Главная · Правильное питание · Раздача лекарств больным. Правила раздачи лекарственных средств пациентам. Противоэпидемический режим. Техника влажной уборки. Дезинфекция

Раздача лекарств больным. Правила раздачи лекарственных средств пациентам. Противоэпидемический режим. Техника влажной уборки. Дезинфекция

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1 . Пр авила раздачи лекарственных средст в пациентам

Цель: выполнение назначения врача.

Материальное обеспечение:

· Передвижной столик

· Лекарственные средства (согласно назначениям врача)

· Листы назначения

· Ножницы

· Градуированные стаканчики

· Графин с водой

· Емкость для использованных материалов

Последовательность выполнения:

1. Передвижной столик с лекарственными средствами и всем необходимым транспортируйте в палату.

2. Подберите каждому больному лекарственное средство согласно листу врачебного назначения, с учетом способа и времени приема (до, во время и после еды).

3. Проверьте годность лекарственного средства, изучите маркировку, сверьте с назначенной дозой (лекарственное срество должно быть только в аптечной упаковке).

4. Капсулу или таблетки достаньте из упаковки пинцетом или отрежьте от конвалюты ножницами, освободив от обертки, положите на корень языка и дайте запить водой.

Примечание:

· Выдавать лекарства только на один прием.

· Пациент должен принять лекарственное средство в присутствии медсестры.

· Средства, назначенные до еды, следует принимать за 15 мин до приема пищи, после еды - через 15 мин после приема пищи.

· Снотворные средства принимаются за 30 мин до сна.

2 . Уч етно-отчетная документация

медицинский медикамент лекарственный пациент

Медсестра должна правильно уметь выписывать медикаменты, необходимые для работы в данном отделении, хранить их, обеспечивать своевременную раздачу лекарств больным и знать методы их введения. Раздача лекарств производится только медсестрой, и принимать их больные должны в ее присутствии. Передоверять эту работу младшему медперсоналу или самому больному категорически воспрещается.

Выписывать медикаменты следует ежедневно. Медсестра, участвующая во врачебном обходе больных, должна тщательно записывать все назначения. После обхода медсестра выписывает из истории болезни все лекарственные назначения в лист назначений и рецептурные тетради, состоящие из 2 половин: одну отправляют в аптеку, а другую оставляют в отделении для контроля. Сильнодействующие и ядовитые вещества выписываются в отдельных тетрадях, где отмечают фамилию, имя, отчество больного, номер истории болезни, дату, количество ампул, и медсестра ставит свою подпись. Рецептура всего отделения поступает к старшей сестре отделения, которая их проверяет и относит для проверки и подписи к зав. отделению.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Особенности анализа полезности лекарств. Выписка, получение, хранение и учет лекарственных средств, пути и способы их введения в организм. Строгие правила учета некоторых сильнодействующих лекарственных средств. Правила раздачи лекарственных средств.

    реферат , добавлен 27.03.2010

    Должностные лица, ответственные за хранение и расход лекарственных средств в отделении. Обзор оборудования для хранения медикаментов. Предупредительные мероприятия в целях предотвращения профессиональных ошибок. Порядок раздачи лекарственных препаратов.

    презентация , добавлен 05.11.2013

    Оригинальные лекарственные средства и "дженерики". Особенности хранения лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Обеспечение правил безопасности пациента при применении медикаментов. Обучение пациента правилам приема лекарственных средств.

    курсовая работа , добавлен 15.03.2016

    Исследование источников получения лекарственных средств. Классификация медикаментов по Машковскому. Характеристика систем создания, производства, аптечного и промышленного производства, распределения лекарственных препаратов и других аптечных товаров.

    презентация , добавлен 02.04.2019

    Информация о государственном реестре лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники, разрешенных к медицинскому применению и реализации на территории РК. Формулярная система. Информация о регистрации лекарственных средств.

    презентация , добавлен 05.10.2016

    Помещение и условия хранения фармацевтической продукции. Особенности контроля качества лекарственных средств, правила Good Storage Practice. Обеспечение качества лекарственных препаратов и средств в аптечных организациях, их выборочный контроль.

    реферат , добавлен 16.09.2010

    Актуальность проблемы фальсификации лекарственных средств. Группы поддельных медикаментов в зависимости от условий их производства. Структура выявленных фальсифицированных препаратов. Комплексные меры по выявлению их поступления на фармацевтический рынок.

    презентация , добавлен 26.10.2016

    Группы медицинской учетной документации ее назначение. Анализ деятельности стационара и поликлиники. Наименование учетно-отчетных документов, используемых в данных учреждениях. Основные показатели качества и эффективности стационарной медицинской помощи.

    презентация , добавлен 07.04.2014

    Обязанности медицинской сестры приемного отделения. Доврачебный осмотр пациента. Правила выписывания и хранения лекарственных средств. Функции медицинской сестры инфекционного отделения. Техника промывания желудка. Профилактика внутрибольничной инфекции.

    контрольная работа , добавлен 22.02.2015

    Порядок забора лекарственного средства из ампулы. Техника выполнения медицинской сестрой внутримышечной, подкожной, внутрикожной, внутривенной инъекций. Выполнение внутривенных вливаний и забора крови из вены на анализ. Виды постинъекционных осложнений.

Правила раздачи лекарственных средств:

  1. Внимательно прочитайте этикетку на упаковке и запись в листке назначений.
  2. Раздавайте лекарственные средства только у постели пациента.
  3. Пациент должен принять лекарство в вашем присутствии (за исключением средств, применяемых во время еды).
  4. Средства с пометкой «до еды» пациент принимает за 15 мин до приема пищи, (с пометкой «после еды» - через 15 мин после него); средства, предназначенные для приема «натощак» (противоглистные, слабительные и др.), пациент принимает утром за 20-60 мин до завтрака.
  1. Снотворные пациентом принимает за 30 мин до сна (если одновременно назначено обезболивающее, его дают за 15-20 мин до снотворного средства).
  2. Нитроглицерин и валидол должны находиться у пациента в тумбочке постоянно.
  3. Предупредите пациента о возможных побочных действиях лекарственного средства, если они существуют.

Таблетки, драже, капсулы, пилюли пациент помещает на корень языка и запивает небольшим количеством (не менее 50 мл) воды (в некоторых случаях - киселем или молоком). Если пациент не может проглотить таблетку целиком, можно предложить ему предварительно разжевать ее (если это разрешено в аннотации к лекарственному средству). Драже, капсулы, пилюли принимают в неизмененном виде.

    Запомните! Разжевывание таблеток и других твердых лекарственных форм часто значительно изменяет действие лекарственного препарата.

Порошок высыпают пациенту на корень языка, дают запить водой или предварительно разводят в воде (если это разрешено в аннотации). Настои, растворы, микстуры, отвары чаще всего назначают по столовой ложке (15 мл). При раздаче этих лекарственных форм удобнее пользоваться градуированной мензуркой.

Спиртовые настойки, экстракты и некоторые растворы (например 0,1-процентный раствор атропина сульфата) назначают в каплях.

Во флаконах со спиртовыми настойками капельница вмонтирована в пробку. Если ее нет, то пипеткой (отдельной для каждого флакона!) отмеривают в мензурку нужное количество капель, добавляют немного воды и дают выпить пациенту. Жидкость, оставшуюся в пипетке, выливают.

В амбулаторных условиях и дома пациент принимает лекарственное средство самостоятельно. Для того, чтобы лекарственная терапия была успешной, сестра обучает пациента и/или членов его семьи. Перед обучением, нужно определить:

  • способность к обучению;
  • желание обучаться.

Кроме техники приема (введения), необходимо уточнить, знает ли пациент:

  • цель приема назначенного лекарственного средства;
  • ожидаемый эффект и возможные побочные действия;
  • как поступить при наступлении побочных явлений;
  • способ и время приема;
  • чем запивать лекарственное средство;
  • о необходимости исключить из рациона какие-нибудь продукты на время лечения;
  • о необходимости исключить алкоголь;
  • предполагаемую продолжительность лечения;
  • последствия несоблюдения схемы лечения;
  • о влиянии дополнительных лекарственных средств к существующей схеме (особенно важно при самостоятельном добавлении пациентом лекарств, которые ему не были назначены).

Если пациент не имеет всей необходимой информации, это может привести к несоблюдению режима приема (введения) лекарственного средства. Люди, страдающие хроническими заболеваниями, часто забывают постоянно принимать одно или несколько лекарственных средств, или боятся их принимать. Для этого необходим контроль эффективности лекарственной терапии со стороны медицинской сестры.

Оптимальная методика:

1. Расположить на передвижном столике упаковки с твердыми и флаконы с жидкими лекарственными формами, пипетки (отдельно для каждого флакона с каплями), мензурки, емкость с водой, ножницы, положить «Листки врачебных назначений».

2. Переходя от пациента к пациенту, давать лекарственные средства непосредственно у его постели, согласно «Листку врачебных назначений".

Прежде чем дать пациенту лекарственное средство:

Ø внимательно прочитайте «Листок врачебных назначений»;

Ø убедитесь, что перед вами тот пациент, фамилия которого указана в «Листке врачебных назначений»;

Ø проверьте название лекарственного средства, его дозу и способ применения;

Ø проверьте на упаковке соответствие этикетки назначению врача;

Ø будьте внимательны к пациентам с одинаковыми фамилиями и/или получающими одинаковые лекарственные средства;

Ø никогда не давайте лекарственные средства без упаковки;

Ø упаковку с таблетками из фольги или бумаги отрезайте ножницами; таблетки из флакона аккуратно вытряхивайте в ложку;

Ø жидкие лекарственные средства следует тщательно перемешивать;

Ø сообщите пациенту чем запивать лекарственное средство;

Ø пациент должен быть поставлен в известность об особенностях взаимодействия применяемого им лекарственного средства с пищей.

Правила раздачи лекарственных средств:

1. Внимательно прочитайте этикетку на упаковке и запись в «Листке врачебных назначений».

2. Раздавайте лекарственные средства только у постели пациента.

3. Пациент должен принять лекарственное средство в вашем присутствии (за исключением средств, применяемых во время еды).

4. Средства с пометкой «до еды» пациент принимает за 15 минут до приема пищи, с пометкой «после еды» – через 15 минут после приема пищи; средства, назначенные «натощак» пациент принимает утром за 20–60 минут до завтрака.

5. Снотворные препараты пациент принимает за 30 минут до сна.

6. Предупредите пациента об особенностях того или иного средства: горьком вкусе, резком запахе, продолжительности действия, изменении цвета мочи или кала.

7. Предупредите пациента о возможных побочных действиях лекарственного средства, если они существуют.

Необходимо обучить пациента правилам приема лекарственных средств:

Ø таблетки, драже, капсулы пациент помещает на корень языка и запивает небольшим количеством (не менее 50 мл) воды (в некоторых случаях – киселем или молоком). Если пациент не может проглотить таблетку целиком, можно предложить ему предварительно разжевать ее (если это разрешено в аннотации к лекарственному средству). Драже, капсулы принимают в неизмененном виде. Разжевывание таблеток и других твердых лекарственных средств часто изменяет действие лекарственного препарата;

Ø порошок высыпают пациенту на корень языка, дают запить водой или предварительно разводят в воде;

Ø спиртовые настойки, экстракты и некоторые растворы назначают в каплях. Во флаконах со спиртовыми настойками капельница вмонтирована в пробку. Если ее нет, необходимо пипеткой отмерить нужное количество капель, добавить немного воды и выпить;

Ø настои, отвары, микстуры чаще назначают в мл. Можно пользоваться градуированной мензуркой или ложками: чайная ложка – 5 мл; десертная ложка – 10 мл; столовая ложка – 15 мл.

Необходимо уточнить, знает ли пациент:

ü цель приема назначенного лекарственного средства;

ü ожидаемый эффект и возможные побочные действия;

ü как поступить при возникновении побочных явлений;

ü способ и время приема;

ü чем запивать лекарственное средство;

ü о необходимости исключить из рациона какие-нибудь продукты на время лечения;

ü о необходимости исключить алкоголь;

ü предполагаемую продолжительность лечения;

ü последствия несоблюдения схемы лечения;

ü о влиянии дополнительных лекарственных средств к существующей схеме (особенно важно при самостоятельном добавлении пациентом лекарственных средств, которые ему не были назначены).


Раздача лекарственных средств.

Оптимальная методика:


  1. Расположить на передвижном столике упаковки с твердыми и флаконы с жидкими лекарственными формами, пипетки (отдельно для каждого флакона с каплями), мензурки, емкость с водой, ножницы, положить «Листки врачебных назначений».

  2. Переходя от пациента к пациенту, давать лекарственные средства непосредственно у его постели, согласно «Листку врачебных назначений".

Прежде чем дать пациенту лекарственное средство:


  • внимательно прочитайте «Листок врачебных назначений»;

  • убедитесь, что перед вами тот пациент, фамилия которого указана в «Листке врачебных назначений»;

  • проверьте название лекарственного средства, его дозу и способ применения;

  • проверьте на упаковке соответствие этикетки назначению врача;

  • будьте внимательны к пациентам с одинаковыми фамилиями и/или получающими одинаковые лекарственные средства;

  • никогда не давайте лекарственные средства без упаковки;

  • упаковку с таблетками из фольги или бумаги отрезайте ножницами; таблетки из флакона аккуратно вытряхивайте в ложку;

  • жидкие лекарственные средства следует тщательно перемешивать;

  • сообщите пациенту чем запивать лекарственное средство;

  • пациент должен быть поставлен в известность об особенностях взаимодействия применяемого им лекарственного средства с пищей.

Правила раздачи лекарственных средств:


  1. Внимательно прочитайте этикетку на упаковке и запись в «Листке врачебных назначений».

  2. Раздавайте лекарственные средства только у постели пациента.

  3. Пациент должен принять лекарственное средство в вашем присутствии (за исключением средств, применяемых во время еды).

  4. Средства с пометкой «до еды» пациент принимает за 15 минут до приема пищи, с пометкой «после еды» – через 15 минут после приема пищи; средства, назначенные «натощак» пациент принимает утром за 20–60 минут до завтрака.

  5. Снотворные препараты пациент принимает за 30 минут до сна.

  6. Предупредите пациента об особенностях того или иного средства: горьком вкусе, резком запахе, продолжительности действия, изменении цвета мочи или кала.

  7. Предупредите пациента о возможных побочных действиях лекарственного средства, если они существуют.

Необходимо обучить пациента правилам приема лекарственных средств:


  • таблетки, драже, капсулы пациент помещает на корень языка и запивает небольшим количеством (не менее 50 мл) воды (в некоторых случаях – киселем или молоком). Если пациент не может проглотить таблетку целиком, можно предложить ему предварительно разжевать ее (если это разрешено в аннотации к лекарственному средству). Драже, капсулы принимают в неизмененном виде. Разжевывание таблеток и других твердых лекарственных средств часто изменяет действие лекарственного препарата;

  • порошок высыпают пациенту на корень языка, дают запить водой или предварительно разводят в воде;

  • спиртовые настойки, экстракты и некоторые растворы назначают в каплях. Во флаконах со спиртовыми настойками капельница вмонтирована в пробку. Если ее нет, необходимо пипеткой отмерить нужное количество капель, добавить немного воды и выпить;

  • настои, отвары, микстуры чаще назначают в мл. Можно пользоваться градуированной мензуркой или ложками: чайная ложка – 5 мл; десертная ложка – 10 мл; столовая ложка – 15 мл.

Необходимо уточнить, знает ли пациент:


    • цель приема назначенного лекарственного средства;

    • ожидаемый эффект и возможные побочные действия;

    • как поступить при возникновении побочных явлений;

    • способ и время приема;

    • чем запивать лекарственное средство;

    • о необходимости исключить из рациона какие-нибудь продукты на время лечения;

    • о необходимости исключить алкоголь;

    • предполагаемую продолжительность лечения;

    • последствия несоблюдения схемы лечения;

    • о влиянии дополнительных лекарственных средств к существующей схеме (особенно важно при самостоятельном добавлении пациентом лекарственных средств, которые ему не были назначены).

Пути введения лекарственных средств.

В зависимости от механизма действия лекарственных средств различают пути их введения. Лекарственные средства могут оказывать резорбтивное (через кровь) и местное действие.

Резорбтивное действие осуществляется энтеральным (через пищеварительный тракт), парентеральным (минуя пищеварительный тракт) и сублингвальным путем.

Местное действие оказывают лекарственные средства, применяемые наружно. Жирорастворимые лекарственные средства всасываются через кожу (это должен учитывать сестринский персонал для обеспечения собственной безопасности!).

Энтеральный путь

Энтеральные способы введения лекарственных средств:


  • через рот;

  • через прямую кишку;

  • под язык.

Применение лекарственных средств через рот наиболее удобно и широко распространено, так как этим способом можно вводить различные лекарственные формы (порошки, таблетки, пилюли, драже, микстуры и др.) и этот способ не требует соблюдения стерильности.

Однако такой способ введения имеет ряд недостатков:


  • медленное и неполное всасывание в пищеварительном тракте;

  • частичная инактивация лекарственного препарата в печени;

  • эффективность действия, зависящая от индивидуальной чувствительности, возраста и патологических процессов в организме;

  • невозможность применения при рвоте и в бессознательном состоянии пациента.
К преимуществам сублингвального способа введения (под язык) относится то, что лекарственное средство быстро всасывается, не разрушаясь, поступает в кровь, минуя печень и пищеварительный тракт. Этим способом применяют препараты только быстрого действия, изготовленные в таблетках, капсулах, растворах (нитроглицерин, валидол).

Лекарственные средства, введенные в прямую кишку (ректально) оказывают как резорбтивное действие на организм, всасываясь через геморроидальные вены, так и местное – на слизистую прямой кишки. Ректально вводят жидкие (отвары, растворы), а также твердые лекарственные средства, которые становятся жидкими при температуре тела (суппозитории). Перед введением в прямую кишку лекарственных средств следует очистить кишечник.

Ингаляционный путь

Введение в организм лекарственных средств путем их вдыхания называется ингаляцией. Лекарственный препарат находится во флаконе в виде аэрозоли. С помощью ингаляции лекарственные средства вводят через рот или нос. Медицинская сестра должна обучить пациента этой процедуре, поскольку он выполняет ее, как правило, самостоятельно.

Парентеральный путь

Парентерально (минуя пищеварительный тракт) лекарственные средства вводят инъекционным способом. Существуют виды инъекций: внутрикожная, подкожная, внутримышечная, внутривенная. Также к парентеральному пути относится внутривенное капельное вливание.

Наружный путь

К способам наружного применения лекарственных средств относится введение лекарственных средств на кожу и слизистые.


  • применение присыпки;

  • нанесение мази на кожу;

  • применение компрессов;

  • растирания;

  • введение мази за нижнее веко, в нос, в ухо;

  • закапывание капель в глаза, в нос, в ухо.

Осложнения инъекций и взятия венозной крови и меры, направленные на предупреждение осложнений.
Аллергические реакции на введение того или иного лекарственного средства могут протекать в виде крапивницы, острого насморка, острого конъюнктивита, отека Квинке. Самая грозная форма аллергической реакции – анафилактический шок.

Анафилактический шок развивается в течение нескольких секунд или минут с момента введения лекарственного препарата. Чем быстрее развивается шок, тем хуже прогноз. Молниеносное течение шока заканчивается летально.

Чаще всего анафилактический шок характеризуется следующей последовательностью признаков :


  • общее покраснение кожи;

  • сыпь;

  • одышка;

  • приступы кашля;

  • выраженное беспокойство;

  • нарушение ритма дыхания;

  • снижение артериального давления;

  • аритмия.
Симптомы могут появляться в различных сочетаниях. Смерть обычно наступает от острой дыхательной недостаточности вследствие бронхоспазма и острой сердечно-сосудистой недостаточности.

Причины:


  • индивидуальная высокая чувствительность организма к препарату.
Первая доврачебная помощь: проводится на месте возникновения АШ; препараты вводятся в/м, чтобы не тратить время на поиск вен; если АШ возник при в/в введении лекарственных средств, то иглу оставляют в вене для введения лекарственных средств.

  • прекратить введение лекарственного средства, вызвавшего АШ;

  • уложить пациента, ноги приподнять выше уровня головы, голову повернуть набок; удалить съемные протезы;

  • ввести 0,1% р-р адреналина 0,3–0,5 мл п/к, в/м; при необходимости через 15–20 минут повторить инъекцию до нормализации АД;

  • обколоть место инъекции 0,1% р-ром адреналина 1:10 с 0,9% р-ром натрия хлорида в 5-6 точках;

  • наложить жгут выше места инъекции;

  • ввести преднизолон из расчета 1-2 мг/кг массы тела пациента или гидрокортизон (100-300 мг) или дексаметазон (4-20 мг);

  • ввести в/м супрастин 2% 2-4 мл или димедрол 1% 1-2 мл или тавегил 0,1% мл;

  • при бронхоспазме – 2,4% р-р эуфиллина 5,0–10,0 мл или 2-адреномиметики ингаляционно (сальбутамол); при наличии цианоза, диспноэ, хрипов – обеспечить подачу кислорода;

  • при пероральном введении лекарственных средств – промыть желудок; если лекарственное средство закапано в глаза, нос – промыть проточной водой, закапать 0,1% р-р адреналина и 1% р-р гидрокортизона;

  • вызвать врача и реанимационную бригаду.
Профилактика:

  • спрашивать пациента о переносимости лекарственных препаратов;

  • на титульном листе должна быть информация о непереносимости лекарственных средств;

  • перед первой инъекцией антибиотика провести пробу на чувствительность.

Инфильтрат – наиболее распространенное осложнение после подкожной и внутримышечной инъекций, рассматривается как внутрибольничная инфекция.

Признаки:


  • уплотнение в месте инъекции;

  • боль при пальпации.
Причины:


  • использование тупых игл;


  • многократные инъекции в одно и то же место.
Первая помощь, лечение:

  • согревающий компресс;

  • грелка на место инфильтрата.
Профилактика:



  • менять места инъекций.

Абсцесс – воспаление мягких тканей с образованием полости, заполненной гноем и ограниченной от окружающих тканей пиогенной мембраной.

Признаки:


  • боль;

  • уплотнение в месте инъекции;

  • гиперемия.
Причины:

  • использование для в/м инъекций коротких игл;

  • введение не подогретых масляных растворов;

  • многократные инъекции в одно и то же место;

  • инфицирование мягких тканей в результате нарушения правил асептики.
Лечение: хирургическое.

Профилактика:


  • использовать для в/м инъекций иглы соответствующей длины;

  • подогревать масляные растворы перед введением;

  • менять места инъекций;

  • соблюдение правил асептики.

Поломка иглы

Причины:


  • введение иглы во время инъекций до канюли;

  • резкое сокращение мышц во время инъекции.
Первая помощь, лечение: если возможно – вынуть обломок иглы пинцетом; если это не удалось – лечение хирургическое.

Профилактика:


  • вводить иглу не до канюли, оставлять над кожей 1/3 иглы;

  • перед инъекцией проводить беседу с пациентом;

  • выполнять в/м инъекции в положении пациента лежа.

Медикаментозная эмболия может произойти при инъекции масляных растворов подкожно или внутримышечно (внутривенно масляные растворы не вводят!). Масло, оказавшись в артерии, закупорит ее и это приведет к нарушению питания окружающих тканей, их некрозу. Признаки некроза: усиливающиеся боли в области инъекции, отек, покраснение или красно-синюшное окрашивание кожи, повышение местной и общей температуры. Если масло окажется в вене, то с током крови оно попадет в легочные сосуды.

Признаки эмболии легочных сосудов:


  • внезапный приступ удушья;

  • кашель;

  • посинение верхней половины туловища (цианоз);

  • чувство стеснения в груди.
Причины:

  • попадание иглы в сосуд при п/к и в/м инъекциях;

  • введение масляного раствора в вену.
Лечение: по назначению врача.

Профилактика:


  • после введения иглы п/к и в/м потянуть поршень, чтобы убедиться, что игла не попала в сосуд;

  • не вводить масляные растворы в/в.

Воздушная эмболия при внутривенных инъекциях и вливаниях является таким же грозным осложнением, как и масляная.

Признаки те же, что и медикаментозной эмболии, но появляются очень быстро (в течение минуты).

Причины:


  • попадание воздуха в шприц или систему для в/в капельного вливания и введение его в сосуд.
Лечение: по назначению врача.

Профилактика:


  • тщательно вытеснять воздух из шприца и системы для в/в капельного вливания;

  • при в/в инъекции вводить раствор не до конца, оставляя в шприце до 1 мл раствора.

Ошибочное введение лекарственного средства

Признаки: от болевой реакции до анафилактического шока.

Причины:


  • невнимательное выполнение манипуляций.
Лечение:

  • ввести в место инъекции 0,9% р-р натрия хлорида 50–80 мл;

  • положить пузырь со льдом на место инъекции;

  • если инъекция введена в конечность – наложить жгут выше места инъекции; дальнейшее лечение по назначению врача.
Профилактика:

  • внимательно читать назначение, название лекарственного средства на упаковке, ампуле, флаконе, дозу, концентрацию препарата.

Повреждение нервных стволов

Признаки : различны – от неврита (воспаления нерва) до паралича (выпадение функции) конечности.

Причины:


  • механическое повреждение иглой при неправильном выборе места инъекции;

  • химическое повреждение, когда близко с нервным стволом создается депо лекарственных средств.
Лечение: по назначению врача.

Профилактика:


  • правильно выбирать место для выполнения различных инъекций.

Тромбофлебит воспаление вены с образованием в ней тромба.

Признаки:


  • боль;

  • гиперемия кожи;

  • отек по ходу вены;

  • может быть повышение температуры тела.
Причины:

  • частые венепункции одной и той же вены;

  • использование недостаточно острых игл.
Лечение:

  • согревающий полуспиртовый компресс;

  • мазевый компресс с линиментом Вишневского.
Профилактика:

  • чередовать различные вены для венепункций;

  • использовать острые иглы.

Некроз (омертвение) тканей

Признаки:


  • усиливающаяся боль в месте инъекции;

  • гиперемия или гиперемия с цианозом;

  • отек;

  • появление волдырей, язв;

  • омертвение тканей.
Причины:

  • неудачная венепункция и ошибочное введение под кожу сильно раздражающего средства (например, 10% р-ра кальция хлорида).
Лечение:

  • прекратить введение лекарственного средства;

  • максимально отсосать шприцем введенное лекарственное средство;

  • место инъекции обколоть 0,25% р-ром новокаина с 25% р-ром магния сульфата в соотношении 1:1.
Профилактика:

  • вводить лекарственные средства строго в места для инъекций.

Гематома – кровоизлияние под кожу.

Признаки:


  • кровоподтек в виде багрового пятна.
Причины:

  • неаккуратное выполнение венепункции;

  • использование тупых игл.
Лечение:

  • прекратить венепункцию (выполнить в другую руку);

  • наложить полуспиртовый компресс или повязку с гепарином.
Профилактика:

  • соблюдение техники венепункции;

  • использование острых игл.

Липодистрофия

Признаки:


  • ямки под кожей в местах введения инсулина из-за рассасывания инсулина.
Причины:

  • введение инсулина в одни и те же места.
Профилактика:

  • чередовать места инъекций инсулина.

Сепсис, СПИД, вирусный гепатит

Признаки: отдаленные осложнения, проявляющиеся как общие заболевания организма.

Причины:


  • нарушения асептики, антисептики, дезинфекции, предстерилизационной очистки и стерилизации.
Профилактика:

  • соблюдение правил асептики, антисептики и режимов обработки медицинских инструментов.

    Маркированные емкости для чистых и грязных мочалок.

    Чистое белье для пациента.

    Полотенце.

    Водяной термометр.

    Мыло или шампунь.

    CMC, 1% раствор хлорамина.

    Мешки - 2 (х/б, клеенчатый).

    Упор для ног,

  1. Температурный лист.

  2. Фартук клеенчатый.

    Перчатки - 2 пары.

Возможные проблемы пациента: Невозможность самообслуживания.

Последовательность действий медсестры с обеспечением безопасности окружающей среды при подготовке и проведении гигиенической ванны пациенту:

    Информируйте пациента о предстоящей манипуляций и ходе ее выполнения.

    Определите температуру воздуха б ванной комнате (она должна быть не менее 25 градусов Цельсия).

    Наденьте перчатки и фартук.

    Вымойте ванну щеткой с любым моющим раствором, затем обработайте 1% раствором хлорамина. Ополосните ванну горячей водой.

    Снимите перчатки.

    Наполните ванну сначала холодной водой, а замет горячей до 1/2 объема ванны. Температура воды должна быть не ниже 36- 37 градусов Цельсия.

    Помогите пациенту удобно расположиться в ванне, чтобы пациент не соскользнул, поставьте подставку для упора ног,

    Наденьте перчатки.

    Вымойте пациента: сначала голову, затем туловище, верхние и нижние конечности, паховую область и промежность.

    Помогите пациенту выйти из ванны.

    Вытрите пациента и оденьте.

    Вымойте руки.

    Отведите пациента в палату.

    Сделайте отметку в истории болезни, температурном листе.

Последовательность действий при подготовке и проведении гигиенического душа.

    Наденьте перчатки и фартук.

    Обработайте ванну с помощью дезинфицирующих средств.

    Снимите перчатки.

    Поставьте в ванну скамейку и усадите на нее пациента.

    Наденьте перчатки.

    Помогите пациенту помыться в следующей последовательности: голова, туловище, верхние и нижние конечности, промежность.

    Снимите перчатки и обработайте в соответствии с требованиями санэпидрежима.

    Вымойте руки.

    Помогите пациенту вытереться полотенцем и одеться.

    Сделайте отметку в листе истории болезни, температурном листе.

Последовательность действий при обтирании пациента (частичная санитарная обработка)

    Информируйте пациента о предстоящей манипуляции и ходе ее выполнения.

    Отгородите пациента щирмой, наденьте перчатки.

    Подложите клеенку под пациента.

    "Варежкой" или губкой смоченной в воде, оботрите пациенту шею, грудь, руки.

    Вытрите эти части тела полотенцем насухо и прикройте его одеялом.

    Оботрите затем живот, потом спину и нижние конечности и вытрите их насухо и закройте одеялом.

    Уберите клеенку, щирму, снимите перчатки.

    Обработайте губку, перчатки, клеенку в соответствии и требованиями санэпидрежима.

Приведена частичная или полная" санитарная обработка пациента.

Обучение пациента или его родственников: Консультативный тип вмешательства в соответствии с вышеописанной последовательностью действий медицинской сестры.

Примечания:

    Способ санитарной обработки определяет врач.

    Присутствие медсестры во время санитарной обработки пациента обязательно.

    Окажите первую медицинскую помощь при ухудшении состояния и сообщите врачу.

    Контролируйте температуру воды рукой при направлении ее на пациента.

ОФОРМЛЕНИЕ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА "МЕДИЦИНСКОЙ КАРТЫ" СТАЦИОНАРНОГО БОЛЬНОГО № 17/45

Цель: Собрать информацию о пациенте и оформить титульный лист учебной и стационарной истории болезни.

Показания: Для регистрации вновь поступающего пациента в стационар.

Оснащение: Учебная история болезни, история болезни стационара.

Возможные проблемы пациента: При невозможности сбора информации у пациента (глухонемой, в коме и так далее) собрать информацию из документации пациента, у сопровождающих и других запрашивается медицинская карта из поликлиники.

    Информируйте пациента о необходимости ведения истории болезни.

    Дата и время поступления (для экстренных пациентов с точностью до минуты), номер истории болезни,

    Фамилия Имя Отчество.

    Год рождения.

    Домашний адрес и телефон.

    С кем живет или адрес и телефон родственников.

    Профессия и место работы, рабочий телефон.

    Откуда и кем доставлен, телефон ЛПУ.

    Диагноз направившего учреждения.

    Куда отправлен пациент из приемного отделения.

    Имеет ли аллергические реакции и на что.

    Контакты с другими больными в быту или где-либо еще.

На титульном листе дополнительно делают отметки:

    Педикулез - Pd (+) эпид №, дата регистрации и время обработки, подпись медицинской сестры, Pd (-), разновидность Pd.

    Гепатит - если болел, то ставится год, месяц и Д, форма перенесенного гепатита.

    Чесотка - (Sk), эпид №, дата регистрации и подпись медицинской сестры.

Оценка достигнутых результатов. Собранная информация о пациенте является достоверной. Заполнены титульные листы учебной и стандартной истории болезни.

ТРАНСПОРТИРОВКА ПАЦИЕНТА В ЛЕЧЕБНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ №18/51

Цель: Безопасно транспортировать пациента в зависимости от состояния: на носилках, кресле-каталке, на руках, пешком в сопровождении медработника.

Показания: Состояние пациента.

Возможные проблемы пациента:

    Возбуждение пациента.

    Бессознательное состояние пациента.

    Необходимость в соблюдении определенного положения и др.

Последовательность действий медсестры с обеспечением безопасности окружающей среды:

Транспортировка пациента на каталке (носилках, вдвоем)

    Информируйте пациента о предстоящей манипуляции и ходе её выполнения.

    Подготовьте каталку к транспортировке, проверьте ее исправность, продезинфицируйте.

    Постелите в каталку одеяло с простыней. Подушку (при необходимости - клеенку).

    Поставьте каталку ножным концом под углом к головному концу Кушетки или другим способом, более удобным в данной ситуации,

    Приподнимите пациента: один медработник подводит руки под шею пациента и туловище, другой - под поясницу и бедра.

    Поднимите пациента, вместе с ним повернитесь на 90 градусов в сторону каталки или носилок и уложите его.

    Укройте пациента второй половиной одеяла или простыней.

    Встаньте: один медработник спереди каталки спиной к пациенту, другой - сзади каталки, лицом к пациенту.

    Транспортируйте пациента в отделение с историей болезни.

    Поставьте каталку к кровати, в зависимости от площади палаты.

    Снимите одеяло с кровати.

    Переложите пациента на кровать, используя безопасную методику.

    Продезинфицируйте каталку в соответствии с действующими приказами.

Последовательность действий медсестры с обеспечением безопасности окружающей среды: