Главная · Правильное питание · Расстройства мышления. Замедленное мышление лечение Научно-практическая конференция «Актуальные проблемы психиатрии, наркологии и психотерапии»

Расстройства мышления. Замедленное мышление лечение Научно-практическая конференция «Актуальные проблемы психиатрии, наркологии и психотерапии»

Заторможенность мышления по научному называется «брадипсихия ». Не апатия и не инертность мышления. Это совершенно другие состояния, имеющие под собой другие патофизиологические и психические основы. Брадипсихия – симптом, чаще появляющийся в преклонном возрасте. Во всяком случае, у большинства людей заторможенность мышления ассоциируется именно с неспешными и велеречивыми старцами. Однако она может возникнуть и в молодом возрасте. Ведь под каждым проявлением нездоровья скрываются определенные причины.

Причины

Патофизиология процесса чрезвычайно сложна и не изучена до конца. Мышление, поведение, эмоциональный фон и многие другие достижения человеческого разума связаны с работой лимбической системы – одного из разделов нервной системы. А лимбикус, как раз-таки и не поддается расшифровке в должной мере. Поэтому в повседневной практике можно назвать лишь состояния – заболевания, при которых отмечается брадипсихия, но не ответить на вопрос, почему она появляется.

Сосудистые патологии . Острые, а чаще хроническиие нарушения мозгового кровообращения, возникающие в результате прогрессирования атеросклероза, гипертонической болезни, эмболии и тромбозов сосудов головы, являются причиной разрушения вещества головного мозга. В частности, страдают и структуры, отвечающие за скорость мышления.

Паркинсонизм и болезнь Паркинсона . Более узкие, но от того не менее часто встречающиеся патологии, одно из проявлений которых – замедленность мышления. Помимо этого удручающего окружающих пациента людей симптома (сами больные на поздних стадиях развития этого типа патологии не замечают за собой никаких изменений) есть множество других, не менее неприятных. Например, мысли становятся не только медленными, но и вязкими, человек становится прилипчивым, назойливым, речь медленная, часто путанная.

Эпилепсия . На поздних стадиях развития болезни, когда врачи отмечают разрушение личности в результате прогрессирования недуга, заторможенность имеет место быть, как и многие другие признаки изменения мышления.

Шизофрения . Так же, как и при эпилепсии, при шизофрении брадипсихия не является ранним признаком патологии.

Депрессивные состояния и депрессия . Психическое заболевание, характеризующееся обилием симптомов, зачастую маскирующихся под соматические проблемы – вплоть до зубной боли или ишемической болезни сердца. Среди них есть и вялость мыслей.

Гипотиреоз . Недостаточность работы щитовидных желез. При данной болезни описываемый симптом чрезвычайно характерен и появляется одним из первых появляющихся.

Токсические брадипсихии . Такой группы заболеваний в международной классификации болезней, конечно, нет. Но название все же максимально четко описывает причины появления симптома – интоксикация организма, будь то алкоголь, соли металлов, наркотики или токсины микроорганизмов.

Разумеется, при таком большом количестве заболеваний, количество видов лечения тоже должно быть велико. К сожалению, пока ученые окончательно не разобрались с работой головного мозга, этих видов не так много, как хотелось бы.

Лечение

Общие профилактические меры . Чем больше нагружен мозг, тем лучше он работает. Неиспользованные в течение жизни нервные клетки благополучно отмирают за ненадобностью в буквальном смысле. Соответственно, уменьшается и резерв психики. Изучение нового возможно в любом возрасте, но после тридцати лет значительно осложняется замедлением развития новых межнейрональных связей. Нагружать головной мозг можно чем угодно, лишь бы это не было привычным для него. Изучение нового языка, решение математических задач, освоение новых наук, изучение исторических архивов и их осмысление. Но! Решение кроссвордов, сканвордов и тому подобное – все равно, что заучивание большой советской энциклопедии. Сухая информация занимает только клетки, отвечающие за память, но не за мышление. Двигательная активность также помогает поддерживать мозг в «рабочем» состоянии. С чем это связано, сказать сложно.

Сосудистая терапия . Привести сосуды в состояние, соответствующее двадцатилетнему возрасту невозможно, тем не менее, частичное восстановление возможно, чем и пользуются врачи, назначая соответствующие препараты.

Ноотропы и нейропротекторы . Более специфическое лечение, помогающее восстановиться нервным клеткам.

До посещения врача пациент может заниматься только профилактикой – все медикаментозное лечение имеет значительное количество противопоказаний, которые учитывает специалист, совершая выбор в пользу того или иного средства. Обратиться же к врачу в случае брадипсихии нужно обязательно – нет ни одной «легкой» причины такого состояния психики.

Антистресс-тренинг Дмитрий Ковпак

Техника переключения внимания с мышления на восприятие, или «торможение мыслей»

Как научиться меньше думать о неприятных вещах?

Одним из наиболее распространенных советов будет совет «не думай». «Не думай об этом», «выкинь из головы» и прочие подобные рекомендации, несомненно, помогли бы нам изменить наше самочувствие, если бы наш мозг быстро и беспрекословно подчинялся столь простым инструкциям. Но, к сожалению, подобные высказывания не содержат в себе рецепта того, как конкретно надо поступать, что конкретно сделать, чтобы уменьшить непрекращающийся поток навязчивых мыслей. Сегодня мы можем заняться восполнением этого пробела. Помимо возможности более полноценной регуляции деятельности своего сознания дополнительным эффектом этого упражнения является возможность научиться засыпать в любое время и в любом месте по собственному желанию.

Но прежде, чем перейти к технической процедуре выполнения этого упражнения, необходимо дать некоторые разъяснения теоретического характера для более точного понимания механизма воздействия данной методики.

Если условно выделить два ведущих процесса, которые доминируют в сознании, то этими процессами будут мышление и восприятие. Причем они антагонистичны. Чем больше ресурсов, энергии (в научном, а не эзотерическом понимании этого слова) забирает, «оттягивает» на себя мышление, тем меньший объем сознания занимает восприятие. Это можно сравнить с бюджетом страны: если кому-то дали больше средств, неизбежно (при ограниченном количестве этих средств) кому-то достанется меньше. Так же и у организма: если мы о чем-то глубоко задумались, то восприятие существенно сокращает свое представительство в сознании. Вспомните ситуации, когда вы о чем-то напряженно думали. Сосредоточившись на своих мыслях, постепенно перестаешь замечать посторонние звуки, детали окружения и большую часть ощущений собственного тела. Иногда, остановив свой взгляд на одной «точке», мы перестаем замечать происходящее вокруг нас, а порой не видим и самой «точки», несмотря на то что наши глаза по-прежнему открыты. Наш взор обращен «вовнутрь», в таких ситуациях в нашем сознании царствует мышление.

Иногда, чаще всего спонтанно, восприятие «добивается» кратковременного превосходства. Это происходит в том случае, если вы очарованы какой-то мелодией, в восхищении обозреваете открывшийся вам с вершины холма вид, наблюдаете за красивейшим закатом солнца либо же вы медленно погрузились в теплую ванну и чувствуете, как расслабляется ваше тело. В этот момент мысли отступили, их вытеснила сенсорная информация, т. е. воспринятое вашими органами чувств, проще говоря – восприятие.

Отсюда следует один очень важный вывод, который лежит в основе нашего упражнения. Он таков: заполняя сознание восприятием, мы можем уменьшить объем мышления пропорционально тому, насколько нам удастся сосредоточиться на процессе восприятия.

Приведем пример того, как этот психофизиологический закон работает в повседневной жизни. Заодно это будет пример того, как незнание функционирования собственной психики может обернуться крупными неприятностями. Примером нам послужит игра в «наперсток». Ее технические исполнители, чаще всего бойкие молодые люди, которых мы и по сей день можем встретить на улицах наших городов, наверное, и не подозревают о тех тонких психофизиологических механизмах, которыми они пользуются. Скорее всего, они знают лишь процедуру, технический набор действий. Итак, проанализируем, что происходит в процессе подобной игры, чтобы понять, почему же порой неглупые и рачительные люди добровольно расстаются с крупными суммами денег и другими ценностями, совершают явно необдуманные поступки.

С реальным миром материальных объектов и физических явлений мы контактируем только одним способом – с помощью восприятия – т. е. с помощью органов чувств. Рассмотрим, к примеру, орган зрения. На сетчатку глаза, проходя через отверстие зрачка и преломляясь хрусталиком, падает поток света. Отдельно взятая частица этого потока, фотон, попадая на определенную светочувствительную клетку (если помните со школы, «палочки» и «колбочки», массы которых выстилают глазное дно), приводит к химической реакции внутри этой клетки, которая, в свою очередь, формирует нервный импульс. Поток импульсации от всех клеток сетчатки устремляется по нервным проводниковым путям в затылочную область коры головного мозга, где и подвергается «анализу». Отсюда можно выделить «рецепторы» – то, что воспринимает информацию, «проводниковые пути» – то, посредством чего эта информация транспортируется, и «анализаторы» – то, где полученная информация подвергается обработке и анализу.

В процессе игры в «наперсток» осуществляется «загрузка» восприятия. После того как человек начал играть, подчинившись ра-зоженной аферистами эмоции азарта и ощущению возможного легкого выигрыша, в работу вступает психофизиологический механизм загрузки сознания восприятием. В первую очередь активно начинает эксплуатироваться зрительный канал восприятия, наиболее значимый для большинства людей. Порядка 70–80 % сознательного внимания человека, принявшего участие в «игре», направляется на отслеживание перемещения наперстков (стаканов, карт и других предметов). Одновременно с этим идет активное задействование слухового канала восприятия. Те, кто наблюдал за подобными «играми», могут вспомнить, что «ведущий», обычно активный молодой человек, все время что-то говорит. Причем на первый взгляд эти слова – какой-то «детский лепет», фразы типа: «Закручу-заверчу, всех запутать хочу» и тому подобные «шутки-прибаутки». На самом деле это очень важный компонент загрузки сознания, «догружающий» его еще на 15–20 %. И чтобы окончательно «загрузить» и даже «перегрузить» сознание сенсорной информацией, задействуется условно выделяемый кинестетический канал восприятия (осязание, проприоцептивная рецепция, температурная чувствительность и т. д.). Человек ощущает положение своего тела в пространстве, температуру окружающего воздуха открытыми участками кожи, контакт кожи с одеждой и т. п. Чтобы усилить поток информации, идущий от тела, существует «группа поддержки» – несколько человек, которые активно крутятся, толкаются и трутся в прямом смысле этих слов вокруг «жертвы» этих манипуляций. В итоге количество сенсорной информации переходит в качество – хоть вешай табличку «все ушли на фронт» – в момент, когда необходимо совершить сознательный, обдуманный выбор – расставаться ли с деньгами или уйти, думать, по сути, некому, точнее нечему. Перегруженная сенсорной информацией голова действует необдуманно во всех смыслах слова, подчиняясь эмоции азарта. Интеллект на этом этапе уже не играет существенной роли, поскольку задействовать осознанное мышление весьма проблематично.

Это был пример того, как механизм загрузки сознания восприятием может быть использован против наших интересов при мани-пулятивном воздействии извне. При осознанном использовании подобный механизм может работать нам на благо, ибо именно с его помощью мы сможем последовать совету «меньше думать».

Обсуждаемый нами психофизиологический механизм представляет собой научные основы медитации. В основе большинства медитативных практик лежит процесс созерцания. Созерцание же, используя научную терминологию, является безоценочным (дескриптивным) восприятием. Индиец, сидящий в позе лотоса и смотрящий на одноименный цветок, занят именно восприятием данного цветка, а не оценкой его красоты или формы. Именно привычка европейцев и других представителей западной цивилизации почти автоматически обдумывать и оценивать воспринятое чаще всего мешает им овладеть медитацией. Конечно, культурно-историческая среда с самого детства формирует у жителя Востока особое отношение к восприятию. Так, например, «наш человек», если он не имеет специальных знаний и подготовки, попав в Японии в дзен-буддистский «сад камней», будет в первую очередь думать, что это за камни и зачем они здесь так расставлены. Рациональная позиция представителя западной цивилизации толкает его, в силу сложившегося стереотипа, к обдумыванию всего и вся. Привычка постоянно о чем-нибудь думать – «мысленная жвачка» – вырабатывается с самого детства и постоянно стимулируется в последующем. И уже не важно, полезно ли нам думать в этот момент или даже вредно, мысли продолжают неотвязно присутствовать в сознании.

Принято считать, что смотрение на текущую воду и языки пламени успокаивает. Попробуйте на собственном опыте проверить эти утверждения. Выйдите на берег реки или моря и посмотрите на волны. Волны успокоят вас только в одном случае – если у вас нет ни одной претензии ни к одной из волн, если вы готовы принять их все такими, какие они есть, не оценивая их, а лишь безучастно наблюдая за ними.

Оценка выводит сознание из безучастного состояния, из состояния равновесия и стабильности, и провоцирует эмоциональный отклик. Положительными будут спровоцированные оценкой эмоции или отрицательными, они в любом случае выведут сознание из состояния баланса и стабильности.

Вы можете беспробудно спать, невзирая на работающий телевизор, и просыпаться, едва заслышав его отзвуки за стенкой. Стук колес поезда многих убаюкивает, но такой же ритмичный стук соседей в стенку вряд ли вас усыпит. Дело в том, что подспудно доминирует определенная оценка: колесам стучать можно, это даже хорошо – значит, мы не стоим, а следовательно, не опаздываем, а вот стучать ночью в стенку «абсолютно недопустимо».

К дыханию надо отнестись как к объекту восприятия. Три параметра позволят нам, как якорями, «зацепиться» за восприятие. Эти параметры: движение грудной клетки, прохождение воздуха через воздухоносные пути и звук дыхания.

В течение 5-10 минут сосредоточивайте все свое сознательное внимание на этих трех параметрах. Отслеживайте их, но не оценивайте свое дыхание!

Первоначально посторонние звуки, не относящиеся напрямую к дыханию телесные ощущения (например, собственное сердцебиение), а главное – мысли, будут отвлекать вас ежесекундно и, соответственно, сбивать с необходимого сосредоточения внимания на восприятии. Однако не сдавайтесь! Если вы будете терпеливы и последовательны, то через определенное время количество перейдет в качество. Постепенно начнут появляться (и будут удлиняться) периоды спокойного состояния, некоего душевного равновесия и гармоничного баланса. Сначала на одну секунду, затем через какое-то время на две, три, пять секунд вы сможете оставаться в этом состоянии. Через полтора-два месяца регулярных занятий вы сможете достигать этого состояния произвольно и без больших усилий (лишь сосредоточившись на процедуре выполнения упражнения). Но регулярность выполнения этого упражнения – необходимая «плата» за формирование прочного и качественного навыка его использования. Это упражнение необходимо делать минимум 4–5 раз в день по 5-10 минут в течение первых двух месяцев.

Правильность выполнения одного подхода вы вполне сможете определить самостоятельно, оценив его по конечному результату. Если вам удалось успокоиться и расслабиться или же погрузиться в дремоту, значит, этот подход вы засчитываете, если нет, то продолжаете снова, с учетом сделанных ошибок. Поэтому первые подходы могут занимать не 5-10 минут, а даже час и более. Но не огорчайтесь, с последующими выполненными подходами время будет сокращаться.

Одна дзенская притча великолепно демонстрирует эффективные возможности переключения внимания с мышления на восприятие. Но, прежде чем включить ее в книгу, нас, авторов, долго терзали сомнения. Вроде книга с позитивным замыслом, а тут такой, довольно яркий, но в то же время печальный пример. И в итоге, после утомительных размышлений, мы решились. А убедило нас в этом вот что: нет ничего более действенного для раскрытия потенциала человека, чем экстремальная ситуация. Но мы против того, чтобы вы, читатели, испытывали такие переживания для обретения новых психологических возможностей. Лучше в комфортных и безопасных условиях почитайте, посмотрите со стороны: эффективность научения через наблюдение еще никто не отменял. И именно поэтому притче нашлось место на страницах данной книги.

ПРИТЧА

Как-то, идя по полю, человек встретился с тигром. Он побежал, тигр – за ним. Добежав до края пропасти, он ухватился за корни дикой виноградной лозы и повис над бездной. Тигр начал обнюхивать его сверху. Дрожа от страха, бедняга посмотрел вниз: там, далеко внизу, его поджидал другой тигр. Только лоза пока удерживала его.

Две мыши, черная и белая, начали потихоньку подгрызать корни лозы. Рядом с собой человек вдруг заметил спелую сочную землянику. Держась одной рукой за лозу, другой он сорвал ягоду. Как она была вкусна!

Остановка мыслей

Те негативные эмоции, тот информационный стресс, который испытывает человек, он же сам и вызывает при помощи так называемого внутреннего негативного саморазговора. Негативный саморазговор – это отрицательные оценки действий, поступков человека и его самого в целом, а также негативные прогнозы на будущее. Внутренний негативный саморазговор, как правило, не осознается. Он представляет собой поток мыслей, «наращивающий» дискомфорт. Для того чтобы прекратить этот разрушительный процесс, необходимо использовать технику остановки мыслей.

Техника существует в трех вариантах. Наиболее просты в освоении и практическом использовании варианты № 2 и 3.

Эффективность техник определяется тем, что во время их правильного выполнения вы будете смещать фокус своего внимания с потока негативных мыслей, тем самым разбивая их ход и нормализуя свое эмоциональное состояние.

Вариант № 1

1. Сосредоточьтесь на потоке мыслей, которые проходят в данную минуту, т. е. осознайте их. (При этом можно, если позволяет ситуация, закрыть глаза.)

2. Мысленно, довольно жестко, скажите «стоп» и остановите поток мыслей. (Вместо слова «стоп» можно использовать представление равнозначных по эффекту зрительных символов, например знак «стоп» или шлагбаум.)

Вариант № 2

1. Переместите фокус внимания вовне, т. е. направьте его на внешние объекты, звуки, ощущения.

2. Перемещая внимание, перечислите все, что воспринимаете, по-принципу «Что вижу – о том пою»:

– Я вижу…

– Я слышу…

– Я ощущаю…

Иными словами, просто «отпустите» свое внимание, в режиме свободного полета созерцайте окружающий мир во всем его многообразии красок, форм, звуков, запахов и ощущений.

Вариант № 3

Представляет собой модификацию варианта № 2. Отличается от него тем, что вы выбираете один какой-то внешний объект и подробно описываете его. При этом необходимо стремиться к безоценочным высказываниям: мысленно описывая объект, указывайте только то, что действительно у него есть, а не является вашими домыслами.

Например:

Правильно – «Компьютер. Монитор. Экран плоский. Корпус пластмассовый, белого цвета и т. д.».

Неправильно – «Компьютер. Дурацкий монитор! Всего 60 Гц! Разве можно на таком работать? И т. д.».

В примере, обозначенном как «неправильно», присутствует оценка. Все-таки присвоение монитору характеристики «дурацкий» является субъективным мнением. А любое оценочное суждение повышает риск формирования негативных эмоциональных переживаний и развития стресса. Но полностью избавить себя от оценок происходящего в окружающей действительности практически невозможно, для этого нужно быть дзен-буддийским монахом.

Для повышения толерантности к стресс-факторам достаточно использовать описанную технику и при ее выполнении стремиться к безоценочному констатированию воспринимаемого.

ПРИЛОЖЕНИЕ К ТЕХНИКЕ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ, ИЛИ ИСТОРИЯ ПРО ТО, КАК МАСЯНЯ ИЗБАВИЛАСЬ ОТ ДЕПРЕССИИ

В известном компьютерном сериале «Масяня» (см. http://www.mult.ru] есть один фильм, в котором героиня грустит. Грустит так, что ее друзья, Лохматый и Хрюндель, называют Масянино состояние просто – депрессия. Действительно, если проанализировать то, что происходит с Мася-ней, то очевидность признаков депрессии бесспорна. У Масяни настроение сниженное, что заметно окружающим, удовольствия Масяне то, что прежде радовало, не приносит, все внимание ее сосредоточено на мрачных аспектах жизни и аппетит у девушки пропал. Типичный «депрессняк». По сюжету неизвестно, что же вызвало у Масяни такое состояние: может, пережитое потрясение, может, экзистенциальный кризис, а может, сезонные колебания настроения проявились в такой форме. Но зато в фильме ярко показано, как ей удалось преодолеть свою депрессию. И в этом Масяне помогло использование техники переключения внимания. Возможно, Масяня и не знала, что практикует именно этот психологический прием, а применила его интуитивно. Однако то, что делала Масяня, полностью соответствует тому, о чем мы вам поведали. Что же сделала Масяня? Она отправилась к Финскому заливу, присела на камушек и продолжала печалиться. Но в какой-то миг ее внимание было привлечено движением волн. Она стала на них смотреть, т. е. переместила фокус своего внимания с депрессивных мыслей вовне – на воду, на перемещение волн. И таким образом разрушила поток удручающих мыслей и остановила негативный саморазговор, что вернуло ей жизнеутверждающее настроение. Механизм, поддерживавший депрессивные переживания, был остановлен. Вот так Масяне удалось избавиться от депрессии. Конечно, реальная жизнь не так проста, как жизнь анимационных героев. Но это не означает, что вы не можете успешно применять переключение внимания для того, чтобы преодолеть депрессивные переживания, вызванные стрессовыми факторами. Для этого практикуйте помимо этой техники и другие, о которых мы уже успели рассказать, и те, о которых расскажем на следующих страницах.

Из книги НИЧЕГО ОБЫЧНОГО автора Дэн Миллмэн

Из книги Нормальная физиология: конспект лекций автора Светлана Сергеевна Фирсова

Из книги Основы физиологии высшей нервной деятельности автора Александр Борисович Коган

3. Торможение условных рефлексов. Понятие о динамическом стереотипе В основе этого процесса лежат два механизма: безусловное (внешнее) и условное (внутреннее) торможение.Безусловное торможение возникает мгновенно вследствие прекращения условно-рефлекторной

Из книги Моя программа стройности автора Римма Мойсенко

Из книги Нормальная физиология автора Николай Александрович Агаджанян

Приложение 2. Медитативная техника избавления от негативных мыслей и внутренних ограничителей Вы осознали, что вас беспокоит определенное негативное чувство. Или что ваши жизненные возможности ограничивает устойчивое ошибочное убеждение – внутренний

Из книги Как улучшить зрение, когда тебе за… автора

Торможение в центральной нервной системе и его виды Нормальная деятельность отдельных нервных центров и ЦНС в целом может осуществляться лишь при обязательном участии тормозных процессов.Торможение в ЦНС – это активный процесс, проявляющийся в подавлении или

Из книги Мозг против старения автора Геннадий Михайлович Кибардин

Из книги Календарь долголетия по Болотову на 2015 год автора Борис Васильевич Болотов

Торможение условных рефлексов Для обеспечения приспособления и адекватного поведения необходимы не только способность к выработке новых условных рефлексов и их длительное сохранение, но и возможность к устранению тех условно-рефлекторных реакций, необходимость в

Из книги Энциклопедия эфирных масел автора Елена Юрьевна Туманова

Безусловное торможение Этот вид торможения условных рефлексов возникает сразу в ответ на действие постороннего раздражителя, т. е. является врожденной, безусловной формой торможения. Безусловное торможение может быть внешним и запредельным. Внешнее торможение

Из книги автора

Условное торможение (внутреннее) Оно возникает, если условный раздражитель перестает подкрепляться безусловным. Его называют внутренним, потому что оно формируется в структурных компонентах условного рефлекса. Условное торможение требует для выработки определенного

Из книги автора

Запредельное торможение Этот вид торможения отличается от внешнего и внутреннего по механизму возникновения и физиологическому значению. Оно возникает при чрезмерном увеличении силы или продолжительности действия условного раздражителя, вследствие того, что сила

Из книги автора

Восприятие мира Процесс видения человеком окружающего мира состоит из трех последовательных этапов: ощущение, отбор и восприятие. И хотя эти этапы у людей протекают практически мгновенно, знание сути процессов, происходящих на каждом этапе, помогает лучше понять, как

Из книги автора

Восприятие окружающей реальности Биологическое родство в восприятии окружающего мира не имеет никакого значения. Наоборот, к отступничеству своего человека мы относимся гораздо строже, чем к отступничеству чужого. Мы готовы простить случайному знакомому некую

Из книги автора

7 июля Зрительное восприятие Зрительное восприятие у человека всегда объемное. Многие ошибочно представляют себе, что восприятие зрительных образов с помощью глаз осуществляется по законам двухмерной оптики, то есть воспринимаемое одним глазом изображение всегда

Из книги автора

9 июля Слуховое восприятие Точно так же органы слуха различают не двухмерные звуковые образы, а трехмерные. В этом вся прелесть слуховых приемников. Трехмерные звуковые образы в ушных раковинах вначале преобразуются в дифракционные картины, которые размещаются по всей

Продолжаем раздел « » и подраздел « » статьёй ««. Где поговорим об этой малозаметной, но очень важной связи — уверенность + мышление. Кстати, маленькая загадка: как данные из этой статьи связаны с данными из статьи «Закон смены эмоций «? Ответ — в конце статьи.

Неуверенность замедляет мышление — это проверенный многими факт, о котором можно было бы и не писать, если бы не возможность с этим справиться. Или хотя бы попробовать… Но обо всём по порядку.

Мышление — это процесс, когда человек сравнивает данные из прошлого с данными из настоящего и делает выводы на будущее. Например,

  1. Вася видит яблоню, вспоминает, что яблоки вкусные.
  2. Понимает, что сейчас не против съесть яблочко.
  3. Решает сорвать и съесть.

В общем-то, всё просто, здесь просто нечему быть медленным. Хочешь — ешь, не хочешь — не ешь. Но когда в дело вступает неуверенность…

Как неуверенность влияет на мышление?

Очень просто. Представьте, тот же Вася, те же яблоки.

  1. Вася видит яблоню. Вспоминает, что яблоки вкусные. Некоторые яблони. Иногда. Но вкусные. Но редко. Но иногда бывает…
  2. Вспоминает, что ему запрещали есть яблоки. Решает съесть назло. Решает, что в этом случае прошлый опыт им управляет, и решает не есть. Потом всё же решает есть.
  3. Вспоминает, что ему очень нравится этот сорт. Или не этот. Тот был как-то ярче. А этот зато крупнее. Но тот был желтее. Зато этот краснее, а красный — цвет добра… Или крови…
  4. Боится милиционера и хозяина яблони. Оглядывается по сторонам.
  5. Видит старушку. Старушка кажется ему подозрительной. А может, и нет. А может, подозрительной. А, может, ведьмой. А может, агентом. А, может…
  6. Вася решает не брать яблоки.
  7. Но потом видит, что старушка уходит, и решает брать.
  8. Но вспоминает, что ему нечем вымыть руки, и решает не брать.
  9. Потом думает, что яблоки червивые, и точно решает не брать.
  10. Но потом урчит живот, и Вася понимает, что не прочь бы поесть. И решает брать.
  11. И так далее.

Видите разницу по сравнению с первым примером? Отгадайте, как быстро Вася сорвёт яблоко во второй раз?

Очень медленно, и в первую очередь потому, что медленно думает. Почему он медленно думает? Потому что не уверен

  • в своих воспоминаниях
  • в своих знаниях, как справиться с проблемами
  • в своих способностях на данный момент.

А теперь фокус: яблоки — не самая критическая ситуация в жизни. Что было бы, если бы Вася попал в катастрофу? Есть, например, печальное, но поучительное событие из прошлого с хорошим концом для некоторых:

В наклонном сзади вперёд туннеле загорелся поезд. Пассажиры выскочили наружу, решают, куда бежать — вперёд, где выход ближе, или назад, где выход дальше. Большая часть побежала вперёд. А меньшая — назад. Все, кто побежали вперёд, сгорели, потому что туннель сработал, как печная труба, увеличивая тягу. Поезд вспыхнул, горячие ядовитые газы пошли туда, где выше — и где большинство людей почти выбежало из туннеля. Лишь немногие, побежавшие назад (и вспомнившие физику), выжили.

Как видите, скорость мышления оказалась критической. Часть, уверенная в своей правоте, выжила. Часть, неуверенная в правоте, повелась на стадность со всеми вытекающими последствиями естественного отбора.

Или другой пример:

В 1977 году над Тенерифе, Канарские острова, ошибка диспетчеров привела к тому, что два огромных пассажирских Боинга 747 столкнулись на летном поле.

Самолет авиакомпании «Pan Am», с 496 пассажирами на борту, стоял на полосе в ожидании пассажиров в непроглядном тумане, а то время как рейс авиакомпании «KLM», с 248 пассажирами на борту, запросил разрешения на взлет на той же взлетно-посадочной полосе.

Туман был настолько густой, что пилоты KLM не могли увидеть другой самолет, причем с диспетчерской вышки не было видно ни одного из самолетов. Пилоты неверно поняли диспетчера и решили, что разрешение на взлет получено. Они стали набирать скорость.

Диспетчеры пытались предупредить их, но помехи радиосвязи искажали их сообщения.Главный пилот KLM увидел второй самолет,когда уже было слишком поздно. Он отчаянно задрал нос самолета вверх, царапая хвостом полосу, однако взлететь ему не удалось. Один самолет врезался в другой на скорости 160 миль в час.

От удара с KLM самолет Pan Am отшвырнуло на 500 футов, после чего он взорвался из-за возгорания топлива. Взрыв был настолько мощный, что потушить пламя удалось только на следующий день. Все, кто были на борту, погибли.

Когда команды спасателей выехали на полосу, они не бросились на спасение выживших на борту Pan Am. Вместо этого они устремились к горящим обломкам KLM. Целых двадцать минут в полном хаосе пожарные и спасатели думали, что им нужно справиться только с одной катастрофой.

Про самолет «Пан Ам» никто не подумал. Его двигатели все еще работали на полную мощность, так как в момент столкновения пилоты пытались развернуть самолет, но теперь проводка была повреждена и выключить двигатели было невозможно.

От столкновения половину крыши самолета сорвало, а пассажиров засыпало обломками. По салону быстро распространялось пламя, все обволакивал дым. Чтобы выжить, действовать надо было быстро. Надо было расстегнуть ремни безопасности, вылезти на неповрежденное крыло через обломки и спрыгнуть с высоты десять метров.

Вполне реальный план спасения, однако далеко не все сделали хотя бы попытку спастись. Некоторые люди подскочили, выбрались сами, помогли выбраться своим знакомым и другим людям и выбрались из самолета. Большинство же людей оставалось на своих местах в замешательстве.

Вскоре взорвался основной топливный бак, и все, кто находился на борту, погибли – за исключением 60 человек, успевших выбраться из самолета.

Как пишет Аманда Рипли в своей книге «Невероятно» (Unthinkable), последующее расследование показало, что на спасение у выживших была только одна минута, до того как взорвался топливный.бак.

За эту минуту еще несколько десятков людей успело бы спастись с горящего самолета, но они не смогли ничего предпринять, не смогли избавиться от овладевшего ими паралича.

Что это? Опять же — неуверенность. Бежать? Не бежать? Спасут? Не спасут? Это опасно? Не опасно? Это да? Это нет? А может, всё обойдётся? А, может… Бах! И нету Кука.

Что же делать?

Само собой — ускорять мышление.

Как его ускорять? Да легко —

Мышление тем быстрее, чем более уверен человек.

Вы можете сказать: «Уверенность бывает ложной». Да, это так. Но мышление всё равно быстрее. И, само собой, ответственность каждого человека

  • а) ускорить мышление, повысив уверенность
  • б) пользоваться для мышления истинными данными.

Но сейчас мы говорим лишь о повышении уверенности.

Итак, как повысить уверенность и ускорить мышление?

Для этого существуют тысячи методик и сотни направлений. Среди них есть как истинные, так и ложные. Как отличить одни от других?

Критерий один — когда вы работаете над собой, и ваша уверенность растёт — вы на правильном пути. Но если вы всё больше и больше сомневаетесь, всё больше и больше колеблетесь, всё больше «думаете»… Тогда это неправильный путь.

Какие пути существуют?

  • Хороший путь Норбекова — он здорово повышает уверенность, но справляются лишь самые уверенные.
  • Хороший путь гимнастики Белояр — уверенность растёт, но в меньшем количестве областей (только по управлению телом).
  • Есть путь прояснения слов , но сложно самому разобраться (хотя если въехал в тему — не остановить 🙂).
  • Есть путь одитинга. Но здесь нужно РАБОТАТЬ, пахать и отпахивать. Далеко не всем по плечу.
  • Есть путь обучения — когда вы из уверенности сплетаете прочную «кольчугу» соединённых и связанных фактов и законов. Здесь тоже сложно — но проще в том смысле, что вы сами решаете, что с чем сплетать для получения уверенности. Да и источников знаний полно.

Путей множество… Осталось выбрать тот, который подходит именно вам.

А теперь ответ на вопрос в начале статьи:

Как связаны уверенность, мышление и эмоции?

Ответ прост: чем больше уверенность, чем скорее мышление — тем лучше человек себя чувствует. Это энтузиазм, сильный интерес и прочие эмоциональные «вкусняшки».

Чем меньше уверенность, тем медленнее мышление, и тем хуже самоощущение.

  1. Вы злитесь? Значит, есть неуверенность. И вы можете предсказать, как «быстро» вы будете думать по отношению к тому, на что злитесь.
  2. Вы боитесь? Значит, вывод: неуверенности ещё больше, а скорость мышления ещё ниже.
  3. Вам всё безразлично? Неуверенности под потолок. Ещё чуть-чуть, и причина безразличия поглотит человека. О скорости мышления здесь мы вообще не говорим.

Итак, теперь у вас есть критерий оценки скорости мышления и уверенности — эмоция.

  1. Чем выше и лучше эмоция, тем быстрее думает человек, и тем больше он уверен.
  2. Чем более низкая, более разрушительная, более подавляющая эмоция — тем медленнее думает человек и тем меньше уверенности.

Вывод прост: вы чувствуете отрицательную эмоцию по отношению к чему-то? Значит, у вас есть над чем работать.

Вы чувствуете положительную эмоцию по отношению к чему-то? Значит, вы можете ещё больше увеличить и знания, и уверенность в этой области.

Удачного ускорения мышления и увеличения уверенности!

Пишите ваши вопросы и делитесь победами в комментариях!

Заторможенность – это симптом многих психологических или физиологических патологий, который проявляется в виде снижения скорости реакции человека, растянутости речи, замедления мыслительных функций и двигательной активности.

Что представляет собой заторможенность

В серьезных случаях человек вовсе перестает реагировать на окружающую атмосферу и пребывает длительно в апатии или оцепенении. Выделяют несколько видов заторможенности:
  • комплексную;
  • идеаторную (мыслительную);
  • моторную (двигательную).
Заторможенность бывает речевая и мыслительная, то есть имеет психологические причины. Вялые и несвоевременные двигательные реакции вызывает моторная заторможенность. Могут проявляться , провалы в памяти. В большинстве случаев такие состояния вызваны или болезнью, хронической усталостью, или психологическими патологиями.
Двигательная и эмоциональная заторможенность – это патология, выявить причины которой могут только врачи. Они же назначают адекватное лечение.

Патологическую заторможенность мышления еще называют брадипсихия. Это не инертность мышления или апатия, а более обширное понятие. Зачастую она проявляется с возрастом у пожилых людей, но нередка и у детей, и у молодых людей.

Причины и симптомы заторможенности мышления


Поведение, мышление человека, его психологическое состояние могут нарушаться при патологиях нервной системы и головного мозга. К идеаторной заторможенности также приводят:



Угнетение двигательных и мыслительных процессов характерно проявляется после употребления спиртного, даже одноразово. Такие же симптомы порой вызывают и психотропные препараты, а также сильные успокоительные. При их отмене заторможенность проходит.

Причины и симптоматика двигательной заторможенности

Моторная, как и мыслительная заторможенность проявляется в результате психологических нарушений, а также всевозможных заболеваний. В мимике и движениях больного иногда или всегда ощущается вялость. Осанка обычно расслаблена, нередко появляется желание присесть, лечь в кровать, на что-то опереться.

Резкая моторная заторможенность появляется в результате инсульта, сердечной патологии, когда необходима срочная госпитализация. Постоянной двигательной заторможенностью страдают люди с психическими нарушениями, паркинсонизмом, эпилепсией, хроническим депрессивным состоянием. Такие патологии также требуют выявления и лечебной коррекции.


Такой симптом характерен и для детей. Он может иметь хронический характер при некоторых нейровегетативных нарушениях, например, ДЦП, или проявляется спонтанно при высокой температуре, после сильного стресса или впечатления. К заторможенности у детей зачастую приводят:

  • сосудистые патологии головного мозга;
  • эндокринные патологии;
  • менингит;
  • нарушения психологического характера;
  • эпилепсия;
  • энцефалит;
  • резкие стрессовые ситуации.



При любых видах заторможенности у ребенка: речевых, двигательных, мыслительных необходима консультация нескольких специалистов и грамотная диагностика. В большинстве случаев такое состояние у детей корректируется медикаментозно или при помощи психолога.

Диагностика заторможенности

При нарушениях психологического характера, а также физиологических патологиях, обусловленных заторможенностью мыслительной, двигательной или речевой реакции, необходима тщательная диагностика, то есть медицинское и психологическое обследование.

Проводят осмотр таких пациентов логопеды, неврологи, психиатры, психотерапевты и другие специалисты. Необходимо точно определить, есть ли нарушения работы мозга, были ли у человека травмы головы, наследственные заболевания. Для определения органической природы заболевания назначают:

  • ПЭТ и МРТ мозга;
  • анализы крови.
Проводится также диагностика письменной и устной речи. Возможно, человек страдает заиканием, дефектами звукопроизношения, которые приводят к речевой заторможенности. Изучается также интеллектуальное развитие пациента, состояние сенсорных функций, общей моторики, состояние суставов и мышц.


Лечение заторможенности

  • Активизация мыслительных процессов . Для этого читают новые книги, осваивают языки, занимаются творчеством или решают математические задачи. Такие действия тренируют мозг, активизируют мыслительную деятельность.
  • Нейропротекторы и ноотропы . Медикаментозное лечение, направленное на восстановление и укрепление нервных клеток и тканей.
  • Сосудистая терапия . Препараты помогают очистить стенки сосудов, особенно это важно для головного мозга. В результате активизируется двигательная активность, и мыслительная заторможенность постепенно отступает.
  • Психотерапия. Ею дополняют медикаментозное лечение. Современные методики психотерапии помогают справляться с последствиями стрессовых ситуаций, корректируют личностную оценку, формируют правильные модели реагирования на определенные моменты.
  • Спорт и свежий воздух. Умеренная физическая нагрузка, прогулки на улице помогают мозгу отдыхать, а нервным клеткам восстанавливаться за счет дополнительного притока кислорода.
Если заторможенность временная, вызвана сильным жаром, то следует принять таблетки или сиропы, снижающие температуру. Вызванную медикаментами и сильными успокоительными временную заторможенность купируют, отказавшись от таких препаратов. Обычно она проходит без следа, реакции организма полностью восстанавливаются.

Заторможенность эмоций и движений (видео)

Что такое заторможенность эмоций и движений. Как правильно выявить и лечить патологию, узнаем рекомендации врача из видеоролика.

Мышление - это высшая форма психической деятельно­сти человека, включающая в себя активную переработку чувствен­ных ощущений и восприятия, т. е. это опосредованное отражение связей и отношений между предметами и явлениями объективно­го мира. В основе процесса мышления лежат такие операции, как анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, клас­сификация признаков. В результате этих операций образуются по­нятия и умозаключения.

Понятие является отражением в сознании человека общих закономерностей и качеств предметов и явлений. В понятие вклю­чается познание реальной внутренней сущности того или иного явления или предмета.

В зависимости от степени абстрагирования и обобщения по­нятия носят конкретный или абстрактный характер. Поэтому и выделяют конкретно-образное и абстрактное мышление. На­глядно-образное, чувственное или конкретное мышление свя­зано со словесными образами конкретных предметов, непо­средственно познаваемых при помощи органов чувств. При абст­рактном мышлении мы обобщаем, т.е. улавливаем совокупность существенных признаков, которые характерны для данного яв­ления, отбрасывая всякие для него несущественные, частные признаки. Таким образом, возникают абстрактные понятия, на­пример «животные», «деревья», «подводный мир». Они отли­чаются от конкретных понятий, например «носорог», «береза» «акула».

Умозаключение возникает в результате сравнения не­скольких суждений, их сопоставления и, таким образом, закан­чивает собой процесс мышления в качестве окончательного вы­вода.

Физиологической основой мышления является, как известно вторая сигнальная система (И. П. Павлов), отражающая на более высоком уровне не только прошлое и настоящее, но и предстоя­щее путем образования временных связей - ассоциаций. Мышле­ние материализуется в речь. Именно поэтому путем анализа рече­вой продукции человека можно судить о наличии или отсутствии у него патологии мышления.

Расстройства мышления разделяются на патологию ассоциа­тивного процесса и патологию суждения.

Патология ассоциативного процесса

Ускорение мышления выражается в том, что условно за едини­цу времени образуется больше ассоциаций, чем в норме, при этом страдает их качество. Быстро сменяющие друг друга образы, пред­ставления, суждения, умозаключения крайне поверхностны. Обилие и легкость новых ассоциаций, спонтанно возникающих от любого зрительного, звукового, обонятельного и других раздражи­телей, отражается в речевой продукции, которая может напоми­нать так называемую пулеметную речь. От беспрерывного говоре­ния больные иногда даже теряют голос или же он становится хриплым, шепотным.

Для этого варианта нарушения мышления характерна повышен­ная отвлекаемость, мешающая больному довести до конца любое начинание. В голове так много мыслей, что они нередко принима­ют характер скачки идей. При этом мыслительный процесс и речевая продукция как бы имитируют бессвязность. Однако если эту речь записать на магнитофон и воспроизвести в медлен­ном темпе, то можно определить в ней некий смысл, цель, чего никогда не бывает при бессвязности мышления.

Другим вариантом ускорения темпа мышления является ментизм , который представляет собой возникающий по­мимо воли больного наплыв мыслей. Поток образов, представле­ний, воспоминаний обрушивается на больного в таком стреми­тельном темпе, что он не может справиться с ними, теряется от их обилия, чувствует себя беспомощным. Некоторые исследовате­ли считают ментизм вариантом идеаторного автоматизма синдрома Кандинского - Клерамбо при шизофрении или при органиче­ских психозах.

Ускорение ассоциативного процесса является обязательной производной маниакального синдрома различного генеза (аффек­тивные расстройства, шизофрения, наркомания и т.д.).

Замедление мышления проявляется в заторможенности и бед­ности ассоциаций. Наиболее выражено замедление ассоциативного процесса в абсолютно «пустой голове, в которой мысли вооб­ще не появляются». На вопросы больные отвечают односложно и после длительной паузы (латентный период речевых реакций воз­растает по сравнению с нормой в 7- 10 раз). Подобное наруше­ние обычно характерно для депрессивного синдрома, но может отмечаться при апатических и астенических состояниях, а также при легких степенях помрачения сознания.

Полная остановка течения мыслей (шперунг - термин немецких авторов, блокировка мыслей - англоговорящих) происходит, ког­да на фоне ясного сознания и при отсутствии галлюцинаций боль­ной на какое-то время теряет нить беседы, при этом в голове возникает ощущение пустоты, он перестает говорить и как бы приходит в себя лишь через некоторое время. Это расстройство весьма характерно для шизофрении.

Насильственное мышление характеризуется тем, что в сознании больного помимо воли и желания возникают случайные, мало­значимые для него мысли или поток мыслей, от которого он из­бавиться не может. В таком случае говорят о «наплыве мыслей», или ментизме.

Патологическая обстоятельность мышления - это чрезмерная вязкость, тугоподвижность ассоциативного процесса, застревание на несущественных признаках, трудность переключения с одной темы на другую. Речь больных изобилует множеством ненужных деталей, так как они не в состоянии отличить главное от второ­степенного, им кажется важной каждая мелочь или оттенок об­суждаемой проблемы. Кроме того, нередко речь приобретает осо­бые интонации, растягиваются слова, используются уменьшитель­но-ласкательные суффиксы.

Патологическая обстоятельность особенно характерна для эпи­лепсии (так называемое лабиринтное мышление), однако возмож­на при травмах головного мозга, сосудистых психозах и других видах психической патологии.

Персеверация мышления - застревание на одних и тех же представлениях, выражается в постоянном повторении какого-то сло­ва или группы слов. Обычно это - правильный ответ на первый заданный больному вопрос. На все последующие вопросы он дает тот же первичный ответ. Так, на вопрос: «Сколько вам лет?», боль­ной правильно отвечает: «65». И далее: «Как вас зовут?» - «65», «Где вы живете» - «65» и т.д.

Это состояние (так называемые стоячие симптомы) весьма характерно для атрофических процессов головного мозга (болезнь Пика, болезнь Алцгеймера), но может отмечаться при травмати­ческих и сосудистых психозах.

Вербигерация - спонтанное и стереотипное повторение каких-то слов, звуков или простых предложений. Возникает непроиз­вольно, чаще отмечается при шизофрении.

Парциализация мышления -- характерна только для шизофре­нии. Выражается в том, что, по мнению больных, мыслить могут абсолютно все части тела.

Резонерство - склонность к пустому, бесплодному рассуждательству с отсутствием конкретных идей. Крайнюю бессодержательность и бедность суждений больной облекает в грамматичес­ки правильную, но пространную, порой витиеватую словесную форму с использованием высокопарных выражений и обилием научных и философских терминов.

В качестве примера приведем высказывание больной С, мате­матика по образованию, проходившей лечение по поводу присту­па шизофрении:

В норме нечто, формально напоминающее резонерство, называется демагогией. Наличие в мышлении резонерства обычно сви­детельствует о несвежем шизофреническом процессе.

Символическое мышление присуще всем людям - и здоровым, и больным. Есть символы, которые понятны если не всем, то большинству. Например, белый халат - символ врача, черная одежда - символ траура. При патологии ассоциативного процес­са в виде символического мышления символы всегда сугубо ин­дивидуальны и понятны только самому больному.

Нет двух больных с одинаковой символикой. Источником символического мышления может быть любой предмет, сказанная кем-то нейтральная фраза, любой цвет одежды, явление природы. На­пример, больная 3. расценивала дождь как слезы Вселенной по поводу ее загубленной жизни, а красный цвет галстука - как намек на то, что она скоро будет гореть в «геене огненной». Символическое мышление также свидетельствует о несвежем шизоф­реническом процессе.

Паралогическое мышление развивается по законам кривой ло­гики и понятно только самому больному. В мышлении отсутствует логическая связь, выводы, к которым приходит больной, нелепы и неадекватны. Чаще всего отмечается при шизофрении.

Например, больной заявляет: «Я плохо вижу, так как за ок­ном глубокая осень». Далее разъясняет: «Осень - это предтеча зимы, увядания и гибели растительного мира. У меня снизилось зрение, это признак старости. Значит, я скоро умру вместе со всеми растениями страны». Другой больной заявил, что он ма­ленького роста, так как его росту помешали военные действия в Индонезии.

Разорванность мышления - это утрата логической связи между представлениями, понятиями и идеями, хотя мысль при этом иног­да облекается в правильную грамматическую форму. Например: «Богемность космической фантасмагории мешает замедлению уче­ния Мичурина». Или: «Мечта сформировалась из остаточных про­дуктов полей орошения с завтрашним распределением крайней облачности над всей Испанией». Крайним вариантом разорванно­сти является шизофазия или «словесная окрошка», когда речевая продукция выражается в не связанных между собой отдельных словах или простых предложениях с обилием неологизмов (новые слова, составленные из приставки одного и корня, суффикса или окончания другого слова).

Разорванность мышления типична для шизофрении.

Бессвязность мышления характеризуется полной хаотичностью и бессмысленностью ассоциативного процесса, речь состоит из отдельных, не связанных между собой слов. Несколько напоми­ная шизофазию, бессвязность отличается от нее тем, что всегда возникает на фоне нарушенного сознания, в частности при аменции любого генеза.

Патология суждения

К патологии суждения относятся навязчивые состояния, сверхценные, бредоподобные и бредовые идеи.