) Четырнадцатилетний Роланд видит Мартена со своей матерью, проходит испытание на право зваться стрелком и первый раз спит с женщиной.(ТБ-4) + 1 день. Отец

2. Срединный пилинг

Из книги Супер-аэробика для лица и шеи. Морщинам – категоричное «нет»! автора Жукова Мария Вадимовна

2. Срединный пилинг Этот вид пилинга проводится с применением таких веществ как трихлоруксусная кислота, гликолевая кислота, молочная кислота, раствор Джесснера, резокринол, салициловая кислота и др. Воздействие на кожу не такое агрессивное, как при глубоком пилинге,

«Срединный» путь

автора Щербатых Юрий Викторович

«Срединный» путь Гнев – кратковременное безумие. Флакк Гораций Баланс гнева и смирения сложен, но достижим. Он состоит в том, чтобы не позволять мелочам повседневности проникать глубоко в вашу душу, оставляя ее для действительно важных и глубоких переживаний.Вы имеете

«Срединный» путь

Из книги Семь смертных грехов, или Психология порока [для верующих и неверующих] автора Щербатых Юрий Викторович

«Срединный» путь Когда бываю трезв, не мил мне белый свет, Когда бываю пьян, впадает разум в бред. Лишь состояние меж трезвостью и хмелем Ценю я – вне его для нас блаженства нет. Омар Хайям Можно презирать богачей и говорить о своей высокой духовности, и при этом завидовать

Срединный путь

Из книги Олимпийское спокойствие. Как его достичь? автора Ковпак Дмитрий

Срединный путь Мы обусловлены нашей системой отношений. Необуслов-ленность, непривязанность дает свободу, независимость от того, что нам нравится, и помогает не втягиваться в страдания, гнев или страх при столкновении с неприятными ситуациями. Если вы не можете отказать

Срединный путь

автора Кукушкин С. А.

Срединный путь

Из книги Притчи. Ведический поток автора Кукушкин С. А.

Срединный путь Царь Шраван жил в роскошном дворце. Он любил роскошь и красивые веши. Свою столицу он постоянно перестраивал и постепенно превратил ее в один из самых красивых городов. Однако ему все наскучило и, прослышав, что в город пришел Будда, он отправился к нему и

9. Срединный путь

Из книги Буддийская практика. Путь к жизни, полной смысла автора Гьяцо Тензин

9. Срединный путь Необходимость сосредоточенности и мудрости Буддийские тексты учат, что, постигнув пустоту, мы начинаем избавляться от иллюзии необусловленного существования, но это вряд ли возможно после однократного, непродолжительного осознания. Если вы не

Ну и пусть. Пусть я такая громкая... смешная... вредная... Такая забавная... Со сложным характером. Просто я настоящая.

Ну что можно сказать на сегодняшний день?
Всё хорошо Не должно быть плохо)Философия, анатомия, латинский и русский язык... Такое ощущения, что я вне этого мира...До чего досадно, что окружающие тебя люди тебя не понимают...и чувствовать это с 9 до 16.... Действительно, большая разница, идти после высшего образования на средне-специальное.... Просто все люди очень разные.... Иногда, правда, не очень интересно проходить что-то по второму кругу, но, например, благодаря философии, мысли укладываются более стройными рядами..... Но им философия не нужна. И я даже не могу (хотя пыталась) объяснить, зачем она нужна. Медсестре. Человеку. Меня не поняли. Что ж, мне нужна и ладно

Есть и свои приколы. Я начинаю плавно и тихо не любить родной русский язык. А моя подруга, обучающаяся, к счастью, в другом учебном заведении, наоборот, начинает его обожать. Вот что значит методика преподавания и личность учителя....

А сегодня нам задали домашнее задание, над которым пришлось попотеть.... Объяснить некоторые медицинские фразеологизмы (оказывается, есть и такие)... Попутно узнала много интересного. Хотя, если честно, слушая всё это, становилось как-то жутковато.... (а заодно случайно вспомнила - это к мысли "чего только люди не придумают" и то, что у меня был где-то сборник названий цветов; помещу его в следующей записи, если найду....)

Итак, д/з по русскому языку (!):

"Мраморная бледность" (она же - "белый как полотно" или "белизна лилии") - характеристика цвета кожных покровов новорожденных (резкая бледность), характерная для гемолитической болезни новорожденных - тяжелого заболевания новорожденных, развивающееся при несовместимости крови матери и плода по различным системам групп крови, чаще по резус-фактору
"Пушечный ритм" (тон Стражеско) - признак полной предсердно-желудочковой блокады: усиленный первый тон, выслушиваемый над верхушкой сердца, сопровождающийся систолическим шумом, который обусловлен относительной недостаточностью митрального или трехстворчатого клапана. Если во время аускультации наблюдать за яремной веной справа, то можно отметить сильное набухание ее в периоде возникновения “пушечного” тона. Это связано с нарушением опорожнения правого предсердия, в результате чего возникает застой в яремной вене. Во время выслушивания “пушечного” тона отмечается резко усиленный верхушечный толчок, который больным воспринимается как удар и сотрясение грудной стенки.
"Грудь сапожника" (воронкообразная грудная клетка) - (funnel chest) – состояние, при котором нижняя часть грудины вдавлена вовнутрь, в результате чего уменьшается объем грудной клетки и легких, сердце сильно смещается влево и может быть сдавлено.
Звук "треснувшего горшка" (трахеальный тон Вильямса) - 1) тимпанический перкуторный звук (иногда с оттенком звучания «треснувшего горшка») под ключицей, лучше проявляющийся при открывании больным рта; симптом большого плеврального выпота; 2)перкуторный звук над легкими, напоминающий звук, возникающий при постукивании по закрытому треснувшему сосуду (горшку); наблюдается при пневмотораксе, осложненном бронхоплевральным свищом, или при большой периферически расположенной полости в легком, дренируемой узким бронхом.

Вот, собственно, их было четыре... Попутно наткнулась ещё на кое-какие, и посмотрела те, что разбирали в классе...

«Существуют "маски" лица, характерные для определенных состояний организма:

* "лицо Корвизара" - при сердечной недостаточности (отечное, желтовато-бледное, циаиотичное, рот постоянно приоткрыт, глаза тусклые);
* "львиное лицо" - при проказе (с бугорчато-узловатым утолщением кожи под глазами и над бровями и расширенным носом);
* "лицо восковой куклы" - при анемии Аддисона - Бирмера (слегка одутловатое, очень бледное, с желтоватым отеком и как бы просвечивающей кожей);
* "маска Паркинсона" - амимичное лицо, свойственное больным энцефалитом;
* "лицо Гиппократа" - при тяжелых заболеваниях органов брюшной полости - таких, как перитонит, перфорация язвы желудка и двенадцатиперстной кишки и т. д. Отличительные черты: запавшие глаза, заостренный нос, мертвенно-бледная, с синюшным оттенком и покрытая каплями холодного пота кожа лица.»

Изменение тонов сердца прежде всего может выражаться в ослаблении или усилении звучности одного из них или обоих, в изменении тембра, продолжительности, в расщеплении или раздвоении их, в отдельных случаях - в возникновении добавочных тонов. При этом диагностическое значение имеет определение места наилучшего выслушивания патологических звуковых явлений. Усиление второго тона во II межреберье слева говорит об акценте его на легочной артерии (определяется путем сравнения его громкости и тембра на легочной артерии и аорте). Это свидетельствует о повышении давления в малом круге кровообращения, что может наблюдаться при заболеваниях сердца, а также дыхательной системы (митральные пороки, эмфизема легких, пневмосклероз, хроническая пневмония). Усиление второго тона во II межреберье справа свидетельствует об акценте его на аорте, что наблюдается при повышении артериального давления в большом круге кровообращения (артериальная гипертония), а также в случае уплотнения стенки и клапана аорты при атеросклерозе и ряде других заболеваний.

Усиление первого тона на верхушке сердца чаще всего встречается при сужении левого предсердно-желудочкового отверстия (митральный стеноз), тахикардии. Это обусловлено тем, что при данном пороке во время диастолы в левый желудочек меньше поступает крови, чем в норме, и он более быстро сокращается (переход из расслабленного состояния в напряженное). Кроме того, При митральном стенозе меняется тембр первого тона за счет колебаний склерозированных створок митрального клапана. Он приобретает трескучий оттенок, напоминающий звук хлопающего на ветру флага. Такой тон на верхушке сердца при митральном стенозе получил название «хлопающего».

Интенсивность I тона (англ.):

Ослабление первого тона на верхушке сердца может наблюдаться при воспалительных процессах его мышцы (миокардиты), кардиосклерозе (рубцовые изменения в сердечной мышце), при поражении клапанного аппарата (двух- и трехстворчатого, а также аортального).

Ослабление второго тона на аорте возможно при аортальных пороках (недостаточность клапана аорты или стеноз ее устья).

Ослабление второго тона на легочной артерии наступает при недостаточности клапана или сужении устья (стеноз) ее.

Если при аускультации сердца вместо одного из тонов выслушиваются два коротких, следующих друг за другом через небольшой промежуток времени, то это говорит о раздвоении тона . Если же разница во времени возникновения этих компонентов незначительная и не создается впечатления о раздвоении, речь идет о расщеплении тона . Таким образом, принципиальной качественной разницы между раздвоением и расщеплением тонов нет. Существует лишь некоторое количественное различие: расщепление - начальная фаза, а раздвоение - более выраженная степень нарушения единства тонов.

Раздвоение и расщепление тонов может быть физиологическим и патологическим. Например, раздвоение первого тона может зависеть от неодновременного закрытия двух и трехстворчатого клапанов в результате изменения давления в грудной клетке в различные фазы дыхания. Но чаще раздвоение первого тона свидетельствует о патологических изменениях в сердце. Оно возникает, как правило, при блокаде одной из ножек предсердно-желудочкового пучка (пучка Гиса), что ведет к неодновременному сокращению правого и левого желудочков сердца. Это может быть при значительной блокаде предсердно-желудочкового (атриовентрикулярного) узла, при склерозе начальной части аорты.

Физиологически расщепленный I тон (англ.):

Раздвоенный I тон (англ.):

В случае тяжелых поражений сердца может прослушиваться трехчленный ритм. Он обусловлен ослаблением миокарда (воспаление, дегенеративные изменения, токсические поражения) левого желудочка и возникает в результате быстрого растяжения его стенок под напором вливающейся из предсердия крови. Это и создает мелодию трехчленного ритма (первый, второй и дополнительный третий тоны), напоминающую топот скачущей лошади - «ритм галопа ». Его еще образно называют «криком сердца о помощи», поскольку он является признаком тяжелого поражения сердца. Ритм галопа лучше выслушивается непосредственно ухом (вместе со звуком воспринимается легкий толчок, передающийся от сердца на грудную клетку в фазу диастолы) в области верхушки сердца или III-IV межреберья слева. Особенно четко он прослушивается при положении пациента лежа на левом боку. Но при этом создается неудобство для непосредственного выслушивания ухом. В таких случаях пользуются фонендоскопом.

Различают протодиастолический, мезодиастолический и пресистолический ритмы галопа (в зависимости от фазы диастолы, во время которой появляется патологический третий тон).

gallop rhythm an auscultatory finding of three (triple r.) or four (quadruple r.) heart sounds; the extra sounds occur in diastole and are related either to atrial contraction (S), to early rapid filling of a ventricle (S), or to concurrence of both events (summation gallop) .

Перевод:
ритм галопа выслушивается как трехчленный или четырехчленный ритм. Дополнительные тоны появляются в диастолу и обусловлены или сокращением предсердий, или ранним быстрым наполнением желудочка, или сочетанием обоих механизмов (summation gallop).

Summation gallop:

Четырехчленный ритм (англ.):

Значительно чаще встречаются раздвоение и расщепление второго тона, вызываемые неодновременным закрытием клапанов легочной артерии и аорты вследствие повышения давления в малом или в большом круге кровообращения. Раздвоение и расщепление второго тона также может быть физиологическим и патологическим.

Физиологическое раздвоение второго тона выслушивается исключительно у основания сердца во время вдоха и выдоха или при физической нагрузке. В конце глубокого вдоха при расширении грудной клетки вследствие понижения в ней давления кровь несколько задерживается в расширенных сосудах малого круга и поэтому в меньшем количестве поступает в левое предсердие, а оттуда - и в левый желудочек. Последний из-за меньшего кровенаполнения заканчивает систолу раньше правого, и захлопывание аортального клапана предшествует закрытию клапана легочной артерии. Во время выдоха создаются противоположные условия. В случае повышения давления в грудной клетке кровь, как бы выжимаясь из сосудов малого круга, в большом количестве поступает в левый отдел сердца, и систола левого желудочка, а следовательно, и начало его диастолы наступает позже, чем правого.

Парадоксальное расщепление II тона (англ.):

Патологическое раздвоение II тона (англ.):

Фиксированное расщепление II тона (англ.):

Вместе с тем раздвоение второго тона может быть признаком серьезных патологических изменений сердца и его клапанов. Так, раздвоение второго тона у основания сердца (II межреберье слева) прослушивается при митральном стенозе. Это обусловлено тем, что гипертрофированный и переполненный кровью правый желудочек заканчивает систолу позже левого. Поэтому аортальный компонент второго тона возникает раньше, чем легочный. Раздвоение или расщепление второго тона при недостаточности двухстворчатого клапана связано с большим по сравнению с нормой кровенаполнением левого желудочка, что ведет к удлинению его систолы, и диастола левого желудочка начинается позже, чем правого. В связи с этим аортальный клапан закрывается позже, чем клапан легочной артерии.

От истинного раздвоения второго тона следует отличать его звуковую мелодию, только внешне напоминающую раздвоение. Примером может служить добавочный тон, возникающий во время открытия двухстворчатого (митрального) клапана при митральном стенозе. Он отличается высоким щелкающим тембром и воспринимается как громкое эхо, следующее за вторым тоном. Добавочный тон вместе с хлопающими первым и вторым образуют своеобразную мелодию, напоминающую крик перепела. Отсюда и название данного звукового явления, выслушивающегося при митральном стенозе у верхушки сердца, - «ритм перепела ». Область распространения его обширна - от верхушки сердца вверх и в подмышечную ямку.

Иногда при выслушивании сердца на фоне редких и глухих тонов появляется одинокий, очень громкий тон, так называемый «пушечный тон» Стражеско . Он обусловлен одновременным сокращением предсердий и желудочков, что наблюдается при полной атриовентрикулярной блокаде, т. е. когда импульсы из предсердий не доходят до желудочков и они сокращаются каждый в своем ритме (чаще сокращаются предсердия), но в каком-то цикле их сокращения совпадают.

Тоны изгнания (англ.):

Все тоны сердца (англ.):

Послушать тоны и шумы сердца в норме и при патологии можно на сайте

Стражеско симптом II (пушечный тон Стражеско). Признак полной предсердно-желудочковой блокады: усиленный первый тон, выслушиваемый над верхушкой сердца, сопровождающийся систолическим шумом, который обусловлен относительной недостаточностью митрального или трехстворчатого клапана. Если во время аускультации наблюдать за яремной веной справа, то можно отметить сильное набухание ее в периоде возникновения пушечного тона. Это связано с нарушением опорожнения правого предсердия, в результате чего возникает застой в яремной вене. Во время выслушивания пушечного тона отмечается резко усиленный верхушечный толчок, который больным воспринимается как удар и сотрясение грудной стенки.

Н.Д. Стражеско объяснял этот феномен одновременным сокращением предсердий и желудочков. Однако Ф.Д. Зеленин и Л.И. Фогельсон на основании электрофонокардиографических исследований показали, что пушечный тон возникает тогда, когда сокращение предсердий несколько предшествует сокращению желудочков и сближаются фазы замыкания предсердно-желудочковых клапанов.

Траубе (Traube) симптом. Признак недостаточности аортальных клапанов: на больших артериях выслушивается двойной шум, который также может выслушиваться над селезенкой. Первый из двух звуков вызван резким систолическим растяжением, а второй — быстрым и значительным спадением артериальной стенки.

Флита (Flit) симптом. Признак аортальной недостаточности: короткий функциональный пресистолический шум на верхушке сердца. Механизм диастолического шума связывают со струей крови, текущей обратно из аорты в левый желудочек, которая отодвигает переднюю створку митрального клапана в сторону атриовентрикулярного отверстия и вызывает его сужение в период опорожнения левого предсердия, т.е. возникает функциональный митральный стеноз. Шум Флита обычно мягкого тембра, не сопровождается I хлопающим тоном и кошачьим мурлыканьем.