Главная · Правильное питание · Содержание и значение крестьянской реформы 1861 г

Содержание и значение крестьянской реформы 1861 г

КРЕСТЬЯНСКАЯ РЕФОРМА 1861 года, система законодательных актов, в результате которых в Российской империи отменено крепостное право и введено крестьянское самоуправление. Крестьянская реформа - ключевое звено так называемых Великих реформ 1860-70-х годов. Социально-экономические и общественно-политические предпосылки реформы, а также осознание необходимости её проведения складывались постепенно (в историографии принято считать, что непосредственным поводом к проведению крестьянской реформы стало поражение России в Крымской войне 1853-56). Идея отмены крепостного права разрабатывалась в Секретных комитетах (первый учреждён в 1826), два из которых (в 1846 и 1848) возглавлял наследник престола великий князь Александр Николаевич (будущий император Александр II).

Подготовка реформы. Впервые о необходимости аграрных преобразований император Александр II открыто заявил в своей речи перед представителями дворянства Московской губернии 30.3(11.4).1856. По его словам, «лучше начать уничтожать крепостное право сверху, нежели ожидать времени, когда оно начнёт само уничтожаться снизу». В 1857 Александр II возглавил последний Секретный комитет по крестьянскому делу [образован 3(15) января; преобразован императорским указом от 21.2(5.3).1858 в Главный комитет по крестьянскому делу, в отсутствие императора возглавлялся А. Ф. Орловым, с 25.9(7.10).1860 - великим князем Константином Николаевичем]. При подготовке и проведении крестьянской реформы император Александр II опирался на группу «либеральных бюрократов», которым покровительствовали великий князь Константин Николаевич и великая княгиня Елена Павловна, предоставившая императору в октябре 1856 проект освобождения крестьян в её имении Карловка в Полтавской губернии, специально разработанный Н. А. Милютиным.

В октябре 1857 года императором был получен всеподданнейший адрес от дворянства 3 северо-западных губерний (Виленской, Гродненской и Ковенской) с просьбой отменить крепостное право при условии сохранения всей земельной собственности за помещиками. В ответ был направлен Высочайший рескрипт от 20.11(2.12).1857 на имя виленского, ковенского и гродненского генерал-губернатора В. И. Назимова (активного сторонника крестьянской реформы), в котором излагалась первая правительственная программа реформы - личное освобождение крестьян, их право пользоваться землёй за повинности. Рескрипт носил локальный характер, однако его содержание сразу же было официально предано гласности: текст разослан всем губернаторам и губернским предводителям дворянства для ознакомления и опубликован в газете «Le Nord» (Брюссель), специально созданной по инициативе МВД, и в «Журнале Министерства внутренних дел». Аналогичный рескрипт направлен санкт-петербургскому генерал-губернатору П. Н. Игнатьеву . После этого правительством инициированы адреса от дворянства остальных европейских губерний России, в ответ на них даны рескрипты губернаторам (по образцу рескриптов Назимову и Игнатьеву). К обсуждению вопросов правительственной политики впервые были привлечены широкие круги дворянства: открыты 46 губернских комитетов по крестьянскому делу (1858-59) и две Общие комиссии для северо-западной и юго-западной губерний, которые должны были разработать свои проекты реформы. В губернских комитетах сложились два противостоявших лагеря помещиков: консервативное большинство (И. В. Гагарин, Д. Н. Шидловский, П. П. Шувалов и др.; отстаивало право помещиков на землю и вотчинную власть) и либеральное меньшинство (А. И. Кошелёв, А. М. Унковский, В. А. Черкасский, А. Г. Шретер и др.; выступало за упразднение вотчинной власти и выкуп крестьянами надельной земли в собственность).

Разработка реформы . Императором Александром II 18(30).10.1858 были даны «руководящие основы» для разработки реформы - защита интересов помещиков при безусловном «улучшении быта крестьян» и сохранении незыблемости власти. Это помогло либеральному меньшинству в губернских комитетах одержать верх. Главным комитетом 4(16).12.1858 была принята новая правительственная программа отмены крепостного права, которая предусматривала выкуп надельной земли крестьянами в собственность, ликвидацию вотчинной власти помещиков и создание органов крестьянского общественного самоуправления. Для рассмотрения проектов губернских комитетов 4(16).3.1859 было создано новое вневедомственное учреждение - Редакционные комиссии из представителей бюрократии и общественных деятелей (председатель - Я. И. Ростовцев, с 1860 - В. Н. Панин), большинство которых являлись сторонниками либеральных проектов реформы. Их общепризнанным лидером был Н. А. Милютин, именно его проект освобождения крестьян с землёй за выкуп выдвинут в качестве единого предложения представителями либеральной бюрократии. Он послужил основой официальной модели для общероссийского законодательства. В обсуждении проекта реформы в Редакционных комиссиях участвовали представители губернских комитетов (по 2 от каждого комитета). Они подвергли критике разработанный Редакционными комиссиями проект, но его основные начала остались без изменений. К сентябрю 1859 года подготовлен окончательный проект Редакционных комиссий. Он был принят Главным комитетом по крестьянскому делу и 28.1(9.2).1861 передан в Государственный совет, где он утверждён под нажимом императора Александра II и великого князя Константина Николаевича.

Проведение реформы. Император Александр II 19.2(3.3).1861, в день 6-й годовщины своего пребывания на престоле, подписал Манифест об отмене крепостного права [«О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей»; обнародован 5(17).3.1861], «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» и 17 дополнительных документов. Согласно им, помещичьи крестьяне (около половины всего российского крестьянства) получали личную свободу и право распоряжаться своим имуществом. Помещики сохраняли собственность на всю принадлежавшую им землю, но были обязаны предоставить крестьянам усадьбу за выкуп (смотри Выкупная операция), а также полевой надел в постоянное пользование (отказаться от него крестьяне не имели права в течение 9 лет). За пользование землёй крестьяне отбывали барщину или платили оброк. Размеры полевого надела и повинностей должны были фиксироваться в уставных грамотах, для составления которых отводился двухлетний срок. Составление уставных грамот поручалось помещикам, их проверка - мировым посредникам. Крестьяне имели право выкупить полевой надел по требованию помещика или по соглашению с ним. Крестьяне, выкупившие свои земли, назывались крестьянами-собственниками, не перешедшие на выкуп, - временнообязанными крестьянами. Крестьяне могли перейти на дарственный надел (1/4 от положенного, но без выкупа), в этом случае они назывались крестьянами-дарственниками. Многие крестьяне так и поступали, так как стоимость земли по выкупу фактически превышала её действительную цену. Крестьянская община сохранялась. Надельная земля передавалась крестьянам на правах общинного пользования, а после выкупа - общинной собственности.

В 4 «Местных положениях» определялись размеры земельных наделов и повинностей за пользование ими в 44 губерниях Европейской России. «Местное положение о поземельном устройстве крестьян... в губерниях: Великороссийских, Новороссийских и Белорусских» распространялось на 29 великорусских губерний, 3 новороссийские (Екатеринославскую, Таврическую, Херсонскую), 2 белорусские (Могилёвскую, часть Витебской) губернии и на часть Харьковской губернии. Размеры душевого надела определялись в зависимости от полос (нечернозёмной, чернозёмной, степной). В нечернозёмной полосе высший размер душевого надела составлял от 3 до 7 десятин (от 3,3 до 7,6 га), низший - 1/3 высшего. В чернозёмной полосе: высший - от 23/4 до 6 десятин (от 2,5 до 6,5 га), низший - менее 1 десятины (1,1 га). В степной полосе: в великорусских губерниях - от 6 до 12 десятин (от 6,5 до 13,1 га), в украинских - от 3 до 6,5 десятин (от 3,3 до 7,1 га). Если надел был больше высшего, излишек мог быть отрезан, если же меньше низшей нормы, то помещик обязан был прирезать недостающее количество земли. Оброк устанавливался от 3 до 12 рублей в год за душевой надел. Барщина за высший душевой надел составляла 40 мужских и 30 женских рабочих дней в год. Остальные «Местные положения» в основном повторяли «Местное положение о поземельном устройстве крестьян... в губерниях: Великороссийских, Новороссийских и Белорусских», но с учётом специфики каждого района. Так, «Местное положение» для Черниговской, Полтавской и части Харьковской губерний, в которых отсутствовало общинное землевладение, предусматривало наделение крестьян землёй на основе наследственно-семейного принципа. Каждая губерния подразделялась на несколько местностей, для которых устанавливалась высшая норма душевого надела: от 23/4 до 41/2 десятин (от 2,5 до 4,9 га). Низшая норма составляла 1/2 высшей. Повинности на Левобережной Украине были меньше, чем в великорусских губерниях (оброк - от 1 рубля 40 копеек до 2 рублей 80 копеек за 1 десятину; барщина - от 12 до 21 мужского рабочего дня за 1 десятину). «Местное положение» для 3 губерний Правобережной Украины (Киевской, Волынской, Подольской) закрепляло за крестьянами всю землю, которой они пользовались по Инвентарным правилам 1847-48. Повинности здесь были несколько ниже, чем на Левобережной Украине. По «Местному положению» для Виленской, Гродненской, Ровенской, Минской и части Витебской губерний за крестьянами закреплялась вся земля, которой они пользовались до крестьянской реформы. Повинности определялись в несколько уменьшенном размере по сравнению с теми, которые были зафиксированы в инвентариях имений. Под влиянием Польского восстания 1863-64 произошли изменения в условиях крестьянской реформы в западных губерниях и на Правобережной Украине. Здесь вводился обязательный выкуп, выкупные платежи уменьшались на 20%, был пересмотрен размер крестьянского надела (крестьяне, утратившие часть своего землевладения в 1857-61, получили свои наделы обратно полностью, обезземеленные раньше - частично). Наделы крестьян по сравнению с количеством земли, зафиксированным в уставных грамотах, значительно увеличились.

Реализация крестьянской реформы началась с составления уставных грамот. Этот процесс в основном завершился к середине 1863 года. Всего было составлено около 113 тысяч грамот (в целом от крепостной зависимости освобождено 22,5 млн. помещичьих крестьян обоего пола).

«Положение об устройстве дворовых людей» от 19.2(3.3).1861 предусматривало освобождение без земли, но в течение 2 лет дворовые люди оставались в полной зависимости от владельцев. Особенности крестьянской реформы для отдельных категорий крестьян и специфических районов определялись 8 дополнительными правилами от 19.2(3.3).1861 («Об устройстве крестьян, водворённых в имениях мелкопоместных владельцев, и о пособии сим владельцам», «О приписанных к частным горным заводам людях ведомства Министерства финансов» и др.).

Крестьянская реформа коснулась также удельных крестьян, которые по указу от 26.6(8.7).1863 переводились в разряд крестьян-собственников путём обязательного выкупа на условиях «Общего положения...». Законом от 24.11(6.12).1866 началась реформа государственных крестьян (составляли 45% российского крестьянства, были лично свободны). За ними сохранялись земли, находившиеся в их пользовании. По закону от 12(24).6.1886 государственные крестьяне были переведены на выкуп.

Крепостное право было отменено также на национальных окраинах Российской империи: на Кавказе, в Закавказье, в Бессарабии. Условия реформ в этих местах были более тяжёлыми (вся земля оставалась за помещиками, выкуп не только полевого надела, но и усадьбы зависел от их воли).

Крестьянская реформа 1861 года положила начало серии реформ - судебной реформе 1864, земской реформе 1864, военным реформам 1860-70-х годах, получившим название «Великие реформы». Они означали перестройку государственной системы в целом, способствовали развитию капитализма и процессов модернизации в России, создание предпосылок для перехода от сословного к гражданскому обществу. Воспринимались большинством современников как поворотный пункт российский истории, а император Александр II вошёл в историю как «царь-освободитель». Вместе с тем крестьянская реформа 1861 года была подвергнута критике революционными демократами за недостаточный, по их мнению, размер земельных наделов, полученных крестьянами.

Источн.: Крестьянская реформа в России 1861 г. Сб. законодательных актов. М., 1954; Российское законодательство Х-ХХ вв. М., 1989.Т. 7: Документы крестьянской реформы.

Лит.: Материалы для истории упразднения крепостного состояния помещичьих крестьян в России в царствование императора Александра II. Берлин, 1860-1862. Т. 1-3; Иванюков И. Падение крепостного права в России. 2-е изд. СПб., 1903; Корнилов А. А. Крестьянская реформа. СПб., 1905; Джаншиев Г. А. Эпоха великих реформ. 10-е изд. СПб., 1907; Великая реформа. М., 1911. Т. 1-6; Зайончковский П. А. Проведение в жизнь крестьянской реформы 1861. М., 1958; он же. Отмена крепостного права в России. 3-е изд. М., 1968; Дружинин Н. М. Русская деревня на переломе. 1861-1880 годы М., 1978; Захарова Л. Г. Самодержавие и отмена крепостного права в России, 1856-1861. М., 1984; Горланов Л. Р. Удельные крестьяне России, 1797-1865. Смоленск, 1986; Литвак Б. Г. Переворот 1861 г. в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива. М., 1991; Великие реформы в России. 1856-1874. М., 1992; Долбилов М. Д. Александр II и отмена крепостного права // Вопросы истории. 1998. № 10; Отмена крепостного права в России. Указатель литературы (1856-1989 годы). Томск, 1993.

Крестьянская реформа 1861 г., отменившая крепостное право, положила начало капиталистической формации в стране.

Основной причиной крестьянской реформы явился кризис феодально–крепостнической системы. Крымская война 1853–1856 гг. обнаружила гнилость и бессилие крепостной России. В обстановке крестьянских волнений, особенно усилившихся во время войны, царизм пошел на отмену крепостного права.

В январе 1857 г. был образован Секретный комитет под председательством императора Александра II "для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян", который в начале 1858 г. был реорганизован в Главный комитет по крестьянскому делу. Тогда же были образованы и губернские комитеты, которые занялись разработкой проектов крестьянской реформы, рассматриваемых Редакционными комиссиями.

19 февраля 1861 г. в Петербурге Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права и "Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости", состоящие из 17 законодательных актов.

Основной акт – "Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости" – содержал главные условия крестьянской реформы:

    крестьяне получали личную свободу и право распоряжаться своим имуществом;

    помещики сохраняли собственность на все принадлежащие им земли, однако обязаны были предоставить в пользование крестьянам "усадебную оседлость" и полевой надел "для обеспечения их быта и для выполнения их обязанностей перед правительством и помещиком";

    крестьяне за пользование надельной землей должны были отбывать барщину или платить оброк и не имели права отказа от нее в течение 9 лет. Размеры полевого надела и повинностей должны были фиксироваться в уставных грамотах 1861 г., которые составлялись помещиками на каждое имение и проверялись мировыми посредниками;

– крестьянам предоставлялось право выкупа усадьбы и, по соглашению с помещиком, полевого надела, до осуществления этого они именовались временнообязанными крестьянами.

"Общее положение" определяло структуру, права и обязанности органов крестьянского общественного (сельского и волостного) управления и суда.

В 4 "Местных положениях" определялись размеры земельных наделов и повинностей крестьян за пользование ими в 44 губерниях Европейской России. Первое из них – "Великороссийское", для 29 великороссийских, 3 новороссийских (Екатеринославская, Таврическая и Херсонская), 2 белорусских (Могилевская и часть Витебской) и части Харьковской губерний. Вся эта территория делилась на три полосы (нечерноземную, черноземную и степную), каждая из которых состояла из "местностей".

В первых двух полосах устанавливались в зависимости от "местности" высший (от 3 до 7 десятин; от 2 с 3/4 до 6 десятин) и низший (1/3 высшего) размеры душевных налогов. Для степной определялся один "указный" надел (в великороссийских губерниях от 6 до 12 десятин; в новороссийских, от 3 до 6 1/5 десятин). Размер казенной десятины был определен 1,09 га. Надельная земля предоставлялась "сельскому обществу", т.е. общине, по числу душ (только мужских) к моменту составления уставных грамот, имевших право на надел.

От земли, находившейся в пользовании крестьян до 19 февраля 1861 г., могли быть произведены отрезки, если душевые наделы крестьян превышали высший размер, установленный для данной "местности", или если у помещиков при сохранении существующего крестьянского надела оставалось менее 1/3 земли имения. Наделы могли уменьшаться по специальным соглашениям крестьян с помещиками, а также при получении дарственного надела.

При наличии в пользовании крестьян наделов менее низшего размера помещик обязан был прирезать недостающую землю или снизить повинности. За высший душевный надел устанавливался оброк от 8 до 12 рублей в год или барщина – 40 мужских и 30 женских рабочих дней в год. Если надел был менее высшего, то повинности уменьшались, но не пропорционально.

Остальные "Местные положения" в основном повторяли "Великороссийское", но с учетом специфики своих районов.

Особенности крестьянской реформы для отдельных категорий крестьян и специфических районов определялись 8 "Дополнительными правилами": "Об устройстве крестьян, водворенных в имениях мелкопоместных владельцев, и о пособии сим владельцам"; "О приписных к частным горным заводам людях ведомства Министерства финансов"; "О крестьянах и работниках, отбывающих работы при Пермских частных горных заводах и соляных промыслах"; "О крестьянах, отбывающих работы на помещичьих фабриках"; "О крестьянах и дворовых людях в Земле Войска Донского"; "О крестьянах и дворовых людях в Ставропольской губернии"; "О крестьянах и дворовых людях в Сибири"; "О людях, вышедших из крепостной зависимости в Бессарабской области".

Манифест и "Положения" были обнародованы 5 марта в Москве и с 7 марта по 2 апреля – в Петербурге. Опасаясь недовольства крестьян условиями реформы, правительство предприняло ряд мер предосторожности: произвело передислокацию войск, командировало на места лиц императорской свиты, издало обращение Синода и т.д. Однако крестьяне, недовольные кабальными условиями реформы, ответили на нее массовыми волнениями. Наиболее крупными из них были Бездненское и Кандеевское выступления крестьян 1861 г.

На 1 января 1863 г. крестьяне отказались подписать около 60% грамот. Цена земли по выкупу значительно превышала ее рыночную стоимость в то время, в отдельных районах – в 2–3 раза. Во многих районах крестьяне добивались получения дарственных наделов, сокращая тем самым надельное землепользование: в Саратовской губернии на 42,4%, Самарской – 41,3%, Полтавской – 37,4%, Екатеринославской – на 37,3% и т.д. Отрезанные помещиками земли являлись средством закабаления крестьян, так как они были жизненно необходимы крестьянскому хозяйству: водопой, выгон, сенокос и пр.

Переход крестьян на выкуп растянулся на несколько десятилетий, 28 декабря 1881 г. был издан закон об обязательном выкупе с 1 января 1883 г., перевод на который завершился к 1895 г. Всего к 1 января 1895 г. было утверждено 124 тыс. выкупных сделок, по которым перешло на выкуп 9,159 тыс. душ в районах с общинным и 110 тыс. домохозяев в районах с подворным земледелием. Около 80% выкупных сделок были обязательными.

В итоге крестьянской реформы (по сведениям 1878 г.) в губерниях Европейской России 9860 тыс. душ крестьян получали в надел 33728 тыс. десятин земли (в среднем на душу 3,4 десятины). У 115 тыс. помещиков осталось 69 млн. десятин (в среднем по 600 десятин на владельца).

Как выглядели эти "средние" показатели через 3,5 десятилетия? Политическая и экономическая власть царя опиралась на дворян и помещиков. По переписи 1897 г. в России было 1 млн. 220 тыс. потомственных дворян и более 600 тыс. личных дворян, которым дворянский титул давался, но по наследству не передавался. Все они были владельцами земельных наделов.

Из них: около 60 тыс. – мелкопоместные дворяне, имели по 100 десятин; 25,5 тыс. – среднепоместные, имели от 100 до 500 десятин; 8 тыс. крупных дворян, имевших от 500 до 1000 десятин: 6,5 тыс. – крупнейших дворян, имевших от 1000 до 5000 десятин.

Вместе с тем, в России были 102 семьи: князья Юсуповы, Голицыны, Долгоруковы, графы Бобринские, Орловы и др., владения которых составляли более 50 тыс. десятин, то есть около 30% помещичьего земельного фонда России.

Наиболее крупным собственником в России был царь Николай II. Ему принадлежали громадные массивы так называемых кабинетных и удельных земель. Там добывалось золото, серебро, свинец, медь, лес. Значительную часть угодий он сдавал в аренду. Управляло имуществом царя особое министерство императорского двора.

Заполняя опросный лист для переписи, Николай II в графе о профессии написал: "Хозяин земли русской".

Что касается крестьян, то средний надел крестьянской семьи, по данным переписи, составил 7,5 десятин.

Значение крестьянской реформы 1861 г. состояло в том, что она отменила феодальную собственность на работников и создала рынок дешевой рабочей силы. Крестьяне объявлялись лично свободными, то есть имели право покупать на свое имя землю, дома, заключать различные сделки. В основе реформы лежал принцип постепенности: в течение двух лет должны были быть составлены уставные грамоты, определявшие конкретные условия освобождения крестьян, затем крестьяне переводились на положение "временнообязанных" до момента перехода на выкуп и в последующий 49–летний период выплачивавшим долг государству, купившему землю для крестьян у помещиков. Только после этого земельные наделы должны стать полной собственностью крестьян.

За освобождение крестьян от крепостной зависимости император Александр II был назван народом «ОСВОБОДИТЕЛЕМ». Судите сами, чего здесь было больше – правды или лицемерия? Отметим, что из общего числа крестьянских волнений, произошедших по всей стране в 1857–1861 гг., 1340 из 2165 (62%) выступлений пришлось на время после объявления реформы 1861 года.

Таким образом, крестьянская реформа 1861 г. была проводимой крепостниками буржуазной реформой. Это был шаг по пути превращения России в буржуазную монархию. Однако крестьянская реформа не решила социально–экономических противоречий в России, сохранила помещичье землевладение и ряд других феодально–крепостнических пережитков, привела к дальнейшему обострению классовой борьбы, послужила одной из основных причин социального взрыва 1905–1907 гг. XX века.

Крестьянская реформа 1861г.

Причины

В 1861 году в России была проведена реформа, отменившая крепостное право и положившая начало капиталистической формации в стране. Основной причиной данной реформы были: кризис крепостнической системы, крестьянские волнения, особенно усилившиеся во время Крымской войны. Кроме того, крепостное право тормозило развитие государства и становление нового класса — буржуазии, который ограничивался в правах и не мог участвовать в управлении государством. Многие помещики считали, что освобождение крестьян даст положительный результат в развитии сельского хозяйства. Не менее значительную роль в отмене крепостного права играл моральный аспект — в середине XIX века в России существует «рабство».

Подготовка реформы

Программа правительства была изложена в рескрипте императора Александра II 20 ноября 1857 виленскому генерал-губернатору В. И. Назимову. Она предусматривала:

  1. уничтожение личной зависимости крестьян при сохранении всей земли в собственности помещиков;
  2. предоставление крестьянам определённого количества земли, за которую они обязаны будут платить оброк или отбывать барщину, и со временем — права выкупа крестьянских усадеб (жилой дом и хозяйственные постройки).

В 1858 для подготовки крестьянских реформ были образованы губернские комитеты, внутри которых началась борьба за меры и формы уступок между либеральными и реакционными помещиками. Боязнь всероссийского крестьянского бунта заставила правительство пойти на изменение правительственной программы крестьянской реформы, проекты которой неоднократно менялись в связи с подъёмом или спадом крестьянского движения.

В декабре 1858 была принята новая программа крестьянской реформы: предоставление крестьянам возможности выкупа земельного надела и создание органов крестьянского общественного управления.

19 февраля (3 марта н. ст.) 1861 в Петербурге Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права и Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, состоявшие из 17 законодательных актов.

Основные положения крестьянской реформы

Основной акт — «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» — содержал главные условия крестьянской реформы:

  1. крестьяне получали личную свободу и право свободно распоряжаться своим имуществом;
  2. помещики сохраняли собственность на все принадлежавшие им земли, однако обязаны были предоставить в пользование крестьянам «усадеб оседлость» и полевой надел.

За пользование надельной землёй крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк и не имели права отказа от неё в течение 9 лет.

Крестьянам предоставлялось право выкупа усадьбы и по соглашению с помещиком — полевого надела, до осуществления этого они именовались временнообязанными крестьянами.

В четырёх «Местных положениях» определялись размеры земельных наделов и повинностей за пользование ими в 44 губерниях Европейской России. От земли, находившейся в пользовании крестьян до 19 февраля 1861, могли быть произведены отрезки, если душевые наделы крестьян превышали высший размер, установленный для данной местности, или если у помещиков при сохранении существующего крестьянского надела оставалось менее 1/3 всей земли имения.

Наделы могли уменьшаться по специальным соглашениям крестьян с помещиками, а также при получении дарственного надела. При наличии в пользовании крестьян наделов меньшего размера помещик обязан был или прирезать недостающую землю, или снизить повинности. За высший душевой надел устанавливался оброк от 8 до 12 руб. в год или барщина — 40 мужских и 30 женских рабочих дней в год. Если надел был менее высшего, то повинности уменьшались, но не пропорционально.

Особенности Крестьянской реформы для отдельных категорий крестьян и специфических районов определялись «Дополнительными правилами» — «Об устройстве крестьян, водворённых в имениях мелкопоместных владельцев, и о пособии сим владельцам», «О приписанных к частным горным заводам людях ведомства Министерства финансов».

«Положение об устройстве дворовых людей» предусматривало освобождение их без земли, однако в течение 2 лет они оставались в полной зависимости от помещика.

«Положение о выкупе» определяло порядок выкупа крестьянами земли у помещиков, организацию выкупной операции, права и обязанности крестьян-собственников. Выкуп же полевого надела зависел от соглашения с помещиком, который мог обязать крестьян выкупать землю по своему требованию. Цена земли определялась оброком, капитализированным из 6 % годовых. В случае выкупа по добровольному соглашению крестьяне должны были внести помещику дополнительный платёж. Основную сумму помещик получал у государства, которому крестьяне должны были погашать её в течение 49 лет ежегодно выкупными платежами.

«Манифест» и «Положения» были обнародованы с 7 марта по 2 апреля. Опасаясь недовольства крестьян условиями реформы, правительство приняло ряд мер предосторожности (передислокация войск, командирование на места лиц императорской свиты, обращение Синода и т. д.). Крестьянство, недовольное кабальными условиями реформы, ответило на неё массовыми волнениями.

Самой главной реформой Александра II за все время его правления стала Крестьянская реформа - издание Манифеста 19 февраля 1861 г. об отмене крепостной зависимости крестьян всей Российской империи. Эта реформа разрабатывалась на протяжении долгого времени сначала тайно, потом уже явно на всероссийском уровне. После проведения реформы крестьяне стали свободными и получили гражданские права, а также земельные наделы. Однако крестьяне должны были платить за эти земельные наделы помещику, а также государству, которое внесло большую часть выкупных платежей за них. Обо всем этом более подробно вы узнаете из данного урока.

Рис. 2. Александр II призывает московских дворян к освобождению крестьян ()

Однако дело продвигалось довольно трудно, поскольку члены комитета сами являлись ярыми сторонниками сохранения крепостного права в России. Александр решил возглавить процесс, и в этом ему помог случай. В октябре 1857 г. в Санкт-Петербург прибыл старинный друг императора - виленский губернатор В.И. Назимов (рис. 3), который приехал в столицу для того, чтобы передать Александру II прошение от дворян Виленской, Гродненской и Ковенской губерний. В нем дворяне просили о разрешении императора обсуждать с ним вопрос об освобождении своих крестьян.

Рис. 3. В.И. Назимов - виленский губернатор, друг Александра II ()

Александр решил воспользоваться данной ему возможностью и издал рескрипт, по которому в указанных губерниях должны были быть созданы комитеты по обсуждению проекта отмены крепостного права. В течение 1858 г. подобные рескрипты были изданы касательно всех губерний Российской империи. После этого дискуссия об отмене крепостного права стала официальной и практически всенародной.

Следом за этим были предприняты еще более решительные шаги. Секретный комитет был переименован в Главный комитет, который возглавил сторонник крестьянской реформы великий князь Константин Николаевич. В составе комитета был выделен специальный орган, точнее несколько органов, называемых Редакционные комиссии. Эти органы были созданы для того, чтобы обрабатывать получаемые из разных концов Российской империи различные проекты отмены крепостничества и на их основе создавать некий единый оптимальный проект. Человеком, руководившим Редакционными комиссиями, был Я.И. Ростовцев (рис. 4).

Рис. 4. Я.И. Ростовцев - руководитель Редакционных комиссий ()

Результатом проведенной работы вышеперечисленных государственных органов стал Манифест об отмене крепостного права, изданный 19 февраля 1861 г (рис. 5). В нем Александр II объявил, что отныне крестьяне Российской империи стали свободными, получили гражданские права. Кроме того, они получили и землю в ограниченном количестве. Размер земельных наделов, которые получали крестьяне по реформе 1861 г., колебался от 3 до 12 десятин. Причиной этого стала разница в качестве земель в разных областях Российской империи.

Рис. 5. Чтение Манифеста 19 февраля 1861 г. об освобождении крестьян из крепостной зависимости ()

Вышеперечисленные условия освобождения крестьян от крепостной зависимости не были оптимальными. В большинстве губерний помещики ухитрялись оставить себе самые лучшие участки земли, а крестьяне оказывались в худших условиях. Кроме того, помещики не могли передать крестьянам земли больше, чем это было прописано в Манифесте. Таким образом, даже если помещики очень сильно желали помочь своим крестьянам, они не могли этого сделать по закону.

Наконец, ряд групп крестьян вообще не получали земли:

  1. Приписанные к мануфактурам
  2. Дворовые крестьяне
  3. Принадлежащие малоземельным дворянам

Важной частью реформы отмены крепостного права являлся вопрос о выкупе земли крестьянами. Они не могли выкупить всю землю сразу, поэтому государством были предусмотрены следующие меры. Крестьяне до того, как выкупят землю, являлись временнообязанными. Это означало, что такие крестьяне должны были нести в пользу своего помещика ряд повинностей, таких как барщина и оброк. По закону в течение 9 лет крестьяне оставались временнообязанными, после чего могли отказаться от своего надела и уйти в город. Помещики и их бывшие крепостные крестьяне заключали между собой договоры - уставные грамоты, которые они должны были заключить в течение двух лет после издания Манифеста об освобождении крестьян.

Выкупные платежи осуществлялись следующим образом. Крестьяне должны были выплатить помещику 20 % от стоимости предоставленной им земли. Еще 80 % стоимости за крестьян выплачивало государство. Однако государство делало это не безвозмездно, а считалось, что эти деньги крестьяне взяли у государства в залог, который нужно было вернуть в течение 49 лет после издания Манифеста 19 февраля. Причем крестьяне выплачивали, помимо основной суммы, 6 % годовых от суммы платежа.

Размер выкупных платежей определялся следующим образом. По мысли Александра II дворяне и помещики не должны были терять своего дохода. Поэтому помещик клал деньги, полученные от крестьянина, в банк из расчета 6 % годовых и получал ту же сумму, которую крестьянин платил ему раньше в качестве оброка. Таким образом, планировалось не допустить разорения российских помещиков.

Крестьянская реформа 1861 г. претерпела еще пять изменений: были изданы дополнительные акты, в обществе активно обсуждались размеры выкупных платежей. Тем не менее то, что было сделано в 1861 г., резко повернуло весь ход российской истории. Реформа по отмене крепостного права была проведена.

Список литературы

  1. Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России. - М., 1954.
  2. Захарова Л.Г. Александр II и отмена крепостного права в России. - М.: РОССПЭН, 2011.
  3. Крестьянская реформа в России 1861 года. Сборник законодательных актов. - М., 1954.
  4. Лазукова Н.Н., Журавлева О.Н. История России. 8 класс. - М.: «Вентана-Граф», 2013.
  5. Ляшенко Л.М. История России. 8 класс. - М.: «Дрофа», 2012.
  6. Томсинов В.А. Подготовка крестьянской реформы 1861 года в России // Крестьянская реформа 1861 года в России / Сост., автор предисл. и вступ. ст. В.А. Томсинов. - М.: Зерцало, 2012.
  1. Memoirs.ru ().
  2. Demoscope.ru ().
  3. Studopedia.ru ().
  4. Historicus.ru ().

Домашнее задание

  1. Расскажите о том, как проходила разработка реформы об отмене крепостного права. Какие предпосылки и причины этой реформы вы можете назвать?
  2. Как осуществлялась реформа освобождения крестьян от крепостной зависимости? Сколько этапов она прошла?
  3. Объясните, каким образом и по какой схеме крестьяне платили выкупные платежи.

19 февраля 1861года, в шестую годовщину своего восшествия на престол, Александр II подписал все законоположения о реформе и манифест об отмене крепостного права. Опубликован манифест был лишь через две недели, поскольку правительство опасалось народных волнений и в это время было запланировано проведение предупредительных мер.

Манифест был прочитан 5 марта 1861 г. в церквях после обедни, а на разводе в Михайловском манеже Александр сам прочитал его войскам. «Положения крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» распространялись на 45 губерний Европейской России, в которых насчитывалось 22 563 тыс. душ крепостных крестьян, в том числе 1467 тыс. дворовых и 543 тыс., приписанных к частным заводам и фабрикам Джаншиев Г.А. Эпоха великих реформ. М., 2011. Том 1. С. 121..

19 февраля 1861 года Александр подписал «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» . В этот же день царь подписал и «Манифест об освобождении крестьян» , а 5 марта были опубликованы важнейшие документы, регламентировавшие проведение реформы: «Манифест» и «Общие положения о крестьянах, вышедших иэ крепостной зависимости».

В состав «Положений» 19 февраля 1861 г. вошли: «Общее положение» , четыре «Местных положения о поземельном устройстве крестьян» , «Положение о выкупе» , «Положение об устройстве дворовых людей» , «Положение о губернских по крестьянским деламучреждениях» , а также ряд «правил» - «О порядке введения в действие Положений», «О крестьянах мелкопоместных владельцев», «О приписанных к частным горным заводам» и пр. Действие этих законодательных актов распространялось на 45 губерний.

В соответствии с этими документами формально крестьяне получали личную свободу и могли теперь свободно распоряжаться своим имуществом, заниматься торгово-промышленной деятельностью, покупать и подавать недвижимость, поступать на службу, получать образование, вести свои семейные дела. крестьянский реформа россия содержание

Однако на самом деле крестьяне еще не получали настоящую свободу. В собственности у помещика оставалась вся земля, и только часть её, обычно сокращенный земельный надел и так называемую «усадебную оседлость» (участок с избой, хозяйственными постройками, огородами и т.п.), он был обязан передать крестьянам в пользование. Таким образом русские крестьяне получили освобождение с землей, однако землей этой они могли пользоваться за определенный фиксированный оброк или отбывание барщины. За помещиком также оставалось право вотчинной полиции на территории его имения, ему в течение этого периода подчинялись сельские должностные лица, он мог требовать смены этих лиц, удаление из общины неугодных ему крестьян, вмешиваться в решения сельских и волостных сходов.

Крестьяне не могли отказаться от этих наделов в течение 9 лет. Для полного освобождения они могли выкупить в собственность усадьбу и, по соглашению с помещиком, надел, после чего становились крестьянами-собствснниками. До этого времени устанавливалось «временнообязанное положение» Семенов Н.П. Освобождение крестьян в царствование императора Александра II. Хроника деятельности комиссий по крестьянскому делу. Том 1: Первый период занятий. СПб., // СПС КОНСУЛЬТАНТ ПЛЮС - http://www.consyltantplys.ru.

Выкуп проводился при содействии правительства. Основой для вычисления выкупных платежей становилась не рыночная цена на землю, а оценка феодальных по своей природе повинностей. При заключении сделки крестьяне выплачивали 20% от суммы, а остальные 80% платило помещикам государство. Предоставленную государством ссуду крестьяне должны были выплачивать ежегодно в виде выкупных платежей в течение 49 лет, при этом, конечно, учитывались набежавшие проценты. Выкупные платежи тяжелым бременем ложились на крестьянские хозяйства. Стоимость выкупленной земли существенно превышала ее рыночную цену. В ходе выкупной операции правительство постаралось также получить назад огромные суммы, которые были предоставлены помещикам в предреформенные годы под залог земли. Если имение было заложено, то из предоставляемых помещику сумм вычиталась сумма долга. Наличными помещики получали только небольшую часть выкупной суммы, на остальную часть выдавались специальные процентные билеты Томсинов В.А. Крестьянская реформа 1861 года в России // СПС КОНСУЛЬТАНТ ПЛЮС - http://www.consyltantplys.ru.

Новые размеры наделов и платежей крестьян фиксировались в особых документах, «уставных грамотах», которые составлялись на каждое селение в течение двухлетнего срока. Размеры этих повинностей и надельной земли определялись «Местными положениями». Так, по «Великороссийскому» местному положению территория 35 губерний распределялась на 3 полосы: нечерноземную, черноземную и степную, которые делились на «местности». В первых двух полосах в зависимости от местных условий устанавливались «высший» и «низший» (1/3 от «высшего») размеры надела, а в степной полосе - один «указной» надел. Если дореформенные размеры надела превышали «высший», то могли быть произведены отрезки земли, если же надел был менее «низшего», то помещик должен был либо прирезать землю, либо сократить повинности. Отрезки производились также и в некоторых других случаях, например, когда у владельца в результате наделения крестьян землей оставалось менее 1/3 всей земли имения. Среди отрезанных земель зачастую оказывались наиболее ценные участки (лес, луга, пашня), в некоторых случаях помещики могли требовать переноса на новые места крестьянских усадеб. В результате пореформенного землеустройства для русской деревни стала характерна чересполосица.

Уставные грамоты обычно заключались с целым сельским обществом, «миром» (общиной), что должно было обеспечить круговую поруку в уплате повинностей.

Понятие сельское общество (община) означал первую и основную ячейку органов местного самоуправления, которые вводились в бывших имениях помещика. Сельское общество объединяли общие хозяйственные интересы - общие угодья и общие обязательства перед помещиком. Сельское управление здесь состояло из сельского схода, представленного дворохозяевами, старосты, его помощника и сборщика податей, избираемых на три года. Кроме них, сельский сход нанимал сельского писаря, назначал (или избирал) смотрителя запасного хлебного магазина, лесных и полевых сторожей. Сельский сход ведал вопросами общинного землепользования, раскладкой государственных и земских повинностей, имел право удалять из общества «вредных прочных членов», устранять от участия в сходе на три года тех, кто совершил какие-либо проступки. Решения схода имели законную силу, если за них высказалось большинство присутствующих на сходе. На сельском сходе избирались представители на волостной сход из расчета - один человек от 10 дворов.

Волостной сход выбирал на три года волостного старшину, его помощников и волостной суд в составе от 4 до 12 судей. Волостной сход ведал раскладкой мирских повинностей, составлением и проверкой рекрутских списков и очередностью рекрутской повинности. Волостной суд рассматривал крестьянские имущественные тяжбы, если размер претензий не превышал 100 рублей, и дела по маловажным проступкам, руководствуясь нормами обычного права. Все дела велись устно, лишь вынесенные приговоры записывались в «Книгу решений волостного суда».

Мировые посредники были призваны проводить правительственную линию - учитывать прежде всего государственные интересы, пересекать корыстные поползновения откровенных крепостников и требовать от них строго придерживаться рамок закона. Однако среди мировых посредников были и представители либерально-оппозиционного дворянства, критиковавшие грабительские условия реформы 1861 г. и выступавшие за дальнейшие преобразования в стране.