Главная · Правильное питание · София палеолог. София Палеолог: правда и киновымысел о великой княгине

София палеолог. София Палеолог: правда и киновымысел о великой княгине

Этой женщине приписывали многие важные государственные деяния. Чем же так отличилась Софья Палеолог? Интересные факты о ней, а также биографические сведения собраны в этой статье.

Предложение кардинала
В Москву в феврале 1469 г. приехал посол кардинала Виссариона. Он передал письмо великому князю с предложением сочетаться браком с Софьей, дочерью Феодора I, деспота Морейского. Между прочим, в этом письме говорилось и о том, что София Палеолог (настоящее имя - Зоя, его решили заменить на православное из дипломатических соображений) уже отказала двум венценосным женихам, сватавшимся к ней. Это были герцог Медиоланский и французский король. Дело в том, что Софья не захотела выходить замуж за католика.

София Палеолог, согласно представлениям того далекого времени, была уже немолодой. Однако она все еще была весьма привлекательна. У нее были выразительные, удивительно красивые глаза, а также матовая нежная кожа, что считалось на Руси признаком отличного здоровья. К тому же невеста отличалась статью и острым умом.

Кто такая София Фоминична Палеолог?

Софья Фоминична - племянница Константина XI Палеолога, последнего императора Византии. С 1472 года она являлась супругой Ивана III Васильевича. Отцом ее был Фома Палеолог, который бежал в Рим с семьей в 1453 году, после того как турки захватили Константинополь. Софья Палеолог жила после смерти отца на попечении великого папы римского. По ряду соображений он пожелал выдать ее замуж за Ивана III, овдовевшего в 1467 году. Тот ответил согласием.

София Палеолог родила сына в 1479 году, ставшего впоследствии Василием III Ивановичем. Кроме того, она добилась объявления Василия великим князем, место которого должен был занять Дмитрий, внук Ивана III, венчанный на царство. Иван III использовал брак с Софией для укрепления Руси на международной арене.

Икона "Благодатное Небо" и изображение Михаила III
София Палеолог, великая княгиня московская, привезла несколько православных икон. Предполагают, что в их числе была и икона "Благодатное Небо", редкое изображение Божией Матери. Она находилась в кремлевском Архангельском соборе. Однако, согласно другому преданию, реликвия была перевезена из Константинополя в Смоленск, а когда последний захватила Литва, этой иконой благословили на брак Софью Витовтовну, княжну, когда она выходила замуж за Василия I, московского князя. Образ, который сегодня находится в соборе, представляет собой список с древней иконы, выполненный в конце 17 века по заказу Федора Алексеевича. Москвичи по традиции приносили лампадное масло и воду к этой иконе. Считалось, что они наполнялись лечебными свойствами, ведь образ обладал целительной силой. Эта икона сегодня является одной из самых почитаемых в нашей стране.

В Архангельском соборе после свадьбы Ивана III появилось также изображение Михаила III, византийского императора, который был родоначальником династии Палеолог. Таким образом, утверждалось то, что Москва является преемницей Византийской империи, а государи Руси - наследники византийских императоров.

Рождение долгожданного наследника
После того, как София Палеолог, вторая жена Ивана III, обвенчалась с ним в Успенском соборе и стала его супругой, она начала думать о том, как приобрести влияние и сделаться настоящей царицей. Палеолог понимала, что для этого следовало преподнести князю подарок, который могла сделать только она: родить ему сына, который станет наследником престола. К огорчению Софьи, первенцем оказалась дочь, умершая практически сразу после рождения. Через год снова родилась девочка, также скоропостижно скончавшаяся. София Палеолог плакала, молила Бога дать ей наследника, раздавала горстями милостыню убогим, жертвовала на храмы. Через некоторое время Матерь Божия услышала ее молитвы - вновь забеременела София Палеолог. Биография ее наконец была отмечена долгожданным событием. Оно состоялось 25 марта 1479 года в 8 часов вечера, как говорилось в одной из московских летописей. Родился сын. Его нарекли Василием Парийским. Мальчика крестил Васиян, ростовский архиепископ, в Сергиевом монастыре.

Что привезла с собой
Софья Софье удалось внушить то, что было дорого ей самой, и что ценили и понимали в Москве. Она привезла с собой обычаи и предания византийского двора, гордость собственным происхождением, а также досаду за то, что ей пришлось выйти замуж за данника монголо-татар. Едва ли Софье понравилась в Москве простота обстановки, а также бесцеремонность отношений, царивших в то время при дворе. Сам Иван III был вынужден выслушивать укоризненные речи от строптивых бояр. Однако в столице и без нее у многих было желание изменить старые порядки, не соответствовавшие положению московского государя. А супруга Ивана III с греками, привезенными ею, которые видели и римскую, и византийскую жизнь, могли дать русским ценные указания, по каким образцам и как следует осуществлять желаемые всеми перемены.

Влияние Софии

Жене князя нельзя отказать во влиянии на закулисную жизнь двора и его декоративную обстановку. Она умело выстраивала личные отношения, ей отлично удавались придворные интриги. Однако на политические Палеолог могла ответить лишь внушениями, которые вторили смутным и тайным помыслам Ивана III. В особенности ясна была мысль о том, что своим замужеством царевна делает московских правителей преемниками императоров Византии с интересами православного востока, державшимися за последних. Поэтому Софью Палеолог в столице русского государства ценили главным образом как царевну византийскую, а не как великую московскую княгиню. Это понимала и она сама. Как царевна, Софья пользовалась правом принимать в Москве иностранные посольства. Поэтому брак ее с Иваном был своего рода политической демонстрацией. Всему свету было заявлено о том, что наследница византийского дома, павшего незадолго до этого, перенесла державные права его в Москву, которая стала новым Царьградом. Здесь она разделяет эти права со своим супругом.

Реконструкция Кремля

Иван, почувствовав свое новое положение на международной арене, нашел некрасивой и тесной прежнюю обстановку Кремля. Из Италии, вслед за царевной, были выписаны мастера. Они построили на месте деревянных хором Грановитую палату, Успенский собор (Василия Блаженного), а также новый каменный дворец. В Кремле в это время начал заводиться при дворе строгий и сложный церемониал, сообщавший московской жизни надменность и чопорность. Так же, как и у себя во дворце, Иван III стал выступать и во внешних отношениях более торжественной поступью. Особенно тогда, когда татарское иго без бою, как будто само собой, свалилось с плеч. А оно тяготело практически два столетия над всей северо-восточной Русью (с 1238 по 1480 год). Новый язык, более торжественный, появляется в это время в правительственных бумагах, в особенности дипломатических. Складывается пышная терминология.

Роль Софьи в свержении татарского ига

Палеолог в Москве не любили за влияние, оказываемое ею на великого князя, а также за перемены в жизни Москвы - "нестроения великие" (по выражению боярина Берсень-Беклемишева). Софья вмешивалась не только во внутренние, но и во внешнеполитические дела. Она требовала, чтобы Иван III отказался платить ордынскому хану дань и освободился наконец от его власти. Искусные советы Палеолог, как свидетельствует В.О. Ключевский, всегда отвечали намерениям ее мужа. Поэтому он отказался платить дань. Иван III растоптал ханскую грамоту в Замосковречье, на ордынском дворе. Позднее на этом месте был построен Преображенский храм. Однако народ и тогда "наговорил" на Палеолог. Перед тем как Иван III вышел в 1480 году к великому стоянию на Угре, он отправил на Белоозеро жену с детьми. За это подданные приписали государю намерение бросить власть в том случае, если Москву возьмет хан Ахмат, и бежать вместе со своей супругой.

"Дума" и изменение обращения с подчиненными
Иван III, освободившись от ига, ощутил себя наконец полновластным государем. Дворцовый этикет стараниями Софьи начал напоминать византийский. Князь сделал своей супруге "подарок": Иван III разрешил Палеолог собрать из членов свиты собственную "думу" и устраивать на своей половине "дипломатические приемы". Царевна принимала иностранных послов и учтиво с ними беседовала. Это было невиданным новшеством для Руси. Обращение при дворе государя также изменилось. София Палеолог принесла супругу державные права, а также право на византийский трон, как отмечал Ф. И. Успенский, историк, изучавший этот период. Боярам пришлось считаться с этим. Иван III прежде любил споры и возражения, однако при Софье он кардинально изменил обращение со своими придворными. Иван начал держаться неприступно, легко впадал в гнев, часто налагал опалу, требовал особого почтения к себе. Все эти напасти молва также приписала влиянию Софьи Палеолог.

Борьба за престол
Ее обвинили и в нарушении престолонаследия. Недруги в 1497 году наговорили князю, что София Палеолог замыслила отравить его внука для того, чтобы посадить собственного сына на престол, что ее тайно навещают готовящие ядовитое зелье ворожеи, что в этом заговоре участвует и сам Василий. Иван III в этом вопросе принял сторону своего внука. Он велел утопить в Москве-реке ворожей, арестовал Василия, а супругу удалил от себя, казнив демонстративно нескольких членов "думы" Палеолог. В 1498 году Иван III венчал Дмитрия в Успенском соборе как наследника престола. Однако у Софьи в крови была способность к придворным интригам. Она обвинила Елену Волошанку в приверженности ереси и смогла добиться ее падения. Великий князь наложил опалу на внука и невестку и нарек Василия в 1500 году законным наследником престола.

Софья Палеолог: роль в истории
Брак Софьи Палеолог и Ивана III, безусловно, укрепил Московское государство. Он способствовал превращению его в Третий Рим. София Палеолог прожила более 30 лет в России, родив 12 детей своему мужу. Однако ей так и не удалось понять до конца чужую страну, ее законы и традиции. Даже в официальных хрониках встречаются записи, осуждающие ее поведение в некоторых ситуациях, сложных для страны.

София привлекла в русскую столицу архитекторов и других деятелей культуры, а также врачей. Творения итальянских архитекторов сделали Москву не уступающей по величественности и красоте столицам Европы. Это способствовало укреплению престижа московского государя, подчеркнуло преемственность русской столицы Второму Риму.

Смерть Софии

Софья скончалась в Москве 7 августа 1503 г. Она была погребена в Вознесенском девичьем монастыре московского Кремля. В декабре 1994 года в связи с перенесением в Архангельский собор останков царских и княжеских жен С. А. Никитин по сохранившемуся черепу Софии восстановил ее скульптурный портрет (на фото выше). Теперь мы можем хотя бы приблизительно представить себе, как выглядела Софья Палеолог. Интересные факты и биографические сведения о ней многочисленны. Мы постарались отобрать самое важное, составляя эту статью.

В середине XV века, когда Константинополь пал под натиском турок, 17-летняя византийская принцесса София покинула Рим, чтобы перенести дух старой империи в новое, еще зарождавшееся государство.

С ее сказочной жизнью и путешествием, полным приключений, — от плохо освещенных переходов папской церкви до заснеженных русских степей, от секретной миссии, стоявшей за обручением с московским князем, до таинственной и до сих пор не найденной коллекции книг, которую она привезла с собой из Константинополя, — нас познакомил журналист и писатель Йоргос Леонардос, автор книги «София Палеолог — из Византии на Русь», а также многих других исторических романов.

В разговоре с корреспондентом Афинско-македонского агентства о съемках российского фильма о жизни Софии Палеолог г-н Леонардос подчеркнул, что она была разносторонней личностью, практичной и амбициозной женщиной. Племянница последнего Палеолога вдохновила своего супруга, московского князя Ивана III, на создание сильного государства, заслужив уважение Сталина спустя почти пять веков после своей смерти.

Российские исследователи высоко оценивают тот вклад, который Софья оставила в политической и культурной истории средневековой Руси.

Йоргос Леонардос так описывает личность Софии: «София была племянницей последнего императора Византии Константина XI и дочерью Фомы Палеолога. Ее крестили в Мистре, дав христианское имя Зоя. В 1460 году, когда Пелопоннес захватили турки, принцесса вместе со своими родителями, братьями и сестрой отправилась на остров Керкира. При участии Виссариона Никейского, уже ставшего к тому моменту католическим кардиналом в Риме, Зоя с отцом, братьями и сестрой переехала в Рим. После преждевременной кончины ее родителей Виссарион взял на себя опеку над тремя детьми, перешедшими в католическую веру. Однако жизнь Софии изменилась, когда папский престол занял Павел II, который хотел, чтобы она заключила политический брак. Принцессу сосватали московскому князю Ивану III, надеясь, что православная Русь перейдёт в католичество. Софью, происходившую из византийской императорской семьи, Павел отправил в Москву как наследницу Константинополя. Ее первой остановкой после Рима был город Псков, где молодую девушку с восторгом принял русский народ».

© Sputnik/Валентин Черединцев

Автор книги считает ключевым моментом в жизни Софии посещение одного из псковских храмов: «Она была впечатлена, и, хотя рядом с ней тогда находился папский легат, следивший за каждым ее шагом, она вернулась в православие, пренебрегая волей папы. 12 ноября 1472 года Зоя стала второй супругой московского князя Ивана III под византийским именем София».

С этого момента, по словам Леонардоса, начинается ее блистательный путь: «Под влиянием глубокого религиозного чувства София убедила Ивана скинуть бремя татаро-монгольского ига, ведь в то время Русь платила дань Орде. И действительно, Иван освободил свое государство и объединил разные независимые княжества под своей властью».

© Sputnik/Балабанов

Вклад Софии в развитие государства велик, поскольку, как поясняет автор, «она завела при русском дворе византийские порядки и помогла создать российское государство».

«Так как София была единственной наследницей Византии, Иван считал, что унаследовал право на императорский престол. Он перенял желтый цвет Палеологов и византийский герб — двуглавого орла, который просуществовал вплоть до революции 1917 года и был возвращен после распада Советского Союза, а также назвал Москву Третьим Римом. Поскольку сыновья византийских императоров принимали имя Цезаря, Иван взял себе и этот титул, который по-русски стал звучать как "царь". Также Иван повысил архиепископство Московское до патриархии, давая понять, что первая патриархия — это не захваченный турками Константинополь, а Москва».

© Sputnik/Алексей Филиппов

По мнению Йоргоса Леонардоса, «София была первой, кто создал на Руси по образцу Константинополя тайную службу, прообраз царской охранки и советского КГБ. Этот её вклад и сегодня признают российские власти. Так, бывший глава Федеральной службы безопасности России Алексей Патрушев в День военной контрразведки 19 декабря 2007 года заявил, что страна чтит Софию Палеолог, так как она защищала Русь от внутренних и внешних врагов».

Также Москва «обязана ей изменением своего облика, поскольку София привезла сюда итальянских и византийских архитекторов, которые строили в основном каменные здания, например, Архангельский собор Кремля, а также кремлевские стены, существующие до сих пор. Также по византийскому образцу под территорией всего Кремля были вырыты тайные ходы».

© Sputnik/Сергей Пятаков

«С 1472 года на Руси начинается история современного — царского — государства. В то время из-за климата здесь не занимались земледелием, а только охотились. София убедила подданных Ивана III возделывать поля и таким образом положила начало формированию сельского хозяйства в стране».

К личности Софии с уважением относились и при советской власти: по словам Леонардоса, «когда в Кремле был разрушен Вознесенский монастырь, в котором хранились останки царицы, от них не только не избавились, но по указу Сталина поместили в гробницу, которую затем перенесли в Архангельский собор».

Йоргос Леонардос рассказал, что София привезла из Константинополя 60 телег с книгами и редкими сокровищами, которые хранились в подземных сокровищницах Кремля и не найдены до сих пор.

«Имеются письменные источники, — говорит г-н Леонардос, — указывающие на существование этих книг, которые Запад пытался выкупить у ее внука, Ивана Грозного, на что он, конечно, не согласился. Книги продолжают искать и по сей день».

София Палеолог умерла 7 апреля 1503 года в возрасте 48 лет. Ее супруг, Иван III, стал первым правителем в истории России, который был назван Великим за свои деяния, совершенные при поддержке Софии. Их внук, царь Иван IV Грозный, продолжил укрепление государства и вошел в историю как один из самых влиятельных правителей России.

© Sputnik/Владимир Федоренко

«София перенесла дух Византии в только начавшую зарождаться Российскую империю. Именно она построила на Руси государство, придав ему византийские черты, и в целом обогатила устройство страны и ее общество. Даже сегодня в России есть фамилии, которые восходят к византийским именам, как правило, они заканчиваются на —ов», — отметил Йоргос Леонардос.

Что касается изображений Софии, Леонардос подчеркнул, что «ее портретов не сохранилось, однако еще при коммунизме с помощью специальных технологий ученые воссоздали облик царицы по ее останкам. Так появился бюст, который размещен около входа в Исторический музей рядом с Кремлем».

«Наследие Софии Палеолог — это сама Россия…» — подвел итог Йоргос Леонардос.

Материал подготовлен редакцией сайта

Иван III Васильевич в 1467 году овдовел. Через два года явилось в Москву посольство из Рима. Кардинал Виссарион, поборник Флорентийского единения церквей, в письме предлагал Ивану Васильевичу руку Софии, племянницы последнего византийского императора, дочери его брата Фомы, князя Морейского, который после падения Константинополя нашел со своим семейством убежище в Риме. Папа Павел II через своего кардинала надумал устроить брак Софии с великим князем, чтобы завязать отношения с Москвою и постараться утвердить свою власть над Русской церковью.

Такое предложение порадовало самолюбивого Ивана; но он, по своему осторожному нраву, не сразу ответил согласием. Он советовался и с матерью, и с митрополитом, и с ближайшими боярами. Все находили, как и сам царь, этот брак желательным. Иван Васильевич отправил в Рим послом Ивана Фрязина, своего денежника (чеканившего монету). Тот возвратился оттуда с грамотами от папы и портретом Софии и вновь был отослан в Рим представлять жениха при обручении. Папа думал восстановить Флорентийское соединение и надеялся найти в русском государе сильного союзника против турок. Фрязин, хотя и принял в Москве православие, но особо не дорожил им и потому готов был обещать папе все, чего тот хотел, лишь бы поскорей уладить дело.

1472 год, лето - София Палеолог уже ехала в Москву. Ее сопровождал кардинал Антоний; кроме этого, с нею было много греков. На пути устраивались ей торжественные встречи. Когда она подъезжала ко Пскову, к ней навстречу вышли посадники и духовенство с крестами и хоругвями. София пошла в Троицкий собор, там усердно молилась и прикладывалась к образам. Это понравилось народу; но римский кардинал, бывший с нею, смущал православных.

Он был одет, по словам летописца, не по нашему обычаю – весь в красном, на руках были перчатки, которых он никогда не снимал и благословлял в них. Пред ним несли серебряное литое распятие на длинном древке (латинский крыж). Он не крестился и к образам не прикладывался; приложился только к иконе Богородицы, и то по требованию царевны. Очень уж не нравилось это все православным.

Из церкви София отправилась на княжеский двор. Там посадники и бояре угощали ее и приближенных ее различными яствами, медом и вином; наконец, поднесли ей подарки. Бояре и купцы дарили ее, кто чем мог. От всего Пскова поднесли ей в дар 50 рублей. Так же торжественно принимали ее в Новгороде.

Когда София подъезжала уже к Москве, великий князь совещался с матерью, братьями и боярами, как быть: проведал он, что всюду, куда входила София, шел впереди папский кардинал, а пред ним несли латинский крыж. Одни советовали не запрещать этого, чтобы не обидеть папу; другие говорили, что никогда еще не бывало на Руси, чтобы такая почесть воздавалась латинской вере; попробовал было сделать это Исидор, да за то и погиб.

Послал великий князь спросить у митрополита, как он думает об этом, и получил такой ответ:

– Папскому послу не только входить в город с крестом, но даже и подъезжать близко не подобает. Буде ты почтить его, то он – в одни ворота в город, а я, отец твой, другими воротами вон из города! Не только видеть, но и слышать нам о том неприлично. Кто чужую веру чтит, тот над своей ругается!

Такая нетерпимость митрополита клатинству уже наперед показывала, что папский посол не сможет ничего добиться. Великий князь велел боярину взять у него крест и спрятать в сани. Вначале легат не хотел было уступить; в особенности противился Иван Фрязин, которому хотелось, чтобы папский посол был принят в Москве с такою же честью, как принимали его, Фрязина, в Риме; но боярин настоял, и наказ великого князя был исполнен.

Приезд Софьи в Москву

1472 год, 12 ноября - въехала София в Москву. В тот же день совершили бракосочетание; а на другой день был принят папский посол. Он поднес великому князю дары от папы.

В течении трех месяцев было римское посольство в Москве. Здесь его угощали, держали в большой чести; Иван III с щедростью одарил кардинала. Попытался было тот заговорить о соединении церквей, однако из этого, как и следовало ожидать, ничего не вышло. Иван Васильевич отдал это церковное дело на решение митрополита, а тот нашел какого-то книжника Никиту Поповича для состязаний с легатом. Этот Никита, по словам летописца, переспорил кардинала, так что тот не знал, что и отвечать, – отговаривался только тем, что с ним нет книг, необходимых для спора. Попытка папы соединить церкви кончилась и на этот раз полной неудачей.

Приданное Софьи Палеолог

София привезла с собой щедрое приданое. Это была легендарная «либерия» – библиотека, привезенная будто бы на 70 подводах (больше известная как «библиотека Ивана Грозного»). В нее входили греческие пергаменты, латинские хронографы, древневосточные манускрипты, среди которых были неизвестные нам поэмы Гомера, сочинения Аристотеля и Платона и даже уцелевшие книги из легендарной Александрийской библиотеки.

По преданию, Софья привезла с собой в подарок мужу «костяной трон» (сейчас известный как «трон Ивана Грозного»): его деревянный остов покрывали пластины из слоновой и моржовой кости с вырезанными на них сюжетами на библейскую тематику.

Привезла Софья и несколько православных икон, в том числе и, предположительно, редкую икону Божией Матери «Благодатное Небо».

Значение брака Ивана и Софьи

Брак Великого князя с греческой царевной имел важные последствия. Бывали и раньше случаи, что русские князья женились на греческих царевнах, но эти браки не имели такого значения, как женитьба Ивана и Софьи. Византия была теперь порабощена турками. Византийский император раньше считался главным защитником всего восточного христианства; теперь таким защитником становился московский государь; с рукой Софии он как бы наследовал и права Палеологов, даже усваивает герб Восточной Римской империи – двуглавого орла; на печатях, которые привешивались к грамотам, стали с одной стороны изображать двуглавого орла, а с другой – прежний московский герб, Георгия Победоносца, поражающего дракона.

Византийские порядки стали все сильней и сильней сказываться в Москве. Хотя последние византийские императоры вовсе не были могущественными, но держали себя в глазах всех окружающих очень высоко. Доступ к ним был очень труден; множество различных придворных чинов наполняло великолепный дворец. Пышность дворцовых обычаев, роскошная царская одежда, блистающая золотом и драгоценными камнями, необычайно богатое убранство царского дворца – все это в глазах народа очень возвышало особу государя. Пред ним все преклонялось, как пред земным божеством.

Не то было в Москве. Великий князь был уже могучим государем, а жил немногим пошире и побогаче, чем бояре. Они обходились с ним почтительно, но просто: некоторые из них были из удельных князей и свое происхождение вели тоже, как и великий князь, от Рюрика. Незатейливая жизнь царя и простое обращение с ним бояр не могли понравиться Софьи, знавшей о царском величии византийских самодержцев и видевшей придворную жизнь пап в Риме. От жены и в особенности от людей, приехавших с нею, Иван III мог многое слышать о придворном обиходе византийских царей. Ему, хотевшему быть настоящим самодержцем, многие придворные византийские порядки должны были очень понравиться.

И вот мало-помалу начали появляться в Москве новые обычаи: Иван Васильевич начал держать себя величаво, в сношениях с иностранцами титуловался «царем», послов начал принимать с пышною торжественностью, установил обряд целования царской руки в знак особой милости. Потом появились придворные чины (ясельничий, конюший, постельничий). Великий князь стал жаловать в бояре за заслуги. Кроме сына боярского, в это время появляется другой низший чин – окольничий.

Бояре, бывшие ранее советниками, думцами княжими, с которыми государь, по обычаю, совещался о всяком важном деле, как с товарищами, теперь обратились в покорных слуг его. Милость государя может возвысить их, гнев – уничтожить.

Под конец своего княжения Иван III стал настоящим самодержцем. Не по душе многим боярам были эти перемены, но никто не смел высказать этого: великий князь был очень суров и наказывал жестоко.

Нововведения. Влияние Софьи

Со времени приезда Софии Палеолог в Москву завязались сношения с Западом, в особенности с Италией.

Внимательный наблюдатель московской жизни барон Герберштейн, два раза приезжавший в Москву послом германского императора при Ивановом преемнике, наслушавшись боярских толков, замечает о Софье в своих записках, что это была женщина необыкновенно хитрая, имевшая большое влияние на великого князя, который по ее внушению сделал многое. Ее влиянию приписывали даже решимость Ивана III сбросить с себя татарское иго. В боярских россказнях и суждениях о царевне нелегко отделить наблюдение от подозрения или преувеличения, руководимого недоброжелательством.

Москва того времени была очень неприглядной. Деревянные небольшие постройки, поставленные как попало, кривые, немощеные улицы, грязные площади – все это делало Москву похожей на большую деревню или, верней, на собрание множества деревенских усадеб.

После свадьбы и сам Иван Васильевич почувствовал необходимость в перестройке Кремля, в могущественную и неприступную цитадель. Все началось с катастрофы 1474 г., когда Успенский собор, возводимый псковскими мастерами, рухнул. В народе сразу поползли слухи, что беда стряслась из-за «грекини», до этого пребывавшей в «латинстве». Пока выяснились причины обрушения, Софья посоветовала супругу пригласить архитекторов из Италии, которые тогда были лучшими мастерами в Европе. Их творения могли сделать Москву равной по красоте и величественности европейским столицам и поддержать престиж московского государя, а также подчеркнуть преемственность Москвы не только Второму, но и Первому Риму.

Один из лучших итальянских строителей того времени Аристотель Фиораванти согласился ехать в Москву за 10 рублей жалованья в месяц (деньги по тем временам порядочные). Он за 4 года соорудил великолепный по тогдашнему времени храм – Успенский собор, освященный в 1479 году. Это здание сохранилось до сих пор в Московском Кремле.

Потом начали строить и другие каменные церкви: в 1489 году был возведен Благовещенский собор, имевший значение домовой церкви царя, а незадолго до смерти Ивана III был снова построен Архангельский собор вместо прежней обветшавшей церкви. Задумал государь построить каменную палату для торжественных собраний и приемов иноземных послов.

Эта постройка, сооруженная итальянскими зодчими, известная под названием Грановитой палаты, сохранилась до наших дней. Кремль был обведен снова каменной стеной и украшен красивыми воротами и башнями. Для себя великий князь приказал выстроить новый каменный дворец. Вслед за великим князем начал и митрополит сооружать себе кирпичные палаты. Трое бояр также построили себе каменные дома в Кремле. Таким образом, Москва стала постепенно обстраиваться каменными зданиями; но эти постройки долго и после этого не входили в обычай.

Рождение детей. Государственные дела

1474 год, 18 апреля - Софья родила первую (быстро умершую) дочь Анну, потом еще одну дочь (тоже умершую так быстро, что ее не успели окрестить). Разочарования в семейной жизни компенсировались активностью в государственных делах. Великий князь советовался с ней в принятии государственных решений (в 1474 он выкупил половину Ростовского княжества, заключил дружественный союз с крымским ханом Менгли-Гиреем).

Софья Палеолог принимала деятельное участие в дипломатических приемах (венецианский посланник Кантарини отметил, что прием, который организовала она, прошел «весьма величаво и ласково»). Согласно легенде, приведенной не только русскими летописями, но и английским поэтом Джоном Милтоном, в 1477 Софья смогла перехитрить татарского хана, объявив, что имела знак свыше о строительстве храма святому Николаю на том месте в Кремле, где стоял дом ханских наместников, контролировавших сборы ясака и действия Кремля. Эта легенда представляет Софью решительной натурой («выставила их из Кремля, дом снесла, хотя храм не стала строить»).

1478 год - Русь фактически прекратила выплату дани Орде; до полного свержения ига осталось 2 года.

В 1480, опять-таки по «совету» жены, Иван Васильевич выехал с ополченцами к реке Угре (под Калугой), где стояло к войско татарского хана Ахмата. «Стояние на Угре» битвой не закончилось. Начавшиеся морозы и отсутствие продовольствия заставили хана с войском уйти. Эти события положили конец ордынскому игу.

Главное препятствие на пути усиления великокняжеской власти рухнуло и, опираясь, на свою династическую связь с «православным Римом» (Константинополем) через жену Софью, государь провозгласил себя преемником державных прав византийских императоров. Московский герб с Георгием Победоносцем был объединен с двуглавым орлом – древним гербом Византии. Этим было подчеркнуто, что Москва – наследница Византийской империи, Иван III – «царь всего православия», Русская Церковь – преемница греческой. Под влиянием Софьи церемониал великокняжеского двора приобрел невиданную доселе пышность, схожую с византийско-римской.

Права на московский престол

Софья начала упорную борьбу за обоснование права на московский престол за своим сыном Василием. Когда тому было восемь лет, она даже попыталась организовать заговор против супруга (1497 год), но тот был раскрыт, а сама Софья подверглась осуждению по подозрению в волшебстве и связи с «бабой-колдуньей» (1498 год) и вместе с царевичем Василием подверглась опале.

Но судьба была к ней милостива (за годы своего 30-ти летнего брака Софья родила 5 сыновей и 4 дочери). Смерть старшего сына Ивана III, Ивана Молодого, заставила мужа Софьи сменить гнев на милость и возвратить сосланных в Москву.

Смерть Софьи Палеолог

Скончалась Софья 7 апреля 1503 г. Она была похоронена в великокняжеской усыпальнице Вознесенского женского монастыря в Кремле. Постройки этой обители были разобраны в 1929 г., и саркофаги с останками великих княгинь и цариц были перевезены в подвальную палату Архангельского собора в Кремле, где они находятся и сегодня.

После смерти

Это обстоятельство, а также хорошая сохранность скелета Софьи Палеолог дали возможность экспертам воссоздать ее облик. Работа проводилась в Московском бюро судебно-медицинской экспертизы. Видимо, нет необходимости описывать подробно процесс восстановления. Отметим лишь, что портрет был воспроизведен с использованием всех научных методик.

Исследование останков Софьи Палеолог показало, что она была невысокого роста - около 160 см. Череп и каждая кость тщательно изучались, и в результате было установлено, что смерть великой княгини наступила в возрасте 55-60 лет. В результате исследований останков установили, что Софья была женщиной полной, с волевыми чертами лица и имела нисколько не портившие ее усики.

Когда перед исследователями предстал облик этой женщины, лишний раз стало ясным, что в природе не бывает ничего случайного. Речь идет об удивительном сходстве Софьи Палеолог и ее внука - царя Ивана IV Грозного, подлинный облик которого нам хорошо знаком по работе известного советского антрополога М.М.Герасимова. Ученый, работая над портретом Ивана Васильевича, отмечал черты средиземноморского типа в его облике, связывая это как раз с влиянием крови его бабушки, Софьи Палеолог.

Ещё

Последний цветок Византии
10 фактов о русской царице Софии Палеолог / Всемирная история

Как византийская царевна обманула Папу римского, и что она изменила в жизни России. Ещё о Третьем Риме


«София». Кадр из сериала


1. София Палеолог являлась дочерью деспота Мореи (ныне полуостров Пелопоннес) Фомы Палеолога и племянницей последнего императора Византийской империи Константина XI .

2. При рождении Софию назвали Зоей . Она появилась на свет через два года после того, как османами в 1453 году был захвачен Константинополь, и Византийская империя прекратила свое существование. Спустя пять лет была захвачена и Морея. Семья Зои вынуждена была бежать, найдя убежище в Риме. Для получения поддержки Папы римского Фома Палеолог перешел в католицзм вместе с семьей. При смене веры Зоя стала Софией.

3. Непосредственным опекуном Софии Палеолог был назначен кардинал Виссарион Никейский , сторонник унии, то есть объединения католиков и православных под властью Папы. Судьбу Софии предполагалось решить путем выгодного замужества. В 1466 году её предложили в качестве невесты кипрскому королю Жаку II де Лузиньяну , но он отказался. В 1467 году её предложили в жёны князю Караччоло , знатному итальянскому богачу. Князь выразил согласие, после чего состоялось торжественное обручение.

4. Судьба Софии резко переменилась после того, как стало известно о том, что великий князь московский Иван III овдовел и ищет новую жену. Виссарион Никейский решил, что в случае, если София Палеолог станет женой Ивана III, русские земли можно будет подчинить влиянию Папы.


София Палеолог. Реконструкция по черепу С.Никитина


5. 1 июня 1472 года в базилике святых апостолов Петра и Павла в Риме состоялось заочное обручение Ивана III и Софии Палеолог. Заместителем великого князя был русский посол Иван Фрязин . В качестве гостей присутствовали жена правителя Флоренции Лоренцо Великолепного Клариче Орсини и королева Боснии Катарина .

6. О переходе Софии Палеолог в католичество во время переговоров о заключении брака представители папы римского умалчивали. Но их тоже ожидал сюрприз - сразу после пересечения русской границы София объявила сопровождавшему ее Виссариону Никейскому, что она возвращается в православие и католические обряды исполнять не будет. Фактически на этом попытка проведения проекта унии в России завершилась.

7. Венчание Ивана III и Софии Палеолог в России состоялось 12 ноября 1472 года. Их брак продлился 30 лет, София родила мужу 12 детей, но при этом первыми четырьмя оказались девочки. Рожденный в марте 1479 года мальчик, названный Василием, впоследствии стал великим князем московским Василием III .

8. В конце XV века в Москве развернулась ожесточенная борьба за права на престолонаследие. Официальным наследником считался сын Ивана III от первого брака Иван Молодой , имевший даже статус соправителя. Однако с рождением сына Василия София Палеолог включилась в борьбу за его права на трон. Московская элита разбилась на две враждующие партии. В опалу попадали и те, и другие, но в итоге победа осталась за сторонниками Софии Палеолог и ее сына.

9. При Софии Палеолог стала широко распространенной практика приглашения в Россию иностранных специалистов: архитекторов, ювелиров, мастеров монетного дела, оружейников, врачей. Для строительства Успенского собора из Италии был приглашён архитектор Аристотель Фиораванти . Перестраивались также другие здания на территории Кремля. На стройке активно использовался белый камень, отчего и появилось сохранившееся в веках выражение «белокаменная Москва».

10. В Троице-Сергиевом монастыре хранится шёлковая пелена, шитая руками Софии в 1498 году; на пелене вышито её имя, причём она величает себя не великой княгиней московской, а «царевной царегородской». С ее подачи русские правители начали сначала неофициально, а затем на официальном уровне именовать себя царями. В 1514 году в договоре с императором Священной Римской империи Максимилианом I сын Софии Василий III впервые в истории Руси назван императором русов. Эту грамоту затем использует Пётр I как доказательство своих прав на коронацию в качестве императора.


Венчание Ивана III с Софьей Палеолог в 1472 г. Гравюра XIX в.


Софья Палеолог
Как византийская царевна строила новую империю в России

Племянница последнего владыки Византии, пережив крушение одной империи, решила возродить её на новом месте. Мать «Третьего Рима»

В конце XV века в русских землях, объединившихся вокруг Москвы, начинает зарождаться концепция, согласно которой Русское государство является правопреемником Византийской империи. Спустя несколько десятилетий тезис «Москва - Третий Рим» станет символом государственной идеологии Российского государства.

Большую роль в формировании новой идеологии и в изменениях, которые происходили в это время внутри России, было суждено сыграть женщине, имя которой слышали практически все, кто хоть раз соприкасался с русской историей. София Палеолог, жена великого князя Ивана III, внесла свой вклад в развитие русского зодчества, медицины, культуры и многие другие сферы жизни.

Есть и другой взгляд на неё, согласно которому она была «русской Екатериной Медичи», чьи козни пустили развитие России по совершенно иному пути и внесли смуту в жизнь государства.

Правда, как обычно, находится где-то посередине. София Палеолог не выбирала Россию - Россия выбрала её, девушку из последней династии византийских императоров, в качестве супруги для великого князя московского.


Фома Палеолог, отец Софьи


Византийская сирота при папском дворе

Зоя Палеологиня, дочь деспота (это название должности) Мореи Фомы Палеолога, появилась на свет в трагическое время. В 1453 году Византийская империя, наследница Древнего Рима, после тысячи лет существования рухнула под ударами османов. Символом гибели империи стало падение Константинополя, в котором погиб император Константин XI, родной брат Фомы Палеолога и дядя Зои.

Морейский деспотат, провинция Византии, которой правил Фома Палеолог, продержалась до 1460 года. Эти годы Зоя прожила вместе с отцом и братьями в Мистре, столице Мореи, городе, расположенном рядом с Древней Спартой. После того как султан Мехмед II захватил и Морею, Фома Палеолог уехал на остров Корфу, а затем в Рим, где скончался.

Дети из царственной семьи погибшей империи жили при дворе папы римского. Незадолго до смерти Фома Палеолог, чтобы получить поддержку, перешёл в католицизм. Католиками стали и его дети. Зою после крещения по римскому обряду нарекли Софьей.


Виссарион Никейский


10-летняя девочка, взятая на попечение папским двором, не имела возможности что-либо решать самостоятельно. Её наставником был назначен кардинал Виссарион Никейский, один из авторов унии, которая должна была объединить католиков и православных под общей властью папы римского.

Судьбу Софьи собирались устроить путём замужества. В 1466 году её предложили в качестве невесты кипрскому королю Жаку II де Лузиньяну, но он отказался. В 1467 году её предложили в жёны князю Караччоло, знатному итальянскому богачу. Князь выразил согласие, после чего состоялось торжественное обручение.

Невеста на «иконе»

Но стать женой итальянца Софье было не суждено. В Риме стало известно, что овдовел великий князь московский Иван III. Русский князь был молод, на момент смерти первой супруги ему исполнилось всего 27 лет, и ожидалось, что вскоре он будет искать новую жену.

Кардинал Виссарион Никейский увидел в этом шанс продвинуть свою идею униатства на русские земли. С его подачи в 1469 году папа римский Павел II направил Ивану III письмо, в котором предложил в качестве невесты 14-летнюю Софью Палеолог. В письме о ней говорилось как о «православной христианке», без упоминания о переходе в католицизм.

Иван III не был лишён честолюбия, на чём впоследствии часто будет играть его жена. Узнав о том, что в невесты предложена племянница византийского императора, он ответил согласием.


Виктор Муйжель. «Посол Иван Фрязин вручает Ивану III портрет его невесты Софьи Палеолог»


Переговоры, однако, только начались - необходимо было обговорить все детали. Русский посол, отправленный в Рим, вернулся с подарком, шокировавшим и жениха, и его окружение. В летописи этот факт был отражён словами «царевну на иконе написану принесе».

Дело в том, что в России к тому моменту светской живописи не существовало вовсе, и портрет Софьи, присланный Ивану III, в Москве восприняли как «икону».


Софья Палеолог. Реконструкция по черепу С. Никитина


Впрочем, разобравшись, что к чему, московский князь внешним обликом невесты остался доволен. В исторической литературе встречаются различные описания Софьи Палеолог - от красавицы до уродины. В 1990-х годах были проведены исследования останков жены Ивана III, в ходе которых был восстановлен и её внешний вид. Софья была невысокой женщиной (около 160 см), склонной к полноте, с волевыми чертами лица, которые можно назвать если не красивыми, то довольно миловидными. Как бы то ни было, Ивану III она понравилась.

Провал Виссариона Никейского

Формальности были улажены к весне 1472 года, когда в Рим прибыло новое русское посольство, на сей раз уже за самой невестой.

1 июня 1472 году в базилике святых апостолов Петра и Павла состоялось заочное обручение. Заместителем великого князя был русский посол Иван Фрязин. В качестве гостей присутствовали жена правителя Флоренции Лоренцо Великолепного Клариче Орсини и королева Боснии Катарина. Папа, кроме подарков, дал невесте приданое в 6 тыс. дукатов.


Софья Палеолог въезжает в Москву. Миниатюра Лицевого летописного свода


24 июня 1472 года большой обоз Софьи Палеолог вместе с русским послом выехал из Рима. Невесту сопровождала римская свита во главе с кардиналом Виссарионом Никейским.

Добираться до Москвы пришлось через Германию по Балтийскому морю, а затем через Прибалтику, Псков и Новгород. Такой сложный маршрут был вызван тем, что у России в этот период в очередной раз начались политические проблемы с Польшей.

Испокон веков византийцы славились своей хитростью и коварством. То, что эти качества Софья Палеолог унаследовала в полной мере, Виссарион Никейский узнал вскоре после того, как обоз невесты пересёк границу России. 17-летняя девушка объявила, что с этой поры более не будет исполнять католические обряды, а возвращается к вере предков, то есть к православию. Все амбициозные планы кардинала рухнули. Попытки католиков закрепиться в Москве и усилить своё влияние потерпели неудачу.

12 ноября 1472 года Софья въехала в Москву. Здесь тоже было много тех, кто относился к ней с настороженностью, видя в ней «римского агента». По некоторым сведениям, митрополит Филипп , недовольный невестой, отказался проводить церемонию венчания, из-за чего церемониал проводил коломенский протопоп Осия .

Но, как бы то ни было, Софья Палеолог стала женой Ивана III.



Фёдор Бронников. «Встреча царевны Софии Палеолог псковскими посадниками и боярами в устье Эмбаха на Чудском озере»


Как Софья избавила Россию от ига

Их брак продлился 30 лет, она родила мужу 12 детей, из которых пятеро сыновей и четыре дочери дожили до взрослого возраста. Судя по историческим документам, великий князь был привязан к жене и детям, за что даже получал упрёки от высокопоставленных служителей церкви, считавших, что это идёт во вред государственным интересам.

Софья никогда не забывала о своём происхождении и вела себя так, как, по её мнению, полагалось себя вести племяннице императора. Под её влиянием приёмы у великого князя, особенно приёмы послов, были обставлены сложным и красочным церемониалом, подобным византийскому. Благодаря ей, византийский двуглавый орёл перекочевал и в русскую геральдику. Благодаря её влиянию, великий князь Иван III начал именовать себя «русским царём». При сыне и внуке Софьи Палеолог это именование русского владыки станет официальным.

Судя по поступкам и делам Софьи, она, лишившись родной Византии, всерьёз взялась за построение её в другой православной стране. В помощь ей было честолюбие мужа, на котором она успешно играла.

Когда ордынский хан Ахмат готовил нашествие на русские земли и в Москве обсуждали вопрос о размере дани, с помощью которой можно откупиться от несчастья, в дело вмешалась Софья. Заливаясь слезами, она стала упрекать мужа в том, что страна до сих пор вынужден платить дань и что с этим позорным положением пора кончать. Иван III не был человеком воинственным, но упрёки жены задели его за живое. Он принял решение собрать войско и выступить навстречу Ахмату.

При этом жену с детьми великий князь отправил сначала в Дмитров, а потом на Белоозеро, опасаясь военной неудачи.

Но неудачи не случилось - на реке Угре, где встретились войска Ахмата и Ивана III, сражения не произошло. После того, что известно под названием «стояние на Угре», Ахмат ретировался без боя, а зависимость от Орды завершилась окончательно.

Перестройка XV века

Софья внушала мужу, что государь такой великой державы, как он, не может жить в столице с деревянными храмами и палатами. Под влиянием жены Иван III начал перестройку Кремля. Для строительства Успенского собора из Италии был приглашён архитектор Аристотель Фиораванти. На стройке активно использовался белый камень, отчего и появилось сохранившееся в веках выражение «белокаменная Москва».

Приглашение иностранных специалистов в разных областях стало широко распространённым явлением при Софье Палеолог. Итальянцы и греки, занявшие при Иване III должности послов, начнут активно зазывать в Россию своих земляков: архитекторов, ювелиров, мастеров монетного дела и оружейников. Среди приезжих было большое количество профессиональных врачей.

Софья приехала в Москву с большим приданым, часть которого занимала библиотека, включавшая в себя греческие пергаменты, латинские хронографы, древневосточные манускрипты, среди которых были поэмы Гомера, сочинения Аристотеля и Платона и даже книги из Александрийской библиотеки.

Эти книги и составили основу легендарной пропавшей библиотеки Ивана Грозного, которую энтузиасты пытаются искать и по сей день. Скептики, однако, полагают, что такая библиотека в действительности не существовала.

Говоря о неприязненном и настороженном отношении к Софье русских, надо сказать, что их смущало её независимое поведение, активное вмешательство в государственные дела. Подобное поведение для предшественниц Софьи в качестве великих княгинь, да и просто для русских женщин было нехарактерным.

Сражение наследников

К моменту второго брака Ивана III у него уже был сын от первой супруги - Иван Молодой, который и был объявлен наследником престола. Но с рождением детей у Софьи начала нарастать напряжённость. Русская знать раскололась на две группировки, одна из которых поддерживала Ивана Молодого, а вторая - Софью.

Отношения между мачехой и пасынком не сложились, да так, что самому Ивану III приходилось увещевать сына вести себя прилично.

Иван Молодой был всего на три года младше Софьи и почтения к ней не испытывал, видимо, считая новый брак отца предательством по отношению к умершей матери.

В 1479 году Софья, рожавшая до этого только девочек, произвела на свет сына, наречённого Василием. Как истинная представительница византийского императорского рода, она была готова обеспечить сыну трон любой ценой.

К этому времени Иван Молодой уже упоминался в русских документах как соправитель отца. А в 1483 году наследник женился на дочери господаря Молдавии Стефана Великого Елене Волошанке .

Отношения Софьи и Елены сразу стали враждебными. Когда же в 1483 году Елена родила сына Дмитрия , перспективы Василия унаследовать трон отца стали совсем призрачными.

Женское соперничество при дворе Ивана III было ожесточённым. И Елена, и Софья горели желанием избавиться не только от конкурентки, но и от её потомства.

В 1484 году Иван III решил одарить невестку жемчужным приданым, оставшимся от первой жены. Но тут выяснилось, что Софья уже подарила его своей родственнице. Великий князь, разгневанный самоуправством жены, заставил её вернуть подаренное, а самой родственнице вместе с мужем из страха перед наказанием пришлось бежать из русских земель.


Смерть и погребение великой княгини Софьи Палеолог


Проигравший теряет всё

В 1490 году наследник престола Иван Молодой заболел «ломотой в ногах». Специально для его лечения из Венеции был вызван лекарь Леби Жидовин , но помочь он не смог, и 7 марта 1490 года наследник скончался. Лекарь по приказу Ивана III был казнён, а в Москве бродили слухи, что Иван Молодой погиб в результате отравления, которое является делом рук Софьи Палеолог.

Доказательств этому, правда, нет. После смерти Ивана Молодого новым наследником стал его сын, в русской историографии известный как Дмитрий Иванович Внук .

Официально наследником Дмитрий Внук провозглашён не был, и поэтому Софья Палеолог продолжала попытки добиться трона для Василия.

В 1497 году был раскрыт заговор сторонников Василия и Софьи. Разгневанный Иван III отправил его участников на плаху, но жену и сына не тронул. Однако они оказались в опале, фактически под домашним арестом. 4 февраля 1498 года Дмитрий Внук был официально провозглашён наследником престола.

Борьба, однако, завершена не была. Вскоре партии Софьи удалось добиться реванша - на сей раз в руки палачей отдали сторонников Дмитрия и Елены Волошанки. Развязка наступила 11 апреля 1502 года. Новые обвинения в заговоре в адрес Дмитрия Внука и его матери Ивана III счёл убедительными, отправив их под домашний арест. Спустя несколько дней соправителем отца и наследником престола был провозглашён Василий, а Дмитрий Внук с матерью были помещены в тюрьму.

Рождение империи

Софья Палеолог, фактически возведшая сына на русский престол, сама до этого момента не дожила. Она умерла 7 апреля 1503 года и была похоронена в массивном белокаменном саркофаге в усыпальнице Вознесенского собора в Кремле рядом с могилой Марии Борисовны , первой супруги Ивана III.

Великий князь, овдовевший вторично, пережил любимую Софью на два года, уйдя из жизни в октябре 1505 года. Елена Волошанка скончалась в тюрьме.

Василий III, взойдя на престол, первым делом ужесточил условия содержания для конкурента - Дмитрия Внука заковали в железные кандалы и поместили в маленькую камеру. В 1509 году 25-летний высокородный узник скончался.

В 1514 году в договоре с императором Священной Римской империи Максимилианом I Василий III впервые в истории Руси назван императором русов. Эту грамоту затем использует Пётр I как доказательство своих прав на коронацию в качестве императора.

Усилия Софьи Палеолог, гордой византийки, взявшейся за выстраивание новой империи взамен утраченной, не пропали даром.

По радио "Эхо Москвы" слышал захватывающую беседу с заведующей археологическим отделом Музеев Кремля Татьяной Дмитриевной Пановой и экспертом-антропологом Сергеем Алексеевичем Никитиным. Они подробно рассказали о своих последних работах. Сергей Алексеевич Никитин очень компетентно описал Зою (Софью) Фоминичну Палеолог, приехавшую в Москву 12 ноября 1473 года из Рима от виднейшего православного авторитета и тогда кардинала при папе Виссариона Никейского для вступления в брак с Великим князем Московским Иваном Васильевичем Третьим. О Зое (Софье) Палеолог как носителе взорвавшейся западноевропейской субъектности и о её роли в истории России смотри мои предшествующие заметки. Интересны новые детали.

Доктор исторических наук Татьяна Дмитриевна признается, что при первом же посещении Музея Кремля испытала сильное потрясение от реконструированного по черепу изображению Софии Палеолог. Она не могла отойти от поразившего её облика. Что-то в лице Софии её притягивало - интересность и жестковатость, некая изюминка.

Татьяна Панова 18 сентября 2004 года рассказывала об исследованиях в кремлевском некрополе. "Мы вскрываем каждый саркофаг, изымаем останки и остатки погребальных одежд. Надо сказать, что у нас, например, работают антропологи, конечно, они делают очень много интересных наблюдений на останках этих женщин, поскольку интересен и физический облик людей средневековья, мы, в общем, не так много о нем знаем, и какими болезнями люди болели тогда. Но и вообще масса интересных вопросов. Но в частности, одно из интересных таких направлений - это реконструкция по черепам портретов скульптурных людей того времени. Но Вы сами знаете, у нас светская живопись появляется очень поздно, только в конце XVII столетия, а здесь у нас на сегодня реконструировано уже 5 портретов. Мы можем увидеть лица Евдокии Донской, Софьи Палеолог - это вторая жена Ивана III, Елены Глинской - мать Ивана Грозного. Софья Палеолог - бабушка Ивана Грозного, а Елена Глинская - его мать. Потом сейчас у нас есть портрет Ирины Годуновой, например, тоже вот удалось из-за того, что сохранился череп. И последняя работа - это третья жена Ивана Грозного - Марфа Собакина. Совсем молодая еще женщина" (http://echo.msk.ru/programs/kremlin/27010/).

Тогда, как и сейчас, было переломное время - Россия должна была ответить на вызов субъектизации, или на вызов прорывающегося капитализма. Ересь жидовствующих вполне могла взять верх. Борьба наверху разгорелась нешуточная и принимала, как и на Западе, формы борьбы за престолонаследие, за победу той или иной партии.

Так, Елена Глинская умерла в 30 лет и, как выяснилось по исследованиям ее волос, спектральный анализ проводили, - она была отравлена солями ртути. То же самое - первая жена Ивана Грозного, Анастасия Романова, тоже оказалось у нее огромное количество солей ртути.

Поскольку Софья Палеолог была воспитанницей Греческой и Возрожденческой культуры, она задала Руси мощный импульс субъектности. Жизнеописание Зои (Софьей её прозвали на Руси) Палеолог удалось воссоздать, собирая сведения по крупицам. Но и сегодня неизвестна даже точная дата ее рождения (где-то между 1443 и 1449 гг.). Она - дочь Морейского деспота Фомы, чьи владения занимали юго-западную часть полуострова Пелопоннес, где когда-то процветала Спарта, а в первую половину XV века в Мистре под эгидой знаменитого провозвестника Правой Веры Гемиста Плетона находился духовный центр Православия. Зоя Фоминична была племянницей последнего византийского императора Константина XI, погибшего в 1453 г. на стенах Константинополя при защите города от турок. Выросла она, образно говоря, на руках Гемиста Плетона и его верного ученика Виссариона Никейского.

Под ударами армии султана пала и Морея, а Фома перебрался сначала на остров Корфу, затем в Рим, где вскоре умер. Здесь, при дворе главы католической церкви, где после Флорентийской унии 1438 года крепко обосновался Виссарион Никейский, воспитывались дети Фомы – Зоя и два ее брата, Андреас и Мануил.

Судьбы представителей некогда могущественной династии Палеологов сложились трагично. Принявший мусульманство Мануил умер в нищете в Константинополе. Андреас, мечтавший возвратить былые владения семьи, так и не достиг цели. Старшая сестра Зои – Елена, сербская королева, лишенная трона турецкими завоевателями, окончила свои дни в одном из греческих монастырей. На этом фоне судьба Зои Палеолог выглядит благополучной.

Стратегически-мыслящий Виссарион Никейский, играющий ведущую роль в Ватикане, после падения Второго Рима (Константинополь) обратил свои взоры на северный оплот Праволсавия, на Московскую Русь, которая хотя и находилась под татарским игом, но явно набирала силу и вскоре могла предстать новой мировой державой. И он повел сложную интригу, чтобы наследницу византийских императоров Палеологов выдать замуж за незадолго до того (в 1467 году) овдовевшего Великого князя Московского Ивана III. Переговоры тянулись три года из-за сопротивления митрополита московского, однако воля князя возобладала, и 24 июня 1472 г. большой обоз Зои Палеолог выехал из Рима.

Греческая принцесса пересекла всю Европу: из Италии на север Германии, в Любек, куда кортеж прибыл 1 сентября. Дальнейшее плавание по Балтийскому морю оказалось трудным и продолжалось 11 дней. Из Колывани (так в русских источниках тогда назывался Таллин) в октябре 1472 г. процессия направилась через Юрьев (ныне Тарту), Псков и Новгород в Москву. Столь длинный путь пришлось проделать из-за плохих отношений с Польским королевством – удобная сухопутная дорога на Русь была закрыта.

Лишь 12 ноября 1472 г. Софья въехала в Москву, где в тот же день произошли ее встреча и венчание с Иваном III. Так начался «русский» период в ее жизни.

Она привезла с собой преданных греков-помощников, в том числе Кербуша, от которых пошли князья Кашкины. Привезла она и ряд итальянских вещей. Дошли от неё и вышивки, задавшие образцы будущим "кремлевским женам". Став хозяйкой Кремля, она постаралась во многом скопировать образы и порядки ставшей для ней родной Италии, переживающей в те годы чудовищно-мощный взрыв субъектности.

Виссарион Никейский ещё ранее прислал в Москву портрет Зои Палеолог, который произвел на московскую элиту впечатление разорвавшейся бомбы. Ведь светский портрет, как и натюрморт, - это симптом субъектности. В те годы каждая вторая семья в той же наиболее продвинутой "столице мира" Флоренции имела портреты хозяев, а на Руси к субъектности ближе были в "жидовствующем" Новгороде, чем в более замшелой Москве. Появление живописного произведения на незнакомой со светским искусством Руси потрясло людей. Из Софийской летописи нам известно, что впервые столкнувшийся с подобным явлением летописец так и не смог отрешиться от церковной традиции и назвал портрет иконой: «...а царевну на иконе написану принесе». Судьба картины неизвестна. Скорее всего, она погибла при одном из многочисленных пожаров Кремля. Не сохранилось никаких изображений Софьи и в Риме, хотя гречанка провела при папском дворе около десяти лет. Так что мы, видимо, никогда не узнаем, какой она была в молодости.

Татьяна Панова в статье "Олицетворение Средних веков" http://www.vokrugsveta.ru/publishing/vs/column/?item_id=2556 отмечает, что светская живопись появилась на Руси только в конце XVII столетия - до этого она находилась под строгим церковным запретом. Вот почему мы не знаем, как выглядели знаменитые персонажи из нашего прошлого. "Теперь благодаря работам специалистов Музея-заповедника «Московский Кремль» и экспертов-криминалистов у нас есть возможность увидеть облик трех легендарных женщин великих княгинь: Евдокии Дмитриевны, Софьи Палеолог и Елены Глинской. И раскрыть тайны их жизни и смерти".

Супруга флорентийского правителя Лоренцо Медичи - Кларисса Орсини - находила юную Зою Палеолог очень приятной: «Невысокого роста, восточное пламя сверкало в глазах, белизна кожи говорила о знатности ее рода». Лицо с усиками. Рост 160. Полная. Иван Васильевич влюбился с первого взгляда и отправился с ней на брачное ложе (после обвенчания) в тот же день 12 ноября 1473 года, когда Зоя прибыла в Москву.

Приезд иностранки был для москвичей значительным событием. Летописец отметил в свите невесты «синих» и «черных» людей - арабов и африканцев, никогда прежде не виданных в России. Софья стала участницей сложной династической борьбы за наследование русского престола. В итоге ее старший сын Василий (1479-1533) стал великим князем в обход законного наследника Ивана, чья ранняя смерть якобы от подагры по сей день остается загадкой. Прожив в России 30 с лишним лет, родив мужу 12 детей, Софья Палеолог оставила неизгладимый след в истории нашей страны. Её внук Иван Грозный во многом напоминал её.Антропологи и эксперты-криминалисты помогли историкам узнать об этом человеке подробности, которых нет в письменных источниках. Теперь известно, что великая княгиня была небольшого роста - не более 160 см, болела остеохондрозом и имела серьезные гормональные нарушения, обусловившие мужеподобность облика и поведения. Смерть ее наступила по естественным причинам в возрасте 55-60 лет (разброс цифр обусловлен тем, что неизвестен точный год ее рождения). Но, пожалуй, самыми интересными оказались работы по воссозданию внешности Софьи, благо ее череп хорошо сохранился. Методику реконструкции скульптурного портрета человека давно и активно используют в судебно-розыскной практике, и точность ее результатов многократно доказана.

"Мне, - говорит Татьяна Панова, - посчастливилось видеть этапы воссоздания облика Софьи, еще не зная всех обстоятельств ее многотрудной судьбы. По мере того как проявлялись черты лица этой женщины, становилось ясно, насколько жизненные ситуации и болезни ожесточали характер великой княгини. Да иначе и быть не могло - борьба за собственное выживание и судьбу сына не могла не оставить следов. Софья добилась того, чтобы ее старший сын стал великим князем Василием III. Смерть законного наследника, Ивана Молодого, в возрасте 32 лет от подагры до сих пор вызывает сомнения в ее естественности. Кстати, здоровьем князя занимался итальянец Леон, приглашенный Софьей. Василий унаследовал от матери не только облик, который оказался запечатлен на одной из икон XVI века - уникальный случай (икону можно увидеть в экспозиции Государственного исторического музея), но и жесткий характер. Греческая кровь сказалась и в Иване IV Грозном - он очень похож на свою царственную бабушку средиземноморским типом лица. Это отчетливо видно, когда смотришь на скульптурный портрет его матери - великой княгини Елены Глинской".

Как пишут эксперт-криминалист Московского бюро судебно-медицинской экспертиза С.А.Никитин и Т.Д.Панова в статье "Антропологическая реконструкция" (http://bio.1september.ru/article.php?ID=200301806), создание в середине XX в. отечественной школы антропологической реконструкции и работы ее основателя М.М. Герасимова совершили чудо. Сегодня мы можем вглядеться в лица Ярослава Мудрого, князя Андрея Боголюбского и Тимура, царя Ивана IV и его сына Федора. К настоящему времени реконструированы исторические личности: исследователь Крайнего Севера Н.А. Бегичев, Нестор-летописец, первый русский врач Агапит, первый игумен Киево-Печерского монастыря Варлаам, архимандрит Поликарп, Илья Муромец, Софья Палеолог и Елена Глинская (соответственно, бабушка и мать Ивана Грозного), Евдокия Донская (жена Дмитрия Донского), Ирина Годунова (жена Федора Иоановича). Проведенное в 1986 г. восстановление лица по черепу летчика, погибшего в 1941 г. в боях за Москву, позволило установить его имя. Восстановлены портреты Василия и Татьяны Прончищевых, участников Великой северной экспедиции. Разработанные школой М.М. Герасимова методики антропологического восстановления успешно применяют и при раскрытии уголовных преступлений.

А исследования останков греческой принцессы Софьи Палеолог были начаты в декабре 1994 года. Она была похоронена в массивном белокаменном саркофаге в усыпальнице Вознесенского собора в Кремле рядом с могилой Марии Борисовны, первой супруги Ивана III. На крышке саркофага острым инструментом процарапано «Софья».

Некрополь женского Вознесенского монастыря на территории Кремля, где в XV–XVII вв. хоронили русских Великих и удельных княгинь и цариц, после разрушения обители в 1929 г. был спасен музейными работниками. Ныне прах высоких особ покоится в подвальной палате Архангельского собора. Время безжалостно, и далеко не все погребения дошли до нас полностью, но останки Софьи Палеолог сохранились хорошо (почти полный скелет за исключением отдельных мелких костей).

Современные остеологи многое могут определить, изучая древние захоронения, – не только пол, возраст и рост людей, но и болезни, перенесенные ими в течение жизни, и травмы. После сопоставления черепа, позвоночника, крестца, костей таза и нижних конечностей, с учетом примерной толщины отсутствующих мягких тканей и межкостных хрящей, удалось реконструировать внешний облик Софьи. По степени зарастания швов черепа и изношенности зубов биологический возраст Великой княгини был определен в 50–60 лет, что соответствует историческим данным. Вначале ее скульптурный портрет вылепили из специального мягкого пластилина, а затем изготовили гипсовую отливку и тонировали ее под каррарский мрамор.

Вглядываясь в лицо Софьи, убеждаешься: такая женщина действительно могла быть активной участницей событий, о которых свидетельствуют письменные источники. К сожалению, в современной исторической литературе нет подробного биографического очерка, посвященного ее судьбе.

Под влиянием Софьи Палеолог и ее греко-итальянского окружения активизируются русско-итальянские связи. Великий князь Иван III приглашает в Москву квалифицированных архитекторов, врачей, ювелиров, мастеров монетного дела и изготовителей оружия. По решению Ивана III иноземным зодчим была доверена перестройка Кремля, и сегодня мы любуемся памятниками, появлению которых в столице обязаны Аристотелю Фиорованти и Марко Руффо, Алевизу Фрязину и Антонио Солари. Поразительно, но многие сооружения конца XV – первых лет XVI в. в древнем центре Москвы сохранились такими же, какими были и при жизни Софьи Палеолог. Это храмы Кремля (Успенский и Благовещенский соборы, церковь Ризоположения), Грановитая палата – парадный зал великокняжеского двора, стены и башни самой крепости.

Сила и независимость Софии Палеолог особенно ярко проявились в последнее десятилетие жизни Великой княгини, когда в 80-е гг. XV в. в династическом споре при дворе московского государя сложились две группировки феодальной знати. Предводителем одной стал наследник престола князь Иван Молодой, сын Ивана III от первого брака. Вторая образовалась в окружении «грекини». Вокруг Елены Волошанки, жены Ивана Молодого, сложилась мощная и влиятельная группировка "жидовствующих", которая чуть было не перетянула Ивана III на свою сторону. Лишь падение Дмитрия (внука Ивана III от первого брака) и его матери Елены (в 1502 г. они были посажены в тюрьму, где умерли) поставило точку в этом затянувшемся конфликте.

Скульптурный портрет-реконструкция воскрешает облик Софьи в последние годы жизни. И сегодня есть удивительная возможность сравнить облик Софьи Палеолог и ее внука, царя Ивана IV Васильевича, скульптурный портрет которого воссоздан М.М. Герасимовым еще в середине 1960-х гг. Хорошо видно: овал лица, лоб и нос, глаза и подбородок у Ивана IV почти такие же, как у его бабушки. Изучая череп грозного царя, М.М. Герасимов выделял в нем значительные признаки средиземноморского типа и однозначно связывал это с происхождением Софьи Палеолог.

В арсенале российской школы антропологической реконструкции существуют разные методики: пластическая, графическая, компьютерная и комбинированная. Но главное в них – поиск и доказательство закономерностей в форме, размере и положении той или иной детали лица. При воссоздании портрета используются различные методики. Это и разработки М.М. Герасимова по построению век, губ, крыльев носа и методика Г.В. Лебединской, касающаяся воспроизведения профильного рисунка носа. Методика моделирования общего покрова мягких тканей с применением калиброванных толстотных гребней позволяет более точно и заметно быстрее воспроизводить покров.

На основе разработанной Сергеем Никитиным методики сопоставления внешнего вида деталей лица и подлежащей части черепа специалистами Экспертно-криминалистического центра МВД Российской Федерации был создан комбинированный графический метод. Установлена закономерность положения верхней границы роста волос, выявлена определенная связь постановки ушной раковины со степенью выраженности «надсосцевидного гребня». В последние годы разработан метод определения положения глазных яблок. Выявлены признаки, позволяющие определять наличие и степень выраженности эпикантуса (монголоидная складка верхнего века).

Вооруженные передовой методикой, Сергей Алексеевич Никитин и Татьяна Дмитриевна Панова выявили ряд нюансов в судьбе Великой княгини Елена Глинская и правнучки Софии Палеолог - Марии Старицкой.

Мать Ивана Грозного - Елена Глинская - родилась около 1510 года. Умерла в 1538 году. Она - дочь Василия Глинского, который вместе с братьями бежал из Литвы в Россию после неудавшегося восстания на родине. В 1526 году Елена стала женой великого князя Василия III. Сохранились его нежные письма к ней. В 1533-1538 годах Елена была регентшей при малолетнем сыне, будущем царе Иване IV Грозном. В годы ее правления построили стены и башни Китай-города в Москве, провели денежную реформу («князь великий Иван Васильевич всея Руси и его мать великая княгиня Елена велели переделывать старые деньги на новый чекан, для того, что было в старых деньгах много обрезанных денег и подмесу…»), заключили перемирие с Литвой.
При Глинской в тюрьме погибли два брата ее мужа, Андрей и Юрий, претенденты на великокняжеский престол. Так великая княгиня пыталась защитить права своего сына Ивана. Посол Священной Римской империи Зигмунд Герберштейн писал о Глинской: «По смерти государя Михаил (дядя княгини) неоднократно укорял его вдову в распутной жизни; за это она возвела на него обвинение в измене, и он несчастный скончался в заключении. Немного спустя и сама жестокая погибла от яда, а любовник ее по прозвищу Овчина, как говорят, был растерзан и разрублен на части». Свидетельства об отравлении Елены Глинской подтвердились только в конце XX века, когда историки изучили ее останки.

"Идея проекта, о котором пойдет речь, - вспоминает Татьяна Панова, - возникла несколько лет назад, когда я участвовала в экспертизе человеческих останков, обнаруженных в подвале старого московского дома. В 1990-е такие находки быстро обрастали слухами о якобы происходивших здесь расстрелах сотрудниками НКВД в сталинские времена. Но погребения оказались частью разрушенного кладбища XVII-XVIII веков. Следователь был рад закрыть дело, а работавший со мной Сергей Никитин из Бюро судебно-медицинской экспертизы вдруг обнаружил, что у него с историком-археологом есть общий объект для исследований - останки исторических личностей. Так, в 1994 году началась работа в некрополе русских великих княгинь и цариц XV - начала XVIII века, сохраняющегося с 1930-х годов в подземной палате рядом с Архангельским собором Кремля".

И вот реконструкция внешности Елены Глинской высветила ее прибалтийский типаж. Братья Глинские - Михаил, Иван и Василий - перебрались в Москву в начале XVI века после неудавшегося заговора литовской знати. В 1526 году дочь Василия - Елена, которая, по тогдашним понятиям, уже засиделась в девках, стала женой великого князя Василия III Ивановича. Умерла она скоропостижно 27-28 лет от роду. Лицо княгини отличалось мягкими чертами. Она была довольно высокого для женщин того времени роста - около 165 см и гармонично сложена. Антрополог Денис Пежемский обнаружил в ее скелете весьма редкую аномалию: шесть поясничных позвонков вместо пяти.

Один из современников Ивана Грозного отмечал рыжину его волос. Теперь ясно, чью масть унаследовал царь: в захоронении сохранились остатки волос Елены Глинской - рыжего, как красная медь, цвета. Именно волосы помогли выяснить причину неожиданной смерти молодой женщины. Это крайне важная информация, ведь ранняя гибель Елены несомненно повлияла на последующие события русской истории, на формирование характера ее осиротевшего сына Ивана - будущего грозного царя.

Как известно, очищение человеческого организма от вредных веществ происходит через систему печень - почки, но много токсинов накапливается и сохраняется длительное время также в волосах. Поэтому в тех случаях, когда мягкие органы недоступны для исследования, эксперты делают спектральный анализ волос. Останки Елены Глинской анализировала эксперт-криминалист кандидат биологических наук Тамара Макаренко. Результаты получились ошеломляющими. В объектах исследования эксперт обнаружила концентрации солей ртути, в тысячу раз превышающие норму. Такие количества организм не мог накопить постепенно, значит, Елена сразу получила огромную дозу яда, что вызвало острое отравление и стало причиной ее скорой смерти.

Позднее Макаренко повторила анализ, который убедил ее: ошибки нет, настолько яркой оказалась картина отравления. Молодую княгиню извели с помощью солей ртути, или сулемы, - одного из наиболее распространенных в ту эпоху минеральных ядов.

Так 400 с лишним лет спустя удалось узнать причину гибели великой княгини. И тем самым подтвердить слухи об отравлении Глинской, приведенные в записках некоторых иностранцев, посетивших Москву в XVI- XVII веках.

Девятилетнюю Марию Старицкую тоже отравили в октябре 1569 года вместе с отцом Владимиром Андреевичем Старицким, двоюродным братом Ивана IV Васильевича, по дороге в Александровскую слободу, в самый разгар Опричнины, когда уничтожались потенциальные претенденты на московский престол. Средиземноморский ("греческий") тип, явно прослеживаемый в облике Софьи Палеолог и её внука Ивана Грозного, отличает и её правнучку. Ном с горбинкой, пухлые губы, омужествленное лицо. И склонность к костным заболеваниям. Так, Сергей Никитин обнаружил на черепе Софии Палеолог признаки фронтального гиперостоза (разрастание лобной кости), что сопряжено с выработкой избытка мужских гормонов. А у правнучки Марии обнаружен рахит.

В итоге облик прошлого стал близким, осязаемым. Полтысячелетия - а как будто вчера.