Главная · Правильное питание · О приспособлении городского жилищного фонда для инвалидов и эксплуатации в нем специального стационарного подъемного оборудования. Доступность для инвалидов жилых помещений и общего имущества в мкд Приложение. Порядок оказания содействия инвалидам в обуст

О приспособлении городского жилищного фонда для инвалидов и эксплуатации в нем специального стационарного подъемного оборудования. Доступность для инвалидов жилых помещений и общего имущества в мкд Приложение. Порядок оказания содействия инвалидам в обуст

Постановление Правительства РФ от 09.07.2016 N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов" (вместе с "Правилами обеспечения условий доступности для инвалидов жилых...

IV. Требования по приспособлению жилого помещения

с учетом потребностей инвалида

32. Жилое помещение инвалида должно иметь жилую комнату, совмещенный санитарный узел для инвалида, переднюю-холл площадью не менее 4 кв. метров.

33. Ширина пути для движения кресла-коляски в одном направлении должна быть не менее 1,5 метра, минимальный размер площадки для поворота на 90 градусов должен составлять 1,2 x 1,2 метра, диаметр площадки для разворота на 180 градусов - 1,4 метра, высота проходов должна составлять не менее 2,1 метра.

34. Входные, внутренние квартирные и балконные двери должны иметь ширину дверных и арочных проемов не менее 0,9 метра. Входные и балконные двери оснащаются доводчиками с регулируемым усилием не более 19,5 Нм и замедлением динамики открывания и закрывания с задержкой не менее 5 секунд.

35. Пороги дверных коробок входных и балконных дверей оснащаются временными съемными инвентарными пандусами (накладными, приставными).

36. Ширина передней-холла и коридора должна быть не менее 1,6 метра, при этом должна обеспечиваться возможность хранения кресла-коляски. Внутриквартирные коридоры должны иметь ширину не менее 1,15 метра.

37. Санитарные узлы должны иметь следующие размеры:

а) ванная комната или совмещенный санитарный узел - не менее 2,2 x 2,2 метра;

б) уборная с умывальником (рукомойником) - не менее 1,6 x 2,2 метра;

Премьер-министр РФ подписал постановление о переоборудовании жилых помещений, подъездов и придомовых территорий под потребности людей с ограниченными возможностями. На основе постановления Министерство строительства в трехмесячный срок разработает правила для исполнения новых требований. Финансировать переоборудование домов, дворов и подъездов будут регионы и муниципалитеты. Постановление различает минимальный, оптимальный и максимальный перечни оборудования. В минимальный перечень входит главным образом оборудование квартиры, а максимальный уровень удобств может предоставляется за средства самого инвалида или за счет других не запрещенных законом источников финансирования.


18 июля Дмитрий Медведев подписал постановление «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов». Проект постановления разрабатывался Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ в рамках реализации Конвенции о правах инвалидов с учетом замечаний и предложений заинтересованных общественных организаций (Всероссийское общество глухих, Всероссийское общество инвалидов, Всероссийского общества слепых и ряда других). С сентября 2015 года постановление находилось на рассмотрении кабинета министров. В тексте постановления разъясняются организационные, инженерно-технические, правовые и иные требования по приспособлению домов, подъездов и придомовых территорий с учетом потребностей людей с ограниченными возможностями. Требования распространяются на все жилые помещения, где постоянного проживают инвалиды либо семьи с детьми-инвалидами, независимо от формы собственности.

Глава Минстроя Михаил Мень сообщил, что для исполнения нового постановления ведомство к октябрю разработает все необходимые документы, а также правила для обследования жилых помещений и общего имущества домов, в которых проживают инвалиды. Оценивать жилье на предмет необходимого переоборудования будет специально сформированная комиссия, состав которой будет зависеть от формы собственности помещений.

Финансирование мероприятий по оборудованию жилого помещения инвалида возлагается на субъекты Российской Федерации и муниципальные образования. В минимальный перечень переоборудования входит только приспособление самого жилого помещения под нужды людей с ограниченными возможностями - в том числе соблюдение минимально необходимых площадей для передвижения кресел-колясок, ширины дверных проемов не менее 0,9 м, а также оснащение дверных коробок съемными пандусами, а дверей - доводчиками.

После осмотра каждого жилого помещения помимо минимального перечня необходимых переделок комиссия будет составлять оптимальный и максимальный перечни. Оптимальный перечень, как оговорено в постановлении, может осуществляться за счет средств бюджетов региона и муниципального образования. Максимальный уровень при желании инвалида оплачивается за его счет или за счет «источника финансирования, не запрещенного законодательством РФ». В эти перечни мероприятий может входить обустройство придомовой территории нескользящим и невибрирующим покрытием и оборудование участка перед крыльцом тактильной полосой и пандусами. Постановление регламентирует уклоны путей движения, размеры разворотных площадок, число ступеней пролетов лестницы, размер входной двери, тамбура и внеквартирных коридоров.

Заместитель председателя координационного совета по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности при Общественной палате РФ Елена Клочко в беседе с “Ъ” приветствовала внимание государства к проблемам людей с ограниченными возможностями: «Особенно приятно, что в минимальном перечне требований значится именно обустройство квартир, а не только придомовой территории. Но для инвалидов также сложен момент выхода из дома, поэтому я надеюсь, что региональные бюджеты найдут средства и для финансирования оптимального списка мер». Управляющий партнер коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры» Владимир Старинский полагает, что постановление решает проблему лишь частично, «поскольку трудности людей с ограниченными возможностями не ограничены местом их проживания, например, если инвалид-колясочник поедет в дом, где условия для людей с ограниченными возможностями не созданы, ему не избежать сложностей при подъеме на крыльцо, этаж, при нахождении в маленькой квартире». Кроме того, «согласно постановлению, если комиссия признает, что дом невозможно отремонтировать и приспособить под нужды инвалида, жилое помещение признается непригодным для проживания людей с ограниченными возможностями и членов их семей,- отмечает господин Старинский.- То есть теоретически постановление сможет решить проблемы далеко не всех инвалидов. Остается ждать, что будет на практике».

По данным Минтруда, в Российской Федерации проживает более 12 млн инвалидов. СМИ неоднократно сообщали о протестах против переоборудования помещений общего пользования с учетом потребностей людей с ограниченными возможностями. В частности, в октябре 2015 года в Смоленске собрание жильцов подъезда многоквартирного дома проголосовало против установки пандуса, которого добивалась мать 33-летнего инвалида-колясочника с диагнозом «рассеянный склероз». Ранее в Красноярске группа местных жителей выступила против сооружения пандуса для образовательного центра детей-инвалидов, мотивируя свой протест трудностями при парковке автомобилей.

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ доработало проект постановления Правительства РФ «Об утверждении требований по приспособлению жилого помещения с учетом потребностей инвалидов» на основании замечаний и предложений заинтересованных общественных организаций.

Данный проект сейчас находится на стадии общественного обсуждения на сайте regulation.ru, однако министерство инициировало его обсуждение с представителями заинтересованных общественных организаций, профильными ведомствами и застройщиками. Все участники совещания выступили с принципиальной поддержкой проекта постановления. А на основании полученных предложений и замечаний по конкретным пунктам от Всероссийского общества инвалидов, института профессиональной реабилитации и подготовки персонала «Реакомп» и департамента градостроительной политики города Москвы Минстрой России доработал текст проекта постановления.

Кроме этого проект должны будут согласовать – Минтруд, Минздрав, Минэконом, Минюст и Минфин России, который в частности внесет предложения по поиску источников финансирования на данные мероприятия.

Документ разработан Минстроем России в рамках реализации Конвенции о правах инвалидов. Несмотря на то, что в России данных норм никогда не существовало, и ведомству пришлось разрабатывать совершенно уникальный для страны нормативный акт, он широко охватывает сферы дальнейшей правоприменительной практики.

Документ содержит общие требования к обустройству прилегающей территории, крылец, входных площадок, внеквартирных коридоров, дверей и дверных проемов. Отдельные требования прописаны по приспособлению жилого помещения.

Проект также предполагает возможность реализации дифференцированных требований с учетом потребности инвалида и оценки возможности приспособления жилого помещения. Документ содержит подробное описание процедуры такой оценки и составления перечня обязательных для выполнения мероприятий. При этом учитываются потребности различных категорий инвалидов - инвалиды с расстройствами слуха, зрения, двигательной функции, инвалиды с задержкой в развитии, дети-инвалиды.

Справочно:

Проект постановления устанавливает обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные требования по приспособлению жилого помещения с учетом потребности инвалидов. Требования будут распространяться на жилые помещения инвалидов и семей с детьми-инвалидами, предназначенные для постоянного проживания независимо от формы собственности.

Приняли участие представители общественных организаций: «Всероссийское общество глухих», «Всероссийское общество инвалидов», «Всероссийского общества слепых». А также руководители профильных отделов государственных ведомств: департамент по делам инвалидов Минтруда России, департамент экономики социального развития и приоритетных программ Минэкономразвития России, «Институт экономики города», ГКУ «Центр реформы в ЖКХ», департамент социальной защиты населения города Москвы и другие.

В целях реализации законов города Москвы от 17 января 2001 г. N 3 "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объек- там социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы" и от 26 октября 2005 г. N 55 "О дополнительных мерах соци- альной поддержки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедея- тельности в городе Москве" и повышения эффективности работы по приспособлению для инвалидов жилищного фонда, находящегося в собс- твенности города Москвы, совершенствования порядка предоставления инвалидам и использования ими специализированных жилых помещений и усиления контроля за этой деятельностью пос- тановляет: 1. Департаменту градостроительной политики, развития и ре- конструкции города Москвы представить в до 1 февраля 2007 г. предложения по порядку установки на объектах ново- го строительства и реконструкции за счет средств бюджета города Москвы в нежилых помещениях, в т.ч. в подъездах жилых домов, плат- форм подъемных для инвалидов и систем их диспетчеризации, а также специального подъемного внутриквартирного оборудования в жилых по- мещениях. 2. В целях упорядочения системы обеспечения инвалидов за счет средств бюджета города Москвы специализированными жилыми помещени- ями и исключения случаев их нецелевого использования : 2.1. Совместно с и Де- партаментом социальной защиты населения города Москвы до 1 марта 2007 г. осуществить проверку использования специализированных жи- лых помещений, предоставленных инвалидам и членам их семей. 2.2. По итогам проведенной работы во II квартале 2007 года совместно с определить поря- док учета и использования специализированных жилых помещений, пре- дусмотрев при этом внесение в Реестр объектов собственности города Москвы в жилищной сфере обозначение их целевого назначения. 2.3. При заключении договоров с инвалидами - пользователями данных помещений предусматривать нормы: - целевого использования по договору безвозмездного пользова- ния данных помещений; - расторжения в установленном порядке с инвалидами договоров безвозмездного пользования при выявлении фактов нецелевого исполь- зования специализированных жилых помещений. 3. Жилищным комиссиям сов- местно с усилить контроль за предоставлением инвалидам специализиро- ванных жилых помещений и их целевым использованием. 4. В целях совершенствования работы по эксплуатации и ремонту специального стационарного подъемного оборудования для инвалидов, устанавливаемого за счет средств бюджета города Москвы, в I полугодии 2007 года подготовить предложения руководите- лю Комплекса городского хозяйства города Москвы по внедрению сис- темы централизованного технического обслуживания и ремонта плат- форм подъемных для инвалидов и другого специального стационарного подъемного оборудования, их диспетчеризации и видеоконтроля. 5. в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации в месячный срок после выхода настоящего постановления внести в уста- новленном порядке необходимые изменения и дополнения в примерный договор безвозмездного пользования жилым помещением, заключаемый с инвалидом. 6. Возложить функции государственных заказчиков и полномочия главных распорядителей средств бюджета города Москвы на финансиро- вание работ по эксплуатации и ремонту специального подъемного обо- рудования для инвалидов, устанавливаемого за счет средств бюджета в подъездах жилых домов (независимо от способа их управления), а в части домов, находящихся в управлении организации городского подчинения, - на . 7. и в части домов, указанных в пункте 6 настоящего постановления: 7.1. Обеспечить оплату работ по содержанию и текущему ремонту общедомового оборудования для лиц с ограничениями жизнедеятельнос- ти, выполняемых по городскому заказу за счет и в пределах средств, предусмотренных в бюджете города Москвы на расходы по эксплуатации жилищного фонда. 7.2. Осуществлять в 2007 году финансирование работ по техни- ческому обслуживанию и ремонту платформ подъемных для инвалидов, установленных в нежилых помещениях, в т.ч. в подъездах жилых до- мов, а также по содержанию операторов в пределах, выделенных пре- фектурам и , лимитов бюджетных ассигнований по статье "Расходы по эксплуатации жилищного фонда". 7.3. В месячный срок представить в предложения по включению в Реестр расходных обязательств города Москвы обязательств по финансированию мероприятий по прис- пособлению городского жилищного фонда для эксплуатации в нем спе- циального стационарного оборудования. 7.4. При формировании проекта бюджета на 2008 год и последую- щие годы предусматривать средства для финансирования указанных работ по статье "Расходы по эксплуатации жилищного фонда". 7.5. Не допускать случаев приемки жилых домов (при новом строительстве и реконструкции) без монтажа и сдачи в эксплуатацию в установленном порядке предусмотренных в проектах платформ подъ- емных для инвалидов и другого специального стационарного подъемно- го оборудования. 7.6. До 1 июля 2007 г. обеспечить организацию работ по приве- дению в надлежащее техническое состояние и вводу в эксплуатацию всех установленных в жилищном фонде подъемных платформ для инвали- дов. 8. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить по принадлежности на первых заместителей Мэра Москвы в Аксенова П.Н., Ресина В.И., Росляка Ю.В., Швецову Л.И. и префектов административных округов города Москвы. П.п.Мэр Москвы Ю.М.Лужков

В последнее время российские власти взяли курс на то, чтобы повсеместно создавать для инвалидов максимально доступную среду. Да, кто-то может сказать, что проводимых мероприятий недостаточно, ещё есть над чем работать, и что люди с расстройствами двигательной функции, слуха и зрения по-прежнему испытывают немало неудобств. Но, с другой стороны, ещё лет десять назад для особой категории граждан практически ничего не делалось вовсе. На сегодня ситуация стала меняться к лучшему. Вот и летом прошлого года вышло Постановление Правительства РФ за №649 – «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учётом потребностей инвалидов». Оно также призвано улучшить жизнь людей с ограниченными физическими возможностями. Правда, есть один нюанс: не совсем понятны механизмы воплощения данного закона на практике.

Для начала скажем, что в Усть-Илимске, в связи с выходом на федеральном уровне 649-го Постановления, в феврале этого года был принят свой документ – Положение о создании межведомственной комиссии. В её задачи, как гласит нормативно-правовой акт, входит обследование жилых помещений и общего имущества в МКД, где проживают инвалиды. Конечной целью работы комиссии является вынесение определённого заключения: насколько вообще возможно приспособить конкретную квартиру или дом под нужды людей, которые ограничены в жизнедеятельности. Причём речь идёт о разных формах инвалидности: кто-то не может двигаться и прикован к коляске, кто-то страдает стойкими расстройствами слуха или зрения, а кто-то отстаёт в умственном развитии. И в каждом отдельном случае переделка помещений должна быть сугубо индивидуальной, в зависимости от вида ограничений (что именно и как надо изменять и переоборудовать в жилье, подробно рассказывают Правила, утверждённые уже упомянутым Постановлением федерального Правительства – прим.).

В состав местной комиссии включаются представители Департамента жилищной политики, Департамента недвижимости, Отдела по социальным отношениям Администрации города, Финуправления и общественных объединений инвалидов. Могут привлекаться и сотрудники управляющих компаний.

Порядок комиссионной работы подразумевает, во-первых, рассмотрение документов о характеристиках жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме; во-вторых, проведение визуального и технического осмотра здания, если понадобится – то испытание его несущих конструкций. Также должны состояться и беседы с людьми с ограниченными возможностями, чтобы непосредственно от них узнать о конкретных потребностях в приспособлении квартиры, подъезда и т.д. Наконец, выносится оценка о необходимости и технической возможности переустройства жилья. И если технически сделать ничего нельзя, то помещение признаётся непригодным для проживания инвалида, а если же, наоборот, возможность переустройства имеется, то составляется перечень мероприятий. Он может быть минимальным, который финансируется из городской казны, оптимальным – здесь уже можно «подключать» областные деньги, и максимальным. Последний выполняется по специальному заказу инвалида за его счёт, а также за счёт любых иных источников финансирования, не запрещённых действующими законами.

«Сработает ли данное Положение о межведомственной комиссии на практике, удастся ли благодаря ему приспособить места проживания усть-илимских инвалидов под их нужды?» – с такими вопросами мы обратились в мэрию. В Департаменте жилищной политики нам рассказали: на сегодня идёт работа по формированию комиссии. Но рассчитывать, что обследования жилых помещений и общего имущества в домах будут носить массовый характер, не приходится. Ведь данная работа достаточно трудоёмкая, и делать её участникам комиссии придётся в своё свободное время. Однако не это самое главное. Как говорят специалисты Администрации, в федеральном законе №649, на базе которого было разработано местное Положение, прописаны только общие принципы. Конкретные механизмы претворения их в жизнь пока неясны. Например, отсутствуют формулы расчёта по переустройству тех или иных конструкций дома, в связи с чем неясно – какие суммы закладывать. Да, собственно, и сам порядок финансирования не определён. Поэтому, по- куда не вышла нормативно-правовая база, разъясняющая, как действовать дальше, выносить заключение по конкретным жилым помещениям ещё рановато. Отметим, что в перспективе действовать комиссия будет адресно: есть немало инвалидов, кто уже обращался в мэрию и озвучивал свои проблемы по доступности жилья, вот с ними в первую очередь и будут отрабатывать.

По поводу данного законодательного новшества переговорили мы и с председателем местного общества инвалидов Ольгой Мороз. В эту организацию, напомним, входит свыше 30 человек, в их числе колясочники, люди, перенёсшие ДЦП, инвалиды по общим заболеваниям и др. По словам Ольги Анатольевны, тех, кому необходимо переоборудование жилого помещения либо подъезда, в городе довольно много. Кому-то пандусы нужны, кому – дополнительные перила к лестницам. Собственно в этом нуждаются не только люди с ограниченными возможностями здоровья, но и другие категории маломобильных граждан. Например, молодые мамы с колясками, пожилые люди.

– В то же время, – рассказывает Ольга Мороз, – я вижу, что за последние годы ситуация начала меняться в лучшую сторону. Даже если говорить «навскидку»:

  • смонтированы пандусы у входа в городские поликлиники, мэрию;
  • помещения Фонда социального страхования, которому были недавно переданы полномочия по выдаче технических средств реабилитации, максимально обустроены под нужды инвалидов;
  • образовательные, социальные и культурные учреждения также производят реконструкции внутри своих зданий, чтобы было удобно особенным людям;
  • в городе действует такси, предназначенное для перевозки тех же «колясочников»;
  • на дорогах вместо высоких бордюров делают специальные съезды.

Конечно, много чего ещё не хватает, но то, что сдвиги есть, – это очевидно.

В заключение скажем, что в городе действует муниципальная программа «Доступная среда для инвалидов и других маломобильных групп населения», рассчитанная на 2016-2020 годы. В прошлом году на неё было заложено чуть больше 110 тысяч рублей. Все деньги ушли на обследование 12 подъездов на предмет строительства там пандусов. В итоге выяснилось, что только в трёх из них существует техническая возможность смонтировать вспомогательные конструкции. На деньги, заложенные по программе на 2017 год, будет изготовлена проектносметная документация и, собственно, сами пандусы. Были планы в рамках «Доступной среды» приобрести в этом году ещё и два пассажирских автобуса, оборудованных для перевозки инвалидов. Город заложил на эти цели 6 миллионов рублей. Но, похоже, намерения так ими и останутся. Дело в том, что покупать технику предполагалось на условиях софинансирования со стороны федерации и области. Однако помощь из вышестоящих бюджетов существенно урезали. Так, регион обещает предоставить только 990 тысяч рублей, тогда как цена одного автобуса составляет порядка 10 миллионов! В итоге пока от приобретения специализированного транспорта в городской Администрации решили отказаться, средства, скорее всего, будут перенаправлены на другие цели.

Что же, к теме работы межведомственной комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов мы ещё обязательно вернёмся. Как знать, возможно, несмотря на все неясности, её деятельность сможет всё-таки принести конкретную практическую пользу в самом ближайшем будущем.